Сценарий мероприятие в школе посвященное дню байкала. Мероприятие «Озеро Байкал. Сценарий Славное море – священный Байкал

«Не на карте надо искать великое озеро, надо искать его в себе…»
(И. Широбоков)

Найдется ли хотя бы один человек, не пож елавший увидеть своими глазами Байкал? Об озере мы впервые узнаем еще в детском возрасте. И в детском воображении возникает тот таинственный уголок земли, который манит к себе своими чудесами, загадками и невиданной непостижимой красотой.

Байкал - это уникальное место, одно из неповторимых чудес планеты, поистине природная святыня не только россиян, но и всего мира. Оно знаменито своей геологической древностью и оригинальными формами животного и растительного мира, происхождение которых до конца ещё не разгадано. Огромные размеры и глубина этого озера, удивительно чистая и прозрачная вода, соперничающая по своему цвету то с лучшими кристаллами аквамарина, то с изумрудом, то с небесной лазурью, сказочно-красивые берега производят неизгладимое впечатление на каждого из нас.

День Байкала в 2018 году отмечается 7 сентября. К этой дате работники МКУК «Межпоселенческая центральная библиотека» подготовили для детей экологическое путешествие «Байкал - озеро хрустальной чистоты», включающее демонстрацию фотосюжетов о Байкале, экологическую викторину «Царство славного Байкала». Мероприятие было посвящено неповторимой флоре и фауне, а также существующим серьёзным экологическим проблемам, которые наносят огромный вред удивительному озеру и медленно его уничтожают. Ребята с интересом слушали историю названия, его происхождение. Узнали, что оно является объектом Всемирного природного наследия и имеет статус озера-заповедника, познакомились с его климатом, богатым и разнообразным, животным и растительным миром.

Но, к сожалению, в связи с развитием промышленности в Сибири, в том числе в районах, прилегающих к Байкалу, сооружением ряда крупных предприятий деревообрабатывающей, лесохимической и других отраслей, а также цветной металлургии, зачастую с грубыми нарушениями экологической обстановки, над уникальным озером нависла смертельная угроза. Спасти Байкал от загрязнения - неотложная задача нашего времени. Многие участники встречи предлагали конкретные природоохранные мероприятия: прекратить вырубку леса на берегах, создавать плакаты-предупреждения, построить очистные сооружения на предприятиях, поднять экологическую культуру населения. Обсуждая серьёзные экологические проблемы, присутствующие пришли к выводу, что надо внимательнее относиться к природе, ведь от каждого из нас зависит сберечь или разрушить окружающий нас мир.

После мероприятия школьники познакомились с литературой об уникальном озере. В фонде библиотеке представлено более 50 источников информации о Байкале. Из книг «Легенды и тайны Байкала», «Что в имени твоем Байкал» С.А. Гурулева, «Байкал в легендах и тайнах», О.К. Гусева «Священный Байкал», В. Богданова можно получить информацию об истории Байкала, его воде, ветрах, островах, реках.

Узнать об исследователях и исследованиях можно из книг П.А. Кардашевской «Исследователи Байкала», А.И. Голенковой «Следопыты Байкала». Про заповедники Байкала рассказывают книги С. Устинова «Заповедник на Байкале», «Байкал, Баргузинский заповедник». В библиотеке очень много альбомов, в которых представлены фотографии и статьи всех завораживающих своей красотой мест, окружающих Байкал на русском и английском языках: бухты, мысы, народы и традиции, животные, растения и другая информация. Большая часть литературы посвящена экологическим проблемам и вопросам охраны озера Байкал.

Навигация по записям

Книги А.Ф. Карнаухова

 

    «Всполохи души поющей» посвящены любовной лирике. Стихи, напечатанные в книге, пробуждают надежды на доброе будущее. В них просматривается неиссякаемая вера человека в силу любви, способную облагородить его и мир, придать им импульс к процветанию и развитию.

    Рассказ «Там, где гнездятся орлы» - о гордых и красивых птицах, с могучим размахом крыльев, самоотверженной и преданной любовью; о гордых и красивых людях, с их могучим размахом дел и свершений, с их мужеством и любовью к суровой сибирской природе.

    Стихи, напечатанные в книге «Звездные мерцания», - это стихи о Родине, любви и красоте человеческой жизни. Лирика, посвященная великим людям земли, а также размышления на библейские и мифологические темы.

    Сборник стихов «Геометрия жизни» - о любимом селе Невон, что расположен на берегу Ангары, о семье автора. Есть стихи, посвященные трудным годам Великой Отечественной войны, когда не только взрослые, но и дети вносили свой посильный вклад в копилку общей победы. Автор уделил в своих стихах должное внимание великим поэтам земли, историческим событиям, а также проблемам, волнующим мыслящего человека.

    В основу рассказа «Лихая» положен действительный факт, произошедший в Великую Отечественную войну с рядовым кавалеристом Егором, родом из деревни Невон. Большинство действующих лиц, упомянутых в рассказе, - реальные люди.

    В сборнике «Таёжный хмель» отражены впечатления автора от охоты, природы, тайги. Стихи отличаются самобытностью, присущей жителям таежного края.

