Сория испания достопримечательности. В маленьком и тихом городе сория. Что стоит посмотреть

16.12.2015

Небольшая провинциальная столица Сория расположилась на берегах реки Дуэро в северной части Испании. Провинция Сория входит в состав автономной области Кастилия-Леон.
До нашей эры здесь проживали племена кельтиберов. В Средние века Сория являлась одним из важнейших центров производства шерсти.
Основные достопримечательности города расположились в его старой части, центром которой является площадь Пласа-Ма­йор. Площадь окружена зданиями, выполненными в романском стиле. Здесь же можно увидеть церковь Санта-Мария-ла-Майор с интересным романским фасадом. Неподалёку находится церковь Санто-Доминго 12 века – одна из самых красивых церквей города. Наибольший интерес представляет её фасад, увенчанный аркой со скульптурными композициями. Стоит посетить кафедральный собор Сан-Педро (12 век), который был перестроен в 16 веке в стиле Ренессанс. Очень красивы фасад собора, выполненный в стиле платереско, и внутренняя галерея 12 века, поддерживаемая колоннами, украшенными орнаментами.
Также в Сории интересны романская церковь Сан-Хуан-де-Рабанера (12 век) – одна из самых ранних построек города; дворец Кондес-Гомара 16 века (ныне Дворец правосудия); монастырь Сан-Хуан-де-Дуэро , который до 18 века принадлежал ордену госпитальеров; расположенная на скале над рекой Дуэро церковь Сан-Сатурио , где хранятся мощи святого покровителя города – Сатуриоса.
Особой популярностью пользуется Нумантийский музей , где рассказывается об истории региона с эпохи палеолита до наших дней. Здесь представлены археологические находки, начиная от костей мамонтов и заканчивая керамикой кельтиберийских племён. Большая часть экспонатов была найдена на раскопках расположенного поблизости разрушенного кельтиберийского поселения Нуманция.
Руины поселения Нуманция находятся в 8 км севернее Сории. Оно было основано племенами кельтиберов в 3 веке до н.э. Во 2 веке до н.э. Нуманцию в течение 20 лет пытались захватить римляне, однако её жители оказывали ожесточённое сопротивление римским войскам. После 11-месячной осады города жители, поняв, что город не спасти, подожгли его и начали убивать друг друга. Римляне вступили в уже опустошённый город. При римлянах Нуманция была отстроена заново. Руины Нуманции были обнаружены в 19 веке, ныне это одно из самых популярных археологических мест Испании. Ежегодно в последнюю субботу июля здесь проводятся реконструкционные бои нумантийцев и римлян.
В 55 км юго-западнее Сории интересен город Бурго-де-Осма . При вестготах, начиная с 6 века и заканчивая арабским завоеванием этих земель, в Бурго-де-Осма располагалась резиденция епископа. Главная достопримечательность города – готический кафедральный собор 12 века, внутри которого сохранилось множество предметов искусства романской эпохи. Также выделяются Епископский дворец , остатки крепостных стен 15 века, ренессансное здание Университета Санта-Каталина 16 века, замок 8 века и римский мост.
В окрестностях Сории также стоит посетить такие старинные городки и деревни, как Калатаньясор с руинами арабской крепости, Альмасан с церквями 12 века и остатками крепостных стен и ворот, Мединасели с римской триумфальной аркой 1 века и Сан-Естебан-де-Гормас , где сохранились остатки крепости и две романские церкви 11-12 веков.
В западной части провинции в 60 км от Сории расположился природный парк Каньон-дель-Рио-Лобос . За многие тысячелетия течение реки Лобос сформировало каньон с отвесными стенами, окружённый сосновыми и можжевеловыми лесами. Одной из главных достопримечательностей каньона являются его хищные птицы: филины, стервятники, белоголовые сипы, соколы и беркуты. Также в парке находится несколько пещер.
На северо-западе провинции Сория вдоль её границы с провинциями Бургос и Ла-Риоха протянулся горный хребет Сьерра-де-Урбион, являющийся частью Иберийской горной цепи. Максимальная отметка – гора Пико-Урбион . Среди горных ландшафтов региона простираются густые леса и встречаются ледниковые озёра. Это прекрасное место для занятий пешим туризмом. Главным населённым пунктом здешних мест является деревушка Винуэса. Отсюда можно отправиться в путешествие к ледниковым озёрам Лагуна-Негра и Лагуна-де-Урбион, окружённым отвесными скалами, и к горе Пико-Урбион. Неподалёку находится водохранилище Куэрда-дель-Посо, где в летнее время можно заняться разнообразными водными видами спорта или же просто позагорать и искупаться. В 10 км севернее Винуэса в горах на высоте 1753 м расположилась горнолыжная станция Санта-Инес.

