Казахская национальная охота искусство беркутчи. Национальные виды охоты казахстана. Для птиц на охоте существуют специальные аксессуары

Журналист The Steppe посетил финальный день республиканского турнира охоты с ловчими птицами «Кыран-2018» и рассказывает, почему обещанное красивое шоу вызывает смешанные чувства.

С 8 по 10 февраля в небе над Алматы кружили беркуты и ястребы. Это беркутчи и саятшы из 10 регионов Казахстана соревновались в мастерстве охоты с ловчими птицами. На три дня алматинский ипподром стал охотничьим полем. Последний раз турнир сокольников проводился здесь в 1990 году.

Еще на подступах к месту соревнований развернулась такая картина: перед входом к трибунам стоит машина скорой помощи, внутри которой сидит крепкий мужчина в национальной казахской одежде. Медик перевязывает ему левую кисть, которую в двух местах «украшают» свежие бинты - беркут постарался. Сунув обработанную руку в кожаную перчатку, мужчина поспешил на ипподром.

В соревнованиях участвовали более 60 охотников с ловчими птицами - «саятшы». Ловцов беркутов традиционно называют «беркутчи».

На фотографии потомственный беркутчи Талембек Айсамбек

Крылатые хищники облюбовали резиновые подшипники, кусты и заборы на площадке перед трибунами, пока их хозяева ждали начала состязаний.




Организаторы турнира - федерация «Кыран» и управление физической культуры и спорта Алматы пригласили участников из Алматинской, Жамбылской, Карагандинской, Акмолинской, Атырауской, Кызылординский, Восточно-Казахстанский областей и Астаны. Впервые турнир охватил 10 регионов Казахстана. Партнером мероприятия выступил общественный фонд «Наследие кочевой цивилизации».

Участник из Акмолинской области Тастанбек Бергенбай тренируется с ловчими птицами с 7 лет. Сейчас ему 28, и он регулярно выступает со своим беркутом по кличке «Анракай».

«Для соревнований больше подходят самки беркутов: они мощнее и агрессивнее самцов, - рассказывает Тастанбек Бергенбай. - Сначала птицу учат откликаться на голос беркутчи: один человек держит беркута на руке, а хозяин отходит на определенное расстояние и зовет его. Прилетать по команде птица начинает уже через два месяца тренировок. Потом беркута учат ловить муляж. Наездник скачет на лошади и тянят за собой лисью шкуру на веревке. Птица должна схватить ее налету. Если беркут уверенно ловит муляж, с ним можно выезжать на охоту».

Обязательный атрибут каждого беркутчи - биялай - перчатка из толстой кожи, защищающая руку от острых когтей хищника. У каждого из них есть свое называние. Например, самый мощный коготь называется жембасар. Им беркут схватывает жертву. Вторым по размеру когтем хищник сдавливает, третьим цепляет и последним, помогает удерживать жертву с обратной стороны.

В первый день турнира судьи оценивали, как участники взаимодействуют с хищными птицами. По команде беркут должен был прилететь к хозяину и сесть ему на руку, пока тот скакал верхом на лошади. Участники с ястребами и соколами выступали вместе в отдельной категории. Саятши стояли неподвижно и подзывали своих птиц на расстоянии. На втором этапе беркуты преследовали зайцев, а ястребы и соколы ловили голубей.

Турнир «Кыран 2018» стал первым соревнованием для Арай Серикбаевой - 20-летней журналистки, решившей освоить искусство охоты с ястребом. По словам участницы, дрессировкой беркутов в молодости занимался ее дедушка. К соревнованиям девушка готовилась две недели.

«Раньше охотничьих птиц держали непростые люди. Сначала их приручали, чтобы выжить. Позже содержать крылатых хищников могли в основном богатые люди: находить каждый день мясо для птиц непросто, - отмечает Арай. - Ястреба мне подарил мой наставник, птица живет у него в питомнике. До соревнований мы выезжали с ястребом за город, пускали голубя, как на турнире. Хищная птица различает голосовые волны хозяина. Услышав резкий командный звук, она слушается и также реагирует на ласковые слова. Я выступала первая, мой ястреб немного растерялся, но у нас все получилось».


