Туризм в Крыму: есть ли перспективы развития? Крым уходит от пляжной зависимости к уникальному туристическому продукту Крым на международном туристском рынке

СИМФЕРОПОЛЬ, 19 фев - РИА Новости. Крым готовится принять VI Международный туристский форум "Открытый Крым", призванный определить приоритетные точки роста и дальнейшего развития туристической отрасли полуострова.

Чекпоинт для Крыма

Форум пройдет с 20 по 21 февраля в рамках "Недели туризма в Крыму" и впервые стартует в Симферополе с открытия туристической выставки.

"Крыму однозначно нужны две вехи, два чекпоинта: перед началом высокого сезона и перед началом сезона здоровья, то есть осенне-зимнего сезона, который больше посвящен оздоровлению, культурно-познавательному туризму, гастрономии. Форум "Открытый Крым" призван стать мощной и серьезной объединяющей профессиональной площадкой. Это будет хороший старт, за которым последует хороший сезон", — сказал журналистам министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко.

В первый день ведущие российские эксперты обсудят меры по легализации мест размещения туристов и снижения стоимости авиаперелетов. Впервые состоится презентация нового туристического маршрута "Винная дорога Крыма" и событийного календаря республики.

Второй день форума расширит свою географию. Дополнительная площадка откроется в Ялте. Ее посвятят государственной поддержке туризма. А тем временем в крымской столице на стратегической сессии "Пляжный мир" презентуют методические рекомендации для пользователей пляжных территорий и рассмотрят вопросы подготовки пляжей к предстоящему курортному сезону.

Вопросы с федеральным акцентом

Министр Волченко рассказал, что на форуме поднимут ряд ключевых вопросов, в которых полуостров рассчитывает на федеральную помощь.

"Есть ряд чисто крымских вопросов и проблем. Это чистота пляжей, чистота курортных городов и поселков, вопросы внутренней транспортной логистики, обустройства набережных и парковых территорий, доступности объектов показа. Это то, над чем мы уже серьезно работаем. Но есть ряд моментов федерального уровня, которые выходят за пределы Крыма. Во-первых, стоимость внутреннего авиасообщения. Она достаточно высокая и для туристических дестинаций - это проблема. Сложно конкурировать с другими туристическими направлениями, если к нам будет достаточно дорого добираться. Во-вторых, вопросы мягкой легализации отелей, чтобы бизнесу было интересно работать не в тени, а, как говорится, работать на свету — платить налоги, спокойно жить и видеть, на что тратятся налоговые поступления", — сказал Волченко.

Ожидается, что форум посетят руководители четырех ведущих туроператоров России.

"Мы надеемся, что нам удастся консолидировать отельный, санаторно-курортный бизнес, потому что туроператоры заинтересованы в круглогодичной заполняемости Крыма. Одним из основных моментов является ценообразование в сторону его снижения", — подчеркнул министр.

Красная дорожка для туристического Оскара

По завершении форума пройдет ежегодная акция "Признание года".

"Мы наградим победителей. Это мероприятие — наш крымский туристический "Оскар". Будет красная дорожка. На подарки победителям за счет партнерской и спонсорской поддержки потрачено больше 2 миллионов рублей", — сказал журналистам глава комитета крымского парламента по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексей Черняк.

Будут названы фавориты туристическая отрасли полуострова за прошлый год в 16 номинациях: "лучший санаторий", "лучшая детская здравница", "лучшее оздоровительное учреждение", "лучший гостиничный комплекс", "лучшее малое средство размещения", "лучшее туристское предприятие", "лучший пляж", "лучший врач санаторно-курортной сферы", "лучший медицинский работник среднего звена санаторно-курортной сферы", "лучший работник службы приема и размещения", "лучшая горничная", "лучший повар", "лучший официант", "лучший экскурсовод", "лучший работник органов местного самоуправления муниципальных образований в республике Крым в сфере курортов и туризма" и "специальная номинация".

Кроме того, в рамках "Недели туризма в Крыму" будут организованы ознакомительные туры для субъектов туристской индустрии и профсоюзных организаций российских регионов.

  • Гришин Игорь Юрьевич
  • Тимиргалеева Рена Ринатовна , доктор наук, профессор, профессор
  • Крымский федеральный университет имени В.И Вернадского, Институт педагогического образования и менеджмента
  • Шостак Марина Анатольевна , старший преподаватель
  • Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
  • УСТОЙЧИВЫЙ ПРИТОК ТУРИСТОВ
  • ТУРИЗМ
  • РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

Туристская отрасль Крыма является одной из наиболее привлекательных в регионе и стране. В настоящее время главной целью является разработка мероприятий для развития туристских услуг в регионе и обеспечения устойчивого притока туристов.

  • Формирование политики управления организационными изменениями организации с учетом влияния поведения ее внутренних ресурсов
  • Информатизация процесса формирования и развития организационной культуры сетевых организаций: факторы влияния
  • Функция организации в обеспечении эффективной деятельности предприятий туристско-рекреационной сферы
  • Эффективность управления логистической системой туристского обслуживания
  • Межрегиональные связи и механизмы взаимодействия в развитии туризма

В научной литературе за последние несколько лет появились множество публикаций, в которых представлены результаты, как комплексных исследований туристско-рекреационного комплекса Республики Крым, так и отдельных аспектов развития туристской сферы данного региона. Ряд исследований в данном направлении был проведен и нами, что позволило сформулировать ряд научно-обоснованных рекомендаций касательно развития индустрии туризма в Республике Крым. Так, среди прочих работ выделим, прежде всего, работы, предлагающие решение проблемы реализовывать с помощью экономико-математического моделирования .