На севере центральной части Испании располагается провинция Сория, входящая в состав автономной области Кастилии и Леона. Столицей провинции является одноименный город Сория с населением около 40 тысяч человек. Город был основан на берегу реки Дуэро во времена римского владычества на территории Испании.

Город представляет большой интерес для туристов, так как он богат на архитектурные памятники различных периодов испанской истории.

Собор был построен на месте храма, возведенного в эпоху Альфонса Завоевателя, здесь в 1150-х годах была построена монументальная церковь в романском стиле, однако в 1543 году храм был разрушен, и для его восстановления потребовалось длительное время.

До наших дней сохранилась колокольня XIV века, которая венчается семью колоколами, изготовленными в XVIII веке. В наши дни в соборе находится Епархиальный музей, где действует постоянная экспозиция испанских документов XII-XIX века, церковная утварь и уникальная раскрашенная скульптура Христа XIII века.

Местоположение: Calle Sta. Cruz — 14.

Скит располагается в центре города, прямо к нему ведёт аллея из уникальных столетних деревьев. Скит имеет небольшой размер, главная гордость храма – образ Христа, выполненный из слоновой кости в XVI веке.

Скит был построен для братства, которое занималось похоронами приговоренных к казни преступников, их хоронили во дворе храма. На территории скита так же располагается очень красивая колокольня XVIII века.

Это место самое популярное среди туристов в Сории, считается, что храм был основан еще в VI веке королем Свевов Теодором. Храм пережил арабские завоевания и период реконкисты. Архитектура храма напоминает греческий стиль, хотя заметно влияние и романской и готической культур. На протяжении VII-XIX века часть сооружений разрушалась, а на их месте возникали новые, от первоначальной церкви осталась только ризница. Позже на территории храма появилась статуя святого Сатурия, купольные росписи апостола Петра, святого Исидора. Внутреннее убранство церкви выполнено в стиле испанского барокко, храм украшен большим количеством каменных изваяний католических святых.

Местоположение: Calle Mirón — 1T.

Согласно испанской легенде на месте скита жил святой отшельник Сатурий, в пещере над которой и был построен скит, находились мощи святого, после постройки храма их перенесли в алтарь.

Храм, частично расположенный в скале, был построен в XVII веке, в нем также располагается капелла расписанная образами святого Михаила. Несмотря на то, что храм построен в стиле барокко, архитектурные линии поражают своей строгостью и умеренностью, особой красотой отличается купол храма, расписанный картинами из жизни святого.

Местоположение: Camino San Saturio.

Изначально храм, построенный в XII веке, был посвящен святому Фоме, и только в XIX веке после закрытия прихода ему было присвоено новое название. Церковь построена в трех архитектурных стилях разного времени:

  1. Алтарная часть в XVI веке в стиле ренессанса.
  2. Нефы в начале XII века в романском стиле.
  3. Западный фасад в конце XII века в готико-романском стиле, в честь свадьбы короля, проходившей в Сории.

Именно благодаря состоявшемуся в церкви королевскому венчанию под окнами храма располагаются две статуи – короля и королевы, в которых и в наше время можно узнать АльфонсаVIII и Элеонору Аквитанскую. Церковь святого Доминика входит в список историко-культурного наследия Испании.

Местоположение: Plaza Condes de Lérida — 2.

Храм располагается на Главной площади, изначально храм, построенный в конце XII века, был посвящен святому Хилю, и лишь в XVI веке после пристройки главной капеллы храм получил нынешнее название.

В XIX веке церковь оказалась на грани разрушения, поэтому нефы храма пришлось реконструировать. От первоначального храма до наших дней сохранились: южный портал, капители колонн, три этажа башни и апсидиолы искусно украшенные лепным орнаментом.

Местоположение: Calle Mayor, 0.

Этот дворец основной памятник некультовой архитектуры эпохи Ренессанса в Сории. Он был построен на месте старого дворца в XVI веке, его длина составляла более ста метров.

Сооружение состоит из двух корпусов с большими балконами, над центральным входом находится герб графов Гомара. На территории дворца располагались большие конюшни, галереи для прогулок, трехэтажная башня, во внутреннем дворе находился характерный для того времени двор с ионическими арками.

