Расчет арки: особенности, правила и примеры. Не знаю, как называется, но симпатично. Развитие в готической архитектуре

Стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг.

Общее описание готической архитектуры

Внутреннее пространство, бесплотная воздушная среда, в которую вступает человек, приобрела в готическом соборе ту силу художественного воздействия, какую на Востоке имели тяжелые каменные массивы, в Греции — выточенные из камня архитектурные формы.

Своей вместимостью и высотой готические соборы значительно превосходят самые большие романские соборы.

Строительная схема готического собора

Наиболее бросающимися в глаза техническими средствами, которыми пользуется готика, являются стрельчатые арки и каркасная система с ребристым сводом. Они придают собору особый внешний вид и устойчивость. Контрфорсы и аркбутаны входят в наружную каркасную конструкцию собора, являясь не только украшением, но и несущим элементом, воспринимая серьезную нагрузку от наружных стен.

История возникновения готической архитектуры

Готика зародилась в XII веке в северной Франции. В последующие столетия она распространилась во многих европейских странах.

В XI и XII веках формирование городской буржуазии стало толчком для развития культуры и экономики . На этой волне, в городах, развернулось широкое строительство строений нового архетипа, который, спустя пару веков начали называть готикой. Название данного стиля принадлежит итальянскому архитектору, живописцу и писателю Джорджо Вазари. Таким образом, он выразил своё отношение к архитектурному стилю, казавшемуся ему, грубым и варварским.

Готические соборы строились не без податей горожан. Нередко, строительство прерывалось на десятилетия во время войн и стихийных бедствий. Многие соборы так и остались незаконченными. Некоторые соборы начинали строиться в одном стиле, а заканчивали в другом. Например, Шартрский собор (1145-1260), украшенный двумя стилистически разными башнями.

Основное предпочтение отдавалось строительству больших соборов, церквей и замков.

В архитектуре Западной Европы, готику можно разделить на 3 вида, соответствующие разным временным отрезкам:

  1. Ранняя готика или стрельчатая (1140-1250 гг.). Переход от романского стиля к готическому. Происходит это с середины XII в во Франции, Англии и Германии. Для него характерны мощные стены зданий и высокие арки.

  2. Высокая (зрелая) готика. XIII-XIV вв. (1194-1400 гг.) Усовершенствование ранней готики и признание её городским архитектурным стилем Европы. Зрелой (высокой) готике присуща каркасная конструкция, богатые архитектурные композиции, большое количество скульптуры и витражей.

  3. Поздняя готика (пламенеющая). XIV в. 1350-1550. Название происходит от похожих на языки пламени узоров, применявшихся при оформлении зданий. Это высшая форма готической архитектуры, где главное внимание уделяется декоративным элементам. Орнаменты в форме «рыбный пузырь». Для этого периода характерно развитие скульптурного искусства. Скульптурные композиции не только воспитывали у людей религиозные чувства, изображая сюжеты из Библии, но и отражали жизнь простого народа.

В отличие от Германии и Англии поздняя готика во Франции, разоренной Столетней войной, не получила широкого развития и не создала большого числа значительных произведений. К наиболее значимым сооружениям поздней готики относятся: церковь Сен-Маклу (Сен-Мало), Руан, Кафедральный собор в Мулене, Миланский собор, Севильский кафедральный собор, Нантский собор.

На родине готики, во Франции, выделяют следующие этапы этого стиля:

— Стрельчатая готика (ранняя) (1140-1240 гг.)

— Лучистая готика или Rayonnant – «сияющий стиль» (1240-1350 г.г.)



Стиль готической архитектуры, сложившийся во Франции после 20-х годов XIII века, называют “лучистым” — в честь типичного для того периода орнамента в форме солнечных лучей, украшавшего изящные окна-розы. Благодаря техническим инновациям формы ажурного каменного декора окон стали богаче и изысканнее; сложные узоры теперь выполняли по предварительным чертежам, сделанным на пергаменте. Но несмотря на возросшую сложность орнаментов, декоративная структура по-прежнему оставалась двухмерной, лишенной объема.

— Пламенеющая готика (поздняя) (1350-1500 гг.)



В Англии и Германии выделяют несколько иные этапы готического стиля в архитектуре:

— Ланцетовидная готика. 13 век. Характерным элементом являются расходящиеся пучки нервюр сводов, напоминающих ланцет.


