Стоит ли ехать на сахалин осенью. Что посмотреть на Сахалине в первый раз? Гид по. Кафе и рестораны

В конце июня начнется сезон комфортных путешествий во многие отдаленные регионы России. В это время потоки романтиков и исследователей устремляются на Камчатку, в Приморье и на Дальний Восток, в Карелию, на Байкал и Сахалин.

Hajde, druže: большой путеводитель по Боснии и Герцеговине

26 августа 2019

В мире появится самый долгий рейс на 20 часов

26 августа 2019

Поясним за новости: Таиланд станет более мобильным для туристов

26 августа 2019

Летать посередине: пособие по выживанию

23 августа 2019

Нервно и в сторонке: можно ли курить IQOS в самолёте

23 августа 2019

Мой дед - православный священник в Нью-Йорке: часть 2

Эти направления понемногу выбираются из-под залежей стереотипов о недоступности – как финансовой, так и транспортной – экспедиций по России: фраза «дешевле слетать за границу, чем съездить по стране» звучит, к счастью, все реже. На пользу тому идет большая просветительская работа со стороны многочисленных организаторов экспедиций и блогеров, а также тревел-фотографов и их невероятных снимков в инстаграм.

Первыми тропами в мир сурового внутреннего туризма стали Карелия и Камчатка. Теперь же все больше людей, отодвинув на задний план какие-нибудь Фареры, ставят на первое место в списке своих желаний поездку на остров Сахалин.

Только мечта может помочь человеку сорваться в такое путешествие. Нельзя предсказать, когда она «активируется», но в какой-то момент ты просто позволяешь себе мечтать о месте. Не терзайте себя, что не можете отправиться туда немедленно. У вас будут десятки причин, почему это кажется невозможным: никто из друзей не готов вас поддержать, бюджет кажется вам недоступным, из списка необходимой снаряги у вас есть только металлическая кружка и т.д. Но начните ухаживать за своей мечтой. Прочитайте книжку про Сахалин, посмотрите видео, сходите на мероприятие про остров и вы увидите, как причины, из которых поездка казалась вам невозможной, начнут отваливаться одно за другой.

Вадим Мамонтов

СЕО RussiaDiscovery

Сахалин – направление для тех, кто привык идти своим путем, и даже в слово «Азия» вкладывает не привычные курорты Вьетнама и Таиланда, а остров в Охотском море – место с уникальной природой и смешением российской и японской культур.

Самый удаленный от центральной России и в то же время поразительно близкий к Японии – от острова Хоккайдо его отделают всего 43 километра пролива Лаперуза – остров Сахалин чарует суровым климатом, причудливыми скалистыми берегами, действующими вулканами и разнообразием растительного и животного мира.

Как ехать: в группе или самостоятельно

Вариантов изучить остров традиционно два: самостоятельное путешествие и помощь компании, которая занимается организаций экспедиций на Сахалин.

«За» cамостоятельную поездку

«За» экспедицию в составе группы

Вы – опытный путешественник, много раз самостоятельно планировали и ездили в отдаленные края России с размытой инфраструктурой. Готовы потратить время и силы на составление маршрута и организационные вопросы, чтобы создать свою уникальную историю

Вы любите, когда все путешествие четко спланировано – продумана логистика, отобраны только самые интересные места по вашему запросу

Вы не любите посторонних людей и хотели бы провести отпуск максимально уединенно

Вам нравятся новые знакомства, вы готовы провести неделю – две с людьми, которых не знали раньше

Вы хотите свести бюджет к поездки к минимуму и готовы — пожертвовать ради этого некоторыми точками маршрута, до которых сложно добраться самостоятельно — к возможным организационным накладкам

Вы понимаете, за что платите – за экономию собственного времени и сил, а также за гарантию легкого и беспроблемного путешествия – если сложность и возникнут, то решать их будете не вы, а организатор. Он же отвечает за вашу безопасность на протяжении всего пути

Вы точно знаете, что любите путешествовать в своем ритме – задерживаться в тех местах, которые вам интересны, и проскакивать другие, менее захватывающие достопримечательности. Отсутствие такой возможности доставит вам дискомфорт

Вы выбрали маршрут, который вам инетерсен, но многие точки в нем малодоступны для индивидуального туриста и требуют особенной логистики вроде заброски на вертолете. Агентство способно это организовать, а стоимость делится на всех участников группы

Учитывая то, что многие из мест, которые важно увидеть на острове для знакомства с его характером, располагаются не так далеко от Южно-Сахалинска – при самостоятельном путешествии это позволяет остановиться в городе на весь период поездки и выезжать к природным достопримечательностям, возвращаясь на ночевку в отель или на базу. Даже в таком формате путешествие на остров поразит вас главным его достоинством – первозданной природой, запахами моря, буйной стихией и фантастическими пейзажами.

Важно понимать, что сам Сахалин – очень большой остров, а всего в состав Сахалинской области входит 59 островов. Некоторые из них, например, острова Тюлений, Кунашир или Шикотан, достойны не меньшего внимания. Но все зависит от того, каким количеством времени и денег вы располагаете.

На случай же, если вы решили бросить вызов собственным силам и поехать самостоятельно, мы собрали от опытных путешественником несколько рекомендаций по организации и ключевым точкам острова.

