Падение самолета a321 topic. Погибший рейс: что известно о причинах крушения A321 спустя год. Начало поисково-спасательных операций

Пёстрая толпа туристов, яркий подводный мир, манящий дайверов со всего света, - все это привлекает путешественников. Россияне рвались туда, как на вторую дачу: хотя бы недельку отдохнуть от работы и пожариться на солнце. Летали целыми семьями, пока авиакатастрофа в Египте 31 октября 2015 не вынудила содрогнуться всю страну.

Трагическое происшествие

Туристическая группа фирмы «Бриско» возвращалась чартерным рейсом из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Несмотря на раннее утро (вылет в 5.50 местного времени), пассажиры пребывали в отличном настроении. Они выкладывали снимки удавшегося отдыха в социальные сети. Была суббота, а в понедельник многим предстояло окунуться в кого-то ждала работа, кого-то - учёба.

Авиалайнер Airbus A321-231 EI-ETJ, прибывший из Самары, принял на борт 217 пассажиров. Им и семерым членам экипажа к 12 часам дня предстояло оказаться в Северной столице, где многих ожидали в аэропорту родные и близкие. Набрав за 23 минуты заданную высоту в 9400 метров, на скорости 520 км/час воздушное судно внезапно пропало с радаров. В 6.15 (7.15 Москвы) самолёт рухнул в районе Синайского полуострова близ аэропорта Эль-Ариш - самой горячей точки Египта, где правительственным войскам противостояли исламисты Аль-Каиды.

Версии трагедии

Встречающие рейс 9268 в аэропорту Пулково с тревогой следили за табло, на котором высвечивалась информация: «Прибытие задерживается». А к вечеру уже вся страна знала, что обломки пропавшего с радаров воздушного судна обнаружены египетскими властями. Разбросанные на протяжённости 13 километров, с оторвавшейся хвостовой частью, они были показаны по телевидению, что вызвало множество версий специалистов о возможных причинах катастрофы. Наиболее достоверными считались три:

  • Технические неполадки, связанные либо с отказом двигателя, либо с "усталостью" металла. В хвостовой части обнаружили следы ремонта обшивки после того, как в 2001 году воздушное судно при приземлении в аэропорту Каира задело хвостом асфальт. Образовавшаяся микротрещина могла с набором высоты вызвать разрушение самолёта.
  • Авиакатастрофа в Египте - это ошибки экипажа.
  • Террористический акт.

На месте трагедии начала работать комиссия МАК, возглавляемая представителем Египта Айманом аль-Муккадамом. В неё вошли представители России, Франции, Германии, США и Ирландии. После изучения доказательств и расшифровки две первые версии были признаны несостоятельными.

Воздушное судно

Катастрофа A321 над Синайским полуостровом стала самой крупной в истории Египта и современной России. Аэробус принадлежал компании «Когалымавиа», которая подверглась тщательной проверке. Было выяснено, что после аварийной ситуации 2001 года ремонт воздушного судна проводился во Франции на заводе-изготовителе, после чего были проведены все необходимые испытания. За 18 лет эксплуатации лайнер налетал менее 50% своего ресурса (57428 часов) и находился в исправном состоянии. Об этом свидетельствуют еженедельные технические проверки, последняя из которых была осуществлена 26.10.2015. Бортовые самописцы не обнаружили сбоя в работе систем. До 23-й минуты полёт проходил вполне штатно.

Экипаж

Сорокавосьмилетний командир экипажа Валерий Немов - выпускник СВААУЛШ (ставропольского военного училища). Он один из немногих, кто в сложные 90-е годы переучился на На «Аэробусах» летал с 2008 года, имея 12 тысяч часов налёта, что свидетельствует о его колоссальном опыте. Второй пилот также пришёл из военной авиации, будучи ветераном Чеченской кампании. После ухода на пенсию, Сергей Трухачёв переучился на А321, пройдя подготовку в Чехии. Летал на них более 2 лет. Общий налёт составил 6 тысяч часов. Оба пилота были на хорошем счету в своей авиакомпании. Немова даже преждевременно вызвали из отпуска, чтобы отправить в печально известный рейс 9268.