В эпоху раннего средневековья площадь Сории составляла один километр, весь периметр города был обнесен крепостной стеной, в центре на холме Замка возвышался замок Сории, один из самых укрепленных замков XII века. Он имел трапециевидную форму, в четырех углах располагались маленькие башни, внутри располагался оружейный двор, церковь святого Сальвадора, две синагоги. В настоящее время от крепостных стен сохранились только остатки донжона и часть главных ворот с двумя башнями.

Основателями монастыря являются герцоги Сории, которые позволили монахам-мерседарам не имевшим прихода обосноваться в церковном приходе Девы де ла Мерседес.

Первый храм был построен в XIV веке в готическом стиле, а 16 веке он был восстановлен и расширен. Уже в XX веке монастырскую церковь реставрировали и превратили в культурный центр Провинциального совета. Внутри храма купол, карнизы и колонны расписан живописцами XVII века, в алтаре располагается скульптура святого Петра Ноласка.

Монастырь, основанный в 1224 году, был посвящен святой Каталине, и лишь спустя несколько столетий поменял святую покровительницу. В XIX веке в монастыре располагались казармы, а монахи вынуждены были переехать.

Несмотря на то, что на протяжении девяти веков храм претерпел множество перестроек, внешне он выглядит практически так же как в момент постройки. В настоящий момент в храме располагается институт Науки и Здоровья Кастилии и Леона.

Археологический музей Сории получил это название из-за большой экспозиции предметов найденных возле Нумасии.

Музей был основан в XIX веке, площадь экспозиции составляет около семи тысяч квадратных метров. На экспозиции можно увидеть историю Сории эпохи палеолита, неолита, бронзового и железного века, есть экспозиции эпохи римского владычества, вестготской эпохи и мусульманского периода.

Местоположение: Paseo el Espolón — 8.

Площадь, находящаяся в «сердце» города, получила свое название от храма святого Климента, разрушенного в 1952 году. На протяжении XII-XIV веков на территории площадь располагалось средневековое кладбище.

В настоящее время на площади располагается памятник архитектуры XVI века — дворец Риос и Салькедо, в нем находится исторический архив. Так же на площади находится дом Инквизиции, в данный момент являющийся жилым домом.

Парк располагается в центре города и является самым популярным местом для прогулок в городе. Впервые это место упоминается еще в XII веке, как «пастбище святого Андрея», здесь пасли свой скот монахи и только в XX веке пар получил свое нынешнее название.

На территории 9 гектаров располагаются сады с 78 видам деревьев, розарий, родники, фонтаны, статуи. Именно на территории парка проходят городские праздники.

Второе название сооружения – арена святого Бенедикта. В середине XIX века властями города было принято решение о строительства арены для популярной корриды. Был выбран пустырь, на котором ранее располагалась церковь святого Бенедикта.

Изначально арена была небольшой – приблизительно до первого уровня современной постройки, в 1963 году арену перестроили. В последние годы на арене проходи не только коррида, но и различные выставки и концерты.

Тудела - Олите - Тарасона - Агреда - Сория - Калатаньясор - Эль Бурго де Осма - Берланга де Дуэро - Мединасели - Альмасан - Морон де Альмасан - Сигуэнса - Гуадалахара

<=============== СОРИЯ ====================> Печально, но именно Сория оказалась единственным разочарованием этого путешествия. Не сильным, правда, но всё же… Почему так случилось - я, честно говоря, не нахожу ответа. Тем более, что она, в общем-то, полностью вписалась в мои сложившиеся ранее представления о ней и всё, что я увидел там, в основном соответствовало тому, что я и ожидал увидеть и ради чего ехал сюда.

Я подозреваю, что где-то внутри, подсознательно, я надеялся на нечто большее, на какие-то особые впечатления, которые порой возникают «между строчек» увиденного. Возможно, сказалось и то, что Сория считается одной из «романских столиц» Кастилии - а я этот «формат» очень люблю.

Но нет, чуда не произошло. Конечно, все основные достопримечательности Сории никуда не делись, в том числе и романика, местами действительно очень достойная. Но она не имеет цельности восприятия и совсем не определяет дух города, затерявшись внутри современных кварталов. Более того, старого города, хоть чем-то напоминающего средневековье, в Сории не существует вовсе. Что же касается «романской столицы» - то я не знаю в Кастилии (а, возможно, и во всей Испании) города, более достойного этого неформального звания, чем Самора.

Сория - прекрасный и комфортный город. Для жизни и проживания. Всё, что я писал про Туделу, подходит Сории вдвойне: здесь ещё больше красивых площадей, уютных уголков, зелёных скверов и парков. Для любителей «движухи» - ярко выраженный «невралгический» (как это любят писать в проспектах и путеводителях) центр, сконцентрированный вдоль улицы Кольядо (Calle el Collado). Не сомневаюсь, что местным жителям есть, где отдохнуть и душой, и телом. Но туристу - согласитесь, туристу частенько этого бывает маловато, ведь он едет не за комфортом и отдыхом (по крайней мере, в подобные места), он едет, прежде всего, за впечатлениями, которые затронут его душу.