Собор в городе Дареме. Ланцетовидная готика
Интерьер собора в городе Дареме. «Распускающиеся пучки» нервюр. Ланцетовидная готика

— Украшенная готика. 14 век. Декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Своды собора в Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок.


Собор в Эксетере. Украшенная готика
Интерьер собора в Эксетере. Украшенная готика

— Перпендикулярная готика. XV век. Преобладание вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. В соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, — такой свод и называют веерным. Перпендикулярная готика просуществовала до начала XVI в.







— Тюдоровская готика. Первая треть XVI века. В этот период строятся здания по форме совершенно готические, но почти все без исключения светские. Самой важной отличительной чертой тюдоровских строений можно считать использование кирпича, который довольно внезапно распространился во всей Англии. Типичное тюдоровское поместье (например, Ноул или Сент-Джеймский дворец в Лондоне) кирпичное или каменное, с надвратной башней. Вход во внутренний дворик через широкую низкую арку (арку Тюдоров), по бокам часто строили восьмиугольные башни. Часто над входом находится большой фамильный герб, т.к. многие семьи лишь недавно приобрели аристократический статус и хотели его подчеркнуть. Крыша часто почти сплошь застроена декоративными башенками и трубами. Замки к тому времени были уже не нужны, так что укрепления — башни, высокие стены и т.п. — строили чисто для красоты.

Зондерготика (от нем. Sonder – «особая») – позднеготический стиль архитектуры, бывший в моде в Австрии, Бавариии и Богемии в XIV-XVI веках. Для стиля характерны массивные величественные здания, тщательно вырезанные из древесины детали внутреннего и внешнего декора.

Особенности ранней готики. Главные отличительные признаки.

  • Высокие стрельчатые окна без масверка (Франция), с масверком и без крипты (Германия)
  • Фасады 2-х башенные с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в Париже становятся образцами многочисленных кафедральных соборов
  • Масверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности
  • Важные росписи по стеклу
  • Членение стен 4-х зонное
  • Круглые колонны с 4 тонкими служебными колоннами
  • Богатая орнаментика капителей
  • Исключительно стрельчатые арки

Особенности зрелой готики. Главные отличительные признаки.

  • Вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн). окна верхних проемов круглые
  • Членение стен 3-х зонное
  • Тонкие разделяющие стены
  • Стремление ввысь, которое требует двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных аркбутанов
  • Колонны составные (пучкообразные)
  • Арки полуциркульные
  • Свод 4-частный
  • Крыши башен ажурные

Особенности поздней готики. Главные отличительные признаки.

  • Низкие верхние оконные проёмы или уменьшение размеров окон, а так же круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом
  • Более высокие аркады
  • Более декоративно насыщенная (стиль «Изабелла с 1475, стиль «платереско» — соединение восточных и мавританских влияний)
  • Ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря (каф. собор Амьена 1366-1373)
  • Средний неф выше боковых и меньше разделительных элементов между нефами. В германии поперечный неф вовсе отсутствует
  • Колонны приобретают более упрощенный профиль. круглые столбы устанавливаются далеко один от другого
  • Капитель на служебных колоннах отсутствует или есть на отдельных колоннах
  • Арки больших размеров — килевидная (уже ренессансная)
  • Звездчатый или сетчатый свод и свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем
  • Трифорий отсутствует
  • Крыши с куполами

Окна в готической архитектуре

Стены-перегородки травей и хоров заполняются окнами с цветными стеклами, а фронтонные стены главного и боковых нефов — розетками. Особенно большую роль в архитектуре играет ажурный орнамент готики (массверк).



Массверк

Роза готического собора понимается как узор, заполняющий круглое окно, и как подобие небесного светила. В украшении розы ясно сказался умозрительный склад средневекового мышления: все линии приведены к ясному порядку (в отличие от мусульманского орнамента), орнаментальные мотивы рождаются один из другого, мелкие кружки по краям подчинены движению главных стержней.