    «Палитра времени» - пятая поэтическая книга Анатолия Карнаухова. В ней автор рассказывает о своей любви к малой родине и к окружающему миру. Стихи и поэмы, размещенные в книге, наполнены чувствами патриотизма и духовности. В них отражается глубокая вера автора в добро и справедливость, в чувство прекрасного и непреходящего.

Новые поступления

 

    В издании представлены избранные страницы дневников выдающегося русского путешественника Н.М. Пржевальского, которые являют собой увлекательный рассказ об экспедициях в Уссурийский край, Монголию, Китай, пустыню Гоби и в Тибет. Заповедная уссурийская тайга, голые монгольские степи, диковинные ландшафты Китая, опасные горные тропы ламаистского Тибета, иссушающая жара пустынь Гоби и Такла-Макан - все это он прошел, и не раз, чтобы крепче связать с Россией ее собственные дальневосточные окраины. Благодаря его неутомимым усилиям Монголия, Китай и Тибет стали ближе России. Н.М. Пржевальский был избран почетным членом Русского географического общества. Уже после первой экспедиции в Центральную Азию он был удостоен Константиновской медали Русского географического общества, стал почетным доктором нескольких университетов, а после третьей экспедиции заслуги Пржевальского признало все мировое сообщество. Это богато иллюстрированное издание повествует о приключениях и экстремальных происшествиях, подстерегающих путешественников в диких экзотических уголках Земли.

    Именем знаменитого русского мореплавателя, капитан-командора Витуса Йонассена Беринга (1681-1741) названы пролив, море, архипелаг и остров. В книге собраны документы и отчеты участников Первой (1725-1730) и Второй (1734-1742) Камчатских экспедиций, подробно рассказывающие о ходе исследований в сложных, подчас смертельно опасных условиях походов в малоизведанные районы Сибири и Дальнего Востока. В уникальное издание, кроме документов экспедиций и сочинений их участников: Свена Вакселя, Г. Миллера и С.П. Крашенинникова, вошли также обзорные труды историка российского флота и морских географических открытий В.Н. Верха и немецкого географа Ф. Гельвальда. Благодаря героизму и самоотверженности российских первопроходцев отечественная географическая наука обогатила человечество бесценными знаниями о далеких землях. Дополняющий повествование визуальный ряд, представленный сотнями карт, черно-белых и цветных старинных картин и рисунков, позволит, читая о событиях, живо представить себе обстановку, в которой они происходили.

    Книга «Фрегат „Паллада“» Ивана Александровича Гончарова (1812-1891) - явление в своем роде уникальное. Ни один из классиков русской литературы, ни до ни после Гончарова, не участвовал в подобном путешествии. 160 лет назад снялся с якоря и покинул кронштадтский рейд фрегат «Паллада». Судьбе было угодно, чтобы на этом корабле в одно из самых выдающихся путешествий отправился замечательный мастер слова И.А. Гончаров. Два с половиной года, тысячи километров по суше и по морю двигалась ответственная дипломатическая миссия через Британию, Мадейру, Атлантику, Южную Африку, Индонезию, Сингапур, Японию, Китай, Филиппины. Иван Гончаров осознавал свой долг перед читателями и необходимость описать путешествие, и уже через два месяца после возвращения появились первые очерки об экспедиции, а через два года вышло в свет первое полное издание «Фрегата „Паллада“», которое выдержало множество переизданий и сегодня представлено на суд современного читателя в этой книге.

    Захватывающий рассказ об удивительном путешествии, предпринятом в 60-х - начале 70-х годов XV в. отважным русским купцом Афанасием Никитиным в далекую загадочную Индию, составляет основу этой книги. Уникальный литературный памятник «Хождение за три моря» продолжает полюбившуюся читателям серию «Великие путешествия». В Приложениях даны интереснейшие рассказы о странствиях, совершенных в разные годы «до и после Никитина» в те же районы Индии и сопредельных стран. Благодаря этому настоящий том отличается поразительной фактической насыщенностью и изобилием материала. Многочисленные старинные изображения описываемых мест дают наглядное представление о том, какими они были 500 лет назад. Издание адресовано всем, интересующимся драматической историей географических открытий и старинной восточной экзотикой.

    «Открытие Антарктиды» - это подробный путевой дневник, который вел выдающийся российский флотоводец Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен во время своего знаменитого кругосветного плавания (1819-1821). За эти годы два российских шлюпа - «Восток» и «Мирный» - исследовали Антарктиду, последнюю неоткрытую до того часть света, континент-загадку, в самом существовании которого многие сомневались.
    Книга Ф.Ф. Беллинсгаузена и сегодня, спустя почти 200 лет после написания, захватывает и увлекает не только изобилием ярких запоминающихся подробностей, но и самой личностью автора. Беллинсгаузен живо отзывается на все случившееся в чужеземных портах и в открытом море, выразительно характеризует участников экспедиции, с особенной теплотой пишет о своем верном помощнике - командире «Мирного» М.П. Лазареве. Благодаря открытиям Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева российская географическая наука приобрела мировое значение и дала мощный импульс организации самой знаменитой отечественной исследовательской организации XIX века - Русского географического общества. Десятки цветных и более трех сотен старинных черно-белых картин и рисунков не просто украшают книгу - они позволяют буквально заглянуть в прошлое, увидеть экспедицию глазами ее участников.

