Из сусса в эль джем. Кровь и песок. Величественный амфитеатр Эль-Джем (El Jem). Тунис, Африка. Об истории Эль-Джема

На Средиземноморском побережье с незабываемым ароматом жасмина, теплого моря и восхитительных пляжей, находится сказочная страна – Тунис.

Но, было бы неправильно думать, что в Тунис едут только для того, чтобы полежать на золотистом песке и отведать свежевыловленной рыбы. Это страна с необыкновенной культурой и древнейшей историей.

Когда - то амфитеатр Эль-Джем вмещал более 300 тыс. зрителей, это больше, чем все население города. Это была третья по величине постройка после Капуи и Римского амфитеатров.

Вокруг амфитеатра Эль – Джема бурлил огромный базар, процветавший благодаря продаже оливкового масла.

Сегодня здесь также полно народа, но это уже толпы туристов, а прилавки завалены в основном сувенирами.

Амфитеатр строился исключительно для проведения гонок на колесницах и гладиаторских боев. Кстати сказать, фильм с Расселом Кроу «Гладиатор» снимали именно в амфитеатре Эль – Джем.

Тунисский Колизей был построен около 238 года н. э. и до VII в. оставался почти нетронутым. Позже его постепенно стали разбирать для строительства Большой Мечети в Кайруане, а в XIX в. Амфитеатр пострадал еще больше от обстрелов.

Строительство амфитеатра было начато проконсулом провинции Африка - Марком Аврелием Гордианом. Позже он объявил себя независимым императором, но его независимость просуществовала всего 36 дней, а строительство амфитеатра было прекращено из –за восстания, которое жестко было подавлено римской армией.

Амфитеатр был овальной формы с тремя надземными этажами. Внутри находилась крытая лестница, по которой можно было подняться на любой зрительский этаж. Под тунисским Колизеем находится подземный город с двумя ходами. Здесь находились животные в клетках, были каморки для гладиаторов, рабов – все ожидали своего часа выхода на сцену для кровавых боев.

Размеры амфитеатра поражают даже сейчас. Его длина – 148 м, ширина – 122 м и 36 м – высота.

Если подняться на самый верх зрительного ряда, то можно услышать какая здесь замечательная акустика – здесь слышен любой шорох, долетающий со сцены.

Сегодня Амфитеатр Эль – Джема находится под охраной ЮНЕСКО, как объект культурного наследия.

Существует легенда, что в знаменитом амфитеатре провела свои последние дни африканская воительница Эль – Кахена. Ее еще называют берберской принцессой, так как она возглавляла берберское сопротивление против династии Аглобитов. Помощь в осажденное строение поступала из Махдии по подземным ходам. Согласно легенде, эти хода такие большие, что по ним может спокойно пройти груженый слон.

Местные жители верят, что где – то в подземных тоннелях спрятаны несметные сокровища берберской принцессы.

Также считается, что кирпичики амфитеатра заговорены от скорпионов и поэтому каждый, кто здесь бывает, старается взять с собой небольшой камушек, чтобы уберечь свой дом от змей.

Археологи думают, что рядом с амфитеатром находятся еще строения, датируемые Римской эпохой, но пока они все засыпаны толстым слоем песка.

Лучше всего амфитеатр Эль – Джем посещать после обеда, чтобы увидеть, как на закате солнце освещает каждый камень этого уникального места.

Добраться до амфитеатра можно на такси (луаже), автобусе или поезде из городов Сусс, Кайруан или Сфакс.

Амфитеатр Эль-Джема был рассчитан на 30 000 зрителей, а поскольку этого оказалось даже мало, чуть дальше приступили к возведению второго, меньшего по величине театра. Обе постройки так и не были завершены, потому что в 238 году в Фисдре поднялось восстание: крупные землевладельцы взбунтовались против новых налогов Рима. Имперская власть отреагировала жёстко, значительная часть города была разрушена. Зато амфитеатр, совершенно нетронутый, то и дело служил прибежищем для повстанцев и получил повреждения лишь в XVII веке, когда султан Мухаммед-бей велел своим войскам пробить в стенах брешь пушечными ядрами, чтобы уничтожить засевших там мятежников.

