Рязанский кремль — твердыня засечной черты. Рязанский кремль — твердыня засечной черты Рязанский кремль краткая информация

Территория Рязанского кремля всё ещё открыта для прогулок. Быть может, не каждый рязанец задумывался над тем, что в его родном городе он имеет возможность свободно передвигаться по историческому центру, тогда как удовольствие вольно гулять по кремлю почти всюду платное - взять Москву, Великий Новгород, Старую Ладогу. Разве что соседи Владимир и Коломна - в списке исключений. Конечно, можно цинично рассуждать, что гостям и показать-то можно всего один лишь кремль, но вопрос этот с одной стороны спорный, с другой напрашивается вывод, что за Рязанский кремль как раз и не обидно. А потому знать его историю, а при случае удивить приезжих занимательной экскурсией не помешает никому.

Потратив время в пути до архитектурного ансамбля, к примеру, на то, чтобы сориентировать гостя города в событиях и основных персонажах славной рязанской истории за девять сотен лет. Рассказать, как же так получилось, что некогда могущественная столица княжества обратилась в провинцию с дотационным бюджетом. Концы стоит искать в XII веке, когда феодальная раздробленность, поразившая Киевское государство, расчленила-таки его на отдельные княжества. В их числе оказалось и Муромско-Рязанское, которому суждено было в 1155 году также разделиться на два самостоятельных.

Рязанское княжество территорию имело завидно громадную и богатую на леса, зверя и прочие природные дары. Заканчивалось оно точно на границе лесостепей, а потому при набегах кочевников вставало на их пути первым. Донимали половцы - с племенами вели борьбу целое столетие, пока в начале XIII века им на смену не явились более сильные агрессоры. Так, Рязанское княжество первым приняло удар татаро-монгольских орд в 1237 году. Он оказался разрушительным для Пронска, Ижеславца и столицы княжества - Рязани. Город отстаивали пять дней и ночей, но силы были слишком неравны.

В древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем» противостоял татарам русский богатырь Евпатий Коловрат, который в поединке с бесчисленными татарскими полками погиб. Нашествие Батыя подорвало былое могущество столицы княжества. Рязань, та самая, которую сегодня мы знаем как городище Старая Рязань, из цветущего города превратилась в руины, которые вернуть к жизни так и не получилось. Рязанские князья всё чаще начинают бывать в другом городе - Переяславле.

В 1208 году, по свидетельству летописи, здесь были построены первые городские укрепления. До конца XIII века Переяславль был средним уделом Рязанского княжества, а к концу следующего столетия князья перенесли сюда официальную резиденцию. Набеги татар продолжались - рязанские земли терпели разрушения больше других. В 1378 году татарские войска были побеждены на Воже, но следующий год стал разрушительный уже для Переяславля - татары его разоряют и жгут. Не спас ситуацию и договор князя Олега Ивановича с татарами - такой политический ход и сегодня даёт повод историкам обсудить его личность. А вместе с этим и поискать причину, по которой Олег не принял официального участия в Куликовской битве. Так или иначе, к концу XIV века Москва постепенно становится политическим и экономическим центром северо-восточной Руси. Поневоле с этим считался и Олег Рязанский - он был вынужден наладить мирные отношения с Москвой и заключить мирный договор с князем Дмитрием Донским.

Запомнил Переяславль и события 1444 года - грабить город пришли отряды царевича Мустафы. Через 11 лет татары вернулись снова, но, получив отпор, покинули рязанские земли. Угроза над самостоятельностью Рязани нависла позже - переломным стал 1521 год, когда последний представитель княжеской династии в Рязани Иван Иванович был обвинён Василием III в предательстве: мол, тот сватает дочь крымского хана. Между тем, сам крымский хан с войском подошёл к Москве и добился регулярной выплаты дани, пока Василий III набирал войско и в городе отсутствовал. Рязанский князь мыслей о престоле не оставлял и решил воспользоваться удобным случаем, в суматохе ускользнув из Москвы в Переяславль, но в город не пошёл, а перебрался на левый берег Оки в Шумашь, в вотчину Кобяковых. Когда же на обратном пути Махмет Гирей решил поживиться в Переяславле и получил сопротивление. Князь Иван Иванович бежал в Литву. Он попытался было собрать войска, надеясь на помощь тамошних правителей, чтобы восстановить права на рязанское княжение, но потерпел неудачу. Он умер в Литве в 1534 году. Василий III же завершит объединение русских земель и увидит падение Большой Орды. Как напишет учёный Лев Гумилёв, Россия станет монолитной, присоединив к себе Черниговское княжество, Псков и Рязань, и будет граничить на юге и востоке с татарскими государствами.

На страницах истории Переяславль-Рязанский мелькнёт век спустя - когда рязанский воевода Прокопий Ляпунов призовёт другие города идти в ополчение против польских захватчиков «без сумнения и боязни». Но после разгрома польско-шведской интервенции Переяславль постепенно потеряет былое значение военной крепости. В первой половине XVII столетия территория рязанских земель образована в Рязанское наместничество, а в 1778 году по Указу Екатерины Великой появилась Рязанская губерния, и Переяславль-Рязанский переименовали в Рязань. Только новое имя городу процветания не принесли - рос он медленно и развивался слабо. Но город, который был заложен девять веков назад, в 1095 году внуком Ярослава Мудрого Ярославом Святославовичем на высоком берегу реки Трубеж при впадении в неё реки Лыбедь, недалеко от полноводной Оки, сохранил свою славную историю для потомков. И Рязанский кремль - её немаловажная часть.

И так как официально обозначенного кассой входа на территорию кремля не существует, значит, и начинать прогулку можно с любой стороны. Пусть это будет Соборная площадь, где к юбилею региона в 2007 году установили памятник рязанскому князю Олегу. Тому самому, который всеми силами стремился сделать рязанское княжество центром Руси. И пока историки продолжают спорить о том, предатель он или патриот, образ великого князя Олега Рязанского украшает герб Рязани, а медная скульптура - одну из площадей. Автор работы - Зураб Церетели, который представил князя также, как и на гербе, с мечом в руке, но верхом на коне, что вышагивает, может, в направлении Оки, может - владений князя. В этом направлении и начнётся путь к ансамблю кремля.

Он начинается в Кремлёвском сквере: вход в него обозначен колоннадой, у которой свойственно парковаться таксистам, хотя здесь запрещающие знаки и часто работают эвакуаторы. Исторически сложилось использовать парк для занятий физкультурой приближённым к кремлю школам, а по весне счищать от зимней коросты снег и прошлогоднюю листву сотрудникам регионального правительства. В парке имеется часовенка, выстроенная к 900-летию Рязани, и фонтан. Не каждый, правда, знает, что в нишах часовни должны быть статуи князя Олега, князя Романа, княгини Евпраксии и епископа Василия, но на отливку скульптуры просто-напросто в девяностые годы XX века не нашли денег.

