Единственный буддийский монастырь на урале. Восхождение к буддийскому монастырю Шад Тчуп Линг на Урале. Выход к подножию горы Качканар

Координаты : 58°46′37″ с. ш. 59°23′13″ в. д.  /  58.77694° с. ш. 59.38694° в. д.  / 58.77694; 59.38694 (G) (Я)

История

Основание монастыря

Лама Санье Тензин Докшит, он же Михаил Санников, познакомился с буддизмом в конце 1980-х годов в Афганистане , где он, кадровый офицер, командир спецподраздения, видел на горных перевалах памятники буддийской цивилизации, процветавшей там до прихода мусульман . После окончания Афганской войны Санников уволился из армии, отправился в Бурятию , в Иволгинский дацан , став учеником Дарма-Доди Жалсараева .

15 мая 1995 году лама Санье Тензин Докшит приступил к строительству буддийской обители на горе Качканар . Место для неё ему указал его учитель.

За 20 лет Шад Тчуп Линг превратился в один из крупнейших в России центров изучения Буддизма и просто в достопримечательность, притягивающую тысячи туристов.

Суд за территорию

Члены общины много раз пытались легализовать постройки, но права на землю предъявляли горно-обогатительный комбинат, чьи карьеры находятся поблизости, и департамент лесного хозяйства.

9 февраля на сайте Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области появилась информация о предстоящем сносе «буддистского монастыря» на горе Качканар . Дело жизни и плоды неимоверного упорства Михаила Санникова и сотен людей, помогавших ему в эти годы, может пойти прахом, а «завораживающие воображение буддийские ступы среди уральских гор» - исчезнуть .

Напишите отзыв о статье "Шад Тчуп Линг"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Шад Тчуп Линг

– Карагины, Жюли и Борис с ними. Сейчас видно жениха с невестой. – Друбецкой сделал предложение!
– Как же, нынче узнал, – сказал Шиншин, входивший в ложу Ростовых.
Наташа посмотрела по тому направлению, по которому смотрел отец, и увидала, Жюли, которая с жемчугами на толстой красной шее (Наташа знала, обсыпанной пудрой) сидела с счастливым видом, рядом с матерью.
Позади их с улыбкой, наклоненная ухом ко рту Жюли, виднелась гладко причесанная, красивая голова Бориса. Он исподлобья смотрел на Ростовых и улыбаясь говорил что то своей невесте.
«Они говорят про нас, про меня с ним!» подумала Наташа. «И он верно успокоивает ревность ко мне своей невесты: напрасно беспокоятся! Ежели бы они знали, как мне ни до кого из них нет дела».
Сзади сидела в зеленой токе, с преданным воле Божией и счастливым, праздничным лицом, Анна Михайловна. В ложе их стояла та атмосфера – жениха с невестой, которую так знала и любила Наташа. Она отвернулась и вдруг всё, что было унизительного в ее утреннем посещении, вспомнилось ей.
«Какое право он имеет не хотеть принять меня в свое родство? Ах лучше не думать об этом, не думать до его приезда!» сказала она себе и стала оглядывать знакомые и незнакомые лица в партере. Впереди партера, в самой середине, облокотившись спиной к рампе, стоял Долохов с огромной, кверху зачесанной копной курчавых волос, в персидском костюме. Он стоял на самом виду театра, зная, что он обращает на себя внимание всей залы, так же свободно, как будто он стоял в своей комнате. Около него столпившись стояла самая блестящая молодежь Москвы, и он видимо первенствовал между ними.
Граф Илья Андреич, смеясь, подтолкнул краснеющую Соню, указывая ей на прежнего обожателя.
– Узнала? – спросил он. – И откуда он взялся, – обратился граф к Шиншину, – ведь он пропадал куда то?
– Пропадал, – отвечал Шиншин. – На Кавказе был, а там бежал, и, говорят, у какого то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова: ну с ума все и сходят московские барыни! Dolochoff le Persan, [Персианин Долохов,] да и кончено. У нас теперь нет слова без Долохова: им клянутся, на него зовут как на стерлядь, – говорил Шиншин. – Долохов, да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели.
В соседний бенуар вошла высокая, красивая дама с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем.
Наташа невольно вглядывалась в эту шею, плечи, жемчуги, прическу и любовалась красотой плеч и жемчугов. В то время как Наташа уже второй раз вглядывалась в нее, дама оглянулась и, встретившись глазами с графом Ильей Андреичем, кивнула ему головой и улыбнулась. Это была графиня Безухова, жена Пьера. Илья Андреич, знавший всех на свете, перегнувшись, заговорил с ней.
– Давно пожаловали, графиня? – заговорил он. – Приду, приду, ручку поцелую. А я вот приехал по делам и девочек своих с собой привез. Бесподобно, говорят, Семенова играет, – говорил Илья Андреич. – Граф Петр Кириллович нас никогда не забывал. Он здесь?
– Да, он хотел зайти, – сказала Элен и внимательно посмотрела на Наташу.
Граф Илья Андреич опять сел на свое место.
– Ведь хороша? – шопотом сказал он Наташе.
– Чудо! – сказала Наташа, – вот влюбиться можно! В это время зазвучали последние аккорды увертюры и застучала палочка капельмейстера. В партере прошли на места запоздавшие мужчины и поднялась занавесь.
Как только поднялась занавесь, в ложах и партере всё замолкло, и все мужчины, старые и молодые, в мундирах и фраках, все женщины в драгоценных каменьях на голом теле, с жадным любопытством устремили всё внимание на сцену. Наташа тоже стала смотреть.

