Небольшой экспортной фирмы городе тэгу корея смогла. Промышленность: Южная Корея. Тайвань. Сингапур. Промышленность Республики Корея

(Из книги В.Н. Глухова «Химический комплекс за рубежом»)

Основанием для объединения в одной главе трёх небольших азиатских государств, служит однотипный характер развития в них химического комплекса (как и всей промышленности этих стран) ― чёткая направленность его на внешний рынок.

Следует указать на непреодолимые, казалось бы, препятствия при создании химической промышленности в странах, перенёсших и колониальную зависимость, и нищету, и массовую безработицу, и сверх того, практически полностью лишённых природных ресурсов для развития химии и топливно-энергетических запасов. Тем не менее высокотехнологичная и ориентированная на мировой рынок промышленность в этих странах была создана в сравнительно сжатые сроки как по мановению волшебной палочки. В роли волшебника выступило государство.

Если в России до сих пор немалая группа экономистов пытается доказать, что в рыночной экономике роль государства должна быть сведена к минимуму, что оно не должно вмешиваться в экономическую деятельность при выпуске шин резинотехнических изделий и т.д., то в рассматриваемых трёх странах именно государство выступило как организующая и направляющая сила, сумевшая объединить народы этих отсталых прежде стран и подняться с ними до высот технического прогресса.

При этом после создания крупной и высококонкурентной промышленности, занявшей заметное место на мировом рынке, государство не отошло в сторону и роль его в экономике не уменьшается. Данный ценный опыт индустриализации заслуживает тщательного рассмотрения. В указанных странах он имеет как общие черты, так и своеобразные. В Южной Корее начало движения по пути индустриализации относится к началу 60-х годов прошлого века. В то время в промышленности страны преобладали мелкие предприятия.

Под нажимом государства они были объединены в крупные многопрофильные конгломераты («Чеболи»). По существу, это ― межотраслевые компании (до сих пор конгломерат «Хёндэ» выпускает широкий ассортимент продукции, от этилена до автомобилей. Широко известны теперь также конгломераты «Самсунг», «Кумхо» «ЭлДжи» и др.). Были национализированы все банки и взят курс на государственный капитализм. Государство облегчило импорт в страну сырья, в то же время стимулируя экспорт готовых изделий, создало условия для привлечения иностранных инвестиций.

В целях более чёткой организации капитального строительства страны началось пятилетнее планирование деятельности по образцу социалистических стран. Но эти планы преследовали не цели количественного планирования, а больше склонялись в сторону целевых программ. Так, в первой пятилетке, начавшейся в 1962 году, упор был сделан главным образом на развитие судостроения. В середине 70-х годов власть в стране захватили вооруженные силы.

В недрах этого военного правительства возник довольно фантастический проект создания в стране, где были лишь небольшие предприятия сборки автомобилей из иностранных деталей, национального автомобилестроения, ориентированного на мировой рынок. Была разработана детальная программа для выполнения этой задачи. Военное правление продолжалось недолго, но и последующие гражданские правительства продолжали выполнение этой программы.

Корейцы, купив иностранную лицензию на автомобильный двигатель, настолько усовершенствовали его, что новый был оформлен как национальное изобретение. Развитие национального автомобилестроения потребовало прежде всего создания производства высококачественных автокомпонентов. Не случайно корейские шины вышли на мировой рынок раньше, чем корейские легковые автомобили, сочетающие в себе достаточно высокое качество с низкой ценой. Национальное автомобилестроение, радиоэлектроника, электротехника и производство бытовых изделий дали мощный толчок для развития хими- ческой промышленности.

На первых этапах в стране строились главным образом заводы минеральных удобрений, но постепенно ведущее место в отрасли заняла нефтехимия. В трёх центрах ― Ульсане, Йончхоне и Дэсане ― были созданы крупные нефтехимические комбинаты. Преобладающая часть сырья на них ― прямогонный бензин и нефтезаводские газы, поступавшие с нефтеперерабатывающих заводов.

Нефтеперерабатывающая промышленность Южной Кореи представлена теперь шестью НПЗ общей мощностью 130 млн тонн в год (занимает 5-е место в мире), целиком работающими на импортной нефти. Это современные предприятия с хорошо развитыми процессами вторичной переработки нефти. Два из них вхо- дят в пятерку самых крупных НПЗ в мире. Одно из них в Ульсане мощностью 42 млн тонн в год принадлежит компании «СК инноватив». Среди продуктов нефтепереработки выделяется реактивное топливо, значительная часть которого (как и других нефтепродуктов) Южной Кореей экспортируется. В целом Южной Корее потребовалось не более 5 пятилеток для того, чтобы превратиться из отсталой в развитую индустриальную державу.

Уже в 90-е годы прошедшего века страна заняла прочные позиции на мировом рынке промышленной продукции. Пример её ясно показывает, чего можно добиться, если твердо и последовательно продвигаться к определенной цели, поставленной долгосрочной стратегией, не шарахаясь из одной крайности в другую. В новом веке страна сохраняет высокие темпы развития, вполне сопоставимые с темпами промышленного производства Китая. По объёму продукции химический комплекс (133 млн долл. в 2012 г.) Южной Кореи занимает теперь 7-е место в мире.

По данным, относящимся к одному из последних периодов, она импортирует углеводородного сырья на сумму 35 млрд долларов, но выпускает из него готовые изделия общей стоимостью на 80 млрд долларов, из которых отправляет затем на экспорт продукции на 48 млрд долларов. Эти цифры отражают эффективность работы на внешний рынок. Непрерывный рост мировых цен на нефть естественно понижает эту эффективность и возникает законный вопрос: не повторит ли Южная Корея судьбу Японии, впавшей после промышленного подъёма в длительный застой?

Ориентация на внешний рынок всегда сопряжена с риском. Однако Южная Корея обладает важными преимуществами перед многими другими странами, а именно:

Достаточно диверсифицированной обрабатывающей промышленностью, в которой большое место занимают передовые по техническому оснащению судостроение, радиоэлектроника, автомобилестроение;

Значительным развитием прикладной науки во многих отраслях;

Развитием всестороннего техниче- ского обслуживания, всё более привлекающего кадры квалифицированных специалистов. Это даёт большие основания полагать, что химический комплекс страны всегда сумеет приспособиться к быстро меняющейся конъюнктуре рынка и выстоять либо за счёт большого участия в других, пользующихся спросом на мировом рынке отраслях, либо за счёт развития собственной инновационной продукции.

Следует учитывать также тенденцию перехода корейской промышленности с выпуска сравнительно дешёвой продукции на более дорогие и высококачественные продукты и изделия. К тому же промышленная структура страны довольно быстро реагирует на потребности мирового рынка, а предприятия, продукция которых не пользуется спросом на нем, закрываются. Благоприятна для Южной Кореи также территориальная близость к Китаю, внутренний рынок которого растет и далек от насыщения.

