Дворец потала ударение. Дворец Потала в Тибете: самый высокогорный древний замок в мире. Великолепные Произведения Искусства

  • Горящие туры по всему миру
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Спрятанный от мирской суеты и шума грядой самых высоких гор земного шара Тибет издревле манит к себе путешественников. Это одно из древнейших государств мира со своим необычным уставом и порядками, богатейшей историей и культурным наследием. И неудивительно, что именно в Тибете находится наивысший замковый комплекс в мире - дворец Потала. Свое название он получил в 11 столетии благодаря горе, на которой расположен. Называется она Путо, по преданию, именно здесь впервые появился Бодхисаттва Авалокитешвара, который считается воплощением великого сострадания всех просветленных (Будд).

    История возведения дворца

    Впервые дворец Потала был возведен во второй половине 7 века на высоте почти четыре тысячи метров над уровнем моря туфаньским правителем Сронцзангампом в качестве главной императорской резиденции для него и его новоиспеченной супруги принцессы Вэньчэн. До этого здесь уже располагались пещеры для медитации. Весь дворцовый комплекс, состоящий из тысячи залов и комнат, был окружен высокой крепостной стеной, а войти в него можно было через четверо ворот.

    Во время сильнейшей грозы большинство деревянных построек дворца были испепелены молниями.

    Только в середине 17 столетия Далай-лама V Агван Лобсан Джамцо принял решение полностью восстановить былое величие дворца. В результате возник грандиозный комплекс с внутренними двориками, широкими каменными лестницами, часовнями, огражденный высокими стенами и занимающий площадь около трехсот шестидесяти тысяч квадратных метров.

    Архитектура и интерьеры

    В этой реконструкции было задействовано около семи тысяч строителей и еще полторы тысячи скульпторов и художников, создавших уникальные статуи и скульптурные композиции. Центральное место среди них занимает статуя Поталы, полностью покрытая золотом и весящая полтонны. К тому же в строительстве и декорировании дворца широко использовалось серебро, драгоценные камни и дерево ценных пород.

    Тот факт, что дворец Потала является одним из главных символов Тибета, сокровищницей культурного и духовного наследия страны, а также величайшим архитектурным памятником региона, способствовал тому, что в 1994 году этот комплекс был включен в Список Мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Сегодня он представляет собой резиденцию Далай-ламы, место проведения важнейших религиозных обрядов и один из самых интересных музеев мира.

    Как посетить

    Открыт дворец для туристов с 9:00 до 17:00, а в летние месяцы с 7:30. В день его могут осмотреть чуть более двух тысяч человек, преимущественно это группы туристов, которые заранее купили билеты. Как правило, сразу после закрытия моментально раскупаются входные билеты на следующий день, их стоимость составляет около 11 долларов на человека (июнь 2012).

    Лхаса в переводе с тибетского означает «Земля Богов» и здесь действительно всюду чувствуется присутствие божественного.

    Когда приезжаешь в Лхасу, особенно в первое свое путешествие в Тибет, первое, что замечаешь - это Дворец Потала (тиб.: པོ་ཏ་ལ potala, кит.: 布达拉宫 budalagong), возвышающийся на горе Марпо Ри в центре города, который на протяжении многих веков являлся зимней резиденций Далам лам. Дворец назван в честь горы Поталака – мифического места обитания бодхисаттвы Авалокитешвара, живым воплощением которой является Далай лама.

    Строительство Поталы началось в 637 году царем Тибета Сонгцэном Гампо. Однако после пожара и междоусобных войн дворец был капитально разрушен и обрел настоящий облик уже при пятом Далай ламе в середине 17 века.

