Парадная лестница мраморного дворца. Русский музей. Мраморный дворец. История создания Мраморного дворца

В озведение Мраморного дворца продолжалось 17 лет. Здание гармонично дополнило ансамбль набережной Невы. Гранит и разноцветный мрамор различных пород стали основными материалами строительства и отделки помещений. Каменное своеобразие строения со временем выразилось в названии «Мраморный».

В трехэтажном здании, построенном из пестрого камня, пилястры и колонны равномерно чередуются с окнами. Часовая башня, аттика, пилястры двух верхних этажей дворца созданы из розового тивдийского мрамора. Декор окон первого и второго этажей – из белого уральского. Из выборгского розового гранита – рапакиви – с шероховатой структурой выполнена цокольная часть здания. Медные рамы всех этажей позолочены. Облик времен Екатерины II сохранился в интерьерах и декоре центрального холла. Уральский мрамор серо-серебристого оттенка преобладал в оформлении парадной лестницы. Ступени – из брусненского песчаника цвета амулет. В нишах – мраморные скульптуры работы Федота Шубина, воплощающие осеннее и весеннее равноденствие, а также времена суток: утро, день, вечер, ночь.

По стенам размещены лепные горельефы: «игры амуров» и четыре женские фигуры по сторонам, символизирующие «силу духа», «справедливость», «благоразумие» и «умеренность».

Мраморный зал практически полностью сохранил первоначальную каменную отделку. Его стены делятся четырнадцатью парами вертикальных выступов, на которых продолговатые желоба с позолоченными капителями и основаниями. На беломраморных настенных гирляндах – орлы, символизирующие первого хозяина дворца. Округлые барельефы из мрамора помещены в люнеты и расположены по стенам зала. Изящно дополняют декор рельефы скульптора М. Козловского – «Возвращение Регула в Карфаген» и «Камилл избавляет Рим».

В переборках и над сводами выделяются рельефы из белого мрамора. Цветовые вариации мрамора вокруг панно дополняют ослепительные лазуриты. Плафон С. Торелли «Свадьба Амура и Психеи» декорирует верхнюю часть зала.

Во время реконструкции междуэтажное перекрытие второго и третьего этажей разобрали. Дневной свет стал проникать в зал из окон с двух сторон. Плафон подняли на высоту третьего этажа и разместили бронзовые люстры с хрусталем. Декорированная лепнина перекрытий второго этажа осталась со времен перестройки по проекту А.П. Брюллова. Скульптуры рыцарей и двухголовые орлы сочетались с национальными русскими мотивами.

Получил основательные изменения – интерьерные и архитектурные обновления – большой Белый зал. Арочные проемы и крестовые своды полностью покрыли орнаментами, вылепленными в готическом стиле. Установили колонны из искусственного белого мрамора. Шесть высоких палладианских окон появились над присоединенной Дубовой галереей. Из зала Греческая галерея проходит в зимний сад.

В орнаментальной лепке Белого зала Брюллову удалось совместить готические и самобытные русские мотивы. Архитектор сумел оставить наружную часть здания в стиле зрелого классицизма XVIII века и одновременно создал интерьеры в неоромантическом стиле тех лет.

Мраморный дворец строился в качестве подарка императрицы Екатерины II одному из фаворитов – Григорию Орлову. Но граф умер еще до окончания отделки помещений и не смог увидеть дворец в полной красе.

При императоре Николае I здание дворца находилось в аварийном состоянии. Капитальную реконструкцию поручили придворному архитектору А. Брюллову. Он не только восстановил здание, но и частично переделал его. Сохранились в основном планировка помещений и оформление фасадов. Уцелевшая отделка, включая дверные полотна и паркет, была демонтирована. Интерьеры залов были оформлены в разных стилях: классицизм, рококо, готика и поздний ренессанс.

Во времена владения дворцом великим князем Константином Константиновичем на первом этаже создали несколько новых помещений: музыкальную гостиную в готическом стиле, нижнюю библиотеку, английский кабинет. Великий князь, будучи известным переводчиком и поэтом Серебряного века, превратил дворец в центр культурной жизни столицы. Интеллектуалы обсуждали книги русских и зарубежных авторов, в залах проходили музыкальные вечера, ставились спектакли, в которых участвовала княжеская чета со своими детьми.

Наибольший урон был нанесен Мраморному дворцу в годы размещения экспозиции филиала Музея В.И. Ленина. Архитектор Н.Е. Лансере готовил залы под музейные помещения и во многом сохранил декоративную отделку исторических интерьеров. Но в процессе эксплуатации больше всего пострадало архитектурное оформление второго этажа. Закрасили настенные росписи и искусственный мрамор, сломали уникальные камины, уничтожили отделочные ткани.

Со времени передачи Мраморного дворца в качестве филиала Русскому музею ведется детальная реставрация интерьеров, воссоздание первоначальной планировки и облика помещений. Цветовое разнообразие идеально обработанного мрамора и удачное расположение залов позволяют дворцу сохранять статус самого знатного строения XVIII века.

Теперь здесь проводятся постоянные и временные выставки мировых художников. В залах «Музея Людвига в Русском музее» представлены картины современных художников, принесенных в дар Русскому музею немецкими коллекционерами Ирэной и Петером Людвиг. В залах второго этажа выставлена большая коллекция братьев Иосифа и Якова Ржевских.

По материалам www.culture.ru

Мраморный дворец, уникальный памятник архитектуры XVIII в., находится на Дворцовой набережной Невы в историческом центре Санкт-Петербурга. Он был построен в 1768 - 1785 гг. по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди (1709-1794). Дворец возводился по заказу императрицы Екатерины II и предназначался для генерал-фильдцейхмейстера графа Г.Г. Орлова (1734-1783).

Г. Орлов не дожил до окончания строительства дворца. После его смерти Екатерина II выкупила дворец у его наследников - братьев Орловых, и подарила своему второму внуку Великому князю Константину Павловичу (1779-1831) к его бракосочетанию, которое состоялось в 1796 г. После его смерти император Николай I назначает дворец своему второму сыну великому князю Константину Николаевичу (1827-1892).

В 1844 - 1849 гг. Мраморный дворец и принадлежавший ему Служебный дом реконструировался по проекту архитектора Александра Брюллова (1798-1877) к бракосочетанию нового владельца дворца. Основные изменения коснулись второго этажа, где была создана новая планировочная структура, а парадные и жилые интерьеры получили новую художественную отделку. На месте существовавшего в XVIII в. висячего сада был создан зимний сад.

В 1892 г. Мраморный дворец наследует сын великого князя Константина Николаевича - великий князь Константин Константинович (1858-1915). Он жил в созданных для него апартаментах на первом этаже дворца, выходящих окнами на Миллионную улицу, художественные убранства, которых частично сохранились до наших дней. В настоящее время здесь развернута мемориальная экспозиция, посвящённая великому князю Константину Константиновичу - поэту серебряного века, писавшему под криптонимом «КР».

Сыновья Великого князя Константина Константиновича, унаследовавшие Мраморный дворец со Служебным домом после его кончины, за неимением средств на содержание комплекса зданий были вынуждены продать его в национальную собственность. Эти события произошли осенью 1917 г., когда у власти в России уже было Временное правительство и во дворце размещалось Министерство труда.

С 1919 по 1936 гг. во дворце размещалась Государственная Академия Истории Материальной культуры. Этот период в истории дворца характеризуется стихийным приспособлением парадных и жилых интерьеров здания для нужд большого научного учреждения. В этот период начинается планомерная реставрация фасадов и решетки дворца.

