Старый гоа храмы. Старый гоа. Что посмотреть в Олд Гоа

Который представляет собой крепость, внутри и за пределами которой имеется плотная застройка жилых объектов, зданий и сооружений различного назначения, храмовых комплексов и т.д. На сегодняшний день крепостные стены настолько плотно и гармонично влились в общую картину населенного пункта, что их практически невозможно отыскать.

Еще не так давно Старый Гоа был столицей штата, а сегодня это одна из главных достопримечательностей вблизи в настоящее время). Расстояние от главного города Гоа до этого исторически значимого места составляет около 10 километров. Сюда ежедневно приезжают как самостоятельные туристы, так и многочисленные экскурсионные группы, которые хотят познакомиться с религиозными памятниками прошлых лет, коих здесь довольно много.

История города

Город был основан в XV веке по приказу султана Адиль Шаха, правителя Биджапурского султаната, и был одним из центральных торговых центров. На протяжении последующих нескольких веков история существования Старого Гоа неразрывно связана с португальскими колонизаторами, так как в 1510 году они отбили город у султаната.

Старый Гоа имел статус столицы вплоть до конца 40-х гг. XIX века. Свое значение город утратил из-за страшной эпидемии холеры, что разрасталась каждый день и унесла жизни сотен людей. Именно тогда было решено перенести столицу в соседний Панаджи.

Гоа находился во власти испанских колонизаторов около 450 лет, после чего, Индия приобрела независимость и решила вернуть отобранные земли обратно в свои границы. В итоге военной операции армия Индии разгромила испанцев и объявила штат Гоа союзной территорией своего государства.

Как добраться?

Старый Гоа – это отличное экскурсионное место, где можно узнать много нового о стране, познакомиться с ее историей, культурой и религиозными предпочтениями. Сюда можно добраться несколькими способами:

  1. Экскурсия в Старый Гоа, куда помимо осмотра достопримечательностей этого города в программу тура будет включено еще масса всего интересного;
  2. отправляться в путешествие самостоятельно на арендованном транспортном средстве (машина, мопед, байк и т.д.);
  3. отправить в поездку на общественном автобусе. Дорога в этом случае не займет много времени и обойдется крайне дешево.

Если вы выбрали второй вариант путешествия, то будьте внимательны: мало того, что на подъезде в Старый Гоа довольно часто можно встретить дорожную полицию, поджидающую туристов, так еще на дороге от Панаджи есть небольшой опасный участок пути, где трасса довольно узкая, а движущиеся большегрузы двигаются практически по всей ширине дороги (их очень неудобно объезжать).

Достопримечательности

Сохранившиеся до нашего времени достопримечательности Старого Гоа – это в первую очередь многочисленные храмовые и постройки и иные строения религиозной тематики.

Так, среди самых посещаемых и интересных храмов Старого Гоа выделяют Базилику Бом Хесус (Иисуса Милостивого). Именно здесь хранятся мощи святого покровителя Гоа. Здание было воздвигнуто иезуитами. В своем оформлении оно сочетает в себе несколько стилей (ионический, коринфский, дорический и т.д.). Что примечательно, базилика является единственным в Гоа храмом, наружная сторона которого не украшена лепниной.

Примерно один раз в десятилетие туристы могут попасть на демонстрацию мощей Святого Ксавьера. Правда, когда это было в последний раз, собралось более миллиона паломников со всего земного шара.

Собор Святой Екатерины расположен практически напротив Базилики Иисуса Милостивого и по своим размерам считается самым большим собором на территории Азиатского континента. Одновременно с этим эта церковь считается еще и одной из самых первых, что появились здесь. Своему возникновению церковь обязана португальцам, которые в 1510 году в честь завоевания этих мест решили воздвигнуть собор. Этот религиозный объект оформлен в традиционном тосканском стиле. За время своего существования он неоднократно перестраивался и достраивался. Сегодняшний свой вид собор получил примерно в 1652 году. Собор Святой Екатерины хранит в себе множество интересных культовых предметов. К примеру, здесь хранится пять массивных колоколов, один из которых «золотой» — самый крупный на Гоа. В третьей капелле находится еще одна достопримечательность – «растущий крест», исполняющий желания верующих. Имеется легенда, гласящая о том, что некий пастух, вырезая деревянный крест для своего дома, увидел Иисуса, поэтому крест стал считаться животворящим. Было принято решение о его хранении в специальной часовне. Пока строилась эта часовня, крест сильно вырос. Ходят слухи, что он растет и сегодня благодаря исполненным желаниям прихожан.

Если зайти за собор, то вы увидите здание галереи современного искусства христиан. Сюда рекомендуется заходить только истинным религиозным фанатикам либо же тем, у кого просто много свободного времени. Остальным будет жаль потраченного времени.

Храм Святого Каэтана считается красивейшим храмовым комплексом во всем городе. Располагается он все в том же районе, что и ранее описанные религиозные строения. Этот храм очень похож на римский Собор Святого Петра. Внешнее оформление храма относится к коринфскому стилю, а внутреннее убранство соответствует стилю барокко.

Церковь Святого Франциска Ассизского уникальна тем, что все стены этого строения украшены различными изображениями, иллюстрирующими эпизоды из жизни этого святого, а пол представляет собой надгробные плиты на могилах португальцев знатных родов с их фамильными гербами.

Рядом с указанной церковью можно обнаружить одноименный монастырь, на территории которого расположен археологический музей, где собраны портреты всех губернаторов и королей, а также Часовню Святой Екатерины, что появилась здесь одной из первых после завоевания территорий португальцами.

