Достопримечательности Франции — Замок Вилландри. Старинный замок вилландри во франции Замок вилландри франция история кратко

О замке

Любая поездка во Францию обязательно предполагает посещение Парижа. Но если тур не ограничивается одним только Парижем, то тогда почти всегда посещают знаменитые замки Луары. Знамениты замки тем, что они построены в основном в эпоху Возрождения, и были резиденциями французских королей и их ближайших родственников. Замок Вилландри (Chateau de Villandry) одно из таких сооружений, построенных в целях не столько военных, сколько для красивой, величественной и комфортной (на уровне тех веков) жизни.

Замок расположен недалеко от Луары. Поблизости от Замка Вилландри с давних времен находилось еще более древнее строение, выполнявшее роль крепости. Здесь в 1189 году произошла историческая встреча Филиппа-Августа, короля Франции, с Генрихом II Плантагенетом, королем Англии, на которой два монарха подписали мирный договор. Через несколько веков крепость перешла в собственность Жана Ле Бретона, который по поручению короля Франциска I строил замки Фонтенбло и Шамбор. Бретон решил построить замок и для себя. Так появился замок Вилландри.

Архитектура

Замок Вилландри имеет нарядный и праздничный вид, ибо строился не для войны. От старой крепости сохранился только донжон, около которого было выстроено новое П-образное здание, парадный двор которого выходил к Луаре. Оба крыла здания построены в стиле Ренессанса, в котором строились все дворцы в начале XVI века. Фасад смотрит на мир большими окнами с пилястрами и капителями, украшен нарядным фризом и другими лепными и резными украшениями, причем, окна фасада спроектированы так, что вносят в крылья дворца некоторый элемент асимметрии. По сторонам двора идут арочные галереи.

Следующий владелец замка маркиз де Кастеллан внес в архитектуру замка дополнительные украшения: арочное оформление окон, добавил балконы, закрыл колоннаду первого этажа и устроил там кухни и хозяйственные помещения. Впоследствии замку по мере возможностей вернули первоначальные формы. Интерьеры сохранились в основном с XVIII века.

Замок частично окружен рвом. Однако, главная достопримечательность не ров, а бесподобный трехуровневый сад. Ле Бретон, который проектировал замок, видел множество итальянских садов, которые создали знаменитые мастера Возрождения. Итальянские сады составляли со зданиями единый ансамбль, служа для дворцов органичным фоном. Для итальянских садов характерны строгие геометрические формы и широкие аллеи, обсаженные подстриженными кустами. Французские сады от итальянских отличаются большими размерами, так что здания на их фоне выглядят меньше, чем они есть на самом деле. При таких больших садах становятся ненужными ограды.

На самой верхней ступени сада Вилландри растут фруктовые деревья и расположен замечательный пруд, питающий водой сам дворец и фонтаны на нижних уровнях. Этот участок смыкается с великолепным строевым лесом. Проложенные под деревьями тропинки едва заметны. Средняя терраса находится на одном уровне с залами первого этажа, это декоративный сад. А на нижнем уровне разбит огород.

Декоративный сад - это сад любви. Он разбит на четыре квадрата, кусты в которых высажены в форме аллегорических фигур любви. На северо-западе - сердце, пронзенное стрелой, обозначающее любовь-страсть. В северо-восточном квадрате кусты с желтыми цветами изображают рога, веера и любовные записки, которые символизируют любовь-адюльтер. Юго-запад посвящен нежной любви: сердца, разделенные пламенем и маскарадные маски. На юго-востоке любовь трагическая с красными цветами крови и лезвиями шпаг. Самая южная часть сада содержит изображения Креста Лангедока, Креста Мальты и Креста Страны басков.

Сад любви отгорожен от огорода рвом, а далее открывается прелестный вид на деревню с церковной колокольней. Огород спланирован так искусно, что овощи и фруктовые деревья образуют большие многокрасочные партеры. Дополнительное украшение огорода - фонтаны.