Беркуты живут около 30 лет, постаревшую птицу беркутчи может отпустить на волю. Раньше охотники забирали беркутов прямо из гнезд в горах, сейчас это запрещено. Законным путем крылатых хищников приобретают в питомниках. Каждой птице присваивают регистрационный номер и закрепляют за паспортом владельца.

По словам бронзового призера турнира Габита Тоната, хороший беркут стоит около тысячи долларов.

«Сложнее всего было поймать зайца. У него хороший обзор, и он отпрыгивает в сторону, когда к нему подлетает беркут, - рассказывает финалист. - К соревнованиям птицу нужно готовить, как спортсмена. Каждый день кормить ее мясом кролика, лисы. А лису в городе трудно найти. С соколом попроще, он питается дикими голубями. Содержать птиц дорого, в месяц у меня уходит примерно 100 тысяч тенге».

В последний день турнира беркуты ловили лис. В финал прошли только семь участников. Каждый беркутчи взбирался на вышку, по сигналу снимал колпачок с головы птицы и выпускал ее в поле, где уже бегала лиса.



Лисиц держали в клетках, и те, кто их выпускал, не хотели, чтобы зверей фотографировали. Снимая с близкого расстояния, сразу заметны условия содержания животных. В одной из двух клеток, вместе с живой лисой лежал труп ее убитого сородича. С лисицами, которых относили в поле и отпускали по сигналу, тоже не церемонились.

Ком подступает к горлу, когда видишь дрожащее не то от страха, не то от холода животное, которое держат за шкирку. С башни выпущенный зверь был как на ладони. Настигнув жертву, беркут мог ее не убить, но серьезно поранить. В таком случае лиса погибала не сразу.



Природа хищников - убивать для пропитания, но даже в дикой природе у их жертв есть шанс спастись, побороться за свою жизнь. Финал турнира скорее напоминал шоу, в которой победил самый шустрый беркут. Непонятно, что в таком случае оценивали судьи. Хищный инстинкт птицы и ее реакцию на движущийся объект? Последнюю лисицу ловили уже вне конкурса, ей удалось сбежать от беркута. Правда, границы ее свободы определил забор ипподрома.

Охота с ловчими птицами - древняя казахская традиция и неотъемлемая часть культурного наследия Казахстана. В 2016 году соколиную охоту включили в репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Вместе с Казахстаном этой номинации были удостоены и другие страны, где тоже издревле охотятся с крылатыми хищниками.

В том же году «Sony Pictures» снял документальный фильм «The Eagle Huntress» о девочке-беркутчи Айшолпан Нургайыпкызы - этнической казашке, живущей в Монголии. Как писал об этом Zakon.kz , режиссер ленты признается, что в момент постановки фильма по мотивам жизни Айшолпан постарался кое-какие сцены сократить до минимума, например, сцены жертвоприношения баранов или убийство лис. Такие фрагменты по мнению Отто Белла могут повергнуть в шок людей, которые не знакомы с подобными традициями, объясняет режиссер.

Турнир состоялся в рамках программы модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру». Победителем стал 13-летний беркутчи Бексултан Сейтжан из Алматинской области. Кроме грамоты ему вручили 200 тысяч тенге. Обладатели второго и третьего места получили денежные призы в размере 150 и 100 тысяч тенге. Организаторы «Кыран 2018» отмечают, что главная цель этого мероприятия - возродить традицию проведения национальных турниров в Алматы, в том числе и соревнований сокольников, и, начиная с этого года, проводить его традиционно каждый год.

К слову, в статье главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» есть такая формулировка: «но модернизация состоит и в том, что ряд архаических и не вписывающихся в глобальный мир привычек и пристрастий нужно оставить в прошлом».

