Нехватка воды в Крыму: помогут ли финансовые вливания? Перекрытие канала в крым грозит катастрофой для херсонской области В крым по воде

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ

Водный вопрос остается одним из самых больших проблем Крыма после его воссоединения с Россией. На днях об этом напомнила экологическая катастрофа в Армянске, а также попытка Украины эксплуатировать эту проблему в своих пропагандистских целях.

Крымские власти, конечно, призывают не переоценивать масштаб проблемы с водой. "Даже в высокий сезон, когда в Крым приезжает огромное количество отдыхающих, никаких перебоев с питьевой водой нет. А что касается воды, которую используют предприятия и сельхозпроизводители, то мы научились экономить, научились использовать технологию капельного орошения, научились правильно распределять воду", — пояснил председатель постоянной комиссии Госсовета Крыма по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексей Черняк. Однако экономии и капельного орошения явно недостаточно для сохранения больших объемов сельскохозяйственного производства, которым славился полуостров. "Эта проблема нам полностью закрыла производство риса и других культур, например, сахарной свеклы, кормовых культур в достаточных количествах для скота", — поясняет академик РАСХН, доктор технических наук Юрий Лачуга.

Решить эту проблему за 4 года так и не удалось, и сейчас она привела к экологической катастрофе на заводе "Крымский титан" — из-за обмеления кислотонакопителя предприятия увеличилась концентрация оставшихся кислот и испарение различных химических веществ в атмосферу. Региональные власти вынуждены были закрыть завод. Да, само предприятие (принадлежащее украинским собственникам) заплатит почти 737 миллионов рублей за экологический ущерб - однако проблема останется. Даже в случае, если "Крымский титан" будет национализирован.

Крым должен быть токсичным

Оптимальным вариантом решения проблемы станет, конечно, возобновление подачи воды из Украины через Северо-Крымский канал - однако в Киеве требуют сначала признать украинский суверенитет над полуостровом. "Если есть такое желание, то сначала надо обратиться к Украине и признать факт оккупации Крыма. Без этого вообще не о чем говорить", — заявил заместитель министра по вопросам "временно оккупированных" территорий Юрий Грымчак. В Крыму, понятно, крутят пальцем у виска. "Чтобы признавать оккупацию, должен быть факт оккупации. Крымчане сделали свой свободный выбор на референдуме, проведенном по международным нормам. Признавать тут нечего. Это их (киевские) мечты, что история пойдет вспять. Не пойдет. Говорить языком угроз с Крымом и Россией мы не позволим", — говорит вице-премьер Крыма Дмитрий Полонский. Поэтому украинские чиновники и говорят, что поставок воды не будет. "Любой ценой мы не дадим эту воду, потому что население в этой воде не нуждается. Она необходима предприятиям, которые находятся на оккупированной территории, и они эту воду не получат, — поясняет точку зрения Киева "постоянный представитель президента Украины в Крыму" Борис Бабин. — Никаких переговоров, никаких попыток маленькими шажочками подвести нас под подачу этой воды не будет… Это государственная позиция, мы знаем позицию президента по этому вопросу. Крым должен быть токсичным для государства-агрессора".

Выборы, выборы…

Некоторые российские эксперты объясняют принципиальность Киева стремлением вернуть полуостров не мытьем, а катанием. "Проживающие там позиционируются в медиа как люди второго сорта. Это значит, что официальный Киев не ставит задачу завоевать симпатии населения. Речь идет о возврате территорий без людей — такой средневековый подход", — считает украинский политолог Андрей Золотарев. Однако на Банковой все-таки сидят здравые люди, и понимают, что Крым они не получат - ни с людьми, ни без них. Поэтому весьма вероятно, что целью нынешней политики является не столько стремление вернуть полуостров, сколько использовать его для подъема рейтинга действующей украинской власти.

