Пропавший вертолет в норвегии. В норвегии в море упал российский вертолет. «Шанс выжить есть, но очень маленький»

В генеральном консульстве России на Шпицбергене РБК, в свою очередь, пояснили, что информация об упавшем вертолете уточняется. «Вертолет летал в законсервированный поселок. Там связи нет, что случилось, пока не знаем. Прокомментировать ситуацию не можем», — сказали в генконсульстве.

Прямо сейчас над местом падения вертолета, как заявил РБК дежурный Норвежской спасательной службы около 19:00 мск, работают два вертолета. «Еще никто не найден, поэтому мы не можем утверждать, погибли они [люди, находившиеся на борту] или нет», — сказал он. Спасательные работы, как уточняет норвежское издание Verdens Gang, осложняют снег и плохие погодные условия.

По данным журнала «Русский вестник Шпицбергена», вертолет Ми-8АМТ был доставлен на остров в 2013 году. Его эксплуатацией занимается компания «Конверс Авиа».

Заместитель гендиректора по организации перевозок и авиационных работ этой авиакомпании Дмитрий Желязков сообщил РБК, что информация по поводу их вертолета проверяется. «Ждем информацию от спасательных служб Норвегии», — сказал он, добавив, что связи с экипажем нет. На борту, как добавил собеседник РБК, «было пять членов экипажа и три пассажира».

Диспетчер планово-диспетчерской службы авиакомпании «Конверс Авиа», в свою очередь, сообщил, что работники авиаперевозчика «сами обстоятельства полностью не знают». «Собираем информацию, [выясняем] обстоятельства разные. Пока ничего нам неизвестно», — отметил он, добавив, что «вертолет новый, хороший» и «проверенный». «Летал постоянно. Всегда его проверяли, и регламент он проходил», — пояснил диспетчер.

«Для работы на Шпицбергене авиакомпания «Конверс Авиа» отправляет только лучших и хорошо себя зарекомендовавших специалистов, имеющих исключительно большой опыт работы в высокоширотных районах — в Арктике и на Крайнем Севере», — рассказывал Желязков в сентябре. «В таких кадрах авиакомпания не испытывает недостатка, имея долгосрочные многолетние договоры на авиационное обслуживание с крупными российскими нефтегазодобывающими компаниями», — отмечал он.

Вертолет Ми-8АМТ способен перевозить до 24 пассажиров и до 4000 кг груза. Полеты на Шпицбергене «Конверс Авиа» выполняет в интересах треста «Арктикуголь», а также для генерального консульства России, перевозя работников треста и сотрудников консульства из аэропорта Лонгьир в Баренцбург и обратно. Кроме того, время от времени компания совершает полеты в научных и других целях, которые подлежат согласованию с авиационной администрацией Норвегии и губернатором Шпицбергена.

В целом же «Конверс Авиа» выполняет коммерческие воздушные перевозки и авиационные работы с использованием вертолетов Ми-8Т, Ми-8МТВ, Ми-2, R-44. Всего в парке авиакомпании более 20 собственных вертолетов. Авиаперевозчик занимается организацией полетов в том числе в ЕС, на Ближнем Востоке и в Африке. Аэропортом базирования «Конверс Авиа» является тверской аэропорт Змеево.

Баренцбург — жилой поселок рядом с угольной шахтой, разработку которой трест «Арктикуголь» ведет с 1932 года. В Баренцбурге проживают около 400 человек, однако поселок ежегодно посещают тысячи туристов. В жилом поселке Баренцбург есть гостиница, больница, детский сад и другие социальные объекты.

«В Баренцбурге находится российский научный центр. Его курирует институт Арктики и Антарктики, и он туда направляет сотрудников», — cообщил РБК бывший директор музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский. По его словам, «сотрудники работают там довольно продолжительное время, иногда по полгода, иногда меняются почаще». «Выполняют различные работы по исследованию климата и наблюдению за льдом, за уровнем моря и так далее, целый комплекс работ», — пояснил он, заметив, что, по его информации, «на борту были три сотрудника НИИ Арктики и Антарктики и пять членов экипажа».

До 1920 года Шпицберген считался «ничейной» территорией, но затем вошел в состав Норвегии при условии сохранения за остальными странами права вести на архипелаге хозяйственную деятельность. За СССР, а после его распада за Россией в соответствии с норвежским законодательством был зафиксирован особый статус на Шпицбергене.

Баренцбург считается своеобразной российской «столицей» на Шпицбергене, кроме того, в состав «российской территории» входят законсервированные рудники Грумант и Колсбей, а также поселок Пирамида и участок под названием Тундра Богемана.

