Архитектура эстонии. Архитектура Эстонии XVII — первой половины XIX в. Отрывок, характеризующий Архитектура Эстонии

Таллинн пользуется популярностью среди путешественников, но, зачастую, из них мало кто знает, чем он отличается от других европейских столиц. Кто-то скажет, что он похож на Хельсинки, кому-то он напоминает Прагу. В XIX веке его называли Северным Неаполем, но на самом деле Таллинн всегда остается Таллинном.

А стоит выйти из Старого города и через дорогу - ультрамодный квартал Ротерманна, а дальше - старинное предместье Каламая. Оно застроено в основном деревянными домами, в которых раньше жили рыбаки. Сегодня это один из самых известных хипстерских районов Европы.

В районе Кадриорг барочный дворец соседствует с современным художественным музеем KUMU. А рядом – живописный квартал, в котором до сих пор сохранилась атмосфера провинциального губернского города XIX века.

В центре Таллинна строгая и цельная представительская архитектура Первой Республики соседствует с советской.

Готика

На холме Тоомпеа уже с XI века существовало укрепленное городище, а вокруг современной Ратушной площади было поселение и торг обнесенные оградой. Неподалеку находилось два торговых двора: скандинавский и русский.

С приходом крестоносцев в 1219-м году, на холме Тоомпеа возводится замок и Домский собор. Первая крепостная стена вокруг Верхнего города начала строиться в 1229-м году. В Нижнем городе первая стена появляется 1265-м году по настоянию королевы Маргариты. Дошедшая до нашего времени крепостная стена относится к XIV веку. В это время сложился город, состоявший из двух самостоятельных частей, – Тоомпеа (Домберга – Верхний город), столицы Эстляндского герцогства, и Нижнего города, ганзейского Ревеля.

Наиболее значительным периодом в развитии архитектуры Таллинна были XIII-XVI-й века. Таллиннская готика сформировалась под влиянием архитектуры острова Готланд, Нижне-Рейнских земель, Вестфалии, а в дальнейшем архитектуры городов Ганзейского союза и Тевтонского ордена. Своеобразие этому стилю придавал известняк, местный строительный материал.

К XIV веку Таллиннский замок превращается в одну из самых мощных крепостей Ливонского ордена. Планировка замка, строгость и простота его архитектуры послужили образцом для других крепостных сооружений региона. Перестройки избежали только западная и северная наружные стены, а также три башни, в том числе один из символов Эстонии – Длинный Германн.

В XV веке (период поздней готики) в городе появились Ратуша, здания гильдий, монастырские постройки и жилые дома. Это вытянутые вверх фасады с высокими щипцами. Среди различных в плане зданий преобладали дома с двумя помещениями – диеле и дорнсе. Диеле – просторное, высотой в два этажа помещение с очагом у задней стены служило, в основном, торговой конторой, мастерской. За ним располагалось дорнсе, жилое помещение с калориферным обогревом. Верхние этажи, подвалы и чердаки использовались под склады.

Такие жилые дома в их первоначальном виде сохранились на улице Pikk (группа «Три сестры», Pikk 71), на улице Lai («Три брата», Lai 38, 40, 42) и на Старом рынке («Отец и сын», Kuninga 1).

Старый город Таллинна был внесен в список исторического и культурного наследия ЮНЕСКО как хорошо сохранившийся средневековый город. Он является уникальным не только для региона Балтийского моря, но и для всей Европы.

Образцы готической архитектуры в Талинне:

1. Ратуша (XV век), Raekoja 1.

2. Домской собор (XV век), Toom-Kooli 6.

3. Церковь Святого Николая (Нигулисте)(1420), Niguliste 3.

4. Церковь Святого Олафа (Олевисте)(XV век), Pikk 65 / Lai 50.

5. Церковь Святого Духа (XV век), Pühavaimu 2.

6. Здание Большой гильдии (1417), Pikk 17.

7. Здание гильдии Св. Олафа (1422), Pikk 24.

8. Комплекс зданий доминиканского монастыря Св. Екатерины (XIV- XV век), Vene 12/14.

9. Здание Новой богадельни (XVI век), Rüütli 7/9.

10. Конная мельница (XIV-XVIII века), Lai 47.

11. Развалины монастыря Святой Бригитты (1417), Merivälja tee 18.

Ренесссанс

Зданий эпохи Ренессанса до наших дней дошло немного. Например, дом Братства черноголовых (1597) Pikk 26. Наиболее яркое выражение в Таллинне ренессанс нашел в декоре, особенно в резных деталях и декоративных росписях.

Барокко

К началу XVII века в Таллинн приходит новый стиль – барокко, или северное барокко, которое можно назвать протестантским. Этот очень сдержанный стиль отличается рациональностью и простотой.

В XVIII веке барокко прослеживается в основном в перестройках: со времен Петра I до середины XVIII века по всей Российской империи, кроме Санкт-Петербурга, каменное строительство было запрещено.

Жемчужина барокко в Таллинне – «Старый дворец», или дом Розена (1670-е, Pikk 28). Самая монументальная постройка этой эпохи в Таллинне – Кадриоргский (Екатеринентальский) дворец архитектора Николло Миккети в стиле итальянского барокко (1718, A. Weizenbergi 37). Еще один образец – здание резиденции Эстляндского губернатора и губернского правления в переходном стиле рококо с элементами раннего классицизма (1773, архитектор Йохан Шульц, Lossi plats 1). Дом Стенбока на улице Lai 17 (1685), который некоторое время принадлежал А. Д. Меньшикову, представляет собой образец голландского барокко.