Хотя арена амфитеатра лежит на несколько метров ниже нынешнего уровня улиц Эль-Джема, его стены возвышаются над всеми другими домами города и уже издалека видны на равнине, засаженной оливковыми деревьями. Внутри него можно пройтись по подземным ходам, где ожидали своего «выхода» рабы и гладиаторы, или взобраться на театральные ряды и вообразить, как здесь на потеху зрителям боролись за свою жизнь люди и дикие звери. На этих представлениях здесь, как и в Риме, было убито множество христиан.

Прошло уже три года с момента нашего путешествия в Северную Африку, но, воспоминания по-прежнему сильны, как будто поездка была вчера. Из всех своих путешествий, именно от Туниса я получил наиболее яркие впечатления. А самыми сильными из них, конечно же, были впечатления даже не от джип-сафари по Сахаре, а скорее от гигантского амфитеатра Древнеримской эпохи (III в н.э.) в крохотном городке Эль-Джем (El Jem ). Его размер лишь немногим уступает римскому Колизею и амфитеатру в итальянском городе Капуя (итал. Capua ). Но, вот по своей сохранности, он уверенно занимает первое место в мире!

Сложно описать те чувства, когда ты смотришь не на какие-нибудь раскопки, а вступаешь, через века, собственными ногами на, полностью сохранившуюся, гладиаторскую арену, помнящую тысячи человеческих судеб. Здесь на огромных скоростях проносились римские колесницы, а мечи, скрещиваясь, выбивали искры… Каждая битва на этой арене была на пределе человеческих возможностей, ведь ценой была чья-то жизнь…

Рука медленно прикасается к древним камням стен амфитеатра, в наушниках звучит атмосферный саундтрек Ханса Циммера из знаменитого фильма "Гладиатор" Ридли Скотта и, в тот же момент, современный мир вокруг вас перестает существовать. Немногочисленные туристы словно растворяются в воздухе, а их место на трибунах амфитеатра занимает римская знать в легких праздничных белоснежных одеяниях. Женщины пытаются укрыться от жаркого африканского солнца в тени колонн, в воздухе висит гул голосов… Периодически, напряжение в воздухе разрывают звуки рожков - корну, все ждут начала кровавого спектакля...

Образы и чувства смешиваются в единое целое, заставляя вас полностью перенестись в ту далекую эпоху. В эту минуту есть только вы и окружающее пространство величественного амфитеатра Эль-Джем!

Современный Эль-Джем стоит на месте древнего финикийского поселения, возраст которого, в отличие от столицы финикийского царства - Карфагена (основан в 814 году до н.э.), затрудняются назвать даже ученые. После серии пунических войн между Римом и Карфагеном, последний был разрушен в 146 году до н.э. и превращен в колонию. Продвигаясь на юг, Римская Империя, предположительно, в 46 году до н.э. основывает город Тиздр (лат. Thysdrus ), будущий Эль-Джем.

Экономический рассвет поселения приходится на II – нач. III века, когда вокруг города, благодаря благоприятному климату, разрастаются оливковые плантации. Оливковое масло, в те времена, ценилось в Риме на вес золота. Кроме того, город находился на пересечении торговых путей из Центральной Африки к Средиземному морю. Все это привело к тому, что Тиздр быстро стал одним из важнейших городов Северной Африки, вторым по значимости после Карфагена, а его население достигло 30 тысяч человек.

Как и в любом процветающем городе, богатые слои населения требовали зрелищ, в которые было бы можно вложить свои деньги. Так, в 230 году н.э., по распоряжению проконсула Марка Антония Гордиана (лат. Marcus Antonius Gordianus ), будущего императора, началось строительство амфитеатра, которое, спустя 8 лет, было остановлено.

08. Начало строительства.

10. План амфитеатра.

Чтобы понять, почему же амфитеатр так и не был достроен до конца, предлагаю взглянуть на то, что же творилось в те годы в Римской Империи.

11. Предположительно, таким он должен был стать.

А там все было крайне печально… В 235 году н.э. начинаются междоусобные войны за императорский трон. Заговорщики убивают императора Александра Севера вместе с его матерью, после чего Империя начинает трещать по швам. Легионы провозглашают императором "своего человека" – Гая Юлия Максимина Фракийца , ставшего первым императором, вышедшим из простых солдат.

Спустя пару лет, новоявленный император обзавелся противником в лице проконсула Гордиана, выдвинутого на императорский трон верными ему легионами. Гордиан согласился на эту авантюру с условием, что соправителем будет его сын Гордиан II , на что получил добро от Сената Рима.

