Сусс эль джем. Колизей в Тунисе: описание, история, где находится. Когда сезон. Когда лучше поехать

) путешествия в Северную Африку, но, воспоминания по-прежнему сильны, как будто поездка была вчера. Из всех своих путешествий, именно от Туниса я получил наиболее яркие впечатления. А самыми сильными из них, конечно же, были впечатления даже не от джип-сафари по Сахаре, а скорее от гигантского амфитеатра Древнеримской эпохи (III в н.э.) в крохотном городке Эль-Джем (El Jem ). Его размер лишь немногим уступает римскому Колизею и амфитеатру в итальянском городе Капуя (итал. Capua ). Но, вот по своей сохранности, он уверенно занимает первое место в мире!

Сложно описать те чувства, когда ты смотришь не на какие-нибудь раскопки, а вступаешь, через века, собственными ногами на, полностью сохранившуюся, гладиаторскую арену, помнящую тысячи человеческих судеб. Здесь на огромных скоростях проносились римские колесницы, а мечи, скрещиваясь, выбивали искры… Каждая битва на этой арене была на пределе человеческих возможностей, ведь ценой была чья-то жизнь…

Рука медленно прикасается к древним камням стен амфитеатра, в наушниках звучит атмосферный саундтрек Ханса Циммера из знаменитого фильма "Гладиатор" Ридли Скотта и, в тот же момент, современный мир вокруг вас перестает существовать. Немногочисленные туристы словно растворяются в воздухе, а их место на трибунах амфитеатра занимает римская знать в легких праздничных белоснежных одеяниях. Женщины пытаются укрыться от жаркого африканского солнца в тени колонн, в воздухе висит гул голосов… Периодически, напряжение в воздухе разрывают звуки рожков - корну, все ждут начала кровавого спектакля...

Образы и чувства смешиваются в единое целое, заставляя вас полностью перенестись в ту далекую эпоху. В эту минуту есть только вы и окружающее пространство величественного амфитеатра Эль-Джем!

Современный Эль-Джем стоит на месте древнего финикийского поселения, возраст которого, в отличие от столицы финикийского царства - Карфагена (основан в 814 году до н.э.), затрудняются назвать даже ученые. После серии пунических войн между Римом и Карфагеном, последний был разрушен в 146 году до н.э. и превращен в колонию. Продвигаясь на юг, Римская Империя, предположительно, в 46 году до н.э. основывает город Тиздр (лат. Thysdrus ), будущий Эль-Джем.

Экономический рассвет поселения приходится на II – нач. III века, когда вокруг города, благодаря благоприятному климату, разрастаются оливковые плантации. Оливковое масло, в те времена, ценилось в Риме на вес золота. Кроме того, город находился на пересечении торговых путей из Центральной Африки к Средиземному морю. Все это привело к тому, что Тиздр быстро стал одним из важнейших городов Северной Африки, вторым по значимости после Карфагена, а его население достигло 30 тысяч человек.

Как и в любом процветающем городе, богатые слои населения требовали зрелищ, в которые было бы можно вложить свои деньги. Так, в 230 году н.э., по распоряжению проконсула Марка Антония Гордиана (лат. Marcus Antonius Gordianus ), будущего императора, началось строительство амфитеатра, которое, спустя 8 лет, было остановлено.

08. Начало строительства.

10. План амфитеатра.

Чтобы понять, почему же амфитеатр так и не был достроен до конца, предлагаю взглянуть на то, что же творилось в те годы в Римской Империи.

11. Предположительно, таким он должен был стать.

А там все было крайне печально… В 235 году н.э. начинаются междоусобные войны за императорский трон. Заговорщики убивают императора Александра Севера вместе с его матерью, после чего Империя начинает трещать по швам. Легионы провозглашают императором "своего человека" – Гая Юлия Максимина Фракийца , ставшего первым императором, вышедшим из простых солдат.

Спустя пару лет, новоявленный император обзавелся противником в лице проконсула Гордиана, выдвинутого на императорский трон верными ему легионами. Гордиан согласился на эту авантюру с условием, что соправителем будет его сын Гордиан II , на что получил добро от Сената Рима.

В начавшейся войне, в сражении с легионами Максимина, под Карфагеном погибает Гордиан Младший. Узнав об этом, Гордиан I кончает жизнь самоубийством, повесившись на своём поясе… Римский Сенат назначает новым императором своего человека – сенатора Марка Клодия Пупиена , продолжившим войну против Максимина.

Ненамного дольше прожил и сам смещенный Максимин Фракиец. Выдвинувшись с войском на Италию, он погибает вместе со своим сыном, в битве под городом Аквилея, спустя пару месяцев после самоубийства Гордиана I.