Официальная версия

Спустя две недели после трагедии версию о теракте официально озвучил руководитель ФСБ во время встречи с президентом РФ. В подтверждение своих слов он привёл следующие доказательства:

  1. Американские спутники зафиксировали тепловую вспышку над Синаем во время катастрофы, что говорит о произошедшем взрыве на борту самолёта.
  2. Фрагмент фюзеляжа имеет пробоину диаметром около одного метра. Её края выгнуты наружу. Это свидетельствует о том, что источник взрыва находился внутри.
  3. При расшифровке самописца, фиксирующего переговоры, перед прерыванием записи слышен посторонний шум, характер которого может быть отнесён к взрывной волне.
  4. Авиакатастрофа в Египте вызвала большой общественный резонанс. Спустя время не только признали ответственность за совершение теракта, но и на страницах журнала Dabig выложили фото самодельного взрывного устройства (СВУ).
  5. У части погибших обнаружены травмы, свидетельствующие о гибели от последствий взрыва (ожоги, разрывы тканей).
  6. Во фрагментах осколков, багаже и на теле жертв найдены следы взрывчатых веществ - молекулы тротила.

Мощность взрыва оценивалась в 1 килограмм Предположительное местонахождение СВУ - хвостовая часть самолёта. Ибо взрывная волна продвигалась вперёд, но разлом фюзеляжа воспрепятствовал её дальнейшему продвижению.

Авиакатастрофа в Египте: кто виноват?

После появления российской версии стало известно, что в аэропорту Египта задержано 17 служащих. Главным вопросом стал один: "Как СВУ попало на борт лайнера?" ФСБ начало изучать биографии 34-х пассажиров (11-ти мужчин и 23-х женщин), на теле которых оказались молекулы тротила. Но официальный Египет вскоре заявил, что нет доказательств для однозначного утверждения о теракте на борту самолёта. Никто из служащих не был реально арестован. Российские власти объявили о вознаграждении в 50 миллионов долларов за любые сведения о террористах.

Лишь в феврале 2016-го от президента Египта прозвучало официальное признание теракта. Было выяснено, что бомба была изготовлена из пластита, используемого для создания боевых снарядов. Она приведена в действие часовым механизмом. Авиакатастрофа в Египте 31 октября 2015 показала, что система безопасности в аэропорту не отвечает международным стандартам. СВУ могло попасть на борт с фирмой, поставляющей продукты, через сотрудников, имеющих доступ на взлётную полосу, а также через ручную кладь во время проверки багажа. Последние данные таковы, что находилось в салоне в непосредственной близости от места 31А. Все эти факты привели к запрету продажи туров на отдых в Египте.

Пассажиры рейса

EI-ETJ - последние цифры номера аэробуса. По ним авиаторы называли между собой борт «Джульеттой», ласково - «Джулькой». В то трагичное утро она разбила три авиационных брака и погубила молоденького стюарда, вышедшего на замену вместо уволившегося из-за страшного сна коллегу. А ещё унесла с собой жизни 217-ти пассажиров, 25 из которых - дети. Погибшие в авиакатастрофе в Египте - это целые семьи, десятки разрушенных любовных историй, младенцы, которым никогда не суждено стать взрослыми. Этим рейсом с родителями летела десятимесячная Дарина Громова. Её фотографию мама выложила в социальную сеть перед вылетом. Девочка стоит в аэропорту лицом к взлётной полосе, а внизу подпись: «Главный пассажир». Эта картинка стала символом трагического рейса, из которого никто не сумел вернуться.

Почти все пассажиры - россияне, 4 человека - граждане Украины, 1 - Белоруссии. Большинство - жители Санкт-Петербурга, хотя есть и представители других областей: Псковской, Новгородской, Ульяновской. Погибшие в авиакатастрофе в Египте - люди различных профессий. Ещё пока родственники занимались опознанием тел, неравнодушные люди формировали коллективный портрет пассажиров, по крупицам собирая сведения о них. Была создана замечательная галерея, где о каждом нашлось много хороших слов.

