Рождение и смерть "трансаэро" в картинках. Совладелец S7 купил контрольный пакет «Трансаэро Как прибыльная компания стала банкротом

Кондоминиум Александра Плешакова во Флориде продали без ведома бизнесмена.

Информация об этом обмане содержится в иске МТС-банка на 4,1 млрд руб. к Плешакову, бывшему первому заместителю гендиректора «Трансаэро» Александру Криничанскому и подконтрольной Плешакову американской компании Sky Ocean International - иск рассматривает федеральный суд Южного округа Флориды. «Трансаэро» перед банкротством, случившимся в 2015 г., фальсифицировала отчетность, получала кредиты и направляла их в том числе на дивиденды - Плешакову и членам его семьи, сообщил МТС-банк суду и потребовал раскрыть информацию об активах ответчиков. Суд требование удовлетворил, Плешаков и Криничанский решение обжаловали.

Компании Sky Ocean принадлежал кондоминиум в Ривьера-Бич (Флорида; куплен в 2010 г. для Плешакова по его выбору) в отеле Ritz Carlton, говорится в материалах суда. Президентом Sky Ocean был российский юрист Сергей Линьков, старый друг Плешакова и его личный советник в 1998-2013 гг., значится в материалах дела. Sky Ocean на 100% принадлежала Sky Stream с Британских Виргинских островов, ее владельцами и директорами числились Линьков с женой.

В августе 2013 г. Плешаков подал иск в Высокий суд Британских Виргинских островов с требованием перевести на него владение Sky Stream и уволить Линькова с женой и выиграл дело в ноябре 2014 г. А Линьков, не дожидаясь решения суда, в июле 2014 г. продал без ведома Плешакова кондоминиум во Флориде за $4,3 млн, за вычетом налогов доход составил $4,07 млн. Но на счетах Sky Ocean осталось только $480 000 от этой сделки, $3,6 млн Линьков потратил на себя, говорится в материалах суда.

«В США практика номинального владения редка, эту услугу предоставляют специализированные компании, несанкционированные действия с активами очень редки. Владельцы бизнеса, которые не хотят принимать на себя риски акционера, обычно передают активы в траст, в условиях которого описаны права создателя и протектора траста», - говорит партнер Debevoise & Plimpton Алан Карташкин.

Плешакову номинальный владелец был нужен, чтобы обмануть миноритариев «Трансаэро», следует из материалов суда: в 2005 г. он с женой и матерью контролировал 38% «Трансаэро» и хотел купить еще акций, но избежать оферты. По совету Линькова он создал и оформил на того Sky Stream, и она купила 19,9%. А Sky Ocean Линьков зарегистрировал специально для покупки кондоминиума.

В марте 2015 г. уже под контролем Плешакова Sky Ocean подала иск к Линькову в суд 15-го округа Флориды о взыскании $10,9 млн (ущерб в тройном размере, допустимо по законам Флориды). В базе суда нет данных об исходе процесса. Представитель МТС-банка от комментариев отказался.

Линьков живет в Германии, в коммуне Хайлигкройцштайнах земли Баден-Вюртемберг. Связаться с ним не удалось. «Решения американских судов, не подлежащие оспариванию в США, обычно исполняются в Германии, но после признания немецким судом. Эта процедура может занять несколько месяцев, немецкий суд должен убедиться, что решение суда во Флориде было справедливым, например, что ответчик был уведомлен и решение не предусматривает выплату убытков в двойном или тройном размере», - говорит управляющий партнер франкфуртского офиса Debevoise & Plimpton Томас Шурле.

Беглецы

Александр Плешаков и его жена Ольга уехали из России в конце 2015 г. Плешаков признавался американскому суду, что живет в Азербайджане и странах Евросоюза. У Плешаковых есть азербайджанские паспорта, уверяет кредитор «Трансаэро».

Десять миллионов пассажиров

ЗАО «Группа компаний С7» на 100% принадлежит основателям авиакомпании «Сибирь» Владиславу и Наталье Филевым. Владеет 97% акций четвертой по пассажиропотоку в России авиакомпании «Сибирь» и 100% девятой — «Глобус» (обе выполняют полеты под брендом S7 Airlines). В 2014 году авиакомпании группы перевезли 10,06 млн пассажиров. Совокупная выручка компаний в 2014 году составила 86,1 млрд руб. , чистая прибыль — 1,39 млрд руб.

Кредиторы подумают

Владислав Филев сообщил РБК, что у акционеров S7 «есть план урегулирования отношений с кредиторами «Трансаэро». О подробностях плана он говорить отказался, отметив лишь, что новые акционеры «всеми силами постараются избежать банкротства авиакомпании». Иски о банкротстве «Трансаэро» в конце прошлой — начале этой недели подали Сбербанк и Альфа-банк. Вчера в газете «Коммерсантъ»​ появилась информация о том, что со дня на день у компании может быть отозван сертификат эксплуатанта.

Долг «Трансаэро» составляет около 260 млрд руб., из них 160 млрд приходится на лизинг самолетов, 85 млрд руб. — на банковские кредиты, остальное — задолженность топливным компаниям, аэропортам и поставщикам услуг. На вопрос о том, возобновят ли кредиторы «Трансаэро» переговоры о реструктуризации долга после сделки с Филевым, топ-менеджер одного из банков — крупнейших кредиторов авиакомпании ответил, что это «зависит от условий».

Впервые информация о том, что группа S7 может поучаствовать в спасении « Трансаэро», появилась в начале сентября. Как сообщал тогда РБК, представители ВТБ предлагали передать « Трансаэро» в управление S7 на совещании в Минэкономразвития 2 сентября — уже на следующий день после того, как на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова было решено передать 75% плюс одна акция « Трансаэро» «Аэрофлоту» .

«Это [переход «Трансаэро» под управление S7] позволило бы в большей степени гарантировать права кредиторов перевозчика», — говорил тогда РБК источник, близкий к одному из кредиторов авиакомпании.

«Хорошо все, что не приведет к банкротству авиакомпании. Так что эта сделка — радостная весть для Промсвязьбанка. Надеюсь, что новый менеджмент учтет интересы кредиторов «Трансаэро». Банк готов к конструктивным переговорам о способах и возможностях возврата, реструктуризации долга», — сказал РБК первый зампред правления Промсвязьбанка Владимир Яшин. Долг «Трансаэро» Промсвязьбанку составляет 7,5 млрд руб., в залоге у банка также находится четыре самолета авиаперевозчика.

Председатель правления Абсолют банка (долг «Трансаэро» перед банком, по данным источников РБК, составляет 2,7 млрд руб.) Андрей Дегтярев сказал РБК, что «приветствует сделку». «Банк «Абсолют» со своей стороны как один из кредиторов приложит все усилия, чтобы поддержать нового собственника и вывести компанию «Трансаэро» из ситуации, в которой она оказалась», — сказал Дегтярев.

Проблемный авиаперевозчик

Межведомственная комиссия под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова 1 сентября приняла решение о передаче «Трансаэро» «Аэрофлоту» за символический рубль. Предполагалось, что «Аэрофлот» обеспечит выполнение обязательств по перевозке пассажиров своего конкурента, оплате услуг аэропортов и ТЗК, выплате заработной платы персоналу. Обслуживание кредитных обязательств «Трансаэро» «Аэрофлот» должен был взять на себя только после согласования программы реструктуризации кредитного долга с банками. 3 сентября совет директоров «Аэрофлота» принял к рассмотрению оферту акционеров «Трансаэро» о продаже госкомпании 75% плюс одна акция «по цене указанного пакета акций не более 1 (один) рубль». Срок оферты, согласно решению, истекал 28 сентября.

С начала сентября «Аэрофлот» взял компанию в управление. Тогда же ее возглавил бывший замгендиректора «Аэрофлота» Дмитрий Сапрыкин. Но через пару недель стало понятно, что «Аэрофлот» может быть не в состоянии спасти «Трансаэро». Уже 15 сентября Герман Греф, председатель правления Сбербанка, консультанта «Аэрофлота» и крупного кредитора «Трансаэро», заявил, что банкротство должника не исключено. «По всем показателям «Трансаэро» — уже банкрот», — заявил Греф. Вслед за ним про банкротство заговорили и чиновники. Срок оферты акционеров «Трансаэро» «Аэрофлоту» истек 28 сентября, но сделка так и не состоялась.

Формально продавцам не удалось собрать необходимый пакет. Ольга Плешакова говорила РБК, что ее муж Александр Плешаков собрал чуть меньше 60%, а банки-кредиторы — ВТБ (в залоге 25% плюс одна акция) и МКБ, по ее словам, отказывались снимать залоги с акций.

1 октября на заседании у премьер-министра Дмитрия Медведева было принято решение о банкротстве авиакомпании. «Аэрофлот» отказался от сделки, но взял на себя обязательство перевезти пассажиров конкурента до 15 декабря или 95% всех клиентов, остальным была обещана компенсация. В тот же день Росавиация запретила «Трансаэро» продажу новых билетов. После этого 12 банков-кредиторов написали письмо Медведеву, в котором указали, что банкротство авиакомпании приведет к ухудшению конкурентной среды и качества авиаперевозок в стране, а также к существенному недофинансированию реального сектора экономики со стороны банков-кредиторов и лизинговых компаний. Из них шесть банков-кредиторов в понедельник обратились к Плешаковой, возглавляющей совет директоров «Трансаэро», с требованием сменить гендиректора, так как у Сапрыкина, по их мнению, «очевидный конфликт интересов».

На днях сразу два крупных кредитора «Трансаэро» — Сбербанк и Альфа-банк — подали иски о банкротстве. О намерении подать иск о банкротстве заявил и ВТБ.

При участии Елены Тофанюк и Тимофея Дзядко

Создатели «Трансаэро» Александр и Ольга Плешаковы покинули пределы страны, сообщили Forbes два источника - бизнесмен и федеральный чиновник. По словам одного из них, Плешаковы уехали несколько месяцев назад, но иногда бывают в России. Также, уточнил собеседник Forbes, к ним присоединилась и мать Плешакова - руководитель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина. Третий источник Forbes в инвестиционно-банковских кругах сообщил, что семья теперь живет во Франции. Связаться с Плешаковыми пока не удалось.

В начале сентября решение о том, что находящаяся в тяжелом финансовом состоянии (общая задолженность на середину 2015 года составила 250 млрд рублей) «Трансаэро» должна перейти под контроль «Аэрофлота», было принято на совещании у первого вице-премьера России Игоря Шувалова с участием основных кредиторов компании: ВЭБа, ВТБ и Сбербанка. За 1 рубль «Аэрофлот» должен был до 28 сентября получить 75% плюс одну акцию компании и взять на себя решение проблем пассажиров и персонала «Трансаэро».

В сентябре «Трансаэро» перешла под операционный контроль «Аэрофлота», а Ольга Плешакова, которая вместе с мужем Александром Плешаковым владела компанией, покинула кресло гендиректора «Трансаэро». Однако собрать необходимый для совершения сделки пакет акций Плешаковы не смогли: для этого нужно было договориться с миноритариями и ВТБ, у которого в залоге находились 25% акций компании. «Аэрофлот» отказался от сделки.

Вечером 20 октября стало известно, что «Трансаэро» заинтересовался совладелец S7 Group Владислав Филев. Он подписал с Плешаковым соглашение, предполагающее продажу совладельцу S7 Group 51% акций «Трансаэро», писал РБК . Сумму сделки бизнесмены не назвали, но Плешаков говорил, что она существенно выше 1 рубля - символической суммы предполагавшейся сделки с «Аэрофлотом».

На следующий день после того, как Филев и Плешаков договорились о сделке, первый вице-премьер , что правоохранительным органам стоит обратить внимание на то, как «Трансаэро» оказалась в нынешнем тяжелом для компании финансовом положении. Еще через несколько дней, 26 октября, Росавиация отозвала сертификат эксплуатанта «Трансаэро». Без этого документа компании не имеют права выполнять полеты. До прошлой недели «Трансаэро» находилась под оперативным управлением «Аэрофлота», организовавшего перевозку более 90% пассажиров, имевших билеты авиакомпании. Также «Аэрофлот» получил 56 международных направлений «Трансаэро» и 12 самолетов из его флота.

В понедельник, 2 ноября с Плешаковым, потому что у него нет необходимых 51% акций «Трансаэро». Ольга Плешакова на своей странице в Twitter разместила обращение Александра Плешакова, из которого следует, что 60-дневный срок сделки, предусмотренный соглашением Филева и Плешакова, еще не истек. В свою очередь, Наталья Филева, супруга и партнер Владислава Филева, заявила Forbes, что если Плешаков соберет необходимые Филеву 51% до истечения срока соглашения, то сделка состоится.

частная авиакомпания, начавшая заниматься авиаперевозками в декабре 1990 г. По обеспечению безопасности перелетов компания входит в десятку лучших в мире.

Источник: http:// .pro/blog/aviakompaniya-transaero

История компании «Трансаэро»

Компания была основана в 1991 году сыном министра радиопромышленности СССР Александром Плешаковым, а с 2001 года управляется его женой Ольгой.

На двоих им принадлежит 36,6% компании, еще 3% у матери Александра Татьяны Анодиной, председателя (МАК).

Авиакомпания «Трансаэро» получила международный сертификат безопасности IOSA.

Введение класса «Империал» на пополняющих парк «Трансаэро» самолетах нового поколения - Боинг 777 и Боинг 747-400.

Были открыты новые рейсы «Трансаэро» из Москвы в Красноярск.

Авиакомпания открыла 12 новых маршрутов по России, в города Благовещенск, Иркутск (осенью того же года прекратила полеты), Казань, Кемерово, Магадан, Магнитогорск, Новый Уренгой, Омск, Самара, Улан-Удэ, Уфа, Краснодар. По состоянию на июнь 2009 года, «Трансаэро» выполняла 16 рейсов по России.

Впервые «Трансаэро» начала полёты в Мексику - на известный мировой курорт Канкун.

«Трансаэро» полностью перешла на электронный билет, отказавшись от ставшего привычным бумажного билета.

Флот авиакомпании достиг 57 единиц.

Февраль - был проведён листинг акций ОАО «АК „Трансаэро“» на .

Апрель - созданы официальные страницы авиакомпании в социальных сетях Facebook, VKontakte и микроблог в Twitter.

Август - «Трансаэро» стала первым заказчиком самолетов A320neo в России, СНГ и Восточной Европе. С компанией Airbus подписан меморандум о приобретении восьми самолетов A320neo с опционом на 4 воздушных судна данного типа. Каталожная цена восьми самолётов - 729 млн долл.

Октябрь - авиакомпания стала первым заказчиком крупнейшего пассажирского двухпалубного самолета Airbus A380 в России, СНГ и Восточной Европе, подписав меморандум о взаимопонимании с компанией Airbus. Было объявлено о приобретении четырёх воздушных судов данного типа (каталожная стоимость 1,5 млрд евро), ожидаемый срок поставки - с IV квартала 2015 года).

Ноябрь - авиакомпания первой в России, СНГ и Восточной Европе заказала 4 самолёта 747-8 Intercontinental. «Трансаэро» планирует приобрести авиалайнеры в четырёхклассной компоновке с большим количеством кресел премиальных классов.

Декабрь - «Трансаэро» приобретает 4 самолёта Boeing 787 Dreamliner. Авиалайнеры придут на смену Boeing 767.

Авиакомпания начала выполнять рейсы из аэропорта Внуково.

Авиакомпания начала полёты по следующим направлениям: Лос-Анджелес, Рим, Венеция, Милан, Париж.

Июнь - в рамках Петербургского экономического форума авиакомпания подписала твёрдый контракт с Airbus S.A.S. на поставку 4 лайнеров А380 (стоимостью $1,7 млрд) и с предприятием «Гражданские самолёты Сухого» на поставку 6 самолётов Sukhoi Superjet с опционом ещё на 10 лайнеров (стоимостью $0,5 млрд).

Август - Трансаэро и Virgin Atlantic заключили код-шеринговое соглашение. В соответствии с ним, рейсы «Трансаэро» между Москвой и Лондоном будут иметь совместный с Virgin Atlantic код UN/VS. В то же время рейсы Virgin

В 2013 году выручка компании выросла на 16%, чистая прибыль - на 14%, до 1 млрд рублей.

По объему перевозок «Трансаэро» уступает лишь « » - в 2013 году компания перевезла около 12,5 млн человек. Авиапарк насчитывает 103 лайнера, из них 20 дальнемагистральных Boeing-747.

Базируется в московских аэропортах Внуково и , формируя также дополнительный хаб в петербургском аэропорту . Выполняет пассажирские и грузовые рейсы по России, а также международные рейсы средней и большой протяженности в страны Европы, Азии, Северной и Латинской Америки.

Классы обслуживания Трансаэро
  • Империал
  • Бизнес
  • Премиальный класс
  • Экономический класс
  • Туристический класс
  • Класс «Дисконт»
Контакты авиакомпании «Трансаэро»

Сайт: http://transaero.ru/

ВК: https://vk.com/transaero

Facebook: https://www.facebook.com/transaero

Тел.: +7 495 788 8080

Тел.: 8 800 555 3 555 (по России бесплатно)

Что 75% плюс 1 акция «Трансаэро» купит «Аэрофлот» за 1 рубль. При этом долги «Трансаэро» вместе с лизинговыми контрактами достигли к этому моменту 260 млрд рублей. Газета «Ведомости» публикует историю того, как владельцы авиаперевозчика - супруги Плешаковы - построили и потеряли компанию.

В 1992 году был создан Межгосударственный авиационный комитет (МАК), занимавшийся сертификацией воздушных судов, аэропортов, разработкой норм лётной годности и расследованием авиационных происшествий. Его председателем стала Татьяна Анодина, мать будущего гендиректора «Трансаэро» Александра Плешакова, а по совместительству генерал авиации, бывший начальник технического управления Министерства гражданской авиации СССР. «Татьяна Григорьевна знала о том, как устроен сложный бизнес авиаперевозок, всё. В отличие от лётчиков, которые руководили сотней авиаотрядов, на которые разделился в 1990-х годах "Аэрофлот" - единственный в СССР авиаперевозчик», - говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак.

Первый рейс «Трансаэро» состоялся 5 ноября 1991 года на арендованном Ту-154 по одному из самых прибыльных маршрутов - в Израиль. На заработанные за год полётов деньги «Трансаэро» приобрела в 1992 году своей первый Ил-86 и открыла маршрут Москва - Норильск.

В 1997 году «Трансаэро» подписала с Boeing соглашение о подготовке контракта на поставку 40 новых самолётов. «Компании повезло - она не успела купить ни одного нового Boeing. Иначе бы история "Трансаэро" могла закончиться, когда разразился кризис», - говорит главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. К кризису 1998 года у «Трансаэро» было 17 Boeing 737, средний возраст которых был более 20 лет.

Ещё в 1997 году «Трансаэро» зарегистрировала авиационную компанию «Трансаэро», в совет директоров которой вошли два представителя олигарха Бориса Березовского. За несколько лет структуры Березовского смогли консолидировать почти 44% акций, и тогда компанию поддержал председатель Совета Федерации, губернатор Орловской области Егор Строев. В 2000 году олигарху пришлось покинуть Россию, а Строев помог компании сэкономить на налогах: по его распоряжению «Трансаэро» предоставили льготы на налоги в местный бюджет в размере 50% под обязательства реконструкции местного аэропорта и открытия регулярных рейсов из Орла в Москву. Аэропорт реконструирован не был.

В 2004 году авиакомпания сменила регистрацию на Санкт-Петербург, Плешаковы выкупили долю Березовского в 2005–2006 годах, что, по оценке «Ведомостей», могло обойтись им в 2,5 млрд рублей.

Плешаковы получили полный контроль над «Трансаэро» к 2006 году. Годом ранее авиапарк был восстановлен до уровня 1997 года - 17 самолётов. К 2010 году их количество достигло 59. При этом уже к концу 2009 года чистый долг авиакомпании в пять раз превышал EBITDA. А прибыль с 2007 по 2015 год «Трансаэро» показала только один раз - в 2011 году. Первые признаки кризиса в «Трансаэро» аналитики заметили в 2013 году - тогда компания с большой задержкой и оговорками аудитора опубликовала отчётность по МСФО. «А в 2014 году, когда начались события на Украине и экономическая ситуация стала всё быстрее ухудшаться, особенно в конце года, стало понятно, что "Трансаэро" не выжить», - говорит Рыбак.

Один из источников издания утверждает, что примерно тогда Плешаковы впервые предложили выкупить их бизнес за $300 млн, через год снизив предложение до $100 млн.

В октябре 2014 года Сбербанк сообщил об организации синдицированного кредита на сумму до 45 млрд рублей - на рефинансирование долга компании. Кроме того, после «Трансаэро» получила госгарантии на 9 млрд рублей кредита от ВТБ и отказалась от кредита Сбербанка, начав переговоры о новых госгарантиях на большие суммы - до 70 млрд рублей, но, по данным источников издания, судьба компании уже была решена. «Но применять сразу жёсткие меры к "Трансаэро" кредиторы и правительство опасались - иначе полстраны не приедет из отпуска», - говорит один из них.

«У Шувалова в определённый момент просто закончилось терпение», - говорит федеральный чиновник и отмечает, что никто в правительстве и государственных банках-кредиторах не понимал, о какой бизнес-модели говорят Плешаковы, и стало понятно, что реальной становится перспектива остановки полётов и забастовок сотрудников. Поэтому Шувалов передал пассажиров «Аэрофлоту», только этой компании хватило бы мощностей перевезти такое количество людей.

«Думаю, что для Александра Петровича Плешакова предложение отдать компанию за 1 рубль на заседании правительства было неожиданностью. Но он встал и сказал, что если банки иначе не готовы реструктурировать долги, то он готов уступить компанию, пусть банки разговаривают с другим акционером и что он благодарен "Аэрофлоту"», - рассказывает председатель совета директоров аэропорта Внуково и миноритарный совладелец «Трансаэро» Виталий Ванцев.

После покупки 75,1% акций «Трансаэро» «Аэрофлот» собирается на 70% сократить парк самолётов приобретённой авиакомпании, оптимизировать маршруты и реструктурировать долги.

Плешакова и Анодина на запросы «Ведомостей» не ответили.