В каком году построен рязанский кремль. Рязанский кремль. переяславль-рязанский - история - познание - каталог статей - роза мира. Памятники истории и архитектуры

Территория Рязанского кремля всё ещё открыта для прогулок. Быть может, не каждый рязанец задумывался над тем, что в его родном городе он имеет возможность свободно передвигаться по историческому центру, тогда как удовольствие вольно гулять по кремлю почти всюду платное - взять Москву, Великий Новгород, Старую Ладогу. Разве что соседи Владимир и Коломна - в списке исключений. Конечно, можно цинично рассуждать, что гостям и показать-то можно всего один лишь кремль, но вопрос этот с одной стороны спорный, с другой напрашивается вывод, что за Рязанский кремль как раз и не обидно. А потому знать его историю, а при случае удивить приезжих занимательной экскурсией не помешает никому.

Потратив время в пути до архитектурного ансамбля, к примеру, на то, чтобы сориентировать гостя города в событиях и основных персонажах славной рязанской истории за девять сотен лет. Рассказать, как же так получилось, что некогда могущественная столица княжества обратилась в провинцию с дотационным бюджетом. Концы стоит искать в XII веке, когда феодальная раздробленность, поразившая Киевское государство, расчленила-таки его на отдельные княжества. В их числе оказалось и Муромско-Рязанское, которому суждено было в 1155 году также разделиться на два самостоятельных.

Рязанское княжество территорию имело завидно громадную и богатую на леса, зверя и прочие природные дары. Заканчивалось оно точно на границе лесостепей, а потому при набегах кочевников вставало на их пути первым. Донимали половцы - с племенами вели борьбу целое столетие, пока в начале XIII века им на смену не явились более сильные агрессоры. Так, Рязанское княжество первым приняло удар татаро-монгольских орд в 1237 году. Он оказался разрушительным для Пронска, Ижеславца и столицы княжества - Рязани. Город отстаивали пять дней и ночей, но силы были слишком неравны.

В древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем» противостоял татарам русский богатырь Евпатий Коловрат, который в поединке с бесчисленными татарскими полками погиб. Нашествие Батыя подорвало былое могущество столицы княжества. Рязань, та самая, которую сегодня мы знаем как городище Старая Рязань, из цветущего города превратилась в руины, которые вернуть к жизни так и не получилось. Рязанские князья всё чаще начинают бывать в другом городе - Переяславле.

В 1208 году, по свидетельству летописи, здесь были построены первые городские укрепления. До конца XIII века Переяславль был средним уделом Рязанского княжества, а к концу следующего столетия князья перенесли сюда официальную резиденцию. Набеги татар продолжались - рязанские земли терпели разрушения больше других. В 1378 году татарские войска были побеждены на Воже, но следующий год стал разрушительный уже для Переяславля - татары его разоряют и жгут. Не спас ситуацию и договор князя Олега Ивановича с татарами - такой политический ход и сегодня даёт повод историкам обсудить его личность. А вместе с этим и поискать причину, по которой Олег не принял официального участия в Куликовской битве. Так или иначе, к концу XIV века Москва постепенно становится политическим и экономическим центром северо-восточной Руси. Поневоле с этим считался и Олег Рязанский - он был вынужден наладить мирные отношения с Москвой и заключить мирный договор с князем Дмитрием Донским.

Запомнил Переяславль и события 1444 года - грабить город пришли отряды царевича Мустафы. Через 11 лет татары вернулись снова, но, получив отпор, покинули рязанские земли. Угроза над самостоятельностью Рязани нависла позже - переломным стал 1521 год, когда последний представитель княжеской династии в Рязани Иван Иванович был обвинён Василием III в предательстве: мол, тот сватает дочь крымского хана. Между тем, сам крымский хан с войском подошёл к Москве и добился регулярной выплаты дани, пока Василий III набирал войско и в городе отсутствовал. Рязанский князь мыслей о престоле не оставлял и решил воспользоваться удобным случаем, в суматохе ускользнув из Москвы в Переяславль, но в город не пошёл, а перебрался на левый берег Оки в Шумашь, в вотчину Кобяковых. Когда же на обратном пути Махмет Гирей решил поживиться в Переяславле и получил сопротивление. Князь Иван Иванович бежал в Литву. Он попытался было собрать войска, надеясь на помощь тамошних правителей, чтобы восстановить права на рязанское княжение, но потерпел неудачу. Он умер в Литве в 1534 году. Василий III же завершит объединение русских земель и увидит падение Большой Орды. Как напишет учёный Лев Гумилёв, Россия станет монолитной, присоединив к себе Черниговское княжество, Псков и Рязань, и будет граничить на юге и востоке с татарскими государствами.

На страницах истории Переяславль-Рязанский мелькнёт век спустя - когда рязанский воевода Прокопий Ляпунов призовёт другие города идти в ополчение против польских захватчиков «без сумнения и боязни». Но после разгрома польско-шведской интервенции Переяславль постепенно потеряет былое значение военной крепости. В первой половине XVII столетия территория рязанских земель образована в Рязанское наместничество, а в 1778 году по Указу Екатерины Великой появилась Рязанская губерния, и Переяславль-Рязанский переименовали в Рязань. Только новое имя городу процветания не принесли - рос он медленно и развивался слабо. Но город, который был заложен девять веков назад, в 1095 году внуком Ярослава Мудрого Ярославом Святославовичем на высоком берегу реки Трубеж при впадении в неё реки Лыбедь, недалеко от полноводной Оки, сохранил свою славную историю для потомков. И Рязанский кремль - её немаловажная часть.

И так как официально обозначенного кассой входа на территорию кремля не существует, значит, и начинать прогулку можно с любой стороны. Пусть это будет Соборная площадь, где к юбилею региона в 2007 году установили памятник рязанскому князю Олегу. Тому самому, который всеми силами стремился сделать рязанское княжество центром Руси. И пока историки продолжают спорить о том, предатель он или патриот, образ великого князя Олега Рязанского украшает герб Рязани, а медная скульптура - одну из площадей. Автор работы - Зураб Церетели, который представил князя также, как и на гербе, с мечом в руке, но верхом на коне, что вышагивает, может, в направлении Оки, может - владений князя. В этом направлении и начнётся путь к ансамблю кремля.

Он начинается в Кремлёвском сквере: вход в него обозначен колоннадой, у которой свойственно парковаться таксистам, хотя здесь запрещающие знаки и часто работают эвакуаторы. Исторически сложилось использовать парк для занятий физкультурой приближённым к кремлю школам, а по весне счищать от зимней коросты снег и прошлогоднюю листву сотрудникам регионального правительства. В парке имеется часовенка, выстроенная к 900-летию Рязани, и фонтан. Не каждый, правда, знает, что в нишах часовни должны быть статуи князя Олега, князя Романа, княгини Евпраксии и епископа Василия, но на отливку скульптуры просто-напросто в девяностые годы XX века не нашли денег.

В парке с некоторых пор отгородилось забором управление Рязанской епархии. Это церковь Ильи Пророка, именем которой когда-то была названа и Ильинская площадь, ныне Соборная. Храм лишился колокольни в советские годы, тогда же получил барельеф с профилем Сталина, которого позже подменили обнажёнными Адамом и Евой, дабы организовать в бывшем храме ЗАГС. Сегодня здесь администрация Рязанской епархии, в том числе и кабинет митрополита. К слову, в 2015 году поближе к кремлю вновь переехал и центральный ЗАГС, который окрестили Домом торжеств. Большой зал Дворянского собрания сменился на уютные бирюзовый и золотой. К тому же у молодожёнов под боком Есенин, что по грудь в асфальте. На пути к нему стелы в память о защищавших честь страны в Первую мировую и в Великую Отечественную войну, и ограда, где из года в годы влюблённые развешивали разного рода замки (проявление любви получило запрет).

