Курченко надежда -стюардесса звездочка моя ясная - песня. Пост памяти советской стюардессы надежды курченко, погибшей в небе от пули террористов Надя курченко история

По́двиг - героический поступок,
совершённый в трудных условиях

Наверное, все помнят песню «Звездочка моя ясная », но мало кто знает, что эта популярная песня посвящена юной девушке, убитой террористами всего за 3 месяца до ее свадьбы... 19-летняя стюардесса "Аэрофлота." Надежда Курченко была убита 45 лет тому назад в неравной схватке за жизнь пассажиров.

15 октября 1970 года, взлетев из батумского аэропорта, самолет АН-24 (рейс 244) с 46 пассажирами на борту должен был приземлиться в Краснодаре. Через несколько минут после взлета на высоте 800 метров двое пассажиров вызвали бортпроводницу Надежду Курченко и передали записку для пилотов с требованием изменить маршрут и лететь в Турцию.


Террористами оказались литовцы, отец и сын Бразинскасы . Позже компетентные органы досконально изучат все этапы их жизни. Окажется, что старший Бразинскас - 45-летний Пранас , антикоммунист, в 1944 году служил во вспомогательных войсках немецкой дивизии, где собирал понтонные мосты. Позже он снабжал литовских участников "сопротивления" оружием. В 1965 году Пранас Бразинскас, работая заведующим склада хозтоваров, получил пять лет колонии общего режима за хищение социалистической собственности, однако его условно-досрочно освободили через три года, и дабы не искушать судьбу, он уехал с сыном Альгирдасом в Узбекистан. Но и там Пранас стал организатором местного черного рынка, сын также участвовал в аферах отца. Когда в 1970 году Бразинскасами заинтересовался КГБ, они решили бежать из страны, не придумав ничего лучше, как захватить самолет.
Однако эти любопытные подробности биографии захватчиков еще не были известны ни остальным пассажирам борта, ни членам экипажа.



Бортпроводница Сухумского авиационного отряда Надежда Курченко рванулась к пилотам с криком: "Нападение!" Террористы кинулись за ней. "Никому не вставать! — закричал Альгирдас. — Иначе взорвем самолет!" Н. Курченко пыталась преградить им путь в кабину, и тогда Пранас в упор расстрелял ее из обреза.


Кадр из кинофиьма "Абитуриентка"


Позже в обшивке самолета насчитают 18 пробоин. Несколько пуль были выпущены в сторону салона, но никто из пассажиров не пострадал. Первому пилоту Георгию Чахракия пуля попала в позвоночник, и у него отнялись ноги. Превозмогая боль, он обернулся и увидел страшную картину: Надя без движения лежала в дверях пилотской кабины и истекала кровью. Штурману Валерию Фадееву прострелили легкое, а бортмеханик Оганес Бабаян был ранен в грудь. Больше всех повезло второму пилоту Сулико Шавидзе: пуля застряла в стальной трубе в спинке его сиденья.



Подвиг девятнадцатилетней Надежды Курченко, выпускницы Понинской школы-интерната Глазовского района в Удмуртии, бортпроводницы Сухумского авиационного отряда, не остался незамеченным. Она посмертно была награждена боевым орденом Красного знамени, В честь Нади писали песни, называли парки и улицы советских городов, ее именем названа малая планета № 2349, открытая учеными Крымской обсерватории, о ней снят фильм "Абитуриентка", именем Нади был назван пассажирский самолет, астероид, школы.


Это был первый случай в общемировой практике воздушного терроризма с убийством члена экипажа, угоном самолета в соседнюю страну и невозвращением преступников, чему способствовала явная двойная западная мораль



Вологодская поэтесса Ольга Фокина, написала стихотворение под названием «Песни у людей разные» задолго до гибели девушки. Стихотворение Ольги Фокиной попалось на глаза начинающему тогда композитору Владимиру Семенову. Он и написал в 1971 году песню «Звездочка моя ясная», ставшую хитом на века. А первым и популярнейшим исполнителем ее стала группа Стаса Намина «Цветы».



Памятник Надежде Курченко в Сухуми

Была видимость чистой! Был рейс «Ана» обычным.
Стюардесса была так светла и мила,
Потому что полёт был простым и привычным,
И не думала Надя, что вспыхнет беда!
Самолёт вдруг нежданно отклонило от курса,
Связь с Землёй прервалась!
Ни один человек на земле не подумал,
Что Надя погибла, но подлецам не сдалась!
...Надю вызвал к себе человек в первом кресле
И велел командиру письмо передать.
Осторожно взглянула на него стюардесса,
И вдруг понял он: "Она на пути может встать!"
Он рванулся за ней, Надя жёстко сказала:
"Гражданин! Вы вернитесь, сюда же нельзя!"
Он достал револьвер, и она закричала,
Приоткрыв дверь кабины:"Нападенье, друзья!"
Грянул выстрел. Надя шатнулась, но встала,
Прижимаясь к дверям, заслоняя друзей.
Но бандит, озверев, дал второй, ты упала.
Так погибла, Надежда, от рук палачей!
А наутро страна вся о Наде узнала.
И как в Турцию угнан был наш самолёт!
Экипаж, пассажиров стюардесса спасала!
И убита была, не закончив полёт!
Я, хотя не летала на её самолёте,
Но душою и сердцем ты стала мне дорога.
Преграждая бандитам путь к кабине пилота,
Ты за Родину нашу жизнь свою отдала!
И летит самолёт её именем названный,
И с цветной фотографией, где погибла она!
И увидят Надежду люди самые разные,
И величие подвига будут помнить всегда!

Татьяна Смирнова

Источники:

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Надежда Владимировна Курченко (1950-1970) - бортпроводник Сухумского авиационного отряда. Погибла (убита), пытаясь предотвратить угон самолёта террористами.
Награждена орденом Красного Знамени (посмертно).

Родилась 29 декабря 1950 года в селе Новополтава Ключевского района Алтайского края. Окончила школу-интернат (где после смерти ей установлен памятник) в селе Понино Глазовского района Удмуртской АССР. С декабря 1968 года работала бортпроводником Сухумского авиаотряда.

Была убита Пранасом Бразинскасом 15 октября 1970 года, пытаясь предотвратить угон им и его 15-летним сыном Альгирдасом самолёта Ан-24 (борт СССР-46256), летевшего рейсом № 244 Батуми - Сухуми - Краснодар. Ровно через три месяца у Надежды должна была быть свадьба.

Память

В честь Надежды Курченко названы улицы в ряде городов на территории бывшего СССР.
Имя Надежды Курченко присвоено одному из пиков Гиссарского хребта, танкеру российского флота и астероиду.
В селе Новополтава в Алтайском крае рядом со школой, которой присвоили имя Надежды Курченко, установлен памятник в её честь. В школе создан музей Надежды Курченко.
С 1982 года в Глазове ежегодно, в октябре, проводится пробег памяти Надежды Курченко. Мемориальный пробег включен во Всероссийский календарь соревнований по лёгкой атлетике. В пробеге на дистанциях 3 и 10 километров принимают участие спортсмены всех возрастов из Ижевска, городов и сельских районов Удмуртии и представители из других городов России.
В школе юных лётчиков Ижевска был создан музей Надежды Курченко.
В горах, на границе Абхазии и Краснодарского края установлен обелиск Надежде Курченко.
Художественный фильм «Абитуриентка» (Киностудия имени А. Довженко, режиссёр Алексей Мишурин)

15 октября 2015 г. исполнилось 45 лет со дня гибели 19-летней стюардессы Надежды Курченко, которая ценой собственной жизни пыталась предотвратить захват советского пассажирского самолёта террористами.

45 лет со дня подвига советской стюардессы Надежды Курченко

Это был первый случай захвата такого масштаба пассажирского самолёта (хайджекинг). С него, в сущности, и началась многолетняя серия подобных трагедий, забрызгавших кровью невинных людей небеса всего мира.

А начиналось всё так.
Ан-24 поднялся в небо с батумского аэродрома 15 октября 1970 года в 12 часов 30 минут. Курс - на Сухуми. На борту самолёта находились 46 пассажиров и 5 членов экипажа. Время в полёте по графику - 25-30 минут.
Но жизнь поломала и график, и расписание.
На 4-й минуте полёта самолёт резко отклонился от курса. Радиооператоры запросили борт - ответа не последовало. Связь с контрольно-диспетчерским пунктом прервалась. Самолёт уходил в сторону близкой Турции.
В море вышли военные и спасательные катера. Их капитаны получили приказ: на полном ходу следовать к месту возможной катастрофы.
Борт не отвечал ни на один из запросов. Ещё несколько минут - и Ан-24 покинул воздушное пространство СССР. И в небе над турецким прибрежным аэродромом Трабзон вспыхнули две ракеты - красная, затем - зелёная. Это был сигнал аварийной посадки. Самолёт коснулся бетонного пирса чужой воздушной гавани.
Телеграфные агентства всего мира немедленно сообщили: угнан советский пассажирский самолёт. Бортпроводница убита, есть раненые. Всё.

Вспоминает Георгий Чахракия - командир экипажа Ан-24, №46256, выполнявший 15 октября 1970 года рейс по маршруту Батуми-Сухуми - Я помню всё. Досконально помню.
Такие вещи не забываются, - В тот день я Наде сказал: «Мы договорились, чтобы в жизни ты считала нас своими братьями. Так почему ты не откровенна с нами?
Мне известно, что скоро придётся погулять на свадьбе...» - вспоминает с грустью лётчик. - Девушка подняла голубые глаза, улыбнулась и сказала: «Да, наверное, на ноябрьские праздники». Я обрадовался и, покачав крыльями самолёта, во весь голос закричал: «Ребята! На праздники гуляем на свадьбе!»... А уже через час знал, что никакой свадьбы не будет...

Сегодня, спустя 45 лет, я намерен вновь - хотя бы вкратце - изложить события тех дней и снова сказать о Наде Курченко, её мужестве и её героизме. Сказать об ошеломляющей реакции миллионов людей так называемого застойного времени на жертвенность, отвагу, смелость человека. Сказать об этом прежде всего людям нового поколения, нового компьютерного сознания, рассказать, как это было, ибо моё поколение помнит и знает эту историю, а главное - Надю Курченко - и без напоминаний. А молодым людям нелишне бы знать, почему многие улицы, школы, горные вершины и даже самолёт носят её имя.
...После взлёта, приветствий и наставлений пассажирам бортпроводница вернулась в своё рабочее помещение, узкий отсек. Она открыла бутылку "боржоми" и, дав воде настреляться сверкающими крохотными ядрами, наполнила четыре пластмассовых стаканчика для экипажа. Поставив их на поднос, вошла в кабину.

Экипаж всегда был рад присутствию в кабине красивой, юной, на редкость доброжелательной девушки. Наверное, и она чувствовала это отношение к себе и, конечно, радовалась тоже. Возможно, и в этот предсмертный час она с теплом и благодарностью подумала о каждом из этих ребят, легко принявших её в свой профессиональный и дружеский круг. Они относились к ней, как к младшей сестре, с заботой и доверием.
Безусловно, у Нади было замечательное настроение - утверждали все, кто видел её в последние минуты её чистой, счастливой жизни.
Напоив экипаж, она вернулась в свой отсек. В этот момент и раздался звонок: бортпроводницу вызывал кто-то из пассажиров. Она подошла. Пассажир сказал:
- Передай срочно командиру, - и протянул ей какой-то конверт.

В 12.40. Через пять минут после взлёта (на высоте около 800 метров) мужчина и парень, сидевшие на передних креслах, вызвали бортпроводницу и отдали ей конверт: «Передайте командиру экипажа!». В конверте был отпечатанный на печатной машинке «Приказ №9»:
1. Приказываю лететь по указанному маршруту.
2. Прекратить радио связь.
3. За невыполнение приказа - Смерть.
(Свободная Европа) П.К.З.Ц.
Генерал (Крылов)
На листе стояла печать, на которой по-литовски было написано: «... rajono valdybos kooperatyvas» («кооператив управления... района»). мужчина был одет в парадную форму советского офицера.
Надя взяла конверт. Их взгляды наверняка встретились. Она наверняка удивилась, каким тоном были сказаны эти слова. Но выяснять ничего не стала, а шагнула к дверце багажного отделения - дальше была дверь пилотской кабины. Вероятно, ощущения Нади были написаны на её лице - скорее всего. А чувствительность волка, увы, превосходит любую другую. И, наверное, как раз благодаря этой чувствительности террорист усмотрел в глазах Нади неприязнь, подсознательное подозрение, тень опасности. Этого оказалось достаточно, чтобы больное воображение объявило тревогу: провал, приговор, разоблачение. Самообладание отказало: он буквально катапультировался из кресла и бросился вслед за Надей.

