Сборная модель самолета ил 62

Представляю вниманию общественности детальный обзор горячей новинки - модели пассажирского авиалайнера Ильюшин Ил-62М от Звезды в масштабе 1/144. Это первая массовая модель легендарного самолета, отлитая по технологии ЛВД.

Введение

Прошло много лет, прежде чем на рынок вышла качественная модель Ил-62, отлитая по технологии ЛВД и доступная рядовому моделисту и покупателю. Вышедшая летом модель от Звезды Airbus A320 задала новый тон в деталировке в 144-м масштабе , и Ил-62М пошел по стопам этой модели. Теперь эти модели относятся к категории Ultimate Kit, что подразумевает огромное количество вариантов исполнения модели из коробки . В частности пластик модели Ил-62М можно собрать в 22 вариантах (хотя в инструкции указаны всего 3)! А теперь рассмотрим модель поближе и сравним с прототипом. Да, да, именно с прототипом, так как уровень деталировки новых моделей гражданской авиации Звезды стал сопоставимым с более взрослым 72-м масштабом, а геометрии новых разработок Звезды уделяется большое внимание. Теперь это уже не игрушки, отдаленно напоминающие прототип с расстояния 1-2 метров, как это было с моделями Кругозора или Пластикарт.

Китография

В середине 1960-х гг. первой моделью этого самолета стала модель Ил-62 авиакомпании Аэрофлот от фирмы KVZ из ГДР в масштабе 1/100. В начале 1970-х та модель была перевыпущена с декалью на авиакомпанию Interflug. В 1975 г. фирма KVZ была переименована в VEB Plasticart из ГДР и эту модель под новым брендом с декалями на Interflug перевыпустили в 1978 г.. В 90-е гг. эту модель перепаковала фирма adp Master Modell (арт. 1007), а в 2012 г. - перепаковала reifra Kunststofftechnick (арт. S13000011).

В 1960-х годах на территории СССР появилась модель завода МЗМ ПИ жутковатая на вид в масштабе 1/120. Позже он был переименован в Юный Техник, а в 1970-х гг. стал заводом Кругозор. В 2006 г. эту модель перепаковал Alanger (арт. 050001) в цветах авиакомпании ГТК Россия. Также в 1970-х годах появилась модель Ил-62 в цветах чехословацкой авиакомпании CSA в масштабе приблизительно 1/350 от Smer , которая потом в 1980-х была перевыпущена.

Уже в последнее десятилетие вышли новые модели Ил-62:
Bra.Z Models (арт. BZ4512) в масштабе 1/144 с деталировкой из белого металла .
Смоляная модель Ил-62М авиакомпании Cubana от Welsh Models (арт. SL114) в масштабе 1/144. Набор содержал смоляные и вакушные детали и деталировку из белого металла.
Смоляная модель Ил-62М от RusAir (арт. 144RA11) в масштабе 1/144. Модель состояла из 34 деталей и имела декаль на 3 варианта: советский и российский Аэрофлот (борта 86127 и 86470) и авиакомпании Домодедовские авиалинии (борт 86127).
Смоляная модель Ил-62 от RusAir (арт. 144RA12) в масштабе 1/144. Модель состояла из 32 деталей и имела декаль на 2 варианта: Аэрофлот 1970-х гг. и 1980-х гг.
Ну и в 2010 г. вышла смоляная модель Ил-62 от чешской фирмы HpH Models в масштабе 1/72 . Декаль была на Аэрофлот и CSA

Упаковка и инструкция

Коробка в традициях современной Звезды состоит из внешней оболочки, из мягкого глянцевого картона с боковыми клапанами и внутренней из жесткого гофрокартона, сохраняющего внутреннее содержимое от внешнего воздействия.

В инструкции даются боковики всех вариантов и отдельно детальная схема расположения технички. Всего предлагается 3 варианта сборки (но на самом деле их больше - 22) и 5 вариантов окраски.

Литники и литье

Всего в коробке 8 литников с серым пластиком и 1 литник с прозрачным. Всего 125 деталей из серого пластика и 13 из прозрачного. Итого - 138 деталей. Литье вполне аккуратное, без облоя . Утяжин нет, но усадки пластика наблюдаются в некоторых традиционных для Звезды местах по фюзеляжу и закрылкам крыла.

Декаль

Декаль содержит 5 вариантов окраски:

Ил-62М авиакомпании Аэрофлот, СССР-86483, заводской № 2829637, серийный № 29-03.

Первый полет совершил в мае 1978 г., носил надпись «Official Olympic Carrier». С ноября 1992 г. регистрация RA-86483. В январе 1996 г. на хранении в Шереметьево и в августе 1996 г. был порезан на металл по причине выработки ресурса. В декали самолет представлен по состоянию на конец 70-х - начало 80-х годов с надписью «Official Olympic Carrier».

Также можно построить модель с данным вариантом окраски, но без этой надписи на середину - вторую половину 1980-х гг.

Фото с надписью датировано 10 июня 1979 г., а без надписи - 17 февраля 1985 г. Итого 2 варианта окраски.

Ил-62М авиакомпании Аэрофлот, RA-86483, заводской № 2829637, серийный № 29-03.

Данный вариант представляет этот же самолет по состоянию на первую половину 90-х годов (с ноября 1992 г. по август 1996 г.). В декали регистрационный номер целиком не дается и предлагается его собрать из номеров RA-86570 и СССР-86483 путем отрезания лишних частей номера.

Ил-62М МЧС России, RA-86570, заводской № 1356344, серийный № 56-04.

Заложен в 1993 г., первый полет совершил в декабре 1995 г., доведен до летного состояния в 1996 г. С 31 июля 1997 г. носит имя - «Михаил Громов». С апреля 2014 г. на хранении.

Одной из особенностей окраски данного самолета является то, что до 2005 года цвет стоек шасси и колесных дисков был серым, а потом диски стали красить в бежевый, а стойки в светло-серый. Также до 2005 г. коки ВНА были окрашены следующим образом: 1,2 и 4-й двигатели имели серые коки, а 3-й двигатель - бежевый. После 2005 г. 2-й двигатель имел серый кок ВНА, а остальные были окрашены в бежевый.

Сама ливрея, данная в декали, соответствует внешнему виду самолета с начала 2000-х (период с 1999 по 2003 гг.) по настоящее время. Итого 2 варианта окраски.

