Исчезающие народы России. Алеуты. История, религия и хозяйственная деятельность алеутов Традиционным занятием для эскимосов и алеутов является

Алеуты являются коренным населением Алеутских островов. Входят в Единый перечень малочисленных коренных народов Российской Федерации. В течение долгого времени существовало два предположения происхождения алеутов. Согласно первой, они пришли с Аляски, во второй говорится о том, что народ пришел с северо-восточного азиатского побережья. История изучения народности начинается с 1741 года, когда Великая Северная экспедиция (Экспедиция отряда Беринга-Чирикова) открыла Алеутские острова. С 1750 по 1760 годы между восточными алеутами и русскими торгово-промышленными судами происходили вооруженные конфликты. Коренной народ нападал на русских внезапно, разрабатывая план заранее. Они приходили в артели с приношениями, когда промышленники принимались развязывать тюки, в которых была пушнина, алеуты внезапно на них набрасывались с ножами.

На острове Вуди народ тоже сопротивлялся русским, но постепенно удалось наладить контакт, было организовано поселение, установлены торговые отношения. В середине 18 века на Алеутские острова ежегодно приезжали корабли купцов, русские зимовали на островах и даже оставались там жить по 5-6 лет, женились на алеутках, изучали навыки коренного населения.

Где живут

Основная часть народа проживает в США на территории Аляски, остальные - в России, Камчатском крае, Командорских островах, которые составляют Алеутский район Камчатского края. Населяют Алеутские острова, острова Шумагина, западные берега Аляски до реки Угашик. Алеуты после прихода русских поселились на островах Прибылова, материке Северной Америки, некоторых прибрежных островах.

Численность

В середине 18 века на территории России насчитывалось 8 000-10 000 алеутов. После эпидемий на территориях расселения народа, нарушенного экологического равновесия, к 1820 году его численность сократилась до 2 000. Сегодня на территории России живет около 482 человек, более 2 000 алеутов проживают в США на Алеутских островах. В 18 веке их было до 15 000 человек. Но американские переписи алеутов завышены, так как включают часть эяков, эскимосов-алутиик, людей, которые называют себя алеутами, чтобы использовать льготы, которые положены коренному населению Аляски.

Название

Этноним «алеут» имеет русское происхождение, его дали народу после открытия Алеутских островов. В документах название встречается впервые в 1747 году. По поводу происхождения этнонима существуют разногласия между исследователями. По одной из версий, «алеут» исходит от алеутского слова «аллитхух», что переводится как «община, команда». По другой версии, у этнонима чукотско-корякское происхождение от слова «аляв-вытэ», что в переводе означает «те, у кого на голове обод». Алеуты в древности носили на голове необычный деревянный головной убор в виде обода, что было их отличительной чертой. Третья гипотеза предусматривает происхождение этнонима от чукотского слова «алиат» (остров), «алиут» (островитяне), она является самой убедительной.

Сам народ называет себя «унанган», «унангас». Кроме этих наименований, у алеутов существуют названия в соответствии с локальными группами, некоторые из них:

  • амигун, негбло, нигух, жители Андреяновских островов;
  • саскинан, сасигнан, алеуты с Ближних островов;
  • каган, таягангин, народ с острова Шумагина;
  • анимгин, алеуты, проживающие на островах Унимака.

Язык

Народ говорит на алеутском языке «унангам тунуу», который относится к группе языков Северной Америки, образует алеутскую ветвь. В языке существует 5 диалектов:

  1. медновский
  2. беринговский
  3. восточный
  4. западный
  5. аттуанский

Значительно отличается от других диалектов медновский, специалисты сегодня рассматривают его как самостоятельный, смешанный алеутско-медновский язык, образовавшийся в результате очень сильного влияния друг на друга двух языковых образований: русского языка и аттуанского диалекта алеутского языка, исчезнувшего в середине 20 века.

Священник Иван Вениаминов в 1820-х годах разработал письменность для алеутского на основе кириллицы. Он и его последователи занимались переводом на алеутский язык религиозных книг, значительно улучшили школьное образование народа. К 1867 году среди коренного населения грамотность была на очень высоком уровне. После преподавание алеутского было прекращено на длительный срок. С 1910-х алеутам в американских школах было запрещено использовать родной язык. В 1967 федеральный закон разрешил применять в школьном преподавании другие языки, помимо английского. С 1970 года преподавание языка восстановилось, но использовался уже алфавит на латинице. С 1983 преподавание алеутского ведется и на острове Беринга в младших классах. В начале 21 века здесь на алеутском говорили 15 человек старшего поколения, остальные перешли на русский. Основная часть алеутов, проживающих в США, уже перешла на английский. На западном диалекте говорило 80 человек, на восточном - 430. На 2010 год в США было 300 носителей алеутского, в России - 45.


Религия

Традиционной религией алеутов является анимизм. Они почитали духи предков, изображали их на кости, дереве, камне, птичьих шкурках. Эти амулеты передавались по наследству. Из дерева делали маски, которые изображали духов-покровителей, надевали их во время обрядовых танцев. Распространен был шаманизм, по мифологии которого алеуты верили в существование разных миров. Костюм шамана, как и других народов Сибири, символизировал птицу. Существовала охотничья магия, она заключалась в проведении обрядов, вызывающих зверя. Те, кто поклонялся магии, носили амулеты, соблюдали особые охотничьи запреты.

Процесс христианизации начался в 50-х годах 18 века и проводился в соответствии с общей тенденцией российской политики колонизации новых территорий. Христианство хорошо повлияло на сближение алеутов с русскими. Особенностью было то, что христианизацию начали не миссионеры, а русские промышленники, что обеспечило не насильственный и быстрый процесс распространения православия.

В конце 18 века алеуты окончательно были обращены в православие. Стало распространяться двуязычие, школьное обучение, появились религиозные книги на алеутском языке. Примечательно, что часть алеутов, принявших православие, стала миссионерами. До сих пор они являются убежденными православными христианами, проводят на русском и алеутском религиозные обряды. По-алеутски Бог звучит как «Агугум». Одним из алеутов, почитаемым Православной Церковью как мученик, является Петр Алеут. Религия народа гармонично сочетает в себе православие и традиционное мировоззрение, что повлекло образование своеобразной «алеутской церкви», «алеутской веры».

Начиная с лета 1824 года среди алеутов постоянно присутствовали священники, после прибытия на остров Уналашка Ивана Вениаминова (св. Иннокентий), который пробыл там 10 лет. Он проводил крещение коренного населения, организовал в школах для детей обучение, учил алеутов иконописному, сапожному, столярному, плотничьему делу, подготовил продолжателей своего дела. Все называли его «добрым отцом алеутов».

Еда

Ели в основном жареное, вареное, сырое мясо морских животных, птицы, рыбу, морских беспозвоночных, дикие растения, водоросли. На зиму заготавливали юколу, вялили мясо, замораживали его или заливали жиром кита. Замороженное мясо могло храниться около года. Китовый жир запасали и хранили в пузырях из желудков морских зверей.


Внешность

Одежда

Женский и мужской костюм был похож по крою, украшениям. Традиционная зимняя одежда народа - глухая длинная парка без разреза спереди, изготовленная из меха морского котика, птичьих шкурок, калана. Поверх парки одевали камлейку - непромокаемую глухую одежду из кишок морских зверей, с рукавами, закрытым воротом, капюшоном. Праздничная камлейка и парка были обильно украшены бахромой, вышитыми полосами, меховыми ремешками. Края рукавов и капюшона затягивались шнурками. Носили промысловые куртки с капюшоном из сивучьих кишок, штаны из кожи нерпы. Чтобы защититься во время промысла от сырости, надевали дождевики, плетеные из травы, позже стали использовать соломенные плетеные циновки. Позже у народа появились штаны из сивучьих горл (бродни), к ним пришивались непромокаемые мягкие сапоги (торбаса) из кожи морского животного.

Летом носили поношенную зимнюю одежду, но шили и специальную летнюю из кишок морского животного, птичьих шкурок. Нижнего белья не было, использовалась поясная одежда, пошитая из шкур нерпы.

Во время промысла на голове носили конические шляпы из дерева, шляпы без верха, с очень удлиненной передней частью, украшенные богато росписью, резной костью, перьями. Надевали их на капюшон камлейки. Делали такие шляпы из цельного куска древесины, распаривали для придания формы, затем расписывали. В отверстия по бокам вставляли сивучьи усы 50 см длиной. Их количество зависело от охотничьего статуса владельца. Носили такие уборы только мужчины. На обряды, праздники надевали шапки различной формы с украшениями, сшитые из шкурок и кожи птиц, кожаные повязки с узорными швами. Женщины дополняли костюм украшениями из кости, камня, сланцевых, деревянных палочек, корней растений, травы, усов морского льва. Делали браслеты на руки, ноги, ожерелья, подвески, вставки в отверстия около губ, в губах, носу, ушах, мочках уха. Алеуты наносили татуировки, раскрашивали тело, лицо. Но после контакта с русскими эта традиция постепенно исчезла. В повседневной жизни алеуты носят европейскую одежду.


Жизнь

Основной деятельностью было рыболовство, зверобойный промысел, птицеловство, собирательство. На охоту на морских животных ходили на лодках, на суше добывали тюленей, морского котика. В некоторых районах охотились на оленя карибу, медведя. В открытом море с гарпуном добывали калана, на лежбищах - моржей, сивучей, нерпу. Охотились на кита, используя смазанное ядом копье. Тушу животного выбрасывало на берег через 2-3 дня. Морскую рыбу ловили с помощью длинных удочек, изготавливаемых из водорослей, к ним крепились крюки. На речную рыбу ходили с сетями из китовых сухожилий.

Птицу ловили с помощью большого сачка, сетей, метательного копья, метательного снаряда, который представлял собой связку ремней с грузиками из камня или кости. Его раскручивали, бросали в стаю птиц, которые путались в ремнях.

Женщины занимались собирательством диких растений, ягод, трав, моллюсков, морских ежей. Собранные травы использовали преимущественно для изготовления различных плетеных изделий.

Очень важную роль в морском промысле алеутов играла байдара. Это лодка с плоским дном, деревянным каркасом, обтянутая кожей нерпы, сивуча. Еще одна лодка алеутов каяк - кожаная, закрытая, с деревянным каркасом, отверстием в виде люка, куда охотник садился. Управлялся каяк двухлопастным веслом. Использовали дротики с костяными наконечниками, костяные, каменные ножи, луки. Русские открыли для алеутов огнестрельное оружие.


Мужчины изготавливали из камня топоры, ножи, наконечники для копий, стрел, жировые лампы с фитилем из мха, сосуды для приготовления пищи. Женщины шили одежду, вышивали, делали обтяжки для байдар, плели корзины, циновки. У алеуток было универсальное орудие труда (пекулка) - короткий, широкий, слегка изогнутый нож. Иголки для шитья делали из костей птиц. Сегодня основная часть алеутов работает подсобными рабочими в коммунальных хозяйствах, некоторые заняты традиционными промыслами.

До прихода русских алеуты делились на три класса:

  1. тоёны, старшие в роде, родоначальники, знатные личности;
  2. свободные люди;
  3. калги, рабы, происходившие из военнопленных.

Народ жил племенами, которые состояли из родовых общин. Каждую общину возглавлял тоён, его выбирали, или власть ему доставалась по наследству. Он занимался политическими, торговыми связями, судебными делами, контролировал угодья, охранял лежбища морского зверя. Помимо тоёна, во главе родовой общины стоял совет старейшин. Рабы занимались хозяйственными делами, участвовали в войнах. На свободу раба могли отпустить за храбрость, хорошую работу. Когда островами начала управлять РАК (Российско-Американская компания), рабство искоренили, тоёны стали приказчиками компании.

Древней формой брака алеутов был групповой брак, когда несколько мужчин считались потенциальными мужьями группы женщин. Разрешались браки между двоюродными сестрами и братьями, многомужество, многоженство, обычай покровительства дяди матери над племянниками «авункулат», гостеприимный гетеризм. Эти обычаи исчезли с принятием христианства. В 19 веке произошел распад общин, искоренили выкуп за невесту (калым), заменяющую его отработку за жену, в процессе которой муж жил в семье родителей жены в течение 1-2 лет, помогал по хозяйству. Стали распространяться обряды венчания, сватовства.


Жилище

Алеуты жили селениями, которые располагались на морском побережье, в устьях рек. Каждое селение состояло из двух или четырех больших полуземлянок (улягамах). Выбирали для них открытые, высокие места, для удобного наблюдения за приближением врага, морскими животными. Полуземлянка строилась из прибитых к берегу деревьев, сверху жилище покрывали дерном, шкурами, сухой травой. В крыше было несколько отверстий четырехугольной формы для входа. Внутрь алеуты забирались по бревну с зарубками. В одной такой полуземлянке умещалось от 10 до 40 семей. Вдоль стен внутри жилища стояли нары. У каждой семьи была своя часть, которая отделялась занавеской или столбами. Утварь хранили под нарами.

Летом алеуты переселялись в легкие отдельные постройки. В 19 веке полуземлянка претерпела изменения: стены делали из досок, жердей, которые обкладывали дерном. Наверху был люк для освещения, с боковой стороны располагался выход через небольшие сени. Освещением в жилище были жировые лампы, клали иногда печи. Помимо традиционной утвари, алеуты начали использовать привозную фабричную посуду.


Культура

У народа существует своеобразная художественная культура. Охотничьи луки, метательные дротики, маски, головные уборы являются не только оружием для охоты, аксессуарами, это образцы орнаментального самобытного искусства народа. Оригинальной искусной резьбой алеуты украшали колотушки для глушения рыбы, деревянные оправы женских ножей. Головные уборы охотников были богато украшены бисером, бусами, гравированными накладными пластинами, перьями, сивучьими усами. Их расписывали минеральными яркими красками. Использование многоцветной росписи по дереву является отличительной чертой искусства алеутов среди народов крайнего северо-востока России, и в то же время схоже с искусством индейцев северо-запада Америки. По мотивам алеутская роспись больше близка к орнаменту эскимосов.

Своеобразны изделия из мягких материалов. Из волос оленя создавались разнообразные узоры, использовалась техника, неизвестная другим народам. Оригинальное плетение применяли для изделий из стеблей дикого ячменя, дикого гороха, изготавливали циновки, коврики, накидки, корзинки, мешочки.


У народа существовало много песен и исторических преданий. Основными темами в фольклоре была любовная лирика, морские промыслы. Во время праздников музыканты с бубнами воспевали проворство человека в управлении байдарой, подвиги предков.

Важная роль отводилась танцам, которые были наполнены смыслом. Они были стоячими и сидячими. Сидячие являются наиболее древними, они проводились в виде инсценировок. Стоячие состояли из движений пружинистого типа на полусогнутых ногах, тело было наклонено вперед, проводились резкие повороты с различным положением рук. Шаманы танцевали культовые пляски, надевали маски, делали магические телодвижения, вызывали души умерших охотников, воинов, добрых, злых духов. В древности, во время проведения тотемных обрядов, алеуты перевоплощались в птиц, морских животных, искусно имитировали их телодвижения.

В фольклоре народа есть и другие жанры:

  • сказки о богатырях;
  • рассказы о древних обычаях;
  • бытовые рассказы;
  • загадки;
  • поговорки.

Были распространены мифы о духах, животных-покровителях, этиологические предания о происхождении, бессмертии людей. Героический эпос состоял из преданий о борьбе с людоедами, родоначальниках, переселении народа с материка на острова.


Традиции

Одним из основных праздников народа является празднование зимнего солнцестояния, которое сопровождалось раздачей подарков, плясками, представлениями мифологических сюжетов, охотничьих сцен. Перед охотничьим сезоном проводились обряды, во время которых танцевали, пели под бубен, играли пантомимы. Исполнители надевали маски из дерева, специальные головные уборы.

Знатных личностей хоронили в пещерах вместе с рабами. У входа устанавливали раскрашенный столб или тела покойных подвешивали между двумя столбами в корзинах. Вместе с покойными клали их оружие, орудия труда, посуду, личные амулеты, ритуальные маски. Алеуты с древних времен бальзамировали покойных.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи.

Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

Общие сведения

АЛЕУТЫ - народ немногочисленный. По переписи 2010 года на Командорских островах (Россия) проживают всего 482 алеута. Есть еще американские алеуты. Их около двух тысяч человек, и проживают они на Алеутских островах и на Аляске. В середине XVIII века численность алеутов достигала 15 тысяч человек.

В конце XVIII века алеуты, испытав сильное влияние русской культуры, были обращены в православие. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились религиозные книги, переведенные на алеутский язык.

Алеутский язык относится к эскимосско-алеутской семье языков. Наибольшее влияние на алеутский язык в области лексики оказал русский язык. Заимствований из русского языка насчитывается очень много. Большинство слов было заимствовано для обозначения новых предметов обихода, блюд, одежды и т. п. Много слов проникло в алеутский язык в связи с принятием православия.

Алеуты до сих пор остаются стойкими приверженцами православия, религиозные обряды исполняют на русском и алеутском языках. Море и морское побережье давали алеутам все необходимое для жизни. Ритм жизни моря: его приливы и отливы, подход к берегам косяков идущей на нерест рыбы и стремящегося к береговым лежбищам морского зверя, весеннее оживление птичьих базаров, появление на отмелях моллюсков и водорослей - все это определяло ритм жизни и занятия алеутов в течение года.

Умение предсказывать погоду жизненно важно для обитателей островов, и алеуты умеют это делать в совершенстве. Вид водной глади, форма волн и облаков многое могут сказать опытным наблюдателям, какими были алеуты. До сих пор алеутские секреты прогнозирования погоды не разгаданы.

Хозяйство и быт

История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 г. Алеутских о-вов Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией (1733 - 1743). Русские мореплаватели, исследователи, промышленники собирали данные о культуре народа. Долгое время существовали две гипотезы их происхождения.

Согласно одной, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой - с Аляски. Исследования доказывают, что формирование антропологического типа, языка и культуры происходило 6000 - 4600 лет назад. Есть предположение, что алеуты составляли южную группу эскимосов, по другим источникам - они выделились в самостоятельный этнос достаточно давно. С 1799 г. Алеутские о-ва и прилегающая к ним часть Аляски управлялись Российско-Американской компанией. Для освоения необитаемых Командорских о-вов компания переселила туда с этих островов часть алеутов, предков нынешних.

В дальнейшем население Командорских о-вов пополнялось не только алеутами, но и креолами (потомками европейцев и алеутов) и русскими промышленниками из Атки и Калифорнии, женившимися на алеутках. Остров Беринга заселяли в основном выходцы с Атки, в 1827 г. их было уже 110 человек. В 1900 г. на о. Беринга проживало 279 алеутов, а на о. Медном - 253 выходца с Атау. Ныне на Командорах обитает 550 алеутов.

Основной целью Российско-Американской компании было сохранение их традиционного хозяйства как надежного источника прибылей. Чиновники назначали приказчиков и байдарщиков для организации промысла на отдаленных островах. Официальный статус алеутов приближался к статусу инородцев Российской империи; они платили в казну ясак, а с 1821 г. признаны российскими подданными. В 1867 г. Алеутские о-ва вместе с Аляской были проданы США.

В России алеуты остались лишь на Командорах. С 1891 по 1917 г. острова арендовали различные торгово-промышленные компании. Особенности жизни командорских алеутов определялись изолированностью островов. До 1867 г. их население работало на Российско-Американскую компанию: заготавливало пушнину, мясо и жир морских животных, сохраняя традиционную культуру. Основное место занимали охота на морских животных с байдар и добыча котиков на суше.

Промысел начинался в конце апреля. С весны до осени ловили рыбу. В середине июля охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин) и метательного снаряда (бола) - связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника. Отлавливали их и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями. Зимой промышляли с берега тюленей. Морского бобра (калана) добывали в открытом море при помощи гарпуна (метательного копья на длинной веревке), сивучей и моржей - на лежбищах, нерпу заманивали на берег манком - надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки, на китов охотились с помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконитом. Через 2-3 дня море выбрасывало на берег тушу животного.

Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок - деревянных дощечек 50-70 см длиной с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом. Были известны также лук, стрелы и ружья. Важную роль в морской охоте играли байдара - деревянная, плоскодонная каркасная лодка, обтянутая сивучьей или нерпичьей кожей и каяк - закрытая кожаная лодка с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник.

Управляли ею двухлопастным веслом (прообраз спортивной байдарки). С появлением огнестрельного оружия стали делать двухключные байдары (во время стрельбы второй гребец должен был удерживать равновесие). Распространились и некоторые не характерные для материковой культуры алеутов элементы: так, на о. Беринга появились нарты (сани) с собачьими упряжками, на о. Медном - короткие, широкие лыжи, подбитые шкурой нерпы.

Из камня мужчины изготавливали ножи, топоры, наконечники для стрел и копий, сосуды для приготовления еды, жировые лампы с фитилем из мха для освещения и обогрева жилища. Женщины шили, вышивали одежду, изготавливали обтяжки для байдар, плели циновки и корзины. Женским универсальным орудием труда была пекулка - широкий короткий и слегка изогнутый нож. Иглы делали из птичьих костей. Селения располагались на морском побережье, часто в устьях рек и состояли из 2-4 больших полуземлянок (улягамах). Выбирались высокие, открытые места, чтобы оттуда удобно было наблюдать за ходом морских животных и за приближением врагов.

Полуземлянки строили из плавника, а сверху покрывали сухой травой, шкурами и дерном. В крыше оставляли несколько четырехугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками. Жилище вмещало от 10 до 40 семей. Внутри вдоль стен сооружались нары. Каждая семья жила на своей части нар, отделенных друг от друга столбами и занавесками. Под нарами хранили утварь. Летом переселялись в отдельные легкие постройки. В XIX в. традиционная полуземлянка видоизменилась: стены и крыша, сделанные из жердей и досок, обкладывались дерном. Наверху находился люк для освещения, сбоку - выход через небольшие сени.

Освещались жилища жировыми лампами, иногда ставились печи. Наряду с традиционной утварью пользовались привозной посудой фабричного производства. Традиционной одеждой была парка - длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок. Поверх нее надевали камлейку - глухую непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном (прообраз европейской ветровки). Края капюшона и рукавов затягивали шнурками. Парки и камлейки украшали вышитыми полосами и бахромой.

Сохранились традиционные промысловые куртки с капюшонами из сивучьих кишок и горл, штаны из нерпичьей кожи. Мужская и женская одежда полностью совпадала по крою и украшениям. Появился и новый тип одежды - бродни - штаны из сивучьих горл, ка которым пришивали непромокаемые торбаса - мягкие самлши их кожи морских животных.Обувь - торбаса - мягкие сапоги из кожи морских животных. В повседневной жизни носили русскую одежду.

Промысловыми головными уборами служили деревянные шляпы конической формы (у вождей-тоёнов) либо без верха с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников), богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами. Их надевали на капюшон камлейки. Такие шляпы выдалбливали из цельного куска дерева, затем распаривали, придавая нужную форму, и расписывали в яркие тона, создавая причудливый орнамент. С боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрическим орнаментом, в который втирали краску.

На вершину задней пластинки, служившепй одновременно и верхушкой шляпы, крепили костяную фигурку птицы или зверя. В боковые отверстия пластинки вставляли сивучьи усы длиной до 50 сантиметров. Количество их зависело от охотничьего достоинства владельца и свидетельствовало о числе добытых моржей. Эти головные уборы носили только мужчины. Празднично-обрядовыми головными уборами были шапки разнообразной формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожаные повязки с узорными швами. Неотъемлемая часть праздничного убранства - ожерелья, ручные и ножные браслеты, вставки и подвески в отверстиях, проделанных в губах и возле губ, а также в носу, по краям ушной раковины и в мочке уха. Их изготавливали из кости, камня, деревянных и сланцевых палочек, перьев, уса морского льва, травы и корней растений. Алеуты наносили татуировку и раскрашивали лицо и тело, однако с началом контактов с русскими эта традиция стала ослабевать.

Мясо и рыбу ели в сыром, жареном или вареном виде. Впрок запасали в основном сушеную рыбу и китовый жир. Последний держали в пузырях из желудков морских животных. К середине ХVIII в. население каждого острова или группы островов представляло самостоятельное территориальное объединение со своим самоназванием и диалектом. Предположительно, это были племена, состоявшие из родовых общин - объединений лиц, связанных кровнородственными отношениями и именем общего предка. Родовую группу возглавлял вождь (тоён), он либо получал власть по наследству, либо избирался. В его обязанности входили торговые и политические связи, судебные дела, охрана лежбищ морского зверя, контроль за другими угодьями. Как военный глава, вождь имел экономические преимущества только после военных походов и торговых сделок, в повседневной хозяйственной деятельности ему полагалась равная со всеми доля. Кроме вождя родовую группу возглавлял совет старейшин. В литературе есть упоминания о существовании родовых общинных домов для собраний и проведения праздников. У алеутов имелись рабы (калга) - в основном военнопленные. Раб участвовал в обычной хозяйственной деятельности группы, в войнах.

За храбрость или за хорошую работу он мог быть отпущен на свободу. Сохранялись традиционные социальные нормы, связанные с пережитками группового брака - древней формы брака, когда группа мужчин считалась потенциальными мужьями группы женщин и нормами матрилинейности (от лат. mater - мать и linea - линия: счета родства по материнской линии); кросс-кузенные браки (от англ. cross - крест и франц. cusin - двоюродный брат: браки на двоюродных братьях и сестрах - пережиток группового брака, заключаемого между членами двух родов); многоженство и многомужество, авункулат (от лат. avunculus - брат матери), - обычай покровительства дяди по матери в отношении племянников; гостеприимный гетеризм (обычай, по которому муж предоставлял свою жену на ночь гостю).

В ХIХ в. родовые общины распались. С принятием христианства к середине ХIХ в. исчезли в основном калым (выкуп за жену) и заменяющая его отработка за жену (муж 1-2 года жил в семье родителей жены и помогал вести хозяйство), а также многоженство, многомужество и гостеприимный гетеризм. Вместе с тем распространились обряды сватовства и венчания. Для традиционных верований характерен анимизм (от лат. anima, animus - душа, дух) - представления о душе как жизненной силе и существовании добрых и злых духов и их влиянии на жизнь человека. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева иптичьих шкурок передавались по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок.

Среди алеутов было распространено шаманство, в мифологии которого бытовали представления о разных мирах. Шаманский костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизировал птицу. Помимо шаманства существовала также охотничья магия (от греч. mageia - колдовство, волшебство), заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах и ношении амулетов, охраняющих владельца. Умерших хоронили в сидячем положении.

В небольших углублениях среди скал размещали родовые погребения. Туда же клали орудия труда покойного, оружие, посуду, ритуальные маски и личные амулеты (предметы, обладающие сверхъестественными, магическими свойствами). Знатных людей хоронили вместе с рабами в пещерах, у входа ставили раскрашенный столб или подвешивали тела покойных в корзинах между двумя столбами. Умерших бальзамировали. Один из основных праздников - праздник зимнего солнцестояния - сопровождался плясками, драматическими представлениями охотничьих сцен и мифологических сюжетов, раздачей подарков. Обряды, предшествовавшие охотничьему сезону, славились пантомимами и танцами под пение и бубен. Исполнители надевали специальные головные уборы и деревянные маски. В конце ХVIII в. алеуты, испытав сильное влияние русской культуры, были обращены в православие. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились религиозные книги, переведенные на алеутский язык.

Характерно, что часть аборигенов стала миссионерами. Алеуты до сих пор остаются стойкими приверженцами православия, религиозные обряды исполняют на русском и алеутском языках. Фольклор недостаточно изучен, поскольку фундаментальных исследований не вели, Существуют сказки, героический эпос (повествование), или богатырские сказки, рассказы о древних обычаях, бытовые рассказы, песни, поговорки и загадки.

Большинство сказок основано на мифологических сюжетах. Наиболее распространены были мифы о духах животных-покровителях и этиологические (касающиеся причин различных явлений) предания о первоначальном бессмертии людей, о происхождении людей от упавшей с неба собаки и др. Героический эпос включает предания о родоначальниках, о борьбе с людоедами, о переселении людей с материка на острова, рассказы о походах восточных групп алеутов на запад, о кровной мести, приводившей к жестоким войнам, и др. Бытовые рассказы повествуют о поездках на промысел, путешествиях; предания - о беглых алеутах, скрывавшихся от русских в пещерах, о далеких путешествиях; сатирические сюжеты - об охотнике, умершем от обжорства внутри кита. Во многих сюжетах отражены традиционные семейно-родственные отношения: о неверности мужа или ревнивой жене, о сожительстве героя с женой двоюродного брата, о враждебных отношениях зятя с шурином (братом жены) и др.

Песенный фольклор был чрезвычайно развит. На праздниках мужчины под звуки бубна воспевали подвиги предков, удальство в промысле, ловкость в управлении байдарой. Во время игр, обрядовых действий и исполнения сказок пели под аккомпанемент многострунной щипковой мечевидной цитры (чаях), которую позднее заменила гитара. Хищническая эксплуатация промыслов американскими и русскими компаниями привела к обнищанию местного населения, подрыву основ традиционной культуры. В конце ХIХ в. рост численности населения затормозился, болезни и алкоголь привели к увеличению смертности. К 1920-м гг. обнищание командорских алеутов достигло предела.

После окончания гражданской войны на Дальнем Востоке началось восстановление разрушенного хозяйства на островах, развитие земледелия, скотоводства, рыбного и морского зверобойного промыслов. Процесс возрождения алеутов включал создание в 1925 г. зверосовхоза, выделение в 1928 г. Командорских о-вов в Алеутский национальный район, участие народа в управлении, подготовку кадров национальной интеллигенции, технических специалистов. С 1935 г. начался прирост численности населения. В то же время развивается процесс рассеивания алеутов, их оседания на материке. С 1969 года алеуты в основном живут в с. Никольском. По образу жизни и социальной структуре не отличаются от приезжего населения. Возросло количество межнациональных браков.

Место проживания. В России алеуты живут на Командорских островах (острова Медный, Беринга), большая же часть их - в США (Аляска, Алеутские острова).

Язык, диалекты. Язык - эскимосско-алеутская семья языков. Язык предположительно обособился 3–4 тысячи лет назад и представлял собой один из древних диалектов эскимосского языка. На острове Беринга был распространен аткинский диалект алеутского языка, на острове Медном образовался новый диалект на основе аттовского диалекта и русского языка. При общении жители этих островов с трудом понимали друг друга.

Происхождение, расселение. История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 году Алеутских островов Второй Камчатской экспедицией (1732–1743). Русские мореплаватели, исследователи, промышленники собирали данные о культуре народа. Долгое время существовали две гипотезы их происхождения. Согласно одной, алеуты пришли с северо-восточного Азиатского побережья, согласно другой - с Аляски. Исследования доказывают, что формирование антропологического типа, языка и культуры происходило 6000–4600 лет назад. Есть предположение, что алеуты составляли южную группу эскимосов, по другим источникам - они выделились в самостоятельный этнос (от греч. ethnos – "народ") достаточно давно.

Численность их в середине XVIII века достигала 12–15 тысяч человек. С 1799 года Алеутскими островами и прилегающей к ним частью Аляски управляла Российско-Американская компания, и для освоения необитаемых Командорских островов компания переселила туда часть алеутов. В дальнейшем население Командорских островов пополнялось не только алеутами, но и креолами (потомками европейцев и алеутов) и русскими промышленниками с острова Атка и из Калифорнии, женившимися на алеутках. Остров Беринга заселяли в основном выходцы с Атки, в 1827 году их было уже 110 человек. В 1900 году на острове Беринга проживало 279 алеутов, а на острове Медном - 253 выходца с острова Атту. Ныне на Командорах обитают 550 алеутов. Основной целью Российско-Американской компании было сохранение их традиционного хозяйства как надежного источника прибылей. Чиновники назначали приказчиков и байдарщиков для организации промысла на отдаленных островах. Официальный статус алеутов приближался к статусу инородцев Российской Империи; они платили в казну ясак (в России XV–XX веков натуральный налог с народов Сибири и Севера шел главным образом пушниной). С 1821 года алеуты признаны российскими подданными.

В 1867 году Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США. В России алеуты остались лишь на Командорах. С 1891 года по 1917 год острова арендовали различные торгово-промышленные компании.

Название "алеут" дано русскими и впервые встречается в документах 1747 года, предположительно происходит от чукотского алиат - "остров", алиут - "островитяне" или от аллитхух - "отряд, войско, община" (есть также предположение, что это видоизмененное слово алут , которым называли жителей поселка Алюторский на восточном побережье Камчатки). Этноним (от греч. ethnos - "народ", onyma - "имя": самоназвание народа) медновских алеутов – сасигнан , саскинан , беринговских - унанган , негосис , негогахвс . Название "алеуты" укоренилось в начале XX века.

Письменность. Первая грамматика алеутского языка была составлена в начале XIX века на основе кириллицы.

Промыслы, орудия промыслов, средства передвижения. Особенности жизни командорских алеутов определялись изолированностью островов. До 1867 года их население продолжало работать на Российско-Американскую компанию: заготавливало пушнину, мясо и жир морских животных, сохраняя традиционную культуру. Основное место занимали охота на морских животных с байдар и добыча котиков на суше.

Промысел начинался в конце апреля. С весны до осени ловили рыбу. В середине июля охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин ) и метательного снаряда (бола ) - связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю, и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника. Отлавливали пернатых и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча ), а также сетями. Зимой промышляли с берега тюленей. Морского бобра (калана) добывали в открытом море при помощи гарпуна - метательного копья на длинной веревке; сивучей и моржей промышляли на лежбищах; нерпу заманивали на берег манком - надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки; на китов охотились с помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконитом. Через 2–3 дня море выбрасывало на берег тушу животного.

Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок - деревянных дощечек длиной 50–70 сантиметров с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом. Были известны также лук, стрелы и ружья.

Важную роль в морской охоте играли байдара - плоскодонная лодка с деревянным каркасом, обтянутая сивучьей или нерпичьей кожей, и каяк - закрытая кожаная лодка с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник (прообраз спортивной байдарки). Управляли ею двухлопастным веслом. С появлением огнестрельного оружия стали делать двухлючные байдары (во время стрельбы второй гребец должен был удерживать равновесие).

Распространились и некоторые нехарактерные для культуры алеутов приспособления для передвижения. На острове Беринга, например, появились нарты (сани) с собачьими упряжками, на острове Медном - короткие, широкие лыжи, подбитые шкурой нерпы.

Из камня мужчины изготавливали ножи, топоры, наконечники для стрел и копий, сосуды для приготовления еды, жировые лампы с фитилем из мха для освещения и обогрева жилища. Женщины шили и вышивали одежду, изготавливали обтяжки для байдар, плели циновки и корзины. Женским универсальным орудием труда была пекулка - широкий короткий и слегка изогнутый нож. Иглы делали из птичьих костей.

Жилища. Селения располагались на морском побережье, часто в устьях рек и состояли из двух-четырех больших полуземлянок (улягамах ). Для них выбирали высокие, открытые места, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов. Полуземлянки строили из плавника, сверху покрывали сухой травой, шкурами и дерном. В крыше оставляли несколько четырехугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками.

Жилище вмещало от 10 до 40 семей. Внутри вдоль стен сооружали нары. Каждая семья жила на своей части нар, отделенных друг от друга столбами и занавесками. Под нарами хранили утварь. Летом переселялись в отдельные легкие постройки.

В XIX веке традиционная полуземлянка видоизменилась: стены и крышу, сделанные из жердей и досок, обкладывали дерном. Наверху находился люк для освещения, сбоку - выход через небольшие сени. Освещали жилища жировыми лампами, иногда клали печи. Наряду с традиционной утварью пользовались привозной посудой фабричного производства.

Одежда. Традиционной одеждой была парка - длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок. Поверх нее надевали камлейку - глухую непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном (прообраз европейской ветровки). Края капюшона и рукавов затягивали шнурками. Парки и камлейки украшали вышитыми полосами и бахромой. Сохранились традиционные промысловые куртки с капюшонами из сивучьих кишок и горл, штаны из нерпичьей кожи. Мужская и женская одежда полностью совпадала по крою и украшениям. Позже появился новый тип одежды - бродни - штаны из сивучьих горл, к которым пришивали непромокаемые торбаса - мягкие сапоги из кожи морских животных. В повседневной жизни носили европейскую одежду.

Промысловыми головными уборами были деревянные шляпы конической формы (у вождей - тоёнов ) либо без верха, с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников), богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами. Их надевали на капюшон камлейки. Шляпы выдалбливали из целого куска дерева, затем распаривали и, придав нужную форму, расписывали в яркие тона с причудливым орнаментом. С боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрическим орнаментом, в который втирали краску. На вершину задней пластинки, служившей одновременно и верхушкой шляпы, крепили костяную фигурку птицы или зверя. В боковые отверстия пластинки вставляли 50-сантиметровые сивучьи усы, количество которых зависело от охотничьего достоинства владельца. Эти головные уборы носили только мужчины.

Празднично-обрядовыми головными уборами служили шапки разнообразной формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожаные повязки с узорными швами.

Украшения. Неотъемлемая часть праздничного убранства - ожерелья, ручные и ножные браслеты, вставки и подвески в отверстиях, проделанных в губах и возле губ, а также в носу, по краям ушной раковины и в мочке уха. Их изготавливали из кости, камня, деревянных и сланцевых палочек, перьев, усов морского льва, травы и корней растений.

Алеуты наносили татуировку и раскрашивали лицо и тело, однако с началом контактов с русскими эта традиция стала ослабевать.

Пища, ее заготовка. Мясо и рыбу ели в сыром, жареном или вареном виде. Впрок запасали в основном сушеную рыбу и китовый жир. Последний держали в пузырях из желудков морских животных.

Социальная жизнь, власть, брак, семья. К середине XVIII века население каждого острова или группы островов представляло самостоятельное территориальное объединение со своим названием и диалектом. Предположительно это были племена, состоявшие из родовых общин - объединений лиц, связанных кровнородственными отношениями и именем общего предка. Родовую группу возглавлял тоён . Он либо получал власть по наследству, либо избирался. В его обязанности входили торговые и политические связи, судебные дела, охрана лежбищ морского зверя, контроль других угодий. Как военный глава вождь имел экономические преимущества только после военных походов и торговых сделок, в повседневной хозяйственной деятельности ему полагалась равная со всеми доля.

Кроме вождя родовую группу возглавлял совет старейшин. В литературе есть упоминания о существовании родовых общинных домов для собраний и проведения праздников.

У алеутов имелись рабы (калга ) - в основном военнопленные. Раб участвовал в обычной хозяйственной деятельности, в войнах. За храбрость или за хорошую работу он мог быть отпущен на свободу.

Сохранялись традиционные социальные нормы, связанные с пережитками группового брака (древней формы брака, когда группа мужчин считалась потенциальными мужьями группы женщин) и нормами матрилинейности (от лат. mater - "мать" и linea - " линия": счета родства по материнской линии); кросс-кузенные браки (от англ. cross - "крест" и франц. cusin - "двоюродный брат": браки двоюродных братьев и сестер - пережиток группового брака, заключаемого между членами двух родов); многоженство и многомужество, авункулат (от лат. avunculus - "брат матери") - обычай покровительства дяди по матери в отношении племянников; гостеприимный гетеризм (обычай, по которому муж предоставлял свою жену на ночь гостю).

В XIX веке родовые общины распались. С принятием христианства к середине XIX века в основном исчезли калым - выкуп за жену и заменяющая его отработка за жену (муж один-два года жил в семье родителей жены и помогал вести хозяйство), а также многоженство, многомужество и гостеприимный гетеризм. Вместе с тем распространились обряды сватовства и венчания.

Религия. Для традиционных верований характерен анимизм (от лат. anima, animus - "душа", "дух") - представления о душе как жизненной силе и о существовании добрых и злых духов и их влиянии на жизнь человека. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавали по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок.

Среди алеутов было распространено шаманство, в мифологии которого бытовали представления о разных мирах. Шаманский костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизировал птицу.

