Китеж-град: невидимый город для чистых душой. Сказание о гибели Китеж града 4 кл описание картины утонувший город

В Нижегородской области есть красивейшее озеро Светлояр, похожее на гигантское зеркало. Именно его темные безмятежные воды уже много столетий скрывают древний город, о котором существует столько легенд и домыслов, а вот фактических сведений - практически нет. Говорят, что этот город открывает двери для того, кто чист сердцем. Именно такому человеку Китеж-град явит все свои тайные чудеса. Может быть, повезет именно вам?

По легенде Китеж-град находился в северной части Нижегородской области, около села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Линда. Город упоминается в исторических источниках - «Китежский летописец» и «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже». В широких кругах эта романтичная легенда стала известной благодаря роману-эп пее «В лесах» П. И. Мельникова-Печёрского. Вот цитата из этой книги:

«Цел тот город до сих пор - с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового, негниющего леса домами. Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа».

А многие заинтересовались легендой и отправились на поиски таинственного невидимого города благодаря знаменитой опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Большинство исследователей сходятся во мнении, что название города произошло от княжеского села Кидекши (от мерянск. «каменистый залив») около Суздаля, уничтоженного татаро-монгольской ордой в 1237 году.

Сказание о Китеж граде

Почему однажды так случилось, что красивый белокаменный город ушел под воду на века? Рассказывают, что дело было так: хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его. О чудесном городе рассказал хану один из пленных - он же тайными тропами и провел войско к берегам озера Светлояр. Монголов очень удивило то обстоятельство, что у такого прекрасного города не было защиты. Его жители остались абсолютно безмятежными перед лицом верной смерти. Они даже не пытались оказать сопротивление - просто тихо молились. Естественно, монголы воспользовались такой удачей и атаковали город. Вот тут и начались странности. Из-под земли вдруг хлынула вода - много воды, целый потоп. Непонятно откуда взявшиеся потоки начали быстро затапливать и войско, и сам город. Захватчикам пришлось быстро отступать. Им оставалось только растерянно наблюдать за тем, как город погружался в озеро. Говорят, последним, что они увидели, был сверкнувший на солнце крест на куполе главного собора.

Вот как об этом событии рассказывает Мельников-Печёрский:

«Скрылся он чудесно, Божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошел воевать Русь Китежскую. Подошел татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнём спалить, мужей избить либо в полон угнать, жен и девиц в наложницы взять. Не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослепленные. И досель тот град невидим стоит, — откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских.»

Между прочим, и местные жители, и многие туристы рассказывают, что и до сих пор из-под темных вод озера иногда доносится колокольный звон. А в тихую погоду можно услышать и пение людей, тоже доносящееся из-под воды. Некоторые путешественники рассказывают и о том, что им удавалось увидеть в воде купола церквей.

К берегам озера Светлояр стоит отправиться, чтобы соприкоснуться с чудом. Есть поверье, что если обойти озеро три раза по часовой стрелке, то исполнится ваше самое заветное желание. Говорят, что вода, взятая из Светлояра, долгое время не портится. Естественно, ученые не раз исследовали озеро вдоль и поперек. И нашли на его дне очень много загадочных предметов. Например, подводные террасы - берега уходят под воду как бы лестницей. На дне озера найдено очень много старинных предметов, большая часть которых относится к тринадцатому веку.

Как добраться до озера Светлояр где по легенде находился Китеж град

  • На автобусе. Нам нужен маршрут «Нижний Новгород - Воскресенское» с автостанции Канавинская. Не доезжая до Воскресенского, необходимо выйти у села Владимирское. Дальше любой местный подскажет вам дорогу. Время в пути до Владимирского - 2-2,5 часа.
  • На пригородном поезде. Нижний Новгород - Семенов» или «Нижний Новгород - Урень» до Семенова, затем на автобусе Семенов - Воскресенское до села Владимирское. Далее - пешком через село Владимирское, мимо большой автостоянки, по березовой аллее, до озера (1 км).
  • На автомобиле. По Кировской трассе. Проехать Семенов, доехать до станции Боковая, далее - правый поворот по указателю на Владимирское и Воскресенское, доехать до села Владимирское (поворот направо), проехать через село до большой автостоянки. Далее - по березовой аллее пешком. Расстояние от Нижнего Новгорода - 130 км.

Китеж (Китеж-град) – в преданиях мистический город, который якобы стал невидим и опустился на дно озера Светлояр, во время монголо-татарского нашествия XIII столетия. Также, считалось, что Китеж населен только одними праведниками, а нечестивцы туда не допускаются. Согласно легенде, он находился, в северной части Нижегородской обл., неподалеку от села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Люнда.

В течении многих лет пытаются решить археологи-подводники загадку озера Светлояр, где, как говорится в народных преданиях, погребен волшебный град Китеж.

Легенды о Китеже

Согласно легенде, на берегах Светлояра князь Юрий Всеволодович построил город Большой Китеж. Особый упор делается на то, что город был построен всего лишь за 3 года – с 1165-го по 1168-й – и сразу каменный, что для лесной Руси той эпохи было немыслимым подвигом. Когда полчища Батыя вторглись на Русь, ими был захвачен и разорен город Малый Китеж (или Городец) и, спасаясь от монгольского войска, князь Юрий укрылся в Большом Китеже, затерянном среди заволжских лесных чащ.


Но Батый узнал дорогу к Большому Китежу и осадил его. Его жители неустанно молились Богородице, чтобы она встала на их защиту. Насмерть стояли защитники города, в бою был убит князь Юрий. Однако силы были слишком неравные. Вот-вот враги должны были ворваться в Китеж-град, как вдруг произошло чудо. Город начал исчезать на глазах Батыя - под водой скрылись китежские церкви, строения… Устрашенный свершившимся чудом, враг бежал.

Время от времени, согласно легендам, со дна озера Светлояр и из-под холмов доносится звон колоколов, появляются временами и китежские старички, купят хлеб у крестьян, поговорят, а после снова исчезают. Праведный же человек может не только «узреть видение» Китежа, но и сам попасть в зачарованный город и остаться там навеки…

Сказание о невидимом Китеж-граде на протяжении долгого времени существовало в устной форме, передаваясь из поколения в поколение. В XVII веке в лесах Заволжья начали появляться раскольничьи скиты – тайные поселения приверженцев старой веры, не признаваемой официальной церковью. Именно раскольники в XVIII веке впервые записали сказание о Китеже в сочинении “Книга, глаголемая Летописец”. В их изложении легенда приобрела ярко выраженный религиозный характер. Согласно их представлению, подводный город – это монастырь, в котором живут праведные старцы, а видеть Китеж и слышать китежские звоны, как уже было сказано выше, могут только люди, истинно верующие.