В парке с некоторых пор отгородилось забором управление Рязанской епархии. Это церковь Ильи Пророка, именем которой когда-то была названа и Ильинская площадь, ныне Соборная. Храм лишился колокольни в советские годы, тогда же получил барельеф с профилем Сталина, которого позже подменили обнажёнными Адамом и Евой, дабы организовать в бывшем храме ЗАГС. Сегодня здесь администрация Рязанской епархии, в том числе и кабинет митрополита. К слову, в 2015 году поближе к кремлю вновь переехал и центральный ЗАГС, который окрестили Домом торжеств. Большой зал Дворянского собрания сменился на уютные бирюзовый и золотой. К тому же у молодожёнов под боком Есенин, что по грудь в асфальте. На пути к нему стелы в память о защищавших честь страны в Первую мировую и в Великую Отечественную войну, и ограда, где из года в годы влюблённые развешивали разного рода замки (проявление любви получило запрет).

Дорога выводит к памятнику Есенину, изготовил которого скульптор Александр Кибальников к 80-летию со дня рождения поэта. Планировалось установить скульптуру на пять размеров больше на острове под кремлём. План не утвердили, что, вероятно, к лучшему. Да и на ладонь к Есенину было бы уже не так просто влезть. Сергей Александрович никогда не обделён вниманием: ладошка никак не наскучит ни подросткам, ни десантникам из близлежащего училища, ни туристам, ни молодожёнам, для которых сделать фото на фоне Есенина почти супружеский долг. Как и запечатлеться напротив памятника, где открывается вид на добрую половину ансамбля кремля.

По правую руку от поэта, быть может, один из самых красивых храмов Рязани - церковь Спаса Преображения на Яру, возведённая в конце XVII века. Было время, когда в ней размещалась морская школа, но сегодня храм открыт для прихожан и продолжает впечатлять. Долгое время настоятелем храма был любимый многими рязанцами отец Сергий (Чушкин). Он более двадцати лет прослужил в Преображенском храме: собственноручно реставрировал, расписывал и благоустраивал его, а также создал одну из самых популярных в Рязани купален для крещения детей.

Чтобы увидеть весь архитектурный ансамбль кремля, нужно попрощаться с Есениным и ступить на Глебовский мост. Мост некогда служил воротами в город, сегодня - это портал к кремлю. Первая за мостом - 86-метровая колокольня. Её шпиль - одна треть от общей высоты. Строительство велось с перерывами немалых полвека и завершилось в 1840 году. В создании первого яруса участвовал архитектор Степан Воротилов, второго - Иван Русско, третьего - Николай Воронихин, и наконец, четвёртого яруса и шпиля – архитектор Константин Тон. Специалисты называют сооружение уникальным, ведь несмотря на разные стили (барокко и ампир) каждого яруса, колокольня монументальна и подобных ей в России нет. Её построили, чтобы подчеркнуть Успенский собор и сориентировать на кремль одну из центральных улиц города - Соборную, тем самым её завершив. Колокольню построили на месте Глебовской башни, в чём можно убедиться, найдя на её стене мемориальную доску с соответствующей надписью.

На самой высокой точке кремлёвского холма стоит Успенский собор. Он строился шесть лет под руководством русского зодчего Якова Бухвостова и крепостного графа Татищева, и был освящён в 1699 году. Создавая композицию, Бухвостов взял за образец собор Московского кремля, но во многом отошёл от традиций. Мы видим три яруса огромных окон, а не узкие щелевидные, присущие церковному строительству того времени. Колонки, проёмы и входы украшены резьбой по белому камню. В прошлом столетии собор отреставрировали специалисты Метростроя, подведя новый фундамент. В советские годы алтарную часть занимал планетарий, по возвращению церковных сооружений Русской православной церкви её украсил самый высокий в России 27-метровый иконостас.

От Успенского собора по пути следования к набережной Трубежа располагается небольшой храм жёлтого цвета. Это отреставрированный Христорождественский собор. В XV столетии он стал первым каменным сооружением кремля - общегородским храмом и усыпальницей рязанских князей и княгинь. Так, в начале XVII века сюда перенесли мощи епископа святителя Василия Рязанского По христианской традиции храмостроительства на Руси, собор был назван в честь Успения Пресвятой Богородицы. Когда же в силу небольших размеров он перестал вмещать всех прихожан, приняли решение строить просторный храм - его мы и знаем как Успенский собор. А первый каменный храм, прослуживший три столетия, был переименован в Христорождественский.

По правую руку от него по соседству с Успенским - Архангельский собор. В XV веке строился как княжеская домовая церковь и служил усыпальницей рязанских архиереев, в числе которых сподвижник Петра I Стефан Яворский. А вот жили рязанские архиереи в палатах: слева от Архангельского собора трёхэтажное белокаменное сооружение - Дворец Олега. Его фронтон когда-то украшало изображение великого князя Олега Рязанского. Здесь можно задержаться, заглянуть внутрь и осуществить знакомство с Рязанским историко-архитектурным музеем заповедником, который так и называется – Рязанский кремль. Выставки, экспозиции, фондохранилище, библиотека, администрация музея пока (до ввода в эксплуатацию нового здания музея) размещаются в пяти сооружениях кремля, в том числе и во Дворце Олега.

Справа от него - Певческий корпус, где можно изучить экспозицию о буднях и праздниках русского народа. Его построили в середине XVII века для архиерейских служителей - эконома и казначея. Название же он получил от проводимых здесь спевок певчих. Дополняет ансамбль Консисторуский корпус, построенный в то же время, что и Певческий. Предполагают, что и одним и тем же архитектором. В одном из помещений второго этажа сохранились фрагменты росписи с очень редкими сюжетами - судебными сценами. В здании две экспозиции, которые, без сомнения, способны увлечь юных исследователей: здесь показывают и рассказывают о живой природе и о природе вещей.

Справа от консистории находятся хозяйственные постройки былых веков при архиерейском дворе - конюшни и каретный сарай, архиерейская кухня, сараи для «разной поклажи», кузница и бочарная. Нынче - администрация музея. Позади здания археологи изучают фундамент солодежни - места, где проращивали и варили солод для приготовления кваса и пива. Правда, варили недолго - всего столетие действовала солодежня, и в XVIII веке её разобрали за ненадобностью. За ней расположилась двухэтажная каменная постройка, завершающая единый ансамбль архиерейского двора. Первоначально она планировалась как склад для зерна и разных припасов, а затем здание приспособили под гостиницу. Здесь останавливались большей частью монахи, быть может, ремесленники, наёмники, крестьяне, казаки - люди из простого народа, без привилегий, иным словом, - чернь. В здании Гостиницы черни сегодня поселилась экспозиция музея с экспонатами из истории Переяславля и Старой Рязани.

