«СП»: — Почему же сейчас речь идет о закрылках

На месте крушения Ту-154 в Черном море найдено тело погибшего в 6 км от берега. Об этом сообщил официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков. По предварительным данным, это журналист "Первого канала", на месте найдены также его документы. Ранее в Черном море были обнаружили обломки Ту-154. В качестве причин падения рассматривается неисправность самолета и ошибка экипажа. Ведущий "Коммерсантъ FM" Максим Митченков обсудил ситуацию с майором ВВС, летчиком-инструктором Андреем Красноперовым.


- Что могло послужить причиной катастрофы этого лайнера, как вы считаете?

Об этом скажет только "черный ящик", который поднимут с этого лайнера. Но, как вы говорите, версии - ошибка пилота и отказ техники - это реальные причины, как всегда бывает в таких случаях. Но это слишком подозрительно, что самолет после взлета в наборе высоты, это буквально несколько десятков минут, пропадает с экранов радара.

Сейчас уточнили, что это произошло на седьмой минуте, при наборе высоты или при развороте, по всей видимости, над Черным морем.

Это значит то, что двигатели работали исправно, топливо было нормальное. Если бы это случилось на взлете, причиной могло быть топливо. Ситуация, возможно, схожа с трагедией в Шарм-эш-Шейхе, там тоже после взлета прошло совсем немного времени.

- Вы имеете в виду версию теракта?

Конечно. Что очень странно, самолет на взлете падает очень редко, тем более такого класса. Ту-154 имеет три двигателя, он очень надежен. Я на них сам летал как пассажир очень часто.

- Почему неисправность самолета вы не рассматриваете? Ведь Ту-154 - самолет далеко не новый.

Да, но они очень надежные. Я могу рассматривать конструкцию самолета с точки зрения летчика, и поверьте, что связано с управлением самолета, там настолько надежная система управления стоит, не как сейчас электроника, а есть тросовые дублирующие системы, в том числе системы управления самолетом, то есть при отказе одной системы, вступает другая. Учитывая опыт летчиков, которые летают сейчас на этих самолетах, все-таки мне очень странна эта ситуация, что была всего лишь седьмая минута после взлета. Я понимаю, что самолет взлетал с нашего аэродрома, и за ним же следила система электронная наблюдения, так что не могло быть, что кто-то к нему подлетал, во что-то он мог врезаться.

Изначально сообщали, что он просто пропал сигнал с экранов радаров, но при этом самолет не подавал никаких сигналов бедствия.

Это говорит о том, что самолет, как и в Шарм-эш-Шейхе, моментально потерял скорость и просто упал в штопорное положение, то есть неуправляемое. В этом случае летчик просто при такой перегрузке, которая в этом случае случается, не только не мог доложить диспетчеру, но и включить сигнал бедствия был не в состоянии. Представляете, лайнер начинает просто сильно вращаться. Поэтому я думаю, произошло разрушение самолета, как это было в Шарм-эш-Шейхе, где скорость у него была сначала 780 км/ч и потом резко стала 170 км/ч, и потеря высоты 1000 м.

Сейчас надо посмотреть радары, именно как скорость падала. То есть самолет мог спланировать и сесть на воду. Недавно был случай с Ту-154, когда спасли людей, 37 человек. Летчики тогда смогли посадить лайнер на незнакомое поле при сильным ветре, в сильном снежном буране, и они спасли практически всех людей.

В данной ситуации были простые метеоусловия, если бы что-то случилось с самолетом, с двигателем, он бы просто развернулся, и стал планировать в сторону аэродрома, сел бы в прибрежной зоне. Пускай самолет бы развалился, но летчики, и экипаж, и пассажиры были бы живы, понимаете? А тут резкое падение, так бывает в том случае, когда что-то нештатное случилось, что-то взорвалось, что-то отвалилось. Как правило, у этих самолетов только может отвалиться хвост. А во всех остальных случаях летчик спокойно мог передать информацию, включить сигнал бедствия, но этого не случилось. Значит, что-то было такое нештатное, резкое на седьмой минуте полета. Так что, на экипаж я не могу грешить, а техника так резко не ломается.

