Автомобильные маршруты по черногории. По черногории на автомобиле. Маршрут на полный день Будва – Дурмитор

Началось всё с того, что когда-то давно лет 12-13 назад, а может и еще больше, услышал я про такую страну как Черногория, тогда еще самое молодое государство, в принципе, как и сейчас. И что-то меня зацепило, начал узнавать про эту страну, шерстил интернет, тогда толком еще не понимал, что я вообще хочу. Просто рассматривал красивые места в интернете. Потом уже в более сознательном возрасте я понял, что хочу туда. Тогда это была мечта, которая впоследствии стала целью. Хотелось улететь еще летом 2018, но пришлось поменять работу и отпуска было не видать до этого года.

В это путешествие планы были проехать «немного дальше» в Евразию от практически самой восточной точки до самой западной. Идея этого маршрута была задумана после путешествия в 2011 году, когда мы проехали от Японского моря до Северного моря в Нидерландах и Бельгии. В этом же году продвинулись до Атлантического океана на мыс Рока в Португалии. Итак, все по порядку.

24.01.2018 40679 242


Но просто Турции мне было мало. А если ехать вокруг Черного, то под удар попадают и Болгария, Румыния, Молдавия. Блин, ну а потом Украину надо обходить, а это и Венгрия, Чехия, Польша. А если идти вокруг, так может взять западнее и ударить по Греции, Черногории, ну а там и Италия рядом. А над ней Швейцария. И понеслось. И понеслось. Да так, что стран вышло 17.


После холодной сибирской зимы 2017 года, наступила чуть менее холодная весна. Всем сразу захотелось погреться на море. Прошедшие, с нашей последней поездки по трем Закавказским странам, десять месяцев, намекали на то, что давно бы пора съездить в отпуск. К сожалению, горячую путевку, ни в какой Таиланд, в этот раз словить не удалось. А отдавать за тур 130000 рублей на 10 дней, в формате ВВ, как-то сильно не хотелось. Поэтому наши взоры были обращены в сторону западных морских курортов. Случайно на глаза попадается достаточно выгодное предложение от авиакомпании S7 по Черногории. Немного поразмыслив, мы решаем провести пару отпускных недель в этой европейской стране. Авиаперелет из Кемерово в Тиват и обратно обходится на двоих взрослых и двоих детей (6 и 9 лет) всего в 69 тысяч рублей. Тариф «Эконом базовый» без багажа, но с ручной кладью по 10 кг на каждого пассажира, чего вполне хватает для необходимых на отдыхе вещей. Для сибиряков, учитывая два перелета в сумме по 8 часов каждый, это очень выгодный вариант.


Оформили болгарские визы, срок около недели, (70 евро - взрослая; 35 евро - детская; включая медицинское страхование), грин-карта (около 30 евро). Прошерстив интернет и взяв во внимание рассказы друзей, зарезервировали на сайте booking.com апартаменты в г. Жабляк (на 2 суток по 35 евро/сутки), в г. Котор (на 3 суток по 30 евро/сутки).


Расскажу про 3-дневную экскурсию по Черногории на прокатной Mazda2 в сентябре 2016 года. Машину я бронировал заранее в известной прокатной фирме в Будве и получил почти то, что ожидал: Mazda2 1.5 МТ 2015 года без дефектов, без неисправностей и БЕЗ ЗАПАСНОГО КОЛЕСА. Отсутствие запаски для нашего маршрута было неприятным сюрпризом, Я попросил менеджера дать другую машину, неважно дороже или дешевле, но с запаской, чего сделать он в этот день не смог, типа все расписано. Ну что - смотрю с унынием на маленький баллончик с химией, который заботливо положили в нишу для докатки и в путь. Все время поездки, а особенно ночью, на горной дороге в голове эта мысль: «Быть аккуратнее, объезжать камни, мы без запаски». Сама Mazda2 управляется блестяще, а после рестайлинга получила новый интересный дизайн и хороший для компактной машины уровень комфорта. Для удобства страта в горку встроена «противооткатная» система. С чем же связано, что у нас Mazda2 не прижилась?


Краткие выводы: Балканы - регион, как будто специально созданный для путешествий. Очень красивая и разнообразная природа, сосредоточенная на относительно небольшой территории; тёплый климат и море; адская смесь культур и вер; богатая история; вкусная и недорогая (по сравнению с западной Европой) кухня; дружественное отношение к россиянам и близкий для понимания язык (кроме Албании) делают отдых на Балканах насыщенным и незабываемым. Мы с огромным удовольствием снова приедем туда и, может быть, не один раз.