Оценить степень неравенства сословий можно, прогулявшись от Гостиницы черни до Гостиницы знати. Если прошагать мимо хозяйственных построек за консисторию, то откроется комплекс сооружений, которые сегодня находятся в ведении епархии. Это территория бывшего Спасского монастыря. Сохранилась часть стен и башен, окружавшие его с середины XVIII века. Когда-то тут находилось одно из богатых кладбищ Рязани, где могли себе позволить быть похороненными дворяне, купцы и духовенство. В середине прошлого века надгробия убрали, остались лишь два захоронения - гравёра Ивана Пожалостина и художницы Софьи Хвощинской, в пятидесятых был перезахоронен писатель Яков Полонский.

Дорожка подведёт к Спасо-Преображенскому собору с резными белокаменными наличниками. Некогда в нём располагался Государственный архив Рязанской области. Сегодня же храм действует, как и соседствующая с собором церковь Богоявления, служившая в XX веке также не по назначению, а в качестве архива ЗАГСа Рязанской области. А вот двухэтажное здание и есть Гостиница знати - место остановки купцов, дворян и священнослужителей. Последний раз строение оформляли в позапрошлом столетии, но первые этажи всё ещё держат стены древних келий XVII века. До недавнего времени здание было жилым - здесь жил с родителями будущий писатель Константин Симонов. В 1995 его передали Рязанской епархии и разместили духовную семинарию.

Отсюда, если держать ориентир на колокольню, можно выйти на кремлёвский вал. Несмотря на усилия администрации музея, запретить любые действия на валу, кроме разве что прогулок, это не останавливает ни велосипедистов, ни желающих раскинуть мольберт, позагорать летом на почти вытоптанной травке или же съехать на плюшке зимой. А между тем вал и ров - историческая ценность. Переяславль-Рязанский был крепостью, укреплённый дубовыми стенами высотой в пять метров, и 11 дозорными башнями, одна из которых - Глебовская, была каменной. Можно подняться на вал и лишь представить, что девять веков назад вал был куда выше, а под ним был ещё и ров, наполненный водой.

Продолжить прогулку можно к набережной Трубежа, обогнув территорию кремля вдоль восточной стены. Асфальт приведёт к церкви Святого Духа. Двухшатровый храм был выстроен в XVII веке - на Руси такие строили редко. Веком позже к храму пристроили трапезную, а в 1864 году на месте разобранной возвели трёхярусную шатровую колокольню. В этом сооружении сегодня расположилась библиотека музея-заповедника.

Рядом располагается скромное здание с каменным нижним и деревянным верхним этажом, построенное в начале XX века. Это дом для причта. Такие дома строились при храмах и выполняли просветительское и хозяйственное назначение. Когда-то здесь распевался церковный хор. Дом причта стал первой музыкальной школой для будущего оперного певца - одного из братьев Пироговых Александра. В нескольких шагах от дома находится лестница, с которой можно спуститься к пристани. Сверху же открывается вид на пойму Оки и плавучий мост. Последний ведёт к суше, которую так и назвали - Остров. Часть его была образована силами заключённых губернского концлагеря, устроенного в бывшем Девичьем монастыре на Затинной улице. Планировали тут разместить речной порт и построить жильё для его работников, но затея в жизнь так и не воплотилась, а временные бараки остались. Их заселили, и времянки с пятидесятых годов прошлого века вполне себе вписались в ландшафт. И если вполне себе тепло, а томный голос ежечасно заманивает водными прогулками на теплоходе, значит, навигационный сезон открыт и этим можно воспользоваться, устроив себе речное теплоходное приключение по живописным местам Оки в окрестностях Рязани.




comments powered by HyperComments

Решение квартирного вопроса основательно подкосило мой жж. Уже почти три месяца никуда не выбирался. Так что и писать особо нечего. Вот наскреб несколько картинок из летней поездки в Рязань. Картинки из-за смурной погоды и кривых рук вышли не очень, ну да ладно.

1. Богоявленская церковь Спасского монастыря возведена около 1647 г. Это очень эффектное и красивое здание, в котором зрительно противопоставлены две четкие геометрические формы: куб четверика церкви и восьмигранная пирамида ее колокольни. Контрастность сочетания пирамиды шатра колокольни с кубом воспринимается здесь особенно остро потому, что пирамидальность шатра подчеркнута его относительно небольшой высотой, а кубичность- отсутствием рядов кокошников на ее кровле и изысканной утонченностью ее глав.

2. На фоне громадного Успенского собора церковь кажется совсем игрушечной.

3. Вид от Кремля на реку Трубеж. Я долго втыкал на внушительную пристань. Как по этому ручью еще и пароходы ходят? Потом местные любезно объяснили, что пристань всего лишь замануха. Видите внизу стоит автобус? На нем-то и довозят туристов до судоходной части реки.

4. Рязанская романтика.

5. Архангельский собор. Одно из древнейших сооружений Рязанского кремля (15-17 вв). Это бывшая княжеская домовая церковь и одновременно – усыпальница рязанских архиереев (22 захоронения), в числе которых известный религиозный и общественный деятель, сподвижник Петра Великого Стефан Яворский. Собор представляет собой четырехстолпный, крестовокупольный, одноглавый храм с тремя апсидами и тремя входами. Несмотря на значительную перестройку после разрушительного пожара 1647 года, собор сохранил типичные признаки архитектуры 15 в.

В 19 в. к собору пристроили пониженного объема трапезную с пышным порталом в псевдорусском стиле (см. на переднем плане).

6. Христорождественский (до 18 в. Старый Успенский) собор – наиболее раннее каменное сооружение Кремля – памятник древнерусской архитектуры начала 15 в. О древности собора свидетельствуют белокаменная кладка апсид и цоколь, характерный для храмов 15 в. Первоначально собор выполнял функции общегородского храма и являлся усыпальницей рязанских князей и княгинь. В связи с постройкой нового кафедрального Успенского собора старый храм был переименован в Христорождественский.

Современный облик собора относится к 19 в.

7. Дворец Олега (Архирейские палаты) – памятник архитектуры 17-18 вв., самое большое гражданское здание Кремля, имеющее площадь 2530 кв. м. Оно сооружено на участке Рязанского кремля, где до 16 в. предположительно находился княжеский двор. Красивое здание с цветными наличниками, барочным фронтоном и теремными окнами не только в народе, но и в специальной литературе исстари известно как «Дворец Олега».

8. Внутри палат находится краеведческий музей. Музей достаточно современно оформлен. Но все равно у меня с ним как-то не сложилось.

9. Певческий корпус (на заднем плане) – памятник гражданской архитектуры середины 17 в. Свое название он получил от проводимых здесь спевок певчих, но основное назначение здания иное: это жилые помещения архиерейских служителей – эконома и казначея. В торцевой части корпуса с отдельным входом размещалась приемная эконома. Двухэтажное кирпичное здание прямоугольное в плане выдержано в строгом стиле архитектуры 17 в. Особую нарядность ему придает крыльцо, выполненное в стиле древнерусской архитектуры.