Некогда на территории Старого Гоа располагалась красивейшая Церковь Святого Августина, но сегодня от нее остались одни руины, которые все равно считаются довольно посещаемым местом в городе. Все что осталось от величественного строения – развалины 40-метровой колокольни и несколько прилегающих к ней стен. На территории этих руин можно увидеть множество местных жителей, копающихся в земле. Считается, что в недрах находится большое количество артефактов религиозной тематики, которые как раз-таки и ищут местные археологи.

Отдельного внимания заслуживают такие объекты, как Часовня Святого Антония, Церковь Святого Ионна, которая сегодня стала домом престарелых, Монастырь и церковь Святой Моники, считающаяся теологическим центром монахов, Музей христианского искусства, рассказывающий об истории этой религиозной ветви, Церковь Богоматери в Розари, вокруг которой раскинулся красивый и тихий сад, Церковь Мадонны на горе, откуда открывается потрясающий вид на город и окрестности, и многое другое.

Благодаря многочисленным исторически значимым объектам, что расположены в границах Старого Гоа, этот город входит в список мест, отнесенных к историческому наследию.

Индийский штат Гоа – это азиатская «Ибица», место расслабленного отдыха, ночных вечеринок, свободы и ощущения непрекращающегося праздника. Некоторые иностранцы настолько вдохновляются этой атмосферой, что переезжают в Гоа насовсем. Их можно увидеть на побережье пляжей Арамболь и Палолем, медитирующих на закат и занимающихся блаженным «ничегонеделанием».

Но отдых не должен ограничиваться только пляжем и вечеринками. В штате очень много ярких достопримечательностей колониальной эпохи, есть очаровательные городки с архитектурой в португальском стиле. Старый Гоа включен в список ЮНЕСКО и является обязательным для посещения. Также в Гоа имеется несколько живописных природных заповедников. Разнообразить отпуск может прогулка по традиционным рынкам, где продаются интересные сувениры и поделки местных мастеров.

Лучшие отели и гостиницы по доступным ценам.

от 500 рублей/сутки

Что посмотреть и куда сходить в Гоа?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

Панаджи является столицей курортного штата Гоа. Сначала это было небольшое селение, но после переноса сюда резиденции португальского наместника в XVIII веке, город начал активно развиваться. На территории Панаджи еще сохранились памятники колониальной архитектуры прошлых столетий, которые сегодня представляют исторический интерес. Население города вместе с пригородами едва доходит до 100 тысяч человек.

Старый городской квартал, где располагаются дома потомков португальских колонизаторов. Основная застройка района производилась около 170 лет назад после объявление Панаджи столицей Гоа. Исторические фасады домов Фонтейнес окрашены в яркие цвета, что придает кварталу интересный колорит. Дома выстроены в смешанном стиле португальской и традиционной индийской архитектуры.

Анжуна – небольшой городок на побережье штата Гоа, известный своим блошиным рынком. Базар появился в 60-х гг. XX столетия в самый разгар эпохи хиппи. Все начиналось с того, что представители этой субкультуры собирались на одном из местных пляжей для круглосуточных песен и плясок. Иногда им приходилось продавать что-нибудь из вещей, чтобы раздобыть денег на дальнейшее беззаботное существование. Так и появился знаменитый рынок в Анжуне.

Рынок расположен между селениями Анжуна и Арпора. Он представляет собой не просто торговые палатки, где можно купить интересные вещи и яркие сувениры. Это целая аутентичная ярмарка с балаганом, где люди танцуют поют, смотрят импровизированные представления, едят и веселятся. По краям рынка расположены диско-бары, в центральной части сооружена специальная сцена для концертов и перфомансов.

Музей примыкает к аэропорту Гоа. К слову, сама воздушная гавань Даболим активно используется индийскими ВВС. Экспонатами музея являются европейские, российские и американские самолеты и вертолеты прошлого века. Коллекция не очень велика, едва наберется полтора десятка экземпляров, но от этого не менее интересна. Все летательные аппараты размещены на площадке под открытым небом.

В штате Гоа весьма благоприятные климатические условия, поэтому здесь выращиваются специи в промышленных масштабах для всей Индии и для экспорта в другие страны. Плантации специй являются популярным туристическим аттракционом, сюда привозят организованные экскурсии. Поля расположены около города Понда, что примерно в 40 км. от Панаджи. На некоторых плантациях создана развитая туристическая инфраструктура с ресторанами, магазинами и отелями.

Португальская базилика XVII века, расположенная в Старом Гоа. Основной архитектурный стиль сооружения – пышный колониальный барокко. Мраморный пол церкви украшен полудрагоценными камнями, на стенах висят ценные картины, посередине храма установлена 3-х метровая статуя Игнатия Лойолы – великого магистра и основателя Иезуитского ордена. Базилика является одной из главных архитектурных достопримечательностей Гоа.

Большой католический собор, который является самым крупным христианским храмом в Индии. Он был возведен в честь победы португальцев в битве за Гоа в 1510 году. Это событие совпало с днем Святой Екатерины, поэтому решено было заложить собор и назвать его в честь этой святой. Строительство завершилось в 1619 году. Собор был возведен в архитектурном стиле португальского мануэлино.

Храм был возведен в XVII столетии, он является частью комплекса собора Святой Екатерины в Старом Гоа. Внутри церковь богато украшена фресками, отделана деревом и мрамором. Следует отметить, что росписью стен занимались местные мастера. Сначала они создавали изображения о жизни Святого Франциска, вплетая в сюжет персонажей из индийской мифологии, отчего португальский король пришел в ужас.

Храм посвящен богине Парвати, которая, согласно индуистским верованиям, является супругой бога Шивы. Здание было возведено в XVIII веке во время царствования раджи Чатрапати Шаху. Храмовый комплекс состоит из главного сооружения и нескольких побочных построек. Все здания выкрашены в приятный терракотовый цвет. Последняя масштабная реконструкция храма была произведена в 1966 году.