Казахский народ с самых древних времен вел кочевой образ жизни, занимаясь преимущественно охотой. Суровые условия и сложная жизнь научила казахов жить в гармонии с природой, уважать ее красоту и хорошо обращаться с животными и птицами. Они особо бережно относились к своим верным спутникам - борзой, беркуту и резвому коню. Поэтому традиционная казахская охота имеет свои традиции и ритуалы.

Беркутчи - опытные ловцы

На охоту обычно выходили с ловчими птицами - саят, а также с борзыми - тазы. В народе особо почитали опытных ловцов и воспитателей ловчих птиц - беркутчи. Существует множество легенд и по настоящий день о самых знаменитых охотниках и их питомцах.



Так беркут «Сарыкус» (Рыжая птица) у охотника Тинея «ходил» на лисиц, маралов, волков и даже оленей. А охотник Жалаир Шора хорошо разбирался в птицах, сразу же определяя возраст и вид ловчей птицы при одном только взгляде на нее.

На охоту «беркутчи» обычно отправлялись по одному или целой группой. Работа охотника очень сложная, ведь требовалось перехитрить зверя, используя все свои знания, опыта, упорства и храбрости. В охоте также участвовали загонщики (владельцы борзых), стрелки, помощники и даже певцы, музыканты и сказатели народного эпоса.


Беркуты

Ловцы приручали самых разных пернатых для охоты, однако самым сильным, ловким и умным считался только беркут или степной орел. Казахские охотники недаром называют его «птичьим богом». Преимущество отдавалось орлам, живущих в высокогорьях, ведь они более крупные, выносливые и сильные. Только внешний вид птицы внушает уважение - это горделивая осанка, прямые плечи, зоркий и проницательный взгляд.

Но поймать такую птицу не так просто, не говоря о его приручении. Укрощение и выучка диких беркутов очень опасное и непростое занятие, требующее смелости, выдержки и большого терпения. Но результаты обязательно оправдают себя, так как обученный беркут догонит любую живность, легко перехитрит волка и даже лису.

Казахский народ владеет разнообразными древними традициями, обрядами и национальными обычаями. Люди степи всегда были гостеприимны и добродушны, любили и ценили свободу, свою землю и культуру. Одним из обязательных действий на любое торжество являлась традиционная охота.

Особенности казахской охоты

Охота для казахов – древний и почитаемый ритуал. Издавна охотника называли «кус-беги» или «беркутчи». Это люди-охотники, которые пользуются помощью ловчих птиц. Такие люди являются отличными дрессировщиками. Опыт приручения и обучения хищных птиц для охоты передавался из поколения в поколение. Эти знания имеют неоценимое значение для казахов. Беркутчи обладают особым талантом и даром правильного воспитания и дрессуры таких хищных птиц, как беркуты, орлы, соколы и ястребы.

Для птиц на охоте существуют специальные аксессуары.

1. Колпак, который закрывает глаза пернатых и приводит их к спокойному состоянию.

2. Привязь, специальная веревка, которая крепится от руки охотника к лапке птицы, приучая ее возвращаться и находиться возле хозяина.

3. Ложе и покрывало, место расположения хищника на предплечье человека, специально сделанное так, чтобы когтями не повредить руку.

Правильно обученная птица свободно охотится на зайцев, рябчиков, куропаток, лис и даже волков.

Охота с хищной птицей – неотъемлемая часть казахской культуры. В старину обученная охотничья птица и быстрый конь были истинным богатством для казаха.

Сама охота проходит таким образом: охотник сидит верхом на коне, а на руке у него специально обученная птица. Уже в галопе человек снимает с птицы колпак и вскидывает руку, таким образом, направляя пернатого. Дальше охотник следует за ней, вычисляя добычу.

Охота является национальной гордостью в Казахстане. Эта народная забава подчеркивает личные качества охотника, позволяет проявить личные качества и умения управлять, как конем, так и птицей. Без охоты не проходит ни один серьезный национальный праздник.

Охота – не только соревнования между умельцами стрелять, держаться в седле и управлять охотничьей птицей. Это дань древним обычаям, предкам и собственному культурному наследию.

