Как называются культовые архитектурные сооружения каменного века. Пирамиды майя, каменные фаллосы и другие странные сооружения, которые хранят тайны древних цивилизаций. Надгробия и усыпальницы

Свайные постройки наука относит вообще к позднейшей каменной эпохе ввиду того, что наиболее древние из них действительно возникли в ту пору и что в некоторых местах, например на большинстве озер Восточной Швейцарии и в Австрийских Альпах, они исчезают в конце каменной эпохи (медный период), которая в отношении художественности стоит вообще на одной ступени с каменной. Следует, однако, теперь же оговорить, что даже на Цюрихском озере, в Воллисгофене, найдено свайное сооружение, вероятно, уже бронзовой эпохи, что свайные постройки в Западной Швейцарии существовали в течение всего доисторического металлического периода и что у некоторых первобытных народов всех частей света они еще и до сих пор представляют преобладающий тип сооружений.

По устройству основы для хижин различают две системы свайных сооружений: свайные постройки в собственном смысле слова, типичным представителем которых является Робенгаузен, в Швейцарии, и постройки, расположенные на нагроможденных друг на друга бревнах (Packwerkbau), в Нидервиле. В настоящих свайных постройках сваи, поддерживавшие все сооружение, вбивались в дно озера так, что выступали из воды на один или два метра. Сваи сверху соединялись между собой вставленными в них поперечными балками, а эти последние, для образования дека или помоста, соединялись двумя рядами крестообразно наложенных друг на друга деревянных брусьев. Сущность другого рода построек состояла в том, что ряды балок или бревен накладывались один на другой вдоль и поперек, образуя плот, на который клали новые балки, когда дерево, пропитавшееся водой, начинало опускаться; нагромождать балки продолжали до тех пор, пока вся нижняя часть сооружения не опускалась до дна.

Свйные дома древних людей на Альпийских озёрах.

На помосте свайных построек альпийских озер каждая отдельная хижина помещалась на твердом полу, сделанном из желтой глины; сам же способ постройки хижины и возведения крыши, вероятно, не отличался от того, какой употреблялся при постройках на суше. По остаткам не раз удавалось определить, что стены сплетались из прутьев, а снаружи обмазывались глиной, на слое которой выдавливались потом геометрические декоративные узоры.



Тектоника, плотничество, а вместе с тем и европейское домостроительство, очевидно, должны считать одним из своих первых крупных успехов эти свайные постройки, из которых наиболее древние возникли, как полагают, тысячелетий семь тому назад. На вопрос, почему сооружались именно такие постройки, - вопрос, неоднократно предлагавшийся и получавший весьма различные решения, мы можем, со своей стороны, ссылаясь на свайные постройки многих современных нам первобытных народов, ответить, что селиться над поверхностью воды заставляли древних озерных жителей, вероятно, многие причины, вместе взятые. Главными из них, по-видимому, были, во-первых, необходимость защищаться от сухопутных животных, не только четвероногих, но и змей, а во-вторых, удобство ловить рыбу и убивать зверей, приходивших на берег утолять жажду. К этим причинам, быть может, присоединялись потребность в чистоте и, наконец, удовольствие жить над прозрачными зелеными водами.

Надгробия и усыпальницы.

Усыпальницы людей каменной эпохи (могилы витязей).

Наряду с этими остатками жилищ людей позднейшей каменной эпохи, мы знакомимся с усыпальницами, а именно с могилами витязей (Hьnengrдber), и с другими мегалитическими, то есть сооруженными из огромных камней, гробницами. Не вдаемся в рассмотрение вопроса о том, возникли ли эти могилы и гробницы в подражание пещерным усыпальницам других времен и стран, как полагает Софус Мюллер, и следует ли в таком случае считать их искусственными углублениями, сделанными в скалах. Если свайные постройки являются естественным образом в географической области стоячих вод, то мегалитические гробницы, в некоторых местностях существующие еще в металлическую эпоху, встречаются там, где есть мощные скалы. Если в свайных постройках мы усматриваем начатки деревянного зодчества, то в мегалитических памятниках видим первые попытки искусства строить из камня, и хотя этому искусству еще не удается воздвигнуть из громадных, почти неотесанных глыб что-либо поистине художественное, однако оно уже доходит до понимания закона поддержания и нагромождения в его монументальной простоте, причем прочность рассчитывается на вечные времена, а мощное напряжение сил, выражающееся в нагромождении друг на друга исполинских камней, посвящено благочестивым воспоминаниям и свидетельствует, что эти богатыри седой старины, составлявшие плоть нашей плоти, бывали одушевлены точно такими же чувствами, какие свойственны и нам.