“Туман рассеялся, и над озером неземным светом засияли купола Китежа. Небесный град праведников явился во всем своем великолепии. Главные врата града раскрылись, и из них показался лучезарный старец. Он приглашал войти в чудо-град и остаться в нем навсегда”. Так описала свое свидание с легендарным городом паломница, трижды на коленях проползшая вокруг озера Светлояр. В награду за ее духовный подвиг небесный град предстал пред ней, а жители Китежа пригласили старушку к себе. Но она, испугавшись, отказалась входить в обитель праведников.

Вера в реальность существования Китежа сохранялась в окрестностях Светлояра и в более поздний период. 1982 год – фольклористами был записан рассказ местной жительницы: “Люди говорят, что где-то на середине озера есть дырка – не очень уж большая – ну будто бы как с ковш будет. Только найти ее очень трудно. В зимнее время лед на Светлояре бывает чистый-чистый. Так надо прийти, разгрести снег, и можно посмотреть, что там, на дне, происходит. А там, рассказывают, всякие чудеса: дома белокаменные стоят, деревья растут, колокольни, церкви, рубленные терема, люди живые ходят… Только не всякому покажется, не всякий эту дырку найти сможет”.

Местные говорят, им известны случаи, когда китежане оказывали помощь людям в самых обыденных делах. “Мне, еще мальцу, бабушка говорила про то, что жил тут в деревне у озера старичок один. Отправился тот старик однажды в лес за грибами. Ходил-ходил, и все напрасно. Устав, сел на пенек… Тут и подумалось ему: “Хоть бы старички китежские помогли”. Не успело подуматься, как дремота на него напала. Спустя некоторое время проснулся старик, открыл глаза, посмотрел в корзину – и глазам своим не верит: в ней до краев грибы. Да еще какие – один к одному, да все белые!”

Рассказывали, что один заблудившийся пастух даже ужинал в граде Китеже и хотел было в другой раз туда пробраться, но уже не смог найти туда дороги.

1843 год – журнал «Москвитянин» ознакомил русский народ с этой красивой легендой. Она обратила на себя внимание ученых, вдохновляла поэтов и писателей. Римским-Корсаком была написана опера, посвященная Китеж-граду, ушедшему под воду. И уже сотню лет назад появилась мысль о поисках легендарного города на дне озера Светлояр.

Озеро Светлояр

Исследования

Однако о подводной археологии в те времена даже не мечтали. Поисками занялись лишь в наши дни. Вначале археологами был раскопан Малый Китеж, то есть Городец. Там были обнаружены следы мощного пожара, который уничтожил город в первой половине XIII столетия. Стало понятным, что это было сделано войском Батыя. Это может означать, что легенда права в той части, когда говорит, что Малый Китеж был сожжен татаро-монголами. Ну, а Большой Китеж, ушедший на дно озера Светлояр? 1959 год – к озеру отправилась первая экспедиция археологов-подводников. Успехов она не смогла добиться. Но, возможно, надо вести более основательные поиски?

1968 год – отделом науки «Литературной газеты» была организована на озеро Светлояр комплексная экспедиция. В ее составе были фольклористы, археолог, историк, геолог, озеровед, гидролог и группа аквалангистов. Целью экспедиции было выяснить, какова же связь с действительностью, с озером Светлояр легенды о Китеж-граде, ставшем символом веры в неумирающую Россию, в нетленность русской культуры, в конечную победу над всеми бедствиями. Мог ли действительно уйти город на дно озера?

Исследования археологов-подводников

Геолог В.И. Никишин пришел к выводу, что Светлояр - это «провал» земной коры, заполнившийся водой и ставший озером. Опустившись на его дно, аквалангисты и гидролог Д.А. Козловский смогли установить, что береговой склон Светлояра уходит под воду тремя уступами до глубины в 30 метров.

Первая терраса, с пологим уклоном, находится на глубине в 8–9 метров. Вторая, отделенная крутым склоном, - на глубине в 22–23 метра и, в конце концов, «последнее дно», глубоководная часть озера, погружена на глубину до 30 метров. Как считает Козловский, глубоководная часть озера образовалась приблизительно полторы тысячи лет назад. Потом 700–800 лет назад произошел новый «провал», и появилась терраса на глубине 22–23 метра. И уже, 350–400 лет назад образовалась последняя, мелководная терраса.

Возможно, на одной из террас стоял некогда град Китеж? Ведь время образования второй террасы удивительно совпадает с датой его гибели, о которой говорится в легендах… Археологи-подводники принялись детально изучать дно озера. «Мелководную» террасу исследовали при помощи специального водоскопа. Это конус из листовой стали с дном из оргстекла. Диаметр его 60 см. На узкой части конуса водоскопа закрепили резиновую часть маски, и «просмотр» начался. Вода в Светлояре очень чистая и прозрачная, видимость в ней отличная.

В юго-западной части озера, на мелководье, археологами были найдены остатки свай. Град Китеж? Нет. Местные жители рассказывают, что в XIX столетии тут стояла купальня, построенная местным помещиком. Ничего не смогли обнаружить и на второй террасе. Аквалангисты А. Гогешвили и Г. Назаров опустились под воду и прошли все озеро с севера на юг. Однако Китеж-града с крепостными стенами и золочеными церковными куполами на дне Светлояра нет!

Правда, дно это покрывает толстый многометровой слой ила. На мелководной террасе, в 50-ти метров от берега, на глубине 6–8 метров аквалангисты находили остатки деревьев. Верхушку одного из них спилили и отправили на анализ в Геологический институт Академии наук СССР. Радиоуглеродный анализ показал: дерево погибло 350–400 лет назад. А это соответствует временному периоду образования мелководной террасы, вычисленному Д.А. Козловским!

Значит, одна из террас в действительности образовалась в результате «провала»? И если датировки, которые были предложены Козловским, точны, то второй «провал» произошел в эпоху монгольского нашествия - во времена, связанные с гибелью легендарного Китеж-града!

На следующий год археологи-подводники прибыли на озеро Светлояр вместе с группой ленинградских ученых, вооруженных геолокатором. Прибор ЗГЛ водрузили на рыбацкую лодку. 62 эхолотных галса было проделано на Светлояре, озеро было вдоль и поперек иссечено«профилями», дававшими возможность проникнуть сквозь многометровый слой ила. В северной части Светлояра, на террасе «батыевских» времен, звуковой гидролокатор показал некое образование овальной формы. Следы огороженного сооружения? Однако у этого образования может быть и естественное происхождение.

