Обеспечивающая инфраструктура туризма. Туристская инфраструктура. Теоретико-методологические аспекты развития Туристской инфраструктуры региона

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика экологических условий и культурно-исторического потенциала Северо-Западного региона. Производственная составляющая туристской инфраструктуры. Средства размещения туристов, деятельность предприятий питания. Развитие индустрии развлечений.

    контрольная работа , добавлен 06.12.2012

    История туризма как отрасли сферы обслуживания. Экономика туризма и специфика его развития в РФ. Экологическая составляющая в туристской отрасли. Мировые эколого-туристские ресурсы. Экологическое проектирование в туризме. Природоохранные объекты в Европе.

    дипломная работа , добавлен 24.05.2016

    Состояние нормативного и правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации. Особенности туристской инфраструктуры и международного сотрудничества в сфере туризма. Основные направления и механизмы решения задач развития отрасли. Оценка рисков.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2011

    Классификация объектов туристской инфраструктуры в Юго-Восточной Азии; их обеспечивающая, интеграционная и регулирующая функция. Развитие транспортной сферы региона: наземный, водный и воздушный транспорт. Средства размещения и развлечения гостей.

    курсовая работа , добавлен 05.10.2012

    Факторы, влияющие на развитие туризма в Таиланде. Индексу конкурентоспособности сектора путешествий и туризма страны. Динамика прибытий в Таиланд и доходов от туризма. Распределение туристов по территории страны. Транспортная инфраструктура Таиланда.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2011

    Деятели, жившие или родившиеся в Брянской области. Состояние туризма в регионе. Численность туристов и доходы от туристской отрасли. Организации, учреждения и туристские компании, организующие туристскую деятельность. Рекреационные ресурсы региона.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2010

    Нормативно-правовое регулирование в сфере туризма, современное состояние туристской инфраструктуры и подготовка кадров. Основные направления и механизмы решения задач перспектив развития сферы туризма, повышение качества туристских и сопутствующих услуг.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2010

    Анализ туристско-рекреационного потенциала Южной Америки с целью организации маршрутов для российских туристов. Состояние туристской инфраструктуры и состояние рынка выездного туризма в этом регионе. Разработка туров в направлении Бразилия и Чили.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2013

Рецензенты:

кандидат исторических наук

В. К. Егоров

кандидат экономических наук

С. В. Теребова

© Ускова Т.В., Величкина А.В., 2014

© ИСЭРТ РАН, 2014

Введение

Мировая туристская индустрия сегодня переживает переломный момент. В большинстве стран происходит трансформация представлений людей о путешествиях, которые все больше воспринимаются как необходимый атрибут жизни. Этому способствует также интенсивный рост скорости обращения информации и доступности транспортных услуг. Происходящие перемены позволяют сделать вывод о том, что в долгосрочной перспективе туризм будет развиваться высокими темпами независимо от экономической и геополитической конъюнктуры .

Несмотря на отрицательную динамику общей макроэкономической конъюнктуры, можно отметить, что туристический рынок России демонстрирует феноменальный рост. Особенно активно развивается выездной туризм. Так, по данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), расходы на международные туристические поездки россиян ежегодно увеличиваются: если в 2010 году этот показатель составлял 26,6 млрд. долларов, то в 2012 году – уже 42,8 млрд. долларов (увеличение на 61 %). С экономической точки зрения стремительное развитие выездного международного туризма свидетельствует о вывозе капитала и валютных сбережений граждан за рубеж. В современных условиях такая «расточительность» недопустима, особенно при наличии туристического, культурно-исторического и рекреационного потенциала. Таким образом, для российской экономики приобретает острую актуальность проблема развития внутреннего туризма.

Развитие регионального туризма находится в тесной связи с туристской инфраструктурой, которая либо выступает сдерживающим фактором развития отрасли, либо определяет его положительную динамику. Вместе с тем для большинства регионов России инфраструктурные проблемы становятся основной причиной снижения конкурентных преимуществ территории на рынке туристических услуг.

В большинстве регионов туристской инфраструктуре присущи такие черты, как: старение объектов, недостаточное финансирование, нехватка мощностей в различных сегментах, обеспечивающих размещение, питание, оздоровление и досуг потребителей регионального туристского продукта. Кроме того, имеет место высокий износ инженерных сетей, плохое состояние автомобильных и железных дорог, слабое развитие транспортных маршрутов и придорожного сервиса. Особую озабоченность вызывают проблемы в сфере услуг: низкая квалификация обслуживающего персонала, несоответствие качества предоставляемых услуг международным стандартам, слабый учет потребностей туристов.

Целью данного исследования стала разработка методики комплексной оценки региональной туристской инфраструктуры и обоснование направлений ее развития.

Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи :

– исследованы теоретико-методологические основы развития туристской инфраструктуры;

– обобщены и проанализированы имеющиеся методики оценки туристской инфраструктуры, разработана авторская методика ее оценки;

– оценен уровень развития туристской инфраструктуры регионов СЗФО;

– предложены направления и комплексные меры развития региональной туристской инфраструктуры.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области исследования туристской инфраструктуры. Информационной базой исследования послужили периодические издания и интернет-ресурсы, данные Федеральной службы государственной статистики и Департамента международных, межрегиональных связей и туризма Вологодской области, нормативно-правовые акты в сфере туризма. Методические подходы к исследованию базировались на комплексном анализе туристской инфраструктуры, также использовались такие научные методы, как сравнение, анализ, обобщение, графические и табличные приемы обработки информации.