Также печально закончилась и жизнь Марка Пупиена, который не заслужил доверия народа и в ходе очередного восстания был убит преторианцами в собственном дворце. Римский престол переходит Марку Антонию Гордиану III , внуку Гордиана I.

Не буду продолжать рассказ о судьбах будущих императоров, скажу лишь, что III век для Рима стал настоящим кошмаром. За 50-летний период более 26 человек становятся претендентами на императорское ложе и почти все они умирают насильственной смертью.

Но, вернемся к нашему "Тунисскому Колизею" и времени правления Гордиана I.

Трехэтажный амфитеатр, размером 138 метров в длину и 114 метров в ширину, получился настоящим величественным красавцем. Высоченные арочные галереи с множеством переходов окружали песчаную арену, длиной 65 метров и шириной 39 метров, а стены были украшены многоцветной мозаикой с изображением скачущих всадников, охотников и преследуемых ими зверей. Над восточным входом было устроено императорское ложе.

Как и в большинстве остальных амфитеатров, здесь также основным зрелищем служили гладиаторские бои. Кроме того, большой размер арены позволял устраивать сражения на боевых колесницах.

Была у амфитеатра Тиздруса и своя особенность. В отличие от Италии, в африканском "Колизее" были распространены бои с дикими хищными животными. С ними сражались, как гладиаторы, так и устраивались исключительно животные схватки между различными видами хищников. Дикие звери, которых выпускали на арену, посвящались богам: лев и бык – Сатурну и Юноне, пантера – Дионису, медведь – Диане.

В качестве дополнительного кровавого развлечения, на арену часто выпускали безоружных рабов, которых голодные животные буквально разрывали на части…

Гладиаторы, дикие животные, а также рабы содержались в особых камерах и клетках. Для этих целей, под ареной амфитеатра был построен целый подземный город. Отдельные помещения предназначались для умирающих гладиаторов, а также для складирования трупов.

Сегодня этот подземный город, практически полностью сохранившийся и не имеющий аналогов в мире, доступен для посетителей. В камерах и переходах, когда-то заполненных стонами умирающих и боевыми возгласами, гробовая тишина.

23. Камера гладиатора.

Особые чувства возникают, когда вы проходите "коридором смерти", по которому гладиаторы выходили на арену. Из всего освещения раньше здесь были лишь несколько факелов, а также яркий белый свет в конце длинного коридора, где находился выход на арену. Может именно отсюда пошло выражение "свет в конце тоннеля", означающее границу между жизнью и смертью?

После смерти Гордиана I, в 238 году н.э., Тиздр, серьезно разрушенный оппозиционными войсками, уже не смог восстановиться. Тем не менее, сам амфитеатр уцелел и простоял в нетронутом виде до VII века.

В 699 году Тиздр становится центром восстания царицы объединенного берберского государства Дахияаль-Кахину бинт-Табиту (Аль-Кахины ) против арабского завоевания. После поражения восстания поселение было оставлено жителями.

Город с современным названием Эль-Джем (в переводе с арабского – "перекрёсток") возникает здесь только в начале XVII века. Именно в этот период начинается разрушение амфитеатра. Камни его стен используются в качестве бесплатного стройматериала для строительства городских домов, а также для строительства Большой Соборной мечети в г. Кайруан. Так была практически уничтожена северная стена амфитеатра. Окончательно амфитеатр, использовавшийся, как крепость, был разрушен в 1850 году в результате пушечных обстрелов Османской Империей.

Сегодня, как и многие века назад, в Эль-Джеме многолюдно, но, в основном из-за многочисленных туристов. Здесь бойко кипит торговля сувенирами, одеждой и прочими товарами. Для этих целей даже оборудован небольшой рынок. В тоже время, по сравнению с Римом, процент туристов здесь просто крохотный, что позволяет насладиться всей красотой амфитеатра в полном объеме, а также сделать красивые безлюдные кадры.

Не лишним будет добавить, что цена в "Тунисский Колизей" всего 10 TND (300 рублей), плюс 1 TND - разрешение на съёмку. Это против 12 € в Римском Колизее. За 10 динаров вы можете неограниченно гулять по всему пространству амфитеатра, посещать подземные галереи и верхние ярусы, с которых открывается панорамный вид на современный Эль-Джем.

Удивительно, но совсем не портит общий вид амфитеатра и современная музыкальная сцена. Дело в том, что в августе, благодаря потрясающей акустике, здесь проводится ежегодный Международный фестиваль классической музыки под открытым небом.

33. Музыкальная сцена на арене амфитеатра.