В 1936 г. Ленсовет принимает решение о размещении в Мраморном дворце Ленинградского филиала Центрального музея В.И. Ленина. Работы по проектированию реконструкции дворца и созданию музейного оборудования возглавил Н.Е. Лансере (1879-1942). Новый музей в стенах дворца был открыт 7 ноября 1937 г. Созданный в предельно короткий срок музей являлся одним из первых для того времени примеров по-настоящему профессионального переосмысления памятника архитектуры в его новом качестве, отвечающем требованиям времени.

Новый период в истории Мраморного дворца начался в декабре 1991 г., когда решением Мэрии Санкт-Петербурга дворец передали в распоряжение Государственного Русского музея. Была разработана новая концепция использования Мраморного дворца - «Русское искусство в контексте искусства мирового». С этого времени ведется планомерное изучение и научная реставрация уникального памятника. Восстанавливаются декор, историческая планировка и объемы помещений.

В Мраморном дворце также размещается постоянная экспозиция «Музея Людвига в Русском музее» - собрание немецких коллекционеров Петера и Ирене Людвиг, передавших в дар Русскому музею свою коллекцию, в которой представлены произведения отечественных и зарубежных художников второй половины XX в.

Экспозиции, развернутые в постоянно обновляемых и отреставрированных залах Мраморного дворца, отражают роль и место русского искусства в контексте мирового. Осмысление этой роли позволяет лучше понять своеобразие национальных традиций и самобытность отечественных мастеров и, вместе с тем, ощутить традиционные общеевропейские корни.

Архитектура и интерьеры

Мраморный дворец уникальный памятник русской архитектуры второй половины XVIII в. Наряду с Зимним дворцом Мраморный дворец является основной достопримечательностью в панораме Дворцовой набережной Невы. Он один из немногих примеров архитектуры раннего классицизма в Санкт-Петербурге. В истории русской архитектуры дворец является уникальным примером использования природного камня в отделки здания, его наружные фасады представляют главную художественную ценность, они дошли до нас за малым исключением в первозданном виде.

Общая композиция фасадов заключается в решении первого этажа облицованного темно-красным гранитом как основания для большого ордера второго и третьего этажей здания, облицованных светло-серым гранитом.

Коринфский ордер, объединивший второй и третий этажи с помощью пилястр и трехчетвертных колонн, выполненных из розового тивдийского мрамора, с беломраморными базами и капителями, ритмично чередуются с оконными проёмами. Наличники, окон изготовлены из серого рускеальского мрамора. Между окнами второго и третьего этажей размещены рельефные беломраморные гирлянды.

Северный и южный фасады дворца обращены соответственно на набережную Невы и Марсово поле и рассчитаны на восприятие с большого расстояния. Они имеют четко выраженные центральные оси симметрии с дверями балконов заключённых в нишах с полуциркульными завершениями и увенчаны картушем на аттике. Ограждения балконов выполнены из мрамора с золочёнными бронзовыми балясинами. На аттике здания по всему периметру наружных фасадов установлены вазы серого доломита.

Между дворцом и служебным домом на гранитном цоколе красного гранита установлена кованая решетка с золочёными декоративными элементам. Гранитные столбы ограды завершают мраморные вазы, а по сторонам въездных ворот находятся мраморная военная арматура.

Главный восточный фасад дворца, обращённый в парадный двор - курданёр имеет насыщенный скульптурный декор. Его венчает часовой павильон, декорированный мраморными вазами, в котором находятся дворцовые куранты, воссозданные Русским музеем в 1999 г. По сторонам павильона установлены две мраморные аллегорические статуи: «Щедрость» и «Верность» работы Ф. И. Шубина.

С 1994 г. перед главным входом в Мраморный дворец экспонируется конная статуя Императора Александра III работы П.Трубецкого. Она хранилась в собрании Русского музея с 1939 г., а ранее в 1909 - 1937 г. находилась на Знаменской площади (ныне площадь Восстания) перед Московским вокзалом. Это произведение является выдающимся памятником русской монументальной скульптуры начала XX в.

При входе в Мраморный дворец мы попадаем в пространство Парадной лестницы - уникального в истории русской архитектуры XVIII в. интерьера, сохранившего своё первоначальное убранство почти без изменений. Отделка выполнена из различных сортов цветного мрамора. Напротив входа на стене находится мраморный рельеф с портретом архитектора А. Ринальди, который появился здесь по желанию первого владельца графа Г.Орлова в знак признания заслуг архитектора. Авторство этого портрета до настоящего времени не установлено.

Основной в художественном убранстве парадной лестницы является скульптура, выполненная из итальянского мрамора и установленная в нишах, а так же рельефные композиции на стенах третьего этажа и лепной декор перекрытия.

Скульптуры парадной лестницы Мраморного дворца - единственный сохранившийся в Санкт-Петербурге аллегорический ансамбль XVIII в. В нишах, украшенных мраморными раковинами, между первым и вторым этажами, установлены четыре мраморные статуи, олицетворяющие время суток: Ночь - женская фигура с традиционными атрибутами: сова; работы неизвестного мастера; Утро - женская фигура в виде богини утренней зари Авроры; атрибуты: солнечный диск у её ног и гирлянда роз в руках богини; Полдень - женская фигура с присущими ей атрибутами: стрела - символ солнечных лучей, солнечные часы показывают полдень, и знаки зодиака (Телец, Дева, Козерог) напоминают о неизменности этого явления на протяжении всего года; Вечер - женская фигура в образе богини охоты Дианы, в сумерках выходящей на охоту. Её атрибуты - лук и колчан со стрелами. Автором этих трех статуй является скульптор Федор Шубин.

А в прямоугольных нишах, между вторым и третьем этажами две статуи, которые символизируют Весеннее равноденствие - женская фигура с цветочной гирляндой в руках, у её ног голова барана - зодиакальный знак Овна, в который вступает солнце после наступления дня весеннего равноденствия. И Осеннее равноденствие - мужская фигура с гроздью спелого винограда в руке.

На внутренних стенах площадки третьего этажа размещены рельефные изображения четырех главнейших добродетелей: Умеренность, Сила духа, Благоразумие и Справедливость. В центре западной стены помещена композиция: «Игры амуров». Завершал всю композицию пространства лестницы циферблат часов. Башенные куранты дворца в XVIII в. имели два циферблата: один - на фасаде, а второй расположенный горизонтально в перекрытии. В настоящее время здесь находится плафон «Суд Париса» работы Иосифа Кристи, перенесенный сюда из зала дворца в середине XIX в.

Мраморный зал - уникальный в истории русской архитектуры XVIII в. интерьер, первоначальное убранство которого во многом сохранилось до наших дней. Облицовка стен зала выполнена из различных сортов отечественного и итальянского мрамора. Первоначально зал был одноэтажным, ныне после реконструкции А. Брюллова он двухъярусный. Его пространство освещено окнами второго и третьего этажей. В отделке стен использован коринфский ордер. Пилястры выполнены из тивдийского мрамора с бронзовыми золочёными базами и капителями. Они опираются на тянущийся по периметру стен цоколь, разделенный филенками из зелёного итальянского мрамора, которые заполнены рельефными изображающими ваз с драпировками.

Скульптурное убранство Мраморного зала было создано выдающимися русскими скульпторами. По периметру стен зала располагаются 14 круглых барельефов на тему «Жертвоприношений» выполнил скульптор Федором Шубиным в соавторстве с итальянским скульптором Антонио Валли, два десюдепорта над дверьми также исполнены Ф. Шубиным. На западной стене установлены два барельефа работы М.Козловского: «Возвращение Регула в Карфаген» и «Камилл избавляет Рим от Галлов». Перекрытие украшает живописный плафон С.Торелли «Свадьба Купидона и Психеи». В убранстве зала также использован редкий поделочный камень- лазурит. Оконные рамы и балконные двери были выполнены из золочёной бронзы. Дверные полотна и наборный паркет, имевший сложный рисунок, были выполнены из различных сортов цветного дерева.