В церкви св. Николая (Нигулисте) в XVII веке фасад северного притвора был украшен скульптурами, а в самом конце того же столетия кивер башни был перестроен в стиле барокко (Niguliste 3).

Классицизм

В эпоху классицизма (конец XVIII – начало XIX веков) в Верхнем городе было возведено, а в Нижнем городе перестроено множество зданий. В ходе перестройки многие средневековые фасады обрели модный облик в стиле классицизма. Со стороны двора готика часто сохранялась.

Яркие примеры классицизма в Таллинне: Дом правительства (около 1790, Rahukohtu 3), дом Розена (1830, Lai 5), дом Бенкендорфа (1814, Kohtu 8), первая купольная постройка – Никольская церковь (1827, Vene 24).

Историцизм

К середине XIX века возникла мода на исторические стили и эклектику. Первыми образцами такой архитектуры в Таллинне стали здание гильдии св. Кнута (1864, Pikk 20), построенное в стиле Тюдоровской готики на ул. Пикк, и здание Рыцарского собрания (1848, Kiriku plats 1). Собор Александра Невского (1900, Lossi plats 10) представляет образец псевдорусского стиля. Дом Райхмана (1909, Pikk 21/23) является интересным образцом стиля нео-маньеризм.

Со второй половины столетия исторический центр Таллинна динамично меняется. К концу века активно застраивается территория между площадью Виру и районом Тынисмяги: таким образом, происходит срастание Старого города и нового центра.

Благодаря своеобразию строительного материала, промышленная архитектура новой эпохи перекликается с архитектурой Старого города: склады и фабрики Ротерманна (Rotermanni 8), винокуренный завод Розена (Mere pst 6).

Модерн

В XX веке новые веяния внесло в архитектуру Таллинна распространение в Европе стиля модерн. Особенно «северного модерна», сформировавшегося под влиянием финской архитектуры.

В этот период в Таллинне работали известные финские архитекторы, знаменитые А. Линдгрен, Г. Гезелиус и Э. Сааринен. Последний в 1913-м году составил первый генеральный план города, который предусматривал перемещение торгового центра за пределы Старого города.

Образцы архитектуры Северного модерна:

1. Национальная опера «Эстония»(1913) Estonia pst 4.

2. Здание Эстонского драматического театра (1910) Pärnu mnt.5.

3. Дом Сааринена (1912) Pärnu mnt 10.

4. Рабочий дом фабрики Лютера (1905) Vana-Lõuna 37.

Вторым ответвлением модерна в Таллинне был эклектически-декоративный или так называемый «рижской югендстиль». Он более пышный, отличается широчайшим использованием масок, орнаментов. Яркими образцами этого стиля можно назвать здания архитектора Ж. Розенбаума, например, Дом с драконами (1910, Pikk 18).

Архитектура первой Эстонской Республики

В это время происходит перемещение функций центра города за пределы исторического ядра. Формируется новый Таллинн – столица Эстонской Республики.

Таллиннская архитектура 30-х годов XX века - это смесь традиционализма, функционализма, арт-деко и северного классицизма. Она очень узнаваема и солидна, в частности благодаря прямоугольным формам и цветовой гамме: коричневому или серому цвету, популярной в то время антрацитовой штукатурке. В конце 30-х была распространена отделка фасадов доломитовыми панелями или колотым известняком.

Именно фукционализм в XX веке сформировал стиль нынешнего облика центра Таллинна, который можно назвать подлинно национальным.

С архитектурой первой Эстонской Республики можно познакомиться в районах Тынисмяги и Пярнусского шоссе, а также улицы Raua и Полицейского парка.

Знаковые объекты стиля функционализм:

1. Дом Искусств (1934) Vabaduse väljak 6.

2. Здание городского собрания Таллинна (1935) Vabaduse väljak 7.

3. Таллиннский "Чилихаус" (1936) Roosikrantsi 23/Pärnu mnt 36.

4. Здание Парламента (Рийгикогу) (1922) Lossi plats 1a.

5. Здание пожарной команды (1939) Raua 2.

6. Часовня кладбища Метсакальмисту (1937) Kloostrimetsa tee 36.

7. Часовня кладбища Лийва (1935) Kalmistu tee 34a.

Эта эпоха привнесла в архитектуру Таллинна два оригинальных стиля: «сталинский классицизм» 40-50-х годов XX века и советский модернизм 50-80-х. Отличительная черта советской архитектуры Таллинна в сравнении с другими союзными республиками – его некая «буржуазность», именно поэтому Таллинн был популярной киноплощадкой, где снимали «западную жизнь».

Архитектура 1945–1961 годов

После войны архитекторы, которые не эмигрировали и остались в Эстонии, строили в стиле, похожем на архитектуру довоенного периода. В этом стиле можно заметить влияние Германии – высокие черепичные крыши, привычная для 30-х годов серая или коричневая штукатурка.
1. Здание Академии наук (1958). Estonia pst 7/ Teatri väljak 1.

2. Кинотеатр "Sõprus" (1955). Vana-Posti 8.

Но уже к началу 50-х годов XX века возобладал интернациональный «сталинский классицизм».

