Сандаловый будда зандан жуу. Сандаловый Будда — уникальная статуя в России Дополнение от редакции

Зандан Жуу (Сандаловый Будда или Сандаловый Владыка ) - скульптура Будды высотой 2 м 18 см, сделанная из сандалового дерева , по преданиям, 2500 лет назад по заказу раджи Уддияны .

Обретение Зандан Жуу Эгитуйским дацаном

Зимой 1901 года Сандаловый Будда оказался в Забайкалье . После разгрома Боксёрского восстания , бурятские казаки , пользуясь суматохой и разрухой в Пекине , и пожаром в монастыре Сандан-сы («Монастырь Сандалового Будды»), где в то время хранилась статуя, вывезли её. Руководил операцией начальник почтово-телеграфной службы российского посольства в Китае Н. И. Гомбоев. Бурятские казаки вынесли драгоценную статую из горящего монастыря, и тем самым спасли от гибели в огне. В качестве трофея скульптуру с большими предосторожностями на санях доставили в Бурятию .

По другой версии, Зандан Жуу доставили в Еравну благодаря невероятным усилиям соржо-ламы Эгитуйского дацана Гомбо Доржо Эрдынеева и многих других людей, рисковавших своей жизнью . По прибытии была изготовлена металлическая копия статуи, которую поместили в Эгитуйском дацане, оригинал же был спрятан. Во время Гражданской войны японские интервенты узнали о местонахождении Зандан Жуу. По приезде им показали металлическую копию, и они уехали ни с чем.

В 1930-х годах Сандаловый Будда хранился в Одигитриевском соборе в городе Улан-Удэ , где размещались тогда фонды Краеведческого музея.

В 1980-х годах статую вернули верующим. 25 сентября 1991 года Зандан Жуу вертолётом перевезли в Эгитуйский дацан .

22 апреля 2003 года вышло Решение Буддийской традиционной сангхи России : «Утвердить в качестве буддийских святынь России: статую Зандан Жуу, Атлас тибетской медицины , Драгоценное тело Хамбо-ламы Итигэлова ».

Храм Сандалового Будды

Некоторое время статуя хранилась в дугане Эгитуйского дацана , в небольшом деревянном одноэтажном здании, не приспособленном для хранения культурных и исторических ценностей. В связи с этим Буддийская традиционная сангха России приняла решение о строительстве специального помещения для хранения с поддержанием постоянного микроклимата. 25 июля 2008 года храм Сандалового Будды был открыт.

Буддийская легенда о появлении статуи

Согласно тохарскому монаху Дхармананди (385 г. н. э., Экоттара-агама-сутры из Ануттара-никаи), Будда был на небесах Тушита , проповедуя Дхарму своей умершей матери Майе. Прасенаджит хотел видеть Просветлённого владыку и велел сделать его статую. Маудгальяяна перенёс мастеров на небеса, где они встретились с Буддой. После возвращения мастера изваяли статую в натуральную величину из сандалового дерева. Когда Будда Шакьямуни вернулся на землю, статуя сделала шесть шагов навстречу ему, тогда он и сделал пророчество, что она будет перемещена на север, и там произойдёт расцвет буддизма.

Воздействие статуи на верующих

Не все могут находиться у Зандан Жуу: некоторые не выдерживают, выходят из храма. Другие, наоборот, обнаруживают, что прошло несколько часов с того момента, как они сели напротив Сандалового Будды. Считается, что святыня устраняет негативные деяния, дарует долгую жизнь, даёт установку на удачу, счастье, здоровье, если молящийся надеется на него и верит в это от чистого сердца.

Напишите отзыв о статье "Сандаловый Будда"

Примечания

Литература

  • Буряты /Отв. ред. Абаева Л. Л., Жуковская Н. Л.; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Михлухо Маклая. - М.: Наука, 2004

