Кадриорг как добраться из старого города. Парк и дворец Кадриорг. Кадриорг – прекрасная долина Екатерины

Петр I самостоятельно (но не без помощи вызванного из Рима архитектора) планировал и размечал будущий парк и здание дворца. Закладка нового дворцово-паркового ансамбля была начата 25 июля 1718 года по приказу Петра I. Проект составил итальянец Никколо Микетти. Строительными работами руководил его помощник Гаэтано Кьявери. В 1720 году по настоянию Микетти в Ревель направили Михаила Земцова, возглавившего строительство ансамбля на протяжении четырёх лет по проектам и указаниям Микетти. Начиная с весны 1721 года и до окончания строительства всеми работами руководил один Земцов.
Уже осенью 1719 года боковые павильоны (флигели) были покрыты черепицей, а к весне 1721 года была закончена внутренняя отделка. Вскоре после этого здесь некоторое время жили Пётр I и Екатерина. Стены главного здания начали возводить в 1720 году, и уже на следующий год оно было подведено под крышу. Капители фасада из тёсаного камня, консоли и другие детали каменных украшений изготовил рижский скульптор Генрих фон Берген. В июле 1724 года, во время последнего визита Петра I в Ревель, бо́льшая часть внутренних помещений главного здания была ещё в лесах, основные работы закончились в основном к 1727 году.
По легенде, при постройке здания Пётр I собственноручно положил три кирпича в его стену. Позднее, когда наружную поверхность стен стали покрывать штукатуркой, строители оставили «царские» кирпичи неоштукатуренными. Эти три кирпича, в угловой пилястре северного крыла дворца, остаются неоштукатуренными по сей день.

К сожалению, ни сам Петр Великий, ни Екатерина не увидели Кадриорг завершенным. Поэтому все идеи Петра по устройству парка (фонтаны-шутихи, парковые скульптуры и прочие вещи), так и не воплотились в жизнь. Тем не менее, во дворце во время визитов в Таллинн останавливались все русские императоры и императрицы.
В 1921–1929 и 1946–1991 годах дворец был главным зданием Эстонского художественного музея. С 1929 по 1940 год во дворце располагалась резиденция государственного старейшины (с 1938 года - президента) Эстонии. Сегодня Президентский дворец - отдельное здание рядом с дворцом, сразу за регулярным садом. В настоящее время в Кадриоргском дворце находится филиал Эстонского художественного музея - Художественный музей Кадриорга с самой большой в Эстонии коллекцией зарубежного искусства.
Изначально имел площадь около 100 га. Парк планируют восстановить в стиле XVIII века, включающем стриженные деревья. В этом стиле пока восстановлен дворцовый сад.

В парке находится , на границе - современное здание . Совсем близко, через дорогу, в бывшей царской кухне расположился с коллекцией западноевропейского искусства.
Здесь же, под склоном Ласнамяги, где кончается современная улица Лидии Койдула, около 1780 года архитектор Иоганн Моор построил одноэтажный дом с башней. В этом доме местный купец Христиан Фрезе основал в конце ХVIII века первую в городе ситцевую мануфактуру. В начале ХIХ века в доме обосновалась инженерная команда военно-морского ведомства России, занимавшаяся строительством портов на Балтике. В 1827 году ликвидировали башню и надстроили второй этаж. 7 мая 1863 года по указу императора Александра II был создан в Ревеле пансионат для обедневших дворянок, которому и был передан этот дом. В настоящее время это здание занимает Русский музей Эстонии.
Пруды в парке были выкопаны сразу же при закладке как для оживления ландшафта, так и для осушения почвы. Старейшими из них были пруд во дворе Марининского приюта, пруд к северу от теперешней дороги Кадри, Верхний пруд между дворцом и домиком Петра и Нижний, или Лебединый, пруд в западной части парка. Верхний пруд, как и бывшие тогда в парке фонтаны и каскады, получал воду в основном из озера Юлемисте. Посреди пруда находился обложенный плитняком островок. Нижний пруд получал воду из ключей, бивших у подножья Ласнамяги. Ключевую воду по подземному водостоку отводили в пруд. Впоследствии, на островке Нижнего пруда были посажены деревья и построен павильон. Неподалеку от хозяйственных построек дворца, возле аллеи Ронга, был выкопан ещё один пруд.
В 1880 году в Екатеринентале прошёл третий Всеобщий Праздник песни. В 1934 году - первые Эстонские Игры, с которых началась традиция праздников танца.
Вокруг парка Кадриорг сложился одноименный исторический район с уникальными деревянными домами и усадьбами, принадлежавшими политикам, а также известным художникам, писателям и прочим творческим людям. Среди них - два музея выдающихся эстонских писателей