Охотником могут быть и мужчины, и женщины. В этом развлечении не было предпочтений в возрасте. Традиционная охота – всеобщее народное действо, развлечение и соревнование. Она в крови у казахского народа и бережется, как величайшая ценность целой культуры.

фото

Казахи - вольные дети великой степи, промысел зверя и птицы буквально в крови у этого народа. Однако, кочевой образ жизни , научил их жить в особой гармонии с природой, ценить и уважать ее красоту, что и привнесло в это старинное занятие свои ритуалы и традиции .

С давних времен самыми излюбленными видами промысла казахов были традиционная охота с ловчими птицами - саят и травля добычи степными борзыми - тазы .
В условиях суровой кочевой жизни степнякам было уж точно не до излишеств. Видимо, поэтому так бережно относились они к своим верным спутникам - резвому коню, отважному беркуту и горячей борзой.

Особым уважением в народе пользовались опытные ловцы и воспитатели ловчих птиц - «беркутчи ». До сих пор в легендах и преданиях живет молва о знаменитых охотниках и их непревзойденных питомцах. Так говорят, что беркут, названный «Сарыкус » («Рыжая птица »), принадлежавший некому Тинею из рода Найман, легко «ходил» не только на лисиц, но и на волков, оленей, маралов. А знаменитый «беркутчи » Жалаир Шора , мог легко определить не только вид, но и возраст ловчей птицы, едва взглянув в вышину.

Опытные ловцы для охотничьих нужд приручали очень разных хищников из семейства пернатых, однако, самым сильным, смелым и умным всегда считался беркут - степной орел , которого казахские охотники до сих пор называют «птичьим богом ». Особенно ценен во все времена был орел , обитающий в высокогорьях. Крупное и сильное тело этой птицы покрыто густыми и длинными перьями, грациозную шею венчает сухая змеевидная голова, у птицы мощные прямые плечи, горделивая осанка и горящие, глубоко посаженные глаза.

Совсем нелегко поймать, а потом и приручить этого осторожного и бдительного хищника. Он достаточно смел, сообразителен и силен для того, чтобы дать ощутимый отпор. Укрощение и выучка диких беркутов - занятие непростое и очень опасное, требующее особого терпения, смелости и невероятной выдержки. Зато потом обученный питомец с лихвой вознаградит своего тренера: догонит любую степную живность, сможет перехитрить лису, да и с волком не побоится сразиться.

Обычно на охоту «беркутчи » выходили группой или поодиночке. Прекрасно зная повадки любого степного животного, места его обитания и особенности рациона, охотники заранее предвидели, где зверь может притаиться, откуда напасть, как попытается хитрить, путая след. Охотничий промысел требовал от человека немалого опыта, знаний, храбрости и упорства.

Казахские кочевники - настоящие дети природы, относились к этому занятию не только как к добыче трофеев. Ведь и само слово «саят» объемно и многогранно, оно неизменно объединяет сразу три разных понятия: соревнование, охоту и отдых .

Собственно этим, по сути, и был «салбурын » - коллективная охота , устраивавшаяся как торжественное, праздничное мероприятие.

Руководимые опытными «беркутчи », в «салбурыне » принимали участие «мергены » - меткие стрелки, владельцы борзых - загонщики, многочисленные добровольные помощники, а также музыканты, певцы, сказители народного эпоса и просто люди, желающие повеселиться и знающие толк в хорошей шутке.

Где - нибудь на берегу горной речки, в местности, богатой и птицей и зверьем, ставили большую юрту и начинали шумный праздник, чередуя охотничьи походы с веселым отдыхом, сопровождавшимся песнями, хохмами и байками у костра.

Отправляясь на охотничью вылазку, «беркутчи » облачали ловчих птиц в специальное снаряжение. Однако, завидев потенциальную добычу, с головы одного из орлов сдергивали колпачок и направляли его в сторону убегающей жертвы. Остальные, не мешали и ждали момента, когда наступит срок и они тоже смогут показать охотничье искусство .

