Коренные народы северной америки. Алеуты Где проживают алеуты

Алеуты - коренное население Командорских островов, входящих в административном отношении в состав Камчатской области. Алеуты живут также в США (коренное население Алеутских и Прибыловых островов, юго-западной оконечности полуострова Аляска). Общая численность алеутов - около 13 тыс. человек, в т.ч. в США более 12 тыс. Самоназвание - алеут, унанган. Алеуты, проживающие на острове Медном называли себя сасигнам. Эскимосы, ближайшие соседи алеутов, называют их алакшак. Название «алеут» русского происхождения. Оно было дано после открытия Алеутских островов, впервые встречается в документах в 1747 г. Этимология названия спорна, возможна связь с алеутским алягук - «море». Говорят на алеутском языке, имеющем три диалекта: уналашкинский (восточный), аткинский (центральный), аттуанский (западный).

В настоящее время в России существует два диалекта - беринговский (язык западной диалектной группы) и медновский, являющийся креолизованным языком с алеутской лексикой и смешанной русско-алеутской грамматической системой.

Название народа – алеуты, придумано русскими во время Великой Северной экспедиции 1741 года. Путешественники не смогли точно определить корни этого народа. Согласно одной версии, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой – с Аляски. Это произошло приблизительно 6000 – 4600 лет назад. В середине XVIII века их было 15 тысяч человек, и они жили в основном на Алеутских островах. В 1799 году российские компании часть алеутов переселили на Командорские острова. В 1867 году Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США. В России аборигенов в настоящее время осталось лишь 550 человек. Более многочисленная группа живет в Америке. В настоящее время их там — 17000 человек.

С 1891 по 1917 год Командорские острова арендовали различные торгово-промышленные компании, которые скупали у местного населения пушнину, мясо и жир морских животных.

Язык

Язык предположительно обособился 3 – 4 тыс. лет назад и считался одним из древних диалектов эскимосского языка. На о-ве Беринга был распространен аткинский диалект алеутского языка, на о-ве Медный образовался новый диалект на основе аттовского и русского языков. При общении жители этих островов с трудом понимали друг друга. Первая грамматика алеутского языка была составлена в начале XIX в. на основе кириллицы.

Предки современных алеутов появились на Командорах в первые десятилетия 19 века. Русско-американская компания переселила сюда для промысла морских животных несколько семей с островов Атка и Атту. С самого начала постоянного освоения островов их население было смешанным: алеуты, русские и креолы (лица смешанного происхождения). Взаимодействие трех этих главных компонентов и сформировало к концу 19 века своеобразный культурный облик командорских алеутов. В начале XX века на Командорских островах существовало два крупных села - Никольское на острове Беринга и Преображенское на острове Медном. Имелись и более мелкие поселения, по большей части сезонные, но нередко в них жили и круглый год. Концентрация островного производства в 70-е годы привела к ликвидации Преображенского как самостоятельного населенного пункта. Все жители Командор сосредоточились в селе Никольском.

Образ жизни и система обеспечения

Основные традиционные занятия алеутов - охота на морских животных (каланов, котиков), рыболовство, островное звероводство и собирательство. В начале XX века, в связи с резким падением численности котиков на лежбищах Командорских островов, значение котикового промысла в жизни алеутов сократилось. Ведущую роль в хозяйстве стали играть рыболовство, охота на песца, а также огородничество и домашнее животноводство.

В те времена в арсенал охотников входили самые разнообразные орудия. Промысел начинался в конце апреля с ловли рыбы сетями. Середина июля — сезон охоты на птиц при помощи метательных копий-шатин и метательного снаряда бола. Бола — остроумное и простое орудие, которое представляет собой связку ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю, птица запутывалась в ремнях и становилась легкой добычей. На птиц охотились также при помощи больших сачков и сетей.

С наступлением зимы начиналась охота на морского бобра, которого добывали в открытом море при помощи гарпуна; моржей промышляли на лежбищах. Для поимки нерпы применяли хитрый прием: ее заманивали на берег манком - надутой нерпичьей шкурой, имитируя при этом крик самки. Алеуты охотились даже на царя моря – кита. Для этого они использовали копье с отравленным наконечником. Под воздействием яда кит погибал через 2–3 дня и его тушу, выброшенную волнами на берег, подбирали охотники.

Важную роль в морской охоте играли байдара – деревянная, плоскодонная каркасная лодка, обтянутая сивучьей или нерпичьей кожей и каяк – закрытая кожаная лодка с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник. Управляли ею двухлопастным веслом (прообраз спортивной байдарки). С появлением огнестрельного оружия стали делать двухключные байдары (во время стрельбы второй гребец должен был удерживать равновесие).

Распространились и некоторые не характерные для материковой культуры алеутов элементы: так, на о. Беринга появились нарты (сани) с собачьими упряжками, на о. Медном – короткие, широкие лыжи, подбитые шкурой нерпы.

С 1932 г., когда на Командорах был создан специализированный зверосовхоз (зверокомбинат), все взрослые мужчины-алеуты и значительная часть женщин числились его рабочими. Сохранялись потребительский лов рыбы, охота и собирательство. В сфере занятости начала формироваться категория служащих, в т.ч. работники административно-управленческого аппарата.

В 50-е гг. начался массовый приток на острова приезжего населения, быстрый рост хозяйственной и социальной инфраструктуры. Это сразу же отрицательно сказалось на положении алеутов. Очень скоро приезжие вытеснили коренных жителей из наиболее доходных и престижных сфер хозяйства.

