Запершись в своей резиденции величественном дворце эскориале. История Monasterio de El Escorial. Площадь и сады

Правильное название которого Сан-Лоренцо-дель-Эскориал, — королевская резиденция, построенная в 16 веке. Эскориал находится в 50 километрах от Мадрида, среди лесистых холмов предгорья хребта Сьерра-де-Гвадарама.

Дворец Эскориал в Испании: история строительства

Начало его строительства относится к 1561 году, когда правивший в то время Испанией король Филипп II, второй король из династии Габсбургов, решив воплотить в жизнь наказ своего отца Карла V о постройке королевской усыпальницы, посетил городок Эскориал в горах Сьерра-де-Гвадарама, где жили каменотесы. Немного отступив от повествования, сообщим, что Эскориал переводится с испанского как «куча шлака».

Архитектором проекта был назначен ученик Микеланджело Хуан Батисто де Толедо. Руководил он строительством первые шесть лет – с 1563 до 1569 года. После его смерти достраивал и отделывал дворец Хуан де Эррере. Король лично следил за всеми этапами строительства и предусмотрел отход стиля от мрачного средневековья к более светскому облику. В плане архитектурный комплекс представляет собой практически правильный квадрат размером 161 на 206 метров, в центре которого церковь, на юг монастырь, на север дворец.

Весь внешний обвод Эскориала представляет собой замкнутое пятиэтажное здание на высоком цоколе. Все внутренне пространство поделено на 11 внутренних двориков, образующие вид той самой решетки, на которой принял мученическую смерть святой Лаврентий. Долгое время считался самым крупным зданием мира. Знатоки насчитывали в нем 4000 покоев, а длина коридоров исчислялась десятками километров.


Внутреннюю отделку Эскориала вели в полном соответствии с повелением Филиппа II. Для помещений монастыря, церкви и усыпальницы использовали самые лучшие материалы, какими только располагала Испанская империя, а, учитывая ее широкую географию, возможности были очень большими. Золото инков с западных окраин империи на строительство Эскориала шло непрерывным потоком.

Над украшением его внутренних помещений работали резчики по дереву и скульпторы со всех концов Испании. Метро Барселоны от А до Я. Гора Монжуик – парковая зона Барселоны и место исторических событий. Читайте здесь. Сами же королевские покои были отделаны очень просто, на грани нищеты. Последний камень в стены был уложен в 1584 году, а отделка продолжалась еще очень долго, даже после кончины Филиппа II, когда его потомки, потрясенные аскетичной строгостью королевских покоев и тем, что из них, при открытых дверях, был виден алтарь церкви, постарались немного перестроить их.

Интересна история возведения купола над базиликой храма в Эскориале. Это гигантское сооружение высотой 90 метров строили 20 лет, Он мог быть еще выше, но Ватикан потребовал, чтобы его высота не превышала высоты собора св.Петра в Риме. Филипп II очень любил свой дворец-монастырь. Его потомки продолжили эту традицию, так что кроме великолепных залов Эскориала и его Собора, отделанных с максимально возможной роскошью, туристам доступны для осмотра и многие живописные шедевры.

Эскориал (Испания) и его достопримечательности

Что посмотреть туристу? Туристы в первую очередь могут посмотреть на архитектурные изыски Эскориала, одним из которых является главный внутренний дворик, названный «двориком королей». Назвали его так потому, что в его верхнем ярусе расположено шесть гигантских скульптур, изображающих ветхозаветных царей от Соломона до Саула. Это подчеркивало желание короля продемонстрировать свою приверженность к продолжению их дела, его решимость в борьбе с инакомыслием в вопросах веры.

Эскориал (Мадрид) и музеи

Кроме того, в Эскориале работают два музея. Один из них демонстрирует историю королевской резиденции в рисунках различных авторов и эпох. Так же в этом музее есть несколько макетов Эскориала, множество бытовых предметов, которые использовались в повседневной жизни королевской резиденции и строительных инструментов, использовавшихся при возведении этого символа Испании.

Второй занимает девять комнат и в них собрана королевская коллекция живописных полотен художников, работавших в XV-XVII веках. Там можно увидеть полотна Ван-Дейка, Тициана, Босха, Тинторетто, Веронезе Кабинет короля Филиппа II Интересно будет взглянуть на покои и кабинет короля Филиппа II, в них всего лишь кирпичные полы, гладкие беленые стены. Кабинет короля украшает одна единственная картина Босха «Сад радостей земных», а трон, с которого он и управлял своей огромной страной всего лишь походный стул его отца – короля Карла V.

Если вы хотите посетить музей во время поездки в Мадрид, то можете заранее записаться на экскурсию у местных гидов:

Дворец Эскориал: библиотека

Интересно посетить и библиотеку Эскориала, хотя почитать там ничего не дадут, даже если есть знания древних языков. Просто одно созерцание интеллектуального богатства, которое собирали испанские короли, может привести в трепет, нарушив сложившийся стереотип о беззаботной и сладкой королевской жизни. Построен в Эскориале и пантеон испанских монархов, почти все из которых, начиная с Карла V, похоронены там, даже те, кто не был на троне. Сегодняшний вид пантеона, украшенный бронзой, мрамором и яшмой, был создан в 1617 году, королем Филиппом III, не придерживавшегося столь аскетичных взглядов на жизнь как его прадед. Лишь двое из испанских королей не покоятся там – Филипп V, ненавидевший за мрачность и Фердинанд VI.

Эскориал — как добраться из Мадрида

Архитектурный комплекс Эскориал (Испания) находится в пятидесяти километрах от , неподалеку от небольшого города с одноименным названием, который испанцы называют «верхний Эскориал (Escorial de Arriba)».

В 50 км от Мадрида, среди покрытых густым лесом холмов, возвышается громадный прямоугольник монастыря Св. Лаврентия – Сан-Лоренсо. Это и есть знаменитый Эскориал , самый известный исторический памятник Испании, созданный по воле короля Филиппа II. Среди других известных архитектурных шедевров Испании удивительный в Гранаде, величественный и неприступный в Сеговии, грозный замок в Мурсии, изысканный замок в провинции Бискайя.