Так, в работе авторами предлагается оригинальный материал, раскрывающий вопросы методологии моделирования и управления устойчивым развитием систем управления предприятиями курортно-рекреационной сферы на основе элементов теории нейронных сетей, даются подходы к их адаптивному управлению. Работа раскрывает вопросы методологии моделирования и структуризации системы управления предприятиями курортно-рекреационной сферы на основе элементов теории нейронных сетей. Авторами делается акцент на необходимости учёта факторов внешней среды на мега-, макро- и мезо-уровнях, на внутреннем состоянии управляемой системы, точности выполнения управляющих воздействий системой управления.

Предложенная методология позволяет повысить качество управления предприятиями курортно-рекреационного комплекса за счет более гибкого реагирования на изменения параметров внутренней и внешней среды. Что касается исследований, представленных в работе , то, несомненно, такой инструмент, как государственно-частное партнёрство, позволит на базе институционального и организационного альянса государственной власти и частного бизнеса успешно реализовывать общественно значимые проекты развития индустрии туризма в Крыму. Среди прочих выделим также результаты исследований, представленные в работе , где даётся обобщенная модель динамики совокупных доходов туристско-рекреационного комплекса, реализация которой также направлена на развитие индустрии туризма.

Отдельное внимание авторами посвящено вопросам внедрения в практику управления развитием индустрии туризма за счёт внедрения инновационных и логистических технологий в деятельность, как отдельных субъектов хозяйствования региона, так и отрасли в целом . Так, в работе проанализирована сущность интерактивного управления взаимоотношениями в Интернет-экономической системе туристско-рекреационный регион Республики Крым и даны практические рекомендации по устранению имеющихся проблем. Работа раскрывает вопросы обоснования значения и важности CRM-систем, а также возможностей и условий их применения их на предприятиях санаторно-курортной сферы с учётом выявленных характерных черт и возможностей. Общие вопросы логистизации очень подробно и доказательно представлены в работе , использование основных концепций которой будет своевременно и полезно, т.к. именно логистика позволяет реализовать концепцию оптимизации деятельности субъекта хозяйствования, в т.ч. и индустрии туризма. Отдельное внимание предприятия отрасли при разработке стратегии своего развития должны уделять вопросам информатизации , а также программно-целевому планированию данных процессов .

В контексте проводимого исследования выделим также работу , в которой представлен глубокий анализ инфраструктурных составляющих индустрии гостеприимства и туризма Республики Крым и предложены научно-методические основы модернизации неэффективных в настоящее время объектов. В данной работе исследуются возможности повышения эффективности работы гостиничных предприятий на основе внедрения целого ряда современных инструментов и механизмов, среди которых методики управления доходами, сегментации, прогнозирования, работы с каналами распределения; предлагаются механизмы совершенствования транспортно-логистической составляющей туристско-рекреационной сферы Республики Крым на основе создания региональной управляющей компании на базе государственно-частного партнерства; представлена концепция устойчивого развития туристско-рекреационного потенциала Крыма.

Кроме того, важным является управление затратами субъектов хозяйствования индустрии туризма, для чего может быть предложена обобщенная модель динамики совокупных доходов туристско-рекреационного комплекса .

Следует заметить, что научные разработки значительно способствуют повышению эффективности развития туристско-рекреационного комплекса Республики Крым. Однако в виду динамично меняющейся экономической среды, а также на основе исследования результатов функционирования туристского сектора полуострова, считаем необходимым провести дополнительные исследования и анализ основных проблемных вопросов данного сектора экономики полуострова.

Туристская отрасль Крыма - одна из наиболее привлекательных в регионе и стране, следовательно, в настоящее время главной целью страны должна стать разработка мероприятий для развития туристских услуг в регионе и обеспечения устойчивого притока туристов в Республику Крым.

Для обеспечения комфортного отдыха в Республике Крым требуется развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей перевозку пассажиров как на междугородних маршрутах, при путешествии к месту отдыха, так и на отдыхе, непосредственно на полуострове. Проведенный анализ показал, большая часть туристской инфраструктуры Крыма не соответствует современным требованиям и нуждается в срочной модернизации.

До окончания строительства стратегически важного для индустрии туризма Республики Крым моста «порт Кавказ-порт Крым», который ожидается в 2018 году, путешественники добираются до Крыма авиатранспортом. При этом необходимо учесть ограниченные возможности аэропорта «Симферополь», необходимость улучшения его инфраструктуры и пропускной способности, а также развития необходимого авиапарка. Возможно также перемещение железнодорожным транспортом (в подавляющем большинстве случаев минуя территорию Украины, проведя в пути около 45 часов и используя паромную переправу). Еще одним видом транспорта является автотранспорт через паромную переправу, когда время ожидания переправы в августе 2014 г. достигало до 38 часов .

