Теночтитлан столица ацтеков где находится. Теночтитлан – столица государства ацтеков. Столица ацтеков и ее архитектура: Великая пирамида, дамбы и акведуки. Что мы знаем о Теночтитлане

О городах

:::

ацтеки и науа

Н азвание своё город получил в честь легендарного вождя Теноча (отсюда и другое название ацтеков - "теночки"). Есть и другой перевод названия города - "место, где растёт на камне кактус".

Г ород был столицей ацтекской империи и располагался на острове посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико (долина Анауак). Озеро изобиловало рыбой, водоплавающей птицей. В приозёрных лесах водилось много дичи.

С берегом город связывали 3 широкие дороги-дамбы по числу городских ворот: на север в Тепейакак, на юг в Истапалапу и в Койоакан, на запад в Тлакопан и в Чапультепек. "Ясно видны были три дамбы, ведущие в Мексику, с их перерывами и мостами- через Истапалапан, по которой мы четыре дня тому назад вступили в столицу, через Тлакопу, по которой нам суждено было через целых 6 месяцев спасаться ночной порой, и через Тепеакилу " - . т западного берега Тескоко город находился на расстоянии около 1 км. А с востока для защиты от наводнений была построена каменная плотина (Истапалапская дорога).


(142,7 Kb)

(144,2 Kb)

(38,3 Kb)

(31,8 Kb)

Великий храм был построен в виде пирамиды, его фасад был обращён на запад, а в высоту он достигал 45 метров. Размеры храма были такими: "Весь храм, как мне кажется, занимал огромную площадь, на которой могло бы поместиться сот пять обычных домов. Всё здание имело форму пирамиды с усечённой вершиной, на которой помещались башенки с идолами; ступени, идущие уступами, не имели перил ". Широкая двойная лестница в 114 ступеней вела на самую вершину пирамиды, где на площадке стояли два храма поменьше. Это были храмы двух самых почитаемых ацтеками богов: Уитцилопочтли - бога солнца и войны и Тлалока - бога дождя и воды. "Взобравшись на самый верх, мы увидали площадку с несколькими крупными камнями, на которые кладутся жертвы . Подле стоял громадный истукан, вроде дракона, окружённый столь же отвратительными изваяниями, и весь пол кругом был забрызган, свежей ещё, кровью ". Впоследствии каменные блоки храма использовались испанцами для строительства католического Собора - самого крупного на территории американского материка (строительство Собора шло три столетия). При раскопках было найдено множество каменных статуй и масок Тлалока, но ни одного изображения Уитцилопочтли. Из испанских хроник известно, что его изображения делались обычно из особого рода теста и семян, которые давным-давно разложились.

Описание храма: "Середину занимали два алтаря, на которых высились два идола громадных размеров и неуклюжей формы. Один из них представлял бога войны с широким лицом, безобразными свирепыми глазами; в одной руке был лук, в другой, оттопыренной, связка стрел; тело чудовища было опутано какими- то змеями, а подле него изображён малый бес, как бы паж бога войны, державший короткое копьё и богато изукрашенный щит; всё было густо покрыто золотом, драгоценными камнями и жемчугом. На шее главного идола висело несколько человеческих масок, а также сердец из золота и серебра. Перед идолом стояли курительницы с местным ладаном "копалем", на них три сердца только что замученных индейцев. Стены и пол чернели от человеческой крови и распространяли отвратительную вонь ".

Храм посвящённый Тлалоку выглядел таким образом: "На самой высшей точке всего храма была ещё и другая капелла, изукрашенная чудной резьбой; там тоже был идол, получеловек полуящерица, наполовину закрытый; эта закрытая часть, говорили нам, изображает землю, произрастительницу всех семян и растений, а само божество - бог плодородия. Но и тут была ужасная вонь от той же ужасной причины - запёкшейся, гниющей крови. Здесь же хранится колоссальный барабан, обтянутый кожей какой-то исполинской змеи; звук этого адского инструмента, слышимый на целую милю, нагоняет несказанную тоску. Тут же помещалось и множество других храмовых принадлежностей - большие и малые трубы, всякие жертвенные ножи из камня, множество обгорелых, сморщенных человеческих сердец ".
Всего в столице (по некоторым данным) было около 300 храмов меньшего размера нежели Великий храм.

Ритуальный центр. "Наконец, мы покинули рынок и вошли в громадные дворы, окружавшие главный храм. Каждый из них много больше рынка в Саламанке, окружён двойной стеной, выложен большими гладкими плитами. Всюду величайшая чистота, нигде ни соринки, ни травки ", таково первое впечатление о центре оставленное Берналем Диасом. В самом центре было множество громадных дворов: "Вокруг одного из дворов шли жилища "пап" и прочей храмовой челяди, а в особом большом доме находилось множество знатных девушек, живших здесь в строгом затворе вроде монашек, с особым даже своим небольшим храмом… ". Существовала данная женская школа (тельпочкалли) при храме бога Уитцилопочтли. Для обучения в школе набирались девочки, достигшие 12-13 лет. Воспитанницы находились в храме в течение всего дня, а на ночь отправлялись домой. Их называли девами покаяния или сёстрами Уитцилопочтли. Они носили белую без украшений одежду, при поступлении в школу коротко отрезали себе волосы, а потом отпускали их. Занятия продолжались ровно год, а потом они могли покинуть школу и выйти замуж, но был и другой вариант - девочки могли давать обет служения на 1-3 года (иногда и на больший срок). В некоторых раннеколониальных источниках хронисты называют их чиуатламакаце ("совершенная женщина").