Церковь расположена в центре Панаджи, она была возведена в середине XVI столетия. До наших дней дошло здание начала XVII века, так как первоначальная постройка была уничтожена в результате постоянных войн за Гоа. Архитектура и внутреннее убранство церкви отличаются изяществом и сдержанностью. Ко входу в храм ведет система лестниц с фигурными перилами, которые гармонируют с церковным фасадом.

Монастырский комплекс был возведен в самом начале XVII века. Обитель просуществовала до XIX столетия, после чего была покинута в связи с решением португальского правительства о роспуске религиозных орденов. Все внутреннее убранство и имущество монастыря было передано в другие церкви, продано или утеряно. В середине XIX века упал главный свод церкви, к XX веку комплекс окончательно превратился в руины.

Старая португальская крепость, возведенная в 1612 году для защиты вновь завоеванных земель от посягательств голландцев. Форт состоит из двух частей. Нижняя расположена у кромки моря, она служила для оборонительных целей. Верхняя занималась обслуживанием гарнизона форта. В наши дни на территории нижней части находится тюрьма, остальные постройки крепости открыты для свободного осмотра.

Форт был построен в 1550 году (по другим источникам – в 1490 году). В начале XVIII века крепость сумела выдержать натиск маратхи, которые захватили все окрестные земли и готовились потеснить португальцев с прочно занятых позиций. В пределах форта находился гарнизон, оружейный склад, тюрьма и подземные хранилища. Во время строительства здание было оснащено множеством тайных ходов. В наши дни на территории укрепления находится музей.

Природный парк, занимающий площадь 240 Га. На его территории находится несколько популярных достопримечательностей, таких как храм Махадева XII века и самый крупный в Индии водопад Дудхсагар. В заповеднике обитают пантеры, леопарды, медведи, дикобразы, гауры, рыси и другие животные. Для туристов организовано джип-сафари, во время которого можно насладиться живописными пейзажами и понаблюдать за животными.

Небольшой заповедник в джунглях, который больше напоминает сад. Его площадь – всего 8 км². Здесь водятся кабаны, бизоны, белки и зубры. Некоторые животные спокойно разгуливают по территории, другие обитают в вольерах. Также в заповеднике живет множество разнообразных птиц. Туристы могут совершить прогулку на слоне или полюбоваться на развалины древнего индуистского храма, расположенного в пределах парка.

Заповедник располагается на территории мангровых болот. Здесь живет около 400 видов птиц, а также крокодилы и шакалы. В зимний период с октября по март в Салим Али наблюдается максимальное скопление пернатых, так как многие стаи прилетают сюда на зимовку. За повадками птиц можно понаблюдать со специальной вышки. Во время экскурсии туристов возят на специальных лодках.

Мощный водопад высотой 10 метров, расположенный в северной части штата Гоа. У подножья низвергающихся водяных струй образуется озеро, вполне пригодное для купания. Рядом с водопадом находится оборудованная смотровая площадка, откуда можно осмотреть живописные окрестности. Неподалеку от потока расположен храм бога Рудрешвару, где проводятся индуистские погребальные ритуалы.

Пещеры находятся неподалеку от водопада Арвалем. Считается, что они возникли в период V-VI вв. н. э. Стены пещер содержат надписи на санскрите, датированные XIII веков. По одной из версий, их прорубили древние поклонники языческого культа. Позже пещеры стали использоваться приверженцами индуизма, которые и нанесли надписи. В подобных пещерных храмах могли проживать сотни монахов.

Водопад является самой посещаемой природной достопримечательностью штата Гоа. Он включен в программу практически всех организованных экскурсий. «Дудхсагар» переводится как «молочное море». Если присмотреться, то пенистые струи воды издалека действительно напоминают молоко. В сезон дождей Дудхсагар особенно сокрушителен, его потоки с грохотом падают в полноводное озеро у основания.

Пляж расположен в южной части Гоа, которая считается более спокойной, чем «тусовочная» северная часть. Протяженность береговой линии – порядка 3 км. На Агонде почти не развита туристическая инфраструктура, здесь есть только жилые бунгало и несколько отелей. На пляже обитают и откладывают яйца оливковые черепахи – особо охраняемый в Индии вид. Место прекрасно подходит для спокойного семейного отдыха.

Палолем считается лучшим пляжем южной части Гоа, поэтому в высокий сезон здесь очень многолюдно. Пляж расположен в бухте, поэтому имеет удобный пологий спуск в море. По индийским меркам, здесь соблюдается идеальная чистота и почти нет свободно разгуливающих коров, что свидетельствует о хорошей работе службы уборки. Вдоль пляжа расположены бунгало, бюджетные гостевые дома и более дорогие отели.

Арамболь находится в северной части Гоа. В отличие от других пляжей этой части штата, здесь нет такой масштабной застройки. Береговая линия тянется на целых 16 км., она окружена живописными скалами и густыми джунглями. На Арамболе царит свободная «богемная» атмосфера, здесь много колоритных личностей. Когда-то пляж облюбовали хиппи, с тех пор он стал «родным домом» для творческих и нестандартных людей.

Казино располагается на борту круизного корабля, стоящего на реке Мондови. Оно считается одним из крупнейших в Индии и является самым большим на территории Гоа. Здесь есть 50 столов для игры в покер, рулетку, блэкджек и 30 игровых автоматов. Казино также может предложить речную прогулку и ужин в неплохом ресторане. Сюда можно приходить даже с детьми – для них оборудована специальная развлекательная зона.

