Ту 154 заключение. Тайна трагедии под сочи раскрыта. Выводы следствия и версии крушения

В Сети появились результаты расследования крушения Ту-154 над Черным морем. Согласно опубликованной информации, причиной трагедии стала усталость экипажа.

"Причиной катастрофы Ту-154-Б-2 явилось нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном, в результате которых самолет на этапе набора высоты перешел на снижение и столкнулся с водной поверхностью", – говорится в отчете, опубликованном в Telegram-канале "Капитан Врунгель" . В документе отмечается "отсутствие адекватной реакции капитана воздушного судна" на доклады членов экипажа, а также звуковые и световые сигналы.

Нарушению пространственной ориентировки способствовали несколько факторов: чрезмерное психическое напряжение, эмоционально-физиологическое утомление и дефицит навыков распределения внимания у капитана. К трагедии привело также отсутствие обязательного контроля за исполнением полетов со стороны военного командования.

"Военно-транспортная авиация оказалась не готова к масштабным вызовам, которые перед ней поставила задача по организации непрерывного воздушного моста в Сирию. Проблема в комплексе, нехватка подготовленных экипажей, устаревшая система подготовки и контроля, наплевательское отношение командования к режиму труда и отдыха экипажей", – отметил автор Telegram-канала.

В докладе приводится перечень нарушений, допущенных на военной базе при подготовке вылета Ту-154. Например, экипаж был укомплектован из разных эскадрилий, в его составе отсутствовал радист – бортовой переводчик. Для пилотов не проводились занятия и тренировки, а медицинский осмотр они прошли раньше, чем за два часа до вылета.

Специалисты добавили, что во время дозаправки Ту-154 посадка и высадка пассажиров не производилась, дополнительный груз на борту не размещался. Проблемы возникли на седьмой секунде полета, поскольку капитан "испытывал затруднения в определении своего местоположения на территории аэродрома, связанные с его представлением о курсе взлета".

Напомним, что крушение Ту-154 Минобороны произошло 25 декабря 2016 года недалеко от Сочи. Самолет рухнул в Черное море. Погибли все находившиеся на борту 92 человека, в том числе журналисты федеральных каналов, глава фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка, а также руководитель и артисты ансамбля имени Александрова.

Независимый технический эксперт Юрий Антипов раскритиковал официальную версию министерства обороны о крушении самолета Ту-154 в Сочи.

Он заявил, что Минобороны выбрало самую безобидную версию крушения самолета, руководствуясь принципом «так будет лучше для всех». Остальные версии, по его мнению, были отброшены в первые часы после катастрофы. Например, взрыв на борту. Его не могло быть потому, что не могло быть. Частиц вещества на обломках не нашли. Однако Антипов вспоминает, что на тот момент из воды удалось достать очень мало останков машины. В итоге, официальной версией стала ошибка пилотов.

За основу обвинения командира воздушного судка Волкова взяты полученные параметры полета, считанные с «черных ящиков». Причем, технические данные полета представлены в таком скупом виде, что получить их в подобном объеме можно было буквально за несколько часов. Но для придания большого веса ходу расследования и создания большего «тумана» в расследовании МО озвучило, что считывание данных с регистраторов представляет собой проблему вселенского масштаба, - сказал Антипов.

Он добавил, что эксперты сняли полностью всю информацию с бортовых самописцев. Иначе и быть не может. Но при ее обнародовании грамотный эксперт мог бы тут же определить причины падения. Однако Антипов пытается разобраться в причинах даже на основании тех обрывков, которые доступны в свободном доступе.

Самолет приземлился в Адлере в 3:43. Взлетал же в 5:24. Таким образом, более полутора часов Ту-154 находился в Адлере только для дозаправки без выхода пассажиров, что само по себе является грубейшим нарушением техники безопасности. Согласно регламентирующим документам, полная заправка Ту-154 с использованием штатных топливозаправщиков ТЗ 22 или ТЗ 16 занимает всего 18-20 минут. А получается, что только на дозаправку потратили полтора часа, - пояснил Антипов.

Эксперт отметил еще одну важную деталь. Влет происходил под углом 238 градусов. Он отмечает, что согласно документам Минобороны, самолет был малозагружен. Но после начала взлета голос командира судна Волкова стал вдруг нервным, хотя еще минуту назад было все в порядке. Еще одной важной деталью является то, что Волков попросил начать взлет с начала полосы.