"Следует упомянуть здесь лишь о небольшом здании в виде башни. Вход в него охранялся двумя разинутыми каменными пастями с огромными клыками, и воистину это был вход в адскую пасть: ибо внутри было множество идолов, а в соседнем помещении много посуды для варки жертвенного мяса, всякие ножи и топоры, точно у мясников. Вблизи же были заготовлены штабели дров, а также водоёмы чудесной чистой воды, прямо из общего городского водопровода ".

Главный рынок - тиангис. Территория рынка была окружена аркадами и была способна вместить от 25 до 100 тысяч человек. Он был настолько велик, что шум его был слышен на расстоянии пяти километров. Этот рынок был открыт каждый день (другие действующие в городе рынки были открыты для торговли раз в пять дней). Каждый вид торговли имел своё собственное место, а наиболее объёмные товары (например, камень, доски, брусья и т.п.) располагались ещё и на трёх главных магистралях (продолжениях дамб). Все товары тщательно проверялись. Денег у ацтеков не было; люди обменивались между собой своими товарами или платили бобами какао, медными топорами или отрезками материи. За порядком на рынке следили государственные служащие и судьи, которые решали все возникающие споры, кроме них на рынке, на всякий случай, находились и врачи.

Дамбы. Высота дамб в общем достигала "30 и более шагов" и сооружались они из "дерева и земли". Дамбы возводились постепенно, учитывая подъём уровня воды в озере, чтобы решить проблему затопления жилищ и чинамп. В основном дамбы служили для передвижения по ним. В нескольких местах они прерывались протоками, которые обеспечивали свободный переток воды из одной части озера в другую и проход для лодок. Дамба по которой Кортес вошёл в город по его описаниям составляла в длину более 9 километров, а в ширину две длины копья, так что восемь всадников могли ехать рядом. На этой дамбе располагались 3 города, в каждом из которых было от трёх до шести тысяч домов, а его жители занимались соляной торговлей. Вход в Теночтитлан с этой дамбы перекрывал мост в десять шагов шириной, со съёмными несущими балками.

Акведук. Для снабжения города водой, по дамбе было проложено два канала, вымощенные известняком и имевшие в ширину два шага и в глубину два стадия - по описаниям Кортеса. "Толщина струи" (потока воды) была размером с человеческое тело. Каналы функционировали поочерёдно. Когда один из них перекрывали для очистки, то по другому вода продолжала поступать в город. Сам канал доходил до самого центра и имел множество ответвлений в разные концы города и даже в отдельные дома, а все жители пользовались водой из него. Всего в городе было 3 акведука.

Дворец тлатоани. Дворцовый комплекс состоял из нескольких десятков каменных одноэтажных зданий. В нём имелись также комнаты для заседаний совета и суда, помимо жилых помещений самого тлатоани, его жён и личных слуг. Во дворце размещалась и имперская гвардия, сильно напоминавшая двор, поскольку в неё входили вся наиболее родовитая знать страны. Всего по словам очевидцев дворец насчитывал около 300 комнат. Комплекс представлял собой совокупность внутренних и внешних дворов и двориков, а также помещений различного назначения. По одному из описаний, это сооружение имело 20 входов, по которым можно было выйти за пределы дворцового комплекса на прилегающие к дворцовым постройкам территории. Испанцы писали, что не зная расположения помещений, в этом дворце можно было легко заблудится. Все помещения комплекса так или иначе соединялись выходами в несколько патио (внутренние дворики, открытые помещения). В одном из патио находился выход водопровода, откуда вода поступала по скрытым каналам в другие части дома.
Весь дворец-комплекс тлатоани располагался за пределами ритуального центра. При нём находился арсенал, ткацкая мастерская, где женщины ткали материи специально для правителя, и мастерские где трудились гончары, мастера по металлу, ювелиры и другие ремесленники. Имелся также вольер, где содержались все мыслимые виды птиц со всех концов империи. За одними только птицами ухаживали три сотни слуг. Существовал даже орнитологический госпиталь для больных птиц. Наряду с диковинными птицамии зверями во дворце содержались и диковинные люди: карлики и всякие уродцы. Весь дворцовый ансамбль был окружён густыми садами и цветниками. Дворцовые парки были самыми удивительными и великолепными во всём мире в ту эпоху.

Дворец Ашайакатля. Здание выходило своей тыльной частью на Великий храм, а от дворца тлатоани было отделено только вольерами для птиц и храмом Тецкатлипоки. Дворец был огромен и являлся наполовину сокровищницей, а наполовину - храмом (ранее он использовался как закрытая обитель для жриц). Во дворце было множество залов, в которых могли разместиться до полторы сотен человек. Одна из зал была замурована непосредственно перед приходом испанцев (которых разместили в этом дворце). Однако люди Кортеса заметили заложенную кирпичом дверь и, взломав её, увидели несколько комнат, набитых ценностями, собранными отцом Монтесумы II за двенадцать лет его правления, - идолы, изделия из перьев, украшения, драгоценные камни, серебро и огромное количество золота: "Зрелище всего этого богатства ошеломило нас. Будучи в то время юношей и никогда прежде не видя подобных богатств, я был убеждён, что нигде в мире больше не может существовать такого хранилища ".

Использовались материалы:
- "Города майя и ацтеков", А.М. Веретенников - М.: Вече, 2003;
- " Конкистадоры. История испанских завоеваний XV-XVI веков", Хэммонд Иннес - М.: Центрполиграф, 2002, пер. с англ. Лисова Н.И.