Адрес: Эстония, Таллин
Начало строительства: 1718 год
Окончание строительства: 1727 год
Архитектор: Николо Микетти
Координаты: 59°26"18.4"N 24°47"29.3"E

Содержание:

Краткое описание

Всего 10 минут в пути на машине из Старого Таллина , и турист попадает в престижный приморский район Кадриорг.

Дворцово-парковый ансамбль Кадриорг с высоты птичьего полёта

Благодаря свежему морскому воздуху и прекрасному парку Кадриорг издавна был излюбленным местом для прогулок среди горожан и гостей города. В ансамбле Кадриорга мирно соседствуют деревянные дома XIX века и роскошные виллы, но главной достопримечательностью района по праву признан Кадриоргский дворец (Екатериненталь).

История дворца ведёт начало со времён Северной войны (1700 - 1721), когда Пётр I завоевал эстонские земли и повелел построить мини-Версаль для своей супруги Екатерины . 25 июля 1718 года Пётр I совместно с придворным архитектором Николой Микетти размерял площадку под фундаменты, определил композицию нового дворца и садов. Предание гласит, что русский царь сам заложил первый камень в основание здания.

В то время Микетти был по горло занят петербургскими делами, достраивая павильоны Монплезир, Марли в Петергофе, Эрмитаж и дворец в Стрельне, поэтому царский архитектор отправил в Ревель своего заместителя - М. Г. Земцова. В 1721 - 1725 годах Земцов возглавляет строительство Кадриорга, руководствуясь чертежами и указаниями Микетти. Ко времени последнего визита Петра I в Таллин (1724 г.) интерьеры дворца так и не успели оформить, отделочные работы завершились лишь после смерти царя. В качестве царской резиденции Кадриорг использовался редко. Пока шло строительство главного здания, царская чета некоторое время жила в боковых павильонах. Позднее в Кадриоргском дворце останавливались все всероссийские императоры, посещавшие Таллин. Первоначально дворец именовался Екатериненталем (нем. Долина Екатерины), но горожане переделали название на эстонский манер - Кадриорг («Долина Кадри»).

Парадный зал Кадриорга - имперская роскошь в стиле барокко

Подобно итальянским виллам, Кадриоргский ансамбль состоит из дворца, возведенного на возвышении, и двух павильонов . Фасад главного здания украшен выступающим ризалитом с центральным порталом, ведущим в вестибюль. В стене вестибюля установлен кенотаф с изображением российского герба и якоря. Посередине плиты выгравирован текст на латыни, перевод которого гласит: «Пётр I, божьей милостью царь всея Руси, повелел построить себе на этом месте дом в Ревеле в июле 1718 года».

Также в вестибюле обращают на себя внимание три скульптуры-копии: Венера Милосская (работа Г. Восса, 1859 год) и два льва работы А. Каковы, подобные тем, что стоят в Соборе св. Петра в Риме. Анфилада дворцовых комнат занимает два этажа. Главной гордостью дворца является Большой, или Белый зал, обильно декорированный лепниной. Нижняя часть его стен оформлена пилястрами, увенчанными ажурными капителями с волютами и цветочными венками, а верхнюю часть ритмично расчленяют декоративные лопатки.

