Легенда о затонувшем городе китеже. Китеж-град: невидимый город для чистых душой. Колокольный звон со дна

Куда исчез Китеж-град?


Ученые исследуют озеро Светлояр, которое, по легендам, образовалось на месте древнего города

Нижегородская Шамбала

Когда войска хана Батыя дошли до Владимиро-Суздальского княжества, русичи встретили их возле Малого Китежа (сейчас это Городец). В битве полегла большая часть дружины, а князь Георгий Всеволодович с уцелевшими воинами укрылся в лесах и построил город Китеж Большой на берегу озера Светлояр. Батый узнал, где укрылся князь, и убил его. А жители собрались в храме и обратились к Богу с молитвой не допустить к ним захватчиков. Бог внял молитве, из-под земли хлынули потоки воды, которые, не причиняя вреда жителям, залили город по маковки церквей. Но и они вскоре скрылись. А на месте города разлилось озеро. С тех пор это место стали почитать святым...
Такова легенда, в которую многие верят. И не сомневаются, что небольшое лесное озеро Светлояр в Нижегородской области и есть то самое, в котором утонул Китеж. Православные приезжают сюда молиться. Рассказывают, что горсть местной земли лечит недуги. Вода, набранная из озера, стоит в бутылках несколько лет, не портясь, как освященная. И если обойти озеро трижды по часовой стрелке, то исполнятся все заветные желания.
А версия, что озеро Светлояр имеет отношение к таинственной Шамбале, привлекает сюда тысячи паломников со всего мира. Однако единственные реальные намеки на существование города-легенды можно найти в книге «Китежский летописец» (конец XVII века).

Куда исчезают люди?

От местных жителей можно узнать много интересного, - говорит доктор философских наук, профессор Пензенской государственной технологической академии Сергей ВОЛКОВ, организовавший экспедицию по поиску мифического города. - Будто бы люди тут исчезают. Одни - навсегда, другие возвращаются, но ничего не помнят.
- Может, они гостили у китежградцев? - в шутку предполагаю я.
Профессор Волков ищет Китеж-град уже более двадцати лет.
- По слухам, так и выходит, - вполне серьезно отвечает профессор. - Где-то в оврагах якобы находится вход в город. Но попасть туда могут только истинно верующие.
Околонаучные мистики полагают, что на Светлояре существует и проход в другое временное измерение. И в доказательство приводят истории, рассказанные жителями близлежащего села Владимирское. Они якобы частенько встречают странных коробейников в одеждах, которые носили еще их прадеды, а за купленные товары - в основном хлеб, бублики, пряники - сдачу от них получают медяками и серебряными монетами.
- Для нас, - продолжает Волков, - главным открытием стало подтверждение гипотезы о существовании вблизи Светлояра невидимых глазу плазменных субстанций, которые обладают логикой поведения, то есть проявляют себя как живые существа. Особенно много их появляется вокруг группы молящихся людей - как будто изучают. Мы их запечатлели на видео- и фотоаппаратуру. Эти плазменные образования в свое время зафиксировали в лабораторных условиях ученые из Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИРАН). Их эксперименты свидетельствовали о том, что в воздухе в электромагнитном диапазоне носятся миллионы плазменных сгустков. Тогда это наводило атеистов на мысль о том, что потусторонний мир все-таки существует. Нынешнее изучение Светлояра показало, что эта гипотеза не лишена здравого смысла.

К изумлению Батыя

Но куда же подевался город? Нет ли в основе мифа какого-то реального природного события?
- На самом же деле, едва приступив к исследованию любой легенды, мифа или подобного произведения устного народного творчества, мы обнаруживаем следы фактически имевших место событий, - говорил на одном из своих выступлений выдающийся российский археолог и историк академик Борис Рыбаков (умер в 2001 году. - Ред.). - Геологам хорошо известно, что центральные области европейской части России лежат на фундаменте из очень прочных горных пород. Но он рассечен глубинными разломами, которые идут в различных направлениях, нередко пересекаясь друг с другом. И геолог Владимир Никитин выяснил, что озеро Светлояр лежит как раз в узле пересечения двух глубинных разломов. В таком месте даже крупный водоем мог образоваться на изумление быстро - хоть на глазах у хана Батыя.
Аквалангисты обследовали Светлояр и обнаружили в нем подводные террасы - береговой склон уходит под воду уступами. Крутые обрывы перемежаются горизонтальными участками. Из этого можно сделать вывод, что Светлояр образовался как бы по частям: сначала одно опускание, затем - через сотни, тысячи лет - второе и, наконец, третье. На одной из подводных террас этого озера и мог находиться городок или монастырь, исчезнувший затем в водах Светлояра.
Когда это место «просветили» эхолотом, а позже и геолокатором, то на эхограмме отчетливо проступила овальная аномалия - придонный слой ила особого состава: он отличался от того многометрового слоя осадков, которыми был придавлен. Более того, недалеко от «овала» нашли еще один участок. Там под илом и тонким слоем придонной породы было нечто, не пропускавшее звук. Как будто в недрах скрыт некий большой тяжелый объект. Когда составили карту этих зон, то получился рисунок, напоминающий город, окруженный валом.