Результаты исследования могут быть полезны региональным органам власти при формировании программных документов, направленных на развитие сферы туризма, и принятии управленческих решений.

1. Теоретико-методологические аспекты развития Туристской инфраструктуры региона

В настоящее время туризм является межотраслевой сферой экономики, охватывающей средства размещения, транспорт, связь, индустрию питания, отдыха и развлечений, предприятия торговли и др. Эффективное функционирование сферы туризма оказывает положительное влияние на все стороны регионального развития, способствует росту налоговых поступлений в бюджет, совершенствованию социальной и рыночной инфраструктуры, решению проблемы занятости, укреплению межгосударственных и межрегиональных связей. При этом развитие сферы туризма в регионе возможно лишь при наличии эффективно действующей туристской инфраструктуры.

Инфраструктура туризма служит необходимым условием освоения рекреационных ресурсов и развития туристской индустрии. Её развитие, с одной стороны, способствует туристскому освоению территории, а с другой – улучшает условия жизни жителей данного района. К тому же туристская инфраструктура создаёт большое количество рабочих мест .

Хотя понятие туристской инфраструктуры не является новым, в отечественной литературе нет его единого толкования. Неоднозначность и размытость содержательного смысла этого понятия объясняется необоснованностью четких признаков отнесения к инфраструктуре туризма отдельных видов хозяйственной деятельности и неопределенностью круга ее объектов.

Анализ представленных в таблице 1 дефиниций этого понятия позволяет нам согласиться с мнением Д. Ф. Василихи, который под региональной инфраструктурой туризма понимает «совокупность материальных объектов, являющихся носителями различных материальных и нематериальных свойств, которые обеспечивают максимально возможную количественную и качественную реализацию целей туристов при определенных пространственно-временных параметрах (в конкретном месте и в конкретное время)».

Таблица 1.Трактовки понятия «туристская инфраструктура»


Региональная инфраструктура туризма – это совокупность предприятий, создающих условия для удовлетворения потребностей туризма (производственная инфраструктура), и предприятий, непосредственно удовлетворяющих различные потребности туристов (инфраструктура сферы услуг) . В свою очередь производственная инфраструктура состоит из транспортной, информационно-коммуникативной и коммунальной инфраструктур, объектов экологической очистки. Инфраструктура сферы услуг включает в себя такие элементы, как туроператоры и турагенты, средства размещения, предприятия отдыха и развлечений, торговля и общественное питание, инфраструктура безопасности (рис. 1).


Рис. 1. Элементы региональной инфраструктуры туризма


Важное методологическое значение имеет оценка развития туристской инфраструктуры. В научной литературе известен ряд авторских методик, применяемых специалистами непосредственно для этих целей (например, методики В. С. Боголюбова, И. Г. Лимониной, О. Б. Евреинова, А. В. Кучумова и др.). Условно можно выделить два подхода к оценке развития туристской инфраструктуры.

Согласно первому подходу (И. Г. Лимонина, А. В. Кучумов), развитие региональной туристской инфраструктуры можно оценить через совокупность ее элементов. Данные методики позволяют выделить наиболее «слабые места» туристской инфраструктуры в территориальном разрезе, а также дают возможность провести комплексное экономико-географическое исследование развития туристской инфраструктуры в целом, но без снижения значимости развития отдельных ее элементов. Однако эти методики не лишены ряда недостатков, поскольку не вполне четко определяют значимость системы тех показателей внутри каждой группы инфраструктурных элементов, которые позволяют более полно охарактеризовать фактическое состояние инфраструктуры туризма. В то же время отдельные методики охватывают ее неполный компонентный состав.

Представители второго подхода (В. С. Боголюбов, О. Б. Евреинов) предлагают оценивать региональную туристскую инфраструктуру посредством анализа ее объектов. Предлагаемая модель весьма полезна как для годового и оперативного планирования на предприятиях инфраструктуры туризма, так и для стратегического бизнес-планирования. Однако недостатком таких методик является то, что действующая система статистических показателей не дает возможности апробировать их на региональном уровне.

Следовательно, все указанные методики нуждаются в совершенствовании. При этом подчеркнем, что прежде всего необходима такая методика, которая позволяла бы оценить степень развития туристской инфраструктуры на региональном уровне. В этом контексте важнейшим требованием является использование качественных показателей, получаемых с помощью экспертных оценок и на основе результатов опроса как туристов, так и руководителей предприятий туротрасли. И безусловно, данная методика должна давать комплексную оценку с учетом всех структурных элементов и обеспечивать сопоставимость уровня развития инфраструктуры в регионах.

По нашему мнению, этим требованиям в полной мере отвечает определение индекса развития туристской инфраструктуры региона, количественно характеризующего уровень ее развития и представляющего собой среднее арифметическое индексов десяти входящих в него блоков показателей (рис. 2). Эти блоки отражают состояние структурных элементов туристской инфраструктуры региона.


Рис. 2. Схема оценки уровня развития туристской инфраструктуры региона


Последовательность расчета индекса развития туристской инфраструктуры региона включает в себя ряд этапов (рис. 3). На первом этапе показатели, характеризующие различные структурные элементы, представляются в виде нормализованных данных при помощи соотнесения фактических значений с наилучшими в выборке. На втором этапе рассчитываются индексы отдельных блоков как среднее арифметическое величин нормализованных показателей. На третьем, заключительном, этапе проводится расчет интегрального индекса развития туристской инфраструктуры.