В начавшейся войне, в сражении с легионами Максимина, под Карфагеном погибает Гордиан Младший. Узнав об этом, Гордиан I кончает жизнь самоубийством, повесившись на своём поясе… Римский Сенат назначает новым императором своего человека – сенатора Марка Клодия Пупиена , продолжившим войну против Максимина.

Ненамного дольше прожил и сам смещенный Максимин Фракиец. Выдвинувшись с войском на Италию, он погибает вместе со своим сыном, в битве под городом Аквилея, спустя пару месяцев после самоубийства Гордиана I.

Также печально закончилась и жизнь Марка Пупиена, который не заслужил доверия народа и в ходе очередного восстания был убит преторианцами в собственном дворце. Римский престол переходит Марку Антонию Гордиану III , внуку Гордиана I.

Не буду продолжать рассказ о судьбах будущих императоров, скажу лишь, что III век для Рима стал настоящим кошмаром. За 50-летний период более 26 человек становятся претендентами на императорское ложе и почти все они умирают насильственной смертью.

Но, вернемся к нашему "Тунисскому Колизею" и времени правления Гордиана I.

Трехэтажный амфитеатр, размером 138 метров в длину и 114 метров в ширину, получился настоящим величественным красавцем. Высоченные арочные галереи с множеством переходов окружали песчаную арену, длиной 65 метров и шириной 39 метров, а стены были украшены многоцветной мозаикой с изображением скачущих всадников, охотников и преследуемых ими зверей. Над восточным входом было устроено императорское ложе.

Как и в большинстве остальных амфитеатров, здесь также основным зрелищем служили гладиаторские бои. Кроме того, большой размер арены позволял устраивать сражения на боевых колесницах.

Была у амфитеатра Тиздруса и своя особенность. В отличие от Италии, в африканском "Колизее" были распространены бои с дикими хищными животными. С ними сражались, как гладиаторы, так и устраивались исключительно животные схватки между различными видами хищников. Дикие звери, которых выпускали на арену, посвящались богам: лев и бык – Сатурну и Юноне, пантера – Дионису, медведь – Диане.

В качестве дополнительного кровавого развлечения, на арену часто выпускали безоружных рабов, которых голодные животные буквально разрывали на части…

Гладиаторы, дикие животные, а также рабы содержались в особых камерах и клетках. Для этих целей, под ареной амфитеатра был построен целый подземный город. Отдельные помещения предназначались для умирающих гладиаторов, а также для складирования трупов.

Сегодня этот подземный город, практически полностью сохранившийся и не имеющий аналогов в мире, доступен для посетителей. В камерах и переходах, когда-то заполненных стонами умирающих и боевыми возгласами, гробовая тишина.

23. Камера гладиатора.

Особые чувства возникают, когда вы проходите "коридором смерти", по которому гладиаторы выходили на арену. Из всего освещения раньше здесь были лишь несколько факелов, а также яркий белый свет в конце длинного коридора, где находился выход на арену. Может именно отсюда пошло выражение "свет в конце тоннеля", означающее границу между жизнью и смертью?

После смерти Гордиана I, в 238 году н.э., Тиздр, серьезно разрушенный оппозиционными войсками, уже не смог восстановиться. Тем не менее, сам амфитеатр уцелел и простоял в нетронутом виде до VII века.

В 699 году Тиздр становится центром восстания царицы объединенного берберского государства Дахияаль-Кахину бинт-Табиту (Аль-Кахины ) против арабского завоевания. После поражения восстания поселение было оставлено жителями.

Город с современным названием Эль-Джем (в переводе с арабского – "перекрёсток") возникает здесь только в начале XVII века. Именно в этот период начинается разрушение амфитеатра. Камни его стен используются в качестве бесплатного стройматериала для строительства городских домов, а также для строительства Большой Соборной мечети в г. Кайруан. Так была практически уничтожена северная стена амфитеатра. Окончательно амфитеатр, использовавшийся, как крепость, был разрушен в 1850 году в результате пушечных обстрелов Османской Империей.

Сегодня, как и многие века назад, в Эль-Джеме многолюдно, но, в основном из-за многочисленных туристов. Здесь бойко кипит торговля сувенирами, одеждой и прочими товарами. Для этих целей даже оборудован небольшой рынок. В тоже время, по сравнению с Римом, процент туристов здесь просто крохотный, что позволяет насладиться всей красотой амфитеатра в полном объеме, а также сделать красивые безлюдные кадры.