    Путешествие в Тянь-Шань - увлекательно, популярно и с юмором написанные воспоминания великого русского путешественника, ученого и общественного деятеля Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского о его выдающемся научном подвиге - экспедиции 1856-1857 гг. в абсолютно неизвестную до того науке высокогорную страну на стыке Центральной Азии и Китая: Тянь-Шань по-китайски означает Небесные горы. Книга изобилует живыми подробностями об уникальной природе региона, о внешнем виде, быте и нравах населения, о встречах с замечательными людьми, в том числе и со старыми друзьями среди прочих - с отбывавшим ссылку в Семипалатинске Ф.М. Достоевским, с которым автор был знаком по кружку Петрашевского. Книга прекрасно оформлена и богато иллюстрирована картинами, рисунками и старинными фотографиями; рассчитана на всех, кто интересуется географией и историей России, содержательными и достоверными рассказами об экзотических уголках Земли.

    В плеяде российских мореплавателей Василий Михайлович Головнин (1776-1831) занимает особое место. Вице-адмирал, член-корреспондент Петербургской Академии наук, он внес значительный вклад во все области военно-морского дела, много сделал для организации и строительства российского флота, известен как талантливый ученый и писатель, воспитал целую плеяду отважных русских мореплавателей: Ф.П. Литке, Ф.П. Врангеля, Ф.Ф. Матюшкина и других. Именем Головнина названы мыс на юго-западном берегу Северной Америки - бывшей «Русской Америки», гора на острове Новая Земля, пролив в гряде Курильских островов, залив в Беринговом море.
    Всегда вопреки обстоятельствам и судьбе - такой была жизнь Головнина и таким стало его кругосветное путешествие на шлюпе «Диана». Отдав долг Родине, Василий Михайлович выполнил свои «обязательства» и перед читающей публикой, открыв в книге «Записки в плену у японцев» загадочный мир Японии и ее обитателей. Уникальный материал о неведомой тогда стране и ее народе плюс блестящий литературный талант - неудивительно, что книга Головнина получила массу восторженных отзывов и была переведена на многие европейские языки. Как и все издания серии «Великие путешественники», книга В. М. Головнина великолепно оформлена и насыщена большим количеством редких иллюстраций, позволяющих взглянуть на описываемые автором страны и народы глазами первооткрывателей.

    «Путешествие по Сибири и Ледовитому морю» адмирала Фердинанда Петровича Врангеля - географический бестселлер середины XIX века: его европейские переводы появились раньше первого русского издания! Совершивший три кругосветных путешествия знаменитый русский мореплаватель и полярный исследователь написал книгу, полную прекрасных описаний природных богатств Сибири, быта и нравов населявших ее народов, пережитых в экспедициях опасностей и испытаний. В соответствии с замечательной традицией серии «Великие путешествия» предлагаемая вниманию читателей книга украшена сотнями старинных цветных и черно-белых иллюстраций, позволяющих буквально увидеть то, о чем так захватывающе рассказывает автор.

    Знаменитый русский путешественник и этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай открыл цивилизованному миру уникальную природу Новой Гвинеи и экзотическую культуру населявших ее аборигенов. В своих дневниках он рассказал о жизни и приключениях среди диких племен Берега Маклая (названного так еще при жизни исследователя), загадочной «Папуазии», на берег которой он сошел с трапа корабля.
    В том избранных произведений выдающегося русского этнографа вошли дневниковые записи и статьи, в которых рассказывается о посещениях Новой Гвинеи в 70-х годах XIX века, о жизни среди аборигенов, об изучении природы и населения этого района Меланезии.

    В 1900 г. молодой российский корреспондент Дмитрий Янчевецкий по заданию газеты «Новый край» отправился в Китай, чтобы своими глазами увидеть экзотическую страну и описать великое восстание, потрясшее Поднебесную империю. Записи, сделанные Дмитрием Янчевецким во время этого опасного путешествия, легли в основу потрясающе достоверной, уникальной книги, которая откроет перед читателем картины столкновения средневекового и нового Китая, события, ставшего отправной точкой удивительных преобразований древней страны.
    В приложении публикуется блестящая книга Александра Верещагина «В Китае». Мнение профессионального военного о событиях начала XX века интересно прежде всего тем, что в поверженном, разрушенном, разделенном Китае автор увидел зарождающееся величие этой страны и впервые в европейской истории предсказал ее будущее могущество. Как и все издания серии «Великие путешествия», эта книга великолепно оформлена и насыщена большим количеством редких иллюстраций и фотографий очевидцев описываемых событий.

«Озеро Байкал – жемчужина Сибири».

«Чудо природы во всех отношениях» Л.С.Берг

Байкал – жемчужина Сибири.

Он уникален, наш Байкал.

К нему, красивейшему в мире,

Стремятся все: и стар, и мал.

Чисты, прозрачны его воды,

По глубине им равных нет.

Такой вот памятник, природа, произвела на белый свет.