Империя ацтеков образовалась в XV веке в результате многочисленных войн. В самом начале она представляла собой тройственный союз, объединивший города-государства: Мехико, Тлакопан и Тецкоко. Однако очень скоро бразды правления союзом полностью оказались в руках верховного правителя ацтеков, чья столица с двойным названием – Мехико (Теночтитлан) – стала столицей огромной империи.

В этом, естественно, для правящего города были свои преимущества. Все, что производилось в провинциях, попадало в Мехико, особенно тропические товары, до этого неизвестные на центральном плато, такие, как хлопок, какао, шкуры, разноцветные перья, бирюза и, наконец, золото. Поэтому в Теночтитлане и могла появиться роскошь: в одежде, украшениях, еде, в обстановке домов.

Вся территория столицы ацтеков была распланирована вокруг четырех главных центров – кальпуллий, каждый из которых включал свой храм и свой «дом юношей», нечто вроде религиозно-военной школы. Однако кальпуллии не включали районы, где размещались дворцы императоров, государственные здания и главные святыни. По приблизительным оценкам исследователей, население столицы ацтеков на момент испанского завоевания насчитывало более полумиллиона человек.

Конкистадоры, вошедшие в Мехико, позже вспоминали, что перед ними открылся город, блиставший поразительным великолепием. Даже Эрнан Кортес, которому была не свойственна сентиментальность, упоминал сады, иногда окруженные насыпью, иногда расположенные на уровне суши, сообщал о широких, прямых улицах и о движении лодок по каналам рядом с ними, об акведуке, несущем пресную воду в город. Гордый идальго в своих письмах к Карлу V доходит до того, что пишет: «Индейцы живут почти так, как мы в Испании, подчиняясь порядку». Он добавляет: «Удивительно видеть, как разумно они подходят к выполнению любого дела».

12 ноября 1519 года, спустя четыре дня после вступления в Мехико, Кортес и его главные военачальники пошли осматривать рынок и великий храм Тлателолько вместе с императором Монтесумой II . Они поднялись вверх по 114 ступеням и встали на платформу на вершине пирамиды, расположенной перед святыней. С высоты открывалась прекрасная панорама как близлежащих деревень и четырех дорог, ведущих в столицу, так и самого города. Кортес писал:

«Итак, полюбовавшись на все это и поразмыслив над увиденным, мы обратили наши взоры на огромную рыночную площадь и на толпу людей на ней, которые что-то покупали и продавали... А среди нас были солдаты, которые уже побывали во многих уголках света, в Константинополе, в Италии и в Риме; и они сказали, что никогда еще не видели такого хорошо организованного и большого рынка, заполненного такой большой толпой людей».

Большинство домов в Теночтитлане были низкими одноэтажными строениями, поскольку только знатные ацтеки обладали правом выстроить двухэтажный дом. Большинство зданий имели фасад без окон – частная жизнь проходила во внутреннем дворике и была скрыта от посторонних глаз. Пригороды столицы застраивались простыми хижинами, со стенами из тростника и глины, с крышами крытыми соломой и травой. Но с приближением к дворцам императоров дома становились все более великолепными и роскошными.

Там и сям возвышалась пирамида местного храма, на некоторых улицах располагались лавки ювелиров или мастеров украшений из перьев, на других – встречались склады торговцев. И хотя свободного места, кроме огромных площадей, было мало, Мехико был не лишен зелени: в каждом доме был свой собственный внутренний дворик, а ацтеки всегда отличались страстью к цветам. Были также сады вокруг хижин, расположенных в пригороде, где росли цветы, овощи, которые иногда располагались на плавающих чинампас; а плоские крыши дворцов вельмож были увенчаны зеленью.

«Главные улицы, – писал Эрнан Кортес, – очень широкие и прямые. Некоторые из них и все улицы поменьше наполовину пешеходные, тогда как другая половина представляет собой канал, по которому индейцы плавают на лодках. И все эти улицы от одного конца города и до другого сообщаются таким образом, что вода может полностью пересекать их. Все эти протоки – а некоторые из них довольно широки – перекрыты мостами, сделанными из очень прочных и хорошо подогнанных балок, так что через многие мосты могут проехать в ряд десять всадников».

Центральная площадь Теночтитлана, видимо, совпадала почти полностью с современной площадью Сокало г. Мехико. С севера его ограничивала часть огороженной территории, прилегающей к большому храму, над которой в то время возвышалась пирамида одного из храмов солнца. Южная сторона граничила с каналом, тянувшимся с востока на запад; с восточной стороны располагались, вероятно, двухэтажные дома высоких вельмож, а с западной – фасад императорского дворца Монтесумы II , который стоял на том месте, где в настоящее время находится дворец президента мексиканской республики.


Встреча Монтесумы и Эрнана Кортеса

Дворец, который когда-то принадлежал правителю Ашайакатлю (1469–1481) и в котором останавливались испанцы во время их первого посещения Мехико, стоял к северу от домов вельмож, и его западный фасад выходил на территорию великого храма. До этой площади можно было добраться по каналу или по различным маленьким улицам. Грунт современной площади Сокало, равно как и фундаменты зданий, которые ее окружают, буквально нашпигованы остатками ацтекских скульптур, статуй и кусками разбитых памятников и барельефов.

В культовом квартале, кроме храмов, имелись также и мирские постройки. Во-первых, там находилась площадка для игры в мяч – любимого развлечения высших слоев общества. Во-вторых, располагались гостиницы для высокородных гостей императора, а также арсеналы и школа для играющих на музыкальных инструментах. И наконец огромный императорский дворец, роскошь которого повергла испанских конкистадоров в восхищение. Согласно описаниям очевидцев, похоже, что резиденция Монтесумы II представляла собой расположенные в определенном порядке здания, многие из которых были двухэтажными, сгруппированными вокруг овальных или квадратных внутренних двориков с садами.