В 50-е годы в Таллинн на работу или практику направляли архитекторов, в основном из Ленинграда. Они привнесли в облик города «советские» образцы, идиологически выдержанные и лучше выражающие сталинские идеи в архитектуре, но представляющие собой типовые копии.

1. "Дом с башней"(1954). Tartu mnt. 24.

2. Дом офицеров флота (1954). Mere pst. 5.

Особый интерес представляет частная застройка 50-х-60-х годов в районах Марьямяэ, Пирита, Нымме, которая совсем не похожа на то, что строили в других республиках Советского Союза.

Архитектура 1960–1980-х годов

В 60-х годах, в самом начале хрущевской оттепели, в архитектуре Таллинна намечается период стилистических экспериментов. Появляются знаковые объекты, которые становятся символами не только города, но и всей республики. В это время, несмотря на «железный занавес», в Эстонию проникают новые модные течения архитектуры Северной Европы и особенно Финляндии. Особенность модернизма заключается именно в его интернациональности.

Cовременнaя эстонскaя архитектурa

Пройдя эру блочного строительства, характерного для 70-х годов XX века, и советский модернизм 90-х, эстонская архитектура, считавшаяся передовой и во времена СССР, к концу 1990-х сделала качественный шаг вперед.

Новые проекты последнего времени стали значительными событиями, определяющими облик города. Любителям современной архитектуры в Таллинне есть на что посмотреть. В современной эстонской архитектуре отражаются тенденции, близкие региону Северной Европы. Характерные черты этого стиля – функциональность, рациональность, применение современных материалов, использование в архитектуре энергосберегающих технологий и природных материалов, особенно дерева.

Яркий пример современной архитектуры – это художественный музей КUМU (2006, Valge 1). В стремлении вписаться в скалистый ландшафт он буквально вырывается из-под земли и очень деликатно смещает акценты исторического квартала.

На фоне современных построек Таллинна выделяются несколько сакральных сооружений: новый монастырь св. Бригитты (2001, Merivälja tee 18) гармонично вписан в окружающее пространство и соседствует с руинами старого монастыря XV века, становясь его фактическим продолжением. Таллиннская синагога (2007, Karu 16) представляет собой интересное решение, где удивительные интерьеры украшают достаточно скромное внешне здание.

Наряду с новыми проектами очень активно проводится реконструкция старых зданий. Архитектуру многих из них стараются максимально сохранить.

В старом промышленном квартале Ротерманна (Rotermanni 8) сегодня создается новый, концептуальный комплекс: старая фабричная застройка дополняется современными зданиями, в результате квартал начинает играть одну из центральных ролей в городском ансамбле.

В здании бывшей электростанции открылся познавательный центр «Энергия» и творческий центр «Котел культуры» (Põhja puiestee 27a).

Один из последних объектов – Морской музей, расположенный в здании бывших ангаров для гидросамолетов (1917). Само сооружение – это прекрасный и редчайший образец железобетонных сооружений оболочечного типа в Эстонии и в мире (Vesilennuki 6).

Пример эстонской национальной архитектуры Эстонская национальная архитектура состоит из нескольких традиционных стилей народной архитек … Википедия

Основная статья: Культура Эстонии Содержание 1 Начало XX века 1.1 Литература 1.2 Архитектура … Википедия

Содержание 1 Начало XX века 1.1 Литература 1.2 Архитектура … Википедия

В начале XX вeкa в архитектуре Эстонии популярным стал модерн. Примером этого стиля является здание театра «Эстония» в Таллине, здание Института зоологии и геологии Тартуского университета и др. Важные события в Эстонии Эстонский язык стал… … Википедия

Доля русскоязычных среди всего населения Эстонии (по данным переписи 2000 года) Русский язык в Эстонии является, по данным переписи … Википедия

Доля русских среди населения Эстонии в 2010 году по данным департамента статистики Эстонии Русские (эст. venelased) крупнейшее национальное меньшинство в Эстон … Википедия

История школьного образования в Эстонии начинается с первых монастырских и соборных школ, появившихся в XIII XIV веках. Первый букварь на эстонском языке был издан в 1575 году. Старейшим университетом Эстонии является Тартуский университет,… … Википедия

Эстония. Расположена на северо западе Европейской части СССР. Древнейшие сооружения на территории Эстонии, хижины, покрытые дёрном или берёстой по коническому жердевому каркасу, относятся к 3 2 му тысячелетию до н. э. В 1 м тысячелетии до … Художественная энциклопедия

Почтовая марка СССР из серии «Столицы союзных республик» (1990), посвящённая Таллину … Википедия

- (эст. Vana Pääla mõis, нем. Taubenpöwel) … Википедия

Книги

  • Сергей Квач. Графика, живопись, архитектура, дизайн , Наталья Квач. Сергей Квач родился 25 мая 1956 года в г. Урене Горьковской области. В 1975 году закончил художественное училище и в 1980-Архитектурно-строительный институт в Нижнем Новгоро­де (бывшем г.…

И Королевство Дания завоевали территорию нынешней Эстонии, разделили её и ввели христианство западного обряда. Эстония не имеет романской архитектуры, а готическая формировалась под влиянием готики Рейнской школы, цистерцианской архитектуры Пруссии и скандинавской архитектуры (остров Готланд).