Отрывок, характеризующий Сандаловый Будда

– О, это было бы так ужа… – начала она и, не договорив от волнения, грациозным движением (как и все, что она делала при нем) наклонив голову и благодарно взглянув на него, пошла за теткой.
Вечером этого дня Николай никуда не поехал в гости и остался дома, с тем чтобы покончить некоторые счеты с продавцами лошадей. Когда он покончил дела, было уже поздно, чтобы ехать куда нибудь, но было еще рано, чтобы ложиться спать, и Николай долго один ходил взад и вперед по комнате, обдумывая свою жизнь, что с ним редко случалось.
Княжна Марья произвела на него приятное впечатление под Смоленском. То, что он встретил ее тогда в таких особенных условиях, и то, что именно на нее одно время его мать указывала ему как на богатую партию, сделали то, что он обратил на нее особенное внимание. В Воронеже, во время его посещения, впечатление это было не только приятное, но сильное. Николай был поражен той особенной, нравственной красотой, которую он в этот раз заметил в ней. Однако он собирался уезжать, и ему в голову не приходило пожалеть о том, что уезжая из Воронежа, он лишается случая видеть княжну. Но нынешняя встреча с княжной Марьей в церкви (Николай чувствовал это) засела ему глубже в сердце, чем он это предвидел, и глубже, чем он желал для своего спокойствия. Это бледное, тонкое, печальное лицо, этот лучистый взгляд, эти тихие, грациозные движения и главное – эта глубокая и нежная печаль, выражавшаяся во всех чертах ее, тревожили его и требовали его участия. В мужчинах Ростов терпеть не мог видеть выражение высшей, духовной жизни (оттого он не любил князя Андрея), он презрительно называл это философией, мечтательностью; но в княжне Марье, именно в этой печали, выказывавшей всю глубину этого чуждого для Николая духовного мира, он чувствовал неотразимую привлекательность.
«Чудная должна быть девушка! Вот именно ангел! – говорил он сам с собою. – Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?» И невольно ему представилось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил. Он попробовал себе представить, что бы было, если б он был свободен. Каким образом он сделал бы ей предложение и она стала бы его женою? Нет, он не мог себе представить этого. Ему делалось жутко, и никакие ясные образы не представлялись ему. С Соней он давно уже составил себе будущую картину, и все это было просто и ясно, именно потому, что все это было выдумано, и он знал все, что было в Соне; но с княжной Марьей нельзя было себе представить будущей жизни, потому что он не понимал ее, а только любил.
Мечтания о Соне имели в себе что то веселое, игрушечное. Но думать о княжне Марье всегда было трудно и немного страшно.
«Как она молилась! – вспомнил он. – Видно было, что вся душа ее была в молитве. Да, это та молитва, которая сдвигает горы, и я уверен, что молитва ее будет исполнена. Отчего я не молюсь о том, что мне нужно? – вспомнил он. – Что мне нужно? Свободы, развязки с Соней. Она правду говорила, – вспомнил он слова губернаторши, – кроме несчастья, ничего не будет из того, что я женюсь на ней. Путаница, горе maman… дела… путаница, страшная путаница! Да я и не люблю ее. Да, не так люблю, как надо. Боже мой! выведи меня из этого ужасного, безвыходного положения! – начал он вдруг молиться. – Да, молитва сдвинет гору, но надо верить и не так молиться, как мы детьми молились с Наташей о том, чтобы снег сделался сахаром, и выбегали на двор пробовать, делается ли из снегу сахар. Нет, но я не о пустяках молюсь теперь», – сказал он, ставя в угол трубку и, сложив руки, становясь перед образом. И, умиленный воспоминанием о княжне Марье, он начал молиться так, как он давно не молился. Слезы у него были на глазах и в горле, когда в дверь вошел Лаврушка с какими то бумагами.
– Дурак! что лезешь, когда тебя не спрашивают! – сказал Николай, быстро переменяя положение.
– От губернатора, – заспанным голосом сказал Лаврушка, – кульер приехал, письмо вам.
– Ну, хорошо, спасибо, ступай!
Николай взял два письма. Одно было от матери, другое от Сони. Он узнал их по почеркам и распечатал первое письмо Сони. Не успел он прочесть нескольких строк, как лицо его побледнело и глаза его испуганно и радостно раскрылись.
– Нет, это не может быть! – проговорил он вслух. Не в силах сидеть на месте, он с письмом в руках, читая его. стал ходить по комнате. Он пробежал письмо, потом прочел его раз, другой, и, подняв плечи и разведя руками, он остановился посреди комнаты с открытым ртом и остановившимися глазами. То, о чем он только что молился, с уверенностью, что бог исполнит его молитву, было исполнено; но Николай был удивлен этим так, как будто это было что то необыкновенное, и как будто он никогда не ожидал этого, и как будто именно то, что это так быстро совершилось, доказывало то, что это происходило не от бога, которого он просил, а от обыкновенной случайности.
Тот, казавшийся неразрешимым, узел, который связывал свободу Ростова, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони. Она писала, что последние несчастные обстоятельства, потеря почти всего имущества Ростовых в Москве, и не раз высказываемые желания графини о том, чтобы Николай женился на княжне Болконской, и его молчание и холодность за последнее время – все это вместе заставило ее решиться отречься от его обещаний и дать ему полную свободу.
«Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало, – писала она, – и любовь моя имеет одною целью счастье тех, кого я люблю; и потому я умоляю вас, Nicolas, считать себя свободным и знать, что несмотря ни на что, никто сильнее не может вас любить, как ваша Соня».

Скульптура Будды высотой 2 м 18 см, сделанная из сандалового дерева, по преданиям, 2500 лет назад по заказу раджи Уддияны.

Находится в Эгитуйском дацане Бурятии. Является буддистской святыней и считается первой в истории статуей Будды и единственной статуей, сделанной при жизни Будды. В литературных источниках встречаются упоминания о других прижизненных портретах и скульптурах, но достоверных подтверждений нет.