Апартаменты монарха находились на верхнем этаже. На первом этаже размещался суд, военный совет, казначейство и общественное хранилище, где находились большие запасы продовольствия, одежды и других товаров. Прочие части дворца использовались как тюрьмы для военнопленных и обычных преступников. Помимо этого, во дворце жили музыканты, игравшие на барабанах, флейтах, колокольчиках и погремушках, а также ремесленники-ювелиры. Еще на территории императорской резиденции располагался зверинец и сад с редчайшими цветами и лечебными травами.

«У Монтесумы, – сообщал Карлу V Кортес, – был такой великолепный дворец в городе, что, мне кажется, почти невозможно описать его красоту и роскошь. Я только скажу, что ничего подобного в Испании нет».


Впечатление великолепия было еще большим за счет бесчисленных барельефов, статуй и разнообразных скульптур, которые украшали здания, святилища, площади и большие залы дворца. Несмотря на разрушения в XVI веке, то, что осталось от этого былого великолепия столицы ацтеков хранится в национальном музее и поныне удивляет своим богатством, размерами и совершенством.

Центральная площадь Теночтитлана служила также и рыночной площадью. «В этом городе много площадей, – писал Эрнан Кортес, – на которых всегда располагаются рынки, где можно что-то купить и продать. Но есть еще одна, по своим размерам вдвое превышающая город Саламанку, полностью окруженная сводчатыми галереями, где каждый день более шестидесяти тысяч человек что-то покупают и продают и где можно найти всевозможные товары изо всех провинций».

В одном месте продавали драгоценности из золота и серебра, драгоценные камни и разноцветные перья; в следующем ряду – рабов, далее плащи, набедренные повязки и юбки из хлопка или ткани, полученной из волокон алоэ. Шкуры ягуаров, пум, лис и оленей; кукуруза, бобы, какао, перец, лук, тысяча видов зелени; индейки, кролики, зайцы, оленина, утки и маленькие нелающие безволосые собачки, которых так любили употреблять в пищу ацтеки; фрукты, сладкий картофель, мед, патока, соль, краски, гончарные изделия всех форм и размеров, вазы и блюда из раскрашенного дерева, доски и брус для строительства, древесный уголь, смолистые факелы; сделанная из коры или алоэ бумага; все дары озер, циновки, стулья, печи…

На этой же рыночной площади, по словам Кортеса, «есть места, похожие на аптекарские лавки, где продают готовые к употреблению лекарства, мази и припарки. Есть парикмахерские, в которых можно помыть голову и подстричься; есть дома, где, заплатив, можно поесть и попить».

А еще там были женщины, которые готовили пищу на открытом воздухе и предлагали покупателям блюда из тушеного мяса или рыбы с овощами, или кукурузную кашу со специями, или леденцы из меда с отличными маисовыми лепешками под названием тлацкалли, или пироги из кукурузной муки, под чьей дымящейся корочкой была начинка из бобов, мяса и перца.

Такой предстала перед испанскими завоевателями столица ацтеков Мехико-Теночтитлан. И, несмотря на вызванное восхищение, конкистадоры почти сравняли ее с землей несколькими годами позже.

Империи с XIV века до року.Назва "империя" условное, поскольку европейские захватчики назвали так государственное образование ацтеков наподобие известной им своей испанской империи.

Город основан приблизительно года на острове, среди соленого озера Тескоко , близ более древнего поселения Тлателолько. Острова привлекли своим расположением посреди воды, которое образовывало естественную крепость . Воинственные ацтеки подобным путем защищались от тоже войвничих соседей.


1. Основание города

Монумент в честь индейцев, основателей города.

Древние ацтеки были охотниками-кочевниками. Они кочевали на территории современной Северной Америки. По легенде, Бог солнца и войны Уицилопочтли сказал ацтекам-индейцам, чтобы они основали город там, где увидят такую ​​картину: орел будет держать в своих когтях змею на кактусе. Блуждая в южных землях Северной Америки почти 130 лет, они увидели то, что заповедал им увидеть Бог солнца. В г. они основали город на западном берегу озера Тескоко и назвали его Теночтитлан, что в переводе означает "место колючих кактусов". В озере было много рыбы и птиц, на берегу было много дичи. По другой версии, город назван в честь вождя Теноча. Орел поймал змею и сел на кактус перешел на современный флаг государства.

Теночтитлан делился на четыре квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько. В центре города находился ритуальный центр, окруженный защитной стеной Коатепантли ("змеиная стена"). Город был застроен храмами , школами, служебными зданиями и домами. Сооружения через непрочный и влажная почва строили на длинных шестах.


2.2. Сельское хозяйство

В городе было развито сельское хозяйство, несмотря на то, что оно стояло на воде. Ацтеки создавали целые полосы плодородной земли, используя ил и водоросли. Эти искусственно созданные поля, назывались чинампа . Чинампа отличались исключительной родучистю (иногда урожай получали 7 раз в год), и ацтеки умели и любили на них выращивать много овощей, пряностей и цветов. Все это служило для потребления и торговли. Надлишкивидвозилы на большой рынок в центре Теночтитлана, как ярмарка привлекал от 25 до 100 тысяч человек.