Эскориал, архитектурное чудо Испании

За мостом через реку Гвадарраму начинается подъем – гористые откосы, каменистая почва, нагромождения бурых скал, кустарник, редкие сосны. Встречаются небольшие, с красными черепичными крышами селения. Склоны покрывают прекрасные дубовые рощи.

Со второго подъема виден Эскориал. Он расположен у подножия грандиозного амфитеатра гранитных серо-стальных скал. Безупречно правильный прямоугольник ансамбля, увенчанный куполом, издалека кажется совсем небольшим. Его суровый, мрачный вид подчеркивается серым гранитом стен монастыря, четкостью архитектурных форм, отсутствием каких-либо скульптур или других украшений.

Иное впечатление возникает, если смотреть на Эскориал с севера, от склонов Сьерры-де-Гвадаррамы, – словно целый город встает в огромной, залитой солнцем серебристой долине Мансанареса. Безбрежные широкие просторы, массивы диких сиреневых гор, чистый свежий воздух и удивительный ясный свет под горным небом – все создает ощущение раскинувшегося вокруг вольного мира. Нужно было найти совершенно особые формы образной выразительности, чтобы сооруженный здесь архитектурный комплекс не оказался поглощенным величием и беспредельностью этого прекрасного мира.

Едва строительство Эскориала было завершено, как испанцы не замедлили провозгласить этот архитектурный памятник восьмым чудом света. Написанная в 1609 г. Лопе де Вегой комедия так и называлась «Восьмое чудо» и иносказательно воспевала чудесный храм, воздвигнутый «королем Бенгалии» у подножия высокой горы, чье имя Гвадаррама.

Известности Эскориала во многих странах мира немало способствовали гравюры 1587 г. Педро Перета по рисункам архитектора Хуана де Эрреры. Основу литературы о знаменитом королевском ансамбле заложили историки, хронисты, путешественники разных национальностей. Но Эскориал имел и собственных эрудированных историографов в лице монахов иеронимитского ордена, для которого предназначался монастырь Сан-Лоренсо. Среди них прежде всего должен быть назван фра Хосе Сигуэнса, ученый, писатель, музыкант, первый хранитель эскориальской библиотеки, автор «Истории ордена Св. Иеронима» (1600–1605) – одного из основных источников по истории Эскориала.

Эскориал, история строительства

Создание ансамбля обычно приписывают ряду случайно совпавших обстоятельств. 10 августа 1557 г., в день праздника Св. Лаврентия (Сан-Лоренсо), объединенная англо-испанская армия одержала победу над французскими войсками в битве при Сен-Кантене. Филипп II, с нетерпением ожидавший исхода сражения, при радостном известии о победе дал обет воздвигнуть храм во имя св. Лаврентия. Мученик Лаврентий был особенно близок испанскому сердцу поскольку он был родом из Арагона. По преданию, план Эскориала имеет форму решетки, на которой святой был сожжен заживо в 261 г. по приказу римского императора Валериана.

Кроме своего пристрастия к св. Лоренсо Филипп II отличался погружённостью в себя, меланхоличностью, глубокой религиозностью и слабым здоровьем. Он искал место, где мог бы отдохнуть от забот короля самой могущественной империи мира.

Король хотел жить в окружении монахов, а не придворных; кроме королевской резиденции Эскориал должен был стать в первую очередь монастырём ордена св. Иеронима. Филипп II говорил, что он хотел «построить дворец для Бога и лачугу для короля».

Будущее сооружение должно было совмещать монастырь, личную резиденцию короля и во исполнение завещания покойного отца Карла V – усыпальницу испанских монархов. Местоположение Эскориала было выбрано после долгих и тщательных обследований долины реки Мансанарес специальной комиссией. Испанский хронист Хосе Сигуэнса писал: «Король искал пейзаж, способствовавший возвышению его души, благоприятствующий его религиозным размышлениям».

Селение Эль-Эскориал близ опустевших железных рудников (от испанского escoria – «шлак», откуда пошло и само название ансамбля) привлекло удачным местоположением, здоровым климатом, обилием горных источников и наличием великолепного строительного материала – светло-серого гранита.

Сооружение ансамбля, начатое в 1563 г., велось под личным наблюдением Филиппа II. Во главе всех работ стоял талантливый и опытный руководитель – монах ордена иеронимитов фра Антонио де Вильякастин. На строительство были ассигнованы колоссальные средства. В создании Эскориала участвовала не только вся Испания, различные области которой поставляли мрамор, сосновый лес, кованые решетки, церковную утварь, кресты, светильники, лампы, вышивки и ткани, но и другие страны Европы, а также американские колонии, откуда везли золото и ценные породы дерева.

Строительство Эскориала Филипп II поручил Хуану Баутисте де Толедо, своему главному архитектору, которого он еще в 1559 г. вывез из Италии, где тот учился и долго работал в Неаполе и Генуе.

Постепенно имя Хуана де Толедо отошло на второй план и поблекло в тени Хуана де Эрреры (ок. 1530–1597), его молодого талантливого помощника, который возглавил строительство в 1567 г. и стал общепризнанным создателем Эскориала.


Для украшения Эскориала король привлек лучших иностранных мастеров. Здесь работали итальянцы Пеллегрино Тибальди, Федерико Цуккаро, Лука Камбиазо, Ромуло Чинчинато, Никколо Гранелло, Фабрицио Кастелло, Бартоломее Кардуччо и др. Уже значительно позже, в конце XVII столетия, в царствование Карла II, росписи свода главного нефа собора Сан-Лоренсо, а также свода и фриза парадной внутренней лестницы создал мастер итальянского барокко Лука Джордано. Вообще подавляющая часть художественных сокровищ Эскориала, как и музеев Мадрида, – произведения итальянских мастеров.

Другая черта, производящая не меньшее впечатление в Эскориале, – это контраст между теснотой и бедностью личного жилища Филиппа II и громадными размерами дворцовых покоев, предназначавшихся для приемов и богослужений. В этих покоях более одиннадцати тысяч окон, а в узкую комнату, некогда принадлежавшую властителю полумира, едва проникает слабый луч света через маленькую дверь. Книги великолепной дворцовой библиотеки очень любопытно расставлены на полках: золотыми обрезами наружу, а корешками внутрь, словно властители Эскориала желали предупредить публику, что ей не следует знать заглавий трудов, которые читает король.