Дорога выводит к памятнику Есенину, изготовил которого скульптор Александр Кибальников к 80-летию со дня рождения поэта. Планировалось установить скульптуру на пять размеров больше на острове под кремлём. План не утвердили, что, вероятно, к лучшему. Да и на ладонь к Есенину было бы уже не так просто влезть. Сергей Александрович никогда не обделён вниманием: ладошка никак не наскучит ни подросткам, ни десантникам из близлежащего училища, ни туристам, ни молодожёнам, для которых сделать фото на фоне Есенина почти супружеский долг. Как и запечатлеться напротив памятника, где открывается вид на добрую половину ансамбля кремля.

По правую руку от поэта, быть может, один из самых красивых храмов Рязани - церковь Спаса Преображения на Яру, возведённая в конце XVII века. Было время, когда в ней размещалась морская школа, но сегодня храм открыт для прихожан и продолжает впечатлять. Долгое время настоятелем храма был любимый многими рязанцами отец Сергий (Чушкин). Он более двадцати лет прослужил в Преображенском храме: собственноручно реставрировал, расписывал и благоустраивал его, а также создал одну из самых популярных в Рязани купален для крещения детей.

Чтобы увидеть весь архитектурный ансамбль кремля, нужно попрощаться с Есениным и ступить на Глебовский мост. Мост некогда служил воротами в город, сегодня - это портал к кремлю. Первая за мостом - 86-метровая колокольня. Её шпиль - одна треть от общей высоты. Строительство велось с перерывами немалых полвека и завершилось в 1840 году. В создании первого яруса участвовал архитектор Степан Воротилов, второго - Иван Русско, третьего - Николай Воронихин, и наконец, четвёртого яруса и шпиля – архитектор Константин Тон. Специалисты называют сооружение уникальным, ведь несмотря на разные стили (барокко и ампир) каждого яруса, колокольня монументальна и подобных ей в России нет. Её построили, чтобы подчеркнуть Успенский собор и сориентировать на кремль одну из центральных улиц города - Соборную, тем самым её завершив. Колокольню построили на месте Глебовской башни, в чём можно убедиться, найдя на её стене мемориальную доску с соответствующей надписью.

На самой высокой точке кремлёвского холма стоит Успенский собор. Он строился шесть лет под руководством русского зодчего Якова Бухвостова и крепостного графа Татищева, и был освящён в 1699 году. Создавая композицию, Бухвостов взял за образец собор Московского кремля, но во многом отошёл от традиций. Мы видим три яруса огромных окон, а не узкие щелевидные, присущие церковному строительству того времени. Колонки, проёмы и входы украшены резьбой по белому камню. В прошлом столетии собор отреставрировали специалисты Метростроя, подведя новый фундамент. В советские годы алтарную часть занимал планетарий, по возвращению церковных сооружений Русской православной церкви её украсил самый высокий в России 27-метровый иконостас.

От Успенского собора по пути следования к набережной Трубежа располагается небольшой храм жёлтого цвета. Это отреставрированный Христорождественский собор. В XV столетии он стал первым каменным сооружением кремля - общегородским храмом и усыпальницей рязанских князей и княгинь. Так, в начале XVII века сюда перенесли мощи епископа святителя Василия Рязанского По христианской традиции храмостроительства на Руси, собор был назван в честь Успения Пресвятой Богородицы. Когда же в силу небольших размеров он перестал вмещать всех прихожан, приняли решение строить просторный храм - его мы и знаем как Успенский собор. А первый каменный храм, прослуживший три столетия, был переименован в Христорождественский.

По правую руку от него по соседству с Успенским - Архангельский собор. В XV веке строился как княжеская домовая церковь и служил усыпальницей рязанских архиереев, в числе которых сподвижник Петра I Стефан Яворский. А вот жили рязанские архиереи в палатах: слева от Архангельского собора трёхэтажное белокаменное сооружение - Дворец Олега. Его фронтон когда-то украшало изображение великого князя Олега Рязанского. Здесь можно задержаться, заглянуть внутрь и осуществить знакомство с Рязанским историко-архитектурным музеем заповедником, который так и называется – Рязанский кремль. Выставки, экспозиции, фондохранилище, библиотека, администрация музея пока (до ввода в эксплуатацию нового здания музея) размещаются в пяти сооружениях кремля, в том числе и во Дворце Олега.

Справа от него - Певческий корпус, где можно изучить экспозицию о буднях и праздниках русского народа. Его построили в середине XVII века для архиерейских служителей - эконома и казначея. Название же он получил от проводимых здесь спевок певчих. Дополняет ансамбль Консисторуский корпус, построенный в то же время, что и Певческий. Предполагают, что и одним и тем же архитектором. В одном из помещений второго этажа сохранились фрагменты росписи с очень редкими сюжетами - судебными сценами. В здании две экспозиции, которые, без сомнения, способны увлечь юных исследователей: здесь показывают и рассказывают о живой природе и о природе вещей.

Справа от консистории находятся хозяйственные постройки былых веков при архиерейском дворе - конюшни и каретный сарай, архиерейская кухня, сараи для «разной поклажи», кузница и бочарная. Нынче - администрация музея. Позади здания археологи изучают фундамент солодежни - места, где проращивали и варили солод для приготовления кваса и пива. Правда, варили недолго - всего столетие действовала солодежня, и в XVIII веке её разобрали за ненадобностью. За ней расположилась двухэтажная каменная постройка, завершающая единый ансамбль архиерейского двора. Первоначально она планировалась как склад для зерна и разных припасов, а затем здание приспособили под гостиницу. Здесь останавливались большей частью монахи, быть может, ремесленники, наёмники, крестьяне, казаки - люди из простого народа, без привилегий, иным словом, - чернь. В здании Гостиницы черни сегодня поселилась экспозиция музея с экспонатами из истории Переяславля и Старой Рязани.

Оценить степень неравенства сословий можно, прогулявшись от Гостиницы черни до Гостиницы знати. Если прошагать мимо хозяйственных построек за консисторию, то откроется комплекс сооружений, которые сегодня находятся в ведении епархии. Это территория бывшего Спасского монастыря. Сохранилась часть стен и башен, окружавшие его с середины XVIII века. Когда-то тут находилось одно из богатых кладбищ Рязани, где могли себе позволить быть похороненными дворяне, купцы и духовенство. В середине прошлого века надгробия убрали, остались лишь два захоронения - гравёра Ивана Пожалостина и художницы Софьи Хвощинской, в пятидесятых был перезахоронен писатель Яков Полонский.

Дорожка подведёт к Спасо-Преображенскому собору с резными белокаменными наличниками. Некогда в нём располагался Государственный архив Рязанской области. Сегодня же храм действует, как и соседствующая с собором церковь Богоявления, служившая в XX веке также не по назначению, а в качестве архива ЗАГСа Рязанской области. А вот двухэтажное здание и есть Гостиница знати - место остановки купцов, дворян и священнослужителей. Последний раз строение оформляли в позапрошлом столетии, но первые этажи всё ещё держат стены древних келий XVII века. До недавнего времени здание было жилым - здесь жил с родителями будущий писатель Константин Симонов. В 1995 его передали Рязанской епархии и разместили духовную семинарию.

Отсюда, если держать ориентир на колокольню, можно выйти на кремлёвский вал. Несмотря на усилия администрации музея, запретить любые действия на валу, кроме разве что прогулок, это не останавливает ни велосипедистов, ни желающих раскинуть мольберт, позагорать летом на почти вытоптанной травке или же съехать на плюшке зимой. А между тем вал и ров - историческая ценность. Переяславль-Рязанский был крепостью, укреплённый дубовыми стенами высотой в пять метров, и 11 дозорными башнями, одна из которых - Глебовская, была каменной. Можно подняться на вал и лишь представить, что девять веков назад вал был куда выше, а под ним был ещё и ров, наполненный водой.