Кроме этих проблем, существуют проблемы внутреннего транспорта Республики Крым, который требует развития, расширения автопарка и увеличения числа рейсов в период курортного сезона и праздничного отдыха, улучшения состояния дорожного покрытия, развития водного транспорта как регулярного сообщения (в настоящее время водный, морской транспорт используется практически только как дорогой экскурсионный транспорт); расширения использования вертолетного транспорта, строительства фуникулеров. И это лишь тезисно так выглядят проблемы инфраструктурного обеспечения индустрии туризма.

Следующей проблемой является необходимость развития разнообразных видов туризма, которые могут быть привлекательными для туристов определённой категории и направленности: туристские походы, морские круизы, пляжный отдых, познавательные экскурсионные поездки по историческим и культурным центрам Крыма (начиная со стоянок первобытного человека, римских и средневековых крепостей, памятников Крымско-татарского ханства до памятников культуры и истории XVIII-XX веков) и др.

К приоритетным видам рекреации и туризма в Республике Крым можно отнести: санаторно-курортное лечение; массовый летний отдых; экскурсионный туризм; экологический туризм; активные виды горного туризма; активные виды водного туризма; конгрессный и деловой туризм; круизный туризм; фестивальный и событийный туризм; этнографический туризм; сельский туризм; специализированные виды туризма .

Отдельного внимания заслуживает развитие экологического туризма в регионе. Формирование и внедрение экологических туристских дестинаций отвечает стратегическим направлениям социально-экономического развития РФ, тенденциям перехода к принципам «зеленой экономики», рационального природопользования. Важной проблемой является вопрос устойчивого развития туристских дестинаций, отсутствие культуры эко-туризма, т.е. развития туризма без негативного влияния на природу и местный этнос. Данная проблема приобретает особую актуальность сегодня, когда очень остро стоит вопрос развития внутреннего туризма и увеличения антропогенной нагрузки на наиболее популярные внутренние туристические дестинации, прежде всего Крымский полуостров.

Несмотря на то, что в Крыму существуют и периодически разрабатываются новые экологические маршруты и тропы, вопросы эффективного функционирования, поддержания высокого уровня клиентоориентированности и конкурентоспособности остаются недостаточно изученными .

Тем самым, необходима разработка единой концепции создания и внедрения зеленых маршрутов, включающей следующий комплекс мероприятий:

  • разработка сети зеленых маршрутов на территории объектов природно-заповедного фонда с наличием основной и сопутствующей инфраструктуры, отвечающей принципам «зеленой экономики»;
  • содействие развитию сотрудничества субъектов туристского бизнеса и специализированных общественных организаций в организации экологических туров и экспедиций;
  • внедрение системы мониторинга обеспечения качества и экологичности туристско-рекреационных и гостиничных услуг в дестинации;
  • создание сети туристско-информационных центров на территории объектов природно-заповедного фонда для выполнения функций экологического просвещения.

Создание и внедрение концепции зеленых маршрутов со всей требующейся инфраструктурой, механизмов совершенствования деятельности туристских дестинаций позволит усилить рынок внутреннего туризма в Крыму, обеспечив его устойчивое развитие и высокий уровень качества предоставляемых услуг.

Отдельное внимание авторы, исследующие проблемы развития индустрии туризма в Республике Крым уделяют по праву вопросам реализации его инновационного потенциала путём кластеризации, предполагающей формирование и развитие туристско-рекреационных кластеров , что может быть успешно реализовано на основе динамической модели концепции инноваций . Данный процесс следует начинать с оценки инновационного потенциала, как всего региона, так и отдельных субъектов индустрии туризма . Вместе с тем, отметим, что недостаточно только решить вопросы формирования стратегии развития индустрии туризма, необходимо сформировать эффективную систему контроля за качественным обслуживанием туристов, особенно в местах их размещения .

Подводя итог, отметим, что Крым чрезвычайно важный регион, связанный с Российской Федерацией общей историей и культурой. Среди направлений экономики, реализуемых на полуострове, одним из самых перспективных и высокодоходных является туризм. Республика Крым - это без преувеличения уникальный регион с богатейшими туристско-рекреационными ресурсами и колоссальным потенциалом для развития. Двухлетний опыт показал, что возможно перспективное развитие туристской дестинации даже в условиях международной информационной войны и создания для курорта неблагоприятного имиджа при условии, что в регионе будут созданы условия для отдыха самого высокого уровня. Развитие Крыма происходит очень бурно: совершенствуются транспортные артерии, инфраструктура, электро- и водообеспечение региона, законодательство. При учете сильных сторон дестинации и продуманного развития имеющихся туристско-рекреационных ресурсов возможно достижение серьезных результатов. Однако важно совершенствовать местный туристический продукт и при повышенном спросе выходить на международный уровень качества. На сегодняшний день большинство стран мира стремится развивать у себя туризм, привлекая отдыхающих и, соответственно, внушительные финансовые потоки. Крым - это новый для нашей страны, бурно развивающийся регион, отягощённый рядом проблем, но вместе с тем способный к масштабному развитию и представляющий уже сейчас колоссальный туристский интерес. Все проблемы Крымского полуострова не уникальны, имеется положительный международный опыт, который также необходимо внедрять, адаптировав под реалии Российской Федерации.