Как рассказывают, перед смертью Филипп II пожелал проститься с Эскориалом. Долго, на протяжении шести суток, умиравшего короля медленно несли на носилках из Мадрида. Его туманившийся взор еще успел в последний раз увидеть любимое детище. Спустя несколько часов король скончался… Начиная с Филиппа II Эскориал стал местом захоронения королей Испании.

Позже правители вносили изменения в Эскориал, но, несмотря на это, он и по сей день сохраняет свое художественное единство. В XVII веке Филипп IV завершил строительство Королевского Пантеона, в котором находились останки испанских королей.

Королевский Пантеон Эскориала


Одна из целей строительства Филиппом II Эскориала - создание мавзолея для его отца, императора Карла V, чьи останки были перенесены сюда в 1586 г. Здесь покоится прах всех королей Испании, начиная с Карла V, кроме Филиппа V, который терпеть не мог мрачности Эскориала и просил похоронить его в Сеговии, и Фердинанда VI, чья могила находится в Мадриде.

И короли, и королевы, которые дали жизнь наследникам мужского пола, захоронены здесь в каменных ящиках на полках этажерок, предварительно отлежавшись в течение 50 лет в потайных комнатах «пудридерос», и перемещавшиеся в Пантеон уже в виде праха.

Напротив находится соединенный подземным коридором возведённый в XIX веке Пантеон инфантов, где хоронят принцев, принцесс и королев, чьи дети не унаследовали трона. Саркофаг для королевских детей (El Panteon de Infantes), умерших в младенчестве называется из-за своей пышной формы «Ла-тарта» (торт). Сооружен по просьбе королевы Изабеллы II в 1888 году мастером Хосе Сегундо де Лема.

Своеобразный дизайн этого неоднозначного сооружения позволяет людям, наделенным развитым воображением, легко представить себе этот «торт» нарезанным на дольки и с начинкой в виде малолетнего дофина в каждой порции.

Две гробницы в Эскориале пустуют. Последним здесь был погребён единственный не король, удостоенный такой чести, - Дон Хуан Бурбон. Его сын и нынешний король Хуан Карлос I, да и весь народ Испании чувствовали, что он заслужил подобный знак признания своей поддержкой демократии при Франко и отказом от трона в пользу сына ради мирной передачи власти.

Также помимо королевской усыпальницы в Эскориале есть множество помещений для королевских родственников, но надгробия в основном однообразны: одинаковые или почти одинаковые саркофаги, гербы и надписи.

Особой красотой здесь выделяется мраморная гробница Хуана Австрийского - победителя турков в исторической битве при Лепанто в 1571 году. Он - незаконнорожденный сын императора Карла V. Его все знают под именем Дон Жуана, того самого, кто разбивал сердца легкомысленным дамам своего времени. Наверное, поэтому на его пальцах 14 (!) обручальных колец. Рыцарь из каррарского мрамора покоится во сне, сжимая в руках меч. В ногах у него лежат перчатки доспехов, в знак того, что он не погиб в битве, а умер от болезни.

За последующие несколько сотен лет Эскориал потерял часть своих коллекций из-за пожаров и грабежей, но и сегодня он остается наиболее полным и впечатляющим памятником позднего Возрождения в Испании. Сейчас Эскориал включен в и является одной из самых посещаемых .

«Восьмое чудо света» или «архитектурный кошмар» находится недалеко от . Если вы еще не догадались, то речь идет об Эскориале - монастыре-дворце короля Филиппа II. Чтобы попасть в этот знаменитый монастырь нужно приехать в городок с созвучным названием Эль-Эскориал. Давайте вместе подробнее познакомимся с этим величественным и очень интересным местом.

Достопримечательности Эскориала

Многие туристы едут в Мадрид лишь для того, чтобы посетить этот великолепный дворец, в котором собралось огромное количество исторических ценностей.

  1. Гробницы. В мавзолее Эскориала можно увидеть останки очень известных исторических личностей. К ним относятся: все короли Испании, начиная с самого КарлаV (исключение составляет лишь Филипп V), королевы – матери наследников, а также принцы и принцессы XIXвека, чьи дети не смогли унаследовать трон. В мавзолее Эскориала можно найти даже захоронение Дона Хуана Бурбона, отца короля Испании Хуана КарлосаI.
  2. Главный собор монастыря. Эти залы стоит посетить хотя бы ради того, чтобы увидеть искусно расписанный потолок и мастерски нанесенные фрески. В соборе имеется 43 алтаря, для украшения которых, приложили руку многие испанские и итальянские мастера. Такие шедевры искусства, как находящиеся возле этих алтарей нельзя увидеть больше нигде! Рассказывая о соборе, очень хочется добавить слова Теофиля Готье, который сказал: «В соборе Эскориала чувствуешь себя таким ошеломлённым, таким сокрушённым, таким подверженным меланхолии и подавленным несгибаемой силой, что молитва кажется полностью бесполезной ».
  3. Библиотека. Содержание местной библиотеке позволяет сравнивать е с Ватиканом. Больше нигде на земле нет таких мест, где собралось бы такое огромное количество книжных редкостей. Тут хранятся рукописи Св. Августина, Альфонса Мудрого, Св. Терезы, а также множество арабских рукописей и работ по картографии, датируемых еще Средневековьем. Кстати, для того, чтобы сохранить украшения на переплетах, в этой библиотеке многие из книг стоят корешками внутрь. А Папа Григорий XIII дал распоряжение о том, чтобы каждого, кто осмелится украсть книгу из этой библиотеки, отлучали от церкви. Кроме находящихся тут книг, также стоит взглянуть и на оформление помещение, а конкретнее, на потолок. Росписью этого потолка занимался Тибальди и его дочь. Они сделали потолок, который символизировал бы семь наук: диалектику, риторику, грамматику, астрономию, арифметику, музыку и геометрию. А для теологии и философии были полностью посвящены торцевые стены библиотеки.
  4. «Вышка Филиппа». Когда то именно с этого места король наблюдал за строительством Эскориала. Подняться туда стоит и туристам, ведь именно отсюда заметно, что дворец выполнен в форме решетки, на которой был сожжен Св. мученик Лаврентий, считающийся покровителем всего Эскориала.
  5. Музей. Не обошлось без него и во дворце Эскориала. Тут их расположено сразу два. В одном из них можно вплотную познакомиться с историей строительства Эскориала. Увидеть наброски, рисунки, чертежи и графики. А вот второй музей полностью отдан под работы великих и известных мастеров XV-XVII веков. Среди полотен можно встретить работы Босха, Тициана, Веронезе и многих других уникальных личностей.