Не лишним будет добавить, что цена в "Тунисский Колизей" всего 10 TND (300 рублей), плюс 1 TND - разрешение на съёмку. Это против 12 € в Римском Колизее. За 10 динаров вы можете неограниченно гулять по всему пространству амфитеатра, посещать подземные галереи и верхние ярусы, с которых открывается панорамный вид на современный Эль-Джем.

Удивительно, но совсем не портит общий вид амфитеатра и современная музыкальная сцена. Дело в том, что в августе, благодаря потрясающей акустике, здесь проводится ежегодный Международный фестиваль классической музыки под открытым небом.

33. Музыкальная сцена на арене амфитеатра.

Так или иначе, амфитеатр Эль-Джема оставляет неизгладимый след в памяти любого человека, даже если он не особо интересуется Древним Римом. А для ценителей истории здесь есть даже небольшой Археологический музей (в километре от амфитеатра), в котором можно увидеть фрагменты сохранившейся мозаики со стен.

В завершение своего рассказа, я хочу развеять одну современную легенду, связанную с Эль-Джемом. Дело в том, что практически во всех туристических каталогах сказано, что амфитеатр знаменит еще и тем, что в его стенах снимались отдельные сцены знаменитого фильма "Гладиатор " режиссера Ридли Скотта с Расселом Кроу в главной роли. Понятно, что это делается для заманивания туристов и увеличения турпотока.

В реальности же "Гладиатор" никогда в Эль-Джеме не снимался. Во-первых, кинокомпании бы просто не разрешили проводить съемку художественного фильма в подобном историческом месте. Во-вторых, сам Ридли Скотт сказал, что размер Римского Колизея для его задумок маловат, чего уж тогда говорить про Эль-Джем?

Съемка "Гладиатора" осуществлялась в Англии, Марокко и на Мальте, где был выстроен макет огромного амфитеатра, а также всевозможные дополнительные "уличные" декорации. Все остальное, например, верхние ярусы, были дорисованы при помощи компьютерной графики. Мальта уже давно стала меккой для подобного кинематографа. Здесь также снимался, не менее знаменитый, фильм "Троя", а также сериал "Игра Престолов".

С 1979 года, открытые всем африканским ветрам, остатки древнеримского амфитеатра были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В список Всемирного наследия ЮНЕСКО амфитеатр в городе Эль-Джем (вилайет Махдия) был включен в 1979 году.

Иногда этот амфитеатр называют тунисским Колизеем, что в принципе неверно – Колизей только один и находится в Риме. Амфитеатр в Эль-Джеме считается третьим по размеру – уступает римскому и амфитеатру города Капуя (город и крепость в Южной Италии), однако сохранился он лучше их. Это одна из самых посещаемых достопримечательностей Туниса.

Сам городок Эль-Джем ничего интересного из себя не представляет – около 20 000 человек населения, основное занятие которых – сельское хозяйство. Туристов в Эль-Джеме привлекают амфитеатр, археологический музей и зона раскопок - здесь когда-то был древнеримский город Тиздр.

Большой поток туристов не лучшим образом повлиял на местных жителей: сувениры здесь предлагаются по самым высоким ценам в Тунисе, а продавцы по своей назойливости могут конкурировать с теми, что торгуют в Мединах.

Амфитеатр в Эль-Джеме возвышается над городом, он виден из любой точки, заблудиться здесь невозможно.

Немного из истории амфитеатра в Эль-Джеме

Не вдаваясь в подробности, только несколько фактов о Колизее в Тунисе:

  • построен был в 238 году нашей эры;
  • занимает площадь 137 000 м² - сам амфитеатр, 2 642 000 м² - вместе с буферной зоной;
  • вместимость – около 35 000 человек;
  • размеры - 148 м (большая ось) и 122 м (малая ось), окружность – 427 м, высота – 36 м;
  • для сторительства использовались каменные блоки, без фундамента, стена с трибунами, арена и подземные переходы находятся в великолепном состоянии.

За годы своего существования Колизей в Эль-Джеме выполнял разную роль – место развлечений (помните из школьного курса - «хлеба и зрелищ»?), крепости (в 430 году здесь оборонялись от вандалов, в 647 и 699 годах – от арабов, в 1695 – от турков). В начале 17 века часть каменной кладки амфитеатра увезли в Кайруан – здесь в это время восстанавливалась Большая мечеть.