Почти год спустя

31 июля Москва и Петербург провели акцию в память о погибших над Синаем. Прошло 9 месяцев: многие родственники получили компенсации, опознали и похоронили своих близких, но не утихла боль. 5.08.2016 пришло сообщение, что сорок пять боевиков во главе с Абу Дуа аль-Ансари, по чьей вине произошла авиакатастрофа в Египте, уничтожены в ходе боевой операции под Эль-Ариш. Так хочется верить, что подобное больше не повторится никогда!

Самолет Airbus А321 разрушился еще в воздухе, а пилоты не передавали сигнал SOS на землю, следует из заявлений МАКf и властей Египта. Основной версией остается поломка. Возможность теракта чиновники обеих стран опровергли

Место крушения российского самолета Airbus A321 (Фото: Максим Григорьев/ТАСС)

На месте крушения российского лайнера Airbus А321 найдены бортовые самописцы. Все они получили лишь небольшие повреждения, заявил глава российского Минтранса Максим Соколов. Место, где будут вскрываться и изучаться данные с бортовых самописцев разбившегося лайнера А321, определят позже, но у Египта есть приоритетное право в определении страны вскрытия, сообщил глава Росавиации Александр Нерадько. Вскрытие и изучение ящиков будут производиться совместно российскими и египетскими специалистами.

Самолет российской авиакомпании «Когалымавиа» (работает под маркой Metrojet) разбился в центре Синайского полуострова, в 100 км от египетского города Эль-Ариш, утром 31 октября. Авиакатастрофа стала крупнейшей в истории российской авиации. На борту самолета находились 224 человека, включая 24 ребенка и семь членов экипажа. Все они погибли, объявили в субботу вечером египетские власти. В воскресенье вечером в Россию отправили 130 из найденных и осмотренных тел погибших.

Разрушился в воздухе

Самолет, выполнявший рейс Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург, вылетел в 06:51 мск и уже в 07:14 пропал с радаров, рассказал утром 31 октября представитель Росавиации. Его прибытие в аэропорт Пулково ожидалось в 12:10 мск. Чуть позже египетская сторона подтвердила крушение самолета, сказав, что он упал в гористой местности и доступ к нему затруднен.

Как следует из данных портала Flightradar24.com, в 07:11 мск самолет набрал высоту 10 210 м и скорость 404 узла (748 км/ч). В 07:13 мск скорость самолета неожиданно упала до 184 узлов (341 км/ч), затем — до 93 узлов (172 км/ч). Высота полета снизилась до 8649 м. На этом трек полета заканчивается — по всей вероятности, транспондер A321 перестал передавать данные о параметрах полета. По данным Flightradar24.com, перед исчезновением с радаров самолет снижался со скоростью около 1,8 км в минуту, то есть падал практически вертикально.

Исполнительный директор МАК Виктор Сороченко заявил в воскресенье вечером, что лайнер разрушился еще в воздухе. По его словам, фрагменты самолета разбросаны на площади около 20 кв. км. Делать выводы о причинах катастрофы пока рано, подчеркнул он. Источники ТАСС сообщили, что, вероятно, самолет загорелся в воздухе.


Загадочная техника

Версия технической неисправности А321 рассматривается как основная причина крушения лайнера, рассказал источник Интерфакса, знакомый с ситуацией. Более конкретных заявлений о возможных причинах неисправности еще не появилось.

Отказ или возгорание двигателя не могли быть достаточной причиной для потери высоты самолетом, считают в «Когалымавиа». По словам представителя перевозчика, отказ двигателя является «серьезной ситуацией», но «не приводит к катастрофе». Такие ситуации раз в шесть месяцев отрабатываются на тренажерах, пояснил он. «Существует версия, что был отказ двигателя, пожар в двигателе, опять-таки хочу сказать, что из-за этого самолеты с эшелона не падают», — заявил представитель «Когалымавиа» в эфире телеканала «Россия 24».