Стоимость поездки в Сахалин

Стоимость стандартного путешествия на 7-8 дней в составе группы одного из агентств – около 70 тысяч рублей.

Оно включает в себя:

  • проживание в отелях 2*- 3*;
  • трансферы;
  • питание (как правило, завтраки и обеды);
  • транспортное сопровождение по программе;
  • услуги гида-экскурсовода.

Перелеты и ужины оплачиваются отдельно.

Такая поездка обычно позволяет составить себе полное представление о природе, культуре и жизни острова. При выборе туристического оператора опирайтесь на отзывы туристов, рекомендации друзей и общем впечатлении от компании: желательно, чтобы это был опытный оператор, а не группа друзей-энтузиастов, которая решила возить группы на Сахалин буквально в прошлом месяце.

Про авиабилеты

22 000 рублей – цена авиабилета Москва – Южно-Сахалинск в июле-августе, если покупать его заранее, за 5-6 месяцев. Так советуют поступать опытные путешественники по этому направлению. Раннее планирование почти гарантированно позволяет получить лучшую цену и удобный перелет. Спонтанная покупка билета может взрастить цену в 2 – 2,5 раза.

Билеты дешевле можно найти только в период межсезонья, когда поездка на остров становится испытанием из-за довольно капризного и сурового климата.

Мне нужно брать что-то специальное?

Большая часть путешественников обходятся набором из стандартной удобной одежды + трекинговые ботинки, флисовая кофта и непродуваемая (желательно мембранная) ветровка. Если вы не собираетесь делать что-то экзотичное – вам тоже хватит этих вещей.

Как я буду передвигаться?

Лучший способ – взять автомобиль в аренду. Nissan Almera 2014 года обойдется примерно в 11500 рублей за 7 дней. Если вы планируете забираться в труднодоступные места, выбирайте кроссовер — Toyota RAV4 2014 года будет стоить 23 000.

Про комфорт

Многим кажется, что путешествие на Сахалин обязательно сопряжено с бытовым дискомфортом – долгими пешими переходами, ночевками в кемпингах или отелях без удобств, скудным питанием.

Это не совсем так – и спасибо, как ни странно, можно сказать требовательным японцам. На острове огромное количество японских туристов – их доля составляет почти 90% от всего иностранного турпотока. Объясняется это близостью страны и периодом в истории острова, когда он был оккупирован Японией. Трепетно относящиеся к своей истории и культуре, японцы едут сюда за редкими образцами японского зодчества и другими артефактами. И вместе с тем требуют для себя самого высокого уровня комфорта – в проживании, передвижениях и сервисе: это стимулирует развитие местной инфраструктуры.

Чем заняться в Южно-Сахалинске

Как мы писали выше, если в вашем распоряжении 7-8 дней – лучше всего будет не пытаться объять необъятное, а остановиться в Южно-Сахалинске и исследовать остров дневными радиальными выездами.

  • отель «Мега Пэлэс» 4* — 52 000 за 7 ночей
  • отель «Гагарин» 3* — 36 000 за 7 ночей
  • отель «Монерон» 1* — 16 000 за 7 ночей

Города Сахалина, включая Южно-Сахалинск, не особенно примечательны. Вам хватит и дня на его изучение: 1. Зайдите в ресторан НИХОН МИТАЙ, чтобы в первый же день попробовать традиционную японскую кухню со свежими морепродуктами, которыми так славится остров. Но осторожно – после этого морепродукты в привычных российских ресторанах могут показаться вам безвкусной массой. Средний чек – 1200 рублей.

2. Поднимитесь по канатной дороге горнолыжного курорта «Горный воздух» и посмотрите на город сверху. Стоимость подъема – 120-150 рублей.

3. Взгляните на одежды айна и эвенков в Краеведческом музее. Удивительной красоты японское здание, сохранившееся со времен губернаторства Карафуто, хранит свыше 200 тысяч предметов и коллекций по природе, истории и культурному наследию Сахалина и Курил. Вокруг прекрасная парковая зона с фонтаном, прудом с карпами, цветущей сакурой и розами. Входной билет – 100 рублей.

4. Прокатитесь на лодке по озеру в самом крупном парке города — парке Юрия Гагарина

5. Не забудьте привезти икры себе и знакомым – это будет лучшим сувениром. Проверенное место – торговый центр «Успех», идти туда лучше в самый последний день, перед вылетом, чтобы сократить срок хранения. Икра – 2500 – 3000 рублей/кг.

Как провезти икру в самолете?

По правилам авиакомпаний икра относится к категории «жидкости», а значит, в ручную кладь вы можете взять не более 100 грамм. Поэтому тщательно упакуйте вв в герметичный пищевой контейнер, поместите в термосумку и сдайте в багаж.

Куда поехать в окрестностях

День 1. Бухта Тихая и остров Заметный (ну что за чудо-названия здесь)

В случае, если автомобиль в аренду вы не взяли (А ЗРЯ), доехать сюда можно на поезде до станции Тихая (около 3 часов), после чего пройти несколько километров пешком.

Живописная, закрытая от холодных ветров бухта в заливе Терпения (нет, все же это не топонимы, а песня) – одно из самых красивых мест на Сахалине. С хребта Жданко открывается фантастический вид на побережье с мягким песком и зеленой порослью морского шиповника и аралии, а с берега можно бесконечно смотреть, как уходят в воду отвесные 30-метровые скалы.