На сцене были ровные доски по средине, с боков стояли крашеные картины, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках. В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых, в обтяжку, панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками.
Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом оба замолкли, заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку девицы в белом платье, очевидно выжидая опять такта, чтобы начать свою партию вместе с нею. Они пропели вдвоем, и все в театре стали хлопать и кричать, а мужчина и женщина на сцене, которые изображали влюбленных, стали, улыбаясь и разводя руками, кланяться.

Каждое утро мы рождаемся вновь. И то, что мы сделаем сегодня, и будет иметь наибольшую важность.
Сиддхартха Гаутама
Продолжаю рассказ об интересных людях. Да, рассказ в основном будет об единственном на территории России горном буддистском монастыре, но монастырь — дело рук конкретного человека.
Итак, весна, Свердловская область, Качканар, одноименная гора.

01.
Информацию о монастыре я нашел случайно при подготовке весенней поездки на Урал. Толковых отчетов о посещении можно пересчитать по пальцам, в основном какие-то статьи о судебных тяжбах с Качканарским ГОКом и слухами о скором сносе. Так что надо было брать руки в ноги и ехать, пока не поздно.

02.
Гора Качканар стоит рядом с одноименным городом, точнее, город раскинулся у подножия горы. Гора так себе, далеко не Эльбрус, всего 887,6 м. Вот на эту высоту нам и надо было зайти.

03.
Самым сложным из всего восхождения было пройти проходную ГОКа. Гора-то оказалась на территории предприятия. Спросил у охранницы, можно ли пройти на гору, та ответила, что можно, но надо согласовать в управлении, это в городе, но они сеодня не работают (суббота), да и не быстрое это дело. Но раз уж мы приехали издалека, она просто обязана рассказать нам о том, что работа у них сложная, территория огромная и за всем уследить просто невозможно. Вот тут у шлагбаума она видит, а вон там, за кустами в трех метрах уже нет. Говорят, там есть тропинка, а дальше уже по дороге, главное, под БелАЗ не попасть. Поблагодарив охранницу и громко высказав свое сожаление по поводу недоступности монастыря из-за бюрократических проволочек, мы отправились за кусты.

04.
Ну а дальше по отличной дороге поднимаемся в гору. По пути можно тормознуть на паре смотровых площадок, даже залезть на осветительные вышки. Карьер действующий, так что смотреть есть на что и смотреть надо в оба.

05.
От второй смотровой в гору уходит прямая старая дорога, нам по ней. Поднимаясь, буквально за час пересекаешь несколько природных поясов. Сюда надо водить на экскурсии детей, редко в такой доступности можно так наглядно показать изменения в природе.

06.
И в итоге выходишь на небольшую поляну. Прямо пойдешь — попадешь к скале Верблюд и высокогорному озеру.

07.
Озеро так себе. Летом, наверное, повеселее будет, а в мае на нем еще был лед. На люду такой толщины еще сидят рыбаки по весне

08.
А направо начинаются просто фантатические (для конца весны) залежи снега, по которым видена цепочка старых следов. Идем по ним. Шаг в сторону и проваливаешься почти по пояс.

09.
Под ногами толстенный слой снега, а под снегом журчат ручьи. Их отлично слышно и проваливаться в них совершенно не хочется. Через несколько сот метров прямо в лесу большая стопка досок и табличка в стиле «Путник, выброси свои вещи, оставь усталость и помоги в строительстве монастыря». Мы помогли, да.

10.
Последний рывок по курумнику, прыгаем по скользким камням и вот, монастырь. Честно говоря, были опасения не застать его на месте.

11.
Монастырь строится, из полностью готовых строений, пожалуй, только ступа Пробуждения. Через ворота, барабаны и информационную доску наконец-то попадаем внутрь.

12.
Нам явно рады

13.
Да нет, на самом деле рады. На лай собак вышел человек и провел нас внутрь, сушиться после купаний в снегу и пить чай. «Пить чай», пожалуй, самая частоиспользуемая фраза на вершине.