  • 1 Периодизация
    • 1.1 Ранняя готика: XIII - начало XV века
      • 1.1.1 Замки
      • 1.1.2 Церкви
    • 1.2 Поздняя готика: XV - середина XVI веков
      • 1.2.1 Замок Тоомпеа
      • 1.2.2 Крепостные стены
      • 1.2.3 Жилые дома
      • 1.2.4 Ратуша
      • 1.2.5 Гильдии
      • 1.2.6 Церкви Таллина
    • 1.3 Ренессанс: 1550-1630 гг.
    • 1.4 Раннее барокко: 1630-1730-е гг.
    • 1.5 Позднее барокко: 1710-1775-е гг.
    • 1.6 Классицизм: 1745-1840 гг.
    • 1.7 Историзм: 1840-1900 гг.
    • 1.8 Модерн: 1900-1920 гг.

Периодизация

Ранняя готика: XIII - начало XV века

Замки

Епископский замок-конвент в Курессааре Церковь в Амбла

Ранняя готика в Эстонии представлена четырьмя типами замков:

  • нерегулярный (полигональный);
  • замок-донжон;
  • регулярные замки двух типов: Кастель и конвент.

По таким типам строились Орденские замки. Классическим примером второго типа является замок-донжон в Пайде 1265 года.

Замки в Вильянди XIII-XIV вв. и епископский замок Курессааре на острове Сааремаа, который строился в период от 1343 до начала XV века, являются классическими примерами конвента. Из этих замков лучше сохранился епископский замок Курессааре на острове Сааремаа, планировка которого включает квадратные угловые башни Стурвольт и Длинный Герман, а также расположенные по периметру внутреннего двора капеллу с трапезной, покои епископа, зал капитула и дормиторий.

К этому же типу относится замок-монастырь Ордена цистерцианцев в Падизе, который строился со второй половины XIV века до 1448 года и имеет менее регулярную структуру, чем другие конвенты.

Замок Германа в Нарве XIII-XV веках первоначально принадлежал к типу Кастель, а впоследствии, в начале XV века, был перестроен в конвент.

Всего с начала XIII до начала XVI веков на территории Эстонии было построено 46 каменных замков, из которых 17 были орденскими, 12 - епископскими и 17 принадлежали местным феодалам.

Церкви

Готические провинциальные церкви в Амбла конца XIII века и в Коеру (1290) принадлежат к одному архитектурному типу. Они трёхнефные, зальные, с прямоугольным пресвитерием и небольшой башней по оси западного фасада.

Образцами больших готических храмов являются две кирпичные базилики в Тарту: городской Домский собор (XIII-XV века, сохранился в руинах) и Иоанновская церковь 1330 года постройки. Последняя имеет высокую башню на главном фасаде; вимперги портала украшены знаменитой скульптурной композицией «Страшный суд».

Замок-донжон в Пайде
Замок Германа в Нарве
Руины домского собора в Тарту
Иоанновская церковь
Монастырь Падизе

Поздняя готика: XV - середина XVI веков

Замок Тоомпеа

Исторический контекст развития архитектуры определяется Грюнвальдской битвой 1410 года, в которой был разгромлен Тевтонский орден, частью которого являлся Ливонский орден, а также усилением роли Ганзейского торгового союза на этой территории (Таллин, Пярну и Тарту были ганзейскими городами).

Замок Тоомпеа

Город Таллин принадлежал Ливонскому ордену с 1347 года. С XV века главным доминантным архитектурным комплексом города стал орденский замок Тоомпеа на Вышгороде. Это был перестроенный древний датский замок, который потом ещё неоднократно перестраивался. основе его структуры лежит тип конвента, а его высшая цилиндрическая башня называется Длинный Герман.

Крепостные стены

Часть крепостной стены и ворота

Крепостные стены и башни Таллина известны с 1248 года, однако старейшие из сохранившихся по сей день стен и башен относятся к XIV веку. Строительство продолжалось в XV веке, реконструкция укреплений завершена в 1520-х годах. Они очень хорошо сохранились до сих пор: на конец XVI века были возведены 26 башен, из которых сохранилось 18. Стены имели высоту до 8 метров при толщине 2,85 метра. По низу внутренней части стены шла стрельчатая аркада. течение XV-XVI веков по мере развития артиллерии башни надстраивались, в них устраивали пушечные бойницы. Наивысшей является башня Кик-ин-де-Кёк (38 м), самой массивной - четырёхэтажная Толстая Маргарита в комплексе Морских ворот. Аналогичные каменные укрепления имел город Тарту, однако они были снесены в XVIII веке.

Жилые дома

Средневековое здание ресторана Olde Hansa

Таллинские жилые дома XV - начала XVI веков относятся к щипцовому типу, когда на улицу выходит узкий фасад, увенчанный щипцом, покрытым двускатной крышей (дом епископа, дом Большой гильдии, дома «Три сестры» первой половины XV века, дом на улице Лай, 25, другие дома старого города).

Ратуша

Таллинская ратуша

Достопримечательностью гражданской архитектуры является ратуша в Таллине 1404 года постройки со стрельчатой аркадой первого яруса на продольном фасаде и высокой тонкой восьмигранной башней по оси причилкового фасада, увенчанного треугольным щипцом. Это единственная уцелевшая готическая ратуша в Северной Европе.

