Utair стюардессы. Новая форма авиакомпании "россия". Критерии, определяющие заработок стюардессы

Бортпроводники какой авиакомпании, из обслуживающих белорусских пассажиров, самые стильные? Этим вопросом портал задался сразу после январской премьеры новой формы национального оператора «Белавиа». У читателей портала есть возможность сравнить и сделать свой выбор.

Любопытно, что предыдущая форма служила бортпроводникам национальной авиакомпании Беларуси на протяжении трех последних лет. Это немного, особенно если учесть, что, к примеру, для бортпроводников российского «Аэрофлота» нынешний гардероб – четвертый по счету после 2000 года. А немцы из Lufthansa меняют форму для стюардов и пилотов раз в десять лет.

Итак, кто в небе всех милее и элегантнее?

Austrian Airline (Австрия)

Austrian Airlines AG «приписана» к Венскому международному аэропорту и международному аэропорту Инсбрука «Кранебиттен». Была создана в 1957 году. Часть акций Austrian Airlines принадлежит авиакомпании Lufthansa.

Цветовая схема Austrian Airlines была всегда «красно-бело-красной». И бортпроводницы этой авиакомпании - тоже «женщины в красном». У них даже колготки красные!

АirBaltic (Латвия)

Air Baltic Corporation является акционерным обществом с почти 20-летней историей и государством в роли основного владельца. В 2011 году перевозчик обслужил более 3,3 млн пассажиров.

Фирменный цвет латвийского авиаперевозчика - салатовый. В связи с чем хоть какой-нибудь элемент такой раскраски в униформе бортпроводника обязательно будет.

Czech Airlines (Чехия)

CSA Czech Airlines - национальная авиакомпания Чешской Республики, базирующаяся в пражском аэропорту имени Вацлава Гавела. Компания выполняет рейсы по Европе, Ближнему Востоку и Азии, а также осуществляет чартерные рейсы и грузовые перевозки.

Строгая форма, яркий элемент - прекрасное сочетание для чешских авиаторов.

Lufthansa (Германия)

Deutsche Lufthansa AG - крупнейшая авиакомпания Европы, немецкий концерн авиаперевозок со штаб-квартирой в городе Кельне. Свою деятельность начала еще задолго до своего официального названия - Lufthansa - в 1926 году. В настоящее время располагает флотом в 350 самолетов, которые совершают полеты более чем по 200 направлениям.

Девушки из Lufthansa запоминаются не только внешностью и вежливостью, но и желтыми шарфиками. Строгая, практичная форма - все очень по-немецки.

Turkmenistan Airlines (Туркменистан)

Авиакомпания "Туркменские авиалинии" принадлежит государству. Базовый аэропорт - ашхабадский аэропорт имени Сапармурата Туркменбаши. Согласно своим же официальным данным, является самой безопасной авиакомпанией в Азии.

Флаг Туркменистана представляет собой зеленое полотнище с вертикально расположенной красной полосой и пятью орнаментами у основания флага. Снизу этой полосы изображены оливковые ветви. Рядом с полосой у верхнего края флага - белый полумесяц и пять белых звезд. Угадайте, какой элемент обязательно будет присутствовать в форменной одежде экипажей местных авиалайнеров?

UTair (Россия)

UTair (официальное название ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр») - авиаперевозчик, входящий в пятерку крупнейших авиакомпаний Российской Федерации по общему количеству перевезенных пассажиров. Создан на базе бывшего Тюменского управления гражданской авиации и носит нынешнее название с 2002 года. Штаб-квартира UTair расположена в Сургуте, базовым аэропортом является «Рощино» (Тюмень), крупнейшим узловым пунктом - «Внуково» (Москва).

Белый, красный, синий - руководство авиаперевозчика явно гордится своей принадлежностью к огромной стране.

LOT (Польша)

LOT Polish Airlines - национальная авиакомпания Польши, одна из старейших европейских компаний. Была основана в 1929 году. Сегодня располагает маршрутной сетью по городам европейских стран и США.

Строгость и официальность - такой стиль, судя по фотографии, представленной на сайте авиаперевозчика, избрали для себя поляки.