Популярное ночное заведение на вершине холма Арпора, куда стремятся попасть все любители электронной музыки и танцев до утра. Клуб делится на две зоны – бар и танцпол с бассейном. Достаточно часто здесь выступают известные западные диджеи. Особенно популярны вечерники у бассейна, так как в душную индийскую ночь есть большое желание освежиться после энергичных и утомительных танцев.

Старый Гоа или Гоа — Вель — город и одновременно культурно-архитектурный комплекс, расположенный в округе Северный Гоа, Индия. Он находится в девяти километрах от столицы Гоа, Панаджи , на берегу реки Мандови. Долгое время Старый Гоа являлся столицей португальской колонии. За время владычества европейцев было построено множество церквей, храмов и усадеб.

Большинство построек эпохи позднего средневековья хорошо сохранились, поэтому в 1986 году территория Старого города получила статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Проход ко всем историческим объектам находится в открытом доступе.

Достопримечательности Старого Гоа

На территории Старого Гоа находится множество архитектурных построек. Многие церкви и храмы отреставрированы и реконструированы. В некоторых из них до сих пор проходят службы. Основные достопримечательности расположены близко друг от друга, что очень удобно для туристов. Вход на территорию абсолютно бесплатный.

Кафедральный собор Святой Екатерины

Археологический музей

История

Официально отсчет истории Гоа начался с третьего века до нашей эры. Тогда Гоа входил в состав буддийской империи Маурья. Позже принадлежал различным индуистским династиям. В четырнадцатом веке Старый Гоа оказался под властью Делийского султаната, однако через шестьдесят лет отвоеван Ваджаянагарской империей. А через сто лет власть снова была у мусульман. К моменту прихода португальцев Гоа входил в состав Биджапурского султаната под правлением династии Адил-Шахов.

В 1510 году португальская армия под руководством генерала Афонсо де Альбукерке отвоевала Гоа у султана Юсуфа Адил-Шаха. Таким образом, 450 лет старый Гоа принадлежал португальцам. За это время активно распространялось христианство, строились церкви, храмы и часовни. В 1947 году Индия обрела независимость, а в 1961 в ходе военной операции португальцев отправили домой и Гоа был объявлен территорией Индии.

Как добраться

Старый Гоа уже давно стал местом притяжения большинства туристов, останавливающихся в этом индийском штате. Сюда легко добраться как самостоятельно, так и заказывая, экскурсионное обслуживание. Экскурсии проводятся из большинства ближайших крупных городов. Для заказа необходимо обратиться в туристическое агентство или к частному гиду.

Автобус

До Старого Гоа легко доехать на междугородних автобусах по трассе NH748. Из Панаджи дорога займет примерно 30 минут. Автобусный терминал Panjim Bus Stand находится недалеко от Государственного музея Гоа.

Скутер или автомобиль

В Индии распространена аренда скутеров или автомобилей, поэтому многие туристы добираются до Старого Гоа самостоятельно. Двигаться нужно на восток от центра города по дорогам Ponte de Linhares Causeway или NH748. Расстояние от Панаджи чуть более 10 километров, от Маргао — около 32 километров, из Понды — примерно 20 километров.

Знакомство с колониальным стилем и португальским наследием в Гоа можно считать неполным и даже несостоявшимся, если вы не добрались до Старого Гоа. Городок хоть и маленький, заплутать и пропустить все самое интересное, предавшись созерцанию неожиданных для Индии видов, можно весьма легко. Мы подготовили свой личный перечень того, что обязательно нужно посмотреть в Старом Гоа.

Часто в сети при запросе «Что посмотреть в Пананджи?» или «Что посмотреть в Гоа», «Достопримечательности Гоа», можно встретить фотографии полуразрушенной церкви, широкого проспекта и отреставрированных белых храмов. Их можно очень долго искать потом в городе, плутая по узким улочкам некогда португальского города, и так и не найти. Почему? Ответ очень, прост – все эти фото сделаны не в Пананджи, а в соседнем городе.

Хотя, наверно называть Старый Гоа городом, значит слукавить. По большому счету, речь идет лишь об отдельно взятом районе, которому удалось избежать разрушения и перестроек, и который теперь включен в список всемирного наследи ЮНЕСКО (о своих сомнениях относительно пользы включения в этот самый список, ).

На достаточно небольшой площади разместились несколько соборов, колоколен и даже музей, правда тоже перестроенный из церкви. Кстати, большинство из церквей действующие, и требования к одежде при их посещении, предъявляются те же, что и в Пананджи в .

Все они с одной стороны похожи – все же период создания весьма короткий, назначение построек схожее, да и архитектурные тенденции в те времена не менялись так быстро и кардинально как сейчас. А с другой стороны, именно благодаря своей схожести, формируют весьма интересный и заслуживающий внимания архитектурный ансамбль.

Первое что бросается в глаза – это непривычная для Индии чистота: мусора нигде нет, впрочем урн тоже; газоны ровно пострижены, политы и облагорожены; жухлая трава убрана. Если бы я только приехала из Европы или , то наверно, даже не обратила на это внимания – ну а что здесь необычного, он в Индии суай ☺. Но прожив в Гоа 5 месяцев, я пониманию, что для Индии такая любовь к напидара наведению марафета не свойственна. Вот, кстати, интересно, как их заставили так трепетно следить за порядком в Олд Гоа? Понятно, что деньги решает многое. Но кто осуществляет контроль качества? Португальцы? Англичане? Цапли ☺?

Начать знакомство, пожалуй, стоит с Базилики Бом Иисуса . Не заметить ее невозможно – она весьма сильно отличается от всех остальных построек, кроме того именно к ней вас будут заманивать экскурсоводы всех мастей, так лучше сразу покончить с этим вопросом и с чистой совестью, но не с пустым кошельком, отправиться дальше.