10. Вид на Богоявленскую церковь, Успенский собор и Консисторский корпус.

11. Колокольня Богоявленской церкви и купол Спасо-Преображенского собора.

12. Древнерусская тоска. Вдалеке виднеются купола Спаса-на-Яру.

13. Спасо-Преображенский собор - памятник последних этапов развития русской архитектуры 17 в. Грандиозное здание отличается некоторой грузностью форм, предвещающей барокко. Его четырехскатная кровля- здесь уже установившаяся законченная архитектурная форма. Плоски, строго полуциркульные ложные закомары в пластике стены не играют никакой роли и являются лишь одним из элементов сложного завершения. Пучки колонн на углах почти лишены экспрессии нарышкинского стиля, и, скорее, способствуют впечатлению массивности самой стены. В украшении окон использованы, однако, характерные для нарышкинского стиля наличники, с их вычурным рисунком, и даже цветные, поливные изразцы, особенно в алтарной части.

14. Общий вид на Рязанский кремль с оборонительного вала.

15. Стены и башня (18 в.) Спасского монастыря.

16. С юго-западной стороны кремлевского холма находится древний земляной вал –оборонительное сооружение 13-17 вв. Протяженность вала 290 метров. До конца 17 – начала 18 в. на валу располагались деревянные стены и башни кремля.

17. За валом находился ров, заполненный водой. Время сделало вал пологим и менее высоким (сейчас его высота 9 метров со стороны Кремля и 18 метров снаружи, от дна рва), но до сих пор кремлевский вал внушительно возвышается над прилегающей территорией, восхищая своей грандиозностью.

18. Соборная колокольня – самый поздний памятник истории и архитектуры Кремля. Это грандиозное четырехъярусное сооружение высотой 86 метров с позолоченным почти 25-ти метровым шпилем. Колокольня выстроена в классическом стиле, и, несмотря на то, что строилась она в течение более чем 50 лет (1789-1840 гг.) по разным проектам разными архитекторами, И.О. Русско, К.А. Тоном и Н.И. Воронихиным, общая композиция колокольни с прекрасно найденными пропорциями шпиля сохранила единство и цельность выражения. Ее градостроительное значение для Рязани сравнимо со значением колокольни Ивана Великого для Москвы или построек Захарова для Санкт-Петербурга. По чистоте и строгости стиля колокольня Успенского собора в Рязани уникальна, подобных колоколен в стиле классицизма в других городах России нет.

19. Вид на ров и мостик, ведущий к Кремлю.

20. Гостиница Знати – памятник гражданской архитектуры 17-19 вв. Здание оформлено в стиле второй половины 19 в., однако на первом этаже сохранились значительные части стен древних келий 17 в. Корпус состоит из двух разновременных построек, которые в начале 20 в. были соединены между собой церковью во имя Иоанна Богослова.

21. По странному эффекту купол и крест этой церкви на всех (!) фотографиях вышел очень темным.

22. На противоположной стороне кремлевского рва стоят остатки Ильинской церкви.

В здании храма с 1953 года размещался городской лекторий. Власти предполагали устроить в неузнаваемо переделанном здании древней церкви "Дворец бракосочетаний". Даже украсили парадный вход в здание барельефом - изображением обнажённых Адама и Евы. Рязанская епархия заявила протест, справедливо усмотрев богохульство в эротическом знаке на древней церкви.

23. Ну, и наконец, главная доминанта Кремля - Успенский собор (1699 г.).

Это грандиозное сооружение (площадь 1600 кв. м, высота 72 м) своими размерами превзошло почти все современные ему постройки. Успенский собор – самый значительный памятник архитектуры эпохи «нарышкинского» барокко. Уникальный памятник древнерусского искусства, он является непревзойденным образцом органичного синтеза архитектуры, скульптуры и иконописи. Шедевром, не имеющим аналогии, является резьба по белому камню порталов и наличников окон собора.

Бухвостов брал за образец московский Успенский собор, но внес в схему несколько изменений.Например, отказался от венчающих здание закомар-кокошников, заменив их красивым декоративным карнизом, выполненным из кирпича, в виде узорных кронштейнов, поддерживающих верхнюю белокаменную плиту. Благодаря такому приему была сильнее подчеркнута и получил полную законченность кубическая форма собора. Во-вторых собор подняли на подклет. Применение подклета было новостью для такого большого сооружения, каким является собор. Благодаря подклету, здание не только поднялось над городом, но еще резче обрисовался кубический силуэт собора.

24. Глебовский мост (18 в.), ведущий в Кремль.

25. Памятник Олегу Ивановичу (Рязанскому) на Соборной площади встречает туристов на выходе из Кремля. Угадаете автора?

Рязанский Кремль приятно удивил. Не ожидал, что он так хорошо уцелел и содержится в относительно ухоженном состоянии. Так что есть повод скататься сюда в формате "на выходные", благо от Москвы Рязань достаточно близко.

Картинки мои, копипаста отсюда. Может, кому пригодится.

Дата публикации или обновления 04.11.2017

Рязанский Кремль

Адрес: 390000, г. Рязань, Рязанский Кремль.

Кремль - самая древняя часть Рязани. Именно здесь в XI веке (1095 г.) был основан город Переяславль Рязанский (в 1778 году переименован в Рязань). Территория Кремля представляет собой высокую платформу площадью 26 га в форме неправильного четырехугольника, с трех сторон окруженного реками. Их названия - Трубеж, Лыбедь, Дунайчик, равно как и первоначальное название самого города, свидетельствуют о южнорусском происхождении основателей Переяславля. По археологическим данным, стратегически выгодное месторасположение Кремля привлекало людей задолго до основания города: самое древнее поселение, обнаруженное на территории Кремля, датируется I тыс. до н. э.

Археологи предполагают, что Переяславль был заложен в северной части кремлевского холма, на берегу озера Быстрого, контуры которого недавно были установлены с помощью современных инженерно-геологических технологий.

В XIII - XIV века Переяславль быстро развивается и занимает всю территорию кремлевского холма. Столь стремительный рост был связан прежде всего с изменением официального статуса города в конце XIII века, когда, после неоднократных разрушений монголо-татарами Рязани - первой столицы Рязанского княжества, значение стольного града княжества переходит к Переяславлю. В течение XIV - XVII веков город вышел за пределы кремлевского холма и разросся к югу и западу, Кремль же оставался его центральной, наиболее укрепленной частью. В этот период он представлял собой мощную крепость с традиционной для Руси системой оборонительных сооружений. С юго-западной стороны - единственной, не защищенной реками - был прорыт ров, по периметру кремлевского холма был насыпан вал, на котором возведены деревянные крепостные стены со сторожевыми и воротными башнями. К середине XVII века их насчитывалось 12.