Список литературы

  1. Инновационно-логистическое обеспечение международного туризма и круизного бизнеса / Ларина Р.Р., Селиванов В.В., Лукьянова Е.Ю., Шостак М.А. - Симферополь, 2013.
  2. Интерактивное бизнес-управление взаимоотношениями в социально-экономической системе «туристско-рекреационный регион» / Тимиргалеева Р.Р. // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки IV Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 378-381.
  3. Использование CRM-систем на предприятиях санаторно-курортной сферы / Гриневич К.В., Тимиргалеева Р.Р. // Актуальные проблемы экономики современной России. 2015. Т. 2. № 2. С. 356-360.
  4. Козлов Д.А. Оценка влияния туризма на экономику страны. В сборнике: Стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 200-203.
  5. Концепция развития туристско-рекреационного потенциала Крыма / под ред. М.Ю. Лайко. – М: Издательский центр «Onebook». - 2014. – 274 с.
  6. Кошелева А.И. Туристско-рекреационный комплекс Крыма: проблемы и перспективы развития в переходный период. // Регион: Экономика и Социология. 2015. № 3 (87). С. 239-254.
  7. Логiстизацiя процесiв в органiзацiйно-економiчних системах / Амiтан В.Н., Тимиргалеева Р.Р., Пiлюшенко В.Л. - Донецьк, 2003.
  8. Математические методы моделирования и управления развивающимися социально-экономическими системами (на примере туристко-рекреационной сферы) / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. - Симферополль, 2015.
  9. Министерство курортов и туризма Республики Крым. Режим доступа: http://minkurort.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4627
  10. Моделирование и структуризация системы управления предприятиями курортно-рекреационной сферы на основе элементов теории нейронных сетей: основы методологии / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. // Статистика и Экономика. 2015. № 3. С. 217-220.
  11. Модель государственно-частного партнерства / Тимиргалеева Р.Р., Казак А.Н., Гришин И.Ю., Харитонов В.И. // В книге: Информатика, управлiння та штучний iнтелект = Информатика, управление и искусственный интеллект 2014. С. 75.
  12. Обеспечение устойчивого развития субъекта хозяйствования за счет внедрения информационно-логистических систем / Тимиргалеева Р.Р. // Ефективна економіка. 2013. № 1.
  13. Обобщенная модель динамики совокупных доходов туристско-рекреационного комплекса / Гришин И.Ю., Тимиргалеева Р.Р., Казак А.Н., Харитонов В.И. // В книге: Информатика, управлiння та штучний iнтелект = Информатика, управление и искусственный интеллект 2014. С. 21.
  14. Организация оперативного контроля в обеспечении качественного обслуживания потребителей предприятия гостиничной сферы / Тимиргалеева Р.Р. // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № S6. С. 77-86.
  15. Оценка инновационного потенциала бальнеологической курортной территории / Гришин И.Ю., Тимиргалеева Р.Р. // сайт. 2016. Т. 3. № 47.
  16. Проблемы и перспективы взаимодействия санаторно-курортного и туристского комплексов Республики Крым / Тимиргалеева Р.Р., Куц Т.В. // Таврический научный обозреватель. 2016. № 2 (7). С. 31-36.
  17. Программно-целевой подход регионального планирования развития бальнеологических курортных территорий / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. // В сборнике: Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, правоСборник научных трудов. 2016. С. 62-66.
  18. Регiональнi логiстичнi системи (формування, управлiння та стратегiя розвитку) / Timirgaleeva R.R. - Донецьк, 2004.
  19. Современные информационные технологии в организации эффективного управления логистикой туристической отрасли Крыма / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. // Гуманитарные науки (г.Ялта). 2014. № 1 (27). С. 112-118.
  20. Современная парадигма управления развитием бальнеологических курортных территорий Краснодарского края на основе динамической модели концепции инноваций / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Сельскохозяйственные науки. Экономические науки. 2016. № 5. С. 100-106.
  21. Швец Ю. Ю. Институциональные основы реализации инновационного потенциала региона путем кластеризации туризма// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. - №3 (43). Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4306/
  22. Шевченко А.А. Социально-экономические предпосылки развития туристско-рекреационных кластеров в Крымском и Южном Федеральных округах. // Крымский научный вестник. 2015. № 4-1. С. 249-259.

Присоединение к Российской Федерации Крыма ставит перед страной новые задачи по развитию туристической отрасли. В этой связи обращают на себя внимание два крупных события в сфере туризма: Первая Всероссийская выставка-продажа курортных и туристических услуг республики Крым и города Севастополя (Москва, 14–16 мая) и Московская Международная Ярмарка Путешествий «MITF–2014» (Москва, 15–17 мая) . Первое мероприятие проводится при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ и полностью посвящено организации туризма на полуострове. Второе – крупная ежегодная российская туристическая выставка, на которой будет представлен консолидированный стенд «Черноморское побережье России» с лучшими предложениями Крыма и Краснодарского края.

На открытие посвящённой Крыму специализированной выставки в Москву приехала крупная делегация туроператоров, представителей отелей и санаториев полуострова во главе с министром курортов и туризма республики Крым Еленой Юрченко. Организаторы заявляют, что в сентябре этого года Торгово-промышленная палата Российской Федерации планирует провести масштабную презентацию инвестиционных проектов Крыма, что вместе с уже открывшейся выставкой даст мощный импульс развитию региона.