Базилика была построена и освещена в конце 16 – начале 17 века и считается ярким примером португальского барокко. До сих пор она является одной из самых богато отделанных церквей в Гоа: пол из белого мрамора с вставками из полудрагоценных камней, позолоченный алтарь с искусной резьбой, расписные стены.

Довольно интересно и само название церкви «Бом Иисус» — это своеобразный способ выказать почтение и любовь к Богу, так как с португальского переводится примерно как «благой, святой младенец Иисус».

Около нее толпится огромное количество помогал всех мастей, но основное направление – это гиды–экскурсоводы. Вестись на эту удочку не стоит по нескольким причинам.

  • Вещать они могут только при выходе, а дальше вас попросят соблюдать молчание;
  • Академическими знаниями в английском они так же похвастаться не могут, так что рассказ будет вестись на хинглише (адская смесь английского, хинди и невероятного акцента), насколько он будет вам понятен – бооольшой-большой вопрос;
  • Историческим или культурологическим образованием местные экскурсоводы тоже похвастаться не могут, поэтому у каждого будет своя версия событий, весьма далекая от правды (например, по одной из их чудесных версий, базилику построил Васка де Гамма – ага, лично ☺).

Так чем же так знаменита эта базилика, что вызвала такой небывалый ажиотаж? В ней хранятся останки португальского миссионера Франциска Ксавьерия, который, как мы уже рассказывали, позже был канонизирован и считается небесным покровителем Гоа.

Вообще, личность Франциска Ксавьерия, как и многих других исторических персоналий, более чем неоднозначна. Он сумел весьма сильно отличиться не только в истории Гоа, но и во всем католическом мире. Франциск Ксавьерий отбыл из Португалии в 1541 году и больше никогда уже не возвращался в Европу. Его миссионерская деятельность затронула не только Индию, но и многие другие страны: Китай, Японию, Мозамбик.

В португальской Индии под патронажем Франциска Ксавьерия строились школы, храмы, больницы. Кроме того, он возглавлял колледж Святого Павла в Гоа, который в дальнейшем стал первым миссионерским пунктом иезуитов в Азии. Естественно, он так же занимался просветительской деятельностью, обращал в христианство неверных, а, кроме того, был одним из главных поборников нравственности и морали среди самих колонизаторов и миссионеров.

Мощи Франциска Ксавьерия (правда не все: его ногти, инкрустированные бриллиантами, переданы в Чандору) хранятся в серебряном гробу, который открывают для всеобщего обозрения раз в 10 лет. Последний раз это происходило в 2014 году. Раньше каждый желающий мог прикоснуться к его нетленному телу, но теперь оно отгорожено стеклянной крышкой гробницы. Причина проста: одна особо истовая верующая, вместо того чтоб просто прикоснуться к мощам или поцеловать их, откусила Святому Франциску палец.

Помимо размеров (длина 76 метров, ширина – 55), Собор Се может похвастаться и сроками, правда в плохом смысле: его строительство заняло почти 90 лет. С этой церковью связано несколько легенд и культовых артефактов (фотографировать, естественно, ничего нельзя):

  • Золотой колокол (Golden Bell) — он находится в колокольне собора и является самым большим в Азии (сделан, естественно, не из золота);
  • Капелла чудотворного креста (Chapel of the Cross of Miracles) – в ней находится крест, который, по легенде, волшебным образом увеличился в размерах, уже после своего создания.
  • Позолоченный̆ и украшенный орнаментом экран, расположеный̆ за алтарем (Reredos), который̆ изображает жизнь святой̆ Катерины, которой, собственно, и посвящен собор. Она была обезглавлена в Египте в Александрии, так как отказалась отречься от своей веры.

Около собора находится Археологический музей , вход в который стоит символические 10 рупий, бумага, на которой печатают билеты обходится и то дороже. Сам музей не представляют ничего особенно интересного — галерея портретов португальских вице-королей, бронзовые статуи разных времен, фрагменты индуисткой храмовой скульптуры, нечто под названием «героические камни» (hero stones) и т.д. и т.п. Музей штата Гоа в Пананджи показался нам намного интереснее, хотя, конечно, каждому свое.

На той же ухоженной территории находится еще несколько церквей, храмов и прочих построек разной степени разрушенности. У каждой, наверно, есть богатая история, но визуально они ничем особо не примечательны.

Если после этого экскурса в историю и религию еще остались силы, можно побродить по городу и добраться до развалин монастыря святого Августина . Сами развалины весьма живописны, но при этом депрессивные. Весьма меланхоличное место, навевающее мысли о вечном и о смерти. Наверно, именно такое настроение и должны создавать католические постройки.

А вообще, в Старом Гоа можно бесконечно перемещаться от храма к храму: большой храм сменится маленьким, действующий – закрытым, разрушенный – отреставрированным. Их так много, но они так похожи, что через какое-то время начинает рябить в глазах и они сливаются в одно большое пятно без каких-либо опознавательных знаков. Так что, тут главное не переусердствовать.

Если честно, то я долго думала, что Старый Гоа – это еще одно название города Пананджи – нынешней столицы Гоа или его района, но я ошибалась. Последнее время это происходит довольно часто, но мы ведь для того и путешествуем, чтобы узнавать что-то новое и развеивать свои заблуждения и стереотипы ☺. Так вот, Старый Гоа – это бывшая столица и оплот португальской и католической власти в Гоа. Сегодня это совершенно кукольный город – музей.