Этно-культурная ситуация

Командорские алеуты, изначально формировавшиеся как креольская этническая общность, ставшие в советское время самостоятельным «малым» народом Севера, в настоящее время превращаются в русскоговорящую старожильческую группу. Все командорские алеуты русскоязычны. По оценкам лингвистов, сегодня лишь два десятка человек пожилого возраста являются еще носителями родного языка. Впрочем, проблема утраты родного языка характерна практически для большинства коренных народов Севера РФ. Созданная в 30-е годы и восстановленная на русской графической основе в конце 80-х гг. письменность на алеутском языке практически не используется. Язык в школе преподается на уровне факультатива.

Глубокая изоляция Командор от остальной территории страны и области, ограниченный доступ на острова приезжему населению и в силу этого замедленность ассимиляционных процессов создают условия для стабильного функционирования сложившейся культуры. С этой точки зрения этнокультурная ситуация на Командорах уникальна, а сами алеуты представляют исключительный интерес как единственная наиболее яркая креольская группа в пределах современной территории РФ. Нынешнее поколение алеутов стремится к сохранению и возрождению своего культурного наследия. Работает алеутский краеведческий музей. Важную роль в деле сохранения народных традиций играет национальный ансамбль «Унанган» и семейный ансамбль «Чиян», созданные еще в начале 80-х гг. Есть попытки возродить традицию резьбы по кости и камню как вид прикладного искусства, растет привлекательность традиционных алеутских вечеринок, других национальных форм проведения досуга.

Важную роль в деле сохранения культуры алеутов призван сыграть этнокультурный центр, создаваемый в с. Никольском на средства федерального бюджета. Также необходимо восстановление постоянных культурных связей с алеутами, проживающими на территории Аляски.

Традиционное жилище

До XIX века от зимней стужи алеуты спасались в полуземлянках на 10 — 40 семей, покрытых сухой травой, шкурами и дерном. Забирались внутрь через отверстие в крыше по бревну с зарубками. Вдоль стен сооружались нары, а место каждой семьи было отделено столбами с занавесками. Под нарами хранили утварь. Летом жили в легких постройках.

В XIX в. у них появились другие зимние жилища, со стенами и крышей, сделанные из жердей и досок. Верхний люк стал использоваться для освещения, а в помещение они проникали через выходы в стенах. Освещались полутемные жилища жировыми лампами.

Традиции и обычаи

В течение долгой зимы мужчины занимались изготовлением промысловых орудий, каменной и деревянной посуды, сидя у выдолбленных из камня плошек, в которых горел фитиль из мха, плавающий в китовом жире. Пищу жарили в таких же плошках. Если рядом с поселением были горячие источники, то алеуты варили в них рыбу и мясо. Умели они готовить и особые блюда из сырой рыбы. Для голодной зимы заготавливали сушеную рыбу и китовый жир, который держали в пузырях из желудков морских животных.

Женщины были искусными мастерицами, шили и вышивали одежду, плели циновки и корзины. Растительные нити были так тонки, что могли конкурировать с шелком. Впрочем, орнаменты не отличались большим разнообразием.

Несмотря на малочисленность, к середине ХVIII в. население каждого острова представляло самостоятельное сообщество сородичей со своим диалектом. Родовую группу возглавлял вождь-тоён. Эта почетная должность передавалась по наследству и в редких родах была выборной. Тоён налаживал торговые связи, вершил судебные дела, занимался контролем за угодьями рода – лежбищами зверей.

Если говорить об их верованиях, то среди алеутов было распространено шаманство и охотничья магия. Обычно шаман, переодетый в специальный костюм, напоминающий птицу, вызывал зверя. Также шаман приплясывал особым образом, чтобы защитить охотника на промысле и обеспечить ему богатую добычу.

В праздник зимнего солнцестояния алеуты собирались для красивого представления. Оно сопровождалось плясками с пантомимами, драматическими представлениями охотничьих сцен и мифологических сюжетов под пение и удары бубна. Исполнители надевали специальные головные уборы и деревянные маски. Из уст в уста у алеутов передавались предания о первоначальном бессмертии людей, о происхождении людей от упавшей с неба собаки, о борьбе с людоедами, о кровной мести, приводившей к жестоким войнам.

В конце ХVIII века алеуты были обращены в православие и многие их обычаи стали сходить на нет, предания забываться, а сам народ — вымирать и нищать. В ХIХ веке это достигло критической отметки и казалось, что скоро в России не останется ни одного алеута. С 1935 г. начался медленный прирост численности населения, но национальные традиции были во многом утрачены.

Традиционная одежда

Традиционной одеждой была парка – длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок. Поверх нее надевали камлейку – глухую непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном (прообраз европейской ветровки). Края капюшона и рукавов затягивали шнурками. Парки и камлейки украшали вышитыми полосами и бахромой. Сохранились традиционные промысловые куртки с капюшонами из сивучьих кишок и горл, штаны из нерпичьей кожи. Мужская и женская одежда полностью совпадала по крою и украшениям. Появился и новый тип одежды – бродни – штаны из сивучьих горл, ка которым пришивали непромокаемые торбаса – мягкие самлши их кожи морских животных.Обувь – торбаса – мягкие сапоги из кожи морских животных. В повседневной жизни носили русскую одежду.

Промысловыми головными уборами служили деревянные шляпы конической формы (у вождей-тоёнов) либо без верха с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников), богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами. Их надевали на капюшон камлейки. Такие шляпы выдалбливали из цельного куска дерева, затем распаривали, придавая нужную форму, и расписывали в яркие тона, создавая причудливый орнамент. С боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрическим орнаментом, в который втирали краску. На вершину задней пластинки, служившепй одновременно и верхушкой шляпы, крепили костяную фигурку птицы или зверя. В боковые отверстия пластинки вставляли сивучьи усы длиной до 50 сантиметров. Количество их зависело от охотничьего достоинства владельца и свидетельствовало о числе добытых моржей. Эти головные уборы носили только мужчины.