Разновидности захоронений (дольмены).

Могильные постройки разделяются на дольмены (dolmen), могилы с ходами и могилы в виде каменных ящиков. Собственно дольмены представляют собой свободно стоящие могильные сооружения: огромные, внутри иногда несколько сглаженные, а снаружи неотесанные камни образуют стены четырехгранных, многогранных или почти круглых могильных сооружений; их плоскую крышу составляет один огромный камень, иногда далеко выступающий вперед над стенами, вследствие чего подобное сооружение имеет вид гигантского стола. На севере гробницы-дольмены такого рода бывали окружены земляными насыпями, которые в наше время уже исчезли. Могилы с ходами построены в таком же роде, но более вместительны и покрыты насыпным земляным холмом, на поверхности которого потолочные камни внутренней камеры первоначально лежали открыто, а сбоку вел извне вовнутрь крытый каменный ход. Большие могилы такого рода на севере называются "комнатами исполинов". "Каменные ящики" - подобные же могильные камеры, но без ведущих в них ходов. В древнейшее время, в Швеции, они обыкновенно выдавались своей верхней частью из земляного, насыпанного на них холма, в бронзовую же эпоху совершенно скрывались под ним. По мнению скандинавских ученых, дольмены - древнейшая, а каменные ящики - позднейшая формы мегалитических гробниц. Гробницы с ходами, образующие исполинские комнаты, встречаются кроме северо-западной части Европейского материка в Англии, Ирландии и на Иберийском полуострове. Самое громадное сооружение такого рода в Северной Европе находится близ Нью-Гренджа, в Ирландии. Еще значительнее по величине Антекверская каменная могила в Испании. Имея длину 25 метров, а ширину 6 метров, могила эта подпирается внутри столбами, которые придают ей характер постройки уже высшего разряда.

Надгробные камни.

Наряду с настоящими дольменами, бывшими иногда лишь памятниками в честь умерших, существовали менее сложные каменные нагромождения (Steinsetzungen) и часто простые столбы, которые могут быть рассматриваемы как исторические монументы или как символы религиозных представлений. Стремление ставить камни для увековечения какого-нибудь события являлось везде раньше, чем способность создавать из камней архитектурные или скульптурные художественные произведения. Отдельные камни этого рода, очень часто встречающиеся во Франции, известны под галльским названием менгир, группы же менгиров называются кромлехами. Менгиры, достигающие иногда громадной высоты, похожи на грубо отесанные обелиски неправильной формы. Они нередко встречаются группами или в виде рядов и кругов. На Карнакском поле, в Морбиганском департаменте Франции, стоят или еще недавно стояли расположенные в одиннадцать рядов 11 тысяч таких менгиров - целая армия немых свидетелей мощного проявления сил, которыми двигало нечто высшее, чем ежедневные потребности человека и которые переносили его в духовный мир неземных представлений. Каменные круги в Скандинавии, во Франции и Англии всегда опоясывали священные пространства, служившие, с одной стороны, для совещательных собраний, с другой - для жертвоприношении и иных религиозных действий. Еще каменному веку, по-видимому, принадлежал, например, самый обширный из так называемых "храмов друидов" в Англии, а именно окруженное валом и рвом круглое строение в Абюри, в Вильтшире, занимавшее собой площадь в 28 1/2 моргов.

Начиная с Южной Швеции, Дании и главным образом с Юго-Западной Германии, где громадные валуны, оставленные ледниковым периодом, сами собой напрашивались на то, чтобы их собирали и нагромождали друг на друга, дольмены и каменные памятники сотнями тысяч тянутся по Англии и Ирландии в Западную Францию (Нормандию и Бретань), отсюда, по северу Испании вдоль берега Португалии, переходят в Южную Испанию, затем, минуя море, встречаются в Северной Африке и по всему африканскому берегу Средиземного моря, потом появляются в Крыму и Палестине и, наконец, в Индии, особенно на ее западном берегу, между тем как внутри суши если и попадаются, то только в одиночку, на пространстве между Балтийским морем и Крымом, на путях, соединяющих Восток с Западом. Прежде думали, что это пограничные камни, обозначающие путь арийцев из Индии в Северную Европу. Краузе остроумно отстаивал мнение, что рассматриваемые камни, наоборот, указывают путь арийских племен из Северной Европы по всей их теперешней области распространения вплоть до Индии. Но правильность ни того, ни другого взгляда доказать невозможно. В конце концов, мегалитические постройки принадлежат также к проявлениям человеческих сил, повторяющимся при одинаковых условиях у различных народов.

