Можно ли во вьетнаме покататься на слонах. Как лучше питаться во вьетнаме. В Буон Дон – за уникальными впечатлениями и мужским зельем

Слоны, слоны… Во вьетнамской провинции Даклак они повсюду! В деревнях прирученные животные помогают по хозяйству и зарабатывают живые деньги, катая туристов. В национальных парках, коих в Даклаке несколько, слоны пока живут вольно. Пока… Пока их не поймали охотники. Такие, как самый знаменитый "король слонов" - Ама Конг (Ama Kong) из маленькой деревушки в районе Buon Don . Умер Ама полгода назад в 102 года. Имел четырех жен, которые родили ему 21-го ребенка. А на охоту в последний раз ходил в 86 лет , тогда же и вернулся домой, поймав для приручения аж 7 слонов!

Ехать или не ехать в знаменитый Buon Don? Или лучше поехать смотреть на водопады Dry Sap? У нас было не так много времени в Даклаке, ведь программа нашего путешествия с юга на север Вьетнама очень насыщенная. Мы до последнего колебались, что же выбрать и… выбрали легенду о слоновьем охотнике. Это была личность, овеянная кучей сплетен, небылиц и преданий. Поехали на родину Ама Конга с нами!

Рано утречком мы взяли байк и покатили на север провинции Даклак в регион Buon Don.

До первой туристической деревни со слонами - километров сорок. Дорога хорошая, домчали быстро. Встречай нас, Ban Don!

Первая деревушка - исключительно туристическая. Напоминает музей под открытым небом Пирогово в Киеве. Привезенные из разных уголков провинции деревенские длинные дома мнонгов.

Внутри историческая начинка. Длинные лодки-долбленки, посуда, ткацкие станки. В общем, чтобы представить себе как живут мнонги - экспонатов достаточно. Хотя, конечно, приятнее наблюдать все это вживую на озере Лак. Помните мой ?

Здесь показывают небольшое шоу мнонгов. Ритуальные песни-пляски. Красиво, симпатично и абсолютно бесплатно. Вернее за символические 30 тысяч донгов (полтора доллара) за входной билет в комплекс Ban Don.

Здесь же можно прокатиться на слоне. Конечно, если вы читаете мой блог давно, то слонами вас не удивишь… Но у Саши с Ариной был особый экстремальный трек через горную реку Serepok.


Покатались, побродили по деревне. Будете там, обязательно пройдитесь по подвесным мостикам . Они довольно крепкие, хотя в некоторых местах все же проваливаются доски.

Здесь мы наконец-то смогли отведать традиционной еды мнонгов. Это курица гриль с солью, чили и лемонграссом. Довольно посредственная еда, так как курица была домашней, небольшого размера, а ее мясо довольно жестким. Зато гарнир был потрясающим. Рис, запеченный в бамбуке! Это не только здорово выглядит, но еще и вкусно. Такой рис называется Com Lam, будете в Даклаке, обязательно попробуйте.

В Ban Don нам еще предлагали покататься по реке на каноэ и даже искупаться на каком-то дальнем пляже (стоит 200 тысяч донгов - 10 долларов), но мы решили ехать дальше и все-таки найти настоящую слоновью деревню, где живут реальные люди, а не декорации для туристов.

Поехали по дороге, ориентируясь по карте. Через пару километров наткнулись на национальный парк Yokdon . Заехали разведать интересности.

Оказалось, что на сафари в парк нужно ехать как раз в "несезон", т.е. когда во Вьетнаме дожди - с мая по октябрь. Тогда дикие животные выходят из джунглей на водопои и за ними легко наблюдать. Если кто интересуется нацпарками, то вот что предлагают в Yokdon прямо на месте - прайс на туры.

Если от нацпарка поехать дальше, то примерно через пять километров и будет знаменитая слоновья деревня Buon Don. При въезде в деревню - кладбище слоновьих охотников . Довольно печальное зрелище - неухоженные могилы, мусор, забытье…

У гуру Ама Конга - здесь самый высокий и красивый барельеф. Надписи на вьетнамском и тайском языках. Почему тайский? Да потому, что королю слонов удалось в своей жизни поймать двух альбиносов . Одного он подарил королю Вьетнама, другого - королю Таиланда. Благодарные тайцы до сих пор помнят и чтят его.

Ну вот к чему этот матрац на фото? Кто-то ночевал возле могилки и забыл убрать? Оказывается, у мнонгов принято устраивать на могилах вещевые копилки, складировать все, что может пригодиться умершему в потустороннем мире. Ну должен же Ама Конг на чем-то спать! А еще ему там пригодятся слоновьи бивни. Зачем? У меня и не спрашивайте… Мы ведь тоже недалеко ушли от язычников мнонгов. Вот к чему все эти стаканы с водкой и конфетки на могилках наших родных? Кто будет все это пить и есть?

Но вернемся к королю. Повидаться с живым королем слонов можно было еще совсем недавно. Ама Конг умер в ноябре 2012 года. Ему было 102 года и всю жизнь он отличался не только храбростью (Ама поймал и приручил 360 слонов и это чистая правда!), но еще и мужской силой. У него было четыре жены и 21 ребенок! А в последний раз Ама Конг женился, когда ему было уже за 80! И замуж он взял вовсе не бабушку-ровесницу, а 25-летнюю красавицу из соседней деревни, в которую влюбился с первого взгляда.

Теперь в эту деревушку в Buon Don приезжают не только покататься на слонах, коих тут пару десятков, но еще и купить секретное зелье для мужской силы , которое изобрел сам Ама Конг. Нам это средство ни к чему, слонов уже тоже было в избытке, так что мы просто немного побродили по деревне.

Обычная деревушка, ничего примечательного. Длинные дома, такие же, как мы видели на озере Лак, только люди более застенчивы. При попытке сделать фото грозно махали руками . Ну достали их здесь туристы, что поделать… Вот она - цена славы великого предка.

Впрочем, туристов-то как раз было не особенно много. Так, какие-то вьетнамские военные на экскурсии и одно семейство. Если вьеты умудряются вшестером на одном мопеде ехать , то на огромного слона такой компанией забраться вообще запросто!

Деревня стоит на реке Serepok. Но вода в ней не очень чистая. Даже местная детвора предпочитает мирно вести разговоры в лодках, а не плескаться в воде.

Аринке слоны уже порядком поднадоели, да и время дневного сна уже давно подошло, так что пришлось ехать обратно.

Для тех, кто поедет в Buon Don, выложу карту этой деревеньки. Я думаю, что пару часов там провести будет интересно.

Дорога домой пролетела практически незаметно. Пару раз останавливались. Ну разве можно проехать мимо такого раритета во вьетнамской глубинке! И откуда у этого парня советский жигуль?

Веселое семейство. Глава семьи больше похож на русского деревенщину, чем на горного мнонга.

Итоги самостоятельной поездки в Даклак:

В общей сложности мы проехали основные достопримечательности провинции на байке за 3 дня . Это около 220 километров. Дороги в основном хорошие. Трафик терпимый, если не попадать в часы пик. Уже скоро все нужны я опубликую все нужные для самостоятельной поездки контакты, адреса и карты.

Финансы:

Я не буду считать первые три дня в Буонметхуоте, в которые мы приходили в себя после переезда из Далата и усердно работали (да-да, работу в нашем путешествии никто не отменял!). Эти дни мы могли провести где угодно и к полезным поездкам по достопримечательностям это не относится.

Так вот, самостоятельная двухдневная поездка на озеро Лак нам обошлась в 140 долларов . Это включая все расходы на аренду байка и бензин, еду, отель (750 тысяч донгов за сутки - 36 долларов), катание на слонах, лодке, услуги гида.

Скататься на байке на один день в Буон Дон - 35 долларов : аренда байка, бензин, обед, катание на слоне.

Итого - 3 дня за 175 долларов.

Если бы мы покупали поездку в самом недорогом агентстве в Буонметхуоте и ехали бы в организованный тур, то нам пришлось бы заплатить 200 долларов за 2 дня! В эту сумму включен только транспорт, обеды и гид. Все остальные расходы на гостиницу, завтраки и ужины, катание на слонах и лодках нам нужно было бы оплачивать отдельно, а это и есть главные траты. В общем, не буду утомлять подробностями, просто скажу, что хоть мы и потратили эти 175 долларов, нам удалось сэкономить примерно столько же.

В следующем посте - про крайне противоречивый Нячанг. Так сложно разобраться, что ты чувствуешь по отношению к этому городу и к людям, которые здесь живут! 10 дней в Нячанге: хорошо нам здесь или нет? Мое мнение меняется по несколько раз за день… Чамские башни и большой Будда, горячие минеральные источники и три ресторана: русский борщ, индийская массала и французский страус пармантье…

Отсюда до границы с Камбоджей всего несколько часов пешего хода. Утоптанная слонами дорога делает резкий поворот - чтобы не покидать вьетнамской территории. Роскошные заросли бамбука, типичного для этих мест растения, поражают разнообразием. Здесь и желтый цвет всех оттенков, и нежная зелень только что проклюнувшихся ростков, и коричневая теплота толстенных стволов - некоторые из них достигают высоты четырехэтажного дома. Двигаться по тропе трудно - все вокруг заросло густым кустарником; его жесткие, похожие на железные когти колючки нещадно царапаются - наши руки долго еще потом болели от этих ран.

Переходим еще одну из речушек - в этот период они довольно мелкие - и видим маленькое кладбище. По краям его расставлены молчаливые стражи - деревянные скульптуры в виде стилизованных фигурок животных, в частности, слона. Сверкающе-белый череп буйвола, который призван отгонять злых духов, как, впрочем, и другие символы, говорит о том, что место святое. А несколько больших, вкопанных в землю амфор, содержащих приношения для богов, указывают на то, что где-то поблизости живут люди - в некоторых сосудах мы видим свежие фрукты. Так оно и есть: еще десять минут пути, и весь наш караван, слоны и люди, входит в маленькую, построенную на сваях деревню - к большому удивлению ее обитателей.

Зярай - одно из 54 живущих во Вьетнаме меньшинств. Много веков они сохраняют в нетронутом виде свой первозданный образ жизни. Им это удается благодаря тому, что обитают они в труднодоступных местах вьетнамских джунглей, и все неоднократные попытки "вьетнамизировать" эти племена, которые предпринимали власти, окончились неудачей. Мужчины зярай низкого роста, их кожа своим цветом напоминает амбру. Вся одежда состоит из набедренной повязки. Женщины ходят с обнаженным торсом. Как только наша экспедиция вступила на территорию деревни, местные жители с любопытством окружили необычных гостей - только дети держались поодаль, боясь подходить к людям невиданной расы. Это понятно: маршрут нашей экспедиции на слонах пролегает по запрещенной для иностранцев зоне. Зярай не говорят по-вьетнамски, и поэтому нам необходим переводчик - с местного на вьетнамский. Мы привезли его из Плейку. Он быстро говорит о чем-то с пожилым человеком, кажется, старостой деревни.

Потом другой переводчик - с вьетнамского на русский - Вао - говорит нам: в деревне нам рады. И подтверждает то, что мы уже прочли по глазам окруживших нас жителей: мы первые белые люди, ступившие на территорию, где они живут.

Понемногу узнаем, что эта маленькая народность, обосновавшаяся здесь две тысячи лет назад, всегда отказывалась участвовать в военных конфликтах. Да, они снабжали вьет-конговцев продуктами, но только потому, что те силой заставили их. А вообще у них хорошие контакты с другими племенами, которые населяют равнину за пределами джунглей. Зярай предлагают им табак, лекарственные растения, меди другие продукты леса, а сами получают в обмен металлические изделия, сельскохозяйственные орудия.

Глава деревни приглашает нас в свою скромную бамбуковую хижину. Внутри темно, попахивает дымом, но глаза скоро привыкают. В углу - сложенный из камней очаг и все необходимое, чтобы готовить пищу, довольно большой набор ножей самых разных размеров, орудия для охоты и рядом с очагом - циновки для отдыха. Внутри хижины - приятная прохлада. Мы приехали сюда зимой, но если по ночам температура довольно низкая, то днем она сменяется нестерпимой жарой.

Хозяин дома подвигает к нам сосуд, наполненный "жиу ге" - алкогольным напитком из перебродившего риса. Пьем по очереди, пользуясь одной-единственной рисовой соломинкой. По традиции, этим напитком угощают во время ежегодных празднеств и других торжеств или когда появляется совсем незнакомый гость. Тем временем одна из женщин готовит рис, который затем подают вместе с кусками курицы и соусом "ныуок-мам" - его варят из рыбы и овощей. Переводчик передает нам слова хозяина, который очень огорчен тем, что не может угостить нас змеиным мясом, лягушачьими лапками и обезьяньими мозгами - любимыми лакомствами зярай.

Альберто, самый молодой член нашей экспедиции, вообще-то не пьет, но вот "жиу ге" время от времени потягивает. И правильно делает: этот напиток значительно менее опасен для здоровья, чем, например, речная вода. Так же и Игорь, сначала не очень-то благосклонно относившийся к этому продукту перегонки риса, теперь его пьет с удовольствием.

Сосуд с соломинкой уже сделал несколько кругов, и хозяйка дома становится очень веселой. В какой-то момент в приступе громкого смеха она демонстрирует всем свои сточенные почти до основания передние зубы, пеньки которых выкрашены черным. Зрелище поистине ужасное. Невозможно угадать, сколько лет этой женщине. И когда она говорит о своем возрасте, о том, что вышла замуж, когда там, в долине, еще падали с неба бомбы, - в это трудно поверить.

Улыбаюсь, чтобы скрыть свои чувства, и пытаюсь сделать несколько снимков... Узнаю, что традиция протыкать мочки ушей и вставлять в отверстия бамбуковые палочки, а также стачивать и выкрашивать в черный цвет зубы - все это часть ритуала, означающего вступление во взрослую жизнь.

Наша Суан, девушка редкой грации и красоты, которая учится на третьем курсе Ханойского университета, качает головой и уже во второй раз выражает на своем ломаном русском языке удивление - до сих пор она просто не могла представить, что в ее стране существует такая жизнь. Время от времени она с любопытством спрашивает о чем-то хозяина, но каждый раз вместо ответа получает лишь улыбку и покачивание головой - он явно не понимает, о чем ему говорят.

Я никогда не мог представить, что во Вьетнаме на пороге 2000 года мне доведется встретиться с представителями первобытных племен, жизнь которых отмечена самой крайней простотой. Здешние охотники пользуются теми же арбалетами и отравленными стрелами, а рыболовы такими же сетями и ловушками, которыми пользовались и их предки. Лес удовлетворяет все их нужды, разве что за редкими исключениями. Они получают здесь все - от материала для строительства жилищ до дичи и фруктов. Например, из коры некоторых растений выделывают нечто вроде циновок, которые и подкладывают под корзины, укрепляемые на спинах слонов. Та же кора дает нити, из которых ткут грубые ткани.

Следующий день подарил нам уникальное зрелище: мы были свидетелями жестокого ритуала. Среди многих племен этого региона распространено разведение буйволов - но не столько для работы и не ради мяса, а для жертвоприношений. Буйвол считается самым дорогим даром.

С первыми лучами утренней зари в воздухе разливается ощущение чего-то торжественного. День солнечный, небо цвета темной лазури. Церемония начинается где-то около полудня. Посреди деревни вкопаны в землю несколько толстых бамбуковых стволов, крепко связанных между собой. Сверху каждый ствол богато украшен. К стволам привязывают буйвола - мощное животное с огромными рогами, весящее не менее трех тонн. Призывные крики, дробь барабанов, удары священного гонга, рев животного - все это смешалось в один дикий, невообразимый вихрь звуков. Обезумевший от страха буйвол яростно мечется, пытаясь освободиться. Музыка и крики постепенно утихают, буйвол стоит как вкопанный, раздувая ноздри, - он чувствует приближающуюся смерть. Двое мужчин, держа в руках остро заточенные ножи с непомерно длинными рукоятками, подкрадываются к животному и двумя точно рассчитанными движениями мгновенно перерезают ему сухожилия передних ног. Испустив ужасный крик, буйвол падает на колени, и тут на него обрушивается град стрел - стрелки тщательно целятся, чтобы не попасть в жизненно важные места. Всеобщая экзальтация, крики - и несчастная жертва умирает в страшных мучениях. Для жителей деревни это великий день, для нас же - просто ужасный, вызывающий содрогание спектакль. Зярай считают, что чем больше страдает приносимый в жертву буйвол, тем лучше: тем дальше уйдут от деревни злые духи, причина всех несчастий. Праздник заканчивается обильным угощением - и все это происходит в двух шагах от залитой кровью площадки.

Жизнь зярай делится как бы на два этапа. Десять месяцев они работают на рисовых полях, возделывают сладкий картофель, маис, другие зерновые культуры, маниоку, табак, а два месяца занимаются строительством и починкой своих хижин, изготавливают глиняную посуду, плетут корзины и, повалив большое дерево, долбят каноэ. А также празднуют свадьбы. Время от времени мужчины ходят на охоту и, как правило, приносят оленя либо антилопу.

Спрашиваю, есть ли здесь тигры, - я слышал о них, когда много месяцев назад путешествовал по Камбодже и забрел в места, расположенные недалеко отсюда. Мне говорят, что несколько лет назад в деревне, отстоящей отсюда на расстоянии дня пути, один тигр убил девочку. Она собирала дрова и отошла совсем недалеко от дома. "Но мы решили, что не будем на него охотиться", - говорит мне мужчина, спина которого обильно украшена татуировкой, в основном геометрическими рисунками.

Назавтра мы оставляем этот необыкновенный оазис, открывший перед нами совсем иной мир. Наши послушные слоны идут вперед, и кажется, что они продвигаются очень медленно, но когда Игорь соскакивает на землю, чтобы сделать несколько снимков, ему приходится потом бегом догонять нас. Огромные корзины, в которых мы сидим, не очень-то удобны для длительных переездов, и я с сожалением вспоминаю верблюжьи седла - по сравнению с этими корзинами они кажутся просто пуховыми подушками.

Приходит вечер, появляется полная луна - здесь она кажется просто огромной. Мы отдыхаем у огня, растянувшись в гамаках, подвешенных к стволам бамбука. С каждым днем усталость накапливается все больше, но мы тем не менее продолжаем наше путешествие, которое приносит нам все новые впечатления. Мы изолированы от всего мира, нас окружают опасности, мы вынуждены преодолевать массу трудностей. Мириады насекомых, ядовитые змеи, комары - и малярийные тоже, труднопереносимый климат... Ну и что же!

"Все это - ничто по сравнению с блеском великолепной природы, такой потрясающей, такой многообразной - именно здесь человек чувствует, как он мал и слаб", - записал я в своем дневнике.

Под стрекотание сверчков Куанг, чиновник из Ханоя, который путешествует с нами, рассказывает, что джунгли Вьетнама были театром кровавых битв. 27 лет назад, еще мальчиком, он участвовал в атаке на американскую базу в Плейку, что в двух днях пешего перехода от того места, где мы находимся. Куанг пришел по "тропе Хошимина", которая тянулась вдоль границы по территории Лаоса и Камбоджи. В том сражении у Плейку погибли 8 американских солдат и по крайней мере 200 вьетнамцев. В тот же день Пентагон осуществил ответные атаки на объекты Северного Вьетнама. Это было началом вовлечения США в войну, которая продолжалась десять лет.

"Из тех, кто сражался вместе со мной в те дни, - рассказывает Куанг, - вернулись домой только по одному из каждой пятерки".

Наше путешествие заканчивается в Шузе - селении, расположенном на самом краю цивилизации, у дороги номер 14, что ведет от Плейку в Далат - курорт, основанный французами. Мы пережили незабываемые дни, совершив путешествие, похожее на великие экспедиции прошлого. С грустью расстаемся с нашими друзьями-слонами - незаменимыми товарищами в этом путешествии, терпеливыми, упрямыми и забавными гигантами.

Яцек Палкевич, итальянский путешественник. Перевела с итальянского Людмила Филатова

Во Вьетнаме обитают слоны вида Азиатский слон (лат. Elephas maximus) семейства Слоно́вые (лат. Elephantidae). Это самое большое животное в Азии. На Земле по размерам их превосходят виды Саванный слон и Лесной слон, обитающие в Африке.
Всего вид Азиатский слон насчитывает 4 подвида: индийский, шри-ланкийский, суматранский, борнейский. Некоторые ученые склонны рассматривать слонов из Вьетнама и Лаоса отдельным, пятым подвидом.

Слон для катания туристов в городе Далате во время кратковременного отдыха

Слон на параде в старинной столице Вьетнама, городе Хюэ. Рисунок, 19 век. Слоны использовались в армиях во Вьетнаме до середины 20 века.

Слоны считаются животными с высоким уровнем интеллекта. Они опознают себя себя в зеркале, используют некоторые предметы в качестве примитивных инструментов, обладают хорошей памятью.

Одной из особенностью тела слона, наряду с хоботом, являются его большие уши. У азиатских слонов они меньше, чем у африканских. Но все же они непропорционально большие по отношению к черепу и всему телу если сравнивать с ушами других животных в джунглях.
Еще в 1877 г. американский зоолог Аллен обратил внимание на взаимосвязь между климатом и строением тела млекопитающих родственных видов. Чем холоднее климат, тем меньше у них выступающие части тела относительно общих его размеров. Чем теплее климат, тем длиннее уши, хвосты и ноги. Это связано с теплообменом. Через хвосты, уши и конечности идет активная теплоотдача. Там, где жарко, выступающие части помогают быстрой отдаче тепла в атмосферу. В этом больше всего нуждаются именно очень крупные животные так как у них производится много тепла внутри. Таким образом, огромные уши просто жизненно необходимы слонам.

Диких слонов во Вьетнаме осталось очень мало. В 20-м веке ареал их распространения во Вьетнаме был широк: от границ с Китаем на севере почти до г. Хошимина на юге (в дельте Меконга они не встречались). Еще в начале 80-х годов 20-го века их насчитывалось во всей стране примерно две тысячи особей. К 2010 г. осталось немногим более ста особей, живущих в десяти стадах. Ареал распался на очаги обитания. Самые крупные очаги остались в трех провинциях: Нге Ан, Донг Най и Дак Лак. В последней провинции особей больше всего - примерно 50.

Вьетнамские слоны живут в субтропических и тропических лесах (джунглях). Они предпочитают светлые леса с густым подлеском из кустарников и бамбука. Поля фермеров постоянно отвоевывают все новые площади у джунглей. Слоны становятся агрессивнее потому что сужаются их возможности по добыванию пищи и учащаются нападения на них браконьеров. В ответ слоны иногда заходят на поля фермеров и вытаптывают насаждения. Те особи, которые находятся в неволе и используются в различных сферах человеческой деятельности, тоже нередко проявляют агрессию.

Браконьеры охотятся на слонов кроме преследования цели добыть бивни еще из-за поверия, что украшения из волос слоновьего хвоста приносят удачу.

Одомашненные слоны

В прежние годы прирученных слонов использовали во Вьетнаме в экономике так же, как и в других странах: на заготовке древесины и для транспортировке тяжелых грузов. В настоящее время - только в сфере туризма и развлечений.
Во вьетнамской армии слоны были боевым средством в течение многих веков. В 15-м веке они помогли вьетнамской армии отразить вторжение монголов. Последнее использование слонов было во время Вьетнамской войны, причем, обеими противоборствующими сторонами - северянами и южанами. Северяне транспортировали на них военные грузы, а южане осуществляли патрулирование в джунглях. Вероятно, это было последнее применение слонов в военном деле во всей истории.

Ближайшим местом к популярным курортам, где туристам можно увидеть слонов и поездить на них, является город Далат. Эти слоны, конечно, находятся в неволе. Их интенсивно эксплуатируют, поэтому животные быстро истощаются и умирают. В неволе они не оставляют потомства потому что для спаривания им нужны только отдаленные безлюдные места. В сутки для слона из-за его большой массы требуется в пищу 300 кг травы и несколько сотен литров воды. В условиях джунглей слоны сами могут найти себе столько пищи. А погонщики, эксплуатирующие слонов для туристов, не могут предоставить животным достаточный и полноценный корм. Слоны нуждаются в растительной пище из джунглей, которую они употребляли миллионы лет. Она содержит больше для них необходимых биологических веществ и микроэлементов, чем та баланда, которой их кормят хозяева.

В провинции Даклак один раз в два года проводится фестиваль слонов, во время которого устраиваются гонки слонов, игра слонов в футбол и другие аттракционы. В другое время на них просто катают туристов, причем и на дальние расстояния.

Начиная примерно с 2000 г. в горной местности южного и центрального Вьетнама многие семьи стали держать слонов в домашних хозяйствах в большем количестве, чем в прежние годы. Преимущественно, этим занимаются представители национальных меньшинств, проживающие в этом регионе. Многие семьи имеют в хозяйстве по 5-10 слонов. Слоны лояльны к людям. Как правило, они признают верховенство человека.

Национальные меньшинства считают одомашненных слонов членами семьи. Люди этих общин заботятся о больных особях, хотя это довольно накладно.

Изредка у прирученных слонов появляется потомство. Хозяева отпускают пару слонов в джунгли на 1-2 месяца для заведения потомства. Ведь самке во время беременности нельзя опускаться на колени для того чтобы на ее спину загрузили груз или пассажиров. После родов она не может интенсивно использоваться 3-5 лет. В то же время, из слонов стараются выжать максимум прибыли. Например, за один час катания турист платит $25-30. Поэтому лишь немногие хозяева даже временно отпускают своих слонов на волю для спаривания.

Заказать экскурсию на остров можно в любом турагентстве Нячанга, благо, их здесь немало. Ее стоимость – около 18 - 25 долларов: это путешествие сразу на два острова (обезьян и орхидей).

Билет на катер, везущий туристов на Остров орхидей - 150 000 донгов взрослый и 75 000 - детский. Катера отправляются только утром: ориентировочно в 8:30 и в 9:30. Лодки следуют каждые полчаса.

Фото с животными - 20 000 донгов. Поездка на слоне - 300 000 донгов. Добавьте затраты на еду, напитки, корм животным, сувениры.

Сколько времени уйдет на знакомство с красотами острова

Для неспешного обозрения всех достопримечательностей Острова орхидей, купания и загорания на местном пляже, а также следования на остров и с острова понадобится не менее половины дня. Если возьмете в путешествие детей, то вояж затянется на весь день.

Знакомство с Островом орхидей

Еще во время пути по воде к достопримечательности вы увидите плавучие крабовые фермы, на которых выращивают лобстеров и креветок, а также добывают крабов. Приплыв на остров, попадаете в красочный мир цветов разнообразных расцветок и форм. И цветы эти - орхидеи.

Остров Орхидей - это природный заповедник. В нем в естественной среде живут страусы, слоны, обезьяны, олени, попугаи, гималайские медведи и прочие представители фауны. Животные, живущие на острове, не из робкого десятка и людей абсолютно не стесняются. Они подходят к туристам и слезно «выпрашивают» еду.

Для экскурсионных групп местные дрессировщики демонстрируют цирковые представления с участием медведей и слонов. Предусмотрены и катания на страусах. Местная «звезда» - слониха Лена, не прочь (хотя ее особо никто и не спрашивает) прокатить вас на своем хоботе. С животными можно сфотографироваться.

Для маленьких туристов обустроена детская площадка: красочные аттракционы сделаны из обычных шин. Вот это креативно и бюджетно. Среди развлечений - игра в пейнтбол. Любители сноркелинга возле коралловых рифов, что невдалеке от пляжа, имеют возможность исследовать подводный мир острова.

Вьетнамцы добавили и свое оформление в этом уголке Вьетнама: каменные лестницы на подъемах, мостики над ручьями, красивые фонтанчики, деревянные и каменные скульптуры. Оригинально выглядят клумбы с зелеными скульптурами животных, героев мультфильмов.

И, конечно, орхидеи - цветные «жемчужинки» острова. Сорта высажены таким образом, что их цветение можно наблюдать круглый год. Распустившиеся орхидеи туристы могут наблюдать в разное время года.

Увидеть прекрасные маленькие порхающие создания природы можно в парке бабочек, открытом здесь же.

Super User

Так ли разнообразна кухня Вьетнама и что категорически нельзя есть?

Собираясь во Вьетнам, вы наверняка прочли немало полезной информации и, естественно уделили большое внимание вьетнамской кухне, которая, по мнению многих, дюже экзотическая. Так ли это на самом деле? Здесь я расскажу о том, как по-настоящему питаются вьетнамские семьи, какая еда во Вьетнаме популярна

и действительно ли кухня Вьетнама так разнообразна, как представляется будущим путешественникам.

Начнем с того, что вьетнамцы не мыслят свою еду без риса! Еда во Вьетнаме – это в первую очередь рис, а уже потом все остальное. Без риса немыслим ни вьетнамский завтрак, ни обед, ни ужин. Рис всегда на столе! В кафе дополнительную порцию риса часто приносят бесплатно, потому что рис у них, как у нас хлеб. Ни одно блюдо, за исключением супов, кухня Вьетнама, не представляет без риса.

Рис во Вьетнаме готовится исключительно в рисоварках , которые вьетнамцы приобретают, как правило, на долгое время. Одна рисоварка может служить семье на протяжении нескольких лет, эксплуатируясь при этом по три раза в день.

Сортов риса во Вьетнаме много, но каждая семья выбирает, какой сорт риса ей больше по нраву и рис этот закупается огромными, двадцати килограммовыми мешками. Обычная вьетнамская семья, состоящая из четырех-пяти человек, съедать двадцать килограмм риса примерно за месяц-полтора.

Одним из самых вкусных сортов риса, на наш взгляд, является липкий рис. Он действительно липкий, только не расплывающийся, как каша, а твердые зерна риса будто слеплены между собой клеем. В России этот сорт риса, к сожалению, не продается. Говорят, его можно купить в Москве, но мы пока не нашли.

Вьетнамские друзья, у которых мы гостили, открыли нам секрет, что они покупают тайский рис, так как он вкуснее! Проехав весь Вьетнам, мы в этом не сомневаемся, так как сделать что-то просто нормально, вьетнамцы не могут. Вот даже сами вьетнамцы признались, что тайский рис вкуснее. Да, дороже, но предпочитают все-таки его.

К рису вьетнамская кухня предлагает мясо, разнообразные травы, рыбу, бульоны, соусы, омлеты, грибы и так далее. Мясо – курица, свинина, говядина, змея, собака, кошка, крыса, голуби, воробьи, утки, гуси, куропатки (все, что движется!). Да-да, все это едят во Вьетнаме! Однако, зачастую (даже почти всегда), вьетнамские семьи все-таки подают на стол рис со свининой или говядиной, тушеные и свежие травы и овощи, а так же бульон. Просто так, без особого повода, дома не будут готовить змею или крысу. Собак и кошек вьетнамские семьи, в гости к которым заезжали мы, тоже не ели.

Вьетнамский стол выглядит так:

В центр ставятся тарелки с мясом, рыбой и овощами, а так же большая чаша с бульоном, каждому в пиалу кладут рис. В рис можно налить бульона, сверху положить кусочки мяса и овощей, а можно сразу отправлять их в рот, подхватывая палочками из общей тарелки. Пиалы маленького размера, потому что во Вьетнаме считается неприличным много себе накладывать, как будто ты жадный. Так нам объяснил наш вьетнамский друг. Добавки риса можно просить сколько угодно, но вот мясо заканчивается очень быстро, так как его подают немного (видимо потому, что вьетнамцы мало едят).

Вот так выглядит обычный вьетнамский стол. Эти блюда на всю семью, которая состоит из шести человек! На протяжение двух недель после приезда во Вьетнам, я каждый день плакала, что хочу кушать, потому что не могла понять, как вьетнамцы могут так мало есть.

Вьетнамская кухня на улицах городов.

Теперь о том, какая кухня Вьетнама вам будет встречаться во время самостоятельного путешествия, что можно кушать, а от чего стоит отказаться.

Прежде хочу отметить, что еда во Вьетнаме всегда свежая! Ни в одном кафе не будут оставлять еду, приготовленную утром, чтобы продать её в обед или вечером. Из-за жары еда быстро портиться, и кафе, в котором подают несвежую пищу, люди обходят стороной.

Кафе делятся на утренние и вечерние. Первые работают с 5-6 утра до обеда, вторые с 13-14 часов до 20-21 часа. Есть и такие, которые работают до 22-23 часов и даже до часу ночи (это в основном в крупных городах). Еда готовится тут же, ничего, что может испортиться, не храниться! За все наше двухмесячное пребывание во Вьетнаме, мы ни разу не травились едой в кафе! По возможности добавляйте в еду перец, который стоит на столах, он дезинфицирует.

Путешествуя самостоятельно, на автобусе, самолете или мотоцикле, и не имея большого бюджета, чтобы ходить каждый день в ресторан, вы будете питаться в небольших частных кафе, которых во Вьетнаме на каждом шагу. Еда в таких кафе разнообразием не отличается. Есть, конечно, оригиналы, у которых суп не такой, как у всех, улитки к рису и необычные по вкусу овощи, но таких кафе немного.

В основном вы будете видеть вывески с надписями COM (рис) или PHO (суп). Бывает, что в одном кафе подают и суп и рис, тогда можно наесться до отвала! И первое, и второе, и ещё дадут чай!

COM (Рис)

Рис подается, как правило, с куском мяса (в основном свинина или курица), в некоторых местах сверху ещё кладут жареное яйцо (или вареное коричневого цвета, готовится по особой вьетнамской технологии), и обязательно к рису подают небольшую пиалу с бульоном. Мы часто поливали этим бульоном рис, чтобы был не такой сухой. Но бульон дают не везде! Мясо в таких кафе часто бывает жирным, поэтому если ваш организм не переносит жирной, обжаренной в масле пищи, то лучше, прежде чем, заказывать еду, посмотреть, как она готовится. Это не составит трудности, так как кухни располагаются прямо в помещении, где едят посетители.

Так же в некоторых кафе вам могут предложить на выбор к рису различные овощи, и всякие замысловатые вьетнамские кручености. Можете смело экспериментировать!

Очень вкусный жареный рис, по-вьетнамски он называется Com rang, но его редко, где можно встретить. Спрашивайте, возможно, вам повезет.

Почти везде дополнительные порции риса подают бесплатно (или просят доплатить около 5 тысяч донгов).

PHO (Суп)

Суп. Супы это отдельная песня! Я их очень любила во Вьетнаме, другое дело, что они совсем не сытные и после такого супа через полчаса снова хочется кушать, так как в их основе используется рисовая лапша, которая быстро усваивается организмом.

Супы, в основном, на курином бульоне с длинной рисовой лапшой. В суп кладут тонко нарезанные кусочки курицы, говядины или свинины. Вас обязательно спросят, что вы хотите! Не теряйтесь, везде, где подают суп, написано Bo – говядина, Ga – курица, или Lon – свинина. Просто показываете пальцем, и вам через 5 минут приносят желаемое блюдо.

К супу везде подают зелень либо проростки фасоли. Обратите внимание, что некоторые вьетнамцы мешают зелень прямо в суп и едят такой вот своеобразный винегрет. Я больше любила жевать зелень отдельно от супа, мне казалось, что зелень в супе перебивает вкус основного блюда.

Супы едят следующим образом: в правую руку вы берете палочки, в левую – ложку. Палочками выуживаете лапшу, укладываете её на ложку и отправляете себе в рот. Ложкой же, которая у вас в левой руке, вы хлебаете бульон, а палочками в правой руке ловите в супе кусочки мяса. Понимаю, не очень удобно, но после нескольких тренировок вам даже понравится такая техника поедания супа! Иначе никак. Лапша-то длиннющая, и съесть её, используя только ложку, невозможно, будет соскальзывать.

Цены на еду во Вьетнаме.

PHO (суп) в уличных кафе не может стоить дороже 50 000 донгов. Это уже считается очень дорого. Как правило, цена за тарелку супа составляет 20 000 – 30 000 донгов. Но не более. Дороже стоит только на трассах, где останавливаются дальнобойщики, либо в центре большого города. Хотя и в Ханое, и в Сайгоне Pho мы всегда ели не дороже 25 000 донгов.

COM (рис) будет стоить примерно так же. Кстати, не удивляйтесь, но супы часто дороже. Почему, мы так и не поняли. Цена на тарелку риса с мясом и яйцом будет примерно 25 000 – 35 000 донгов.

Дороже еда в уличных кафе стоить просто не может! Иногда при входе в кафе нужно оглядеться, цены уже могут быть написаны на стенах, либо в меню на столах.

Что касается цен на фрукты и овощи, то они так же невысоки. Дорогие апельсины и яблоки. Но если вы пойдете на вьетнамский рынок, купить экзотические фрукты вы можете по ценам от 10 000 до 30 000 донгов. Есть фрукты, например, личи, за которые просят и по 70 000. Не удивляйтесь, вьетнамцы платят столько же. В основном же, фрукты стоят не дороже еды в кафе (цена за 1 кг).

В некоторых крупных городах есть огромный супермаркет BIG C. Там можно купить еду по фиксированным ценам, ни с кем не торгуясь.

http://www.bigc.vn На этом сайте вы можете посмотреть, в каких городах Вьетнама есть BIG C и какой ассортимент там представлен. В BIG C можно купить уже готовую еду. Мы любили ходить в этот магазин в Ханое, брали готовой еды, бутылочку виски, и устраивали пик-ник возле Озера Возвращенного Меча в центре Ханоя.

Алкоголь во Вьетнаме.

Алкоголь во Вьетнаме такой же, как и у нас. Можно нарваться на подделку, купив выпивку даже в нормальном магазине.

Пиво по вкусовым качествам такое же, как наше. Нормальное пиво Tiger и Heineken. Неплохое пиво Saigon.

Вьетнамский виски Wall Street заслуживает отдельного внимания. Очень хороший алкоголь! И по вкусовым качествам, и голова на утро не болит. Пол литровая бутылка стоит около 100 000 донгов, что сравнительно не дорого. Однако, как-то раз, купив его в большом магазине, на утро мы оба проснулись с жуткой головной болью. Это к тому, о чем я писала выше. Нарваться можно везде. Лучше покупать Wall Street в BIG C.

Не берите какие-то непонятные бутылки в уличных лавках!
Есть 30-ти градусный местный алкоголь, который пьют вьетнамские алкоголики и наши туристы. По-нашему называется Зум-Зум (на знаю, почему его так назвали). Ниже есть фото половинки этикетки. Муж с хохлами пил его в Дананге, говорит, вполне нормально, но Вьетнамцев передёргивает при одном виде. Стоит он 30 000 донгов за бутылку объемом 0.5 л. (сами посудите какой алкоголь может стоить 1,5 доллара?).

Традиционные напитки Вьетнама.

Cha da . Восхитительный вьетнамский чай со льдом под названием Cha da, произносить примерно так: «Чаада», подают почти в каждом кафе бесплатно. Где-то за него возьмут пару тысяч донгов, где-то пять тысяч, но чаада, есть везде. Где-то надо просить, чтобы принесли, где-то уже стоит на столах в кувшинчиках. Это вьетнамский зеленый чай – очень освежает и утоляет жажду. Вкус очень легкий, со слабым оттенком зеленого чая.

Будет очень вкусно, если в чаада выдавить лайм. Кстати, лайм во Вьетнаме очень популярен и есть на столах почти во всех кафе! Если лайма где-то нет, то это, скорее, исключение, причем печальное. Лайм вьетнамцы добавляют в суп, поливают им рис, и так же выдавливают в чаада.

Тростниковый сок . Очень вкусный сладкий напиток! Мы всегда, когда была возможность, останавливались, чтобы выпить по стаканчику. Стоимость одного стакана тростникового сока от 5000 до 15 000 тысяч донгов, в зависимости от места расположения. На трассе тростниковый сок будет стоить не больше 10 000 донгов.

Как-то встретили в Ханое человека, который заплатил за стакан тростникового сока 40 000 донгов! Это немыслимо! Его обманули, назвав цену в три раза выше, чем она есть на самом деле. В том же месте, мы пили этот сок за 12 000 донгов. Будьте внимательны.


Лед. Про лед в Юго-Восточной Азии ходят легенды. И что хранят его в земле, и режут на асфальте и т.д. Как думаете, это правда возможно в 21 веке?!

Ответ ДА! Это так и есть до сих пор! Мы сами были удивлены, ведь думали, что это всего лишь сказки, однако, когда мы увидели, КАК добавляют лед в напитки, наши фантазии о цивилизованности вьетнамцев, развеялись.

Постарайтесь не брать напитков со льдом! Лед для кафе покупают брикетами и пилят его на земле (в Камбодже так же).

Однажды мы хотели выпить чаю со льдом, но когда увидели, каким образом нам этот чай хотят приготовить, быстро смотали удочки.

Дело было так. Подъезжаем мы к кафе и просим сделать нам чай со льдом. Бабка, работающая в кафе, подошла к какой-то стоящей на улице ванне, накрытой сверху бетонной плитой (может не бетонной, но очень похоже), отодвинула эту плиту. Там лежал лед! Он был засыпан песком и какими-то зернами. Она начала стряхивать это все ладошкой, потом взяла брикет, окунула его в ведро с водой (типа, смыла песок), положила на стол, взяла в руки напильник и хотела было резать этот кусок льда. Тут мы поняли, в чем дело, и ретировались.

Так же делают и кофе со льдом. Некоторые колют лед в специальных мешочках, но часто кусок льда просто берут в руку и колют тупой стороной ножа. Потом со стола собирают получившиеся осколки льда руками и засыпают вам в чашку.

Я надеюсь, вы не думаете, что при этом кто-то одевает перчатки?

Где можно есть?

Кушать во Вьетнаме можно далеко не во всех местах. Итак, несколько правил, которые помогут вам избежать неприятностей в местах общепита:

  1. Всегда, прежде чем сесть за стол, спрашивайте, сколько стоит еда! Если вам отказываются называть цену, или говорят что-то невнятное, или говорят, мол, садись, потом разберемся, ни в коем случае не ешьте в таком кафе! Уходите сразу, и не реагируйте на дальнейшие уговоры! Можете поиметь много неприятностей!!!

Спросить, сколько стоит, по-вьетнамски будет «Бао нью тын?». Эту фразу понимают везде, так что если вам отказываются отвечать или делают вид, что не понимают, разворачивайтесь и уходите из такого заведения. Потому что в итоге могут предъявить счет в десять раз больше, мотивируя тем, что вы не узнали сразу стоимость еды, а как раз сегодня она стоит целых 100 баксов.

  1. Останавливайтесь там, где сидят люди. Если в кафе много людей, значит, заведение проверенное, пользуется популярностью у местного населения, потому что там вкусно и недорого. Обращайте так же внимание на транспорт, стоящий возле кафе. Если там стоят мопеды, можете смело заходить. Это значит, что еда там недорогая и местные жители предпочитают именно это кафе. Если же стоят в основном автомобили, то, как нам объяснял местный житель, еда будет стоить дорого, так как это уже что-то типа ресторана.
  1. Обращайте внимание на общую обстановку. Чисто, светло и на столах стоят салфетки и блюдца с лаймом? Сидят местные жители, а хозяин кафе старается вам объяснить, что сколько стоит? Тогда добро пожаловать! Но это правило не всегда работает в уличных кафе в мегаполисах. Оно больше подходит для кафе, расположенных в маленьких городках или на трассах. В больших городах, типа Сайгона или Ханоя, уличные кафе могут производить впечатление не очень приятное, однако там будет ну очень вкусно и за приемлемую цену.
  1. Если в кафе никого нет, вам называют какую-то непомерную цену и при этом вы ещё и имеете возможность посмотреть, как готовится еда, лучше воздержаться от такой трапезы. Скорее всего, будет невкусно, дорого, и еда может быть не совсем свежей (хотя такое понятие как «несвежая еда», во Вьетнаме, в принципе нет).

Как люди, проехавшие весь Вьетнам на мотоцикле, и повидавшие много «вьетнамских чудес», мы дадим вам наш добрый совет – никогда, никогда не ешьте собаку или кошку!

Во-первых, чисто с этической точки зрения это, на наш взгляд, противно даже представить.

Во-вторых, посмотрите, каких собак они едят!

(бедные собачки, жалко).

Эти собаки были отловлены на улицах вьетнамских городов и деревень, а теперь их везут на бойню. У них могут быть разные болезни, в том числе болезни крови, которые не убиваются при тепловой обработке. Оно вам надо?

Не сомневаюсь, что и с кошками такая же ситуация. Мы не видели в северной части Вьетнама бездомных кошек и собак. Как вы думаете, почему?

На юге Вьетнама – от Фукуока, Сайгона до Дананга, собак и кошек не принято употреблять в еду, но на севере Вьетнама, от Дананга до Сапы, в еду идут и собаки, и кошки, и крысы. На юге считается дурным тоном есть собаку. На севере же можно кушать все!

Такую еду вы, конечно, не найдете в обычных уличных кафе, а только в ресторанах.

Когда вы проедите весь Вьетнам, у вас, конечно, появятся свои любимые блюда. Возможно, вы даже подумаете, что здесь написана полная чушь и поделитесь своими открытиями в области вьетнамской кухни. Если так, то буду только рада дополнениям и поправкам!

Последнее. Всегда носите с собой дезинфицирующий лосьон для рук и протирайте им палочки! Иногда палочки падают на пол, работники кафе их поднимают и ставят обратно в общую корзинку на стол…. Бывает. Сама видела.

Ох уж эта Вьетнамская кухня! Приятного аппетита, так сказать!


Смотрите также