Стены в готической архитектуре

Поэтический вымысел, который так поражает внутри собора, находит объяснение снаружи. Ажурные стены сдерживаются снаружи сложной инженерной конструкцией — контрфорсами. Противопоставление крепкого костяка легкому заполнению стало краеугольным камнем готической архитектуры. Оно сказалось и в отпадении каменных плоскостей стен, вытесненных ажурными переплетами окон между столбами, и в нервюрном своде, и в трифории, и наконец, в перекинутых от оснований сводов к контрфорсам опорных арках, так назывемых аркбутанах, с их доведенной до минимума массой.



Двери (порталы) в готической архитектуре

Нижний ярус фасада занимают перспективные порталы. Двери обрамлены снизу статуями, немного большими, чем в рост человека. Они встречают его при входе приветливым взглядом, иногда улыбкой. Порталы обрамлены высокими стрельчатыми арками с круглой розой посередине. Пропорции доведены до крайней степени стройности и ажурности. Скульптурное украшение порталов, вимпергов, консолей.



Заключение

Развитие готического искусства было вызвано к жизни подъемом городской культуры, стремлением к свободной общественной жизни и умственной деятельности. Но многие из этих идеалов в условиях сохранения незыблемого феодального порядка во всей Европе так и не смогли быть воплощены. В XIII веке в коммунах начинается борьба между мелкой и крупной буржуазией, в жизнь городов больше вмешивается королевская власть. Естественно, что в неокрепшем организме нового общества легко могло пробудится стремление к канонизации достигнутого. Оно подменяло живое творчество богословской учетностью.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Стрельчатая или ломаная арка - разновидность архитектурной арки , представляющая собой фигуру из двух полукруглых арок, пересекающихся под некоторым углом. Является одним из характерных строительных приёмов готической архитектуры .

Происхождение и заимствование

Зарождение стрельчатой арки относится к VI веку , когда её постепенно начали применять на основе специальных расчётов в архитектуре Каира . С VII века стрельчатая арка использовалась архитекторами Александрии . Расчёты первоначально производились на основании треугольника, извлекаемого на диагонали пирамиды с квадратным основанием, в которой вертикальная плоскость, опущенная из вершины параллельно стороне основания, создаёт равносторонний треугольник .

В архитектуре восточных стран и Византии полуциркульные и стрельчатые арки использовались одновременно, при этом стрельчатая чаще применялась в архитектуре Каира и в Персии . На ломаных арках здесь возводили паруса и сфероидальные тромпы . Государства крестоносцев , возникшие в начале XII века на территории Леванта , начали применять распространённые здесь ломаные арки в архитектуре своих строений. Тогда же произошло и заимствование стрельчатой формы арки европейскими, прежде всего, французскими архитекторами, ставшее результатом развития паломничества к восточным святыням и осуществления первых крестовых походов . Считается, что первыми позаимствовали и применили стрельчатую арку зодчие Клюнийского аббатства , создавшие свою архитектурную школу .
Заимствование стрельчатой арки произошло в рамках господствовавшей в Европе романской архитектуры , поэтому форма ломаных арок появляется здесь ещё в составе романских по стилю строений. Как писал Огюст Шуази , «начиная с 1100 года , романские архитекторы широко применяли стрельчатую арку, выказывая удивительное понимание тех преимуществ, которые можно было извлечь из её ослабленного распора » . По его мнению, готические архитекторы переняли ломаную арку у романских из подражания, первоначально даже не осознавая в полной мере её статические преимущества. Именно поэтому в ранней готической архитектуре стрельчатая арка первоначально применялась наравне с полуциркульной. Подобные сочетания хорошо видны, например, в конструкции хоров Нуайонского собора (XII-XIII века) и церкви аббатства Сен-Жермен-де-Пре (XI-XII века) .
В трифории церкви Сен-Жермен-де-Пре стрельчатая арка присутствует исключительно в декоративных целях, а в верхнем и нижнем главных этажах хора она использована только лишь для того, чтобы выровнять высоту замков арок закругления с замками арок прямой части плана. Именно стремление установить в один уровень щековые и диагональные арки сводов побуждало романских, а затем и готических архитекторов вводить ломаную форму арки в крестовые своды , возводимые на основе полуциркульной диагональной арки. Можно сказать, что вплоть до XIII века готические крестовые своды, возводимые на нервюрах , имели в основном полуциркульное очертание, а не стрельчатое. Как писал Эжен Виолле-ле-Дюк , «во всех клюнийских и цистерцианских памятниках архитектуры, построенных в Палестине до XIII века... используя стрельчатую форму при построении арок, сохраняется все же романская система конструкции. Но ни в одном из этих сооружений стрельчатая арка не применяется для того, чтобы модифицировать римский крестовый свод... Но как только она вводится во французских провинциях к северу от Луары , стрельчатая арка соединяется со сводом и видоизменяет его» .

Развитие в готической архитектуре

Позаимствовав стрельчатую форму арки, французские зодчие в итоге полностью заменили ею полуциркульную при возведении сводов и куполов, одним из первых примеров чего являются своды нартекса базилики Святой Марии Магдалины в аббатстве Везле , возведённого в 1135 году .

Стрельчатая арка позволила готическим архитекторам более свободно конструировать своды на прямоугольной основе, тщательно соблюдая при этом принцип пропорциональности .

Напишите отзыв о статье "Стрельчатая арка"

Примечания

Литература

  • Виолле-ле-Дюк, Эжен Эмманюэль . Энциклопедия готической архитектуры / пер. с фр. С. Баталина. - М .: ЭКСМО - Наше слово, 2013. - С. 335-348. - 512 с. - (Мировое наследие). - ISBN 978-5-699-60674-0 .
  • Шуази, Огюст . История архитектуры / пер. с фр. Е. Г. Денисовой. - М .: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1937. - Т. II. - 694 с.

Отрывок, характеризующий Стрельчатая арка

Когда Наполеону с должной осторожностью было объявлено, что Москва пуста, он сердито взглянул на доносившего об этом и, отвернувшись, продолжал ходить молча.
– Подать экипаж, – сказал он. Он сел в карету рядом с дежурным адъютантом и поехал в предместье.
– «Moscou deserte. Quel evenemeDt invraisemblable!» [«Москва пуста. Какое невероятное событие!»] – говорил он сам с собой.
Он не поехал в город, а остановился на постоялом дворе Дорогомиловского предместья.
Le coup de theatre avait rate. [Не удалась развязка театрального представления.]