Отпуск на июнь намечался относительно большой для нас - 3 недели, в связи с чем было решено ликвидировать эту топографическую несправедливость и прокатиться по бывшим федеративным республикам Югославии. Я понимал, что даже 3 недель не хватит, чтобы более-менее обстоятельно увидеть все 6 молодых государств, образовавшихся после распада СФРЮ. Однозначно хотелось познакомиться с братской Сербией, отдохнуть 3-4 дня на море в Черногории, обязательно посетить загадочную Боснию и Герцеговину, ну а дальше как получится. При этом такие транзитные шенгенские страны как Польша, Словакия и Венгрия тоже не хотелось бы пролететь не глядя, без остановок.


Чуть более месяца назад вернулся из своего очередного путешествия по Черногории. В предыдущий раз я приезжал туда весной прошлого года, и с того момента в этой чудесной стране произошли определенные и довольно-таки значимые, в том числе и для российских туристов изменения, о которых я бы хотел рассказать. Полагаю, что эта инфа окажется полезной многим, кто намеревается в ближайшее время посетить Монтенегро.


Желание посетить Болгарию появилось у меня после случайно найденного в интернете официального туристического портала этой страны: http://bulgariatravel.org/. На этом сайте указаны практически все достопримечательности Болгарии с их описанием, фотографиями, часами работы, стоимости экскурсий, указанием GPS координат. Многие считают, что кроме моря там ничего интересного нет. А ведь в Болгарии много пещер, водопадов, термальных источников, скалы, ущелья, древние города, крепости и т. д. Достопримечательностей хватит не на одну поездку.

. Первый порадовал ценой, взяла автомобиль за 10 евро в сутки, и оформила все буквально накануне. Правда, машина была не очень чистой, плюс из-за ошибки в заказе вместо автомата мне пригнали механику. Машину быстро поменяли, но все равно пришлось подождать. В целом, отзывы в интернете хорошие, а сотрудники отзывчивые и доброжелательные, так что остались положительные впечатления.

Второй сервис - RentalCars - агрегатор, где можно найти разные компании по прокату. Здесь авто обошлось мне в 30 евро за сутки. Документы оформили быстро, машина была в хорошем состоянии, в дороге показала себя молодцом.

Также вы можете арендовать машину через «Островок». Просто напишите на [email protected] , расскажите о деталях поездки и укажите пожелания к машине. Специалисты свяжутся с вами и подберут автомобиль.

Что надо знать, когда берёшь авто

1. Дороги бесплатные.

Единственное место, где взимается плата, - проезд через туннель Созине к городу Бар. Но и его можно объехать по бесплатному участку.

2. Найти и оплатить парковку достаточно просто.

Есть как платные, так и бесплатные паркинги. Цены на платные парковки везде разные, узнавать нужно на месте. Иногда можно припарковаться на целый день за один евро, а иногда только час стоит два.

3. Не паркуйтесь близко к другим машинам.

Отношение к автомобилям у местного населения очень потребительское: пылинки не сдувают и особо не берегут. Ваше авто могут поцарапать, просто открыв в него дверь собственной машины на парковке. Если боитесь таких ситуаций, лучше возьмите у прокатчика полную страховку.

4. Уточните, есть ли у арендованной машины green card.

Это международная страховка, которая позволяет выезжать за пределы страны. Расстояния в Черногории маленькие, за день вполне реально доехать до соседней Сербии, Албании или Боснии. Но если green card у машины нет, покидать Черногорию вы не можете.

5. Скачайте GoogleMaps и Maps.me.

Чтобы уверенно передвигаться по стране, пользуйтесь сразу двумя картами. Первая иногда путает маршруты, но на ней можно найти практически любые места. Maps.me достаточно точно рассчитывает маршруты, но иногда, особенно в глубинке, прокладывает путь по пунктирным дорогам. В гористой местности ездить по такими дорогам трудно, так что лучше езжайте по основной трассе.

6. Будьте осторожны на серпантинах.

Серпантинов и узкий горных дорог в Черногории много, особенно в Дурмиторе, и часто двум машинам разъехаться непросто. Местные жители ездят довольно быстро даже в опасных местах, лихачат на поворотах и вообще весьма бесстрашны. Но не берите с них пример: ведите машину медленно и осторожно с учетом непредвиденных встречных водителей.

Маршрут на полный день Будва – Дурмитор

Расскажу вам об одном из любимых маршрутов. Он прекрасен своей атмосферой, местами, где по-настоящему отдыхаешь душой, наслаждаешься тишиной, природой и забываешь про давящую цивилизацию.

А - Будва, B - монастырь Морача, C - парк Биоградская гора, D - мост Джурджевича, E - Чёрное озеро в Дурмиторе

Для удобства будем считать отправной точкой Будву - один из самых известных туристических городов. Выехать из Будвы советую в семь-восемь утра, чтобы легко промчать по полупустым дорогам, хотя в не сезон пробок и так не будет. Общий маршрут с остановками, прогулками, перекусами, фотографиями и обратной дорогой займет 15-20 часов. Переезды небольшие и в тот же день получится вернуться обратно. Но можно предусмотреть ночевку в Колашине или Жабляке и разбить маршрут на два дня.