14.
В это понятие вкладывается не само чаепитие, хотя оно конечно же непременно будет, а, скорее, разговоры и посиделки. Восточный такой вариант, это же Азия.
«А вы откуда сами-то? А фотки потом где посмотреть? В жж? Он еще жив?!»
Вскоре у них появился бортовой журнал shadtchupling

15.
Обогревшись, выходим на разведку. Это потрясающей красоты место! Я люблю горы, даже такие небольшие. Что-то в них есть первобытное, раскрывающее в человеке подсознательное.

16.
Давным давно на этих землях жили манси. На самой горе не жили, но она считалась местом силы и использовалась для свершения религиозных обрядов.

17.
Когда в эти места пришли русские, они заинтересовались местными месторождениями. По слухам, сам Демидов хотел выкупить у манси гору целиком, но что-то там у них не срослось.

18.
Потом по этим местам прошла платиновая лихорадка, но быстро закончилась. ГОК был основан в конце 50-х годов прошлого века, тогда же был основан и город Качканар у южного склона горы.

20.
Идея постройки монастыря пришла его создателю в 1995-м году. Создателем стал Михаил Васильевич Санников, очень интересный человек. Он родился в семье военных, сам несколько лет командовал диверсионно-разведовательной группой в Афганистане.

21.
Из армии он демобилизовался по инвалидности в звании капитана, работал санитаром в морге, коком в речфлоте, экстерном закончил Нижнетагильское художественное училище.

22.
В конце 80-х, в возрасте 27-ми лет, Михаил решает поступить на учебу в Иволгинский дацан. Поступил и принял монашеское имя Тензин Докшит. Ездил в Монголию и после окончания обучения хотел перебраться туда жить. Но судьба распорядилась иначе.

23.
Если быть совсем точным, иначе распорядился его учитель Пема Джанг. Молодому ламе Докшиту было дано распоряжение о постройке буддистского дацана на Урале. Логика проста: на востоке есть бурятские храмы, на западе питерский Гунзэчойнэй, на юге дацаны Калмыкии, а посередине пусто. Нет на Урале буддистских храмов. А чтоб совсем выделится, храм должен стоять на вершине горы.

24.
Выбрали Качканар, гору на границе Европы и Азии. Как я уже говорил, это место давно было известно как место силы. А имя монастырю дали Шад Тчуп Линг — «место практики и реализации» (или «Место изучения и осуществления», кому как больше нравится). Стройка началась 15 мая 1995-го года и строил первые годы Тензин Докшит один.

25.
Первые постройки практически полностью были деревянные и случившийся в 1998 году пожар уничтожил все отстроенное. Ламе и его немногочисленным ученикам пришлось начинать все заново.

26.
После прогулки по горе опять пьем чай.

27.
Михаил отличный собеседник со своеобразным чувством юмора. В общем, если вы общались с буддистом, который был военным, патологоанатомом и речником, да еще с неплохим образованием и энциклопедическими знаниями в различных областях, то вы меня поймете
Почему-то мне все время вспоминался «Золотой теленок»
«– Читали про конференцию по разоружению? – обращался один пикейный жилет к другому пикейному жилету. – Выступление графа Бернсторфа.
– Бернсторф-это голова! – отвечал спрошенный жилет таким тоном, будто убедился в том на основе долголетнего знакомства с графом. – А вы читали, какую речь произнес Сноуден на собрании избирателей в Бирмингаме, этой цитадели консерваторов?
– Ну, о чем говорить… Сноуден-это голова! Слушайте, Валиадис, – обращался он к третьему старику в панаме. – Что вы скажете насчет Сноудена?
– Я скажу вам откровенно, – отвечала панама, – Сноудену пальца в рот не клади. Я лично свой палец не положил бы.
И, нимало не смущаясь тем, что Сноуден ни за что на свете не позволил бы Валиадису лезть пальцем в свой рот, старик продолжал:
– Но что бы вы ни говорили, я вам скажу откровенно-Чемберлен все-таки тоже голова.
Пикейные жилеты поднимали плечи. Они не отрицали, что Чемберлен тоже голова. Но больше всего утешал их Бриан.
– Бриан! – говорили они с жаром. – Вот это голова!»

28.
Нет, на самом деле я готов был слушать Михаила Васильевича целый день, а то и два. Он рассказал, почему курить сигареты с фильтром вреднее, чем просто сигареты, чем отличается трубочный табак от папиросного (он любит курить), историю о приходе на эти земли русских и что было до этого, как добывают руду и почему Кочканарский ГОК хочет их отсюда выселить и еще много всего.

29.
Я узнал кучу новой информации, но так и не получил ответа на свои вопросы о планах монастыря, откуда деньги на строительство и почему нет документов на землю. С буддистской прямотой лама отвечал мне, что мы есть то, что мы думаем; что монастырь не главное, главное процесс; а деньги это как с едой: если ее принимать внутрь по потребности организма, то еда становится пищей и раз организм жив, значит пища есть. Отличный ответ налоговой, можете использовать

30.
После чая и разговоров перерыв на работы. В тот день делали навес-сарай для всяких хозяйственных нужд.