Она успела сделать лишь шаг к пилотской кабине, когда он распахнул дверцу её отсека, только что ею закрытую.
- Сюда нельзя! - закричала она.
Но он приближался, как тень зверя. Она поняла: перед ней враг. В следующую секунду понял и он: она поломает все планы.
Надя закричала снова.
И в то же мгновение, захлопнув дверь кабины, развернулась лицом к разъяренному таким ходом дел бандиту и приготовилась к нападению. Он, так же как и члены экипажа, услышал её слова - без сомнения.Что оставалось делать? Надя приняла решение: не пропускать нападающего в кабину любой ценой. Любой!
Он мог быть маньяком и перестрелять экипаж. Он мог погубить экипаж и пассажиров. Он мог... Она не знала его действий, его намерений. А он знал: прыгнув к ней, он попытался сбить её с ног. Упёршись руками в стенку, Надя удержалась и продолжала сопротивляться.

Первая пуля попала ей в бедро. Она ещё плотнее прижалась к пилотской двери. Террорист попытался сжать ей горло. Надя - выбить из его правой руки оружие.
Шальная пуля ушла в потолок. Надя отбивалась ногами, руками, даже головой.
Экипаж оценил ситуацию мгновенно. Командир резко прервал правый разворот, в котором находились в минуту нападения, и тут же завалил ревущую машину влево, а затем - вправо. В следующую секунду самолёт пошёл круто вверх: пилоты старались сбить с ног напавшего, полагая, что опыт его в этом деле невелик, а Надя удержится.
Пассажиры были ещё с ремнями - ведь табло не гасло, самолёт только набирал высоту.
В салоне, увидев бросившегося к кабине пассажира и услышав первый выстрел, несколько человек мгновенно расстегнули ремни и вскочили с кресел. Двое из них были ближе всего к месту, где сидел преступник, и первыми почувствовали беду. Галина Кирьяк и Аслан Кайшанба не успели, однако, сделать и шага: их опередил тот, кто сидел рядом с убежавшим в кабину. Молодой бандит - а он был намного моложе первого, ибо они оказались отцом и сыном - выхватил обрез и выстрелил вдоль салона. Пуля просвистела над головами потрясённых пассажиров.
- Ни с места! - заорал он. - Не двигаться!

Пилоты с ещё большей резкостью стали бросать самолёт из одного положения в другое. Молодой выстрелил снова. Пуля пробила обшивку фюзеляжа и вышла навылет.
Разгерметизация воздушному судну ещё не угрожала - высота была незначительной.
Распахнув пилотскую кабину, она крикнула экипажу изо всех сил:
- Нападение! Он вооружён!
В следующий после второго выстрела миг молодчик распахнул серый плащ и люди увидели гранаты - они были привязаны к поясу.
- Это для вас! - закричал он. - Если кто-нибудь ещё встанет - взорвём самолёт!
Было очевидно, что это не пустая угроза - в случае провала им терять было нечего.
Между тем, несмотря на эволюции самолёта, старший оставался на ногах и со звериной яростью пытался оторвать Надю от двери пилотской кабины. Ему нужен был командир. Ему нужен был экипаж. Ему нужен был самолёт.
Поражённый неимоверным сопротивлением Нади, разъярённый собственным бессилием справиться с раненой, окровавленной хрупкой девушкой, он, не целясь, не думая ни секунды, выстрелил в упор и, отбросив отчаянную защитницу экипажа и пассажиров в угол узкого прохода, ворвался в кабину. За ним - его выродок с обрезом.
Дальше была бойня. Их выстрелы глушились их же криками:
- В Турцию! В Турцию! Вернётесь к советскому берегу - взорвём самолёт!

Trinixy.ru›…podviga-sovetskoy…kurchenko…foto.html

Задача данной статьи - выяснить, как заложена трагическая гибель советской стюардессы НАДЕЖДЫ КУРЧЕНКО в её код ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

11 31 48 72 78 92 103 118 132 133 138 144 152 157 158 161 173 174 179 189 202 212 229 244 247 261 262
К У Р Ч Е Н К О Н А Д Е Ж Д А В Л А Д И М И Р О В Н А
262 251 231 214 190 184 170 159 144 130 129 124 118 110 105 104 101 89 88 83 73 60 50 33 18 15 1

14 15 20 26 34 39 40 43 55 56 61 71 84 94 111 126 129 143 144 155 175 192 216 222 236 247 262
Н А Д Е Ж Д А В Л А Д И М И Р О В Н А К У Р Ч Е Н К О
262 248 247 242 236 228 223 222 219 207 206 201 191 178 168 151 136 133 119 118 107 87 70 46 40 26 15

КУРЧЕНКО НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА = 262.