Помимо анимизма и шаманства существовала также охотничья магия (от греч. mageia - "колдовство", "волшебство"), заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах и ношении амулетов, охраняющих владельца.

В конце XVIII века алеуты, испытав сильное влияние русской культуры, были обращены в православие. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились религиозные книги, переведенные на алеутский язык. Характерно, что некоторые аборигены стали миссионерами. Алеуты до сих пор остаются стойкими приверженцами православия, религиозные обряды исполняют на русском и алеутском языках.

Обряд погребения. Умерших хоронили в сидячем положении. В небольших углублениях среди скал размещали родовые погребения. Туда же клали орудия труда покойного, оружие, посуду, ритуальные маски и личные амулеты (предметы, обладающие сверхъестественными, магическими свойствами). Знатных людей хоронили вместе с рабами в пещерах, у входа ставили раскрашенный столб или подвешивали тела покойных в корзинах между двумя столбами. Умерших бальзамировали.

Праздники. Один из основных праздников - праздник зимнего солнцестояния - сопровождался плясками, драматическими представлениями охотничьих сцен и мифологических сюжетов, раздачей подарков. Обряды, предшествовавшие охотничьему сезону, славились пантомимами и танцами под пение и бубен. Исполнители надевали специальные головные уборы и деревянные маски.

Фольклор, музыкальные инструменты. Фольклор недостаточно изучен, фундаментальных его исследований не вели. Существуют сказки, героический эпос (повествование), или богатырские сказки, рассказы о древних обычаях, бытовые рассказы, песни, поговорки и загадки. Большинство сказок основано на мифологических сюжетах. Наиболее распространены мифы о духах животных - покровителях и этиологические (объясняющие причину возникновения различных явлений) предания о первоначальном бессмертии людей, происхождении людей от упавшей с неба собаки и др. Героический эпос включает предания о родоначальниках, о борьбе с людоедами, о переселении людей с материка на острова, рассказы о походах восточных групп алеутов на запад, о кровной мести, приводившей к жестоким войнам, и др. Бытовые рассказы повествуют о поездках на промысел, путешествиях; предания - о беглых алеутах, скрывавшихся от русских в пещерах, в далеких путешествиях; сатирические сюжеты - об охотнике, умершем от обжорства внутри кита. Во многих сюжетах отражены традиционные семейно-родственные отношения: неверность мужа или ревнивой жене, сожительство героя с женой двоюродного брата, враждебные отношениях зятя с шурином (братом жены) и др.

Песенный фольклор был чрезвычайно развит. На праздниках мужчины под звуки бубна воспевали подвиги предков, удальство в промысле, ловкость в управлении байдарой. Во время игр, обрядовых действий и исполнения сказок пели под аккомпанемент многострунной щипковой мечевидной цитры (чаях ), которую позднее заменила гитара.

Из истории экономического, социального, культурного развития. Хищническая эксплуатация промыслов американскими и русскими компаниями привела к обнищанию местного населения, подрыву основ традиционной культуры. В конце XIX века рост численности населения затормозился, болезни и алкоголь привели к увеличению смертности. К 20-м годам ХХ века обнищание командорских алеутов достигло предела.

После окончания гражданской войны на Дальнем Востоке началось восстановление разрушенного хозяйства на островах, развитие земледелия, скотоводства, рыбного и морского зверобойного промыслов. Процесс возрождения алеутов включал создание в 1925 году зверосовхоза, выделение в 1928 году Командорских островов в Алеутский национальный район, участие народа в управлении, подготовку кадров национальной интеллигенции, технических специалистов. С 1935 года начался прирост численности населения, но многие из алеутов оседали на материке. Наряду с традиционными видами хозяйства стали развиваться новые отрасли - звероводство, животноводство и огородничество.

Современная культурная жизнь. Школьники села Никольское (остров Беринга) изучают родной язык. В конце 1960-х годов открыт Алеутский народный музей, в 1994 году - фольклорный ансамбль. На русском языке выходят газеты "Алеутская звезда" и "Абориген Камчатки". Передачи ГТРК "Камчатка" систематически рассказывают о деятельности общины алеутов, о народных праздниках, обрядах и обычаях аборигенов.

В 1996 году Камчатский центр национальных культур объединил все национальные общины и областную Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера в Ассоциацию командорских алеутов. С 1999 года она называется ассоциацией алеутов "Ансарко".

История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 году Алеутских островов Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией (1733-1743). Русские мореплаватели, исследователи, промышленники собирали данные о культуре народа. Долгое время существовали две гипотезы их происхождения. Согласно одной, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой — с Аляски. Исследования доказывают, что формирование антропологического типа, языка и культуры происходило 6000 — 4600 лет назад. Есть предположение, что алеуты составляли южную группу эскимосов, по другим источникам — они выделились в самостоятельный этнос достаточно давно.

С 1799 Алеутские острова и прилегающая к ним часть Аляски управлялись Российско-Американской компанией. Для освоения необитаемых Командорских островов компания переселила туда с этих островов часть алеутов, предков нынешних. В дальнейшем население Командорских островов пополнялось не только алеутами, но и креолами (потомками европейцев и алеутов) и русскими промышленниками из Атки и Калифорнии, женившимися на алеутках.

Остров Беринга заселяли в основном выходцы с Атки, в 1827 их было уже 110 человек. В 1900 году на острове Беринга проживало 279 алеутов, а на острове Медном — 253 выходца с Атау. Ныне на Командорах обитает 550 алеутов. Основной целью Российско-Американской компании было сохранение их традиционного хозяйства как надежного источника прибылей. Чиновники назначали приказчиков и байдарщиков для организации промысла на отдаленных островах.

Официальный статус алеутов приближался к статусу инородцев Российской империи: они платили в казну ясак, а с 1821 признаны российскими подданными. В 1867 Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США. В России алеуты остались лишь на Командорах. С 1891 по 1917 годы острова арендовали различные торгово-промышленные компании.

После окончания гражданской войны на Дальнем Востоке началось восстановление разрушенного хозяйства на островах, развитие земледелия, скотоводства, рыбного и морского зверобойного промыслов. Процесс возрождения алеутов включал создание в 1925 году зверосовхоза, выделение в 1928 году Командорских островов в Алеутский национальный район, участие народа в управлении, подготовку кадров национальной интеллигенции, технических специалистов. С 1935 начался прирост численности населения. В то же время развивается процесс рассеивания алеутов, их оседания на материке. С 1969 года алеуты, в основном, живут в селе Никольском. По образу жизни и социальной структуре не отличаются от приезжего населения. Возросло количество межнациональных браков.

Религия алеутов.
Для традиционных верований характерен анимизм (от лат. anima, animus — душа, дух) — представления о душе как жизненной силе и существовании добрых и злых духов и их влиянии на жизнь человека. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавались по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок. Среди алеутов был распространён шаманизм, в мифологии которого бытовали представления о разных мирах. Шаманский костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизировал птицу. Помимо шаманства существовала также охотничья магия (от греч. mageia — колдовство, волшебство), заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах и ношении амулетов, охраняющих владельца.