История

Замок построил для себя государственный секретарь короля Франции Франциска I Жан ле Бретон в XVI веке. Несколько позже он подвергся небольшой перестройке, но в основном дворец дошел до нас в первоначальном виде благодаря следующему владельцу замка доктору Карвальо. По его инициативе в 1906 году была создана ассоциация владельцев памятников истории, которая и позволила впоследствии открыть замки для посещений. Доктор Карвальо организовал восстановительные работы в замке, вернул первоначальный вид окнам и обновил сады. Внутреннее убранство замка доктор не изменял.

Туристам

В замке можно осмотреть столовую, лестницу и картинную галерею. Разумеется, никто из туристов не остается равнодушным при осмотре садов. При желании в замке можно организовать выставку или конференцию, семинар, забронировав место заблаговременно.

Стоимость посещения:

  • Взрослые: замок и сады - €9,5; сады - €6,5;
  • Взрослые с аудиогидом: замок и сады - €12,5; сады - €9,5;
  • Сокращенный вариант: замок и сады - €5,5; сады - €4
  • Сокращенный вариант с аудиогидом: замок и сады - €8,5; сады - €7
  • Группа мин. 15 человек: замок и сады - €7; сады - €4,5
  • Группа мин. 15 человек с аудиогидом: замок и сады - €10; сады - €7,5

Сады открыты каждый день, весь год, с 9:00 до 18:00.

Добраться до замка Вилландри можно разными путями. Из Парижа на автомобиле по дороге А10 до Сомюра, а оттуда по дороге А85 до Вилландри. Поездом от станции Монпарнас до Тура, а оттуда на такси.
Из Нанта на машине по дороге А11, а затем по шоссе А85. Поездом до Тура или Сен-Пьер-де-Кора, далее на такси.
Из Тура кроме такси в июле и августе в Вилландри ходит и общественный транспорт. Рекомендуется так же воспользоваться велосипедом вдоль Луары по специальной дорожке.

В этой части, которую я проанонсировала несколько дней назад , я покажу вам ещё один замок долины Луары. Учитывая мою нелюбовь к затёртым миллионами ног туристическим достопримечательностям, странно было бы ожидать, что мы туда заедем. Это один из самых известных французских замков, рассказами о нём и его фотографиями забиты тонны бумажных путеводителей и терабайты в интернете.

Но я всё-таки включила его в маршрут. Тому нашлось несколько веских причин. И Вилландри не только не разочаровал нас, но и стал украшением нашего отпуска и маршрута.

Так какими же были те веские причины, что побудили меня добавить Вилландри на маршрут? Что в нём такого уникального?

Во-первых, сады. Я люблю любые сады и растения. Я люблю помидоры - нюхать и есть; цветы - нюхать, любоваться и фотографировать; регулярные сады - осматривать, шуршать камушками под ногами на дорожках и любоваться изяществом форм и умением мастеров топиарного искусства; английские парки - ну, вы поняли уже..

Особенно мне интересны парки и сады, которые не просто наполнены растениями, а созданы с каким-то смыслом, идеей. Вот сады Вилландри это как раз такое удивительное произведение искусства. Это и живописное полотно, и театральные подмостки, и живое воплощение легенд, главные роли в которых играют растения.


(фото отсюда)

Во-вторых, история замка. Но не та её часть, в которой венценосные особы и интриги придворных (которых, кстати, тут не было никогда), а период восстановления, реконструкции, - фактически, история одной семьи, которая посвятила всю свою жизнь возрождению, воссозданию этого замка и его садов. И делали они это с невероятными скрупулёзностью и любовью, с бережным и глубоким проникновением в суть, в идею и замысел.

Ну, и наконец , этот замок радикально отличался от камерного и нежного, как дамская шкатулка, Азе-лё-Ридо, в котором мы уже побывали ( , если вдруг кто-то не читал).

Вообще говоря, «замки Луары» это отдельный туристический аттракцион, предлагаемый в любом турагентстве. Мне не хотелось вливаться в общий туристический карусельный поток, поэтому для программы отпуска я отобрала несколько замков, которые бы максимально были не похожи друг на друга. В конце концов, хоть их и превратили в зализанный до глянцевости леденец, в выхолощенные декорации, всё же в основе у них реальная история реальных людей, череда времён, чувств, эмоций и событий.

