Храм мэйдзи дзингу в токио - один из самых крупных синтоистских святилищ страны восходящего солнца. Храмы токио Архитектурные особенности постройки

Медзи Дзингу – это самый значительный, самый большой и самый популярный в Токио синтоистский храм. Японцы идут сюда испросить благословления богов в различных жизненных начинаниях, будь то свадьба, рождение ребенка, бизнес-проекты или просто сдача важного экзамена в школе или университете.

В этом святилище «проживают» души императора Мэйдзи, при жизни носившего имя Муцухито, и его супруги императрицы Сёкэн.

Император Муцухито правил в Японии в 1868-1912 г.г. История говорит о том, что никогда страна не знала такого мощного скачка в развитии, как в этот период, когда Япония из феодального отсталого государства превратилась в одну из ведущих мировых держав. Муцухито был побочным сыном императора Комэй, и унаследовал престол от отца в возрасте 15 лет. С его восшествием на трон началась новая эпоха, получившая название Мэйдзи – «просвещенное правление».

Говорят, короли не принадлежат себе, ибо они принадлежат всей стране и истории, а потому при всем своем кажущемся могуществе часто оказываются глубоко несчастными людьми, лишенными права поступать согласно своим убеждениям. Как это ни странно, но один из самых почитаемых в Японии императоров, объявленный абсолютным монархом; «великий реформатор»; первый правитель, радушно принявший западную цивилизацию и радикально изменивший лицо страны, как личность был глубоко чужд всем тем переменам, которые творились от его имени.

Как верховный правитель, он присутствовал на всех совещаниях, но никогда не принимал участия в дискуссиях, он вообще почти всегда молчал и лишь подписывал указы, которые писались от имени императора. Тот, кто смотрел фильм «Последний самурай» наверное помнит скромного молчаливого юношу - императора Японии правления Мэйдзи.


К святилищу ведут самые большие в стране деревянные тории. Бочки сакэ - подношение храму.

Он был отъявленным консерватором и глубоко почитал традиции, сложившиеся при дворе за многие столетия, но именно его подпись стоит на документах, ломающих вековые устои японского общества.

Не желая отступать от пути своих предшественников даже в мелочах, он тем не менее вынужден был носить чуждую и неудобную одежду – все эти сюртуки и мундиры, сшитые по западному образцу. Для нации он оставался живым божеством, к которому запрещено прикасаться простым смертным, поэтому все костюмы сидели на нем мешковато: портной мог снимать мерки только на расстоянии, и шил брюки и пиджаки «на глаз».

Так же, как и его божественные предки, кроме законной супруги, он имел гарем наложниц, однако на светских раутах вынужден был появляться с женой и изображать счастливую семейную пару западного образца. Один раз его даже заставили прилюдно пройтись с ней под руку, что было совсем неприемлемо по старому японскому этикету. Это было на годовщину «серебряной» свадьбы. Говорят, Муцухито вынужден был уступить, но пройдя несколько шагов, не стерпел такого стыда и убежал куда подальше от позора.


Южные Ворота находятся напротив главного павильона

По своей сути человек мирный, но именно при Муцухито Япония воевала с Кореей, Китаем, а затем с Россией.

Мы не можем знать, насколько осознанно Мацухито играл свою роль, разворачивая корабль японской истории по новому курсу. Известно, что Муцухито много пил, и не только традиционное японское саке, но и пришедшиеся ему по вкусу западные вина. На дорожке, ведущей к храму Мэйдзи, устанолены бочки с красными бургундскими винами: так западный мир выразил свою признательность первому «прозападному» императору Японии, дух которого обитает в храме.

Известно также, что свой робкий протест новшествам цивилизации император выразил, запретив проводить электричество в своем дворце: вплоть до его смерти дворец освещался только свечками. Говорят «великий реформатор» был настолько далек от цивилизиции, что поначалу ночной горшок принял за то, что кладется под голову ночью.