Вера Лубсанова , CC BY-SA 3.0

Согласно буддистской традиции считается живым Буддой - его изображения несут благодать. У статуи особая иконография: Будда стоит, с длинными руками до колен, среди цветов и пейзажа, «человеческий» Будда, подобный Будде Майтрея.

История

Согласно традиции, Будда пророчествовал перемещение Зандан Жуу на Север и, соответственно, перемещение центра буддизма.

В III в. статуя из Индии была перевезена в Китай.

В IV веке монах Кумараяна из Кашмира, чтобы спасти статую от местных войн, увез её в Куча, женился на сестре местного правителя и стал духовным наставником в государстве. Его сын Кумараджива стал знаменитым буддийским мудрецом.

В VIII в. - жены тибетского царя Сронцзангамбо привезли статую Тибет. При следующем правителе, царе Тисрондэцане, Буддизм стал государственной религией Тибета.

В XIII в. - местонахождение предположительно в Монголии.


Аркадий Зарубин , CC BY-SA 3.0

Зимой 1901 г. Сандаловый Будда оказался в Забайкалье. После разгрома Боксерского восстания, бурятские казаки, пользуясь суматохой и разрухой в городе и пожаром в монастыре Сандан-сы («Монастырь Сандалового Будды»), где в то время хранилась статуя, вывезли её. Руководил операцией начальник русской почты Гомбоев. Бурятские казаки во время пожара вынесли драгоценную статую из горящего монастыря, и тем самым спасли от гибели в огне. В качестве трофея статую с большими предосторожностями на санях доставили в Бурятию.

Вера Лубсанова , CC BY-SA 3.0

По другой версии, Зандан Жуу доставили в Еравну благодаря невероятным усилиям Соржо-ламы Эгитуйского дацана Гомбо Доржо Эрдынеева и многих других людей, рисковавших своей жизнью. По прибытии была изготовлена металлическая копия статуи и размещена в Эгитуйском дацане, оригинал был спрятан. Во время гражданской войны японские интервенты узнали местонахождение статуи. По приезде им показали металлическую копию, и они уехали ни с чем.

В 1930-х годах хранится в г. Улан-Удэ, где разместились фонды Краеведческого музея.

В 1980-х годах статую вернули верующим. 25 сентября 1991 года Зандан Жуу вертолётом перевезли в Эгитуйский дацан.

22 апреля 2003 года Решение Буддийской традиционной сангхи России (): «Утвердить в качестве буддийских святынь России: статую Зандан Жуу, Атлас тибетской медицины, Драгоценное тело Хамбо Ламы Д. -Д. Итигэлова».

Храм для хранения

Некоторое время статуя хранилась в дугане Эгитуйского дацана, в небольшом деревянном одноэтажном здании, не приспособленном для хранения культурных и исторических ценностей.

В связи с этим Буддийская Сангха приняла решение о строительстве специального помещения для хранения с поддержанием постоянного микроклимата.

Фотогалерея


Полезная информация

Зандан Жуу
Сандаловый Будда
Сандаловый Владыка

Буддистская легенда о появлении статуи

Согласно тохарскому монаху Дхармананди (385 г. н. э.) (Экоттара-агама-сутры из Ануттара-никаи), Будда был на небесах Тушита, проповедуя Дхарму своей умершей матери Майе.

Прасенаджит хотел видеть Просветленного владыку и велел сделать его статую. Маудгальяяна перенес мастеров на небеса, где они встретились с Буддой.

После возвращения мастера изваяли статую в натуральную величину из сандалового дерева.

Когда Будда Шакьямуни вернулся на землю, статуя сделала шесть шагов навстречу ему, тогда он и сделал пророчество, что она будет перемещена на север, и там произойдёт расцвет буддизма.

Воздействие статуи на верующих

Не все могут находиться у Зандан Жуу: некоторые не выдерживают, выходят из дацана. Другие, наоборот, обнаруживают, что прошло несколько часов с того момента, как они сели напротив Сандалового Будды. Считается, что святыня устраняет негативные деяния, дарует долгую жизнь, дает установку на удачу, счастье, здоровье, если молящийся надеется на него и верит в это от чистого сердца.

Эгитуйский дацан «Дамчой Равжелинг» расположен в Республике Бурятия в 300 км от Улан-Удэ на живописном западном берегу реки Маракта в местности Хара-Шибирь Еравнинского района.

(от тиб. tsan dan jo bo ), или Сандаловый Будда, это статуя Будды Шакьямуни, которая, возможно, является самой ценной реликвией всего буддийского мира. Буддийская легендарная традиция утверждает, что прижизненное изображение Будды Шакьямуни из сандалового дерева было изготовлено на небесах, куда Будда чудесным образом переместился для того, чтобы преподать учение своей матери, которая переродилась богиней.