К(онец) + У(бита) + (выст)Р(елом) (закон)ЧЕ(на) (жиз)Н(ь) + КО(нец) + НА(па)ДЕ(ние) + (нео)Ж(и)ДА(нный) В(ыстре)Л + (р)А(нение) (сер)Д(ца) +(вследств)И(е) (трав)М(ы) И(злияние) (к)РОВ(и) + (кончи)НА

262 = К, + У, + ,Р,ЧЕ,Н, + КО, + НА,ДЕ, + ,Ж,ДА, В,Л + ,А,Д, + ,И,М, И,РОВ, + ,НА.

16 48 67 81 82 87 110 111 130 145 151 166 177 196 228 230 247 279
П Я Т Н А Д Ц А Т О Е О К Т Я Б Р Я
279 263 231 212 198 197 192 169 168 149 134 128 113 102 83 51 49 32

"Глубинная" дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:

П(роникающа)Я + (огнес)Т(рельная) (ра)НА (сер)ДЦА + (смер)Т(ельн)О(е) (ранени)Е + О(т) (прони)К(ающего) (огнес)Т(рельного) (ранени)Я (ги)Б(ель) + (сме)Р(тельно) (раненна)Я

279 = П,Я,Т,НА,ДЦА + ,Т,О,Е + О,К,Т,Я,Б, + ,Р,Я.

48 = ПЯ(тнадцатое...)
______________________________
231 = (пя)ТНАДЦАТОЕ ОКТЯБРЯ

48 = (в у)ПОР
_______________________________
231 = ЗАСТРЕЛ В СЕРДЦЕ В УПОР

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ: ДЕВЯТНАДЦАТЬ = 157.

5 11 14 46 65 79 80 85 108 109 128 157
Д Е В Я Т Н А Д Ц А Т Ь
157 152 146 143 111 92 78 77 72 49 48 29

262 = 157-ДЕВЯТНАДЦАТЬ + 105-ПОГИБШАЯ.

157 - 105 = 52 = УБИТА.

"Глубинная" дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:

(преж)ДЕВ(ременна)Я (смер)Т(ь) + (ог)Н(естрельная) (ран)А (сер)ДЦА + (смер)ть

157 =,ДЕВ,Я,Т, + ,Н,А,ДЦА + ,ТЬ.

Смотрим столбец в верхней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

157 = ДЕВЯТНАДЦАТЬ
____________________________
110 = (повреж)ДЕНИЕ СЕРДЦ(а)

157 = 87-(пу)ЛЕВАЯ РАНА + 70-ПОВРЕЖД(ение...)
______________________________________________
110 = (повреж)ДЕНИЕ СЕРДЦ(а)

157 = ПОГИБШАЯ ПРЕЖД(евременно)
__________________________________
110 = (погиб)ШАЯ ПРЕЖД(евременно)

Ей было 19 лет. Красивая девушка встала на пути вооруженных бандитов, захвативших самолет Аэрофлота 15 октября 1970 года. Случай был первым. До этого момента в СССР не было...

Ей было 19 лет. Красивая девушка встала на пути вооруженных бандитов, захвативших самолет Аэрофлота 15 октября 1970 года. Случай был первым. До этого момента в СССР не было угонов самолетов. Или мы о них ничего не слышали?

АН-24 взлетел из Батуми и стал двигаться в сторону Сухуми. Обычный, ничем не примечательный рейс. Такие полеты были почти автобусными рейсами. Тридцать минут и посадка. Но оказалось, что курс не совпадал с планами бандитов.

Радиолокаторы зафиксировали резкое отклонение от курса в сторону Турции. Самолет молчал. Капитаны в море получили приказ следовать к возможному месту падения воздушного лайнера. Никому в голову не пришло, что самолет угнан.

Через несколько минут приборы зафиксировали, что самолет пересек государственную границу СССР. Экипаж выстрелил из ракетницы определенный сигнал аварийного приземления.

Шасси покатились по чужой территории. Через полчаса весь мир услышал сообщение: угон воздушного судна Советского Союза. Погибла стюардесса, среди пассажиров раненые.

…Девушка Надя собиралась замуж. Уже готово свадебное платье и белые туфли. Свадьба назначена через три недели. И командир приглашен с экипажем. Через час после взлета командир понял, что свадьба не состоится.