31.
Люди тут собрались рукастые, да и хочешь ты того или нет, поневоле научишься работать руками. Всякие механизмы собирались по округе и используются в хозяйстве. Просто так никто не потащит на гору такие тяжести.

32.
Еще пару лет назад проблем с доставкой стройматериала, продуктов, да и вообще с передвижением было меньше. От ГОКа был пропуск на проход и проезд, машина могла доехать до той площадки с указателем на Верблюд.

33.
С тех пор политика комбината кардинально изменилась и даже пешком монахи проходят КПП нелегально. Есть еще тропинка с северной стороны горы, но для перевозки чего бы то ни было она пригодна только в зимний период.

34.
Тогда с помощью собак или снегохода производится заброска стройматериала. По большому счету, в монастыре два времени года: зима время заброски стройматериала и учебы, лето время строительства и учебы.

35.
Тут, наверху, нет электричества, водопровода, парового отопления. Нет официальных разрешений, нет документов. Один на один с окружающим миром.

36.
Территория монастыря, собственно, как и вся гора со всеми озерами, Верблюдами, памятником Гагарину и массой туристических троп Качканарский ГОК хочет окончательно закрыть. Бассейн расширяется, начинают разработку нового месторождения и есть риск, что гора от взрывов может разрушаться.

37.
Шад Тчуп Линг единственный в России горный буддистский монастырь, Качканарский ГОК разрабатывает единственное в России ванадиевое месторождение. Трудно спорить с деньгами, комбинат выдает 55 млн тонн железной руды в год.

38.
Кроме монастыря мы можем потерять еще и гору, как это случилось с одной из стерлитамакских шихан. В 2015-м году ГОК собирается запустить добычу на новом месторождении у самого подножья горы.

39.
Один из главных постулатов буддизма в том, что все в этом мире изменчиво и непостоянно.

40.
Но вернемся в монастырь. Мы пришли туда на пару часов, в итоге остались на баню, ужин и ночевку. Откуда что берется на этой каменной вершине?

41.
Хоть на дворе и май месяц, расписание еще зимнее. Учеба, походы за стойматериалами, чай. Никто не стоит над учащимися с палкой, просто если ты пришел сюда, значит хочешь учится, а чтобы выжить надо заниматься хозяйством.

42.
Таким должен стать монастырь в конце стройки. В перевозке стройматериалов основную помощь оказывают собаки. Ребята говорят, что намучались с ними, пока не поняли, что надо делать, чтобы они тащили сани в нужную сторону. Ну и собаки вроде бы поняли, что от них хотят. Но все равно бывают случаи, когда вся связка срывается в сторону и улепетывает куда глаза глядят, увлекая с собой сани.

43.
Михаил говорит, что уровень учеников разный. Кто-то с высшим образованием, а кому-то надо подтягивать школьный курс. Книги в библиотеке на любой вкус, это точно.

44.
Согласно распорядку, из числа монахов назначаются дежурные по хозяйству, наряд на стройку, кто-то уходит в город по делам или за продуктами. В общем, как в армии.

45.
В подсобном хозяйстве куры, козы, корова, собаки. Всех надо накормить, за всеми убрать.

46.
Некоторых еще и подоить.

47.
Это огород. Говорят, что-то даже выращивают. Михаил за год закончил Пермский Сельскохозяйственный Институт и, наверное, знает какие-то тайны, как на камнях вырастить картошку. Я же говорю, очень интересный и разносторонний человек.

48.
Электричества нет, свет от керосинки, но есть светодиодное освещение, работающее от автомобильного аккумулятора. От него же работает ноутбук, а аккумулятор заряжается днем, когда для работ заводится бензогенератор.

49.
Вода местная, дождевая. Она набирается в естественный резервуар, и берется по мере надобности. Зимой это все промерзает до дна и приходится топить лед и снег.

50.
Как говорит лама, пьют не первый год, рога-копыта не отрасли, так что все нормально Трудно было в засушливые годы. Было лето, когда несколько месяцев не было дождей и сидели без воды.

51.
Вот как-то так и живет это уникальное место. Понятно, что не все законно, понятно, что внешне это больше напоминает трудовую общину, но очень бы хотелось, чтобы ГОК нашел возможность оставить монастырь и гору в покое.

52.
Пожелаем монахам удачи и крепости духа. Насколько я знаю, сейчас, спустя полгода года, ситуация у них без изменений.

Гора Качканар расположена около одноименного города в Свердловской области, примерно в 260 километрах от Екатеринбурга.

Качканар - одна из самых высоких гор Среднего Урала, достигающая в высоту 887,6 метра над уровнем моря. Сложена горными породами габбро, перидотитами и пироксенитами.