Большая часть снимков, которые можно увидеть в instagram по тегу «Сахалин», сделаны здесь.

На остров Заметный добраться невозможно, зато видно его отлично. Равно как и слышно – благодаря засилию птиц он звучит как завод по переработке чаек.

По дороге в бухту остановитесь в поселке Взморье – здесь ведется бесперебойная торговля свежевыловленными крабами по ценам куда ниже городских. Приготовить их можно тут же, в бухте.

1 огромный краб – около 1600 рублей.

День 2. Мыс Евстафия*

Высота мыса – всего 51 метр, но он окружен таким поразительно свободным от лишних деталей пространством и кристалльно чистой водой, что вас непременно подхватит ощущение полета, которое усугубят плотный морской воздух, бьющий в лицо, и вездесущие чайки. Обязательная гастрономическая составляющая – по дороге, на озере-лагуе Буссе, можно купить отличных уже сваренных креветок.

День 3. Мыс и маяк Слепиковского

Маяком, должно быть, немало гордятся японцы – они построили его здесь еще в 1934-м, когда сам мыс назывался Оторо Мисаки.

Мыс совсем не похож на те, что вы увидите ранее. Благодаря этому он занесен в реестр памятников природы регионального значения.

День 4. Скала Лягушка

Можно добраться на автобусе 177 от ж/д вокзала Южно-Сахалинска.

Действительно немного похожий на лягушку выступ по сложившемуся мнению «заряжает» визитеров хорошей энергией. Здесь же принято загадывать желания. А если отвлечься от эзотерики, то со скалы открывается замечательный вид на озера Тунайча и Изменчивое. И если энергии действительно прибавится – не пожалейте сил и дойдите до водопада Айхор.

День 5. Мыс Великан*

Великаном многие называют мыс Птичий, что по соседству. По побережью от одного до другого разбросаны гроты, арки и столбы, выточенные из камня ветром и морем.

*для поездки на мыс понадобится кроссовер или внедорожник

День 6. Холмск. Заимка «Хрустальный ручей»

Холмск – портовый город, куда приходят паромы с «большой земли». Население его около 30 тысяч, а примечательного мало, но заехать сюда стоит. Хотя бы для того, чтобы понять, как живет Сахалин, когда не радует глаз туриста бесконечными хребтами и мысами.

А затем поезжайте на базу отдыха «Хрустальный ручей» — здесь, в почти недоступном отдалении от города и людей, вы отдохнете телом и душой: в тишине, с баней и купанием в Татарском заливе.

День 7. Серфинг и кайт-серфинг

С точной локацией определиться будет сложнее – слишком многое зависит от прогноза. Но сли вам действительно интересно посмотреть, как справляются спортсмены не в рафинированых условиях Юго-Восточной Азии, а в водах Японского моря, информацию о спотах можно выспросить у знакомых серферов или найти в профильных группах. Самые распространенные и доступные места – спот Bus Station в Охотске для серфинга и озеро Изменчивое для кайта.

Островной инстинкт — есть особое внутреннее ощущение от пребывания на острове, которое хочется каждому испытать. Пусть даже таком огромном, протянувшемся без малого на тысячу километров с севера на юг острове.

Пройти по узкой тропе по хребту Жданко.

Увидеть, как во время нереста поверхность реки настолько плотно заполняется спинами идущей на нерест рыбы, что не видно даже воды.

Ощутить себя узником замка Иф, забравшись на маяк Анива.

Впечатлиться скалами невероятной формы на мысе Птичий и мысе Великан.

Прогуляться по озеру Буссе и набрать устриц. Побаловать себя и другими сахалинскими гастрономическими деликатесами: икра, крабы, рыба, гребешки, мидии...

Понырять с аквалангом у острова Монерон и найти там ракушку Галиотис, невероятной перламутровой красоты.

Пробраться по спиральному участку тоннеля старой японской железной дороги и подняться на Чертов мост ведущий через глубокое ущелье. Все это – Сахалин.

Вадим Мамонтов

СЕО RussiaDiscovery

Необычные ландшафты, уникальные геологические памятники, термальные источники и интереснейшие музеи - все это можно увидеть и посетить на Сахалине! Достопримечательности острова манят к себе не только российских туристов, но и путешественников из других стран (в первую очередь, из Японии и Китая). О самых интересных туристических объектах Сахалина мы расскажем в нашей статье. Желаем приятного чтения!

Достопримечательности Сахалина и общее описание острова

Сахалин (японское название - Карафуто) - крупный остров у восточных берегов материковой Азии. От континента он отделен Татарским проливом, а от соседнего острова Хоккайдо - проливом Лаперуза. Административно остров является частью Сахалинской области, в состав которой входит также цепочка слабозаселенных Курильских островов. Общая площадь Сахалина - 76,6 тыс. кв. км. Крупнейший город - Южно-Сахалинск (190 тысяч жителей).

Остров Сахалин - один из самых необычных регионов в России. Он заметно выделяется своей уникальной природой, а удаленность от «большой земли» придает ему еще большего колорита и загадочности. Местные жители уже давно привыкли и к здешним удивительным пейзажам, и к муссонному климату, и к регулярным подземным толчкам. А вот жителям других регионов и стран все это - в диковинку.