Отрыв самолета от ВПП произошел на 34 секунде разбега при скорости 300 км/час. Для взлета Ту-154 с его высокой энерговооруженностью достаточно и 210 км/час. Но при полной загрузке эту минимальную скорость отрыва приходится поднимать до 250-270 км/час. Для проверки этих данных вместо чтения сухих регламентных документов достаточно посмотреть первый фильм «Экипаж» с Георгием Жженовым в главной роли. Там процесс взлета и необходимая для этого скорость Ту-154 показаны очень наглядно, - сказал Антипов.

На 19-й секунде полета прозвучала команда на уборку закрылков. Самолет набрал высоту 157 метров. Борт летел тем же курсом 238 градусов. После уборки механизации крыла набор высоты продолжился То есть до 29 секунды полета, несмотря на убранные закрылки, продолжался набор высоты.

А дальше в отчете Минобороны идет хитрая витиеватая фраза. Привожу ее дословно: «Дальнейшая ситуация характеризовалась отсутствием адекватных изменению параметров полета действий органами управления самолетом….». И тут же в продолжении этой хитросплетенной фразы, которая МО представляется как весомый стопроцентный аргумент, следует вывод: «…что было обусловлено нарушением пространственной ориентировки КВС». Вот основная мысль почти полугодовалых потуг МО, в которой, по сути, ставится приговор КВС Волкову, - приводит сведения эксперт.

Для лучшего понимания написанного от МО Антипов приводит аналогию с автотранспортом. Водитель едет по прямому шоссе на машине. Его действия записывает автомобильный регистратор. Неожиданно на дороге возникает форс-мажорное обстоятельство (яма, колесо резко спустило, лопнула рулевая тяга и так далее). То есть произошло нечто, что заставило изменить положение рулевого колеса для того, чтобы постараться удержать машину на дороге. Регистратор же в машине, оборудованный GPS, запишет в свою память, что, двигаясь по прямому участку дороги, водитель совершенно необоснованно вдруг энергично стал вращать руль. То есть его действия были неадекватны окружающей обстановке. И вердикт мог бы быть таким: действия водителя были обусловлены «нарушением пространственной ориентировки».

Взлет самолета происходил по курсу 238 градусов. Согласно отчету МО, только после 63 секунды (за 10 секунд до падения) КВС педалями и штурвалом стал уводить судно влево. Хотя в отчете и сказано, что на момент увода влево на 63 секунде, самолет имел крен вправо (т.е. разворачивался вправо на курс более, чем 238 градусов). Подыграю МО и возьму для упрощения, что и на 63 секунде полета курс по-прежнему составлял 238 градусов. Иными словами, он находился на воображаемой прямой направления ВПП. В отчете МО сказано, на 73 секунде самолет столкнулся с морской поверхностью, находясь на курсе 220 градусов, со скоростью 540 км/час, креном влево 50 градусов и вертикальной скоростью сближения с морем 30 м/сек. Иными словами, самолет в крутом крене влево, фактически, падал, - пояснил Антипов.

Далее эксперт приводит расчеты, которые показывают, что подобное изменение курса в штатном полете невозможно. Согласно теории пилотирования Ту-154, находясь в самом крутом вираже с креном 60 градусов (это гораздо больше, чем было у Ту-154 в Адлере) и двигаясь со скоростью 550 км/час, минимальный радиус разворота составляет 13350 метров. То есть полный разворот на 360 градусов Ту-154 может совершить минимум за девять минут.

Иными словами, в обычном полете даже в очень крутом вираже с углом крена 60 градусов и скоростью 550 км/час изменить курс на 18 градусов Ту-154 не сможет быстрее, чем за 27 секунд. В случае же в Адлере, изменение курса на 18 градусов произошло менее, чем за 10 секунд. На самом деле, изменение за 10 секунд произошло на еще больший угол, ведь курс за 10 секунд до падения (вспомним поддавки МО и то, что пилот уводил самолет вправо) изменялся в сторону увеличения, - пояснил эксперт.

Так что же заставило самолет так резко и быстро изменить курс, чего при обычных условиях, сообразно его техническим данным, попросту сделать нельзя?

- «Энергичные» действия КВС Волкова? Нет. Управляя исправным самолетом с исправной механизацией он просто не в состоянии это сделать. Только внештатная ситуация на борту могла дать энергию и быстро развернуть самолет. Именно с этой внезапно возникшей ситуацией пытался справиться Волков в свои последние секунды жизни, борясь за живучесть самолета так называемыми «неадекватными» действиями. А не сидел и безучастно смотрел на происходящее, - ответил на свой же вопрос Антипов.


