Art Tallinn Guide Кадриорг как добраться что посмотреть парк музей дворец. Дворцово-парковый ансамбль кадриорг Откуда пошло название парка

2 383

Парк Кадриорг

Знаменитый парк Кадриорг, пожалуй, одна из главных достопримечательностей . Многочисленные туристы приезжают в столицу ради того, чтобы заглянуть в этот потрясающий по красоте и его парковый комплекс, полюбоваться его Лебединым прудом, прогуляться по Верхнему саду с великолепным цветником и фонтанами, увидеть знаменитую таллиннскую .

Вокруг парка, ставшего одним из самых любимых мест самих таллинцев, располагается исторический район, носящий то же название. В одном из его уникальных деревянных домиков когда-то жил известный писатель Эдуард Вильде.

Кадриорг – прекрасная долина Екатерины

В начале XVIII века русский царь Петр I решил построить рядом с морем летнюю резиденцию для своей жены Екатерины. Строительство, которым руководил архитектор из Италии Никколо Микетти, началось в 1718 году и закончилось только через 10 лет. Говорят, что сам Петр Первый заложил в здание дворца первый камень. Он же участвовал и в планировании будущего парка.

Правда, ни сам император, ни его жена Екатерина так и не увидели парк завершенным. Поэтому многие петровские идеи так и остались не претворенными в жизнь. Но, тем не менее, здесь останавливались все царские особы во время визитов в .

Дворцовый сад в стиле XVIII века

Красивейший парк Кадриорг состоит из двух садов – Верхнего, построенного в том же стиле, что Царское село и Петергоф, и Нижнего. Естественный парковый ландшафт – многочисленные поляны, на которых разбиты потрясающе красивые цветники, ухоженные аллеи и сады. Среди посетителей самым популярным местом является Лебединый пруд с беседкой на воде и черными лебедями. Вызывают интерес и солнечные часы, установленные неподалеку.

На заднем дворе дворцово-паркового комплекса расположен красивейший Цветочный сад. Рядом с ним – резиденция действующего Президента Эстонии.

От царского дворца к морю проложена пешеходная дорожка, которая приводит к одной из самых красивых таллинских парковых скульптур – знаменитой 16-метровой .

Адрес: Tallinn, Narva maantee, 7C. Как доехать: от площади Виру: трамваями №1, №3; от автобусного терминала Viru keskus: на автобусах №1A, 5, 8, 19, 29; №34A, 35, 38, 44, 51.

У искусственного парка Кадриорг история продолжительностью в три столетия и почти столь же давняя слава одного из самых красивых европейских дворцовых парков. Он одинаково любим горожанами и популярен среди туристов. Парк раскинулся всего на семидесяти гектарах. Для создания парково-дворцового ансамбля был выбран популярный в тот период стиль барокко. Своим названием парк обязан императрице Екатерине I, супруге Петра Великого - в дословном переводе это "Долина Катерины" (Екатерининталь) Но немецкое название не прижилось в Ревеле. Постепенно оно сменилось на более понятное и близкое Кадриорг, производное от эстонской версии имени Екатерина - Кадри.

Из истории Таллина

Северная война, длившаяся около 20 лет, перекраивала границы многих европейских государств. Эстония отошла к Российской империи. Ревель был сдан в один из осенних дней. Зимой следующего года в город прибыли Петр I и царица Екатерина. Они не остались равнодушными к очарованию Ласнамяги и его окрестностей. Особенно понравился Петру вид с высокого обрыва - строительство в гавани и большая часть Ревеля отсюда, как на ладони.
В следующий свой приезд царь пожелал приобрести часть земель у их владелицы. Вдова Дрентельн рассталась с ними за 3,5 тысячи талеров. На ставшем собственностью казны участке располагался помещичий особняк. Позже его отремонтируют, превратив в небольшую и довольно скромную царскую резиденцию. "Домик Петра" сохранился до сегодняшнего времени. Но даже ремонт и обновление не смогли придать бывшему помещичьему дому достойных царственных особ комфорта, красоты и величавости дворца. Поэтому уже в июле 1718 Петр прикажет заложить новый дворец по проекту итальянского архитектора Никколо Минкетти. Руководство строительством сначала было отдано Гаэтано Кьявери, помощнику создателя проекта. Через 2 года в Ревель приедет М.Земцов, сменивший итальянца. Работая сначала с Минкетти, а потом уже самостоятельно он завершит строительство. Работы велись быстро - до конца 1719 флигели будущего дворца покроют черепицей. Внутреннюю отделку завершат весной 17921. Царственные супруги будут останавливаться в них. На возведение стен основного здания комплекса уйдет около года.
Все каменные фасадные украшения были заказаны Генриху фон Бергену, скульптору-рижанину. В последний свой приезд Петр не смог увидеть многое - внутри еще выполнялись отделочные работы, их закончили только к 1727-ому году. Есть предание, что прибывший к началу строительства царь пожелал своими руками уложить несколько кирпичей в одну из стен. Позже кирпичную кладку оштукатурили, но те самые кирпичи закрывать не стали. Сегодня можно пройти к северному крылу дворца и прикоснуться к тем трем кирпичам. Их можно увидеть в нижней части угловой пилястры. В послереволюционные годы царский дворец отдают Ревельскому совету и в нем собираются депутаты от рабочих и солдат. Затем на восемь лет его передали Эстонскому художественному музею.
В 1929-ом туда вновь перенесли резиденцию. Сначала государственного старейшины, а после 1938-ого по 1940 президента. В 1946 дворцовый комплекс вновь переходит музею. Сейчас в старинном строении размещен знаменитый художественный музей Кардиорга, его филиал.