Режим работы Эскориала

Чтобы попасть в это интересное место и не приехать впустую, хотим сообщить вам часы работы Эскориала. Он открыт для посетителей с 10 утра, до 5 часов вечера, 6 дней в неделю, за исключением понедельника. Вход стоит около 5 евро. Рассчитывая время для поездки, учтите размеры данного места, и настройте себя на то, что на эту экскурсию вы потратите не меньше 3 часов.

По мнению испанцев, Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориал, который многие привыкли называть просто Эскориалом, – восьмое чудо света. Этот необычный архитектурный ансамбль находится в пригороде Мадрида и представляет собой резиденцию королей с музеем, библиотекой и крупным национальным архивом. Памятник занесен в список охраняемых объектов ЮНЕСКО.

Туристы включают дворец Эскориал в свой экскурсионный маршрут по Испании, чтобы увидеть своими глазами этот величественный монастырь и прогуляться по его гигантским пустым коридорам, украшенным огромными полотнами.

Планируя отправиться в Эскориал, в Толедо и другие интересные места Испании, не помешает захватить с собой теплую одежду. На территории, где расположен дворец, постоянно ветрено и прохладно, а внутри монастыря даже в жаркое лето можно замерзнуть.

История

Существует легенда, согласно которой королевский дворец-монастырь Сан-Лоренсо построили, чтобы закрыть «Врата в ад». По словам набожных испанцев, они расположены у подножья гор Гвадаррама. И все же настоящая причина возведения монастыря не столь мистичная.

10 августа 1557 года стало знаменательным днем в истории создания Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориал. В этот день произошла битва при Сент-Квентине во Фландрии, в которой испанцы победили над французами, но, к сожалению, случайно разрушили церковь почитаемого во всей стране Святого Лаврентия (Сан Лоренсо). В память о святом и в честь победы Филипп II отдал приказ начать строительство величественного замка, который планировал обустроить как королевскую резиденцию.

Перед строительством король проинструктировал архитектора Толедо, что хотел бы увидеть серьезное сооружение, в котором будут сочетаться благородство без высокомерия и величие без показной роскоши.

Испанский Эскориал стал известен уже тем, что был построен в рекордные сроки. Огромное и красивое здание даже при скудном строительном арсенале возвели всего за двадцать один год. На тот момент это были беспрецедентные сроки для такого объема работ. В результате Испания приобрела достопримечательность, которая вскоре стала известна на весь мир.

Достопримечательности

План комплекса Эскориал включает в себя прямоугольное большое здание с 13 часовнями, 9 башнями, 16 патио, 15 галереями, 9 органами, несколькими десятками келий и лестниц и сотнями дверей и окон. С двух сторон монастыря расположена просторная площадь, а на противоположных – разбиты сады, из которых открываются живописные виды на Мадрид.

Резиденция интересна и снаружи, и внутри. Туристам разрешается посещать внутренние апартаменты дворца с его многочисленными тайными ходами, серыми гранитными галереями и сводчатыми коридорами. В Эскориале действительно есть на что посмотреть.

Пантеон

Эскориал близ Мадрида с самого начала должен был стать усыпальницей королевского дома Испании. Филипп II хотел реализовать здесь свою задумку с мавзолеем для своего отца: останки императора Карла V перенесли в усыпальницу в 1586 году. Каменный пантеон был достроен в крипте церкви уже после смерти короля Филиппа II, в 1617 году.

«Пантеон королей» под главным алтарем церкви сделан из бронзы, яшмы и мрамора. Он стал вечным пристанищем для всех испанских королей, начиная с Карла V, за исключением Филиппа V и Фердинанда VI. Первый похоронен в Сеговии, так как не любил Эскориал за его мрачность, останки второго хранятся в Мадриде. На фото усыпальницы королей в Эскориал и при личном посещении туристы могут заметить на гробницах и женские имена. В пантеоне захоронены королевы, давшие жизнь наследникам мужского пола.

Напротив главной усыпальницы расположен современный пантеон инфантов в Эскориал. В нем хоронят принцесс и принцев, а также королев, дети которых не унаследовали трон.

Музеи

Экскурсия в Эль Эскориал обязательно должна включать в себя посещение двух больших музеев. В одном показана история строительства резиденции в чертежах, планах, инструментах и макетах. Второй состоит из девяти просторных залов: в нем представлены художественные полотна XV–XVII вв.

Картинная галерея

В Эскориале расположена одна из богатейших в Европе картинных галерей – здесь хранится около 5 000 полотен. Тициан, Веласкес, Босх, Тинторетто, Эль Греко – картины известных живописцев можно рассмотреть при посещении монастыря. Есть в галерее и ценная коллекция настенных ковров, вытканных по эскизам Гойи и Рубенса. В отдельном зале представлены старинные карты мира, на которых еще нет России, а вместо Франции указаны Бургундия и Фландрия.

Библиотека

После того как резиденция был достроена, король Филипп II основал в ней библиотеку, в которую перевез огромную коллекцию книг по магии и оккультизму. Говорят, что Святая инквизиция даже не подозревала об этих запасах правителя.

По размерам книжного фонда королевская библиотека уступает только Ватиканской. В первой хранится более 40 000 книг и примерно 3 000 рукописей: даже по фото Эскориал можно оценить ее величие и габариты. Интересно, что только здесь книги ставят корешками внутрь для сохранения древних украшений переплетов.