Ил-62МК авиакомпании Аэрофлот, СССР-86517, заводской № 3139732, серийный № 39-03.

Первый полет совершил в июле 1981 г. С января 1993 г. носил регистрационный номер RA-86517, с июня 2003 г. на хранении во Внуково. В декабре 2003 г. передан авиакомпании ВИМ-Авиа. С июля 2005 г. по декабрь 2006 г. находился на хранении в Домодедово, после чего был передан авиакомпании Интеравиа . С февраля 2008 г. был передан авиакомпании Авиаэнерго и стоял на хранении в Домодедово до апреля 2009 г., после чего начал постепенно разбираться и в конце июня 2009 г. был окончательно порезан на металлолом.
Данный борт предлагается в декали в двух исполнениях с регистрацией СССР-86517, отличающихся между собой шрифтом и расположением регистрационного номера на киле и флагом СССР двух версий на правой стороне киля.
Первый вариант соответствует внешнему виду самолета по состоянию на вторую половину 80-х годов. Фотографии датированы 1986-1988 гг.

Второй вариант относится к периоду 1981-1986 гг. В 1980-е гг. на различных бортах Аэрофлота изображение серпа и молота на флаге менялось. Для примера расположения серпа и молота привел фото, датированное 4 ноября 1977 г., борта СССР-86452. Этот вариант окраски с таким типом шрифта и флагом видно ранний и просуществовал до середины 1980-х годов.

Также из данной декали можно построить 3-й вариант на середину 1980-х годов с широкой синей полосой у остекления кабины пилотов, ранним типом шрифта. Фото данного примера имеет примерно на эту дату.

Также с использованием ливреи и триколора от варианта окраски борта RA-86483 можно получить борт RA-86517 по состоянию на 1993 год. Итого на данный борт из декали можно получить 4 варианта окраски.

Таким образом из одной декали можно с минимальными затратами выжать не 5 вариантов окраски как в инструкции, а все 9.

Сама декаль необычно большого размера и не умещается в коробку с моделью. Но это признак только первой партии декалей. По словам разработчиков, в следующем тираже будет видоизмененная декаль другого формата с теми же элементами. Декаль отпечатана всем известной компанией Бегемот и качество ее печати не вызывает вопросов. Все четко и хорошо, без смещений цветов. Особенно радует наличие богатой технички на модель, что избавляет многих моделистов от необходимости покупки афтемаркетных декалей ради этой технички.

Фюзеляж и киль

Тонкая расшивка , лючки, водостоки на дверях, красивые решетки. Если бы не ложка дегтя в общей бочке меда в виде шероховатого пластика и странной рельефной панели на левой половине киле, то можно было бы сказать идеально для 144-го масштаба. С геометрией модели все в порядке. Нормальных и точных чертежей на самолет нет, а сама модель со слов разработчиков делалась по техническому описанию и заводской математике. Попытки найти проблемные места по фотографиям ни к чему не привели.

Крыло

Крыло и центроплан сделаны прекрасно. Все фактурное и аккуратное, очень точно воспроизведен профиль крыла, а именно - крутка нижней поверхности консолей крыла. Особенно порадовало, как сделаны решетки на центроплане и клюв на передней кромке крыла. Воздухозаборники системы кондиционирования в передней кромке крыла имеют свои каналы и внутрянку, данную отдельными деталями.



Механизация крыла дается в двух вариантах - убранном и выпущенном. Сравнение выпущенной механизации крыла с фотографиями реального самолета не выявили расхождений по деталировке и точности. Тяги закрылков даны отдельными деталями. Это позволяет их укорачивать или наоборот удлинять, делая механизацию крыла не только во взлетном положении, но и в остальных - посадочном и других промежуточных положениях. Конструкция закрылков это позволяет. Единственный недостаток нашелся на нижней поверхности закрылков - небольшие усадки пластика, но это можно подшпаклевать. Помимо самой механизации хорошо сымитирована внутренняя сторона крыла, куда убираются закрылки. Все решетки и обтекатели на крыле реального самолета нашли отражение в модели, что хорошо видно из приложенных фотографий сравнения. В общем, все очень круто.

Кабина и остекление

Остекление модели отлито из традиционного для Звезды мягковатого пластика, что дало возможность сделать остекление тоньше и четче. В частности это хорошо заметно по иллюминаторам, не имеющих усадок прозрачного пластика. Отдельными деталями даются иллюминаторы выходов и световых окон в туалетах в хвостовой части фюзеляжа, а также посадочные фары. БАНО, АНО и посадочные огни на фюзеляже и зализе крыла отлиты из серого пластика. При желании их можно легко заменить на самодельные прозрачные детали. К прозрачности остекления нет вопросов, на иллюминаторах нет следов усадки пластика и оптических искажений.

Кабина пилотов и входной тамбур сделаны довольно богато для 144-го масштаба. Даны все 5 кресел с отлитыми подлокотниками для членов экипажа - командира, второго пилота, штурмана, радиста и бортинженера. Стоит отметить, что как и на прототипе кресла пилотов отличаются от остальных, штурвалы КВС и второго пилота так же различаются. Присутствуют боковые пульты, пульты бортинженера, приборная панель пилотов с отдельно отлитыми штурвалами, простенькая имитация педалей, переборки пассажирского салона, кабины пилотов, дверь из кабины пилотов в тамбур, имитация шторок в проходе пассажирского салона. Конечно, не хватает сюда декали на приборные панели, однако приборов скорее всего не будет видно через остекление кабины. Входную дверь можно собрать как в открытом (убранном в фюзеляж) положении, так и закрыть ее вовсе.

Двигатели

В отличие от ранних моделей Звезды в 144-м масштабе, где лопатки ВНА (входного направляющего аппарата) не всегда были похожи на оригинал, в этой модели число отлитых в пластике лопаток ВНА точно соответствует прототипу и за ними даже проглядывается имитация лопаток первой ступени компрессора низкого давления (КНД). Мало того, очень удобно сделаны отдельными деталями центральные тела - коки ВНА, позволяя их красить отдельно и устанавливать уже после окраски лопаток. Деталировка сопел двигателей Д-30КУ и створок реверса 1 и 4-го двигателей хороша. Канал сопла собирается из 4-х деталей. Как он будет выглядеть в собранном виде, еще не знаю, возможно, придется его обрабатывать, так как на реальном самолете он представляет собой трубу, а в модели состоит из внутренних стенок, на которых будет 4 стыковочных шва. Возможно это единственный момент в движках, который потребует доработки на мой перфекционистский взгляд. В общем, все видно по фото, они сами за себя говорят.