Так чем же уникален Вилландри? Ну, во-первых, он не королевская резиденция, и даже не подарок какой-нибудь куртизанке или фаворитке. Первым хозяином стал Жан Ле Бретон - министр финансов при Франциске I.

Когда-то здесь была феодальная крепость, в донжоне которой 4 июля 1189 года был подписан мирный договор между признавшим своё поражение королём Англии Генрихом II Плантагенетом и королём Франции Филиппом-Августом. Ровно через два дня после этого Генрих II скончался.

И именно на руинах этой крепости в 1532 году и начал строительство Жан Ле Бретон . Он увлекался архитектурой, обладал прекрасным вкусом, и в результате Вилландри у него получился гармоничным, изящным, прекрасно вписанным в ландшафт и довольно лаконичным, лишённым так модных в то время башенок, конических крыш и прочих «рюшечек».

Часть донжона, где был подписан знаменитый документ, кстати, осталась. Этот архитектурный элемент, как и зубцы на верхней части стены, напоминают об историческом предназначении крепости-предшественника Вилландри.

Жан Ле Бретон был послом в Риме, где и увлёкся архитектурой, с интересом изучал искусство устройства садов. И всё это он потом со вкусом и большим успехом применил в Вилландри. Однако, последующие владельцы на протяжении долгих десятилетий не сильно пеклись о сохранности этой красоты. И к началу XX века, когда его приехал осмотреть Иоахим Карвалло (Joachim Carvallo), замок за счёт внесённых изменений и добавленных окон больше походил на казарму, а от сада не осталось и следа.

Иоахим Карвалло на тот момент был перспективным учёным, медиком, который, будучи любимым учеником лауреата Нобелевской премии Карла Рише, под его руководством занимался исследованиями в области физиологии пищеварения. Но он бросил перспективную карьеру, купил Вилландри и вместе со своей супругой Энн Коулман, американкой из состоятельной семьи промышленников, взялся за воссоздание первоначального облика замка.


(фото отсюда)

Он углубился в исторические документы, искал свидетельства очевидцев, проводил целые исследования, руководил работами каменщиков и садоводов, и в конце концов преуспел невероятно! Сейчас в саду установлены несколько интерактивных конструкций, позволяющих всем посетителям с помощью кадров хроники составить себе представление о том объёме работ, который пришлось проделать мистеру Карвалло.

В 1924 он основал общество «Исторический Дом», которое объединило всех владельцев подобной недвижимости. И именно он стал инициатором идеи открыть эти замки для публики. Вилландри он открыл для посетителей в 1920 году. Сейчас его дело продолжает его правнук Анри Карвалло.

Мы начали свой осмотр с интерьеров. Там есть на что посмотреть. Подлинные предметы быта, мебель, прекрасный паркет, великолепная коллекция живописи. И, конечно, прекрасные виды из окон, выходящих на сад и огород.

И моя любимая тема - кухня! Медные, лоснящиеся бока тазов и сковород, вытоптанные за столетия тропинки на каменном полу, печь, лёгкий аромат копчёного чернослива и кряжистые стулья - всё моё любмое, да.

Детская с колыбелькой.

Спальня с окнами, выходящими в огород.

Детская спальня с рядом книжек на полке, с игрушками и уютной кроватью.

И игровая комната с огромным кукольным домиком в виде самого Вилландри и театром перчаточных кукол.

Ещё одно сокровище - потолок в Восточной гостиной. Его привез сюда Карвалло в 1905 году. Этот потолок был частью графского дворца Македа, построенного в XV веке в Толедо. Дворец разобрали, и три из его четырёх мавританских деревянных, инкрустированных потолков сейчас находятся в Мадриде в Национальном археологическом музее, а четвёртый, благодаря мистеру Карвалло, могут лицезреть все посетители Вилландри. Это просто шедевр! Невероятно тонкая, сложная работа, порождающая фантастическую игру объемов, цвета и света. Очень красиво!

И повсюду цветы! В каждой комнате по нескольку ваз, наполненных свежими, ароматными, душистыми, срезанными здесь же, в саду, букетами.