«Спустя еще год на середине озера геологами-разведчиками было сделано 5 пробных бурений по нашим указаниям, - писал руководитель экспедиции Марк Баринов. - Ими были извлечены из-под 10-ти метрового слоя ила кусочки дерева, на котором криминалисты-эксперты в Москве обнаружили следы деятельности людей. Так закончилась наша разведка на озере Светлояр. Нашли ли мы Китеж? На этот вопрос ответа пока нет. Слово за археологами, вооруженными мощной современной техникой».

В самом центре России, Нижегородском крае, есть озеро Светлояр - жемчужина русской природы. Это озеро называют иногда маленькой русской Атлантидой: его история овеяна легендами.
Главная светлоярская легенда - о невидимом граде Китеже. Легенда гласит: в Ветлужских лесах есть озеро. Расположено оно в лесной чаще. Голубые воды озера лежат неподвижно днем и ночью. Лишь изредка легкая зыбь пробегает по ним. Бывают дни, когда до тихих берегов доносится протяжное пение, и слышится далекий колокольный звон.

Давным-давно, еще до пришествия татар, великий князь Георгий Всеволодович построил на Волге город Малый Китеж (нынешний Городец), а потом, "переправившисьчерез тихие и ржавые речки Узолу, Санду и Керженец", вышел к Люнде и Светлояру на "зело прекрасно" место, где поставил город Китеж Большой. Так на берегу озера появился славный Китеж-град. В центре города возвышались шесть глав церквей.

Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый услышал про славный Китеж-град и устремился к нему со своими ордами...
Когда "злые татарове" подошли к Китежу Малому и в великой битве убили брата князя, сам он скрылся в новопостроенном лесном городе. Пленник Батыя, Гришка Кутерьма, не стерпел пыточных мучений и выдал тайные тропы к Светлояру.
Татары грозовой тучей обложили город и хотели взять его силой, но когда они прорвались к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. Жители молились о спасении, так как от татар не приходилось ждать чего-либо доброго.

И как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники, и татары в страхе отступили. А вода все бежала и бежала...
Когда стих шум родников, на месте города были лишь волны. Вдали мерцала одинокая главасобора с блестящим посредине крестом. Она медленно погружалась в воду.
Вскоре исчез и крест. Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести к славному городу Китежу, но не каждого, а лишь чистых сердцем и душою. С тех пор город невидим, но цел, а особо праведные могут увидеть в глубине озера огоньки крестных ходов и слышать сладкий звон его колоколов.

Справка:

«Озеро Светлояр фигурирует в сводке «Примечательные природные ландшафты СССР и их охрана». Оно включено в группу «Озера, имеющие большое эстетическое значение (озерно-ландшафтные заказники)». Расположено оно как говорит справочник, близ с. Владимирское Воскресенского района, в бассейне реки Люнды, притока Ветлуги. Приблизительная площадь озера 12 гектаров, длина – 210 м, ширина – 175м. С ним связана легенда о граде Китеже, чудесным образом растворившемся в воздухе во время Батыева нашествия».

Легенда кружит над озером

Туман рассеялся, и над озером неземным светом засияли Купола Китежа. Небесный град праведников явился во всем своем великолепии. Главные врата града раскрылись, и из них показался лучезарный старец. Он приглашал войти в чудо-град и остаться в нем на всегда. Так описывала свое свидание с Китежом паломница, трижды на коленях проползшая вокруг озера Светлояр. В награду за ее духовный подвиг небесный град предстал перед ней, а жители Китежа пригласили старушку к себе. Но она, испугавшись, отказалась войти в обитель праведников.

Так звучит рассказ одной из паломниц посетившей чудо град, что в 130 километрах от Нижнего Новгорода, рядом с селом Владимирское. Что же такого в этом загадочном озере, что к нему спешат со всей России паломники, толпой едут иностранные туристы, а местные жители в праздник Владимирской Богородицы 6 июля, со свечами устраивают крестный ход вокруг озера. В этом году количество народа было так велико, что вереница огней опутала все озеро, их блики скользили по воде, а люди все шли и шли…

Тайна покоится в веках

Летом 2003 года. Съемочная группа киностудии «Грань» под руководством Евгения Трошина, Дмитрия Соколова и Юрия Суворова решила разобраться, в удивительных легендах витающих вокруг озера. Насколько слова паломников будто бы видевших удивительный град, правда, а насколько вымысел?

Материал для съемок подбирался долго и тщательно, необходимо было собрать все существующие легенды. Расспросить очевидцев, бывавших на озере, изучить материалы книг и статей уже написанных об удивительном месте и его тайнах. Легенд и историй собралось огромное множество. Были люди, которые утверждали: если трижды обойти озеро или проползти вокруг него на коленях, исполняется любое желание. А особо верующие даже видели сам город или слышали со дна озера удивительный звон колоколов. Единственное в чем мнения людей расходились, это в оценке природы явления, одни считали Китеж град, языческой святыней, другие православной, а третьи вообще побывали на озере и не отметили никаких чудес, кроме прекрасной природы и удивительно чистого воздуха.

В печатных изданиях легенда о Китеже была представлена гораздо шире. Самым древним и наиболее уважаемым преданием, оказался «Китежский летописец». Легенда, рассказанная в этой летописи, считается официальной.

Шел XIII век прошлого тысячелетия. Орды татар, опустошали русскую землю, дошла очередь и до Нижегородских земель, которыми в то время правил Владимиро-Суздальский князь Юрий Всеволодович. Именно ему летописец приписывает основание в 1164 году Малого Китежа, ныне именуемого Городец на Волге и Большого Китежа на берегу озера Светлояр в Заволжье. Особый упор делается на то, что город построили всего за три года с 1165 по 1168 и сразу каменным, что для лесной Руси тех лет было немыслимым подвигом. Но не просто город возводили древние строители. Как повествует легенда, в этом городе не было ни ремесленников, ни торговцев, ни знати, он предназначался для жизни праведных людей, мудрецов, и духовных учителей Руси. В нем хранились святыни русской земли, древние книги и сокровенные знания.

Татары наступали, а князь, не желая повиноваться иноземным захватчикам, дал бой около Малого Китежа на Волге и проиграл. После поражения в битве, чудом, спасся лишь князь, и его ближайшие дружинники. Не желая, сдаваться, они тайными лесными тропами пробрались в Большой Китеж на Светлояре. Там по официальной, версии в 1239 году князь был убит татарами, пустившимися в погоню.

Но иначе считает Китежский летописец: Когда татары подошли к Граду Китежу, князь поднялся в город и тот под колокольный звон растворился в воздухе. Но и тут версии тоже две, по второй град опустился на дно озера, где находится и по сей день.