Хвостовое оперение

Еще одной особенностью модели стало подвижное горизонтальное оперение, позволяющее менять угол установки стабилизатора на собранной модели. Стабилизатор имеет за законцовках антенны, решетки на нижней плоскости и имитацию узлов навески рулей высоты.

Шасси

Несмотря на то, что створки ниш шасси даются в основном в закрытом виде (как на стоянке или после взлета), ниши шасси сделаны отдельными деталями, и поэтому имеют нормальную глубину и их стенки повторяют облик ниш реального самолета. Так что, кто захочет полностью сделать открытыми все щитки, ниши шасси уже будут на месте. Простенькая имитация силового набора есть на потолке в нишах основных стоек шасси. К сожалению, пока Звезда не делает деталировку боковых стенок ниши шасси. Но это объясняется технологическими ограничениями при литье - ниша отливается цельной деталью, а не набирается из 5-6 отдельно отлитых стенок. Стойки шасси даются в модели в двух вариантах: обжатом и разжатом состоянии. Тяги тележек основных стоек шасси даны отдельно. Колеса и стойки очень похожи на реальные. Хвостовая опора также дается в 2-х вариантах: убранном и выпущенном. В общем, в ниши можно добавить только проводки и деталировку на боковые стенки ниш. В остальном, все сделано на высоте.

Источники информации

В качестве источников использовались следующие ресурсы:

  • http://www.airliners.net/
  • http://www.primeportal.net/hangar/howard_mason2/il-62_b-2024/index.php?Page=1
  • http://il-62.ru/
  • http://russianplanes.net/
  • фотографии Сергея Лысенко


Резюме

Долгожданная массовая модель Ил-62 получилась на славу. Прекрасная деталировка, отличная копийность и геометрия модели, полноценная самодостаточная декаль с подробной техничкой (5 вариантов окраски по инструкции на 3 борта, по факту все 9 вариантов), большое количество вариантов сборки модели (в инструкции описаны только 3, хотя модель позволяет собрать 22 варианта) и широкая доступность. Одной из «фишек» модели является подвижное горизонтальное оперение. Именно так можно кратко охарактеризовать эту модель, продолжившую славные традиции, заложенные предыдущими удачными моделями гражданских авиалайнеров Звезды. Но в любой бочке меда, есть и ложка дегтя. К сожалению, эта модель не избежала этой участи. Мелкие усадки пластика - вот, пожалуй, и все ее немногочисленные недостатки. Сравнивать ее с предыдущими моделями этого самолета нет необходимости - она на голову их превосходит как по точности исполнения, качеству литья, так и по степени деталировки. Данная модель потребует при сборке минимум доработок и подойдет всем категориям моделистов.
В общем, модель выдалась на славу и встала в один ряд с лучшими моделями в 144-м масштабе. Не каждую модель этого масштаба можно спокойно вкладывать в чертежи и сравнивать ее деталировку с фотографиями валков. Вряд ли в обозримом будущем выйдет более точная или детализированная модель этого самолета. Любителям отечественной гражданской авиации «Must Have».

С уважением, Андрей SilverGhost

Модель самолета Ил-62М появилась в перечне продукции "Звезды" недавно. Насколько мне известно, путь ее создания был долог и тернист. Но вот - наконец, новый продукт увидел свет. В розницу он поступил достаточно быстро, и по очень приемлемой цене. Артикул модели 7013.

Я приобрел эту модель за 960 рублей - совсем недорого. Производитель сразу обещал, что модель уникальна, что ее можно собрать в нескольких вариантах, что более точной копии еще не производилось, что, что, что...И вот мне пришла пора познать, действительно ли это так. Да, согласно фотографиям на коробке модель может быть изготовлена в 3 вариантах - взлет - посадка, стояночный с открытой дверью и в виде руления. Уже от себя добавлю, возможен и 4 вариант - полет. Как это достигается? У модели есть различные варианты исполнения механизации крыла, подвижное хвостовое оперение (кто не знает, у Ил-62 и Ил-76 хвостовое оперение подвижное, вместе с обтекателем, качается на киле, а, например, у Ту-154 немного подвижны только сами крылья хвостового оперения, а обтекатель неподвижен), различные варианты исполнения стоек шасси, ну, и сама дверь - она может быть открыта или закрыта. Обращаю ваше внимание на хвостовую стояночную опору - она выпущена вниз у пустого самолета и в момент принятия груза на борт - центровка Ил-62 смещена к хвосту. С полной загрузкой и при рулении хвостовая опора поднята ив полетное положение. В принципе, можно собрать множество вариантов, тут все зависит от вашей фантазии и знаний. Советую изучить фото настоящего самолета, чтобы знать, как устанавливать механизацию крыла, и прочее.

Качество изготовления отливок

Совпадение половин полное, отклонение от прямолинейности отсутствует, размерная точность - исключительная, литейные дефекты мне не встретились, хотя некоторые моделисты указывали на наличие усадочных дефектов в отливках. Не знаю, не заметил. Подсчитывать количество отверстий в крышках колесных дисков я не стал, хотя находятся и такие любители. Но, насколько нас убеждают отзывы, там все соответствует. Переводные картинки также позволяют воссоздать множество образов - эпоха СССР, Россия гражданская, в том числе и к Олимпиаде-80, Россия М Ч С - выбирай на вкус.

Интересная особенность - предусмотрена деталировка кабины и вспомогательных помещений. Зачем - не понимаю, их же не видно. Но зато - интересно и познавательно. Даже то, что у первого пилота штурвал больше - и то учтено. Высший пилотаж, или, как говорят японцы - излишняя обработка. Кстати, не видно и интерьера кабины, хотя остекление очень качественное, но все равно, конечно, деталей не видно.

Чтобы модель не "задирала" нос, стоя без подставки (а стандартная подставка от "Звезды" тоже в комплекте), рекомендую загрузить нос. Вес груза подбирается опытным путем, удобны рыболовные грузила.



Краска и клей в комплект не входят, приобретаются отдельно, обычная краска от "Звезды" ложится на модель очень хорошо, даже без грунтовки. Кстати, не забудьте обезжирить модель посудомоечным средством.

Стандартный недостаток - слабая носовая стойка шасси, я усиливал ее скрепкой на высокопрочном клее, как и на других моделях, о чем указывал в своих отзывах про модели Ан-24 и Ту-134.