Как известно, Петра Порошенко жестко критикуют на Украине за постоянные поражения в "гибридной войне" с Путиным. Россия построила мост - Порошенко утерся. Россия создала препятствия украинскому судоходству в Азовском море - Порошенко утерся. Россия дала добро на проведение выборов в ДНР и ЛНР, а также строит "Северный поток-2" - Порошенко утирается. Кому-то может на секунду показаться, что Украина под началом нынешнего булавоносца полностью проигрывает "войну с государством-агрессором". И если сейчас Порошенко откроет Северо-Крымский канал, то он может поставить крест на своем переизбрании.

Однако проблема в том, что от устроенной Киевом экологической катастрофы страдает и население самой Украины - власти некоторых районов Херсонской области уже вынуждены были эвакуировать детей. Вот украинские чиновники и придумывают версии о том, что на самом деле проблема не в воде, а в действиях России. По одной из украинских версий, катастрофа стала следствием попадания в отстойник снаряда в ходе российских военных учений. По другой, речь шла о прямой диверсии со стороны России "с целью создания масштабной информационной кампании против Украины для дестабилизации обстановки на юге Херсонщины путем организации стихийных митингов недовольных экологической ситуацией местных жителей с обеих сторон административной границы с требованиями разблокировать дамбу на Северо-Крымском канале и восстановить подачу воды в Крым для прекращения техногенной катастрофы в регионе".

По турецкой трубе?

Что в этой ситуации остается делать Москве? Можно, конечно, продавить Киев и все-таки постараться заставить его подать воду в канал. Например, выйти из соглашения по Азовскому морю и заявить, что впредь для подписания документов на проход украинских судов через принадлежащий России Керченский пролив пограничник сначала должен помыть руки в этой воде. Украину давно уже пора учить цивилизованному ведению дел, и азовские досмотры судов как раз оказались очень эффективным уроком.

Однако в то же время нужно постараться найти альтернативные решения, и это не бурение дополнительных артезианских скважин (экологи уже предупреждают, что это приведет к еще большей катастрофе). Возможно, стоит вернуться к проекту о строительстве огромного водопровода с Кубани и изучить в этом плане турецкий опыт (Анкара построила аналогичный водопровод на Северный Кипр). Да, это сложно, да, это дорого, однако два миллиона крымчан, которые сделали свой выбор в пользу России, достойны такого проекта. И это уже не говоря о том, что Москве нужно превращать Крым в некий эталон развития, которому завидовали бы остальные регионы Украины. Завидовали, и хотели бы присоединиться.

"Объявив "водную блокаду Крыма", Украина тем самым поставила Херсонскую область на грань экологической катастрофы, - пишет в своем Живом Журнале Сергей Александров . - Поначалу, конечно, на Украине всё было вроде хорошо, но такие изменения не проявляются за неделю, и за год, и вот, спустя почти пять лет после начала "блокады" её результаты дали о себе знать.

В Крыму, чтобы компенсировать нехватку воды, которая ранее шла по Северо-Крымскому каналу, пробурили множество скважин разной глубины, из которых ведется значительный отбор воды, естественно это повлекло за собой снижение уровня грунтовых вод в Херсонской области.

"Из-за своего слабоумия и некомпетентности, бездарная власть нанесла ущерб не только Крыму, но и подконтрольной им территории... Когда вода начинает застаиваться, происходит поднятие грунтовых вод и обмеление. Поселки, находящиеся в низинах, уже настигло подтопление: в огородах и погребах стоит вода. Она же уничтожает плодородный слой земли, что сулит реальной экологической катастрофой для центральной части Европы". Что же касается поселков на возвышенностях и их окрестностей,то там подъем грунтовых вод приводит к усиленному испарению, что действительно вызывает засоление почв.


По сведениям Курортно-информационного центра

добраться в Крым можно одним из предложенных ниже способов:

  1. 1. воспользовавшись авиасообщением
  2. 2. с помощью парома или на катамаране
  3. 3. по железной дороге
  4. 4. на автомобиле

Итак, рассмотрим подробнее каждый из способов передвижения.