Колокольный звон со дна

Итак, по мнению ученых, Китеж вполне мог существовать. Но исчез отнюдь не таинственно, а просто провалился под землю в результате тектонической деятельности. Вот только следов почти за пятьдесят лет поисков с целыми командами аквалангистов обнаружить так и не удалось. Ни ложки, ни плошки, ни какого-нибудь обтесанного бревна. Шлиман, например, нашел и Трою, и золото, руководствуясь лишь сказочной «Илиадой». А тут и адрес точный, и озеро, как лужа, - за 20 минут обойти можно. Впору предположить фантастическое: город существует, но он невидим. Только временами слышен. Колокола там звенят... И это, возможно, не выдумки паломников.
- На оборонном предприятии в Санкт-Петербурге, которое поставляло приборы Военно-морскому флоту, работал инженер Игорь Фомин, - рассказывает исследователь Михаил Бурлешин. - Он разработал прибор - гидрофон, использующий физические принципы для преобразования звука в электрический сигнал.
Во время испытаний, проходивших на Ладоге, гидрофон неожиданно стал издавать раскатистые звуки, похожие на отзвуки грома проходящей грозы. Геофизики, прослушав пленку, сказали, что такие раскаты «грома» - это волны возмущений в земной коре, которые проходят через воду и создают такой эффект. После этого Игорь Фомин стал целенаправленно прослушивать озера. В одних воды молчали, в других - «кричали». Но самый неожиданный сюрприз ждал исследователя на озере Светлояр. Гидрофон, опущенный в воду, зафиксировал низкий рокочущий звук, напоминающий гудение огромного колокола. Чаще всего рокотало озеро перед восходом солнца и в полнолуние. Именно в то время, когда, по легенде, праведные люди видели в озере «ровно как в зеркале стены сокровенного града и слышали гудение его колоколов».
Что касается качества озерной воды, то ее исследовали химики и пришли к выводу: она действительно может храниться много дней и не портиться благодаря бьющим со дна озера родникам с большим содержанием гидрокарбоната и кальция.

СПРАВКА «КП»

Озеро Светлояр находится в Нижегородской области. Расположено около села Владимирское Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги. С высоты птичьего полета выглядит идеально круглым. Это дает основание некоторым геофизикам предполагать, что озеро возникло от падения метеорита. На самом деле оно - ровный овал примерно 450 на 350 метров. Глубина достигает 39 метров. Но, возможно, там вовсе нет дна. Ведь вода в озеро поступает из карстового разлома, глубина которого неизвестна.
Кстати, по тем временам город, который бы поместился на площади озера, считался относительно большим.

МНЕНИЕ ГОРНЯКА

Кандидат технических наук, доцент кафедры Горного института Андрей ПАРФЕНОВ: «Можно легко провалиться под землю»
- В России может много городов уйти под землю. Связано это прежде всего с тем, что на ее территории находятся сотни каменоломен протяженностью до сотни километров, которые рыли с XV до начала ХХ века. При Сталине входы в них взорвали, чтобы бандиты там не прятались. Поэтому отыскать эти «норы» сейчас очень сложно. И по незнанию над ними сейчас строятся и дома, и целые коттеджные поселки. Так, под Подольском находятся гигантские пустоты. И уже сейчас там стали случаться провалы. В Москве огромные каменоломни начинаются под гостиницей «Украина» и уходят под Бадаевский пивзавод. Под Кремлем тоже много подземных ходов, облицованных белым камнем, а сейчас среда кислая стала из-за больших выбросов выхлопных газов - известняки же нестойки к кислоте. Поэтому не исключено, что и Кремль может однажды исчезнуть, как град Китеж.
Кстати, радары спутника Европейского космического агентства недавно зафиксировали, что два крупнейших города Китая - Шанхай и Тяньцзинь - под весом гигантских небоскребов постепенно проваливаются на несколько сантиметров в год.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИПОТЕЗА

Город затонул в Иссык-Куле?