Разлет осколков при такой скорости, а скорость у него в наборе порядка 600-700 км/ч, уже там он идет свыше, на таком расстоянии вполне может быть. Но если бы самолет падал целый, то такого бы не было разлета осколков, поверьте. Самолет развалился, просто развалился, значит, взорвался, значит, где-то кому-то дали чемоданчик, учитывая, что это был рейс в Сирию, и летели музыканты из ансамбля, могли что-то пронести с этими музыкальными инструментами, кто-то что-то мог подложить. Поверьте, такой разлет осколков бывает только при разрушении самолета в воздухе. Просто он взрывается, и все. А когда лайнер просто падает, получается пятно масляное, и потом всплывают части. Самолет, если он падает, пикирует в воду, просто исчезает, его находят через какое-то время. А тут даже нашли человека уже, который уже в прибрежной зоне пострадал от обломков. Это говорит о том, что обломки падали на землю в беспорядочном падении, значит, он взорвался в воздухе.

Если следовать этой информации, пилот все-таки перепутал рычаги управления шасси и закрылок. В Минобороны версию назвали выдумкой

Цветы и свечи на набережной Сочи в память о погибших в авиакатастрофе Ту-154 Минобороны РФ. Фото: Артур Лебедев/ТАСС

ОБНОВЛЕНО 11:58

СМИ назвали причину крушения Ту-154 над Черным морем по версии Минобороны. Согласно этим данным, к катастрофе привели два фактора: избыточный вес груза в самолете и ошибка пилота, перепутавшего рычаги управления шасси и закрылок. Об этом рассказали неназванные источники Life.ru , знакомые с ходом расследования. По данным телеканала, когда экипаж заметил ошибку, было уже поздно: тяжелому Ту-154 не хватило высоты, он ударился о воду хвостовой частью фюзеляжа и разрушился.

«Данные речевого и параметрического самописцев, изученные экспертами Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны в Люберцах, говорят, что на третьей минуте полета, когда лайнер находился на высоте 450 метров над уровнем моря, сработали датчики системы курсовой устойчивости. Машина стала резко терять высоту из-за проблем с закрылками», — приводит цитату Life.ru.

При этом в Минобороны версию о катастрофе из-за второго пилота назвали «абсолютным бредом и выдумкой», передает ТАСС . «Считаем недопустимым и аморальным пытаться голословно обвинять кого-то и выдумывать какие-то выводы до завершения расследования», — сказал официальный представитель министерства генерал-майор Игорь Конашенков. По его словам, комиссия по расследованию продолжает работу.

Версию СМИ комментирует заслуженный пилот СССР, президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов:

Олег Смирнов президент фонда «Партнер гражданской авиации» «Я эту версию высказывал в день катастрофы, как одну из возможных. На Ту-154Б такой недостаток был, рычаг уборки шасси и рычаг уборки закрылков рядышком расположены. И были случаи попытки уборки закрылков вместо шасси, а это приговор. На взлете — это приговор. Потому что самолет находится в такой аэродинамической конфигурации, когда закрылки просто его держат, подъемная сила благодаря выпущенным закрылкам. Скорости-то нет соответствующей, и, когда убираются закрылки при выпущенных шасси при том, а шасси — это колоссальное сопротивление аэродинамическое, самолет сразу падает под себя, вниз, в данном случае в море. Рычаги не похожи. Но вот представьте себе, вы сидите у себя в кабинете, у вас нет ни болтанок, ни шума, ни гроз, ни скорости никакой, а то вдруг ваш стол движется со скоростью 300 километров в час. Что вы там, особенно присматриваетесь, что ли? Вы же должны пилотировать помимо всего прочего. Вы тянете руку и автоматически путаете этот рычаг и, соответственно, убираете вместо шасси закрылки».