Как добраться в Крым самолетом? Авиасообщение с Крымом в 2014.

В июне 2014 года авиасообщение налажено между Симферополем и 24 городами Российской Федерации. В планах, международный аэропорт "Симферополь" будет принимать гостей Крыма из 37 городов, в том числе из других стран, в частности Турции и Узбекистана. Сегодня более 20 авиакомпаний привлечены для полетов в Крым. В числе таких компаний можно назвать "Добролет", являющийся low cost авиакомпанией и дочерней структурой "Аэрофлота". Авиабилет Москва - Симферополь с "Добролетом" будет стоить от 1 тыс.рублей. Цены на рейсы по маршруту Москва - Симферополь - Москва, благодаря некоторым законодательным инициативам, на 20-30% ниже, чем рыночные. Ежедневно "Добролет" выполняет 4 рейса в Крымском направлении.

Кроме "Добролета" Росавиация заключила договоры на полеты по специальному тарифу, предусматривающему значительные скидки в стоимости билетов (субсидированные), с авиакомпаниями, осуществляющими полеты из 12 городов России.
Ниже представляем список городов, из которых летают самолеты в Симферополь (обратите внимание: не все авиакомпании предлагают субсидированные или лоу-кост тарифы):
* Архангельск
* Екатеринбург
* Иркутск
* Казань
* Калининград
* Кемерово
* Киров
* Красноярск
* Москва
* Нижневартовск
* Нижний Новгород
* Новосибирск
* Самара
* Санкт-Петербург
* Сургут
* Томск
* Тюмень
* Уфа
* Челябинск
Данный список может быть не полным, так как география полетов постоянно расширяется. Актуальную информацию для пассажиров Вы можете посмотреть на сайте Симферопольского аэропорта

Как добраться в Крым по воде? Водное сообщение с Крымом: паром или катамаран

Паромная переправа между портами "Кавказ" и "Крым" полностью переориентирована под пассажирские перевозки. Это решение позволило увеличить пропускную способность переправы. К сожалению, это не избавило нас навсегда от очередей, тем не менее, отсутствие грузовых автомобилей, существенно сократило ожидание посадки. 4 пассажирских парома: "Ейск", "Николай Аксененко", "Ионас" и "Керченский 2", каждые сутки совершают 20 оборотных рейсов. Если Вы едите автобусом, то для этого вида транспорта есть своя очередь. Автобусы, курсирующие по "мультимодальной системе", проезжают вне очереди.
Стоимость паромной переправы составляет:
1) для легковых автомобилей от 1200 рублей до 2,5 тыс.рублей, в зависимости от авто;
2) для пассажиров 162 рубля за каждого пассажира, включая водителя;
3) для детей до 6 лет билет стоит 2 рубля, для детей от 6 до 12 лет билет стоит 81 рубль, для детей старше 12 лет билет стоит 162 рубля.
Актуальную информацию об условиях и стоимости перевозки Вы можете посмотреть на официальном сайте перевозчика (ссылка откроется в новом окне).

Кроме уже действующей паромной переправы в Керчи, в июле будет запущен автомобильно-пассажирский паром по новому маршруту Новороссийск - Севастополь. Время в пути будет составлять примерно сутки. Однако, по мнению губернатора Севастополя, это все же лучше, чем стоять в очереди. Думаем, что это может быть оправдано, особенно, если Вы планируете отдых в городах, расположенных ближе к Севастополю.

Чтобы попасть на Крымский полуостров, Вы также можете воспользоваться скоростными катамаранами "Сочи-1" и "Сочи-2", которые с 1 июня курсируют из Анапы в Ялту с остановкой в Феодосии. Катамараны выполняют по одному рейсу в сутки.
Время и стоимость передвижения катамаранами смотрите ниже:
* Из порта Анапа катамаран выходит в 14.00 - в порт Феодосия прибывает в 17.15, а в 17.45 отправляется в Ялту - прибывает в порт Ялта в 20.45.
* На следующий день из порта Ялта катамаран выходит в 7.30 - в порт Феодосия прибывает в 10.30, а в 11.00 отправляется в Анапу - прибывает в порт Анапа в 14.15.