2.3. Торговля

Испанцы , завоевавшие Теночтитлан, были поражены, увидев, насколько хорошо была развитой торговля у ацтеков. Ацтеки были превосходными воинами и торговцами, как древние римляне. Все товары на рынках Теночтитлана проходили тщательный осмотр, прежде чем попасть на прилавок. Испанцы утверждали, что денег у ацтеков не было. Покупатели обменивались своими товарами с продавцами вроде бартера. Иногда рассчитывались за товар бобами какао. Воров, если они случались, жестоко наказывали.


2.4. Архитектура

В центре города стояли два главных 30-метровые храмы в виде пирамид: для богов Уицилопочтли и Тлалока . Тлалок был богом воды и дождя. Храмы-пирамиды служили для жертвоприношений, в том числе и человеческих. Жертвами были военнопленные индейцы-соседи. Для пополнения новых жертв ацтеки вели непрерывные войны с соседями. Во время жертвоприношения у живого человека каменным (обсидановим) ножом вынимали сердце, которое затем клали на алтарь.

Древнейшее из пирамид найдены во время раскопок в 1917 году. Ее нашли в пригороде современного Мехико - Куикуилько. Она имеет кругообразные фундамент, диаметр которых достигает 134 метра. Рядом с храмом-пирамидой нашли и древний погост. Место сейчас музеефиковано.

Рядовые ацтеки жили в небольших одноэтажных зданиях, сделанных из лозы, ила, глины. В таких маленьких домах жили целые кучи людей, которые специализировались на определенных видах ремесел или услуг. Каждый клан имел собственный квартал. Вожди ацтеков жили в огромных дворцах, окруженных большими, красивыми садами. Их дворцы располагались ближе к храмам. объявил Теночтитлан владением короля Испании. С Теночтитлан пала и государство ацтеков - что перестала существовать в 1520-22 годах. На ее остатках началась перестройка новой колониальной державы под главенством испанских завоевателей.

Такое название город получил в честь легендарного вождя Теноча. В его честь также было названо главенствующее племя ацтеков - “теночки”. Некоторыми исследователями название городатрактуется, как “место, где рос кактус”.

Город долгие столетия являлся ацтекской столицей. Располагался он на острове посреди озера Тескоко, на острове, окруженном болотистыми берегами долины Анауак. Озеро, окружавшее Теночтитлан, изобиловало всевозможной рыбой, млекопитающими, съедобными водорослями и водоплавающей птицей. С берегом Теночтитлан связывало 3 широкие дамбы - переправы, в соответствии с числом городских ворот. Первая дамба вела в Тепейакак, втора в Койоакан, третья в Истапалапу и четвертая в Тлакопан. От западного берега озера Тескоко древняя столица Америки находилась на расстоянии одного километра. Долина озера Тескоко представляет собой обширную овальную впадину 64 километров ширины и 112 километров длины. В южной ее части, где раньше располагалась столица государства ацтеков, сегодня стоит столица Мексики - Мехико, возведенный в 16 веке испанскими конкистадорами. Высокие горные цепи окружали Теночтитлан, а сегодня окружают Мехико со всех сторон.

На юге долины находится два спящих вулкана - заснеженный вулкан Попокатепетль и вулкан Ицтаксиуатль. К приходу испанских завоевателей столица государства ацтеков была более организованной и обширной по своим размерам, нежели любой другой город Европы той эпохи. Для примера, в Лондоне 14-15 столетия проживала в 4 раза меньше жителей, чем в ацтекской столице . За свою недолгую историю ацтеки превратили древнюю столицу Америки в огромный мегаполис с более чем 200 тысячами жителей.

Некоторые исследователи полагают, что количество жителей равнялось 250 тысячам. Также Tenochtitlan опережал европейские города по площади. По некоторым оценкам площадь города достигала 12 квадратных километров. Древняя столица ацтеков была поделена на четыре квартала: Куэпопан, Теопан, Мойотлан, Астакалько; а посреди города находился величественный ритуальный центр, включавший в себя Великий Храм . Несмотря на это, каждый из четырех кварталов, районов, обладал своим храмовым комплексом.

Столица ацтеков славилась своей архитектурой, на ее территории располагалось бесчисленное количество храмов, школ, служебных и церемониальных построек. Большая их часть возводилась на особых сваях. Рыхлая почва острова, на котором располагался город Теночтитлан, не позволяла древним зодчим возводить здания обычными способами. В немалой степени на архитектуру ацтекской столицы повлияли и частые наводнения с оседаниями грунта. Жители Теночтитлана были приучены к тому, что в определенные сезоны им приходилось передвигаться по воде. Центр ацтекской столицы - гигантская по размерам ритуальная площадь с множеством алтарей, храмов и других построек религиозной необходимости.

Над всем этим возвышался 45-метровый Великий храм, впоследствии разрушенный испанскими завоевателями. По сути, центральная площадь ацтекской столицы являлось городом внутри города - общая площадь данного сооружения достигала 1200 метров квадратных. Попасть в ритуальный центр Теночтитлана можно было, лишь преодолев главные строго охраняемые ворота. Использовалась ритуальная площадь для проведения особо важных празднований, общих собраний и отдельных ритуалов, в частности, жертвоприношений. Столица ацтеков являлась хорошо продуманным с архитектурной точки зрения городом. Так, для снабжения жителей питьевой водой, в столице была возведена целая сеть акведуков, главный из которых брал свое начало из источника Чапультепек, находящегося на западной стороне озера.