Если нужен вариант модели в полете - не клеим шасси, механизацию крыла, ставим ровно хвостовое оперение (оно подвижно, напоминаю), колодцы для шасси закрываем створками, ставим модель на подставку - и все, высота 11 тысяч, внизу Подкаменная Тунгуска, рейс Токио-Москва.

Маленький неприятный сюрприз

Когда приобрел набор первый раз и открыл дома, обнаружил, что крыло в комплекте из 2 нижних половинок. Пришлось ехать, показывать дефект, мне обменяли товар. Лучше посмотрите в магазине сразу. Открывать коробку можно смело - детали упакованы в прозрачную пленку, упаковка не нарушится.

За всю историю советского самолетостроения промышленностью СССР было выпущено немало единиц авиационной техники. Первым реактивным межконтинентальным лайнером стал Ил-62М. Модель использовалась для транспортировки гражданских в самые отдаленные уголки Советского Союза. Описание и характеристики Ил-62М представлены в статье.

Знакомство

Ил-62М является дальнемагистральным пассажирским лайнером. Данная модель принадлежит к монопланам - самолетам, оснащенным одним крылом. В переводе с греч. monos - один и лат. planum - плоскость. С 1930 года советскими конструкторами применялась схема моноплана как основная при создании грузовой, военно-транспортной и пассажирской авиационной техники.

Начало

После 1950 года советскими экономистами и авиационными специалистами было отмечено увеличение в девять раз роста грузопассажирских перевозок. Транспортировать в кратчайшие сроки большие объемы грузов стало возможным в результате использования авиатехники с газотурбинными двигательными установками. Государство нуждалось в увеличении производства таких пассажирских самолетов. Специалистам гражданской авиации от руководства страны было поручено создать относительно недорогую и неприхотливую авиационную модель для перевозок граждан в пределах Советского Союза. В итоге такой моделью стал Ил-62М. (Фото авиационного транспортного средства представлено в статье).

Разработчики

Создание самолетов Ил-62М было начато в 1969-м. Работа заключалась в модернизации уже используемых в советской авиации Ил-62. Перед конструкторами была поставлена задача: улучшить их летно-технические и экономические характеристики. Ил-62М проектировался в Опытном конструкторском бюро Ильюшина. Данное предприятие располагало всеми необходимыми ресурсами для быстрого и качественного выполнения поставленной задачи.

Планы

Изначально Ил-62М проектировался для перевозки пассажиров численностью от 50 до 165 человек. Дальность, на которую был рассчитан самолет, должна была составлять от 5 тыс. до 9 тыс. км. Двигатели в Ил-62М конструкторы собирались установить в хвостовой части. В ОКБ под руководством Кузнецова для будущего аэроплана проектировался новый двигатель НК-8. Одновременно с работой по изготовлению самолета эконом-класса было запланировано создание «люксового» аэроплана, рассчитанного на перевозку 100-125 пассажиров.

Выбирая схему для будущего самолета, конструкторы рассматривали различные отечественные и зарубежные пассажирские воздушные лайнеры. Особого внимания советских инженеров удостоилась французская «Каравелла», в которой стабилизаторы расположены на полвысоты киля. В новом самолете разработчики решили использовать концепцию Ил-18.

Поиски

Еще в 1960 году известный конструктор Ильюшин обращался к правительству с предложением модернизировать Ил-62, оснастив его двигателями РД-23-600, которые разрабатывались С.К. Туманским. После рассмотрения эскизных схем различных моделей пассажирских аэропланов, специалисты остановились на варианте с задним расположением моторов.

Вскоре Советом Министров СССР предложенная конструкторами ОКБ концепция будущего самолета была одобрена, и программу по модернизации Ил-62 приняли к реализации. В январе 1974 года работы по самолету были полностью завершены. После успешных государственных и эксплуатационных испытаний Ил-62М официально утвердили для использования в пассажирских перевозках.

Новации

Стремясь улучшить летно-технические и экономические характеристики нового самолета, разработчики выполнили следующие действия:

  • Оборудовали Ил-62 новыми двигателями, имеющими экономичную конструкцию. Их гондолы конструкторы сделали более совершенными, придав им аэродинамическую форму.
  • Киль самолета оснастили дополнительным топливным баком. Емкость его составила 5 тыс. литров. Наличие бака положительно отразилось на дальности полетов.
  • Аэроплан оборудовали механизированной загрузкой багажа.
  • Стабилизатор оснастили автоматическим управлением.
  • Пассажирский аэроплан оборудовали усовершенствованным бортовым турбоагрегатом ТА-6А, с помощью которого осуществляется запуск двигателей и кондиционирование кабины.
  • Самолет оснастили также новыми штурвалами.

Геометрические размеры остались неизменны.

О габаритах

Параметры модернизированного Ил-62:

  • Показатель длины - 53,12 м.
  • Высота - 12,35 м.
  • Колеи шасси - 6,8 м.
  • Площадь крыла самолета составляет 279,55 кв. м.
  • Размах крыла - 42,5 м.

Ниже представлено фото Ил-62М.

Устройство

Поскольку местом для расположения двигателей стала хвостовая часть, шасси аэроплана разработчикам пришлось укрепить основными опорами. Опрокидывание пустого самолета на хвост было предотвращено с помощью применения хвостовой опоры, которая убиралась каждый раз после выполнения загрузки.

Для имеющего заднее расположение двигателей аэроплана конструкторами ОКБ Ильюшина была разработана особая конструкция подвески. Со временем она была запатентована Великобританией, Италией, Францией, Германией, Чехословакией и Японией.

Для Ил-62М характерно рациональное распределение веса. Отличительная особенность крыла в данном аэроплане заключается в наличии необычных ступенчатых кромок, напоминающих клюв, которыми обеспечивалась превосходная устойчивость самолета. В производстве крыла применялась новейшая кессонная технология, заключающаяся в дешевом прессовании. Данная процедура обеспечила легкость и прочность конструкции крыла. В обустройстве оперения для него была использована Т-образная схема. Крыло в модернизированном Ил-62 за счет устранения излишне громоздких и не всегда надежных решений, наделено сниженными массогабаритными характеристиками. Это положительно отразилось на управляемости и надежности Ил-62М.