Фото © Buryad-Mongol Nom


Правитель одного из мелких индийских государств того времени раджа Удаяна затосковал об исчезнувшем учителе и велел нескольким скульпторам отправиться на небеса и изваять там точную его копию. Будде статуя понравилась, и после своего возвращения на землю он объявил ее своим заместителем.
Впоследствии, в течение двух с половиной тысяч лет Сандаловый Будда странствовал по Азии. В III в. статуя попадает из Индии в Китай, откуда, в свою очередь, ее перевезли в Центральную Азию, в город Куча, столицу государства древних индоевропейцев юэчжи. Позднее статуя, возможно, побывала в Тибете, где с нее сняли копию, которую тибетские буддисты считают главной своей святыней. Еще одна копия Сандалового Будды была увезена в Японию, где хранится до сих пор в одном из храмов Киото. Статуе поклонялся Хубилай-хан, по заданию которого Сандаловый Будда был доставлен в Ханбалык самим Марко Поло. Знаменитая статуя стоящего Будды в афганском Бамиане, уничтоженная талибами, также является ее увеличенной копией. Наконец, Зандан-Жуу обрел временное пристанище в Пекине, где стал главным сокровищем маньчжурского императорского двора.



Представители войск восьми держав коалиции в 1900 г. Слева направо: Великобритания, США, Россия, Британская Индия, Германия, Франция, Австро-Венгрия, Италия, Япония.


В 1900 году возмущенные агрессивной колониальной политикой европейских держав и Японии, китайские крестьяне и ремесленники стали объединяться в отряды и громить посольские кварталы. Россия была в числе восьми других держав, которые пострадали от действий мятежников, и присоединила свои войска к иностранному карательному контингенту. В результате каратели ворвались в столицу и подвергли форменному разграблению императорский квартал Пекина - Запретный город. Европейцы грабили дворцы и, заметая следы, сжигали их. Сохранилось воспоминание одного из очевидцев происходившего грабежа: «Солдаты, зарывшись с головой в сундуки красного лака, копались в вещах императрицы, другие ворошили груды парчи и шелков, кто рассовывал по карманам или просто ссыпал в рубаху или фуражку рубины, сапфиры, жемчуга, горный хрусталь; кто увешивался драгоценными жемчужными ожерельями. Растаскивали часы с каминов, снимали часы со стен; саперы орудовали топорами, расколачивая мебель в щепы, чтобы выбрать драгоценные камни, которыми были инкрустированы дворцовые кресла. Один из них очень усердно старался разрубить прелестные часы в стиле Людовика XV, чтобы извлечь циферблат, на котором сверкали хрустальные цифры; он вообразил, что это бриллианты».



Та же участь ожидала и Храм Сандалового Будды с его драгоценным содержимым. Однако находившиеся в составе российского контингента бурятские казаки из Забайкальского казачьего войска по просьбе монгольских лам успели тайно вывезти статую из города. В течение нескольких лет они везли ее в Бурятию. Операция координировалась начальником почтовой службы Российского посольства Николаем Гомбоевым, небезызвестным и вездесущим Агваном Доржиевым и настоятелем Эгитуйского дацана ламой Зодбоевым. Как сообщается в исследованиях: «Ее везли на санях, укрыв соломой, рогожей, замаскировав провиантом и почтовым реквизитом» . Когда статую привезли в Бурятию, было решено определить ее в отдаленный дацан, чтобы не привлекать к ней излишнего внимания. Российские власти понятия не имели о дерзком поступке бурятских казаков, а если бы узнали, то, вероятно, расценили бы его как опасное должностное преступление. Операция не вышла за пределы «бурятского круга».


Статуя Сандалового Будды представляет собой изображение Будды Шакьямуни высотой в 2 метра 18 сантиметров вместе с небольшим постаментом. Вопреки названию, сама статуя, как показал анализ, выполнена из липы и покрыта сверху слоем сандаловой пасты.

Имеются сведения, что верхнюю часть головы Зандан-Жуу изначально украшал рубин или алмаз, а внутрь статуи были помещены мощи Будды.
Эти ценные артефакты, вероятно, были похищены в 1935 году, когда статую перевозили из Эгиты в Улан-Удэ.

Традиция утверждает также, что статуя не покоится на постаменте, а как бы парит в воздухе на волосок от него. Потому проверить ее подлинность, якобы, можно, проведя шелковую нить между подошвами ступней и основанием. Однако такой проверки не проводилось, равно, как и полноценного научного анализа возраста древесины. И это несмотря на то, что статуя некоторое время находилась на хранении в Одигитриевском музее, который служил музейным хранилищем, и на реставрации в Эрмитаже. В 1991 г. прошлого века статую вернули Эгитуйскому дацану.