По поводу лекций хочу отметить следующее: не просто так я выкладываю их здесь, они имеют непосредственное отношение к тематике этого сообщества и могут принести определенную пользу для каждого. Часто считают, что после школы и институтов обучение должно быть закончено, но это огромное заблуждение, ведь чем старше становится человек, тем больше он способен вместить и понять, если работает в этом направлении. Сейчас может казаться, что эти сведения никогда не пригодятся, но все прочитанное откладывается в нашем сознании и всегда готово помочь, когда это становится необходимым. Также хочу отметить, что послушать подобные лекции к нам в институт приезжали люди отовсюду, что говорить уже о том, что новые знания, особенно в сфере искусства, настраивают человека на добрую мысль, и эти мгновения в свою очередь способствуют питанию и тела, и духа. Здесь у меня нет возможности привести всю информацию в полном виде по причине того, что воспринимать ее будет достаточно сложно и все это займет слишком много времени, но в каждую лекцию я постаралась вложить по возможности как можно больше того, что успела записать сама и того, что дали мне книги. Пусть это принесет пользу каждому, кто хочет ее получить...

"Из всего неизвестного самым неизвестным является время " Аристотель

Первые жилища из тех, упоминания о которых доступны современному человеку, стали создавать неандертальцы около 35 тысяч лет до н.э. /это официальная теория, хотя истинное летоисчиление уходит гораздо глубже/. Эти жилища представляли собой стоянки и навесы.

Первобытные люди предпочитали использовать естественные укрытия - пещеры. Устройство искусственных пещер в скалах стало возможным лишь с появлением металлических орудий. Для предупреждения обвалов потолка при выемке слабых и слоистых пород пещерам придавали стрельчатое очертание. Такое очертание, более или менее правильное, придано большому кол-ву искусственных пещер. С переходом на оседлый образ жизни появляются первые сооружения.

В эпоху палеолита у людей появляются новые навыки, соответственно им усовершенствовались и жилища. Поводом к усовершенствованию также являлось изменение климата, которое требовало более устойчивых жилищ и орудий труда.

В первой половине 3 тыс. до н.э. наступает матриархат, во второй половине 2 тыс. до н.э. наступает патриархат а вместе с ним появляется и монументальная архитектура, мегалитическая арх-ра /менгир - 1 камень; дольмен - 2, накрытые третьим; кромлех - образование, ряд камней. К примеру, Стоунхедж, 17в до н.э./.

Нураги - башнеподобные сооружения 2-3 тыс. до н.э. /о.Сардиния/


По официально принятым данным считается, что Гомо Сапиенс /человек разумный/ появился на Земле 40000 лет назад.

5000 - 4000 лет - древнейший каменный век и первое архитектурное сооружение;

4000 - 3000 лет - Бронзовый век;

2000 лет - Железный век.

Часто используемые символы того времени - круг, вертикаль, горизонталь, прямой угол.

Основные типы мегалитических сооружений.

Менгир - одинокостоящий, вертикальный камень. Стоячие камни являются основным элементом памятников неолитической эры. Порой имеется лишь один камень, напоминающий своей формой веретено или грубый обелиск - такое строение и называют менгиром. Менгиры появились на позднем этапе развития первобытного общества /пример - у карнака в Бретани/.

Дольмен - два менгира с перекладиной. Дольмен - гробница, вход в селение. Состоит из поставленных стоймя камней и перекрытых сверху одной или двумя каменными плитами. Может находиться внутри погребальных курганов. Площадь дольмена колеблется между 4 и 70 кв.м., а его высота - между 1 и 3,5 м. Вход в него обычно закрыт каменной плитой, обычно подвижной, иногда просверленной! круглым отверстием. Подчас имеются придаточные склепы. Комнате часто предшествуют сени, или коридор, более или менее длинный и широкий, обычно прямой, но иногда встречается и коленчатый.