Главными воротами Переяславля были обращенные в сторону Москвы ворота Глебовской башни - единственного в городе каменного укрепления. Оборонительные сооружения Переяславля просуществовали до конца XVII века, впоследствии они были снесены ввиду ветхости и в связи с утратой городом значения военного форпоста Южной Руси. В настоящее время сохранился лишь ров и почти 300-метровый фрагмент вала в юго-западной части Кремля.

С раннего периода существования Переяславля в его топографии достаточно отчетливо прослеживаются два района: северо-западный - официальный административно-духовный центр - и юго-восточный - торгово-жилая зона. В северо-западной части (то есть на территории современного архитектурного ансамбля Кремля) размещался княжеский двор, а после ликвидации княжеского престола и вхождения Рязанского княжества в состав Московской Руси (1521 г.) - владения архиерея.

Здесь же располагались административные учреждения, кафедральные соборы, монастыри. В юго-восточной части находились усадьбы городских жителей и торговые ряды.

Долгое время застройка Кремля оставалась деревянной. Первое известное каменное строение появилось в начале XV века, когда недалеко от княжеского двора из белого камня был возведен общегородской, а позднее кафедральный Успенский (с 1753 года - Христорождественский) собор. Расцвет каменного зодчества Переяславля пришелся на вторую половину XVII века. В этот период на месте, где когда-то находился дворцовый княжеский комплекс, возводится ансамбль гражданских сооружений, включающий жилые палаты архиерея, впоследствии получившие название «Дворец Олега», ряд административных и хозяйственных построек -Певческий и Консисторский корпуса, «сараи для разной поклажи», кузница, бочарная и прочее.

В XVIII веке владения архиерея в Кремле были обнесены каменной оградой с несколькими воротами, фрагмент одних из них восстановлен у Консисторского корпуса. В целом гражданские постройки Рязанского кремля являют собой уникальный архитектурный ансамбль XVII века - единственный в своем роде на территории России.

На территории Переяславля располагались два мужских монастыря: на северо-востоке - Духовской, к югу - самый древний, Спасский. Ранее на территории Спасского монастыря находилось самое богатое в городе кладбище. В 1930 - 1940 годы оно было ликвидировано, за исключением двух захоронений - писательницы и художницы С. Д. Хвощинской (1828 – 1865 гг.) и гравера, профессора Петербургской Академии художеств И. П. Пожалостина (1837 – 1909 гг.). В 1959 году туда же была перенесена из-под Рязани могила крупнейшего русского поэта XIX века Я. П. Полонского (1819 – 1898 гг.).

Важнейшим местом Переяславля являлась Соборная площадь. На ней располагались главные административные учреждения города - приказные избы, а также тюремный двор, зелейные (пороховые) палаты.

Там же в конце XVII века был сооружен новый кафедральный Успенский собор - гениальное творение Я. Бухвостова . Формирование архитектурного ансамбля Кремля завершилось строительством Колокольни Успенского собора, возведенной на месте воротной Глебовской башни.

На протяжении XVIII - XIX веков Кремль утратил былое значение центра города. Когда-то могучее хозяйство архиерея после секуляризации церковных земель значительно сократилось. Согласно регулярному плану застройки Рязани 1780 года, центр города был вынесен за пределы Кремля, последнему была уготована роль тихой окраины, оживлявшейся лишь в дни религиозных праздников.

В конце XIX - начале XX века, благодаря деятельности местных исследователей, культурной и научной общественности города, территория Кремля все более приобретает статус главного исторического места Рязани.

В 1895 году Кремль и прилегающая к нему Соборная площадь становятся центром проведения масштабных празднеств, посвященных 800-летию Рязани. В 1914 году во Дворце Олега открывается Древлехранилище - музей церковных древностей. Исторические реликвии демонстрируются в Архангельском соборе. В 1923 году во Дворце Олега был открыт губернский историко-художественный музей.

Новый период в истории Кремля начался в 1968 году, когда был образован историко-архитектурый музей-заповедник, включивший в себя территорию древнего Переяславля и все сохранившиеся оборонительные и архитектурные сооружения XV - XIX веков. С учреждением музея-заповедника значительная часть зданий была отреставрирована и музеефицирована, приведена в порядок территория Кремля.

Сегодня уникальный историко-архитектурный ансамбль Кремля с величавой древнерусской архитектурой и живописным ландшафтом достойно представляет Рязань, один из древнейших городов России, является ее гордостью и главным украшением.

Глебовский мост

Ныне существующий каменный Глебовский мост к Колокольне был построен в XVIII веке и имеет арочную конструкцию. До него на этом месте находился деревянный Глебовский мост, который подходил вплотную к Глебовским воротам кремлевской стены.

Известно, что мост был дубовый с перилами и соединял надо рвом основную часть города, Кремль, с Острогом.

Деревянный мост был заменен на каменный в связи с ликвидацией угрозы внешних нападений на Переяславль.

Крепостной вал

С юго-западной стороны кремлевского холма находится древний земляной вал - оборонительное сооружение XIII - XVII веков. Протяженность вала 290 метров. До конца XVII - начала XVIII века на валу располагались деревянные стены и башни Кремля.

За валом находился заполненный водой ров, глубиной 5-7 метров.

Время сделало вал пологим и менее высоким (сейчас его высота 9 м со стороны Кремля и 18 м снаружи от дна рва), но до сих пор кремлевский вал внушительно возвышается над прилегающей территорией, восхищая своей грандиозностью.

Дворец Олега

Дворец Олега - памятник архитектуры XVII -XIX веков, самое большое гражданское здание Кремля, имеющее площадь 2530 кв м. Оно сооружено на участке Рязанского кремля, где до XVI века находился княжеский двор.

Дворец Олега - это бывшие жилые палаты рязанских архиереев, в здании также размещалась их домовая церковь, братские кельи и хозяйственные службы.

Прямоугольное в плане каменное трехэтажное здание возводилось поэтапно: первые два этажа (архитектор Ю. К. Ершов) - в середине XVII века, третий этаж (архитектор Г. Л. Мазухин) - в конце XVII века.

Позднее (1778 - 1780 гг.) архитектор Я. И. Шнейдер сделал пристройку к восточной стороне здания, увеличив его длину до 94 метров. В XIX веке эта часть Дворца Олега была перестроена губернским архитектором С. А. Щеткиным.

Красивое здание с цветными наличниками, барочным фронтоном и теремными окнами - центральное и наиболее выдающееся сооружение комплекса гражданской архитектуры Рязанского кремля.



Начиная с XIX века, не только в обиходе, но и в специальной литературе оно по традиции называется «Дворцом Олега».


Галерея, ведущая к Дворцу Олега от Успенского собора Рязанского кремля .

На его фронтоне когда-то было изображение самого известного рязанского князя Олега Ивановича (1350 - 1402 гг.).

Здание полностью музеефицировано, здесь расположены основные исторические экспозиции музея-заповедника.