Как бы то ни было, император Муцухито навсегда остался в памяти благодарных японцев. Спустя 8 лет после его смерти, в 1920 году было построено новое святилище, получившее название Мэйдзи Дзингу. Храмовое сооружение было уничтожено во время бомбежек Второй мировой войны: американцы рассматривали императора Мэйдзи символом милитаристской Японии, и прицельно сбрасывали бомбы на это святилище. Восстановление храма и окружающего его парка было закончено в октябре 1958 года. Люди со всех концов Японии свозили сюда деревья и кусты. В результате, на территории более 700 000 кв.м собрано 365 видов растений.


Внутренний двор храмового святилища

На путеводителе, который свободно можно взять при посещении храма, нас учат правильно выражать свое почтение монаршим духам:

1. Прежде всего, если вы имеете серьезные намерения получить божественную поддержку, ваш облик и одежда должны соответствовать. Японцы следуют этому пункту лишь в особо торжественных случаях, толпы местных жителей бродят здесь с шумным веселым гамом. Большинство из них одеты в джинсы или даже шорты. Частенько заглядывает сюда и веселая разнаряженная моложежь во время воскресных костюмированных тусовок, проходящих неподалеку.

2. Прежде чем ступить на внутреннюю территорию, необходимо ополоснуть руки и рот в священном фонтане. Этот обычай характерен для всех японских храмов: обряд очищения является главным действием в синтоизме.

3. Вы проходите к главному зданию и при желании можете подарить богам несколько монеток, бросив их в специальный ящик. Говорят, бросать монетки следует издалека, чтобы они зазвенели, и божества очнулись от священной дремоты, обратив на вас внимание.


Сакральные танцы во время ежегодного фестиваля

Все, считай, ваша миссия выполнена: боги вас услышали. Не правда ли, более простого способа помолиться трудно придумать. Чтобы духи не забыли вашу просьбу, вы можете обратиться к ним в письменном виде, используя специальную деревянную табличку «эма». Такие таблички вешают здесь на досках, установленных вокруг шикарного дерева. В конце года эти «прошения» будут сожжены на священном огне, и все просьбы отправятся на небо к богам вместе с дымом.

Народ с удовольствием раскупает также амулеты, дающие защиту и благоволение в различных ситуациях: можно приобрести амулет от сглаза, для семейного благополучия, для благополучного завершения родов, для удачной учебы, безопасного вождения автомобиля... в общем, была бы проблема, а амулет найдется.

Одним из полулярнейших видов гадания на территории храма является гадание по стихам вака, осталенным нам императором и его супругой. Мацухито создал за свою жизнь около 100 тысяч творений, иператрица – 30 тысяч. Все они написаны как назидание живущим.

Вот некоторые из них:

Луна

Глубокие изменения
происходят
Потому что так много
людей
Покинули этот мир
Только луна в осеннюю
ночь
Всегда остается все той же

Случайная мысль

Пойми жизнь
Видя как камень
Размывается дождем
Не цепляйся за иллюзию
Что ничего не изменяется

Случайная мысль

Мне нет необходимости
Гневаться на небеса
Или винить
Других (за мои страдания)
Когда я вижу
Свои собственные ошибки

Случайная мысль

Так много обвинений
В этом мире
Поэтому не беспокойся
Об этом
Слишком сильно

Ваш гид в Японии,
Ирина

Внимание! Перепечатка или копирование материалов сайта возможны только при условии прямой активной ссылки на сайт.