Нет, просто походить по городу приятно - периодически попадающиеся симпатичные местечки глаз откровенно радуют, ну посмотрите, к примеру:

Крупнейший городской парк, считающийся одним из старейших в Испании - Аллея Сервантеса (Аламеда де Сервантес), известный среди местных жителей как La Dehesa - "пастбище". Так он назывался на протяжении многих столетий (первые упоминания об этом месте датируются ещё 12 веком), пока в 1905 году не был переименован по случаю 300-летия появления романа "Дон Кихот".

Голубятня в форме зернохранилища (hórreo), которые широко распространены в Галисии и прочих северных регионах Испании:

Красивая и изящная часовенка, построенная в стиле "типичной деревенской церкви Старой Кастилии", с аистом на крыше (точнее - на колокольне):

А вот та самая улица Calle el Collado - главная городская «артерия», энергетика которой откровенно позитивна:

И всё-таки мы приехали в Сорию за другим, и после несколько лирического начала я позволю себе перейти к более брутальным достопримечательностям. И начну, не откладывая в долгий ящик и не выстраивая не нужную здесь интригу, с главной (собственно, это мнение далеко не только моё) - с церкви Воскресения Христова, или по-испански - Санто-Доминго (Santo Domingo).

Конечно, романские церкви при многих общих чертах бывают очень разными. Но если бы пришлось - гипотетически, конечно - изобразить некую «самую-самую классическую», то она (по крайней мере, со стороны фасада) наверняка была бы похожа на церковь Санто-Доминго в Сории:

Церковь Воскресения (надо отметить, что своё нынешнее название она получила сравнительно недавно - в конце 19 столетия после изменения её статуса с приходской на монастырскую, а до тех пор носила имя св. Фомы - Santo Tome) была построена в 12 веке и являлась своего рода даром горожанам местного уроженца кастильского короля Альфонсо VIII, вошедшего в историю как победитель мавров в битве при Лас-Навас-де-Толоса и более широко известного как главный персонаж романа Л. Фейхтвангера "Испанская баллада" ("Еврейка из Толедо"). Она считается настоящим шедевром романского стиля и одной из самых красивых церквей в Испании (и я согласен с такой оценкой!). Особенно выделяется её фасад с прекрасным порталом, рельефные украшения которого можно назвать настоящей "Библией в скульптурах": от создания земли до Апокалипсиса.

Здесь можно найти практически любой сюжет что из Ветхого, что из Нового Заветов. К примеру, распятие Иисуса, причём с акцентом на эпизод, когда "один из воинов копьем пронзил Ему ребра" (правда, на рельефе сразу 2 воина пронзают Иисуса):

Или бегство Святого семейства в Египет :

А это, похоже, избиение младенцев по приказу Ирода:

В центре тимпана - сравнительно редко встречающееся изображение Христа на коленях у Бога-Отца (обычно на его месте изображается Богородица):

Великолепно и главное готическое окно-"роза":

Под ней находятся плохо сохранившиеся статуи королевской четы: самого Альфонсо VIII и его жены Элеоноры Английской.

Фигурный рельеф над "розой":

Сам мост, известный просто как "Каменный" (Puente de Piedra), существует с середины 12 века. Когда-то на нём были установлены 2 башни с воротами, у которых со всех проходящих и проезжающих взимали так называемый "мостовой налог" - широко распространённая практика в средневековой Европе. Башни были демонтированы уже в середине 19 столетия, а чуть позже профиль моста, ранее "горбатого", был спрямлён при строительстве новой, проложенной через него, дороги.

Свернув сразу за мостом налево и пройдя каких-то пару сотен метров, мы оказываемся возле бывшего монастыря госпитальеров. О нём сегодня напоминают церковь и аркады клуатра - те самые "арки", ради которых мы и пришли сюда. Вход, кстати, стоит сущие копейки - около 1.5 евро, если мне не изменяет память (а если и изменяет - то не намного): ничтожная сумма за такую красоту!

Про "арки" много говорить не нужно, их надо просто показывать - и любители архитектуры Средних веков, уверен, не останутся равнодушными при их виде:

Главная "фишка" аркад, придающая им столь необычный вид, в том, что они состоят из неоднородных арок: полукруглых, стрельчатых и переплетённых, причём по-разному. В последних явно чувствуются арабские мотивы, что и неудивительно: всё-таки рыцари-госпитальеры знали Восток совсем не понаслышке.