В условиях вялого роста мировой экономики всё большую актуальность приобретает туризм, который оказывает комплексный эффект на социально-экономическое развитие соответствующего региона. Проблема развития внутренних туристических направлений становится особенно очевидной в условиях присоединения к Российской Федерации Крыма и необходимости обеспечения востребованности туристической инфраструктуры, оставшейся после Олимпийских игр в Сочи.

Основной задачей на текущий момент выступает интеграция Крыма в выстраиваемую в настоящее время туристическую систему России. Власти Крыма должны координировать свою работу с Министерством культуры и Федеральным агентством по туризму Российской Федерации, другими ведомствами и встроиться в Федеральную программу «Развитие культуры и туризма до 2020» . Важно в тесном сотрудничестве с Министерством культуры разработать новые туристические маршруты по Крыму, включить часть уже существующих маршрутов в общероссийские программы, либо наметить общероссийские маршруты, которые включали бы в себя Крым. Например, Севастополь замечательно вписывается в подготовленный Министерством культуры РФ маршрут «Города – кузницы Победы» . Необходимо проанализировать все разработанные и принятые в России документы и концепции развития туризма, чтобы интегрировать Крым в общероссийские программы.

Важной задачей является развитие в Крыму туристической инфраструктуры. Примечательно, что в ходе «прямой линии» с населением 17 апреля текущего года В.В.Путин отметил, что по российским санитарно-эпидемиологическим нормам санатории Крыма даже нельзя использовать для проживания. А по словам министра курортов и туризма Крыма Елены Юрченко на возрождение туристической инфраструктуры полуострова необходимо истратить порядка $ 500 млн. В такую сумму оценивается восстановление 163 объекта санаторно-курортного комплекса, которые были национализированы. Большая часть из них (около 60 %) принадлежали министерствам здравоохранения и обороны Украины и находятся в полуразрушенном состоянии. В среднем на восстановление каждого такого объекта потребуется $ 5–6 млн. По словам Елены Юрченко, базовым направлением в Крыму остается санаторно-курортный отдых. На данный момент на полуострове работают 825 баз размещения туристов, однако только два десятка отелей – «не хуже турецких или египетских», где действует система «все включено» .

Присоединение Крыма ставит перед туристической отраслью России новые и непростые задачи. Предполагалось, что после проведения Олимпиады в Сочи средоточием развитого туризма, образцовым туристическим кластером в России будет именно этот город, и на него удастся переключить ту часть туристического потока, которая ранее выезжала на отдых за рубеж. Однако после присоединения Крыма Россия получила ещё один потенциальный центр внутреннего туризма, который требует значительных финансовых вливаний. В то же время, учитывая геополитическое, культурное, историческое значение полуострова для России, а также обстоятельства, в которых он был присоединён к Российской Федерации, можно надеяться, что Крым привлечёт к себе внимание российских инвесторов и туристов. Это, несомненно, чрезвычайно перспективное направление развития внутреннего туризма. Крым должен стать важным туристическим кластером.

Рост патриотических настроений в российском обществе, обусловленных успешным проведением Олимпийских игр и присоединением Крыма, – реальная возможность обратить внимание россиян на внутренний туризм и отдых «дома», что необходимо для загрузки туристических ёмкостей, появившихся благодаря Олимпийским и Паралимпийским играм в Сочи, и возмещения потерянных Крымом 62% туристического потока, приходившихся на туристов из Украины.

Многие российские туристы, которые захотят посетить Крым, уже избалованы отдыхом в Турции, Египте, Хорватии, Болгарии и других, популярных у россиян странах массового туризма. Вероятно, что на волне ностальгических и патриотических настроений, в первую очередь в Крым захотят поехать люди среднего и старшего возраста, нуждающиеся в санаторном лечении. Однако, учитывая тот факт, что инфраструктура Крыма пока не может обеспечить высокий уровень сервиса для людей, имеющих опыт отдыха за границей, «первая волна» туристов может так и остаться «первой волной», за которой последует спад интереса к отдыху в Крыму. Чтобы этого не произошло, необходимы значительные усилия по повышению на полуострове уровня сервиса. Другой возможностью развития туризма в Крыму на настоящем этапе является организация программ отдыха для аудитории менее привязанной к комфорту: для молодёжного, студенческого отдыха, археологических экспедиций, детского походного туризма и т.п.

Осуществляемое российскими властями кластерное планирование в области развития туризма – серьёзная заявка на большое туристическое будущее Российской Федерации и, соответственно, большие финансовые результаты. Однако наблюдается несогласованность устремлений бизнеса и государства. Например, многое для «рывка вперёд» в области развития туризма делает Министерство культуры, но на уровне работы туристических компаний прогресса не наблюдается. У туристических компаний нет потенциала для развития крупных проектов, тематически законченных экскурсионных программ, затрагивающих исторические глубины развития страны. В частности, уничтожена школа подготовки экскурсоводов. Развитие внутреннего туризма сильно отстаёт от туризма выездного.

Российским властям в Крыму предстоит решать и другие проблемы. До присоединения Крыма отдых на полуострове был дешевле, чем на курортах российского Краснодарского края на 15–20%. Однако после присоединения цены в Крыму вырастут. Рост цен объясняется многими факторами: предполагаемыми значительными инфраструктурными инвестициями, нехваткой продовольствия и воды, переходом на российский рубль, и, в значительной степени, завышенными ожиданиями рынка. Важной проблемой для развития туризма на полуострове является транспорт. До присоединения к России 67% отдыхающих прибывали туда по железной дороге .