Собор

Эль-Реаль – это главный собор монастыря, который привлекает посетителей росписью потолка и прекрасными фресками. Хотя, по отзывам, некоторых величие здания приводит в восторг, других же, наоборот, подавляет. Писатель Теофиль Готье писал, что чувствует себя в храме сокрушенным и ошеломленным.

Пространство за алтарем собора украшено золотыми картинами, на которых итальянские и испанские мастера воспроизвели сцены из жизни Девы Марии и Христа. Здесь же можно увидеть скульптуры Филиппа II, Карла V и других членов королевской семьи.

Площадь и сады

Карта Эскориала показывает королевскую резиденцию, окруженную со всех сторон садами и большой площадью, которую называют «лонха». Прогулявшись по монастырю, можно выйти на свежий воздух, чтобы лично оценить красивейший сад, в котором реализованы присущие для XVI века решения в области ландшафтного дизайна.

Если пройтись по цветущей парковой зоне, можно насладиться живописным видом на горы, поля и сам Мадрид. Тут же можно найти и скульптуру короля, который как будто с довольным видом рассматривает свою резиденцию.

Кресло Филиппа

Посетив Эскориал (Испания), достопримечательности можно встретить на каждом шагу. Но и на некотором отдалении от величественного места можно увидеть интересные и памятные места, связанные историей с королевской резиденцией и самим монархом.

«Кресло Филиппа», которое еще называют «Вышкой Филиппа», находится на расстоянии 6 км от монастыря. Большой камень действительно напоминает кресло. По легенде, король использовал его для того, чтобы наблюдать за ходом строительства замка. Именно это гласит каждое туристическое описание, посвященное необычной достопримечательности.

Подъем к «стулу монарха» довольно крут и может отнять много сил, но, по рассказам туристов, оно того стоит. Из этого места открывается захватывающий вид, а еще можно рассмотреть дворец во всех подробностях и увидеть, что он построен в форме решетки. Знающие люди объясняют, что на схожей по форме решетке сожгли святого Лаврентия, покровителя Эскориала.

Хор мальчиков

Закрепить впечатления от посещения королевской резиденции может хор мальчиков монастыря Эскориал в Испании, который уже прославился на весь мир. Церковные службы с участием хора и его концерты стали одним из основных «магнитов», притягивающих толпы туристов в эту часть страны. Юные певцы периодически ездят с гастролями в другие страны.

Как добраться

Резиденция и монастырь Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориал расположен на расстоянии 50 км от Мадрида, прямо у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама.

Добраться до известной достопримечательности из Мадрида можно двумя способами по цене от 7 до 20 евро (в одну сторону):

  • на поезде. Электрички отправляются от станций «Atocha» и «Chamartin» и курсируют до «El Escorial». От железнодорожной станции «Эскориал» до самого монастыря идти примерно 20 минут, расстояние – 1,5 км. Преодолеть путь можно и на местном автобусе;
  • на автобусе. Автобусные маршруты 661 и 664 проложены от нового терминала в столице «Intercambiador Moncloa» и прямо до королевского замка. Доехать можно примерно за 1 час. Назад в Мадрид получится вернуться с автостанции, расположенной на улице рядом с монастырем Calle Juan de Toledo.