Мегалиты. Мега - большой, литое - камень. Делились по "половому" признаку - ромбовидный означал "женское начало", прямоугольный столб - "мужское начало".

Кромлех - несколько менгиров, образующих круг. Иногда менгиры тянутся рядами, образуя аллеи, носящие название верениц. Иногда два соседних камня соединены по горизонтали подвижным монолитом. Случается, что входу в кромлехи предшествуют короткие коридоры. Сооружение в виде двух камней, поставленных вертикально с перекладиной в виде третьего камня называются трилитом.

Стоунхедж /2 тыс. до н.э., Англия/ - самое знаменитое мегалитическое сооружение. Состоит из дольменов, поставленных по кругу.

Стоунхедж представляет собой сооружение, используемое в религиозных и магических целях.

Можно сказать только одно - по всему видно и понятно, что подобные сооружения, истинное значение которых неизвестно ученым до сих пор, не могли быть построены грубыми, тупыми людьми, и совершенно ясно, что в своем развитии и по своим способностям люди той эпохи были не ниже нас. Достаточно того, что эти постройки стоят до сих пор, а что останется от нашей эпохи? Выдержат ли небоскребы и любимые наши муравейники серии П проверку временем? Очень сомневаюсь. Но историю не только не пересматривают и не переписывают, хотя все уже согласны с тем, что слишком много в ней несоответствий, но и значение истории пытаются отодвинуть на второй план, предлагая нашим детям лишь несколько бесплатных предметов на выбор. Конечно, зачем нужна такая "чушь", как история, а тем более археология. И без этого ниЧО живем.

Ну и еще несколько примеров:



Истоки архитектуры

Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры.

Доисторический период на основе применения различного материала и техники изготовления орудий принято делить на следующие основные этапы: каменный (древнекаменный век - палеолит и новокаменный - неолит ), бронзовый и железный века. Вместе с тем очень трудно четко определить их границы, так как развитие человеческого общества всегда было неравномерным.

Сохранившиеся остатки поселений человека указывают на существование различных укладов жизни людей в разных районах земного шара и на разных этапах истории человечества.

Обнаружене жилища раннего периода верхнего палеолита представляют собой грубоовальные в плане жилища с одним очагом. Чаще всего это землянки, большое количество которых было обнаружено в разных регионах СНГ (левобережная Украина, днепровский бассейн, районы Брянска, Воронежа, Иркутска и др). Также в эпоху позднего палеолита существовали более удлиненные и значительнее по размеру жилища, из будто пристроенных друг к другу овальных землянок, с несколькими очагами. В конце позднего палеолита возникли временные охотничьи лагеря, сезонные стойбища. Кроме землянок, полуземлянок и наземных жилищ с каркасом из костей крупных животных, строились временные жилища, шалаши.

В неолите, т.н. периоде «каменного топора», уже строили полуземлянки, жилища из дерева, тростника, прутьев и глины. Наиболее развитый тип построек неолитического периода - свайные постройки - здания, опирающиеся на деревянные сваи, которые возводились обычно над реками и озерами в заболоченной местности. Распространение такого типа поселений объясняется оборонительными соображениями, а также удобством промысла в водоемах рыбы. Свайые постройки возводились на разных территориях, в Центральной Европе, на территории СНГ, также так называемые общинные дома (такой тип жилища - «пуэбло» до недавнего времени существовал у американских индейцев). Подобного типа замкнутые, недоступные извне жилища сооружались в других частях света, где пользовались каменным шлифованным топором. Основным строительным материалом было дерево. Примечательно, что в больших жилищах центрического плана устраивалось несколько бытовых очагов и один большой в центре - ритуального назначения. В дальнейшем строились отдельно стоящие культовые сооружения - алтари , и помещения - храмы . ()

В северной Италии обнаружены поселения (приблизительно 1800 г. до н. э.) своеобразного характера: на столбах устраивались расположенные по кругу площадки, на которых размещались хижины. Вокруг поселка возводилась деревянная изгородь и выкапывался ров, наполняемый водой.