1) Стоимость билета Анапа - Ялта: для детей до 6 лет - бесплатно, для детей от 6 до 12 лет 1350 рублей, детям от 12 лет и взрослым 2700 рублей.
2) Стоимость билета Анапа - Феодосия: для детей до 6 лет - бесплатно, для детей от 6 до 12 лет 750 рублей, детям от 12 лет и взрослым 1500 рублей.
3) Стоимость билета Феодосия - Ялта: для детей до 6 лет - бесплатно, для детей от 6 до 12 лет 600 рублей, детям от 12 лет и взрослым 1200 рублей.
Актуальную информацию об условиях и стоимости перевозки Вы можете посмотреть (ссылка откроется в новом окне).

Как доехать в Крым на поезде?

В Крым можно попасть по-прежнему, воспользовавшись услугами железнодорожных перевозчиков. Поезда, курсировавшие по территории Украины, осуществляют движение по установленному графику, без изменений. Ежедневно в Крым из Украины прибывает около 20 поездов.

В августе в планах стоит запуск прямого маршрута Москва - Симферополь, который будет следовать через паромную переправу в Керчи. По предварительным данным билеты будут стоить от 2800 до 5200 рублей, а время в пути будет составлять около 45 часов.
Поезд будет укомплектован плацкартными вагонами, вагонами купе и спальным вагоном. Предположительно из Москвы поезд будет отправляться в 8 вечера, а прибывать в Симферополь в 5 вечера через сутки. Основными станциями, через которые будет пролегать маршрут, будут: Ростов-на-Дону, Рязань, Липецк, Воронеж.
Специалисты по железнодорожным пассажирским перевозкам считают, что данный маршрут будет таким же комфортным, как и маршрут, предлагаемый по "единому билету" ("мультимодальной" системе), информация о которой представлена ниже.

По "единому билету" Вы можете добраться в Крым и в частности города-курорты: Симферополь, Севастополь, Керчь, Феодосия, Судак, Ялта, Евпатория. Предлагаемая "мультимодальная" система объединяет в себе железнодорожный, морской и автомобильный виды транспорта. Приобретая "единый билет" в любой железнодорожной кассе, Вам всего лишь необходимо предоставить паспорт и оплатить услугу.
Актуальную информацию о местах продажи билетов, рассписании и пунктах отправки транспорта, Вы можете посмотреть (ссылка откроется в новом окне).

Автолюбители по-прежнему могут доехать в Крым на личном авто. Чтобы наслаждаться Черным морем, Вам потребуется: 1. Оформить "Грин карту" или "Осаго"; 2. Купить для автомобиля полис добровольного страхования в той комплектации, которую Вы посчитаете для себя оптимальной. И, вперед!
В зависимости от того, с какой стороны Вы планируете въезжать на полуостров, таким способом передвижения Вы и воспользуетесь. Если будете ехать в Крым из Украины, можете выбрать: въехать на полуостров через Армянск (Красноперекопский район) или через Чонгар (Генический район Херсонской области). Проходите таможенный контроль. Далее по выбранному Вами маршруту к месту отдыха. Карты, навигатор и GPS-координаты Вам в помощь:) Если же Вы будете ехать в Крым из России, без заезда на территорию Украины, тогда паромное сообщение - именно то, что Вам подойдет в дополнение к картам и навигатору. О способе путешествия паромом, мы уже написали выше. В любом случае, будьте готовы, возможно Вам придется постоять в очереди. Но ведь Вы хотите к морю? Тогда с улыбкой в Крым, не смотря ни на что!

Что же, теперь Вы знаете не один способ как добраться в Крым, а значит с легкостью сможете приехать и на отдых в Поповку, и к нам, на виллу "Ковчег". Подробнее о том, как из Евпатории, Симферополя или другого города, добраться в Поповку, читайте .