Продолжить прогулку можно к набережной Трубежа, обогнув территорию кремля вдоль восточной стены. Асфальт приведёт к церкви Святого Духа. Двухшатровый храм был выстроен в XVII веке - на Руси такие строили редко. Веком позже к храму пристроили трапезную, а в 1864 году на месте разобранной возвели трёхярусную шатровую колокольню. В этом сооружении сегодня расположилась библиотека музея-заповедника.

Рядом располагается скромное здание с каменным нижним и деревянным верхним этажом, построенное в начале XX века. Это дом для причта. Такие дома строились при храмах и выполняли просветительское и хозяйственное назначение. Когда-то здесь распевался церковный хор. Дом причта стал первой музыкальной школой для будущего оперного певца - одного из братьев Пироговых Александра. В нескольких шагах от дома находится лестница, с которой можно спуститься к пристани. Сверху же открывается вид на пойму Оки и плавучий мост. Последний ведёт к суше, которую так и назвали - Остров. Часть его была образована силами заключённых губернского концлагеря, устроенного в бывшем Девичьем монастыре на Затинной улице. Планировали тут разместить речной порт и построить жильё для его работников, но затея в жизнь так и не воплотилась, а временные бараки остались. Их заселили, и времянки с пятидесятых годов прошлого века вполне себе вписались в ландшафт. И если вполне себе тепло, а томный голос ежечасно заманивает водными прогулками на теплоходе, значит, навигационный сезон открыт и этим можно воспользоваться, устроив себе речное теплоходное приключение по живописным местам Оки в окрестностях Рязани.




comments powered by HyperComments

Соборная колокольня в Рязани находится на территории музея-заповедника "Рязанский Кремль". Она расположена на площади перед соборами Успенским и Христорождественским, которые используют ее для перезвона.

Строительство Соборной колокольни в Рязани велось в течении пятидесяти лет с большими перерывами в работе. Фундамент был заложен в 1789 году по проекту архитектора-самоучки из крестьян С.А. Воротилова. Первый ярус был построен по новому проекту в 1797 году, но работы пришлось прекратить из-за аварийного состояния Успенского собора. Новый проект Соборной колокольни в Рязани в стиле классицизма составил архитектор И.Ф. Русско. В 1816 году построили второй ярус, но дальнейшие работы были прекращены в виду отсутствия средств на строительство. Третий ярус строился по проекту архитектора К.А. Тона. Закончил строительство губернский архитектор Н.И. Воронихин, который сумел убедить архиепископа в необходимости строительства четырехъярусной колокольни со шпилем, чтобы она соответствовала задачам градостроительства. Четвертый ярус колокольни построили из железа в виде ротонды. Шпиль выполнен высотою в 25 метров и скреплен с четвертым ярусом.

Здание Соборной колокольни в Рязани строилось разными архитекторами в разное время, но общая композиционная идея была соблюдена. Соборная колокольня в Рязани высотою 83,2 метра представляет собой произведение архитектурного искусства.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/



Колокольня Рязанского Кремля представляет разновременное соединение разных этапов развития стиля, от раннего классицизма к позднему ампиру. Первый ярус выстроен в 1789-1797 гг. по проекту костромского архитектора С.А. Воротилова. Второй ярус возведен в 1816 г. по проекту архитектора И.Ф. Русско, третий и четвертый с громадным шпилем построены в 1835-1840 гг. по проекту рязанского губернского архитектора Н.И. Воронихина (племянник известного А.Н. Воронихина), использовавшего проект К.А. Тона. Общая высота колокольни 83,2 м. Есть данные, что уже при строительстве первого яруса в проект Воротилова были внесены изменения, приведшие к ослаблению живописных черт. Во втором ярусе И.Ф. Русско исходил уже из ранне-классических образцов. В третьем ярусе явны отзвуки позднего ампира. Четвертый ярус (вместе со шпилем) возведен Н.И. Воронихиным на железном каркасе. Камень заменен листовым железом (!).

В целом рязанская колокольня представляет уникальное произведение. Несмотря на разновременное участие разных архитекторов, в стиле колокольни не чувствуется разнобоя. Еще удивительнее то, что столь громадное произведение ордерной архитектуры не диссонирует с безордерной архитектурой Успенского собора. Колокольня удачно вписывается в силуэт собора и ритмом своих многочисленных колонн как бы откликается на вертикальную устремленность сдвоенных тяг-полуколонок, расчленяющих фасады Успенского собора. Первоначально колокольня была окрашена в желтый (стены) цвет. Позднее желтый цвет был заменен кирпично-красным. Именно на этом этапе колокольня хорошо гармонировала с собором. Возвращение колокольне желтого цвета нарушило эту гармонию. Колокольню украшают колонны коринфского ордера и скульптуры трубящих ангелов. Ее градостроительное значение для Рязани сравнимо со значением колокольни Ивана Великого для Москвы или построек А. Захарова для Санкт-Петербурга. По чистоте и строгости стиля Колокольня Успенского собора в Рязани уникальна, подобных ей колоколен в стиле классицизма в других городах России нет. Колокольня Успенского собора - это самое высокое сооружение на территории Кремля высотой 86 метров с позолоченным почти 25-метровым шпилем. Выстроена она в классическом стиле, несмотря на то, что создавалась в течение более чем 50 лет (1789-1840 гг.). На третьем ярусе колокольни оборудована смотровая площадка, откуда открывается прекрасная панорама Кремля, Рязани и окрестностей города. В июле 2007 года Колокольня была передана в пользование Рязанской епархии.

По материалам: Г.К. Вагнер «Старые русские города», изд-во«Искусство», Москва, 1980 г. Михайловский Е.В. «Рязань. Памятники архитектуры и искусств». Москва, 1985 г. и сайта http://vidania.ru/temple/temple_ryazanskaya/ryazan_%20kreml_kolokolnya.html



До Батыева разорения Рязани в 1237 году Переяславль Рязанский был лишь одним из многих острогов на территории Рязанского княжества, граничившего с Диким полем. Дата основания крепости - 1095 год - содержится в Следованной Псалтири, происходящей из Рязанской Ильинской церкви и датируемой 1570 годом. "В лето 6603, - гласит она, - заложен бы град Преславль Резанской около церкви святого Николы старого". В конце ХIII века свт. Василий Рязанский перенёс в Переславль архирейскую кафедру, а во второй половине ХIV столетия здесь уже располагалась княжеская резиденция. Именно в этот период на территории кремля появляется первая каменная постройка, дошедшая до наших дней - собор Рождества Христова, заложенный Олегом Рязанским и достроенный его сыном Феодором.

Основание Успенского собора (Христорождественского собора) в Рязанском кремле следует с уверенностью отнести к эпохе примирения великого князя Рязанского Олега и великого князя Московского Димитрия и "породнения" Рязани и Москвы посредством женитьбы княжича Феодора Ольговича на княжне Софии Димитриевне. В Москве к тому времени уже стоял Успенский собор, построенный при князе Иване Калите, и именно его взяли за образец безвестные зодчие, получившие задачу построить усыпальницу рязанских князей. Достраивал собор уже сын князя Олега Рязанского Феодор. Он же первым упокоился под его сводами, а всего в Успенском соборе погребены пять князей и три княгини. А вот стоящий рядом собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных выстроили в 1470-е годы как усыпальницу рязанских архиреев и домовый храм рязанских князей. К концу ХVIII века храм обветшал, служба в нём не совершалась. Лишь в 1819 году на средства рязанских благотворителей он был "возобновлён". Большой ремонт с переустройством пережил он и в 1860-е годы, получив трапезную в псевдорусском стиле. Архангельский собор закрыли в 1919 году, в советское время им распоряжались многочисленные организации, затем с начала 1980-х годов в здании находилась одна из экспозиций Рязанского музея. Лишь в 2011 году его вернули епархии.