В последний час ее юной жизни, она была доброжелательна и улыбчива. Разлив по стаканчикам «Боржоми», понесла в кабину экипажа. Как всегда. Экипаж любил эту скромную девушку.

Возможно, она думала об этих людях, который скоро придут к ней на свадьбу? Она любила свою работу, ей нравилось улыбаться людям. Напоив команду летчиков, она услышала звонок вызова стюардессы.

Пассажир протянул листок бумаги и приказал срочно передать экипажу. На листке отпечатаны требования об изменении курса и выключение радиосвязи с землей. Иначе самолет будет взорван.


Человек, передавший конверт, был в парадной форме офицера. Они встретились взглядами, но чувствительность волка всегда выше, чем любая другая. Он увидел неприязнь в глазах юной девушки.

Тень опасности подбросила его с кресла вслед за Надей. Распахнув дверь отсека, он понял, что сейчас эта девочка поломает его планы. Тень зверя нависла над ней. Надя закричала. Ее услышали в кабине самолета, а она решилась вступить в схватку с врагом.

Молоденькая девушка не могла даже предположить, что сделает захватчик. Маньяк? Психически ненормальный? Он мог…Она не могла пропустить его в кабину. Прыгнув, бандит пытается сбить ее с ног. Надя сопротивлялась. Бандит был готов на все.

Первый выстрел. Надя ранена в бедро. Надя прижалась спиной к кабине пилотов, а он попытался схватить ее за горло. Она пытается выбить пистолет, но…Второй выстрел. Мимо. Девушка сопротивлялась, как могла – пиналась, дралась.

Командир быстро понял, что происходит за дверью. Стал кренить самолет в разные стороны, надеясь опрокинуть напавшего. А стюардесса устоит, бывалая. Люди еще пристегнуты ремнями.

Пассажир рванулся на помощь, но вскочил второй бандит и выстрелил в проход из ружья. Пассажиры поняли, что двигаться не стоит. А пилот все кидал машину из стороны в сторону.

Опять выстрел в обшивку самолета. Высота была незначительной, и разгерметизация не грозила самолету. Надя закричала: «Нападение! Он вооружен»! Захватчик распахнул плащ. На поясе висели гранаты.

Самолет будет взорван, если они не уйдут за границу. Он яростно рвал Надежду, вцепившуюся в дверь. Какая-то пигалица не пропускает в кабину. Третий выстрел – и хрупкая, нежная голубоглазая девушка падает уже навсегда.

Никто не стоит между бандитом и пилотом. Надя упала. И началась бойня. Стреляли в кабине, хотя летчики были нужны, чтобы воздушное судно продолжило путь в чужую страну.


Восемнадцать отверстий было в кабине самолета после приземления. Командир Чахракия получил ранение в позвоночник. Ужасающая картина за спиной. Мертвая Надя и тяжело раненый штурман. Стонет раненый бортмеханик Бабаян.

Повезло только второму пилоту Шавидзе. Его пули застряли в спинке кресла. А бандит орал, как будто подбадривал себя. Среди дикого ора слышно только слово Турция!

Пассажиры были готовы к смерти. Преступники тоже. Они пинали упавших раненых ногами, командиру главный из них сказал, что все случается. Возможно они погибнут. Их могут сбить турецкие ПВО.

Через несколько минут воздушное судно пересекло государственную границу СССР. Включенный сигнал «SOS» сработал. Их не сбили. Выстрелили зелеными ракетами, чтобы освободили взлетно-посадочную полосу аэродрома Трабзон.

Самолет покатился по чужой полосе. Его сразу оцепили силы безопасности Турции. Бандиты сразу сдались представителям власти Турецкой республики. Была оказана срочная помощь всем пострадавшим.


На ломанном русском языке предложили желающим политическое убежище. Желающих не оказалось. На следующий день все пассажиры покинули Турцию. Тело юной Нади Курченков тоже отправлено в СССР.

Поколение семидесятых помнит ошеломительную новость о смерти стюардессы, закрывшей своим телом весь мужской экипаж самолета. Ее имя присвоено школе, где она училась, в нескольких городах есть улицы с табличкой, где написана ее фамилия.



Пик горного хребта, малая планета в далеком космосе. Есть даже именной самолет. За мужественный поступок юную девушку наградили посмертно орденом боевого Красного Знамени.

Что стало с угонщиками? Их арестовали и судили в Турции, отказавшись выдать властям СССР. Несмотря на довольно суровое наказание, они попали под амнистию. И вскоре были освобождены.

Судя по дальнейшим событиям, Бразинскасы Пранас и Альгирдас – отец и сын — хотели уехать в Америку. Но Америка отказала в просьбе о политическом убежище. США не хотели ссоры с СССР.

Тогда бандиты купили билеты в Канаду. Промежуточная посадка в Нью-Йорке стала поводом к их задержанию миграционными властями. Политический статус они не смогли получить. Но американские паспорта им выдали.

Успеха в Америке отец и сын не добились. Жили на пособие по безработице, бедствовали. Уже совсем старого отца Альгирдас забил гантелей. Голова погибшего превратилась с кашу. Суд присяжных приговорил его к двадцати годам тюремного заключения.

Как 45 лет назад 19-летняя стюардесса Надежда Курченко встала на пути вооруженных бандитов


Тогда, в октябре 1970-го, сама попытка вооруженного захвата гражданского самолета выглядела невиданным злодейством. Это потом террористы всех мастей откроют охоту за лайнерами по миру. Стоит порыться в памяти — и тут же на свет явятся угон заключенными якутской тюрьмы рейсового Ту-154 в Пакистан, захват в Минводах борта «Аэрофлота» Шамилем Басаевым, атака террористами Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и еще десятки случаев. А первой жертвой воздушного пиратства стала наша стюардесса Надя Курченко. Трагедия, потрясшая СССР, стала поводом к ужесточению контроля за безопасностью на бортах гражданских судов. Хрупкая девушка отдала свою жизнь, чтобы сохранить многие другие.

Итак, 15 октября 1970 года из Батуми вылетел пассажирский Ан-24 по маршруту Симферополь — Одесса. Самолет еще не успел набрать высоту, когда двое пассажиров, отец и сын Бразинскасы, вызвали стюардессу и, угрожая обрезом, передали требование экипажу: взять курс на Турцию. Надя успела подать сигнал тревоги, преградить бандитам путь к пилотской кабине — и была сражена выстрелом в упор. Бразинскасы стреляли не переставая — и в кабине, и в салоне. Потом в обшивке Ан-24 насчитают 18 пулевых отверстий! Серьезные ранения получили штурман Валерий Фадеев и бортмеханик Оганес Бабаян. Пилоту Георгию Чахракия пуля раздробила позвоночник, и самолет в турецком Трабзоне он сажал с почти отказавшими ногами. Посадил...

Турецкие власти вернули пассажиров и самолет, но отказались выдать угонщиков. Пранас и Альгирдас Бразинскасы, недолго отсидев в турецкой тюрьме, вышли по амнистии и перебрались в США. Там они получили новые имена, вид на жительство и домик в Калифорнии. Но не зря говорят, что бог шельму метит: в ссоре младший Бразинскас убил отца, за что получил уже 16 лет лишения свободы.

Звериная сущность убийц Нади Курченко проявилась в полной мере, но Америка даже не смутилась. А ведь власти США в свое время оставили без внимания и требования советской стороны выдать преступников, и письма членов экипажа, оставшихся инвалидами. Мать погибшей стюардессы Генриетта Ивановна Курченко добилась встречи с президентом Рейганом в американском посольстве. После чего Госдепартамент США объявил, что «озабоченность США международным терроризмом не распространяется на случай с Бразинскасами». А тогдашний госсекретарь Сайрус Вэнс объявил убийц борцами за права человека.

Все строже, и строже, и строже...

После угона батумского самолета в СССР были приняты меры по повышению безопасности на бортах гражданских воздушных судов. На всех пассажирских самолетах усилили двери в кабины экипажей, установили глазки. Начали продавать авиабилеты только по паспортам, в аэропортах ввели выборочный досмотр багажа. Рейсы с маршрутами вблизи госграницы сопровождались сотрудниками милиции в штатском. Советский Союз стал 120-м членом ИКАО, ратифицировал Гаагскую конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов.

Но 23 апреля 1973 года последовал новый инцидент — на этот раз с Ту-104, следовавшим из Ленинграда в Москву. Угонщик потребовал лететь в Стокгольм, а при попытке посадки в советском аэропорту привел в действие взрывное устройство. Погибли угонщик и командир экипажа, а пассажиров успели спасти из горящего самолета.

После того случая в гражданской авиации ввели обязательный досмотр пассажиров, в аэропортах появились металлоискатели. Угон воздушного судна стал квалифицироваться как самостоятельный вид преступления, за которое давали 15 лет лагеря и даже смертную казнь. Для борьбы с терроризмом 29 июля 1974 года распоряжением председателя КГБ Юрия Андропова было создано спецподразделение — группа «А».

А в 1980-1990-е в нашей стране случился новый всплеск воздушного пиратства. Мы даже выбились в лидеры среди европейских держав в этом виде преступности. И всякий раз первыми с угонщиками сталкивались стюардессы. Ирина Викторова — одна из них.

«В «Аэрофлоте» имя Нади Курченко у всех было на слуху, но я не могла представить, что со мной может случиться нечто подобное, — рассказывает мне Ирина, бывшая в ту пору стюардессой тбилисского авиаотряда. — В ноябре 1983 года наш Ту-134 следовал в Батуми. На подлете к Кутаиси попали в грозовой фронт, командир решил вернуться. Когда я вышла сообщить об этом пассажирам, то увидела жуткую картину. В проходе стоял парень с гранатой. Другой выстрелил из пистолета в сидящего впереди мужчину... Как потом стало известно, семеро угонщиков из грузинской «золотой молодежи» зарегистрировались в депутатском зале, минуя досмотр. Меня бандиты избили. Они схватили стюардессу Валю и поволокли к кабине. В глазок пилоты увидели ее лицо и дверь открыли. Штурман Владимир Гасоян открыл огонь на поражение, началась беспорядочная пальба. В этом аду хрупкая Валя оттащила от двери раненого бандита и помогла пилотам закрыться в кабине. Экипажу чудом удалось посадить самолет.

На суде оставшихся в живых угонщиков спросили: «Вы же дети обеспеченных родителей — взяли бы турпутевки и остались за границей». Ответ вызвал шок: «А мы хотели улететь как Бразинскасы — с шумом и со стрельбой! Тогда бы нас не выдали...»

Нервы горят на такой работе

А вот стюардессе боинга «Аэрофлота» Ане Филатовой 18 марта 2005 года, можно сказать, повезло — как и всем 214 пассажирам, летевшим рейсом Сидней — Токио — Москва.

«Мы уже зашли на посадку в 15 километрах от Шереметьево, и тут загорелась лампочка вызова. Подошла к пассажиру, парень пригласил меня сесть рядом. Показывает — на поясе взрывчатка. Требует произвести посадку в Грозном. Доложила командиру, а сама продолжила разговор с угонщиком. Потом не могла вспомнить, о чем мы говорили, как он реагировал — таково было нервное напряжение. К счастью, все наземные и спецслужбы сработали четко — угонщика нейтрализовали. Выяснилось, что на поясе у него был муляж бомбы. Но нервы-то мы расходовали всерьез. Мне та история аукнулась: нервный срыв, больничная койка. До сих пор мне иногда снятся глаза того пассажира...»

Инструкции инструкциями, а мужество никто не отменял

Сегодня в гражданской авиации много сделано, чтобы та трагедия 45-летней давности не повторилась. Пилотская кабина надежно укреплена, дверь всегда на замке. Даже бортпроводник может в кабину попасть, лишь предварительно связавшись с экипажем. Ну а если все-таки преступник проник на борт и решился на угон? Служебная памятка вменяет бортпроводнику в обязанность принять дополнительные меры к предотвращению возможного проникновения правонарушителей в пилотскую кабину. Для начала сообщить по внутренней связи командиру обстановку в салоне, предпринять попытку убедить правонарушителей, что экипаж вынужден выполнить их требования, поэтому нет необходимости входить туда. Согласиться на передачу записки командиру ВС только при условии нахождения правонарушителей на своих местах. В подробном перечне дальнейших необходимых действий помимо указания отвлекать и сдерживать правонарушителей от насилия напоминать о неотвратимости за это уголовной ответственности.

Про личное мужество в инструкции ничего не сказано. Видимо, потому, что у наших стюардесс это качество считается само собой разумеющимся.

P.S. В Сухуми хотели поставить на постамент в парке имени Надежды Курченко тот самый Ан-24. Но ту машину ждала непростая судьба. Борт № 46586, пройдя капитальное восстановление на Киевском авиаремонтном заводе, попал потом в советский Узбекистан. Там честно трудился на местных трассах до 1997 года, после чего был распилен на металлолом.