Официально в Китае считается, что Статуя Сандалового Будды сгорела вместе с храмом, в котором она хранилась. В 2003 году Буддийская традиционная сангха России признала статую Зандан-Жуу одной из трех буддийских святынь России. В 2008 году для нее был построен новый храм, оснащенный системой поддержания постоянного микроклимата. ❚



Фото © Buryad-Mongol Nom

Одним из известных сакральных мест Бурятии становится Эгитуйский дацан, расположенный в местечке Хара-Шибирь, что в Еравненском районе, примерно в 280 км к востоку от Улан -Удэ. Примечателен тем, что в нем хранится Сандаловый Будда, прижизненная статуя Будды Шакьямуни, высотой 2 м 18 см, изготовленная 2500 лет назад по заказу раджи Удаяны из сандалового дерева (на самом деле путем анализа установлено, что дерево - это липа, покрытая сандаловой пастой). Есть легенда, записанная тохарским монахом Дхармананди в 385 г. н.э. (в китайском переводе Экоттара-агама-сутры из Ануттара-никаи по сведениям А.А.Терентьева), что Просветленный был в это время на небесах Тридцати Трех Богов, проповедуя Дхарму своей матери Майе, переродившейся там после смерти. Раджа Прасенаджит возжелал видеть Просветленного и повелел изваять его статую. Маудгальяна, ученик Будды, достигший чудесных способностей, перенес мастеров на небеса, где они встретились с Просветленным. Мастера были возвращены на землю и изваяли статую из сандалового дерева «гоширша» в натуральную величину около двух метров высотой.

""Статуя попала на территорию России в Еравну благодаря невероятным усилиям Соржо-ламы Эгитуйского дацана Гомбо Доржо Эрдынеева и многих других людей, рисковавших своей жизнью. Сандаловая статуя была куплена ламами дацана во время «боксерского» восстания в Китае. По другой версии зимой 1901 года, после разгрома восстания в Пекине бурятские казаки во время пожара вынесли драгоценную статую из горящего монастыря, и тем самым спасли от гибели в огне. В качестве трофея статую с большими предосторожностями на санях доставили в Бурятию. Тогда же была изготовлена металлическая копия статуи, а оригинал скрыт. До 1935 года статуя находилась в одном из сумэ Эгитуйского дацана и была объектом поклонения и почитания. В период антирелигиозных репрессий статуя была перевезена в Улан-Удэ и хранилась в фондах Национального музея истории Бурятии.""" из истории возникновения статуи на Бурятской земле. В китайских источниках есть сведения о ее перемещении из Индии того времени. В IV веке монах Кумараяна из Кашмира, чтобы спасти статую от местных войн, увез ее в Центральную Азию, где в Куче (городе-оазисе Великого шелкового пути) был вынужден жениться на сестре правителя Дживаке и стать духовным наставником в государстве. Его сын Кумараджива стал знаменитым буддийским мудрецом. Слава его стала так велика, что в 384 году китайские войска осадили Кучу, чтобы захватить Кумарадживу и привезти в Китай. Вместе с ним была перевезена статуя Сандалового Будды, после чего последовал взлет буддийской мысли в Китае. В начале VIII в. жены тибетского царя Сронцзангамбо из Непала и Китая привезли буддийские реликвии, и среди них статую Сандалового Будды, в Тибет. Непальская принцесса Бхрикути почиталась как Зеленая Тара, а китайская принцесса Вэнь-чэнь как Белая Тара. И уже при следующем правителе, царе Тисрондэцане, буддизм стал государственной религией Тибета. По другим китайским источникам статуя попала сначала в Монголию во время правления Чингиз-хана в XIII в. и потом была перевезена в Китай, где неизвестно сколько лет хранилась в провинции Ли, в специально для нее выстроенном монастыре Сандан-Сы – «Монастырь Сандалового будды». История ее пребывания в России удивительна. В Китае в 1890-1901 гг. разразилось Боксерское восстание (Ихэтуаньское восстание, тайное общество И-хэ-цюань «Кулак во имя справедливости согласия»). В июне 1901 года Пекин был захвачен повстанцами, сожжен и разгромлен. Статуя Сандалового Будды хранилась в монастыре Сандан-сы - «Монастырь Сандалового Будды», где все буддийские паломники Монголии, Бурятии и Тибета поклонялись ей, посещая Пекин. Востоковед и один из старейших русских буддистов В.М. Монтлевич пишет об этом: «Но обрывки сведений о самом похищении сохранились, и эти сведения более или менее достоверны, ибо поведал их мне в 1969 г. известный русский востоковед Борис Иванович Панкратов, долгие годы (32 года, с 1916 по 1948 гг.) проведший в Китае. Зимой 1901 г., после разгрома Боксерского восстания, бурятские казаки, пользуясь суматохой и разрухой в городе и пожаром в самом монастыре, вывезли статую. Руководил операцией начальник русской почты Гомбоев. Статую положили на сани, укрыли соломой и рогожей и замаскировали провиантом и почтовым реквизитом. Всего было двое саней, статую везли на вторых, как бы грузовых, санях. Можно представить благоговейный трепет и отчаянный восторг тех, кто исполнил это смелое и опасное предприятие, ведь они совершили религиозный подвиг ради распространения Учения, безусловно, исполняя наказ не известных нам и почитаемых учителей и лам. Исполнители знали, что есть поверье: там, где находится Сандаловый Будда, там и центр буддийской религии. Какой верующий не восхитится душой считать таковым центром свою страну и свой дацан. Без особых приключений статуя прибыла в Забайкалье и была укрыта в Эгитуйском монастыре (дацане). Тогда была изготовлена металлическая копия статуи и размещена в Эгитуйском дацане; оригинал был тщательно укрыт в секретном месте. Эта мера предосторожности была вполне уместна. Восстание в Китае было жестоко подавлено силами Англии, Германии, России, Японии и Франции в сентябре 1901 г. И вскоре в Бурятию приехали японские эксперты на поиски знаменитой статуи. Японцы имели сведения, что статуя находится в Эгитуйском дацане. Приехавшим показали металлическую копию, и они вынуждены были в полном разочаровании уехать.
Конечно, возникает вопрос о правообладании статуей. В ответ за возмущенные требования китайцев о возврате статуи бурятские ламы ответили: -Статую конечно отдадим,....когда весь наш народ поклонится ей.
Зандан Жуу – не единственное прижизненное изображение Будды, в литературе встречаются упоминания о его живописных портретах и других скульптурах. Более того, в сиамской и бирманской версиях говорится о сидящем изображении Будды, тогда как в текстах Махаяны речь идет о стоящей скульптуре.