Будва – Монастырь Морача

Дорога с побережья до монастыря займет 1,5-2 часа. Путь пролегает через горы, а после Подгорицы - через каньоны рек, где захочется останавливаться каждые 500 метров и рассматривать все вокруг.

Монастырь Морача был основан в 1252 году, и современники считают его важным памятником Средневековья на Балканском полуострове. Монастырь находится в каньоне реки Тары, со всех сторон окружён горами и утопает в сочной зелени. Для меня это своеобразное место силы: здесь царят спокойствие и тишина, которые наполняют энергией и полностью перезаряжают.

Погуляйте по территории, загляните в сад с розовыми кустами, попейте воды в небольшом источнике. Считается, что вода целебная, так что местные и туристы набирают её в бутылки и увозят с собой. Также тут есть маленькая пасека и продаётся монастырский мёд. При желании вы можете пообщаться со священником и поставить свечки, а после прогулки выпить прохладительных напитков в небольшом деревянном кафе.

Монастырь Морача – парк «Биоградская гора»

Все по той же живописной дороге, через город Колашин, вы поедете в национальный парк «Биоградска гора». Если вы уже проголодались, то заезжайте в Колашин и перекусите в ресторане «Савардак» - небольшое уютное заведение в виде юрты. Здесь готовят национальную еду и традиционный северный качамак - сытное блюдо на основе картофеля и кукурузной крупы. После такой «заправки» можно смело отправлять дальше и исследовать национальные парки и озера.

Гордость парка - Биоградское озеро, расположенное в природной межгорной котловине над уровнем моря. Это озеро считается крупнейшим среди других шести озер парка. Часа хватит, чтобы исследовать место, полюбоваться природой и даже покататься на маленькой лодке.

Парк «Биоградская гора» – мост Джурджевича

Дорога от Биоградского озера до моста займет около часа. Это одно из известных туристических мест, но очарования от этого меньше не становится. Мост Джурджевича парит над рекой Тарой на высоте 172 метра. Пожалуй, это лучшая смотровая площадка на каньон и лазурную горную реку. Когда стоишь посередине моста на пешеходной зоне и смотришь вокруг, дух захватывает напрочь: под тобой пропасть, а вокруг необъятные просторы и уходящий вдаль леса.

Любители экстрима могут прокатиться на зиплайне - пролететь над каньоном Тары на стальном канате от одного берега реки до другого. Впечатлений хватит надолго! Если предпочитаете спокойно созерцать прекрасное, расположитесь в кафе с видом на мост и подкрепитесь десертом.

Мост Джурджевича – Чёрное озеро в Дурмиторе

Следующий пункт - Crno Jezero, или Чёрное озеро. Я слышала легенду, что озеро называют чёрным не из-за каких-то мрачных историй, а благодаря природным особенностям местности. Озеро окружено горами, над ним часто нависают облака и кажется, что вода почти черного цвета - отсюда и название.

Чтобы пройти к озеру, нужно будет купить билет в парк «Дурмитор», стоит около 4 евро. В этих местах уже чувствуется север - температура ниже, чем на юге, а вокруг преимущественно хвойные леса. Обязательно возьмите теплую кофту или даже куртку, чтобы гулять было комфортно. По дороге к озеру можно купить лесные ягоды. Поскольку Дурмитор один из самых экологически чистых районов Европы, за качество лесных вкусняшек можете быть спокойны.

Когда вы пройдете пешую тропу и доберетесь до берега, поймете, почему я советую здесь побывать. Цвет воды поражает, вокруг густые ели и высоченные горы. Пляжей тут нет и не зря: если вы не «морж», то купаться холодно даже летом. Температура воды на четыре-шесть градусов ниже температуры воздуха. Оценивайте свои силы. Я бы рекомендовала плавать в море, в тёплой воде, а сюда приезжать ради природы. Хотя некоторые туристы делают быстрые заплывы для галочки.

Можете взять лодку и покататься по озеру или же устроить ягодный пикник на берегу, поедая землянику и чернику, купленные по дороге. Редкой красоты природа делает Чёрное озеро идеальным местом для фотосессий, тут есть где разгуляться. Кроме того, вокруг всего озера проходит пешая дорожка, пройти её можно за 2-3 часа.

Чёрное озеро - конечная точка нашего маршрута. Теперь можно возвращаться в Будву, обратная дорога без остановок займет примерно 3,5 часа.