Празднично-обрядовыми головными уборами были шапки разнообразной формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожаные повязки с узорными швами. Неотъемлемая часть праздничного убранства – ожерелья, ручные и ножные браслеты, вставки и подвески в отверстиях, проделанных в губах и возле губ, а также в носу, по краям ушной раковины и в мочке уха. Их изготавливали из кости, камня, деревянных и сланцевых палочек, перьев, уса морского льва, травы и корней растений. Алеуты наносили татуировку и раскрашивали лицо и тело, однако с началом контактов с русскими эта традиция стала ослабевать.

Фольклор

Фольклор недостаточно изучен, поскольку фундаментальных исследований не вели,

Существуют сказки, героический эпос (повествование), или богатырские сказки, рассказы о древних обычаях, бытовые рассказы, песни, поговорки и загадки.

Большинство сказок основано на мифологических сюжетах. Наиболее распространены были мифы о духах животных-покровителях и этиологические (касающиеся причин различных явлений) предания о первоначальном бессмертии людей, о происхождении людей от упавшей с неба собаки и др. Героический эпос включает предания о родоначальниках, о борьбе с людоедами, о переселении людей с материка на острова, рассказы о походах восточных групп алеутов на запад, о кровной мести, приводившей к жестоким войнам, и др. Бытовые рассказы повествуют о поездках на промысел, путешествиях; предания – о беглых алеутах, скрывавшихся от русских в пещерах, о далеких путешествиях; сатирические сюжеты – об охотнике, умершем от обжорства внутри кита. Во многих сюжетах отражены традиционные семейно-родственные отношения: о неверности мужа или ревнивой жене, о сожительстве героя с женой двоюродного брата, о враждебных отношениях зятя с шурином (братом жены) и др.

Песенный фольклор был чрезвычайно развит. На праздниках мужчины под звуки бубна воспевали подвиги предков, удальство в промысле, ловкость в управлении байдарой. Во время игр, обрядовых действий и исполнения сказок пели под аккомпанемент многострунной щипковой мечевидной цитры (чаях), которую позднее заменила гитара.

Оказывается, наши представления о северных народах как о мирных человечках, приплясывающих под звуки бубна, неверны. До XVIII века алеуты, например, были очень воинственны и часто совершали набеги на другие племена для обращения противников в рабство.