О достоинствах компоновки

За всю историю самолетостроения в СССР Ил-62М стал первым аэропланом, в изготовлении которого была применена схема хвостового расположения двигателя. Благодаря такому конструкторскому решению, крыло данного аппарата обладает улучшенными аэродинамическими свойствами, что особенно важно для дальнемагистральной пассажирской техники. Кроме того, удаленное расположение двигателей от топливных баков положительно отразилось на безопасности пассажиров. Также немаловажно, конструкторам удалось снизить уровень шумов в салоне самолета.

Ранее во время полета аэроплана на его конструкцию негативно воздействовала струя из высокотемпературных газов. В Ил-62М это отрицательное влияние было сведено к нулю. Общую массу самолета снизили за счет отказа от излишне большого хвостового оперения.

В результате оснащения Ил-62М интерцепторами и элеронами конструкторами была достигнута повышенная эффективность поперечного управления аэропланом. Самолет комплектуется более совершенными двухщелевыми закрылками и новым устройством, осуществляющим реверсивную тягу двигателей.

Ил-62М отличается от своего предшественника значительно улучшенными летно-эксплуатационными характеристиками: модернизированный самолет оборудован новыми штурвалами и приборной доской с удачно размещенными на ней приборами для пилотов.

Модернизация Ил-62 положительно отразилась на практической дальности полетов. Дистанции, которые может преодолевать максимально нагруженный самолет (23000кг) были увеличены с 7 тыс. до 8270 км. Для аэроплана, перевозящего сто пассажиров (коммерческая нагрузка 10 тыс. кг), дальность полета возросла с 8700 до 10 тыс. км. Улучшения коснулись и крейсерской скорости: конструкторам удалось ее увеличить до 870 км/ч.

На работу Ил-62М совершенно не влияют самые неблагоприятные погодные и метеорологические условия. Это стало возможно благодаря уникальной навигационной системе, которой оборудован пассажирский аэроплан. Данный факт был по достоинству оценен Министерством чрезвычайных ситуаций СССР. Модернизированный Ил-62 стал первым самолетом, который оборудовали полностью автоматической управленческой системой.

О слабых сторонах авиамашины

Самолету, оснащенному хвостовым расположением двигателей, присущи следующие недостатки:

  • Увеличение массы хвоста за счет его дополнительного усиления.
  • Отсутствие разгрузки материала крыльев при помощи двигателей.
  • Моторы расположены друг от друга на большом расстоянии. В связи с этим используемая ими топливная аппаратура значительно удлинена.
  • Концентрацией двигателей исключительно в хвостовой части резко изменена центровка аэроплана, что отрицательно сказывается во время его эксплуатации.

О технических характеристиках Ил-62М

  • Модернизированный Ил-62 комплектуется четырьмя двигателями типа ТРДД.
  • Модель двигателя - Д-30КУ.
  • Показатель взлетной массы самолета составляет 167 т.
  • Аэроплан рассчитан на полезную нагрузку не более 23 т.
  • Вместительность топливных баков - 105 300 л.
  • Силовая установка обладает максимальной тягой 11 000 кгс.
  • Показатель крейсерской скорости варьируется в пределах 850-870 км/ч.
  • Максимальная скорость 870 км/ч.
  • Высота полета до 12 тыс. м.
  • Дальность полета 10-11 тысяч км.
  • Численность экипажа составляет 4 человека.
  • Вместительность салона - 165 пассажиров.

О модификациях

На базе Ил-62М созданы следующие образцы авиалайнеров:

  • Ил-62М-200 (МА). От своего аналога данный самолет отличается более удлиненным фюзеляжем и увеличенной пассажировместимостью. Начало работ по данной модели было обусловлено бурным развитием авиаперевозок в СССР. Тем не менее серийное производство самолета налажено не было. Модель так и осталась на стадии проектирования.
  • Ил-62М-250. Задачи данного образца те же, что и в предыдущем аэроплане. Конструкторские работы по данному самолету также были прекращены.
  • Ил-62МГр - представляет собой грузовую авиационную модель.

  • Ил-62МК. Данный пассажирский аэроплан отличается значительно улучшенным интерьером салона. Кроме того, в этой модели изменения коснулись и конструкции крыльев.

Авиалайнер Ил-62М. «Звезда» (7013П)

Вниманию тех, кто увлекается моделированием, на рынке подарочной продукции имеется широкий ассортимент различных конструкторских наборов. Судя по многочисленным отзывам потребителей, большим спросом пользуются изделия от российского изготовителя «Звезда». Ил-62М, представленный производителем, является в сборной моделью, масштаб которой составляет 1:144. Конструкция состоит из 139 деталей.

Подарочный набор «Авиалайнер Ил-62М» («Звезда» (7013) комплектуется:

  • красками;
  • кистью;
  • подставкой для краски;
  • клеем;
  • инструкцией.

Гарантийный срок - до 14 дней.

В заключение

В отличие от базового аналога Ил-62 модели, содержащие индекс «М», оснащены двигателями ТРДД Д-30КУ. Эти моторы намного экономнее используемых в прототипе самолета, они изготавливаются в соответствии с международными нормами. Кили и стабилизаторы модернизированных аэропланов имеют намного улучшенную форму, за счет чего увеличена их эргономичность. Самолет оснащен новым реверсным устройством. Благодаря этому сопротивление воздуха во время полета конструкторам удалось свести к минимуму. За счет увеличения бортовых топливных емкостей аэроплан стал пригоден для более длительных перелетов.

В отличие от аналога в Ил-62М имеется больше электроники. Благодаря внедрению в самолет современной системы, осуществляющей кондиционирование кабины, степень утомляемости пилотов намного снижена, что особенно важно во время продолжительных рейсов.

За всю славную историю Аэрофлота, в парке его машин числились самые разные воздушные суда. Если говорить о пассажирских самолетах отечественного производства, наиболее долгоживущим является Ил-62м, принятый в эксплуатацию еще в 1974 году.

Причем некоторыми государственными службами эта машина используется по сей день. Какова история этого судна и в чем заключаются его преимущества, позволившие ему надолго пережить своих, даже западных, конкурентов в данной статье.

История создания

Предыдущая модель воздушного судна, созданная в 1963 году и имевшая индекс Ил-62, к началу 70-х годов была не способна полностью обеспечить все потребности гражданской авиации на трансконтинентальных направлениях и внутренних авиарейсах большой дальности. В связи с этим было принято решение о модернизации этой машины.