Где остановиться

Если хотите разбить маршрут на два дня, рекомендую остановиться в Колашине или Жабляке. Колашин вы как раз будет проезжать после монастыря Морачи. Тут много прекрасных отелей с бассейнами, спа и хорошей кухней. Например, - уютный отель с деревянной отделкой, расположен прямо по пути, так что не придётся петлять и уходить с маршрута.

Более бюджетный, но такой же комфортный вариант для ночёвки, - отель . Он находится рядом с горнолыжным комплексом, так что если дорога вас не очень утомила, отправляйтесь в Ski Сentar Kolasin. Здесь работает подъёмник, который вознесёт вас на высоту 1450 метров - оттуда открывается роскошный вид на горные массивы и леса с вековыми пихтами.

Второй вариант для остановки на ночь - Жабляк. Это маленький городок с населением 4200 человек, он будет уже в самом конце маршрута. Так что после прогулки к Чёрному озеру вполне можно заселиться в отель и отдохнуть в спа или сходить в ресторан. Из интересных фактов: будете спать на высоте 1456 м, в самом высокогорном поселении на Балканах, и дышать дурмиторским воздухом. Могу порекомендовать очаровательный - тут есть бани, спа и собственный ресторан. Другой вариант - коттеджный комплекс , который находится прямо на территории национального парка Дурмитор.

Памятка для путешествующих по маршруту Будва-Дурмитор

  • Решите, разбивать маршрут на два дня или нет. Если хотите остановиться на ночевку, забронируйте отель в Колашине или Жабляке.
  • Возьмите тёплые вещи - в национальном парке Дурмитор будет достаточно прохладно.
  • Не паркуйтесь близко к другим машинам, сосед может поцарапать ваше авто и уехать, а с прокатчиками объясняться вам.
  • Не лихачьте на серпантинах, ведите машину осторожно и не разгоняйтесь.

Редакция выражает благодарность Анастасии Колесниковой www.akolesnikova.ru за предоставленные фотографии.

У меня есть давнее желание прокатиться по Балканам на автомобиле, но как-то оно не складывается все время, потому что хочется делать это не спеша, а зачастую у меня не получается выделить на поездку даже пару недель, все чаще получаются небольшие вылазки в страну с обзорным знакомством. Вот и в этот раз, удачно отхватив билеты до Тивата, я решил немного прокатиться по Черногорию, заодно почувствовать вкус Балкан, что приведет к более активной реализации своего путешествия по ним. Начну я свой рассказ с краткого рассказа, что надо знать при поездки по Черногорию на автомобиле, а также какие трудности с этим у меня были связаны.

Свою поездку я решил начать прямо от аэропорта и все это в итоге вылилось вот в такой маршрут:

Перед тем как отправиться в Черногорию я долго выбирал, где бы арендовать машину, просматривал различные крупные компании, но в итоге наткнулся на русскоязычных ребят, которые занимаются прокатом машин в Черногории. В итоге это был очень правильный выбор, условия оказались шикарными, получение и передача машины быстрые и вообще всем буду их рекомендовать. Но чтобы никто не заподозрил меня в продажности, ссылку ставить не буду, хоть они ее и достойны.

Выбрал я такого малыша с однолитровым двигателем и механической коробкой передач и всего 100 км пробега на одометре. В принципе у меня не было особых проблем за все время своего автопутешествия, хотя мне бы заранее стоило учесть пару моментов. Во-первых, я пару лет катался только на механики, и первые пару часов я очень тяжко вспоминал, что существует еще педаль сцепления и надо самому переключать передачи. В начале это доставляло дискомфорт, но потом навыки вернулись и уже первый день по возвращению в Россию я пытался вручную переключать автомат, а ногой искал третью педаль. Во-вторых, 1 литр двигателя бензина хоть жрет мало, но все же маловат для быстрого маневрирования по серпантину, особенно тяжело машине давались затяжные подъемы, когда я ехал в самое высокогорное поселение Балкан - город Жабляк. В-третьих, машина была компактная, что было удобно при поездках по городу и поиску парковочных мест, но в последний день выдалась непогода с сильным ветром, который заметно так влиял на мое движение по серпантину вдоль побережья, особенно в момент выезжания из-за горы или попадания на другой открытый участок, я даже начал немного из-за этого нервничать, но все прошло отлично. Зато ее малолитражность позволила значительно сэкономить на топливе.

Кратко, что стоит знать о правилах дорожного движения. В городе можно ездить со скоростью 50 км/ч, за городом - 80, не штрафуется превышение на 9 км. На самом деле важно обращать внимание на знаки, т.к. небольших деревень попадается много, поэтому особенно длинных участков дороги с большой скоростью ехать не получалось. Опять же Черногория страна холмистая, а на серпантинах резво катаются только местные, да и ограничения там тоже зачастую меньше максимально разрешенных скоростей.