Сады Вилландри уникальны. Я не оговорилась - именно сады. Потому что это не один сад, а целый комплекс разных садов. Аптекарский огород с травами и снадобьями, Орнаментальный сад, сад Любви, сад Музыки, сад Воды, сад Солнца, созданный недавно. Они все полны символизма, каждый имеет свою философию и легенду. По ним можно и нужно гулять часами, наслаждясь и находя нечто удивительное и прекрасное на каждом шагу.

Сад Любви, состоящий из «пиктограмм», в которых зашифрованы Любовь Страстная, Любовь Ветреная, Любовь Трагическая.

Сад-Огород создан по образу и подобию монастырских «огородных» садов. Здесь все орнаменты составлены из подобранных по цвету овощей, зелени, пряных трав. Дважды в год сад засаживается овощами. Каждый год экспозиция меняется в соответствии с соображениями гармонии, сохранения плодородия почвы и бесхимикатного земледелия. Сорок видов овощей и трав высаживается здесь в каждый сезон, полив осуществляется с помощью автоматической системы, расположенной под поверхностью земли.

С разных точек из сада и из разных помещений замка открываются разные виды на сад, каждый из которых невероятно хорош.

Тут же есть и маленький магазинчик, в котором можно купить семена и саженцы всего того, что выращивается в садах Вилландри.

Я не удержалась и привезла оттуда чудесный сувенир - наборы семян. В этом году из-за всяких малоприятных событий не получилось их высеять, но срок годности у них большой - в следующем году я ещё успею их опробовать. Если результат будет не стыдно показать, я его вам обязательно продемонстрирую, не сомневайтесь!

А пока они лежат и напоминают о том, что мечты и упорный труд могут дать обильный урожай радости и красоты, которым смогут наслаждаться люди на много-много поколений вперёд.

Часто в замках с парками существует возможность купить билет либо только в замок, либо в замок + парк. В Вилландри же всё наоборот - либо замок + сад (10 евро), либо только сад (6,50 евро). Действительно, в Вилландри приезжают именно ради садов...

В 1189 г. в Вилландри, который на тот момент был укреплённой крепостью Коломбье, состоялась встреча между королём Франции Филиппом-Августом и королём Англии Генрихом II Плантагенетом . Беседа закончилась подписанием "мирного договора Коломбье" в пользу Филиппа-Августа.

Замок Вилландри (Château de Villandry)

Спустя несколько веков замок перешёл в собственность государственному секретарю Франциска I Жану ле Бретону. Потомок выходцев из Шотландии захотел построить для себя красивый замок, отличающийся от других средневековых крепостей. Наиболее древние постройки были снесены, и в 1536 г. началось строительство нового здания в виде буквы П.


Замок Вилландри (Château de Villandry)

Два крыла замка представляют собой образец архитектуры Возрождения; в их строительстве использованы элементы, характерные для замков XVI в.: большие окна, отделанные пилястрами и капителями, фризы, слуховые окна с волютами и тимпанами.


Замок Вилландри (Château de Villandry)

Внутреннее убранство замка датируется XVIII веком.


Замок Вилландри (Château de Villandry)

Какой-то особой роскоши здесь нет, но всё выполнено со вкусом.


Замок Вилландри (Château de Villandry)

Для осмотра доступна столовая...


Замок Вилландри (Château de Villandry)

Спальня...


Замок Вилландри (Château de Villandry)

Есть даже картинная галерея.


Замок Вилландри (Château de Villandry)

Потолок комнаты с картинами выполнен в мавританском стиле.


Потолок

Встречаются и скульптуры с жёсткими сценами.


Cкульптура

С двух из четырёх сторон замок окружён рвом с водой.


Замок Вилландри (Château de Villandry)

Здесь кишат рыбы. Встречаются и золотые.


Рыбы

Канал проходит через весь сад, который имеет чёткую структуру.


На нижнем уровне располагается декоративный огород. Эта часть ансамбля выполнена в виде 9 разноцветных клумб. В XVI в. создавались ботанические сады, в которых высаживали образцы растений, неизвестных в Европе до этого времени. Сады Вилландри были восстановлены в начале XX в. благодаря доктору Хоакиму Карвальо. В квадратных клумбах можно увидеть капусту, морковь, свеклу, салат-латук, а также яблони и груши.