Потолок украшен живописными плафонами, обрамленными лепным декором в виде листьев, раковин и цветов. На центральной плафонной росписи «Диана и Актеoн» запечатлён тот момент мифа, когда Актеoн подсмотрел купание Дианы и её нимф, вызвав гнев богини. Большой зал обставлен каминами, пышно декорированными вазами с цветами и бюстами, а над ними, на стенах, на фоне лепных завитков помещены увенчанные коронами картуши с латинскими буквами «Е» и «Р» - инициалами Петра и Екатерины.

Кадриоргский парк и домик Петра I

В Кадриоргском парке обустроены пруды, фонтаны с беседками, разбиты причудливые клумбы и розарий. От дворца проложены аллеи, а на островке посреди Лебединого пруда летом устраивают концерты под открытым небом.

В 2011 году японский ландшафтный архитектор Масоне Соне разбил в парке японский сад с рододендронами, азалиями и ирисами. В непосредственной близости от Кадриоргского дворца находятся резиденция Президента Эстонии, дом-музей Петра I и Художественный музей Куму , охватывающий искусство Эстонии от XVIII века и до наших дней. Двухэтажный домик Петра меблирован в духе петровских времён, сохранились личные вещи царя - стол с разложенной на нём картой Балтики, макет корабля «Шлиссельбург», два шкафа-секретера и др. В 1714 году Пётр I выкупил этот дом с прилегающими к нему землями у вдовы помещика Дрентельна за 3500 талеров. Пока Кадриоргский дворец строился, всероссийский император довольствовался скромным бюргерским жилищем.

Вернувшись в свою резиденцию через несколько лет, Пётр I выразил удивление, что ревельцы не ходят в новый парк. Караульный офицер доложил царю, что комендант запретил горожанам разгуливать по царским владениям. Уже на следующий день в Таллине под барабанную дробь огласили императорскую волю: всем жителям города разрешается посещать Кадриорг и наслаждаться его красотами.

Адрес: Tallinn, Narva maantee, 7C. Как доехать: от площади Виру: трамваями №1, №3; от автобусного терминала Viru keskus: на автобусах №1A, 5, 8, 19, 29; №34A, 35, 38, 44, 51.

У искусственного парка Кадриорг история продолжительностью в три столетия и почти столь же давняя слава одного из самых красивых европейских дворцовых парков. Он одинаково любим горожанами и популярен среди туристов. Парк раскинулся всего на семидесяти гектарах. Для создания парково-дворцового ансамбля был выбран популярный в тот период стиль барокко. Своим названием парк обязан императрице Екатерине I, супруге Петра Великого - в дословном переводе это "Долина Катерины" (Екатерининталь) Но немецкое название не прижилось в Ревеле. Постепенно оно сменилось на более понятное и близкое Кадриорг, производное от эстонской версии имени Екатерина - Кадри.