Так или иначе, амфитеатр Эль-Джема оставляет неизгладимый след в памяти любого человека, даже если он не особо интересуется Древним Римом. А для ценителей истории здесь есть даже небольшой Археологический музей (в километре от амфитеатра), в котором можно увидеть фрагменты сохранившейся мозаики со стен.

В завершение своего рассказа, я хочу развеять одну современную легенду, связанную с Эль-Джемом. Дело в том, что практически во всех туристических каталогах сказано, что амфитеатр знаменит еще и тем, что в его стенах снимались отдельные сцены знаменитого фильма "Гладиатор " режиссера Ридли Скотта с Расселом Кроу в главной роли. Понятно, что это делается для заманивания туристов и увеличения турпотока.

В реальности же "Гладиатор" никогда в Эль-Джеме не снимался. Во-первых, кинокомпании бы просто не разрешили проводить съемку художественного фильма в подобном историческом месте. Во-вторых, сам Ридли Скотт сказал, что размер Римского Колизея для его задумок маловат, чего уж тогда говорить про Эль-Джем?

Съемка "Гладиатора" осуществлялась в Англии, Марокко и на Мальте, где был выстроен макет огромного амфитеатра, а также всевозможные дополнительные "уличные" декорации. Все остальное, например, верхние ярусы, были дорисованы при помощи компьютерной графики. Мальта уже давно стала меккой для подобного кинематографа. Здесь также снимался, не менее знаменитый, фильм "Троя", а также сериал "Игра Престолов".

С 1979 года, открытые всем африканским ветрам, остатки древнеримского амфитеатра были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Колизей в Эль-Джеме (Тунис) называют «золотой короной Африки». Этот монумент, воздвигнутый во действительно издали напоминает головной убор царственной особы. На территории современного Эль-Джема тогда находился город Тисдрус — культурный центр античной Африки.Строительство величественного монумента так и не было завершено.

Что такое античный амфитеатр?

Есть ли в Тунисе Колизей? На этот вопрос ответ знает каждый. Но о том, что в амфитеатре происходило 18 столетий назад, известно немногим. Представим античный африканский город с его жителями, охочими до увеселений, которые навели бы ужас даже на самого хладнокровного современного человека.

Когда ранним вечером порывистый ветер над степью усиливался, к его завоеванию примешивалось шипение диких зверей, предсмертные крики и рокот многотысячной толпы. Эхо разносилось далеко по окрестности. Колизей в Тунисе, который сегодня посещают степенные туристы, когда-то содрогался от игрищ. Более тридцати тысяч человек вмещает ярусы амфитеатра, где сходились на смертный бой гладиаторы, сталкивались лошади, пантеры, львы...

Огромная арена — одна из самых больших, созданных в эпоху Римской империи — почти равна по величине римскому Колизею. Длина ее составляет 65 метров. Ширина — 39 метров. На призрачной равнине, овеваемой бесконечными ветрами, этот монумент возвышается подобно мощной и грозной крепости.

Строительство

Где находится Колизей в Тунисе? Памятник культуры расположен в Эль-Джеме . Стоит рассказать о городе, который когда-то был процветающей колонией Рима. А именно о Тисдрусе . Население поклонялось богиням Африки и богу виноделия Дионису, который, еще будучи маленьким ребенком , храбро оседлал тигра. С той же отвагой и местные жители в начале второго столетия нашей эры принялись за строительство своего Колизея.

Это время наивысшего расцвета их самосознания, влияния, богатства, власти. Амфитеатр — воплощение безупречной гармонии. Всё чётко продумано. Немыслимое, дух захватывающее сочетание монументальности и устремленности ввысь.

Расцвет Тисдруса

Что такое Колизей в Тунисе? Для чего он был построен? Этот амфитеатр — памятник, созданный жителями города Тисдруса самим себе. Каким же честолюбием надо было обладать, чтобы преобразить маленькое степное селение в роскошной оазис?

Еще в 50 году до нашей эры местные берберы демонстрировали Цезарю как строптивость, так и трудолюбие, умение торговать. Тогда город жил в основном земледелием. Триста тысяч четвериков пшеницы — невероятное количество для античного мира — сумели они собрать со своих полей. Вот что стало основой их позднейшего благосостояния, благодаря которому они и смогли построить свой Колизей. В городе Туниса Эль-Джеме сегодня это главная достопримечательность.

Жестокие игры

Со всего края стекались массы людей на представление, которое захватывало и оглушало зрителей невероятными, жестокими, часто смертельными схватками. В обширных катакомбах присутствовал зловещий, наводящий ужас запах, нескончаемые лабиринты и клетки для зверей и людей. Здесь разносились страшные звуки, издаваемые охотниками и их жертвами.