Etihad Airways (ОАЭ)

Etihad Airways - национальная авиакомпания Объединенных Арабских Эмиратов со штаб-квартирой в Абу-Даби. Образована в 2003 году. За первые восемь лет деятельности компания приобрела 57 самолетов, которые выполняли более 1000 полетов в неделю. В 2011 году самолеты Etihad Airways летали в 66 пунктов назначения.

Практически все граждане ОАЭ - мусульмане. Стоит ли удивляться, что в форменной одежде экипажей самолетов Etihad Airways присутствуют соответствующие мотивы?

El Al (Израиль)

El Al («Эль Аль») - авиакомпания Израиля, образовавшаяся в конце 1940-х. После приватизации в 2004 году перестала быть государственной. Особенностью перелета этим авиаперевозчиком является необходимость проходить профайлинг - интервью с сотрудником службы безопасности El Al перед посадкой в самолет, а также дополнительный контроль багажа и ручной клади.

Форма у местных бортпроводников такая же строгая, как и авиационные порядки. Зато и вежливость тоже на высоте.

Georgian Airways (Грузия)

Авиакомпания образована в 1993 году как частная структура, первоначально носила имя Airzena. Ее специализацией были чартерные рейсы в Китай, Египет и другие страны. В 1999 году Airzena объединилась с Air Georgia, бывшей, к слову, национальным перевозчиком Грузии. Позже этот почетный титул перешел к Airzena Georgian Airways – так стало называться вновь образованное авиапредприятие. В 2004 году бренд сократился до Georgian Airways.

На данный момент в авиакомпании Georgian Airways работает 35 высококвалифицированных бортпроводников, средний возраст которых составляет 28 лет. Униформа членов экипажа, непосредственно общающихся с пассажирами, выполнена в стиле грузинского национального флага.

«Аэрофлот» (Россия)

ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» - крупнейшая российская авиакомпания. Штаб-квартира - в Москве. Основана 9 февраля 1923 года, а название «Аэрофлот» было закреплено за гражданской авиацией СССР 25 февраля 1932 года. После распада СССР и провозглашения Россией суверенитета «Аэрофлот» стал одной из нескольких сотен авиакомпаний и производственных объединений гражданской авиации. Сегодня это бесспорный лидер гражданской авиации РФ.

Нынешняя форменная одежда для бортпроводников появилась в 2010 году. Комплекты для женщин выполнены в двух цветах: темно-синий - зимний вариант, и «красный мандарин» - летний. Одежда для мужчин - в темно-синем цвете. Бортпроводницы дефилируют по салону самолета в ярко-красных туфлях на высоком каблуке, в белых перчатках, юбке-карандаше и приталенном пиджаке красно-оранжевого цвета.

В отделке рукавов - золотое шитье. Пилотам выдали темно-синий костюм и галстук с золотым тиснением. Стоимость одного такого комплекта, в который входит почти 20 наименований, составляет чуть менее $1500. Сами стюардессы отмечают, что они теперь напоминают себе американских бортпроводниц 60-х годов.

«Белавиа» (Беларусь)

Днем рождения Национальной авиакомпании «Белавиа» официально считается 5 марта 1996 года. При приеме на работу кандидатов в бортпроводники, помимо оценки знания иностранных языков и внешних данных, тестируют на стрессоустойчивость, умение находить выход в сложных ситуациях и даже на знание этикета.

Для национального авиаперевозчика к началу 2013 года было разработано 2 мужских и 2 женских комплекта. Традиционную бело-сине-бирюзовую форму сменят два варианта: зимний выполнен в темно-синей и красной гамме, а летний - в бело-серо-розовой. Форма включает в себя жакет, жилетку, блузку/рубашку, юбку/брюки, пилотку, фартук, шейный платок. Для зимнего сезона предусмотрены пальто и шапка, а для летнего - плащ. Также в летний период стюардессы будут носить сарафаны. Бортпроводникам выдаются специальные чемоданы для перевозки личных вещей.

Новая форма должна стать визитной карточкой экипажа «Белавиа» на ближайшие три года.

Александр Нестеров

Фото: belavia.by (Павел Поташников),

открытые источники

31 октября авиакомпания Utair представила обновленный бренд и первый самолет 737-800 в новой ливрее компании.

Презентация прошла в аэропорту Внуково с участием представителей аэропорта, журналистов и блогеров.