За все время мне нигде не попалось камер фиксации скорости, обычно это были типичные сотрудники полиции с «фенами» в руках. Я старался везде кататься так, чтобы меня не за что было штрафовать, но один раз меня все равно остановили, но это было из-за того, что я как-то неудачно петлянул на дороге прямо перед сотрудниками, чем и вызвал их подозрение. Говорят, что в стране допускается 0,3 промилле алкоголя, что позволяет сделать в обед пару глотков пива, но я таким не злоупотреблял. В общем меня остановили, что-то сказав на местном, я, разумеется, ничего не понял, но протянул комплект документов на машину + международные права. Интересно, что в Черногории можно спокойно кататься с нашими российскими правами, но я сделал себе международные, потому что в планах на год есть не только поездки по Черногорию. Однако международные права не понравились инспектору, и он потребовал с меня другие, в итоге, показав ему отечественные я был отпущен с наставлением в следующий раз не давать что-то другое, кроме российских прав. А я даже думал, что их не надо с собой брать.

Еще их интересных особенностей правил в Черногории можно отметить запрет на использование противотуманных фар, то есть при езде должны быть включены ходовые огни или ближний свет, а противотуманки можно использовать только по их прямому назначению. При заездах в многочисленные туннели, народ дружно включает свет, который потом также дружно выключает.

В остальном правила схожи с нашими, надо быть пристегнутым и нельзя разговаривать по телефону. Из особенностей вождения можно отметить то, что включать поворотники здесь почему-то очень не любят, разве что на светофорах в городе.

С бесплатными парковками здесь большие проблемы, поэтому иногда приходилось парковать за несколько кварталов от места, куда мне надо. Есть платные парковки, но одно дело, когда там стоит шлагбаум и живой человек берет 0,8 евро за каждый час стоянки, а другое дело, когда попадаешь на платную парковку в Подгорице, где надо оплатить при помощи SMS, которые можно отправить только с местного номера. В конечном итоге я везде умудрялся припарковаться бесплатно.

Одной из проблем оказалось планирование автомобильных маршрутов по Черногорию, сидя за ноутбуком в Туле очень просто построить маршрут, прикидывай сколько километров за день ты будешь проезжать, сколько мест посетишь и прочее. На деле же навигатор показывает время движения, совершенно не беря во внимание, что вся дорога проходит со серпантину, а еще будет туман и возможен дождь. В итоге, даже не смотря на отличные дороги, расстояние, которые ты планировал преодолеть за 1 час, ты едешь 2,5 часа, в кафе ты ждешь обед на полчаса дольше, а потом сидишь и грустно думаешь, какую следующую точку из первоначального маршрута стоит удалить. По этой причине я не попал в несколько мест, которые планировал первоначально.

Это, наверное, все, что касается использование автомобиля в Черногории, дальше будут уже стандартный для набор постов из поездки, в которых я также постараюсь рассказать, где я зря потратил время и деньги, что можно было бы и не смотреть, посетим заброшенную резиденция знатного рода Бизанти, куда уж без этого, и, конечно же, где в Черногории спрятался очередной шарокот 😊

В данном фото-отзыве вы найдете исчерпывающий список и карту всех достопримечательностей Черногории , которые можно посмотреть летом или зимой за 1-2 недели, также здесь составлены оптимальные маршруты для однодневных путешествий по Черногории.

В посте дается краткое описание, можно кликнуть по названию и открыть статью с подробным рассказом, фото и информацией о том, как добраться и сколько это стоит .

Совет . В Черногории безумно красивая природа, но общественный транспорт во многие места не ходит.

Если не планируете брать в , чтобы ездить по достопримечательностям Черногории самостоятельно, то рекомендую рассмотреть вариант покупки групповых экскурсий.

Здесь очень большой выбор туров одного дня. Если нужно выбрать всего одну-две экскурсии, то самые интересные эти:

1. Экскурсия по Бока-Которской бухте , 25€ взрослые и 12€ дети

Если экскурсии брать не планируете, то ниже описано, что посмотреть в Черногории самостоятельно.

Содержание статьи

Если вас заинтересовало описание какого-то дня, кликните по его названию, чтобы почитать подробнее про эти достопримечательности.

Выбор транспорта

Благодаря компактным размерам страны, большинство достопримечательностей Черногории можно посетить в рамках однодневных поездок из Будвы или других курортов.

1. Авто в аренду

В национальные парки и в горы Черногориии автобусы не ходят , а именно там расположено все самое интересное. Если вас как минимум двое, то аренда авто+бензин будет стоить столько же или дешевле, чем поездки на общественном транспорте, особенно на дальние расстояния.