Пантеры, тигры, львы и преступники, приговоренные к смертной казни, — все они ждали своего выхода на арену. Здесь царил простой, но беспощадный принцип - выживает сильнейший. Постройка вмещала зрителей куда больше, чем город жителей. Колизей в Тунисе - последний большой амфитеатр, построенный в Римской империи, и один из лучших образцов подобного вида строений .

Гладиатор - престижная профессия в Античности

Фанфары извещали начало игрищ. Участники проходили вдоль шумящих трибун. Затем начиналось яркое театральное действо, в котором немалую роль играло почитание римских богов. Под ликующие крики толпы шли гладиаторы. За огромные деньги они были готовы рисковать своими жизнями в схватке с дикими животными.

Подобные зрелища вполне соответствовали образу жизни процветающего государства. Здесь весьма ценились такие качества, как успех, сила, готовность рисковать. Героев уважали и превозносили. Колизей для гладиаторов был превосходным местом для пробы сил.

Внешний облик

Античные архитекторы постарались на славу. Им удалось создать амфитеатр, в котором арена прекрасно освещалась солнечными лучами, попадающими сюда сквозь многочисленные просветы. Мозаика была выполнена в уникальном стиле. В архитектурном облике постройки сочетаются традиции арабского и римского зодчества.

Средства, необходимые для создания монумента, поступали от торговли оливками. За двести лет, прошедших со времён Цезаря, город преобразился в живописную рощу. Скудная, истощенная веками степная местность стала крупным поставщиком оливкового масла. В скромной колонии господствовали деньги и честолюбие, местом демонстрации которых и стал амфитеатр.

Ни один убедительный исторический источник не может объяснить, почему именно здесь, в этой местности, возник столь преуспевающий город. Ведь стройка требовала огромных усилий. Монумент построен из песчаника, который сюда доставляли волоком издалека. На стенах отсутствуют причудливые орнаменты, что объясняется особенностями материала, на котором рисунок держаться не будет. Но куда важнее оттенок камня, который придает амфитеатру в дневное время удивительное сияние.

Падение Тисдруса

Строительство продолжалось восемь лет. Город воспротивился росту налогов в Римской империи, избрал и короновал собственного императора. Но вскоре потерпел сокрушительное поражение. Колизей в Тунисе так и не был достроен до конца. Сам же Тисдрус канул в Лету. Минули столетия. Завоеватели разрушили часть амфитеатра. Катакомбы нередко служили убежищем для повстанцев.

Колизей в Тунисе: отзывы

Ознакомившись с историей этого монумента, человек, планирующий поездку в Тунис, предполагает увидеть руины. Ведь строительство Колизея не было завершено, а с тех пор как пал античный город, прошло уж очень много времени. Однако, согласно отзывам, амфитеатр представляет собой вполне гармоничную постройку. Здание, имеющее округлые формы и арочные окна, на фоне синего неба выглядит весьма празднично.

Монумент поражает своей масштабностью. Он вызывает интерес даже у туристов, которые не причисляют себя к любителям Античности. А у людей с развитым воображением при посещении Колизея перед глазами возникают картины жестоких гладиаторских боёв. Не могут не заинтересовать и многочисленные ряды. Как уже было сказано, театр вмещал около тридцати тысяч человек. И всех этих людей обуревала жажда кровавых зрелищ.

Посещение Колизея входит почти в каждую экскурсионную программу. Гиды рассказывают удивительные истории не только о строительстве амфитеатра, но и приводят некоторые интересные факты. Так, многие из них утверждают, что знаменитый фильм " Гладиатор" снимался именно здесь.

Самой большой достопримечательностью Туниса является гигантский, златокаменный амфитеатр Эль Джем, который во времена римского правления был ареной кровавых гладиаторских боев.

Даже у тех туристов, которые приехали в Тунис только за пляжным отдыхом посещение этого объекта всемирного наследия ЮНЕСКО считается хорошим тоном. Эль Джем находится на полпути между Суссом и Сфаксом.

Бродя по аркадам Эль Джема, затем спускаясь вниз, в подземные проходы и клетки под ареной туристы проникаются не только духом и энергетикой этого сооружения, но также могут ощутить величие и мощь Римской империи.

История Эль Джема

Само поселение в этой местности было основано еще в третьем веке до нашей эры, в пунический период, однако известность приобрело уже после того как Цезарь основал на этой земле город Тиздр в 46 году нашей эры.

Тиздр находился в оливковом регионе и поскольку, оливковое масло пользовалось большим спросом в то время в Риме, город начал быстро процветать и стал «оливковым» центром всей Северной Африки.

При населении от 20 000 до 30 000 человек, город очень быстро накопил огромные богатства, большая часть которых, как и в других римских городах, тратилась на возведение общественных зданий и жилых домов.