Гильдии

Дома гильдий в Таллине известны своими изысканными интерьерами (готический зал Большой гильдии 1410 года, зал Олаевской гильдии 1424). Фасады трёх гильдий Таллина выполнены искусными мастерами и достойны внимания людей, тем более, что находятся они недалеко друг от друга: здания Большой гильдии и Олафа выполнены в готическом стиле, Кнуда - в псевдоготическом английском стиле Тюдоров.

Церкви Таллина

Никольская церковь построена в 1827 году в стиле классицизма, что необычно для православной церкви, по немного измененному проекту петербургского архитектора итальянского происхождения Луиджи Руска.

Необычна по пространственной композиции церковь Святого Духа XIV века. Она двунефна, зального типа, с башней на причилковом фасаде и с высоким щипцом. Запланированный изначально третий неф не был построен, поскольку тогда была бы перекрыта одна из центральных улиц города.

Цистерцианский монастырь. Первоначально здесь находилась часовня св. Вячеслава (Вицлава), которая была построена в память сражения 1219 г. и сначала использовалась как монастырская церковь. После 1310 г. монастырь был включен в городскую оборонительную систему. Главные монастырские здания построены не позднее 1300 г. Из дошедших до нашего времени построек древнейшими являются двухнефные помещения восточного и северного флигелей, где крестовые своды опираются на круглые столбы (единственные в Таллине). украшении капителей наряду со стилизованным растительным орнаментом встречается натуралистический. По-видимому, эти капители готландского происхождения. последней трети XIV в. часовня была расширена и перестроена в двухнефную, четырёхтравейную (церковь Святого Михаила) без самостоятельного хора. Снаружи, вдоль её фасада со стороны внутреннего двора, через контрфорсы проходил крестовый ход, частично двухэтажный. Сохранился эркер, который соединял крестовый ход с балконом для монахинь. интерьере церкви 12-гранные столбы поддерживают крестовые своды.

Церковь Святого Михаила построена в трёх стилях. начале XIII века это была небольшая капелла, которая принадлежала ордену цистерцианских монахинь. С течением времени вокруг капеллы вырос монастырь св. архангела Михаила, и капелла была перестроена в просторную двухнефную церковь. Строительство храма было закончено к XIV веку. XVI в. с приходом в Эстонию реформации храм стал лютеранским, и во время Северной войны (1700-1721) здесь располагалась гарнизонная шведская церковь. 1710 г. Ревель был взят войсками Петра I, а в 1716 г. храм был переосвящен в православный собор русского гарнизона в Ревеле (Преображенская церковь). Эти исторические события отражены в облике церкви: она представляет собой эклектичное собрание стилей: башня с барочным шпилем (1776), круглые окна и купол с барабаном (1828-1832, архитектор И. Д. Бантельманн). интерьере представляет интерес барочный иконостас И. П. Зарудного. Самые крупные работы с внешними стенами церкви были проведены в 1827-30, когда церковь получила вид в стиле классицизма.

Церковь Святого Николая (Нигулисте) была построена в 1406-93 годах. Это трёхнефная базилика с деамбулаторием и башней на западном фасаде.

Церковь Святого Олафа (Олевисте) того же времени, 1400-50 годов. Это трёхнефная базилика, имеет средний неф в 31 метр высотой и башню со шпилем 123,7 метра высотой. Церковь была самой высокой в мире с 1549 года по 1625 год с отметкой 158,4 м, но пожар 1820 года лишил церковь рекорда.

Домский собор, реконструкция 1465 года - короткая трёхнефная базилика с многоугольной апсидой и массивной западной башней, на Тоомпеа. Внутри западной стены маленькая винтовая лестница ведёт в небольшую королевскую часовню и выше на большой королевский балкон, выходящий внутрь церкви.

Монастырь доминиканцев в Таллине начале XV века - большой готический комплекс с зальным трёхнефным храмом и клуатром на улице Вене; сооружения сохранились частично: сохранились капитул, дом приора, амбар, крипта, особую ценность имеют готические порталы. Рефекторий переделан в XVIII веке в Церковь Петра и Павла.

Церковь Петра и Павла на улице Вене имеет форму базилики и построена в классическом стиле с двумя неоготическими башнями. Внутреннее пространство разделено на три нефа.

Монастырь Святой Биргитты, 1417-36 годов - трёхнефная зальная церковь в Пирита, разрушенная ныне, которая имела высокую и массивную щипцовую крышу (стоит в руинах с 1577 года).

Собор Александра Невского - православный пятиглавый трёхпрестольный собор на Тоомпеа, рассчитанный на 1500 человек, построен по образцу московских храмов XVII века.

Шведская церковь Святого Михаила (Таллин) - здание на улице Рюютли, занимаемое церковью, построено как Новая богадельня, и не имеет традиционной ориентации по сторонам света, а также выделенной алтарной части. После Второй мировой войны здесь была спортшкола. 2002 году отремонтированное и реконструированное здание было снова освящено.

Церковь Святого Иоанна - деревянная церковь богадельни Святого Иоанна. Впервые расположенный неподалеку от города лепрозорий Святого Иоанна, то есть Яановская богадельня была упомянута в 1237 году. Богадельней в средние века называли приют для больных, увечных и стариков. Богадельни строились церквами, монастырями или общинами. Средние века в Таллине было по крайней мере четыре богадельни: Святого Духа, богадельня у ворот на Нунне, Яановская богадельня и так называемая Новая богадельня на улице Рюютли.