Илья Глазунов поместил Китеж на дно озера Иссык-Куль (картина 1989 года «Легенда о граде Китеже)»).
- Поводом стала книга уездного начальника города Пржевальска, что стоит на озере, - рассказал художник. - В ней доказывается, что в свое время здесь был центр Евразии. А в результате невиданной катастрофы цветущий град был затоплен. И в тихую погоду в водах Иссык-Куля можно увидеть следы затонувшего города с очертаниями построек и стен. Может, не там ученые ищут Китеж?

До сих пор неизвестно, кто похоронен в глухом лесу.

ЕЩЕ ОДНА ЗАГАДКА

Могилы великанов

Кибилёк - так называется местечко примерно в пяти километрах от озера Светлояр. Здесь родник якобы с «живой» водой (анализы показывают, что у нее нулевая кислотность). А рядом - в дремучем Кержинском лесу - расположены три безымянные могилы. Они древние и необычные.
Во-первых, кому в голову пришло захоронить кого-то вдали от населенных пунктов? Во-вторых, могилы в несколько раз превышают размеры традиционных христианских захоронений. Рассказывают, будто бы там захоронены великаны. А именно скелеты древних лемурийцев - жителей таинственной страны Лемурия, которая, по легендам, существовала где-то в этом районе сотни тысяч лет назад.
Современная наука не подтверждает, но и не пытается опровергать такую версию происхождения странных захоронений. Раскопать их никто не пытался. Да и грешно это.
Нижегородские эзотерики приходят на могилы ночью, чтобы поклониться «неизвестности». А многие православные, напротив, считают, что место тут нечистое. Несмотря на родник. Наберут воды и быстро уходят.

ИЗ АРХИВОВ

И невидим будет...

«...И приехал к озеру Светлояру, и увидел, что место то исключительно красиво, и повелел на берегу озера построить град Большой Китеж, а на другом берегу озера была роща дубовая. И начали рвы копать и церковь класть... И город тот Большой Китеж в длину был 200 саженей, а в ширину на 150 саженей, а город тот начали строить каменный в лето 6673 (1165) месяца мая в 1 день на память святого пророка Иеремии и строили тот город 3 лета (30 сентября 6676/1168)».

(«Летописец об убиении благоверного князя Георгия Всеволодовича».)

Странно, но в документе нет ни слова о том, что Китеж скрылся под водой. Сказано, правда, что он исчез с глаз: «И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова, как и в прежние времена такое бывало».
Сажени на Руси были разные, но в среднем одна сажень составляла примерно 2 метра. Итого город был 400 на 300 метров - по размеру вполне помещался в нынешнем озере.



"Маленькая русская Атлантида", "Нижегородская Шамбала".. Легендарный древний город был построен в 1165 году на берегу озера Светлояр благоверным князем Юрием Всеволодовичем, который был поражен красотой тех мест. До нас дошел достоверный письменный источник, "Китежский летописец", где сказано, что князь нарек город Большой Китеж, а "место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща". О самом городе было известно немного, кроме того, что в середине его возвышались шесть куполов церквей, а сам город был отстроен из белого камня, что символизировало духовную чистоту.

И простоял город сто лет, пока во время нашествия татаро-монгольской орды хан Батый не прослышал о богатстве чудесного города и вознамерился им овладеть. Когда монголы подошли к Китеж-граду, то увидели, что город совершенно не укреплен и не готов к бою. Жители и не помышляли об обороне: все они молились. Остолбенев на мгновенье от изумления, татары все же двинулись вперед, но сразу остановились. Послышался колокольный звон и прямо из-под земли забили фонтаны, которые стали заливать город, и вскоре он скрылся под водами озера Светлояр. Последнее, что увидели изумленные захватчики — это крест на куполе главного собора. Видя такое чудо, татары бросились, кто куда, и многие погибли, блуждая в лесах. Местные жители говорят, что вода не причинила вреда молящимся.. а сам город ушел не под воду, а в другое измерение, и продолжает существовать до сих пор.

Надо сказать, что предпринимались неоднократные попытки найти затонувший город, однако все они были неудачными. И в то же время вода озера имеет целебные свойства, не портится три года, а само озеро считается святым. Местные жители рассказывают о странных пришельцах, одетых в старорусские одежды и расплачивающихся за хлеб древнерусскими монетами. "Не пора ли восстать Китежу?" — спрашивал один такой старец.

Рассказывают также о заблудившемся грибнике, который вернулся через неделю и неохотно отвечал на расспросы. Однако, будучи вынужден объяснить свое отсутствие, рассказал, что гостил в Китеж-граде. А в доказательство он протянул кусочек хлеба, которым его там угостили.

В одном из музеев до сих пор хранится письмо сына к своему отцу, написанное на старославянском языке. Молодой человек пишет, что каким-то неведомым чудом оказался в Китеже, но жив и здоров, и просит не служить по нему заупокойные службы и не печалиться особо. А еще он рассказывал, что молитвы обитателей этого сокровенного места столь чисты и сильны, что возносятся в небо, подобно огненным столбам, и при свете этом можно даже читать и писать.

Периодически возле озера Светлояр и в наши времена пропадают люди. Возвратившись, они рассказывают, будто блуждая в оврагах, вышли на чудесный город, населенный праведниками, где и остались на несколько дней погостить. Замечено, что отыскать дорогу в невидимый город может не любой, а только тот, кто истинно верует душой. Видимо, не всех гостей готовы принять китежградцы, а только подобных себе.

Люди передают из уст в уста, что Китеж-град проявится перед концом света, но увидеть его и сейчас может тот, что чист сердцем. Считается, что если в ясную погоду вглядываться в озеро Светлояр, то можно уловить образ города с куполами церквей и услышать пение и колокольный звон.

Кстати, в древних летописях не говорится прямо, что Китеж ушел под воду. Там сказано, что город исчезнет и "невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова, как и в прежние времена такое бывало". Есть предположения о том, что он мог опуститься под землю или, наоборот, вознестись в небо. Но чаще всего утверждают, что он просто стал невидимым.

Думаете, это невозможно? А вот проффесор Пензенской государственной технологической академии Сергей Волков обнаружил вблизи озера Светлояр некие невидимые глазу плазменные субстанции. И даже запечатлел их проявления на фото- и видеопленке. Самое удивительное, по его мнению, то, что эти сгустки обладают логикой поведения. Например, они стараются приблизиться к группе молящихся людей. Эти исследования были подтверждены Институтом земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИРАН). Согласно им, прямо вокруг нас в элетромагнитном диапазоне существуют миллионы плазменных сгустков. Может, именно они и представляют для нас "потусторонний мир", которых обнаруживает себя только в особенных местах, подобных озеру Светлояр.

Китеж (Китеж-град, Кидиш) — мифический чудесный город, который согласно русским легендам, спасся от войск Батыя во время татаро-монгольского нашествия в XIII веке благодаря чудесному свойству быть невидимым. При приближении войск город, якобы, исчез из глаз изумленного неприятеля и опустился на дно озера Светлояр. В последующих веках легенда преобразовалась, старообрядцы описывали Китеж уже как убежище последователей старой веры.

В XVIII-XIX веках Китеж представляли как город праведников, город социальной справедливости, куда мог отправиться каждый честный россиянин. Аналогичными свойствами народ наделял и некоторые другие фантастические общества, такие как царство пресвитера Иоанна, церкви "древнего благочестия" в далеком Опоньском (Японском?) море, острова блаженных, земной рай, Беловодье, "Город Игната" и т.д. В России того времени были распространены рассказы о людях, давших обед уйти в Китеж, и впоследствии присылавших оттуда письма. Многочисленные очевидцы описывали колокольный звон, который они слышали, якобы, из-под воды.

Озеро в Нижегородском Заволжье примерно в 100 км к востоку-северо-востоку от областного центра и в 1—1,5 км западнее села Владимирское Воскресенского района, памятник природы федерального значения.Озеро имеет форму овала с размерами 500 х 350 м, отличается большой глубиной, достигающей 40 м. Взгляд на происхождение озера с момента его изучения менялся и до сих пор не решен однозначно. Впервые вулканическое происхождение его было предположено в начале XX века писателем В. Короленко. Различными исследователями в разное время высказывались гипотезы о ледниковом, карстововом, старичном, вулканическом, неотектоническом, солянокупольном и космическом — метеоритном происхождении озера. В 2009 году опубликованы результаты полевых исследований, подтверждающих гипотезу о метеоритном происхождении озера.