Из истории Таллина

Северная война, длившаяся около 20 лет, перекраивала границы многих европейских государств. Эстония отошла к Российской империи. Ревель был сдан в один из осенних дней. Зимой следующего года в город прибыли Петр I и царица Екатерина. Они не остались равнодушными к очарованию Ласнамяги и его окрестностей. Особенно понравился Петру вид с высокого обрыва - строительство в гавани и большая часть Ревеля отсюда, как на ладони.
В следующий свой приезд царь пожелал приобрести часть земель у их владелицы. Вдова Дрентельн рассталась с ними за 3,5 тысячи талеров. На ставшем собственностью казны участке располагался помещичий особняк. Позже его отремонтируют, превратив в небольшую и довольно скромную царскую резиденцию. "Домик Петра" сохранился до сегодняшнего времени. Но даже ремонт и обновление не смогли придать бывшему помещичьему дому достойных царственных особ комфорта, красоты и величавости дворца. Поэтому уже в июле 1718 Петр прикажет заложить новый дворец по проекту итальянского архитектора Никколо Минкетти. Руководство строительством сначала было отдано Гаэтано Кьявери, помощнику создателя проекта. Через 2 года в Ревель приедет М.Земцов, сменивший итальянца. Работая сначала с Минкетти, а потом уже самостоятельно он завершит строительство. Работы велись быстро - до конца 1719 флигели будущего дворца покроют черепицей. Внутреннюю отделку завершат весной 17921. Царственные супруги будут останавливаться в них. На возведение стен основного здания комплекса уйдет около года.
Все каменные фасадные украшения были заказаны Генриху фон Бергену, скульптору-рижанину. В последний свой приезд Петр не смог увидеть многое - внутри еще выполнялись отделочные работы, их закончили только к 1727-ому году. Есть предание, что прибывший к началу строительства царь пожелал своими руками уложить несколько кирпичей в одну из стен. Позже кирпичную кладку оштукатурили, но те самые кирпичи закрывать не стали. Сегодня можно пройти к северному крылу дворца и прикоснуться к тем трем кирпичам. Их можно увидеть в нижней части угловой пилястры. В послереволюционные годы царский дворец отдают Ревельскому совету и в нем собираются депутаты от рабочих и солдат. Затем на восемь лет его передали Эстонскому художественному музею.
В 1929-ом туда вновь перенесли резиденцию. Сначала государственного старейшины, а после 1938-ого по 1940 президента. В 1946 дворцовый комплекс вновь переходит музею. Сейчас в старинном строении размещен знаменитый художественный музей Кардиорга, его филиал.

Лучшие уголки дворцово-паркового комплекса Кадриорг

Своей планировкой Кадриорг близок к старинным виллам итальянских аристократов. В нем основное внимание привлекает возвышенный участок с дворцом, есть два павильона-флигеля, к которым ведут дорожки. Вход во дворец с фасада, через портал с вынесенным вперед ризалитом, откуда посетители попадают в просторный вестибюль. На одной из его стен каменный кенотаф, на котором соседствуют морской якорь и российский герб. Латинская надпись содержит имя царя Петра с датой, когда он приказал начать строительство своего дома. В другой части вестибюля статуи двух львов (Антонио Какова) и Венеры Милосской (копия, Г. Вос). Можно пройти по длинной анфиладе комнат дворца, любуясь интерьерами. Но самым роскошным считают Большой зал с его сложной лепниной. Пилястры с элегантными капителями украшают венки из цветов и обрамляющие их волюты.
Не менее элегантным выглядит прилегающий парк с его роскошным розарием, причудливой формы клумбами, беседками и фонтанами. Один из самых красивых в парке уголков - Лебединый пруд. Там действительно плавают белые и черные лебеди, а в летнее время небольшой остров в середине водоема становится сценой для концертов. Аллеи веером расходятся от площадки перед дворцом - прекрасное место для прогулок в любой сезон. Кроме декоративных скульптур установлены статуи известных скульпторов и писателей. В наши дни (2011г.) усилиями Масоне Соне, известного ландшафтного архитектора, был разбит настоящий японский сад, единственный в Прибалтике. По традиции в нем были высажены многочисленные яркие азалии, ирисы и куртины рододендронов. Растения прекрасно адаптировались к местному климату и в период цветения в этой части парка сказочно красиво.
Кроме дворца можно осмотреть экспозицию в небольшом доме-музее царя Петра I. В небольшом здании два этажа обставленных мебелью эпохи Петра. Часть предметов принадлежала самому царю. Кроме резных массивных секретеров и шкафов прекрасно сохранились царский стол, на нем лежит карта Балтики, и реалистично выполненный макет "Шлиссельбурга", одного из судов.
Петру I нравились новая резиденция и окружающий ее парк. Во время одного из приездов он обратит внимание, что парк пуст, на аллеях не видно гуляющих. Тогда ему и сообщили о запрете для горожан посещать царские владения. На что Петр отреагировал немедленно, приказав публично объявить о разрешении для жителей Ревеля свободно прогуливаться по парку, наслаждаясь чудесными видами.