Сады Вилландри (Jardins du château de Villandry)

Декоративный самшитовый сад средней террасы представляет собой "Сады любви".


Сады Вилландри (Jardins du château de Villandry)

4 больших квадрата изображают аллегории любви - Страстную любовь, Неверность, Нежные чувства и Трагическую любовь.


Сады Вилландри (Jardins du château de Villandry)

В левом верхнем квадрате террасы находятся три больших ромба, внутри которых можно увидеть лангедокский , мальтийский и баскский кресты.


Сады Вилландри (Jardins du château de Villandry)

Верхний уровень представляет собой водное зеркало.


Сад воды (Jardin d"eau)

Вокруг пруда проходит аллея. Дорожки здесь нет - поэтому даже как-то неловко, что приходится вытатывать траву.


Сад воды (Jardin d"eau)

В пруду мирно плавают лебеди.


Сад воды (Jardin d"eau)

Парк такой большой, что кажется совсем пустынным.


Сад воды (Jardin d"eau)

Здесь я с удовольствием полежал на травке. Во время французского путешествия мы посетили сразу несколько парковых ансамблей. Так вот именно сады Вилландри мне понравились больше всего!


Сад воды (Jardin d"eau)

Сбоку от парка с прудом находится Сад Солнца.


Этот сад наполнен разнообразными цветами.


Сад cолнца (Jardin du soleil)

А под ним расположился небольшой самшитовый лабиринт.


Лабиринт

На этом наш "замковый" выезд завершился, и мы вернулись в Сен-Назер...

Замок Вилландри отличается от других замков Луары своими удивительными трёхуровневыми садами, аналогов которым нет больше нигде в мире!

Крепость Вилландри на этом месте стояла уже давно, именно здесь 4 июля 1189 года состоялась историческая встреча короля Франции Филиппа-Августа с английским монархом Генрихом II Плантагенетом, в результате которой было подписано мирное соглашение Азэ-лё-Ридо

В XVI столетии здесь поселился Жан ле Бретон - личный секретарь Франциска I, следивший за возведением резиденций Шамбор и Фонтенбло

Ощущая всю свою важность, ле Бретон решил устроиться поудобнее, для чего снёс все древние постройки кроме центрального донжона и возвёл на их месте шикарный ренессансный замок в форме подковы

Строительство замка Вилландри было завершено в 1536 году, что делает его последним ренессансным замком, относящимся к долине реки Луары

Внутренний двор нового замка, окружённый с двух сторон галереей аркад, выходит в сторону Луары, а оба его крыла до сих пор считаются образцом архитектуры Ренессанса

Своими садами Вилландри также обязан королевскому секретарю, который достаточно долго пробыл в Италии в качестве посла, где изучил тонкости искусства озеленения по картинам итальянских художников эпохи Возрождения

В итоге, взявшись за создание уникальных садов, не имеющих пока аналогов больше нигде во Франции, Ле Бретон создал поистине удивительную композицию, состоящую из трёх уровней…

На верхней, представляющей собой водное зеркало, террасе королевский секретарь разбил фруктовый сад с проходящими между деревьями уютными дорожками

На средней террасе, размещённой примерно на уровне первого этажа замка, он устроил так назывемые "Сады любви", о которых речь пойдёт ниже

На нижней террасе шотландец обустроил декоративный огород, на разноцветных клумбах которого тесно ютятся овощи, такие как тыква, капуста, морковь и свекла, и плодовые деревья, среди которых преобладают яблони и груши

Отсюда открывается прекрасный вид на деревню с высокой колокольней романской церкви, а завершают пейзаж невысокие фонтаны в форме восьмиконечных звёзд, первоначально использовавшиеся для поливки растений и деревьев

Одна из террас выходит к Павильону Аудиенций - своеобразной беседке, где можно спрятаться от жары