Топонимисты считают, что название горы произошло от тюркских слов «качка» - лысый и «нар» - верблюд.

Около горы проходит граница двух частей света – Европы и Азии , а также двух регионов – Свердловской области и Пермского края. Близ горы располагались золотые и платиновые прииски.

Первое научное описание горы Качканар выполнил путешествовавший по Уралу в 1770 году академик П.С. Паллас в книге «Путешествие по разным провинциям Российской империи » (1786 г.). Вогулы показали Палласу два рудника, где раньше добывался магнитный железняк.

В 1860-е годы Качканарский массив изучал известный геолог А.П. Карпинский , позже возглавивший Академию наук.

В 1957 году у подножия горы началось строительство Качканарского горно-обогатительного комбината , вскоре здесь вырос один из самых молодых городов Свердловской области – город Качканар .

В настоящее время разработка титаномагнетитовых руд горы Качканар продолжается, действующие огромные карьеры расширяются, планируются новые.

Гора Качканар имеет две вершины – северную и южную. Они называются соответственно «Северный рог» и «Полуденный рог». Каждая из них прекрасна по-своему, с каждой открывается великолепный вид (при этом город Качканар виден лишь с южной вершины).

На вершине горы множество скальных останцев причудливой формы. У многих из них свои собственные названия. Самый известный останец – скала Верблюд .

В 1995 году на вершине горы Качканар был создан буддийский монастырь «Шад Тчуп Линг» (в переводе с тибетского – Место практики и реализации). Его основатель – Михаил Санников. Монастырь уже давно превратился в главную достопримечательность Качканара. Побывать в единственном на Урале буддийском монастыре приезжает немало туристов, насельники монастыря никому не отказывают. В монастыре построены две ступы, считающиеся святынями.

Однако очень скоро монастырь, построенный за многие годы руками нескольких энтузиастов, может быть стерт с лица земли. ЕВРАЗ, которому принадлежит Качканарский ГОК «Ванадий», требует снести «самовольно возведенные постройки». На стороне предприятия и власти всех уровней.

Таким образом, вместо монастыря на этом живописном месте уже к 2015 году должен образоваться очередной карьер… При этом, уничтожая единственные местные достопримечательности (гору и монастырь), власти Качканара говорят о грандиозных планах по развитию туризма.

В общем, успевайте побывать на горе Качканар и в единственном на Урале буддийском монастыре, пока не поздно!..

Как пройти на гору Качканар

1. Выход к подножию горы Качканар

С административной площади Качканара (см. фото), на улицу Крылова (на север) в сторону автовокзала (200 м).

Здание администрации города Качканар

Далее по Крылова до развилки Западный карьер - поселок Валериановск. Направляемся в сторону Западного карьера. Проходим полуостров с профилакторием "Зеленый Мыс" (слева) и выходим к плотине. Справа железная дорога, слева залив с башней подымающейся из воды. Проходим плотину и слева видим место для стоянки. На этом первый этап считаем пройденным.

2. Идем на южную вершину

Южная вершина горы Качканар (да, гора имеет две высокие точки, причем высшая, северная, из города не видна), хоть и не является наивысшей точкой, но её следует посетить. Путь туда не так протоптан туристами, как на северную вершину. Вид на город Качканар возможен только с южной высоты. Скалы вершины расположены компактно. Путь порядка 6 километров с постоянным подъемом в гору. Уклон небольшой, поэтому преодолевается за один переход.

Если вы на машине, то её придется оставить на площадке. Слева находим тропу идущую вдоль берега и двигаемся по ней. Необходимо дойти до старой горнолыжной трассы (600 м). Можно идти вдоль берега, но лучше забирать в гору, чтобы потом меньше ползти вверх по просеке. Подъем крутой. Забравшись на самый верх, идем по дороге налево.

Вид со старой горнолыжной трассы

Метров через 100 выходим на дорогу и идем направо, метров через 100 сворачиваем налево. Идем по лесной дороге никуда не сворачивая. Сначала неважная, дорога постепенно расширяется и становится лучше. Примерно через 3,5 километра необходимо не пропустить тропинку на вершину. Дорога в этом месте уходит направо, а тропинка идет прямо. Начало тропинки (С 58г 44м 58с; В 59г 24м 52с) обычно отмечено ленточками на деревьях. Заходим на тропинку и примерно через 15-20 минут выходим к скальным массивам. Лучше запомнить или отметить выход тропинки, чтобы когда идти обратно не плутать по окрестностям.

Скалы южной вершины раньше имели плиты с названиями. Сейчас от плит остались лишь отверстия в камне.

Виды с южной вершины

3. Идем до горного озера

Перед северной вершиной, на горе есть озеро . Видимо брали пробы руды и вырыли котлован, который впоследствии заполнился водой. Около озера можно остановиться на привал или ночлег. Есть мангал, беседка.