Певческий корпус

Певческий корпус - памятник гражданской архитектуры середины XVII века (архитектор Ю. К. Ершов). Свое название он получил от проводимых здесь спевок певчих, но основное назначение здания иное: это жилые помещения для архиерейских служителей - эконома и казначея. В торцевой части корпуса с отдельным входом размещалась приемная эконома.

Двухэтажное кирпичное здание, прямоугольное в плане, выдержано в строгом стиле архитектуры XVII века.

Особую нарядность ему придает крыльцо, выполненное в стиле древнерусской архитектуры. В интерьере корпуса восстановлена «типовая» жилая секция середины XVII века, на стенах и сводах, особенно в приемной эконома, сохранились фрагменты прекрасной росписи, по аналогии с которой расписаны некоторые помещения первого этажа.

В настоящее время в здании расположена экспозиция музея «По обычаю дедову», рассказывающая о буднях и праздниках русского народа.

Хозяйственные постройки

Комплекс построек гражданской архитектуры Рязанского кремля включает хозяйственные службы: сараи для «разной поклажи», кузницу и бочарную, конюшни и каретный сарай. Эти здания были построены в конце XVII века, конюшни - архитектором Н. Устиновым, одним из помощников Я. Г. Бухвостова.

В XIX веке конюшни были перестроены архитектором С. А. Щеткиным, фрагмент постройки XVII века сохранился в южной части здания.

В настоящее время хозяйственные строения заняты под административные службы музея-заповедника.

Консисторский корпус

Консисторский корпус - памятник гражданской архитектуры середины XVII века. Он построен предположительно тем же архитектором Ю. К. Ершовым, автором Дворца Олега и Певческого корпуса, и составляет с названными памятниками единый ансамбль.

Консистория - главное административное учреждение епархии, место хранения церковного архива, там же располагалась судебная палата.

В одном из помещений второго этажа здания сохранились фрагменты росписи с очень редкими сюжетами - судебными сценами. Административные службы находились в здании до 1892 года, после чего были переведены за территорию Кремля.

Нарядное крыльцо восстановлено в 1980-е годы.

В здании работает выставка «Человек и природа» и уникальная динамичная экспозиция - музей-театр «Когда заговорили вещи».

Гостиница Черни (амбары)

Гостиница Черни - двухэтажное каменное здание в стиле гражданской архитектуры конца XVII века (архитектор Н. Устинов), расположенное в восточной части Кремля.

Первоначальное назначение постройки - амбары для хранения зерна (житницы) и других запасов. В середине XIX века амбары были приспособлены под гостиницу.

Здание состоит из 14 почти одинаковых изолированных помещений, по семь на первом и втором этажах. Каждая секция имеет наружный дверной проем.

К каждой двери второго этажа главного фасада вело отдельное деревянное крыльцо. Восточный фасад, выходивший в XVII веке на проезжую улицу, не имел никаких проемов и играл роль крепостной стены.

В настоящее время второй этаж здания используется под фондохранилище музея, помещения первого этажа -как выставочные залы.

Солодежня

Солодовенные палаты были построены в 1697-1699 годах и предназначались для выращивания солода.

Двухэтажное каменное здание состояло из восьми помещений, в одном из которых на первом этаже были устроены белокаменные солодовенные ванны, сохранившиеся до наших дней. Корпус Солодежни примыкал к южной оконечности главного фасада Гостиницы Черни, оба памятника представляли собой единый комплекс с общим архитектурным решением фасадов.

Вместе с секуляризацией церковных земель в середине XVIII века и последующим сокращением хозяйства архиереев уходит в прошлое массовое производство солода на архиерейском дворе. В конце XVIII века обветшавшее здание Солодежни было разобрано.

На основе сохранившихся белокаменных фундаментов Солодежни, выявленных планов здания и по результатам натурных, в т. ч. археологических исследований, разработан проект реставрационного воссоздания корпуса Солодежни XVII века.

Реставрация здания запланирована на 2005-2008 годы, после восстановления в нем разместится фондохранилище музея-заповедника.

Гостиница Знати

Гостиница Знати - памятник гражданской архитектуры XVII - XIX веков.

Здание оформлено в стиле второй половины XIX века, однако на первом этаже сохранились значительные части стен древних келий XVII века. Корпус состоит из двух разновременных построек XVIII - XIX веков, которые в начале XX века были соединены между собой церковью во имя Иоанна Богослова.

До недавнего времени здание было жилым.

Здесь в 1920 годы жил с родителями будущий писатель К. М. Симонов.

В 1995 году корпус передан Рязанской епархии, в нем размещается духовная семинария.

В 2005 году здесь же расположились покои наместника монастыря и братские келии.

Иоанно-Иосифовский храм - это первый храм Спасо-Преображенского рязанского мужского монастыря , который начал действовать на территории Рязанского Кремля .

Стены и башни, сторожки и службы Спасского монастыря

Музейные коллекции

Формирование фондовых коллекций началось с деятельности Рязанской ученой архивной комиссии, чье музейное собрание легло в основу сегодняшнего музея. В начале XX века насчитывалось 11 тысяч музейных предметов, в настоящее время их более 225 тысяч - результат большой многолетней планомерной работы по комплектованию фондов. Фондовое культурное наследие, представленное памятниками ушедших столетий, имеет большую научную, историческую, художественную и мемориальную ценность.

Самая крупная коллекция - археологическая, в которой хранятся находки эпохи палеолита, датируемые XII тысячелетием до н. э.; довольно полное собрание неолитических памятников, а среди материалов эпохи бронзы - уникальные вещи из курганов. Особое место занимают коллекции культуры рязано-окских могильников, археология городов Рязани (Старой) и Переяславля.

В составе музейного фонда древнерусская живопись и прежде всего икона «Богоматерь Одигитрия» , XIII века, этому памятнику нет аналогов среди произведений домонгольского периода, принадлежащих собраниям других российских музеев. XIV веком датируется икона «Никола Зарайский с 14-ю клеймами жития» - один из самых ранних списков с корсунского подлинника.

К древнейшим памятникам лицевого шитья, удивительным работам безымянных златошвей, относится воздух «Евхаристия с житием Иоакима, Анны и Богоматери» 1485 года, выполненный «замышленьем» Великой княгини Рязанской Анны, сестры Великого Князя Московского Ивана III , и воздух 1512 года «Рыдание надгробное с праздниками».

Перечисленные и многие другие высокохудожественные произведения древнерусского искусства (поступившие в музей, в основном, из епархиального Древлехранилища) экспонировались на российских и международных выставках, в том числе в Ватикане, Англии, Италии, Японии.

От XIV века сохранились и представляют большую историческую значимость: посох героя Куликовской битвы А. Пересвета и кольчуга Великого Князя Олега Рязанского.