И триста речек шумных, быстрых,

Порожистых и озорных,

Несут потоки вод неистовых,

С уступов, падая, крутых.

Но лишь одна имеет право

На расточительство добра-

Берёт начало из Байкала

Стремительная Ангара.

Н. Наймушин

Организация ЮНЕСКО учредила 506 природных объектов Всемирного наследия, среди которых и озеро Байкал. Оно расположено на территории нашей области, что является предметом особой гордости.

Байкал находится в очень древней котловине. Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры (грабен), т.е. имеет тектоническое происхождение. Самое глубокое озеро. Находится на высоте 453 м над уровнем моря. Несмотря на то, что возраст Байкала большой, на территории котловины и его берегов до сих пор происходят движения земной коры. Землетрясения наблюдаются до настоящего времени. Буряты были свидетелями опускания части побережья озера. Образовался залив Провал. Землетрясение было силой 9 баллов. Породы берегов Байкала кристаллические, берега гористые.

Русские на берегах Байкала появились в 1643 году – один из зимовщиков, казачий пятидесятник Курбатов Иванов вышел к Байкалу и открыл остров Ольхон. В записях «Житие протопопа Аввакума» содержатся об озере интересные сведения. Сам протопоп Аввакум был на Байкале в 1656 году.

Давайте проверим ваши знания и выявим знатоков озера Байкал. Прошу сесть по группам. Я задаю вопрос, вы его обсуждаете, если группа готова, то подаёте сигнал сигнальной карточкой. Если вдруг отвечаете не правильно, то отвечает группа, которая была второй по очереди. Учитывается количество баллов группы.

1 тур – теоретический.

    Назовите самую крупную реку впадающую в Байкал?

    Как называется живородящая рыба, не имеющая чешуи?

    Самый сильный ураганный ветер на Байкале со скоростью 60 м/с?

    Назовите возраст Байкала.

    Сколько островов на Байкале?

    70% организмов озера нигде больше не встречаются. Как они называются?

    Почему Байкал имеет большую глубину?

    Что означает озеро Байкал?

    Какова мощность ила на дне озера?

    Где самое тёплое место на Байкале?

    Почему над Байкалом редко бывают облака?

    Какова примерно толщина льда зимой на Байкале?

    Замерзает ли весь Байкал?

    Чем вызвано изменение цвета воды в Байкале?

    Какое донное животное, обитающее в Байкале «родня» морских креветок?

    Какие самые крупные и самые маленькие рыбы живут в Байкале?

    Какова продолжительность жизни омуля?

    Назовите источники загрязнения озера?

    Где находится музей Байкала?

    Как называется детёныш нерпы?

2 тур - литературный.

Обучающиеся представляют стихотворения о Байкале собственного сочинения (примеры работ).

Стригун Арина. Команда «Рачок Эпишура»

Как ты красив, наш батюшка Байкал!

Среди лесов, песчаных дюн и скал.

Ты имеешь множество животных

И не простых, а большинство почётных.

Эпишура и тюлень…

К тебе приехать нам не лень

Ты чист, прозрачен как кристалл

Давным – давно ты мудрым стал.

Беречь Бакал святое дело:

Его судьба у нас в руках

Сама природа нам велела

Чтоб жил Байкал родной в веках.

Плахотникова Виктория. Команда «Юные натуралисты»

Байкал могучий и силён,

Он самый чистый на Земле.

Он очень мудр и умён

Такого не найдёшь нигде.

Его мы любим и храним,

Водичку из него мы пьём,

Ему спасибо говорим,

Животных в нём мы не убьём.

Животным в нём полным полно

И рыба, рачки, тюлень.

За них нам отвечать дано

И каждый день, за них нам постоять не лень!

Команда «Нерпа».

В разрад млекопитающих

В Байкал обитающих,

Попала только нерпа –

Модель чужого «герба».

На льду я ночевал разок

В машине, в зимнем спальнике.

А нерпа – даже без сапог,

И даже без купальника.

На льду под снегом в логове

Растит своё потомство.

Ей развлеченья многие-

Как результат упорства.

Сначала прорубь сделает

В своей суровой хижине.

Затем ныряет смело

Идти за рыбой ближе так.

Ныряет словно батискаф

В глубины моря тёмные

Бывает, под водой поспав,

Плывёт в места глубинные.

3 тур – художественный. Команды представляют рисунки о Байкале. Примеры работ учащихся.


4 тур – творческий. Команды защищают свой макет озера Байкал.
























День озера Байкал в 2017 году отмечается 3 сентября (в первое воскресенье сентября). К этой дате специалисты Иркутской областной детской библиотеки имени Марка Сергеева подготовили для детей различные интересные мероприятия: эколого-познавательные часы с демонстрацией фото- и видеосюжетов о Байкале, экологическую викторину «Царство славного Байкала», литературное путешествие «Вести с берегов Байкала» с показом фрагментов отечественных фильмов. Кроме того, развернуты книжные выставки «Байкал таинственный и многоликий» и «Байкал – жемчужина Сибири».

6 сентября в читальном зале библиотеки прошёл эколого-познавательный час «Байкал – чудо природы», который посетили учащиеся второго класса Православной женской гимназии города Иркутска.