Интересен и интерьер церкви, прежде всего - двумя ротондами с балдахинами, расположенными друг напротив друга у противоположных стен. Интересно, что одна из них имеет сферический купол, а другая - конический.

Очень любопытны рельефы на капителях колонн, сочетающие как евангельские сюжеты, так и изображения мифологических существ:

Только посмотрите, какие тут милашки попадаются:

А в основании куполов - маски совсем уже фантастических персонажей:

В 16-17 столетиях в Сории было построено много дворянских дворцов и особняков, многие из которых сохранились до наших дней. Но самым заметным из них был и остаётсядворец графов Гомара (Palacio de los Condes de Gomara). Его построили в конце 16 века по распоряжению некоего Франсиско Лопес Рио и Сальседо, занимавшего при короле Филиппе II высокую должность альфереса, то есть знаменосца. Тот, кто носил королевский штандарт, именовался «верховным предводителем над людьми короля в сражениях» и фактически был главнокомандующим войска. Он также носил перед собой королевский меч в знак того, что он от имени короля уполномочен защищать все государство (кстати сказать, легендарный Эль Сид тоже какое-то время занимал этот пост). Огромное здание дворца с единственной башней вытянулось почти на целый квартал:

Дворец графов Гомара расположен на небольшом холме (Сория - вообще город не слишком "гладкий" в смысле рельефа), и практически под ним находится небольшая живописнаяплощадь, названная в честь современного испанского писателя Рамона Айльона:

Если спуститься на площадь и оглянуться, то мы увидим над собой взмывающую в небеса башню графского дворца:

А если немного углубится внутрь квартала, то можно выйти к классическому фасаду церкви Сестёр-кармелиток:

Среди прочих сорианских дворцов я бы выделил ещё один, по иронии случая тоже принадлежавший семейству Рио и Сальседо (Palacio de los Rios y Salcedo). Построен он был за полвека до "гомарского" дворца в первой половине 16 столетия на площади св. Клемента. Его красивый фасад прямо-таки прижался к углу здания, и такая асимметричность явно бросается в глаза:

А объяснение этой "скособоченности" очень простое: когда-то на площади стояла старинная одноимённая (св. Клемента) церковь, и её апсидная (то есть задняя) часть практически примыкала к стене дворца. Поэтому все украшения фасада, включая сам портал, пришлось располагать на сравнительно небольшой свободной части стены. Сама же церковь была снесена уже в наше время (в 1952 году) из-за ветхого состояния.

Барочный дворец маркизов Алькантара (Palacio de los Marqueses de Alcántara) 17 века:

Ещё одно здание в центре Сории, по факту не являющееся дворцом, но относящееся практически к тому же "формату" и историческому периоду - бывшая иезуитская школаСвятого Духа. После изгнания иезуитов из Испании школа сменила множество хозяев, одно время даже служила казармой, а в новейшей истории в ней располагались самые разные учреждения, которые, впрочем, подолгу там не задерживались. С 1967 года в её стенах разместился Институт Антонио Мачадо, посвящённый жизни и творчеству этого широко известного в Испании поэта начала 20 века, прожившего в Сории несколько лет.

В завершении темы сорианских дворцов - ещё один геральдический рельеф на стене какого-то дома:

Интересная особенность оформления южных ворот (именно через них сегодня входят внутрь) собора в том, что ниша над порталом, в которой расположилась статуя апостола, легко узнаваемая по традиционным "ключам от рая" в руках, имеет почти такой же вид, как и сами ворота, только в меньшем размере:

К счастью, при разрушении собора (или коллегиаты, там ведь запутаться можно) не пострадал двор-клуатр, строительство которого велось с конца 12 века по 1305 год (точная дата известна по надписи на одном из захоронений восточной галереи, сооружённой последней). Не все галереи сохранились одинаково хорошо, но это заметит далеко не каждый, а прочие (и я в их числе) просто восхищаются гармоничными линиями аркад и изумительными по тонкости детализации и многообразию изображённых сюжетов капителями поддерживающих их колонн.

Ну и сами капители здесь просто интереснейшие :

Очень интересно пройтись по галереям и посмотреть повнимательнее на их стены.

Здесь можно видеть и обычные гробницы:

И так называемые "arcosolio" (я не знаю, как это слово переводится на русский язык) - особый вид захоронений в стене в виде ниши, украшенной по краям и сверху декоративными рельефными элементами: колоннами, аркой, скульптурами и т.п. Аrcosolio широко использовались в древнем Риме , потом были забыты, а в 13 веке вновь "возродились" и стали популярны.