До сих пор в науке идет спор о реальности Китежа и о возможном месторасположении "затонувшего" града. Наиболее привлекательной выглядит версия о том, что легенда повествует о каком-то месте, обладающем сверхъестественными свойствами. Что это за место (параллельный мир, астрал, какая-то пространственная яма) — спорить сейчас об этом бесполезно, т.к. слишком много неясного в легенде. Впрочем, предпринимались и предпринимаются попытки отыскать реальный затонувший город. Чаще всего такие поиски осуществлялись в районе жигулевского изгиба Волги, где до сих пор над Волгой иногда наблюдается мираж — встающий из-под воды большой древнерусский город.

Когда войска хана Батыя дошли до Владимиро-Суздальского княжества, русичи встретили их возле Малого Китежа (сейчас это Городец). В битве полегла большая часть дружины, а князь Георгий Всеволодович с уцелевшими воинами укрылся в лесах и построил город Китеж Большой на берегу озера Светлояр. Батый узнал, где укрылся князь, и убил его. А жители собрались в храме и обратились к Богу с молитвой не допустить к ним захватчиков. Бог внял молитве, из-под земли хлынули потоки воды, которые, не причиняя вреда жителям, залили город по маковки церквей. Но и они вскоре скрылись. А на месте города разлилось озеро. С тех пор это место стали почитать святым...Такова легенда, в которую многие верят. И не сомневаются, что небольшое лесное озеро Светлояр в Нижегородской области и есть то самое, в котором утонул Китеж. Православные приезжают сюда молиться. Рассказывают, что горсть местной земли лечит недуги. Вода, набранная из озера, стоит в бутылках несколько лет, не портясь, как освященная. И если обойти озеро трижды по часовой стрелке, то исполнятся все заветные желания. А версия, что озеро Светлояр имеет отношение к таинственной Шамбале, привлекает сюда тысячи паломников со всего мира. Однако единственные реальные намеки на существование города-легенды можно найти в книге «Китежский летописец» (конец XVII века).

Околонаучные мистики полагают, что на Светлояре существует и проход в другое временное измерение. И в доказательство приводят истории, рассказанные жителями близлежащего села Владимирское. Они якобы частенько встречают странных коробейников в одеждах, которые носили еще их прадеды, а за купленные товары — в основном хлеб, бублики, пряники — сдачу от них получают медяками и серебряными монетами. — Для нас, — продолжает Волков, — главным открытием стало подтверждение гипотезы о существовании вблизи Светлояра невидимых глазу плазменных субстанций, которые обладают логикой поведения, то есть проявляют себя как живые существа. Особенно много их появляется вокруг группы молящихся людей — как будто изучают. Мы их запечатлели на видео- и фотоаппаратуру. Эти плазменные образования в свое время зафиксировали в лабораторных условиях ученые из Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИРАН). Их эксперименты свидетельствовали о том, что в воздухе в электромагнитном диапазоне носятся миллионы плазменных сгустков. Тогда это наводило атеистов на мысль о том, что потусторонний мир все-таки существует. Нынешнее изучение Светлояра показало, что эта гипотеза не лишена здравого смысла.

Но куда же подевался город? Нет ли в основе мифа какого-то реального природного события?

На самом же деле, едва приступив к исследованию любой легенды, мифа или подобного произведения устного народного творчества, мы обнаруживаем следы фактически имевших место событий, — говорил на одном из своих выступлений выдающийся российский археолог и историк академик Борис Рыбаков (умер в 2001 году. — Ред.). — Геологам хорошо известно, что центральные области европейской части России лежат на фундаменте из очень прочных горных пород. Но он рассечен глубинными разломами, которые идут в различных направлениях, нередко пересекаясь друг с другом. И геолог Владимир Никитин выяснил, что озеро Светлояр лежит как раз в узле пересечения двух глубинных разломов. В таком месте даже крупный водоем мог образоваться на изумление быстро — хоть на глазах у хана Батыя.