Хотя удельный вес химической промышленности Южной Кореи в продукции обрабатывающей промышленности снизился до 10% в 2009 году против 17,5% в 1995-м, непрерывный рост её производства подтверждает высокую жизнеспособность отрас- ли. Динамика роста основных групп продукции комплекса отражается в таблице 1. Преобладающая часть продукции химического комплекса Южной Кореи получается на основе нефтехимии. Значительная часть этих продуктов реализуется на внешнем рынке. Исходный этилен выпускается на 11 заводах и в центрах ― Дэсан, Ульсан, Йончхон и Йосу, построенных после 1970 года. Крупнейшие три завода в г. Дэсан общей мощностью 1,7 млн тонн в год принадлежат компаниям «Хёндэ» и «Самсунг».

В этих же центрах сосредоточено в стране почти все производство пластмасс. Только в Дэсане выпускается более 0,5 млн тонн полиэтилена. Производство пластмасс и изделий из них ― важнейшая подотрасль химической промышленности Кореи. В стоимостном выражении на неё приходится более 33% товарной продукции.

Вслед за ней с большим отрывом идут фармацевтические препараты. Производство минеральных удобрений ― одно из немногих, имеющих отрицательный баланс внешней торговли. В основном она представлена в стране комплексными удобрения- ми. Южная Корея обладает сравнитель- но крупным (учитывая небольшую ёмкость внутреннего рынка) производством сырья для резиновой промышленности, прежде всего ― технического углерода и синтетиче- ского каучука (в Йончхоне и Дэсане).

Основными видами последнего являются бутадиен-стирольный каучук растворной и эмульсионной полимеризации и полибутадиен. Три компании («Ханкук тайр», «Кумхо тайр» и «Нексен тайр») выпускают на 7 заводах шины для различной техники. Крупнейший завод в г. Дэджон имеет мощность 24 млн штук в год и число работающих 2,4 тыс. человек. В последние годы строительство новых заводов комплекса направлено на выпуск новой и перспективной продукции, главным образом для нужд электроники и солнечной энергетики.

К ним относится поликристаллический кремний, полиметилметакрилат, полигидрофуран, жидкокристаллические полимеры и др. По объёму выпуска одного из перспективных видов пластмасс ― поликарбоната (1,5 млн тонн) Южная Корея занимает ведущее место в мире. На Тайване государство также сыграло большую инициирующую роль в создании нефтехимической промышленности. Первый небольшой завод этилена был построен государственной нефтяной компанией в 1968 году, однако наиболее широкое промышленное строительство развернулось в 80-е годы прошлого венка.

В тот же период началась приватизация химических предприятий, прежде всего крупнейшей компании «Формоза пластик». Однако этот процесс правительство Тайваня проводило крайне осмотрительно, и на начало текущего века он не был полностью завершён. Особенностью промышленной стратегии Тайваня явилась, наряду с её экспортной направленностью, ориентация на высокую производительность труда на основе новейшей техники.

Модернизация промышленности стимулируется государством прежде всего большими затратами на развитие науки, по уровню которых (2,8% от ВВП) Тайвань опережают лишь немногие страны мира. Большие затраты направляются также на охрану окружающей среды. Сохранение длительное время дик таблица 1 (* мощность заводов ** 2008 г.) татуры одной партии отнюдь не пре- пятствует высоким темпам экономического развития. Хотя в основе государственной экономической стратегии Тайваня лежит развитие частного предпринимательства, роль государства в экономике достаточно велика. Государство держит под жестким контролем всю финансовую и банковскую системы.

В стране осуществляется государственное планирование (4-летние и 6-летние планы), но только в сфере развития новой технологии и производств. Для привлечения иностранной технологии и развития национальной наукоемкой продукции оно практикует создание научно-производственных парков (первый из них создан в 1980 году в г. Синьчжу). Здесь концентрируются наиболее квалифицированные кадры научных работников.

Наилучшие условия для их работы созданы также для возвращения в страну уехавших с острова за рубеж учёных. Среди многих льгот и привилегий промышленным предприятиям для стимулирования развития прогрессивной технологии интерес представляют земельные льготы (земля в стране дефицитна и находится в полной собственности государства).

На Тайване действуют 7 заводов по производству этилена, получаемого пиролизом прямогонного бензина или этана, общей мощностью 4 млн тонн в год. Все они принадлежат двум компаниям ― частной «Формоза петрокемикл» и государственной «Чайна петролеум корпорейшн» ― и сосредоточены около двух центров ― Майляо и Гаосюн. Мощность новейших агрегатов этилена достигает 900 млн тонн в год. На базе этилена, побочных продуктов его производства и продуктов последующей переработки сложился комплекс разнообразной химической промышленности, отличающийся высоким техническим уровнем.

Ряд производств был создан при техническом содействии американских, британских и японских компаний. Здесь важно указать на большие единичные мощности установок по производству продуктов органического синтеза и полимеров. Так, построенный компанией «Бритиш Петролеум» агрегат по выпуску терефталевой кислоты (она перерабатывается далее в синтетические волокна) в начале нового века в г. Тачинь имел мощность 600 тыс. тонн в год.

Мощность установки бутанола в г. Майляо ― 250 тыс. тонн в год, окиси этилена в г. Гаосюне ― 500 тыс. тонн в год, этиленгликоля ― 250 тыс. тонн в год, полиэтилена (в Гаосюне) ― 280 тыс. тонн в год, поликарбоната в г. Тайнань ― 100 тыс. тонн в год, стирола в г. Майляо ― 400 тыс. тонн в год, фенола (там же) ― 200 тыс. тонн в год и др. Для нужд национального автомобилестроения на Тайване в 1954‒1982 гг. построено три шинных завода. На крупнейшем из них в г. Юньлинь компании «Чень-Шин» работает около 4 тыс. человек. Годовая мощность завода ― 44 млн шт. в год; выпускаются все виды шин ― от шин для грузовых автомобилей и сельхозтехники до шин для мотоциклов и промышленного транспорта. Два других завода в городах Синьчжу и Тайюань выпускают главным образом шины для легковых автомобилей. Производятся на острове и полупродукты для резиновой промышленности ― синтетический каучук и технический углерод.

В последние годы на Тайване быстро развивается выпуск малотоннажной химической продукции, прежде всего использующейся в радиоэлектронике ― ведущей отрасли в стране. В ней находят применение новые виды пластмасс специального назначения. Выделяется Тайвань и по выпуску синтетических красителей, превышающем 40 тыс. тонн.

В то же время производство минеральных удобрений и ряда неорганических химикатов, не обладающих высоким спросом на мировом рынке, находятся в застойном состоянии или сокращаются. По данным за 2009 год, основными продуктами химического комплекса Тайваня (по национальной класси- фикации он включает также нефтеперерабатывающую промышленность) являются: нефтепродукты ― 25,4%; полимерные материалы ― 14,5%; химические волокна ― 3,2%; неорганические продукты ― 2,3%; лакокрасочные материалы ― 1,4%; синтетический каучук ― 1,0%; минеральные удобрения и другие продукты агрохимии ― 0,9%.