    В 1645 году Пятый Далай лама распорядился начать строительство Белого Дворца. Три года спустя в 1649 году 9ти этажное сооружение было достроено, и Далай лама переехал в него из монастыря Дрепунг. Впоследствии было начато строительство Красного Дворца, который был возведен к 1694 году. Интересен факт, до сих пор являющийся поводом различных споров и разногласий, что до окончания строительства дворца смерть Пятого Далай ламы скрывалась от народа. Согласно данным Пятый Далай лама скончался в 1682 году, но это известие держали в глубокой тайне. Существует много мнений о причинах утаивания смерти Пятого Далай ламы. Одна из версий гласит, что смерть скрывалась от народа с целью окончания строительства Красного Дворца. Ведь люди, строящие дворец, были воодушевлены глубочайшей верой и уважением к Пятому Далай ламе. Известие о его кончине могло остановить строительство Дворца, поэтому его смерть утаивали на протяжении 12 лет пока строительство дворца не было завершено.

    Потала состоит из 13 этажей общей высотой 118 метров. Внутри находится одна тысяча комнат, в которых располагается более ста тысяч алтарей и двухсот тысяч буддийских статуй и изображений. Особое внимание уделяется ступам, в которых хранятся реликвии Пятого и Тринадцатого Далай лам. В настоящее время Потала привлекает тысячи буддийских паломников. Они обходят коры (ритуальные обходы) вокруг Дворца, начитывают мантры и молитвы, делают простирания.

    Напротив Поталы возвышается гора Чакпо Ри. В 15 веке на этой горе располагался медицинский колледж, который, к сожалению, был разрушен в 1959 году. Сейчас Чакпо Ри привлекает паломников и туристов своими наскальными рисунками. Многие из них сохранились аж со времен царя Сонгцена Гампо (7 век).

    Хочется возвращаться в это место силы снова и снова, полной грудью вдыхать этот разряженный воздух с ароматами благовоний, ячьего масла и кристальной свежести, неспешно делать коры вокруг Поталы, впитывая в себя ее историю и мудрость.

    Дворец Потала фигурирует первым в списке группы важнейших культурно исторических памятников Тибета, охраняемых государством. Потала – уникальный в мире по высокогорному расположению и размерам дворец-замок, его изображение является эмблемой Лхасы и всего Тибета. Дворец Потала – нетленный и великолепный памятник древнетибетского зодчества. В декабре 1994 года дворец Потала был официально внесен в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.


    Дворец Потала построен на южном склоне Красной горы в столице Тибета городе Лхаса. Тыльной стороной Дворец Потала опирается на склон горы, имеет трапециевидную форму, сужающуюся вверху, на фоне синего неба и белых облаков Тибета дворец, выкрашенный в белый и красный цвета, выглядит величественным, сказочным замком.


    Что означает название дворца Потала? По-тибетски «потала» переводится как «место обитания Авалокитешвары», в Индии «potalaka». А гора, на которой расположен Дворец Потала в религиозной литературе называется Путо, и считается священной за то, что как гласит легенда, на этой горе появилась бодхисатва Авалокитешвара. Интересно, что в Китае в провинции Чжэцзян есть вторая гора Путо (普陀山, Путошань), являющаяся священной по той же причине.


    Дворец Потала от основания возвышается на 119 метров в высоту, протяженность с востока на запад 350 метров, ширина с севера на юг 270 метров, строительная площадь 130 тысяч квадратных метров, а вместе с передним двором и прудом позади дворца, общая площадь дворцового комплекса Потала составляет 360 тысяч квадратных метров!


    Начало строительства дворца Потала относится к 30-м годам 7 века нашей эры. Как свидетельствуют исторические источники, туфаньский вождь Сронцзангампо решил сделать Лхасу своей столицей. Прежде всего, он велел построить на вершине Красной горы в Лхасе, где уже были его медитационные пещеры, царский дворец. После того, как состоялось обручение с танской принцессой Вэньчэн, и Вэньчэн прибыла в Тибет, Сронцзангампо возвел на Красной горе 999 комнат. Вместе с построенным раньше дворцом получился комплекс из тысячи помещений! Кроме того, вокруг была возведена стена с длиной каждой из сторон в 500 метров. В стене имелось 4 ворот, украшенных башенками, и был вырыт обводной канал. К несчастью, во второй половине 8 века из-за попадания молнии, деревянные постройки дворца Потала сгорели. К тому же, в конце существования Туфаньского царства разразилась междоусобная война местных племен, приведшая к разрушению первоначального дворца Потала. Сохранились лишь пещера Фаван и зал Пабалакан.