Далее эксперт сказал, что сила, которая заставила самолет так быстро развернуть - это, либо полная потеря симметрии в аэродинамике (или тяге двигателей), либо действие внезапно возникшей силы, воздействующей на фюзеляж самолета в поперечном направлении. Либо то и другое одновременно.

Под эти условия, по мнению Антипова, подходит только взрыв на борту, разрушающий симметричную конструкцию Ту-154 и своей энергией быстро разворачивающий самолет.

Я задам еще несколько вопросов. В силу каких причин изменила свою окраску внутренняя поверхность обшивки фюзеляжа переднего грузового отсека и каким образом среди вещей погибших, поднятых с места крушения, оказался пластмассовый кусок с оплавленными краями? Но, думаю, вопросы останутся без ответов, - закончил Антипов.

Новости на Блoкнoт-Краснодар

Самолёт Ту-154 Министерства обороны РФ потерпел крушение в акватории Черного моря. Минобороны РФ сообщило в воскресенье утром, что с радаров пропала отметка самолета Ту-154, который выполнял плановый перелет с аэродрома Адлера. Минобороны уточнило, что фрагменты корпуса Ту-154 обнаружены в 1,5 километра от черноморского побережья Сочи на глубине 50-70 метров.

Всего на борту находилось 92 человека, в том числе 64 артиста ансамбля имени Александрова, почти весь хор и часть музыкантов оркестра — баянисты и балалаечники.

ОБНОВЛЕНИЕ 19:50

Глава Минтранса России Максим Соколов, возглавляющий правительственную комиссию по расследованию катастрофы Ту-154 Минобороны, заявил, что борту самолета, очевидно, нештатно сработала техника. Об этом в четверг, 29 декабря, сообщает РИА Новости.

— Самолет при ударе о водную поверхность и, в последующем, о дно Черного моря практически полностью разрушился, что, конечно же, осложнило проведение поисковой операции, — добавил он. Соколов также призвал воздержаться от распространения любых версий по катастрофе Ту-154 до окончательного объявления результатов работы комиссии.

ОБНОВЛЕНИЕ 15:20

Эксперты межведомственной комиссии по расследованию причин падения Ту-154 Минобороны в Чёрное море изучают фрагменты самолёта, которые спасатели подняли на поверхность. По данным Лайфа, специалистов озадачили повреждения лопаток турбины двигателя. С одной стороны, эта деталь однозначно отвергает версию попадания в турбину птицы, с другой стороны, указывает на то, что, возможно, перед полётом двигатель был неисправен. Теперь повреждённые лопатки турбины будут детально изучены экспертами, после чего они и дадут однозначный ответ, были ли они деформированы при ударе о воду или появились ещё перед крушением. Кроме того, после предварительного изучения обнаруженного в море правого крыла Ту-154 специалисты установили, что закрылок на одном крыле был выпущен, однако пока непонятно, какую команду он тогда исполнял — на взлёт или снижение.

В одном из специальном ангаров Сочи уже началась раскладка деталей Ту-154, которые ежедневно поднимают со дна Чёрного моря водолазы МЧС и Минобороны. Первый двигатель вместе со стойкой шасси нашли ещё утром 27 декабря, а к вечеру подняли и второй. Второй, как оказалось, почти не имел деформации, сообщили спасатели.

По идее, теперь из этих "пазлов" должна сложиться максимально близкая к первоначальному виду модель самолёта. В руках экспертов межведомственной комиссии уже есть крупные фрагменты: хвостовая часть Ту-154 с двигателями, центральная часть фюзеляжа, правое крыло. Эти детали сейчас тщательно изучаются, чтобы понять траекторию и угол вхождения самолёта в воду, а также обстоятельства, которые могли привести к его крушению.

ОБНОВЛЕНИЕ 13:20

Чкаловская авиабаза, в авиапарк которой входил разбившийся в Сочи Ту-154, в следующем году будет реорганизована, на ее базе будет заново создана Авиационная дивизия особого назначения (АДОН). Об этом пишет газета "Известия".

Как отмечает газета, воссозданная дивизия будет базироваться на подмосковном военном аэродроме Чкаловский, ее формирование начнется в начале следующего года. Эту информацию "Известиям" официально подтвердили в Минобороны России.

До расформирования в 2010 году самолеты и вертолеты дивизии особого назначения перевозили, а в случае необходимости и эвакуировали советских и российских военнослужащих и гражданских специалистов из горячих точек по всей планете, отмечает издание.

ОБНОВЛЕНИЕ 12:00

Предварительно установлена причина крушения самолета Ту-154 Минобороны, упавшего утром 25 декабря в Черное море близ Сочи — это сваливание при недостаточной для набора высоты скорости из-за рассогласования закрылков. Об этом вечером 27 декабря сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник в оперативном штабе на месте ЧС.

— По предварительным данным, на борту рассогласованно сработали закрылки, в результате их невыхода подъемная сила была потеряна, скорость не была достаточной для набора высоты, и самолет свалился, — сказал источник агентства.

По его словам, причина, по которой закрылки могли сработать нештатно, не установлена. Официального подтверждения этой информации нет.

Гипотеза с закрылками появилась сразу после крушения. Так, «Коммерсантъ» написал, что к их рассогласованию могла привести критическая неисправность.

— За равномерным выпуском закрылков на Ту-154 следит специальная автоматическая система СПЗ-1А, которая в случае рассогласования выключает их гидропривод, предлагая пилоту перейти на ручное управление закрылками. Однако в случае, например, обрыва привода закрылков СПЗ-1А бессильна, — отметила газета.

Накануне ФСБ России назвала основными рабочими версиями крушения Ту-154 «попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, повлекшее потерю мощности и отказ работы двигателей, ошибку пилотирования и техническую неисправность самолета».

ОБНОВЛЕНИЕ 09:30

Эксперты расшифровали речевой бортовой самописец разбившегося Ту-154 Минобороны РФ. Пленка, фиксировавшая переговоры экипажа и разговоры внутри кабины, оказалась не повреждена.

Разговор прерывается на том, что один из пилотов восклицает: "Закрылки, с*ка!" А затем звучит крик: "Командир, падаем!", — рассказал источник близкий к следствию.

По его данным, второй самописец, параметрический, пока не доставлен в Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил и когда начнётся его расшифровка — не известно.

ОБНОВЛЕНИЕ 14:40

Водолазы обнаружили один из бортовых самописцев на месте крушения самолёта Ту-154 Минобороны в Черном море. Об этом ТАСС сообщили в силовых структурах.

— В ходе поисковых работ под кабиной самолета обнаружен один черный ящик. В ближайшее время он будет извлечен из воды, — сказал источник.

Также собеседник сообщил, что тела трех погибших и большое количество останков обнаружены в районе крушения.

ОБНОВЛЕНИЕ 21:20

В краевой столице прошла траурная акция прощания с жертвами, погибших в результате крушения самолета Минобороны в Черном море. В ней приняли участие депутаты Закдумы и Гордумы, военные и неравнодушные горожане.

Мероприятие проходило возле памятника штурмовику Су-7Б в районе остановки "Портовая". Возложение прошло в темное время суток специально, чтобы люди после окончания рабочего дня смогли отдать дань уважения и памяти погибшим. Именно это дало возможность почти сотне людей прийти на акцию.

— Это страшная трагедия. Абсолютно в любой ситуации важна каждая жизнь и сейчас объединилась вся Россия. Население большой страны скорбит и выражает соболезнования родственникам экипажа. Приятно, что так много людей смогли найти время и приехать сегодня для прощания с погибшими. Если кто-то не успел присоединиться к нам, то он может приехать почтить людей позже. Главное же желание, — рассказал Руслан Верхотуров, соорганизатор.

По очереди брали слово представители городской и краевой власти. Они рассказывали о личных воспоминаниях знакомств с Елизаветой Глинка — возглавлявшей благотворительный фонд и Валерием Халиловым — создателем фестиваля военных оркестров «Амурские волны». После чего последовала минута молчания и началось возложение цветов.

— Очень печально, что в мирное время гибнут люди. Сейчас пройдут разбирательства, будет проведена работа по недопущению подобного в будущем. Такого не должно быть и я надеюсь, что подобного больше не повторится, — рассказала Алиса Селезнева, студентка.

ОБНОВЛЕНИЕ 19:20

Теракт не является основной версией крушения Ту-154. Специалисты также не видят необходимости в ведении дополнительных мер безопасности в аэропортах РФ.

— Насколько нам известно, основные версии не включают в себя версию террористического акта. Мы исходим из того, что причинами катастрофы могли быть либо техническое состояние, либо ошибки пилотирования. Но подчеркну, что это устанавливает следствие, а также специальная техническая комиссии Министерства обороны, — сказал министр транспорта России.

ОБНОВЛЕНИЕ 16:15

Специалисты проанализировали данные объективного контроля с радиолокационных средств, чтобы точнее определить траекторию полета потерпевшего крушение Ту-154. Они выяснили, что самолет упал в шести километрах от берега, сообщает департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны России.

Сейчас поисковые работы ведут 39 кораблей и катеров, 135 водолазов и семь глубоководных аппаратов. Военнослужащие также обследуют берег в поисках тел погибших, обломков самолета и личных вещей пассажиров. Всего в операции участвуют около 3,5 тысяч человек.

ОБНОВЛЕНИЕ 16:06

Хабаровские коллеги артиста почтили память погибшего Валерия Халилова.

Хабаровчане несут цветы на площадь Славы. На площадь Славы коллеги Валерия Халилова вынесли подставку для нот , на котором располагалась фотография дирижера с траурной лентой. К пюпитру музыканты и неравнодушные хабаровчане возлагали цветы и ставили свечи.

ОБНОВЛЕНИЕ 15:30

Среди летевших был 46-летний подполковник Восточного военного округа Александр Ваганов. Он был на борту ТУ-154, вылетевшего из Сочи ранним воскресным утром.

ОБНОВЛЕНИЕ 15:20

Первый самолет с 10 телами погибших при крушении Ту-154 вылетел в Москву, сообщили "Интерфаксу" в Департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны России.

— Самолет Ил-76 военно-транспортной авиации с обнаруженными на месте авиакатастрофы 10 телами и 86 фрагментами вылетел в Москву, где будет проводиться их опознание и генетическая экспертиза специалистами Бюро судебной медицинской экспертизы и 111 Центра судебно-криминалистической экспертизы Минобороны России, — сказал сотрудник департамента.

ОБНОВЛЕНИЯ 13:40

Глава Чечни Рамзан Кадыров принял решение увековечить память погибшей в авиакатастрофе Ту-154 над Черным морем главы фонда "Справедливая помощь" Елизаветы Глинки и присвоить ее имя Республиканской детской клинической больнице в Грозном.

ОБНОВЛЕНИЕ 12:30

Кто будет курировать "Амурские волны" после смерти Валерия Халилова пока неизвестно.

— До фестиваля еще очень далеко. Мы в шоке от трагедии и, разумеется, еще ничего не успели обсудить. Кто будет курировать фестиваль после смерти Валерия Михайловича, пока сказать сложно. Будем решать этот вопрос. Невероятная утрата для культурной жизни всей страны, — сообщили корреспонденту DVhab в дирекции фестиваля «Амурские волны».

ОБНОВЛЕНИЕ 12:10

Матч "Амур" — "Адмирал" начнется во Владивостоке с минуты молчания в память погибших в авиакатастрофе.

ОБНОВЛЕНИЕ 10:40

Лимиты компенсаций по крушению Ту-154 для военных составят порядка 7,8 млн руб, для гражданских лиц — 3 млн руб, сообщил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. Он разъяснил, что всем находившимся на борту самолёта положены выплаты по 2 млн рублей в рамках Воздушного кодекса.

В добавление к этой выплате сумма компенсаций складывается для военных следующим образом:
По обязательному страхованию военнослужащих (страхование производится в соответствии с законом № 52-ФЗ) положена выплата на случай смерти в размере 2,337 млн рублей. Кроме того, страховщик уполномочен производить выплаты единовременных пособий на случай смерти военнослужащего или признания его негодным к военной службе. Размер пособия по смерти военнослужащего составляет 3,506 млн рублей. Впоследствии они компенсируются страховщику из бюджета.

ОБНОВЛЕНИЕ 10:20

Главный военный дирижер страны, генерал-лейтенант Валерий Халилов был среди пассажиров разбившегося самолета Ту-154 Минобороны РФ, потерпевшего крушение 25 декабря в Черном море. Валерий Халилов был инициатором проведения в Хабаровском крае Международного фестиваля военных оркестров «Амурские волны», который создавался при его непосредственной поддержке и участии. С 2012 года Валерий Халилов ежегодно приезжал в Хабаровск для участия в фестивале.