Рис. 3. Методический инструментарий расчета индекса развития туристской инфраструктуры


Значение индекса развития туристской инфраструктуры региона (I ИТ ) лежит в интервале от 0 до 1000. Соответственно чем больше значение данного индекса, тем выше уровень развития инфраструктуры туризма. Границы интервалов групп формируются в зависимости от среднего значения рассматриваемого индекса (табл. 2).


Таблица 2. Интерпретация пороговых значений интегральной оценки уровня развития туристской инфраструктуры



На наш взгляд, предложенная методика позволяет:

– оценивать состояние и уровень развития туристской инфраструктуры отдельно взятого региона в сравнении с другими субъектами федерации;

– анализировать состояние каждого элемента туристской инфраструктуры, выявляя сильные и слабые стороны инфраструктурного развития;

– соотносить уровень развития туристской инфраструктуры с целевыми показателями долгосрочного планирования в сфере туризма на данной территории;

– группировать территории по уровню развития туристской инфраструктуры;

– на основе выявленных проблем формировать направления развития туристской инфраструктуры региона.

2. Оценка современного состояния туристской инфраструктуры региона

В России одно из самых выгодных положений с точки зрения развития туризма занимает Северо-Западный федеральный округ (СЗФО), обладающий уникальным сочетанием природно-климатических условий и крупнейших объектов культурного наследия . Въездной туристский поток в СЗФО в 2012 году составил около 14 млн. посетителей (рис. 4). При этом лидерами по объему туристского потока на протяжении последних лет являются Санкт-Петербург, Республика Карелия, Ленинградская и Вологодская области. Однако в последние годы туризм активно развивается в Новгородской и Псковской областях, о чем свидетельствует рост показателя объема туристских услуг в 3 и 2 раза соответственно (табл. 3).


Рис. 4. Туристский поток в регионах СЗФО в 2012 году, тыс. чел.


По-прежнему самыми востребованными в регионах Северо-Западного федерального округа являются следующие виды туризма: культурно-познавательный, активный, лечебно-оздоровительный, деловой. Высокая доля культурно-познавательного туризма (от 35 до 67 %) отмечается в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также Вологодской, Калининградской, Новгородской, Псковской областях, что объясняется высоким историко-культурным потенциалом этих регионов.


Таблица 3. Объем туристских услуг, оказанных населению на территории субъектов Северо-Западного федерального округа в 2009–2012 гг., млн. руб.


Тем не менее при достаточно хороших условиях для реализации туристского потенциала регионов в сфере туризма имеется ряд проблем. Прежде всего, они связаны с отсутствием эффективно действующей туристской инфраструктуры. Для оценки уровня ее развития в регионах СЗФО воспользуемся представленной выше методикой.

Для этого, прежде всего, рассчитаем индексы состояния и развития структурных элементов туристской инфраструктуры регионов.

Транспортная инфраструктура

Итоги расчетов показали (приложение 1), что хорошей транспортной обеспеченностью характеризуется г. Санкт-Петербург (I 1 = 801). Далее со значительным разрывом следуют Псковская область (I 1 = 439) и другие регионы округа. Наименьшие значения показателя развития транспортной инфраструктуры наблюдаются в республиках Карелия (I 1 = 141) и Коми (I 1 = 245).

Основные проблемы

В регионах наблюдается несоответствие темпов развития автомобильных дорог устойчивому росту автомобилизации, старение основных фондов транспортной инфраструктуры и их неэффективное использование. Весомым фактором, сдерживающим развитие туристской транспортной инфраструктуры, выступает недостаток придорожной инфраструктуры. В большинстве регионов СЗФО данный сектор слабо развит. Существует острая необходимость создания мест для отдыха водителей и пассажиров (питание, ночлег и кратковременный отдых в пути), кемпингов для автомобилистов и др.

Для большинства регионов России, как и СЗФО, актуальна проблема недостаточного технологического уровня развития транспортных систем. Именно в транспортной инфраструктуре очевидно существенное отставание в применении современных транспортных технологий и в информатизации транспорта .

Не теряют своей остроты такие проблемы, как низкий уровень развития речного и воздушного транспорта, непостоянство качества предоставления транспортных услуг, несоответствие сети автомобильных дорог потребностям движения (как по пропускной способности, так и по техническому состоянию), высокие тарифы транспортных предприятий, недостаток высококвалифицированных специалистов во всех отраслях транспортной системы, плохое состояние автовокзалов и железнодорожных вокзалов и др.

Информационно-коммуникационная инфраструктура

Развитие массовых коммуникаций и информационно-коммуникационных технологий имеет решающее значение для эффективной туристской деятельности. Большую роль играют современные электронные средства информации: создание информационных туристических порталов в сети Интернет, информационных туристских центров и терминалов на основных туристических маршрутах и т. д.

Анализ индекса информационно-коммуникационной инфраструктуры (приложение 2) позволяет сделать вывод о том, что лидирующее положение по уровню развития данного структурного элемента занимает город Санкт-Петербург (I 2 = 1000). Значение индекса у всех регионов достаточно высокое и варьируется в диапазоне от 629 до 1000.

Основные проблемы

1) отсталость технического и технологического оборудования, отсутствие в необходимом количестве современных телекоммуникационных технологий и средств информатизации;

Транспортная стратегия Российской Федерации // Официальный сайт Министерства транспорта РФ. – Режим доступа: http://www.mintrans.ru:8080/pressa/TransStrat_Gossovet_Rab_Groop_6.htm

Под инфраструктурой туризма понимается комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, в том числе телекоммуникационной связи, дорог, смежных индустрии туризма предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма и собственно туристов.