Лучшие уголки дворцово-паркового комплекса Кадриорг

Своей планировкой Кадриорг близок к старинным виллам итальянских аристократов. В нем основное внимание привлекает возвышенный участок с дворцом, есть два павильона-флигеля, к которым ведут дорожки. Вход во дворец с фасада, через портал с вынесенным вперед ризалитом, откуда посетители попадают в просторный вестибюль. На одной из его стен каменный кенотаф, на котором соседствуют морской якорь и российский герб. Латинская надпись содержит имя царя Петра с датой, когда он приказал начать строительство своего дома. В другой части вестибюля статуи двух львов (Антонио Какова) и Венеры Милосской (копия, Г. Вос). Можно пройти по длинной анфиладе комнат дворца, любуясь интерьерами. Но самым роскошным считают Большой зал с его сложной лепниной. Пилястры с элегантными капителями украшают венки из цветов и обрамляющие их волюты.
Не менее элегантным выглядит прилегающий парк с его роскошным розарием, причудливой формы клумбами, беседками и фонтанами. Один из самых красивых в парке уголков - Лебединый пруд. Там действительно плавают белые и черные лебеди, а в летнее время небольшой остров в середине водоема становится сценой для концертов. Аллеи веером расходятся от площадки перед дворцом - прекрасное место для прогулок в любой сезон. Кроме декоративных скульптур установлены статуи известных скульпторов и писателей. В наши дни (2011г.) усилиями Масоне Соне, известного ландшафтного архитектора, был разбит настоящий японский сад, единственный в Прибалтике. По традиции в нем были высажены многочисленные яркие азалии, ирисы и куртины рододендронов. Растения прекрасно адаптировались к местному климату и в период цветения в этой части парка сказочно красиво.
Кроме дворца можно осмотреть экспозицию в небольшом доме-музее царя Петра I. В небольшом здании два этажа обставленных мебелью эпохи Петра. Часть предметов принадлежала самому царю. Кроме резных массивных секретеров и шкафов прекрасно сохранились царский стол, на нем лежит карта Балтики, и реалистично выполненный макет "Шлиссельбурга", одного из судов.
Петру I нравились новая резиденция и окружающий ее парк. Во время одного из приездов он обратит внимание, что парк пуст, на аллеях не видно гуляющих. Тогда ему и сообщили о запрете для горожан посещать царские владения. На что Петр отреагировал немедленно, приказав публично объявить о разрешении для жителей Ревеля свободно прогуливаться по парку, наслаждаясь чудесными видами.

Дополнительная информация

На территории Кардиорга находятся филиал художественного музея - музей Миккеля и детский Miia-Milla-Manda. Это удивительное место, созданное с учетом детской жажды знаний и стремления трогать и брать в руки все, что их окружает. Дети всегда остаются довольны временем, проведенным здесь в окружении необычных игрушек. Музей работает с вторника по воскресенье, с12:00 до 18:00.
Есть несколько других музеев - посвященный А.Х.Таммсааре, классику эстонской литературы, и одному из самых известных национальных писателей прошлого Эдуарду Вильде. Совсем рядом расположен художественный музей KUMU. Его экспозиции открывают большой временной промежуток (XVIII - X XII века) истории и развития эстонского искусства.
Осмотр дворца, музеев и большого парка может немного утомить. Для отдыха можно выбрать скамейки в розарии или у Лебединого пруда. А можно посетить уютное местное кафе или ресторан, их здесь несколько, и затем отправиться по аллее, ведущей к морю.
Не имеет значения, какой из месяцев выбран для поездки в Таллин , красота этого старого парка не зависит от времени года. В каждом сезоне таится свое очарование. В вечернее время парк красиво подсвечивается и кажется похожим одну из старинных сказок или картин талантливого живописца.

Кесклинн - центр Таллина за пределами Старого города - углубимся в мир таллинских предместий. Как и в Риге, они обширны, даже более разнообразны, и на знакомство с ними можно потратить несколько дней. Пойдём с востока на запад - от полукурортных Кадриорга и Пи риты к индустриальному Копли. Ну а начнём прогулку там, где остановились - у Нарвского шоссе.

Кадриорг, или Екатериненталь, в переводе значит Катеринина долина, ну а Екатерина в данном случае не Вторая, а Первая - супруга Петра Великого, в девичества простая латышка Марта Скавронская из . Император впервые приезжал в свежепокорённый Ревель в 1711 году, и в отличие от Риги, которая была просто стратегически незаменима, Ревель Петру полюбился. В 1714 году он выкупил небольшое поместье Дренталь у моря и взялся там строить дворец, до завершения которого, впрочем, не дожил. Неподалёку от дворца в 1813 году надворный советник Георг Витте основал курорт "Ревельские воды" с купальнями - причём речь шла не о минералке, а о лечении морской водой, и последующие 20-30 лет, когда рижская Юрмала ещё только-только зарождалась, здесь находился один из популярнейших морских курортов Российской империи, в середине 19 века зачахший, не выдержав конкуренции с той же Юрмалой или Пернау. Подробнее его история , и заброшенную деревянную купальню Витте (фото есть по ссылке) я даже видел, проходя в этом районе за , но не заснял, о чём жалею - дни её в общем-то сочтены. Тем не менее, небольшие пансионаты там возникали и позже, как например "Вилла Монрепо", в 1920-е годы чрезвычайно злачное место, о котором таллинский (не ревельский!) русский поэт Игорь Северянин писал:
Мясо наелось мяса, мясо наелось спаржи,
Мясо наелось рыбы и налилось вином.
И расплатившись с мясом, в полумясном экипаже
Вдруг покатило к мясу в шляпе с большим пером.
Мясо ласкало мясо и отдавалось мясу.
И сотворяло мясо по прописям земным.
Мясо болело, гнило и превращалось в массу
Смрадного разложенья, свойственного мясным
.