" Монастырь Эскориал - монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II. Расположен в часе езды от Мадрида у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама. Архитектурный комплекс Эскориал вызывает самые различные чувства: его называют и «восьмым чудом света», и «монотонной симфонией в камне» и «архитектурным кошмаром». " " Первыми Габсбургами, получившими в наследство от католических монархов богатую и могучую Испанию, были Карл V и Филипп II. Это время рассвета испанского абсолютизма, опиравшегося на аристократию и духовенство Испании. Могущественная держава захватывала земли по всему - от Америки до Азии. " «В моих владениях никогда не заходило солнце» - любил говорить император Священной Римской империи, «повелитель полу-мира" испанский король Карл V. И действительно, его огромная империя была раскидана на четырех континентах, в трех Америках и бывших колониях Португалии в Азии и Африке, занимала половину Европы,.
" Филипп II, сын Карла V, интересен как личность по нескольким причинам. Не было больше в мировой истории такого периода, чтобы столько государств и народов находилось в подчинении у одного правителя. Его называли «королем-пауком», который, сидя во дворце Эскориал под Мадридом, выплетал тончайшую паутину заговоров и опутывал ею весь мир. Филипп Осторожный - защитник католической веры и искоренитель ереси - еще одно из его прозвищ. " Мать Филлипа 2
" Смерть отца
" АЛОНСО САНЧЕС КОЭЛЬО (1531-1588) Инфанта Изабелла Клара Евгения.Музей Прадо. Инфанта Изабель (Исабель Киафa Эухенио) - дочь Филиппа II, короля Испании и его третьей супруги, Исабели, принцессы из дома Валуа, родной сестры знаменитой королевы Марго " Елизавета Валуа третья жена,умерла в родах. " "Инфанта Каталина Микаэла"Алонсо Санчес Коэльо,Музей Прадо. Дочь Елизаветы и Филлипа 2 Карл V дал два наказа своему сыну: чтобы он продолжил дело отца в борьбе с ересью и воздвиг достойную усыпальницу для королевской семьи Испании. Филипп II повсеместно использует власть римского папы и способы испанской инквизиции. В Испании его почитали, как святого, в остальном мире мира, как исчадие ада, " В 1561 году Филипп II посещает небольшой шахтерский городок Эскориал, что расположен в гранитных горах Съерра-де-Гвадарама. Кстати, Эскориал означает просто «груда шлака». Имея неплохой художественный вкус, Филипп II самостоятельно отбирал мастеров для строительства и отделки дворцов, лично вел надзор, проверял и иногда исправлял архитектурные проекты, До сих пор в горах показывают укромное место (его называют «вышкой Филиппа»), из которого король тайно наблюдал за строительством фамильного склепа.
" Но представлялось Филиппу II нечто большее того, о чем просил его Карл V. Перед его мысленным взором представал гигантский монастырь, базилика и дворец, соединенные в единое целое. Конечно, монастырь и светские палаты - обычно веши трудно совместимые. Но бывают моменты, когда светская власть делит один кров с духовенством, хотя бы на время: монарх в поездке пользуется гостеприимством настоятеля монастыря или член королевской семьи, делает пожертвования монастырям и монахам. Филипп II хотел же построить монастырь, который одновременно бы являлся и королевским дворцом. " Эскориал стал самым большим зданием на свете, с 4000 комнатами и сотнями километров коридоров. На его возведение ушло более миллиона тонн гранита. Первыми жильцами Эскориала стали монахи, которым король дал два поручения: чтобы они каждый день молились за здоровье и благополучие королевской семьи и чтобы хранили мощи католических святых, которыми Филипп II очень дорожил. Коллекция мощей католических святых была самой большой, она насчитывала 7000 костей святых праведников. Возможно, у Филиппа II хранились останки Двенадцати апостолов и крест, на котором был распят Иисус Христос. " Строительство " История Эскориала начинается 10 августа 1557 года, когда армии Филиппа II разбили французов в битве у Сент-Кантена во Фландрии. Это произошло в день св. Лоренсо (San Lorenzo), и Филипп II решил воздвигнуть монастырь в честь этого святого. Новый дворцовый комплекс должен был олицетворять силу испанской монархии и испанского оружия, напоминая о победе испанцев при Сан-Кантене
" . Постепенно планы разрастались, равно как и значимость сооружения. В нём было решено воплотить завет Карла V - создание династического пантеона, а также, объединив монастырь с королевским дворцом, в камне выразить политическую доктрину испанского абсолютизма. Король послал двух архитекторов, двух учёных и двух каменотёсов подыскать место для нового монастыря так, чтобы оно было не слишком жарким, не слишком холодным и не слишком далёко от новой столицы. После целого года поисков они оказались там, где сейчас находится Эскориал. " Кроме своего пристрастия к св. Лоренсо Филипп II отличался погружённостью в себя, меланхоличностью, глубокой религиозностью и слабым здоровьем. Он искал место, где мог бы отдохнуть от забот короля самой могущественной империи мира. Он хотел жить в окружении монахов, а не придворных; кроме королевской резиденции Эскориал должен был стать в первую очередь монастырём ордена св. Иеронима. Филипп II говорил, что он хотел «построить дворец для Бога и лачугу для короля»
" . Филипп не разрешал никому составлять свою биографию при жизни: в сущности, он написал её сам, и написал в камне. " Победы и поражения империи, последовательность смертей и трагедий, одержимость короля учением, искусством, молитвами и управлением государством - всё это нашло отражение в Эскориале. Центральное положение огромного собора символизирует веру короля в то, что во всех политических действиях нужно руководствоваться религиозными соображениями. " Первый камень был заложен в 1563 году. Строительство продолжалось 21 год. Главным архитектором проекта сначала был Хуан Баутиста де Толедо, ученик Микеланджело, а после его смерти в 1569 году завершение работ поручили Хуану де Эррере, которому принадлежат идеи окончательной отделки. Комплекс представлял собой почти квадратное в плане сооружение, в центре которого располагалась церковь, к югу - помещения монастыря, к северу - дворец; для каждой из частей предусматривался свой внутренний двор.
" Э.Босх Сооружение ансамбля, начатое в 1563 году, велось под непрестанным личным наблюдением короля. Ни один чертеж не проходил без его утверждения. Все, что касалось Эскориала, решалось этим царственным волокитчиком с исключительной быстротой. Следует отметить (не в пример другим затеям эпохи) прекрасную организацию работ. Были ассигнованы колоссальные средства. Строительство отличалось невиданным размахом. В создании Эскориала участвовала не только вся Испания, различные области которой поставляли мрамор, сосновый лес, кованые решетки, церковную утварь, кресты, светильники, лампы, вышивки и ткани, но и другие страны Европы, а также американские колонии, откуда везли золото и драгоценные породы дерева. В течение двадцати лет шло строительство Эскориала. С выступа в гранитной скале, называемого «Креслом короля», Филипп II наблюдал, как камень за камнем воздвигалось его любимое детище.
" Местоположение Эскориала было выбрано после долгих и тщательных обследований долины Мансанареса специальной комиссией. Хосе Сигуэнса писал: «Король искал пейзаж, способствовавший возвышению его души, благоприятствующий его религиозным размышлениям». Селение Эль Эскориал близ опустевших железных рудников привлекало удачными климатическими условиями – расположением на южных склонах Сьерры, обилием горных источников и великолепным строительным материалом – светло серым гранитом.
Строительство Эскориала Филипп II поручил Хуану Баутисте де Толедо, своему главному архитектору. Но строительство Эскориала принесло зодчему немало огорчений, вероятно, и ускоривших его смерть в 1567 году. Постепенно имя Хуана де Толедо отошло на второй план и почти стерлось из памяти испанцев. Хуан де Эррера, его молодой талантливый помощник, который возглавил строительство в 1567 году, и стал общепризнанным создателем Эскориала.
" Хуан де Эррера не только существенно изменил первоначальный замысел Хуана де Толедо, но и подчинил все сооружение единой во всех деталях новой образной системе. План Эскориала – прямоугольник с четырьмя башнями (высота 56 метров) по углам – обнаруживает близость к планам старых испанских алькасаров. Такие дворцы крепости, воздвигаемые в древних городах Испании, составляют наследие национальной архитектуры, восходящее к далеким истокам. Предложенный Хуану де Эррере план ансамбля с ее точными параметрами представлял собой как бы те исходные данные, с помощью которых он должен решить сложнейшую архитектурную задачу. И зодчий решил ее блестяще. " «Мученичество святого Маврикия».Эль Греко Следуя стремлениям короля к простоте, строгости и авторитарности Хуан де Эррера увеличил все здание, удвоив число этажей, и объединил четыре фасада на одном уровне общим карнизом. Он достиг редкой соразмерности четкого силуэта и объемно пространственной композиции всего комплекса. Так, Хуан де Эррера очень верно нашел пропорциональное соотношение между куполом собора, угловыми башнями и горизонталями сильно протяженных фасадов " . Решение этих колоссальных пятиэтажных фасадов – одно из самых смелых новшеств испанского зодчего. Выразительность фасадов строится на подчеркнутом лаконизме гладкой, словно уходящей в бесконечность плоскости стены. Часто расположенные окна и горизонтальные тяги здесь – не украшения, а необходимые элементы композиции, подчине " Южный фасад Филипп следил за всеми этапами проектирования и строительства. Большое значение с концептуальной точки зрения имел выбор архитектурного стиля. Филиппу II нужно было подчеркнуть разрыв со средневековым прошлым и европейское значение своей державы. Этому требованию в наибольшей степени соответствовал стиль архаизированной ренессансной архитектуры. " Главным фасадом собор Эскориала смотрит на прямоугольный внутренний дворик, именуемый «Двориком королей». Дворик назван так, потому что в верхнем ярусе на постаментах размещены шесть гигантских статуй ветхозаветных царей Борясь с ересью, Филипп II думал, что продолжает дело древних царей Израиля: здесь находятся царь Соломон - известный своей мудростью, и царь Саул - известный храбростью, а также другие цари Израиля.