Озеро на месте бывшей выработки

К самому озеру идет дорога, но на машине проехать можно только по пропускам, так как дорога проходит через территорию Качканарского ГОКа.

От площадки (см п.1) двигаемся дальше по дороге. Примерно через 2 километра будет пост охраны Качканарского ГОКа. Если вы на машине, то смело оставляйте машину перед постом. Дальше идем пешком. Доходим до зданий и идем по дороге налево. Через 300 метров, слева, будет проходная на горнолыжную трассу (см. фото), но мы идем прямо с небольшим отклонением направо.

Проходная на горнолыжную трассу

Почти сразу будет широкая дорога направо, но нам туда не надо, идем прямо в гору с небольшим уклоном. После поворота налево дорога будет огибать Западный карьер . Будет много дорожек направо. По ним можно выйти на край ямы и понаблюдать за работой карьера.

Западный карьер

Сразу скажу, что у Западного карьера есть смотровая площадка которая будет у нас по пути. Вот мы дошли до поворота дороги налево (до него около 1 километра), нам туда. Но, если пройти немного прямо, справа будет смотровая площадка Западного карьера в наивысшей точке.

Смотровая площадка Западного карьера

Но вернемся на дорогу. Расстояние от смотровой площадки до озера приблизительно 4 километра.

Дорога

Немного не доходя до озера берет начало тропинка к буддистскому монастырю.

Начало тропинки к буддистскому монастырю

4. Идем от горного озера до скалы Верблюд и на вершину горы Качканар

Для подъёма на гору надо обойти озеро (лучше слева), по тропке выйти на просеку и начать подниматься. Примерно через 700-800 метров начнутся выходы скальных пород и появится площадка с беседкой. С площадки надо повернуть на левую тропинку. Сразу оговорюсь, что если пойти направо, то тропинка выведет прямо к буддистскому монастырю. Но мы ведь идем на «Верблюд», а о монастыре расскажу дальше. Пройдя через скальные завалы скала «Верблюд» появляется во всей красе.

Скала "Верблюд"

Посмотрев панораму и полазив по скале отправляемся дальше на вершину, которая уже видна с «Верблюда».

Вид от "Верблюда"

Тропинка на вершину начинается сразу за «Верблюдом». Пройдя 10-15 минут подходим к вершине горы Качканар с которой открывается панорама на север. Самая высокая точка отмечена бетонной конструкцией с трубой. Прямо под горой находится поселок Косья, чуть дальше Покап, на северо-востоке видны строения монастыря.

Вершина горы Качканар

Вид с вершины на поселки Косья и Покап

Вид на строения монастыря с вершины горы Качканар

Скала Гагарина

5. Идем от горного озера до монастыря Шад Тчуп Линг

Как я уже упоминал, к монастырю Шад Тчуп Линг можно пройти и через дорогу ведущую на вершину. Но надо понимать, что монастырь не просто достопримечательность и просто придти поглазеть там не приветствуется. Если вы хотите, чтобы вам уделили внимание и провели экскурсию, а также угостили местным чаем, то такое мероприятие лучше спланировать. В монастырь не принято приходить с пустыми руками. Приветствуется еда: сахар, чай, печенье, крупы и т.п. Так же возле начала тропинки в монастырь лежат стройматериалы и если захватить с собой кирпичей, досок ну или что там еще находится, то это будет хорошо.

Итак, начало тропинки в монастырь Шад Тчуп Линг находится не далеко от озера по пути из Качканара. Пропустить это место никак не получится. Видны кучи стройматериалов, старые автомобили, табличка с напоминанием «Другу. Идешь в монастырь захвати кирпичей, не допускай пустопорожних пробегов», а также табличка для туристов указывающая что на «Верблюд» вовсе не обязательно ходить через монастырь.

Примерно через километр появится большая поляна с канатной переправой, по которой затаскивают стройматериалы в монастырь.

Поляна с канатной переправой

«Доска объявлений» монастыря

В монастыре имеется две ступы, жилые помещения, баня, домик для гостей, подсобное хозяйство. Ведется постоянное строительство.

М.В. Малахов в XIX веке писал про Качканар:

"Я поднимался на Качканар с востока, откуда доступ считается менее удобным, нежели с запада. Миновав гору Еловую, представляющую собою восточный отрог Качканара и покрытую обломками пород, весьма сходными с Качканаром по своему общему характеру и содержанию магнитного железняка, мы стали взбираться на Качканар. Весь подъем покрыт валунами; основная их масса состоит из зерен авгита с прожилками магнитного железняка. Первое значительное его залегание мы наблюдали на большой террасе Исовского склона горы в типичной крупнозернистой авгитовой породе. Совместное нахождение здесь железа и этой породы, по-видимому, не случайно, что подтверждается и дальнейшими наблюдениями. На всем подъеме к северной вершине от этого залегания магнитный железняк встречался на каждом шагу, но в мелких лишь прожилках, также как и на самой северной вершине. Направляясь отсюда по склону вершины Качканара, приходится спуститься в котловину, разделяющую обе вершины. Далее признаки магнитного железняка исчезают и резко проявляются вновь в обширной россыпи магнитного железняка, находящейся у подошвы Качканара".