В Теночтитлан, во всего его районы, по дамбе и акведукам постоянно доставлялась чистая питьевая вода. Был на территории столицы ацтеков и свой рынок. По описанию испанцев, рынок этот был большим и хорошо организованным. Насколько известно рынок занимал почти всю северную часть города - Тлателолько. Древняя столица Америки, не смотря на свое географическое положение, являлась сельскохозяйственным центром империи ацтеков. В сохранившихся кодексах ацтеков говориться о том, что ацтекские крестьяне и земледельцы создавали полосы плодородной почвы из водорослей и ила, добываемых из соседних болот. Фактически столицу Америки снабжала собственная инфраструктура. Данные почвенные полосы, называемые Чинампами, были весьма плодородными: в некоторых районах с них собирали от пяти до семи урожаев за год. Неподалеку от ритуального центра города располагались жилища местной знати и правителя Теночтитлана.

Дворец императора - короля ацтеков являлся одной из удивительнейших построек древнего города. Несмотря на то, что ацтекская столица была огромнейшим городом, большая часть крестьян обитала на городских окраинах. Проживали семьи группами, называемыми кальпулли. Каждый клан Теночтитлана силился в отдельном жилом массиве, состоящем из множества одноэтажных домиков - хижин. Дома по большей части являлись мазанками, сделанными из ила, прутьев и других подручных материалов. Несмотря на немалое количество жителей, столица империи ацтеков не страдала от перенаселения. В одном доме проживало от двух до 6 человек. Женатая пара занимала один дом или же большую комнату в редких двухэтажных постройках. Дома же знати были очень большими, и часто на окружающих их территориях, располагались сады и всевозможные пристройки. В садах Теночтитлана росли фруктовые деревья и травы, используемые в пищу или в медицине. Из усадебных пристроек знати следует выделить бассейны, построенные из камня и известняка.

Теночтитлан - достопримечательности города.

Дворец Тлатоани. Дворцовый комплекс состоял из десятка каменных одноэтажных зданий. - город величественной архитектуры. По внешнему виду комплекс представлял собой совокупность внешних и внутренних двориков, а также помещений различного назначения. Так, в зданиях, помимо жилищ знати и помещений Тлатоани, находились комнаты суда, и заседания совета. В общей суме дворец насчитывал около трехсот комнат. Испанцы в своих хрониках писали, что на территории дворцового комплекса можно было с легкостью заблудиться. Все входы и выходы в дворцовый комплекс, коих было около 20, соединялись с несколькими патио. В некоторых из патио находился выход водопровода, откуда вода поступала во все части дворца.

Дворец располагался за пределами ритуального центра. Дворцовый комплекс, как и сама древняя столица Америки, обладал собственной инфраструктурой. При нем находились: арсенал, здание суда, здания совета, ткацкая мастерская, где женщины шили одежду для императора и его семейства, ювелиры? мастера по металлу, и другие ремесленники. За одними лишь животными и птицами ухаживало около пятисот слуг. Столица ацтеков - Теночтитлан была богата на всевозможные дворцовые постройки. Это подтверждают многочисленные реконструкционные фото Теночтитлана.

Кроме дворца Тлатоани на территории города располагался дворец Ашайакатля. Здание тыльной частью выходило величественную пирамиду ацтекской столицы. Дворец был огромен и выполнял функцию сокровищницы, и по совместительству храма. Дворец Ашайакатля обладал не меньшим количеством залов и комнат, по сравнению с императорской резиденцией. В комнатах дворца могло спокойно разместиться несколько тысяч посетителей. Наиболее примечательной комнатой дворца являлась замурованная сокровищница, созданная отцом Монтесумы II, и впоследствии разграбленная испанцами.


Великая пирамида. Храм пирамидальной формы достигал в высоту 45 метров. Его фасад был обращен строго на запад. Широкая сдвоенная лестница, состоящая из 114 ступеней, вела на вершину храма, где на площадке располагалось два храма меньших размеров. Это храмы двух главенствующих богов: Тлалока - бога дождя и Уитцилопочтли - бога солнца и войны. Впоследствии, после того, как Великая пирамида была разрушена, каменные блоки храма были использованы испанцами для воздвижения католического собора - самого грандиозного на всей территории Америки.

Великая пирамида за свою новую историю пережила несколько этапов раскопок. Во время последних исследований было обнаружено множество каменных статуэток и масок Тлалока, однако, археологам не удалось найти изображений Уитцилопочтли. Согласно испанским хроникам, его изображения делались из особого материала - тесто и семена, а, следовательно, давно разложились. Великая пирамида занимала целую площадь, на которой могло располагаться около сотни обычных жилых домов. Середину храма занимало два алтаря, с восседавшими на них идолами громадных размеров. Один из идолов представлял бога войны с большой головой, угрожающего вида чертами лица и свирепыми глазами: в одной руке он держал лук; в другой была связка стрел. На шее идола располагались маски с человеческими лицами, сделанные из золота и серебра.

Великая пирамида Тлалока выглядела более броской. На вершине храма виднелась капелла с чудной резьбой на ней. Великая пирамида Тлалока так же, как и соседний храм охранялась идолом - получеловек - полуящерица. В храме хранилась большая часть церемониальных принадлежностей - малые и большие трубы, колоссальных размеров барабан, жертвенный нож из камня. Согласно испанским хроника,м на территории центрального города ацтеков располагалось около трехсот различных храмов и храмовых построек. Однако все они были меньших размеров, нежели, Великая пирамида.