В Анатолии обнаружены древние укрепленные поселения, относящееся к седьмому-шестому тысячелетию до н. э. (Ч’атал Хюйзек, Мерсин, Хасилар). Только начиная с половины третьего тысячелетия до н. э. неолитическая культура из эгейской области распространяется на северную и западную Европу по естественным путям - Дунаю с его бассейном и Средиземному морю. ()

Начало архитектуры как искусства проявилось, когда в строительстве начали действовать не только законы необходимости, но и законы красоты. В эпоху бронзы, в середине второго тысячелетия до н. э. практически повсеместно в Европе (на территории современной Испании, Франции, северной Европы, Ирландии, Шотландии, Греции, Бельгии), так и в Китае, Корее, Индии, вдоль побережья Средиземного моря, в Тунисе, Египте и многих других странах, возводили монументальные каменные сооружения из огромных каменных глыб - менгиры, дольмены, кромлехи, циклопические крепости и городища - так называемая мегалитическая архитектура (греч. medas - большой + lithos - камень). Назначение этих сооружений было связано главным образом с религиозными обрядами и памятными событиями.

Менгиры - это вертикально поставленные, обычно необработанные камни значительной высоты, ритуальне памятники или монументы, ими обозначали места общественных церемоний. Менгиры ставивили в одиночку или группами, в некоторых случаях длинными рядами («аллея» менгиров в Бретани). Иногда вершины менгиров завершаются изображением головы. Менгиры порою достигали 20 м высоты и 300 т веса. Иногда менгиры встречаются в сочетании с дольменами.

Дольмен обычно состоит из двух или четырех больших стоящих рядом вертикальных камней, поддерживающих горизонтальную грубо обработанную каменную плиту (Дания, Бретань). Дольмены первоначально были небольших размеров - около 2 м в длину и около 1,5 м в высоту, но в последующем им придавали большие размеры и иногда устраивали к ним подход в виде каменной галереи. Они часто расположены так, что образуют длинные, похожие на коридоры пространства. Дольмены служили чаще всего саркофагами, погребальными камерами членов рода и одновременно надгробными памятниками.

Кромлех , самый сложный тип мегалитических сооружений, сооружали из вертикально установленных каменных столбов или плит, расположенных по кругу, их соединяли между собой положенными сверху также каменными блоками.

Выдающимся сооружением подобного рода является Стоунхендж около Солсбери в южной Англии, созданный, по-видимому, в середине второго тысячелетия до н. э., вероятно, являтся примитивым храмом или театром. Этот кромлех состоит из массивных четырех- и восьмиметровых камней, поставленных вертикально и образующих центрическую композицию диаметром 30 м. Внутри - два кольца из небольших камней, их окружают каменные столбы Стоунхенджа, образующие несколько концентрических кругов: один - из небольших менгиров, другой, центральный, - из огромных глыб, попарно перекрытых каменными блоками. Центр архитектурной композиции - прямоугольная плита. Каменные блоки тщательно обработаны каменными орудиями, что свидетельствует о мастерстве и значительном уровне развития людей того времени, наличии у них чувства пространственной композиции. Назначение Стоунхенджа окончательно не выяснено. Возможо, средняя часть являлась святилищем, а центральная каменная плита была алтарем. Вокруг памятника были обнаружены массовые погребения. Есть предположение об использовании этого кромлеха в астрономических целях, в композиции соблюдены и определенные законы, связанные с астрономией, что, впрочем, часто встречалось в архитектуре древних веков (Египет, Центральная Америка). Два концентрических каменных круга вокруг святилища являются дорогами, путями, обтекающими святилище. Предполагают, что они были предназначены для проведения конных состязаний. ()

Особого внимания заслуживают срубные постройки (получили распространение во второй половине II тысяч. до н.э. - начале I тысяч.), в частности - курганы ,- распространенный вид сооружений мемориального характера. Их прообразом были жилые срубные дома. При возведении кургана сначала в яме сооружался мощный деревянный сруб с деревянным полом, внутри которого устраивалась погребальная камера - бревенчатый ящик. Иногда пространство между двумя камерами заполняли камнями. Камеры перекрывались накатами бревен, которые покрывали берестой, корой. Затем засыпали землей, образовывая курганный холм, зачастую значительной высоты. На вершину холма набрасывали камень.