Несмотря на приведённые выше трудности развития туристического комплекса России в целом и Крыма в частности, в долгосрочной перспективе можно говорить о существовании всех предпосылок для успешного развития туризма в Российской Федерации.

Хочется надеяться, что присоединение Крыма подтолкнёт развитие в России внутреннего туризма, что наша страна перестанет занимать одно из самых низких мест в рейтингах приоритетности развития туристической отрасли , а также что власть и общество увидят в туризме перспективный источник социально-экономического развития.

Во многих развитых и развивающихся странах туристический сектор вносит весомый вклад в формирование валового внутреннего продукта (ВВП), обеспечивает занятость населения и позитивно воздействует на внешнеторговый баланс. Туристический сектор экономики важен тем, что по сути работает на возобновляемых ресурсах. По данным Всемирной туристской организации ООН «в среднем, для получения доходов, эквивалентных тем, которые даёт один иностранный турист, надо вывозить на мировой рынок примерно 9 тонн каменного угля или 15 тонн нефти, или 2 тонны высокосортной пшеницы. При этом продажа сырья истощает природные ресурсы страны». По сравнению с другими секторами экономики туризм оказывает наибольший эффект мультипликатора, прямо или косвенно влияя на 32 отрасли экономики, создаёт каждое 9-е рабочее место в мировом производстве .

Десятка крупнейших стран по затратам

на международный туризм (2011–2012 гг.)

Затраты на международный туризм в млрд долл. США

Доля рынка в %

Население в млн. чел.

Затраты на душу населения в долл. США

Германия

Великобритания

Россия

Австралия

Туристическая индустрия приносит прямые доходы. Однако при этом расходы на неё пронизывают другие секторы экономики, содействуя не только прямой, но и косвенной занятости. Туризм стимулирует развитие малого и среднего бизнеса, развитие ремесленных и кустарных производств, сельского хозяйства, способствует расширению рынка потребительских товаров и услуг, подстёгивает развитие регионов, которые в других условиях не могли бы рассчитывать на создание иной торговой и промышленной базы.

Упор экономической политики на инфраструктурные проекты и стимулирование внутреннего спроса позволяет не только смягчить последствия мирового экономического кризиса, но и поднять в обществе чувство гордости за страну и патриотизм – осознание людьми того факта, что тратить деньги в своей стране и при этом узнавать её – патриотический акт.

Развитие внутреннего туризма приобретает особую актуальность для стран, в которых существуют устоявшиеся традиции проводить отпуск за рубежом (к таким странам относится Российская Федерация). В условиях экономического спада важное значение приобретает переключение туристических потоков, идущих заграницу на внутренние направления. Значительная часть из общего потока туристов ищет за рубежом те услуги и впечатления, которые при определённых условиях вполне могут быть получены в собственных странах. Именно работа над развитием внутреннего туризма на таких направлениях способна стимулировать экономический рост, создать новые рабочие места, частично предотвратить вывоз капитала, который совершается, в том числе, и в результате поездок туристов заграницу.

По данным Всемирной туристской организации ООН, в 2012 г. российские туристы потратили за рубежом $ 42,8 млрд, заняв пятое место по общему объёму израсходованных средств и седьмое – по затратам на душу населения ($ 302). Это большие средства, которые могли бы остаться внутри страны, содействуя её благу и процветанию. Есть надежда, что в условиях ужесточения западных санкций и общего всплеска в российском обществе патриотических настроений туристический сектор станет важным направлением экономической жизни Российской Федерации и, в первую очередь, её неотъемлемой части – Крыма.


Вступление Крыма в состав России, казалось, должно сразу решить множество проблем, существовавших в то время на полуострове. Основной проблемой являлось дальнейшее развитие и становление региона. Здесь было понятно и то, что, пожалуй, самым перспективным направлением развития Крыма является туризм. Другое дело, каким должен быть туризм, кто поедет в Крым и зачем? Какие услуги реально предоставить отдыхающим, а какие нет.

Дело в том, что с самого распада СССР и до воссоединения Крыма и России наблюдалась «тенизация» туристической экономики. На первое место вышел не поддающийся контролю со стороны государства частный сектор, остававшийся свободным от учета не только налоговыми структурами, но и в плане координации предоставляемых услуг.

Санаторно-курортный аспект крымского туризма был беспощадно вытеснен пляжным туризмом неорганизованного характера. Упадок туризма без инвестиций и какой-либо господдержки продолжался до весны 2014 года.


Практически сразу после воссоединения Крыма с Россией ситуация начала меняться в иную сторону: сегодня уже 80% туристов останавливаются в гостиницах и санаториях, а только 20% в частных домах. Этого уже давно не было в истории крымского полуострова, и связано это с тем, что санаторно-курортные учреждения заключили договора о направлении отдыхающих с государственными и корпоративными учреждениями РФ. Данный шаг — лишь начало воплощения целенаправленной политики по развитию Крыма, основы которой изложены в Стратегии по развитию Крыма до 2020 года.