Открылось мероприятие выразительным чтением стихотворения о Байкале Марка Сергеева «А что это такое?». Демонстрируя слайды с живописными видами озера, библиотекарь рассказала собравшимся, в чём его уникальность, подчеркнула, что Байкал – рекордсмен среди всех озёр планеты, привела интересные факты и цифры.

Рассмотрев на карте географическое местоположение Байкала, школьницы с интересом посмотрели слайды об эндемиках озера, о его флоре и фауне и на примерах закрепили эти понятия. С большим вниманием дети послушали легенду о старике Байкале, его дочери Ангаре, юноше Енисее и Шаман-камне, а затем поиграли, наперебой отвечая на загадки о рыбах озера.

Также детям было рассказано о проблеме исчезновения многих редких видов животного и растительного мира Прибайкалья, о важности бережного отношения к природе. Юные читатели живо интересовались причинами экологических катастроф, обсуждали варианты решения некоторых проблем по охране Байкала и окружающей среды.

В завершение мероприятия дети поделились своими впечатлениями о поездках на Байкал, где они смогли увидеть в естественных условиях птиц и представителей животного мира озера: чаек, орланов, нерп, рачков и других. Детям еще раз напомнили о необходимости сохранения этого уникального памятника природы, о важности бережного отношения к Байкалу, особенно находясь на отдыхе на берегах озера.

После мероприятия школьницы смогли ознакомиться с развёрнутой в читальном зале тематической книжной выставкой.

Для справки:
В 1996 году Байкал был внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Байкал в переводе с тюркского – «богатое озеро». Это самое глубокое озеро в мире. Его средняя глубина составляет около 730 метров. Наибольшая известная глубина Байкала – 1637 метров.

Сценарий Славное море – священный Байкал

Все знают про озеро Байкал. И именно этому озеру и посвящен наш сценарий для детей подготовительной группы и их родителей. Интересный сценарий с заданиями про озеро Байкал и про природу.

Программное содержание:
Цель :

Продолжать знакомить детей с озером Байкал его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале; расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.

Задачи:
Образовательные: Закрепить знания о родном крае его достопримечательности озере Байкале; продолжать знакомить с разнообразием родной природы; формировать представление детей о том, что человек часть природы и что он должен беречь и защищать ее; ознакомление с новым музыкальным материалом «Песня о озере нашего региона»-прослушивание.

Развивающие: Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи,делать обобщение; вызвать интерес к познанию флоры и фауны родного края; развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, умение работать сообща, оказывать друг другу помощь при изготовление коллажа; развивать логическое мышление, речь детей через пояснение и обоснование своего ответа.

Воспитательные: Воспитывать любовь к своей Родине, к своему сибирскому краю; формировать трепетное отношение и гордость за свою малую Родину; воспитывать умение работать в группе.

Словарная работа: Шаман-камень,сибиряки,коллаж
Материал: Иллюстрации и фотографии о Байкале (растительный и животный мир); видеосюжет о Байкале; запись песни «Славное море-Священный Байкал»;ватман, клей,вырезанные рисунки; салфетки;кисточки; кувшин с байкальской водой.

Предварительная работа: Просмотр презентации «Байкал»; знакомство с легендами Байкала; заучивание с детьми стихотворений о Байкале, разучивание игр,
Действующие лица:
Ведущий, Байкал, Ангара,дети

Ход развлечения (пока читаю легенду на экране показывают слайда Ангара, Байкала,Енисея, Шаман-камня)
Звучит песня «Славное море - священный Байкал»

Воспитатель: Суров и величав Байкал. Много хранит он тайн и загадок. Не каждому их открывает. Нужно быть хорошо знакомым с ним, иметь светлую голову и чистое сердце, чтобы он открыл свои секреты. А ещё это озеро для нас, сибиряков, самое родное и самое красивое. В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.
Красивее её не было на земле.
Днём она светла - светлее неба, ночью темна - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы гуси, лебеди, журавли спускались низко, но на воду садились редко. Они говорили:
- Разве можно светлое чернить?
Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.
Проснулся отец гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь.
Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери.
Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:
- Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды...
Байкал гневно крикнул:
- Я могу дать только свои слёзы!..
Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой и одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую он бросил вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: "Байкал разгневается сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю"
Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся... Воспитатель: Ангара-река – воды чистые,
острова по ней все лесистые,
Острова по ней все в смородине,
нет прекраснее моей Родины.
Над тобой горят зори алые,
Ангара-река – дочь Байкалова!

Звучит музыка. Входит Ангара. Идёт по залу, показывает себя, свою красоту.

Ангара: Я – царица сверкающих вод,
Я - красавица дикого края;
Мчатся воды мои всё вперед,
Быстро к северу, гордо сияя.
Меж холмов и утёсистых скал,
То, блистая, то грозно темнея,
Мчусь оттуда, где бьется Байкал,
До широкой волны Енисея.

Звучит тревожная музыка, входит Байкал.

Байкал: Я седой старик Байкал,
Я вас сразу увидал,
Если вы с добром пришли,
Здесь себе друзей нашли.
Если хотите водицу обидеть,
То красоты вам её не увидеть.
С чем пожаловали к нам?