    Дворец Потала, который мы видим сегодня, строился на протяжении нескольких столетий, начиная с 17-го века. Далай Лама 5-й Агван Лобсан Джамцо, в 1645 году дал приказ восстановить разрушенный дворец Потала. В 1652 году Далай 5-й совершил поездку в Пекин. По возвращении в Тибет Далай 5-й переехал из своей прежней обители – монастыря Дрэпунг в завершенный к тому времени Белый Дворец Поталы. Интересно, что после реинкарнации Далай Ламы 5-го, никто не осмеливался сообщить народу об этом, так как правители боялись, что народ взбунтуется и перестанет работать над строительством Дворца Потала. Власть Далай Ламы 5-го была настолько сильна, что его реинкарнацию скрывали более 10-ти лет, чтобы достроить дворец.

    В 1690 году на 8-й год после кончины Далая 5-го Дисы Санцзе Джамцо именем Далай Ламы 5-го предпринял строительство Красного дворца и мемориальных ступ в комплексе Поталы, для чего была снесена часть обветшалых строений. В работах было занято 7 тысяч человек мастеров и рабочих, было истрачено 2134 тысяч лянов (1 лян = 150 грамму) серебра, по приказу цинского императора Канси на строительство было послано 114 ханьских и маньчжурских мастеров, в работах приняли участие и непальские мастера. В 1693 году работы были завершены, и в 20-й день 4-го месяца по тибетскому календарю состоялось освящение Красного дворца. Перед фасадом дворца Потала был воздвигнут памятный столб в память о завершении строительства. С тех пор в планировке дворца Потала не происходило крупных перемен.


    Когда с площади перед дворцом Потала вступаешь в ворота дворца, то оказываешься внутри двора, огражденного с трех сторон высокой стеной. Прямо к северу идет широкая каменная лестница. Отсюда можно видеть восточный вход и западный вход. Главным является восточный вход (по-тибетски «пинцодолан»). Войдя в него и пройдя темный ступенчатый коридор, попадаешь в Дэянся. Это ровная площадка размером 1600 квадратный метров у входа в Белый дворец. Здесь для Далай Ламы, высокого духовенства и чиновников устраивались театральные представления. С южной и северной сторон площадки имеются галереи, помещения на восточной и западной сторонах служили учебными классами титулованных монахов А вход, прямо обращенный на запад, является главным входом в Белый Дворец Поталы.


    Белый дворец Поталы

    Белый дворец Поталы находится к востоку от Красного дворца, в Белом дворце имеются Большой восточный павильон, Солнечный павильон, жилые покои регента и наставников Далая, служебные помещения правительства.

    Большой восточный павильон (по-тибетски «Цоцинься») – самый большой павильон Белого дворца. Здесь устраивались важные мероприятия политического и культового характера, в частности церемонии интронизации Далай Лам. В центре павильона у северной стены установлен трон Далай Ламы. На стенах павильона множество фресок, две группы фресок вызывают особый интерес: фрески на тему «превращение обезьяны в человека» и фрески, повествующие историю принцессы Цзиньчэн.

    Солнечный павильон расположен наверху Большого восточного павильона. Имеются два солнечных павильона: восточный и западный. Они служили жилыми покоями Далай Лам. Западный солнечный павильон был построен в поздние годы Далай Ламы 13-го. Большую часть года (лето и осень) Далай Лама проводил в летней резиденции Норбулинка, а дворец Потала служил ему зимним Дворцом.

    Именно в этом павильоне Далай Лама проводил время за чтением священных текстов, административных делах и жизненных отправлениях. В западном солнечном павильоне находились жилые покои Далай Ламы 13-го, а в восточном солнечном павильоне – покои Далай ламы 14-го. В павильоне хранятся золотая статуя Будды, фигура Авалокитешвары из яшмы, свитки священных сутр, фарфор, чайный прибор из золота и яшмы, парчовые одеяла и прочее.