«Utair – один из лидеров российской авиаотрасли с 50-летним опытом работы. Нам доверяют крупнейшие предприятия нефтегазодобывающей отрасли и Организация Объединенных Наций. Наши авиаторы первыми в мире совершили перелет на вертолете Ми-26 на Северный полюс и испытывали вертолеты „Миль“ и самолет Ил-76. За 50 лет многое изменилось. Пришло время измениться и Utair», – прокомментировал генеральный директор авиакомпании Utair Андрей Мартиросов.

«Новый бренд – выражение новой стратегии и приоритетов Utair. Скоро все составляющие сервиса компании изменятся. Наши ключевые приоритеты – это развитие хаба во Внуково (количество ежедневых рейсов из аэропорта выросло на 15% по сравнению с 2016 г.), digital-каналы, которые обеспечивают нам свыше трети объема продаж, и принцип конструктора путешествий, позволяющий пассажирам самостоятельно формировать состав услуг перевозки», – добавил президент «Utair – Пассажирские авиалинии» Павел Пермяков.

«Пассажирам важен не полет, а то, что их ждет по прибытии. И потому миссия Utair – сближать людей, делая авиацию простой, прозрачной и удобной. Это стремление заложено в новом бренде и его чистом и лаконичном стиле. Простоту передают новый шрифт и верстка; фирменный знак – метафора следа самолета и движения; об авиации напоминают фирменные цвета – синий и белый. Мы остаемся и верны традиции: название бренда и концепция его цветового оформления не поменялись», – сказала вице-президент по маркетингу «Utair – Пассажирские авиалинии» Алина Щербинина.

Новый дизайн разработан агентством Friends Moscow. К концу 2018 года будет перекрашен парк самолетов, обновятся сайт, мобильное приложение, форма пилотов и бортпроводников, все сервисы компании выйдут в новом имидже.

Авиакомпания Utair составляет 60% оборота крупной международной авиационной группы «ЮТэйр», осуществляющей деятельность на четырех континентах. Группа «ЮТэйр» включает в себя компании, выполняющие эксплуатацию воздушных судов (самолетов и вертолетов), а также компании по ремонту и техническому обслуживанию ВС, подготовке персонала, сервисному обеспечению рейсов и продаже авиаперевозок. В группу входят компании «ЮТэйр – Вертолетные услуги», «Турухан», «Восток», ЗАО «ЮТэйр», Helisur, Utair Europe, Utair South Africa, Utair India, «ТС Техник», «ЮТэйр-Инжиниринг», «Уральские авиационные сервисы», «Ю-Ти-Джи» и другие.

Авиакомпания Utair занимает 7,4% рынка авиационных перевозок в России (3% на международных маршрутах и 10% на внутрироссийских маршрутах, по данным Росавиации за январь – август 2016 г.). Стабильно входит в пятерку крупнейших авиакомпаний России по пассажирским авиаперевозкам.

Авиакомпания Utair, в отличие от конкурентов, является частью авиационной группы с обширными компетенциями в вертолетном, наземном и образовательном сегментах. Авиакомпания выполняет рейсы из столичного аэропорта Внуково, а также ряд региональных рейсов.

− международная группа авиационных предприятий. Она состоит из большого количества компаний, которые специализируются практически на всех видах авиационной деятельности, начиная от перевозки пассажиров и грузов самолетами и вертолетами разного класса и заканчивая техничной поддержкой и ремонтом разнообразной воздушной техники. Также данная организация занимается подготовкой молодых специалистов для авиационной отрасли. Главный офис организации расположен в городе Сургуте, но при этом существует большое количество подразделений, которые расположены в больших городах Российской Федерации и за ее пределами.

Данная авиакомпания имеет много сотрудников, поскольку владеет большим количеством пассажирских и транспортных авиалайнеров различного типа, а именно число самолетов составляет 60 единиц. Кроме самолетов, компания «ЮТэйр» имеет более 350 вертолетов, среди которых имеются аппараты с самой большой грузоподъемностью в мире, а именно Ми-26.

Что касается работы авиакомпании и ее сотрудников, то они обеспечивают ежедневные авиаперелеты по 300 различным рейсам в более ста направлениях. Организация предоставляет самолеты и вертолеты для чартерных и VIP-перевозок.