Цомпантли. Это была постройка в форме амфитеатра с рядами черепов, установленными зубами наружу. Располагался Цомпантли неподалеку от главных ворот пирамиды ацтеков. В конце постройки стояло две башни, возведенные из строительных смесей и ксотей. На верху башен располагались штыри, на которые насаживались черепа поверженных воинов. Ритуальный центр города. Ритуальная площадь представляла собою громадные площадки, окружающие Великую пирамиду. Каждая площадка была огорожена двойной стеной с выложенными на ней гладкими плитами. Существовала на территории ритуальных площадей и своя женская школа, в которой знатные девушки жили в строгом затворе, словно монашки. Женские школы славились своими традициями, так женщины, являвшиеся послушницами, обучались ровно год, после чего выдавались замуж или давали обет служения. Для обучения в подобных школах набирались девочки, достигшие возраста в 12-13 лет.

Также на ритуальной площадистолицы государства ацтеков располагалось здание в виде башни. Вход в него охранялся двумя каменными сооружениями в виде голов с открытыми ртами. Внутри здания хранились ножи для жертвоприношений, котлы и посуда для варки жертвенного мяса, и прочая церемониальная утварь.

Главный рынок города. Территория рынка была окружена аркадами и вмещала от 25 до 50 тысяч посетителей. Рынок был настолько велик, что шум его был слышен во всей столице ацтеков. Рынок работал без выходных. Под каждый вид торговли было выделено отдельное место, а наиболее важные товары были снабжены собственными торговыми площадками. Ацтекская столица являлась важнейшим звеном империи, в том числе и в сельском хозяйстве. Посему, все продукты, завозимые в город, и продаваемые на рынке местными фермерами, проходили проверку. Денег у ацтеков не было, функцию волюты выполняли бобы какао, кукуруза, рабы и другие важные товары. Городские дамбы.

Теночтитлан со всех сторон был окружен озером Тескоко. Однако строительство дамб было не столько вынужденной мерой, сколько возможностью облегчения быта. Дамбы возводились постепенно, в несколько этапов. Сооружались дамбы из земли и дерева. Почти все дамбы служили для передвижения по ним, но некоторые выполняли свою прямую функцию - сдерживали воду, наступающую во время сезоном дождей. Ацтекская столица - грандиозный город и постройки в нем соответствующие. Наибольшая дамба достигала 9 километров в длину.

Акведук. Древний город ацтеков, как и любой другой крупный город нуждался в постоянном снабжении водой. Для этих целей древними зодчими были возведены величественные акведуки. По дамбе прокладывалось два канала, вымощенных известняком, и доставляющих в различные части города чистую, пресную воду. Ацтеки задумывали древнюю столицу Америки, как хорошо продуманный город. Когда один акведук перекладывали или очищали, его функции переходили на другие, а значит не один район города, не страдал от недостатка воды.

Теночтитлан - история города.

1322 год. Правитель города Кулуакан изгоняет мешиков из своих земель, впоследствии они перебираются на болотистые земли долины Мехико.

1325 год. На острове озера Тескоко ацтеки возводят Tenochtitlan. Странствующие мешкеки, наяву наблюдают древнее пророчество. По легенде, бог солнца ацтеков велел им обосноваться на тех землях, где они встретят орла, пожирающего змею. Этими землями стала долина Мехико.

1337 год. Столица государства ацтеков налаживает отношения с соседними племенами. Отделившиеся от племени ацтеки основывают Тлателолько - город-спутник ацтекской столицы.

1390 год. На территории ацтекской столицы заканчивается возведение Великой пирамиды.

1420-1470 года. На территории города возводится дамба, защищающая ацтеков от наводнений, снабжающая их пресной водой.

1473 год. Ацтекам покоряется город Тлателолько, объявивший себя свободным городом-государством.

1483 год. Начинается процесс надстройки Великой пирамиды.

1519 год. Испанцы прибывают в ацтекскую столицу.

1520 год. Кортес бежит из города, гонимый ацтекскими воинами.

1521 год. Древняя столица Америки входит в прямой конфликт с испанцами. Начинается блокада города.

13 августа 1521 года. Теночтитлан пал. После семидесяти дневной осады, испанские завоеватели входят в город.

Автор неизвестен

Раскопки

Археология ацтеков - еще довольно молодая наука. Теночтитлан (столица ацтеков) исчез, поглощенный современной Мексикой. Только благодаря ученым удалось найти его остатки.

Во время строительных работ, проводившихся в Мехико на протяжении последних 200 лет, были вновь открыты исчезнувшие когда-то свидетельства прошлых веков: резная скульптура, части каменных лестниц, фрагменты настенных живописей. Археологи 20 столетия пользовались каждым удобным случаем, когда сторители сносили старые дома, чтобы произвести небольшие раскопки на их месте, прежде чем начнут возводить новые здания.

Когда мексиканское правительство приняло решение о строительстве линий метрополитена в 1966, то из-под земли была извлечена богатая коллекция ацтекских артефактов.

21 февраля 1978 г. была найдена огромная каменная богиня Койолксаухки, из-за которой работы были навремя приостановленны.

Электротехническое исследование монолита Койолксаухки сделало возможным обнаружение Великого Храма и реставрацию центра столицы. Но остальная часть города известна только из описаний испанцев, которые жили там всего несколько месяцев.

Теночтитлан - столица ацтекской цивилизации

Первым городом в Месоамерике был город ацтеков Теночтитлан, расположенный в долине Мехико. Ко времени испанского завоевания в 1521 году этот город был лучше организован и больше по своим размерам, чем любой европейский город 16-ого столетия.

Испанские хроники 16-го века сообщают нам, что в 1325 году ацтеки основали Теночтитлан на острове посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико. С тех пор не прошло и сотни лет, как Теночтитлан превратился в огромный город со 150-200-тысячным населением. С берегами его связывали три широкие дороги: одна шла на север, другая на юг, третья на запад.