Дорога в Эгитуйский дацан. На пути встретилась пара цапель, что считается хорошим знаком. Объясняется, что божества местности приветствуют наше желание посетить Сандалового Будду.


Птицы практически не пугались проезжающих автомобилей.


Но как только мы остановились их сфотографировать, цапли решили перелететь чуть подальше.


Показались строения дацана


Ступы, ориентированые по сторонам света.


Главный Дуган, в котором хранится статуя Сандалового Будды


Традиционное Колесо Учения и две лани по бокам


Вот он! Знаменитый Сандаловый Будда, мировая реликвия буддистов! Рассказывают, что когда Будда Шакьямуни первый раз увидел эту статую, то статуя сделала к нему шесть шагов. Тогда Будда Шакьямуни произнес пророчество, что статуя окажется далеко в северной стране и будет способствовать процветанию Учения в той стороне.


Говорят, что статуя Сандалового Будды висит в воздухе и под ней можно протащить хадак.
Будда пророчествовал ее перемещение на север: в Китай, Тибет, Монголию. Туда,куда попадал Сандаловый Будда, перемещался и центр буддизма. В III в. статуя из Индии была перевезена в Китай. После этого последовал взлет буддийской мысли в Китае. В VIII в. непальская жена тибетского царя привезла Сандалового Будду в Тибет. И уже при следующем правителе, царе Тисрондэцане, буддизм стал государственной религией Тибета. В XIII в.,перед распространением буддизма в Монголии, мы снова находим упоминание о появлении там Сандалового Будды. Предсказание сбывается, и появление Зандан Жуу в Забайкалье зимой 1901 года является благим предзнаменованием развитию Учения Будды в России.
До 1935 года она находилась в одном из сумэ Эгитуйского дацана и была объектом поклонения и почитания. В смутный период репрессий Зандан Жуу была перевезена в Улан-Удэ и хранилась в фондах Музея истории Бурятии.

25 сентября 1991 года Зандан Жуу вертолетом перевезли в Згитуйский Дацан. В июле 2008 года состоялось открытие Дворца для Зандан Жуу.

Согласно буддистской традиции считается живым Буддой - его изображения несут благодать. У статуи особая иконография: Будда стоит, с длинными руками до колен, среди цветов и пейзажа, «человеческий» Будда, подобный Будде Майтрея.

У Зандан Жуу слегка прищурены веки, взгляд устремлен немного вверх, правая рука Сандалового Будды поднята в приветственно-охранном жесте, левая – обращена ладонью вперед, но пальцами вниз. Говорят, что не все могут находиться у Зандан Жуу: некоторые не выдерживают этот мощный энергетический поток, выходят из дацана. А другие, наоборот, через некоторое время обнаруживают, что прошло несколько часов с того момента, как они уселись напротив Сандалового Будды. Скульптура обладает особой «магнетической» силой, есть много легенд об этой святыне. Старожилы рассказывают о том, что святыня устраняет негативные деяния, дарует долгую жизнь, дает установку на удачу, счастье, здоровье, если молящийся надеется на него и верит ему от чистого сердца.





убранство алтаря




внутри красиво и светло


Шатер на потолке


Вход в дуган охраняют снежные львы


везде рассажены цветы


Драконы, обвивающие столбы


Ступы


Молитвенные барабаны с мантрами Ом Мани Падме Хум внутри. Если крутить барабан по часовой стрелке, то мантры Ом Мани Падме Хум возносятся в пространство и радуют всех живых существ.




Дуганчики на территории дацана
























Нам сделали небольшую экскурсию по дацану




История возникновения Сандалового Будды.