Срубные жилища стали первым шагом на пути создания наземной рубленой деревянной постройки, были распространены у прибалтийских, финских и тюркских племен, как и в лесистых областях Средней и Севеной Европы. Если каменные и глинобитные дома обычно строились круглые в плане, то из длинных бревен, горизонтально уложенных, получались многогранные постройки, со временем преобразовавшиеся в однокомнатные прямоугольные дома. В середине распологался очаг, дым выходил в отверстие в крыше над ним. Перед входом зачастую устраивалась "передняя". В Северной Европе при раскопках находили только основания таких домов. Такой тип постройки впоследствии назвали "мегарон", они легли в основу греческой архитектуры, в т.ч. греческого храма .()

Наряду с мемориальными и ритуальными постройками на поздних этапах развития первобытного общества появился новый тип архитектурных сооружений - каменные и деревянные крепости . Характерны так называемые циклопические крепости, стены которых выложены из огромных глыб камня. В районах, бедных камнем, но изобилующих лесами, распространились поселения - «городища», укрепленные бревенчатыми оградами, земляными валами и рвами. Первоначально крепости имели одну оборонительную стену, позже внутри крепости могла возводиться вторая стена вокруг цитадели - местопребывания вождя и родовой знати. В эпоху железа (первое тысячелетие до н. э.) в скифском государстве город Неаполь Скифский был обнесен мощной крепостной стеной из рваного камня на глиняном растворе.()

Первобытная архитектура явилась основой архитектуры раннеклассовых государств Древнего Востока.

Яркий пример архитектуры древнейших классовых, обществ, возникших в Азии, Африке и других странах Древнего Востока, географические рамки которого очень обширны, - архитектура Древнего Египта , которая создала грандиозные монументальные сооружения во славу фараонов.

Эпоха неолита — нового каменного века — ознаменовалась появлением каменных орудий труда (топоров, скребков, ножей, наконечников для стрел и копий и многих других). Это кардинальным образом изменило не только способы обработки дерева, но и сыграло важную роль в развитии земледелия, потому что прочными каменными орудиями было легче и быстрее обрабатывать почву, а также очищать от деревьев новые участки земли.

В это же время человеком были приручены первые животные. Таким образом, уклад жизни первобытного человека постепенно совершенствовался. Этому способствовал также переход к оседлому образу жизни, который вызвал необходимость постройки первых образцов неолита, среди которых можно выделить следующие:

  • глинобитные хижины
  • землянки
  • бревенчатые хижины
  • шалаши из веток и прутьев

Использование каменных топоров и огня дало возможность валить крупные деревья и делать из них цельные прочные бревна, из которых потом и складывали теплые и долговечные постройки.

Виды строительных материалов неолита

Конечно, использование в качестве строительного материала было возможно лишь в тех местах, где в изобилии росли леса, а вот в других местностях для постройки жилища использовались другие виды природного сырья.

Строительный материал эпохи неолита был самым разнообразным. Жители каждой местности возводили жилища из наиболее доступных и распространенных материалов. Так для постройки и отделки жилищ применялись следующие виды материалов:

  • природная
  • камень и горные породы
  • ветви деревьев и прутья
  • бревна из крупных деревьев

С дальнейшим усовершенствованием орудий труда все более развиваются и строительные технологии. Таким образом, труд человека постепенно облегчается.

Трипольская культура

Постройки эпохи каменного века археологи обнаруживают в различных местах нашей планеты. В Приднепровье (Украина) тоже были обнаружены остатки поселений, постройка которых датируется III — II тыс. до нашей эры. Это известные во всем мире постройки Трипольской культуры — стоящей на одной из высочайших ступеней развития эпохи неолита.

И действительно, о высоких достижениях культуры и стало известно благодаря археологическим раскопкам на территории Украины, где в разных местах были обнаружены остатки древних поселений этого удивительного народа.


Виды жилищ эпохи неолита

Дальнейшее развитие человеческого общества требовало сплочения коллектива для выполнения многий функций — совместной охоты и рыбалки, обработки земли и строительства жилых сооружений. Поэтому первобытные люди эпохи неолита жили крупными родовыми группами.

Для этого сооружались жилища значительной площади в виде круглого шалаша, в котором без труда могли одновременно размещаться около сотни человек.

Подобная стоянка, датированная IV тысячелетием до нашей эры была открыта археологами на берегу реки Аму — Дарьи (Турткульский район, Узбекистан). Громадный шалаш имел площадь около 300 кв. метров, и мог запросто вместить в себя жителей целого первобытного рода.


Однако сооружение общих жилищ большой площади было не единственным достижением каменного века. Напротив, разнообразие типов построек эпохи неолита и на сегодняшний день восхищает ученых. И на самом деле, для восхищения поводов более чем достаточно — ведь для эпохи неолита была свойственна даже своя ! Конечно, ее характерные черты можно выделить лишь условно, но тем не менее, постройки каменного века уже имели свои особенности, которые с течением времени становились все более заметными.