Это - и автомобильные и железные дороги, вокзалы и терминалы, системы регулирования дорожного, воздушного, речного и морского движения, системы теплоснабжения, электрические и телефонные сети и другое .

Туристская инфраструктура - это комплекс действующих сооружений и сетей производственного, социального и рекреационного назначения, предназначенный для функционирования сферы туризма, обеспечивающий нормальный доступ туристов к турресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а также обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма .

Туристические ресурсы - совокупность природных и антропогенных (экономические, финансовые, культурно-исторические, трудовые, социальные производственные) объектов и явлений, которые при существующих технических и материальных возможностях могут быть использованы ля организации туристической деятельности .

Индустрия туризма - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков .

Помимо этих предприятий обслуживанием туристов занимаются и те организации, которые могут существовать и без туристов, но деятельность которых расширяется при нахождении в местах пребывания туристов. Это ренткар-предприятия по прокату легковых автомобилей; автохозяйства, предоставляющие автобусы для экскурсионного обслуживания туристов; таксопарки; рестораны; кафе; индустрия развлечений - спортклубы, музеи, театры и кинотеатры, зоопарки, казино, выставочные и конгресс-залы и т.д.

Инфраструктура туризма является неотъемлемой частью индустрии туризма, в составе которой выделено два элемента .

Первый элемент - индустрия гостеприимства, куда следует отнести предприятия, предоставляющие услуги по размещению и питанию.

Второй элемент индустрии туризма является инфраструктурной составляющей, которая представляет собой трехуровневую систему.

Первый уровень инфраструктуры туризма представлен производственной инфраструктурой - комплексом действующих сооружений, зданий, транспортных сетей, систем, непосредственно не относящихся к производству турпродукта (в отличие от структур двух последующих уровней), но необходимых для предоставления туристских услуг, - транспорт, связь, энергетика, коммунальное хозяйство, финансы, страхование, безопасность .

Второй и третий уровни туристской инфраструктуры формируют предприятия и организации, непосредственно участвующие в туристской деятельности и формировании турпродукта.

Ко второму уровню относятся те структуры, которые могут существовать и без туристов, но деятельность которых расширяется при нахождении в местах пребывания туристов. Это предприятия по прокату автомобилей, таксопарки; кафе и рестораны; спортклубы, музеи, театры и кинотеатры, выставочные залы, цирки, зоопарки, казино и т.д. .

Являясь частью инфраструктурного комплекса региона, инфраструктура туризма выполняет ряд важных функций. К ним следует отнести обеспечивающую, интеграционную и регулирующую функции .

Обеспечивающая функция туристской инфраструктуры - создание необходимых условий для организации обслуживания туристов.

Интеграционная - организация и поддержание связей между предприятиями отрасли, формирование территориальных туристско-рекреационных комплексов.

Важнейшей является регулирующая функция туристской инфраструктуры в экономике: создание новых рабочих мест, влияние на потребительский спрос, развитие отраслей, выпускающих предметы потребления, содействие росту налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

Туристская индустрия - взаимоувязанная система предприятий и предпринимателей, предоставляющих туристам все необходимые для потребления в процессе туризма и достаточные для осуществления собственно процесса туризма туристские услуги, работы и товары. Бурное развитие массового туризма в мире вызвало адекватное развитие индустрии туризма и смежных отраслей хозяйства, науки и культуры, системы образования.

Посреднические услуги туроператоров и туристских агентств,

Услуги перевозок, как трансферта, обслуживания экскурсий, так и дальнемагистральные перевозки всеми видами транспортных средств,

Услуги индустрии гостеприимства (коллективных и индивидуальных средств размещения и питания),

Услуги аттракции, включая туристско-экскурсионные и иные услуги организации досуга и развлечения,

Услуги туристских информационных и гостевых центров,

Прочие особые услуги.

Исходя из этих предпосылок, туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, лечебного, оздоровительного, спортивного, религиозно-культового, делового и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, организаций предоставляющих туристско-экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Таковое определение приведено в ст. 1 федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» (в редакции 1996 г.) .

На настоящем этапе развития, независимо от государственного устройства страны или территории туристского центра, в сфере туризма действуют несколько различных типов предприятий, осуществляющих туристскую деятельность, а именно организаторы туризма (туроператоры и туристские агентства), перевозчики, гостиницы и иные предприятия системы размещения, предприятия общественного питания, аттракции к развлечениям, а также исполнители иных типичных и нетипичных туристских и смежных с ними услуг . К таковым следует отнести предприятия банковской сферы, услуг страхования, охраны, информации и другие. Для специальных видов туризма привлекаются лечебно-оздоровительные учреждения, учреждения системы обучения, спортивные и т. п. Важно, чтобы все эти организации гармонично дополняли друг друга, осуществляли и предоставляли все услуги, необходимые потребителю и достаточные по количественным, качественным и ассортиментным показателям.