Очень часто одним из самых эффектных мест в клуатре бывает оформление ворот, ведущих в капитулярный зал. И здесь мы тоже видим прекрасный портал, состоящий из самих ворот с тремя архивольтами над ними, и красивых окон по обеим сторонам от них, выполненных в виде 2-ярусной аркады, причём над одним расположен небольшой "глазок" (в испанском языке есть очень точно слово "oculo", трудно переводимое буквально на русский, но вполне понятное по смыслу) причудливой "дольчатой" формы:

Внутри "сокафедрала" снимать запрещено (вот не понимаю я подобных запретов, одно дело - во время массовых мероприятий, служб, и совсем другое - в пустом храме... Кому это помешает, кого это покоробит? И ладно б ещё, скажем, папа римский издал буллу по всему католическому миру: дескать, всякую коммерцию из храмов вон, как и завещал нам Иисус, свечами-индульгенциями не торгуем, фото запрещаем, в общем, кесарю-кесарево, а богу-богово. По крайней мере, единообразно. А так - почему в одной церкви снимать можно, а в другой - нет? Почему в соборе Пизы , к примеру, можно, а в соборе Орвието - нельзя? Что, для бога не все храмы равны? Конечно же, все - как, впрочем, и люди. Значит, не в боге всё же дело? Да кто б сомневался... Где в сегодняшних религиях и в их правилах вообще Бог, настоящий Бог, Бог любви и прощения?). Но его интерьеры достойны не только внимания, но и восхищения, прежде всего, если посмотреть наверх - там мощные колонны образуют изящный "пальмовый лес" - так красиво называется подобный вид сводов. Встречается подобное, кстати, не так уж часто, а один из самых известных примеров - церковь лиссабонского монастыря Жеронимуш. Так что за отсутствием своих я приведу буквально пару фотографий из открытой Википедии:

Однако посетить собор св. Петра (и, соответственно, клуатр) не очень просто, поскольку он не имеет чётких и фиксированных часов работы и открывается только перед службами, которые, в свою очередь, тоже проводятся в разные дни по-разному. Наибольшая вероятность попасть сюда в "рабочее время" - примерно между 6 и 7 часами вечера (по крайней мере, в будние дни).

А теперь из средневекового центра, где раньше находился сокафедральный собор св. Петра, перенесёмся в центр сегодняшний - на главную площадь Пласа Майор (любопытно, что пока мы не въехали в Кастилию, площадей с таким названием, супертрадиционным в Испании, нам не встретилось ни в одном городе).

Пласа Майор в Сории оставляет двоякое впечатление - а, в принципе, она и есть очень "двуликая": одна её половина состоит из вполне современных домов, зато другая выглядит очень исторической. Сравните:

В здании "Народного собрания" (Casa del Comun) - нечто вроде городского правления, состоящего из простых горожан (то есть людей незнатного происхождения), где хранились "святая святых" - Фуэрос, дарованные городу, располагается "Арка рогов" (arco del Cuerno), через которую на площадь выпускались быки во время коррид, проводимых на Пласа Майор до середины 19 века:

Вот отсюда, видимо, и выбегали на "арену" быки:

Напротив них на площади возвышается "Львиный фонтан" (Fuente de los Leones), который прозвали "путешественником" ("viajera"), поскольку за свою не слишком долгую историю (его соорудили в конце 18 века) он сменил несколько местоположений, успев постоять и на склоне холма, где ранее находилась крепость, и в парке-аламеде Сервантеса, а с недавних пор переселившись на Главную площадь Сории.

Львы, как водится, плюют на змей, ну а змеи - уже куда получится:

Рядом с Casa del Comun расположена церковь Богородицы Iglesia de Santa Maria la Mayor - очень старая (12 века), но в силу простоты фасада почти не привлекающая взгляд. Уже в начале нашего, 21, века были демонтированы несколько домов, прилегавших к ней со стороны площади.

Интересно, что если приглядеться, на выходящем на Пласа Майор фасаде храма можно увидеть несколько замурованных окошек. Это было сделано в 1739 году по приказу тогдашнего епископа, который заметил, что некоторые священники через эти окна подглядывают за происходящими на площади боями быков. Какие уж тут фотографии...

Самым же примечательным элементом фасада церкви Богородицы является её строгий, почти аскетичный портал в романском стиле. Любопытно, что он не является "родным" и когда-то служил северными воротами, но после реконструкции здания был перенесён на это место.