Желаем Вам приятного путешествия и ждем на отдых в Крыму!

Правительство России потратит 19 миллиардов рублей, сообщил замглавы Минэкономразвития России Сергей Назаров. По словам чиновника, в ближайшие три года будет реализована трехэтапная программа по снижению водного дефицита. Она предусматривает создание инфраструктуры для обеспечения восточных районов полуострова из трех подземных источников в его центральной части.

Тем временем телеканал «Первый Крымский» передает, что местные опустели. В сюжете журналистов говорится: у берега Симферопольского водохранилища теперь другой «рисунок» – участки суши стали больше. Местные жители к переменам относятся настороженно, однако российские власти полуострова уверяют, что ситуация не критична. По словам заместителя главы подконтрольного России Госкомитета по водному хозяйству и мелиорации Андрея Лисовского , объемы воды в водохранилище соответствуют среднему многолетнему показателю.

​Российский независимый эксперт, кандидат геолого-минералогических наук Юрий Медовар убежден, что эксплуатировать подземные воды Крыма – не выход.

Использовать подземные воды в целях мелиорации – преступление, это очень дорогое удовольствие

Юрий Медовар

– Я уже не раз говорил, что XXI век – это век войн за воду. Не хватает водных ресурсов не только в Крыму, но и по всему миру. Северо-Крымский канал в свое время дал полуострову вторую жизнь. К нам обращались из одной организации крымской с просьбой помочь насчет подземных вод, я специалист по ним. Но дело в том, что использовать их в целях мелиорации – преступление, это очень дорогое удовольствие. Чистых подземных вод не так много в Крыму, за счет их разработки снизу подтягиваются солоноватые воды, которые пить нельзя. Кроме того, почва недополучает питание снизу, потому происходит ее трансформация в те самые знаменитые крымские солончаки, на которых ничего не растет. Специалисты говорили мне, что они сделают акведук: то есть как Керченский мост, только сверху будет течь вода. А откуда вы воду возьмете? Говорят, из Кубани. Но Дон мелеет, так можно обезводить Юг России.

Юрий Медовар отмечает, что в таких условиях вполне реалистичным вариантом становится опреснение морской воды.

– Наиболее высокая технология в этой сфере у Израиля – они опресняют воду из Средиземного моря практически до питьевой. Минерализация и соленость – менее одного грамма в литре. У нас такой опреснительной установки нет, а еще для этого нужно большое количество электроэнергии, с которой у Крыма тоже проблема. Куда ни кинь – везде клин. Получается, что единственный выход – дать воду из Днепра, но Северо-Крымский канал же сухой, он разрушается. Можно выделить не 19, а 190 миллиардов, но если нет воды, откуда ее взять?

Заместитель директора Института водных проблем и мелиорации, бывший первый заместитель главы украинского Государственного агентства водных ресурсов Михаил Яцюк обращает внимание на другой аспект российской программы, но прогнозы также дает негативные.

Деньги, скорее всего, выделяются на поиск источников и инженерные решения по аккумуляции стоков. Но это приведет не только к деградации почв, а и ударит по экологии

– В центральной части Крыма нет такого количества воды, чтобы обеспечить все потребности. Я внимательно почитал документы – там больше смысла в дополнительной аккумуляции стоков именно в центральной части, где есть возможность построить дополнительные водохранилища или водоемы, чтобы потом перебрасывать воду на Восток Крыма. Деньги эти, скорее всего, выделяются на поиск дополнительных источников и инженерные решения по аккумуляции стоков. Но опять же – это приведет не только к деградации почв, а и ударит по экологии. У каждой реки или водозаборной площади есть ресурс, который можно изымать, и это не приведет к негативным последствиям. Если же его полностью аккумулировать, это приведет к серьезным нарушениям экологической обстановки в бассейнах рек.

БОЛЬШЕ