Амфитеатр, который начали строить примерно в 230 году нашей эры, был призван стать символом величия и богатства города Тиздр. Однако судьбе было угодно сделать его не символом, а своеобразным надгробием.

В 238 году нашей эры из-за деспотичной налоговой политики местного прокуратора в городе поднялось восстание, в дальнейшем оно распространилось и на весь Тунис.

Молодые люди из местной знати с помощью рабов убили императорского прокуратора и провозгласили императором 80-летнего проконсула Гордиана.

Позже восстание было жестоко подавлено, многие из тех, кто поддержал его, были убиты, а город Тиздр был разграблен, и ему больше никогда не было суждено вернуть былое величие.

Возведение амфитеатра продолжалось 8 лет, и хотя сооружение было уже на стадии отделки, строительство его было остановлено, и полностью оно достроено никогда не было.

Позднее амфитеатр был преобразован в крепость, а в 699 году он служил убежищем для берберского лидера Аль Кахины во время ее борьбы с арабскими захватчиками. После их победы город был заброшен, и вновь бы заселен только во время французского колониального периода, но уже под названием Эль Джем.

Амфитеатр в Эль Джеме

Амфитеатр Эль Джем являлся четвертым по величине в римской империи после Колизея, и амфитеатров Капуи и Вероны. Благодаря колоссальному размеру и отличной сохранности его прозвали Африканский Колизей.

Овальный по форме амфитеатр имеет размеры 149 метров на 122 метра (для сравнения римский Колизей 188 на 156 метров). Так же впечатляет и высота около 40 метров, которая могла быть еще больше, если бы были установлены конструкции, защищающие от солнца.

Амфитеатр мог вмещать до 30 000 человек. К слову сказать, весь город едва мог насчитать столько жителей, поэтому историки приходят к выводу, что такой размер был обусловлен желанием произвести впечатление и показать уровень процветания города.

Вплоть до седьмого века нашей эры сооружение стояло не тронутым, но далее и на протяжении многих веков оно использовалось как источник строительного камня. Однако даже при таком варварстве амфитеатр сумел сохраниться очень хорошо.

Практически полностью сохранились две трети стен, а вот северо-западной стороне повезло гораздо меньше. Она была взорвана в 1695 году по приказу Османской империи, чтобы предотвратить использование строения в качестве оплота берберов-повстанцев.

Каждая из трех сторон включала в себя 30 арок, из которых до наших дней дожили 68.

Немного осталось от ярусов для зрителей, но под ареной посетители могут увидеть два пересекающихся подземных прохода, через которые дикие животные и жертвы выходили на арену. По обеим сторонам проходов находились клетки для заключенных и животных.

На входе находится пролет ступеней ведущих к верхним ярусам, с которых открывается прекрасный вид на амфитеатр и город.

Если среди наших читателей есть поклонники фильма «Гладиатор», то они должны знать, что этот фильм снимали именно в этом амфитеатре.

Музей археологии в Эль Джеме

Не смотря на то, что главной достопримечательностью Эль Джема является амфитеатр недалеко от центра города (по дороге в Сфакс) находится археологический музей, который станет достойным дополнением экскурсии.

В музее представлены экспонаты римского периода (масляные лампы, монеты, терракотовые горшки), а так же ряд тонких мозаик с геометрическими, растительными и животными сюжетами которые были обнаружены в этом районе и когда-то украшали виллы богатых римских землевладельцев.


Страницы: 1

Прошло уже три года с момента нашего путешествия в Северную Африку, но воспоминания по-прежнему сильны, как будто поездка была вчера. Из всех своих путешествий, именно от Туниса я получил наиболее яркие впечатления. А самыми сильными из них, конечно же, были впечатления даже не от джип-сафари по Сахаре, а скорее от гигантского амфитеатра Древнеримской эпохи (III в н.э.) в крохотном городке Эль-Джем (El Jem ). Его размер лишь немногим уступает римскому Колизею и амфитеатру в итальянском городе Капуя (итал. Capua ). Но, вот по своей сохранности, он уверенно занимает первое место в мире!

Сложно описать те чувства, когда ты смотришь не на какие-нибудь раскопки, а вступаешь, через века, собственными ногами на, полностью сохранившуюся, гладиаторскую арену, помнящую тысячи человеческих судеб. Здесь на огромных скоростях проносились римские колесницы, а мечи, скрещиваясь, выбивали искры... Каждая битва на этой арене была на пределе человеческих возможностей, ведь ценой была чья-то жизнь...