В северной части Рязанского кремля находится единственная уцелевшая постройка Духовского мужского монастыря, существовавшего в ХV-ХVIII веках. Это церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, выстроенная в 1642 году зодчим Василием Харитоновым Зубовым, выходцем из Солигалича. Запоминающийся силуэт храма создают два шатра, поставленные на горку из двух ярусов кокошников, завершающих четверик. В основании шатров также имеется пояс из небольших кокошников. Вторит шатрам четверика шатровая же колокольня. В 1930 году церковь закрыли и приспособили под зернохранилище, а затем - под клуб рабочих водного транспорта. Сейчас в ней находится библиотека Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.

Почти вплотную к древнему валу Рязанского кремля примыкают строения Спасо-Преображенского монастыря, который считается одной из старейших обителей города. Первое письменное свидетельство о нём датируется 1467 годом, когда князь Иван Васильевич пожаловал монастырю вотчины, что и было зафиксировано. В 1501 году обитель вновь встречается в документах: "Князь Федор Васильевич дал Преображению Спасову игумену с братиею село Гавриловское..." Мы имеем сравнительно немного сведений о бытовании монастыря до ХVII века, однако известно, что управляли им архимандриты, а начиная с 1522 года именно колокол монастырский Богоявленской церкви начинал благовест к заутрене, который затем подхватывали все колокола в городе. В монастыре находился чтимый образ Божией Матери "Утоли моя печали", привлекавший множество богомольцев.

В 1920 году монастырь был закрыт. В его зданиях последовательно располагались лазарет, горисполком, воинская часть. В 1935 году весь ансамбль перешёл в ведение музея, но при этом в настоятельско-братском корпусе появились коммунальные квартиры, а в 1960-е годы Спасо-Преображенский и Богоявленский храмы превратились в архивохранилище. В 1996 году начался процесс возвращения монастырского комплекса епархии. В настоятельско-братском корпусе, переданном первым, разместилось Рязанское духовное училище, впоследствии преобразованное в семинарию. В 2005 году в Спасо-Преображенской обители возобновилась иноческая жизнь, а в 2007 году ей передали, наконец, и монастырские храмы.

Главным же сооружением Рязанского кремля является Свято-Успенский собор. Собор увенчан мощным пятиглавием. Главы, центральная из которых вызолочена, а боковые украшены золотыми звёздами по голубому полю, поставлены на световые барабаны, которые кажутся гранёными благодаря полуколонкам, оформляющим окна. Фасады собора имеют трёхчастное членение. В качестве "разделителей" архитектор использовал вместо традиционных лопаток сдвоенные колонки, задающие вертикальную устремлённость здания. Под кровлей идёт изящный зубчатый карниз, нарядно выделяющийся своей белизной на краснокирпичном фоне. Окна собора расположены в три яруса, и в каждом из ярусов для наличников характерно своё оформление. Например, для нижнего яруса - это плотный растительный орнамент, который "прорастает" и в нижней части наличника второго яруса. Вообще, наличники второго яруса являются как бы связующим звеном между нижним ярусом - пышно растительным - и верхним - рокайльным. Выделяется парадный западный вход, офомленный особо богато. В его декоре задействованы все те же элементы, что украшают наличники окон, однако здесь они присутствуют как бы в умноженном виде. Например, витые колонки, которые мы видим в наличниках третьего яруса, здесь ещё "затканы" растительной резьбой. Следует отметить, что белокаменная резьба Успенского собора даже сама по себе, вне остальных достоинств храма, является уникальным памятником искусства.

Несомненной творческой удачей Бухвостова следует признать мысль поместить собор на высокий подклет (решение нетипичное для столь крупного храма), благодаря которому он приобрёл значение архитектурной доминанты в городской застройке. Путник видел купола Успенского собора с Оки, с Астраханского и Московского трактов. Сейчас, конечно, Рязань разрослась и вширь, и ввысь, но - спасибо Бухвостову - соборный храм всё равно прекрасно просматривается с многих точек. Холм, на котором расположились постройки Рязанского кремля, с трёх сторон опоясан реками Трубеж и Лыбедь, а с четвёртой вырыт ров. На протяжении всей своей истории кремль оставался деревянным. Дубовые стены завершались "обломами" - крытыми тёсом площадками, выступавшими наружу, что затрудняло нападавшим приступ.

Единственным каменным элементом кремля была Глебовская проездная башня, стоявшая на месте нынешней соборной колокольни. От неё начиналась дорога на Москву. Рязанские, а впоследствии московские князья и цари следили за состоянием рязанских укреплений, поскольку Переславль Рязанский входил в состав Засечной черты. Впрочем, время от времени случались и недосмотры, как, например, в конце правления Алексея Михайловича: "Глебовская проездная башня разселась, а наугольную... Спасскую башню в полую воду подмыло, и свалилась в Трубеж, и лес рознесло водою". Но уже при Феодоре Алексеевиче "город и острог и башни" были поправлены. К концу ХVIII века городовые укрепления окончательно утратили свою актуальность и обветшали. Регулярный план Рязани от 1778 года не оставил им шансов на существование: стены снесли, а валы частично сровняли. На месте Глебовской башни решено было выстроить соборную колокольню. Возведение этого "долгостроя" затянулось аж до 1840 года. Первый ярус строил архитектор С.И. Воротилов, второй - И.Ф. Русско, третий и четвёртый являются плодом совместных усилий К.А. Тона и Н.И. Воронихина.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №57, 2013 г.

Дата публикации или обновления 04.11.2017

Рязанский Кремль

Адрес: 390000, г. Рязань, Рязанский Кремль.

Кремль - самая древняя часть Рязани. Именно здесь в XI веке (1095 г.) был основан город Переяславль Рязанский (в 1778 году переименован в Рязань). Территория Кремля представляет собой высокую платформу площадью 26 га в форме неправильного четырехугольника, с трех сторон окруженного реками. Их названия - Трубеж, Лыбедь, Дунайчик, равно как и первоначальное название самого города, свидетельствуют о южнорусском происхождении основателей Переяславля. По археологическим данным, стратегически выгодное месторасположение Кремля привлекало людей задолго до основания города: самое древнее поселение, обнаруженное на территории Кремля, датируется I тыс. до н. э.

Археологи предполагают, что Переяславль был заложен в северной части кремлевского холма, на берегу озера Быстрого, контуры которого недавно были установлены с помощью современных инженерно-геологических технологий.

В XIII - XIV века Переяславль быстро развивается и занимает всю территорию кремлевского холма. Столь стремительный рост был связан прежде всего с изменением официального статуса города в конце XIII века, когда, после неоднократных разрушений монголо-татарами Рязани - первой столицы Рязанского княжества, значение стольного града княжества переходит к Переяславлю. В течение XIV - XVII веков город вышел за пределы кремлевского холма и разросся к югу и западу, Кремль же оставался его центральной, наиболее укрепленной частью. В этот период он представлял собой мощную крепость с традиционной для Руси системой оборонительных сооружений. С юго-западной стороны - единственной, не защищенной реками - был прорыт ров, по периметру кремлевского холма был насыпан вал, на котором возведены деревянные крепостные стены со сторожевыми и воротными башнями. К середине XVII века их насчитывалось 12.

Главными воротами Переяславля были обращенные в сторону Москвы ворота Глебовской башни - единственного в городе каменного укрепления. Оборонительные сооружения Переяславля просуществовали до конца XVII века, впоследствии они были снесены ввиду ветхости и в связи с утратой городом значения военного форпоста Южной Руси. В настоящее время сохранился лишь ров и почти 300-метровый фрагмент вала в юго-западной части Кремля.

С раннего периода существования Переяславля в его топографии достаточно отчетливо прослеживаются два района: северо-западный - официальный административно-духовный центр - и юго-восточный - торгово-жилая зона. В северо-западной части (то есть на территории современного архитектурного ансамбля Кремля) размещался княжеский двор, а после ликвидации княжеского престола и вхождения Рязанского княжества в состав Московской Руси (1521 г.) - владения архиерея.

Здесь же располагались административные учреждения, кафедральные соборы, монастыри. В юго-восточной части находились усадьбы городских жителей и торговые ряды.

Долгое время застройка Кремля оставалась деревянной. Первое известное каменное строение появилось в начале XV века, когда недалеко от княжеского двора из белого камня был возведен общегородской, а позднее кафедральный Успенский (с 1753 года - Христорождественский) собор. Расцвет каменного зодчества Переяславля пришелся на вторую половину XVII века. В этот период на месте, где когда-то находился дворцовый княжеский комплекс, возводится ансамбль гражданских сооружений, включающий жилые палаты архиерея, впоследствии получившие название «Дворец Олега», ряд административных и хозяйственных построек -Певческий и Консисторский корпуса, «сараи для разной поклажи», кузница, бочарная и прочее.

В XVIII веке владения архиерея в Кремле были обнесены каменной оградой с несколькими воротами, фрагмент одних из них восстановлен у Консисторского корпуса. В целом гражданские постройки Рязанского кремля являют собой уникальный архитектурный ансамбль XVII века - единственный в своем роде на территории России.

На территории Переяславля располагались два мужских монастыря: на северо-востоке - Духовской, к югу - самый древний, Спасский. Ранее на территории Спасского монастыря находилось самое богатое в городе кладбище. В 1930 - 1940 годы оно было ликвидировано, за исключением двух захоронений - писательницы и художницы С. Д. Хвощинской (1828 – 1865 гг.) и гравера, профессора Петербургской Академии художеств И. П. Пожалостина (1837 – 1909 гг.). В 1959 году туда же была перенесена из-под Рязани могила крупнейшего русского поэта XIX века Я. П. Полонского (1819 – 1898 гг.).

Важнейшим местом Переяславля являлась Соборная площадь. На ней располагались главные административные учреждения города - приказные избы, а также тюремный двор, зелейные (пороховые) палаты.

Там же в конце XVII века был сооружен новый кафедральный Успенский собор - гениальное творение Я. Бухвостова . Формирование архитектурного ансамбля Кремля завершилось строительством Колокольни Успенского собора, возведенной на месте воротной Глебовской башни.

На протяжении XVIII - XIX веков Кремль утратил былое значение центра города. Когда-то могучее хозяйство архиерея после секуляризации церковных земель значительно сократилось. Согласно регулярному плану застройки Рязани 1780 года, центр города был вынесен за пределы Кремля, последнему была уготована роль тихой окраины, оживлявшейся лишь в дни религиозных праздников.

В конце XIX - начале XX века, благодаря деятельности местных исследователей, культурной и научной общественности города, территория Кремля все более приобретает статус главного исторического места Рязани.

В 1895 году Кремль и прилегающая к нему Соборная площадь становятся центром проведения масштабных празднеств, посвященных 800-летию Рязани. В 1914 году во Дворце Олега открывается Древлехранилище - музей церковных древностей. Исторические реликвии демонстрируются в Архангельском соборе. В 1923 году во Дворце Олега был открыт губернский историко-художественный музей.

Новый период в истории Кремля начался в 1968 году, когда был образован историко-архитектурый музей-заповедник, включивший в себя территорию древнего Переяславля и все сохранившиеся оборонительные и архитектурные сооружения XV - XIX веков. С учреждением музея-заповедника значительная часть зданий была отреставрирована и музеефицирована, приведена в порядок территория Кремля.

Сегодня уникальный историко-архитектурный ансамбль Кремля с величавой древнерусской архитектурой и живописным ландшафтом достойно представляет Рязань, один из древнейших городов России, является ее гордостью и главным украшением.

Глебовский мост

Ныне существующий каменный Глебовский мост к Колокольне был построен в XVIII веке и имеет арочную конструкцию. До него на этом месте находился деревянный Глебовский мост, который подходил вплотную к Глебовским воротам кремлевской стены.

Известно, что мост был дубовый с перилами и соединял надо рвом основную часть города, Кремль, с Острогом.

Деревянный мост был заменен на каменный в связи с ликвидацией угрозы внешних нападений на Переяславль.

Крепостной вал

С юго-западной стороны кремлевского холма находится древний земляной вал - оборонительное сооружение XIII - XVII веков. Протяженность вала 290 метров. До конца XVII - начала XVIII века на валу располагались деревянные стены и башни Кремля.

За валом находился заполненный водой ров, глубиной 5-7 метров.

Время сделало вал пологим и менее высоким (сейчас его высота 9 м со стороны Кремля и 18 м снаружи от дна рва), но до сих пор кремлевский вал внушительно возвышается над прилегающей территорией, восхищая своей грандиозностью.

Дворец Олега

Дворец Олега - памятник архитектуры XVII -XIX веков, самое большое гражданское здание Кремля, имеющее площадь 2530 кв м. Оно сооружено на участке Рязанского кремля, где до XVI века находился княжеский двор.

Дворец Олега - это бывшие жилые палаты рязанских архиереев, в здании также размещалась их домовая церковь, братские кельи и хозяйственные службы.

Прямоугольное в плане каменное трехэтажное здание возводилось поэтапно: первые два этажа (архитектор Ю. К. Ершов) - в середине XVII века, третий этаж (архитектор Г. Л. Мазухин) - в конце XVII века.

Позднее (1778 - 1780 гг.) архитектор Я. И. Шнейдер сделал пристройку к восточной стороне здания, увеличив его длину до 94 метров. В XIX веке эта часть Дворца Олега была перестроена губернским архитектором С. А. Щеткиным.

Красивое здание с цветными наличниками, барочным фронтоном и теремными окнами - центральное и наиболее выдающееся сооружение комплекса гражданской архитектуры Рязанского кремля.



Начиная с XIX века, не только в обиходе, но и в специальной литературе оно по традиции называется «Дворцом Олега».


Галерея, ведущая к Дворцу Олега от Успенского собора Рязанского кремля .

На его фронтоне когда-то было изображение самого известного рязанского князя Олега Ивановича (1350 - 1402 гг.).

Здание полностью музеефицировано, здесь расположены основные исторические экспозиции музея-заповедника.

Певческий корпус

Певческий корпус - памятник гражданской архитектуры середины XVII века (архитектор Ю. К. Ершов). Свое название он получил от проводимых здесь спевок певчих, но основное назначение здания иное: это жилые помещения для архиерейских служителей - эконома и казначея. В торцевой части корпуса с отдельным входом размещалась приемная эконома.

Двухэтажное кирпичное здание, прямоугольное в плане, выдержано в строгом стиле архитектуры XVII века.

Особую нарядность ему придает крыльцо, выполненное в стиле древнерусской архитектуры. В интерьере корпуса восстановлена «типовая» жилая секция середины XVII века, на стенах и сводах, особенно в приемной эконома, сохранились фрагменты прекрасной росписи, по аналогии с которой расписаны некоторые помещения первого этажа.

В настоящее время в здании расположена экспозиция музея «По обычаю дедову», рассказывающая о буднях и праздниках русского народа.

Хозяйственные постройки

Комплекс построек гражданской архитектуры Рязанского кремля включает хозяйственные службы: сараи для «разной поклажи», кузницу и бочарную, конюшни и каретный сарай. Эти здания были построены в конце XVII века, конюшни - архитектором Н. Устиновым, одним из помощников Я. Г. Бухвостова.

В XIX веке конюшни были перестроены архитектором С. А. Щеткиным, фрагмент постройки XVII века сохранился в южной части здания.

В настоящее время хозяйственные строения заняты под административные службы музея-заповедника.

Консисторский корпус

Консисторский корпус - памятник гражданской архитектуры середины XVII века. Он построен предположительно тем же архитектором Ю. К. Ершовым, автором Дворца Олега и Певческого корпуса, и составляет с названными памятниками единый ансамбль.

Консистория - главное административное учреждение епархии, место хранения церковного архива, там же располагалась судебная палата.

В одном из помещений второго этажа здания сохранились фрагменты росписи с очень редкими сюжетами - судебными сценами. Административные службы находились в здании до 1892 года, после чего были переведены за территорию Кремля.

Нарядное крыльцо восстановлено в 1980-е годы.

В здании работает выставка «Человек и природа» и уникальная динамичная экспозиция - музей-театр «Когда заговорили вещи».

Гостиница Черни (амбары)

Гостиница Черни - двухэтажное каменное здание в стиле гражданской архитектуры конца XVII века (архитектор Н. Устинов), расположенное в восточной части Кремля.

Первоначальное назначение постройки - амбары для хранения зерна (житницы) и других запасов. В середине XIX века амбары были приспособлены под гостиницу.

Здание состоит из 14 почти одинаковых изолированных помещений, по семь на первом и втором этажах. Каждая секция имеет наружный дверной проем.

К каждой двери второго этажа главного фасада вело отдельное деревянное крыльцо. Восточный фасад, выходивший в XVII веке на проезжую улицу, не имел никаких проемов и играл роль крепостной стены.

В настоящее время второй этаж здания используется под фондохранилище музея, помещения первого этажа -как выставочные залы.

Солодежня

Солодовенные палаты были построены в 1697-1699 годах и предназначались для выращивания солода.

Двухэтажное каменное здание состояло из восьми помещений, в одном из которых на первом этаже были устроены белокаменные солодовенные ванны, сохранившиеся до наших дней. Корпус Солодежни примыкал к южной оконечности главного фасада Гостиницы Черни, оба памятника представляли собой единый комплекс с общим архитектурным решением фасадов.

Вместе с секуляризацией церковных земель в середине XVIII века и последующим сокращением хозяйства архиереев уходит в прошлое массовое производство солода на архиерейском дворе. В конце XVIII века обветшавшее здание Солодежни было разобрано.

На основе сохранившихся белокаменных фундаментов Солодежни, выявленных планов здания и по результатам натурных, в т. ч. археологических исследований, разработан проект реставрационного воссоздания корпуса Солодежни XVII века.

Реставрация здания запланирована на 2005-2008 годы, после восстановления в нем разместится фондохранилище музея-заповедника.

Гостиница Знати

Гостиница Знати - памятник гражданской архитектуры XVII - XIX веков.

Здание оформлено в стиле второй половины XIX века, однако на первом этаже сохранились значительные части стен древних келий XVII века. Корпус состоит из двух разновременных построек XVIII - XIX веков, которые в начале XX века были соединены между собой церковью во имя Иоанна Богослова.

До недавнего времени здание было жилым.

Здесь в 1920 годы жил с родителями будущий писатель К. М. Симонов.

В 1995 году корпус передан Рязанской епархии, в нем размещается духовная семинария.

В 2005 году здесь же расположились покои наместника монастыря и братские келии.

Иоанно-Иосифовский храм - это первый храм Спасо-Преображенского рязанского мужского монастыря , который начал действовать на территории Рязанского Кремля .

Стены и башни, сторожки и службы Спасского монастыря

Музейные коллекции

Формирование фондовых коллекций началось с деятельности Рязанской ученой архивной комиссии, чье музейное собрание легло в основу сегодняшнего музея. В начале XX века насчитывалось 11 тысяч музейных предметов, в настоящее время их более 225 тысяч - результат большой многолетней планомерной работы по комплектованию фондов. Фондовое культурное наследие, представленное памятниками ушедших столетий, имеет большую научную, историческую, художественную и мемориальную ценность.

Самая крупная коллекция - археологическая, в которой хранятся находки эпохи палеолита, датируемые XII тысячелетием до н. э.; довольно полное собрание неолитических памятников, а среди материалов эпохи бронзы - уникальные вещи из курганов. Особое место занимают коллекции культуры рязано-окских могильников, археология городов Рязани (Старой) и Переяславля.

В составе музейного фонда древнерусская живопись и прежде всего икона «Богоматерь Одигитрия» , XIII века, этому памятнику нет аналогов среди произведений домонгольского периода, принадлежащих собраниям других российских музеев. XIV веком датируется икона «Никола Зарайский с 14-ю клеймами жития» - один из самых ранних списков с корсунского подлинника.

К древнейшим памятникам лицевого шитья, удивительным работам безымянных златошвей, относится воздух «Евхаристия с житием Иоакима, Анны и Богоматери» 1485 года, выполненный «замышленьем» Великой княгини Рязанской Анны, сестры Великого Князя Московского Ивана III , и воздух 1512 года «Рыдание надгробное с праздниками».

Перечисленные и многие другие высокохудожественные произведения древнерусского искусства (поступившие в музей, в основном, из епархиального Древлехранилища) экспонировались на российских и международных выставках, в том числе в Ватикане, Англии, Италии, Японии.

От XIV века сохранились и представляют большую историческую значимость: посох героя Куликовской битвы А. Пересвета и кольчуга Великого Князя Олега Рязанского.

XV - XVI столетия оставили потомкам рукописный книжный памятник - «Псалтырь с восследованием» (Псалтырь следованная), на одной из страниц которого имеется запись о заложении города Переяславля (современной Рязани) в 1095 году. Этот уникальный экземпляр рукописной книги в собрании музея является раритетом, имеющим большое общенациональное историко-культурное значение.

В музейном фонде представлены памятники русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства XII - XIX веков, выполненные в России, Германии, Польше и странах Востока. Следует особо отметить среди них два редчайших произведения металлопластики напрестольные кресты XVII века с изображением Николы Зарайского.

Разнообразно нумизматическое собрание: от гривен Новгородского и Киевского типа до монет Западной Европы, Востока, России разных исторических эпох.

Богата этнографическая коллекция музея: полные комплекты и отдельные элементы народных костюмов русских, татар, мордвы; известные во многих странах мира авторские работы вышивальщиц и кружевниц; изделия народных промыслов.

Особой гордостью музея является его мемориальный фонд о знаменитых людях России, прославивших Отчизну своими деяниями: В. М. Головнине, П. П. Семенове-Тян-Шанском, М. Д. Скобелеве, П. М. Боклевском, И. П. Пожалостине, Я. П. Полонском, И. П. Павлове, К. Э. Циолковском, братьях Пироговых, В. Ф. Уткине и, конечно, о С. А. Есенине, а также о многих-многих других.

Значительное место среди музейных предметов занимают вещественные, наградные, документальные и фотоматериалы о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, обширна коллекция фронтовых писем - реликвий нашей истории.

Музей-заповедник, располагая большим разнообразием памятников и сохраняя для нынешнего и последующих поколений это богатство, ежегодно проводит научно-реставрационные и консервационные работы, используя широкие возможности музейного художника-реставратора и специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного Центра имени И. Э. Грабаря и Межобластного научно-реставрационного художественного Управления (Москва), которые возвращают к новой жизни бесценные музейные предметы.

Для совершенствования и повышения эффективности государственного учета музейного фонда и контроля за его сохранением внедрена компьютерная система учета «Фонд музейных предметов».

Музейный фонд - это национальное богатство России, которое хранится, исследуется и широко используется в научной, экспозиционно-выставочной деятельности музея и в образовательно-воспитательных целях, тем самым помогая посетителю ощутить непосредственно свою принадлежность к русской истории и культуре.

Рязанский кремль - настоящая архитектурная жемчужина, если не сказать больше. Это достопримечательность, ради посещения которой стоит приехать в Рязань, пусть даже больше вы не увидите ничего. Впрочем, не бывает поездки в Рязань без знакомства с кремлем. Даже поговорка такая есть: "Начинается земля, как известно, от Кремля", вот и знакомство с городом не возможно без этого.
Оно и понятно, что древний русский город без кремля? Беззащитная птица с отрезанным крылом. Вот вроде почти все есть, а главного не хватает. Так, без крыльев кремлей, живут сейчас такие красавцы-города, как Ярославль и Кострома. А Рязани повезло! Кремль есть, да еще какой! Значение кремля трудно переоценить, потому что с кремля город начинался, и именно здесь начинаешь
понимать его особенности, нрав и историю.