Никакой настоящей жизни в этом месте искать не стоит. Все выглядит так, как будто из-за угла сейчас выбежит злой помощник режиссёра и начнет тебя выгонять, чтоб ты не мешался в кадре ☺. Даже туристы здесь очень колоритные: яркие, сочные – таких обычно в кино показывают. Видно, что ткани и украшения у мумбайских гостей очень и очень недешевые, разительный контраст с арамбольской модой.

Здесь нет лотков с местной едой – только фрукты, вода и мороженное. И все, естественно, втридорога. Так что о перекусе лучше позаботиться заранее. Зато полно «помогал», которые организовали платную парковку в ста метрах от бесплатной и навязчиво направляют на нее зазевавшихся водителей; не в меру пылких экскурсоводов, готовых передраться между собой за туриста, а так же вездесущих собак.


Адрес: Панаджи, Индия. Как добраться: Старый Гоа находится в 9 км от Панаджи, оттуда легко добраться на автобусе или такси.

Старый Гоа - музей под открытым небом

Гоа - жемчужина индийского побережья, обласканного солнцем. Крошечный штат, благословенный богами, где воды Аравийского моря сливаются на горизонте с безоблачным небом, а легкий ветерок шаловливо играет с ветвями стройных пальм и густых мангровых зарослей - изумительно красив. Как только не называли его прежнюю столицу: Восточный Рим, маленький Лиссабон, миниатюрный Амстердам. Современники зовут ее городом храмов за их множество. Безмолвными свидетелями драматичного и, несомненно, богатого прошлого застыли на улицах святыни - магнит для туристов и паломников.

Вехи истории

Сложно представить, но на фантастически красочном кусочке плодородной земли поселенцы появились впервые в эпоху неолита, о чем свидетельствуют наскальные рисунки, обнаруженные в пещерах Каджур и Усгалималь. Около 200-го г. до н. э. взморьем владела династия Маурьев, достигшая расцвета при императоре Ашоке, правившем 50 лет. После его кончины не одно поколение правителей боролось за право контроля над гоанской территорией. Шли годы, миновали века, рождались и умирали империи. В XIV ст. Гоа попал под власть Делийского султаната. Несметные богатства края привлекали внимание многих заморских гостей. Кстати, первый европеец, посетивший Индию, был тверской купец Афанасий Никитин (1471 - 1474 гг.), оставивший после себя рукописный труд в форме путевых записей "Хождение за три моря". Ему воздвигли памятник в Ревданде (2002 г.). Приблизительно через 20 с лишним лет после русского путешественника до Индостана добрался легендарный мореплаватель Васко да Гама. После чего португальцы, разгромив войско султана Юсуфа Адиль-Шаха, превратили лакомое прибрежье, приносившее баснословную прибыль, в свою колонию. Корабли, груженные доверху невесомым шелком, фарфором, слоновой костью, драгоценностями и, конечно же, специями, отчаливали от пристаней.
Old Goa объявили духовной метрополией. Для насаждения христианства сюда хлынул поток миссионеров. Вначале иноверцев просвещали убедительными доводами, ласковыми, вовремя произнесенными речами. Больше всех преуспел прибывший неутомимый проповедник Франциск Ксаверий (1542 г.). Все же местные жители обращались в чужую веру неохотно, поодиночке. Полномочный посол Ватикана попросил Иоанна III (Папу Римского) срочно ввести инквизицию для искоренения ереси. Усилия увенчались успехом. На площади запылали инквизиторские костры, куда бросали еретиков. Признавшихся в греховности перед сожжением "милосердные" палачи душили, облегчая их муки.
Запрещалось свершать национальные свадебные обычаи, носить традиционную одежду, завязывать нити, указывающие на принадлежность к касте. Детишек крестили насильно, без согласия родителей, сирот определяли в колледж, воспитывая в христианском духе. Разрушили более 500 индуистских святилищ. К XVII в. сменили веру 175 тыс. гоанцев, преимущественно бедняков. К концу того же столетия обрушилась беда, принеся разорение. Страшные эпидемии малярии потом холеры собирали немалую жатву. Перепуганные люди массово бежали, покидая родные жилища. Мор вынудил администрацию заняться строительством нового городка, отдаленного от болот, кишащими комарами - переносчиками болезней. Так родился стольный град Панаджи. Свобода от европейцев-колонизаторов наступила 30 мая 1987 г., когда регион официально провозгласили 25-ым штатом Индии.

Сегодняшний день

Португальское господство не минуло бесследно: сейчас 40% населения - католики, причем истинно преданные. Словно в калейдоскопе колоритно перемешались здесь индийские и европейские культуры. Нередко возле домов - кресты, статуи Богородицы. Удивляет внешний облик горожан, в чьей крови слились воедино изящество Востока и открытость Запада. Многие католички предпочитают носить современные стильные западные наряды. Замужние женщины заменили алые полоски в проборе прически (синдур-дана) обручальными колечками. Напоминающие о былых временах сакральные архитектурные шедевры - визитная карточка старого Goa.