туристский инфраструктура кузбасс

"Словарь бизнес-терминов" определяет инфраструктуру как комплекс отраслей экономики, обеспечивающих условия для производства товаров: энергетика, связь, транспорт, образование, здравоохранение . В словаре-справочнике "Туризм, гостеприимство, сервис" инфраструктура определяется "как комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих и создающих условия для размещения и деятельности основного производства, а также жизнедеятельности населения" . То есть, под инфраструктурой в экономическом смысле понимается некоторая совокупность вспомогательных производств (отраслей), хотя и необходимых для функционирования основного производства, но участвующая в этом производстве только косвенно. "Вспомогательный" характер использования подтверждается и этимологически: значение данного термина в латинском языке производно от infra (ниже, под) и structure (строение, устройство). В полном соответствии с этим подходом в "Словаре-справочнике" туристская инфраструктура определяется как "совокупность вспомогательных отраслей и учреждений, организующих и обслуживающих индустрию туризма, туристскую деятельность в целом" .

Вместе с тем общеупотребительными стали такие словосочетания как "социальная инфраструктура", "производственная инфраструктура", "отраслевая инфраструктура", "городская инфраструктура", "транспортная инфраструктура" и т.д. При всех содержательных отличиях используемых понятий, под инфраструктурой понимается некоторая система элементов, позволяющая функционировать некоторому целостному образованию. В этом смысле под "рыночной инфраструктурой" можно понимать совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых направлено на обеспечение нормальной деятельности рынка, его развитие. Состав рыночной экономики входят различные организации и учреждения (торговые, банковские, биржевые, транспортные и другие), обеспечивающие деятельность различных отраслей экономики.

Но в том же самом словаре-справочнике "Туризм, гостеприимство, сервис" транспортная инфраструктура трактуется как "сеть автомобильных дорог и железнодорожного сообщения, а также аэропорты и морские (речные) порты. Качественной характеристикой инфраструктуры транспортной является наличие современных комфортабельных транспортных средств" . Здесь мы имеем уже другой подход к определению. Транспорт является вполне самостоятельной отраслью экономики, и в трактовке приведенного выше определения транспортная инфраструктура рассматривается уже не как нечто вынесенное за рамки основного производства, а как внутренне ему присущее, как нечто такое, что, собственно, и создает услугу перевозки.

Так что же характеризует термин "туристская инфраструктура": комплекс вспомогательных отраслей, обеспечивающих деятельность индустрии туризма, или систему самой этой индустрии? Общее представление о составе инфраструктуры туризма можно составить на основе определения индустрии туризма, сформулированного в Федеральном законе № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". "Туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников" . Исходя из первого подхода, в состав инфраструктуры туризма необходимо отнести все те предприятия и организации, деятельность которых не ограничивается только рамками сферы туризма. Тогда к сфере туризма будут относиться организации, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, а также операторы туристских информационных систем, если только они специализируются исключительно на туристской деятельности. Но большинство перечисленных организаций сами не обеспечивают потребление услуг, необходимых туристу, и, таким образом, представлены в потреблении туристского продукта только косвенно.

Под туристской инфраструктурой понимают комплекс действующих сооружений и сетей производственного, социального и рекреационного назначения, предназначенный для функционирования сферы туризма, рассматривая при этом инфраструктуру туризма как неотъемлемую часть индустрии туризма .

Туристская инфраструктура может быть представлена как материальная основа по производству туристского продукта. Материальную основу туризма в широком смысле образует сложный комплекс отраслей, подотраслей и видов деятельности материального производства и социально-культурной сферы, которые либо непосредственно удовлетворяют различные потребности туристов, либо создают необходимые для этого условия. Из всех входящих в ее состав предприятий лишь относительно небольшая часть специализируется на производстве товаров и услуг, предназначенных исключительно для личного потребления туристов, в то время как большинство из них удовлетворяют еще и потребности местного населения и способствуют росту туристского потребления косвенно. Таким образом, для удовлетворения разнообразных потребностей туристов необходимы товары и услуги большого числа предприятий и производств, не связанных между собой технологически. Одни обслуживают преимущественно туристов, вторые - туристов и местное население, а третьи обеспечивают функционирование первых и вторых. Смешанные функции этих предприятий делают невозможной их четкую, формальную организацию в рамках единой отрасли хозяйства. Перечень основных предприятий, участвующих в производстве туристского продукта можно представить следующей таблицей.

Таблица 1 - Перечень предприятий, способствующих производству туристского продукта

Вид предприятий

Состав предприятий

1. Предприятия, предоставляющие услуги по размещению

  • - гостиницы, мотели, кемпинги;
  • - пансионаты, частные квартиры и дома;
  • - туристические базы, дома отдыха, приюты;
  • - другие средства размещения.

2. Предприятия питания

  • - рестораны, столовые;
  • - кафе, бары;
  • - другие предприятия питания.

3. Фирмы, занимающиеся транспортным обслуживанием

  • - автопредприятия;
  • - авиационные предприятия;
  • - железнодорожные ведомства;
  • - предприятия морского и речного транспорта и др.

4. Туристические фирмы по разработке, реализации и сопровождению туристического продукта

  • - туристские операторы;
  • - туристские агентства;
  • - экскурсионные бюро;
  • - организации, предоставляющие услуги гидов-переводчиков и др.
  • - рекламные агентства;
  • - рекламные бюро;
  • - информационные агентства.

6. Производственные туристские предприятия

  • - фабрики по производству туристской и гостиничной мебели;
  • - предприятия по производству туристского снаряжения;
  • - фабрики туристских сувениров и др.

7. Предприятия торговли

  • - магазины по реализации туристского снаряжения;
  • - магазины по реализации туристских сувениров;
  • - пункты проката.