В 1844 - 1849 гг. в Мраморном дворце осуществили реконструкцию, автором которой был архитектор А.Брюллов. По его проектам создали новую отделку жилых и парадных интерьеров второго этажа. Их убранство отличались как разнообразием исторических стилей, так и используемых материалов отделки.

А.Брюллов был представителем архитектурного направления «эклектика», получившего широкое развитие в середине XIX века. Это нашло отражение в его работе по созданию убранства интерьеров дворца. При реконструкции Мраморного зала архитектор сохранил первоначальную отделку первого яруса, и, разобрав перекрытие между вторым и третьим этажами, переместил живописный плафон С. Торелли «Свадьба Амура и Психей» в новое перекрытие и создал иной рисунок лепного золоченого декора. Тогда же появились люстры из золочёной бронзы с хрустальным убором. Наборные полотна дверей и паркет архитектор оставил первоначальными.

Русский музей осуществил в 2001 - 2010 гг. реставрационные и ремонтно - восстановительные работы по воссозданию художественное убранство Мраморного зала, на состояние которое он имел в середине XIX в. Дополняет великолепие интерьера реконструированный по сохранившимся чертежам многоцветный наборный паркет XVIII в. с редким и сложным орнаментом. Также на основании исторических фотографий воссозданы два мраморных камина с зеркалами в золоченых резных рамах.

Парадная приёмная - центральное помещение Невской анфилады является ещё одним залом дворца, сохранившим подлинные элементы исторической отделки. Здесь находятся восемь монолитных колонн полированного сердобольского гранита, лепное убранство сводчатого перекрытия и фрагменты наборного паркета. В 2015 г. заканчиваются реставрационные работы по реконструкции декоративного убранства этого интерьера. Там воссозданы мраморные камины, наборный паркет из ценных парод дерева, расчищена и заново позолочена лепнина перекрытия, отреставрированы дверные полотна, воссоздана бронзовая золоченая люстра. Раскрыты дверные проемы в смежные помещения.

В западной части здания окнами на Мраморный переулок размещается самое большое помещение во дворце - двусветный зал, созданный в процессе реконструкции А. Брюллова. Он получи новое художественное убранство, и стал именоваться Белым или Готическим, из-за примененных при его оформлении элементов неоготического стиля. Брюллов разделил пространство зала на три части, установив опоры поддерживающих своды перекрытия, декорированные пучками тонких «готических» колонн переходящих в веерные своды. По сторонам дверного проема южной стены зала установили две мраморные колонны, на которых помещены фигуры русских витязей. Мраморный камин с зеркалом в резной золочёной раме находится по центральной оси северной стены. Это единственный подлинный камин середины XIX в. сохранившийся на своём историческом месте в Мраморном дворце до настоящего времени.

В 2002 г. была завершена комплексная реставрация и реконструкция Белого зала: воссозданы фигуры русских витязей по периметру зала и скульптурные изображения двуглавых орлов, лепной декор перекрытия, раскрыты оконные проёмы второго света на восточной стене. Из золочёной бронзы воссозданы люстры и бра. Осуществлена реконструкция наборного паркета.

К Белому залу с севера примыкает Греческая галерея, в которой также воссоздано художественное убранство: восстановлена облицовка стен искусственным мрамором, и осуществлена реконструкция наборного паркета. Отреставрирован лепной декор перекрытия с расколеровкой, и воссозданы бронзовые золочёные люстры.

Из Греческой галереи двери ведут в Зимний сад, А. Брюллов устроил его на террасе находившегося здесь ранее Висячего сада, он занимает пространство второго и третьего этажей. Декоративные арки свода опираются на чугунные колонны и полуколонны, металлический потолок над третьим этажом, убран кессонами. В сад выходят окна помещений третьего этажа, а на восточной стене воссоздан небольшой балкон с изящной кованой решеткой. В середине сада на мозаичном каменном полу возвышается мраморный фонтан с тремя чашами. В помещении сада воссоздали фонтан, большую трехстворчатую остекленную дверь, три арочных проёма соединяющих помещение сада с Цветником и балкон на уровне третьего этажа с декоративной решеткой. В Цветнике воссоздали мраморный камин с зеркалом, раскрыли дверной проем, ведущий в помещение бывшей библиотеки в Невской анфиладе дворца.

На первом этаже дворца окнами на Миллионную улица сохранились интерьеры личных апартаментов Великого князя Константина Константиновича, они создавались в конце XIX -начале XX в. в них зримо отразились эстетические пристрастия их владельца. Кабинет Великого князя, отделанный панелями красного дерева, выполнен в стиле жакоб. Музыкальная (Готическая) комната, полностью выполненная из дуба. Её убранство стилизовано по мотивам заимствованным из образцов характерных для готической архитектуры. Здесь же находится гостиная с пятичастным живописным плафоном на сводчатом перекрытии. Сюжетную программу плафона «Служение искусству», написанного Э. К. Лигартом составили при непосредственном участии самого заказчика - Великого князя Константина Константиновича. К этому помещению примыкает так называемая Мраморная гостиная, стены которой облицованы искусственным мрамором. Сохранились, и были отреставрированы также интерьеры библиотеки и приемной Великого князя. В этих залах развернута мемориальная экспозиция, посвященная поэту Серебряного века, писавшему под криптонимом «К.Р.» - великому князю Константину Константиновичу Романову.

В 1994 г. подписано соглашение об образовании «Музея Людвига» в Русском музее. Владельцы коллекции - супруги Питер и Ирэне Людвиг - передали в дар музею произведения российских и зарубежных художников XX в. из своего собрания. Этим актом положено начало развития главной концепции Мраморного дворца: «Русское искусство в контексте искусства мирового». В настоящее время во дворце открыта постоянная экспозиция «Музея Людвига», в которой, представлены произведения художников, чьё творчество отражает тенденции развития изобразительного искусства второй половины XX в. как у нас в стране, так и за рубежом.

В 1998 г. в дар Государственному Русскому музею передали свое собрание петербургские коллекционеры Яков Александрович и Иосиф Александрович Ржевские. Большая часть коллекции - произведения станковой живописи XVIII - ХХ вв., среди которых работы И.К. Айвазовского, Ю.Ю. Клевера, И.И. Дубовского, И.И. Машкова, П.П. Кончаловского и Б.М. Кустодиева. Особенно редкой частью собрания являются часы - каминные, напольные и дорожные, выполненные различными часовыми мастерами конца XVIII - первой половины XIX в. Часы с уникальными часовыми механизмами, с боем, исполняют несколько мелодий, и интересны также декоративным оформлением циферблата и корпуса. В этой частной коллекции представлены так же графика, скульптура, мебель, осветительные приборы, и художественная бронза.

Мраморный дворец - неотъемлемая часть Государственного Русского музея и шедевр русской архитектуры XVIII - XIX вв. Его культурно - историческое значение сопоставимо с коллекциями, которые хранит Государственный Русский музей.

Владельцы

Григорий Григорьевич Орлов (1734 - 1783) граф, князь с 1772 г. Участник переворота 1762 г., приведшего к власти Екатерину II, с 1765 г. - генерал-фельдцейхмейстер, генерал-директор кавалергардского корпуса, Ее Императорского Величества генерал-адъютант и действительный камергер, шеф лейб-гвардии конного полка, президент канцелярии опекунств иностранных и кавалер разных орденов. Ему подчинялась обер-егермейстерская канцелярия, ведавшая императорской охотой и устройством фейерверков. Оставался на службе до своей кончины. Умер в Москве.