Полимерные материалы и изделия из пластмасс лидируют также в экспорте продуктов комплекса. Следует отметить, что широкому выходу продукции острова на мировой рынок предшествовал длительный период импортозамещения. Только на переломе веков экспорт химической продукции превысил её импорт. В настоящее время авторитет тайваньской продукции на мировом рынке непрерывно повышается.

Наряду с ростом вывоза продукции растет также вывоз капитала: крупнейшие компании Тайваня строят химические заводы в Китае, других азиатских странах и даже в США. Ещё несколько десятилетий назад казалось невероятным, что Сингапур быстро превратится в процветающую и промышленно развитую страну. Для этого просто не было условий. Крошечная территория на острове близ южной оконечности Малаккского полуострова занята пятимиллионным городом.

Какие-либо ресурсы сырья и топлива в этом городе-государстве полностью отсутствуют. До сих пор всё необходимое для жизнедеятельности вплоть до питьевой воды и песка для цемента приходится импортировать. Не располагает Сингапур и сколько-нибудь свободными площадями для промышленного строительства. Но некоторые предпосылки для экономического роста всё же имелись.

Прежде всего следует отметить наличие квалифицированной, трудолюбивой и дисциплинированной рабочей силы. Население Сингапура (в большинстве своём ― китайцы) имеет давние традиции в торговле с соседними странами. Запасы торгового капитала позволили создать здесь крупный финансовый центр. Трудно переоценить выгодное географическое положение Сингапура, находящегося вблизи важнейших магистралей морского транспорта. Добавим еще отсутствие коррупции в среде государственных чиновников. Но правительство его (в первую очередь ― Комитет экономического развития) сумело полностью реализовать эти небольшие преимущества.

Первым шагом в сторону создания национальной нефтехимии явилось строительство сравнительно крупных нефтеперерабатывающих заводов с помощью американских и японских компаний. Им были предоставлены определённые экономические льготы и полная свобода действий. Три НПЗ общей мощностью 68 млн тонн в год были построены на прилегающих к Сингапуру островках и на морских платформах.

Эти заводы отвечали всем требованиям современного технического прогресса и самым жёстким природоохранным нормам. Переработка нефти (большей частью импортной) в целях продажи соседним странам нефтепродуктов оказалась достаточно оправданной в экономическом отношении, что подвигло правительство на следующий шаг.

В начале 90-х годов прошлого века значительная часть о. Джуронг (6500 га) была зарезервирована для создания не нем объектов инфраструктуры и строительства крупных нефтехимических установок. Для этих целей было потрачено более 35 млн сингапурских долларов, включая монтаж импортного оборудования. Иностранные компании, вкладывающие капитал в строительство нефтехимических предприятий, освобождались от уплаты налогов на период 15 лет при беспрепятственном вывозе капитала.

Интенсивное строительство нефтехимических заводов, в котором участвовало более 6 тыс. человек, разворачивалось в 90-е годы и в первые десятилетия нового века. Были построены 4 крупных установки этилена общей мощностью 3,5 млн тонн в год (самый большой завод по производству этилена в мире), установки пропилена мощностью 1,9 млн тонн в год, заводы полимеров (полиэтилена, полипропилена, полистирола) общей мощностью 2,3 млн тонн в год, заводы ароматических углеводородов обшей мощностью более 1,5 млн тонн в год и полиэфирных волокон. Эти предприятия принадле- жат более чем 80 компаниям, среди которых преобладают американские и японские («Шелл», «ЭксонМобил», «Селаниз», «Мицуи кемикал», «Сумитомо», «Теджин»).

В результате уже в 2010 году экспорт химических продуктов из Сингапура достиг 57 млрд долларов США. Дальнейшее строительство предприятий отрасли охватило также о. Буком, а между о. Джуронг и г. Сингапуром по морю проложена автотрасса длиной 2,3 км. В 2014 году германская компания «Ланксесс» ввела в Сингапуре первую очередь завода синтетического каучука, одного из лучших в мире по уровню автомати- зации и технической оснащенности производства.

Новые предприятия выпускают также малотоннажные продукты специального назначения (вспомогательные добавки для полимеров, поверхностно-активные вещества, продукты для электроники, технические газы), продукты на основе биотехнологии (метионин, заменители сахара, полупродукты для медикаментов), фармацевтические препараты, лаки и краски, полимеры для специального применения. В 2014 году в Сингапуре началось строительство одного из крупнейших в мире завода по выпуску акриловой кислоты с проектной мощностью 160 тыс. тонн в год, которая будет использоваться в производстве суперабсорбентов и средств гигиены. На всех производствах предусматривается использование новейших технологий.

Даже склады готовой продукции оснащены средствами управления на основе электроники и телекоммуникаций. Общий объём химической продукции этой крошечной страны эксперты США оценивают на 2012 год в 82 млрд долларов, что лишь немного ниже уровня Италии и выше, чем в России. Опыт трёх рассматриваемых стран не остался незамеченным. В первую очередь его попытались заимствовать три соседние азиатские страны ― Таиланд, Малайзия и Вьетнам.

С объективной точки зрения возможность этих стран несравненно выше, чем в рассмотренных ранее: они обладают многочисленным населением (а, следовательно, и ёмким внутренним рынком) и значительными природными ресурсами (натуральный каучук, пальмовое масло, углеводородное сырьё). По выпуску латексных перчаток Малайзия до сих пор занимает ведущее место в мире. Развитие нефтехимии в этих странах отличается также высокими темпами.

Промышленность как часть экономики страны

Экономическая жизнь любого государства, прежде всего, состоит из процессов создания экономических благ, их последующего распределения между секторами и отраслями экономики. Далее производится взаимовыгодный обмен между субъектами экономических отношений и конечное потребление созданного продукта или услуги. Любое хозяйство базируется на использовании сырья, средств труда, материалов, рабочей силы и так далее. Промышленность поставляет все эти элементы в экономическую систему страны.

Замечание 1

Промышленность является частью народного хозяйства, формирующейся совокупностью экономических субъектов, основной задачей которых является создание орудий труда. Орудия труда представляют собой элемент средств труда, позволяющих производить продукцию готовую к потреблению.

Промышленность оказывает прямое воздействие на воспроизводственные силы страны. Она может оказывать влияние на формирование комплексов и специализированных производственных районов. Именно здесь происходят научные открытия, дающие толчок к развитию всей производственной цепочки.

Весь промышленный комплекс обычно состоит из двух подсистем:

  • Добывающая промышленность занимается непосредственным получением полезных ископаемых из недр земли. Кроме того, сюда относят отлов рыбы и других морских животных.
  • Обрабатывающая промышленность проводит цикл переработки добытого сырья в необходимые материалы – металлы, прокат, химическую продукцию и так далее. Здесь могут создаваться продукты, готовые к потреблению конечным покупателем.