В конце XVIII века алеуты, испытав сильное влияние русской культуры, были обращены в православие. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились религиозные книги, переведённые на алеутский язык. Характерно, что часть аборигенов стала миссионерами. Алеуты до сих пор остаются стойкими приверженцами православия, религиозные обряды исполняют на русском и алеутском языках.

Хозяйственная деятельность алеутов.

Особенности жизни командорских алеутов определялись изолированностью островов. До 1867 их население работало на Российско-Американскую компанию: заготавливало пушнину, мясо и жир морских животных, сохраняя традиционную культуру. Основное место занимали охота на морских животных с байдар и добыча котиков на суше.

Промысел начинался в конце апреля. С весны до осени ловили рыбу. В середине июля охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин) и метательного снаряда (бола) — связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника. Отлавливали их и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями. Зимой промышляли с берега тюленей. Морского бобра (калана) добывали в открытом море при помощи гарпуна (метательного копья на длинной веревке), сивучей и моржей — на лежбищах, нерпу заманивали на берег манком — надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки, на китов охотились с помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконитом. Через 2-3 дня море выбрасывало на берег тушу животного. Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок — деревянных дощечек 50-70 см длиной с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом. Были известны также лук, стрелы и ружья.

АЛЕУТЫ (самоназвания - унанган, унангас; буквально - жители побережья), один из эскимосско-алеутских народов на северо-западе США и северо-востоке России. Живут в основном на Командорских (село Никольское на острове Беринга) и Алеутских островах, юго-западе Аляски и прилегающих островах.

Численность в России 540 человек (из них 464 человека - в Камчатской области; 2002 год, перепись), США - 2,5 тысяч человек (2000 год, оценка). Относятся к арктической расе. Говорят на алеутском языке, есть носители медновско-алеутского языка. В США говорят также на английском языке, в России большинство перешло на русский язык. Верующие - православные, с 1993 года появились приверженцы Церкви Полного Евангелия (близки к пятидесятникам).

Обособление алеутов от эскимосско-алеутской общности происходило, по-видимому, на Алеутских островах в 6-3-м тысячелетиях до нашей эры. Численность в доконтактный период 12-15 тысяч человек. С середины 18 века испытывали влияние русских, с 1799 года находились под управлением Российско-Американской компании, были обращены в православие, распространились письменность, школьное обучение. В 19 веке часть алеутов была переселена компанией на Командорские острова и острова Прибылова. После перехода Алеутских островов к США (1867 год) американские алеуты находились под управлением военной администрации, с 1915 года - Бюро по делам индейцев.

Численность алеутов резко упала в конце 19 - начале 20 веков. В СССР в 1926 году был создан Туземный совет (с 1932 года - Алеутский национальный район, с 1996 года - Алеутский район). До середины 20 века алеуты делились на восточную (уналашкинскую) и западную (аттовскую) группы. Во время 2-й мировой войны (после захвата японцами острова Атка) аттовские алеуты были вывезены американцами на Аляску, в 1946-48 годах возвращены на Алеутские острова (остров Атка). С середины 20 века численность алеутов возрастает, в 1960-е годы в США началось движение за возрождение алеутской культуры, возникла Алеутская лига, входящая в Федерацию коренных народов Аляски, с 1971 года хозяйственными проблемами занимается Алеутская региональная корпорация. Современные алеуты США заняты на котиковых промыслах, работают по найму в рыбоконсервной промышленности. Командорские алеуты занимаются рыболовством и зверобойным промыслом, огородничеством и животноводством. В 1990-х годах возникли Ассоциация алеутов «Анасарко» и Международная ассоциация алеутов.

Основные традиционные занятия - зверобойный промысел и рыболовство. Зимние жилища (до начала 19 века) - полуземлянки, освещаемые и отопляемые жировой лампой, со светодымовым отверстием в кровле, служившим также входом (наверх забирались по бревну с зарубками). У восточных алеутов были известны большие полуземлянки (улагамах, в русской литературе улягам) для большесемейных общин (по 10-40 малых семей). Поселения управлялись вождями (тукух, позднее - туйунах, тоёны) и советами старейшин. Сохранялись элементы материнских и отцовских родовых отношений, полигамия, выкуп и отработки за жену, гостеприимный гетеризм, кросс-кузенный брак, авункулат. К середине 18 века существовали социальная дифференциация, военная организация, домашнее рабство. Традиционная религия - вера в духов, охотничья магия, шаманизм. Практиковалась мумификация умерших.

Основной праздник - зимнего солнцестояния. Ко времени прихода русских были распространены героический эпос, богатырские и мифологические сказки, в том числе из цикла о Вороне. В музыкальном творчестве выделялись близкие к эскимосским врачевательные и семейно-бытовые песни, для которых характерны звукоподражания и вокальное интонирование, опирающееся на речевые формы (диапазон - в пределах квинты). Алеуты Алеутских островов заимствовали у русских наигрыши на балалайке, гармонике, у американцев - танцы в стиле кантри, на Командорских островах распространены кадрили, русский городской романс, частушки (до середины 20 века), исполняемые на алеутском языке под гитару и гармонику. Популярны танцы типа баланс, объединяющие элементы разных традиций.

Были развиты резьба по дереву и кости (украшения, амулеты, фигурки животных и людей, деревянные маски для ритуальных танцев и погребальные), гравировка по кости, узорное полихромное плетение из травы, так называемое шёковое, по технике близкое к ткачеству (циновки, утварь), орнаментальная и сюжетная (изображения животных, бытовые и охотничьи сцены) роспись по дереву (древки дротиков, охотничьи шляпы и др.).

Отличительную черту охотничьего костюма (особенно с середины 18 века) составляли мужские деревянные конические шляпы, надевавшиеся поверх капюшона камлейки: с удлинённым козырьком, украшенные полихромной росписью, резными костяными бляшками, перьями, сивучьим усом и другим; на макушке помещалась костяная фигурка зверя или птицы. Форма и орнамент зависели от социального статуса владельца. Крупные криволинейные орнаментальные мотивы алеутских шляп некоторыми учёными возводятся к древнеберингоморской культуре и через неё к древнему искусству народов нижнего Амура, Восточной и Юго-Восточной Азии, Океании и Австралии.

Лит.: Ляпунова Р. Г. Очерки по этнографии алеутов. Л., 1975; она же. Алеуты: Очерки этнической истории. Л., 1987; Laughlin W.S. Aleuts: Survivors of the Bering Land Bridge. Ν. Y., 1980; Lantis М. Aleut// Handbook of North American indians. Wash., 1984. Vol. 5.

Н. А. Лопуленко, Н. А. Татаренкова; В. И. Лисовой (устное творчество).