Крушение самолета из-за технических неисправностей во время полета — большая редкость, рассказывает РБК директор научного Центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования Государственного НИИ гражданской авиации Александр Фридлянд. Чаще причинами катастроф становится человеческий фактор. Редкость и то, что катастрофа произошла на эшелоне: как правило, крушение происходит при взлете или посадке. Технические неполадки могли случиться с электросистемой, что вызвало пожар, предполагает эксперт. Нельзя исключать и возможность взрыва в багажном отделении, говорит эксперт.

Рассматриваются и иные версии авиакатастрофы: человеческий фактор и неблагоприятные метеоусловия вкупе со сложным гористым рельефом местности, сообщил источник Интерфакса.

Перед вылетом в Египет самолет заправлялся в Самаре, где следователям поручили изъять и организовать проверку образцов топлива. Эксперты проверили качество топлива и обнаружили, что оно соответствовало всем требованиям, заявила позже представитель Приволжской транспортной прокуратуры Майя Иванова.

Командир разбившегося A321 Валерий Немов имел более 12 тыс. часов налета, рассказала представитель «Когалымавиа», утверждая, что ошибка пилота полностью исключена. Иванова также заявила, что экипаж прошел медицинский осмотр и был в хорошем состоянии.

Сейчас Следственный комитет России (СКР) и Ространснадзор проводят проверку «Когалымавиа». СКР допросил 146 сотрудников авиакомпании, работавших с экипажем, сообщил в воскресенье официальный представитель СКР Владимир Маркин. Внеплановую проверку компании по безопасности полетов начал Ространснадзор.

Сигнал SOS не поступал

Перед вылетом из Шарм-эль-Шейха российский самолет прошел необходимую техническую проверку, какие-либо неисправности выявлены не были. Об этом заявил глава египетской госкомпании, управляющей аэропортами, Адель Махгуб. Самолет имел все разрешения и сертификацию на полет, уточнил глава российского Минтранса Максим Соколов. Перед вылетом происходит запуск и опробование двигателей, объясняет РБК Фридлянд. «В процессе опробования автоматика сигнализирует о различных параметрах. Если что-то не так, экипаж не взлетает. Они же не самоубийцы», — говорит эксперт.

Пилот перед катастрофой запросил изменение маршрута и посадку в аэропорту Каира по причине технической неисправности, сообщал в субботу источник РИА Новости в аэропорту Шарм-эль-Шейх. Министр гражданской авиации Египта Хусам Камаль в воскресенье опроверг эту информацию. По его словам, сигнала SOS вплоть до самого крушения от пилотов не поступало.

Бывшая супруга второго пилота Сергея Трухачева Наталья рассказала НТВ о его жалобах на состояние лайнера незадолго до вылета. По ее словам, супруг говорил о состоянии лайнера в телефонном разговоре с дочерью. Предположение, что экипаж неоднократно жаловался на состояние борта и все равно летел им, маловероятно, говорит Фридлянд: «Я в это не верю». При сообщении о неполадках самолет должен пройти все необходимые проверки и не выходить в работу, уверяет он.

Нестарый самолет

A321 — крупнейший самолет в своем семействе. В эксплуатацию он введен в 1993 году. Всего было произведено более 900 таких самолетов.

Возраст разбившегося самолета — 18 лет и пять месяцев, следует из данных на Flightradar и Jetphotos.net. 18 лет — не самый высокий возраст для авиалайнера. Cредний возраст российского самолета составляет 21 год, оценил в субботу первый зампред думского комитета по промышленности Владимир Гутенев.

Авиакомпании «Когалымавиа» самолет принадлежит с марта 2012 года. В парке Metrojet было семь лайнеров Airbus A321 возрастом от 14 до 17 лет, два 11-летних A320 и один Challenger-850 для бизнес-рейсов, свидетельствуют данные отраслевого портала Samolets.com. По данным портала Airfleets.net, первый полет лайнера Airbus А321 датирован 9 мая 1997 года.

Громкие заявления

Египетское отделение «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная в России) взяло на себя ответственность за крушение российского самолета на Синайском полуострове, сообщил в субботу AFP. Заявление от имени группировки появилось в мессенджере Telegram и в социальных сетях сторонников террористов, уточняет BBC. Министр транспорта России Максим Соколов, комментируя эту информацию, сообщил, что она не может считаться достоверной. Официальный представитель Вооруженных сил Египта Мохаммед Самир заявил The Guardian, что «на данный момент нет никаких доказательств, что террористы ответственны за эту авиакатастрофу».