Частенько на «салбурыне » устраивали и облавы. Загонщики, расходились по округе и поднимали невероятный шум, громко крича и колотя подручными средствами по звонким предметам. Вспугнутые громкими звуками животные выбегали прямо на «мергенов » и «беркутчи ».

Иногда по следу удирающего зверья пускали стремительных гончих - тазы , собаки этой местной породы обладают превосходными охотничьими характеристиками, отличаясь удивительной выносливостью и быстротой.

Следует отметить, что традиционная казахская охота обычно проводилась без ружей, только с ловчими птицами и охотничьими псами, потому эти животные издавна в особом почете у казахского народа . Говорят, что за умелого орла можно было выручить до 10 верблюдов, а хороший тазы стоил до 50 голов скота - практически как калым за невесту.

Сразу после удачного охотничьего похода все участники «салбурына » устраивались по - удобнее у костра и праздновали удачу. Накрывался дастархан, появлялось обильное угощение, заводились звонкие песни, во - всю лилась веселая музыка, раздавались шутки и смех, слышались рассказы бывалых охотников.

Но, наставал черед, и веселье стихало, именно в этот самый момент произносились проникновенные речи во славу искусству «беркутчи », расточались похвалы быстроногим скакунам, мужественным охотничьим псам и гордым ловчим птицам.

Вот что такое настоящий «салбурын » - неповторимое состязание человека с природой, парад мастерства охотников , праздник наслаждения красотой природы и гармонией мира.

Очень отрадно, что традиции предков не забыты и нынешним поколением, охотничий азарт и сегодня бередит душу настоящих казахских мужчин, заставляя возрождать такие красивые виды промысла как «саят » и псовая охота .

Издревле казахи ценили животных и птиц, использовали их в своей жизни. Выделяя отличительные свойства животных, они воспринимали их как символ счастья и богатства. Охота для казахов была и средством выживания, и развлечением. В древности для охоты применяли копье с каменным наконечником, дубинку, лук, силки и капкан. Позже приручили собак, ловчих птиц, коней. Появилось ружье. Из охотничьих трофеев получали шкуры, мясо, перья, пух, рога. Совершенствовались и охотничьи принадлежности. При охоте на лошадей жертву отлавливали с помощью длинного волосяного аркана с петлей на конце или отстреливали дикого зверя из лука. На архара, газель или волка использовали копье. Существовала и сеть для отлавливания зверей и птиц. На хищных зверей (волков или лисиц) выходили с дубинкой. Если наталкивались на хищника, применяли нож. На крупных и осторожных зверей ставили железные капканы. Для мелких зверюшек использовали ручные капканы. Проволочные силки предназначались для ловли сурков. Одним из ведущих направлений культуры охотничьего промысла у казахов является охота с использованием собак и ловчих птиц.

Приручение собак и тренировка в охотничьем ремесле называется салбурын. Это истинно национальное наследие, дошедшее из глубины веков. Перед охотой казахи устраивали праздник, всеобщее гулянье. Отсюда происходит слово «салбурын». «Сал» - веселье, игры, состязание. По первому снегу охотники на лошадях отправляются на промысел и охотятся до конца февраля. Выпадет густой снег, а наутро безоблачно, светло и тихо. Такой очень благоприятный для охоты день казахи называют кансонар. С появлением жизни на земле первым спутником человека стала собака. Она была всегда верным другом и помощником. Собаки бывают дурегей (беспородные) и тазы (гончие). Беспородные собаки охраняли жилище, скот. Из них выведены тобет - волкодавы, способные задушить матерого волка. Эти крупные размером с теленка собаки обладают чутким слухом. Среди них бывают гладкошерстные и густошерстные особи. Охотничью собаку казахи называют тазы. Это гончая собака среднего роста. Шерсть ее гладкая, ноги длинные, окрас зависит от среды обитания. Тазы использовали при охоте на зайцев, лисиц, волков. У степных тазы высота в холке соответствует высоте в бедрах. Они легкие, быстрые, на вид хрупкие. Опытный охотник не позволяет ей ни жиреть, ни худеть.