Передвигаться внутри города нередко приходилось по воде - примерно так, как в современной Венеции. Посреди города находился гигантских размеров ритуальный центр со множеством храмов и алтарей, где надо всем возвышался Великий храм.

Великий храм был построен в виде пирамиды, его фасад был обращен на запад. Широкая двойная лестница вела на самую вершину пирамиды, где стояли два храма поменьше. Это были храмы двух самых главных ацтекских богов: Уицилопочтли - бога солнца и войны и Тлалока - бога дождя и воды. При раскопках было найдено множество каменных статуй, статуэток и масок Тлалолка, но ни одного изображения Уицилопочтли. Из испанских хроник нам известно, что его изображения делались обычно из особого рода теста и семян. Потому они, естественно, давным-давно разложились.

Жилища ацтеков

Испанские писатели сообщают о великолепных домах и дворцах правителя ацтеков и его знати. Некоторые дома были очень большими, часто при них были сады - как наземные, так и висячие. В садах знати, как правило, имелись фруктовые деревья, участки для пряных трав и бассейны с экзотическими рыбками.

Самым же удивительным местом был дворец правителя. При нем находился арсенал, ткацкая мастерская, где женщины ткали материи специально для правителя, и мастерские - там трудились гончары, мастера по металлу, ювелиры и масса других ремесленников-специалистов. Имелся также вольер, где содержались все мыслимые виды птиц со всех концов империи. Те же, кому довелось увидеть дворцовые парки, утверждали, что это самое удивительное и великолепное место в мире.

Правитель ацтеков и знать жили в центре Теночтитлана, вблизи ритуальных сооружений. Все остальное население жило подальше от Великого храма. Простые люди жили группами, которые назывались кальпулли и состояли из тех, кто выполнял один вид работы, и их родственников. Каждый клан, или кальпулли, селился отдельным жилым массивом, состоявшим из маленьких одноэтажных домиков. Домики эти были мазанками, сделанными из прутьев и ила, либо глинобитными постройками из сырцового кирпича.

Земледелие ацтеков

Сельское хозяйство было важной стороной жизни в Теночтитлане. В кодексах ацтеков, а также в испанских хрониках говорится о том, что ацтекские землевладельцы создавали полосы плодородной земли, строевшиеся на воде, используя ил и водоросли из окрестных болот.

Эти искусствено созданные поля, чинампасы, разделялись каналами, а края приходилось укреплять деревянными подпорками или специально посаженными деревьями, чтобы земля не обваливалась обратно в воду.

Ацтекские чинампасы были удивительно плодородными. Земледельцы выращивали множество разнообразных культур, включая маис, перец, томаты, тыкву, фасоль, пряности и цветы.

Рынок Теночтитлана

Рынок находился в одном из районов Теночтитлана под названием Тлательолко. Судя по описаниям испанских солдат, им никогда прежде не доводилось видеть такого большого и хорошо организованного рынка с таким огромным разнообразием товаров, как в Теночтитлане.Для каждого вида товаров там было отведено свое особое место, и все товары тщательно проверялись. Тех, кто крал или обманывал, сурово наказывали. Насколько нам известно, денег у астеков не было; люди обменивались своими товарами либо платили бобами какао, медными топорами или отрезами материи.

Завоевание Теночтитлана

13 августа 1521 года, после 70-дневной осады, испанский завоеватель Эрнан Кортес объявил город Теночтитлан владением кароля Испании. Великолепие этого города изумило торжествующих победителей. Их историки описывали его как нечто волшебное из-за его грандиозных башен, храмов и каменных зданий, поднимающихся прямо из воды: "...Такого никто никогда не видел, не слышал и даже во сне не грезил о чем-нибудь подобном тому, что мы тогда увидели". Взятие Теночтитлана испанцами в том роковом году оказалось предзнаменованием гибели империи ацтеков.

Сегодня большая часть развалин Теночтитлана лежит, недоступная взору, прямо под современным Мехико - городом, основанным в 16-ом веке испанскими конкистадорами. Хотя Теночтитлан в основном утерян для нас, мы знаем немало об ацтеках и их столице благодаря историческим и археологическим источникам.

Кодексы ацтеков

Ацтеки сами описывали свой образ жизни в книгах, называемых кодексами. Кодексы представляют собой снабженные картинками рассказы о жизни и истории ацтеков. Это длинные полосы бумаги, сделанной из коры и сложенной в виде большой гармошки, совсем не похожие на знакомые нам книги. Большую часть кодексов испанские завоеватели уничтожили, но, к счастью, некоторые все же сохранились.

Массу сведений об ацтеках получили благодаря запискам испанских миссионеров, которых направили в Мексику вскоре после ее завоевания, чтобы обратить местное население в христианство.

Им пришлось изучить язык ацтеков, чтоб те могли рассказать им о своих религиозных верованиях и своем образе жизни.

Один из миссионеров, Фрай Бернардино де Саагун, приехал в Мексику в 1529 году. Он узнал, что ацтеки спрятали несколько кодексов. Его помощники ацтеки показали их ему и объяснили каждую картинку. В течение 30 лет после этого Саагун составлял 12-томную историю ацтеков. Кое-кто из солдат самого Кортеса тоже написал о том, что видел своими глазами, - зрелища эти были одновременно и чудесными и страшными. Записки этих испанцев часто называют хрониками.

Помимо этого, сведения обо всех аспектах жизни ацтеков дает нам археология.

Сопоставив все, что мы узнали из письменных и археологических источников, мы получаем довольно полную картину жизни, обычаев и религиозных верований ацтеков.