После заявления ИГ немецкая авиакомпания Lufthansa и французская Air France, а также компания Объединенных Арабских Эмиратов Emirates приняли решение избегать полетов над Синайским полуостровом в качестве меры предосторожности, сообщила AFP.

Гибель самолета А-321, выполнявшего рейс 9268 из египетского Шарм-эль-Шейха в Пулково с 217 пассажирами и семью членами экипажа на борту, стала крупнейшей авиационной катастрофой в истории России и СССР. В Советском Союзе самое тяжелое авиапроисшествие произошло в районе Учкудука 10 июля 1985 года. Тогда в результате падения Ту-154, летевшего из Карши в Ленинград, погибли 191 пассажир и девять членов экипажа.



Гибель рейса 9268 компании «Когалымавиа» («Метроджет») с самого начала сопровождалась не только непроверенной информацией, но и откровенными вбросами. В первые часы после трагедии арабские информагентства сообщили, ссылаясь на неких спасателей, действующих на месте крушения, что А-321 развалился при падении на две большие части и из хвостовой даже слышны стоны и просьбы о помощи. Чуть позже некие представители «Исламского государства» взяли на себя ответственность за террористический акт на борту российского самолета. Это заявление было тут же подхвачено зарубежными и некоторыми из отечественных средств массовой информации.

В роковой день «Аэробус А-321» вылетел из египетского аэропорта в 6 часов 51 минуту по московскому времени (3.51 по Гринвичу), но уже в 7.14 (4.14) он не вышел на связь с аэропортом Ларнаки, а несколькими секундами ранее рейс пропал с экранов радаров.

В результате начавшихся поисково-спасательных работ установлено, что обломки самолета, разбросанные на площади от 16 до 20 квадратных километров, имеют характерные признаки того, что «Аэробус» разрушился еще в воздухе. Напомним, что обломки малайзийского «Боинга-777», следовавшего рейсом МН-17 и погибшего над юго-востоком Украины, разнесло по площади более 50 квадратных километров. Уже 1 ноября Росавиация и Межгосударственный авиационный комитет подтвердили, что разрушение А-321 произошло еще в воздухе.

На этот момент, несмотря на то, что бортовые самописцы, они же «черные ящики», не только найдены спасателями, но и уже расшифровываются, данные о параметрах полета А-321 «Когалымавиа» доступны только из интернет-сервиса FlightRadar24.

В 7.12 (4.12) самолет находился на высоте 10 200 метров (33 500 футов), продолжая набор высоты, для того чтобы стать на эшелон до аэропорта «Пулково». Скорость полета составляла примерно 750 километров в час (чуть более 400 узлов), а вертикальная скорость была неизменна. Но ровно в 7.13 (4.13) скорость полета упала до 170 километров в час (чуть более 20 узлов) и, по расчетам ресурса aviation-safety.net (схема получена в результате обработки данных FR24), вертикальная скорость стала равняться 6000 футов в минуту или 30,48 метра в секунду (отрицательный показатель означает, что самолет снижается). Это уже было не снижение и не пикирование, а фактически падение. В этот момент А-321, потеряв 5000 футов, находился на высоте около 8600 метров (28 375 футов).

А дальше начинается странное. За считаные секунды (с 07.13.00 до 07.13.22) вертикальная скорость лайнера поднялась до показателя 4000 футов в минуту (20,3 м/с), тут уже снова упала до 6000, но потом резко выросла до 4000 футов в минуту. Самолет пошел вверх. Но не успев набрать потерянные сотни метров, лайнер опять начал падать с вертикальной скоростью уже 6500 футов в минуту (33 м/с). И снова падение сменилось резким набором высоты. С 07.13.15 до 07.13.19 вертикальная скорость выросла до 9000 футов в минуту (45 м/с). «Аэробус» перешел в резкий набор высоты, который в 07.13.22 опять закончился падением, в ходе которого, вероятнее всего, самолет и начал рассыпаться.

Если подвести промежуточный итог, то фактически 22 секунды самолет пытался остановить падение и перейти в набор высоты, при этом каждый раз срываясь. Но потом его вертикальная скорость выросла до таких показателей, что машина вышла на максимальные углы атаки и соответственно запредельные перегрузки. Дальше - падение и разрушение А-321.

Отметим, что приведенные показатели вертикальной скорости получены из обработки данных сервиса FlightRadar24 и в реальности могли быть меньшими.

В СМИ муссировалось сообщение о том, что экипаж самолета якобы обратился к авиадиспетчерам за помощью. По некоторым данным, сообщил о некой неисправности, по другим - запросил разрешение на посадку. Но и египетские, и российские власти отрицают, что такой разговор имел место.

В первые часы после трагедии появились свидетельства того, что у погибшего А-321 были проблемы с двигателями, о чем пилоты неоднократно сообщали своему руководству. Правда, уже вечером 31 октября представители перевозчика заявили, что никаких обращений не было, авиалайнер своевременно проходил все регламентные работы.

Обозревателю «Военно-промышленного курьера» удалось пообщаться с сотрудниками и персоналом компаний, эксплуатирующих аналогичные пассажирские лайнеры, а также представителями российских государственных органов, отвечающих за контроль в авиационной сфере.

Большинство собеседников однозначно заявили, что делать выводы хотя бы до того момента, как будут озвучены расшифровки бортовых самописцев, они не станут, но согласились дать разъяснения по уже имеющимся фактам.

Но механический отказ рулей или стабилизатора мог привести только к падению самолета. Набор


Судя по данным aviation-safety.net, хотя и имело место резкое снижение скорости, вряд ли можно вести речь о проблемах или отказе одного из двигателей IAE V2500. В этом случае самолет не мог бы перед падением несколько раз переходить в набор высоты. По мнению одного из представителей авиакомпании - эксплуатанта А-321, это как минимум свидетельствует о том, что не только силовые установки сохраняли тягу, но и работала двигательная автоматика.

Можно говорить о том, что на протяжении 22 секунд автопилот лайнера пытался парировать то, что, по словам одного из собеседников, «парировать было практически невозможно». Но потом вместо того, чтобы стабилизировать лайнер, автоматика, не справившись, перевела самолет в резкий набор высоты, приведший к запредельным перегрузкам, выходу на критические углы атаки, сваливанию (возможно, и штопору) и разрушению конструкции.

Причинами возникновения воздействия, приведшего к гибели «Аэробуса», могут быть как механические проблемы с рулями высоты или стабилизатором, так и отказ самой автоматики, она же ЭДСУ (электронно-дистанционная система управления). Не исключено, что пилоты, столкнувшись с неисправностью в системе управления, попытались самостоятельно удержать самолет, парировав воздействие.

высоты в этом случае нереален. А хотя бы частичный отказ системы управления вызывает возникновение так называемых автоколебаний, на которые очень похожи приведенные выше данные по вертикальной скорости.

Правда, почти все опрошенные вариант с отказом ЭДСУ все же поставили под сомнение, указав на то, что за время эксплуатации А-321 такого не было, а сама система управления «Аэробуса» очень надежна и ее важнейшие элементы дублированы.

Достаточно скептически представители отрасли отнеслись и к возможному поражению самолета из зенитно-ракетных комплексов, а также подрыву размещенного на борту террористами устройства. Попадание ракеты, как показал пример малайзийского «Боинга-777», привело бы к мгновенному разрушению конструкции и падению остатков самолета на достаточно большой площади, то же самое можно сказать и о применении СВУ.

Трагедия рейса 9268 еще ждет своего расследования. Пока не опубликованы данные бортовых самописцев, идет сбор обломков. Выкладка остатков А-321 впереди, но уже сейчас не только эксперты различной степени осведомленности, но даже различные официальные лица обращают внимание, что разбившийся лайнер пережил четырех хозяев да и машине уже 18 лет - таким не место в парках российских перевозчиков, надо поднимать отечественный авиапром.