Поэтому эту породу называют ши тазы. У тазы из горной местности задняя часть выше, чем в холке, ноги жилистые, крепкие, шея длинная и толстая. В состоянии крайней злобы тазы без страха вступает в поединок с волком. Кумай тазы породистых кровей, быстроногая, хваткая. В легенде говорится, что кумай появляется редко, из яйца собаковидного гуся (италаказ). Любимых тазы казахи сравнивали с быстрокрылой птицей кумай. Кумай тазы - собака, охочая на зверя. Ещё щенком прирученная к охоте, она обладает ловкостью и быстротой, отличным обонянием, дерзостью и отвагой. При поединке с матерым волком кумай тазы не позволяет себя ранить: вцепившись в горло, она быстро утихомиривает его. Подобной силой обладает лишь одна из сотни. Завывание собаки - плохое предзнаменование. И хозяин окриком заставляет её умолкнуть, приговаривая: «Чтоб это случилось только с тобой». А вот поскуливание - признак чего-то хорошего. Народная традиция хоронить знаменитых скакунов и породистых тазы по человеческим обычаям идёт из глубины веков.

Кусбегi - специалист, обучающий беркута, сокола, коршуна охоте. Пока беркут не научится возвращаться, он летает на длинном поводке. Затем его откармливают. Когда наступает линька, кормят, сажая на слабо натянутый аркан, чтобы он похудел, не дают вволю спать. Когда птица начнёт легко взлетать и садиться, ее берут на охоту. Ловля с беркутом - излюбленный у казахов вид охоты, в ней участвует несколько человек. Выезжая на охоту, кусбеги садит орла на правую руку, придерживая за ножные поводки, подпирает руку подставкой (балдак) и садится на коня. В левой руке он держит поводья. Прибыв на место, кусбеги с беркутом становится на возвышенность. Остальные, шумя и крича, вспугивают жертву. Сняв томагу, кусбеги отпускает беркута. Каждый атрибут для охоты с орлом имеет свое назначение:

томага - кожаный чехол, плотно закрывающий глаза беркута;
шыжым - вязаный аркан;
тамак бау - тесёмка на шею и на лапы;
балдак - подставка, на которую высаживают птиц;
тугыр - подставка, на которую садится птица;
жемсауыт - посуда для кормления беркута;
ыргак - подвижная подставка для приручения дикой птицы;
тутiк - трубочка, чтобы вливать воду;
жем калта - мешочек с пищей, чтобы привлечь птицу во время охоты.

Бытует поверье, что дом, где есть беркут, избегает нечисть. Поэтому его крылья, перья, лапы вешают на почетное место, изголовье колыбели. Священная птица оберегает от бед, сглаза, порчи, защищает от напастей. Среди других способов - охота на различные приманки: волокуши из хвоста лисы, корсака. Сайгаков, оленей загоняют в глубокий снег. Бывает, что зверя долго гоняют по кругу. Оттого, что его голова постоянно повернута набок, шея так затекает, что зверь не способен повернуть голову в другую сторону, откуда наносится удар. В зависимости от размера марала, газели и других животных роется яма, куда они и попадают. Иногда используется обыкновенная сеть. В морозные дни устраивают погоню за волками. Не давая передышки, заставляют их обильно потеть, мокрое тело за ночь заледеневает. Утром зверя гонят опять с тем, чтобы лёд не растаял. В результате отяжелевший ото льда зверь становится желаемой добычей охотника. Порой охотник прячется в местах обитания волков и воет по-волчьи. Обманутый зверь бежит на вой, и охотник его убивает. А вот лис ловят иначе. Спрятавшись в зарослях травы, охотники издают мышиный писк. Обманутые лисы попадаются на эту уловку и сами приходят. На песке или первом снегу отчетливо видны следы крупных зверей. Охотник их преследует и отстреливает. Если норы зверей не глубоки, охотники заливают их водой или напускают туда дым - и добыча в руках.