Однако эта версия не единична, существует другая, сказочная легенда о происхождении удивительного града: Китеж – это и не город вовсе, а удивительная, сокровенная страна, сказочное три десятое государство, место обитания древних богов, хранителей матушки Руси. Как говорит эта легенда, в Китеже было место хранения древних книг и реликвий, диковинных растений, всего того, что накопила славянская Русь от начала времен. По этой легенде, первое упоминание о Китеже содержится в предании о боге Велесе. За время борьбы с темными силами у него ожесточилось душа, и он собрался отправиться в небесную Сваргу, дабы очистить себя от гнева и скорби. Небесная Сварга – обитель богов, которые охраняли Русь. В этой обители бьет родник с живой и мертвой водой. Там находится Ирийский сад с диковинными животными и растениями. Чтобы попасть в Сваргу, нужно подняться по Ра-реке, а затем спуститься по речке Смородинке, легендарной реке русских сказок. Ра-рекой в древности называли Волгу. А Сварга согласно легенде и есть Китеж град – город богов.

Последняя, третья легенда, гласит, что в дремучих лесах Заволжья жил народ, который молился могучей богине – богатырке деве-Турке. Однажды этот народ прогневил свою богиню, и ее огромный конь ударил о землю копытом. В этом месте забил родник, а позднее образовалось озеро Светлояр.

Ученые едут на Светлояр

Светлояр всегда интересовал людей. Но не только верующих и этнографов. Озеро притягивало к себе ученых: гидрологов, химиков, исследователей фауны России. Исследователей, Светлояр, в первую очередь, притягивал своим удивительным строением. Озеро - правильной круглой формы, чуть сплюснутое по краям. При съемке с вертолета оно похоже на круг проведенный циркулем.

Первыми учеными, проявившими интересен к озеру и его глубинам с научной точки зрения, были студенты Казанского университета. В конце XIX века молодые люди отправились на озеро изучать его природу. Палатки им пришлось ставить, протискиваясь среди многочисленных паломников, стекавшихся к озеру со всей России. К сожалению, их отчеты не сохранились до наших дней. Но они положили начало многочисленным экспедиционным исследованиям озера. Позже, на протяжении конца XIX и всего XX века, Светлояр исследовали самые различные группы ученых. Выдержки из их отчетов не раз публиковались в прессе: «Озеро имеет определенно карстовое происхождение»,считает В.В. Докучаев. Его исследования Светлояра относятся к 1882 году. Свои выводы ученый сделал на основе высоких южных и западных берегов озера. Его удивительной глубины - 29,2 метра. При своих небольших размерах оно имеет правильную круглую форму. Его версию опровергает геолог Г.И. Блом, он считает Светлояр озером ледникового происхождения и являющимся остатком древнего русла реки Люнды. В пользу этой версии говорят исследования Горьковской геологоразведочной экспедиции, она утверждает: «карстующиеся породы отсутствуют до глубины 250 м, а залегающие на большей глубине известняки, гипсы, ангидриты не затронуты карстовыми процессами, что говорит о его ледниковом (эоловом) происхождении.»

С середины 20-того столетия начались «литературные» исследования озера, они предпринимались журналом «Смена» и «Литературной газетой». Их отчеты не намного отличаются от предыдущих исследований, скорее дополняя их, нежели внося, что-то новое.

Экспедиция, проведенная журналом «Смена» пришла к выводам « котловина озера лежит в узле пересечения глубинных разломов земной коры, что и привело к опусканию пород и образованию на этом месте озера. Косвенной причиной этого процесса, могло послужить землетрясение в 1596 году, которое отмечалось в Нижнем Новгороде»

Удивительна вода озера, по своему составу, она может храниться много дней и не портиться. Это свойство, по мнению химиков, ей придают родники с гидрокарбонатно-кальциевой водой бьющие со дна озера. По мнению верующих людей святой Китеж град, покоящийся на дне озера, делает его воду святой. Как известно освященная вода может не портиться до года.

Самые большие экспедиционные изыскания были проведены Литературной газетой. Несколько сезонов подряд энтузиасты газеты совместно с учеными изучали озеро. К ним присоединились аквалангисты завода «Красная Этна», но, к сожалению Китеж град так и не был ими обнаружен.

Материалы собраны, а однозначного ответа на вопрос о существовании легендарного города все нет. Его может дать только собственное исследование озера. Вдруг повезет, и мы увидим знаменитый Китеж град.

Озеро встречает Чудесами

Дорога заняла около десяти часов. Пролетели Владимир, остался за спиной Нижний Новгород. Наконец, поворот на село Владимирское. Проезжая по селу невольно обращаешь внимание на приветливых местных жителей, удивляешься древности некоторых из них. Неужели озеро дарует бессмертие? Позже мы узнали, что многие жители этого села, находящегося непосредственно вблизи озера, доживают до ста лет, а некоторые и до ста двадцати. От села к озеру ведет красивая дорожка, посыпанная песком, вдоль нее стоят стройные березки. Зачарованные красотой этого места, едем к озеру. Но дорогу нам преграждает сосновый бор. Пока наш водитель Илья Белкин искал дорогу, чтобы проехать непосредственно к озеру и поставить палаточный лагерь, мы жаждущие встречи со Светлояром идем напрямик через лес. Вдруг идущий впереди нас режиссер останавливается и говорит: «Прислушайтесь». Наша команда обращается в слух. Со стороны озера трижды бьют «корабельные склянки». Мы слышим три удара колокола, четко и звонко разносится его звук над лесом. Неужели правда, Китеж существует, своим звоном встречая гостей?

Преодолеваем последние сто метров. Вид легендарного озера прекрасен. Оно правильной круглой формы, с запада и юга окружено высокими холмами. Вековые сосны, качают над ним своими кронами. Стена деревьев скрывает легендарное место от неосторожного взгляда чужака. Если бы кто-то задумал строить город богов – лучшего места ему не найти. На одном из холмов замечаем колокольню. С замиранием сердца спешим к ней, неужели это ее колокола указывали нам дорогу к озеру. Так значит, тайны не существует, и это не Китеж град звонил со дна озера. Поднимаемся на холм к колокольне. С удивлением рассматриваем ее двери. Они закрыты на висячий, ржавый замок. Явно колокола этой церкви не могли звонить несколько минут назад. Значит, Китеж град существует! Поскольку ни одной другой церкви вблизи озера нет. Получается, колокола Китежа мы слышали на подходе к озеру.