А-321 - самый большой самолет семейства А-320, считающегося рекордсменом по количеству выпущенных и эксплуатируемых машин. «Триста двадцать первый» способен перевезти от 170 до 220 пассажиров на расстояние до 5600 километров. В то же время «Суперджет» берет от 98 до 108 пассажиров при дальности чуть выше трех тысяч километров (или 4500 в версии Long Range). Теоретически близкие показатели к введенным в эксплуатацию в 1994 году «триста двадцать первым» должны быть у новейшего российского МС-21, первый полет которого еще не состоялся. Ту-204/214, также способные перевозить свыше 200 пассажиров на дальность от шести до семи тысяч километров (в зависимости от модели), эксплуатируются лишь несколькими авиакомпаниями (самый большой парк у СЛО «Россия» и «Ред Вингс» - 12 и 8 машин соответственно).

Увы, уже сейчас ясно одно: трагедия рейса 9268 еще долго будет использоваться для всяких громких заявлений, а подъем отечественного авиапрома требует кропотливой, тяжелой работы.


"Невские новости" составили хронику событий авиакатастрофы российского пассажирского самолёта Airbus A321 авиакомпании "Когалымавиа"

Известно, что Airbus A321 набрал высоту 33 тыс. 500 футов (10 210 метров) и скорость 404 узла (748 км/час). В 7:13 скорость самолета неожиданно упала до 184 узлов (341 км/ч). После этого скорость упала до 93 узлов (172 км/час), а высота - до 28 тыс. 375 футов (8 649 метров). Затем самолёт пропал с радаров и параметры полёта стали недоступны.

Версии о том, что произошло с рейсом 7К9268, разнились: глава агентства по воздушной безопасности Египта что, российский авиалайнер компании «Когалымавиа», скорее всего, продолжает полет в районе Турции, а премьер Египта же, наоборот, крушение самолета.

Начало поисково-спасательных операций:

Около 12 часов рейс7К9268 в «Пулково» был .

Околочаса дня стало известно о том, чтообломки лайнера Airbus-321, совершавшего рейс 9268 "Шарм-эш-Шейх - Санкт-Петербург" и принадлежавшего авиакомпании "Когалымавиа", найдены в Египте. Сообщалось, что .

Тогда же, в 13 часов спасатели Египта первых жертв катастрофы и власти направили 45 машин скорой помощи к месту крушения.

В 14:20 стало известно, что на борту самолёта находилось 27 детей.

Около 15 часов выяснилось, что упавшему самолёту было , и он эксплуатировался пятью разными авиакомпаниями.

Около 16 часов туроператор «Бриско», который заказывал данный самолет, .

Около 18:00 глава Министерства труда о выплате компенсации семьям погибших в размере 2 млн рублей.

Сегодня также стало известно, что черные ящики «Эирбаса» и российские специалисты совместно с Египтом уже приступили к их расшифровке.

До сих пор нет ни одного достоверного видео или хотя бы фото с места крушения российского самолёта в Египте. Лайнер рухнул в особой зоне, доступ в которую ограничен властями из-за тлеющего конфликта с местными вооружёнными группировками.

"Аэробус А-321" перевозчика "Метроджет" - это компания "Когалымавиа" - выполнял рейс Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург. Самолёт пропал с экранов радаров через 23 минуты после взлёта. В первые часы поступали противоречивые данные о судьбе лайнера, но теперь известно точно - аэробус разбился, выживших нет. На борту были 224 человека - это семеро членов экипажа и 217 пассажиров. Такого количество жертв в истории российской гражданской авиации ещё не было.

"Аэробус" рейса 9268 летел всего 23 минуты. Гораздо дольше - несколько часов после того, как он исчез с радаров - приходила противоречивая информация о судьбе лайнера. Составить более-менее понятную картину происшедшего в небе над Синаем стало возможно не сразу.