XV - XVI столетия оставили потомкам рукописный книжный памятник - «Псалтырь с восследованием» (Псалтырь следованная), на одной из страниц которого имеется запись о заложении города Переяславля (современной Рязани) в 1095 году. Этот уникальный экземпляр рукописной книги в собрании музея является раритетом, имеющим большое общенациональное историко-культурное значение.

В музейном фонде представлены памятники русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства XII - XIX веков, выполненные в России, Германии, Польше и странах Востока. Следует особо отметить среди них два редчайших произведения металлопластики напрестольные кресты XVII века с изображением Николы Зарайского.

Разнообразно нумизматическое собрание: от гривен Новгородского и Киевского типа до монет Западной Европы, Востока, России разных исторических эпох.

Богата этнографическая коллекция музея: полные комплекты и отдельные элементы народных костюмов русских, татар, мордвы; известные во многих странах мира авторские работы вышивальщиц и кружевниц; изделия народных промыслов.

Особой гордостью музея является его мемориальный фонд о знаменитых людях России, прославивших Отчизну своими деяниями: В. М. Головнине, П. П. Семенове-Тян-Шанском, М. Д. Скобелеве, П. М. Боклевском, И. П. Пожалостине, Я. П. Полонском, И. П. Павлове, К. Э. Циолковском, братьях Пироговых, В. Ф. Уткине и, конечно, о С. А. Есенине, а также о многих-многих других.

Значительное место среди музейных предметов занимают вещественные, наградные, документальные и фотоматериалы о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, обширна коллекция фронтовых писем - реликвий нашей истории.

Музей-заповедник, располагая большим разнообразием памятников и сохраняя для нынешнего и последующих поколений это богатство, ежегодно проводит научно-реставрационные и консервационные работы, используя широкие возможности музейного художника-реставратора и специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного Центра имени И. Э. Грабаря и Межобластного научно-реставрационного художественного Управления (Москва), которые возвращают к новой жизни бесценные музейные предметы.

Для совершенствования и повышения эффективности государственного учета музейного фонда и контроля за его сохранением внедрена компьютерная система учета «Фонд музейных предметов».

Музейный фонд - это национальное богатство России, которое хранится, исследуется и широко используется в научной, экспозиционно-выставочной деятельности музея и в образовательно-воспитательных целях, тем самым помогая посетителю ощутить непосредственно свою принадлежность к русской истории и культуре.

Рязанский кремль считается одной из древнейших частей Рязани и является одним из самых старых музеев-заповедников России, находящимся под открытым небом.

История Рязанского кремля

Рязанский кремль стоит на высоком холме с обрывом, которого окружают две реки: Лыбедь и Трубеж. Рязанский музей-заповедник имеет федеральное значение и является частью государственного реестра особо ценных объектов народов Российской Федерации.

Управляет заповедником Федеральное государственное учреждение культуры «Рязанский Кремль».

Рязанский кремль в Древние времена

Первые люди начали заселять нынешнюю территорию кремля еще во время эпохи мезолита. Раскопки археологов показали, что на месте, где сейчас расположен Фефелов Бор, были древние поселения.

Славянские народы начали селиться на месте Рязанского кремля в 6-7 веке. Известно, что жители самого крупного поселения с названием Боровское, активно занимались торговлей с Византийской империей, восточными и западными странами. Борисов-Глебов- это вторая по величине колония, которая располагалась на землях Рязани. Впоследствии, это поселение превратится в Переяславльскую резиденцию архиереев, а позже - в Борисоглебскую площадь.

Наличие большого количества людей на этой территории и превратило Борисоглебскую площадь в город с названием Переяславль-Рязанский.

Как был основан город Переяславль-Рязанский

Исходя из записи в Следованой псалтыри, считается, что Переяславль-Рязанский был основан в 1095 году. В 10 веке город был окружен крепостью, которая находилась возле кремля. Сейчас здесь расположилась церковь Святого Духа, а ее площадь занимает около двух гектаров. Саму крепость окружали слободы и дома населения, которое жило в городе. Если говорить о внешнем виде улиц того времени, то их делали из дерева. А там, где сейчас находится Духовная церковь, был терем князя.

Вся территория, которая окружала город, состояла из леса, а речки Лыбедь и Трубеж можно было перейти вброд.

Переяславль-Рязанский в 12-15 века

Начиная с 12 века, город начал интенсивно разрастаться, что привело к расширению укреплений вокруг поселения. В это время, оно занимало уже весь Кремлевский холм. Поэтому, была построена новая крепость и новые жилые дома. Из-за того, что постройки надвигались и на склон, который был опасным местом из-за наступления врагов, было решено соорудить вал и ров. Дошедшие сведения о крепости говорят, что ее стены стояли до 17 века.

В 15 веке особой популярностью начал пользоваться камень, поэтому, его широко использовали в строительстве. Первой постройкой из этого материала считается Успенский собор, который в наши дни называется Христорождественский.

15-17 века в жизни города и Рязанского кремля

В 15 веке начинается строительство посадов- Верхнего, Нижнего и Торгового, где осуществлялась интенсивная торговля. Если говорить о внутренней жизни кремля, то там жили состоятельные люди, а за его пределами находились дома Переяславльского воеводы, архиепископа и епархиальная канцелярия. Там, где сейчас выстроенная Соборная колокольня, располагались Приказ сыскных дел, тюрьма, пороховые и оружейные палаты. Также, на территории кремля было три монастыря. В 17 веке большее количество построек были из камня.

18-19 век

В это время, военные постройки значительно уступали гражданским, которые украшали город, а деревянных сооружений практически не осталось.

Благодаря реформам Екатерины Великой , город стал называться Рязанью, а в 1796 стал центром Рязанской губернии. В это же время, разрабатывалась новая планировка города с обновлением улиц и площадей. Все сооружения были переделаны на новый лад, а торговля начала занимать новые территории города. Но кремль так и оставался неизменным.
Современный историко-архитектурный заповедник начал свое существование 15 июня 1884 года.

В 1918 году решением губернского отдела все дома и здания кремля были объеденены в губернский историко-художественный музей, в 20-30-е годы проводились реставрационные работы, которые были прерваны войной. В 50-е годы реставрация Рязанского кремля продолжилась. С 1964 года в Успенском соборе разместился городской планетарий, проходили передвижные музейные выставки. Некоторые здания были переданы государственным учреждениям.

Стены и башни Рязанского кремля

В XVI веке деревянные стены Рязанского кремля начали перестаривать в камне и первой была Глебовская башня.

Всего в кремле 12 башен, некоторые из них не сохранились.

  • Глебовская башня с Глебовскими воротами
  • Спасская башня
  • Тайничная башня с Тайничными воротами
  • Духовская башня
  • Ипатская башня с Ипатскими воротами
  • Башня № 6
  • Башня № 7
  • Башня № 8
  • Всесвятская башня
  • Рязанская башня с Рязанскими воротами - имела выход в город
  • Введенская башня
  • Башня № 12

Церкви кремля

В Рязанском кремле имеется 8 церквей:

  • Успенский собор (XVI-XVII вв.)
  • Христорождественский собор (XV-XIX вв.)
  • Архангельский собор (XV-XVII вв.)
  • Спасо-Преображенский собор (XVII в.)
  • Богоявленская церковь (XVII в.)
  • Церковь Святого Духа (XVII в.)
  • Церковь Иоанна Богослова (XX в.)
  • Архиепископская домовая церковь (XVII в.)