Внутренняя архитектура собора выдержана в официальных, холодных тонах. Архитектор Хуан де Эррера, заменивший Хуна де Толедо, полагал, что дорийский ордер «своей силой и благородством наилучшим образом выражает мощь». Все внутренние элементы: пилястры, фриз, соборные стены - изготовлены из сероватого мрамора, и лишь главный алтарь бросается в глаза ярким пятном. Алтарь возвышается на высоте четырех этажей в главном нефе собора, чуть вытянутом на восток. Украшают алтарь яшма, драгоценные камни и разноцветный мрамор, которые переливаются всеми цветами радуги от света, падающего через фонарь в куполе. Блеск алтаря символизирует центр Экориала и цель земной миссии Филиппа II. " Для внутреннего убранства использовались лучшие материалы и были собраны лучшие мастера полуострова и других стран. Деревянная резьба была выполнена в Куэнке и Авиле, мрамор привезён из Арасены, скульптурные работы были заказаны в Милане, бронзовые и серебряные изделия изготовлялись в Толедо, Сарагосе, Фландрии. " 13 декабря 1584 года был уложен последний камень в здание комплекса. После этого за работу взялись художники и декораторы, среди которых были итальянцы П. Тибальдини, Л. Камбьязо, Ф. Кастелло и др. " И после окончания строительства Филипп II не оставлял своими заботами Эскориал. Здесь он собрал большое количество работ испанских и европейских живописцев, сюда свозились ценные книги и рукописи. Уже после смерти Филиппа II коллекции продолжали пополняться его наследниками, и теперь Эскориал хранит работы Тициана, Эль Греко, Сурбарана, Риберы, Тинторетто, Коэльо. " Покои короля, в противоположность роскоши больших военных залов и мрачной пышности пантеона, были отделаны крайне просто. Кирпичные полы, гладкие белёные стены - это было выдержано более в традиционном духе испанских жилищ и, кроме того, отвечало сотворённому образу Филиппа-монарха. Архитектура " Потолочная живопись во дворце Эскориал " Сад при дворце во французском стиле " Эскориал блестяще воплотил заложенные в нём идеи. Воздвигнутый из светлого песчаника в ясных и строгих формах, он высится на фоне горной зелени так же спокойно и уверенно, как смотрит на нас Филипп II с портрета Коэльо. Удивительно соответствие формы каждого из сооружений своему назначению: простота королевских покоев, светлый и высокий интерьер церкви, лёгкий строй аркад в библиотеке, мрачное великолепие усыпальниц " Внутренние дворы с зеленью как бы разрежают камень и впускают горный свет в покои. Недаром Филипп II так любил своё детище. Сюда он приказал перевезти его при приближении смерти. Эскориал стал образцом дворцовых комплексов, которому подражали или от которого отталкивались последующие испанские короли. В нишах по обе стороны стоят скульптуры Карла V и Филиппа II с семьями (работа итальянца Л. Леони). Из спальни короля вел вход в другую нишу, ложу для короля и его свиты. " В центре «Дворика королей» расположился колодец в виде изящного маленького храма, выстроенного из серого гранита. Стройные колонны, статуи в нишах и изящная балюстрада, идущая по карнизу, придают очарование храму. Большие четырехугольные бассейны, расположенные крестообразно, примыкают к маленькому храму с четырех сторон. В голубой воде бассейнов отражаются благородные формы храма-колодца. Внутренняя отделка выполнена из розового, зеленого и белого мрамора.
" Серые стены Эскориала как будто вписаны в серовато-голубые пейзажи, окружающие дворец. Он возвышается пугающей, мрачной громадой, как бы напоминая о закрытом и не уступчивом нраве Филиппа II, хотевшего поработить весь мир
" Эскориал представляет собой прямоугольник 208 × 162 м. В нём 15 галерей, 16 патио (внутренних двориков), 13 часовен, 300 келий, 86 лестниц, 9 башен, 9 органов, 2673 окна, 1200 дверей и коллекция из более чем 1600 картин. Некоторые считают, что здание по форме напоминает перевёрнутую жаровню в память о св. Лоренсо, которого зажарили живым.
" Северную и западную стены монастыря окружает большая площадь, называемая лонха (исп. lonja), а с южной и восточной стороны расположены сады, откуда открывается великолепный вид на монастырские поля, плодовые сады и окрестности Мадрида за ними. Этим видом любуется и статуя короля Филиппа II в саду Фрайлес (исп. Jardin de los Frailes), где монахи отдыхали после своих трудов. Справа от сада находится галерея для выздоравливающих.
" Давая указания архитекторам, Филипп II говорил: «Для Господа- дворец, для короля- хижину". Дом короля выглядит очень скромно, как будто для монаха. Покои короля - это комнаты для раздумий: у Филиппа II много поводов для беспокойства. Праведным искусством Филипп II укреплял свой дух для борьбы. Единственной картиной в его комнате был «Сад радостей земных» И. Босха, никаких украшений больше не было. Кабинет короля был похож на келью монаха, а его трон - это походный стул его отца, сопровождавший Карла V во всех военных походах.
" Огромная империя управлялась Филиппом II из небольшого кабинета, а королевские покои располагались в Эскориале так, что непосредственно из них король мог пройти в церковь. Даже в старости, лёжа на своей кровати, Филипп II все равно мог видеть главный алтарь церкви. Эти покои, граничащие с восточным приделом церкви, как бы «выпирают» из основной части ансамбля, поэтому их называют «рукоятью» решетки Святого Лаврентия.