Дети: С добром! С добром!

Воспитатель: А сейчас Батюшка Байкал послушай наши стихи.(Дети читают стихи)

1 .Озер так много есть на свете,
Байкал же краше всех из них!
Вода чиста, и свеж твой ветер.
Там шепот сосен вековых...(Эля)

2 . Что за красоты Сибирь утаила?
Озеро пресное нам подарила!
Славный Байкал - он огромный, как море,
Сколько таится в огромном просторе!(Саша Ш)
Байкал: Я тоже многое о Вас знаю. И сегодня с моей дочерью Ангарой, мы пригласили Вас к нам в гости
Ангара: Много интересных и трудных заданий мы для Вас приготовили. Если Вы их все выполните, то докажите, что Вы настоящие Сибиряки. Но для начала надо размяться.

Массовый танец «Опаньки»

Байкал: И так в путь!
1-е задание.
Воспитатель: Ребята посмотрите на экран здесь 4 разных озера одно из них Байкал давайте найдем его среди других. «Найди озеро Байкал среди других озер по контуру»(предлагается несколько контуров на экране.Вызываю детей.

Воспитатель:Ребята молодцы справились с первым заданием. Задание 2 Ребята! Нам Байкал подарил свой камешек! Давайте с ним поиграем в игру. Мы будем передавать его по кругу, и называть любое слово о Байкале.
Проводится игра «Цепочка слов» (с камешком).
Дети, стоя по кругу, передают камешек из рук в руки и называют слово, которое относится к Байкалу - омуль, кедр, сосна, голомянка, тайга, нерпа, Ангара, таймень, багульник и т.д.

Воспитатель: Молодцы здорово поиграли. А давайте мы сейчас с вами немножко отдохнем.

Физминутка

Задание 3.
Воспитатель: Ребята, вы хорошо знаете свой край? Так вот следующее задание. Байкал приготовил для вас вопросы и мы сейчас поиграем в мини-викторину Ваша задача ответить на вопросы. Для этого нам нужно разделиться на две команды.(В это время Байкал и Ангара по очереди раздают детям жетончики за правильные ответы)
1.Как называется река, которая вытекает из Байкала? (Ангара).
2.Какие съедобные ягоды растут на Байкале?(Брусника, черника, голубика, малина, земляника, морошка, жимолость, клюква, костяника.)
3.Какие ядовитые грибы вы знаете? (Мухомор, бледная поганка, ложный опёнок.)

4.сколько лет Байкалу? (35 млн)

5.Что означает слово «Байкал (Богатое озеро)

6.Назовите основное полезное ископаемое озера(вода)

7. . Какие крупные млекопитающие водится в Байкале? (Нерпа)

8. На каких глубинах в Байкале есть жизнь?(везде)

Воспитатель: Дорогой Байкал, ребята знают частушки про тебя, хочешь послушать?

Байкал: Конечно, с удовольствием послушаю со своей дочерью Ангарой.

Частушки
1.На Ольхоне мы живём (Все)
Сушки, пряники жуём.
И частушки о Байкале
Мы сейчас Вам пропоём.
2. На Байкале мы живём (Сема)
Дружно песенки поём.
С нами вы в кружок вставайте
И частушки запевайте.
3. Звали в гости за Байкал, (Олеся.)
Зря я не поехала!
Теперь была бы дальняя
Невеста забайкальная..
4. Мы купаемся в Байкале. (Эля.)
Здесь святую воду пьём.
Будем мы всегда здоровы –
Людям радость принесём.

Воспитатель: Задание 4 Молодцы ребята.
Есть на Байкале не менее прекрасные и удивительные растения. Нигде на Земле нет таких прекрасных птиц и животных, как на Байкале. Птицы удивляют нас своим пением, звери величавостью сейчас мы их вспомним. Сейчас на экране будут появляться картинки растений и животных а ваша задача их узнать и назвать.(На экране появляется изображение с незнакомым для детей рыбы воспитатель знакомит детей с ней.)

Презентация на экране растений птиц и животных Байкала(фоновая музыка)

Воспитатель: Молодцы вы хорошо знаете растительный и животный мир Байкала.

Подвижная игра, связанная с животными или растениями

Воспитатель: Задание 5 Ребята я вам сейчас прочту стихотворение а вы его внимательно послушайте и потом ответите мне на несколько вопросов.

Люблю природу русскую.
Хочу сберечь от всех
Её творенья чудные
Дающие успех.

Друзья мои, товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»
Не будем больше мусорить Следить за ней всегда.
И будет благодарна
Нам матушка-земля!
И будем мы наказывать
Вредителей таких...
Природу защищать
Учить мы будем их.
И будет она пышная
Цвести, благоухать.
Природу наша русская
Век будет процветать.

Воспитатель: Ребята вам понравилось стихотворение?(ответы детей)О чем в нем говорится?(ответы детей),

А сейчас мы с вами вспомним правила поведения на природе. Давайте с вами поиграем в игру игра называется »да-нет» Я вам читаю вопросы если вы согласны со мной то хлопаете в ладоши если нет топаете ногами.(предлагаю детям встать)

Воспитатель: Ребята как вы думаете почему и для чего нужно беречь природу? Кому нужна природа?(ответы детей) Давайте подарим красивую песню Байкалу и Ангаре, которая называется «Разноцветная планета».