С 2002 по 2016 год Валерий Халилов был начальником военно-оркестровой службы Российской Федерации, главным военным дирижером. В этой должности он неоднократно выступал в качестве дирижера сводного военного оркестра, принимавшего участие в парадах, посвящённых Дню Победы на Красной площади.

В апреле 2016 года Халилов был назначен на должность начальника ансамбля — художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова.

Президент России Владимир Путин объявил 26 декабря общенациональным днем траура по гражданам РФ, погибшим в воскресенье в авиакатастрофе Ту-154 Министерства обороны РФ, летевшего в Сирию на авиабазу Воздушно-космических сил России Хмеймим.

ОБНОВЛЕНИЕ 19:20

Поисково-спасательные работы на месте крушения воздушного корабля в акватории Черного моря в районе Сочи продолжаются. Российские правоохранительные органы в рамках возбужденного уголовного дела выясняют причины и обстоятельства падения лайнера, повлекшего гибель 92 человек.

— Авиакатастрофа, в которой погиб коллектив ансамбля им. Александрова — трагедия огромного масштаба, потому что Россия потеряла самых лучших, — заявил во время специального выпуска программы Baltkom-online на латвийской радиостанции Baltkom российский певец Лев Лещенко.

ОБНОВЛЕНИЕ 17:50

Самолет Ту-154 Министерства обороны РФ пропал с экранов радаров через несколько минут после вылета из Сочи. По предварительной информации, на борту лайнера находились 82 пассажира и десять членов экипажа. Об этом сообщил на источник в экстренных службах.

— Самолёт Ту-154 вылетел из Сочи, однако спустя несколько минут исчез с экранов радаров, — рассказал собеседника.

ОБНОВЛЕНИЕ 16:20

В МЧС подтвердили обнаружение места падения самолета Ту-154 в Черном море, сообщает ТАСС. Людей пока обнаружить не удалось.

ОБНОВЛЕНИЕ 16:05

Источник «Интерфакса» в экстренных службах Краснодарского края сообщает об обнаружении места предполагаемого падения Ту-154.

— При обследовании акватории в 6-8 километрах от берега обнаружено масляное пятно, которое, как предполагается, могло явиться следствием падения в этом месте самолета. Туда направлены спасательные суда, — говорит собеседник агентства. Официального подтверждения падения все еще не было.

Причиной катастрофы самолета Ту-154Б-2, разбившегося в Сочи 25 декабря 2016 г., стало нарушение пространственной ориентировки командира воздушного судна майора Романа Волкова, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления самолетом. Это следует из документов с выводами комиссии, распространенных в интернете.

В опубликованных документах сказано, что после запуска самолета в процессе руления в Сочи командир «испытывал затруднения в определении своего местоположения на территории аэродрома, связанные с его представлением о предстоящем курсе взлета». То есть Волков не знал, с какой полосы он будет взлетать, а начал «эмоционально запрашивать экипаж о курсе взлета» только на седьмой секунде от начала полета и на скорости 70 км/ч.

«Ведение неустановленного радиообмена с применением ненормативной лексики и нарастанием эмоционального напряжения в экипаже на этапе разбега привело к упущению КВС контроля значимых параметров взлета, отвлечению членов экипажа от выполнения ими функциональных обязанностей на данном этапе полета», - говорится в заключении.

На 53-й секунде полета на высоте 157 м командир подал команду на уборку закрылков, несмотря на то, что это было необходимо сделать на высоте 500 м. После этого КВС допустил ошибки при использовании органов управления самолетом (штурвалом и педалями), проигнорировал срабатывание сигнализации системы ССОС (система сигнализации опасной скорости сближения с землей) и световой сигнализации о величине крена. Из-за ошибок экипажа самолет начал снижаться так, что избежать столкновения с землей уже было невозможно.

Из заключения:

В результате самолет снижался со скоростью 34 м/с и столкнулся с водной поверхностью на 73-й секунде полета.

Комиссия пришла к выводу, что «нарушению пространственной ориентировки пилота могли способствовать: возникшее чрезмерное нервно-психическое напряжение, обусловленное сочетанием ряда ситуационных профессионально-психологических стрессовых факторов на фоне естественного эмоционально-физиологического утомления; отсутствие устойчивых навыков в распределении внимания и выдерживании заданных параметров полета на этапе взлета и набора высоты; «прямая» индикация пространственного положения самолета по крену на пилотажно-командном приборе (ПКП-1)».