Сады окружены каналом, служащим одновременно и для орошения, и для обрамления

"Сады любви" Вилландри представляют собой 4 правильных квадрата: северо-западный высажен в форме поражённых стрелами сердец и олицетворяет страстную любовь; в северо-восточном квадрате высажены растения жёлтых оттенков, что должно изображать неверность; юго-западный сектор состоит из разделённых языками пламени сердец, символизируя нежные чувства; юго-восточный квадрат засажен остриями шпаг и кроваво-красными цветами, олицетворяя любовь трагическую. Завершают картину три больших ромбовидных массива на краю террасы, изображающие лангедокский, мальтийский и баскский кресты

Пройдёмся ещё немного по садам Вилландри

Замок Вилландри оставался в собственности семьи ле Бретона более двух столетий, вплоть до 1754 года, когда он перешёл во владение королевского посла маркиза де Кастеллана, который решил "пойти в ногу со временем" и обустроил интерьеры в стиле последней моды XVIII столетия. В итоге прекрасные колоннады на первом этаже были заменены безликими стенами кухонь и коридоров, а изящные ренессансные окна "разнообразили" арками и балконами

Таким замок и дошёл бы до нашего времени, если бы не инициатива доктора Хоакима Карвальо, который решил вернуть неповторимый ренессансный облик Вилландри. Благодаря Карвальо, в 1906 году началась реставрация замка, в ходе которой окнам вернули первоначальный облик, восстановили колоннады первого этажа и заново пересадили роскошные сады. О прихотях маркиза де Кастеллана напоминают теперь лишь переделанные им интерьеры и южный фасад

Пройдёмся немного по замковым интерьерам. Кстати, в большинстве комнат можно встретить такие вот стулья и кресла XVIII столетия, обитые шёлком со знаменитой фабрики в Туре, до сих пор занимающейся производством этой ткани

Столовая, переделанная маркизом де Кастеллана в духе XVIII века потеряла в результате старые гобелены на стенах, которые были заменены панелями времён Людовика XV, а мраморный пол накрыли паркетом

Кухня - самая простая комната замка, с терракотовой плиткой на полу, большим камином и каменной кладкой. Здесь можно увидеть все элементы старой кухни: дубовый стол, медные горшки и кастрюли и тому подобное

Большая известняковая лестница была построена маркизом де Кастеллана во внутреннем дворе, на месте старой восьмиугольной лестницы. На железных перилах можно заметить инициалы маркиза

Спальни первого этажа традиционно предназначались для хозяина и для его гостей. Они также были отреставрированы, но восстановить удалось лишь интерьеры XVIII столетия, т.к. до нашего времени не сохранилось свидетельств о том, как эти комнаты выглядели до переделок Кастеллано

Эта яркая комната в своё время принадлежала младшему брату Наполеона, принцу Жерому, который владел замком Вилландри в течение нескольких лет во время периода Империи. Соответственно, дизайн и мебель этой комнаты выполнены в имперском стиле: мебель из красного дерева, красные шелковые шторы и драпировки, а также военные знаки и копья на стенах

А в этой спальне жила жена доктора Карвальо, Энн Коулман. Здесь можно увидеть портреты трех из шести детей пары

По углам резиденции Вилландри находятся четыре гостиных комнаты, купол каждой из которых был уникален. Потолок восточной гостиной был создан в Толедо в XV столетии и представляет собой узор из многожества слоёв древесины, покрытых позолотой

Во время реставрации Хоакима Карвальо, во дворце восстановили только один из этих потолков, остальные три украшают сегодня выставки престижных международных музеев

Потребовался целый год, чтобы повторно собрать этот потолок от 3 600 отдельных частей. Построенный в мудехарском стиле мавританскими мастерами для своих испанских покровителей, этот потолок комбинирует декоративные элементы как христианского, так и мавританского искусства: францисканские шнуры, ракушки, цветы и королевские гербы перемешаны с причудливыми узорами, позолотой и арабесками

На втором этаже есть две небольших детских спальни с маленькими игрушками, старыми книжками, вышитой одеждой и колыбелью

Башня замка позволяет посмотреть на сад Вилландри с высоты птичьего полёта. Кроме того, отсюда открывается прекрасный вид на долину, по которой Луара и Шер протекают параллельно в течение почти пятнадцати километров. Этот пейзаж входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО