Кремлевские терема. Теремной Дворец Московского кремля - чудо русской архитектуры XVII столетия. Предназначение Теремного дворца

Трудами зодчих XVII века Москва и Русь преобразились... mamlas wrote in May 19th, 2016

Ещё об

Взлет русского зодчества
Архитекторы и мастера допетровской Руси / Созидатели / Статья 2007 года

До сего дня в Москве и некоторых других старинных российских городах и монастырях сохранились диковинные постройки XVII столетия, в котором русское искусство еще не слишком было подвержено иноземному влиянию. В тот далекий допетровский век особенно заметным стал взлет русского зодчества. Ещё в «Созидателях»



Новодельный Измайловский кремль, построенный в стиле «допетровской» Москвы


При царе Михаиле Федоровиче и его сыне Алексее творили замечательные «каменных и деревянных дел мастера» – Бажен Огурцов, Трефил Шарутин, Семен Петров, Аверкий Мокеев, Иван Белозер, Павел Потехин, Оси Старцев, Яков Бухвостов и многие другие. Их трудами достигло своей вершины деревянное и каменное зодчество допетровской Руси. Теремной дворец в Кремле

Поначалу, после разрушительного Смутного времени, речь шла лишь о воссоздании разрушенных и обветшавших построек Кремля. Часть из них была отремонтирована уже в 1613 году, ко дню венчания на царство Михаила Федоровича Романова. Затем начались новые большие работы - в 1625 году для установки часов над Фроловской (ныне Спасской башней Кремля) надстроили трехъярусный верх под "смотрением" каменных дел подмастерья Бажена Огурцова и его товарищей Степана Осиповича Караулова и Григория Загряжского. В проектировании и строительстве шатра и часов принимал участие "англицкой земли часового и водяного взвода мастер" Христофор Галовей.


Теремной дворец в Кремле


Вскоре в Кремле началось новое, еще более масштабное строительство. Частые пожары первой половины XVII столетия продолжали губить деревянные строения Москвы, не щадя и великолепия кремлевских теремов. Тогда-то и решено было построить новый каменный царский дворец. Он стал несомненным шедевром - дошедший до наших дней, хотя и в сильно переделанном виде, Теремной дворец в Кремле. Его построили в 1635-1636 годах Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков. Дворец представлял собой трехэтажное здание. Основанием дворцу послужили подклеты с открытыми галереями, возведенные в 1499-1508 годах архитектором Алевизом Фрязиным, и стоящие на этих подклетах Мастерские палаты XVI века, времени Ивана Грозного.

На выровненных сводах средней части Мастерских палат и возвели три этажа Теремного дворца.


Венчал его высокий "теремок", знаменитый "верх" с расположенной вокруг него открытой террасой – "гульбищем". Золоченая двускатная крыша и два пояса лазурных изразцовых карнизов, каменная резьба, богато украшенное парадное Золотое крыльцо придали дворцу типичный для того времени нарядный, сказочный вид. Дворец отличает обилие резного каменного узорочья, цветочного орнамента, изображений птиц и животных на белокаменных наличниках окон и порталов. Потолки дворца относительно низкие. Очень толстые стены также плотно расписаны узорами с элементами цветочных и растительных рисунков. В палатах - изразцовые печи, которые тоже являются украшением помещений. Планировка комнат отчетливо напоминает интерьер русской избы, в основе которой лежит клеть (бревенчатый сруб, обычно с тремя окнами по фасаду). Здесь в "Теремке златоверхнем", расположенном над личными покоями царя, находился зал, где играли царевичи и заседала Боярская дума. Сохранилась уникальная Золотая царицына палата, комнаты для царя с опочивальней, сенями, престольной и передней. Системой крытых переходов, галерей и иных пристроек дворец был соединен с другими зданиями – соборами, покоями патриарха, служебными помещениями.

Одновременно с постройкой Теремного дворца в 1635 году над Малой Золотой палатой, на уровне Переднего Каменного двора, те же мастера возвели храм Спаса Нерукотворного (позже Верхоспасский собор), с приделом Иоанна Белгородского (теперь Иоанна Предтечи). Вскоре после этого Антип Константинов строит в Вяземском Иоанно-Предтеченском монастыре уникальный храм Одигитрии Смоленской, имевший три каменных шатра-завершения, расположенные в один ряд.

"Восьмое чудо света"

Образцовой постройкой XVII века, выполненной из традиционных деревянных конструкций, стал дворец царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенском. Построен он был в 1667-1678 годах артелью под началом старосты Семена Петрова и промышляющего плотничеством стрельца Ивана Михайлова в виде нескольких теремов, соединенных между собой причудливыми переходами. К сожалению, сам дворец не сохранился – простояв около 100 лет, он сильно обветшал и был разобран в 1768 году, но сохранились его изображения на гравюрах и восторженные описания современников.


Дворец царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенском


Дворец насчитывал 270 комнат с 3000 окон и оконцев. Со стороны он походил на целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, "гульбищами", кокошниками, крылечками с витыми колонками. Разные части дворца были построены в индивидуальной манере, они не походили друг на друга. Разнообразны были объемы, формы покрытий, декоративные приемы. Все это придавало замечательную живописность зданию. Над этой беспримерной архитектурной декорацией с ее ажурной резьбой работали под руководством старца Арсения мастера-резчики Клим Михайлов, Давид Павлов, Андрей Иванов и Герасим Акулов. Коломенский дворец называли "восьмым чудом света". Симеон Полоцкий воспел красоту этого дворца, сравнивая его с храмом Соломона. Яков Рейтенфельс в своей книге "Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии", вышедшей в Падуе в 1680 году, назвал дворец Алексея Михайловича "игрушечкой, только что вынутой из шкатулки". В 1681 году он был частично перестроен Саввой Дементьевым.

Помимо кремлевского, до нас дошел еще один известный московский теремок, построенный в 1693–1694 годах Осипом Дмитриевичем Старцевым и Ларионом Ковалевым. Теремок находится в Крутицком подворье и является настоящей жемчужиной архитектуры. Крутицкое подворье известно с конца ХIII века; располагалось оно на высоком берегу Москвы-реки, на Крутицах. Здания, дошедшие до нашего времени, появились в начале ХVII века.

Наиболее хорошо сохранились главные Святые ворота со знаменитым надвратным Теремком. Его лицевая сторона была целиком покрыта изразцами. Ворота, украшенные Теремком, вели в сад митрополита, который называли райским.

О главном строителе Крутицкого Теремка следует сказать особо.

Осип Старцев разработал особые приемы каменного декора. "Петушиные гребни", поставленные им на ограде двора боярина И.М. Языкова на Большой Никитской, впоследствии широко использовались многими русскими зодчими.


Еще одним новшеством, также вошедшим в строительную практику той эпохи стало спроектированное Старцевым круговое открытое гульбище в церкви Воскресения на Пресне. В 1684 году Старцев переделал изначально готические окна Грановитой палаты, украсив их белокаменными наличниками с нарядными колонками, увитыми виноградной лозой, прием, повторенный им в работе над Крутицком теремке.

За одним большим делом следует другое - в 1685 году Осип Старцев закончил строительство Трапезной палаты в Симонове монастыре, начатое еще в 1677 году подмастерьем Парфеном Потаповым.

Известны и другие работы Старцева: в 1676 году он руководил покрытием черепицей Казенного двора. С 1681 года занимался перестройкой теремных церквей и строительством Верхоспасского собора, разборкой поварен Кормового, Хлебного, Сытного дворов, перестройкой Приказа Большого дворца. В 1690-е годы перестраивал палаты Посольского и Малороссийского приказов.

Другой известный зодчий Аверкий Мокеев строит Патриаршие палаты в Московском Кремле (1643-1655 гг.), ряд зданий Валдайского монастыря (1650-е гг.) и, наконец, Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря (1656-1685 гг.) на реке Истре под Москвой – крупнейшее сооружение в церковном зодчестве той эпохи. Воплотить в жизнь грандиозный замысел патриарха Никона ему помог другой московский мастер Иван Белозер. Перед зодчими была поставлена трудная задача создать на русской земле обитель, главный собор которой воспроизводил бы в плане Храма Воскресения Господня в Иерусалиме. В ходе работы Мокеев и Белозер использовали точную модель и чертежи главной христианской святыни и с успехом выполнили почетный и сложный патриарший заказ.

Очень интересны храмы, воздвигнутые Павлом Сидоровичем Потехиным: церковь Троицы в селе Останкино под Москвой (1678-1693 гг.), церковь Св. Николы в Хамовниках (1679 г.), церковь Св. Козьмы и Дамиана в Садовниках (1657-1662 гг.). В Макарьеве-Желтоводском монастыре Потехин строит Святые ворота и надвратную церковь Михаила Архангела. В его знаменитой артели работали 93 мастера, среди которых были не только каменщики, но и резчики по камню и дереву, и плотники, и кузнецы, и даже иконописцы и золотильщики. Все они были профессионалами высочайшего класса, но каждый из них мог в необходимом случае подменить друг друга.

Московское барокко

В конце XVII века в русском зодчестве происходят заметные изменения, в результате которых в архитектуре утверждается новое направление, известное как "московское (или "нарышкинское") барокко". Классическим образцом постройки этого стиля считается церковь Покрова в Филях (1693-1694), созданная по распоряжению дяди царя Петра I Льва Кирилловича Нарышкина предположительно Яковом Григорьевичем Бухвостовым. Не уступает ей по красоте и церковь Спаса Нерукотворного (1693-1697 гг.) в подмосковных Уборах, строителем которой уже бесспорно был тот же Яков Бухвостов. Храм построен им "иже под колоколы", то есть, верхний ярус высокого храма служил одновременно и звонницей.


Церковь Покрова в Филях


Яков Бухвостов, выдающийся зодчий, происходил из крепостных крестьян и был уроженцем села Никольское-Сверчково Дмитровского уезда, ныне расположенного на территории Клинского района Московской области. Первой его большой работой стало возведение каменных стен и башен Новоиерусалимского Воскресенского монастыря (1690-1694 гг.), заменивших первоначальные деревянные укрепления этой обители. Протяженность стен достигает 930 метров, их высота в настоящее время составляет от 9 до 11 метров. С внутренней стороны стен была устроена полуциркульная открытая аркада, над которой проходил по всему периметру стен крытый боевой ход, огражденный парапетом. Над главным входом в монастырь была построена надвратная Входоиерусалимская церковь. В ее основании устроены центральный, перекрытый аркой проезд и два боковых прохода. По своему внешнему виду она напоминала знаменитый храм в Филях в Москве. Интересной и редкой особенностью надвратной церкви был цветной изразцовый пол. Крупные квадратные плиты пола образовывали необычный геометрический цветной узор, придававший интерьеру храма нарядность и красочность.

Церковь отличалась высотой и стройностью. Однако за время своего существования она перестраивалась, и ее первоначальное декоративное убранство, характерное для русского барокко конца XVII века, не сохранилось.


Бухвостовым был построен и Успенский собор в Рязани (1693-1699 гг.). Проектируя его, зодчий сохранил схему, восходящую к Аристотелю Фиораванти, однако поставил здание храма на подклет-галерею и украсил его тремя ярусами нарядных окон. Таким образом, Бухвостов первым в соборной архитектуре применил разбивку фасадов на ярусы при помощи рядов окон. Благодаря этому Успенский собор получился очень светлым. Во время пребывания в Рязани Бухвостов возвел для местного митрополита каменные амбары и прочие хозяйственные строения, а также несколько не сохранившихся до наших дней приходских церквей. Последним из известных сооружений Бухвостова стала церковь Ризоположения на Донской улице в Москве (1701-1708 гг.). Здесь зодчий не пользуется типичной барочной ярусной формой "восьмерик на четверике", он возводит церковь в форме простого четверика, прообразом которого были деревянные "клетские" храмы Древней Руси. Существует предположение, что храм Троицы в Троицком-Лыкове и Покровская церковь в Филях также построены Яковом Бухвостовым.

Давно уже отмечено, что храмы Бухвостова не перестраивались – настолько совершенной была их форма.


Трудами зодчих XVII века Москва преобразилась. Сошлемся на мнение Павла Алеппского, секретаря антиохийского патриарха Макария, посетившего в то время русскую столицу. О зданиях Москвы Павел Алеппский написал: "… мы дивились на их красоту, украшение, прочность, архитектуру, изящество, множество икон и колонн с резьбой, кои по сторонам окон, на высоту этажей, как будто они крепости, на их огромные башни, на обильную раскраску разноцветными красками снаружи и внутри…".

Кое-что из этой красоты дошло и до наших дней. Сохранится ли она, не потеряется ли за странного вида новыми высотками, скребущими небо?..

(рус. Теремной дворец; англ. Terem Palace)

Часы работы: Теремной дворец закрыт для свободного посещения. Он входит в состав Большого Кремлёвского дворца и является Резиденцией Президента Российской Федерации. Экскурсии в Теремной дворец проводятся обычно в составе экскурсий в Большой Кремлёвский дворец, на что требуется специальное разрешение комендатуры Кремля.

Теремно́й дворец – одна из самых живописных построек Московского Кремля, он словно сошёл со страниц русских сказок. Стиль этого пятиэтажного здания, богато украшенного белокаменной резьбой, представляет пёстрое смешение элементов итальянской, русской и восточной архитектуры. В ярусном построении объёма нового сооружения, с открытыми гульбищами, площадками, крыльцами и лестницами, сказались традиционные черты русского деревянного зодчества. В нижней части дворца, построенной в 1487 году, первоначально размещалась государева мастеровая палата. Два верхних яруса терема, составляющие четвёртый и пятый этажи, возведены в 1635 - 1636 годах русскими зодчими Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трифоном Шарутиным и Ларионом Ушаковым.