Только после того, как Тунис стал французской колонией, археологи обратили внимание на амфитеатр и в 1904 году здесь начались раскопки. В 1974 году здесь стали проводить реставрационные работы: восстановлены конструкции, места для зрителей, подвальные помещения. С 1985 года Колизей в Эль-Джеме стал площадкой для проведения ежегодного Международного фестиваля симфонической музыки.

Что посмотреть в амфитеатре Эль-Джема

Вход в амфитеатр осуществляется с южной стороны и это лучшая точка для осмотра общего плана. Спустившись на арену почувствуйте амфитеатр во всей его красе – трибуны для зрителей, ложа для императора, коридор, ведущий в подземные сооружения, фигурные отверстия - стоки для крови. В подземной части Колизея можно осмотреть камеры, в которых содержались животные и приговоренные, которых выставляли против гладиаторов.

В южной части амфитеатра по лестнице можно подняться на верхние ярусы, откуда открываются великолепные виды на окрестности.

Музей находится в пределах пешей доступности от амфитеатра в Эль-Джеме (около 10 минут пешком), рядом с ним - зона раскопок.

Билет в амфитеатр в Эль-Джеме дает право на посещение музея. Специалисты рекомендуют осматривать сначала музей и только потом зону раскопок.

Музей построен на месте реконструированной древнеримской виллы – двор, окруженный со всех сторон колоннадой (перистиль), основные помещения, в которых собраны коллекции мозаики, скульптуры, керамики.

Коллекция археологического музея в Эль-Джеме заметно уступает коллекции музея Бардо. Однако, если время позволяет, не оставляйте этот музей без внимания – здесь можно увидеть не только элементы быта в древнеримской вилле, но и небольшую коллекцию предметов, демонстрирующую разнообразие ремесел в Древнем Риме (в новом крыле музея.)

Прямо из музея отправляйтесь в зону раскопок: реконструкция жилища богатого патриция, две хорошо сохранившиеся виллы (Дом Павлина и Дом Соллертиана), мозаичные тротуары – здесь есть на что посмотреть.

Стоимость входных билетов в амфитеатр и музей в Эль-Джеме

  • Вход – 10 TND (дети до 12 лет – свободный)
  • Фото- видеосъемка – 1TND

Посещение амфитеатра в Эль-Джеме входит в программу двухдневной экскурсии в Сахару (стоимость 110 – 120$, зависит от курорта и ценовой политики туроператора) или однодневной экскурсии «Эль-Джем и Кайруан» (название может отличаться, но программа будет одинаковая, стоимость 50 – 70$). С актуальными ценами на экскурсии вы можете ознакомиться в соответствующем разделе сайта.

Часы работы

лето: 08:00 – 18:30

зима: 08:00 – 17:30

Во время рамадана амфитеатр и музей открыты для посещения до 17:00.

Расположение амфитеатра и музея в Эль-Джеме

El Jem, L’Amphiteatre – амфитеатр

Route de Sfax (дорога на Сфакс) – музей

+216 22 111 111

Найти и забронировать недорогой тур в Тунис можно с помошью сервисов , и . Поиск туров осуществляется по базам данных 130 туроператоров в режиме онлайн. Сравнивайте цены, выбирайте лучшие варианты. Для оформления путевки вам не придется отправляться в офис турагентства.

Расстояние от основных курортов

  • Хаммамет – 155 км
  • Сусс , Эль-Кантауи – 64 км
  • Монастир – 65 км
  • Махдия – 43 км

Как добраться самостоятельно до Эль-Джема

Если вы посещаете Колизей в Эль-Джеме в рамках организованной экскурсии, то вопрос «как добраться» перед вами не стоит, однако нужно знать, что на осмотр амфитеатра выделятся не более полутора часов, музей и зону раскопок посмотреть не удастся.