Карта достопримечательностей Черногории

День 1

Котор — Пераст — ферма устриц — Бока Которский залив — пляж Bajova kula

День 2

Крепость Горажда — гора Ловчен — Негуши — Цетине — Липская пещера

, 24 км от Будвы

Цена — бесплатно

Самое современное и надежное сооружение для своего времени (1886г), хорошо сохранившееся до наших дней. Частично заросло травой, стоит на горе между Котором и Тиватом.

, 52 км от Будвы

Время на осмотр — 30 минут-1 час
Чем заняться? Дегустировать пршут и сыр

Негуши — село в горах возле нац. парка Ловчен, где производят черногорский пршут. Однолетний — 16€ /кг, двухлетний — 18€ /кг

, 33 км от Будвы

Цена — 5€

Пещера находится в 5 км от Цетинье. Одна из крупнейших облагороженных пещер Черногории.

Как добраться?

Перечисленные выше места можно посетить только в рамках экскурсии Монтенегро тур за 30€ . Более развернутый вариант — Сердце Черногории — она стоит 50€ , но включает посещение большего количества мест.

Альтернатива — на своей машине или на такси.

Мы ездили на машине, за 8 часов посетили все перечисленное выше, на обратном пути заехали на пляжи Яз и возле Будвы.

Общественный транспорт в Национальный парк Ловчен не ходит. Как вариант, можно доехать на автобусе до Цетинье (4€, 40 мин ), а там нанять такси, чтобы вас отвезли на гору Ловчен и привезли обратно в Цетине (20-25€ за такси с учетом ожидания).

День 3

Герцег Нови — пляж Жаница — Голубая пещера — крепость Мамула

, 45 км от Будвы

Самый зеленый город Черногории на границе с Хорватией. Смотрим монастырь Савина, три крепости, старый город и пляжи. Если поедете с групповой экскурсией, времени на осмотр будет мало.

Голубая пещера

Из Герцег Нови есть экскурсии, которые предусматривают посещение не только пляжа Жаница, но и Голубой пещеры (8€). На пляже Жаница тоже можно купить экскурсию в Голубую пещеру за 3€

На катере вас привезут в грот, где можно купаться. Минус лишь в том, что место популярное, поэтому в пещере будут другие катера и много туристов.

Как добраться?

Посмотреть Герцег Нови, Голубую пещеру, пляж Жаница и Тиват можно в рамках морской прогулки по Герцег-Новинскому заливу за 45€ . Эта экскурсия рассчитана на целый день.

Также можно добраться до Герцег Нови и пляжа Жаница самостоятельно на машине за 1 час через паромную переправу в Тивате (4.5€ за машину, люди бесплатно).

Альтернативный вариант — приехать в Герцег Нови на автобусе (5.5-6.5€ с человека в одну сторону из Будвы, 1ч15м или 2 часа по объездной) и уже на месте купить прогулку на катере (5€ за Жаницу + 6€ за голубую пещеру и крепость Мамула).

День 4

Тиват — Порто Монтенегро — пляж Калардово — остров Цветов

Тиват, 25 км от Будвы

В Тивате можно посмотреть набережную, ботанический сад, дворец Буча, парки, городские пляжи, а главное — яхтенную марину Порто Монтенегро.

Пляж Калардово, 22 км от Будвы

Южнее Тивата есть небольшой обустроенный пляж Калардово (песок и мелкая галька). Там ресторан, стоят качели для детей, можно арендовать шезлонги и зонтики. Если хочется искупаться в море в районе Тивата, можно это сделать в Калардово. Заодно понаблюдать, как взлетают самолеты (аэропорт совсем рядом).

С Калардово можно сходить пешком на остров Цветов — там тоже пляжи и развалины монастыря Св. Михаила.

Как добраться?

В Тиват можно приехать на автобусе из Будвы (3-4€ , каждые полчаса, в пути 30 минут ) или на авто.

Если времени на отдых в Черногории мало, можно посмотреть Тиват и яхт-марину Порто Монтенегро по дороге в Герцег Нови (день 3 ). Также можно приехать в Тиват к бассейну Лидо мар на целый день, если море штормит или если надоели шумные переполненные пляжи.

День 5

Пивское озеро — Жабляк — нац. парк Дурмитор — мост Джурджевича и каньоны рек Тара, Морача — монастырь Острог

Пивское озеро , 170 км от Будвы

Здесь смотрим озеро и Пивский монастырь 16 века. Must see в Черногории.

Жабляк , 187 км от Будвы

Жабляк — центр горного туризма Черногории возле парка Дурмитор. Если едете на автобусе, нужно покупать билет в Жабляк. В этом городке вся инфраструктура (жилье, кафе).