Источники телеканала добавляют, что из-за ошибки пилота самолет перешел в запредельный угол атаки, экипаж попытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, однако сделать этого уже не успел. Комментарий вице-президента Профсоюза летного состава России, заслуженного работника транспорта Российской Федерации Альфреда Малиновского:

Альфред Малиновский вице-президент Профсоюза летного состава России «Рычаги расположены рядом, но они визуально очень отличаются. Рычаг уборки шасси в виде колеса — пневматика, то есть вот оно, колесо шасси. А рычаг уборки закрылков совершенно другой вид имеет. То есть визуально, если смотреть на них, не спутаешь. Ну, в конце концов, расшифровка обязательно покажет. А что касается перегруза, да, я об этом говорил, потому что там никакого контроля со стороны наземных служб не было, контролировал один экипаж. Экипаж неопытный, повторяю и буду повторять. Три тысячи часов налета и меньше тысячи часов в качестве командира корабля — это детский налет. У него не хватило опыта проконтролировать самому. И кроме перегруза, ведь он заправился на 37 тонн, он заправился топливом с расчетом и туда и обратно, чтобы не делать этого в Сирии. Ясно, что перегруз. И я еще убежден в том, что кроме перегруза там была задняя центровка, что и способствовало тому, как говорил один из свидетелей пограничников, что он разбегался, как мотоцикл на заднем колесе. То есть как только появилась скорость, он задрал нос, и задняя центровка обусловила вот такую конфигурацию взлета. Он уже на разбеге был на закритических углах, а дальше набора быть не могло, поэтому он ударился хвостом».

Катастрофа с Ту-154 Минобороны России произошла 25 декабря. Борт направлялся на сирийскую базу Хмеймим с дозаправкой в Сочи. Рано утром после вылета из сочинского аэродрома самолет рухнул в воду в нескольких километрах от берега. На борту лайнера находились 92 человека, в том числе артисты музыкального ансамбля Российской армии имени Александрова и Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза.

Как развивались события в роковую ночь

Полет в Сирию был запланирован заранее. Артисты ансамбля имени Александрова практически в полном составе летели на авиабазу Хмеймим, чтобы поздравить наших военных с Новым годом. Вместе с ними на борту находилась известная и многими любимая врач Елизавета Глинка (Доктор Лиза), 9 журналистов федеральных телеканалов: Первого канала, НТВ, «Звезды». Всего на борту находилось 8 членов экипажа и 84 пассажира. Также в Сирию летел еще один самолет - но уже только с военнослужащими.

В этой трагедии скопилось очень много случайностей. Как оказалось, до последнего согласовывались списки журналистов, которые должны были полететь в Сирию. Так, например, как стало известно «МК», только с одного телеканала, который также потерял в этой трагедии своих корреспондентов, два человека в последний момент отказались от командировки. Должен был лететь в этом самолете и Иосиф Кобзон. Один из солистов ансамбля отказался от гастролей из-за рождения сына… В итоге как минимум за день до отлета был составлен окончательный список всех летевших.


(24.12) 21.00. К этому часу практически все летевшие в Сирию собрались в аэропорту Чкаловский. Именно отсюда стартуют военные борта в Сирию.

00.00. Как правило, на сборы в аэропорту Чкаловский и регистрацию на рейс отводится не больше трех часов. И примерно в полночь борт Минобороны вылетел из Москвы в Сочи.

(25.12). 2.30. Самолет Министерства обороны благополучно сел в аэропорту Адлер. Началось прохождение таможни.

2.30–5.00. Самолет прошел таможню, дозаправку и стал готовиться к плановому перелету Сочи-Хмеймим.

5.21. Самолет вылетел из аэропорта Адлер. Стал набирать высоту.

5.25. Так и не набрав высоту, самолет совершил разворот в сторону аэродрома вылета.

5.27. Отметка самолета Ту-154 Минобороны пропала с радаров.

7.50. Поступили первые сообщения о крушении самолета.

7.59. Подтвердилась информация, что на борту самолета находились артисты ансамбля им. Александрова.

8.20. Подтвердилась информация, что на борту также находились журналисты.

9.00. Подтвердилась информация, что на борту находилась правозащитница и врач Елизавета Глинка, также известная как Доктор Лиза.

9.20. Появилась информация, что в 1,5 километрах от Черноморского побережья Сочи, на глубине около 70 метров, обнаружены фрагменты корпуса самолета.

13.00. Минобороны уточнило число находившихся на борту - 84 пассажира и 8 членов экипажа. Также было сообщено, что в поисково-спасательной операции задействованы 4 корабля, 4 вертолета, один самолет и беспилотные летательные аппараты. На борт спасательного судна сначала были подняты 4 тела погибших. Затем - еще шесть. Дополнительно в район катастрофы направлены 6 кораблей и судов Черноморского флота, телеуправляемые глубоководные аппараты и 63 водолаза. Затем - еще 50 водолазов с других флотов.