Промышленный комплекс делится на отрасли под влиянием множества факторов. На это разделение воздействуют уровень производственного развития, научно – технический прогресс, общественные, социальные и исторические аспекты развития страны, специализация труда, наличие природных ресурсов. Структура промышленности определяется соотношением долей и динамикой роста ее отдельных отраслей. Стоит отметить, что в настоящее время каждая отрасль промышленности имеет особую узкую специализацию, при этом для формирования долгосрочного эффективного функционирования предприятий использует диверсификация производства.

Хозяйственная жизнь Кореи

Перед второй мировой войной Северная Корея под влиянием Японии концентрировалась на развитии промышленного комплекса, так как именно здесь, сосредоточены месторождения полезных ископаемых. Южная Корея занималась сугубо сельским хозяйством. После окончания Второй мировой войны и Корейской войны, страна была поделена на два отдельных государства – КНДР и Южную Корею. Последняя на тот момент являлась одной из беднейших стран мира, где около 36% населения были безработными. Для выхода из кризиса был взят крупный займ у США, который пошел на закупку продовольствии, и лишь малая доля была потрачена на восстановление экономики.

Был взят курс на развитие легкой промышленности, что дало возможность привлечь иностранные инвестиции. Продукция данной отрасли отправлялась на экспорт для ликвидации минусовых показателей платежного баланса страны.

С середины восьмидесятых годов был взят курс на освоение высоких технологий. Корейская экономика сосредоточилась на производстве полупроводников, а так же радиоаппаратуры и компьютерной техники.

Бурный рост машиностроительной отрасли позволил Южной Кореи наладить работу военно – промышленного комплекса. В настоящее время он обеспечивает 65% потребности страны в оружии.

В настоящее время корейская экономика является одной из самых успешных в мире. По размеру внутреннего валового продукта она находится на двенадцатом месте в рейтинге стран мира. За период с начала шестидесятых годов, когда экономика была в полном упадке, к сегодняшнему дню объем ВВП вырос в 350 раз.

Замечание 2

Особенностью экономики Южной Кореи было государственное регулирование и вмешательство в хозяйственную жизнь страны. Для поднятия уровня жизни и восстановления экономической стабильности были применены пятилетние планы, которые дали положительные результаты.

Промышленность Кореи

Прежде всего, стоит отметить, что развитие промышленности в Южной Кореи во много повторяет путь Японии. Корея так же не имеет запасов полезных ископаемых, которые приходится импортировать. В стране имеют лишь небольшие запасы угля и урана. При этом объемы добычи угля постепенно снижаются.

Исторически сложившаяся текстильная отрасль промышленности Кореи является экспортно ориентированной. При этом часть внутреннего спроса на данную продукцию покрывается импортными поставками. По объемам экспорта текстиля Корея находится на пятом месте в мире.

Черная металлургия в Корее представлена производством стали. Объемы металла растут год от года. В основном сталь используется для удовлетворения потребностей внутреннего рынка.

Как уже было сказано выше, в Корее хорошо развит сектор машиностроения. Большой упор делается на создание автомобилей и судов. Сейчас страна является пятым мировым производителем автотранспорта. Автомобилестроение в Южной Корее представлено пятью крупнейшими предприятиями, производящими автомобили марки Хундай, Киа, Дэу и другие.

Судостроение в стране представлено созданием, ремонтом и конверсией судов и различных видов кораблей. Развитие данной отрасли оказывает прямое влияние на поставки необходимого сырья и материалов, импортируемых их других стран.

Большую долю ВВП Кореи формируют доходы от отрасли высоких технологий. Полупроводниковая промышленность поставляет конструктивные части для различной техники. Для преодоления мирового кризиса в конце девяностых годов корейская полупроводниковая промышленность переориентировалась на производство чипов памяти, которые на данный момент экспортируются во многие развитые страны мира.

Замечание 3

Электроника в Корее представлена производством бытовой техники, потребительской электроники, успешно экспортируемой за рубеж. Кроме того, в Корее производятся средства телекоммуникации, то есть все возможные современные средства связи и компьютерной техники.

Корея является одной из крупнейших держав по реализации нефтехимического комплекса. Здесь применяется технология крекинга, которая дает возможность производить:

  • моторные масла;
  • смазочные материалы;
  • различные виды сырья для дальнейшей переработки.

В течение 1970-2018 гг. импорт Южной Кореи в текущих ценах вырос на 635.2 млрд. долл. (в 334.4 раз) до 637.1 млрд. долл.; изменение произошло на 1.1 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 19.0 млн., а также на 634.1 млрд. долл. благодаря росту импорта на душу населения на 12 392.7 долларов. Среднегодовой прирост импорта Южной Кореи был на уровне 13.2 млрд. долл. или 12.9%. Среднегодовой прирост импорта Южной Кореи в постоянных ценах равен 10.0%. Доля в мире увеличилась на 2.1%. Доля в Азии повысилась на 3.6%. Минимум импорта был в 1970 году (1.9 млрд. долл.). Максимум импорта был в 2012 году (656.7 млрд. долл.).

На протяжении 1970-2018 гг. импорт на душу населения в Южной Корее вырос на 12 392.7 долларов (в 210.3 раз) до 12 451.9 долларов. Среднегодовой прирост импорта на душу населения в текущих ценах был на уровне 258.2 долларов или 11.8%.

Изменение импорта Южной Кореи описывается линейной корреляционно-регрессионной моделью: y=14.1x-27 930.5 , где y - расчетное значение импорта Южной Кореи, x - год. Коэффициент корреляции = 0.905. Коэффициент детерминации = 0.82.

Импорт Южной Кореи, 1970-2012 (рост)

За 1970-2012 гг. импорт Южной Кореи в текущих ценах повысился на 654.8 млрд. долл. (в 344.7 раз) до 656.7 млрд. долл.; изменение произошло на 1.1 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 17.8 млн., а также на 653.7 млрд. долл. благодаря росту импорта на душу населения на 13 086.4 долларов. Среднегодовой прирост импорта Южной Кореи равен 15.6 млрд. долл. или 14.9%. Среднегодовой прирост импорта Южной Кореи в постоянных ценах был на уровне 11.0%. Доля в мире увеличилась на 2.5%. Доля в Азии увеличилась на 4.7%.

За 1970-2012 гг. импорт на душу населения в Южной Корее вырос на 13 086.4 долларов (в 222.0 раз) до 13 145.7 долларов. Среднегодовой прирост импорта на душу населения в текущих ценах составил 311.6 долларов или 13.7%.