Название народа – алеуты, придумано русскими во время Великой Северной экспедиции 1741 года. Путешественники не смогли точно определить корни этого народа. Согласно одной версии, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой – с Аляски. Это произошло приблизительно 6000 – 4600 лет назад. В середине XVIII века их было 15 тысяч человек, и они жили в основном на Алеутских островах. В 1799 году российские компании часть алеутов переселили на Командорские острова. В 1867 году Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США. В России аборигенов в настоящее время осталось лишь 550 человек. Более многочисленная группа живет в Америке. В настоящее время их там - 17000 человек. С 1891 по 1917 год Командорские острова арендовали различные торгово-промышленные компании, которые скупали у местного населения пушнину, мясо и жир морских животных. В те времена в арсенал охотников входили самые разнообразные орудия. Промысел начинался в конце апреля с ловли рыбы сетями. Середина июля - сезон охоты на птиц при помощи метательных копий-шатин и метательного снаряда бола. Бола - остроумное и простое орудие, которое представляет собой связку ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю, птица запутывалась в ремнях и становилась легкой добычей. На птиц охотились также при помощи больших сачков и сетей. С наступлением зимы начиналась охота на морского бобра, которого добывали в открытом море при помощи гарпуна; моржей промышляли на лежбищах. Для поимки нерпы применяли хитрый прием: ее заманивали на берег манком - надутой нерпичьей шкурой, имитируя при этом крик самки. Алеуты охотились даже на царя моря – кита. Для этого они использовали копье с отравленным наконечником. Под воздействием яда кит погибал через 2–3 дня и его тушу, выброшенную волнами на берег, подбирали охотники. До XIX века от зимней стужи алеуты спасались в полуземлянках на 10 - 40 семей, покрытых сухой травой, шкурами и дерном. Забирались внутрь через отверстие в крыше по бревну с зарубками. Вдоль стен сооружались нары, а место каждой семьи было отделено столбами с занавесками. Под нарами хранили утварь. Летом жили в легких постройках. В XIX в. у них появились другие зимние жилища, со стенами и крышей, сделанные из жердей и досок. Верхний люк стал использоваться для освещения, а в помещение они проникали через выходы в стенах. Освещались полутемные жилища жировыми лампами. В течение долгой зимы мужчины занимались изготовлением промысловых орудий, каменной и деревянной посуды, сидя у выдолбленных из камня плошек, в которых горел фитиль из мха, плавающий в китовом жире. Пищу жарили в таких же плошках. Если рядом с поселением были горячие источники, то алеуты варили в них рыбу и мясо. Умели они готовить и особые блюда из сырой рыбы. Для голодной зимы заготавливали сушеную рыбу и китовый жир, который держали в пузырях из желудков морских животных. Женщины были искусными мастерицами, шили и вышивали одежду, плели циновки и корзины. Растительные нити были так тонки, что могли конкурировать с шелком. Впрочем, орнаменты не отличались большим разнообразием. Несмотря на малочисленность, к середине ХVIII в. население каждого острова представляло самостоятельное сообщество сородичей со своим диалектом. Родовую группу возглавлял вождь-тоён. Эта почетная должность передавалась по наследству и в редких родах была выборной. Тоён налаживал торговые связи, вершил судебные дела, занимался контролем за угодьями рода – лежбищами зверей. Старики и пожилые являлись хранителями тайн и обычаев рода. Существовали у них и обычаи кровной мести. Бесправное положение в алеутском обществе занимали так называемые безродные алеуты - рабы и переселенцы. Обычно ими становились военнопленные. Иногда алеуты порабощали даже соплеменников, например, сирот. Жестокие наказания широко применяли за любую провинность. За неповиновение, побеги и кражу - членовредительство. Если же раб очень не угодил хозяину, то его ждала ужасная смерть - быть задавленным доской. Раб являлся меновой единицей. Обычно стоимость была такова: за байдарку можно было получить мужа и жену; за каменный нож - одного раба. Некоторые алеуты обладали двадцатью и более рабами. Рабы участвовали во всех хозяйственных работах, а если проявляли умение, выносливость и храбрость, то могли стать полноправными членами общества. Таким образом, у алеутов рабское состояние не считалось извечным, а дети рабыни от свободного мужчины становились свободными. У этого народа также существовали интересные традиции брака. Вполне нормальными считались союзы между двоюродными братьями и сестрами, многомужество и многоженство. Не вызывало возмущение у женщины, если ее супруг был настолько гостеприимным, что предлагал ее сексуальные услуги гостю. Кроме того, определенная группа мужчин была потенциальными супругами группы женщин. Если говорить об их верованиях, то среди алеутов было распространено шаманство и охотничья магия. Обычно шаман, переодетый в специальный костюм, напоминающий птицу, вызывал зверя. Также шаман приплясывал особым образом, чтобы защитить охотника на промысле и обеспечить ему богатую добычу. В праздник зимнего солнцестояния алеуты собирались для красивого представления. Оно сопровождалось плясками с пантомимами, драматическими представлениями охотничьих сцен и мифологических сюжетов под пение и удары бубна. Исполнители надевали специальные головные уборы и деревянные маски. Из уст в уста у алеутов передавались предания о первоначальном бессмертии людей, о происхождении людей от упавшей с неба собаки, о борьбе с людоедами, о кровной мести, приводившей к жестоким войнам. В конце ХVIII века алеуты были обращены в православие и многие их обычаи стали сходить на нет, предания забываться, а сам народ - вымирать и нищать. В ХIХ веке это достигло критической отметки и казалось, что скоро в России не останется ни одного алеута. С 1935 г. начался медленный прирост численности населения, но национальные традиции были во многом утрачены. По образу жизни и социальной структуре российские алеуты сейчас не отличаются от приезжего населения, говорят только на русском языке. По оценкам лингвистов, сегодня лишь два десятка человек пожилого возраста являются носителями родного языка. С 1932 году на Командорах был создан специализированный зверосовхоз, где все взрослые мужчины-алеуты и значительная часть женщин ловили рыбу, охотились и занимались собирательством. Часть алеутов стала служащими. В 50-е гг. начался массовый приток на острова приезжего населения, которые вытеснили алеутов из наиболее доходных сфер хозяйства. В настоящее время большинство алеутов работают в коммунальном хозяйстве подсобными рабочими и лишь 10 человек заняты традиционными промыслами. Также алеуты компактно проживают в селе Никольском Камчатской области. Они составляют треть тысячного населения поселка. Но даже из этих 300 человек более половины живут в составе смешанных семей, так как возросло количество межнациональных браков. Тем не менее, важную роль в деле сохранения культуры алеутов призван сыграть этнокультурный центр, создаваемый в селе на средства федерального бюджета. Что касается американских алеутов, то, как и другие национальные меньшинства США, они длительное время подвергались откровенной национальной дискриминации. После того, как алеуты после исторической продажи Аляски оказались на американской территории, из их быта стали вытравлять все, что только напоминало о культурном влиянии русских, а также о собственных национальных традициях. Самое интересное, что привнесенные русские обычаи стали рассматриваться алеутами как национальные. С середины 20 века в США началось движение за возрождение алеутской культуры, возникла Алеутская лига, входящая в Федерацию коренных народов Аляски. Современные алеуты США заняты на котиковых промыслах, работают по найму в рыбоконсервной промышленности, их численность стала расти.


Алеуты, как и чукчи, всегда были крайне воинственным народом. Это один из немногих северных этносов, у которого было распространено рабство. Алеуты нападали на своих соседей, уводили в плен жителей, были искусными рыбаками и охотниками. После контактов с русскими колонизаторами их нравы смягчились, они приняли православие, и даже одного из аборигенов канонизировали как святого Петра Алеута. Подробнее в материале.

Жизнь на берегу океана

Для начала любопытный факт: название этого народа, как и островов, которые обязаны ему своим именем – алеуты – русское по происхождению, так оно и вошло в другие языки (например, английский). Сами аборигены обычно именовали себя унанган, хотя отдельные группы, живущие на разных островах, имели собственные, отличные от этого обозначения. Ученые так и не пришли к единому мнению о том, почему русские путешественники называли местное население именно так. Считается, что слово заимствовано из одного из диалектов чукотского или корякского языков и означает, скорее всего, «островитянин», «житель островов» (по другой версии, алеуты обязаны своим именем необычным головным уборам, которые они носили).

На первый взгляд, алеуты с их культурой и образом жизни мало отличаются от других северных народностей. Они выходили в море на неустойчивых каяках или многоместных гребных лодках, были искусны в рыбной ловле, охотились на морских млекопитающих – тюленей, морских котиков, выдр и даже китов, ловили птиц с помощью сетей или хитрых ловушек. Из шкур шилась одежда, жир служил для освещения жилищ, в дело шли даже внутренности и кости – например, из желудков морских львов делали сосуды для хранения припасов.


Алеутские женщины славились умением плести из травы циновки, корзинки, сумки и другие изделия; такими же травяными нитями вышивали одежду (говорят, что по тонкости они почти не уступали шелковым). Любопытно, что мастерицы специально отращивали длинные ногти, которые служили им вспомогательным инструментом в плетении. С годами, в результате постоянных нагрузок не только ногти, но и сами пальцы деформировались и выглядели подчас довольно странно.

Традиционным жилищем алеутов были вместительные полуземлянки, носившие название барабора. В одной такой землянке проживало сразу несколько семей. Строились они обычно на побережье и обязательно на возвышении, чтобы обеспечить хороший обзор – так можно было следить за появлением возможной добычи или не проглядеть приближение врагов. Стенки бараборы укрепляли китовыми костями и бревнами (как правило, это были выброшенные морем коряги), крышу покрывали дерном, сухой травой и шкурами. Внутрь попадали сквозь люк в крыше, а лестницей служило бревно с зарубками-ступенями.

Иногда такие жилища имели по два входа: «летний» – через отверстие в кровле, и «зимний» – через полуподземный коридор. Для освещения пользовались лампами, заправленными животным жиром. Так алеуты жили вплоть до XIX века, когда после контактов с европейцами уже начали строить и более привычные для нас наземные дома из досок и жердей.


Заслуживает внимания традиционный семейный уклад алеутов. До распространения христианства у этих племен свободно уживались многоженство и многомужество, женщины и мужчины обладали почти равными правами. Родство считали по материнской линии, хотя власть вождя, например, наследовалась от мужчины к мужчине. Существовал групповой брак. По обычаям гостеприимства хозяин должен был предложить свою жену гостю (и это воспринималось всеми участниками действа как должное). Будущий муж часто должен был «отрабатывать» свою невесту, проживая год-два вместе с ее родителями и помогая вести хозяйство.

Не меньшее удивление у европейцев вызывал и другой алеутский обычай – рабство. Рабы были наиболее бесправными членами алеутского общества, за любую провинность их жестоко наказывали, а за особо тяжкие проступки – убивали. Чаще всего рабами становились военнопленные (как ни странно, алеуты показали себя довольно воинственным народом, междоусобные стычки не были редкостью) или деклассированные элементы. Некоторые хозяева имели по десятку и более рабов. Раб даже превратился в универсальную единицу обмена – например, за одного можно было получить каменный нож, а традиционная лодка-каяк обходилась дороже: за нее отдавали семейную пару.

До принятия христианства алеуты были приверженцами шаманизма и практиковали охотничью магию. Интересен такой традиционный элемент их религиозных верований, как погребальные маски. Они изготовлялись из дерева и украшались резьбой, изображали либо духов-помощников шамана, либо воссоздавали лица реальных людей. Шаман пользовался своей погребальной маской на протяжении всей жизни. Некоторые из них сделаны так, чтобы их можно было удерживать зубами – такими часто пользовались во время священного танца.

Гости из-за моря: алеуты и европейцы


Впервые мир познакомился с этим народом после открытия Алеутских островов Великой Северной экспедицией в 1741 году. Знакомство проходило подчас не очень мирно: поначалу случались такие печальные инциденты, как сожжение кораблей и разорение поселений, сопровождавшееся человеческими жертвами с обеих сторон. Но постепенно удалось наладить мирные торговые отношения: русские оставались зимовать на островах, брали алеуток в жены, русские промышленники даже открыли в Охотске и на Камчатке школы, где наиболее способных алеутских детей обучали русскому языку. С другой стороны, алеуты заимствовали у русских многие предметы труда и быта, сделав их неотъемлемой частью своего традиционного уклада жизни. Значительную роль сыграла в истории народа сыграла Российско-Американская компания, много сделавшая для развития Алеутских островов и дававшая работу многим промысловым работникам-алеутам.


С приходом поселенцев и промышленников начинается распространение христианства. Русские миссионеры отмечали, что алеуты очень восприимчивы, отличаются упорством, способностью к подражанию и проявляют вкус к чтению. Поменяв веру, они оставались стойкими приверженцами православия. Стоит отметить, что один из них даже удостоился канонизации: православная церковь чтит Петра Алеута как мученика.


По разные стороны границы

В 1867 году Алеутские острова вместе с Аляской были проданы Америке. На территории России алеуты остались только на Командорских островах, куда попали вместе с русскими поселенцами. Начиная с первой половины XIX века положение народа начинает медленно, но неуклонно ухудшаться – как на территории Российской империи, так и за ее пределами: численность сокращается, уровень жизни падает, традиционный уклад уходит в прошлое. Процессы рассеивания и ассимиляции делают свое дело. Если в Советском Союзе в 1920-30-х годах предпринимались некоторые меры, призванные хоть как-то исправить положение, в Америке алеуты долгое время подвергались дискриминации наравне с индейцами. Ситуация коренным образом стала меняться только в 60-х.


В настоящее время алеуты по образу жизни практически не отличаются от приезжего населения. В России единственным местом компактного проживания алеутов является село Никольское в Камчатском крае. Именно там проживают последние два десятка носителей алеутского языка – все его диалекты находятся под угрозой исчезновения. Во всем мире осталось только 350 человек, говорящих на этом языке.

К слову, не только у северных народов существовал обычай,

О том, как протекает жизнь на краю Земли, расскажут .

:
482 (перепись, 2010)

Язык Религия Входит в Родственные народы

Алеу́ты (самоназвание - унаңан / unangan ) - коренное население Алеутских островов . Большая часть живёт в США (Аляска), часть в России (Камчатский край).

Этноним

Название «алеут» русского происхождения. Оно было дано после открытия Алеутских островов, впервые встречается в документах в 1747 г. Этимология этнонима спорна. Г. А. Меновщиков объясняет его из алеутского слова аллитхух (команда, община). И. С. Вдовин полагал, что этноним чукотско-корякского происхождения, от слова аляв-вытэ (те, у кого на голове обод). Отличительной особенностью алеутов в прошлом действительно были их необычные деревянные головные уборы. Наиболее убедительным представляется объяснение происхождения этого названия от чукотского «алиат» (остров), «алиут» (островитяне)

Помимо общего названия унанган, жители островов имели ещё местные названия: жители Ближних островов назывались сасигнан, Крысьих - каган, Четырёхсопочных - акагаи (то есть тамошние), жители о-вов Креницыиа и части Уналашки - кигиган (северо-восточные), жители островов от Унги до Унимака (не включая его) - каган таягангин (восточные люди), жители о-ва Унимака - анимгин, о-ва Умнака и части о-ва Уналашки - каэлянгин, о-ва Атхи - нигагин .

Эскимосы, ближайшие соседи алеутов, называют их алакшак.

Расселение

Эскимосско-алеутские языки и их распространение

Алеуты - коренное население Алеутских островов , о-вов Шумагина , а также западного берега Аляски вплоть до р. Угашика на севере. После прихода русских алеутов в 1825 году поселили также на о-вах Командорских, Прибылова , на некоторых прибрежных островах и на материке Северной Америки. Число их до прихода русских, то есть в середине XVIII в., определялось в 12-15 тыс.

Большая часть алеутов (более 2000 человек-носителей языка) проживает в США на Алеутских островах (штат Аляска). Численность их в середине XVIII века достигала 12 - 15 тыс. человек. По переписи населения США 2000 года численность алеутов составила 17 004 человека , в том числе на Аляске - 10 708 человек, в штате Вашингтон - 2273 человек, в Калифорнии - 998 человек, в Орегоне - 479 человек и др.

Антропология

Алеуты в составе арктической расы занимают особое положение, у них обнаружена примесь южных элементов тихоокеанской ветви монголоидов . Широкое, плоское лицо с выкатившимися скулами и вкось прорезанными глазами скорее заставляет предполагать родство этого племени с монгольскою, чем с американской расой .

Генетика

Этногенез

Долгое время существовали две гипотезы их происхождения. Согласно одной, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой - с Аляски. Стеллер высказывался за азиатское происхождение алеутов. Основанием он выставлял сходство, которое имеют, по его мнению, алеутские шляпы из древесной коры со шляпами камчадалов и коряков. Возражая против этого мнения, известный американский исследователь Аляски В. Долл считал невероятным переезд алеутов, при их средствах передвижения, из Азии на острова. Иохельсон также высказывается за американское происхождение алеутов, аргументируя" это сходством культуры алеутов с культурой северо-западных индейцев: «Сюда относятся употребление втулок (как украшений), раскраска лица и некоторые другие приемы украшения. В общем можно сказать, что особенности материальной и духовной культуры, а также физический склад алеутов указывают на их тесную связь с обитателями Америки, а не Азии». Грдличка полагал, что ко времени начала нашей эры на Алеутских островах появился народ, который автор называет праалеутами (pre-Aleuts). Они антропологически отличались от алеутов, эскимосов и конягов (кадьякцев) и были сходны с индейцами сиу. В XIII-XIV вв. их сменили пришедшие сюда с востока, со стороны Америки, монголоиды, возможно какая-то ветвь тунгусской семьи народов, перешедшая через Берингов пролив в Америку. Таким образом, по мнению Грдлички, перемещение предков современных алеутов совершалось не вдоль Алеутской гряды, а из Америки, куда и праалеуты, и пришельцы XIII-XIV вв. попали через область Берингова пролива.

Исследования доказывают, что формирование антропологического типа, языка и культуры происходило 6000 - 4600 лет назад. Есть предположение, что алеуты составляли южную группу эскимосов , по другим источникам - они выделились в самостоятельный этнос достаточно давно.

История алеутов

История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 году Алеутских островов Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией (1733-1743) . Русские мореплаватели, исследователи, промышленники собирали данные о культуре народа.

Птицеловство . Охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин) и метательного снаряда (бола) - связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника. Отлавливали их и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями.

Техника

Важную роль в морской охоте играли байдара - плоскодонная лодка с деревянным каркасом, обтянутая сивучьей или нерпичьей кожей, и каяк - закрытая кожаная лодка с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник (прообраз спортивной байдарки). Управляли ею двухлопастным веслом. До прихода русских оружием алеутов были легкие дротики с костяными наконечниками, луки, каменные или костяные ножи

Традиционное жилище

Традиционный зимний дом - Barabara или Алеутский Ulax

Селения располагались на морском побережье, часто в устьях рек и состояли из двух-четырех больших полуземлянок (улягамах). Русские путешественники называли их земляными юртами из выкидного леса , которые начисто были лишены очага . Для них выбирали высокие, открытые места, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов. Полуземлянки строили из плавника (прибитых к берегу деревьев), сверху покрывали сухой травой, шкурами и дерном. В крыше оставляли несколько четырёхугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками. Жилище вмещало от 10 до 40 семей. Внутри вдоль стен сооружали нары . Каждая семья жила на своей части нар, отделенных друг от друга столбами и занавесками. Под нарами хранили утварь . Летом переселялись в отдельные легкие постройки. В XIX веке традиционная полуземлянка видоизменилась: стены и крышу, сделанные из жердей и досок, обкладывали дерном. Наверху находился люк для освещения, сбоку - выход через небольшие сени. Освещали жилища жировыми лампами , иногда клали печи. Наряду с традиционной утварью пользовались привозной посудой фабричного производства.

Одежда

Деревянные головные уборы алеутов в Кунсткамере (Санкт-Петербург). Являлись частью промыслового снаряжения охотника. Головные уборы украшены костяными пластинами и усами сивуча . Уборы конической формы принадлежали вождям племён или знатным членам общины; их цена равнялась цене байдарки . XIX век .

Традиционное общество

У алеутов наблюдалось социальное расслоение при наличии родового строя. Вождь (тойон или тукукс ) возглавлял племя. Имелись и калги - рабы из военнопленных.

Похороны

Знатных людей хоронили вместе с рабами в пещерах, у входа ставили раскрашенный столб или подвешивали тела покойных в корзинах между двумя столбами. Умерших бальзамировали. И затем съедали. А из кишечника делали разноцветные бусы, которые использовались при создании уздечек у собачьих упряжек.

См. также

Примечания

  1. Суммарно переписью выделены следующие группы алеутов: собственно алеуты (10 548 чел., Aleut), алютик (389 чел., Alutiiq Aleut), сукпиак (33 чел., Sugpiaq), сукпикак (2 чел., Suqpigaq), чугах (427 чел., Chugach Aleut, на полуострове Кенай), алеуты Бристольского залива (684 чел., Bristol Bay Aleut), эяк (552 чел., Eyak, в дельте реки Коппер), кадьяк или кодьяк (1 800 чел., Koniag Aleut, на острове Кадьяк), унанган (2 569 чел., Unangan Aleut), часть из которых являются разными самоназваниями алеутов: Census US 2000. American Indian and Alaska Native Alone and Alone or in Combination Population by Tribe for the United States: 2000.xls
  2. Joshuaproject. Aleut, Eastern of United States
  3. Census US 2000: American Indian and Alaska Native Tribes for the United States, Regions, Divisions, and States (PHC-T-18) : Census US 2000. American Indian and Alaska Native Alone and Alone or in Combination Population by Tribe for Alaska: 2000.xls
  4. Census US 2000: American Indian and Alaska Native Tribes for the United States, Regions, Divisions, and States (PHC-T-18) : Census US 2000. American Indian and Alaska Native Alone and Alone or in Combination Population by Tribe for Washington: 2000.xls
  5. Census US 2000: American Indian and Alaska Native Tribes for the United States, Regions, Divisions, and States (PHC-T-18) : Census US 2000. American Indian and Alaska Native Alone and Alone or in Combination Population by Tribe for California: 2000.xls
  6. Всероссийская перепись населения 2010 года . Архивировано
  7. Всероссийская перепись населения 2010 года. Данные по регионам . Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012. Проверено 16 декабря 2011.
  8. Joshuaproject. Aleut
  9. История исследования Алеутских островов
  10. [http://std.gmcrosstata.ru/webapi/opendatabase?id=vpn2002_pert База микроданных Всероссийской переписи населения 2002 года
  11. Census US 2000: American Indian and Alaska Native Tribes for the United States, Regions, Divisions, and States (PHC-T-18)
  12. Алеуты
  13. Алеуты
  14. Жители побережья: народы моря
  15. АЛЕУТСКИЕ ОСТРОВА

Ссылки

Публикации раздела Традиции

Исчезающие народы России. Алеуты

С приходом современной цивилизации происходит активная ассимиляция людей разных культур. Многие народности постепенно исчезают с лица земли. Редкие их представители пытаются сохранить и передать традиции и обычаи своего народа. Благодаря им, история жизни коренного населения России раскрывает свои тайны – полезные и поучительные, не потерявшие своей актуальности до сих пор.

Алеуты на Командорских островах

Название «алеут» русского происхождения. Оно было дано после открытия Алеутских островов и впервые встречается в документах в 1747 году, тогда же началось и изучение алеутов. По одной гипотезе алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой – с Аляски. Когда Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США, часть жителей перекочевала на Командоры. С 1970-х годов они обосновались в селе Никольском Камчатской области, численность их по переписи 2010 года 482 человека. Особенности жизни командорских алеутов определялись изолированностью островов.

Алеутский язык предположительно обособился 3–4 тыс. лет назад и считался одним из древних эскимосских диалектов. Первая грамматика была составлена в начале XIX века на основе кириллицы. По оценкам лингвистов, сегодня лишь два десятка человек пожилого возраста являются носителями родного языка.

Зимнее жилье алеутов

Алеуты на охоте

Алеуты: Дорофей, Ольга и Семён Березины

Жители села Никольское Дорофей, Ольга и Семен Березины родной язык уже не знают, хотя их родители говорили на одном из диалектов. В руках у Ольги – академическая грамматика алеутского языка, составленная на основе материалов, записанных в 1980–1990-е годы от матери, П.А. Березиной.

Основные традиционные занятия алеутов – охота на морского зверя (котика, сивуча, калана) и рыболовство. Весьма важным для хозяйства алеутов был китобойный промысел (с помощью отравленных копий). Собирательством ягод, кореньев, моллюсков, водорослей и прибрежным рыболовством занимались женщины и дети, морской охотой – только взрослые мужчины. Для охоты на морских млекопитающих алеуты использовали гарпуны с метательными дощечками, копья, которые получили название «бобровых стрелок». Как правило, охотники объединялись по 15–20 человек, каждый выходил в море на своей байдаре. Ее каркас состоял из эластичного деревянного остова – решетки. Части решетки скреплялись между собой китовым усом. Такой каркас не сгибался и не ломался под ударами океанских волн. Снаружи байдару обтягивали кожей морских львов. Быстроходные байдары могли развивать скорость до 10 километров в час, при этом байдара бесшумно двигалась по воде. Грузоподъемность байдары – до 300 кг.

Прячась от ненастья, алеуты строили полуподземные землянки (улягамы) из костей и плавника (прибитых к берегу деревьев). В землянках с легкостью уживались по 10–40 семей. Попасть в такое жилище можно было через дымовое отверстие, либо спускаясь по бревну с зарубками. Вторым жильем была лодка – байдара.

Кишки, пузыри, желудки и горло морских зверей не считались отходами, а являлись самым необходимым сырьем для изготовления промысловой одежды, обуви, утвари. Готовые изделия по своим качествам часто не уступали предметам фабричного производства.

Охотник, который отправлялся на промысел, был тщательно экипирован. Его тело сохраняла от холода парка – длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок. На парку надевалась водонепроницаемая камлея из кишок нерпы, в швы которой вшивались миниатюрные пучки красных птичьих перьев – оберегов, которые охраняли охотника во время промысла от сил зла и привлекали добычу. Парки и камлеи украшали вышитыми полосами и бахромой. На ногах носили сапоги из кожи морских животных.

Алеутские женщины издревле славились непревзойденным мастерством. С помощью игл, сделанных из костей птиц, мастерицы шили одежду, обтяжки для байдар, изготавливали кожаные кошельки на продажу, непромокаемую одежду из кишок морских млекопитающих. Одежду вышивали оленьим волосом так, что на изнанке не оставалось следов от вышивки. К сожалению, сохранить эту технологию до наших дней не удалось.

Алеутки были также очень искусны в плетении циновок и корзин. Еще в начале XX века алеутские женщины делали из травы и ивовых прутьев корзины, исполненные в технике кольцевого плетения. В древности такие корзины использовались в качестве сумок наряду с сумками из шкур морских млекопитающих. Они плелись из разноцветных волокон травы, преимущественно желтоватого и коричневатого оттенков. Используя разнообразие цветов травяных волокон, мастерицы создавали геометрический орнамент, в основе которого лежали символические фигуры: ромб, прямоугольник, треугольник, зигзаг.

Село Никольское

Выступление национального ансамбля алеутов «Унанган»

Серьга на шее северного оленя

У алеутов был своеобразный головной убор, который выдалбливали из цельного куска дерева и распаривали, чтобы придать форму. Затем раскрашивали и отделывали резными пластинками из моржового клыка, бисером, шкурой ластоногих. В боковые отверстия вставляли усы сивуча, свидетельствующие о количестве добытых зверей. Эти головные уборы носили только мужчины.

Алеуты поклонялись духам природы в образах животных. Одним из таких животных был кит, которому, судя по раскопкам, отводилась особая роль. В древних погребениях находят черепа охотников между двумя китовыми ребрами. Подобно древним египтянам, алеуты мумифицировали тела умерших и хоронили в пещерах в сидячем положении. Родовые погребения размещали в углублении скал. Вместе с покойным клали орудия труда, оружие, посуду, ритуальные маски и личные амулеты. Со знатными алеутами погребали их рабов.

Важная роль в культурных традициях отводилась наполненным смысловым значением танцам. Пляски бывали стоячими и сидячими. Сидячие танцы-инсценировки были наиболее древними. В них двигалась верхняя часть тела, голова, руки и мышцы лица. Стоячие состояли из пружинистых движений на полусогнутых ногах с наклоном корпуса вперед, резкими поворотами с различным положением рук. В культовых плясках шаман в маске с помощью магических телодвижений вызывал души умерших воинов, охотников, а также добрых и злых духов. В самых древних тотемных обрядах алеуты перевоплощались в морских животных и птиц, телодвижениями искусно имитировали их пластику.

Хранителями обычаев рода оставались старики. Очень развит был песенный фольклор. На праздниках с помощью бубна музыканты воспевали подвиги предков, удальство в промысле, проворство в управлении байдарой. Во время проведения игр, обрядовых действий и изложения сказок распевали под аккомпанемент мечевидной цитры. Большая часть песен посвящена морскому промыслу. Существует целый цикл песен о любви. У алеутов бытуют богатырские сказки, повествовательный героический эпос, рассказы о древних обычаях, бытовые рассказы, песни, поговорки и загадки.

В конце XVIII века алеуты попали под влияние русской культуры и православной веры. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились религиозные книги, переведенные на алеутский язык. Алеуты до сих пор остаются стойкими приверженцами православия, религиозные обряды исполняют на русском и алеутском языках.

Православный миссионер И. Вениаминов (впоследствии митрополит Московский и Коломенский Иннокентий), живший среди алеутов и преодолевший немало препятствий, проводя миссионерскую деятельность, пишет: «Самые ужасные страдания не вырвут у алеута стона или вопля. Попав в капкан, алеут будет неподвижно ждать, пока из его ноги не вынут глубоко вошедшие в тело зубцы. Путешественники свидетельствуют, как, например, алеут, раздавленный громадным камнем, мучась в предсмертной агонии более четырех часов, ни разу не застонал и ни одним словом не выразил, как тяжело было ему переносить эти страдания. Алеут совершенно бесстрашен. Он считает за крайнее неприличие удивляться чему бы то ни было. Его ничем не обрадуешь, ничем не испугаешь, ничем не вызовешь в нем сильного впечатления». Один из алеутов – Пётр Алеут – почитается Православной Церковью как мученик.

До принятия христианства в алеутских племенах царили довольно свободные нравы. В их семейном укладе было распространено многоженство и многомужество. Существовал групповой брак, когда группа мужчин считалась потенциальными мужьями группы женщин. Были возможны браки между двоюродными братьями и сестрами. Счет родства велся по материнской линии. Гостеприимный хозяин по обычаю предоставлял свою жену на ночь гостю. С принятием христианства к середине XIX века в основном исчезли калым – выкуп за жену и заменяющая его отработка за жену (муж один-два года жил в семье родителей жены и помогал вести хозяйство), а также многоженство, многомужество и гостеприимный гетеризм. Вместе с тем распространились обряды сватовства и венчания.

Российский этнограф Густав-Теодор Паули так писал об алеутах в своем исследовании «Этнографическое описание народов России»: «Алеуты обладают исключительным талантом подражания, а их способности настолько развиты, что они быстро переняли у русских все ремесла, которыми эти последние занимаются на глазах у алеутов. Они крайне ловко повторяют характерные черты и курьезные ужимки тех людей, которые находятся с ними в контакте. Алеуты проявляют большой вкус к чтению и кажутся способными воспринимать абстрактные понятия, как, например, начала математики. Но, несмотря на эти способности, а также прекрасную память и живое воображение, алеуты, конечно, не могут равняться с представителями народов, у которых цивилизация насчитывает уже много поколений».