Они возвели большое, по размерам, сооружение, рассчитанное на важное место в архитектурной панораме Кремля. У Теремного дворца была золочёная кровля с золотыми репьями. В те времена, не была известна практика постройки большого многоэтажного здания в виде единого блока. Поэтому, этажи, как бы, ставились друг на друга, отделённые карнизами - поясами, и отличались, всё уменьшающимися кверху размерами: в этом, видимо, проявилось влияние деревянного зодчества, наиболее распространённого в стране. План дворца, как и характер его палат, напоминает привычные формы деревянных зданий: покои, хотя и предназначены для личного обихода царя, небольшие по размерам, и, как бы, приставлены друг к другу, словно срубы клетей.


Необычайная живописность и нарядность нового дворца создаётся не только за счёт сложного объемно-планировочного решения здания, но и благодаря богатейшему декоративному оформлению его фасадов. Резные и майоликовые карнизы, профилированные пилястры между окнами, сложные белокаменные обрамления проёмов с висячими гирьками и треугольными фронтонами, покрытые резным орнаментом, изразцы и резьба, золочёная кровля – всё это гармонично увязывается с полихромной окраской стен и белокаменных деталей, восстановленной при реставрации Теремов в 1966 -1969 годах. Особеностью наружной декорации Теремного дворца являются богатые карнизы двух верхних этажей, выполненые из цветных изразцов, которые украшают, также, ширинки парапетов гульбищ. В целом, дворец производит впечатление драгоценного ювелирного изделия.


Теремной дворец, выстроенный из кирпича, имеет оконные наличники и дверные порталы из белого камня, покрытого орнаментальной резьбой с узорами из трав, зверей и птиц, раскрашенной в яркие цвета. Наличники окон, подоконники и порталы, также, украшены резьбой. В окна вставлено цветное стекло XIX - XX веков. В старину в окнах была разноцветная слюда. От разноцветных стекол, изразцовых печей и расписных стен веет далекой, сказочной стариной.


Наверное, именно с Теремного дворца началось использование богатых декоративных орнаментальных форм на фасадах зданий. Особое внимание было уделено порталам входов: у них затейливо вырезанные, с внутренней стороны проёма, архивольты.

С середины XVII века дворец становится постоянным жилищем русских царей. У каждого этажа было своё назначение и свой стиль жизни. Внутренняя планировка дворца предельно проста: все комнаты почти одного размера, с обращенными на юг тремя окнами каждая, следуют одна за другой. В последовательном расположении помещений ещё нет принципа анфиладности, характерного для дворцовой архитектуры последующего времени, так как дверные проёмы смежных комнат не расположены на одной оси.


Каждое помещение Теремного дворца выполняло определённую роль. Помещения цокольного этажа использовались для домашних целей. В них находились комнаты бытового назначения, а также, помещения, где находились запасы воды и свечей, и заготовки овощей и солений.

На первом этаже располагались мастерские царицы. Здесь было сосредоточено изготовление всех видов одежды, белья и других видов изделий для домашнего обихода царской семьи. Здесь придворные вышивальщицы украшали одежду шёлком, золотым шитьем и жемчугом.

На втором этаже находилась личная купальня царя. Вода подавалась сюда с помощью насоса из водонапорной башни. Винтовая лестница вела из купальни в царскую спальню. Комнаты, размещенные на этом этаже часто перестраивались и их назначение, соответственно, менялось. В XIX веке здесь обосновался архив, в котором хранились наиболее важные государственные бумаги.

На третьем этаже располагались помещения, включавшие, собственно, покои царской семьи, во время проживания в Теремном дворце, в остальное время семья жила в деревянном дворце, какой, по мнению современников, считался более полезным для здоровья.

Четвёртый этаж, или мезонин, иногда называли золотоверхим, потому, как крыша была покрыта золотыми и серебряными листами, и покрашена разными цветами. В просторной, хорошо освещенной комнате золотого верха внимание привлекает стенная роспись, выполненная в середине прошлого века в, так называемом, «русском» стиле. Передняя, Гостиная, Престольная, Опочивальня и Молельня – поражают воображение сказочным разноцветьем своего убранства.


Резная белокаменная лестница дворца, изящно украшенная изваяниями львов со щитами, ведёт к Золотому (Красному) Крыльцу. Резной белокаменный портал Крыльца – главный вход в парадные комнаты дворца. Его столбы перехвачены поясками, в пролётах арок висят декоративные гирьки.


Один из проходов Золотого Крыльца украшает знаменитая Золотая решётка – редкое, по совершенству, произведение русских кузнецов. В её сильно закрученных спиралях размещены золочёные фантастические птицы. Золотая решётка отделяет площадку от лестницы. Считалось, что она была сделана из медных денег, изъятых из обращения после медного бунта. Но современные исследования показали, что решётка была выкована из железа.


Первая комната четвёртого этажа называется Передней или Проходными сенями, имеет низкие сомкнутые своды со стрельчатыми окнами, резные деревянные подоконники и изразцовые печи. Раньше, в этой комнате, утром, собирались бояре, ожидая выхода царя.


За сенями следует Гостиная (Думная комната), где происходило «сидение царя с бояры», и, в редких случаях, в знак особой милости, здесь принимались иностранные послы.


Пожалуй, самая красивая парадная комната – Престольная, или Царский кабинет. Эта комната служила малым тронным залом, в «красном» углу комнаты, до сих пор, стоит царское кресло, покрытое бархатом.


В XVII веке Престольная комната была самой красивой и самой недоступной комнатой из всего дворца. Лишь по утрам, ближайшие к царю, бояре входили в неё, чтобы «бить челом». Вся мебель в комнате в стиле XVII века. Скамьи и стулья обиты венецианским бархатом. Когда-то шкафы и поставцы были наполнены золотой и серебряной посудой, которая сейчас хранится в Оружейной палате.


Среднее окно комнаты, украшенное с фасада резным белокаменным наличником, называлось Челобитным. Из него опускался ящик, куда каждый мог додать царю челобитную грамоту. В простонародье этот ящик называли Долгим, так как челобитные подолгу лежали здесь, никем не читаемые. Отсюда и пошла поговорка: «Не откладывай дело в долгий ящик».

За Престольной комнатой следует Опочивальня. В ней находится резная деревянная кровать с балдахином, сделанная в стиле XVII века. Эта комната, как и все предыдущие, принадлежала только мужской половине царской семьи. Покои цариц и царевен находились в другом месте, и до наших дней не сохранились.


Из Опочивальни боковая дверь ведет в небольшую комнату – Молельню, где обычно вечером и утром молился царь. Здесь на стене висят золоченые киоты с крестами и иконами XVI - XVII веков.


В северном крыле размещались подсобные помещения и узкий коридор. По преданию, здесь проходили смотрины самых красивых девушек, среди которых царь должен был выбирать себе невесту. Ему предстояло трижды пройти по коридору и вручить рушник счастливой избраннице.

На пятом этаже находились покои царевича, с так называемой «Смотрильной башенкой». Здесь воспитывался царевич Пётр Алексеевич, будущий император Пётр Великий, родившийся тут же, во дворце, в ночь на 30 мая 1672 года.


Теремной дворец – уникальный памятник архитектуры, сохранившийся до наших дней. Неповторимый исконно русский стиль оформления, удивительное сочетание цветов, роскоши и одновременной лёгкости делает этот дворец уникальнейшим произведением искусства.

Россия - самая необыкновенная и удивительная страна на свете. Это не формула официального патриотизма, это сущая правда. Необыкновенная, потому что бесконечно разнообразная. Удивительная, потому что всегда непредсказуемая. Нежное и ласковое весеннее солнце за десять минут тонет в смертоносном снежном буране, а вслед улетевшей черной туче светит яркая тройная радуга. Тундры сочетаются с пустынными барханами, болотистая тайга сменяется муссонными лесами, а необозримые равнины плавно переходят в столь же безграничные горные массивы. Через Россию проносят свои воды величайшие реки Евразии - ни в какой другой стране мира нет такого изобилия великих текучих вод. , Обь, Иртыш, Енисей, Амур... И крупнейшие озера мира - соленый Каспий и пресный . И самые протяженные в мире степи - от берегов Донца до Приамурья. Под стать географическому изобилию - разнообразие народов, их обычаев, религий, культур. Оленеводы-ненцы ставят свои чумы рядом с благоустроенными многоэтажками. Тувинцы и буряты кочуют со стадами и юртами вдоль федеральных трасс. В Казанском кремле большая новая мечеть соседствует со старинным православным собором; в городе Кызыле буддийский субурган белеет на фоне златоглавой церкви, а неподалеку от них ветерок треплет разноцветные ленточки у входа в шаманскую юрту...

Россия - страна, в которой не соскучишься. Все полно неожиданностей. Прекрасное асфальтовое шоссе внезапно сменяется разбитой грунтовкой, а та уходит в непролазное болото. На преодоление последних 30 километров пути, бывает, требуется втрое больше времени, чем на предшествующие десять тысяч. И самое неожиданное в этой загадочной стране - люди. Умеющие жить в самых трудных, даже невозможных природных условиях: в комариной тайге, в безводной степи, на высокогорьях и в затопляемых долинах, при 50-градусной жаре и 60-градусном морозе... Научившиеся выживать, замечу, кстати, под гнетом всевозможных властей, ни одна из которых никогда не была к ним милостива... Создавшие на этих болотах, в лесах, в степях и на горах неповторимую культуру, вернее, множество неповторимых культур. Сотворившие великую историю державы Российской - историю, тоже состоящую из бесчисленного множества великих, героических и трагических историй.