Кафедральный собор С Е

Сердце наполняется благоговейным трепетом, глядя на столь величественное белоснежное сооружение, выстроенное с невообразимым размахом. Его считают наибольшей католической святыней в Юго-Восточной Азии (76х55 м). В честь Св. Екатерины возвели не зря. В марте 1510 г. знаменитый воевода Афонсу ди Албукерки, прорвав оборону мусульманской армии, ворвался в город. Но торжествовать было рано. Защитники стояли насмерть и уже через пару месяцев вытеснили неприятеля. Окончательная победа чужестранцам досталась нелегко, лишь после повторного ожесточенного штурма удалось захватить цитадель. Знаменательное событие совпало с празднованием памяти Св. Катерины (25 ноября). Решив, что это - знамение свыше, приняли решение построить храм, посвятив его великомученице. Костел, выросший из камня и соломы с глиной, выглядел весьма скромно.
В 1562 г. вместо него дон Франсишку Коутинью (вице-король Индии) велел построить намного грандиознее здание, призванное олицетворять непобедимое могущество колонизаторов, господствующих на территории от Атлантического до Тихого океана. После освящения (1640 г.) его достраивали на протяжении 12-ти лет.
Асимметричность фасадной части за счет одной 33-метровой башни производит странное впечатление. Непроизвольно возникает вопрос: "А где вторая?" Оказывается, она рухнула от попавшего грозового разряда (1776 г.). Восстанавливать не стали, постройка приобрела оригинальный асимметричный вид. Резные детали, витражные стрельчатые окна подчеркивают вертикаль.
На колокольне - "золотой колокол", отлитый в Кандолиме (1652 г.), нареченный так за великолепнейшее звучание. Он все еще звучен и по-прежнему громок. Когда-то раздававшийся мелодичный перезвон, слышимый на расстоянии 14 км, пугал индусов неимоверно, оповещая о начале публичной казни, проводимой прямо пред фасадом на рыночной площади, где зловеще полыхал огонь, стояли орудия пыток, ожидая очередных жертв.
Сейчас здесь радуют взор благоухающие цветы, растущие посреди сочной зеленой травы, кустарники, раскидистые кроны деревьев-долгожителей, под которыми мог бы укрыться целый супермаркет. Пред входом расположена прославленная восьмигранная купель, где проводился обряд крещения новообращенных. Напротив ворот возвышается на постаменте фигура Иисуса, раскрывшего объятия всему человечеству.
Над порталом - пятиконечная звезда, символ Рождества Христова. Внутреннее убранство, выполненное в античном стиле, смотрится роскошно. Вызывают чувство восторга высокий свод, ровные ряды колонн, украшенных вверху орнаментом из листьев аканта, похожих на медвежьи лапы. Восемь арочных капелл заполняют пространство центрального нефа. Главный позолоченный алтарь (всего 15) предназначен Екатерине. На шести панелях показаны сценки ее земного жития. По бокам - изображения праведников Петра и Павла. Рядышком - орган, датируемый XVIII в.
Самая ценная реликвия - чудотворный крест, помогающий избавиться от разных заболеваний. Как гласит легенда, его вырезал из дерева набожный пастух, установив на горе Боа-Вишта. В феврале 23 числа 1619 г. на распятии случилось явление Господа, после чего оно выросло в точности до голгофского. Пришлось расширять дверной проем, чтоб внести его. В специально приготовленном футляре, где поместили ценность, сбоку проделали небольшое отверстие, позволяющее проникнуть руке. Прикоснувшись, надо загадать желание, доброе непременно сбудется.
До сих пор здесь ведутся службы, собирающие толпы прихожан. В полу, стенах - захоронения священнослужителей и высокопоставленных знатных особ, на что указывают таблички с надписями. Живые и мертвые предстают пред Всевышним вместе. Одни воздают ему хвалу молитвой, другие спят вечным сном по соседству.

Сокровища археологического музея

Он разместился недалече, в бывшем монастыре францисканцев. У основного портала - вылитая из бронзы скульптура адмиралу Афонсу, достигающая вышины 3, 6 м. Выдающемуся воину при жизни дали прозвище "Португальский Марс". Здесь прописалось бронзовое изваяние лиссабонского лирика Луиса де Камоэнса, умершего 56-летним. Его именем назван кратер на Меркурии.
Взирает на пришедших с портрета Васко да Гама. Особый интерес у посетителей вызывает макет флагманского судна с поэтическим названием "Сан-Габриэль", на котором бесстрашный навигатор достиг "страны пряностей". Статуи индуистских божеств, лингам Шивы, старинные свитки, манускрипты, барельефы, морские карты, выставка оружий представлена на суд зрителей.
Верхний этаж занимает портретная галерея, где можно познакомиться с губернаторами и вице-королями Португалии. Разглядывая различные лица, написанные художниками под влиянием талантливых мастеров Италии, как бы соприкасаешься с историческими моментами, наполненными захватывающими приключениями и невероятной жестокостью при открытии загадочных неведанных земель.