8. Предприятия сферы досуга в туризме

  • - киноконцертные залы;
  • - ночные клубы, казино;
  • - игровые автоматы;
  • - театры, музеи и др.

9. Учреждения самодеятельного туризма

  • - туристические клубы;
  • - альпинистские клубы;
  • - туристские велосипедные клубы;
  • - клубы водного самодеятельного туризма и др.

10. Научные и проектные заведения

Научно-исследовательские институты и лаборатории.

11. Учебные туристские заведения

  • - высшие и средние специальные туристские заведения;
  • - институты повышения квалификации и переподготовки.

12. Органы управления туризмом

Представленный список не является, да и не может быть полным. Но он позволяет сформировать представление о том, что понятие "инфраструктура туризма" характеризует материальную составляющую по производству туристского продукта. Инфраструктура туризма необходимо отличать от материально-технической базы туризма. "Материально-технической базой туризма является совокупность всех вещественных элементов, используемых в сфере туризма. МТБ включает производственные здания и сооружения, транспортные средства, средства связи, оборудование и оснащение, всевозможные машины, механизмы, аппараты, устройства и т.д." . В отличие от этой материально-вещественной составляющей сферы туризма инфраструктура туризма характеризует организационно-производственную ее структуру.

Развитие гостиничного хозяйства напрямую связано с развитием туризма: эпоха массового туризма способствовала возникновению существенных изменений в инфраструктуре гостиниц.

Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление гостиничных услуг и организацию за вознаграждение краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях, домах для приезжих и т.д. К этой деятельности относятся и услуги ресторанов. В международной практике принята Стандартная классификация средств размещения туристов, разработанная экспертами ВТО (табл. 4.1). В России на основе указанной классификации разработан Государственный стандарт «Средства размещения», введенный в действие в 1999 г.

Таблица 4.1. Стандартная классификация средств размещения туристов

Коллективные средства размещения туристов

Гостиницы и аналогичные средства размещения

  • 1. Гостиницы
  • 2. Аналогичные заведения

Специализированные

заведения

  • 1. Оздоровительные заведения
  • 2. Лагеря труда и отдыха
  • 3. Общественные средства транспорта
  • 4. Конгресс-центры

Прочие коллективные заведения

  • 1. Жилища, предназначенные для отдыха
  • 2. Кемпинги
  • 3. Прочее

Индивидуальные средства размещения туристов

Индивидуальные средства размещения

  • 1. Собственные жилища
  • 2. Арендуемые комнаты
  • 3. Арендуемые жилища
  • 4. Размещение у родственников и знакомых
  • 5. Прочее

По уровню услуг отели делятся на несколько типов, причем общей услугой является предоставление размещения, а все прочие так или иначе способствуют повышению качества этой основной услуги и могут предоставляться в том или ином наборе.

Отельлюкс: 100-400 номеров; центр города; обслуживание на высоком уровне хорошо обученным персоналом, который выполняет различные пожелания клиентов; цена очень высокая; потребители - руководители крупных организаций, профессионалы высокого уровня, участники конференций на высоком уровне; условия элитарные, дорогая отделка помещений.

Отель высокого класса: 400-2000 номеров; в пределах города; широкий набор услуг, предоставляемый обученным персоналом; цена выше среднего; потребители - бизнесмены, индивидуальные туристы, участники конференций; дорогая мебель и оборудование, большой холл, рестораны.

Отель среднего уровня: стремится максимально использовать современную технологию и снизить эксплуатационные расходы и, следовательно, цены, в том числе за счет сокращения рабочей силы и автоматизации. Цены на среднем уровне по региону или несколько выше среднего.

Апарт-отель: 100-400 номеров; чаще всего самообслуживание; цена зависит от времени размещения; потребители - бизнесмены и семейные туристы, останавливающиеся на длительный срок; условия как в полностью меблированной квартире.

Отель экономического класса: гостиница с ограниченным набором услуг; 10-150 номеров; окраина или средняя часть города; ограниченное число персонала; цена невысокая, на 25-30 % ниже средней по региону, из-за чего пользуется спросом; потребители - экономные туристы, не нуждающиеся в полном пансионе; условия - современный, хорошо оборудованный номерной фонд, но, как правило, без питания.

По российскому стандарту гостиница классифицируется как предприятие временного проживания вместимостью не менее 10 номеров. Категорийность гостиниц обозначают символом? (звезда). Число звезд увеличивается в соответствии с повышением качества обслуживания и оборудования гостиницы. Для гостиниц установлены категории от одной до пяти звезд, для мотелей - от одной до четырех звезд. Классификация услуг проживания и терминология, представленные в нормативных документах России и Стандартной международной классификации видов деятельности в туризме (СИКТА), принятой ВТО, существенно различаются.

В различных странах мира для обозначения категорийно-сти гостиниц и других средств размещения применяется ряд символов - от звезд во Франции и России до корон в Англии.

Попытки введения унифицированной международной классификации гостиниц пока не увенчались успехом.

Классификация гостиниц по разрядам производится в зависимости от размеров и видов жилых и служебных помещений, оборудования предприятий, уровня комфортности номеров и общественных помещений, предоставляемых услуг и других факторов. Оплата номеров и других услуг зависит от разрядности. В зарубежных странах действует около 30 классификаций гостиниц. Их можно разделить на две группы:

0 «европейская» система на основе французской национальной классификации, распространенная в большинстве стран (разряд устанавливается присвоением определенного числа звезд - от 1 до 5);

о «балльная», или индийская, система, в основе которой лежит оценка гостиницы экспертной комиссией.