Пирамида также является угольным месторождением. Строительство и оборудование шахты в нем начала Швеция в 1910 году. Спустя 17 лет владельцем этого поселка стал советский трест «Северолес». В 1931 году эта территория была передана тресту «Арктикуголь».

За последние годы для превращения поселка Пирамида в туристическую зону трест «Арктикуголь» капитально отремонтировал в населенном пункте гостиницу, а также восстановил инженерные сети, тепло- и водоснабжение. В порту для туристов были установлены три гостевых домика. В рамках программы охраны памятников культуры на Шпицбергене в феврале 2011 года трест «Арктикуголь» и губернатор Шпицбергена договорились о совместном выполнении работ по ремонту и поддержанию части зданий поселка. Всего в Пирамиде, по данным издания Dagbladet, проживают порядка 1 тыс. человек.

«В Свальбард пришла зима!». Этот пост второй пилот разбившегося у Шпицбергена МИ-8 Владимир Фролов сделал на своей страничке в социальной сети в начале октября, сопроводив его смайликом. А через три недели, днем 26 октября вертолет с Владимиром на борту потерпел крушение в Гренландском море ...

Предполагаемое место крушения вертолета.Фото: Ольга ЖУК

Вместе с ним в воздушном судне находились командир экипажа Владимир Баранов , бортмеханик Алексей Паулаускас , техник Марат Михтаров и инженер Алексей Ковалев . Плюс трое ученых из питерского НИИ Арктики и Антарктики - замначальника сезонной экспедиции «Шпицберген - 2017» 44-летний Олег Голованов , инженер 25-летний Максим Каулио и руководитель химико-аналитической лаборатории Российской научной арктической экспедиции на архипелаге Шпицберген 28-летний Николай Фатеев .


РАБОТАЛ НА СЕВЕРЕ, ЧТОБЫ ЗАКРЫТЬ ИПОТЕКУ

Такой дружной командой работать на север питерцы ездили не раз. Ученые исследовали снежный покров Баренцбурга . У каждого была своя задача.

Олег - гидролог по образованию. Он наблюдал за состоянием ледника и проистекающих из него речек и ручьев, - рассказал «Комсомолке» пресс-секретарь НИИ Арктики и Антарктики Сергей Лесенков . - Максим был его помощником, а Николай Фатеев работал на базе, собирал информацию от ребят.

Ребята были веселыми, дружными, - добавляет коллега ученых Марина Павлова . - Они все - специалисты широкого профиля. Работы много, финансирование более-менее есть, а вот специалистов не хватает. Очень уж там тяжелые условия для жизни.

По словам Марины Павловой, пропавшие ученые приезжали на Шпицберген на зимовки (вахтовая работа, - Ред .). В научную экспедицию в 2017 году они отправились пару месяцев назад.

А вот Коля там был с июля, насколько я знаю. Он ездил на Шпицберген на зимовки, чтобы закрыть ипотеку, - добавила знакомая.


Срок экспедиции подходил к концу. Олег Голованов и Максим Каулио собирались вот-вот улететь из Шпицбергена, потому что там начинались лютые морозы , и вернуться в Петербург ... На севере должен был остаться только Николай Фатеев.

Коля ведь не хотел оставаться на зимовку, он с девушкой познакомился в Питере , - вздыхает в трубку друг пропавших полярников Николай Игнатьев . - Но почему-то решил еще сезон поработать. У него мама осталась, а у Олега жена и дети... Как они теперь...

ДВА КИЛОМЕТРА ДО ЗЕМЛИ

Поисковые работы у побережья Шпицбергена начались 26 октября и продолжаются до сих пор. Сегодня днем спасатели обнаружили предположительное место крушения вертолета. На поверхности океана были видны пузыри, и ощущался сильный запах горючего. Специалисты считают, что там может находиться либо вертолет целиком, либо его крупная часть.

Глубина, где предположительно упал вертолет, достигает 200 метров. Им не хватило двух километров, чтобы долететь до земли, - прокомментировал «КП » заместитель генерального директора по организации перевозок и авиационных работ «Конверс Авиа» Дмитрий Желязков.

Тем временем, следственный комитет на транспорте по СЗФО возбудил уголовное дело по статье «Нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее наступление смерти более двух лиц». МЧС России отправит в Норвегию спасателей-водолазов со специальным оборудованием и снаряжением.


Вы знаете, у нас все равно остается надежда, - признаются друзья одного из членов экипажа. - Мы хотим верить в лучшее. Хоть и понимаем, что с каждым часом вероятность найти кого-то в живых становится все меньше...