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


Рука медленно прикасается к древним камням стен амфитеатра, в наушниках звучит атмосферный саундтрек Ханса Циммера из знаменитого фильма "Гладиатор" Ридли Скотта и, в тот же момент, современный мир вокруг вас перестает существовать. Немногочисленные туристы словно растворяются в воздухе, а их место на трибунах амфитеатра занимает римская знать в легких праздничных белоснежных одеяниях. Женщины пытаются укрыться от жаркого африканского солнца в тени колонн, в воздухе висит гул голосов... Периодически, напряжение в воздухе разрывают звуки рожков - корну, все ждут начала кровавого спектакля...

// blacktroll.livejournal.com


Образы и чувства смешиваются в единое целое, заставляя вас полностью перенестись в ту далекую эпоху. В эту минуту есть только вы и окружающее пространство величественного амфитеатра Эль-Джем!

// blacktroll.livejournal.com


Современный Эль-Джем стоит на месте древнего финикийского поселения, возраст которого, в отличие от столицы финикийского царства - Карфагена (основан в 814 году до н.э.), затрудняются назвать даже ученые. После серии пунических войн между Римом и Карфагеном, последний был разрушен в 146 году до н.э. и превращен в колонию. Продвигаясь на юг, Римская Империя, предположительно, в 46 году до н.э. основывает город Тиздр (лат. Thysdrus ), будущий Эль-Джем.

// blacktroll.livejournal.com


Экономический рассвет поселения приходится на II - нач. III века, когда вокруг города, благодаря благоприятному климату, разрастаются оливковые плантации. Оливковое масло, в те времена, ценилось в Риме на вес золота. Кроме того, город находился на пересечении торговых путей из Центральной Африки к Средиземному морю. Все это привело к тому, что Тиздр быстро стал одним из важнейших городов Северной Африки, вторым по значимости после Карфагена, а его население достигло 30 тысяч человек.

// blacktroll.livejournal.com


Как и в любом процветающем городе, богатые слои населения требовали зрелищ, в которые было бы можно вложить свои деньги. Так, в 230 году н.э., по распоряжению проконсула Марка Антония Гордиана (лат. Marcus Antonius Gordianus ), будущего императора, началось строительство амфитеатра, которое, спустя 8 лет, было остановлено.

Начало строительства.

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


План амфитеатра.

// blacktroll.livejournal.com


Чтобы понять, почему же амфитеатр так и не был достроен до конца, предлагаю взглянуть на то, что же творилось в те годы в Римской Империи.

Предположительно, таким он должен был стать.

// blacktroll.livejournal.com


А там все было крайне печально... В 235 году н.э. начинаются междоусобные войны за императорский трон. Заговорщики убивают императора Александра Севера вместе с его матерью, после чего Империя начинает трещать по швам. Легионы провозглашают императором "своего человека" - Гая Юлия Максимина Фракийца , ставшего первым императором, вышедшим из простых солдат.

// blacktroll.livejournal.com


Спустя пару лет, новоявленный император обзавелся противником в лице проконсула Гордиана, выдвинутого на императорский трон верными ему легионами. Гордиан согласился на эту авантюру с условием, что соправителем будет его сын Гордиан II , на что получил добро от Сената Рима.

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


В начавшейся войне, в сражении с легионами Максимина, под Карфагеном погибает Гордиан Младший. Узнав об этом, Гордиан I кончает жизнь самоубийством, повесившись на своём поясе... Римский Сенат назначает новым императором своего человека - сенатора Марка Клодия Пупиена , продолжившим войну против Максимина.

// blacktroll.livejournal.com


Ненамного дольше прожил и сам смещенный Максимин Фракиец. Выдвинувшись с войском на Италию, он погибает вместе со своим сыном, в битве под городом Аквилея, спустя пару месяцев после самоубийства Гордиана I.

// blacktroll.livejournal.com


Также печально закончилась и жизнь Марка Пупиена, который не заслужил доверия народа и в ходе очередного восстания был убит преторианцами в собственном дворце. Римский престол переходит Марку Антонию Гордиану III , внуку Гордиана I.

Не буду продолжать рассказ о судьбах будущих императоров, скажу лишь, что III век для Рима стал настоящим кошмаром. За 50-летний период более 26 человек становятся претендентами на императорское ложе и почти все они умирают насильственной смертью.

// blacktroll.livejournal.com


Но, вернемся к нашему "Тунисскому Колизею" и времени правления Гордиана I.

Трехэтажный амфитеатр, размером 138 метров в длину и 114 метров в ширину, получился настоящим величественным красавцем. Высоченные арочные галереи с множеством переходов окружали песчаную арену, длиной 65 метров и шириной 39 метров, а стены были украшены многоцветной мозаикой с изображением скачущих всадников, охотников и преследуемых ими зверей. Над восточным входом было устроено императорское ложе.