Количеству звезд европейской гостиницы соответствует определенный термин в американском варианте классификации:

Европейская классификация Американская классификация

  • ***** Super deluxe
  • * * * * Deluxe
  • * * * Expensive
  • * * Moderate
  • ? Inexpensive

Гостиницы делятся на три категории: высший класс (люкс) - 4-5 звезд; туристский класс (средний) - 2-3 звезды; экономический класс - 1 -2 звезды. Практически во всех классификациях оцениваются следующие основные параметры гостиницы: характеристика номерного фонда: площадь номеров, наличие коммунальных удобств в номерах и на этажах, комфортность номеров; оборудование и оформление интерьера; информационное обеспечение, в том числе связь; наличие лифта; характеристика общественных помещений; наличие и характеристика предприятий питания; обеспечение возможности дополнительных услуг бытового обслуживания и других; характеристики здания, подъездных путей; развитие инфраструктуры, обустройство прилегающей территории.

По определению ВТО, гостиница - это коллективное средство размещения, состоящее из определенного количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее набор услуг (минимум - заправку постелей и уборку) и сгруппированное в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров. Категорийность гостиницы должна быть указана на бланке туристской путевки ТУР 1, там же указывается и вид размещения: одноместный номер-ОД Н (SGL); двухместный -ДВМ (DBL); трехместный - TPM (TRP); четырехместный - ЧТМ (QUATR) и т.д.

Различают бол ьш и е и малые гостиницы. ВТО рекомендует считать малой гостиницу с числом номеров до 30. Другая точка зрения заключается в том, что малой должна считаться гостиница, которая может обслуживаться и управляться членами одной семьи. Малые гостиницы, как правило, независимые, не входящие в гостиничные цепи.

В организационной структуре управления гостиницами в мировой гостиничной индустрии утвердились две основные модели.

Первая модель связана с именем швейцарского предпринимателя Цезаря Ритца. Многие престижные отели мира носят его имя. Основная ставка в этих гостиницах делается на европейские традиции изысканности и аристократизма (например, «Палас-отель» в Москве). В настоящее время модель Ритца переживает кризис: за последние 25 лет с мирового рынка гостиничных услуг сошло более 2 млн гостиничных номеров в стиле «палас».

Вторая модель связана с именем американского предпринимателя Кемонса Уилсона (цепь гостиниц «Холлидей Инн»). В этой модели делается ставка на гибкость в удовлетворении потребностей клиента (независимо от того, в какой стране находится гостиница) в сочетании с поддержанием достаточно высоких стандартов обслуживания. Значительное внимание уделяется интерьеру. Основные требования к гостиничной цепи сводятся к следующему: единство стиля (архитектура, интерьер); единство обозначений и внешней информации; просторный и функциональный холл; быстрота регистрации клиентов; номера, предусмотренные для постоянных клиентов; завтрак «шведский стол»; наличие конференц-холла; гибкая система тарифов; единое управление, маркетинг и служба коммуникаций. Под контролем гостиничных цепей,

построенных по второй модели, находится более 50 % гостиничных номеров в мире. Такие цепи являются по сути финансово-экономическими империями, управляемыми одним собственником - головным холдингом.

Существует итретья модель организации - так называемые добровольные гостиничные цепочки (типа «Best Western», «Romantic Hotels» и др.). В этом случае под единой торговой маркой объединяют гостиницы по каким-либо однородным признакам, выдерживающие определенные стандарты и наборы услуг независимо от страны нахождения. Гостиницы - члены цепи платят взносы в единый фонд, который расходуется на объединенную рекламную и маркетинговую деятельность, продвижение продукта и т.д. При этом полностью сохраняется их финансово-экономическая и управленческая самостоятельность. По сути эти цепи представляют собой что-то вроде ассоциации гостиниц, объединенных единым договором.

Организация питания. В зависимости от типа гостиницы, ее назначения и класса заявленная стоимость проживания может включать или не включать питание. В туристской практике выделяют специальные планы, касающиеся питания туристов в гостиницах:

о европейский план (European Plan, ЕР) - питание туристов не включено в стоимость проживания. Этот план особенно широко распространен в США и большинстве крупных городов мира;

0 континентальный план (Continental Plan, CP) - стоимость проживания включает легкий «континентальный» завтрак, состоящий из кофе, булочек, масла, джема и т.д.; о бермудский план (Bermuda Plan, BP) - стоимость проживания включает полный «американский» завтрак в гостинице. Все остальные трапезы не включены; о модифицированный американский план (Modified American Plan, MAP) - стоимость проживания включает завтрак, «континентальный» (в Европе) или полный, и еще одну трапезу, как правило, ужин . Этот план широко распространен на курортах Багамских и Бермудских островов, Карибского бассейна и Мексики. В Европе этот план обычно называют полупансионом;

о американский план (American Plan, АР) - стоимость проживания включает завтрак, обед и ужин. В Европе этот план также называют полным пансионом. Полный пансион распространен на круизных судах, в «деревнях» и аналогичных курортах.

Как правило, бермудский и модифицированный американский планы предлагаются на популярных курортах. Европейский план чаще используется в гостиницах, рассчитанных в основном на транзитных пассажиров и деловых людей. В некоторых гостиницах на проживающих по модифицированному американскому плану распространяются определенные ограничения в выборе блюд из меню. За экзотические или дорогостоящие блюда, например омаров, приходится доплачивать.