Дополнительная информация

На территории Кардиорга находятся филиал художественного музея - музей Миккеля и детский Miia-Milla-Manda. Это удивительное место, созданное с учетом детской жажды знаний и стремления трогать и брать в руки все, что их окружает. Дети всегда остаются довольны временем, проведенным здесь в окружении необычных игрушек. Музей работает с вторника по воскресенье, с12:00 до 18:00.
Есть несколько других музеев - посвященный А.Х.Таммсааре, классику эстонской литературы, и одному из самых известных национальных писателей прошлого Эдуарду Вильде. Совсем рядом расположен художественный музей KUMU. Его экспозиции открывают большой временной промежуток (XVIII - X XII века) истории и развития эстонского искусства.
Осмотр дворца, музеев и большого парка может немного утомить. Для отдыха можно выбрать скамейки в розарии или у Лебединого пруда. А можно посетить уютное местное кафе или ресторан, их здесь несколько, и затем отправиться по аллее, ведущей к морю.
Не имеет значения, какой из месяцев выбран для поездки в Таллин , красота этого старого парка не зависит от времени года. В каждом сезоне таится свое очарование. В вечернее время парк красиво подсвечивается и кажется похожим одну из старинных сказок или картин талантливого живописца.

Кесклинн - центр Таллина за пределами Старого города - углубимся в мир таллинских предместий. Как и в Риге, они обширны, даже более разнообразны, и на знакомство с ними можно потратить несколько дней. Пойдём с востока на запад - от полукурортных Кадриорга и Пи риты к индустриальному Копли. Ну а начнём прогулку там, где остановились - у Нарвского шоссе.

Кадриорг, или Екатериненталь, в переводе значит Катеринина долина, ну а Екатерина в данном случае не Вторая, а Первая - супруга Петра Великого, в девичества простая латышка Марта Скавронская из . Император впервые приезжал в свежепокорённый Ревель в 1711 году, и в отличие от Риги, которая была просто стратегически незаменима, Ревель Петру полюбился. В 1714 году он выкупил небольшое поместье Дренталь у моря и взялся там строить дворец, до завершения которого, впрочем, не дожил. Неподалёку от дворца в 1813 году надворный советник Георг Витте основал курорт "Ревельские воды" с купальнями - причём речь шла не о минералке, а о лечении морской водой, и последующие 20-30 лет, когда рижская Юрмала ещё только-только зарождалась, здесь находился один из популярнейших морских курортов Российской империи, в середине 19 века зачахший, не выдержав конкуренции с той же Юрмалой или Пернау. Подробнее его история , и заброшенную деревянную купальню Витте (фото есть по ссылке) я даже видел, проходя в этом районе за , но не заснял, о чём жалею - дни её в общем-то сочтены. Тем не менее, небольшие пансионаты там возникали и позже, как например "Вилла Монрепо", в 1920-е годы чрезвычайно злачное место, о котором таллинский (не ревельский!) русский поэт Игорь Северянин писал:
Мясо наелось мяса, мясо наелось спаржи,
Мясо наелось рыбы и налилось вином.
И расплатившись с мясом, в полумясном экипаже
Вдруг покатило к мясу в шляпе с большим пером.
Мясо ласкало мясо и отдавалось мясу.
И сотворяло мясо по прописям земным.
Мясо болело, гнило и превращалось в массу
Смрадного разложенья, свойственного мясным
.