Изначально планы касались размещения дополнительных баков с горючим в кормовой части пассажирского отсека, чем решалась бы проблема с дальностью полета. Однако, несмотря на обеспечение повышенной пожаробезопасности, главный конструктор С.В.Ильюшин забраковал решение конструкторов. Так окончилась, еще не начавшись, история модели Ил-62Д.

По совету Ильюшина направление деятельности проектировщиков было изменено в сторону замены силовой установки.

И это было верным решением. Разработчики остановились на двигателях Д-30КУ, созданных командой инженеров конструктора Соловьева. Для их установки пришлось заменить форму гондол, вследствие чего они стали более совершенными в аэродинамическом плане.

Остальные усовершенствования вкупе с увеличенной мощностью двигателей позволили повысить в сравнении с предшественником, как дальность полета авиалайнера, так и его грузоподъемность.


Первый испытательный полет нового Ила был произведен уже 1969 году 5 марта, где в качестве наблюдателя присутствовал один из самых известных авиаконструкторов СССР . Летчики-испытатели отмечали, что самолет обладает всеми преимуществами предыдущей модели, став при этом удобным в управлении (движение самолета в воздухе стало более плавным), более устойчивым к неблагоприятным условиям, особенно при посадке и взлете.

Благодаря этим и остальным улучшениям, уже в сентябре 1969 года машина запущена в серийное производство. Проведенные, с января 1970 по ноябрь 1973 года, испытания подтвердили высокую надежность и прекрасные летные характеристики самолета Ил-62М.

Видео – история создания

Первый взлет в качестве пассажирского судна «Аэрофлота» был произведен в 1974 году. По статистике регулярность полетов за первые 10 месяцев эксплуатации на международных и трансконтинентальных направлениях составила рекордные 97%. Еще ни один самолет регулярных авиарейсов не достигал таких показателей.

ТТХ

Технические характеристики лайнера представлены в следующей таблице:

Наименование модели Ил-62М
Длина воздушного судна 53,12 м
Размах крыльев 43,2 м
Площадь крыла 279,55 м2
Высота самолета (наивысшая точка) 12,35 м
Масса пустого самолета 71,6 т
Максимальная разрешенная масса при взлете 165 т
Объем внутренних топливных баков 105000 л
Установленные двигатели 4*Д-30 КУ
Максимальная тяга 4*107,87 кН
Крейсерская скорость 850 км/ч
Максимальная дальность полета 12000 км
Оптимальная дальность полета 8800 км
Предел высоты 12000 м
Количество членов экипажа 5
Пассажировместимость 138-198 человек (в зависимости от модификации)
25 т

История эксплуатации

За время серийного производства, то есть по 1996 год включительно, было построено ровно 193 самолета Ил-62М. Выпуск такого количества машин не планировался, однако возможности спроектированного авиалайнера надолго смогли покрыть потребности, как отечественных авиакомпаний, так и зарубежных.


Помимо СССР, а потом и РФ, Ил-62М состоял в воздушных парках множества других стран, преимущественно социалистического лагеря. Среди них:

  • Венгрия;
  • Румыния;
  • Польша;
  • КНДР;
  • Китай;
  • Ангола;
  • Куба;
  • Чехословакия.

Количество поставленных в другие государства машин составляет 51 единицу. В некоторых из них лайнер эксплуатируется и по сегодняшний день.

Благодаря своим ТТХ, судно на долгое время становится основным дальнемагистральным лайнером «Аэрофлота», а потом и других отечественных компаний.

Причем в середине 90-х годов среднесуточный налет на машинах этого типа составлял почти 17 часов, особенно на фоне резкого снижения пассажиропотока на внутренних направлениях.


После прекращения выпуска самолета, его еще длительное время использовали в качестве средне- и дальнемагистрального авиатранспорта. Обновление парка отечественных авиакомпаний коснулось и замены Ил-62М более современными и совершенными судами, но на этом история славного воздушного судна не заканчивается.

С 2000-х годов по сегодняшний день планер (в количестве более 20 штук) используется различными федеральными ведомствами, в числе которых и МЧС. А один из них переоборудован в, так называемый, «Борт №1» и используется до сих пор, в виде модификации Ил-62М «Салон».

Модификации Ил-62М

Было создано несколько проектов модификации самолета, однако лишь несколько из них получили воплощение в виде готовых моделей, остальные так и остались, как схемы и чертежи в архивах.


Модификации:


Отличие машин с индексом «М» от ранних моделей

Первое, и самое главное, отличие от модели Ил-62 состоит в использовании нового типа силовых установок - Д-30КУ. Именно установка этих двигателей, разработанных группой Соловьева позволило авиалайнеру с индексом «М» обладать улучшенными характеристиками. И это при сохранении таких параметров, как площадь крыла и их размах, длина и высота самолета, колея шасси.


Остальные отличия представлены в следующем списке:

  • сниженная посадочная скорость, благодаря некоторым изменениям управляющих элементов и характеристикам силовых установок;
  • повышение эффективности поперечной управляемости самолета;
  • увеличение крейсерской и максимальной скорости полета;
  • установка новых типов штурвалов;
  • изменение расположения элементов на приборной панели, что сделало ее более удобной в эксплуатации;
  • усиление элементов конструкции, что было необходимо для повышенной летной массы;
  • усиленная конструкция крыла, что существенно увеличивает износоустойчивость и, следовательно, летный ресурс лайнера;
  • обновленный «широкофюзеляжный» интерьер из прогрессивных материалов.

Преимущества и недостатки

Первым, и далеко не последним, преимуществом лайнера Ил-62М является использование реактивных силовых установок Д-30КУ. Они не только смогли повысить дальность полета и грузоподъемность воздушного судна, но и существенно снизить его тормозной путь во время посадки. Усиленный корпус позволил увеличить износоустойчивость и надежность лайнера.


Более удобное, по сравнению с предыдущей моделью, управление требовало от пилотов меньше усилий, что также положительным образом сказалось на качестве полетов. Электропривод всех электронных систем самолета Ил-62М питается от четырех генераторов переменного тока - по одному на каждый двигатель.

К недостаткам же можно отнести центровку корпуса машины, вследствие чего центр тяжести расположился сзади основных стоек шасси.

В связи с этим пилоты, совершающие полеты на Ил-62М, должны были пройти специальную подготовку. Не последними были и физические данные летчиков - система управления не имела усилителей.