    Красный дворец Поталы


    Красный дворец служил местом молитв во имя Будды и других культовых отправлений, главными помещениями Красного дворца являются павильоны с мемориальными ступами Далай Лам и культовые помещения другого назначения. Всего в Красном дворце Поталы имеется 8 мемориальных ступ, из них самыми роскошными являются ступы Далай Ламы 5-го и Далай Ламы 13-го. Размер и пышность оформления ступы символизирует вклад в развитие страны и общества, внесенный этим Далай Ламой. Кроме того, в Красном дворце Поталы хранятся многочисленные культовые памятники и искусные изделия из драгоценных камней и металлов, искусно сделанные резные поделки, редкие издания священных текстов, а также скульптуры буддистских святых, иконы «танка», культовые атрибуты, жертвенные принадлежности и так далее. В фресковой галерее на пятом этаже Красного дворца Поталы есть целая группа фресок, воспроизводящих эпизоды строительства дворца Потала.

    Ступа Далай Ламы 5-го занимает 4-й этаж, но сама она по высоте равняется 5-ти этажному сооружению! Эта ступа высотой 14,85 метра, сделанная из чистого золота, - самая высокая из ступ дворца Потала. Говорят, оформление и содержимое этой ступы равняется половине богатств всего человечества.

    Второй по высоте ступой является ступа Далай Ламы 13-го . Начало строительства ступы датируется 1934 годом, на строительство ушло 3 года. Высота ступы 14 метров, на внутренней стене павильона есть фреска, посвященная жизнеописанию Далай Ламы 13-го, в том числе эпизод поездки Далай Ламы в Пекин, где он был принят императором Гуансюем и вдовствующей императрицей Цыси.

    Западный большой зал (по-тибетски «Сысипинцо») находится к востоку от павильонов со ступами, его площадь 680 квадратный метров. Это самый просторный зал Красного дворца в всего дворца Потала. В этом зале Далай Лама 5-й устраивал приемы, жертвоприношения и прочее. В западном зале хранится также пара парчовых полотнищ, сотканных из золотых нитей, которые в 1696 году были подарены китайским императором по случаю завершения строительства Красного дворца Поталы. Есть также подаренный императором Цяньлуном транспарант с автографом императора и надписью «Место, источающее рай». Этот транспарант находится над троном Далай Ламы.

    В самом высоком павильоне Красного дворца Поталы в зале у западной стены установлена статуя одиннадцатиликой и тысячерукой бодхисатвы Авалокитешвары , которая была изготовлена из чистого золота и серебра по приказу Далай Ламы 13-го.

    Из самых ранних строений дворца Потала сохранились лишь пещера Фавана («Цзюйцзечжупу») и павильон Пабалакан. Пещера Фавана площадью 27 квадратных метров отличается скромным убранством. По преданию сам туфаньский царь Сронцзамгамбо постигал в этой пещере священные тексты. В пещере установлены статуи сронцзангамбо, принцессы Вэньчэн, принцессы Чицзуль, Лудунцзана – лиц, известных ов времена Туфаньского царства. Кроме того, сохранилась утварь (очаг, каменный чан, ступа), которой, по преданию, пользовался Сронцзангамбо. Павильон Пабалакан называется также павильоном Авалокитешвары, он расположен над пещерой Фавана.


    Павильоны со ступами Далай Лам 7-го, 8-го, 9-го, а также павильоны со ступами Далай Ламы 5-го и 13-го имеют кровли, сплошь покрытые позолотой. Такие же золотые кровли венчают павильоны Пабалакан и Рамлакан. Все вместе они образуют блистательный ансамбль золотых кровель. Большинства кровель имеют традиционную форму китайских крыш с взлетающими углами. На коньках кровель есть украшения в виде колоколообразных монастырей, которые покоятся на лотосовых пьедесталах. Взлетающие угловые конструкции кровель украшены фигурками мифических буддистских животных.