Напомним, что на предполагаемом месте ЧП сразу начали работать норвежские экстренные службы - это два вертолета, морские суда и корабли береговой охраны. Увы, поиски осложняют метеоусловия.

Вода холодная, подводное течение довольно сильное, а днем 27 октября ветер дул со скоростью примерно 15 метров в секунду, - поделились спасатели.

ЗВОНОК СПАСАТЕЛЮ

«Шанс выжить есть, но очень маленький»

Мнением о произошедшем ЧП с «Комсомолкой» поделился председатель высшего совета Российского союза спасателей, спасатель международного класса Сергей ЩЕТИНИН.

- Сергей Викторович, пока пропавших граждан РФ не нашли ни живыми, ни мертвыми. Есть ли у них шанс выжить?

Пока не обнаружены останки, всегда остается вероятность найти выживших. И этот случай не исключение. Другое дело - условия, в которых вертолет потерпел крушение. Север, низкие температуры... Это не облегчает задачу.

На самом деле все зависит от ситуации. Если воздушное судно рухнуло прямо в воду, то шансов мало. Если на лед и при этом не загорелось, то люди могли спастись. Очень много факторов, влияющих на выживаемость. Но пока давайте надеяться на лучшее.

Говорят, на вертолетах МИ-8 должны быть спасательные плоты, на которых можно долго находиться в холодном море. Это так?

Должно быть так. Специальными спасательными средствами должны быть укомплектованы все борта, которые летают над водой.

- Ими всегда можно воспользоваться?

По-разному. Если вертолет падает колесами вниз - это одно. Если переворачивается и ударяется о воду ротором - это совершенно другое... История знает десятки вариантов! Все точки над i тут сможет расставить только специальная комиссия, которая досконально изучит ЧП.


КОНКРЕТНО

Вертолет МИ-8 АМТ (бортовой номер RA-22312) вылетел в 15.49 из поселка Пирамида в поселок Баренцбург. Последний сеанс связи был за 20 километров на подлете к пункту назначения. Как сообщается на сайте Министерства энергетики РФ , вертолет обслуживает подрядная организация АО «Авиакомпания Конверс Авиа». Само воздушное судно находилось в лизинге у компании «Арктикуголь ».

Официальных версий произошедшего пока нет. По неофициальной - летчики могли «потеряться в пространстве» из-за плохих погодных условий, в том числе из-за сильного ветра.

КСТАТИ

Сотрудник компании «Арктикуголь» рассказал о техническом состоянии МИ-8: «Выдраен, как новая копейка! »

Один из сотрудников компании «Арктикуголь», который совершил шесть полетов на МИ-8 с бортовым номером RA-22312, рассказал «КП», что вертолет был новый, 2014 года, и обслуживался достаточно качественно.

Я летал другим маршрутом, где расстояние всего пятнадцать километров, а воздушные судна курсируют, будто челноки, - поделился наш собеседник. - Но впечатления от полета были самые положительные: все проходило очень спокойно. Да и обслуживание вертолетов самое наилучшее. Эти хеликоптеры выдраены, как новые копейки! Их не морозят на улице, а сразу по прилету загоняют в теплые ангары. Пилоты - настоящие профессионалы, асы. Абы кого сюда бы не пригласили.

По словам мужчины, расстояние между поселком Пирамида, откуда вылетел RA-22312, до Баренцбурга составляет около 90 километров. До него можно долететь и над горами и над водой. Пилоты предпочитали последний вариант - он считается более безопасным...

Это действительно так. Пилоты объясняли, что в горном воздухе могут образовываться какие-то опасные завихрения, поэтому лучше лететь над морем, - сказал нам представитель «Арктикуголя». - Поэтому представить, что произошло в тот день, мне очень трудно.

Вертолет, упавший в океан в Норвегии, не долетел два километра до земли. На борту было пять членов экипажа и трое исследователей из НИИ Арктики и Антарктики [фото, видео]

Вертолет не имел разрешения на этот полет. Если бы россияне следовали законам страны, на территории которой работают, трагедии бы не случилось.

Переписку компании «Конверс Авиа» и норвежского департамента гражданской авиации опубликовала газета «Свалбардпостен». Письмо, датированное 20 декабря прошлого года, сообщает авиакомпании, что вертолет Ми-8 с бортовым номером RA22312 в 2017 году может осуществлять лишь внутренние перелеты, непосредственно связанные с горнодобывающей деятельностью треста «Арктикуголь». В тексте особо подчеркивается (со ссылкой на норвежские подзаконные акты): «Разрешение не распространяется на любые иные рейсы, коммерческие или некоммерческие (включая транспортировку туристов, грузов, ученых, а также международные рейсы со Шпицбергена)».