Для тех, кто отдыхает в отелях Сусса, Порт Эль-Кантауи, Монастира и, особенно, Махдии добраться самостоятельно до Эль-Джема можно без проблем:

  • такси – самый простой способ, однако, несмотря на доступные тарифы тунисских такси, стоимость поездки будет в пределах 150 – 200 TND (туда – обратно с ожиданием);
  • луажи – самый удобный и дешевый способ из Махдии (на 2017 год – 3TND в одну сторону), до станции луажей удобнее добраться на такси (3-5TND) , маршрутки отправляются по мере заполнения, обычно с интервалом 15-25 минут, время в пути 30 – 35 минут;
  • поезд – этот вариант будет самым удобным и дешевым для тех, кто живет в отелях Сусса, Порт Эль-Кантауи и Монастира; отправляться нужно с железнодорожной станции Sousse Ville (рядом с Мединой), время в пути составит около часа, стоимость поездки от 4,5TND (зависит от класса, подробнее о поездах в Тунисе смотрите ); от ж/д станции до амфитеатра пешком около 10 минут (его прекрасно видно, заблудиться невозможно).

Из Хаммамета самостоятельная поездка будет достаточно утомительной, но, если все же надумаете, то ехать придется через Сусс.

Оптимальным вариантом будет поездка на арендованной машине, особенно если это совместить с осмотром Кайруана. Актуальные цены на аренду авто в Тунисе смотрите .

Из Зарзиса и Джербы самостоятельная поездка в Эль-Джем на общественном транспорте слишком утомительная, на такси – дорогая, поэтому целесообразно будет либо купить двухдневную экскурсию в Сахару (варианты на один день Эль-Джем + Кайруан на этих курортах не предлагаются), либо взять в аренду авто.

Современный Эль-Джем в римскую эпоху носил название Фисдрус. Это был один из красивейших и богатейших городов Римской империи. Как и почти все римские поселения в Тунисе, он был построен на остатках предшествовавшего ему пунического города.

Во II в. н. э., когда климат здесь был менее засушливым, чем сегодня, Фисдрус превратился в важный центр производства оливкового масла на экспорт, и к началу III столетия он уже конкурировал с Гадруметом (современный Сус) за право считаться вторым по значению городом римской Северной Африки (после Карфагена). В сегодняшнем Эль-Джеме можно видеть наиболее внушительный и впечатляющий ансамбль древнеримских построек из всех, сохранившихся на территории Туниса, по праву входящий в .

Африканский Колизей

Жемчужина этого ансамбля – огромный амфитеатр, мало уступающий по своим масштабам римскому Колизею. В нем могли одновременно разместиться 35 000 зрителей. Во всей Римской империи его превосходили по размерам лишь Колизей (приблизительно 45 000 зрителей) и несохранившийся амфитеатр в Капуе.

Размеры эллипсовидного амфитеатра в Эль-Джеме по главным осям составляют 148 × 122 м, высота наружных стен достигала 36 м. Места для зрителей располагались тремя ярусами, покоящимися на шестидесяти мощных аркадах. Почетная ложа в центре против входа занимала высоту двух ярусов. Сохранились высокие сводчатые галереи под скамьями для зрителей, некогда игравшие роль своеобразных «фойе».

Под ареной пролегали туннели. От центрального туннеля, идущего по продольной оси амфитеатра, разветвлялись боковые проходы. В одних из них находились клетки для диких зверей, а в других – помещения для гладиаторов. Тут же был устроен сполиарий, или, попросту, морг.

Жемчужина римской Африки

Амфитеатр был построен приблизительно в 238 г. наместником провинции Проконсульская Африка Гордианом (предполагают, что строительство так и не было полностью закончено) и использовался для гладиаторских боев и гонок на колесницах. Судьба этого огромного сооружения, как и всего города, была трагична.

В 238 г. в Северной Африке началось восстание против императора Максимина Фракийца. Новым императором был провозглашен Гордиан. Римский сенат подтвердил это избрание, объявив ненавистного всем Максимина врагом отечества, но царствовал Гордиан всего 36 дней: когда в борьбе с мавританским правителем Капеллианом его сын погиб, Гордиан в отчаянии сам лишил себя жизни. После этого войска, лояльные императору Максимину, полностью разрушили Фисдрус, и город уже никогда не смог оправиться от этого погрома.

Огромный амфитеатр вплоть до XVII столетия простоял более или менее целым. Позже местные жители стали разбирать его на камень для нужд города Эль-Джем, строительный материал с руин амфитеатра вывозили также в Кайруан для постройки Большой мечети. Пострадал амфитеатр и от боевых действия: во время одного из антиосманских восстаний турки обстреливали его из пушек.