    Дворец Потала – это сокровищница бесценных художественных изделий и произведений искусства, а также исторических памятников. Даже для фресок использовались красители, приготовленные из драгоценных металлов и камней. Эти фрески поражают яркостью и свежестью. Во дворце Потала хранятся около 10 тысяч икон «танка», большая часть которых выполнена видными художниками древности. Богатое собрание изданий священных текстов, многие из которых выполнены на высоком художественном уровне и по достоинству считаются произведением искусства. Не мало издания являются уникальными. Имеются около 100 свитков канонов, выполненных на пальмовых листьях и доставленных из Древней индии и других мест. Самый ранний текст на пальмовых листьях насчитывает не одно тысячелетие. Техника издания священных текстов включает рукописное письмо золотыми и серебряными чернилами, нанесение золотого покрытия на текст, выполненный выпуклым шрифтом. Например, есть издание «Ганчжура», выполненное красителями, приготовленными из золота, жемчуга, серебра, кораллов, железного порошка, медной пыли и морских ракушек. Бумага, на которой написан текст, обладает стойкостью к влажности, гниению и порче насекомыми, прочна и в то же время эластична.


    Дворец Потала является великим творением тибетского народа и средоточием его культуры. В нем нашли воплощение достижения тибетцев в архитектуре, ваянии, живописи, металлообработке и других областях науки и искусства. Его вполне можно назвать музеем науки и культуры Древнего Тибета. Кроме того, дворец Потала запечатлел историю хозяйственных и культурных контактов тибетцев с другими национальностями Китая, Непала и Индии. Дворец Потала является гордостью тибетского народа и мировым культурным наследием всего человечества. Также, дворец очень часто видят иностранцы, отправившиеся в тур по Тибету .


    – бесценная сокровищница Тибета , самый высокий древний дворец в Китае, да и во всем мире, высота которого достигает 3 767 м (12 359 футов). Расположен он на Красном холме – Марпо Ри в центр е Лхасы – исторической столице Тибета. Потала получил свое название в честь святой горы в Южной Индии на санскрите “Обитель Авалокитешвары (Будда Милосердия).”

    Дворец был построен на том месте, где обычно медитировал правитель Тибета Сонгцен Гампо. Первое сооружение было построено здесь в 637 году. Позже он решает Лхасу сделать столицей Тибета и как гласит легенда, в честь обручения с принцессой Вэнь Чэн из китайской династии Тан (618 – 907) в 7 веке Сонгцен Гампо выстраивает 9-этажное здание – дворец с тысячами комнат.

    Позднее, с распадом династии Сонгцен Гампа, древний дворец был почти уничтожен в войнах. Образ который мы видим сегодня – архитектура династии Цин (1644 – 1911). Дворец Потала состоит из 2 частей, Красный дворец – центр и Белый дворец, расположенный как два крыла.

    Красный дворец или Potrang Marpo – самая высокая часть Дворца, она посвящена обучению и религиозным буддийским молитвам.

    По задумкам она представляет собой величавость и силу. Красный дворец состоит из сложной компоновки различных залов, часовен и библиотек на многих уровнях с множеством небольших галерей и извилистыми коридорами: The Great West Hall, пещера Дхармы, часовня святого, могила Тринадцатого Далай-ламы и т.д.

    The Great West Hall – крупнейший зал дворца Потала , с красивыми фресками на его внутренних стенках. Вокруг него расположены три часовни, часовни Востока, часовни Севера, а также часовни Юга. Дхарма пещера и часовня святого только две сохранившиеся конструкции 7-го века со статуями Сонгцен Гампа и принцессы Вэнь Чэн внутри.

    Белый дворец или Potrang Karpo когда-то служил административным зданием местного самоуправления, а также жилым помещением Далай-ламы. Стены его окрашены в белый, чтобы передать тишину и покой. Большой Зал Востока на четвертом этаже был местом проведения особых политических и религиозных действ.

    Пятый и шестой этажи используются в качестве жилых помещений и офисов регентов в то время как седьмой этаж, верхний, является жилым помещение Далай-ламы, состоящий из двух частей, называемых восточной палаты Саншайн и Западной палаты Саншайн в связи с обилием солнечного света.