Песня «Разноцветная планета»

Воспитатель: Ну вот теперь вы точно доказали что вы настоящие сибиряки.
(выходят дети рассказывают стихи)

1 ребёнок: Никита Б.
А что это такое, такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
2 ребёнок: Влад
А что это такое, такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
3 ребёнок: Полина.
А что это такое, все время не в покое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал!(все вместе)

Байкал: Да, порадовали Вы меня своими знаниями, я вижу, что вы любите и знаете свой родной край.

Воспитатель: Да, дети любят и уважают природу родного края, дружат с животными, птицами и насекомыми.

Танец «Дружба»

Воспитатель: Задание 6 А мы Байкал тебя просто так с пустыми руками не отпустим мы приготовим для тебя подарок. Ребятам давайте сделаем для Байкала коллаж. У меня есть Лист на нем изображено озера Байкал лес, но здесь чего то не хватает. Как вы думаете чего?(ответы детей)предлагаю детям сделать коллаж.

Воспитатель: Байкал посмотри какой мы сделали для тебя подарок.

Ангара: А ты, батюшка, ничего не забыл? Как же ты таких ребят хороших домой отпустишь без подарков?
Байкал: Ах, да, совсем запамятовал! А на прощанье я дарю всем ребятам свою чистую байкальскую воду. Пейте её, она очень вкусная и полезная.

Ангара выносит прозрачный кувшин с чистой байкальской водой. Байкал и Ангара угощают детей водой. Дети пробуют байкальскую воду, благодарят.

Байкал: А теперь пора прощаться.
В свои воды возвращаться,
Вы же планету свою любите!
И добро лишь на ней творите!

Звучит песня» Славное море-Священный Байкал»
Байкал и Ангара прощаются и уходят

Ольга Рыбак
Экологический праздник «Славное море - священный Байкал»

Цель : развивать природоохранные инициативы

Задачи :

Расширить представление детей об охране природы; воспитывать бережное отношение, желание и умение оказывать ей посильную помощь;

Воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства :

любовь к природе родного края, желание больше узнать о его природных богатствах, умение понимать его красоту, улавливать настроение, вызванное той или иной картиной природы, устанавливать взаимосвязь разных видов ис-кусства, отражающих одни и те же картины природы;

- музыка : развивать представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей природы; воспринимать образ мо-гучего, грозного моря, различать и отмечать смену динамических оттенков, пере-дающих движение волн, то усиливающихся, то затихающих; высказываться о ха-рактере музыки; совершенствовать исполнительские способности и творческие проявления.

- литература : приобщать к миру поэзии, формировать желание и умение вслуши-ваться в литературный текст, выделять его образное звучание, чувствовать красоту, испытывать радость от восприятия поэтического образа; средствами литературы развивать речь, обогащать словарный запас, оказывать влияние на формирование образности, выразительности речи; развивать воображение в процессе восприятия литературных произведений, их заучивания и чтения наизусть; поощрять при на-блюдении объектов и явлений природы вспоминать знакомые стихотворения.

- изобразительная деятельность : формировать потребность передавать красоту природы в изобразительном творчестве; привлекать к организации выставок твор-ческих работ на темы природы; формировать зачатки художественного вкуса при восприятии и изображении красоты природы.

- экология : поощрять желание и стремление любоваться объектами и явлениями природы, вызывать чувство удовольствия от созерцания ее красотой; побуждать замечать и называть как можно больше эстетических свойств и качеств объектов и явлений природы; закреплять знания правил поведения в природе, привлекая к по-сильному труду.

Ход ПРАЗДНИКА:

Зал празднично оформлен . Около центральной стены расположен трон. Под му-зыку песни «Синяя вода» Н. Лукониной дети заходят в зал, занимают свои места.

Ведущая - Озеро Байкал … Немало сложено о нем легенд, песен, сказаний.

Ведь это озеро самое большое, самое глубокое, самое древнее,

отличающееся большим биоразнообразием. О нем и наш рассказ.

Озер так много есть на свете,

Байкал же краше всех их них!

Вода чиста, и свеж твой ветер,

Там шепот сосен вековых

(М. Павлов)

Дети 1 - Байкал – голубое око России,

Байкал - голубое око земли ,

Сама природа благословила

То место, где появился ты.

2 - Ты с каждым годом все больше и больше,

Прекрасен ты летом, чудесен зимой,

Тебя обступают скалы и горы,

Огромна тайга, что рядом с тобой.

3 - Вкуснейший омуль есть в водах твоих,

Там хариус, сиг, голомянка,

И воздух прохладный здесь так свеж и чист,

Как будто не в жизни, а в сказке.

(Л. Мандрыгина)

ПЕСНЯ «СЛАВНОЕ МОРЕ – СВЯЩЕННЫЙ БАЙКАЛ »

Ведущая - Сегодня у нас необыкновенный праздник , посвященный

озеру Байкал . Но какой же праздник без батюшки Байкала ?

Что же нам делать? А не послать ли нам гонца?

(Ведущая выбирает гонца (ребенка) .