Так и в Рязани. Что сам город, что его кремль - едины. Рязань в некотором смысле замерла в прошлом. Мне она показалась очень несовременным городом, я как будто в детство попала. Но так ведь и кремль просто чудо как сохранился. В чем по-вашему, отличие рязанского кремля от многих других? В отличной сохранности! Я не могу припомнить кремля, где до наших дней дошло бы так много храмов (в том числе действующих) и и целый комплекс гражданских построек. Более того, в кремле сохранился действующий по сей день монастырь. В то время, когда в Москве только думают о воссоздании разрушенных до основания обителей, здесь, в Рязанском кремле, такая обитель есть. Это надо обязательно осознавать и ценить и не думать, что главное отличие Рязанского кремля от других в отсутствии стен. Стена,между прочим, имеется, пусть и фрагмент. Сохранились здесь и другие части кремля - мощный вал (300 м.) и ров.

История Рязанского кремля

Нынешняя Рязань в старину называлась Переяславль-Рязанский. В XI веке город был невелик и занимал территорию современного кремля. В XIV веке Рязань становится столицей княжества, а в кремле располагается княжеский двор. Спустя время, в XVI веке, часть княжеского двора занимает архиерейский двор. С этого момента, кремль становится религиозным центром. На его территории к этому времени существует уже три монастыря - Спасский, Явленский и Духовской. Два последних, к сожалению, до наших времен не сохранились.
На сегодняшний день кремль делят между собой музей и церковь. Делят достаточно мирно. К праздно гуляющим и туристам здесь относятся хорошо, и это понятно. На территории кремля располагается сразу несколько экспозиций. Подробно об экспозициях, времени их работы, стоимости посещения я писала в статье . Сегодня же я предлагаю вам прогуляться вместе с нами по Рязанскому кремлю.


Архитектурные памятники Рязанского кремля

Но перед тем, как перейти к фоторепортажу о посещении кремля, хочу немного рассказать об основных его постройках и помочь сориентироваться на территории. Не хочу, чтоб фотографии были абсолютно абстрактными для тех, кто в рязанском кремле пока не был.
Давайте посмотрим на карту Рязанского кремля . Такая карта стоит в кремле для удобства ориентирования.


В центре стоит огромный красного цвета Успенский собор . Построен в 1693-1699 гг. гениальным зодчим Яковом Бухвостовым в стиле нарышкинского барокко. Это самый огромный собор, построенный в этом стиле. Сейчас этот храм в кремле главный. А в старину главным, кафедральным, был соседний - Христорождественский собор (на карте он желтого цвета, стоит слева от Успенского собора). До XVIII века именно он назывался Успенским. Построенный в начале XV века, до нас он дошел в облике XIX века. Оба храма сейчас действующие.


​Весьма примечательна и соборная четыре хярусная колокольня . Ее высоты 83 м. Колокольня роскошная, глядишь на ее идеальные классические пропорции, колоннаду, сразу ощущаешь руку мастера, вернее мастеров - И. Ф. Русско, К. А. Тона и Н. И. Воронихина. Так много архитекторов приложило руку к строительству, потому что шло оно ну очень долго - полвека. Строение считается образцом классического стиля, не знающего себе равных в русских городах.

Еще два храма кремля - Архангельский собор и Церковь Святого Духа. Архангельский собор - небольшой храм, памятник архитектуры XV-XVII, построен в традиционных для древних храмов формах - четырехстолпный, крестовокупольный, одноглавый.


А вот церковь Святого Духа , располагающаяся на берегу реки Трубеж, за воротами кремля, весьма примечательна, даже уникальна - это двухшатровый храм, построен в 1642 году В.Х. Зубовым. Церковь является частью располагавшегося здесь когда-то монастыря. Еще один редкий архитектурный элемент - храм имеет только две апсиды.

Гражданские постройки кремля - Дворец Олега (XVII-XVIII вв.), Певческий корпус (середина XVII в.) и Консисторский корпус (середины XVII в.) составляют единый гармоничный ансамбль, поскольку имеют одного автора - Ю. К. Ершова. Их, как и другие здания, я покажу уже в процессе фоторепортажа.
В границах кремля располагается также Спасо–Преображенский монастырь . На его территории стоит 3 храма, часовня (в башне ограды) и прочие строения.

Храмы и другие постройки монастыря:


Постройки кремля, не относящиеся к монастырю:

12. Собор Успения Пресвятой Богородицы
13. Консисторский корпус (XVII в.)
14. Хозяйственная постройка (кузница и др.) (XVII в.)
15. Конюшня и каретный сарай (XVII-XIX вв.)
16. Земляной вал Рязанского кремля


Думаю, что общей информации уже достаточно, и можно переходить к осмотру.


Итак, мы подъехали к кремлю по улице Кремлевский вал и на стоянке у церкви Ильи Пророка поставили машину. От стоянки спускаемся по дорожке в сторону кремля,

и так получается, что обходим Глебовский мост сбоку.


Остается только взобраться на вал, и мы на месте.






Рязанский кремль отсюда как на ладони. Масштабы Успенского собора поражают. Рядом с ним все остальные церкви выглядят крошечными.


Слева от Успенского собора располагается Спасо-Преображенский монастырь. Вот его стены и башня. В башне есть небольшая часовня, оказывается.


С этой точки окидываем взглядом все достопримечательности кремля - вот Церковь Богоявления. Это также памятник архитектуры середины XVII в. Перед церковью западные ворота монастыря. Мимо них шествует свадебная процессия. Количество свадеб в Рязанском кремле меня удивило. У нас в Москве такое обычно бывает в усадьбах (Архангельское, Царицыно, Кусково), а здесь хоть и музей, но все-таки место религиозное.
Причем здесь проходят не просто приятные прогулки в старинных интерьерах, а идет строгий рабочий процесс - свадебная фотосъемка. По кругу свадебный кортеж обходит все видовые точки.




​Вот на кремлевский вал поднимаются.


Вот и у ворот колокольни фотографируются (с противоположной стороны).


Но нам это не мешает. У нас своя фотосъемка.

Обратите внимание на каменную резьбу на Успенском соборе. Чудо как хороша!




Проходим налево в сторону Христорождественского собора. С этого места хорошо виден переход от Успенского собора к Дворцу Олега (XIX в.) В летнее время он открыт. Мы планировали здесь пройти. Но не успели. Купол на заднем плане - это купол Архангельского собора.


Христорождественский собор.


Проходя вдоль Успенского собора поражаешься его мощному подклету и изящной галерее, которая идет по кругу.



Через арку входим на территорию Архиерейского двора, где располагается целый ансамбль различных гражданских построек.

Здесь у каждого здания свой киногруппа свадебная фотосессия. Ни пройти, не проехать. Так и проходили все время "бочком-бочком", чтоб никому не мешать. Серьезно, то свадьбы, то экскурсионные группы. Свободно мы себя чувствовали только в сувенирной лавке.



Поэтому снимаю частями.




Певческий корпус снимаем издалека. Ближе подойдем позже.



Архангельский собор.



А мы завидели вдалеке сувенирную лавку и держим путь туда.







Кстати, вот он в тени слева - поливальщик клумб (или садовник? Не знаю.).





Солодежня (солодовенные палаты). Здесь варили солод, который использовали для изготовления кваса и пива. Как и многие постройки кремля, Солодежня была построена в XVII веке, но вот в XVIII веке ее разобрали. Я слышала, что существуют планы восстановления этих палат, тем более что фундамент сохранился. Вот его даже прикрыли, чтоб не портился.





Неприглядную крышу прикрыли - посадили вот такие цветочки.


А вот это здание называется интересно - Гостиница Черни (конец XVII века). Изначально здесь были амбары для зерна, потом здание переделали под гостиницу. Здание двухэтажное. Если посмотреть внимательно, то на втором этаже видны не только окна, но и двери. На каждый из вторых этажей вела отдельная лестница - вот такое деревянное крыльцо, которое мы в единственном числе сейчас можем наблюдать.