Данные показатели успешности и пассажирооборота возможны только при слаженном и профессиональном коллективе, который работает для достижения единой цели, а именно для качественных и безопасных перелетов. Именно поэтому авиакомпания «ЮТэйр», как и другие подобные организации, практически постоянно проводит набор сотрудников по различным вакансиям. Отбор сотрудников проводится за счет сопоставления и отбора лучших резюме кандидатов.

Некоторые вакансии и требования к ним:

Летный состав для обслуживания таких воздушных аппаратов, как Ми-8, Ми-26, АМТ и МТВ. ОАО "ЮТэйр-Вертолетные услуги" проводит набор персонала на должность КВС-инструкторов и вторых пилотов, также необходимы бортмеханики и бортоператоры для обслуживания выше упомянутых аппаратов. Компании требуются и инструкторы по данным вакансиям, чтобы самостоятельно проводить подготовку персонала и повышение их квалификационного уровня. Для того чтобы получить одну из этих должностей, кандидаты должны соответствовать следующим требованиям, которые разработало руководство компании:

    Опыт работы на должности командира ВС или второго пилота на таких машинах, как Ми-26 или Ми-8, не менее 500 часов полетов.

    Предоставить диплом об окончании учебного заведения по данной специальности.

    Обязательно должна быть лицензия, которая указывает, каким членом экипажа может работать данный кандидат. Также необходимо заключение ВЛЭК.

    Нужны также сертификаты о прохождении переподготовки для вертолетов класса Ми-26 и Ми-8.

    Эту должность может занять только гражданин Российской Федерации или Беларуси.

    Иметь навыки самолетовождения и пилотирования на таком уровне, чтобы можно было выполнять безопасные полеты.

    Также необходимо иметь навыки работы с документацией, которая регламентирует полеты.

Что касается обязанностей, то данный сотрудник должен обеспечивать безопасные полеты с момента пуска двигателя до его полной остановки при посадке. Все полеты должны проводиться в соответствии с нормативами и руководящими документами, предоставленными компанией. В свою очередь авиакомпания «ЮТэйр» предоставит все условия для дальнейшего карьерного роста и развития сотрудника. Кроме того, обеспечивается достойная зарплата и социальный пакет.

Компания проводит набор сотрудников летного состава по контрактам ООН, при этом сотрудник будет иметь значительно выше возможности и оклад, но спрос и ответственность тоже значительно выше. Кроме предоставления всех сертификатов и лицензий, кандидат должен обладать значительно большим опытом налетов на соответствующих воздушных аппаратах. Обязательным требованием является владение английским языком, а именно не ниже четвертого уровня по международной классификации. Чтобы занять такую вакансию, кандидат должен иметь заграничный паспорт. Что касается самой работы, то она предусматривает длительные заграничные командировки, но при всем этом сотрудники будут полностью обеспечены компанией медицинской страховкой, универсальным социальным пакетом и достойной заработной платой.

Все актуальные вакансии на сайте: corp.utair.ru

Авиакомпания «ЮТэйр» достаточно часто проводит набор сотрудников и по другим должностям. Нужно отметить, что данная компания подходит достаточно тщательно к отбору своего персонала и постоянно проводит переподготовку и повышение квалификационного уровня. В некоторых случаях возможно полное обучение и подготовка необходимых сотрудников.

Идеально выглаженная форма, всегда собранные и вежливые девушки и молодые люди. Даже при боязни летать они помогают сохранять спокойствие и уверенность. Романтика полетов и профессии бортпроводника при сегодняшней повседневности авиарейсов до сих пор популярна среди выпускников школ и ВУЗов. Но как обстоит дело с финансовыми перспективами и какова при этом зарплата у бортпроводника?

Критерии, определяющие заработок стюардессы

Прежде чем определить, какая же зарплата для каждого работника, стоит перечислить несколько факторов, напрямую влияющих на ее уровень. А именно:

  • страна, в которой человек работает, в частности ее индустриальный уровень;
  • степень развитости данной отрасли;
  • масштаб и авторитет авиакомпании и курс, которого она придерживается для улучшения условий работы;
  • маршрут и вид авиарейсов;
  • уровень образования, а конкретно владение иностранными языками;
  • опыт работы.