Около церкви стоит огромный камень, вкопанный в землю. При ближайшем рассмотрении, на нем виден отпечаток ноги. То ли ребенок, то ли хрупкая женщина наступила на него. Странно как могла легкая девушка или ребенок оставить след босой ноги в камне? Вокруг камня деревья увешаны разными веревочками и тесемками. «Это камень следовик», - говорит всезнающий Юрий. Они встречаются неподалеку от святых мест, а след на нем обычно приписывают Богородице. Ленточки же, как правило, оставляют паломники, чтобы их просьба была услышана, а они сами еще раз вернулись на это место. Позже, вовремя съемок, к нам подошла женщина, местная жительница. Она рассказала, что виденный нами камень действительно следовик, а отпечаток ноги на нем – это след Богородицы. Она же рассказала о прошлогодних съемках Светлояра Нижегородскими исследователями, у которых после проявки пленки на одном из снимков была обнаружена колокольня своим основанием уходившая на дно озера. Сейчас, по ее словам, этот снимок хранится на Нижегородском телевидении.

Лагерь

Лагерь разбили на живописном холме с видом на озеро. Нас не отпускала надежда, что на рассвете город явиться перед нами. После колокольного звона, на это можно было рассчитывать смело. Если легенда о колокольном звоне подтвердилась полностью, то почему и городу со дна озера, не подняться к нам. Наступила ночь. Неожиданно испортилась погода, подул сильный ветер. Сосны качались, рискуя сломаться в любую минуту. Как трактовать этот знак, может озеро недовольно нашим появлением или мы чем то прогневали старцев населяющих таинственный Китеж. Все объяснилось утром. Когда мы проснулись, стояла прекрасная солнечная погода. Китеж так и не появился, но местность излучала доброту и гостеприимность. За день мы отсняли виды озера. Вокруг него нашлось еще не мало интересных мест. На холмах оказался родник со святой водой. Дальше увидели три креста, с огромными надгробиями, размеры которых поражали. Они были явно не человеческого происхождения. Вокруг всего озера, чей-то заботливой рукой были проложены деревянные мостки. Это было сделано, скорее всего, для того, чтобы многочисленные паломники, намеревающиеся проползти вокруг озера, не преодолевали топкое болото, крутые холмы и высокую траву.

Загадака раскрыта?

Съемки окончены, а вопросов не стало меньше. Озеро существует. Удивительные колокола на самом деле звонят со дна озера. Но какая из легенд правдива, не ясно до сих пор. Кто живет в таинственном Китеже, да и живет ли?

Уже собираясь возвращаться в Москву, случайно узнаем о краеведческом музее расположенном в селе. Может там, нам дадут ответ на наши вопросы. Едем к музею.

Местные экскурсоводы, отказались сниматься на камеру, мотивируя этот поступок своей природной скромностью, но за то с радостью дали интервью, объяснившее все наши противоречия.

«Главной и наиболее достоверной, по мнению экскурсоводов, является легенда, рассказанная в «Китежском летописце», правда там она дана с некоторыми упущениями. На самом деле, когда ратники Батыя подошли к Китежу, и встали осадой, город держался три дня.

Его жители неустанно молились богородице что бы она встала на их защиту. Спустя трое суток произошло чудо. Богородица спустилась с небес, накрыла город своим покрывалом, и он исчез с глаз изумленных татар, спасая всех его жителей. Место, где Богородица ступила на землю, оказалось тем камнем, который мы видели около озера.

Теперь этот камень считается святым. Уже в наше время около него построили церковь, названую Казанской, в честь Казанской богородицы. Камень со следом богородицы это один из немногих физических подтверждений реального существования высших сил помогающих человеку. На протяжении столетий к озеру Светлояр тянутся паломники, некоторых из них, по легендам, старцы Китежа берут к себе, остальным просто помогают. Могилы, виденные нами на холмах около озера, принадлежат трем боготырям вышедшим из града Китежа к людям. По преданиям они были исполинского роста, раза в два превышающий рост обычного человека.

С озером Светлояр связано несколько легенд о затонувшем городе - Китеж-граде. Между ними много общего, но разделяет пропасть времён. Рассмотрим самые известные предания, при помощи современных знаний и логических рассуждений представим события, повлекшие их образование, а также, их дальнейшую трансформацию вплоть до наших дней.

Озеро Светлояр находится в 130 км от областного центра Нижний Новгород около села Владимирское Воскресенского района. Возраст - 10 000 лет. Происхождение не известно. Размер озера: 500 на 300 метров. Глубина более 30 метров. Многочисленные наземные и подводные экспедиции не подтвердили существования Китеж-града и любых других прибрежных поселений. Есть только легенды...

Наше рассмотрение легенд мы начнем с ближайших к нам по времени и постепенно погрузимся в глубь эпох и сделаем смелое предположение.

Легенда первая - христианская

Основание Китеж-града: Князь Юрий Всеволодович любил путешествовать. Однажды, в 1164 году (6672 год от С.М.), он плыл по Волге, увидел хорошее место, пристал к берегу и основал там град Малый Китеж (предположительно Городец) И продолжил свое путешествии по сухой земле. Прошел он леса, реки и вышел на берег озера Светлояр. Поразила князя красота и гармония этого места. И приказал Юрий Всеволодович основать в этом месте большой Китеж - легендарный Китеж-град. Основание города произошло предположительно в 1165 году.

Город был построен за три года. Его размер 200 саженей в длину и 100 в ширину (~300 на 160 метров). Много было там церквей златоглавых и богочестивых людей.

Великий князь Георгий Всеволодович родился в 1187 году, участвовал во многочисленных военных походах против окружающих княжеств. Для удержания захваченных чувашских и мордовских земель основал в 1221 году Нижний Новгород (Нов Град) и ряд других крепостей. Считал, что от татар легче защищаться в одиночку. В результате последующих боев с татаро-монгольскими захватчиками потерял семью и погиб сам в 1238 году. Принимал активное участие в распространении и укреплении христианской веры. Построил множество церквей в Древней Руси. За дела свои богоугодные и муки перенесенные православной церковью причислен к лику святых в 1645 году как Святой Благоверный Князь Георгий Всеволодович.

Окрестности Светлояра 1238 год

Разбив одиноких рязанцев, пришли татаро-монголы во Владимир-град. Не прошенным гостям Юрий Всеволодович был не рад, платить дань отказался. Начались боевые действия.

Пал Суздаль, пал Владимир, где погибла вся семья Великого князя. Сам князь отступил к малому Китежу, опять собрал войска и продолжил борьбу за свободу Земли Русской. Под Городцом был разбит и взят в плен. Но не сдался, не пал духом. Ночью бежал через леса и реки в Великий Китеж.

На утро узнал Хан о побеге князя - разозлился, казнил виновных ротозеев и стал пытать оставшихся пленных о месте пребывания Юрия Всеволодовича. Все молчали, только один предатель нашёлся. Это был бражник Гришка Кутерьма. Он рассказал и провел врага к прекрасному Китеж-граду.