Но основная моя прогулка была в другой день, если точнее - после , и хотя я не пил, но всё же в прошлый день гуляли мы допоздна, да и общая эйфория, как я не раз замечал, даёт добрую половину алкогольного эффекта. Наверное поэтому с утра я был вялым и осмотрел Кадриорг плоховато, упустив несколько знаковых мест. Трамвай от вокзала привёз меня к конечной остановке - в бывшую Слободу, зародившуюся как посёлок дворцовой обслуги:

В том числе её центр - дом управляющего поместьем, между прочим середины 19 века, хотя по виду я был дал не 1920-е так 1910-е. Ныне здесь музей писателя Эдуарда Вильде :

Хотя сам Ревельский курорт не прижился, он дал толчок к развитию Слободы, превратившейся в район пригородных дач:

Незаметно переходящих в Кадриоргский парк. Вот кафе у входа - с обратной стороны улицы Вейценберга (то есть за спиной относительно кадра) ешё один почти такой же домик, занятый туринфоцентром:

Обязательный пруд с беседкой на острове, вырытый ещё при Петре:

Детская площадка и симпатичное деревянное здание с валуном у крыльца - здесь в 1936-38 годах по указу Пятса (как и всякий диктатор, он был лучшим другом всех детей) был устроен Детский парк. Преемственность сохраняется - в детском курзале ныне детский музей.

Если бы я шёл по этой аллее дальше, то вышел бы к ещё нескольким интересным объектам. В первую очередь - "домику Петра", флигелю первоначальной усадьбы, куда Пётр и Екатерина приезжали, пока строился дворец. Ещё там есть ситцевая мануфактура Христиана Фрезе (1780, сильно перестроена), ныне Русский музей Эстонии и на холме роскошное современное здание Художественного музея "KUMU" . Вот собственно домик Петра, фото из википедии - здесь в аскетичности император превзошёл сам себя, но потому он и великий, что не брезговал жить в домике размером с крестьянскую избу:

Я же пошёл в другую сторону, мимо дома садовника начала 19 века:

И вышел непосредственно к Екатеринентальскому дворцу (1718-27) - самому скромному из дворцов российских императоров и самой пышной из эстляндских мыз:

Три неоштукатуренных кирпича в стене, по легенде, положил лично Пётр:

Лучший вид дворца - с обратной стороны, у французского парка:

"Нептун" - явный гость из Петергофа, растерявший позолоту по пути.

Хотя мне больше понравились вот эти навзрыд плачущие львы:

После Екатерины дворец опустел. При Анне Иоанновне парковые украшения вплоть до фонатонов вывезли в Петергоф, во дворце разместили казарму. Но имение оставалось в царской собственности, и капитально реставрировался и благоустраивался к приездам монархов - сначала Елизаветы Петровны (при которой и появилось название Екатериненталь), затем Екатерины II, затем Александра I, и в общем окончательно Кадриорг ожил при Николае I, когда стал летней резиденцией эстляндского губернатора, куда, однако, петербургские монархи приезжали порой. Здесь же в 1866 году проходил III Остзейский певческий праздник (не путать с эстонским, тут пели немцы, а первый праздник проходил ещё в 1857 году).

А вообще со времён первой независимости, кроме 1929-46 годов, Кадриорг был вотчиной художественного музея: тут и сам дворец, и KUMU, а вот например во дворцовой кухне с 1994 года обитает частная коллекция Йоханнеса Миккеля, подаренная музею.

И всё бы ничего, но в 1929 году в Таллин пожаловал шведский король. Государственный старейшина Пятс решил, что негоже такого гостя селить в гостинице, и велел отреставрировать дворец, который пришлось капитально реконструировать изнутри, так как в нём не было ни отополения, ни канализации, с чем прекрасно справился, не нарушив барочного облика, русский архитектор Владовский. Музей же был вышвырнут практически на улицу, и во дворец уже не вернулся - Пятс решил оставить резиденцию себе, и в 1938 году построил ещё один дворец выше террасы с фонтанами. После там успел пожить ещё фашистский рехйскомиссар, а с 1946 года музей вернулся в Кадриорг. Ныне установлено равновесие - в Екатеринентальском дворце музей, в Президентском - президент, и даже почётный караул у ворот стоит:

А с нижней террасы Екатеринентальского дворца прямая аллея ведёт к морю - в её перспективе ещё один символ Таллина, памятник броненосцу "Русалка":

Спущенная на воду в 1866 году в Петербурге, "Русалка" не участвовала в крупных в войнах, подвигов особых не совершала (хотя на ней и служил адмирал Макаров), в 1892 году стала кораблём береговой охраны, а 7 сентября 1893 года по дороге в Хельсинки погибла так же, как спустя 101 год и 20 дней паром "Эстония" - была потоплена этим специфически балтийским штормом, чрезвычайно коварным - внезапным, коротким и убийственно сильным. Тут вышло даже хуже (хотя, конечно, и с меньшим числом жертв): из 177 моряков на борту не выжил никто, а затонул броненосец столь бесследно, что нашли его лишь в 2003 году. В общем, такая катастрофа "Курска" 19 века.

Ну а памятник - творение Амандуса Адамсона, главного в Российской империи увековечителя затопленных кораблей (памятник в Севастополе - тоже его творение), на мой взгляд один из самых красивых в своей эпохе. Надпись на постаменте: «Россiяне не забываютъ своихъ героевъ мучениковъ», но больше меня впечатлило перечисление всех погибших на пилонах ограды.

А за памятником - длинный пляж. Слева - старый город, справа - одинокие старинные дома под Великим уступом и новостройки на нём:

Дальше - воинский мемориал в Маарьямяэ, посвящённый всем, кто воевал на стороне советской власти в Эстонии: скажем, обелиск посвящён Ледовому походу (перегону кораблей из Ревеля и Гельсингфорса в красный Кронштадт). Народное название - "могила Буратино", и при Советах русские ветераны собирались именно здесь, а не у "эстонского" Бронзового солдата (его историю я рассказывал в прошлой части). Парадокс же в том, что первая русская битва здесь была проиграна - Черноголовые (военизированные купцы) где-то тут остановили наступление одного из отрядов Ивана Грозного. К мемориалу я и направился - идти до него минут 15:

Хотя пляж на викимапии смотрится заманчиво, вблизи он неуютен и замусорен, а кое-где и вовсе завален по колено вонючими водорослями. На горизонте - петербургский паром:

Олимпийский яхт-клуб же гордо возвышается на стрелке речки Пирита, и близко к нему я не подходил. Удивительное дело Олимпиада - к её небольшой части, парусным дисциплинам на 6 комплектов медалей, Таллин получил: Горхолл, яхт-клуб, телебашню (она тоже в этом районе), 95-метровую гостиницу, капитальную реконструкцию всего и вся... Тут поневоле задумаешься - а может, и сочинские миллиарды на дело потрачены? В таллинских регатах же победили, как ни удивительно, бразильцы.

Дальше стоило прогуляться выше по течению Пириты, где всякие старые виллы, элементы крепости Петра Великого, всякие парки на Великом уступе и наконец Лесное кладбище, где покоятся личности вроде Пятса или Отса... но я поленился. За мостом через Пириту - редкий в мире довоенный автовокзал (1940), ныне обычная остановка автобусов:

Уже советский по времени, но довоенный по архитекторе (что часто бывает в Прибалтике) бывший кинотеатр:

Администрация района Пирита (1980) и шоссе, уходящей через сосны на морском берегу:

Но конечным пунктом моей прогулки стал самый внушительный (или даже единственный?) за пределами Старого города памятник Средневековья - Бригиттский монастырь:

Башенка и кладбищенская ограда 17 века скрывают внутри гриндиозные руины доломитового храма, по ощущениям - крупнейшего в Прибалтике. На самом деле, конечно, только по ощущениям - длина собора 60 метров, ширина - 27, высота портала - 35, но выглядит он запредельно гигантским.