Живые свидетели исторического прошлого, творение рук известных, а в подавляющем большинстве случаев безвестных россиян - архитектурные памятники. Архитектурное богатство России велико и многообразно. В нем явлена и красота земли Русской, и изобретательность ума ее народа, и державная мощь, но главное - величие духа человеческого. Россия строилась тысячу лет в условиях самых трудных, какие только можно себе представить. Среди суровой и скудной природы, в непрерывных внешних войнах и внутренних борениях. Все великое, что было воздвигнуто на Русской земле, было воздвигнуто силой веры - веры в истину, в светлое будущее, в Бога. Поэтому в архитектурных памятниках, при всем их конструктивном, функциональном и идейном разнообразии, есть общее начало - стремление от земли к небу, от тьмы к свету.


Рассказать в одной книге обо всех замечательных местах России - природных, исторических, поэтических, промышленных, мемориальных - просто невозможно. Для этого не хватило бы и двадцати таких книг. Мы с издателями решили: я буду писать только о тех местах, где бывал сам, которые видел собственными глазами. Поэтому в нашем издании не дымится Ключевская сопка, не встают из тихоокеанских вод острова Курильской гряды, не сверкает белый покров ... В этих и во многих других местах я не бывал, мечтаю побывать и написать о них. Многие замечательные памятники истории и культуры не попали в книгу. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и Софийский собор в Вологде, кремли Тулы и Коломны, усадьбы Воробьево в Калужской и Марьино в Курской области, здания краеведческого музея в Иркутске и драмтеатра в Самаре, Саратовская консерватория и «Городской дом» в Хабаровске... Список бесконечен.

Кроме того, мы решили не увлекаться рассказом о больших городах, о миллионных мегаполисах (ограничившись выборочным обзором архитектурных богатств Москвы и Петербурга), а отдать предпочтение России далекой, живущей в стороне от широких торных путей и от шума деловых и промышленных центров.

Первые каменные жилые покои в царском дворце, позднее названные Теремным дворцом, были построены в 1635-1636 гг. для царя Михаила Федоровича каменных дел мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Основанием для вновь возведенных трехэтажных палат послужил нижний ярус северной части дворца, построенного Алевизом в 1499-1508гг., и надстроенные над ним во второй половине ХVIв. Мастерские палаты.

В ярусном построении объема нового сооружения с открытыми гульбищами, площадками, крыльцами и лестницами сказались традиционные черты русского деревянного зодчества. Тем не менее это был новый для своего времени тип многоэтажного каменного жилого здания, в котором уже зарождалось ставшее характерным для позднейших дворцов анфиладное построение внутренних помещений.

Три галереи-гульбища окружали дворец по ярусам: нижняя Боярская площадка, или Постельное крыльцо располагалась на уровне перекрытия алевизовского подклета, где сейчас стоит Владимирский зал Большого Кремлевского дворца. С этого уровня открытая лестница вела на Передний каменный двор, устроенный поверх выровненных сводов Мастерских палат, на которых собственно и были надстроены три этажа Теремного дворца. Выход на среднее гульбище позднее закрывался Золотой решеткой, представляющей уникальный образец кузнечного мастерства. С восточной стороны Теремов находилось Переднее золотое крыльцо, по которому поднимались на второй этаж в жилые покои царя. Последний ярус выстроенных палат - златоверхий Теремок, расположенный по центру здания, окружает третья площадка - Верхний каменный двор.

Необычайная живописность и нарядность нового дворца создается не только за счет сложного объемно-планировочного решения здания, но и благодаря богатейшему декоративному оформлению его фасадов. Профилированные пилястры между окнами, резные и майоликовые карнизы, сложные белокаменные обрамления проемов с висячими гирьками и треугольными фронтонами, покрытые резным орнаментом, изразцы и резьба в ширинках парапетов гульбищ, золоченая кровля - все это гармонично увязывается с полихромной окраской стен и белокаменных деталей, восстановленной при реставрации Теремов в 1966-1969 гг. В целом дворец производит впечатление драгоценного ювелирного произведения.

Первоначальное внутреннее убранство палат, за исключением отдельных фрагментов, не сохранилось и было выполнено вновь под руководством художника Ф.Г.Солнцева в стиле ХVII в. Эти работы проводились в 1836-1837 гг. Впоследствии, при строительстве Большого Кремлевского дворца древний памятник был включен в новый комплекс дворцовых зданий.

В настоящее время Теремной дворец в составе Большого Кремлевского дворца является Резиденцией Президента Российской Федерации.

Фото: Теремной дворец Кремля и Верхоспасский собор

Фото и описание

Первые царские палаты из камня, появившиеся на территории Московского Кремля в начале XVII столетия, были построены по приказу царя Михаила Федоровича и названы Теремным дворцом. Царская резиденция Теремной дворец и Верхоспасский собор, который с 1636 года входит в комплекс домовых церквей русских царей, являются частью архитектурного ансамбля Большого Кремлевского дворца.

Великокняжеские палаты над Боровицким холмом

Великие московские князья всегда селились на высоком месте. Их резиденции строились над Боровицким холмом , откуда открывались великолепные виды на округу. Первым дворец на холме построил Иван Калита . Позже на краю Боровицкого холма были возведены хоромы для Софьи Витовтны , супруги великого князя московского и владимирского Василия I .

В конце XV века Иван III предпринял глобальную реконструкцию кремлевских построек. При нем срыли старые стены, выстроенные из белого камня, и начали складывать новые, кирпичные. На территории Кремля построили несколько новых сооружений, которые входят сегодня в списки важнейших достопримечательностей Москвы. Каменные жилые постройки также начали возводить в это время, и в Кремле, кроме Успенского собора, Грановитой палаты и Архангельского собора в конце XV века появляются здания Государева двора. Их проект принадлежал Алевизу Фрязину – итальянцу, который долгое время работал на великих московских князей.

Строительство Теремного дворца

Смутное время, опустошившее русскую землю, принесло немало разрушений и в Москву. Кремлевский дворец государя к 1630 году пришел в негодность и был фактически заброшен. Первый царь из рода Романовых Михаил Федорович приказал отстроить новые покои. Впоследствии царская каменная резиденция получила название Теремной дворец.

Зодчие Бажен Огурцов, Антип Константинов и Трефил Шарутин использовали в работе множество новых технологий. «Железные связи» позволили им укрепить стены, оставляя их достаточно тонкими. Инновации способствовали увеличению внутренней площади сооружения, что было весьма прогрессивным направлением в древнерусском каменном зодчестве.

За основу Теремного дворца были взяты оставшиеся от палат Ивана III стены и фундамент. Два яруса старого здания нарастили тремя новыми, а на самом верху появился теремок. Интерьеры украшали богато и причудливо. Крыша хором была расписана серебряными красками и сусальным золотом, оконные проемы закрывались слюдяными полупрозрачными стеклами, а стены и потолки покоев расписывала артель иконописцев, которой руководил Симон Ушаков – весьма развитый и талантливый художник, технически намного опередивший свое время.

Новые царские хоромы выглядели весьма крупным и даже монументальным сооружением. Архитектор умело сочетал в нем черты древнерусской классики и элементы итальянского зодчества:

  • Дворец в основной своей массе выстроен из кирпича , но наличники, порталы, парапеты и пилястры выполнены из белого камня .
  • В декоративном убранстве применены традиционные приемы русского каменного зодчества – изразцовые плитки на карнизах четвертого этажа, орнаментальные каменные плетенки, резные наличники окон, ширинки на парапетах гульбищ, пилястры в простенках между окнами и золоченый гребень на крыше.
  • Ярусная ступенчатая конструкция постройки демонстрирует типичные черты хоромных построек, возводимых древнерусскими зодчими. Однако, внутренние комнаты располагались в виде анфилады , что характерно для более позднего периода русской каменной архитектуры.
  • Дворец отапливался с помощью системы печей . Каждая печь была украшена глазурованными плитками разных цветов и форм.
  • В парадные покои вело Золотое крыльцо , которое соединяло Верхоспасскую площадку и второй этаж Теремного дворца. Расписанный золотом вход венчал пирамидальный шатер.

Теремной дворец стал одним из зданий Царского двора, занимавшего большую территорию и включавшего в себя множество построек и, в том числе, Грановитую и Столовую палаты, Постельные хоромы царской семьи, Набережные палаты и несколько домовых храмов.

Что посмотреть в Теремном дворце

У каждого из пяти этажей Теремного дворца было свое предназначение. Три нижних этажа, располагавшиеся на подклетях XVI века, служили для хозяйственных нужд . В подвалах и кладовых здесь хранились запасы и продовольствие, а в мастерских работали ювелиры, золотошвеи, оружейники и кружевницы.

Царские покои располагались на третьем и четвертом этажах. Первым помещением, куда попадал государь и члены его семьи, были проходные сени . Их перекрывали низкие своды, а освещалась передняя парными стрельчатыми окнами. Обогревались проходные сени печами, украшенными изразцами. В гостиной царь общался с боярами и иногда принимал иностранных послов.

Золотая палата была самым богато декорированным помещением царской резиденции. Стены палаты были украшены золотой росписью, своды расписаны изображениями Спасителя и святителей, и царский трон, стоявший в Престольной палате , был обтянут бархатом. Поговорка о долгом ящике родилась именно здесь. В Золотой или Престольной палате находился ящик, куда подавали прошения. Поскольку челобитные рассматривались очень долго и неохотно, ящик стали называть «долгим».

Уникальная роспись в виде орнаментальных узоров сохранилась на стенах соседнего с Золотой палатой помещения. Его называли буфетной и хранили в нем посуду и столовые принадлежности.

В царской опочивальне находится кровать, выполненная искусными резчиками по дереву и украшенная балдахином из натурального шелка. Царское ложе было изготовлено в XIX веке, когда прошла одна из реконструкций резиденции.

На верхнем этаже Теремного дворца располагается каменный чердак, который называли Златоверхим теремком . Его крышу крыли золочеными листами, которые и дали название чердаку. В Златоверхом теремке проходили заседания боярской думы. К теремку примыкает Смотрильная башенка , в окнах которой сохранились старинные цветные стекла.

Верхоспасский собор

В состав комплекса домовых церквей Московского Кремля входит собор Нерукотворного образа , чаще называемый Верхоспасским. Храм был построен в первой половине XVII столетия и расположен над Престольной дворцовой палатой на верхнем ярусе Теремного дворца на его мужской половине. С северной стороны Михаил Федорович Романов повелел пристроить небольшую придельную церковь для Евдокии Лукьяновой – своей второй жены и матери царевича.

Зодчие, трудившиеся над проектом и его воплощением, были хорошо известны на Руси. Бажен Огурцов , руководивший бригадой строителей и архитекторов, работал в Московском Кремле уже около десяти лет. Он участвовал в реконструкции Успенского собора, возводил пороховой склад, руководил работами по строительству пристройки в колокольне Ивана Великого, но его главным творением называют Теремной дворец и Верхоспасский собор при нем.

В 60-х годах XVII века при храме появилась трапезная , а на плоской крыше нижних палат – паперть , соединявшая покои государя с собором. Тогда же фасады покрасили, пять глав храма позолотили, а через несколько лет стены внутри церкви расписали иконописцы, которыми руководил Симон Ушаков. В 1670 году установили решетку из меди с позолотой, перегораживающую лестницу из царских покоев, что вела в собор. Храм стали называть Спасом за Золотой решеткой .

Все домовые церкви Теремного дворца в 1682 году подвели под единую кровлю. Комплекс венчали одиннадцать глав с прорезными крестами. Для укрепления конструкции зодчим пришлось строить арку на широких пилонах.

В XVIII-XIX веках храм не раз реставрировался и ремонтировался. Причиной для начала очередных работ чаще всего становились пожары . Один из них, Троицкий, повредил иконостас и его пришлось изготавливать заново. Большие средства на ремонт Верхоспасского собора выделяла фрейлина Матрона Салтыкова. Благодаря ей в храме восстановили алтарные фрески, изготовили новые царские двери и покрыли иконостас окладами с серебряной чернью.

В 1812 году французы разграбили множество храмов, и Верхоспасский собор оказался в числе пострадавших. К счастью, удалось заблаговременно эвакуировать самую ценную церковную утварь, но восстанавливать пришлось очень многое.

Заново расписывали домовой храм при Теремном дворце в 1836 году . Приказ об очередной реставрации поступил от государя Николая I . Начавшееся следом строительство Большого Кремлевского дворца также внесло некоторые изменения в планировку Теремного дворца и Верхоспасского собора. Лестница, прилегавшая к храму, была разобрана, Верхоспасская площадка перекрыта, а Золотая решетка оказалась вставленной в новые арочные проемы. Выходящую на запад стену трапезной переложили. Теперь на ней было устроено три двери, каждую из которых украшали декоративные решетки, стилизованные под XVII век.

Поврежденный при артиллерийском обстреле во время вооруженного мятежа 1917 года угол собора реставрировали в 1920 году, но храм к тому времени уже был закрыт и с тех пор богослужения в нем не проводились.

Иконостас Спаса за Золотой решеткой

Автор иконостаса Верхоспасского собора – краснодеревщик Дмитрий Ширяев , искусно вырезавший его из дерева в XVIII веке. В центральной части иконостаса выделяется оклад из черненого серебра, изготовленный в 1778 году на средства фрейлины Салтыковой .

Наиболее ценные иконы Верхоспасского собора были написаны художниками С. Костромитиным и Л. Степановым . Они располагаются в местном ряду. Особенное внимание привлекает образ Спаса Нерукотворного , окруженный на полях двадцатью отдельными композициями, называемыми житийными клеймами.

В приделе собора, освященном в честь Иоанна Предтечи, можно увидеть старинные образа, написанные в XVII столетии. Наиболее почитаемые из них – иконы Богоматери Смоленской и Святого Иоанна Предтечи .