К главным природным достопримечательностям Сахалина можно отнести горячие источники, многочисленные озера, реликтовые тисовые рощи, необычные скалы, созданные лавовыми наслоениями. В крупных городах есть ряд музеев с очень интересными тематическими экспозициями. А еще на Сахалине сохранилась уникальная и рабочая узкоколейная ветка железной дороги, аналогов которой нет во всем мире!

Мы составили для вас список из десяти самых интересных достопримечательностей Сахалина (некоторые из них мы детальнее опишем далее):

  • музей истории Сахалинской железной дороги;
  • остров Монерон;
  • Холмский перевал;
  • бухта Тихая;
  • скалы «Три брата»;
  • маяк на мысе Жонкиер;
  • памятник «Погибшим рыбакам» в Невельске;
  • краеведческий музей в Южно-Сахалинске;
  • Чертов мост в Холмске;
  • Природный заповедник «Поронайский».

Остров Монерон

В акватории Татарского пролива, в 50 км от берега Сахалина, находится остров Монерон. Его площадь составляет всего 30 квадратных километров. Но на этой небольшой территории «уместились» две речки, цепь холмов и базальтовых скал, а также с десяток водопадов. Однако главная изюминка острова - лежбища пятнистых тюленей, сивучей и прочих млекопитающих.

Тихая бухта

В заливе Терпения, в пределах Макаровского района острова, есть чрезвычайно уютное и живописное место - бухта Тихая. С трех сторон ее защищают отроги красивейшего горного хребта Жданко. Тихой эту бухту прозвал известный мореплаватель Иван Крузенштерн. В этом красивом месте можно отлично расслабиться и половить рыбу. Идеальную тишину и покой в бухте изредка нарушают лишь чайки, которые с удовольствием проводят время на близлежащих скалах и островках.

Скалы «Три брата»

Эта группа из трех остроконечных скал выступает из морской воды близ Александровска-Сахалинского. Кстати, их же силуэты изображены на гербе этого города. Скалы «Три брата» уже давно стали одним из символов всей Сахалинской области. Вместе с маяком на соседнем мысе Жонкиер они составляют единый туристический комплекс. Особенно эффектно скалы выглядят на закате.

А.П. Чехов и Сахалин

Историко-литературный музей имени Чехова, расположенный в Александровске-Сахалинском, подробно рассказывает о сахалинской каторге, а также о пребывании на острове известного русского писателя. В 1890 году Чехов отправился в длительное путешествие на Восток. Главной целью экспедиции было посещение Сахалина. На острове он проводил перепись населения, пообщался со многими каторжанами, в том числе политическими.

Неким итогом чеховского путешествия на восток стала книга с незатейливым названием «Остров Сахалин». Правда, читать ее довольно скучно, ведь, кроме личных путевых впечатлений писателя, она насыщена детальными статистическими данными.

Зеленоград - Южно-Сахалинск на автомобиле.

Предисловие.
Потому что без предисловия будет не понятно, «а нафига» нам это приключение понадобилось.


А поехали жить на Сахалин? Там зарплаты большие… - сказал мне муж, одним хмурым сентябрьским вечером (или солнечным сентябрьским утром, как он сам утверждает).
- А поехали! - у меня была хандра, и хотелось каких-то перемен. В общем, не важно когда, важно то, что на этой фразе моя спокойная и размеренная жизнь в Зеленограде закончилась.
Муж как раз вернулся из командировки в Японию, где ему удалось искупаться в Тихом океане, да и в целом очень всё понравилось. Почему позвал не в Японию, а на Сахалин - это почти то же самое, только в России. А у самураев с собаками гулять негде.
Плюс на Сахалине хорошие перспективы заработка для инженера по автоматизации, ибо добыча газа. А зарплаты там в нефтегазовой отрасли гораздо выше чем в Москве, при затратах времени на дорогу от работы до дома в 3-4 раза ниже, чем в столице. Москва - Зеленоград утром и вечером часа 3 по пробкам… Поскольку нас в Москве особенно ничего не держало, решили попробовать переехать.