Домский собор

Ренессанс: 1550-1630 гг.

Фасад Дома Черноголовых

Ренессанс пришёл в Эстонию под властью Швеции. Ренессансные и маньеристские влияния проявлялись лишь в малых архитектурных формах и декоре, украшавших вполне готические по композиции и конструкциями здания. Единственное сохранившееся здание в этом стиле - дом братства Черноголовых в Таллине (1597, перестройка готического здания). Другое - важня (весовая) - разрушено в 1944 г.

Раннее барокко: 1630-1730-е гг.

Нарвская ратуша

Раннее барокко представлено немногими памятниками, учитывая тогдашний упадок строительной деятельности, обусловленный многочисленными войнами в регионе: виднейшими являются ратуша в Нарве 1671 года, Таллинские ворота в Пярну конца XVII века.

Позднее барокко: 1710-1775-е гг.

Вследствие Северной войны территория Эстонии стала частью Российской империи. Самой выдающейся достопримечательностью является дворцово-парковый ансамбль Екатериненталь (Кадриорг), созданный в 1723 году по приказу российского императора Петра I, архитектор Никколо Микетти. Стилистика приближена к тогдашней петербургской архитектуре, довольно сдержанной в применении средств выразительности, в том числе и декора. Ещё один значительный образец барокко - резиденция губернатора Эстляндской губернии, построенная в 1773 году на месте разрушенной восточной стены замка Тоомпеа. Здание с боковыми ризалитами, выкрашенное в розовый цвет, до сих пор привлекает внимание красотой и благородством. Первоначально дворец был построен двухэтажным, третий этаж и портик пристроили в 1935 г.

Барочная архитектура была также представлена в мызной архитектуре Эстонии, например, в 1797 году неизвестным итальянским архитектором было построено здание мызы Вяяна.

Прекрасным образцом мызной барочной архитектуры Эстонии является также главное здание мызы Палмсе.

Мыза Вяяна

Классицизм: 1745-1840 гг.

Классицистическая стилистика представлена преимущественно в университетском городе Тарту и в Таллине. Ратуша в Тарту, построена в 1789 году, ещё содержит отголоски позднего барокко и общей композицией несколько напоминает ратушу в Нарве.

Самым масштабным памятником классицизма является комплекс Тартуского университета, главный корпус которого был построен в строгих и монументальных ордерных формах в 1803 году по проекту немецкого архитектора И. Краузе, который был в этом университете профессором экономики, технологии и гражданской архитектуры. Классицистический ансамбль дополняют другие университетские здания, среди которых самым значительным является анатомический театр.

Примеры классицизма в Таллине: дом Понтуса Стенбока, дворец Каульбарса-Бенкендорфа на Тоомпеа.

В Таллине был ликвидирован пояс бастионных укреплений вокруг Старого города, вместо них созданы парковое кольцо. Характерным явлением стали загородные усадебные дома ордерной архитектуры. Например мыза Саку, мыза Риисипере, мыза Керну, мыза Кирну, мыза Колга, мыза Раиккюла, мыза Удрику, мыза Ааспере, мыза Хыреда, мыза Пиргу, мыза Вохня, мыза Ухтна, мыза Массу, мыза Хяргла, мыза Ряпина, мыза Пенийыэ, мыза Лихула, мыза Касти, мыза Трииги, мыза Путкасте, мыза Курисоо, мыза Тори, мыза Орина, мыза Выхмута, мыза Кяравете.

Тартуский университет
Мыза Ааспере
Мыза Кирна

Историзм: 1840-1900 гг.

Церковь Каарли Церковь Каарли

Доминирующее направление историзма в архитектуре Эстонии - неоготика, образцом чего является Церковь Каарли в Таллине (1870, арх. А. Гиппиус). Дворец Унгерн-Штернберга (1865, арх. Гроппиус), вдохновлённый флорентийским палаццо Строцци, дополнен также неоготическими башенками-трубами и выполненный из кирпича, производит очень живое впечатление и остается в памяти. Фасад здания гильдии Святого Канута построен в английском стиле Тюдоров (английская псевдоготика). Примером неоренессанса может служить здание торгово-промышленной палаты на улице Тоомкололи.

Модерн: 1900-1920 гг.

Модерн Эстонии относится к так называемому северному модерну. Таллине сформировался под влиянием Петербурга, Финляндии и Риги. Близок к рациональному модерну, однако с мотивами национально-романтических стилизаций. этой стилизации решены доходные дома в Таллине, Тарту, Пярну, а также виллы того времени.

К наиболее общественных зданий относятся таллинские театр «Эстония» (сейчас Национальная опера) 1910-1913 (архитектор А. Линдгрен) и Немецкий театр (теперь Эстонский драматический театр) 1910 года (петербургские архитекторы А. Ф. Бубырь и Н. В. Васильев); театр «Эндла» в Пярну 1911 года (архитекторы Г. Хеллат и Е. Вольфельдт); здание студенческого общества в Тарту 1902 года.

Церковь Св. Павла в Тарту спроектировал и возвёл в 1915-17 годах знаменитый финский архитектор Элиэль Сааринен (отец ещё более известного американского архитектора середины ХХ века Ээро Сааринена). Сааринен-старший много проектировал для Таллина, в частности, в 1913 году выиграл конкурс на создание генерального плана города.