Импорт Южной Кореи, 2012-2018 (падение)

На протяжении 2012-2018 гг. импорт Южной Кореи в текущих ценах снизился на 19.6 млрд. долл. (на 3%) до 637.1 млрд. долл.; изменение произошло на 15.9 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 1.2 млн., а также на -35.5 млрд. долл. из-за падения импорта на душу населения на 693.8 долларов. Среднегодовой прирост импорта Южной Кореи составил -3.3 млрд. долл. или -0.50%. Среднегодовой прирост импорта Южной Кореи в постоянных ценах был на уровне 3.3%. Доля в мире уменьшилась на 0.35%. Доля в Азии сократилась на 1.1%.

За 2012-2018 гг. импорт на душу населения в Южной Корее увеличился на 693.8 долларов (на 5.3%) до 12 451.9 долларов. Среднегодовой прирост импорта на душу населения в текущих ценах составил -115.6 долларов или -0.90%.

Импорт Южной Кореи, 1970

Импорт Южной Кореи в 1970 году был равен 1.9 млрд. долл., занимал 37е место в мире и был на уровне импорта Конго (2.0 млрд. долл.), импорта Аргентины (2.0 млрд. долл.), импорта Греции (2.0 млрд. долл.), импорта Португалии (2.0 млрд. долл.), импорта Ирландии (1.8 млрд. долл.). Импорт Южной Кореи был больше экспорта Южной Кореи на 0.88 млрд. долл., торговый профицит составил 9.5% от ВВП Южной Кореи . Доля импорта Южной Кореи в мире составляла 0.49%.

В 1970 году был равен 59.2 долларов, занимал 134е место в мире и был на уровне импорта на душу населения в Центральной Африканской Республике (62.8 долларов), импорта на душу населения в Эквадоре (61.3 долларов), импорта на душу населения в Марокко (60.8 долларов), импорта на душу населения в Сирии (57.7 долларов), импорта на душу населения в Боливии (56.0 долларов), импорта на душу населения в Сьерра Леоне (55.5 долларов). Импорт на душу населения в Южной Корее был меньше, чем импорт на душу населения в мире (104.3 долларов) на 45.1 долларов.

Сравнение импорта Южной Кореи и соседей в 1970 году. Импорт Южной Кореи был больше, чем импорт Северной Кореи (0.4 млрд. долл.) в 4.7 раз, но был меньше, чем импорт Японии (19.6 млрд. долл.) на 90.3%. Импорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем импорт на душу населения в Северной Корее (32.0 долларов) на 84.9%, но был меньше, чем импорт на душу населения в Японии (186.5 долларов) на 68.2%.

Сравнение импорта Южной Кореи и лидеров в 1970 году. Импорт Южной Кореи был меньше, чем импорт США (55.8 млрд. долл.) на 96.6%, импорт Германии (35.8 млрд. долл.) на 94.7%, импорт Великобритании (27.4 млрд. долл.) на 93.1%, импорт Франции (22.9 млрд. долл.) на 91.7%, импорт Японии (19.6 млрд. долл.) на 90.3%. Импорт на душу населения в Южной Корее был меньше, чем импорт на душу населения в Великобритании (492.7 долларов) на 88%, импорт на душу населения в Германии (455.5 долларов) на 87%, импорт на душу населения во Франции (440.4 долларов) на 86.6%, импорт на душу населения в США (266.0 долларов) на 77.7%, импорт на душу населения в Японии (186.5 долларов) на 68.2%.

Потенциал импорта Южной Кореи в 1970 году. При показателе импорта на душу населения на таком же уровне, как импорт на душу населения в Великобритании (492.7 долларов), импорт Южной Кореи был бы 15.9 млрд. долл., что в 8.3 раз больше фактического уровня. При показателе импорта на душу населения на таком же уровне, как импорт на душу населения в Японии (186.5 долларов), лучшего соседа, импорт Южной Кореи был бы 6.0 млрд. долл., что в 3.1 раз больше фактического уровня. При показателе импорта на душу населения на таком же уровне, как импорт на душу населения в мире (104.3 долларов), импорт Южной Кореи был бы 3.4 млрд. долл., что на 76.2% больше фактического уровня.

Импорт Южной Кореи, 2012

Импорт Южной Кореи в 2012 году составил 656.7 млрд. долл., занимал 7е место в мире. Импорт Южной Кореи был меньше экспорта Южной Кореи на 34.9 млрд. долл., торговый дефицит был равен 2.7% от ВВП Южной Кореи . Доля импорта Южной Кореи в мире была равна 3.0%.

Импорт на душу населения в Южной Корее в 2012 году был равен 13 145.7 долларов, занимал 42е место в мире и был на уровне импорта на душу населения в Кувейте (13 470.2 долларов), импорта на душу населения на Багамах (13 291.0 долларов), импорта на душу населения на Теркс и Кайкос (13 141.5 долларов), импорта на душу населения в Великобритании (13 112.7 долларов), импорта на душу населения на Ангилье (13 082.6 долларов), импорта на душу населения на Сейшеллах (12 726.9 долларов), импорта на душу населения во Франции (12 440.9 долларов). Импорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем импорт на душу населения в мире (3 112.9 долларов) на 10 032.7 долларов.

Сравнение импорта Южной Кореи и соседей в 2012 году. Импорт Южной Кореи был больше, чем импорт Северной Кореи (1.8 млрд. долл.) в 370.4 раз, но был меньше, чем импорт Японии (998.2 млрд. долл.) на 34.2%. Импорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем импорт на душу населения в Японии (7 772.5 долларов) на 69.1%, импорт на душу населения в Северной Корее (71.7 долларов) в 183.4 раз.

Сравнение импорта Южной Кореи и лидеров в 2012 году. Импорт Южной Кореи был меньше, чем импорт США (2 759.9 млрд. долл.) на 76.2%, импорт Китая (1 943.2 млрд. долл.) на 66.2%, импорт Германии (1 418.2 млрд. долл.) на 53.7%, импорт Японии (998.2 млрд. долл.) на 34.2%, импорт Великобритании (842.5 млрд. долл.) на 22.1%. Импорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем импорт на душу населения в Великобритании (13 112.7 долларов) на 0.25%, импорт на душу населения в США (8 807.9 долларов) на 49.2%, импорт на душу населения в Японии (7 772.5 долларов) на 69.1%, импорт на душу населения в Китае (1 413.0 долларов) в 9.3 раз, но был меньше, чем импорт на душу населения в Германии (17 494.8 долларов) на 24.9%.

Потенциал импорта Южной Кореи в 2012 году. При показателе импорта на душу населения на таком же уровне, как импорт на душу населения в Германии (17 494.8 долларов), импорт Южной Кореи был бы 873.9 млрд. долл., что на 33.1% больше фактического уровня.