Ты сначала резюме разошли, пригласят тебя куда-нибудь или нет, потом разговаривать будем, - пыталась я сдать назад и соскочить с темы. 30 лет конечно не 60, но уже боязно вот так срываться с места и начинать всё с 0. Тем более что у меня появились новые друзья, интересная работа - хобби, уезжать как-то сразу расхотелось.
И вот начался трёхмесячный штурм сахалинских компаний на предмет поработать, меня - на предмет: «Смотри какие красивые фотографии, какие интересные рассказы об острове!». Я вспомнила, что на Сахалине есть борзые и борзятники, которых тут же разыскала в сети и познакомилась. Меня всячески стали убеждать переехать. Главное, на острове тоже есть лошади и конюшни. «Мы тебе там лошадь купим, если захочешь!» - всячески соблазнял муж. А ещё море «рыбо, крабо, креведко», горы и горнолыжный курорт, охота, и много места, где можно гулять с собаками. Да и собак не слишком дорого везти самолётом, думалось на первый взгляд.
Но глубокая проработка вопроса и общение с авиакомпаниями показали, что мы немного заблуждались. Собаки у нас не тяжёлые, но высокие. Кто не знает, это 4 русские псовые борзые. Аристократ уже 85 см в холке, не помещается ни в одну из предлагаемых к продаже клеток. А если сделать на заказ деревянный ящик, то его вес и габариты проходят только по категории «груз», а не «собака с сопровождением». В общем, ценник нам выставили 90 тыс. рублей за одного Аристократа, без стоимости клетки… Вариант с самолётом отпал, поскольку компания - работодатель не пойдёт на такие расходы по нашему переезду.
- Поехали на машине?
- Это 9 тыс км, две недели времени - это опасно, тяжело, трудно и просто это «дофига»! Мы переругаемся!
- Зато всю страну посмотрим! Ты же хотела путешествие через всю страну как-нибудь?
- Хотела, но на месяц минимум, за заездом в города и на БРДМ - 2, до Магадана.
Сахалин это остров (вдруг, кто не знает). Только своим ходом туда не попасть. Из п. Ванино, в Хабаровском крае ходит паром в п. Холмск, на острове. Время плаванья составляет от 14 часов… Переговоры с паромом обнадёжили:
- Не вы у нас первые, не вы последние с собаками. Собаки будут с вами в каюте, прогулять их можно будет на палубе. У нас часто на выставки так ездят с острова на материк.
Итак, было принято решение ехать на машине. Но на какой? На Сахалине дороги плохие. Если куда-то выехать, там дорог нет совсем. Зимой снега наметает по пояс, его плохо чистят, не как в Москве. Нужно что-то полноприводное. Желательно японское и вместительное, ибо 4 собаки весьма крупной породы. Выбор пал на Тойоту Секвойя, потому что это рамный полноприводный японский внедорожник, самый большой у Тойоты. Да и вообще это была моя давняя мечта. Короткое совещание с друзьями автолюбителями, и я две недели мотаюсь по Москве и области, в поисках машины своей мечты, делаю диагностику подвески всем выставленным на продажу автомобилям и учусь разбираться в их болячках. Здесь хотелось бы сказать большое спасибо друзьям за поддержку и советы, в таком новом и непростом для меня деле! Без вас, я бы не справилась.
Моя машина была уже практически продана, новая практически выбрана, но в последний момент мы всё же решили не менять свою 6-ти летнюю комфортабельную шоссейку на 14-ти летнюю японку. Решено - едем на нашей! А на острове уже решим менять её или нет.
А она на меня обиделась, за то, что я собиралась её продать. Сначала у неё вытек антифриз, через сгнившие трубки заднего контура отопителя (привет московским коммунальным службам с их реагентами на дорогах). Потом накрылась турбина. Затем вторая форсунка. Плюс ещё небольшая авария с заменой переднего бампера и фары, замена всех рабочих жидкостей, тормозных колодок. Машинка у меня теперь золотая! Уж больно много она к себе внимания потребовала перед дорогой. Но и отработала это внимание на отлично!
Жильё семье из двух человек и 4 -х собак было тоже не просто снять. Через полтора месяца мужем был найден подходящий вариант и получено согласие на проживание животных.
Начали готовиться к переезду. Даниил - морально и материально поддерживая меня на расстоянии, я - практически. Расставаться с квартирой, в которой прожил 15 лет и завалил её хламом - очень сложно. С этим мне помогала мама, которая специально прилетела в гости из Казахстана. Без неё, я бы, наверное, не собралась. Ну и в программу сборов нужно было вписать посещение Красной площади и Театра.
Час Х наступал. Муж взял отпуск и приехал за нами. Ещё 2.5 дня ушло на освобождение квартиры от хлама и сборов в дорогу. Держава нас порадовала тем, что накануне отъезда съела целый тюбик металлический Мази Вишневского оставшегося без присмотра. Рентген показал, что ехать всё-таки можно, ввиду отсутствия крупных кусков.
Небольшое отступление. Мы с мужем считаем себя бывалыми автопутешественниками. Раз 5 или 6 мотались Москва - Усть-Каменогорск к родителям на машине. Это туда и обратно 8-9 тыс км (смотря ехать через Новосибирск или нет). Поэтому, что такое дальняя, очень дальняя дорога, мы себе представляли. Но вот есть ли жизнь за Новосибирском, нет ли жизни за Новосибирском?...

Сахалин - далеко не самое привлекательное для туристов место. Когда речь заходит о дальневосточной экзотике, то в голове первым всплывает Владивосток или Комсомольск-на-Амуре. Символы природных сокровищ Сибири - Алтай и Камчатка, а ледяного экстрима - Якутия. На деле совершенно не обязательно объезжать полстраны, чтобы увидеть природу разных климатических зон, почувствовать себя на краю света и отведать деликатесов. Достаточно просто приехать на Сахалин.

Почти Япония

Лететь до Сахалина - как до Японии. Широкофюзеляжный забит под завязку - свободных мест нет ни в экономическом классе, ни в бизнесе. Богатых людей на далеком и загадочном острове, судя по всему, хватает и после посадки экс-губернатора Хорошавина и его команды. Ощущения, когда летишь до пункта назначения 8 часов 10 минут и за это время ни разу не покидаешь воздушного пространства родной страны, непередаваемые. Невольно задумываешься, как вообще можно управлять такой территорией из единого центра? Как можно ее освоить?