Участие Г.Орлова в исторических событиях и его заслуги перед Отечеством Императрица отметила выпуском памятной медали: «За избавление Москвы от язвы», созданием Триумфальных ворот в Царском Селе, и строительством Мраморного дворца, над входом которого существовала надпись: «Здание благодарности».

После кончины графа Екатерина II выкупила Мраморный дворец у его братьев за двести тысяч рублей, и отдельно приобрела в императорское собрание коллекцию живописи и миниатюр, находившиеся во дворце.

В 1796 г. Екатерина II подарила Мраморный дворец второму внуку Великому князю Константину Павловичу. С 1797 - 1798 гг. дворец служил резиденцией последнего короля Польши Станислава Августа Понятовского.

Станислав Август Понятовский (1732 - 1798). Король 1764 - 1795 гг. В Петербург С.А.Понятовский был приглашен для участия в работе «Долговой комиссии», занимавшейся распределением долгов Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией за аннексированные земли и в счет ликвидации займа 1777 г., полученного под гарантии России. Король прибыл в Петербург с малым двором, при котором служили 160 человек.

Личные апартаменты короля находились на втором этаже северо-восточной части здания, включая Мраморный зал. В феврале 1798 г. С.А.Понятовский скоропостижно скончался от апоплексического удара. Специально учрежденная «Печальная комиссия» подготовила погребение монарха Траурные торжества проходили в Большом зале, оформленном по проекту В.Бренны.

Великий князь Константин Павлович (1779 - 1831) воспитывался вместе со старшим братом будущим императором Александром I, увлекался военными науками. Полковник, шеф Санкт-Петербургского гренадерского полка, шеф лейб-гвардии Измайловского полка, начальник кадетских корпусов, генерал-инспектор кавалерии. Участвовал в Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова. Командующий гвардией во время войн 1805 - 1807 г. Был в военных походах 1809 - 1812 г. В битве под Аустерлицем командовал гвардейским корпусом. С 1814 г. ему подчинялись войска в Царстве Польском. С 1816 г. главнокомандующий Польской армии, постоянно находился в Варшаве. С 1818 г. депутат польского сейма (от пригорода Варшавы - Праги). С 1826 г., после смерти наместника Польши фактически исполнял его обязанности. В 1831 г. спасаясь от восстания в Варшаве, выехал в Санкт-Петербург, скончался от холеры в Витебске, погребен в Петропавловской крепости. Мраморный дворец в течение десятилетий занимали служащие двора великого князя с семьями. При многочисленном населении помещения дворца нуждались в реконструкции и ремонтах. Этими работами руководил А.Н. Воронихин, состоявший в должности придворного архитектора великого князя в 1803 - 1810 гг.

В 1832 г. после кончины владельца Константина Павловича Император Николай I именным указом пожаловал Мраморный дворец во владение своему второму сыну Константину Николаевичу. Малолетний Великий князь воспитывался в семье, но дворец оставался жилым домом для придворных.

Великий князь Константин Николаевич (1827 - 1892), генерал-адмирал, управляющий Морским министерством, провел ряд реформ российского флота, участвовал в подготовке знаменитого «Манифеста», освобождавшего крестьян от крепостного права.

В 1848 г. состоялось бракосочетание Константина Николаевича великой княгиней Александрой Иосифовной, урожденной принцессой Саксен-Альтенбургской. Великокняжеская семья переехала во дворец после реконструкции, проведенной по проекту А.П.Брюллова, в декабре 1849 г.

20 декабря 1849 г. Высочайший Указ от сообщал: «перестроенный Мраморный дворец со всеми убранствами и принадлежащим к оному служебным домом Государь Император всемилостивейше пожаловать соизволил в дар Его Императорскому Высочеству великому князю Константину Николаевичу в вечное и потомственное Его Высочество владение и повелел дворец сей именовать Константиновским».

Великий князь проявлял большой интерес к музыке, сам играл на нескольких музыкальных инструментах. Зная и любя литературу, он способствовал изданию первого посмертного собрания сочинений Н.В.Гоголя. В ведомственном журнале «Морской сборник» впервые были опубликованы произведения И.А.Гончарова, В.И.Даля, А.Н.Афанасьева, А.И.Островского, Д.В.Григоровича.

Многие писатели и музыканты посещали великого князя в Мраморном дворце. В Белом зале дворца проводились концерты с участием Э.Балакирева, А.Рубинштейна, Н.Римского-Корсакова. Здесь 2 мая 1856 г. состоялось первое в Петербурге выступление И.Штрауса.

Великая княгиня Александра Иосифовна (1830-1911), урожденная принцесса Саксен-Альтенбургская, супруга Константина Николаевича. В браке родилось 6 детей.

Александра Иосифовна среди выдающихся женщин своего времени была яркой личностью. Она стояла у истоков появления в России Красного Креста, службы медицинских сестер в госпиталях, строительстве больниц. На ее средства в Русско-турецкую войну 1877 - 1878 гг. организовывались санитарные склады, закупались медикаменты и оборудование для госпиталей, был создан специальный санитарный поезд. Великая княгиня в течение 25 лет руководила Санкт-Петербургским Советом детских приютов ведомства учреждений Императрицы Марии, собрания которого часто проходили в гостиной дворца.

Великая княгиня принимала активное участие в деятельности Императорского Русского музыкального общества и создании Консерватории. По ее ходатайству в 1889 г. Петербургской консерватории передали здание Императорского Большого театра. Средства на перестройку здания выделялись из конторы Ее Императорского Высочества.

В 1892 г., после смерти великого князя Константина Николаевича Мраморный дворец наследует его сын великий князь Константин Константинович.

Великий князь Константин Константинович (1858 - 1915) известный как поэт и переводчик, подписывавшийся криптонимом «К.Р.», с 1889 г. был президентом Академии наук. Его стараниями при Академии учредили «Разряд изящной словесности». Военную службу начал во флоте, позднее был переведен в армию. В1882 г. командир роты лейб-гвардии Измайловского полка, где он организовал «Измайловские досуги», своего рода театральное, музыкально - литературное объединение офицеров. На собрания офицеров читались стихи в т.ч. известными поэтами А.Н.Майковым и Я.П.Полонским.

Там исполняли музыкальные произведения, ставили спектакли. Лучшая постановка «Трагедия о принце Гамлете» в переводе великого князя Константина Константиновича прошла и в Мраморном дворце, в Большом зале, где была построена сцена. Главную роль исполнил сам великий князь. На представлении присутствовали члены Императорской фамилии.

Великий князь был Главным начальником, а позднее генерал - инспектором Военно-учебных заведений России. Под его руководством проводилась большая работа по развитию обучения в военно-учебных заведениях, так же улучшению образования в целом.

В 1889 г. великий князь Константин Константинович, став попечителем Двухлетних женских педагогических курсов, способствовал переустройству их в высшее учебное заведение - Женский Педагогический институт.

Так же под покровительством великого князя находились Сельскохозяйственные курсы, организованные в 1899 г. учащиеся которых размещались в Служебном доме Мраморного дворца. Курсы были открыты для всех желающих разных сословий в возрасте от 10 до 18 лет. На них занималось 5 тысяч детей, но интерес к ним был столь большой, что число желавших их посещать доходило до 14 тысяч.

Великий князь Константин Константинович с 1884 г. состоял в браке с великой княгиней Елизаветой Маврикиевной, урожденной принцессой Саксен-Альтенбургской, в семье родилось девять детей.

Великая княгиня Елизавета Маврикиевна (1865 - 1927), урожденная принцесса Елизавета Саксен-Альтенбургская, герцогиня Саксонская.

Великая княгиня Елизавета Маврикиевна свои силы направила на создание большой семьи и благотворительность. Великая княгиня взяла под свою опеку множество учреждений Императрицы Марии в Павловске. Была Покровительницей Общества попечения о бедных и больных детях. Благодаря ее стараниям в начале 1900-х гг. Общество ввело в обращение во всех крупных городах России Потребительские книжки. В книжках перечислялись фирмы, обязавшиеся делать скидки при продаже товаров за наличный расчет.

В 1906 г., сменив на посту Александру Иосифовну, она возглавила Совет детских приютов, став попечительницей Александровского детского приюта, Общества для оказания помощи бедным женщинам города. Под ее покровительством в Петербурге был принят первый ночлежный работный дом для бесприютных детей и подростков с оказанием им помощи в приобретении специальности и в трудоустройстве.

Великая княгиня Елизавета Маврикиевна проживала во дворце до 1918 г., и вместе с малолетними детьми и внуками покинула Россию. Три ее сына - Иоанн, Константин и Игорь была казнены в 1918 г. в Алапаевске.

Мраморный дворец

Первое строение на этом участке между Дворцовой набережной и Миллионной улицей появилось в 1706 году. Здесь на берегу Невы был построен Почтовый двор : "Почтмейстер делил этот дом с выписанным из Данцига трактирщиком, у которого можно было жить и у которого часто также устраивались большие вечеринки".

Неизвестный художник. Первый Почтовый двор

8 мая 1714 года ганноверских посланник Вебер докладывал: "Его Царское Величество теперь признал, что нужно заложить постоялый двор и гостиницу, которых до сих пор не было и очень неудобно для приезжающих". С июня 1714 по осень 1716 года здесь по проекту Доменико Трезини был построен новый Почтовый двор ("Почт-гаус") с пристанью для двух "почтовых фрегатов", совершавших регулярные рейсы между Петербургом, Данцигом и Любеком.

Доменико Трезини

Новая постройка представляла из себя двухэтажное мазанковое здание с большим внутренним двором, где оставлялись лошади и подводы. На первом этаже работал ресторан, втором располагался зал, где Пётр I устраивал ассамблеи и другие торжественные мероприятия. Там же работала гостиница, постояльцы которой при любой погоде выселялись при прибытии сюда царя. Кроме охраны и служителей здесь работали почтмейстер, секретарь, переводчик и три почтальона.

Кирсанов Н. Почтовый двор

Для организации почтовой службы в Петербург пригласили почтмейстера Генриха Краусса. В 1716 году он был уволен из-за взяточничества, на место Краусса назначили Фридриха Аша. Этот человек исполнял роль не только начальника почты, но и цензора, администратора гостиницы.

По указу Петра I на окружавшую Почтовый двор галерею ежедневно в 12 часов выходили 12 музыкантов, которые своей громкой игрой на духовых инструментах оповещали петербуржцев о наступлении полудня. Почтовый двор был одним из мест, где проводились знаменитые петровские ассамблеи. Пётр I и Екатерина I приходили сюда пешком из Летнего сада.

Набережную у Почтового двора назвали Почтовой, сейчас это Дворцовая набережная.

Мазанковая постройка быстро обветшала. В сентябре 1720 года кабинет-секретарь Петра I А. В. Макаров писал У. А. Сенявину: "Её величество государыня царица указала вам обявить, чтоб мазанки верхние на Почтовом дворе починили, а имянно внизу велели подставить подставки, чтоб пол не обломился, а в верхних полатах в сале и в другой болшой, где бывают столы, обить какими нибудь обоями. Также изволте посоветовать с архитектуром, ежели оные мазанки не прочны, то надобно на весну делать к Неве в передней стене полаты, и для того заранее заготовить материалы".

С января 1726 года при Почтовом дворе открылась Академическая школа, которая была организована по проекту французского художника Луи Каравакка. Впервые в России здесь началось обучение рисованию с живой модели, как это было обычно для европейских школ. Одна из комнат служила натурным классом, где голым позировал крестьянин вотчины синодального правления Осташковской слободы Фома Андреевич Быков.

Луи Каравакк

7 августа 1731 года Трезини получил указание от генерал-фельдмаршала Миниха старый Почтовый двор снести, а на его месте построить кордегардию и конюшни лейб-гвардии Конного полка. Через две недели после этого архитектор уже запрашивал кирпич для стройки. Почтовый двор был переведён к Исаакиевской церкви. Здесь же к 1732 году построили Манеж. Пожар 1737 года уничтожил эту постройку. Освободившееся место расчистили, назвали Верхней Набережной площадью. Она примыкала к Царицыну лугу.

Махаев М. И. Проспект старого зимнего дворца с каналом, соединяющим Мойку с Невою. 1750 год

Беггров К. П. Дворцовая набережная. 1826 год. Копия с рисунка К. Саббата и С. Чиффларда

Ламони Д. Ф. Набережная Невы у Летнего сада. Конец 1780-х годов.

Показан участок Дворцовой набережной от Лебяжьей канавки в сторону Мраморного дворца. Изображён дом Бецкого (Дворцовая наб., 2) с несохранившимся до нашего времени висячим садом. Художник допустил перспективные неточности: сокращено расстояние между Мраморным дворцом и домом Ф. И. Гротена (Дворцовая наб., 4).

Махаев М. И. Проспект Миллионной улицы от Главной аптеки. 1751 год

Монферран О. Миллионная улица. 1830-е - нач. 1840-х гг.

В 1768-1785 годах архитектором Антонио Ринальди здесь был построен дворец, названный Мраморным.

Антонио Ринальди

Мраморный дворец был возведён по указанию Екатерины II в качестве подарка фавориту императрицы Григорию Григорьевичу Орлову.

Вигилиус Эриксен. Екатерина II Алексеевна (Великая). 1716-1749 гг.

Григорий Орлов. Портрет кисти Фёдора Рокотова, 1762—1763

Подарок был сделан за активное участие Орлова в событиях 1762 года, в результате которых Екатерина оказалась на русском престоле. Поначалу она предполагала сделать на фронтоне надпись: "Воздвигнут благодарственной дружбой", но в конце концов заменила её на "Здание благодарности". Ответным жестом графа стал огромный персидский бриллиант "Надир-шах" массой в 189,62 карата и стоимостью 460 000 рублей. Цена драгоценного камня совсем немного не дотянула до стоимости самого дворца. Сейчас этот бриллиант известен под названием "Орлов".

Алексеев Ф. Я. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1790-е годы

Жакотте Л. Мраморный дворец. Сер. XIX в.

Садовников В. С. Набережная Невы у Мраморного дворца. 1847 год

Бианки И. К. Мраморный дворец. Вид со стороны Дворцовой набережной. До 1872 года

Башелье Ш. Панорама города Санкт-Петербурга. 1853 год. Вид снят с колокольни Петропавловского собора

Малтон Т. Большая Миллионная улица и Мраморный дворец. 1790 год. Копия с рисунка Дж. Хирна

По одной из легенд императрица сама сделала набросок будущего здания и показала его архитектору. Зная, что проект составила Екатерина, Ринальди высоко оценил эту работу и тут же получил разрешение на строительство. Здание заложено 10 октября 1769 года, в его фундамент замурован мраморный ящик с монетами. Строительными работами руководил полковник артиллерии М. И. Мордвинов. Архитектурный надзор осуществляли Антонио Ринальди и Пётр Егоров. На строительстве Мраморного дворца ежедневно трудились около 100 каменщиков и от 100 до 300 артиллерийских фузилеров из подразделения Мордвинова. Екатерина II периодически посещала строительную площадку и лично награждала особо отличившихся работников.

Огромные плиты мрамора и гранита доставляли по Неве. Их сюда начали завозить уже в 1768 году. Кирпичные своды и стены построили в 1769 году, после чего началась первичная обработка природного камня. Эта работа осуществлялась в 1770-1774 годах. В 1774 году приступили к отделке фасадов Мраморного дворца мрамором и гранитом, к отделке внутренних помещений.

Незадолго до завершения работ со строительных лесов упал и получил тяжёлые травмы Антонио Ринальди. Не дождавшись окончания возведения Мраморного дворца он уехал из России в Италию.

Нижнюю часть фасада Мраморного дворца облицевали гранитом, а вместо штукатурки по предложению архитектора для облицовки стен было решено использовать 32 сорта мрамора. Отсюда и его название - "Мраморный дворец". Кстати, первое время здание называли "Каменным домом у Почтовой пристани".

Белый мрамор привозили из Италии, это оказалось дешевле чем везти его с Алтая или Урала. Остальной же облицовочный материал добывали в карьерах близ Ладожского и Онежского озёр. Мрамор использовали и при оформлении десяти внутренних залов здания. Мраморный дворец стал первым петербургским зданием, облицованным природным камнем.

Мраморный зал в Мраморном дворце

Каменный цветок Ринальди

В 1780-1788 годах в восточной части участка построили служебный корпус Мраморного дворца.

Служебный корпус Мраморного дворца

В 1780 году засыпали Красный канал, соединявший Неву и Мойку, который проходил на месте двора между главным и служебным зданиями. Между домами установили решётку работы П. Е. Егорова, напоминающую ограду Летнего сада.

С 1780 года велась отделка двух верхних этажей. Все работы завершили к 1785 году. На аттике установили башенку с часами. По сторонам от башни поместили две фигуры работы скульптора Ф. И. Шубина - Верность (справа) и Щедрость (слева). Всего во дворце находилось около 40 работ этого мастера.

Для кровли в Сестрорецке изготовили медные листы. Их подгонка и пайка была проведена так тщательно, что крыша не знала протечек вплоть до ремонта 1931 года.

Парадная лестница Мраморного дворца украшена статуями Утро, День, Вечер и Ночь. На площадке от второго этажа до третьего - скульптуры, олицетворяющие осеннее и весеннее равноденствие.

Парадная лестница

Лестница украшена скульптурами нимф

На первом этаже находились кухни, котельные и церковь, освящённая во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы. Служебные комнаты были оборудованы различными механизмами и приспособлениями. В корпусе по Миллионной улице находилась машина для подачи воды, колодец с двумя насосами для подачи воды в парадные бани второго этажа. В корпусе по Мраморному переулку - колодец с насосом для подачи воды в Садик. В Невском корпусе - бассейн для прочистки механизмов.

В северной части второго этажа Мраморного дворца располагалась Большая Невская анфилада. Сюда попадали с Парадной лестницы через Переднюю и Овальную проходную. Из Овальной проходной можно было попасть в Лаковый зал, или минуя Буфет и Большую столовую попасть в Мраморный зал - главное помещение дворца. В Мраморном зале находятся барельефы "Жертвоприношение", изготовленные для Исаакиевского собора А. Ринальди. За этим залом находился Орловский зал, прославляющий деятельность братьев Орловых. За ним - Екатерининский, прославлявший Екатерину II. С юга к Екатерининскому залу примыкали личные покои Григория Орлова: Парадная спальня, Садик с пятью яблонями, пятью вишнями и фонтаном. В юго-восточной части дворца располагалась Картинная галерея с 206 шедеврами живописи работы Рембрандта, Тициана, Рафаэля, Корреджо, Пуссена, Гроота, ван Дейка и других. В юго-западной части дворца - Греческая и Турецкая бани. В северо-западной части - запасные комнаты Малой Невской анфилады: Кабинет, Спальня, Будуар и Гостиная.

На третьем этаже Мраморного дворца находились жилые покои, Библиотека, две гостиные для игры в карты, Китайская диванная. В корпусе по Мраморному переулку был Зал для игры в мяч.

Чистяков И. Ф. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Фрагмент иконостаса

Мраморный дворец строился так долго, что граф Орлов умер ещё до завершения работ, 13 апреля 1783 года. Ко времени смерти Григория Григорьевича у Екатерины II был другой фаворит и дворец вызывал у графа неприятные эмоции. Вместе со своей супругой он жил в одном из скромных петербургских домов, который ему также подарила императрица.

Одна из петербургских легенд говорит о том, что со стороны Мраморного переулка существовала потайная дверь, которой якобы пользовалась Екатерина II при визитах к Орлову. Эта легенда опровергается тем, что граф во дворце никогда не жил.

После кончины Орлова Екатерина II выкупила Мраморный дворец у потомков графа и подарила его своему шестилетнему внуку великому князю Константину Павловичу. Более чем 10 лет здание пустовало. Великий князь поселился во дворце только после бракосочетания с принцессой Саксен-Заафельд-Кобургской (в православии Анна Фёдоровна) в феврале 1796 года. Позже за плохое поведение императрица выселила внука из дворца. Константин Павлович, которому в момент свадьбы было 16 лет (его жене 14), стрелял в помещениях из пушки живыми крысами и издевался над супругой.

Константин Павлович. Портрет юного великого князя кисти Боровиковского

В 1795-1796 годах в Мраморном дворце жил пленный лидер польских конфедератов Тадеуш Костюшко.

Портрет Тадеуша Костюшко кисти Казимежа Войняковского

После смерти Екатерины II его освободил Павел I. В 1797-1798 годах Мраморный дворец занимал бывший польский король Станислав Август Понятовский.

Лампи-ст. Иоганн Баптист. Портрет Станислава Августа Понятовского

Он обитал здесь вместе со своим двором из 167 человек и 83 представителями свиты. Для приёма короля и его окружения часть Мраморного дворца была перестроена В. Бренной.

Винченцо Бренна

Однако и после этого Понятовский жаловался на тесноту. После его смерти 12 февраля 1798 года Константин Павлович вернулся в свою резиденцию. Несмотря на это, именно в Мраморном дворце Павел I посмертно короновал Понятовского.

Император Павел I. Художник В. Л. Боровиковский

При Константине Павловиче в Мраморном дворце располагались большая картинная галерея, библиотека, коллекция фарфора. В Зале для игры в мяч великий князь разместил Арсенал русского и зарубежного оружия и мундиров. В 1806-1807 годах А. Воронихин переделывал малую анфиладу комнат вдоль Невы и ряд помещений по Миллионной улице.

Андрей Никифорович Воронихин

В Мраморном дворце Константин Павлович фактически не жил с января 1813 года, когда он присоединился к действующей армии и совершил с ней зарубежный поход. В апреле 1814 года он стал наместником Царства Польского и покинул Петербург.

После отъезда Константина Павловича Мраморный дворец перешёл Придворной канцелярии. Здесь сдавались квартиры придворным чинам. В 1830 году здание обследовалось архитекторами В. Очаковым и Х. Мейером. Они признали его аварийным, начался капитальный ремонт.

6 марта 1832 года Николай I передал Мраморный дворец своему второму сыну - Константину Николаевичу.

Николай I Константин Николаевич

После пожара в Зимнем дворце 1837 года здесь хранились столовое серебро и иностранная библиотека. 20 августа 1845 года был утверждён проект переустройства Мраморного дворца, который выполнил А. П. Брюллов.

Карл Брюллов. Портрет Александра Павловича Брюллова

Перекрытие Мраморного зала было приподнято на один этаж. Рядом с ним разместилась Парадная столовая. В Парадный кабинет Константина Николаевича можно было попасть через первый зал Приёмной. Рядом с ним Брюллов создал Библиотеку, из которой был проход в Зимний сад, созданный на месте Садика.

Зимний сад в Мраморном дворце

Далее - Большой зал, где устраивались концерты с участием М. Балакирева, А. Рубинштейна, Н. Римского-Корсакова. Рядом Брюллов создал Ванную в античном стиле, восстановил ликвидированные Воронихиным Турецкую и Греческую бани. Арсенал был перестроен в готическом стиле и был назван Белым залом. Здесь устраивали танцевальные и музыкальные вечера. В 1857 году в Белом зале установили орган работы Г. Метцеля.

Белоколонный зал в Мраморном дворце

Появился подъезд со стороны Мраморного переулка. Позже появилась легенда, что именно через него Екатерина II проходила на свидания к Орлову. Из бывшего Лакового зала на Парадную лестницу был перенесён плафон "Суд Париса". Все работы были завершены к 1849 году. 29 декабря этого года великий князь Константин Николаевич и его супруга Александра Иосифовна въехали в свою новую резиденцию. Указом от 20 декабря 1849 года Мраморный дворец было приказано именовать "Константиновским", но это название редко использовалось в повседневной жизни.

В середине XIX века в саду между Мраморным дворцом и служебным корпусом установили мраморную фонтанную группу неизвестного скульптора "Путто с веткой".

Мраморный дворец вновь перестраивался в 1860-х годах. Здесь были устроены новые кабинеты, столовые, детские. Появилась электростанция, которая давала электричество не только помещениям дворца, но и фонарям на Марсовом поле. Обустроили подъёмные машины - лифты. В 1883 году здесь появился телефон. Обитатели дворца развлекались тем, что слушали через него оперные спектакли.

Великий князь Константин Николаевич был сторонником реформ 1860-1870 годов. В общественной жизни даже возникло выражение "партия Мраморного дворца".

После смерти Константина Николаевича дворцом владел его сын - Константин Константинович, известный под псевдонимом "К.Р.".

Константин Константинович

При нём здесь проводились камерные концерты, литературные чтения, ставились любительские спектакли. В 1884-1886 годах архитектор А. К. Джиоргули переделывал помещения первого этажа по Миллионной улице: Приёмную, Опочивальню, Гулевую, Горенку. Они были отделаны в старорусском стиле, расписаны художником Ф. Седовым. Изменились также Спальня, Гостиная, Музыкальная комната, Кабинет. В 1898 году по инициативе Константина Константиновича в Мраморном дворце прошло заседание Императорского Географического общества, на котором было принято решение о строительстве ледокола "Ермак" по проекту адмирала С. О. Макарова. На заседании присутствовали Д. И. Менделеев и С. Ю. Витте.

Булла К. К. Мраморный дворец. Угловая гостиная в личных покоях великого князя К. К. Романова

Булла К. К. Мраморный дворец. Музыкальная (готическая) комната в личных покоях великого князя К. К. Романова

Музыкальная

Библиотека К.Р. в Мраморном дворце

Комната К.Р. в Мраморном дворце

Комната К.Р. в Мраморном дворце

Комната К.Р. в Мраморном дворце

Кроме Константина Константиновича апартаменты в Мраморном дворце имел также великий князь Дмитрий Константинович.

Дмитрий Константинович

Во время Первой мировой войны во дворце размещался госпиталь для раненых офицеров. В начале революции вдова Константина Константиновича (он скончался в 1915 году) ещё жила здесь. В 1917 году ей с детьми пришлось переехать в дом Жеребцова на Дворцовой набережной.

После февральской революции в цокольном этаже Мраморного дворца разместилось Министерство труда Временного правительства. Был даже подготовлен договор на покупку всего дворца правительством за десять миллионов рублей. Однако после октября 1917 года здание было национализировано. Большая часть художественных коллекций была передана в Государственный Эрмитаж. Первое время здесь работал Наркомат труда. После переезда правительства в Москву с 1918 года во дворце находились аппарат уполномоченного Наркомата просвещения, Управление дворцами-музеями, Академия истории материальной культуры (в 1919-1936 годах), Общество социологии и теории искусства, Центральное бюро краеведения.

После ликвидации академии Мраморный дворец передали Ленинградскому филиалу Центрального музея В. И. Ленина. Здание было перестроено для музейных целей по проекту Н. Е. Лансере и Д. А. Васильева. Были сохранены Парадная лестница, Мраморный зал. В некоторых помещениях была законсервирована художественная отделка. Музей открылся 8 ноября 1937 года. 22 января 1940 года у входа установили броневик, с которого Ленин выступал в день своего прибытия в Петроград 3 апреля 1917 года. В 1983 году его отреставрировали и вновь поставили перед Мраморным дворцом 15 апреля того же года.

В 1992 году Мраморный дворец был передан Русскому музею. Броневик В. И. Ленина был отправлен в Артиллерийский музей.

В 1994 г. известный немецкий художник-концептуалист Шульт (H. A. Schult - на фото слева) установил на освободившееся после броневика Ленина место перед Мраморным дворцом композицию "Век мотора", которая представляла собой мраморный Форд Мондео.

Форд простоял недолго, вскоре его его заменил многострадальный тяжеловесный памятник Александру III , используя тот же постамент, на котором стоял ленинский броневик. В настоящее время в Мраморном дворце проводятся временные выставки современного искусства, экспозиции иностранных художников. Идёт реставрация помещений.

Памятник Александру III перед восточным фасадом дворца

24 января 2002 года журналистам был предъявлен после ремонта Белый зал. 7 июня того же года здесь состоялась встреча руководителей России, Китая, Киргизии, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. Они подписали хартию Шанхайской региональной организации сотрудничества.

Николай Константинович с матерью, Александрой Иосифовной и сестрой Верой

В апреле 1874 году мать Николая Константиновича - Александра Иосифовна обнаружила в Мраморном дворце пропажу трех дорогих бриллиантов с оклада одной из икон, которой в свое время император Николай I благословил брак своего сына Константина с немецкой принцессой, в замужестве ставшей Александрой Иосифовной. Великий князь Константин Николаевич вызвал полицию, и вскоре бриллианты были найдены в одном из ломбардов Санкт-Петербурга.

Сначала вышли на человека, отнесшего бриллианты в ломбард - адъютанта великого князя Е. П. Варнаховского, мнение о виновности которого сохранилось до сих пор. На допросе 15 апреля он категорически отрицал причастность к краже и говорил, что лишь отнес в ломбард камни, переданные ему Великим князем Николаем Константиновичем.

Николай, присутствовавший на допросе, поклялся на Библии, что не виновен, — чем, как говорили, усугубил свой грех. Отцу же он сказал, что готов, выручая Варнаховского, не просто адъютанта, а своего товарища, взять вину на себя. Император Александр II, взявший дело под личный контроль, подключил к расследованию шефа корпуса жандармов графа Шувалова.

Шувалов три часа допрашивал в Мраморном дворце арестованного Николая Константиновича в присутствии отца, который позднее в своем дневнике писал: «Никакого раскаяния, никакого сознания, кроме, когда уже отрицание невозможно, и то пришлось вытаскивать жилу за жилой. Ожесточение и ни одной слезы. Заклинали всем, что у него осталось святым, облегчить предстоящую ему участь чистосердечным раскаянием и сознанием! Ничего не помогло!».

В конечном итоге пришли к выводу, что бриллианты были похищены Николаем Константиновичем, а вырученные деньги должны были пойти на подарки любовнице князя - американской танцовщице Фанни Лир. На "семейном совете" - общем собрании членов монаршей семьи после долгих дебатов (как варианты предлагались - отдать в солдаты, предать публичному суду и сослать на каторгу) было принято решение, наносившее минимальный вред престижу царской семьи. Решено было признать великого князя Николая душевнобольным, а затем он по указу императора навсегда высылался из столицы империи. Фанни Лир была выдворена из России с запрещением когда-либо сюда возвращаться. С Великим князем она больше никогда не встречалась.

Великому князю Николаю Константиновичу было объявлено, по сути, два приговора. Первый — для публики — состоял в признании его безумным. Из чего следовало, что отныне и навсегда он будет находиться под стражей, на принудительном лечении, в полной изоляции. Суть второго приговора — семейного — состояла в том, что в бумагах, касающихся императорского дома, запрещалось упоминать его имя, а принадлежавшее ему наследство передавалось младшим братьям. Он также лишался всех званий и наград и вычеркивался из списков полка. Он высылался из Петербурга навечно и был обязан жить под арестом в том месте, где ему будет указано...

В воспоминаниях Фанни Лир имеется запись, весьма красноречиво характеризующая и саму эту женщину, родившуюся и выросшую в семье протестантского священника: «Случись такая пропажа в семье обыкновенных людей, — писала мисс Лир, — ее там скрыли бы; здесь же, напротив, подняли на ноги полицию...».

Имеется еще одна странность в этом деле. Не смотря на то, что родителей Николая Константиновича и его августейших родственников не покидала уверенность в том, что Николая Константиновича погубили любовь к куртизанке и нехватка средств на удовлетворение ее прихотей, остается неприложным тот факт, что при обыске в письменном столе Николая Константиновича была обнаружена сумма, гораздо большая той, что была получена за заложенные в ломбарде украденные бриллианты.

Его увезли из Петербурга осенью 1874 года. До своей последней «остановки», в Ташкенте летом 1881 года, то есть за неполных 7 лет, он сменил по меньшей мере 10 мест жительства...

Младший брат арестанта, великий князь Константин Константинович, не одобрял жесткой линии императорского дома: «Скоро ли кончится мучительное положение, из которого бедному Николе не дают никакого выхода? Самого кроткого человека можно было таким образом из терпения вывести, у Николы есть еще довольно силы выносить свое заключение и нравственную тюрьму».

Вняв, в конце концов, доводам здравого смысла, двоюродный брат опального Великого князя - император Александр III, разрешил Николаю Константиновичу отправляться в Туркестанский край, в Ташкент...

В озведение Мраморного дворца продолжалось 17 лет. Здание гармонично дополнило ансамбль набережной Невы. Гранит и разноцветный мрамор различных пород стали основными материалами строительства и отделки помещений. Каменное своеобразие строения со временем выразилось в названии «Мраморный».

В трехэтажном здании, построенном из пестрого камня, пилястры и колонны равномерно чередуются с окнами. Часовая башня, аттика, пилястры двух верхних этажей дворца созданы из розового тивдийского мрамора. Декор окон первого и второго этажей – из белого уральского. Из выборгского розового гранита – рапакиви – с шероховатой структурой выполнена цокольная часть здания. Медные рамы всех этажей позолочены. Облик времен Екатерины II сохранился в интерьерах и декоре центрального холла. Уральский мрамор серо-серебристого оттенка преобладал в оформлении парадной лестницы. Ступени – из брусненского песчаника цвета амулет. В нишах – мраморные скульптуры работы Федота Шубина, воплощающие осеннее и весеннее равноденствие, а также времена суток: утро, день, вечер, ночь.

По стенам размещены лепные горельефы: «игры амуров» и четыре женские фигуры по сторонам, символизирующие «силу духа», «справедливость», «благоразумие» и «умеренность».

Мраморный зал практически полностью сохранил первоначальную каменную отделку. Его стены делятся четырнадцатью парами вертикальных выступов, на которых продолговатые желоба с позолоченными капителями и основаниями. На беломраморных настенных гирляндах – орлы, символизирующие первого хозяина дворца. Округлые барельефы из мрамора помещены в люнеты и расположены по стенам зала. Изящно дополняют декор рельефы скульптора М. Козловского – «Возвращение Регула в Карфаген» и «Камилл избавляет Рим».

В переборках и над сводами выделяются рельефы из белого мрамора. Цветовые вариации мрамора вокруг панно дополняют ослепительные лазуриты. Плафон С. Торелли «Свадьба Амура и Психеи» декорирует верхнюю часть зала.

Во время реконструкции междуэтажное перекрытие второго и третьего этажей разобрали. Дневной свет стал проникать в зал из окон с двух сторон. Плафон подняли на высоту третьего этажа и разместили бронзовые люстры с хрусталем. Декорированная лепнина перекрытий второго этажа осталась со времен перестройки по проекту А. П. Брюллова. Скульптуры рыцарей и двухголовые орлы сочетались с национальными русскими мотивами.

Получил основательные изменения – интерьерные и архитектурные обновления – большой Белый зал. Арочные проемы и крестовые своды полностью покрыли орнаментами, вылепленными в готическом стиле. Установили колонны из искусственного белого мрамора. Шесть высоких палладианских окон появились над присоединенной Дубовой галереей. Из зала Греческая галерея проходит в зимний сад.

В орнаментальной лепке Белого зала Брюллову удалось совместить готические и самобытные русские мотивы. Архитектор сумел оставить наружную часть здания в стиле зрелого классицизма XVIII века и одновременно создал интерьеры в неоромантическом стиле тех лет.

Мраморный дворец строился в качестве подарка императрицы Екатерины II одному из фаворитов – Григорию Орлову. Но граф умер еще до окончания отделки помещений и не смог увидеть дворец в полной красе.

При императоре Николае I здание дворца находилось в аварийном состоянии. Капитальную реконструкцию поручили придворному архитектору А. Брюллову. Он не только восстановил здание, но и частично переделал его. Сохранились в основном планировка помещений и оформление фасадов. Уцелевшая отделка, включая дверные полотна и паркет, была демонтирована. Интерьеры залов были оформлены в разных стилях: классицизм, рококо, готика и поздний ренессанс.

Во времена владения дворцом великим князем Константином Константиновичем на первом этаже создали несколько новых помещений: музыкальную гостиную в готическом стиле, нижнюю библиотеку, английский кабинет. Великий князь, будучи известным переводчиком и поэтом Серебряного века, превратил дворец в центр культурной жизни столицы. Интеллектуалы обсуждали книги русских и зарубежных авторов, в залах проходили музыкальные вечера, ставились спектакли, в которых участвовала княжеская чета со своими детьми.

Наибольший урон был нанесен Мраморному дворцу в годы размещения экспозиции филиала Музея В. И. Ленина. Архитектор Н. Е. Лансере готовил залы под музейные помещения и во многом сохранил декоративную отделку исторических интерьеров. Но в процессе эксплуатации больше всего пострадало архитектурное оформление второго этажа. Закрасили настенные росписи и искусственный мрамор, сломали уникальные камины, уничтожили отделочные ткани.

Со времени передачи Мраморного дворца в качестве филиала Русскому музею ведется детальная реставрация интерьеров, воссоздание первоначальной планировки и облика помещений. Цветовое разнообразие идеально обработанного мрамора и удачное расположение залов позволяют дворцу сохранять статус самого знатного строения XVIII века.

Теперь здесь проводятся постоянные и временные выставки мировых художников. В залах «Музея Людвига в Русском музее» представлены картины современных художников, принесенных в дар Русскому музею немецкими коллекционерами Ирэной и Петером Людвиг. В залах второго этажа выставлена большая коллекция братьев Иосифа и Якова Ржевских.