Так уж получилось, что мое путешествие по Рязани завершилось посещением одного Рязанского Кремля. Экскурсия, участником которой мне довелось побывать, включала в себя пребывание на военно-исторической реконструкции «Битвы на Воже», а Рязанский кремль оказался приятным дополнением к основной теме маршрута.

К тому же, достопримечательности Рязани и области - тема настолько обширная, что ограничиваться здесь однодневной поездкой попросту кощунство! Так что в этой статье я остановлюсь, в первую очередь на Рязанском кремле, а об остальных достопримечательностях города и области мы поговорим более подробно в следующий раз.

История Рязани, вернее Переяславля Рязанского, а именно так именовали этот город ко времени его основания, берет свое начало в XI веке. Именно тогда, в 1095 году, согласно повелению князя Ярослава Святославовича, началось строительство великого города на реке Трубеж. Города, который впоследствии сыграл одну из наиважнейший ролей в истории государства Российского.

Кстати, поначалу существовало два Переяславля. Один из них был будущей Рязанью, а другой, основанный в 1152 году, располагался в Залесье, на территории современной Ярославской области. В XV веке в произношении последнего произошли долгожданные изменения, и имена двух этих городов стали хоть сколько-нибудь отличаться. Рязань получила свое теперешнее название только в 1778 году, в момент образования Рязанского наместничества, стала, ко всему прочему, губернией и обладательницей собственного герба с изображением война с мечом в руке.

Рязанский кремль является историческим ядром города и, пожалуй, самой древней ее частью. В эпоху раннего железного века на этих землях уже существовали поселения, о чем свидетельствуют найденные рядом с Кремлем артефакты. В конце XII века в северной части кремлевского холма была построена славянская крепость, которая и послужила началом строительства древнего Переяславля.

Наиболее древняя часть современного Рязанского кремля - это земляной оборонительный вал, датируемый XII-XVII веками. Его протяженность составляет 290 метров. До XVIII века вдоль вала стояли стены и башни, окруженные глубоким рвом. Сейчас уже практически не заметно насколько глубок был кремлевский ров и насколько высоки были стены оборонительного вала. Если присмотреться, то на фотографии видны места раскопок. Причем раскопки на территории Рязанского кремля ведутся и по сей день.

Рязанский кремль - земляной оборонительный вал.

У «Гостиницы Черни» мне на глаза попался плакат, из которого я узнал, что за период с 2004 по 2008 год на территории кремля было найдено порядка 1500 самых различных археологических находок: изделий из глины, железа, кожи, дерева, стекла и бронзы - оружие, игрушки, украшения и прочее. Собственно, внизу вы можете более подробно изучить этот плакат, если откроете фотографию в более высоком разрешении.

Архангельский собор был в свое время княжеской домовой церковью и усыпальницей рязанских архиереев, включающей 22 захоронения. Одно из них принадлежит Стефану Яворскому, сподвижнику Петра I. В 1647 году Рязанский кремль пострадал от сильного пожара, но даже несмотря на некоторую перестройку наиболее пострадавших зданий в XVII веке, Архангельский собор нисколько не растерял всех тех признаков архитектуры, которые были характерны для XV века. В здании Собора в настоящее время проходит выставка «Бессмертие духа, памяти и красоты», посвященная древнерусскому искусству.

Рязанский кремль - Архангельский собор.

Христорождественский собор до XVIII века звался Старым Успенским. В начале своей истории он выполнял функции общегородского храма и усыпальницы рязанских княжеских особ. Софья, дочь Дмитрия Донского и княгиня Анна, сестра Ивана III были погребены именно в этом соборе. Также в нем по сей день покоятся мощи епископа Святого Василия Рязанского, умершего в 1295 году.

Рязанский кремль - Христорождественский собор.

Успенский собор, без сомнения, самая величественная постройка на территории Рязанского кремля. Его общая площадь составляет 1600 кв.м., а высота 72 (!) метра. Если смотреть на него снаружи, создается впечатление, будто в нем три этажа, но на самом деле, это один огромный цельный зал, внутри которого расположен уникальный иконостас высотой 27 метров. Стоит ли говорить о том, что Успенский собор Рязанского кремля - крупнейшая постройка XVII века. Летом в нем проходят богослужения.

Рязанский кремль - Успенский собор.

Площадь перед Успенским собором. На заднем плане - стены Спасского монастыря.

Рядом с Успенским собором над Кремлем возвышается Соборная колокольня, строившаяся целых 50 лет (1789-1840 гг.). Высота колокольни 86 метров, 25 из которых - позолоченный шпиль. На её третьем этаже расположена смотровая площадка, откуда открывается панорама Кремля, Рязани и ее окрестностей. Величественно звучат колокола в тот момент, когда их звон разносится над Рязанью.

На следующем фото один из входов в Дворец Олега, построенный на рубеже XVII-XVIII веков. Он полностью отдан под экспозицию музея-заповедника. Внутри довольно большая и интересная коллекция разнообразных средневековых артефактов, оружия, доспехов, предметов быта и т.д. Более всего поразила миниатюрная копия Древней Рязани со всеми домами, церквями и постройками. В большинстве маленьких домиков даже горел свет. В полумраке олеговского дворца это выглядело просто потрясающе. Я «завис» перед этой экспозицией на 10-15 минут и будто окунулся в прошлое.

Рязанский кремль - Дворец Олега.

Церковь Святого Духа, построенная в 1642 году. В здании располагаются музей и научная библиотека.

Церковь Богоявления. Построена в середине XVII века. В советское время в ней располагался архив рязанского ЗАГСа. Сейчас она принадлежит епархии. На заднем плане Успенский Собор.

Рядом с ней располагается небольшое захоронение. Когда-то на территория Спасского монастыря существовало самое именитое рязанское кладбище, на котором были захоронены священники и монахи, дворяне и купцы, но в середине прошлого века подавляющая часть надгробий была снята. Осталось всего два захоронения: художницы и писательницы Софьи Хвощинской (1828-1865) и профессора академической живописи Ивана Петровича Пожалостина (1837-1909). На этом фото памятное надгробие в честь всех захоронений, которые когда-то находились на этом месте:

Гостиница Черни начала выполнять функции гостиницы только в XIX веке - до этого в здании хранилось зерно. Сейчас она по большей части принадлежит музею. Забором огорожено место раскопок.

Несомненно, Рязанский кремль - одно из красивейших мест, построенное руками человека, в котором мне довелось побывать...