Так, существовали стоянки, в состав которых входило несколько отдельных землянок совсем небольшого размера, рассчитанных на проживание 5 — 6 человек. Землянки были сверху прикрыты шалашом.


Жилище человека эпохи каменного века — реконструкция в Археологическом музее

В центре сооружения размещался очаг для обогрева жилья и приготовления пищи — вот таким был незатейливый эпохи неолита. Но и подобное примитивное обустройство жилья было для древнего человека значительным шагом вперед.


Смена общественного строя, и постепенное выделение парной семьи приводят к появлению отдельных домов малой площади (до 25 — 30 кв. метров).

В селениях такие дома размещались по разной схеме. В частности, о поселении Трипольской культуры на Коломийщине (III — II тыс. до нашей эры) можно сказать, что постройки располагались в виде двух концентрических кругов, что создавало некоторое ощущение защищенности внутренней части поселения, центральная часть которого оставалась свободной. По всей видимости, в центре селения выполнялись ритуальные обряды и проводились празднества.


Таким образом, мы видим, что архитектура неолита была достаточно разноплановой и многообразной. При этом постройки в разных частях света отличаются друг от друга по особенностям своего , но практически идентичны по функциональному назначению.

Как известно, в список самых прославленных древних достопримечательностей античной культуры входит всего семь чудес. Но мы набрались смелости и включили в него ещё три сооружения, которые по нашему мнению, достойны вашего внимания. Итак.

Аджанта или пещеры Аджанты - буддистский храмово-монастырский комплекс, расположенный близ посёлка с таким же названием, в 100 км к северо-востоку от города Аурангабад, штат Махараштра, Индия. Был обнаружен в 1839 году. Представляет собой утёс в форме подковы, в котором начиная с II века до н. э. по V век н. э. были высечены 30 (по другим данным 29) пещер с колоннами, статуями Будды и всемирно известными настенными росписями, отражающими жизнь Индии той эпохи. Данная живопись, иллюстрирующая буддийские легенды и мифы, является не только произведением искусства, но и ценным историческим источником знаний о тех временах.

Ньюгрейндж


Ньюгрейндж - древнее сооружение из огромных каменных глыб, одна из самых больших и древнейших коридорных гробниц, построенная человеком приблизительно между 3000 г. до н. э. - 2500 г. до н. э. (старше Великой Пирамиды в Гизе и, вероятно, Стоунхенджа). Находится в 40,2 км к северу от города Дублина, примерно в одном километре к северу от реки Бойн, графство Мит, Ирландия. Высота кургана - 13,5 метра, диаметр - 85 метров. Древние люди воздвигли его из 200 000 тонн камня, дерева и земли. Представляет собой большую круглую насыпь внутри, которой находится 19-метровый каменный коридор, ведущий в погребальную камеру. Входит в список самых таинственных достопримечательностей мира .

Деринкую


Деринкую - древний многоуровневый подземный город, находящийся под одноимённым городом в провинции Невшехир, Турция. Он был построен в II-I тысячелетии до н. э. Обнаружен в 1963 году. Подземный город достигает глубины в 60 метров и в древние времена мог приютить до 20 тыс. человек вместе с продовольствием и домашним скотом. Здесь люди на протяжении веков скрывались от набегов кочевников, религиозных преследований и прочих опасностей. Хотя подземный город Деринкую был задуман как временное убежище, его масштабы внушительны. Он включает многочисленные винные погреба, конюшни, подвалы, складские помещения, трапезные, часовни, многочисленный вентиляционные каналы, а также сложную сеть из туннелей и коридоров.

7 чудес древнего мира


Александрийский маяк - маяк, построенный по проекту архитектора Сострата Книдского приблизительно в 279-280 гг. до н. э. на острове Фарос, недалеко от Александрии в Египте, для того чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту. По оценкам его свет был виден на расстоянии 51 км (по другим данным, до 83 км). Предполагается, что Александрийский маяк в высоту составлял около 115–120 метров и в те времена являлся самым высоким зданием в мире. В XIV веке он был полностью уничтожен землетрясением, а на его месте по приказу тогдашнего султана Египта Кайтбея (1416/1418–1496) возведена крепость Кайт-Бей, которая сегодня является морским музеем.