// blacktroll.livejournal.com


Как и в большинстве остальных амфитеатров, здесь также основным зрелищем служили гладиаторские бои. Кроме того, большой размер арены позволял устраивать сражения на боевых колесницах.

// blacktroll.livejournal.com


Была у амфитеатра Тиздруса и своя особенность. В отличие от Италии, в африканском "Колизее" были распространены бои с дикими хищными животными. С ними сражались, как гладиаторы, так и устраивались исключительно животные схватки между различными видами хищников. Дикие звери, которых выпускали на арену, посвящались богам: лев и бык - Сатурну и Юноне, пантера - Дионису, медведь - Диане.

В качестве дополнительного кровавого развлечения, на арену часто выпускали безоружных рабов, которых голодные животные буквально разрывали на части...

// blacktroll.livejournal.com


Гладиаторы, дикие животные, а также рабы содержались в особых камерах и клетках. Для этих целей, под ареной амфитеатра был построен целый подземный город. Отдельные помещения предназначались для умирающих гладиаторов, а также для складирования трупов.

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


Сегодня этот подземный город, практически полностью сохранившийся и не имеющий аналогов в мире, доступен для посетителей. В камерах и переходах, когда-то заполненных стонами умирающих и боевыми возгласами, гробовая тишина.

Камера гладиатора.

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


Особые чувства возникают, когда вы проходите "коридором смерти", по которому гладиаторы выходили на арену. Из всего освещения раньше здесь были лишь несколько факелов, а также яркий белый свет в конце длинного коридора, где находился выход на арену. Может именно отсюда пошло выражение "свет в конце тоннеля", означающее границу между жизнью и смертью?

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


После смерти Гордиана I, в 238 году н.э., Тиздр, серьезно разрушенный оппозиционными войсками, уже не смог восстановиться. Тем не менее, сам амфитеатр уцелел и простоял в нетронутом виде до VII века.

// blacktroll.livejournal.com


В 699 году Тиздр становится центром восстания царицы объединенного берберского государства Дахияаль-Кахину бинт-Табиту (Аль-Кахины ) против арабского завоевания. После поражения восстания поселение было оставлено жителями.

Город с современным названием Эль-Джем (в переводе с арабского - "перекрёсток") возникает здесь только в начале XVII века. Именно в этот период начинается разрушение амфитеатра. Камни его стен используются в качестве бесплатного стройматериала для строительства городских домов, а также для строительства Большой Соборной мечети в г. Кайруан. Так была практически уничтожена северная стена амфитеатра. Окончательно амфитеатр, использовавшийся, как крепость, был разрушен в 1850 году в результате пушечных обстрелов Османской Империей.

// blacktroll.livejournal.com


Сегодня, как и многие века назад, в Эль-Джеме многолюдно, но, в основном из-за многочисленных туристов. Здесь бойко кипит торговля сувенирами, одеждой и прочими товарами. Для этих целей даже оборудован небольшой рынок. В тоже время, по сравнению с Римом, процент туристов здесь просто крохотный, что позволяет насладиться всей красотой амфитеатра в полном объеме, а также сделать красивые безлюдные кадры.

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


Не лишним будет добавить, что цена в "Тунисский Колизей" всего 10 TND (300 рублей), плюс 1 TND - разрешение на съёмку. Это против 12 € в Римском Колизее. За 10 динаров вы можете неограниченно гулять по всему пространству амфитеатра, посещать подземные галереи и верхние ярусы, с которых открывается панорамный вид на современный Эль-Джем.

// blacktroll.livejournal.com


Удивительно, но совсем не портит общий вид амфитеатра и современная музыкальная сцена. Дело в том, что в августе, благодаря потрясающей акустике, здесь проводится ежегодный Международный фестиваль классической музыки под открытым небом.

Музыкальная сцена на арене амфитеатра.

// blacktroll.livejournal.com


Так или иначе, амфитеатр Эль-Джема оставляет неизгладимый след в памяти любого человека, даже если он не особо интересуется Древним Римом. А для ценителей истории здесь есть даже небольшой Археологический музей (в километре от амфитеатра), в котором можно увидеть фрагменты сохранившейся мозаики со стен.

// blacktroll.livejournal.com


В завершение своего рассказа, я хочу развеять одну современную легенду, связанную с Эль-Джемом. Дело в том, что практически во всех туристических каталогах сказано, что амфитеатр знаменит еще и тем, что в его стенах снимались отдельные сцены знаменитого фильма "Гладиатор " режиссера Ридли Скотта с Расселом Кроу в главной роли. Понятно, что это делается для заманивания туристов и увеличения турпотока.