В число недостатков входит и высокая амортизационная стоимость самолета. Этот фактор стал основной причиной, по которой от эксплуатации лайнера отказывались авиакомпании в конце 90-х и начале 2000-х.

Достижения и происшествия

Были в истории Ил-62М, как славные страницы, так и печальные. К числу первых можно отнести выполнение нескольких уникальных полетов, среди которых есть и мировые рекорды. И первым таким достижением стало повторение беспосадочного перелета по маршруту Чкалова (Москва-Ванкувер через Северный полюс), затратив на него всего 11 часов.


Скорбные страницы семейства Ил-62 включают 23 авиакатастрофы, среди которых в 12 случаях на борту присутствовали пассажиры.

Практически все случаи были связаны с работой двигателей (их разгерметизации или локальной поломки, ложное срабатывание автоматики).

За каждым таким событием следовали работы по увеличению безопасности различных узлов авиалайнера. Вследствие этого в зените своего существования самолет стал одной из самых надежных машин среди конкурентов.

Заключение

Ил-62М является целой эпохой в отечественном самолетостроении и гражданской авиации. Причем ряд решений, использовавшихся при его проектировании и создании, в дальнейшем не без успеха использовались на иных отечественных и зарубежных авиалайнерах.

И несмотря на некоторые конструктивные минусы, машина стала олицетворением достижений авиастроения своего времени, что могут подтвердить около 100 тысяч пассажиров путешествовавших на ней.

Видео

— ваш проводник мире масштабного моделирования!

Сегодня, перед сном, я заглянул на сайт интернет-магазина plasticmodel.ru просто ради любопытства. Хочется быть в курсе последних новостей из мира масштабного моделирования. Хотя, конечно, невозможно быть в курсе всего-всего, но основное стоит видеть обязательно.

В разделе новинки в глаза мне бросилась модель Ил-62М от Звезды в масштабе 1/144. И хотя я не любитель собирать модели гражданской авиации — все же я поспешил открыть карточку товара этой модели. Главное из того, что я хотел увидеть — это параметры выпущенной модели.

Дело в том, что в начале этого года компания заявила о начале выпуска моделей гражданской авиации под грифом Ultimate kit. В пресс-релизе, напечатанном в каталоге Звезда 2014, было сказано, что это будут модели с невиданным доселе качеством проработки. Высочайшим уровнем копийности. И высокой вариативностью сборки модели.

В общем, высший пилотаж в производстве моделей гражданской авиации. Новая ступень развития.

Но заверения — заверениями, а практика раскрывает все тайны и секреты, делая бессмысленной ложь относительно будущего товара. Потому оставалось только ждать. Но первая выпущенная под этим грифом модель AIRBUS A-320 подтвердила наилучшие пожелания.

Сам я её не держал в руках, только читал обзорную статью в журнале М-Хобби 8/2о14 (за август месяц). Журнал очень авторитетный, и его мнению я доверяю.

Модель Эйрбаса получилась качественной, хорошей. Возможно не супер-навороченной, но намного лучше чем у Ревелл, к примеру.

Потому есть все основания ожидать от новинки Звезды — Ил-62М того, или даже лучшего результата.

Дело в том, что Звезде сейчас самое время начать выводить свою продукцию на качественно иной уровень. После ухода Константина Кривенко, её основателя и бессменного руководителя, я думал, что для Звезды наступят тяжелые времена.

Новое руководство компании должно быть намного активнее предыдущего. Ведь если ничего не предпринимать, то продукция Звезды так и останется посредственной. И такие шедевры, как Су-27СМ, окажутся исключениями подтверждающими правило. А этого ой как не хотелось бы.

Но Звезда борется. Работает. И радует нас, хоть и не частыми, но новинками.

А сейчас мы с вами, уважаемые коллеги, приступим к краткому осмотру новой модели. Краткому — потому, что я пока еще не имею возможности лично подержать её в руках. Так сказать повертеть — понюхать. В интернете также я не нашел достойного обзора этой модели.

Так что на данный момент я предоставлю вам 3D картинки моделирования, а также характеристики, взятые мной с сайта магазина plasticmodel.ru.

Но прежде всего я предоставлю вам небольшую историческую справку по Ил-62М.

Ил-62 (по кодификации НАТО: Classic - «классический») - первый советский реактивный межконтинентальный пассажирский самолёт, разработан в ОКБ им. Ильюшина в 1960 году с учётом мировых требований к воздушным судам такого класса для замены самолётов Ту-114. Относится к категории реактивных пассажирских самолётов «второго поколения». Первый полёт совершил в 1963 году. В эксплуатации с 1967 года. Производился серийно в 1966-1995 годах. Всего было выпущено 289 самолётов (с прототипами). Треть всех выпущенных машин поставлялась на экспорт в социалистические страны, в первую очередь на Кубу.

На самолёте Ил-62 было установлено несколько мировых рекордов по скорости и дальности полёта. В течение нескольких десятилетий Ил-62 служил и служит в качестве правительственного («борт № 1») - в СССР, Российской Федерации, Северной Корее и на Украине.

На сегодняшний день в России в коммерческой эксплуатации не осталось самолетов этого типа, они летают только в ВВС, МЧС и специальном лётном отряде «Россия».

История создания
Разработка Ил-62 была начата в начале 1960-х годов, когда Аэрофлотом были выработаны требования к дальнемагистральному самолёту, способному совершить беспосадочный перелёт из Москвы в Хабаровск и Гавану.

Прототип Ил-62 СССР-06156 с двигателями АЛ-7 тягой по 7500 кгс впервые поднялся в небо 2 января 1963 года под командованием В. К. Коккинаки. Двигатели АЛ-7 уже на втором прототипе СССР-06153 в 1964 году сменили на новые НК-8 (9500 кгс), а позже - на модифицированные НК-8-4. Испытания продолжались 4 года, и в середине 1967 года самолёт поступил в эксплуатацию.

С 1969 года в ОКБ им. Ильюшина приступили к разработке модифицированного варианта Ил-62М. Новый вариант под обозначением Ил-62М-200 отличается (от исходного Ил-62) усиленной конструкцией планера, двухщелевыми закрылками (вместо однощелевых), увеличенным диапазоном углов перестановки стабилизатора и автоматизацией его управления, улучшенной конфигурацией носков руля высоты, включением интерцепторов в проводку управления по крену, новыми центральными узлами штурвального управления, усовершенствованной системой управления, более мощными и экономичными ТРДД Д-30КУ, улучшенной аэродинамикой гондол двигателей, размещением в киле дополнительного топливного бака ёмкостью 5000 литров, новым турбоагрегатом ТА-6А, существенно усовершенствованным навигационным оборудованием. В результате, взлётная масса самолёта Ил-62М-200 возросла со 160,5 т. у Ил-62 до 164,7 тонн, на 4000 кг.

Лётные испытания самолёта Ил-62М были проведены в 1970-1972 годах. В январе 1973 года он поступил в эксплуатацию. Самолёты Ил-62М используются на наиболее протяжённых маршрутах. В 1975 году на нём был выполнен перелёт из Москвы в Сиэтл (США) через Северный Полюс.

В 1978 году появился вариант Ил-62МК, отличавшийся усиленной конструкцией крыла и новой компоновкой пассажирской кабины, рассчитанной на перевозку до 186 пассажиров. Максимальная взлётная масса была доведена до 167 тонн, а полезная нагрузка - почти до 23 тонн.

Особенности Ил-62
Особенностью конструкции самолёта является небольшая четвёртая двухколесная задняя опора шасси, используемая для предотвращения опрокидывания пустого самолёта при стоянке и рулении. Компоновка самолёта такова, что центр тяжести пустого самолёта находится позади основных опор шасси.
Несмотря на значительные размеры и большой взлётный вес, самолёт Ил-62 не имеет бустерной системы. Управление рулями и элеронами производится только за счёт мускульной силы пилотов или электрических рулевых машинок автопилота. Такое решение стало возможным благодаря указанным выше особенностям развесовки самолёта, при которой для взлёта и выравнивания не требуется большая площадь рулей.
Ил-62 стал первым советским реактивным самолётом, на котором был применён реверс тяги двигателей.

Эксплуатация

Самолёты семейства Ил-62 серийно выпускались в 1969-2004 годах на авиационном заводе в Казани. Всего было построено 289 самолётов: 5 прототипов (построены в Москве), 94 Ил-62 и 190 Ил-62М и Ил-62МК. 5 Ил-62М заложено, но не достроено. Из этого количества 81 самолёт был изготовлен для экспорта в страны соцлагеря: Ангола, Венгрия, ГДР, КНДР, КНР, Куба, Мозамбик, Польша, Чехословакия.

На протяжении нескольких десятилетий Ил-62 выполнял функцию «самолета №1», перевозившего первых лиц государства: от Брежнева до Ельцина. Он перестал быть «самолетом Президента» лишь в 1995 году, когда ему на смену пришел Ил-96.

К началу 1990-х годов четырёхдвигательный узкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер морально устарел, расход керосина на перевозку одного пассажира оказывался слишком большим, и эксплуатация Ил-62 стала малорентабельной. Массовое списание и вывод из эксплуатации Ил-62 начались во второй половине 1990-х годов, в 2005 от Ил-62 отказался Аэрофлот, когда-то его крупнейший оператор. В конце 2008 года в связи с кризисным состоянием ряда авиакомпаний прекратилось использование самолётов этого типа для регулярных пассажирских авиаперевозок в России. Последним коммерческим эксплуатантом Ил-62 в России была авиакомпания Интеравиа, прекратившая полёты в начале 2009 года. На КАПО (Казань) на 2 мая 2014 года находится 2 самолёта Ил-62М: один из специального лётного отряда Россия, другой - недостроенный. Оба находятся на лётном поле.

По состоянию на начало 2014 года в эксплуатации остаётся 17 Ил-62: 8 в России, 4 в КНДР, 2 на Украине и по одному в Судане, Гамбии и Ливии. Практически все самолёты используются для выполнения правительственных, грузовых и чартерных рейсов. Остальной выпуск Ил-62, по данным того же источника, распределяется так:

разбилось - 18 (всего аварий, повлекших списание, - 23, см. ниже),
разрезано на металлолом - 183,
на хранении - 69, из них 13 машин в качестве музейных экспонатов, кафе, ресторанов, памятников.

В июле 1983 года после почти 15 лет эксплуатации в Центральный музей ВВС в Монино своим ходом на вечную стоянку прибыл пассажирский лайнер Ил-62, бортовой номер СССР-86670. Уникальность случая состоит в том, что самолёт, предназначенный для взлёта и посадки с капитальной бетонной взлётно-посадочной полосы, экипаж под руководством летчика-испытателя ОКБ Ильюшина Станислава Близнюка успешно посадил на неподготовленный болотистый грунт.

Хотелось бы добавить немного от себя. С этой машиной я знаком не понаслышке. Когда то давно, еще в детстве при СССР, мы с родителями летали в отпуск с Северного Сахалина в Москву. Наш путь из Хабаровска в Москву проходил именно на борту этого, пожалуй самого красивого, грациозного авиалайнера советского Аэрофлота. Все самолеты прекрасны, но 62й всегда чем то завораживал.

Огромная прекрасная птица, под мерный гул турбин, несла нас с Дальнего Востока в сердце моей Родины.







Ил-62М 1/144 от Звезды: 3D рендеры новой модели

ХАРАКТЕРИСТИКИ НОВОЙ МОДЕЛИ

Комплект пластиковых деталей для сборки 1 модели.
Длина 36,9 см.
Детально проработанные поверхности с конструктивными подробностями, внутренняя расшивка.
Вариант сборки с убранным шасси на подставке, с выпущенным шасси без подставки, с выпущенным шасси на подставке, подставка в комплекте.
Детализированная кабина с панелью приборов, штурвалами, креслами, пол кабины выполнен отдельной деталью, дверь кабины выполнена отдельной деталью.
Детализированные сборные двигатели, проработанные лопасти турбин, выхлопные сопла.
Детализированное шасси, проработанные ниши шасси.
Детали из прозрачного пластика для остекления кабины, иллюминаторов, фар шасси.
Закрылки, элероны и руль выполнены отдельными деталями.
Декаль с проработанной техничкой для 3 вариантов «Аэрофлот» СССР, RA-86483 «Аэрофлот» России и RA-86570 МЧС России.
139 деталей.

На данный момент качество литья у Звезды весьма высокое. Особенно после запуска нового цеха. Так что модель должна получиться прекрасной. Радует большое количество вариантов сборки. И теперь это не только открытое или убранное шасси. Дополнительную изюминку вносят элероны и закрылки. Радует проработка ниш шасси. Для такого небольшого масштаба — это весьма существенное дополнение.