Вышел князь с новой дружиной защищать город и героически сложил свою буйную головушку на поле брани. В той битве бились и три богатыря. Силы были не равны, и они тоже полегли. На месте их гибели начал бить ключик Кибелёк, рядом с которым находятся их могилы - могилы трех святых. До конца не известно: были святые богатырями или богатыри были причислены к лику святых?

Увидел безжалостный хан, что город остался без защиты и хотел предать его огню и мечу. Вдруг раздался колокольный звон со всех колоколен, а верующие начали дружно молится и петь красивые молитвы.

Услышала Пресвятая Богородица плачь и мольбы о спасении и сотворила чудо: спасла весь город и всех его жителей от надругания и не минуемой гибели. Был город и пропал, растаял, перестал существовать, исчез у всех на глазах.

Значение слов "пропал", "исчез" не всегда означает благоприятный исход для пропавшего.

Дальше легенды расходятся. По одной версии Китеж-град погрузился в озеро Светлояр, как Атлантида, правда там все погибли, а у нас, к счастью, наоборот - спаслись. Чистым душой в тихую погоду видны купола церквей в глубине и слышен звон колоколов.

По второй версии город провалился под землю. Доказательством являются свидетельства крестьян. Когда они пахали землю, то иногда цепляли плугом за верхушки крестов. По третей версии: город стал невидимым. Также увидеть и попасть в него могут только чистые душой люди.

В этой легенде есть явные противоречия: не всё сходится с датами жизни основателя и основания Малого и Большого Китежа, месте гибели князя и т.д., да и само татаро-монгольское нашествие под большим вопросом.

Найдены ли какие-либо следы многочисленного татаро-монгольского войска на берегах озера Светлояр? Хоть что-нибудь принадлежащее безжалостным захватчикам? Эти вопросы мы задали сотруднику историко-художественного музея "Китеж" села Владимирское Нижегородской области и получили исчерпывающий ответ. Подтверждение есть: найдены две бусинки предположительно татарского происхождения. Выводы делайте сами.

Красивая и замечательная легенда о силе и чистоте русской души.

Древнеславянский вариант легенды

Следующая легенда, связанная с Китеж-градом и озером Светлояр переносит на 3000 лет от Великого Князя Юрия Всеволодовича, в те стародавние времена, которые у нас сейчас на Руси вспоминать не принято, назад приблизительно в 2358 год до нашей эры.

Сказания о той поре сохранились в легендах народов, населяющих эти земли - мордвы, марийцев, чувашей. В свое время они были записаны и дожили до наших дней.

Велес – славянский бог, мудрец, покровитель искусств, владыка чародейства и т.д.

И стали друзья врагами. Красавица выбрала Перуна и вышла за него замуж.

Бог Велес с этим не смирился и прибёг к магии. Достал он уникальный цветок Ландыш. Понюхавший него сразу полюбит первого кого увидит после этого.

Зашел в гости к Додоле, как раз Перун был в длительной командировке. И сообщил, между делом, что её муж в дальних краях не скучает... Дива разозлилась и погналась на своем чудо-коне за обидчиком, громы молнии метала. Где ударил этот конь копытом по земле - там озеро образовалось. Велес быстро превратился в речку Люнду, а волшебный цветок воткнул на берегу. Увидела красавица удивительный цветок, не удержалась, сорвала и понюхала, а Велес тут как тут, и полюбила его Додола пуще жизни. Через положенное время родился у них сын Ярило, а озеро это назвали Светлояром.

Затем призвал Велес бога-строителя построить им на берегах озера чудо град. Что тот и сделал. Назвал этот город - Китеж-град.

Владыка города Велес Суреевич обладал перстнем с волшебным рубином. Он мог перенести в другой мир целые города. Как-то, не дружественные боги пустили в Велеса Суреевича молнию. Она попала в волшебный рубин и отразилась в город Китеж-град. После чего город исчез. Расстроился Велес Суреевич, закручинился, и ушел в Белозерье. Там прославился и стал нам известен под именем Деда Мороза.

Есть и другая концовка этой лирической истории: Перун вернулся после длительного отсутствия и то, что он увидел ему сильно не понравилось. Решил Перун наказать вероломного Велеса. Бились они три дня и три ночи. В результате Велес был изгнан со славянского Олимпа.

Легенда о разгневанной богине и коне гиганте.

Существует ещё одна короткая легенда о Китеж-граде и озере Светлояр. В далекие времена было много различных богов. Почитали их люди и приносили дары. Одно маленькое, но гордое племя по неизвестной причине перестало поклонятся богине лесов и зверей. Звали эту богиню Девка-Турка. Сильно разозлилась богиня, и направила на грубиянов своего огромного и безжалостного коня. Ударил конь по селению людей копытом, провалилась земля и заполнился провал водой. Так пропало селение лесных людей и образовалось озеро Светлояр. А доказательством тому служит форма озера, похожая на конское копыто.

Неожиданное продолжение...

При написании этой статьи я ознакомился с работами А.Колтыпина, П. Олексеенко о ядерных и термоядерных конфликтах в прошлом, тектитах. Их работы перекликаются и дополняются материалами Алексея Артемьева о круглых озерах. Эта информация неожиданно помогла представить жизнеспособную картину происходившего на древней Земле и найти в ней место для легенд о Китеж-граде и сказаний о озере Светлояр.

Воронка Светлояр. Ядерные войны на Земле уже были

В древних источниках различных народов описываются многочисленные конфликты богов с применением оружия огромной разрушительной силы, способного стирать в пыль целые города. Если такие конфликты были в действительности, то должны остаться их следы на поверхности Земли, например, в виде воронок.

Современные люди также обладают оружием огромной разрушительной силы. Оно способно уничтожать города, что наглядно доказали на практике США в 1945 году. После его применения на поверхности земли остаются огромные воронки почти круглой формы, иногда заполненные водой.

На первом фото не большое озеро на месте взрыва первой атомной бомбы на полигоне в Семипалатинске, на втором - следы дальнейшего совершенствования ядерного оружия в СССР. На третьем снимке лунный ландшафт в штате Невада (США).

Все эти воронки объединяет одинаковая круглая форма и обязательное образование тектитов.

Тектиты - расплавленные образования, возникшие при кратковременном воздействии высоких температур около 2000 градусов и давлений ~ 400 000 атм.

При рассмотрении поверхности Земли на всех континентах можно обнаружить озера круглой формы и кратеры различного размера.

Одна часть из них произошла от столкновения астероидов (метеоритов) с поверхностью планеты. Их образование подтверждается обязательным обнаружением фрагментов метеорита, а также отсутствием тектитов.

Другая часть имеет туманное происхождение, отсутствие метеоритной пыли и присутствие тектитов, а значит высоких температур и давлений при образовании, т.е. имеют все признаки применения ядерного оружия на этом месте в прошлом. Официальная наука не видит этих совпадений и информацию не комментирует.