Когда самолет приземляется в аэропорту Южно-Сахалинска, понимаешь, что освоили мы ее так себе - здание аэропорта небольшое, рейсов в день - всего несколько штук, а закрывается аэропорт едва ли не в обед. О чем можно говорить, если Ту-154 воздушная гавань стала способна принимать лишь в 1985 году. И, тем не менее, аэропорт развивается. Пассажирооборот вырос с 663 тысяч пассажиров в 2008 году до 985 тысяч в 2017 году, а в следующем году обещают открыть новый аэровокзальный комплекс с телетрапами, отелем и многоярусной парковкой.

Примечательно, что строительство аэровокзала будет полностью профинансировано из регионального бюджета. Уровень! Впрочем, то, что Сахалинская область - регион очень богатый, понимаешь быстро. Нашу группу встречает трансфер на нескольких минивэнах бизнес-класса Toyota Alphard. Машины, естественно, подержанные, само собой, с правым рулем, но все равно впечатляют.

В ответ на включение зажигания вспыхивает большой центральный дисплей, мультимедиа-система что-то говорит по-японски, водитель быстро нажимает несколько сенсорных кнопок с кучей иероглифов и включает радио. Из колонок летит шансон. Все-таки это Россия. Двоякое ощущение будет со мной всю поездку: Сахалин невероятно отличается от всего того, к чему мы привыкли в центральной полосе, но при этом умудряется оставаться стопроцентно российским со всеми присущими нашей стране плюсами и минусами.

1 /10

Взять хотя бы трудовых мигрантов. Таких вы по эту сторону Уральского хребта точно не видели. Одетые в одинаковую униформу, они ходят по улицам Южно-Сахалинска строем с вожатым впереди. Дело в том, что на острове, как и в некоторых других регионах к востоку от Урала, роль гастарбайтеров играют северокорейцы, которые прибывают в Россию по договору между КНДР и РФ. Сотрудничество это восходит еще к 1970-м, и в 2017 году было названо рабством.

В действительности же, несмотря на по-настоящему тяжелые условия труда, северокорейцы мечтают оказаться на Сахалине, ведь всего за два-три года работы удается заработать внушительную по меркам КНДР сумму денег. Корейцы получают сущие копейки - не больше 12 000 рублей, но и практически ничего не тратят: живут в трудовых лагерях или общежитиях, централизованно питаются и фактически лишены досуга, так как надолго отлучаться из лагерей не рекомендуется. Правда, каждый рабочий должен отдать часть дохода северокорейскому государству, так что оставшаяся на руках сумма по нашим меркам выходит совсем смешной.

Тем не менее работа за рубежом считается в КНДР весьма престижной, и северокорейцам приходится давать взятки, чтобы на ней оказаться. Сахалинцы корейцами довольны. Иногда, правда, кто-то из них убегает в надежде на свободную жизнь в России, но, как правило, беглецов быстро ловят. В целом же ни о каком национализме или недооценке представителей других народов сахалинцами речи не идет. Тут любят и японцев, которыми многие местные откровенно восхищаются, и корейцев, которых на острове и вовсе три вида: те самые трудовые мигранты из КНДР, доморощенные корейцы (их на острове 5,6 процента населения) и южнокорейцы, которые инвестируют в местный бизнес.

На острове довольно много магазинов, ресторанов, турфирм и автосалонов, которыми владеют японцы и корейцы. Например, дилерский центр Toyota в Южно-Сахалинске открыл один из крупнейших дилеров марки в Японии. А любителям корейской и японской кухни в Южно-Сахалинске и вовсе раздолье - в городе множество ресторанов с аутентичными блюдами этих двух стран. Готовят, естественно, корейские и японские повара, владельцы тоже приезжие. Знание кухни и свежайшие продукты на выходе дают настоящий вкусовой оргазм. Столь вкусные суши и сашими я ел лишь в Токио и Нагое.

Дикий Восток

Сколько бы ни было японских товаров в супермаркетах Южно-Сахалинска, как бы ни были умны унитазы в отелях города, но сойти за Японию, пусть и провинциальную, у острова не получается. Слишком силен разрыв между богатыми и бедными. В центре Сахалина ничего нет. Жизнь есть на самом севере, где на шельфе добывают газ и нефть, и на юге, который был освоен за время японского правления с 1905 по 1945 годы.

Во время Японского правления на Сахалине было построено достаточно большое количество синтоистских культовых сооружений. На фото - взморские тории храма Хигаси Сираура Дзиндзя, что в местечке Взморье.

Сейчас большая часть полумиллионного населения острова живет на юге, но все деньги на севере. Добыча углеводородов и приводит к колоссальному разрыву в доходах и появлению статистики, которая создает ложное впечатление об острове. Например, средняя зарплата на острове на 44 процента выше, чем в среднем по стране, и близка к столичной. А в том, что касается ВРП (валовый региональный продукт), то по этому показателю Сахалинская область и вовсе находилась в 2015 году на уровне Великобритании. Москва, чтобы вы понимали, находилась на уровне Испании, а Московская область - Бразилии.

В действительности же на острове есть либо поднявшиеся на нефтяных деньгах нувориши, либо получающие не более 25 тысяч рублей бедняки. В поселках полно вызывающе скромных домов, а всевозможные сараи, гаражи и прочие подсобные помещения зачастую сделаны из морских контейнеров. При этом в Южно-Сахалинске я впервые в жизни стоял на светофоре, на котором автомобили Toyota Land Cruiser были абсолютным большинством - из 13 машин 11 представляли именно эту модель.