Что делается за забором рассмотрел мой муж - просто позволил рост. Раскопки!






Мимо Гостиницы Черни продвигаемся к одним из ворот кремля - к тем, которые ведут к пристани. Вот уже появляется красивая двухшатровая красавица - церковь Святого Духа.


Дворец Олега с обратной стороны.


Вид на западные ворота кремля (у причала).


За воротами находится Духовская церковь - все, что осталось от Духовского монастыря.

Я обожаю шатровые храмы с кокошниками, их осталось единицы. А уж двухшатровых и того меньше.




Часовня рядом с церковью.

Дом причта находится на берегу рядом с храмом.


В этом же месте можно спуститься к пристани.


У пристани находится касса, где можно купить билет на прогулку на теплоходе по Оке. О стоимости билетов и графике движения читайте в статье: . Впрочем, время отправления теплоходов хорош


А мы возвращаемся на территорию кремля и идем смотреть то, что пока не видели. Через арочку опять попадаем на территорию архиерейского двора.


И выходим как раз к Певческому корпусу.




Проходим на монастырскую территорию.








Вот эти три надгробия - это все, что осталось от некогда богатого кладбища. Здесь хоронили священников, дворян, купцов. После революции кладбище уничтожили. Оставили только две могилы - профессора живописи, гравера И. П. Пожалостина (1837-1909) и писательницы и художницы Софьи Хвощинской (1828-1865). Вот так вот, не церемонились - кому быть, а кому не быть.

Так уж получилось, что мое путешествие по Рязани завершилось посещением одного Рязанского Кремля. Экскурсия, участником которой мне довелось побывать, включала в себя пребывание на военно-исторической реконструкции «Битвы на Воже», а Рязанский кремль оказался приятным дополнением к основной теме маршрута.

К тому же, достопримечательности Рязани и области - тема настолько обширная, что ограничиваться здесь однодневной поездкой попросту кощунство! Так что в этой статье я остановлюсь, в первую очередь на Рязанском кремле, а об остальных достопримечательностях города и области мы поговорим более подробно в следующий раз.

История Рязани, вернее Переяславля Рязанского, а именно так именовали этот город ко времени его основания, берет свое начало в XI веке. Именно тогда, в 1095 году, согласно повелению князя Ярослава Святославовича, началось строительство великого города на реке Трубеж. Города, который впоследствии сыграл одну из наиважнейший ролей в истории государства Российского.

Кстати, поначалу существовало два Переяславля. Один из них был будущей Рязанью, а другой, основанный в 1152 году, располагался в Залесье, на территории современной Ярославской области. В XV веке в произношении последнего произошли долгожданные изменения, и имена двух этих городов стали хоть сколько-нибудь отличаться. Рязань получила свое теперешнее название только в 1778 году, в момент образования Рязанского наместничества, стала, ко всему прочему, губернией и обладательницей собственного герба с изображением война с мечом в руке.

Рязанский кремль является историческим ядром города и, пожалуй, самой древней ее частью. В эпоху раннего железного века на этих землях уже существовали поселения, о чем свидетельствуют найденные рядом с Кремлем артефакты. В конце XII века в северной части кремлевского холма была построена славянская крепость, которая и послужила началом строительства древнего Переяславля.

Наиболее древняя часть современного Рязанского кремля - это земляной оборонительный вал, датируемый XII-XVII веками. Его протяженность составляет 290 метров. До XVIII века вдоль вала стояли стены и башни, окруженные глубоким рвом. Сейчас уже практически не заметно насколько глубок был кремлевский ров и насколько высоки были стены оборонительного вала. Если присмотреться, то на фотографии видны места раскопок. Причем раскопки на территории Рязанского кремля ведутся и по сей день.

Рязанский кремль - земляной оборонительный вал.

У «Гостиницы Черни» мне на глаза попался плакат, из которого я узнал, что за период с 2004 по 2008 год на территории кремля было найдено порядка 1500 самых различных археологических находок: изделий из глины, железа, кожи, дерева, стекла и бронзы - оружие, игрушки, украшения и прочее. Собственно, внизу вы можете более подробно изучить этот плакат, если откроете фотографию в более высоком разрешении.

Архангельский собор был в свое время княжеской домовой церковью и усыпальницей рязанских архиереев, включающей 22 захоронения. Одно из них принадлежит Стефану Яворскому, сподвижнику Петра I. В 1647 году Рязанский кремль пострадал от сильного пожара, но даже несмотря на некоторую перестройку наиболее пострадавших зданий в XVII веке, Архангельский собор нисколько не растерял всех тех признаков архитектуры, которые были характерны для XV века. В здании Собора в настоящее время проходит выставка «Бессмертие духа, памяти и красоты», посвященная древнерусскому искусству.

Рязанский кремль - Архангельский собор.

Христорождественский собор до XVIII века звался Старым Успенским. В начале своей истории он выполнял функции общегородского храма и усыпальницы рязанских княжеских особ. Софья, дочь Дмитрия Донского и княгиня Анна, сестра Ивана III были погребены именно в этом соборе. Также в нем по сей день покоятся мощи епископа Святого Василия Рязанского, умершего в 1295 году.

Рязанский кремль - Христорождественский собор.

Успенский собор, без сомнения, самая величественная постройка на территории Рязанского кремля. Его общая площадь составляет 1600 кв.м., а высота 72 (!) метра. Если смотреть на него снаружи, создается впечатление, будто в нем три этажа, но на самом деле, это один огромный цельный зал, внутри которого расположен уникальный иконостас высотой 27 метров. Стоит ли говорить о том, что Успенский собор Рязанского кремля - крупнейшая постройка XVII века. Летом в нем проходят богослужения.

Рязанский кремль - Успенский собор.

Площадь перед Успенским собором. На заднем плане - стены Спасского монастыря.

Рядом с Успенским собором над Кремлем возвышается Соборная колокольня, строившаяся целых 50 лет (1789-1840 гг.). Высота колокольни 86 метров, 25 из которых - позолоченный шпиль. На её третьем этаже расположена смотровая площадка, откуда открывается панорама Кремля, Рязани и ее окрестностей. Величественно звучат колокола в тот момент, когда их звон разносится над Рязанью.

На следующем фото один из входов в Дворец Олега, построенный на рубеже XVII-XVIII веков. Он полностью отдан под экспозицию музея-заповедника. Внутри довольно большая и интересная коллекция разнообразных средневековых артефактов, оружия, доспехов, предметов быта и т.д. Более всего поразила миниатюрная копия Древней Рязани со всеми домами, церквями и постройками. В большинстве маленьких домиков даже горел свет. В полумраке олеговского дворца это выглядело просто потрясающе. Я «завис» перед этой экспозицией на 10-15 минут и будто окунулся в прошлое.

Рязанский кремль - Дворец Олега.

Церковь Святого Духа, построенная в 1642 году. В здании располагаются музей и научная библиотека.

Церковь Богоявления. Построена в середине XVII века. В советское время в ней располагался архив рязанского ЗАГСа. Сейчас она принадлежит епархии. На заднем плане Успенский Собор.

Рядом с ней располагается небольшое захоронение. Когда-то на территория Спасского монастыря существовало самое именитое рязанское кладбище, на котором были захоронены священники и монахи, дворяне и купцы, но в середине прошлого века подавляющая часть надгробий была снята. Осталось всего два захоронения: художницы и писательницы Софьи Хвощинской (1828-1865) и профессора академической живописи Ивана Петровича Пожалостина (1837-1909). На этом фото памятное надгробие в честь всех захоронений, которые когда-то находились на этом месте:

Гостиница Черни начала выполнять функции гостиницы только в XIX веке - до этого в здании хранилось зерно. Сейчас она по большей части принадлежит музею. Забором огорожено место раскопок.

Несомненно, Рязанский кремль - одно из красивейших мест, построенное руками человека, в котором мне довелось побывать...