Грандиозные руины собора (они же и на заглавном кадре) и фундаменты-подвалы других монастырских построек - тут уже без комментариев:

Непонятнейшая штуковина в одном из соседних дворов:

И Ново-Бригиттский монастырь, основанный в 2001 году - все материалы из Эстонии, колокола из Рима, а первые сёстры из Латинской Америки...

В общем, как уже говорилось, в Пириту (кстати, местные никогда подобные названия не склоняют, и это кажется общее свойство "финно-угорского русского" - попробуйте просклонять в присутствии их жителей Сортавалу или Питкяранту!) есть смысл как-нибудь в другой приезд вернуться: тут и Лесное кладбище, и долина речки Пириты, и телебашня (экскурсия туда - . Горхолл, квартал Роттермана, Нарвское шоссе.
. Деловой центр, Тынисмяги и вокзал.
Кадриорг и Пирита.
Веэренни и Юхкентали.
Кассисаба и Кристийне.
Каламая.
Лётная гавань.
Северный Таллин.
Нымме.
в Янову ночь.

Парк и дворец Кадриорг.

Прекрасный дворец в стиле барокко и парк Кадриорг, расположенные в 2-х км. от центра Таллинна – это одно из лучших творений мастеров XVIII века в тогдашней Эстляндской губернии, созданные по приказу Петра I во времена Северной войны.




Jean-Marc Nattier (1685–1766)




Беннер, Жан Анри - Портрет Петра I




В соответствии с замыслом специально приглашенного из Рима архитектора Николло Мичетти дворец был построен по образу и подобию итальянских вилл, состоящих из основного здания и двух пристроек. Главный зал является одним из лучших образцов архитектуры в стиле барокко не только в Эстонии, но и во всей Северной Европе. Кроме русских и итальянских художников в работе над зданием также принимали участие мастера из Стокгольма, Риги и Таллинна. Двухэтажный зал богато украшен лепниной и росписями потолка. Вестибюль и некоторые другие комнаты в главном здании с 18-го века хранят свой первозданный облик.



Название Кадриорг (Долина Екатерины) связано с именем императрицы Екатерины Второй. Большинство правителей Российской Империи, начиная с дочери Петра Первого, Елизаветы, регулярно посещали императорскую летнюю резиденцию.



VIGILIUS ERICHSEN Екатерина Великая.




Екатерина II. 1770-е. Саблуков Иван Семенович




Портрет Екатерины II в дорожном костюме.ШИБАНОВ Михаил


В 1714 году для Петра I у семьи Дрентельнов была приобретена летняя мыза под строительство парка и дворца. Изначально парк предназначался для прогулок горожан (которые наслышанные о крутом нраве царя, попросту боялись там гулять), дворец же - для летней резиденции царской семьи, названный в честь жены Петра I - го, Екатерины I- Кадриорг (Долина Екатерины).



Днем рождения Кадриорга принято считать 22 июля 1718 года. Петр I прибыл в Таллинн на корабле 19 июля 1718г с ним приехали принятый несколько месяцев тому назад на русскую службу римский архитектор Никколо Микетти и его подмастерье Гаэтано Киавери, который позже превзошел своего учителя. Вдвоем они определили место расположение и композицию "нового дворца", а также план разбивки парка и садов.



Из дворца открывался вид на Старый Город, гавань и море. Выбор места был, конечно, не случайным, ведь Пётр I испытывал особую тягу к морю. К сожалению, строительство парка и дворца не было завершено при жизни Петра I.



В дальнейшем дворец Кадриорг, как царская резиденция, использовался сравнительно редко. Во время визитов в Таллинн во дворце останавливались все русские императоры - от Петра I до последнего из династии Романовых - Николая II.



В 1919 году началась история дворца как музея, где в настоящее время располагается Художественный музей. Собрание музея состоит из более 900 западноевропейских и русских живописных полотен, 3500 печатных изданий и около 3000 скульптур. Вестибюль и некоторые другие комнаты в главном здании сохранили свой первоначальный облик.