Импорт Южной Кореи, 2018

Импорт Южной Кореи в 2018 году был равен 637.1 млрд. долл., занимал 10е место в мире и был на уровне импорта Нидерландов (670.3 млрд. долл.), импорта Индии (657.0 млрд. долл.), импорта Италии (603.7 млрд. долл.). Импорт Южной Кореи был меньше экспорта Южной Кореи на 79.2 млрд. долл., торговый дефицит составил 4.6% от ВВП Южной Кореи . Доля импорта Южной Кореи в мире была равна 2.6%.

Импорт на душу населения в Южной Корее в 2018 году был равен 12 451.9 долларов, занимал 51е место в мире и был на уровне импорта на душу населения во Франции (13 219.8 долларов), импорта на душу населения в Венгрии (13 128.1 долларов), импорта на душу населения в Брунее (13 116.1 долларов), импорта на душу населения на Багамах (12 842.0 долларов), импорта на душу населения на Ангилье (12 773.3 долларов), импорта на душу населения в Израиле (12 722.3 долларов), импорта на душу населения на Островах Кука (12 621.0 долларов), импорта на душу населения в Австралии (12 596.8 долларов), импорта на душу населения в Новой Зеландии (12 240.1 долларов), импорта на душу населения в Науру (11 791.8 долларов). Импорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем импорт на душу населения в мире (3 201.3 долларов) на 9 250.6 долларов.

Сравнение импорта Южной Кореи и соседей в 2018 году. Импорт Южной Кореи был больше, чем импорт Северной Кореи (1.9 млрд. долл.) в 327.0 раз, но был меньше, чем импорт Японии (904.4 млрд. долл.) на 29.6%. Импорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем импорт на душу населения в Японии (7 111.0 долларов) на 75.1%, импорт на душу населения в Северной Корее (76.4 долларов) в 162.9 раз.

Сравнение импорта Южной Кореи и лидеров в 2018 году. Импорт Южной Кореи был меньше, чем импорт США (3 148.5 млрд. долл.) на 79.8%, импорт Китая (2 543.8 млрд. долл.) на 75%, импорт Германии (1 629.4 млрд. долл.) на 60.9%, импорт Великобритании (907.1 млрд. долл.) на 29.8%, импорт Японии (904.4 млрд. долл.) на 29.6%. Импорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем импорт на душу населения в США (9 635.1 долларов) на 29.2%, импорт на душу населения в Японии (7 111.0 долларов) на 75.1%, импорт на душу населения в Китае (1 797.7 долларов) в 6.9 раз, но был меньше, чем импорт на душу населения в Германии (19 799.4 долларов) на 37.1%, импорт на душу населения в Великобритании (13 625.7 долларов) на 8.6%.

Потенциал импорта Южной Кореи в 2018 году. При показателе импорта на душу населения на таком же уровне, как импорт на душу населения в Германии (19 799.4 долларов), импорт Южной Кореи был бы 1 013.0 млрд. долл., что на 59% больше фактического уровня.

Импорт Южной Кореи, 1970-2018
год импорт, млрд. долл. импорт на душу населения, долларов импорт, млрд. долл. рост импорта, % доля импорта в ВВП, % доля Южной Кореи, %
текущие цены постоянные цены 1970 в мире в Азии в Восточной Азии
1970 1.9 59.2 1.9 20.6 0.49 3.4 6.4
1971 2.3 69.5 2.3 20.1 22.5 0.53 3.7 7.0
1972 2.3 69.6 2.3 0.086 21.0 0.46 3.2 5.9
1973 3.8 112.5 3.1 34.0 27.0 0.56 3.4 6.0
1974 6.5 186.9 3.7 19.5 32.6 0.68 3.7 6.6
1975 6.8 192.7 3.8 4.1 30.6 0.67 3.5 7.1
1976 8.5 235.6 4.8 24.4 27.7 0.74 3.8 7.8
1977 10.7 293.2 5.8 22.0 27.3 0.82 4.1 8.8
1978 15.1 409.5 7.6 30.3 28.6 1.00 5.0 10.2
1979 20.6 549.3 8.6 13.6 30.2 1.1 5.3 10.1
1980 24.2 635.0 8.3 -3.4 36.2 1.0 4.9 9.6
1981 27.0 699.2 8.7 4.5 36.3 1.2 4.9 10.0
1982 25.6 654.0 8.8 1.5 32.1 1.2 4.8 10.3
1983 26.2 659.0 9.4 6.8 29.3 1.2 4.7 10.6
1984 27.6 684.9 9.8 4.4 27.9 1.2 4.9 10.0
1985 26.0 637.2 9.6 -1.9 25.3 1.1 5.0 9.3
1986 32.7 792.4 12.8 33.1 27.6 1.3 6.2 11.2
1987 41.5 995.1 15.1 18.1 27.7 1.4 6.7 11.6
1988 52.0 1 235.4 17.1 13.1 25.7 1.5 6.7 11.1
1989 62.7 1 474.7 19.8 15.7 25.1 1.7 7.3 11.9
1990 72.5 1 689.6 22.4 13.5 25.3 1.6 7.3 12.7
1991 85.6 1 973.3 26.9 20.0 25.6 1.9 7.8 13.8
1992 87.2 1 987.6 28.2 4.8 24.3 1.7 7.3 12.9
1993 90.7 2 046.5 30.1 6.8 22.9 1.9 7.1 12.4
1994 112.4 2 506.7 37.0 22.8 24.0 2.1 7.9 13.4
1995 149.6 3 301.6 45.3 22.5 26.2 2.4 8.6 14.7
1996 169.0 3 694.4 52.1 15.0 27.5 2.6 9.1 15.6
1997 165.6 3 583.9 53.4 2.5 29.0 2.4 8.7 15.0
1998 110.9 2 379.3 40.6 -24.0 28.9 1.6 6.8 11.7
1999 135.5 2 880.5 50.7 24.9 27.2 1.9 7.7 13.2
2000 185.3 3 909.8 61.8 21.8 32.2 2.3 8.7 14.6
2001 166.7 3 493.5 59.6 -3.5 30.4 2.2 8.3 14.0
2002 179.3 3 734.3 68.5 14.9 28.6 2.2 8.3 14.2
2003 209.2 4 335.5 75.7 10.5 29.8 2.2 8.3 14.0
2004 263.8 5 439.9 84.9 12.1 33.3 2.3 8.4 14.4
2005 308.9 6 342.0 91.4 7.8 33.0 2.4 8.5 14.8
2006 368.9 7 544.5 102.8 12.5 35.0 2.5 8.7 15.3
2007 427.8 8 719.3 114.5 11.4 36.5 2.5 8.7 15.6
2008 501.4 10 187.2 118.3 3.3 47.9 2.6 8.5 15.6
2009 386.5 7 827.7 110.1 -6.9 40.9 2.5 7.9 14.6
2010 506.8 10 227.0 129.4 17.5 44.3 2.7 8.1 14.7
2011 654.5 13 157.9 148.2 14.5 52.2 3.0 8.5 15.1
2012 656.7 13 145.7 152.0 2.6 51.4 3.0 8.1 14.5
2013 639.6 12 748.9 154.5 1.6 46.7 2.8 7.7 13.6
2014 635.0 12 603.5 156.4 1.3 42.8 2.7 7.5 13.0
2015 529.8 10 471.0 159.7 2.1 36.1 2.5 7.0 12.3
2016 502.1 9 885.4 168.0 5.2 33.5 2.5 6.8 12.2
2017 587.6 11 526.2 182.9 8.9 36.2 2.6 7.1 12.8
2018 637.1 12 451.9 184.3 0.77 37.0 2.6 7.0 12.4

Развитие хозяйства Южной Кореи во многом определялось расширением ее внешнеэкономических связей, важнейшее место среди которых занимала внешняя торговля.