Но основная моя прогулка была в другой день, если точнее - после , и хотя я не пил, но всё же в прошлый день гуляли мы допоздна, да и общая эйфория, как я не раз замечал, даёт добрую половину алкогольного эффекта. Наверное поэтому с утра я был вялым и осмотрел Кадриорг плоховато, упустив несколько знаковых мест. Трамвай от вокзала привёз меня к конечной остановке - в бывшую Слободу, зародившуюся как посёлок дворцовой обслуги:

В том числе её центр - дом управляющего поместьем, между прочим середины 19 века, хотя по виду я был дал не 1920-е так 1910-е. Ныне здесь музей писателя Эдуарда Вильде :

Хотя сам Ревельский курорт не прижился, он дал толчок к развитию Слободы, превратившейся в район пригородных дач:

Незаметно переходящих в Кадриоргский парк. Вот кафе у входа - с обратной стороны улицы Вейценберга (то есть за спиной относительно кадра) ешё один почти такой же домик, занятый туринфоцентром:

Обязательный пруд с беседкой на острове, вырытый ещё при Петре:

Детская площадка и симпатичное деревянное здание с валуном у крыльца - здесь в 1936-38 годах по указу Пятса (как и всякий диктатор, он был лучшим другом всех детей) был устроен Детский парк. Преемственность сохраняется - в детском курзале ныне детский музей.

Если бы я шёл по этой аллее дальше, то вышел бы к ещё нескольким интересным объектам. В первую очередь - "домику Петра", флигелю первоначальной усадьбы, куда Пётр и Екатерина приезжали, пока строился дворец. Ещё там есть ситцевая мануфактура Христиана Фрезе (1780, сильно перестроена), ныне Русский музей Эстонии и на холме роскошное современное здание Художественного музея "KUMU" . Вот собственно домик Петра, фото из википедии - здесь в аскетичности император превзошёл сам себя, но потому он и великий, что не брезговал жить в домике размером с крестьянскую избу:

Я же пошёл в другую сторону, мимо дома садовника начала 19 века:

И вышел непосредственно к Екатеринентальскому дворцу (1718-27) - самому скромному из дворцов российских императоров и самой пышной из эстляндских мыз:

Три неоштукатуренных кирпича в стене, по легенде, положил лично Пётр:

Лучший вид дворца - с обратной стороны, у французского парка:

"Нептун" - явный гость из Петергофа, растерявший позолоту по пути.

Хотя мне больше понравились вот эти навзрыд плачущие львы:

После Екатерины дворец опустел. При Анне Иоанновне парковые украшения вплоть до фонатонов вывезли в Петергоф, во дворце разместили казарму. Но имение оставалось в царской собственности, и капитально реставрировался и благоустраивался к приездам монархов - сначала Елизаветы Петровны (при которой и появилось название Екатериненталь), затем Екатерины II, затем Александра I, и в общем окончательно Кадриорг ожил при Николае I, когда стал летней резиденцией эстляндского губернатора, куда, однако, петербургские монархи приезжали порой. Здесь же в 1866 году проходил III Остзейский певческий праздник (не путать с эстонским, тут пели немцы, а первый праздник проходил ещё в 1857 году).

А вообще со времён первой независимости, кроме 1929-46 годов, Кадриорг был вотчиной художественного музея: тут и сам дворец, и KUMU, а вот например во дворцовой кухне с 1994 года обитает частная коллекция Йоханнеса Миккеля, подаренная музею.

И всё бы ничего, но в 1929 году в Таллин пожаловал шведский король. Государственный старейшина Пятс решил, что негоже такого гостя селить в гостинице, и велел отреставрировать дворец, который пришлось капитально реконструировать изнутри, так как в нём не было ни отополения, ни канализации, с чем прекрасно справился, не нарушив барочного облика, русский архитектор Владовский. Музей же был вышвырнут практически на улицу, и во дворец уже не вернулся - Пятс решил оставить резиденцию себе, и в 1938 году построил ещё один дворец выше террасы с фонтанами. После там успел пожить ещё фашистский рехйскомиссар, а с 1946 года музей вернулся в Кадриорг. Ныне установлено равновесие - в Екатеринентальском дворце музей, в Президентском - президент, и даже почётный караул у ворот стоит:

А с нижней террасы Екатеринентальского дворца прямая аллея ведёт к морю - в её перспективе ещё один символ Таллина, памятник броненосцу "Русалка":

Спущенная на воду в 1866 году в Петербурге, "Русалка" не участвовала в крупных в войнах, подвигов особых не совершала (хотя на ней и служил адмирал Макаров), в 1892 году стала кораблём береговой охраны, а 7 сентября 1893 года по дороге в Хельсинки погибла так же, как спустя 101 год и 20 дней паром "Эстония" - была потоплена этим специфически балтийским штормом, чрезвычайно коварным - внезапным, коротким и убийственно сильным. Тут вышло даже хуже (хотя, конечно, и с меньшим числом жертв): из 177 моряков на борту не выжил никто, а затонул броненосец столь бесследно, что нашли его лишь в 2003 году. В общем, такая катастрофа "Курска" 19 века.

Ну а памятник - творение Амандуса Адамсона, главного в Российской империи увековечителя затопленных кораблей (памятник в Севастополе - тоже его творение), на мой взгляд один из самых красивых в своей эпохе. Надпись на постаменте: «Россiяне не забываютъ своихъ героевъ мучениковъ», но больше меня впечатлило перечисление всех погибших на пилонах ограды.