Русские войска проходили через Москву с двух часов ночи и до двух часов дня и увлекали за собой последних уезжавших жителей и раненых.
Самая большая давка во время движения войск происходила на мостах Каменном, Москворецком и Яузском.
В то время как, раздвоившись вокруг Кремля, войска сперлись на Москворецком и Каменном мостах, огромное число солдат, пользуясь остановкой и теснотой, возвращались назад от мостов и украдчиво и молчаливо прошныривали мимо Василия Блаженного и под Боровицкие ворота назад в гору, к Красной площади, на которой по какому то чутью они чувствовали, что можно брать без труда чужое. Такая же толпа людей, как на дешевых товарах, наполняла Гостиный двор во всех его ходах и переходах. Но не было ласково приторных, заманивающих голосов гостинодворцев, не было разносчиков и пестрой женской толпы покупателей – одни были мундиры и шинели солдат без ружей, молчаливо с ношами выходивших и без ноши входивших в ряды. Купцы и сидельцы (их было мало), как потерянные, ходили между солдатами, отпирали и запирали свои лавки и сами с молодцами куда то выносили свои товары. На площади у Гостиного двора стояли барабанщики и били сбор. Но звук барабана заставлял солдат грабителей не, как прежде, сбегаться на зов, а, напротив, заставлял их отбегать дальше от барабана. Между солдатами, по лавкам и проходам, виднелись люди в серых кафтанах и с бритыми головами. Два офицера, один в шарфе по мундиру, на худой темно серой лошади, другой в шинели, пешком, стояли у угла Ильинки и о чем то говорили. Третий офицер подскакал к ним.
– Генерал приказал во что бы то ни стало сейчас выгнать всех. Что та, это ни на что не похоже! Половина людей разбежалась.
– Ты куда?.. Вы куда?.. – крикнул он на трех пехотных солдат, которые, без ружей, подобрав полы шинелей, проскользнули мимо него в ряды. – Стой, канальи!
– Да, вот извольте их собрать! – отвечал другой офицер. – Их не соберешь; надо идти скорее, чтобы последние не ушли, вот и всё!
– Как же идти? там стали, сперлися на мосту и не двигаются. Или цепь поставить, чтобы последние не разбежались?
– Да подите же туда! Гони ж их вон! – крикнул старший офицер.
Офицер в шарфе слез с лошади, кликнул барабанщика и вошел с ним вместе под арки. Несколько солдат бросилось бежать толпой. Купец, с красными прыщами по щекам около носа, с спокойно непоколебимым выражением расчета на сытом лице, поспешно и щеголевато, размахивая руками, подошел к офицеру.
– Ваше благородие, – сказал он, – сделайте милость, защитите. Нам не расчет пустяк какой ни на есть, мы с нашим удовольствием! Пожалуйте, сукна сейчас вынесу, для благородного человека хоть два куска, с нашим удовольствием! Потому мы чувствуем, а это что ж, один разбой! Пожалуйте! Караул, что ли, бы приставили, хоть запереть дали бы…
Несколько купцов столпилось около офицера.
– Э! попусту брехать то! – сказал один из них, худощавый, с строгим лицом. – Снявши голову, по волосам не плачут. Бери, что кому любо! – И он энергическим жестом махнул рукой и боком повернулся к офицеру.
– Тебе, Иван Сидорыч, хорошо говорить, – сердито заговорил первый купец. – Вы пожалуйте, ваше благородие.
– Что говорить! – крикнул худощавый. – У меня тут в трех лавках на сто тысяч товару. Разве убережешь, когда войско ушло. Эх, народ, божью власть не руками скласть!
– Пожалуйте, ваше благородие, – говорил первый купец, кланяясь. Офицер стоял в недоумении, и на лице его видна была нерешительность.
– Да мне что за дело! – крикнул он вдруг и пошел быстрыми шагами вперед по ряду. В одной отпертой лавке слышались удары и ругательства, и в то время как офицер подходил к ней, из двери выскочил вытолкнутый человек в сером армяке и с бритой головой.
Человек этот, согнувшись, проскочил мимо купцов и офицера. Офицер напустился на солдат, бывших в лавке. Но в это время страшные крики огромной толпы послышались на Москворецком мосту, и офицер выбежал на площадь.
– Что такое? Что такое? – спрашивал он, но товарищ его уже скакал по направлению к крикам, мимо Василия Блаженного. Офицер сел верхом и поехал за ним. Когда он подъехал к мосту, он увидал снятые с передков две пушки, пехоту, идущую по мосту, несколько поваленных телег, несколько испуганных лиц и смеющиеся лица солдат. Подле пушек стояла одна повозка, запряженная парой. За повозкой сзади колес жались четыре борзые собаки в ошейниках. На повозке была гора вещей, и на самом верху, рядом с детским, кверху ножками перевернутым стульчиком сидела баба, пронзительно и отчаянно визжавшая. Товарищи рассказывали офицеру, что крик толпы и визги бабы произошли оттого, что наехавший на эту толпу генерал Ермолов, узнав, что солдаты разбредаются по лавкам, а толпы жителей запружают мост, приказал снять орудия с передков и сделать пример, что он будет стрелять по мосту. Толпа, валя повозки, давя друг друга, отчаянно кричала, теснясь, расчистила мост, и войска двинулись вперед.

В самом городе между тем было пусто. По улицам никого почти не было. Ворота и лавки все были заперты; кое где около кабаков слышались одинокие крики или пьяное пенье. Никто не ездил по улицам, и редко слышались шаги пешеходов. На Поварской было совершенно тихо и пустынно. На огромном дворе дома Ростовых валялись объедки сена, помет съехавшего обоза и не было видно ни одного человека. В оставшемся со всем своим добром доме Ростовых два человека были в большой гостиной. Это были дворник Игнат и казачок Мишка, внук Васильича, оставшийся в Москве с дедом. Мишка, открыв клавикорды, играл на них одним пальцем. Дворник, подбоченившись и радостно улыбаясь, стоял пред большим зеркалом.

Арка, образованная двумя выпуклыми полуарками, пересекающимися под углом в вершине и очерченными из двух и более центров дугами, радиусами более половины длины пролёта

(Болгарский язык; Български) - стреловидна [островърха] дъга

(Чешский язык; Čeština) - hrotitý oblouk

(Немецкий язык; Deutsch) - Spitzbogen

(Венгерский язык; Magyar) - csúcsív boltív

(Монгольский язык) - суман гулдан

(Польский язык; Polska) - łuk strzelisty

(Румынский язык; Român) - arc ogival

(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) - gotski luk

(Испанский язык; Español) - arco ojival; arco ojivo

(Английский язык; English) - equilateral pointed arch; Gothic arch

(Французский язык; Français) - arc brisé; arc en ogive

Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках

  • - полукруглое или криволинейное перекрытие проема, имеющее выпуклую форму. В архитектуре средних веков получила распространение стрельчатая а. с изломом в центре, особенно характерная для готики...

    Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • - , криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами. В зависимости от размера пролёта, нагрузки и назначения арка выполняются из камня, железобетона, металла, дерева...

    Художественная энциклопедия

  • - строит. криволинейное перекрытие проемов в стене или пролетов между опорами, например между колоннами или устоями...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - Источник: "Теософский...

    Религиозные термины

  • - Символ небесного свода и йони. В обряде инициации прохождение через арку означало новое рождение, после полного отказа от своей старой природы. В греко-римском символизме арка олицетворяет бога неба Зевса...

    Словарь символов

  • - в архитектуре, криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами - столбами, колоннами, пилонами и т. п. В зависимости от размера пролёта, нагрузки и назначения арки выполняются из...

    Архитектурный словарь

  • - тип крыши...

    Архитектурный словарь

  • - тип...

    Архитектурный словарь

  • - тип...

    Архитектурный словарь

  • - тип...

    Архитектурный словарь

  • - тип...

    Архитектурный словарь

  • - тип...

    Архитектурный словарь

  • - тип...

    Архитектурный словарь

  • - тип...

    Архитектурный словарь

  • - тип...

    Архитектурный словарь

  • - 1. Криволинейное перекрытие, у которого поперечная толщина кладки меньше, чем протяженность перекрываемого пространства. 2. Проезд с криволинейной перемычкой. 3...

    Словарь храмового зодчества

"АРКА СТРЕЛЬЧАТАЯ" в книгах

271. ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА

Из книги Полутораглазый стрелец автора Лившиц Бенедикт Константинович

271. ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА Весь воздух просверлен В гнезде И на изгибе Над хриплым флюгером близ труб, И этот клад Еще извивов ряд И время чуть задето, Когда летит авто там где-то вдалеке, На стыке островов Бесследно на тропе больших течений ночи Гремят бубенчики средь улицы, И

66. «Триумфальная арка»

Из книги Эрих Мария Ремарк автора Надеждин Николай Яковлевич

66. «Триумфальная арка» 15 сентября 1945 года в журнале «Кольес» началась публикация нового романа Ремарка «Триумфальная арка». В декабре того же года роман вышел отдельным изданием.Этой книге суждено было стать наиболее успешным произведением писателя после «На западном

36. «Триумфальная арка»

Из книги Марлен Дитрих автора Надеждин Николай Яковлевич

36. «Триумфальная арка» Один из самых тонких, самых печальных романов Эриха Марии Ремарка - книга «Триумфальная арка». Образ главного героя, Равика, автобиографичен. В нём легко узнать самого Ремарка. А вот главная героиня Джоан Маду - это… Марлен Дитрих. Перечитайте эту

Арка фатальности

Из книги Борис Пастернак. Времена жизни автора Иванова Наталья Борисовна

Арка фатальности «В возрастах отлично разбиралась Греция. Она остерегалась их смешивать. Она умела мыслить детство замкнуто и самостоятельно, как заглавное интеграционное ядро». Б. Пастернак «Охранная грамота» Детство всегда ощущалось Борисом Пастернаком как дар. И

АРКА (29.05.1942)

автора

АРКА (29.05.1942) Пришло письмо Зины от 9 Апреля. Устав АРКА мы не получили. Еще раз показательно, сколько писем не доходит! Кто председатель, секретарь и члены Комитета? Удивительно, что грабитель Хорш не гнушается присвоением трудовых сбережений служащих. Мало того, что он

АРКА (14.01.1943)

Из книги Листы дневника. В трех томах. Том 3 автора Рерих Николай Константинович

АРКА (14.01.1943) Прилетело письмо Зины от 27 Ноября. Радуемся успеху АРКА. Бережно храните это полезнейшее начинание. Сочувствие таких крупнейших ученых, как Комптон, Милликан и др[угие] ценно и показательно. Будем рады получить номер "Новоселья", посвященный АРКА. Какую мою