В 60-80-х годах темпы внешней торговли в 1,5-4,0 раза превосходили темпы прироста ВВП. Так, в 60-е годы среднегодовой прирост экспорта составлял 33, 4%, в 70-е - 39,8, в 80-е - 14,5, в 1990-1994 гг. - 10%. Быстрый рост внешней торговли явился результатом воздействия различных факторов и условий, в том числе внешнеторговой политики, на процесс формирования и расширения экспортного потенциала страны. Южная Корея не относится к странам свободного торгового режима. Правительство, играя доминирующую роль в экономике, осуществляет прямой и косвенный контроль во внешнеэкономических связях. До недавнего времени внешнеторговая политика по существу представляла собой систему протекционистских методов развития экспорта и лицензирования импорта. С начала 60-х годов была введена система жесткой зависимости объемов импорта от размеров экспортной выручки. Согласно этому, компании получили право импортировать товары, стоимость которых не превышала величину экспортных поступлений этих компаний. В отличие от потребительских товаров импорт оборудования и промежуточных товаров освобождался от каких-либо пошлин и пользовался льготными тарифами. Исключение составляли материалы, производство которых в какой-то степени получило развитие.

В настоящее время Южная Корея занимает одно из первых мест в мире по производству потребительской электроники. Сейчас в стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция к переходу на цифровые технологии, что повышает спрос на такие продукты, как цифровые телевизоры, DVD, MP3 – плееры. Крупнейшие компании в отрасли – LG, Samsung, а так же Hynix. Они производят практически весь спектр потребительской электроники, большая часть которой идет на экспорт.

Телекоммуникационное оборудование, производящееся южнокорейскими компаниями – это, прежде всего, сотовые телефоны, хотя остальные сегменты тоже хорошо развиты. Это связано как с большим объемом внутреннего рынка (в 2007 году – более 43 млрд долл.), так и высоким спросом на южнокорейскую продукцию за рубежом.

Рисунок 1. Доля Южной Кореи в мировом производстве полупроводников

Быстрому экономическому росту способствовало быстрое наращивание объемов внешней торговли (см. таблицу 3)

Направление

Южная Корея – Китай

Китай – Южная Корея

Южная Корея – Япония

Япония – Южная Корея

Как видно из данной таблицы, Южная Корея очень быстро наращивает торговый оборот с соседями. При этом, особенно заметен прогресс в отношениях с Китаем. За период с 2004 по 2008 гг. экспорт в КНР вырос более чем в 1,6 раза, а импорт – в 2,2 раза. Динами роста торговли с Японией ниже, однако тоже значительна. Так, рост экспорта в Японию в 200-2008 гг. составил более 20%, а импорта – более 30%.

Структура внешнеторгового оборота по экспорту представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Основные экспортные партнеры Южной Кореи в 2008 году

Как видно из данного рисунка, на долю основных четырех внешнеторговых партнеров Южной Кореи приходится почти 50 % всего оборота. Примечательно, что доля Японии ниже, чем доля США, что обусловлено тем, что данные страны используют похожие бизнес – модели по работе на рынке США.

Рисунок 3. Основные партнеры Южной Кореи по импорту в 2008 году

На долю пяти крупнейших стран – партнеров по импорту, приходится 55% всей торговли. При этом, доля двух стран –Саудовской Аравии и ОАЭ, основными статьями которых являются энергоносители, составляет всего 10%.

Таблица 4.

Товарная структура экспорта (млн. Вон)

Автомобильная промышленность

Судостроение

Компьютеры

Полупроводники

Телекоммуникационное оборудование

Машиностроение

Металлургия

Нефтехимическая продукция

Текстиль

Промышленность

Анализируя таблицу, можно прийти к выводу, что в настоящее время южнокорейский экспорт во многом зависит от мирового спроса на полупроводники и телекоммуникационное оборудование. Начиная с 2000 спрос в данных секторах неуклонно растет, что связано с бурным развитием компьютерной индустрии. По данным с 2004 по 2007 годы экспорт товаров данной категории увеличился почти в два раза. В то же время экспорт судостроения и металлургии имеет устойчивую тенденцию к снижению.

Таблица 5.

Динамика внешнеторгового оборота Южной Кореи, млрд.долл.

Показатели

Отношение, %

Внешнеторговый оборот

Экспорт в ВВП страны еще очень велик, и занимает по итогам 2008 года 39 %, что говорит об ограничении внутреннего спроса на товары в пользу экспорта.

Особенное значение для Южной Кореи имеет импорт технологий. Примером здесь может служить энергетическая отрасль, в частности – ядерная энергия.

Каким образом отсталая и бедная Корея смогла совершить экономический рывок, не имеющий равных во всей мировой истории? Если попытаться кратко описать избранную корейским правительством стратегию, то основой ее была ориентация на экспорт. Фактически за последние 35-40 лет Корея превратилась в своеобразную "страну-фабрику", которая ввозит из-за границы сырье и полуфабрикаты, превращает их в готовые изделия и отправляет эти изделия за границу. Другого выбора у лишенной запасов природных ископаемых Кореи, по сути, и не было. Однако ясно, что следствием такого стратегического решения стала крайняя зависимость Кореи от экспорта. Ситуация на мировых рынках, колебания курсов валют, изменения в таможенном законодательстве самым непосредственным образом затрагивают любого корейца, а экспортно-импортные сводки внимательно читаются всеми, кто так или иначе связан с корейской экономикой.

Стремительный рост корейской внешней торговли начался в середине 1960-х годов, то есть тогда, когда страна перешла к экспортной стратегии экономического развития. На протяжении четверти века (1964-2000 гг.) Южная Корея занимала первое место в мире по темпам роста своего экспорта, который в среднем увеличивался на 22,4% ежегодно (в особо удачные годы экспорт удваивался). В 2001 г. сравнительно небольшая Корея как по объему своей внешней торговли в целом, так и по объему экспорта находилась на 13-м месте в мире. Ее экспорт составил 150,6 млрд. дол, а вся внешняя торговля (экспорт и импорт вместе) - 291,5 млрд. дол. Для сравнения: по объему своей внешней торговли Россия в прошлом году занимала в мире 17-е место, ее экспорт составил 103,1 млрд. дол., а внешняя торговля в целом - 162,1 млрд. дол., то есть почти в два раза меньше южнокорейской. Это означает, что огромная Россия по масштабам своей внешней торговли находилась на одном уровне с Малайзией и Швецией, но существенно отставала не только от Тайваня, но даже от: города-государства Сингапура.