Все гости из Индии и Тибета, которые прибывают на землю Бурятии стремятся оказаться у Сандалового Будды. Это действительно мировая святыня. Доктор Нида Чтенатцанг читает пуджу Сандаловому Будде.
Говорится, что тот, кто увидит статую воотчию, тот не переродится в следующей жизни в аду.
Статуя признана памятником федерального значения и, наряду с Атласом тибетской медицины и Нетленным телом Хамбо Ламы Д.-Д. Итигэлова, решением большого вселамского собрания (сугунды) Буддийской традиционной Сангхи России от 22 апреля 2003 года утверждена в качестве буддистской святыни.

1901 год. Ночной покров над огромным восточным городом разрывают пожары. Улицы наполнены дымом и пьянящим запахом пороха. Отовсюду слышны выстрелы, крики, стоны

Из горящего монастыря Сандан-Сы несколько военных бережно выносят огромный сверток и укладывают его на подводу. На их скуластых смуглых лицах капли пота и радость, смешанная с тревогой. Это казаки 6-й сотни 1-го Верхнеудинского полка Забайкальского казачьего войска в охваченном боксерским восстанием Пекине претворяют в жизнь предсказание Будды. Предсказание, которому 2 500 лет. Теперь обо всем по порядку.

Надпись на камне

Погружая пытливого путешественника в таинственную атмосферу этих мест, дорога, уже неподалеку от Эгитуйского дацана превратившись в лесной проселок, приводит к загадочному камню, который нашел в тайге один из моих друзей-охотников Владимир Николаевич Сафеев. Как-то раз, преследуя раненного во время охоты изюбря, он присел отдохнуть и с изумлением обнаружил, что сидит рядом с необычным камнем. С одной стороны, обращенной к таежной чаще, он выглядит как обычный валун. С другой стороны, которая смотрит из багульника на лесную дорогу, он будто срезан огромным острым ножом и имеет гладкую матовую поверхность в форме двух полуокружностей, расположенных одна над другой. В центре этой площадки неведомо каким образом нанесен странный знак.

Мой приятель, родившийся и проживший в этих краях всю жизнь, исходивший здешнюю тайгу вдоль и поперек, ничего не слышал об этом камне, как не слышали о нем и другие старожилы.

Как оказалось впоследствии, это знак из санскритского алфавита, читающийся как «ом». Именно с него начинается одна из самых популярных и значимых в буддизме мантр «Ом мани падме хум». Мой приятель стал интересоваться у местных лам, что может означать присутствие здесь этого камня. Ответ он получил такой: «Здесь сильное место».Это означает, что у этих мест очень мощная энергетика и питают ее некие высшие силы. А мне, когда я попытался как-то уточнить у других священнослужителей происхождение надписи на камне, было сказано: надпись нерукотворная. Остальное — загадка, разгадки которой пока нет.

Шесть шагов навстречу

Сам Эгитуйский дацан, имеющий тибетское название «Дамчой Равжелинг», — это старинный архитектурный комплекс на берегу реки Маракты, основанный в 1820 году. Когда-то он состоял из двенадцати построек. Здесь были философский, медицинский и астрологический дуганы.


Фото: anonim03.ru

В них постигали науки более трехсот студентов-хувараков. Говорят, когда они шепотом читали молитву, ее было слышно на расстоянии трех километров. Трудно себе представить, но в этом «медвежьем углу» уже в начале XIX века была собственная типография.

А славился дацан вовсе не этим. Его главной достопримечательностью была и остается до сих пор статуя Зандан Жуу (Сандаловый Будда). Ну вот мы и подошли к главной тайне.История Зандан Жуу началась 2500 лет назад, когда было создано это единственное на сегодня прижизненное изображение Будды. Трудно теперь сказать, как на самом деле появилось на свет одно из первых произведений буддийского искусства, слишком много здесь всего не обычного, но ведь и человеком был необычным этот индийский принц Сиддхартха Гаутама.

Не знаю, чему верить: или тому, что мастера ваяли его с отражения в реке, потому что исходящий от него свет слепил их, или тому, что им пришлось побывать на небесах, где находился в это время Будда... Но, как бы там ни было, изображение его появилось на свет. Говорят, что, когда Будда направился к статуе, чтобы сравнить сходство, та сделала ему навстречу шесть шагов. Говорят, что именно это и побудило Будду сделать следующее пророчество: статуя будет перемещаться на север, и там, где она будет находиться, следует ожидать расцвета буддизма.

В это можно верить или не верить, но пророчество-то сбылось. И в цепи тех событий, о которых пойдет речь дальше, случайностей нет.

Гвоздь на ноге

За эти 2500 лет статуя не спеша, но уверенно двигалась на север. Сначала, в IV веке, монахи, спасая статую от междоусобных войн, перевезли ее в город Куча в Центральной Азии. Затем попала в Китай. После в качестве подарка перекочевала в Тибет, а во времена Чингисхана — в Монголию. И где бы ни появлялась статуя, везде начинал процветать буддизм. С пребыванием Зандан Жуу в Китае связана вот такая история. Когда священнослужители монастыря уходили на ночь из помещения, где она стояла, ее лицо было обращено туда, куда развернули статую люди, но каждое утро она неизменно смотрела на север.