А вот малозаметный снизу, но очень интересный герб с изображением пяти котелков на одном из выступов здания церкви.

Подобная символика принадлежит Кальдеронам (Calderon) - очень известному и древнему испанскому роду. Вообще существует несколько родов Кальдеронов: происходящие от арагонского короля Санчо Рамиреса, берущие начало в Кантабрии и некоторые другие. Какие из них имеют отношение к Сории, я не знаю, но именно местным Кальдеронам церковь Богородицы обязана своим сегодняшним названием. Первоначально она носила имя св. Эгидия, иногда называемого Сен-Жилем (в Испании - San Gil), но в 16 веке внутри неё была построена новая главная часовня (Capilla Mayor), в которую перенесли фамильный пантеон семьи Кальдеронов (они же финансировали изготовление ретабло для часовни). Ну а поскольку покровительницей этого знатного рода считалась Богородица, вся церковь получила имя Nuestra Senora la Mayor, или Santa Maria la Mayor. Так что деньги и власть в очередной раз сделали "погоду в доме", даже если этот дом - Божий...

Чуть правее от входа в церковь расположена скульптура, изображающая юную жену поэта Антонио Мачадо (его имя в Сории считается одним из местных брэндов, существует даже отдельный туристический маршрут по местам, связанным с его недолгим пребыванием в городе) Леонор. Здесь, в церкви Богородицы, состоялась их свадьба, и здесь же, всего через 3 года, прошли похороны Леонор, которой было всего 18 лет - она умерла от туберкулёза.

Наиболее старинным на Пласа Майор выглядит здание Palacio de la Audiencia - Дворца Правосудия (или Приёмов, поскольку слово Audiencia можно перевести на русский язык по-разному). Оно действительно является старым, хотя свой нынешний вид приняло только в 18 столетии, а часы на нём появились ещё позже. Иногда его называют старой ратушей(Ayuntamiento antiguo), поскольку до 1769 года здесь располагались городские власти.

А вот сегодняшнее айюнтамьенто с 1897 года размещается во Дворце Двенадцати семейств (или родов, тут уже чисто стилистические тонкости перевода) - Palacio de los Doce Linajes.

На фасаде здания можно увидеть рельеф, напоминающий циферблат часов, только вместо цифр на нём изображены гербы 12 знатных аристократических семейств, проживавших в средневековой Сории.

В целом же главная площадь Сории красива, но ощущения средневековья, как и сам город, она не вызывает. Равно как и какого-то особого сердечного трепета и восторга (таких площадей в этой поездке вообще практически не было, за исключением, пожалуй, Сигуэнсы и, отчасти, Мединасели и Альмасана).

А вот и сказочный домик, который в таком антураже просто обязан был оказаться:

По пути мы прошли через бывшую церковь древнего монастыря San Polo, строительство которого приписывают Ордену тамплиеров. Церковь уже давно не действует и находится в частном владении, но её стены, увитые зеленью, радуют всех проходящих через сохранившие свой романский вид ворота:

Дорога бежала как-то незаметно, и вскоре за очередным изгибом реки впереди на холмистом берегу уже показалась церковь св. Сатурнина, как бы "свисающая" (как любят испанцы этот эпитет!) с прибрежных скал:

Церковь построена над пещерой, в которой в далёкие вестготские времена жил аскет-отшельник Сатурнин, впоследствии приравненный к лику Святых. Первую часовню на этом месте возвели ещё в 12 столетии тамплиеры из упомянутого выше монастыря San Polo, а нынешняя церковь была сооружена в 17 веке. В неё можно попасть через пещеру, где когда-то жил Святой:

На самом верху, с небольшой террасы открываются панорамы реки Дуэро и её берегов:

Спустившись уже по обычной "внешней" лестнице к реке, мы переходим по мосту на другой берег и ещё раз оглядываемся на "висящую" на каменном обрыве церковь:

Наш обратный путь в Сорию идёт уже по другой дорогой, и отсюда Дуэро видится по-новому:

Среди прочих не упомянутых мной достопримечательностей Сории отдельного упоминания заслуживает ещё одна романская церковь - св. Иоанна (Iglesia de San Juan de Rabanera). Она была построена в 13 веке и в последующие столетия претерпела значительные преобразования, а в эпоху барокко её облик и вовсе изменился до неузнаваемости. Уже в 20 столетии городские власти решили вернуть церкви её первоначальный вид, и им удалось это сделать, в частности, были демонтированы несколько внешних капелл и шпиль 16 века, и церковь вновь явила собой чистоту подлинного романского стиля.