Базилика Бом-Джесус

Пожалуй, не отыскать во всем государстве более намоленного, энергетически сильного места, чем находящееся через дорогу крестообразное в плане здание (56х17х19 м) в стиле барокко, известное всему римско-католическому миру. Возведение велось по проекту флорентийского архитектора, скульптора Джованни Баттиста Фоджини. В качестве стройматериала выбрали гранит и довольно распространенный для тропиков красный латерит. Строительные работы, стартовавшие в 1594 г., завершились в рекордные сроки, спустя 11 лет. Освятил церковь архиепископ Алексий де Менезес (май 1605 г.). Название ее означает в переводе "Благой Иисус".
Прорезанный шестью окошками фасад разделен на 3 яруса, имеет три двери. Декором служат колонны дорического, коринфского и ионического ордеров - классические элементы архитектуры Древней Греции.
Внутри царят умиротворение и покой. Интерьер поражает утонченной изысканностью. Пол, выложенный беломраморными плитами, инкрустирован полудрагоценными каменьями. Под хорами с правой стороны - алтарь Св. Антония, слева - деревянная фигура Ф. Ксавьера. У северной стенки - кенотафий благодетеля Херонимо Маскаренаса, погибшего в 1593 г. На завещанные им деньги производились работы. Напротив - резная кафедра с балдахином для ведения службы, разукрашенная обликами Сына Божьего, евангелистов, церковных учителей. В центральной части - барочный золоченый алтарь высотой 16 м, шириной 9, на возвышенности - очаровательный Божественный Младенец в неземном сиянии. За его спиной - трехметровое изваяние основоположника иезуитского Ордена Игнатия Лойолы. Взгляд заступника христианского учения обращен вверх, к солнечному медальону, где выгравирована аббревиатура "I H S" - монограмма иезуитов.
Миллионы верующих, даже из дальнего зарубежья, устремляются сюда с единственной целью: поклониться останкам Ксаверия, причисленного к лику блаженных (1622 г.). Падре Санто, как прозывали его, сумел направить на путь праведный сотни тысяч еретиков и язычников. Он грезил христианизировать Поднебесную, куда и отправился (сентябрь 1552 г.). Читая мессу на острове Шангчуан, потерял сознание. 48-летний апостольский нунций, недолго мучаясь лихорадкой, скончался 2 декабря этого же года. Верный прислужник Антонио, поместив покойного в сколоченный им гроб, заполнив известью, похоронил временно на чужбине.
Через два с половиной месяца, когда его перевозили на корабле, капитан приказал открыть надгробную крышку. Люди не верили глазам: тело превосходно сохранилось. По прибытию в Малакку, его перезахоронили в саване, как требовала тогдашняя традиция. В хрониках отмечено: свирепствующая на азиатском континенте чума прекратилась во время его похорон.
Доставленные в церковь мощи после 16 месяцев остались нетленными. Трое суток желающим разрешали к ним приближаться. Много чудес произошло. Казалось, сама смерть отнеслась с уважением к рыцарю-миссионеру, коего здешний люд считает покровителем.
Серебряный гроб установлен в усыпальнице из мрамора и яшмы. 10 лет над ней трудился ваятель Джованни Фоггини, получив в благодарность на вечное сохранение подушку, где некогда лежала голова Франциска. За длительный усердный труд щедро заплатил мастеру тосканский герцог Козимо III Медичи. Говорят, хрустальный колпак добавили после печального случая, когда прихожанка в порыве экстаза оторвала кусочек священной плоти. Единожды в десятилетие останки выносят на обозрение. Последний раз важное событие припало на 2014 г.

Церковь Св. Каэтана

Проходя по улице Ruo Direita, нельзя не задержаться возле снежной белизны чудо-здания, увенчанного двумя близнецами-башенками и огромнейшим куполом, видимым издалека. Оно единственное в своем роде. Появилось благодаря монахам-театинцам.
Основали орден К. Тиенский (заступник рожениц) из знатной дворянской семьи и архиерей Театинский, ставший в будущем понтификом Павлом четвертым. Их цель - через проведение реформ в среде духовенства спасти души человеческие. Священники, живя в обществе, должны были трудиться на пользу морального и религиозного совершенства, приняв строгие монашеские обеты: целомудрие, полное послушание, отказ от богатства. Их благородные деяния процветали в Европе, Америке, Персии.
Однажды по распоряжению Урбана VIII иноки приехали распространять истину Христа в Голконду, но их не пустили (1639 г.). Пораздумав, слуги божьи осели в гоанской местности. Решив возвести больницу, вновь столкнулись с препятствиями. Вице-губернатор категорически был против лечебницы, ультимативно потребовав немедленно убираться за пределы колонии. Один из братьев направился на аудиенцию к Его Высочеству Жуану IV с просьбой позволить продолжить начатое дело. Монарха настолько поразила решительная настойчивость пресвитера, что он согласился, а через пять лет дал добро на построение монастырской обители и церквушки. Так выросла красивейшая базилика, похожая на римский собор Петра не случайно: его и брали за образец (1661 г.). Вначале строение назвали в честь Богородицы Божественного Провидения, потом переименовали.
При входе, на порожке, написана фраза: Domus mea Domus Orationis, означающая в переводе с латыни "Дом мой - это дом молитвы". Во внутреннем убранстве гармонично соединились элементы причудливого барокко с изысканным рококо. На своде, пропускающем льющийся поток мягкого дневного света, - выдержка из Евангелия. Центральный алтарь предназначен Богоматери. Слева и справа - еще по три, расписанные растительными диковинными узорами, фигурками парящих ангелочков. Оформлением алтарных образов занимались выпускники итальянской школы живописи. В нишах - статуи святых.
Под нефом при раскопках обнаружили колодезь. Мнения о происхождении находки разделились. Одни исследователи утверждали, что зодчий умышленно предусмотрел водный источник, дабы муссонные ливневые дожди не подмывали фундамент. Другие указывали на находившееся там ранее языческое святилище. Родник - его частица.
Крипта - хранилище свинцовых гробов с забальзамированными телами иноземных чиновников. Отсюда их отправляли в последний путь на родину для погребения. Некоторые пробыли в склепе свыше 30 лет, пока уехали домой.
Среди ухоженного церковного сада застыл задумчиво на пьедестале каменный Каэтан, окруженный живой изгородью из подстриженных, как под линейку, кустов. На плечах - черная ряса, в руках - книга, четки. За ним виднеется семинария. Учебное заведение, готовящее пастырей, функционирует и ныне. В глубине видятся фрагменты королевских ворот, ведущих к некогда роскошному прекрасному дворцу, которого больше нет.

Это всего лишь маленькая крупица того, что можно здесь увидеть. XVIII век внес кардинальные изменения: правящие круги запретили любую миссионерскую деятельность. Культовые постройки опустели, паства разбежалась, кто куда, столица переехала. А жизнь продолжается, бьет ключом, и каждый в ней счастлив своим счастьем. Сегодня действующих храмов осталось единицы, большинство - немое напоминание о значимых фактах истории, канувших в вечность.