В токийском парке Йойоги находится самый популярный синтоистский храм Токио - Мэйдзи Дзингу. История существования этого синтоистского святилища сравнительно невелика, ему в этом году 90 лет, возраст для храма «младенческий». Решение о создании в столице Японии этого святилища было принято вскоре после кончины императора Мэйдзи (1852–1912) и его супруги, императрицы Сёкэн (1850–1914). Годы правления этой императорской четы пришлись на трудные годы становления страны после ликвидации в 1868 году средневековой системы военного правления (сёгуната). За исторически кратчайшее время страна сумела избавиться от средневековых пережитков, перенять позитивный опыт развитых стран, как в экономической, так и в социальной сферах. Эти перемены народ Японии во многом связывал с усилиями императора Мэйдзи. Поэтому понятен энтузиазм, с которым простые японцы встретили решение о создании в столице святилища Мэйдзи дзингу. Император Мэйдзи был похоронен в Киото, но новое святилище, в соответствии с традициями синтоизма, было предназначено для пребывания духа императорской четы. Бывшее имение Ии перешло в собственность императорского дома. И сам император Мэйдзи, и его супруга не раз бывали здесь. Для них был построен чайный домик на берегу пруда, помост для рыбной ловли. Во Внутреннем саду были размещены главное здание храма и хранилище сокровищ (личных вещей императорской четы Мэйдзи). Святилище сооружено из древесины японского кипарисовика, устойчивой к влаге. Поэтому стены не стали даже покрывать краской. Крыша храма покрыта медными листами. Приобретя со временем на воздухе зеленую патину, они помогли святилищу органично вписаться в зелень окружающего парка. Как это характерно для любого синтоистского храма, к святилищу можно пройти лишь под священными воротами тории. Для возведения ворот Мэйдзи дзингу с Тайваня (он в то время находился в составе Японской империи) были привезены стволы огромных 1500-летних кипарисовых деревьев, выросших на горе Ари. В обхвате эти стволы были почти 4 м. Из них были воздвигнуты крупнейшие в стране ворота высотой 12 м, отделившие внутреннюю, сакральную, зону святилища от внешней, мирской. А на территории Гайэн воздвигли Мемориальную картинную галерею, где хранятся 80 картин, отображающих этапы жизни императора Мэйдзи, Мемориальный зал, используемый ныне для проведения свадебных церемоний по синтоистскому обряду, и Национальный стадион. Как ни велики по масштабам были строительные работы, главные усилия пришлось потратить на создание храмового парка. Вокруг храма на 8,3га земли вырос настоящий лес из 120 тысячи деревьев. Так как саженцы присылали самых разных сортов и разновидностей, то окружение Мэйдзи дзингу стало отчасти напоминать ботанический сад с великолепным подбором национальной флоры. Строительство святилища завершили в 1920 году, а уже через несколько лет его окружили зеленые кущи с уютными тропинками, открывающими неспешному пешеходу едва ли не на каждом шагу все новые и новые виды, зачастую отражающиеся в зеркалах озер. Удивительно, Мэйдзи дзингу ежедневно посещают тысячи верующих, паломников, туристов, но в окружающем его парке всегда можно найти уединение и покой, который не тревожат даже звуки окружающего мегаполиса, не способные пробиться сквозь густую листву. По сезону парк украшают цветочные поляны - азалии, ирисы, розы, водяные лилии, глицинии. История существования Мэйдзи дзингу коротка, но и это не спасло храм от потрясений. В последний год Второй мировой войны американские бомбардировщики зажигательными бомбами уничтожили святилище. Лишь в ноябре 1958 года усилиями тысяч добровольцев храм и парк были восстановлены. Это потребовало огромной по тем временам суммы - 600 млн. иен (1,67 млн. долларов), которая была собрана по подписке. Святилище - не только дань памяти императору Мэйдзи. Сюда приходят тысячи людей со своими молитвами. Достаточно приобрести за 500 иен деревянную табличку эма, написать на ее оборотной стороне желание, повесить табличку на любой древесный сучок или куст (все растения в Гайэн и Найэн считаются священными), и молитва гарантированно дойдет до божественных

  • Адрес: 1-1, Kamizono-chō Yoyogi, Shibuya-ku Tokyo 151-0053
  • Телефон: +81 3379-5511
  • Официальный сайт: www.meijijingu.or.jp
  • Дата основания: 1920 г.
  • Площадь территории святилища: 708200 кв. м
  • Режим работы: 06:20-16:00 (ноябрь-февраль), 05:00-18:00 (март-октябрь)
  • Стоимость входа: бесплатно

Каждая культурная отрасль обязательно несет на себе отпечаток . Японские храмы не стали исключением, они призваны сохранить религиозные традиции страны. Кроме этого, храмы являются объектами священной архитектуры, к которым японцы относятся с особым трепетом. Самым большим и самым популярным священным местом в является синтоистский храм Мэйдзи Дзингу. Горожане обращаются сюда за благословлением богов в различных жизненных начинаниях.