" Золото из Америки непрерывным потоком шло на строительство Эскориала, но в 1577 году случилась катастрофа. В сильную грозу молния ударила в юго-западную башню, возник пожар, и реки расплавленного свинца потекли по стенам Эскориала..
" Окончанию строительства фамильного склепа помешали подземные воды. Только в 1654 году, после осушения фундамента под Эскориалом, гробница была закончена. Но время и люди внесли свои изменения: вместо холодного гранита были использованы мрамор, золото и бронза. " Внутренние помещения Эскориала тоже выдержаны в холодной, строгой гамме. Последующие правители предпочитали более богатые и просторные апартаменты и к тому же не всегда хотели видеть перед собою главный алтарь. Поэтому дворец расширили, пристроив помещения к северной стороне церкви. К югу от церкви расположена двухъярусная галерея крестного хода, тянущаяся по периметру внутреннего двора - так называемый «Дворик евангелистов»,- украшенный скульптурами четырех евангелистов. С 1563-го по 1584 год строился самый удивительный дворец Испании – Эскориал. Иногда его называют биографией Филиппа II в камне Музеи В Эскориале находятся два больших Новых музея. В одном из них представлена история строительства Эскориала в рисунках, планах, строительных инструментах и масштабных моделях. Во втором, в девяти комнатах, хранятся полотна XV-XVII веков начиная от Босха до Веронезе, Тинторетто и Ван Дейка, а также художников испанской школы. Габсбургов поэтому считают величайшими покровителями искусств своего времени. Особенно полно представлены художники фламандской школы и Тициан, придворный художник Карла V. " Пантеон " Громадный (300-футовый) купол базилики в Эскориале мастера построили только через 20 лет. В знак повиновения Ватикану он был сделан чуть меньше купола собора Святого Петра в Риме. И эта огромная церковь строилась только для короля и его свиты, простые люди могли внимать словам пастырей только из-за бронзовых ворот. " Ретабло в базилике Эскориала " Одна из целей строительства Филиппом II Эскориала - создание мавзолея для его отца, императора Карла V, чьи останки были перенесены сюда в 1586 году. Однако великолепный пантеон в бронзе, мраморе и яшме был сооружён в крипте церкви только при Филиппе III в 1617 году. " Здесь покоится прах всех королей Испании, начиная с Карла V, кроме Филиппа V, который терпеть не мог мрачности Эскориала и просил похоронить его в Сеговии, и Фердинанда VI, чья могила находится в Мадриде
" Королевы, которые дали жизнь наследникам мужского пола, также захоронены здесь. Напротив находится возведённый в XIX веке Пантеон принцев, где хоронят принцев, принцесс и королев, чьи дети не унаследовали трона.
" Две гробницы в Эскориале пустуют. Последним здесь был погребён единственный не король, удостоенный такой чести, - Дон Хуан Бурбон. Его сын и нынешний король Хуан Карлос I, да и весь народ Испании чувствовали, что он заслужил подобный знак признания своей поддержкой демократии при Франко и отказом от трона в пользу сына ради мирной передачи власти. Собор " Достоин внимания и собор Эскориала: огромное количество фресок, выполненных испанскими и итальянскими мастерами, мраморные и яшмовые колонны, скульптуры и картины с эпизодами жизни Христа и Девы Марии, скульптуры королей и их семейств – такое величие действительно может подавлять. " В то время, как некоторые прославленные посетители восторженно отзывались о великолепии Эскориала, других грандиозность собора скорее подавляла. Французский писатель и интеллектуал Теофиль Готье писал: «В соборе Эскориала чувствуешь себя таким ошеломлённым, таким сокрушённым, таким подверженным меланхолии и подавленным несгибаемой силой, что молитва кажется полностью бесполезной». " Фрески на потолке и вдоль 43 алтарей написаны испанскими и итальянскими мастерами. Главное ретабло (заалтарный образ) спроектировал сам архитектор Эскориала Хуан де Эррера; между яшмовыми и мраморными колоннами размещены картины сцен из жизни Христа, Девы Марии и святых. На другой стороне находятся королевские места и скульптуры Карла V, Филиппа II и их семейств за молитвой. Библиотека Библиотека Эскориала уступает только ватиканской и хранит рукописи св. Августина, Альфонсо Мудрого и св. Тересы. Здесь находится крупнейшее в мире собрание арабских манускриптов, иллюстрированных сборников гимнов и работ по естественной истории и картографии начиная со средневековья.
" Это единственная библиотека в мире, где книги ставятся корешками внутрь, чтобы лучше сохранялись древние украшения переплётов. Папа Григорий XIII провозгласил, что каждый укравший книгу отсюда будет отлучён от церкви. Сейчас большинство из выставленных книг - копии оригиналов.
" Роспись потолка, сделанная Тибальди и его дочерью. символизирует семь наук: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Двум главным наукам, теологии и философии, посвящены торцевые стены. " Во время царствования Бурбонов часть жилых помещений была перестроена и вблизи монастыря возведены два небольших дворца, используемых как охотничьи и домики для гостей. В библиотеке Эскориала служил известный испанский арабист Конде. Эль-Эскориал
" Рядом с ансамблем монастыря Эскориал возник город Эль-Эскориал (англ. El Escorial). Численность населения по данным на 2003 год составляет около 13 тыс. человек. Литература Испания. Окно в мир. М: ЭКОМ-ПРЕСС, 1998. История культуры стран Западной Европы в Эпоху Возрождения // Под. ред. Л. М. Брагиной. М.: Высшая школа, 2001