В реальности же "Гладиатор" никогда в Эль-Джеме не снимался. Во-первых, кинокомпании бы просто не разрешили проводить съемку художественного фильма в подобном историческом месте. Во-вторых, сам Ридли Скотт сказал, что размер Римского Колизея для его задумок маловат, чего уж тогда говорить про Эль-Джем?

Съемка "Гладиатора" осуществлялась в Англии, Марокко и на Мальте, где был выстроен макет огромного амфитеатра, а также всевозможные дополнительные "уличные" декорации. Все остальное, например, верхние ярусы, были дорисованы при помощи компьютерной графики. Мальта уже давно стала меккой для подобного кинематографа. Здесь также снимался, не менее знаменитый, фильм "Троя", а также сериал "Игра Престолов".

С 1979 года, открытые всем африканским ветрам, остатки древнеримского амфитеатра были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

// blacktroll.livejournal.com


blacktroll
27/11/2015

Страницы: 1


👁 Прежде чем начать...где бронировать отель? На свете не только Букинг существует (🙈 за высокий процент с отелей - платим мы!). Я давно использую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.
👁 А за билетами - в авиасейлс, как вариант. О нем известно давно 🐷. Но есть поисковик лучше - скайсканнер - рейсов больше, цены ниже! 🔥🔥.
👁 И наконец, главное. Как отправиться в поездку, совершенное не заморачиваясь? Ответ находится в поисковой форме, расположенной ниже!Приобрести . Это такая штука, куда входит перелет, проживание, питание и куча других плюшек за хорошие деньги 💰💰 Форма - ниже!.

Действительно лучшие цены на отели

Свидетелем римского владычества является огромный амфитеатр в городе Эль-Джем (когда Тидр). Его называют и третьим, и даже вторым по величине Колизеем (хотя Колизей – он только в Риме Колизей). Однако если вдуматься, построенная в 238 году арена, вмещала более 30 000 зрителей. В отличие от римского, амфитеатр в Эль-Джеме не зажат городской застройкой. Пустынная равнина и преимущественно одноэтажные домики только подчеркивают величие сооружения.

Приказ о строительстве амфитеатра выдал правитель Марк Антоний Гордиан. Строительство продолжалась более 40 лет. Высота арок достигает 36 метров, диаметр арены – 122 метра.

Вытесанным камнем облицовывались мрамором и мозаика. Ни того, ни другого практически не осталось, ведь последние века Колизей служил строительным материалом для местных жителей.

На каменных террасах могли разместиться более трех десятков тысяч зрителей. (На трибунах НСК “Олимпийский” вмещается в 2, 5 раза больше людей). Над восточным входом располагалась императорская ложа. Под ареной – подземные помещения, в которых жили звери и гладиаторы (кстати, знаменитый голливудский блокбастер снимали в Эль-Джем). Рядом располагался сполинарий – помещение, где складывались тела мертвых бойцов. Во время длительных “представлений” сквозь решетки с арены в подземелье стекали реки крови, это еще больше разжигало диких зверей.

Гладиаторские бои римляне переняли у этрусков, которые использовали игры как поминки с жертвоприношениями. Слабый погибал, сильный оставался жить. В качестве официального публичного зрелища игры продолжались с 105 г. до н. Э. е. и до 400 нашей эры.

Вокруг амфитеатра – бессчетные антикварные лавки. У них находились припаркованные овцы. Жители Эль-Джема привыкли к туристам и пытаются их просто не замечать (само собой кроме торговцев). Улочки города прекрасно иллюстрируют фильм “Бриллиантовая рука”.

Сколько стоит посещение Эль-Джема

Стоимость входного билета в амфитеатр Эль-Джем, открытый летом с 7-30 до 09-00 и с 8-00 до 17-30 зимой составляет 10 тунисских долларов. Дополнительно оплачивается 1 доллар за право съемки, а за 20 можно приобрести замечательный фильм об этом интересном месте.

Где остановится

Ближайшие к Эль-Джему отели находятся в курортном городе Махдия, дорога от которой займет около 30 минут.

Как добраться до Эль-Джема

Существует несколько вариантов, с помощью которых можно добраться до жемчужины Туниса:

  1. По железной дороге из городов Сусс и Хаммамет. В первом случае белит обойдется в 4,5 тунисских доллара, в втором – в семь.
  2. На маршрутном такси. Затраты в данном случае будут несколько скромнее. Поездка из Мехдии будет стоить 2 тунисских доллара, из Монастира – 3, а из Сусса – 3.5.
  3. На взятом напрокат автомобиле. Относительно дорого, и небезопасно.

Ближайший аэропорт находится в столице Туниса, городе Тунис. Авиабилеты в Тунис можно приобрести