Счастливого пути, возвращайся быстрее! А пока мы ждем вестей

от нашего гонца, отгадайте загадки тетушки Тамары :

Собирает воду с гор,

Под журчащий разговор,

Поит дочку день и ночь.

Та с красавцем Енисеем

Убегает резво прочь.

(Байкал , Ангара)

Малый остров в малом море ,

Город чаек на … (Едоре) .

Остров – памятник природы,

Глубоки прозрачны воды.

Ветры гладят и кусают,

По кусочку отрывают.

Муравьиная столица,

Змеи там живут и птицы.

Чьей-то волей околдован

Там медведь к горе прикован.

(Остров Ольхон)

(Раздается стук. Появляется гонец, батюшка Байкал (взрослый) .

Байкал - Очень грозный я властитель,

Рыб и нерпы повелитель.

Зачем позвали вы меня,

И оторвали ото сна?

Ведущая - Байкал мой хмурый и седой ,

Ну что ты злишься, сам не свой?

Почему не весел, голову повесил?

Байкал - Убежала от меня

Моя дочка Ангара.

Ведущий - Грозный батюшка Байкал ,

Не сердись на нас.

Песню о воде твоей

Мы споем сейчас.

(Байкал садится на трон .)

ПЕСНЯ «ПРО ВОДИЦУ» (музыка и слова Е. Кравкля) :

1. В любимых сказках есть две страницы.

Прошу вас вспомнить их поскорей,

Там очень просто живой водицей

Вдруг оживляет богатырей.

Припев : И в этом – чудо, и в этом – тайна,

И никакая не ерунда!

И уж, конечно, не случайно,

Что оживляет весь мир вода!

2. Волна плеснула на дикий берег –

И ожил камень и засверкал,

Возникли птицы, возникли звери –

И улыбнулся седой Байкал .

Припев :

(Байкал улыбается .)

Байкал - Песней вашей я доволен

Прогоню остатки сна :

Приглашу ребят смышленых

В путешествие на Байкал !

(Байкал предлагает детям ответить на вопросы викторины «Знаете ли вы

Байкал ?»)

1. Что означает слово Байкал ?

2. Какие ветры бывают на Байкале ?

3. Какая самая многочисленная рыба в Байкале ?

4. Каков возраст озера Байкал ?

5. В какой русской народной песне упоминается омулевая бочка?

(Байкал хвалит детей )

Танец «Рыбки»

Байкал - Песни пели , танцевали,

Но еще вы не играли.

СИБИРСКАЯ ИГРА «РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА» :

(Игроки стоят в 5-7 колоннах с одинаковым количеством играющих в разных

частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за дру-

гом, не выходя из ручейка. На сигнал «Озера!» дети останавливаются, берутся за

руки и строят круги-озера. Выигрывают те, которые быстрее построят круг.)

Ведущая - На Байкале мы живем ,

Сушки, пряники жуем.

Мы частушек много знаем,

И сейчас их пропоем.

ЧАСТУШКИ :

На Байкале мы гуляли –

Камушки кидали.

Красоту мы замечали –

Мусор убирали.

На Байкал ходить мы любим ,

Скажем всем на свете.

Что живем мы на Байкале-

Мы гордимся этим!

Ведущая - Красив Байкал в любое время года !

Зимой и летом, осень – красив!

Не зря старалась матушка – природа,

Все чудеса в одно соединив!

(С. Шишмарев)

Дети 1 - Когда мне говорят «Байкал »

Я вижу корабли, причалы,

Я вижу небо, вижу горы,

Кругом байкальские просторы .

2 - Я там была уже не раз.

Байкал меня так сильно манит,

Там звезд сверкающий алмаз,

И ясность вод, и Шаман-камень.

3 - Байкал закатом озарен ,

Под вечер так сверкает он.

А утром алая заря…

Дети (вместе) - Мы побывали здесь не зря!

(А. Чабаненко)

ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ВОЛНЫ»

Байкал - В расписной коляске

Прилетела сказка,

Да про озеро Байкал ,

По Саяну – перевалу,

Да по радуге-дуге,

Да по Солзану реке.

(Т. Долбунова)

(Байкал предлагает детям послушать сказку Бекки Грей «Кто спасет озеро?»

(«Сибирячок» № 2 / 96). Сказка заканчивается словами : «Что можешь сделать

ты, чтобы помочь?» Байкал беседует с детьми , проводит игру «Что Байкалу

хорошо, а что Байкалу плохо »)

Дети - Байкал – наша жемчужина !

Байкал - легкие планеты !

Живи, Байкал !

(Байкал прощается с детьми , покидает зал. Праздник заканчивается экскур-

сией на Байкал )

Литература :

1. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина.

2. «Наша Родина» Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлава.

3. «Природа и музыка» О. П. Радынова.

4. «Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет» («Красота. Радость. Твор-чество» ) Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина.

5. «Сибирячок» №5 / 95.

6. «Сибирячок» №2 / 96 .

7. «Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу » (маленькая энциклопедия Сибирячка) С. Н. Асламова, С. М. Сергиенко.

8. «Четыре времени года» С. А. Веретенникова, А. А. Клыков.