Колосс Родосский - бронзовая статуя древнегреческого бога Солнца - Гелиоса построенная между 292 г. до н. э. - 280 г. до н. э. в гавани портового города Родос на одноимённом острове в Эгейском море в Греции. Был возведён по проекту, архитектора Хареса, ученика Лисиппа, в честь победы жителей Родоса над правителем Кипра, Антигоном I Одноглазым, который вместе с сыном и армией численностью 40 000 человек безуспешно осаждали город в 305 году до нашей эры. Высота статуи - около 30 метров. Она стояла на 10-метровом пьедестале и весила, по разным оценкам от 30 до 70 тонн. По сравнению с другими чудесами света Колосс Родосский «прожил» недолгую жизнь. Примерно через 50 лет после создания он был полностью разрушен землетрясением и переплавлен.


На пятом месте в списке расположился «Мавзолей в Галикарнасе» - усыпальница, построенная между 353 и 350 г. до н. э. в Галикарнасе (современный город Бодрум, Турция) для царя Карии Мавсола и его жёны-сёстры Артемисии III. К строительству и отделки усыпальницы были привлечены известные мастера, среди которых прославленные скульпторы Скопас, Бриаксид, Тимофеос и Леохар. Гробница Мавсола представляла собой величественную и необычную по форме постройку, возведённую из кирпича и облицованную изнутри и снаружи белым мрамором. Мавзолей в Галикарнасе высотой в 45 метров простоял приблизительно 19 веков, но в XIII веке рухнул от сильного землетрясения.


Статуя Зевса в Олимпии - древнегреческий статуя Зевса, которая находилась в центре одноимённого храма в Олимпии на полуострове Пелопоннес. Была воздвигнута в V веке до нашей эры древнегреческим скульптором и архитектором Фидием. Статуя бога в высоту достигала 12–13 метров и была выполнена из дерева (по одним источникам, из кедра, по другим - из чёрного дерева). На эту деревянную основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, специальных крючков крепились детали из слоновой кости, золота и драгоценных камней. Обстоятельства возможного разрушения статуи неизвестны. Согласно сведениям, византийского историка Георгия Кедрина её перевезли в Константинополь, где она сгорела во время пожара в 476 году.


Храм Артемиды Эфесской - греческий храм, находившийся в городе Эфес, Малая Азия (недалеко от современного города Сельчук, Турция). Был посвящён Артемиде - греческой богине охоты. Храм, построенный в середине VI века до н. э, представлял собой прямоугольное здание длиной 105 и шириной 51 метров, состоящий из мрамора и дерева, и обнесённый со всех сторон двойным рядом из 127 колонн, высота которых равнялась 18 метрам. За все своё существование он перестраивался три раза пока 21 июля 356 г. до н. э. не был подожжён Геростратом - жителем Эфеса, мечтавшим прославиться любой ценой.


Висячие сады Семирамиды, более корректное название «Висячие сады Амитис» - единственное из семи чудес света чьё местоположение не было окончательно установлено. Предполагается, что висячие сады были построены в около 575 г. до н. э. в древнем городе Вавилоне (близ современного города Хилла, в Ираке), царём Навуходоносором II, для жены Амитис, которая скучала за лесами своей родины. Представляют собой пирамиду, состоящую из четырёх ярусов-платформ поддерживаемые колоннами высотой до 25 м. На этих ярусах толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников, деревьев родом из Мидии. Пирамида напоминала вечноцветущий зелёный холм. Однако после того как в 331 г. до н. э. войска Александра Македонского захватили Вавилон, а сам великий полководец умер, город постепенно пришёл в упадок. Сады были заброшены и, в конечном счете, разрушены.


Пирамида Хеопса - крупнейшая среди египетских пирамид, единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней, а также одна из самых известных гробниц в мире . Пирамида расположена на западном берегу Нила в Египте на плато в Гизе, в непосредственной близости со знаменитым «Большим Сфинксом». Львиная доля египтологов считают, что пирамида была построена около 2560 до н. э. и является гробницей египетского фараона IV династии Хуфу (Хеопса). Считается, что она была спроектирована архитектором Хемионом - племянником Хеопса. Первоначально пирамида имела высоту в 146,5 м однако в результате воздействия эрозии, сегодня её высота равняется 138,75 м. Общий вес пирамиды оценивается в около 6,25 млн тонн, площадь в ≈ 85 000 м².

Поделится в соц. сетях