    Дворец Потала имеет и другие сооружения, включая школы буддийской логики, семинарии, типографии, сады, дворы и даже тюрьмы. В течение более 300 лет, дворец хранит в себе множество реликвий культуры, таких как фрески, ступы, статуи, танки и редкие сутры.

    Дворец Потала в наши дни

    – центр тибетской религии, политики, истории и искусства, и на сегодняшний день – масштабный краеведческий музей. Он хранит в себе более 2500 квадратных метров фресок, около 1000 ступ, более 10 000 скульптур и около 10000 картин танка. Коллекция также включает в себя картины, резьбы по дереву, классические писания, золотые изделия, нефрит и изделия местных ремесленников, которые отражают мудрость и интеллект тибетцев. Погребальные ступы здесь построены, чтобы сохранить остатки Далай-лам на момент их смерти.


    В настоящее время существует восемь роскошных ступ, по одному для каждого Далай-ламы, кроме шестого, кто был снят с этой службы. Погребальные ступы отличаются по размеру, но имеют такую??же структуру, состоящую из верхней части, корпуса и основания. Все ступы украшены золотом и драгоценными камнями. Самой величественной из всех, является ступа пятого Далай-ламы.

    Он стоит почти 15 метров (около 49 футов) в высоту, и украшен 15 000 жемчуга, сердолика и драгоценных камней. Фрески в коридорах изображают исторических деятелей, религиозные легенды, буддийские рассказы, народные обычаи и архитектуру.

    Дворец Потала (Potala Palace) в городе Лхаса в Тибете царский дворец и буддийский храмовый комплекс , являлся основной резиденцией Далай-Ламы . Расположенный на высоте 3767 метров над уровнем моря. Ни один дворец мира не расположен так высоко, как Потала. Свое название дворец получил от наименования священной горы, находящейся в Индии, где, по преданию, обитает бодхисатва Авалокитешвар (Гуанинь).



    Согласно легенде, дворец Потала был возведен в 7 веке туфаньский царь Сронцзангамбо для своей будущей жены - танской принцессы Вэньчэн. Раскинувшийся по склону горы от подножия до вершины, он объединяет 1000 построек тибетской архитектуры. После падения Туфаньской династии от военных нашествий большинство залов дворца было разрушено, их реконструкция началась в 1645 году, когда цинское правительство утвердило далай-ламу Пятого правителем Тибета. Его преемники не прекращали работ по расширению дворца Потала, и вот каким он предстает в наши дни.



    Дворец делится на две части - Почжангабо и Почжанмабо. Почжангабо на востоке служит резиденцией далай-лам. Почжанмабо в центре вмещает буддиские залы и погребальные пагоды-ступы. В белых домах на западе живут монахи и слуги. Перед Почжанмабо разбито место для представления изображения Будды в праздничные дни. Главное здание дворца Потала имеет 13 этажей.



    Дворец Потала - священное место тибетского буддизма, каждый год его посещает великое множество паломников и туристов. Поднятие на Поталу обычно начинается с пробельной стелы у подножия горы, по извилистой каменной дорожке можно дойти до восточных ворот с изображением четырех алоханей и через 4-метровую дворцовую стену попасть в великолепный павильон. На середине горы взорам открывается грандиозная терраса площадью 1600 кв. м, где далай-лама обращался к верующим. Отсюда по коридору поднимаешься в самый большой в Почжангабо павильон Цоцинься. По историческим записям с 1653 года, когда цинский император Шуньчжи золотыми грамотой и печатью пожаловал далай-ламу Пятого и центральное правительство утвердило его возведение в ранг святых, здесь проводятся торжественные религиозные церемонии.