Вообще, внедорожники и пикапы Toyota - короли местного автопарка. Праворульные и проданные через официального дилера, привезенные из Америки и с Ближнего Востока, многочисленные Land Cruiser и Hilux всех поколений, Kluger и Highlander, Tundra и Sequoia, а также экзотический даже в Америке FJ Cruiser встречаются тут и там. Сахалинцы рассказывают, что на острове даже встречаются Toyota Mega Cruiser - эдакий японский «Хаммер», причем именно в армейской версии.

Свои автомобили Сахалинцы тюнингуют так, что улицы порой напоминают съемочную площадку очередной части франшизы «Форсаж». Если у вас внедорожник, значит, вы просто обязаны подготовить его для тяжелого бездорожья: лифт подвески, силовые бамперы, веткорезы, экспедиционный багажник и лебедка. Если же вы ездите на седане, купе или универсале, то не обойтись без занижения, огромного глушителя, красивых дисков и аэродинамического обвеса. И то ли сказывается близость Японии, то ли природный вкус, но выглядят все эти тюнингованные машины вполне гармонично и стильно.

Меня удивили другое - на спортивного вида легковых машинах ездят мужчины старше 40, а вот молодежь предпочитает внедорожники. Возможно, дело в том, что не обремененные семьей и детьми ребята много времени проводят на природе в различных походах, где нужна серьезная проходимость. Во всяком случае, в лесах южной части острова мы регулярно встречали компании молодых людей, с энтузиазмом штурмующих бездорожье.

Вид на бухту Тихая с окрестных гор. Пляж в бухте неоднократно признавался лучшим на острове.

На Сахалине вообще очень трудно отгородиться от природы. Вот и наш лагерь переехал подальше от рек на берег бухты Тихой, хотя первоначально размещаться мы планировали в глубине острова, где не так чувствуется ветер. Но местные отговорили - нерест лосося помешал. Если вы смотрели многочисленные фильмы про дикую природу, то знаете, что лосось возвращается нереститься в родную реку, перестает питаться и умирает после того, как откладывает икру. Запах разлагающейся рыбы делает ночевку в палатке на берегу реки невыносимой.

Когда же мы отправились в леса центральной части острова, то увидели множество медвежьих следов, перебегавших дороги лис, зайцев и других животных, идентифицировать которых в сумраке удавалось далеко не всегда. На Сахалине, чтобы слиться с природой в одно целое, совершенно не обязательно далеко отдаляться от городов. Казалось, только что мы шли на наших Toyota Hilux и Prado по руслу горной реки, и вот уже мчимся по океанскому хайвею вдоль восточного побережья острова.

Холодная Калифорния

Август на Сахалине выдался невероятно теплым. Моментами воздух прогревался до 27-28 градусов, а значит нужно не искать оправданий и лезть в воду. Местные предпочитают купаться в мелководных проливах Лаперуза и Татарском, но мы с коллегами не ищем легких путей и лезем прямо в Охотское море. Свободного времени на острове не так и много, поэтому тратить его на переезд на другой берег совсем не хочется. Тем более, что восточное побережье острова напоминает Калифорнию. Бесконечные океанские пляжи, отличная дорога с ровным асфальтом и логичной разметкой, зелень прибрежных сопок - для создания картины серферского рая не хватает только самих серферов.

Вместо них на пляже шириной с МКАД стоят лишь автокраны, которые сушат растянутые между двух максимально выдвинутых стрел сети. Рядом с ними лениво ходят несколько мужчин. Зачем-то подъезжаем с ними познакомиться. Первым к нам выходит крановщик: мужчина с животом титанических размеров и таким же титаническим перегаром. Один из рыбаков оказывается чеченцем. Но перегаром пахнет и от него.

Впрочем, ближе к Южно-Сахалинску пляж постепенно начинает оживать. С него исчезают краны, зато появляются палатки и тенты отдыхающих. Спустя километр-другой океанский берег уже напоминает муравейник. Кто-то жарит шашлык, кто-то играет в волейбол, кто-то загорает, туда-сюда постоянно шныряют машины. Ширина пляжа такова, что рядом с табором отдыхающих действует целое пляжное шоссе по две полосы в каждую сторону. При этом песок настолько гладкий, что для езды по пляжу совершенно не обязательно быть обладателем внедорожника - здесь ездят даже на откровенных «пузотерках».

О том, что мы не в Калифорнии, напоминают… вкопанные в пляж башни танков Т-54. Столь широкий пляж в советские времена воспринимался как потенциальный плацдарм для вражеского десанта, а вовсе не как наш потенциальный ответ австралийскому Серферс-Парадайс. О вторжении уже давно никто не думает, а башни служат аттракционом для детей, которым на пляже не столь весело, как можно было подумать, - в море их не пускают.

Но нас ограничить некому, поэтому паркуем машины, как только находим в этом муравейнике свободные места, раздеваемся и бежим в море. Первые впечатления исключительно положительные - прохладно, но ничего экстремального. Делаю еще несколько шагов, мгновенно погружаюсь по шею, встречаю первую волну и… с криками бегу назад. У самого берега вода успевает прогреться, но стоит прийти волне издалека, как становится невыносимо холодно. Пожалуй, правильно делают местные, что не купаются в Охотском море. Делать это можно только для галочки: мол, я тут был, в море окунался.