«Авиационному происшествию способствовали упущения в контроле организации полетов, объективного контроля и летно-методической работы руководящим составом 800-й авиационной базы (особого назначения) и командования военно-воздушных сил Главного командования Воздушно-космических сил» , - говорится в заключении комиссии по расследованию авиапроисшествия.

Напомним, авиакатастрофа произошла 25 декабря 2016 г. Самолет Минобороны вылетел из аэропорта Адлер в 5:20 мск в Сирию, при выполнении маневра над российской акваторией Черного моря лайнер пропал с радаров. В самолете находились 92 человека, в том числе солисты ансамбля им. Александрова, Елизавета Глинка (доктор Лиза) и журналисты. Все они погибли.

Последние данные о расследовании причин крушения сообщили эксперты. Установлено: полет длился 70 секунд, самолет упал с высоты 250 метров. Представители комиссии также рассказали, какая помощь оказывается семьям пассажиров и членов экипажа.

Все, что связано с крушением самолета, то есть все необходимые для анализа произошедшего части и детали воздушного судна уже подняты на поверхность. И, как заявили представители правительственной комиссии, основная фаза поисковой операции к этому моменту уже завершена.

Что конкретно произошло в полете – говорить преждевременно. Представители Минобороны отметили: погода в ночь вылета была хорошей. Собственно, темное время суток – единственный фактор, осложнивший работу пилотов. Экипаж Ту-154 имел достаточную квалификацию для выполнения этого полета. У командира воздушного судна был налет около четырех тысяч часов, при этом более полутора тысяч часов – на самолетах этого типа.

Сейчас представители следствия работают над анализом речевого и параметрического самописцев. Их состояние удовлетворительное. Уже сейчас точно можно сказать, что полет продолжался чуть больше минуты. Максимальная высота, на которую поднялся самолет, 250 метров. При этом его скорость была около 360 километров в час. В этих условиях экипаж зафиксировал возникновение некой критической ситуации. Судя по переговорам в кабине, все происходило очень быстро.

«Радиообмен был крайне краток. Можете себе представить, что особая ситуация развивалась в течение 10 секунд. Все было достаточно штатно, но одна фраза командира, анализ этой фазы, говорит о начале особой ситуации, о начале развития особой ситуации. Больше она нам ни о чем не говорит», - рассказал начальник Службы безопасности полетов авиации ВС России Сергей Байнетов.

На сбор и расшифровку данных у следствия уйдет полторы недели. Окончательные выводы о причинах катастрофы комиссия обещает представить в течение 30 дней. Примерно столько же времени займет генетическая экспертиза.

«Самолет при ударе о водную поверхность и в последующем дно Черного моря практически полностью разрушился, что, конечно же, осложнило проведение поисковой операции. Район катастрофы обследован полностью. В ходе поисковых мероприятий обнаружены и подняты с поверхности воды на сегодняшний день 19 тел. Основное опознание будет происходить через обязательную генетическую экспертизу останков тел. Для этого при содействии Минобороны нашими медиками уже взяты у всех родственников потерпевших необходимые биологические материалы», - сообщил министр транспорта Максим Соколов.

Параллельно началась работа по организации всесторонней помощи родственникам. Представители комиссии ведут переговоры с рядом банков о поддержке пострадавших. Уже известно, что четыре банка - Сбербанк, Альфа-Банк, ВТБ24 и Открытие - решили списать все долги погибшим в авиакатастрофе над Черным морем. Что касается положенной компенсации, то эти выплаты уже начались.

«Выплаты, конечно, будут продолжены и в ближайшие предновогодние дни. По согласованию с руководством наших крупнейших банков ряд отделений в Москве будут работать для обеспечения выплат и в новогодние праздники. Поэтому здесь работа не будет прекращаться даже после 1 января», - рассказал Максим Соколов.

Помимо компенсаций комиссия готова рассмотреть потребности каждой семьи и оказать людям адресную помощь.

«Было сформировано предложение о том, чтобы поговорить с каждой семьей. Посмотреть, может быть, будут приняты меры о дополнительном трудоустройстве для членов семьи, помощи с устройством в детские сады, помощи с обучением и другие виды социальной помощи», - сообщил руководитель Федеральной службы по труду и занятости Всеволод Вуколов.

Работы в акватории Черного моря будут продолжены в прежнем режиме – без перерывов, даже в новогоднюю ночь. Водолазы все еще ищут погибших. Эти погружения будут вестись до последнего.