История возникновения святыни

Храм Мэйдзи Дзингу, расположенный в районе Сибуя, в городском парке Ееги, является своего рода усыпальницей императора Муцухито и его супруги, императрицы Сёкен. При вступлении на престол Муцухито взял себе второе имя Мэйдзи, которое означает «просвещенное царствование». Во время правления монарха Япония отступила от самоизоляции и стала открытой внешнему миру страной.


После смерти императорской пары в Японии возникло общественное движение за создание храма. В 1920 г. святыня была построена, а во время Второй мировой войны храм был разрушен. В 1958 г. благодаря помощи многих японцев храм Мэйдзи полностью восстановили. В настоящее время он пользуется огромной популярностью у верующих и считается религиозным символом Токио.


Архитектурные особенности постройки

Территория святилища, состоящая из культовых сооружений, садов и лесов, занимает площадь более 700 тыс. кв. м. Само здание – это типичный пример японской храмовой архитектуры. Главный зал, в котором читают молитвы за императорскую чету, построен в стиле Нагарэдзукури из кипарисового дерева. Музей-сокровищница выполнен из камня в стиле Адзэкурадзукури. Здесь есть предметы со времен правления Муцухито.


Здание храма Мэйдзи окружено удивительным садом, в котором произрастает множество разновидностей кустарников и деревьев. Практически каждое дерево было посажено местными японцами в знак уважения императору. Внешний сад используется как место проведения спортивных соревнований. Здесь же находится Мемориальный зал Мэйдзи, в котором хранится более 80 фресок, посвященных жизни императора.



Как добраться до храма Мэйдзи?

Посетить уникальную достопримечательность может любой желающий. Самый удобный способ попасть на территорию святыни – сесть на метро линии JR Yamanote и выйти на станции Harajuku. Можно воспользоваться наземным . Ближайшей остановкой в таком случае будет Ngubashi Station.


Император Мэйдзи был известен своей любовью к написанию вака. После себя он оставил японскому народу более 100 тысяч стихов. Его супруга, императрица Сёкэн, также писала стихи в этом жанре. На её счету около 30 тысяч поэтических произведений.

Особенность храма Мэйдзи

Храм Мэйдзи является относительно новым местом поклонения. Он был создан в 1920 году по концепции ваконёсай (душа японца и талан Западного человека). Поэтому необычные омикудзи — не единственная особенность храма.

По словам Мики Фукутоку, большинство людей склонны думать, что храм является лишь главной святыней. На самом же деле он, со своими внутренними и внешними частями, представляет собой нечто большое. Храм, расположенный во внутреннем саду является символом японской души. Тут вы поклоняетесь и проявляете своё почтение духам. А вот наружный сад храма выполнен в прозападном стиле. Там находится картинная галерея, в которой хранятся 80 картин. Они отражают жизнь императора Мэйдзи, который активно поддерживал дружеские отношения с зарубежными странами. К примеру, симметричные деревья гинкго — это тоже веяния Запада.

Музей сокровищ, расположенный в садах Гайэн, ярко иллюстрирует слияние японского и западного колорита. Архитектурный дизайн здания напоминает Сосоин, сокровищницу знаменитого храма в префектуре . Однако музей сокровищ Мэйдзи, в отличие от храма, выполнен не из дерева, а из бетона.


Храм Мэйдзи (найэн), вид сверху

Святилище имеет три основные части:

  • Найэн (внутренняя часть), место, где располагаются здания святилища,
  • Гайэн (внешняя часть), где расположились мемориальная картинная галерея и спортивные сооружения, в том числе и один из старейших бейсбольных стадионов Мэйдзи Дзингу и мемориальный зал Мэйдзи и свадебный зал.

Заметим, что общая площадь лесного массива составляет порядка семисот квадратных метров. Здесь произрастают около 170 тысяч деревьев, состоящих из 245 разных видов. Этот ландшафт спроектировал и создал Сэироку Хонда, а также его помощники Таканори Хонго и Кэйдзи Уэхара, которые смело отказались от предложения тогдашнего премьер-министра Сигэнобу Окума использовать в дизайне исключительно кедр. Хонда хотел создать вечнозеленый лес, но, как оказалось, местная почва не подходила для этого дерева.