Полмира на одном острове

Сахалин - самый большой остров страны, вытянувшийся с севера на юг на 948 километров, вмещает в себя все климатические зоны нашей страны, кроме субтропиков и вечной мерзлоты. Хотя нивхи - коренное население севера острова - имеют статус коренного народа Дальнего Востока, который дает те же права, что есть у коренных народов Севера: рыбалка и охота без всяких квот, неограниченная заготовка леса, неограниченное водопользование и другие льготы.

Но проехать весь Сахалин практически невозможно - ни одна прокатная контора просто не даст вам автомобиль. Все машины оснащены GPS-трекером, и двигатель могут заглушить дистанционно, если вы заберетесь севернее определенной широты, либо съедете с накатанных дорог. Но даже поездки по южной части острова хватает, чтобы навсегда влюбиться в него и местную природу. Юго-западное побережье острова напоминает Ирландию или юг Англии: высокий обрывистый берег, изрезанный многочисленными бухтами, зеленые холмы без деревьев. И никого.

От Англии побережье отличается наличием многочисленных брошенных и полуразрушенных зданий, отвратительным качеством грунтовки и общим депрессивным ощущением. Юго-восточное побережье, как я уже говорил, напоминает Калифорнию, а в глубине острова можно найти и березовые рощи средней полосы, и напоминающие кубанские пейзажи лесистые сопки. Местами картинка за окном и вовсе навевает мысли об Аризоне: красная почва, оранжевая пыль, многочисленные пикапы и американский капотный грузовик, тащащий огромный оверсайз-прицеп с грузом, - нежная европейская техника в этих условиях просто не выживает.

На Сахалине есть и зажиточные поселки с обустроенными дворами, аккуратно постриженными газонами, вежливыми водителями и отличными дорогами, и настоящие гетто с пыльными грунтовками вместо улиц, заброшенными домами и умершими предприятиями. И разделять их может всего несколько десятков километров. Население Сахалина, как и всего Дальнего Востока, стремительно сокращается. Если в 1991 году на острове проживало 715 тысяч человек, то в 2016-м - 487 тысяч. В последние пару лет наблюдается рост, но небольшой. Человек уходит, природа наступает.

Казалось бы, сделать из Сахалина туристический рай проще простого: рядом большие рынки Японии и Кореи и необъятный Китай, а японцы, к тому же, любят посещать свои бывшие территории в приступе ностальгии по имперскому прошлому. Да и россиян затащить на Сахалин можно - климат тут мягче, чем во многих частях Сибири. Но пока тут, как и во всей остальной России, заняты другим: пьют и воруют.

– самостоятельно или в составе туристической группы – поездка для тех, кому становится скучно в тепле и домашнем уюте. Домоседам здесь делать нечего, поскольку высокая влажность летом и сильные зимние вьюги, отсутствие комфорта и утомительные переезды могут испортить все впечатление о здешних красотах.

Как добраться до Сахалина

Цена на билет на сильно «кусается». Если грамотно отслеживать сайты авиакомпаний, то можно купить билет – всего за двенадцать тысяч. Но в сезон отпусков надеяться на такое чудо не стоит. Здесь средняя цена перелета будет составлять пятьдесят тысяч.

Второй вариант – поездка на поезде, но это очень долго. Точка прибытия – город Ванино, далее паромом.

Нюансы паромной переправы: что нужно знать?

Поскольку многие туристы попадают на остров на пароме, то важно знать, как правильно организовать переезд.

  • Заказывать и места для пассажиров, и парковочное место для машины нужно как минимум за месяц до предполагаемого времени своего приезда. Если этого не сделать, то перелет может оказаться напрасным. Сахалин так и останется мечтой.
  • Периодически нужно звонить в организацию «Дальтранссервис» и уточнять сведения о произошедших изменениях, поскольку точного расписания работы паромной переправы нет.
  • Перед приездом к парому надо обязательно звонить в кассу Ванино и подтверждать свой приезд. В противном случае забронированное место могут просто отдать другим путешественникам. Предоплата не принимается.
  • Во время поездки предлагается бесплатный обед (только один раз). Есть возможность принять душ (платно).
  • По приезду в Ванино нужно обязательно оформить пропуск.
  • Все, что потребуется во время переправы, нужно брать с собой. Спуститься в трюм к машине не позволят.
  • При входе на паром пассажиров осматривают и отбирают все спиртное.
  • Самые удобные каюты (но и более дорогие) находятся на верхней палубе.
  • В летнее время продолжительность паромной переправы двенадцать – четырнадцать часов. Зимой время поездки - от шестнадцати часов и больше.

Чем можно заняться на Сахалине?

Сахалин особенно привлекает заядлых рыболовов. Принимая во внимание здешние климатические условия, с этой целью на остров нужно отправляться в августе-сентябре. Если покупать билеты на этот период заранее – примерно за полгода, то можно значительно сэкономить.

Организованные туры от агентств будут стоить очень дорого, поэтому есть смысл организовать все своими силами. Даже готовая путевка «включает» только услуги проводника. Все остальное – лагерь, продукты, рыболовные снасти, стоимость пути – за свой счет.

Лето – отличное время, чтобы совершить пешее восхождение на гору Вайда или прогуляться по горному хребту Жданко. Интересным будет и местный дайвинг. Летние месяцы на Сахалине – время морского каякинга.

Сахалинская зима – это лыжи и, конечно, рыбалка.