Воронки на фотографиях: озеро Лонар (Индия) – место, “где звезда упала на Землю”, Озеро Чухломское (Костромская обл.), озеро Светлояр Нижегородская область (РФ), торфяные озера Пензенская область (РФ), кратер Жаманшин (Казахстан).

Китеж-град - возникновение легенды

Из вышеизложенного можно предположить, что в глубокой древности в местах расположения озер и кратеров круглой формы при наличии тектитов произошли ядерные взрывы. Так как число таких мест велико, то имел место обмен ядерными ударами - глобальная ядерная война. Ближайшая к нашему времени большая группа таких кратеров имеет возраст 10 - 12 тыс. лет.

Возраст озера Светлояр как раз 10 тыс. лет. Происхождение - не известно, удобно-метеоритно-карстовое. Так считает современная наука. Оно имеет почти идеальную круглую форму. Фрагментов метеорита, даже пыли, на берегах и в окрестностях найдено не было. А найти должны были. Поиски тектитов или не производились или находки скрыты, чтобы не портить привычную картину Мира.

Поэтому, я предположил, что около 12 - 10 тыс. лет назад в этом месте находился какой-то населенный пункт, городок, воинская часть, или любой другой объект, заслуживавший нанесения по нему ядерного удара небольшой мощности. Удар был нанесен, город (объект) перестал существовать.

Выжившие люди из соседних поселений рассказывали подрастающему поколению, что рядом был город и был уничтожен. Попросту исчез. Массовый обмен ядерными ударами между враждующими сторонами привел к экологической катастрофе, похолоданию, уничтожению технологий и знаний. Развитие общества было откинуто назад на тысячи лет.

Легенда о исчезнувшем городе сохранялась в памяти людей, но уровень развития стал ниже и в старинном предании появились боги: Велес, Перун и т.д. Не всемирный ядерный конфликт между двумя сверх державами, предположительно Ариями и Атлантами, а соперничество богов за красавицу. Это было более понятно людям, и они передавали это из поколения в поколение.

Прошли тысячи лет, началась эра христианства.

Американский писатель фантаст Роберт Хайнлайн, прочитав работы К.Э. Циолковского, написал один из лучших своих романов: "Пасынки во Вселенной". Только сейчас понимаю, что мы и есть герои его романа, мы все, люди на планете Земля.

Читая о легендах и преданиях о Китеж-граде, о Светлояре неожиданно коснулись серьезных тем. Истинная история человечества лежит за семью печатями, она скрыта под шелухой мистификаций, налетом вымыслов. Но Правда жива, ее огонек теплится в сказаниях и легендах, в молве, в отголосках, в отражении на воде...

Я не обладаю данными о тектитах из районов озер круглой формы, находящихся на территории РФ, но предполагаю, что они были найдены, как и в аналогичных местах за рубежом. Буду признателен, если кто-то поделится имеющейся информацией.

Нижегородская земля богата полезными ископаемыми, разве что нефти и алмазных россыпей в ней до поры-до времени не находили геологи. Однако три с половиной десятилетия назад геологоразведочная партия из Ярославля при бурении скважины неподалеку от села Воротилово (Ковернинский район) обнаружила «камешки»! На полуторакилометровой глубине залегли черные кристаллы неправильной формы. Они оказались техническими алмазами. Такие встречаются в Заполярье и Якутии. Эти драгоценные камни пластинчатые, чего не бывает у традиционных алмазов. И ученым пока непонятно, каким образом они возникли. Ясно одно: без воздействия высоких температур и геологических подземных сдвигов тут не обошлось. Ковернинские алмазы нельзя превратить в бриллианты, огранке они не поддаются из-за своей пластинчатой структуры. Но прочность эти камни имеют такую же, как и обычные минералы, и их можно использовать в производстве или в ювелирном деле для шлифовки кубических алмазов. Специалисты считают, что геологоразведку на севере области необходимо продолжать, так как, возможно, эти места входят в Алмазный пояс России.

  • Город рядом с вулканом

    Откуда бы это алмазам-то с нефтью взяться в заволжских лесах? Их появление зависело от изменения температуры в недрах земли, в перемещениях пластов и пород, происходивших в незапамятные времена. Недра и поныне «не дремлют».

    Геологоразведчики много интересного могут поведать о явлениях , которые и сегодня влияют на нашу жизнь. Так специалисты «Волгогеологии» из Ярославля вместе с алмазами обнаружили в ковернинской глуши вулкан. Точнее сказать – кратер вулкана на пятидесятиметровой глубине.

    Исследования образцов пород поведали, что этот огнедышащий исполин потух еще тогда, когда по территории нашей местности разгуливали . А перед смертью «дракон» выплевывал потоки лавы, которые доползали до сегодняшней Балахны. После того, как исполин взорвался, из его недр вырвалось такое количество породы, что она засыпала жерло.

    Знаете ли вы?

    Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». Эта книга, по мнению ученых, была написана в конце семнадцатого века

    Воротиловский выступ

    Представить себе эту картину сложно: огромные камни весом в несколько тонн и диаметром до ста метров катились с вершины. Потом они оказались разбросаны по территории Чкаловского, Ковернинского, Сокольского и Городецкого районов.


    Все они надежно погребены под наслоениями почвы вместе с кратером вулкана. Это образование называется Воротиловский выступ. Как утверждают геологи, выступ очень похож на африканский вулкан Камерун. Именно там находится крупнейшее алмазное месторождение на планете.

    Вдруг и у нас обнаружится нечто подобное? Камерун также расположен на равнине, а не в горной местности, как большинство огнедышащих гор. Есть ли вероятность тог, что вулкан проснется?
    - Нет! – отвечают геологи. Великан заснул миллионы лет назад вечным сном.

    Знаете ли вы?

    Длина озера Светлояр - 210 метров, ширина - 175 метров, а общая площадь водного зеркала - около 12 гектаров

    Качая люстрами, танцует дом

    Геологи находят объяснение и странным подземным толчкам в «устойчивых» районах срединной России. Лет сорок назад нижегородцы с удивлением и страхом смотрели на дребезжащую посуду в своих шкафах и качающиеся люстры.


    Особенно сильный полтергейст был заметен в Сормово и Щербинках. Как оказалось, в тот момент в городе зафиксировали землетрясение. К счастью, толчки оказались слабыми, больше похожими на отзвук какой-то дальней . И никто тогда не задумался, отчего же нас стало трясти (кстати, уже второй раз за последнее время), что за катаклизм прислал в наши края свое грозное эхо? Оказалось, зря не задумались. Случайностей в природе нет. По мнению геологов, повторение подземных толчков очень вероятно в будущем.