Мост Джурджевича , 201 км от Будвы

, 100 км от Будвы

Монастырь Острог (17 в) — главная святыня Черногории. Расположен в скале на высоте 900 м над морем. Здесь хранятся мощи Святого Василия, к которым съезжаются паломники со всей Черногории. У мощей обычно просят здоровья или детей. Место действительно светлое и энергетически сильное.

Как добраться?

На севере и северо-востоке Черногории безумно красиво, поэтому если вам нужно выбрать всего одну экскурсию, рекомендую посетить каньоны и национальный парк Дурмитор.

Это крайне насыщенный маршрут, но вполне осуществимый. Выезжать лучше рано утром.

Мы ездили в Дурмитор на машине и успели за один день посмотреть все перечисленные выше места, накрутили 500 км за 12 часов . Чтобы погулять по пешеходным тропам парка Дурмитор, одного дня явно недостаточно. Лучше ехать с ночевкой.

При подготовке к поездке я руководствовалась описанием с некоторыми корректировками.

Планировалось ехать только в нац. парк Дурмитор и к реке Таре, но в итоге успели еще и монастырь Острог на обратном пути посетить. Приехали в Острог в 6 вечера, когда последние экскурсионные автобусы увезли туристов на курорты. Никаких очередей (днем можно час или два простоять в очереди к мощам).

Альтернативная дорога. Если вы не поедете в Острог, можно возвращаться обратно по трассе через Колашин на Подгорицу, посмотреть по пути национальный парк Биоградска гора , каньон реки Морача и погулять по подвесному мосту через реку Морача (он на моей карте достопримечательностей обозначен в описании 5 дня, красные значки).

Все эти места, кроме Острога, можно посетить в рамках . Ищите название «Каньоны» — 40€ или Гранд Каньоны - она более насыщенная и стоит 65€ с человека.

Монастырь Острог можно посетить в другой день, купив экскурсию по монастырям, стоит 25€

На общественном транспорте можно добраться до города Жабляк. Ходит один автобус из Будвы в 8.45, стоит 16€ в одну сторону, в пути 5 часов . Если этот автобус не подходит, то едем из Будвы до Подгорицы и там садимся на автобус до Жабляка (4 рейса в день).

День 6

Улцинь — Велика плажа — остров Ада Бояна — Бар

, 70 км от Будвы

Курорт на юге Черногории на границе с Албанией. Знаменит песчаными пляжами и особой атмосферой (играет энергичная албанская музыка, совсем другой контингент отдыхающих, чем на Будванской ривьере)

Бар , 52 км от Будвы

В Баре есть Старый Бар и Новый Бар. В Старом городе (вход 2€ ) мечеть, крепость 17 в, церковь и собор, старая олива (2000 лет). Новый Бар — крупнейший порт Черногории и популярный курорт (сомнительный выбор для пляжного отдыха, но отдыхающих хватает).

Как добраться?

Для отдыха я бы эти места не выбирала, а вот на день съездить в Улцинь и покататься по окрестным пляжам непременно стоит. Пейзажи и море совсем не такие, как на севере страны.

Если едете на автобусе (7.5€, 2 часа ), придется очень много ходить или тратиться на такси, т.к. расстояния большие, а общественного транспорта между Улцинем и пляжами нет. Лучше ехать на своем авто, чтобы посмотреть и город, и длинный пляж, и остров Ада Бояна.

Бар можно посетить по дороге в Улцинь или на обратном пути. Если целенаправленно хотите только в Бар, то из Будвы ходят автобусы (5€, 1 час ). От Нового Бара до Старого 5км . Можно дойти пешком или доехать на автобусе за 1€ .

День 7

Скадарское озеро — Риека Црноевича — Подгорица

Скадарское озеро, 43 км от Будвы

Скадарское озеро — один из крупнейших птичьих заповедников в Европе. Едем в город Вирпазар, там катаемся на лодке по Скадарскому озеру до крепости Гможур. Можно посетить и другие озерные монастыри на островах.

Подгорица, 64 км от Будвы

Экскурсии на Скадарское озеро, продаваемые в турагенствах Черногории и на набережной Будвы, меня не впечатляют… Проводят их банально, без погружения в местный быт, а ведь вокруг водоема расположилось много поселений. И самое обидное — не показывают настоящие красоты озера. Я постараюсь исправить ситуацию, описав несколько маршрутов на авто самостоятельно по Скадарскому озеру. Взять машину в аренду в Черногории советую в MyRentaCar.com

Сегодня расскажу о панорамном маршруте Будва — Бар — Острош — Муричи — Годинье — Вирпазар . Он займет весь день, плюс требует опытного водителя, местами будут узкие серпантины с глухими поворотами. Маршрут вдоль Скадарского озера из Будвы на карте .