Могилы великанов Кибилёк — так называется местечко примерно в пяти километрах от озера Светлояр. Здесь родник якобы с «живой» водой (анализы показывают, что у нее нулевая кислотность). А рядом — в дремучем Кержинском лесу — расположены три безымянные могилы. Они древние и необычные. Во-первых, кому в голову пришло захоронить кого-то вдали от населенных пунктов? Во-вторых, могилы в несколько раз превышают размеры традиционных христианских захоронений. Рассказывают, будто бы там захоронены великаны. А именно скелеты древних лемурийцев — жителей таинственной страны Лемурия, которая, по легендам, существовала где-то в этом районе сотни тысяч лет назад. Современная наука не подтверждает, но и не пытается опровергать такую версию происхождения странных захоронений. Раскопать их никто не пытался. Да и грешно это. Нижегородские эзотерики приходят на могилы ночью, чтобы поклониться «неизвестности». А многие православные, напротив, считают, что место тут нечистое. Несмотря на родник. Наберут воды и быстро уходят.

Н.К.Рерих "Сеча при Керженце"

«Цвел он на благодатной земле, пока не напали на него алчные недруги. Три дня оборонялся город. И когда уже не осталось воинов, способных держать оружие, возликовали вороги. Но не сдался гордый Китеж, а на глазах у изумленных врагов медленно исчез, опустившись в пучину моря. Бог сделал невидимым град для ока людского, но придет время и Китеж вернется» - так говорит древняя легенда".

По другой версии этой легенды "земля разверзлась и поглотила город . Враги в страхе бежали а на месте города возникло озеро Светлояр. Цел тот град до сих пор с белокаменными стенами, церквями, монастырями, княжескими теремами, боярскими каменными палатами, срубленными из кондового не гниющего леса домами. Цел град, но невидим. Только праведники и святые могут увидеть этот город, только истинно верующий достоин слышать перезвон его колоколов".

Эта легенда стала вдохновением для Римского-Корсакова, написавшего гениальную оперу "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", к которой Н.К.Рерих сделал живописный занавес.

Существовал ли этот город на самом деле? Если да, то где? Есть такая книга "Китежский летописец", созданная в 80-90 годы XVIII века старообрядцами, в которой сказано: "Великий князь Владимирский Георгий Всеволодович поставил на берегу Волги город Малый Китеж. А затем отошел вглубь лесов, за реку Керженец, на берегу красивого озера Светлояр он повелел построить город Большой Китеж. И град тот Большой Китеж в ширину был двести саженей, а в ширину на сто. И строить его начали месяца мая в первый день, и строили тот город три лета". Если Китеж всего лишь легенда, то откуда появились эти подробности? Вывод, что книга появилась именно в XVIII веке, сделали лингвисты.

В нижегородских лесах в 40 километрах от города Семенов есть удивительно красивое озеро под названием Светлояр. Существует поверье, что именно здесь и находится невидимый град Китеж. Говорят, что тихим летним утром его можно увидеть, отраженным в воде с теремами и куполами. А откуда-то снизу доносится тихий звон колоколов.

Издавна озеро считалось святым. К нему всегда стекалось и сейчас стекается много паломников в надежде то ли исцелиться, омываясь там, то ли искупить свои грехи, ползая по берегу. Около озера стоит часовенка, поклонный крест. В нескольких километрах село Владимирское, которое стало туристическим центром. Его теперь называют русской Шамбалой, а Китеж - русской Атлантидой. В общем место популярно. Китеж стал таким православным фетишем, духовным центром, символом героической борьбы Руси православной против "монголо-татарских орд".

Устойчивость этого предания поражает. Может оно и правда имеет под собой какое-то основание? Нередко бывает, что легенды отражают далекое прошлое. Например в легендах народов севера отражаются события потопа, когда суши не было, а верховный бог Номи-Торум ее достал со дна и т.д. А может это все-таки красивая легенда, ставшая популярной благодаря поэтам, композитору...

Уже более ста лет ученые пытаются доказать либо опровергнуть существование здесь таинственного града. Вот что странно. По своему происхождению Светлояр нельзя отнести ни к одному из известных видов озер: ни к ледниковому, ни к карстовому, ни к метеоритному. Как же появилось это удивительное озеро? Удивительный случай произошел в 1903 году в соседней Казанской губернии не так далеко от озера. Вот газетное сообщение того времени: "Недавно жители деревни Шари были страшно напуганы непонятными для них треском и шумом, выходившими откуда-то из-под земли. Обыватели бросились по направлению звуков и увидели, что посреди леса образовался громадный провал, в который без труда вошли взрослые деревья. И еще более удивительно, что из-под земли тотчас же выступила вода, и на месте провала образовалось озеро".

Может нечто подобное произошло и здесь? Может на берегу стоял город и он опустился на дно провала?

В 1968 году на Светлояр была организована экспедиция и она сделала странное открытие. С помощью звукового геолокатора обнаружила на дне аномалию. Изображение одного участка дна резко отличалось от других. Экспедиция назвала эту зону зоной "К". Чтобы определить, что находится в аномальной зоне, в ней тогда пробурили несколько скважин. Неожиданно для всех в них оказалось множество мелких деревянных щепок. Но как они туда попали? Исследовать эти кусочки дерева почему-то не взялся тогда ни один научный институт. Никто не хотел тратить время на изучение легенд. И тут помогла милиция. Эксперты-криминалисты составили документ, где говорится, что 6 из 10 исследованных ими кусочков дерева имеют следы режущих орудий. Это значит, что они были обработаны руками человека.

Энтузиасты планировали продолжить исследования на Светлояре в 70-е годы. Однако этим планам сбыться было не суждено. Уже в наше время на озеро приехали специалисты с уникальным прибором - георадаром. Его возможности позволяют при помощи электромагнитного излучения буквально просветить дно озера. Глубина озера оказалась очень большой - 37 метров. Из них более десяти составляет слой ила. Георадар обнаруживает в толще ила множество мелких объектов. Они конечно совсем не похожи на какие-либо строения. Но что же за аномалию обнаружили в 1968 году? Тогда образцы проб показали, что слой ила зоны "К" отличался от других.

Геологи предположили, что эти образцы содержали большое количество минеральных веществ, то есть зона "К" была дном древнего палеоводоема. То есть аномальность зоны - это природное явление, а все остальное - не более чем догадки. Но тогда как же деревянные щепки со следами обработки? Тогда их возраст никто не определял.

Если обратиться к книге "Китежский летописец". Там говорится, что строить город князь Георгий Всеволодович начал в лето 6673, то есть в 1165 году по привычному календарю. Но историки говорят, что этот самый князь родился лишь 24 года спустя в 1189 году. Такая неувязка. В указанное время правил дед Георгия Юрий Долгорукий - основатель Москвы. Что если старообрядцы, писавшие книгу в конце XVIII века просто перепутали князей? У Юрия Владимировича Долгорукого еще и путаница с датой рождения, да и кроме того Юрий и Георгий - это одно имя.

В 2012 году неподалеку от озера Светлояр нижегородские археологи обнаружили следы средневекового поселения. Найдены черепки керамической посуды, фрагменты железных ножей, кремниевого огнива и каменного жернова. Находки датируются концом XIV - началом XV веков, то есть это позднее той даты, что указана в книге. Артефакты обнаружили на Крестовоздвиженской горе за часовенкой. В колеях произошло обнажение культурного слоя на глубине полметра площадью чуть меньше гектара. Археологи полагают, что здесь было селище - неукрепленное поселение с одним жилым двором человек на 10-15. Возможно поселение было больше, часть его могла уйти с оползнями в Светлояр.

Известно, что в Москве находится старейший район Китай-город ("китай" - стена, укрепление, так же называлась стена построенная славянами на дальнем востоке для защиты от южных соседей). Обратим внимание на то, что начало слов Кит- ай и Кит- еж совпадают. Есть легенда, что недалеко от стен Кремля князь Юрий Долгорукий приказал вырыть огромное подземелье. В XII веке шли многочисленные междуусобные войны, когда князья боролись за власть и захватывали друг у друга города. Возможно Юрий Долгорукий создал подземное укрытие. Сейчас на территории Китай-города находятся одни из самых древних подземных сооружений Москвы.

Известно, что Долгорукий много строил из белого камня. Постройки того времени можно узнать по удивительно тщательно подогнанным камням. Найти такие постройки в подземельях Москвы не удалось.

Князь Георгий Всеволодович

Вот что интересно. Произношение Китеж с ударением на "и" вошло в обиход только после того как Римский-Корсаков написал свою знаменитую оперу. До этого ударение было на "е" и происходило от древнерусского "китехша", что означает "покинутое место". Это слово появилось на Руси во времена орды пришествия ("монголо-татарского нашествия" как теперь выясняется в нашей офигенно веселой истории не было). Как раз тогда правил Георгий Всеволодович. В книге говорится, что князь собрал войско и выступил навстречу хану. Однако сражение проиграл. Русские летописи упоминают о крупной битве между русскими и ордынцами 4 марта 1238 года на реке Сить. Считается, что ркусские были полностью разбиты, а князь погиб. Однако, в "Китежском летописце" говорится, что именно после этого сражения князь Георгий Всеволодович отступил в Китеж.

Может следы таинственного города надо искать в рйоне реки Сить? Сейчас эта река протекает по границе Тверской и Ярославской областей. ее длина всего лишь 150 км. Эта небольшая река попала в историю благодаря битве. И хотя точное место не известно, на всем протяжении Ситя разбросаны курганы, по преданию являющимися братскими могилами русских воинов. До сих пор ощущение, что все здесь наполнено памятью о той страшной сече. Еще в XIX веке в деревнях, расположенных по берегам Сити, собиратели фольклора записали большинство преданий о граде Китеже. Но сейчас низовья реки залиты водами Рыбинского водохранилища, построенного в сталинские времена. Оно поглотило 700 сел. Также как легендарный Китеж ушли под воду древние русские города Малога и др.. Красивая легенда обернулась трагической былью.

Есть еще одна версия. Исследователь Владимир Ратов много лет изучал древние языческие легенды и обряды и пришел к выводу, что следы Китежа надо искать на реке Малоге. Почему? Во-первых это легенда о Велесе - славянском боге, который, находясь в Черном море, воевал с темными силами. Душа его огрубела, ему понадобилось попасть в Сваргу. Сварга - земной рай по славянской ведической мифологии, место, где обитают боги и текут молочные реки с кисельными берегами. Может быть Китеж, который в легендах считается обителью всех страждущих, и есть та самая Сварга? На берегу Мологи Владимир Ратов обнаружил камни с загадочными рисунками. Но имеют ли они отношение к Китежу?

В "Китежском летописце" говорится, что Китеж находился среди глухих лесов. От реки в него вела тайная дорога по которой вороги и пришли в город. Эта дорога называется в книге "Батыевой тропой". Батый разорил русские города на правой стороне Волги. Теперь по альтернативной истории считается, что ордынцы - такие же славяне - разоряли только христианские русские города, ведические же не трогали. Батый (Батя) переправился на левую сторону и углубился зачем-то в глухие леса. Зачем? Есть версия, что там было языческое славянское капище. Так как целью ордынского нашествия было уничтожение христианства, а Китеж был православным городом, его следовало уничтожить.

В славянской ведической вере говорится, что путь в Сваргу идет по реке РА (Волга). Дальше по реке Смородине. Так называли, да и сейчас называют реку Мологу за огромное количество растущих по ее берегам кустов смородины. Кстати само слово МОЛОГА созвучно с Молочной рекой, которая по преданию течет в затаенной стране. Около Мологи действительно лежат огромные камни, правда рисунков нет. Но все же камень с какими-то рисунками отыскался не на берегу, а в лесу. Там то и находится Китеж по версии Ратова. На камне линии, треугольник, но что это? Сказать с уверенностью, что эти рисунки рукотворные сказать не могут.

Говорят, что еще в 30-е годы до затопления игуменья одного монастыря записала свой сон - видение. Идет она к монастырю полем и вдруг отовсюду начинает прибывать вода. Вскоре вода покрыла и монастырь и все окружающее пространство. А монахиня все шла и шла пока вода не начала отступать. И монастырь вновь открылся божьему свету.

Так и невидимый град Китеж , как гласит легенда, вновь явится миру, когда возродится в людях вера и добро.

Из книги Ирины Ниловой

Это был город древних русичей, живших на берегу великой реки. Древляне под воздействием пришельцев из других племен поссорились со своими Мудрецами и Водителями и захотели присвоить себе власть над остальными сородичами. То есть стали жить по Кривде. После чего исказились вибрационные составляющие в служении Мудрецов и город получил удар равный взрыву ядерной бомбы. Весть о мгновенной гибели целого города от огненной энергии быстро разнеслась а место стало вызывать страх. Озеро, которое образовалось на месте взрыва, - это остаток ушедшей реки, которая ушла под землю.