Архитектура эпохи модерна стала основой для развития эстонской архитектуры в течение 1920-40-х годов и сегодня во многом формирует своеобразие крупнейших городов Эстонии.

архитектура эстонии карта

Архитектура Эстонии Информацию О

Более всего прочувствовала на себе влияние советской эпохи и, соответственно, более всего изобилует постройками того периода восточная часть Эстонии, непосредственно прилегающая к территории России. Но даже и здесь, не говоря уж о других областях Эстонии, в рамках одного из господствующих стилистических архитектурных течений советской поры, именуемого концептуализмом, строящиеся по госзаказу здания приобретали намеренный псевдоевропейский колорит.

Происходило это из-за близости республики к Финляндии, чья самобытная культура вдохновляла советских зодчих на некоторое подражание.

Одной из значимых фигур на тогдашнем архитектурном небосклоне был Тоомас Рейн, спроектировавший большинство самых интересных зданий и комплексов в 70–80‑е годы.

Примером жилых домов его авторства может служить необычный комплекс в городе Пярну, завершенный к середине 80‑х.

Современное состояние многих зданий того времени оставляет желать лучшего. Зато этот жилой комплекс, порой именуемый «Солнечными домами», фигурирует в виде макета в Архитектурном музее Пярну.

Макет «Солнечных домов»

Правда, задуманное и реализованное отличаются довольно сильно, но на то она и суровая реальность.


Другим именитым архитектором Эстонии была Валве Пормейстер. Ее творческая карьера была долгой и продуктивной, она проектировала здания как во времена Эстонской ССР, так и после развала Советского Союза. Одно из самобытных ее произведений, построенное чуть ранее тех, о которых говорилось выше, в середине 60‑х годов, находится в северо-восточной части Таллина, в районе Пирита.

Это здание кафе «Тульяк», которое пользовалось большой популярностью в прежние годы. Кафе сохранилось там и позднее, а в настоящее время вновь открылось после реконструкции, повысив свой статус до ресторана. Здание было задумано как часть архитектурного комплекса, куда входил, помимо него, Цветочный павильон, а весь комплекс гармонично вписывался в окружающий пейзаж с ухоженным газоном. Теперь весь ландшафт порядочно изменился, а в современных очертаниях ресторана с трудом можно углядеть бывшее произведение легендарного архитектора.

Так выглядело кафе «Тульяк», когда еще было пусть и знаменитым, но просто кафе.

Кафе «Тульяк»

А так в настоящее время выглядит одноименный ресторан.


Начав разговор о Таллине, трудно остановиться. Как не упомянуть, например, Певческое поле, где ежегодно проходят масштабнейшие музыкальные мероприятия, а каждое пятилетие - Всеэстонский праздник песни!

Естественный уклон местности как нельзя лучше подходит для огромного зрительного зала под открытым небом, вмещающего более сотни тысяч зрителей разом.

Венчает склон огромная ракушка Певческой сцены - замечательного по своему конструктивному решению сооружения, спроектированного эстонским архитектором Аларом Котли и возведенного к 1960 году, когда проводился XV Всеобщий певческий праздник.


Или как обойти вниманием самое высокое сооружение во всей Эстонии - Таллинскую телебашню, чья высота достигает трехсот четырнадцати метров. Проект телебашни создавался силами архитекторов Давида Басиладзе и Юрия Синиса.

Большую половину ее высоты составляет железобетонная конструкция, над которой возносится 124‑метровый металлический столб-мачта.

К нему имеет доступ только обслуживающий персонал, в данном случае почти приравнивающийся к небожителям, а «простые смертные» довольствуются обзорной площадкой на высоте ста девяноста метров, где оборудован панорамный ресторан и куда желающих сквозь двадцать два этажа возносит скоростной лифт.

Впрочем, для экстремалов имеется и лестница, насчитывающая более тысячи ступеней.

На строительство телебашни понадобилось целых пять лет, потребовалось применить немало инженерно-технических новшеств, а открытие телебашни состоялось аккурат к парусной регате, проходившей в Таллине и являвшейся частью летней Олимпиады-80 в Москве.


К этой же знаменательной дате, то бишь к Московской Олимпиаде, появился в Таллине и еще один интересный объект, получивший громкое название «Дворец культуры и спорта имени Ленина».

В народе название довольно быстро трансформировалось в «Городской холл» или попросту «Горхолл», как его называют и сейчас.

Выдающееся сооружение, построенное из местных пород камня, раскинулось на берегу залива в полном соответствии с требованиями концептуализма, то есть по максимуму дополняя и используя возможности окружающего ландшафта. Внутри располагались, помимо прочего, большой каток и концертный зал.

Последний, к слову, функционирует и поныне, но от случая к случаю, а немногочисленные арендаторы не спасают положение ветшающего гиганта. Зато местная молодежь любит собираться у Горхолла летом и, несмотря на пронизывающие балтийские ветра, наслаждаться открывающимися прекрасными видами.


Проект Дворца культуры и спорта создавался целым коллективом авторов, главными архитекторами же являлись Райне Карп, Рийна Алтмяэ и Юло Сирп. В 1984 году они и другие участники группы получили Государственную премию СССР.