    Версии

    До сих пор нет единого мнения, как возникло озеро Светлояр. Кто-то настаивает на ледниковой теории происхождении, кто-то отстаивает карстовую гипотезу. Есть версия, что озеро возникло после падения метеорита

    Литосферные плиты медленно перемещаются по поверхности мантии

    Вообще, нижегородцы ступают по своим улицам, дорогам, полям, уверенно, считая, что тверже их под ногами ничего нет. Ведь в свое время каждый читал в учебнике географии об устойчивости платформы, на которой расположена наша область.

    Однако геологи знают: она неумолимо опускается на 3-4 миллиметра в год. Похожа эта платформа на гигантскую блочную стену, которая лежит горизонтально и засыпана толстым слоем почвы. Стык ее литосферных плит проходит под Нижегородской областью, по руслу Волги и Оки.


    Это хорошо заметно обычному глазу: правый берег водных артерий высоко поднят, а левый низкий, равнинный. Этот стык постепенно расходится, очень медленно превращаясь в трещину. Мелкими трещинами испещрены и сами литосферные плиты. Вся конструкция двигается и вызывает легкие землетрясения в наших краях. Много лет назад эти природные явления были разрушительны.

    Легенда

    Вариант легенды гласит, что сам Георгий Победоносец спустился на землю, чтобы помочь защитникам Китежа. Но конь Георгия споткнулся. Тогда святой понял, что спасение Китежа - не его задача и отступил

    После одного из них, которое произошло в 493 году , перепуганные люди ушли с территории Волго-Вятского региона.


    Сейчас землетрясения намного слабее, но все-таки ощутимы, судя по событиям начала века. В течение нового века нижегородцам угрожают только – в крайнем случае - лопающиеся стекла, хлопающие сами собой двери, останавливающиеся часы. Не более.

    Впрочем, даже маститые ученые не знают всех тайн природы, которая преподносит людям неожиданные сюрпризы. Сильные колебания недр нам не нужны еще и из-за оползней. Многие нижегородцы помнят, как обрушился один из глиняных склонов Дятловых гор в 1974 году. Земля полностью перекрыла Окский съезд.


    Светлояр озеро. Воскресенский район

    У соседей-кировчан уже давно проблемы, связанные с землетрясениями. Природные катаклизмы не давали им покоя пять раз на протяжении минувшего века. Одно из землетрясений было силой в шесть баллов по шкале Рихтера!

    Легенда

    И сей град Большой Китеж невидим стал и оберегаем рукою божиею, - так под конец века нашего многомятежного и слез достойного покрыл господь тот град дланию своею. «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже»

    А такие толчки не ограничиваются раскачиванием люстр, они передвигают по комнате мебель, чертят на поверхности земли глубокие расселины и овраги, разрушают дома. И это уже совсем не похоже на затихающую ударную волну, которая, якобы, докатилась до северных районов из неблагополучных в сейсмическом отношении южных широт.

    Поневоле приходит мысль, что очаг подземных толчков где-то рядом. Кстати, ходила ходуном территория средней полосы России и прежде.


    Летописцы не однажды отмечали такие факты. Некоторые гидробиологи сегодня даже полагают, что знаменитое озеро Светлояр образовалось в результате землетрясения 1230 года.

    Китеж град. Легенда, интересные факты

    Легенд о граде Китеже, на месте которого сегодня находится озеро Светлояр превеликое множество. По одной из них его построили всего за три года, был он полностью каменным, что для Руси тех лет было явлением невиданным. В городе не было ни торговцев, ни ремесленников, ни знати, а жили за его каменными стенами люди исключительно праведные, , философы, духовные учителя. Здесь же хранились святыни земли русской.

    Легенда

    Согласно легенде Китеж должен «проявиться» в день Страшного Суда. В тот день, когда мертвые восстанут из могил, поднимется из воды и Китеж


    Князь Владимиро-Суздальский Юрий Всеволодович

    В тринадцатом веке князь Юрий Всеволодович столкнулся с ордой татар и вступил с ними в бой недалеко от другого города с похожим названием Малый Китеж. Сражение князем было проиграно, и он с небольшим отрядом тайными тропами пробрался в Большой Китеж. По официальной версии там же он и был убит противником, который нагнал его. Однако Китежский летописец утверждает, что князь выжил. Он вошел в город, после чего тот под звон колоколов.


    По другой версии, Китеж не растворился, а опустился на дно Светлояра, где находится и по сей день.

    Третья легенда рассказывает, что прежде на месте озера было поселение народа, который поклонялся богине Турке. Но после того как Турка прогневилась, ее конь ударил копытом о землю. На этом месте тут же забил родник, из которого и образовалось озеро.

    Знаете ли вы?

    Легенда о граде Китеже волновала умы литераторов, музыкантов и художников. Писатель Мельников-Печерский, рассказал его легенду в романе «В лесах». Озеро посещали и писали о нём Максим Горький, Владимир Короленко, Михаил Пришвин

    Еще один вариант исчезновения города таков. О Китеже прослышал хан Батый и загорелся желанием его завоевать. От пленного русского воина татары узнали про тайные тропы, ведущие к чудесному граду. Когда войско Баты подошло к месту, они увидели, что город не укреплен. В предвкушении быстрой и легкой победы хан двинул орду к стенам. Но тут же из-под земли вырвались струи воды, под которой и скрылся волшебный город.


    Люди из параллельных миров. Факты

    Более поздние и продвинуты версии говорят, что в озере образовался тоннель, который ведет в . В доказательство они приводят рассказы местных жителей, которые видели и не раз здесь людей в странных одеждах. Последний такой случай был зафиксирован в 2015 году. Некоторые из них даже заходили в магазин, удивлялись диковинным лакомствам в ярких упаковках с картинками, но покупать отваживались только хлеб и крупы, пытаясь расплатиться старинными серебряными монетами.


    Утверждают также, что озеро таинственным образом связано с Шамбалой. Так или иначе, но каждое лето сюда прибывают тысячи людей из разных стран и разных городов. Говорят, что вода здесь святая, вылечивает от множества заболеваний.

    Знаете ли вы?

    Озеро Светлояр рисовали художники Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Ахматова и Цветаева упоминают в своем творчестве град Китеж.

    Но по версии ученых-гидробиологов погубили град Китеж (если таковой был) не злые намерения хана Батыя, а два глубинных разлома почвы. На их узле как раз и находится самый загадочный водоем Нижегородской области.

    Эта версия звучит весьма правдоподобно. Всем известно, что при сильном землетрясении провалы поглощают целые кварталы современных городов. А уж небольшой населенный пункт с деревянными домами в результате природной катастрофы легко мог исчезнуть с поверхности.