Она помнила о предсказании Будды. Решили эту проблему очень просто — в ногу изваяния вбили гвоздь.Из Монголии она вновь переместилась в Китай, где находилась до начала тех событий, с которых и начался этот рассказ.

Чудеса сандалового Будды

Когда-нибудь история назовет имена забайкальских казаков, спасших буддийскую святыню от огня, но пока они нам неизвестны. Однако известны имена других людей, рисковавших своими жизнями во имя спасения Зандан Жуу. Это начальник русской почты Гомбоев и лама Эрдэнийн Соржо Эгитуйского дацана.

Статуя надежно была укрыта на подводе, и через две границы — китайскую и монгольскую — привезена в Россию. Когда бесценный груз покидал Монголию, стражники поинтересовались, что это так надежно укутано. И получили от сопровождающих ответ: это родственник, умерший от чумы. Больше вопросов не было.

В 1934 году во времена гонения на дацаны Зандан Жуу была перевезена в Одигитриевский собор Улан-Удэ. Там в то время находились фонды антирелигиозного музея. В начале 80-х годов прошлого столетия именно там мне и довелось впервые увидеть ее.22 сентября 1992 года статуя вновь была возвращена верующим и теперь уже навечно расположилась в Эгитуйском дацане. Так закончились многовековые странствия Сандалового Будды. И только отверстие от гвоздя в ноге статуи напоминает о ее непростой судьбе. Но чудеса на этом не закончились. Один из многоуважаемых лам поведал мне о том, что Зандан Жуу стоит, не касаясь поверхности постамента: между основанием статуи и постаментом свободно проходит нитка. Все может быть в наших необыкновенных краях.

Люди приходят сюда издалека, чтобы поклониться Сандаловому Будде, попросить у него здоровья, долгой жизни себе и своим близким. И статуя помогает. Помогает всем, кто верит.

Небольшой штрих из современной истории Зандан Жуу

В 2012 году мне довелось побывать в местах дислокации бурятских полицейских на Северном Кавказе. Мы проехали Чечню, Дагестан. Так вот, в Каспийске в расположении сводного отряда в так называемом кубрике я увидел в изголовье ряда кроватей вырезанное из какого-то журнала немного помятое изображение Зандан Жуу. В изголовье — там, где обычно находятся иконы, — был прикреплен обычный листок. Но на нем была святыня, у которой парни просили помочь им вернуться домой. И они вернулись целыми и невредимыми.

Дополнение от редакции

Такой описал историю и свои впечатления от Зандан Жуу неизвестный автор. От себя добавим еще один случай. 22 сентября 1991 года, день, когда в дацан возвращали Зандан Жуу, выдался очень холодным. Шел дождь со снегом. Перед дацаном подготовили посадочную площадку для вертолета. Он запаздывал, было опасение, что из-за такой погоды он может и не прилететь. Но промокшие люди терпеливо ждали на пронизывающе холодном ветру. И вот долгожданный вертолет вынырнул из-за туч. После его посадки люди образовали длинный живой коридор. Многие не могли сдержать слез радости. Особенно те, кто был ребенком в страшные годы гонений на религию. Те, на чьих детских глазах разрушали Эгитуйский дацан так яростно, что страницами священных книг была усыпана вся Эгитуйская долина.

Летчики открыли грузовой отсек, и ламы бережно вынесли на еравнинскую землю священного бурхана Зандан Жуу и пронесли в распахнутые двери дацана. Сбылась мечта о возвращении в родной дацан святыни на тот момент Хамбо ламы Мунко Цыбикова. Он пронес эту мечту через годы арестов, этапов и долгой ссылки на Колыме.

— Мы с радостью приняли приказ о доставке Зандан Жуу. Трудно было лететь. Мокрый снег, плохая видимость. Когда летели над Хоринском, земля была покрыта снегом. Мы выбрали низкий летный потолок. Коллеги мои Сергей Бойко, Василий Баюшеев — опытные пилоты. Ответственная миссия завершена. Пусть молитвы, совершенные в вашем дацане, будут услышаны всеми. Да поможет бог всем! — рассказал тогда командир экипажа Ми-8 А.В. Ватулин районной газете «Улан-Туя».

Почти через 14 лет, 20 сентября 2005 года, второй раз вертолет совершил почетный круг и приземлился у Эгитуйского дацана. Каково же было удивление встречавших сельчан, когда они узнали в экипаже тех самых пилотов, что возвращали святыню в экстремальных условиях в сентябре 1991 года. В этот раз их попросил свозить к святыне только знакомившийся с Бурятией Михаил Слипенчук. Увидев восторженное любопытство детишек, облепивших вертолет, он попросил летчиков покатать детвору. Ребятишки с радостными криками набились в салон и впервые в своей жизни облетели по кругу родную долину. А внизу в это время новый гость, впечатленный Зандан Жуу, принял решение помочь в строительстве дворца для святыни.