    Главное сооружение части Почжанмабо
    образуют 8 усыпальниц - погребальных пагод-ступ. Самой крупной и самой роскошной является погребальная пагода далай-ламы Пятого. Она покрыта листовым золотом, на что было израсходовано 3721 килограммов, и инкрустирована драгоценными камнями. В самом крупном павильоне Почжанмабо представлены мемориальна доска с надписью цинского императора Цяньлуна и великолепные занавески, подаренные цинским императором Канси. По преданию, чтобы изготовить эти занавески, император Канси велел построить специальную мастерскую, на их тканье ушел целой год. Отсюда через галерею можно попасть в самую древнюю часть дворца - павильон Сноягал, где хранятся скульптуры царя Сронцзангамбо, принцессы Вэньчэн и сановников. В самом высоком павильоне Сасронланцзе приносили жертвы изображению и поминальным табличкам цинского императора Цяньлуна. После кончины далай-ламы Пятого по новогодним дням по тибетскому календарю здесь совершали жертвоприношения его преемники.


    Белый дворец Поталы находится к востоку от Красного дворца, в Белом дворце имеются Большой восточный павильон, Солнечный павильон, жилые покои регента и наставников Далая, служебные помещения правительства.


    Большой восточный павильон (по-тибетски «Цоцинься») – самый большой павильон Белого дворца. Здесь устраивались важные мероприятия политического и культового характера, в частности церемонии интронизации Далай Лам. В центре павильона у северной стены установлен трон Далай Ламы. На стенах павильона множество фресок, две группы фресок вызывают особый интерес: фрески на тему «превращение обезьяны в человека» и фрески, повествующие историю принцессы Цзиньчэн.





    Солнечный павильон
    расположен наверху Большого восточного павильона. Имеются два солнечных павильона: восточный и западный. Они служили жилыми покоями Далай Лам. Западный солнечный павильон был построен в поздние годы Далай Ламы 13-го. Большую часть года (лето и осень) Далай Лама проводил в летней резиденции Норбулинка, а дворец Потала служил ему зимним Дворцом.



    Именно в этом павильоне Далай Лама проводил время за чтением священных текстов, административных делах и жизненных отправлениях. В западном солнечном павильоне находились жилые покои Далай Ламы 13-го, а в восточном солнечном павильоне – покои Далай ламы 14-го. В павильоне хранятся золотая статуя Будды, фигура Авалокитешвары из яшмы, свитки священных сутр, фарфор, чайный прибор из золота и яшмы, парчовые одеяла и прочее.


    Красный дворец служил местом молитв во имя Будды и других культовых отправлений, главными помещениями Красного дворца являются павильоны с мемориальными ступами Далай Лам и культовые помещения другого назначения. Всего в Красном дворце Поталы имеется 8 мемориальных ступ, из них самыми роскошными являются ступы Далай Ламы 5-го и Далай Ламы 13-го. Размер и пышность оформления ступы символизирует вклад в развитие страны и общества, внесенный этим Далай Ламой. Кроме того, в Красном дворце Поталы хранятся многочисленные культовые памятники и искусные изделия из драгоценных камней и металлов, искусно сделанные резные поделки, редкие издания священных текстов, а также скульптуры буддистских святых, иконы «танка», культовые атрибуты, жертвенные принадлежности и так далее. В фресковой галерее на пятом этаже Красного дворца Поталы есть целая группа фресок, воспроизводящих эпизоды строительства дворца Потала.



    Ступа Далай Ламы 5-го занимает 4-й этаж, но сама она по высоте равняется 5-ти этажному сооружению! Эта ступа высотой 14,85 метра, сделанная из чистого золота, - самая высокая из ступ дворца Потала. Говорят, оформление и содержимое этой ступы равняется половине богатств всего человечества.

    Гранитные стены, золотые крыши, изящные карнизы с их позолоченными украшениями делают дворец Потала неописуемо великолепным и величественным. Цветные настенные росписи в нем изображают Будд и алоханей, правдиво воспроизводят жизнь и деятельность далай-ламы Пятого, торжественное вступление в Тибет танской принцессы Вэньчэн, отражают развитие тибетского буддизма, древнюю тибетскую культуру. Древний архитектурный ансамбль - дворец Потала - это плод ума и таланта народа, свидетельство культурных связей между тибетцами и ханьцами, нерушимый символ Тибета.


    Многочисленные паломники обходят вокруг холм со дворцом, совершая кору — ритуальный обход святого места. Вдоль коры находятся многочисленные молитвенные барабаны и торговые ряды.