Аэропорт Шарм-эль-Шейх, 5 часов 51 минута по местному времени (6.51 по Москве). Аэробус "Когалымавиа" - это чартерная авиакомпания, известная под брендом "Метроджет" - взлетел и берет курс на Санкт-Петербург. Свободных мест почти не оставалось. Опытный командир экипажа - 12 тысяч часов налета, из них треть - как раз на "Аэробусе-321". Практически сразу после взлета он обнаружил какие-то неполадки на борту, связался с землей, сообщил о неисправностях, попросил разрешить посадку на ближайшем аэродроме. На этом сеанс закончился, и больше "аэробус" на связь не выходил. К 7 часам 14 минутам по московскому времени лайнер потеряли радары.

"В 7.14 должен был выйти на сеанс связи с Ларнакой, республика Кипр. Радиосвязь не состоялась с самолетом, она потеряна. Так же исчезла отметка с радиорадаров диспетчерских служб. На борту самолета находились 217 пассажиров и 7 членов экипажа, в основном это граждане России", - сообщил пресс-секретарь Росавиации Сергей Извольский.

По уточненным данным последних часов, также на борту были трое граждан Украины и один - Белоруссии. Судя по данным интернет-ресурса "Флайтрадар", последнее, что зафиксировала земля - за минуту до того, как исчезнуть с экранов, самолет сбросил около двух километров высоты. Резко падала и скорость: с почти 750 километров в час сначала до 350, а затем - до 170 километров в час! Это последнее, что передал транспондер, и эти цифры - за гранью критических. Большой лайнер на столь малой скорости просто не удержится в воздухе. Причем, со слов свидетелей, наблюдавших падение "аэробуса", у него вроде бы горел двигатель.

Самолет уже разбился - он упал на севере Синайского полуострова, в 35 километрах от города Эль-Ариш, а пресса и информагентства продолжали сыпать противоречащими друг другу сообщениями. Кто-то с ходу объявил самолет разбившимся. Потом пришли данные, что он якобы вновь вышел на связь. Потом появились все запутавшие ссылки на египетских диспетчеров, которые будто бы утверждали, что передали "аэробус" турецким коллегам. Но и эта информация не подтвердилась.

Ближе к полудню стало ясно - воздушное пространство Египта самолет не покидал. Премьер-министр этой страны отменил все поездки, созвал экстренное совещание и объявил, что самолет все-таки разбился. На Синае ввели режим чрезвычайной ситуации. И вот, наконец, после полудня уже официально объявили: обломки найдены.

"Мы отправили на место катастрофы рабочую группу Министерства гражданской авиации. Она будет проводить расследование, это стандартная процедура. Разумеется, мы поддерживаем постоянный контакт с российским послом", - сообщил премьер-министр Египта Шериф Исмаил.

Те, кто первым увидел место крушения своими глазами, передали известия, окончательно похоронившие надежду: лайнер полностью разрушен, шансов найти выживших нет. Еще через полчаса спасатели начали извлекать из-под обломков тела погибших. Их доставят в Каир, а оттуда переправят в Россию. Поисковые работы осложняет гористая местность и то, что упавший лайнер буквально разметало по округе.

Офицер сил безопасности Египта описал агентству "Рейтер" страшную картину: "Я наблюдаю трагическую сцену. На земле лежит множество тел погибших, многие из них пристегнуты ремнями безопасности в своих креслах. Самолет расколот на две части. Первая – небольшая хвостовая часть - сгорела, вторая - большая передняя часть - врезалась в скалу. Мы извлекли уже 100 тел, остальные все еще под обломками. Мы услышали, как зазвонили десятки телефонов, которые принадлежали погибшим, наши офицеры собрали их в мешок".

Разбившийся "Аэробус-321" эксплуатировался около 19 лет - это вполне допустимо в гражданской авиации, другой вопрос, как обслуживался самолет. Данный конкретный борт несколько лет прослужил в авиакомпаниях стран ближневосточного региона: в Ливане, Турции, Саудовской Аравии, Сирии. Российская "Когалымавиа" приобрела его в 2012 году.

В причинах трагедии разбираются специалисты, а от людей остались фотографии. Снимки тех, кто улетал из Египта, возвращался с отдыха рейсом 9268. И перед взлетом успел оставить публикации в соцсетях с такой, например, надписью: "Привет, Питер, прощай, Египет. Мы летим домой".