Реальная зарплата стюардессы в России

Работая бортпроводником, вы, несомненно, будете подниматься по карьерной лестнице. Новичок и любой перешедший из другой авиакомпании имеют одинаковый уровень дохода.

Вновь пришедшие на должность сотрудники после профильного обучения имеют начальный уровень заработка в количестве 15-20 тыс. руб. в месяц. Постепенно по мере овладения профессией растет опыт и количество часов в полете, следовательно, увеличивается зарплата в среднем до 50-60 тысяч за месяц. Сотрудники, обладающие наиболее высокой квалификацией, с течением времени выходят на уровень заработка от 80 до 100 тысяч рублей. Оплата же за час нахождения в полете составляет около 4 000. Помимо этого, некоторые авиакомпании создают систему надбавок за качественность выполненной работы.

Ступени при назначении уровня заработной платы определяются следующим образом:

  • 1 уровень – бортпроводник третьего класса (30 часов налета в качестве стажера);
  • 2 уровень – бортпроводник второго класса (2000 часов налета и сдачи экзамена);
  • 3 уровень – бортпроводник первого класса (3000 часов в полете и абсолютное владение технологией обслуживания пассажиров);
  • 4 уровень – старший бортпроводник;
  • 5 уровень – начальник службы.

Если верить статистике, за услуги проводника в России выплачивается приблизительно 60 тысяч рублей в месяц. Существует и тенденция к росту. Неудивительно, что самой высокой средней оплатой труда бортпроводника обладает город Москва – 64 тысячи. Однако наблюдается зависимость зарплаты и от конкретной авиакомпании.

Большую популярность приобрели три компании: «Аэрофлот», «Трансаэро» и «ЮТэйр». Крупнейший в отрасли авиаперевозок «Аэрофлот» платит своим сотрудникам больше, чем в «Трансаэро» и «ЮТэйр».

Как уже было сказано, многие авиакомпании дают большие возможности для своих сотрудников и их семей. В этот список в первую очередь входит колоссальная скидка при покупке билетов вплоть до снижения в 5 раз. Без сомнения, любители путешествий могут считать эти скидки дополнением к зарплате. Не обходится и без подработки. Чартерные коммерческие полеты по заказу крупных фирм с более высокими расценками. При всем этом, если чартер заказан для летнего отдыха, то это еще и возможность бесплатного отпуска в отношении оплаты перелета.

Но в некоторых авиакомпаниях даже при условии наличия необходимого количества часов в полете, бортпроводник не способен заработать и минимума за месяц, который обычно выплачивается в гигантах индустрии авиаперевозок. Очень часто такое можно увидеть в нестоличных компаниях, организующих перевозки между региональными центрами.

Летать или не летать

В качестве главного минуса можно выделить большую нагрузку на организм при нахождении на высоте. Это и долгое время на ногах, и ощущение свободы, из-за которого в будущем очень сложно психологически и физически адаптироваться к обычному течению жизни. Но все эти и другие провоцирующие факторы не препятствуют желанию занимать подобную должность.

Работа бортпроводника остается одной из самых востребованных и конкурентоспособных, даже несмотря на всю ее сложность. Что же привлекает потенциальных работников в этой должности? Прежде всего, гибкий график, довольно долгосрочный отпуск, возможность бесплатных путешествий по всему миру. Поэтому если рутинная работа в офисе вам не по вкусу, следует задуматься о том, чтобы посвятить себя романтике полетов.

Стюардесса…. Как много в этом звуке для сердца русского слилось… Ах да, о чем мы, собственно. А мы, собственно, сегодня говорим об униформе бортпроводников отечественного авиарынка. Ибо все мы хотя бы раз летали авиакомпаниями и встречались лицом к лицу с этими прекрасными, не побоюсь этого эпитета, служительницами Афродиты. И, действительно, к кому, как не к Афродите, мы обязаны апеллировать, когда говорим о лицах авиакомпаний, являющихся в свою очередь лицом страны (не слишком ли высокопарно?). Именно по внешнему виду стюардессы все мы, в том числе зарубежные гости, составляем первое впечатление о стране.