Если вы впервые в Черногории, то посмотрев все и ее ривьеры, отправляйтесь в старый Бар. Здеcь чувствуется восточный колорит во всем- в посуде, еде, подаче кофе, в присутствии мечетей… недаром Османская империя 300 лет правила этим городом.


Вход в старый Бар за крепостные стены платный — 2 евро. Сегодня город нежилой, является музеем под открытым небом. При нажатии фото — открывается галерея


Обязательно прокатитесь к набережной Бара, она широкая и приятная для прогулок. А по вечерам тут шикарные закаты.


На набережной стоит дворец короля Николы. Но вместо скучного музея я бы посоветовала присесть на кофе с пирожным и насладиться морским бризом. Из Бара путь держим на объездную дорогу, уходящую в сторону албанской границы. По пути встречаются живописные деревеньки с садами и огородами. Угостились спелыми гранатами, свисающими над дорогой.

Проехали поселок с красивым названием Владимир, который местное население на албанском называют совсем иначе и повернули к ресторану Panorama . Обедать там не стали, торт насытил нас до вечера 🙂 Но вам советую — кухня национальная, есть домашние сыры и оливки, роскошные виды на Албанию, Черногорию, Большой Ульцинский пляж и деревни


Дорога узкая, но асфальтированная. Приведет вас прямиком к воздушной границе двух стран. На карте точка обозначается Viewpoint Štegvaš — передо мной видно практически в полном объеме Скадарское озеро с небольшими островками. А за спиной — вид на зеленые поля и морское побережье.


Тут же стоит огромный плакат — «панорамный маршрут между двух живописных берегов». Я на фото выше в самой правой верхней токе. Потом мы поедем налево вдоль озера, в сторону Вирпазара. Сразу предупреждаю — дорога не для слабонервных 🙂 Если у вас нет опыта езды по узким серпантинам, то лучше возьмите водителя, гида либо ограничтесь экскурсией на лодке


На другом берегу — албанские поселения. Озеро на 1/3 принадлежит соседней стране


Наша следующая остановка — поселение Острош с этническим албанским населением. Читала про него 3-хлетней давности новости, что жители постепенно уезжают отсюда, водопровод не проведен, дорогу новую не строят, Интернета нет, врачи приезжают изредка, в школе детей в 4 раза меньше, чем во времена Югославии… Эх, жалко, такой красивый край пропадает, а какие каштаны здесь вкусные! Подпишитесь на Инстаграм — VisitKraja если любите подобные деревушки и природу.


К нам подошел местный житель, сказал, что каштановые леса поделены на участки между жителями. Тут их жарят на гриле, в сыром виде я часто вижу в продаже в супермаркетах. Только имейте в виду, что не все каштаны в мире съедобные 🙂 Кстати, в Которском заливе в Столиве можно сейчас пособирать их, в ноябре там будет устроен праздник в честь каштанов


В конце октября сюда пришла настоящая осень, учитывая что мы на какой-то высоте над уровнем моря, да еще и во влажной области, то природа совершенно иная, нежели на море. На фото — покрасневшее дерево хурмы. Через месяц оно полностью скинет листву, оставив оранжевые плоды. По-черногорски хурма — «япанско ябуко»


Около часа мы ехали по каштановому лесу, в нем было много грибов, но я не рискнула собирать. Здесь встречаются каштановые деревья, которым 500-1000 лет


С фруктами, медом, каштанами в этом крае все хорошо! Да и козий сыр с Остроша я ела в разных ресторанах — он невероятный! Еще в том регионе можете увидеть остатки старинной православной церквиПречиста Краинска 10 века постройки


И узкая асфальтированная дорожка ведет на горку к 12 колодцам, если не знать точно локацию — не найти. Народ живет над огромной водной гладью Скадарского озера, но деревня долго жила без воды, за ней ходили на пригорок… По сей день 2 колодца используют по прямому назначению


Над поселком Муричи часть нашей компании закупилась у бабушки домашними специалитетами. Дорога все время виляет. Панорамы на озеро открываются через раз. Но и деревеньки интересно поразглядывать. Можете спуститься летом в Муричи , там есть пляж, работают рестораны, кэмпинг для палаток, можно на лодке или байдарке сплавать до соседних островов, посетить средневековый монастырь Бешка


Следующий интересный пункт маршрута — деревенька Годинье , известная частными винодельнями

Покажу летние фото с этого места. Godinje делится на нижнее поселение, появившееся после землетрясения 1979 г, и на верхнее старое. Всем советую заехать именно на горку, прогуляться по каменным лестницам, заглянуть в заброшенные домики


Дома построены встык к друг другу, по тоннелям люди могли попасть в другой конец деревни, не выходя на улицу и убежать так от турков, к примеру


В туннелях сохраняется прохлада около +20 даже летом, там обычно хранили бочки с вином, овощи