А за памятником - длинный пляж. Слева - старый город, справа - одинокие старинные дома под Великим уступом и новостройки на нём:

Дальше - воинский мемориал в Маарьямяэ, посвящённый всем, кто воевал на стороне советской власти в Эстонии: скажем, обелиск посвящён Ледовому походу (перегону кораблей из Ревеля и Гельсингфорса в красный Кронштадт). Народное название - "могила Буратино", и при Советах русские ветераны собирались именно здесь, а не у "эстонского" Бронзового солдата (его историю я рассказывал в прошлой части). Парадокс же в том, что первая русская битва здесь была проиграна - Черноголовые (военизированные купцы) где-то тут остановили наступление одного из отрядов Ивана Грозного. К мемориалу я и направился - идти до него минут 15:

Хотя пляж на викимапии смотрится заманчиво, вблизи он неуютен и замусорен, а кое-где и вовсе завален по колено вонючими водорослями. На горизонте - петербургский паром:

Олимпийский яхт-клуб же гордо возвышается на стрелке речки Пирита, и близко к нему я не подходил. Удивительное дело Олимпиада - к её небольшой части, парусным дисциплинам на 6 комплектов медалей, Таллин получил: Горхолл, яхт-клуб, телебашню (она тоже в этом районе), 95-метровую гостиницу, капитальную реконструкцию всего и вся... Тут поневоле задумаешься - а может, и сочинские миллиарды на дело потрачены? В таллинских регатах же победили, как ни удивительно, бразильцы.

Дальше стоило прогуляться выше по течению Пириты, где всякие старые виллы, элементы крепости Петра Великого, всякие парки на Великом уступе и наконец Лесное кладбище, где покоятся личности вроде Пятса или Отса... но я поленился. За мостом через Пириту - редкий в мире довоенный автовокзал (1940), ныне обычная остановка автобусов:

Уже советский по времени, но довоенный по архитекторе (что часто бывает в Прибалтике) бывший кинотеатр:

Администрация района Пирита (1980) и шоссе, уходящей через сосны на морском берегу:

Но конечным пунктом моей прогулки стал самый внушительный (или даже единственный?) за пределами Старого города памятник Средневековья - Бригиттский монастырь:

Башенка и кладбищенская ограда 17 века скрывают внутри гриндиозные руины доломитового храма, по ощущениям - крупнейшего в Прибалтике. На самом деле, конечно, только по ощущениям - длина собора 60 метров, ширина - 27, высота портала - 35, но выглядит он запредельно гигантским.

Грандиозные руины собора (они же и на заглавном кадре) и фундаменты-подвалы других монастырских построек - тут уже без комментариев:

Непонятнейшая штуковина в одном из соседних дворов:

И Ново-Бригиттский монастырь, основанный в 2001 году - все материалы из Эстонии, колокола из Рима, а первые сёстры из Латинской Америки...

В общем, как уже говорилось, в Пириту (кстати, местные никогда подобные названия не склоняют, и это кажется общее свойство "финно-угорского русского" - попробуйте просклонять в присутствии их жителей Сортавалу или Питкяранту!) есть смысл как-нибудь в другой приезд вернуться: тут и Лесное кладбище, и долина речки Пириты, и телебашня (экскурсия туда - . Горхолл, квартал Роттермана, Нарвское шоссе.
. Деловой центр, Тынисмяги и вокзал.
Кадриорг и Пирита.
Веэренни и Юхкентали.
Кассисаба и Кристийне.
Каламая.
Лётная гавань.
Северный Таллин.
Нымме.
в Янову ночь.

История

В ходе Северной войны (1700-1721) Эстония была присоединена к России. Ревель капитулировал осенью 1710 года, а уже в декабре 1711 года Пётр I вместе с Екатериной впервые посетил город. Царю понравились окрестности Ласнамяги. Отсюда, с обрыва, открывался вид на город и на строившуюся гавань. В 1714 году Пётр выкупил у вдовы Дрентельна часть их летнего поместья за 3500 талеров в государственную собственность. Сохранившийся дом этого поместья был приведён в порядок и приспособлен под резиденцию царя. Этот дом известен теперь как «домик Петра». Скромный дом был удобным для ночёвок и обозрения живописных окрестностей, но скромностью размеров и оформления не отвечал своему назначению.

Закладка нового дворцово-паркового ансамбля была начата 25 июля 1718 года по приказу Петра I. Проект составил итальянец Никколо Микетти. Строительными работами руководил его помощник Гаэтано Кьявери. В 1720 году по настоянию Микетти в Ревель направили Михаила Земцова, возглавившего строительство ансамбля на протяжении четырёх лет по проектам и указаниям Микетти. Начиная с весны 1721 года и до окончания строительства всеми работами руководил один Земцов.

Уже осенью 1719 года боковые павильоны (флигели) были покрыты черепицей, а к весне 1721 года была закончена внутренняя отделка. Вскоре после этого здесь некоторое время жили Пётр I и Екатерина. Стены главного здания начали возводить в 1720 году, и уже на следующий год оно было подведено под крышу. Капители фасада из тёсаного камня, консоли и другие детали каменных украшений изготовил рижский скульптор Генрих фон Берген. В июле 1724 года, во время последнего визита Петра I в Ревель, бо́льшая часть внутренних помещений главного здания была ещё в лесах, основные работы закончились в основном к 1727 году.

По легенде, при постройке здания Пётр I собственноручно положил три кирпича в его стену. Позднее, когда наружную поверхность стен стали покрывать штукатуркой, строители оставили «царские» кирпичи неоштукатуренными. Эти три кирпича, в угловой пилястре северного крыла дворца, остаются неоштукатуренными по сей день.

После Октябрьской революции в Кадриоргском дворце расположился Ревельский совет рабочих и солдатских депутатов.

В 1921-1929 и 1946-1991 годах дворец был главным зданием Эстонского художественного музея. С 1929 по 1940 год во дворце располагалась резиденция государственного старейшины (с 1938 года - президента) Эстонии. В настоящее время в Кадриоргском дворце находится филиал Эстонского художественного музея - Художественный музей Кадриорга.

Что посмотреть

Подобно итальянским виллам, дворцово-парковый ансамбль Кадриорг состоит из дворца, возведенного на возвышении, и двух павильонов. Фасад главного здания украшен выступающим ризалитом с центральным порталом, ведущим в вестибюль. В стене вестибюля установлен кенотаф с изображением российского герба и якоря. Посередине плиты выгравирован текст на латыни, перевод которого гласит: «Пётр I, божьей милостью царь всея Руси, повелел построить себе на этом месте дом в Ревеле в июле 1718 года». Также в вестибюле обращают на себя внимание три скульптуры-копии: Венера Милосская (работа Г. Восса, 1859 год) и два льва работы А. Каковы, подобные тем, что стоят в Соборе св. Петра в Риме. Анфилада дворцовых комнат занимает два этажа. Главной гордостью дворца является Большой, или Белый зал, обильно декорированный лепниной. Нижняя часть его стен оформлена пилястрами, увенчанными ажурными капителями с волютами и цветочными венками, а верхнюю часть ритмично расчленяют декоративные лопатки.

В парке обустроены пруды, фонтаны с беседками, разбиты причудливые клумбы и розарий. От дворца проложены аллеи, а на островке посреди Лебединого пруда летом устраивают концерты под открытым небом. В 2011 году японский ландшафтный архитектор Масоне Соне разбил в парке японский сад с рододендронами, азалиями и ирисами. В непосредственной близости от Кадриоргского дворца находятся резиденция Президента Эстонии, дом-музей Петра I и Художественный музей Куму, охватывающий искусство Эстонии от XVIII века и до наших дней. Двухэтажный домик Петра меблирован в духе петровских времён, сохранились личные вещи царя - стол с разложенной на нём картой Балтики, макет корабля «Шлиссельбург», два шкафа-секретера и др. В 1714 году Пётр I выкупил этот дом с прилегающими к нему землями у вдовы помещика Дрентельна за 3500 талеров. Пока Кадриоргский дворец строился, всероссийский император довольствовался скромным бюргерским жилищем. Вернувшись в свою резиденцию через несколько лет, Пётр I выразил удивление, что ревельцы не ходят в новый парк. Караульный офицер доложил царю, что комендант запретил горожанам разгуливать по царским владениям. Уже на следующий день в Таллине под барабанную дробь огласили императорскую волю: всем жителям города разрешается посещать Кадриорг и наслаждаться его красотами.

Я очень люблю бывать в таллинском парке «Кадриорг». Он прекрасен во все сезоны года. Летом здесь буйство зелени, игра фонтанов, пруд, по которому грациозно плавают чёрные и белые лебеди, которых туристы и местные жители любят подкармливать.

Клумбы представляют собой настоящие живые картины, умело и бережно созидаемые парковыми работниками. Дворцы, музеи, детские игровые площадки, Певческое поле. Всё это разделит ваше летнее настроение!

Осенью вы окажетесь на настоящем балу листопада. Детям раздолье - можно сбивать палками колючие ёжики каштанов (ругать не станут), делать венки из листьев.

Зимой просто приятно побродить по сонным аллеям, запорошенным снегом, подкормить птиц и белочек, которые здесь совершенно ручные и доверчиво могут брать корм прямо с вашей ладони.

Весной здесь с радостью наблюдаешь пробуждение природы, вдыхаешь свежий парковый воздух, и сердце также оживает и оттаивает.

Интересный факт: В «Кадриорге», можно сказать, родилась СПА-культура Эстонии. И первый подобный салон основан был на побережье ещё в 1813 году неким советником Витте.

Как добраться


Надо двигаться от Viru Keskus минуя Таллинский университет по Нарвскому шоссе. Бодрым шагом доберётесь минут за 25.

История

Уже само название «Кадриорг» отправляет нас с вами к петровским временам, ведь именно в честь возлюбленной супруги Великого Екатерины парк и получил своё имя. Правда, поначалу произносилось оно как Екатериненталь, но после превратилось в понятное эстонскому слуху современное название. «Кадриорг» означет «долина Кадри», а Кадри, как вы догадались, - эстонский аналог любимого в России имени древнегреческого происхождения - Екатерина.

Парк располагается на 300 га. После капитуляции Таллина (тогда - Ревеля) и присоединения Эстонии к России в ходе событий Северной войны 1700–1721 гг. Петр Великий с супругой впервые прибывают в Ревель в 1711 г.

В Ревеле им очень понравилось место у Ласнамяги (Лысой горы), где знатные ревельцы имели свои летние мызы. Вот Пётр I и выкупил в государственную собственность России в 1714 г. один из участков. В находящемся там домике наш царь устроил свою резиденцию (сегодня - музей: домик I). По сравнению с Петербургским размахом она была очень скромна.

В саду, примыкающему к домику Петра росли «невиданные деревья» из Голландии - каштаны. По замыслу было решено создать в этом уникальном природном месте дворцово-парковый ансамбль, как в столичном Петергофе. Дело поручили римскому архитектору Никколо Микетти с его помощником Гаэтано Кьявери, а также их «коллеге» - петербуржцу Михаилу Земцову.

Считается, что сам Петр Великий заложил 3 кирпича в стену дворца, который был окончательно построен в 1727 г. Находятся они в угловой пилястре северного крыла. Одновременно создавались и парковые пруды.

Сегодня мы можем видеть часть красоты, задуманной Петром в XVIII веке. К сожалению, до конца его идеи так и не были воплощены в жизнь. Кстати, сам царь-основатель этой таллинской жемчужины повелел сделать парк общедоступным, то есть с его легкой руки «Кадриорг» стал общественным достоянием.

Первоначальная планировка

Трёхуровневый природный ландшафт местности сам красноречиво подсказывал, как устроить расположение парковых зон. Перед дворцом, величаво расправившим 2 крыла на уступе, подобном гигантской сцене, предполагался Нижний сад, за дворцом - сад цветов с фонтанной Миражной стеной. А выше - Миражное озеро с верхним садом.

Нижний сад, в своём основании имевший форму креста, был разделён аллеями. В его дубраве и сегодня встречаются дубы-вековики, которые старше дворца. Через каналы были перекинуты арочные мостики. Перед дворцом пространство украсили клумбы. Верхний сад представлял собой внутренний двор.

Здесь и сегодня поддерживают цветовую гамму цветов в тон розовых стен дворца. Петр хотел создать также скульптурный каскад фонтанов, для чего из озера Юлимисте прорыли канал, питавший пруды и каналы «Кадриорга».

Но после его смерти, новый царский двор посчитал стоящим внимания лишь доведение начатого Петром до конца. Но и в данном «незаконченном» варианте Кадриоргский ансамбль предстал грандиозным шедевром в стиле барокко для маленького Таллина.

Реконструкции «Кадриорга»

В конце XIX в. Нижний сад стал более походить на темные густые заросли. В 1897 г. по проекту обновления «Кадриорга» дубрава была прорежена. Виды на море стали более открытыми. В 1902 г. в конце Морской аллеи у моря устанавливается памятник «Русалка» (о нём рассказ ниже). В 1934 г. изменился Лебединый пруд. На островке в центре появилась изящная ротонда (архитектор В. Сейдра), напротив которой сегодня все очень любят фотографироваться. На площадке разбит декоративный сад - Kivisilla с клумбами, на которые, сберегая традиции, и в наши дни высаживаются цветы в цветовой гамме эстонского народного костюма. Там же установлены солнечные часы.

Южнее пруда появляется Молодежный парк с бассейном и спортивными площадками. В части, обращенной к Ласнамяэ, располагается концертная площадка Певческого поля. На нижней террасе разбит Розовый сад с фонтаном, строится здание Президентской канцелярии (архитектор A. Котли), где теперь расположился Президентский дворец.

Часть каналов Нижнего сада ликвидирована, но появился пруд, в который с каменистых склонов Маленького волчьего ущелья -Väike Hundikuristik - сбегает резвый ручей. В 1990 г. за преобразования, засучив рукава, берется Малое предприятие Кадриорга. Получив независимость, вновь обращает внимание на уникальный парк, появившийся в ее столице, кстати, благодаря русскому царю.

В 2000 г. отреставрирован дворец Екатерины и восстановлен Цветочный сад с фонтанами.

В 2005 г. в каскадной нише появилась бронзовая скульптура «Посейдона» (скульптор M. Кармин), а на месте альпийской горки - розовый сад с 5 500 кустов роз.
Летом я очень советую посетить это чудесное место. Аромат, красота, нежность!

В 2006 г. в ниши стены Верхнего сада устанавливают бюсты президентов K. Пятса и легендарного Л. Мери, чье имя носит сегодня таллинский аэропорт.
В 2011 г. в «Кадриорге» открывается редчайший для Европы Японский сад.
Парк«Кадриорг» свободен для посещения круглогодично и круглосуточно!

Основные достопримечательности

Я очень хочу, чтобы вы так же, как я, полюбили это замечательное место отдыха! «Кадриоргу» стоит уделить целый день из времени вашего путешествия, ведь здесь так много интересного!

Памятники

По карте можно посмотреть их расположение в «Кадриорге».

  • Памятник «Русалка» (Russalka mälestussammas) - №1. Это творение известного скульптора и живописца, академика, одного из основателей национального искусства Эстонии Амандуса Адамсона. Находится памятник у моря на выходе из «Кадриорга». Посвящён 177 морякам Российского императорского флота , погибшим на броненосце «Русалка» 7 сентября 1893 г . Создан в основном на пожертвования граждан. Сюда непременно приезжают новобрачные, а выпускники школ встречают рассвет. Красивая традиция. На площадке памятника любят фотографироваться туристы. Поднимитесь по ступеням каменной лестницы, напротив которой - бронзовый барельеф с изображением броненосца, сражающегося с бурей. Прочтите имена 12-ти погибших офицеров. На столбах в окружении памятника - имена 165 остальных членов экипажа «Русалки». Бронзовые детали изготовлены в Петербурге, фонари - в Ревеле, гранит был привезён из Финляндии.

  • Б юст самого автора «Русалки» Амандуса Адамсона , установленный в 1962 г. (скульптор Альберт Эскель, архитектор Аллан Мурдмаа) - №2.
  • Памятник эстонскому педагогу, врачу, писателю Фридриху Рейнгольду Крейцвальду , открытый в 1958 г. (Скульпторы: Эндель Танилоо и Мартин Сакс) - №3.

Думаю, вам интересно будет узнать, что главным произведением этого уникального литератора является национальный эстонский эпос «Калевипоэг», созданный по мотивам народных сказаний. А изображения Калева и его жены Линды мы видим на обёртках самых популярных шоколадок фирмы «Калев».

  • Памятник политическому деятелю и активисту Яану Поска, установленный в «Кадриорге» в2016 г. (арх. Пилле Нооле, Юллар Амбос и Йоаннис Ликурас, скульптор Эло Лийв) - №4.

  • Памятник эстонскому скульптору Яану Коорту , установленный в 1983 г. (авторы: Эдгар Вийес и Андрес Мянд). Работы самого Коорта представлены в музее KUMU, находящемся в «Кадриорге» (о котором я также расскажу) - №5.

  • Памятник Густаву Эрнесаксу - эстонскому песеннику, композитору и дирижеру. (2004 г., работа Э. Валли и В. Лиллиметса). Большая 2,5 м скульптура расположена на Певческом поле - №6.

Создаётся ощущение, что композитор сидит и смотрит на песенную арену. На основании памятника – автограф самого Эрнесакса. Детям да и взрослым туристам очень нравится фотографироваться у него на коленях.

Музеи

Для удобства предлагаю карту описываемых мною музеев.

Екатерининский дворец (№1)

Сегодня здесь находится один из 5-ти филиалов Художественного музея Эстонии. Тут представлены произведения зарубежного искусства XVI – начала XX вв.: западноевропейская и русская живопись, графика, скульптура и прикладное искусство (более 9000 произведений). То есть - это единственный музей, полностью посвященный шедеврам, созданным вне Эстонии. Его филиал - музей Миккеля.

Основная цель деятельности Кадриоргского художественного музея, так сказать - «нести прекрасное, созданное вне страны, в массы».

Для того служат и проходящие здесь конференции и выходящие научные публикации. Потому сеть дружеских контактов у этого музея широка. В неё входят коллегиальные отношения с музеями, реставрационными центрами и научными институтами Европы и России, сотрудничество с институтами самой Эстонии.

Здесь проводятся занятия для учащихся и студенческая практика. Он имеет и свой образовательный центр - с помпезным названием Дворцовая школа, где каждый год организуется более 1000 экскурсий и масса мероприятий для детей, осуществляется десятки молодежных программ, а также лекции Субботней академии для взрослых, организуются курсы гидов, даже проводится празднование Дней рождения.

В музее зачастую проходят камерные концерты и приёмы.

График работы и билеты
  • Октябрь–апрель: ср.: 10:00–20:00; чт.-воскр.: 10:00–17:00
  • Май–сентябрь: ср.: 10:00–20:00; вт., чт–воскр.10:00–17:00
  • Билеты: взрослый 4,80 EUR, льготный - 2,80 EUR, семейный - 9,30 EUR.
  • С TallinCard – бесплатно.
  • Общий, разрешающий посещение KUMU, Кадриоргского художественного музея и музея Миккеля - 11 EUR (самый удобный вариант)

Музей Миккеля (№2)

Также - филиал Художественного музея Эстонии. Расположен в небольшом домике бывшей кухни Екатерининского дворца. Все экспонаты пожертвованы в 1994 г. коллекционером Йоханнесом Миккелем (1907–2006). Это - самая богатая частная коллекция в Эстонии. Такая вот «микро Третьяковка». Здесь представлена масса произведений искусства разных техник исполнения периода XVI–XX вв.

Сам Миккель считал себя философом, а своей философией проповедовал, как колекционер то, что предметы искусства искать-выискивать не надо, так как само искусство обладает даром приходить туда, где его понимают и любят.

График работы и билеты
  • Часы работы: ср.: 10:00–20:00; чт.–воскр.: 10:00–17:00;
  • Взрослый билет (с 2017г.) - 5 EUR, льготный - 3,50 EUR, семейный - 10 EUR

Музей KUMU (№3)

Меня, повидавшую достаточно музеев в разных уголках света, он приятно поразил. Вот как-то сразу! Просто окунулась в его мелодию, и захотелось подпевать! На осмотр галерей этого ещё одного из 5-ти филиалов Художественного музея Эстонии (и по праву масштабов - главного здания, открытого в 2006 г.) уйдёт не менее 2-ух часов. Здесь представлено искусство Эстонии с XVIII в. до наших дней.

Я писала о нём в . В музее есть кафе, так что выпить кофе и даже пообедать можно прямо между просмотром выставочных экспозиций. Особенно обращаю ваше внимание на случающиеся здесь интерактивные выставки молодых талантливых дизайнеров и художников. Принимая участие в их замыслах, ты сам словно начинаешь играть в какую-то открывшуюся вдруг для тебя игру. Музей хорош для вдохновения и отдыха.

Цены на билеты с 2017 г.: взрослый 8 EUR, льготный 6 EUR; семейный 16 EUR

Детский музей Miiamilla (№4)

Филиал Таллиннского городского музея, находится близ Лебединого пруда в уютном домике с башенкой. Открыт с 2009 г. для ребят от 3 до 10 лет. Дети до 7 лет непременно сопровождаются взрослыми, для которых и самих все здесь будет интересно. Обязательное условие - нужна сменная обувь. Не захватили, выбор за вами - или топать в носках, или купить тапочки на кассе.

Есть в этом музее и милое нововведение: если вы пришли с несколькими детками, а один из них - малявочка (а дома оставить не с кем), то для коляски вам дадут замок, которым вы пристегнёте её снаружи и избежите «угона этого ТС»!

Здесь дети задают вопросы, всё крутят-вертят, пробуют на глаз и на зуб (наверное). Тут весело и интересно! Кроме того, для вас - уютное кафе: выпечка, соки, кофе, мороженое!

График работы и билеты
  • Сюда можно прийти вт.–вск.: 12:00–18:00 (касса закрывается в 17:30).
  • Билеты: семейный (два взрослых и до четырех детей) - 6 EUR; льготный (дети от 3 лет, школьники, студенты, военнослужащие, пенсионеры) - 2 EUR; взрослый - 3 EUR. Малявки до 2 лет - бесплатно! Действует Tallinn Card.
  • Фотографируем всё, но только с условием - без вспышки!

Дом-музей Петра Великого (№5)

С 1941 г. - филиал Таллинского городского музея.

Это тот самый дом-резиденция, о скромности которого я уже упоминала. Здесь царская чета Петра и Екатерины останавливалась, начиная с 1714 года.

О сохранении этого домика позаботился Император Александр I, посетивший Ревль () в 1804 г., увидев состояние этого домика, он потребовал восстановить полуразрушенный «старый дворец» Петра I. И, надо отметить, что уже в XIX веке этот музей стал популярным как среди ревельцев, так и их гостей. Сегодня и здесь проводятся образовательные лекции, мероприятия и экскурсии (в том числе и на русском языке).

График работы и билеты
  • Билеты: взрослый - 2 EUR; учащиеся - 1 EUR; с TallinnCard - бесплатно.
  • Открыт: (май–август) вт.–вскр.: 10:00–18:00; (октябрь–апрель) ср.–вскр.: 10.00–17.00

Стоит также посмотреть

Эти достопримечательности можно посмотреть здесь:

Японский сад

Когда я увидела этот сад впервые, то очень обрадовалась, что в «Кадриорге» появилось ещё одно чудесное украшение!

Сад открыт с 2011 года, создан в утончённых японских традициях ландшафтным художником, потомственным садовником Masao Sone, и занимает 6 гектаров. Такие парки существуют лишь в Лондоне и Амстердаме. Японцы не поощряют распространение своей садовой школы по Европе. Но вот к Таллину отнеслись благосклонно.

Само формирование японского сада идёт долго, годами, потому с каждым приездом в я нахожу в этом уголке что-то новое. В будни здесь более безлюдно, так что у любителей медитаций есть шанс побыть в уединении. Но вообще это место популярно, и становится всё более посещаемым.

На выходе вы увидите валун, привезённый из Хиросимы. Он напоминает о жертвах атомной бомбардировки. Такое вот сочетание цветущей жизни, и, как я почувствовала, напоминание о её хрупкости.

Лучше побывать тут летом, в период цветения ирисов, рододендронов и азалий. Рядом с тропиночками есть информационные таблицы, повествующие интересные факты об этом чудесном месте.

Певческое поле

По-эстонски lauluvälja. Здесь проходят песенные праздники, концерты во время прохождения Фестиваля пива, различные музыкальные мероприятия. Крытая арена - уникальная сцена под открытым небом построена в 1959 году.

В 2004 г. здесь логично появилась большая статуя известного эстонского композитора и хорового дирижёра Густава Эрнесакса (см. раздел "Памятнки).

Что касается Певческого поля, то однажды я сама в детстве участвовала среди тысяч людей в этом легендарном празднике песни. Во всех школах Таллина непременно были хоры, и мы все заранее готовились к этому апофеозному для мира культуры событию. Недаром этот праздник в списках культурного наследия ЮНЕСКО.

Атмосфера была удивительной. Ближайший праздник пройдёт в 2019 г. А зимой с заснеженных склонов дети любят гонять здесь на санках, да и кубарем тоже.

Президентская резиденция

Напротив Екатерининского дворца расположен другой дворец - президентский. Построен был в 1938 г. в стиле неоклассицизма. Живущего здесь президента охраняет почётный караул из двух молодцев в военной форме. Интересно понаблюдать за сменой охраны, да и за этой охраной вообще.

Мы как-то видели, что один из часовых - молоденький паренёк - вдруг вернулся на свой пост с 2-мя бумажными стаканчиками. Видимо, хлопцы решили взбодриться кофе. Да-да, он передал один стаканчик другому, и они прямо на посту стали с удовольствием пить! И тут я себе представила то, что, в принципе, и представить-то невозможно! Сбегал бы за кофейком также кто-то из любого нашего почётного караула, или из ребят, что охраняют тот же Букингемский дворец. Немыслимо же! А тут! Может, это и значит «свобода по-эстонски»! Вообще эти бравые парни из охраны обычно весьма дружелюбны. Однажды они даже начали с нами шутить, когда мы фотографировались у дворца, прося и их увековечить на камеру. Однажды пришлось наблюдать ещё один курьёз: напротив этой резиденции однажды спокойненько под раскрытым от солнца зонтиком похрапывал какой-то «усталый путник» странного вида, и его никто не прогонял. Видимо, потому это место и слывёт «самой домашней» из президентских резиденций стран Балтии.

Где пообедать

Так как в «Кадриорге» действительно вполне можно задержаться на целый день, то пора подумать и о том, где подкрепиться усталым путешественникам!

  • Для обеда подойдёт ресторан «Кадриорг» на A. Weizenbergi 18. Отзывы о нём хорошие. Можно отведать европейскую кухню с эстонскими изюминками.

  • У Лебидиного пруда обязательно загляните в милое кафе «Park Café» в стиле венской кондитерской. Стилизованная одежда официанток, гравюры на стенах, открытая летняя терраса, отменная выпечка, хороший кофе.
  • В музеях KUMU и Miiamilla также есть приличные кафе.
  • В парке часто славные девушки в национальных костюмах с лотков, стилизованных под тележки, продают жареный миндаль разных сортов и ещё какие-то сласти, так что тоже можно полакомиться.

Напоследок

В «Кадриорге» хорошо побывать в любой сезон. Здесь вы всегда получите массу замечательных впечатлений. Ведь даже в дождливую погоду или зимой, можно посетить музеи и посидеть в уютных кафе. И пусть природное великолепие порадует вас своими сказками. Что посоветую? Берите с собой зонтик, фотоаппарат, одевайте удобную обувь для пеших прогулок и не забывайте прихватить также хорошее настроение!