Поездку на Качканар можно совместить с посещением горы Колпаки .

Монастырь на горе Качканар

Добро пожаловать на гору Качканар!

© Александр ПЕТРОВ (описание маршрута, фото),
г. Качканар, 2011 г.
© Павел Распопов (описание места)
сайт

Впервые я узнала об этом месте только год-полтора назад. И сразу же загорелась идеей подняться к этому буддийскому монастырю, находящемуся в России, на Урале, на стыке Европы и Азии.

И вот, в минувшие выходные, исполнилась моя мечта - я поднялась на вершину горы Качканар.


Место для строительства буддийского монастыря было выбрано не случайно. Непростое это место. Есть в нем особая энергетика.

Еще древние манси почитали гору Качканар как особое культовое место. Здесь проводились ритуальные церемонии с жертвоприношениями языческим богам.

Существует поверье, что в одной из пещер, которая находилась как раз с той стороны, откуда пришли мы, то есть с поселка Косья, состоялось великое камлание в период похода Ермака в Сибирь. Правитель Сибирского ханства чингизид Кучум, не желая подчиняться, но чувствуя силу противника, заказал великое камлание, чтобы получить ответ шаманов на свои вопросы. Шаманы сошлись в едином мнении - сопротивление войску Ермака бесполезно, следует покориться. Однако, хан Кучум все же наплевал на шаманское предостережение. Дружина Ермака разбило войско хана. Сам Кучум тогда сбежал. А эта пещера-капище до сих пор не найдена, вход в пещеру был завален. Существует также поверье-предостережение - не надо заниматься поиском святилища. Если оно будет найдено и завал разроют, то произойдет катастрофа большого масштаба, губительная для тысяч людей.

Итак, мы уже близки к вершине. Высота Качканара 887,6 метров, это одна из высочайших вершин Среднего Урала. На вершине горы природа создала удивительные каменные останцы. Именно здесь и находится знаменитая гора-камень «Верблюд» - этот огромный каменный великан словно прилег на отдых. По одной из версий, название горы Качканар тюркского происхождения. И состоит слово из двух: "качка" - лысый, "нар" - верблюд.

Правила поведения на территории монастыря просты и понятны.

Создание монастыря относит нас к событиям 20-летней давности. Лама Санье Тензин Докшит (Михаил Санников) в 1995г. заканчивает обучение в буддийском институте при Иволгинском дацане в Бурятии. После этого он прибывает на гору Качканар, где и закладывает 15 мая 1995г. первый камень монастыря. Лама Санье Тензин Докшит никогда не был в этих горах. Путь ему указал его Учитель Пема Джанг (Дарма Доди Жалсараве, 1904-1997гг.). Он подсказал ему не только координаты места для постройки будущей обители - гору Качканар, но и название. Шад Тчуп Линг в переводе с тибетского - «Место практики и реализации».

На сегодняшний день монастырь собрал под своей крышей практикующих буддизм из разных городов России. Основной задачей, поставленной в Шад Тчуп Линг, является развитие в российском культурном пространстве ученой, йогической и монашеской традиций буддизма. Организация обучения и практики реализована через специально разработанные учебные программы, проведение ритуалов, служб, традиционных мероприятий, индивидуальных и коллективных буддийских практик.

Монахи нас встретили в общине гостеприимно. Накормили кашей и напоили горячим чаем.

Дежурство на кухне и другие обязанности в монастыре согласно расписанию. В день, когда мы там были, кашеварил Арсений.

Жизнь в общине идет размеренно, согласно расписанию.

Питаются монахи согласно следующему составленному меню, возможны небольшие изменения.

Кто-то из нашей группы назвал такой образ жизни и разнообразие в питании довольно аскетичным. Алексей, общавшийся с нами, пожалуй, больше всех, поправил, что ничего аскетичного здесь он не видит. Монахиня Сатима, прожившая здесь уже почти 12 лет, тоже усмехнулась и улыбаясь продолжила свое вязание. Нет, пожалуй, такой образ жизни не ограничивает, а скорее приближает человека к свободе, помогает продвигаться на пути к самосовершенствованию. А, вообще, каждый делает свой выбор в этой жизни.

Алексей, в миру работавший учителем английского языка, здесь практикует буддизм. Он живет в монастыре уже больше пяти месяцев и собирается покинуть монастырь не ранее июля-августа. Он провел нам увлекательную экскурсию.

Рассказал Алексей нам об истории монастыря, познакомил со всеми постройками, показал главные святыни обители - буддийскую Ступу Пробуждения, статую Миларепы, и т.д.