Если же обратиться ко временам более ранним, а точнее к 50‑м годам XX века, когда преобладающим архитектурным стилем был советский неоклассицизм, то обязательно надо упомянуть о самом старом в Таллине кинотеатре «Дружба», который начал свою работу в 1955 году. Величественное здание с колоннами сразу настраивало посетителей на соответствующий лад.

Такое положение вещей сохраняется и сейчас, когда кинотеатр, по-прежнему функционирующий, заменив русское название на эстонское, уже называется Sõprus и фильмы, идущие на экранах его двух кинозалов, совсем другие.

Тем не менее он сохраняет за собой статус скорее театра, чем кино: любителям попкорна и незатейливых блокбастеров здесь не место, публика, собирающаяся в кинотеатре, ценит интеллектуальные картины наподобие ретроспектив Феллини, Тарковского, Пазолини, Аки Каурисмяки и других корифеев кинематографического искусства вроде Ким Ки Дука.

К слову, декор здания, по крайней мере наружный, выглядит на удивление нетронутым, хотя кинотеатр, претерпевший реконструкцию, и производит впечатление ухоженного и современного.

Внутреннее же убранство и даже планировка изменились достаточно сильно.


Проект здания кинотеатра был разработан группой архитекторов, из которых самый большой вклад внес Фридрих Вендах. На сегодняшний день это здание признано памятником архитектуры.

Вообще о советском архитектурном наследии в Эстонии можно говорить долго. Немало интереснейших построек найдется и в Таллине, и в других городах. Можно вспомнить и здание библиотеки Академии наук Эстонской ССР, теперь именующееся Академической библиотекой Таллинского университета. Она практически ровесница Певческой сцены, всего на несколько лет младше.


(Архитекторы: У. Тэльпус, П. Мадалик)

Но закончить хотелось бы чем-то не столь обыденным, как жилые дома или кинотеатры. Можете ли вы представить, что банальная автобусная остановка способна воплощать в себе стиль эпохи ничуть не хуже, чем помпезные каменные гиганты? Не можете? Тогда смотрите!

  • Адрес: Tallinn, Ahtri, 2.;
  • Время работы: ср. - пт. 11:00-18:00; сб., вс. 10:00-18:00. Выходной: пн., вт.;
  • Вход: Стоимость полного билета 4 EUR, льготного - 2 EUR, семейного - 6 EUR.;
  • Веб-сайт: www.arhitektuurimuuseum.ee;
  • Телефон: (+372) 625 7000 .

Архитектурный музей относится к одной из самых значимых культурных . В нем представлены экспозиции, показывающие, как развивалась архитектура столицы на протяжении 20 века, которые будут весьма интересны для туристов.

История создания и размещение музея

Датой основания Эстонского архитектурного музея считается 1 января 1991 года. Целью его создания являлось документирование истории и последующего развития архитектуры Эстонии. Экспонаты, которые представлены в нем, относятся к периоду ХХ столетия. Музей имеет статус члена Международной конфедерации Музеев архитектуры ICAM.

Музей не всегда находился в здании, которое он занимает сейчас. В самом начале своей деятельности он располагался в на улице Кооли 7, под его экспонаты отводились помещения старинной башни Loewenschede.

В 1996 году Эстонский архитектурный музей переехал в сооружение, которое он занимает по сей день, оно носит название соляной склад Ротерманни. Торжественное открытие музея и доступ его коллекций для общественности состоялись 7 июня 1996 года.


Здание соляного склада является грандиозной постройкой и примечательно само по себе, оно представляет собой выдающийся пример эстонской архитектуры. Оно построено из плитняка в 1908 году, за основу при его строительстве был взят проект балтийско-немецкого инженера Эрнста Боустедта.

В 1995–1996 годах происходит реконструкция соляного склада, которая производилась по проекту архитектора Юло Пеили и архитектора по интерьеру Тасо Мяхари. До 2005 года в здании располагался и зал для выставок Художественного музея, но он съехал, и в настоящее время там представлены исключительно выставки Эстонского музея архитектуры.


Эстонский музей архитектуры в наши дни

Эстонский музей архитектуры регулярно открывает выставки для посещения эстонцев и туристов. Их общее количество превышает 200, экспонатов насчитывается около 10 тысяч, они представлены в следующих коллекциях:

  • 159 выставок архитектуры и дизайна;
  • 41 выставка изобразительного и прикладного искусства;
  • выставки театрального, модного и электронного искусства;
  • международные выставки, которые организовываются при участии других музеев с мировым именем;
  • отдельного внимания заслуживает макет центральной части Таллинна, который по праву можно назвать одной из самых выдающихся экспозиций музея;
  • в коллекциях музея представлены многочисленные карты населенных пунктов, проекты и макеты зданий и целых районов столицы Эстонии, статьи, в которых описывается, как развивалась эстонская архитектура с начала 20 века по сегодняшний день;
  • к самым старым чертежам относятся разработанные в 1848 году петербургским архитектором Георгом Винтерхальтером, на которых изображены фасад и интерьер Рыцарской палаты в ;
  • уникальным экспонатом является план Большого Таллина, который был создан в 1913 году знаменитым финским архитектором Элиэлем Саариненом.

Как добраться?

Эстонский музей архитектуры расположен в центральной части на улице Ахтри, 2. Добираться до него удобно как от аэропорта, так и от Старого города, путь займет максимум 10 минут. Чтобы доехать до музея, можно воспользоваться автобусным маршрутом №2.