15.00. Продолжалось наращивание группировки поисково-спасательных сил в районе авиакатастрофы. Был сформирован район поиска площадью 10,5 кв. км. Район был разбит на секторы, а поиск организован в круглосуточном режиме. Для подсвечивания береговой линии в темное время направлены прожекторные установки и спецтехника. В поисках к этому моменту были задействованы уже 27 кораблей и судов, 37 водолазов, 4 вертолета, БПЛА и телеуправляемые глубоководные аппараты. На аэродроме Адлер дежурили группы оказания медицинской и психологической помощи, выделен автотранспорт для перевозки родственников погибших к местам временного размещения.

Почему лайнер перед исчезновением с радаров сделал разворот на 180 градусов? Почему экипаж не подал сигнал бедствия?

Слишком много «но»
Куда делись тела погибших и почему обнаруживаются преимущественно их фрагменты? Вкупе с огромным, до 8 километров, радиусом разброса обломков это наводит на определенные размышления, главное из которых – зачем так настойчиво отвергается версия теракта? Возникает тревожная ассоциация с крушением над Синаем. Уж очень похожая картина вырисовывается.

При этом причины катастрофы, которые озвучиваются официальными источниками в числе наиболее вероятных, рассыпаются как карточный домик. Ошибка экипажа? Бортом управляли мастера высшего класса. Техническая неисправность? Авторитетные эксперты убеждены, что с машиной все было в полном порядке. Некачественное топливо? Не помешало другим самолетам благополучно долететь. Посторонний предмет? Мог вывести из строя лишь один двигатель, и опять же, командир успел бы подать сигнал СОС.

К вечеру 26 декабря прозвучала еще одна версия – перегруз, которую трудно комментировать с позиции здравого смысла. Кстати, лидеры ЛДПР и КПРФ – Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов возможность взрыва на борту считают наиболее вероятной.
Была ли вспышка?
Сегодня стало также известно, что водолазы нашли объект, схожий по очертаниям с фюзеляжем самолета. Бортовые самописцы лайнера до сих пор не обнаружены. Главком ВКС РФ Виктор Бондарев уверен, что «при обнаружении самолета на дне моря обязательно будут подняты накопители информации. Он уточнил, что «самолет был технически исправен, недавно он прошел технический ремонт», а «готовность экипажа полностью соответствовала всем требованиям».

А вот как описали катастрофу Ту-154 очевидцы. «Мы с мужем стояли и слушали шум моря, потом слышали, что взлетает самолет.Моторы работали нормально. Я краем глаза увидела - самолеты же с огнями летают - прямо над морем яркую вспышку, точнее, не вспышку, а свет от фар самолетных и потом уже брызги. Причем очень большие», - поведала жительница Краснодарского края Ирина Авдеенко одному из российских телеканалов.

«В этот момент уже не было шума мотора. То есть моторы уже не работали. Они как-то в один момент раз - и заглохли. Жужжали, жужжали и раз - заглохли, и брызги», - добавила она.

Вспышка, о которой говорит эта женщина, попала на чей-то видеорегистратор. Вскоре эта запись была выложена в интернет, впрочем, сказать что-то конкретное после ее просмотра неспециалисту не представляется возможным.

Заслуженный пилот СССР, глава комиссии по гражданский авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов, который ранее принимал участие в расследовании других авиапроисшествий, рассказал «Газете Ру», что нельзя исключать ни одной из версий гибели Ту-154.
Специалист отметил, что, даже если «черные ящики» обнаружить не удастся, анализ фрагментов лайнера может сказать о многом, в том числе и о том, почему самолет упал.

«Только для этого нужно провести химический, физический и математический анализ обломков, а также ряд других экспертиз. По «Боингу», который сбили над Донбассом, этого, к примеру, не сделали. У наших экспертов есть возможность провести подобный анализ, они его могут сделать - было бы желание", - заключил он.