Из животных в настоящее время в монастыре обитают только собаки. У одной из собак, оставленной одним французом, посетившим монастырь, родились недавно симпатичные щенята.

Заготовка дров (зимой), строительные работы (летом) - основные трудовые занятия в монастыре.

Солнечные батареи - особая гордость жителей монастыря. При экономном использовании энергии хватает и для зарядки аккумуляторов и даже для выхода в интернет.

С вершины Качканара можно увидеть и Конжаковский камень, и гору Ослянку, и другие вершины Урала.

Мы попали в монастырь не в банный день, согласно расписанию. Но в баню заглянули.

После экскурсии мы вернулись снова в теплый дом, где находится столовая.

Я "залипла" у книжной полки, удивившись разнообразию книг. В монастырской библиотеке книги не только о буддизме, йоге, но и художественная литература, а также книги по теории относительности, толковый словарь русского языка, учебники по английскому...

Полюбопытствовала и заглянула в бортовой журнал. Он тогда велся ручным способом. Видимо, самые первые годы строительства монастыря.
Сейчас вы можете почитать сами Бортовой Журнал буддийской общины Шад Тчуп Линг , где вкратце, по традиции, каждый день записывается погода и основные занятия и события из жизни общины.

У Сатимы любимое занятие - вязание. Мне кажется все эти симпатичные шапочки и носочки связаны ее руками. Но, возможно, я ошибаюсь.

Алексей демонстрирует шапочки.

Посетители монастыря могут купить напамять что-нибудь из теплых вязаных вещей. Или выбрать сделанную руками монахов мандалу. Они здесь предлагаются всевозможных цветов и конфигураций. Главное при выборе понимать, что и цвет, и символы, и рисунок мандалы выявляют прямые и косвенные связи с вашей собственной Вселенной. Прислушайтесь. И Вселенная вас не обманет.

Общаемся. Греемся. Пьем чай.

Алексей рассказывает о плане строительства монастыря. По прогнозу он рассчитан на 300 лет. Сейчас прошло только 20. Масштабы строительства поражают. Не совсем понятна идея того, что некоторые горные породы придется разрушить. Неужели нельзя интегрировать все постройки в каменные скалы, как это сделано сейчас? Может я что недопоняла...

А вот и Лама Санье Тензин Докшит (в миру Михаил Васильевич Санников). Он родился 30 ноября 1961 года в городе Воткинске Удмуртской АССР в семье потомственных военных. Воевал в Афганистане. В 1987 г. в звании капитана вышел на пенсию по инвалидности; в течение нескольких месяцев работал в морге Ленинского района г. Перми санитаром и помощником патологоанатома. Экстерном выучился в Нижнетагильском художественном училище, немного проработал коком на Камском речном флоте. В 1989г. Михаил Санников поступает в Иволгинский дацан, где принял монашеские обеты под именем Тензин Докшит. В декабре 1994 г. получил посвящение в ламы. А с 1995г. он основывает буддийский монастырь на Качканаре.

Мы мало пообщались с Тензин Докшитом. Он говорил с доброй усмешкой, коротко и ясно, просто и мудро одновременно. Так, наверное, и общаются Учителя.

Пришло время нам спускаться с горы.
Поездка эта состоялась уже почти неделю назад, а впечатления еще переварятся не скоро. Кто-то из нашей группы пришел с заранее припасенной изрядной долей скептицизма. Он и ушел с ним. Кто-то ожидал увидеть луч света, чего-то доброго, настоящего, без лоска и гламура, в то же время. Он его и увидел. К ним я и отношу себя. Мне понравилась атмосфера, царящая в монастыре, простота общения между людьми, расписание их занятий, стремление практиковать буддизм, для чего они сюда и приехали. Сама я далека от практики буддизма и медитаций (в счет не беру парочку прочитанных книг), но два года назад мне многое дала практика пховы, когда мне посчастливилось побывать на медитациях Ламы Оле Нидала. Об этом отдельный разговор. Целью написания данного поста не было вдаваться в детали буддизма. Мне хотелось описать буддийский монастырь Шад-Тчуп-Линг в Качканаре, каким его увидела я и мои впечатления, хотя бы на подсознательном уровне. Попытка эта, возможно, получилась не совсем удачной. Просто чтобы понять каждому для себя - надо побывать там. И не пару-тройку часов. Нужно в монастыре пожить, поработать, попрактиковать буддизм.

Напоследок, уходя, мы покрутили молитвенные барабаны...


Мне кажется я еще вернусь в этот монастырь. И хотелось бы не праздным туристом. Пока не знаю когда, но я вернусь.

Ом мани падме хум, ом мани падме хум, ом мани падме хум...

P.S. Поездка в Буддийский монастырь Шад-Тчуп-Линг состоялась вместе в группой ребят из Перми, организаторами поездки являлась