Напомню, 26 октября вертолет как раз перевозил ученых НИИ Арктики и Антарктики, завершавших цикл метеорологических исследований на архипелаге. На борту были сотрудники НИИ Олег Голованов, Николай Фадеев и Максим Каулио. Вместе с ними погибли члены экипажа — командир Евгений Баранов, второй пилот Владимир Фролов, бортмеханик Алексей Поуляускас, техник Марат Михтаров и инженер Алексей Королев.

Какие последствия будет иметь обнародование этих документов, пока неясно. Теоретически отправить людей в заведомо незаконный полет, из которого они не вернутся, означает получить обвинения по уголовному делу. Оно, напомню, уже возбуждено российским СК по статье «Нарушение правил безопасности полетов, повлекшее смерть двух и более лиц». Однако будут ли для российских следователей иметь значение норвежские документы и как «трудности перевода» повлияют на квалификацию деяний фигурантов — вопрос.

Однако вопросы должны бы возникнуть и к руководителям научной экспедиции: как продумывалось транспортное обеспечение ученых и что заставило отправить людей в смертельный полет? Понятно, что ресурса, чтобы зафрахтовать норвежский борт (а это в сложившейся ситуации было бы единственным законным решением вопроса), у НИИ не было. Видимо, как часто бывает, с российским трестом просто договорились «по-дружески».

Ограничения на полеты, выданные «Конверс Авиа», связаны с особенностями российского присутствия на архипелаге. По договору о Шпицбергене, россияне имеют право работать на ограниченной его части и вести строго определенную деятельность, соблюдая при этом законы норвежской короны. Эти законы не первый раз нарушаются (самый громкий скандал был связан с посещением архипелага находящимся под санкциями вице-премьером правительства РФ Дмитрием Рогозиным). Чем больше нарушений, тем строже норвежская сторона напоминает россиянам, что они в гостях. Тем не менее россияне продолжают вести себя на Свальбарде, как у себя дома.

В 2007 году россияне ухитрились провести несколько полетов, вообще не уведомив о них департамент авиации. Перевозили ученых и съемочную группу. Вертолеты тогда эксплуатировала компания «Спарк плюс». Получив претензию, «Арктикуголь» заявил, что это норвежцы нарушают договор о Шпицбергене, а именно пункт о равных правах на ведение бизнеса на архипелаге. Министерство транспорта и коммуникаций отклонило жалобу треста в августе 2008 года, напомнив, что полеты над Свальбардом могут производить только норвежские борты. А право россиян использовать свои вертолеты — исключение из правил и акт доброй воли. Вопрос решался на уровне МИД двух государств, и норвежская дипломатия оказалась более эффективной.

Но россиян это, разумеется, не остановило. Всплывшие сейчас документы вполне могут серьезно осложнить дальнейшую работу российской авиации на архипелаге.

Губернатор Кирстин Аскхольт пока дипломатично предполагает, что пребывание ученых в заброшенном поселке Пирамида и роковой полет могли быть косвенно связаны с горнодобывающей деятельностью россиян.

— Рано говорить о расследовании, мы пока сосредоточены на поисковой операции, — говорит она.

Траурных мероприятий в Баренцбурге еще не проводилось. «Арктикуголь» обещает провести панихиду лишь после того, как будут найдены тела всех пропавших членов экипажа и пассажиров. Генконсул России Вячеслав Николаев официально поблагодарил норвежскую сторону за организацию поисковой операции. После крушения единственного в этих краях российского вертолета губернатор Аскхольт предоставила россиянам собственный борт.

Что касается поисков тел погибших, они продолжаются, но пока не очень успешно. Единственное тело было найдено в 130 метрах от вертолета 30 октября. Останки направлены на экспертизу в норвежский город Тромсё.

Подъем со дна моря российского вертолета Ми-8. Фото: РИА Новости

В ночь на 4 ноября обломки вертолета были подняты на поверхность норвежским судном. На борту машины тел погибших не оказалось. Зато там нашли 24 спасательных жилета. Еще один жилет был ранее найден рядом с вертолетом. Это означает, что никто из пассажиров и членов экипажа не надел жилет перед морским перелетом, как того требуют правила безопасности. Также в ста метрах от места крушения на дне были найдены сумка, куртка и обувь. Речевой самописец в кабине не обнаружен. Найденные GPS-устройства будут расшифрованы в Москве.