Известно, что социально-экономические показатели Крыма при вступлении в РФ не достигали среднероссийского значения. К сожалению, при всем желании России изменить ситуацию на полуострове к лучшему, существуют определенные сдерживающие факторы. Главным из них является нестабильность социально-политической обстановки в пограничных районах Украины с Крымом. Поэтому существуют определенные риски для развития международного сотрудничества, ослабление международных и внешнеэкономических связей. Сказывается и недостаточное обеспечение региона жизненно важными ресурсами, источниками воды, энергии, продовольствия, а также отсутствие хорошего автомобильного и железнодорожного сообщения с материковой частью России.

Понятно, что сейчас в первую очередь решаются эти проблемы. Транспортная доступность Крыма меняется за счет повышения количества полетов в Симферополь, государственных дотаций на оплату билетов из дальних регионов страны.

Так, например, люди, летающие на отдых из Якутска, тратят сейчас около 12, а то и 15 часов, учитывая и пересадку в Москве. Летом будут организованы прямые рейсы, которые станут датироваться государством, в итоге средняя цена билета из Якутска будет равна 8,5 тысячам рублей, и время полета сократится до 8 часов. Увеличится количество российских крупных городов, из которых будут летать прямые рейсы в Крым.

Стоит отметить, что все проблемы должны решаться комплексно. Так, в транспортном комплексе все средства сейчас сконцентрированы на строительстве и реконструкции переезда через Керченский пролив, аэропортов и автомобильных дорог. Именно они обеспечивают связь с населенными пунктами и промышленными объектами полуострова. И это уже дает свои результаты. По Крымскому полуострову уже можно быстро и сравнительно недорого передвигаться. В порядок приведены дороги, и работа эта успешно продолжается.


В инженерном комплексе финансирование будет направлено на мероприятия по обеспечению водоснабжения, водоотведения, берегоукрепления и теплоснабжения, а также обеспечение обращения твердых бытовых отходов. Развитие социальной сферы предусматривает реализацию мероприятий по строительству и реконструкции объектов здравоохранения и образования.

Еще один, весьма немаловажный аспект. До вступления Крыма в состав России, полуостров принимал отдыхающих из Украины. Это было целенаправленная политика властей, которые не обременяли себя лишними тратами и привлечением инвестиций в обветшавшую и изжившую себя инфраструктуру.

Соответственно, весь сервис полуострова был крайне низким и нерентабельным. Не было там и иностранных туристов. Все это дает знать о себе и сейчас. Так, зайдя перекусить местными варениками, вы можете увидеть летающих над ними мух. В ответ на ваше возмущение, вы можете услышать знакомое украинское: «А нехай так буде». Кстати говоря, обслуживающий персонал в гостиницах и кафе по-прежнему украинский. Низкий уровень сервиса и отсутствие условий отталкивали от отдыха в Крыму всех гипотетических туристов.


Хотя на сегодняшний день туристы из России уже заместили вакантные места в отелях, в 2013 году их было 26% от общего числа отдыхающих, но в 2014 стало 93%. В 2015 году цифра увеличилась до 95% и стремится к 100%.

С изменением составляющей отдыхающих, меняются и их приоритеты. Если для украинцев основным и главным критерием была цена, то для обеспеченных туристов из России, пожалуй, важным аргументом отдыха в Крыму станет уровень обслуживания и сервис. Реальность такова, что россияне, отдыхая много лет в Турции и Египте, привыкли к мировому уровню обслуживания. Они готовы заплатить высокую цену за тур и получить более качественный и профессионально отработанный продукт.

Есть и такая проблема, что туристов из России не устроят даже очень дешевые услуги ненадлежащего качества. Чем быстрее туристические предприятия и частные фирмы уловят эту тенденцию, тем более успешную нишу они смогут занять.

На сегодняшний день ассортимент и качество предоставляемых услуг в Крыму существенно отстают от мирового уровня. Это снижает конкурентоспособность данного региона и на международном рынке туризма.

Главной проблемой для полуострова является и сезонность туризма. Для гостиничных и подобных учреждений сезон составляет всего три месяца, а для лечебно-оздоровительных комплексов пять месяцев. Лишь менее 40% имеют круглогодичный характер деятельности. Также существует дисбаланс в распределении здравоохранительных объектов в Ялте и Евпатории. Все это говорит о неблагоприятной обстановке в оздоровительном секторе. Перемена этой ситуации, возможно, как раз и решит вопрос сезонности в Крыму.

Существует в Крыму и такое направление туризма, как экстремальные путешествия и палаточный туризм. На территории Крыма находится около 38 кемпингов, по сути представляющих из себя палаточные городки. В них существует минимальный набор удобств, к чему бюджетные европейские туристы также не готовы.

Есть еще одна проблема российского Крыма — это рабочая сила. Большинство предприятий, связанных с туризмом, не могут содержать круглый год обслуживающий персонал. Раньше украинские сезонные рабочие приглашались на трудоустройство в Крым на время отпусков. Сейчас сложности политического характера практически закрыли им эту возможность.