Ну что же, пора как говорится, и к конкретике. Топ-10 самой лучшей, самой красивой униформы бортпроводниц российских авиакомпаний.

И, по-моему, тут и обсуждать нечего, достается «Аэрофлоту» . И вовсе не потому, что крупнейшая авиакомпания нашей страны не раз побеждала в конкурсах в номинации «самая красивая стюардесса», организованных европейскими авиамагнатами, в частности Aeronautics, Skyscanner и другими. А, в первую очередь, потому, что к созданию униформы борпроводниц Аэрофлота всегда прикладывали руку самые известные российские дизайнеры, начиная с Юдашкина, Адрияновой и заканчивая Бунаковой & Хохловым. А вся линейка отшивалась на самых дорогих итальянских мануфактурах (мои деньги – хочу и трачу ©). Последний ребрендинг форменого обмундирования «Аэрофлота», в ярко красных (для летнего варианта) и темно-синих (для зимнего варианта) тонах, был разработан именно Бунаковой, выпускницей культовой питерской «Мухи» (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица) и Хохловым и позднее был назван самым стильным проектом униформы года среди всех авиакомпаний Европы.

Заслуженно достается форме бортпроводников сибирского гиганта S7 . С 2013 года яркий бирюзовый цвет костюмов неизменно ассоциируется с фирменным стилем «Сибири». Доминировавший до 2013 года ярко салатовый цвет ушел в аксессуары, - мужские галстуки и женские банты, как атрибутику летней форменной одежды. Известно, что разработкой дизайна формы S7 занималась команда известного дизайнера Александра Терехова, в нарядах от которого появляются как звезды отечественного шоу-бизнеса, так и светила мировой величины, например, Анджелина Джоли и даже Селин Дион.

Улетает проекту еще одной выпускницы «Мухи» Ирины Кутырёвой, и перед нами замечательный ребрендинг формы бортпроводников Борта номер 1 , как вы догадались, Президента Российской Федерации. В отличие от Аэрофлота и S7, Борт №1 по понятным причинам не самая публичная организация и сорить деньгами направо и налево, привлекая итальянских портных и самых дорогих дизайнеров здесь не принято. Проект реализовывался строго в рамках 44-ФЗ и утвержденного годового бюджета авиакомпании на форменное обмундирование. В стенах же ателье Studio Bellissima госпожи Кутырёвой проект был отшит. Идеальная цветовая палитра, оригинальное дизайнерское решение, абсолютная узнаваемость и сохраненный функционал. Мы не забываем о том, что бортпроводники – сотрудники прежде всего сервисной службы, на плечах которых тяжелая работа по обеспечению безопасности пассажиров, а вовсе не функционал жриц Диониса а-ля хостес. Компания была признана лучшим поставщиком Борта № 1 за последние 10 лет.

Форма бортпроводников Борта №1 Управления делами Президента Российской Федерации. Дизайнер И. Кутырёва, Studio Bellissima

Принадлежит форменной одежде безвременно почившего старейшего авиационного гиганта «Трансаэро» , о чем можно только сожалеть, ибо по законам мировой экономики слияния и поглощения не развивают бизнес, а убивают его. Ну а если говорить о форме бортпроводников Трансаэро, то даже спустя 3 года банкротства авиакомпании, складские остатки ее форменной одежды продолжали пользоваться фееричным спросом на вторичном рынке сбыта, - среди чартерных компаний, которые скупали форму с сайта госзакупок, перешивали на ней шевроны на свои, и катали в этом премиальном лукбуке своих бортпроводников. Дизайн униформы разрабатывался крупнейшим швейцарским производителем сециальной и форменной одежды Jacob Weil, имеющим вековую историю. Позднее, в 2013-м, там же разрабатывался ребрендинг форменной одежды московского «Аэроэкспресса».

Да-да, зрение вас не обманывает, канты платья отстрочены золотошвейками, в точности как это делалось на платьях царских придворных или мундирах высших генеральских чинов царской России. Шилась форма естественно по индивидуальным меркам. Никакого масспошива.

Форменная одежда бортпроводниц Red Wings . С 2015 года фирменная лососевая палитра, от нежно розовой до контрастной мадженты, по мнению авторов проекта, должна символизировать элегантность, женственность, красоту и олицетворять высокий уровень пассажирского сервиса. Дизайн формы принадлежит молодому московскому дизайнеру Татьяне Снеж-Лебедевой.

Занимает ребрендинг форменной одежды бортпроводников АК «Россия» 2017’. Особого впечатления эта заявленное открытие года на меня не произвело. После ребрендинга мы видим неожиданно синий цвет формы, да не традиционный нави, а ультрамарин из банки, который, конечно, «символизирует надежность и стабильность» и вроде как небо, но вот как он сочетается с ливреей лайнера, в цветовом решении которого нет ни грамма «неба» и замысловатая айдентика которого и без того вызвала у профессионального сообщества вопросов и скепсиса больше, чем если бы лайнер просто перекрасили в черный цвет. Обычно так бывает, когда к реализации задачи привлекаются «сами себе дизайнеры и модельеры», подумалось мне, и, покопавшись на сайте авиакомпании, обнаружил, что так оно и есть, - авторами и дизайнерами проекта униформы выступили штатные сотрудники компании, а именно ОТК:) Довольно интересно решение для крупнейшей авиакомпании страны, потратившей на общий ребрендинг фирменного стиля почти 9,5 миллионов рублей, но ребрендинг форменной одежды при этом поручившей людям не имеющим никакого отношения ни к промышленному дизайну одежды, ни к ее проектированию или производству. Решение тем не менее яркое, комплектности формы бортпроводников позавидует любой аэропорт (почти 3 десятка предметов форменной одежды). Поэтому твердое 6 место. Не исключаю, что мое мнение не совпадает с мнением не только редакции, но и мнением сотрудников авиакомпании.

Занимает униформа бортпроводников «Победы» . Дочерняя бюджетная компания Аэрофлота. Прежде всего стоит отметить, что это форма не Победы, а Добролёта, ушедшего с авиационного рынка в силу определенных известных обстоятельств (в задачи данного обзора освещение этих обстоятельств не входит). Можно отметить довольно яркое цветовое решение формы Победы/Добролёта, находящееся в композиционном балансе с общим фирменным стилем авиакомпании. Дизайн униформы выполнен британской компанией Landor Associates (о да, не спрашивайте про пророков в своем отечестве).

Присуждается форменной одежде бортпроводников «Уральских авиалиний» . С одной стороны приличная форма. Судите сами. Классический для авиакомпании синий, в данном случае темно-синий, цвет. (в другой вариации – сочетание темно-синего жакета с красной, почти цвета маджента, юбкой). Яркие декоративные элементы. Платья, головные уборы, значки, все на месте, в ансамбле. Так в официальных релизах. В действительности же, половина состава укомплектована формой в разнотон, и не просто в полутон, а нави резко превращается в откровенной серо-черный. И, разумеется, это не форма разных лет, а, видимо, уже особенности массового пошива (дошива) или дефицита бюджета. К тому же сотрудники компании, очевидно, вынуждены докупать недостающие элементы форменного обмундирования друг у друга, новички у уволившихся (все социальные сети пестрят предложениями одних «авиауральцев», продающих форму, и других, - пытающихся ее купить, подешевле, прямо-таки барахолка), что очевидно свидетельствует о достаточно прагматичном подходе компании к обеспечению сотрудников форменной одеждой.

Униформа бортпроводников АК Аврора. Еще одна дочерняя авиакомпания Аэрофлота, базирующаяся на Дальнем Востоке. Разработкой бренда также занималась упомянутая выше Landor Associates. По словам главы российского представительства Landor, визуализация фирменного стиля возникла как ассоциация от наскальных рисунков Дальнего Востока. У вас возникают какие-нибудь ассоциации с археологией или геологией, при взгляде на форму Авроры? У меня – никаких. А форма неплохая.

Форма обанкротившейся в 2017 году «ВИМ-Авиа» ничем особенным не примечательна, у многих ассоциировалась с серой формой РЖД. В 2015 была сделана некая попытка ребрендинга формы бортпроводников, в результате которой появились ее яркие декоративные элементы: выделка петель красными нитками, красные «таблетки» (головные уборы), красные перчатки и по красной пуговице на рукавах жакетов и пиджаков. Так себе решение, тем не менее формирующее некое видение корпоративного стиля. Заключительное 10 место.