Трудноузнаваемый лев на крыше церкви, который мне больше напоминает тюленя:

Правда, одно радикальное изменение в её обличии всё же произошло: в 1908 году церковь св. Иоанна получила новый портал, ранее принадлежавшей другой старинной сорианской церкви, посвящённой св. Николаю. Поскольку та находилась буквально в плачевном состоянии, было решено не восстанавливать её, но использовать непохо сохранившийся портал, "подарив" ему новую жизнь на новом месте. Поэтому не надо удивляться, что на тимпане (то есть, по сути, на заглавном месте) церкви San Juan de Rabanera изображён святитель Николай, а на капителях - сцены из его жизни. Впрочем, я думаю, очень мало кто обращает на это внимание (и я бы тоже в жизни не узнал, если б случайно не прочитал об этом).

Сория – это столица одноименной провинции в Кастилии и Леоне. Расположенная в живописном регионе с богатой историей, Сория, как ни странно, недооценена туристами. Даже самими испанцами – наверное, холодный климат не привлекает теплолюбивых жителей страны. Однако в самом городе есть что посмотреть, а в провинции – есть чем заняться.

Провинция Сория является одной из наименее населенных во всей Испании , при этом непосредственно в городе проживает чуть ли не половина всех жителей провинции. Расположен город в стратегически выгодном положении на берегах реки Дуэро. Это делает климат города еще более холодным по меркам Испании: долгая и относительно холодная (2-3 °С) зима и короткое очень жаркое лето (28-35 °С).

Что стоит посмотреть


Начать осмотр города можно с самого центра – Главной площади Сории (Plaza Mayor de Soria), на которой находится здание мэрии в стиле Ренессанса XVI века.

Дворец графов Гомара (Palacio de los Condes de Gomara de Soria) позволит почувствовать поистине аристократический размах. На гербе одного из фасадов дворца изображен барельеф женщины, выглядывающей из окна. Это напоминание всем женам о той участи, что их ждет, если они изменят мужу, – вечное заточение (хорошо, что не казнь).

Часто Сорию называют городом поэтов, так как многие именитые писатели и поэты уделили городу внимание на страницах своих произведений. Действительно, прогуливаясь по городским улочкам, можно ощутить романтический настрой, который вдохновлял поэтов. Благодарные жители Сории открыли Музей поэтов, расположив его на одном из этажей казино , где раньше играли в карты, в лото и прочие азартные игры.

Конечно же, как в уважающем себя городе, берущем истоки в средневековье, в Сории есть и свой замок , который, к сожалению, настолько разрушен, что от него осталась только одни руины, разбросанные по территории города. Больше всего сохранилось восемь километров городской крепостной стены вдоль реки.


С религиозностью Кастилии и Леона может поспорить разве что Андалусия . В Сории расположены, без преувеличения, несколько десятков церквей, часовен и монастырей . Открывает список Собор Святого Петра (Concatedral de San Pedro de Soria), построенный в романском стиле.

В самом сердце города – на аллее Сервантеса – расположен небольшой Скит Девы Марии-де-ла-Соледад (Ermita de Nuestra Señora de la Soledad), история которого начинается с братства, ответственного за отпевание и захоронение преступников.

Скит Девы Марии-дель-Мирон (Ermita de Nuestra Señora del Mirón) пережил даже времена арабского владычества. Фундамент скита археологи датируют VI веком. Только представьте: уже 14 веков подряд здесь находилась церковь!


Самым красивым местом Сории по праву считается Скит Святого Сатурия (Ermita de San Saturio), как будто вросший в скалы над рекой Дуэро. Хотя скит находится немного далековато от центра города, его, несомненно, стоит посетить.

Монастырь Святого Иоанна в Дуэро (Monasterio de San Juan de Duero) также находится вне городской черты. От постройки XII-XIII веков, к сожалению, осталось немного, но даже сейчас можно оценить масштабы монастыря и романский архитектурный стиль.

Напоследок, рассказывая о Сории, невозможно не упомянуть о Нумантийском музее , который расскажет о совсем далеком прошлом – бронзовом веке. Ведь уже в VI-V веках до н. э. эти места были обитаемыми: здесь проживали кентиберские племена.

Что стоит отведать


Сория славится своими мясными и молочными продуктами. Особенно ценят сливочное масло, которое делают как соленым, так и сладким, на все вкусы. Обязательно стоит попробовать местные колбасы и ветчину, которые делают из крупного рогатого скота, что пасется в окрестных горах. Из-за холодного климата кухня Сории в целом достаточно питательная, если не сказать, что жирная.

В любом баре и ресторане , если вы закажете бокал