В табл. 4.2 приводятся различные варианты организации питания при отелях и их международные обозначения.

При организации питания используются различные формы обслуживания:

  • 0 «табльдот» (общий стол) предполагает накрытие в залах ресторана больших столов, сервированных приборами, количество которых соответствует числу постояльцев;
  • 0 «шведский стол» предполагает самообслуживание и не ограничивает количество потребляемых блюд. Данный тип питания характерен для пляжного отдыха;
  • 0 «меню а-ля карт» предполагает ограниченное количество блюд, турист имеет возможность только прочитать их названия, но не может видеть их воочию, при этом нельзя заказать добавку или изменить заказ. Обслуживание организовано официантами. Такой тип организации питания характерен для городских отелей или дорогих высококлассных пляжных отелей.

Таблица 4.2. Варианты организации питания

Окончание табл. 4.2

Размещение и 3-разовое питание (завтрак + обед + ужин)

FB (полный пансион)

Бесконечно много разных блюд, почти неограниченные сроки организации приема пищи - стоимость данной услуги включена в стоимость тура

All inclusive (AI - все включено)

Предоставление постояльцу четырехразового питания и возможности употребления закусок, включая безалкогольные напитки и алкогольные напитки местного производства в течение светового дня (до 24.00 час)

Ultra all inclusive (UAI - ультра все включено)

Предоставление постояльцу четырехразового питания и возможности употребления закусок, включая безалкогольные напитки и алкогольные напитки иностранного производства в течение светового дня (до 24.00 час)

Extra all inclusive

(EAI - экстра все включено)

Предусмотрены также и варианты замены при организации питания:

о «сухой паек» (пикник) - компенсация пропущенного завтрака (обеда, ужина). Замена производится по предварительному заказу. Причины пропуска могут быть самыми разными, чаще всего это внеплановая поездка, дополнительная экскурсия и т.д.;

  • 0 «холодный ужин» - готовится по тем же причинам, что и сухой паек, но предполагает приезд туристов после окончания планового ужина и представляет из себя сервированный стол со всеми блюдами, присутствовавшими на плановом ужине, кроме горячих;
  • 0 перенос обеда или ужина на другой день также производится по предварительному согласованию.

Существуют также три основные разновидности завтраков:

0 «континентальный» состоит преимущественно из булочки и кофе (чая) и характерен для городских отелей и мотелей;

о «европейский» с большим разнообразием блюд и неограниченным их количеством, характерен для Великобритании и стран Америки;

о «мини-бар», когда в качестве дополнительной услуги в отелях начиная с 3 звезд предполагается использование внутриномер-ного бара.

Модели гостеприимства. В мировой практике существует четыре модели гостеприимства .

Европейская модель представляет гостеприимство «высокого полета» и высокой репутации. Кроме того, европейский гостиничный рынок - наиболее распространенный и развитый. Отличительные черты европейского гостеприимства:

  • 0 отели стремятся к сокращению номерного фонда, что усиливает индивидуализацию обслуживания клиентов;
  • 0 главное достоинство отелей - не в роскоши, а в изысканных и стильных интерьерах, высокой репутации и известности, высококлассном обслуживании;
  • 0 наиболее дорогие отели расположены в уникальных местах и зданиях, в исторических центрах городов;
  • 0 дорогие отели сохраняют и поддерживают традиции в отношениях с постояльцами;
  • 0 автоматизация европейских отелей не заменяет личностных отношений с постояльцами;
  • 0 сильнее чем где бы то ни было в Европе выражена гостиничная сегрегация, которая приводит к тому, что постоялец дорогого отеля никогда не столкнется в холле с постояльцем другого социального статуса;
  • 0 в то же время европейский гостиничный рынок отличает ди-версифицированность предложения - от дешевых придорожных гостиниц до крайне дорогих элитных отелей.

Азиатская модель гостеприимства противоположна европейской, что отражается в любви азиатов к роскоши, показному богатству, гигантизму. Именно в Азии находятся самый высокий (Шанхай), самый вместительный (Бангкок) и самый роскошный (Дубай) отели мира. Если в Европе категория гостиницы обратно пропорциональна ее вместимости, то в Азии наоборот. Отличительные черты азиатских отелей класса люкс:

о роскошь и богатство интерьеров и особенно экстерьеров;

о невысокая (по сравнению с Европой) стоимость и доступность услуг;

о возможность пользования разнообразной инфраструктурой и дополнительными услугами;

о широкое распространение систем обслуживания «АН inclusive» и «Ultra all inclusive».

Американская модель гостеприимства имеет черты как европейской модели, так и азиатской. Так, в центрах крупнейших американских городов распространены отели класса люкс, отвечающие требованиям типичных европейских гостиниц (стиль, небольшие размеры, индивидуальное обслуживание). В то же время основные курорты и туристские центры страны застроены отелями, внешне и внутренне напоминающими азиатские (их отличают большая вместимость, роскошь, развитая инфраструктура).

Восточноевропейская модель гостеприимства выделяется по причине наличия большой доли постсоветских предприятий гостиничной индустрии. С другой стороны, современный этап развития гостиничного рынка на постсоветском пространстве Европы характеризуется строительством новых средств размещения, типичных как для Европы, так и для Азии.

  • Кусков Л. С., Понукалина О.В. Менеджмент транспортных услуг: туризм. М., 2004; Арзуманян Э.А. Гостиничный и ресторанный сервис. Саратов, 2000.
  • Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг. Ростов-н/Д, 2005.