Крупнейшим внешнеторговым партнером Южной Кореи вот уже много лет являются США, объем торговли с которыми в 2001 г. составил 53,4 млрд. дол. (18,3% всего корейского внешнеторгового товарооборота). На втором месте находится Япония (43,1 млрд. дол. или 14,8% товарооборота), за ней следуют Китай (10,8%), Гонконг (3,7%) и Тайвань (3,5%). На шестом месте - Саудовская Аравия, торговля с которой весьма несбалансированна: корейский экспорт из этой страны составил 8 млрд. дол., а импорт - всего лишь 1,3 млрд. дол. Причина такого дисбаланса понятна: для Кореи Саудовская Аравия является одним из важнейших поставщиков нефти. 7-10 места в десятке главных корейских торговых партнеров занимают ФРГ, Индонезия, Австралия и Сингапур.

Торговый оборот с Россией в 2001 г. составил только 2,9 млрд. дол., так что среди южнокорейских торговых партнеров наша страна занимает скромное 29-е место. При этом российско-корейская торговля также несбалансированна: в 2001 г. корейский импорт из России составил 1929 млн. дол, а экспорт в Россию - 938 млн. дол. (здесь используются данные корейской статистики, так как Госкомстат РФ в своих публикациях называет заметно меньшие цифры). Дисбаланс вызван тем, что в торговле с Кореей, как и в торговле РФ в целом, преобладает сырьевое направление. Главные статьи корейского экспорта в Россию - продукты нефтехимии (20% всего экспорта), продукты питания, текстиль, автомобили и электроника. Россия продает в Корею минеральное сырье (примерно 30% всего импорта из России), металлоизделия (в основном - металлом для корейских металлургических комбинатов) и морепродукты. Впрочем, к этим цифрам следует подходить осторожно, так как они отражают только "официальную" торговлю - да и ту не в полной мере. В российско-корейской торговле, как известно, немалую роль играют "челноки", особенно заметные на Дальнем Востоке. Деятельность этих мелких и средних предпринимателей, равно как и полулегальный ввоз подержанных корейских автомобилей, официальной статистикой отражается только отчасти. Относится это, кстати, и к корейской торговле с Китаем, реальный объем которой также больше официально заявленного.

Главными статьями экспорта для Кореи на протяжении последних лет являются легковые автомобили, сталь, полупроводники, электроника и грузовые морские суда. Все эти изделия в основном производятся на внешний рынок. За границу, в частности, уходит примерно половина всех произведенных в Корее автомобилей (в 2001 г. - 1,5 млн. из 2,95 млн.) и практически все крупные корабли, построенные на корейских верфях. В 2001 г. на первом месте находились полупроводники (9,5% всего экспорта). За ними следовали автомобили (8,8%), компьютеры (7,4%), средства сотовой связи (6,6%), и корабли (6,4% корейского экспорта).

Импортирует Корея в основном сырье и (что не очень афишируется) технологии. В Корее полностью отсутствуют свои энергоносители, так что вся нефть и весь газ в стране импортные. Корея, несмотря на свои небольшие размеры, является пятым в мире импортером нефти! В 2001 г. нефть составила 15% всего корейского импорта в стоимостном выражении. За нефтью идет газ - примерно 3% всего импорта. Импортируется также заметная часть угля, в том числе и весь коксующийся уголь, без которого не может работать корейская металлургия. Именно коксующийся уголь является третьей по значению статьей импорта. Наконец, ввозится в Корею и примерно половина необходимой стране железной руды, а также древесина и иные виды сырья.

С точки зрения внешней торговли, 2001 год был не самым удачным для Кореи - в отличие от очень успешного 2000 г. В прошлом году существенно снизились цены на некоторые продукты корейского экспорта - в первую очередь, на сталь и полупроводники. Немалую роль тут сыграли события 11 сентября, которые негативно повлияли на экономику США - главного торгового партнера Кореи, а также трудности, которые во второй половине года переживали крупнейшие развитые экономики. Поэтому корейский экспорт в 2001 увеличился по сравнению с 2000 г. всего лишь на 0,7% - самый скромный результат с 1989 г. Немало проблем Корее создали и высокие цены на нефть, которые держатся уже довольно долго (к немалому удовольствию России). В то же время внешнеторговый баланс, несмотря на все трудности, остался положительным, то есть экспорт превышал импорт: в 2001 г. Корея продала товаров на 8.4 млрд.дол. больше, чем купила.

Однако эти проблемы - тактические и временные: цены, в конце концов, колеблются всегда, и за нынешним спадом неизбежно придет подъем. Увы, тактическими проблемами дело не исчерпывается: все большую стратегическую угрозу корейским внешнеторговым компаниям представляет Китай. Связано это со структурой корейского экспорта, в котором традиционно большую роль играли трудоемкие отрасли средней сложности - кораблестроение, автомобильная промышленность, металлургия. В этих областях главным преимуществом Кореи раньше было наличие недорогой и очень дисциплинированной рабочей силы, а также высокий уровень образования. В последнее время ситуация радикально изменилась. Корейские рабочие теперь согласны трудится только за такие зарплаты, которые не слишком отличаются от испанских или греческих, в то время как в Китае рабочим платят по-прежнему немного. В начале 2002 г. средняя зарплата рабочих на конвейере составляла в Корее 7,75 долларов в час, а в Китае она была в восемь раз ниже - всего лишь 0,92 доллара в час. Этот разрыв позволяет китайским фирмам постепенно вытеснять корейских конкурентов из трудоемких отраслей. Уже сейчас китайское давление ощущается в судостроении и металлургии, не за горами появление и неплохих китайских автомобилей.

Корейские фирмы пока видят два выхода из этой потенциально опасной ситуации. Первый выход - это наращивание высокотехнологических производств, в первую очередь - в области электроники, информатики и телекоммуникаций. В этих областях китайские производители пока не составляют серьезной конкуренции, но зато корейским компаниям приходится решать другую сложную задачу: входить на сложившийся рынок, уже давно занятый западными и японскими фирмами. Второй выход - это постепенный перенос технологически простых, но трудоемких производств за пределы Кореи, в страны с дешевой рабочей силой. Не случайно, что все больше корейских компаний создают свои заводы в Малайзии, Вьетнаме и, конечно же, в самом Китае.

В любом случае ясно, что отказаться от ориентации на экспорт Корея в обозримом будущем не сможет. Экспорт - главное условие процветания страны, основа всей ее экономики.