Минтранс пока не считает версию о теракте основной. Но другие не выстраиваются. Погода? Была отличной. Пилоты? Опытные. Самолет? Технически исправен. Случай очень похож на взрыв самолета "Когалымавиа" над Синаем. Тогда ФСБ официально объявила о теракте только две недели спустя после крушения… И есть еще одна версия — о радиоэлектронной атаке.


Тайное следствие: Как будут выяснять причину трагедии Ту-154

Версии катастрофы

Какие же версии основные? Это ошибка пилотов, неправильная центровка груза. Но командир Ту-154 Роман Волков имел общий налет более трех тысяч часов и неоднократно совершал рейсы в Хмеймим по данному маршруту. Штурман Александр Петухов был награжден орденом Мужества за посадку аварийного Ту-154 на Чкаловском в 2011 году.

Самолеты типа ТУ-154, по отзывам специалистов, просто так в воздухе не разваливаются. Самолет сделан с учетом выдерживания нагрузок в разы превышающих полетные, у него трехкратный запас прочности всех систем. Старение и усталость металла после замены деталей — это для него не критично. Неправильная центровка? Но тогда бы не было такого разброса обломков.

Борт стал терпеть крушение на скорости полета около 300 км в час, высота была примерно 1200 метров, это стандарт при двух минутах полета. "При возникновении тряски, постороннего звука, вспышки кто-то бы из членов экипажа или корреспондентов какую-то информацию бы выдал", — сказал Правда.Ру Герой России, летчик Анатолий Кнышов.

"У каждого пассажира есть телефон, даже если было бы 15-20 секунд, этого бы хватило. Но судя по тому, что никто не смог каким-то образом сообщить об их состоянии, о положении на борту, о состоянии техники, это говорит о мгновенном характере разрушения воздушного судна ", — эксперт.

Это был не простой рейс — статусный

Многие специалисты отмечают, что характер обломков и их разлет на большое расстояние говорят о взрыве на борту. Например, стойку шасси нашли в воде. Она убирается сразу после взлета и находится в гондоле. Не могло ли быть что-то в этой гондоле, что вызвало отрыв стойки шасси от самолета, тогда и часть крыла может отвалиться, а самолет разрушиться в воздухе?

Главные доводы "в пользу" версии теракта — это принадлежность самолета министерству обороны и статусность рейса, на котором летели российские знаменитости. Кто мог пронести бомбу? Так же, как в Шарм-эль-Шейхе, служащий аэродрома в Москве или Адлере. А могли что-то передать в Сирию через артистов как посылку или в багаже доктора Лизы. Источник "Интерфакса" в правоохранительных органах заверил, что аэропорт Чкаловский представляет собой хорошо охраняемый объект военного назначения, и проникнуть туда с тем, чтобы подложить на борт взрывное устройство, нельзя.

Аэропорт в Сочи, отметил собеседник агентства, — двойного назначения, поэтому охраняется в усиленном режиме. А вот мнение летчика-инструктора Андрея Красноперова. "Я летал с Чкаловского на восток, и досмотра не было никакого, с безопасностью гораздо хуже, чем в гражданских аэропортах. И вы сами это знаете, если летали бортами военно-транспортной авиации", — сказал Красноперов.

Если это теракт, то он встраивается в один ряд с убийством посла Андрея Карлова в Анкаре. В один ряд с и гробы, если Россия не остановится в Сирии. Заметим, что отключенные транспондеры и все системы связи можно объяснить следующим образом. Накануне трагедии в Черное море зашел французский разведывательный корабль Dupuy de Lome, который может радиоимпульсом вырубить всю "электронику" самолета. Эта практика применяется широко Израилем именно в отношении российских самолетов в Сирии. Сообщается, что на телах жертв катастрофы были спасательные жилеты. Значит, экипаж успел предупредить их, но не диспетчера. Это укладывается в версию о радиоэлектронной атаке. Но это уже не терроризм, это война с НАТО.

Есть еще один вопрос, зачем надо было направлять ансамбль в воюющую страну, где рядом десятки тысяч вооруженных до зубов отморозков с наставниками из НАТО еще совсем не сдались? Самоуспокоенность, что всех победили? Это сквозит и в словах президента, что "мы сильнее любого агрессора", и в заявлении председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктора Озерова, который уже спустя несколько часов после трагедии сказал, что " .