Сегодня в России существует определенная Стратегия развития туризма на период до 2020 года. Основными положениями ее являются:


  • Увеличение независимости Федерального агентства по туризму; можно отметить ставку на маркетинговую составляющую. Необходимо также усилить присутствие российских туристических компаний на международном рынке. Государство хочет оказать крупному туристическому бизнесу, работающему на внутренний рынок, максимальную поддержку, например, в виде более лояльной налоговой политики;

  • Более тесное взаимодействие министерств культуры, образования и иностранных дел через объединение представителей данных ведомств в межминистерский комитет по туризму. Внутри данной структуры предлагается создание рабочих групп, способных максимально эффективно решать появившиеся трудности;

  • Тесное взаимодействие с бизнесом и предпринимательской средой путем создания Ассоциации туристического сектора. Данная структура в двухстороннем обсуждении представителей Федерального агентства по туризму и крупнейших предпринимателей в области туризма на ежегодной основе сможет координировать деятельность друг друга, высказывая предложения и делясь мнениями;

  • Сделать акцент на непрерывном исследовании рынка, туристических тенденций и последних изменений. Для этого должна быть создана крупная исследовательская организация — Институт Исследования Туризма на базе Федерального ведомства по туризму, которая будет снабжать государственные структуры самыми актуальными сведениями.

Отдельного внимания заслуживает развитие экологического туризма в регионе. Необходима разработка единой концепции создания и внедрения зеленых маршрутов, включающих определенный комплекс мероприятий:

  • Разработка сети зеленых маршрутов на территории объектов природно-заповедного фонда с наличием основной и сопутствующей инфраструктуры, отвечающей принципам «зеленой экономики».

  • Содействие развитию сотрудничества субъектов туристского бизнеса и специализированных общественных организаций в организации экологических туров и экспедиций.

  • Внедрение системы мониторинга обеспечения качества и экологичности туристско-рекреационных и гостиничных услуг.

  • Создание сети туристско-информационных центров на территории объектов природно-заповедного фонда для выполнения функций экологического просвещения.

Следует отметить и тот факт, что проблемы развития туризма в Крыму не являются уникальными и труднопреодолимыми. Есть широкий международный опыт, который необходимо изучать и внедрять, адаптировав его под местные реалии.

Крым сопоставим с площадью Бельгии, а по природным ресурсам неизмеримо богаче. Постоянное население Бельгии больше в 5 раз. Особых жалоб на экологические, транспортные и социальные проблемы от бельгийцев не слышно.
Крым может, по расчетам ученых, принимать в год 20 млн отдыхающих при средней продолжительности отдыха в 15 дней. Но прямо сейчас не может принимать и 7 млн при средней продолжительности отдыха в 7-10 дней. Вопрос в другом - пока нет концепции развития всего Крыма на 2020-2030 идеи и предложения, нет смысла обсуждать генеральные планы Симферополя, Ялты , Севастополя и других городов.

Ясно, что в сезоне 2019 года при вводе в строй Керченского транспортного перехода (мост плюс тоннель) и федеральной трассы "Таврида" транспортная нагрузка вырастет в 5-10 раз. А Симферополь уже сейчас задыхается в автомобильных пробках.

Пока схема основных решений для обсуждения

Порт Салгир в центре Арабатской стрелки это ближайший пункт для связи железных и шоссейных дорог Крыма с водными путями Российской Федерации, включая Москву, и с Федеральной трассой Дон.

Ячеистая схема развития транспортной системы Крыма . Разработал Игорь Русанов на основе проектов рубежа 1970-80х института КрымНИИпроект, Всесоюзной научной программы КУРОРТ и собственных научных исследований с 1980х по 2015 год.

Азовские ворота Крыма - Порт Салгир и новый морской курорт Салгирский в центре Арабатской стрелки, Нижнегорский район. Железная дорога вдоль реки Салгир: Порт Салгир, Нижнегорский, Октябрьское.
Децентрализация хозяйства, культуры и туризма. Разгрузка Симферополя, дублер столицы Гвардейское. Развитие локальных кластеров малого и среднего бизнеса по нескольким древним культурным коридорам.

Картографические материалы для предпроектных исследований и ТЭО (технико-экономического обоснования) пассажирского движения и перевозки автотуристов в Крым обсуждаем, делимся полезными ссылками.
Галерея ЛОГИСТИКА. Паромная линия через Азовское море: Ростовская область - Крым

Некоторые структурные решения для круглогодичной работы крымских курортов .
1. В санаториях и домах отдыха с лечением часть корпусов надо перепрофилировать как пансионов ветеранов. Постоянное проживание пожилых людей как в домах престарелых, но с качественно лучшими бытовыми и культурными условиями, развитой базой курортного лечения, парками и спортивными сооружениями, возможностями принимать родственников.
Пансионы ветеранов могут быть от благотворительных до элитных.

2. Спортивные интернаты и олимпийские базы Крыма в общей системе Российской Федерации могут сочетать постоянную загрузку с проведением сборов, соревнований, фестивалей, мастер-классов и прочих событийных мероприятий на каникулах.

3. Санаторные школы-интернаты, детские комбинаты (сад-школа), лицеи разного профиля от художественных до научно-технических также как и спортивные центры могут сочетать постоянный и сменных контингент детей.

4. Дачные поселки, городки фрилэнсеров и вахтовиков вблизи аэродромов прибрежной зоны, которые сейчас не используются. Нечто развивающее стиль жизни советских академгородков и американской Силиконовой долины. Не просто дачные участки или коттеджи , а обширная инфраструктура для конференций, спорта, отдыха.

5. Глубинное развитие для всех крымских курортов по общему принципу "море - горы - город ": создание центров активного туризма, которые в летнем сезоне будут обслуживать отпускников, а с осени до весны местное городское население.