Лес храме Мэйдзи

«В 2011 году в рамках подготовки к столетнему юбилею храма мы осуществляли мониторинг видов деревьев, произрастающих в этом районе. Так вот, как оказалось, в местном лесу намного меньше чуждых Японии деревьев, чем, скажем в парках центральной части Токио. Этот рукотворный лес был создан, чтобы радовать своей красотой многие века и, похоже, так и будет », — сказала Мики Фукутоку.

Такое богатство природы привлекает в это место больше туристов, чем верующих. Помимо растений здесь можно встретить и редких птиц, которые часто прилетают в лес. Это место стало домом для исчезающего вида японской золотой орхидеи и многих других редких видов растений.

Лес, ставший прекрасным детищем Хонды, Хонго и Уэхара, будет радовать туристов и местных еще не один год. Фукутоку объяснила: «По мнению специалистов, деревья не прожили даже половины срока. Все дело в том, что камфорные деревья могут жить от 300 до 400 лет. Вот почему сюда смогут ходить не только наши внуки, но и правнуки, и даже праправнуки! »

По мнению Фукутоку, несмотря на все эти достопримечательности, число иностранных туристов увеличивается, но не так стремительно. В будущем ожидается стабильное их увеличение, ведь храм Мэйдзи — это лучший способ познакомиться с японской культурой.

Фукутоку с гордость добавила: «Конечно же, святыни на окраине города могут предложить более аутентичную атмосферу, но наш храм более доступный. Мы можем, например, похвастаться таким гостем как президент США Барак Обама, который был в храме в прошлом году. Храм Мэйдзи действительно уникален. Находясь в центре столицы, вы можете не только увидеть святыню, но и внезапно очутиться в самом настоящем лесу ».


Торжества и будни храма Мэйдзи

Самый главный праздник храма — Рэйсай (крупный осенний фестиваль), который проходит 3 ноября в память об императоре Мэйдзи. На это мероприятия приглашаются послы из разных стран, которые могут насладиться традиционными японскими выступлениями. Такой праздник является предвестником наступающего суетливого периода новогодних дней. Из десяти миллионов ежегодных посетителей три миллиона посещают храм именно в этот период. Поэтому именно Реисай и последующие новогодние дни - важное время для всех людей, которые, так или иначе, причастны к храму Мэйдзи.


Харадзюку-гути — вход в храм Мэйдзи

В храм ведут три входа:

  • Харадзюку-гути,
  • Ёёги-гути
  • Сангубаси-гути.

Как правило, постоянно открыт вход со стороны Харадзюку, а вот когда количество посетителей значительно увеличивается, открываются остальные входы. Как пояснила Мики Фукутоку, использование Харадзюку-гути в качестве главного входа оправдано. Входя через эти ворота посетителю легче сориентироваться и добраться к храму. Кроме того, с открытием станции Харадзюку, большинство туристов и верующих приходят именно к входу Харадзюку-гути. Вот почему прилегающая к храму улица называется Омотэсандо. Дословно название означает: «омотэ» — передний, «сандо» — дорога, т.е. «передняя дорога». Кроме того, ворота Харадзюку-гути — самые большие ворота храма Мэйдзи.

В 2020 году в период проведения святилище будет праздновать своё столетие. Поэтому в храме Мэйдзи запланированы серьезные реставрационные работы, благодаря которым святыня заметно преобразится и привлечет к себе внимание еще большего количества туристов.

Основные работы будут заключаться в реставрации главного здания храма. В нем во время обильных осадков периодически протекает крыша, поэтому ремонт начнут именно с этой части святыни. Но это не основная причина, по которой администрация решила начать подготовку именно отсюда. Принято считать, что как раз в главном здании находятся души императора Мэйдзи и императрицы Сёкэн. Это самая важная часть храма Мэйдзи.

По материалам интернет-изданий.