АРКА (18.02.1943)

Из книги Листы дневника. В трех томах. Том 3 автора Рерих Николай Константинович

АРКА (18.02.1943) В дни героических русских побед хочется говорить о русских достижениях. Посылаю Вам "Славу"! Вероятно, и АРКА мыслит и действует в тех же направлениях. Собирайте и сплочайте сочувствующие силы. Среди них, наверно, немало и молодых. Если много молодежи ушло в

АРКА (16.03.1943)

Из книги Листы дневника. В трех томах. Том 3 автора Рерих Николай Константинович

АРКА (16.03.1943) Пришло Ваше письмо - Зины от 6 февраля и Дедлея от 21 Января с хорошей газетной вырезкой. Вероятно, такие же отзывы и в других местах, но мы их не знаем. Дедлей спрашивает, что входит в пределы АРКА - конечно, входит все касающееся Культуры - все области искусств,

АРКА (24.04.1943)

Из книги Листы дневника. В трех томах. Том 3 автора Рерих Николай Константинович

АРКА (24.04.1943) Долетело письмо Зины от 20 Февраля. Мы уверены, что АРКА даст многое значительное. Видим это и из Вашего письма. У Вас накопляются ценные сношения и сведения - все это так полезно в самом широком значении. Действуйте в этих направлениях. Присоединился ли к АРКА

АРКА (14.09.1943)

Из книги Листы дневника. В трех томах. Том 3 автора Рерих Николай Константинович

АРКА (14.09.1943) На далеких Гималаях с радостью мы следим за преуспеяниями Американо-Русской Культурной Ассоциации. За год жизни АРКА успела много способствовать делу Культуры и взаимопонимания великих народов.В течение года устроены лекции и выставки. Посвящен выпуск

АРКА (18.02.1944)

Из книги Листы дневника. В трех томах. Том 3 автора Рерих Николай Константинович

АРКА (18.02.1944) Только что послали мы Вам телеграмму о пролете двух Ваших писем, а тут-то они и пришли. Теперь мы имеем от 25 Ноября, 13 Декабря и 27 Декабря - три письма и какие славные письма! Все Ваши сведения об успехах АРКА нас глубоко радуют. Творится большое полезнейшее дело.

АРКА (14.03.1944)

Из книги Листы дневника. В трех томах. Том 3 автора Рерих Николай Константинович

АРКА (14.03.1944) Пришла новогодняя весточка от Жина - привет им, хорошие они, редкие люди. Пусть бы и к АРКА они поближе были. Между прочим, уже давным-давно мы говорили, что в каждом деле должны быть законные заместители. Не будет ли Жин таким заместителем в Картинной

В АРКА

Из книги Листы дневника. В трех томах. Том 3 автора Рерих Николай Константинович

В АРКА Друзья!В наших снежных Гималаях с радостью читаем Ваши вести о трудах на пользу АРКА. Велика задача - дать множеству зрителей и слушателей правильные, доброжелательные сведения. Два великих государства должны быть обоюдно справедливо осведомлены.Армагеддон

Арка

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Арка

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Арка В древнегреческой мифологии – дочь Тавманта и океаниды Электры, сестра Ириды и гарпий. Она помогала титанам в борьбе против Зевса, за что тот сбросил ее в Тартар и отнял крылья, которые потом подарил Фетиде в честь свадьбы с Пелеем; впоследствии Фетида отдала эти

О чем же еще писать в Рождество, как не о храмах!

С праздничком всех!

Собор Парижской Богоматери. А не разобрать ли нам его по косточкам?

Ну что, продолжим?

Подобных «словарей» и «энциклопедий» я видела немало, но интересных среди них почти не встретишь обычно это нудноватые «сухие» справочники. Попробуем все же найти в этом что-нибудь занимательное! Сама я вместе с вами займусь самоликбезом.


Эволюция готического окна (сверху вниз, слева направо)

Тимпан. Когда квадратные двери вписывали в полуциркульную арку портала, возникал вопрос - что делать с полукруглым кокошником над дверями (именно эта ненужная, казалось бы, деталь, называлась тимпаном)? Пустым оставлять негоже, его стали украшать фигурами. Как известно, готика не любит полукружий, над такими тимпанами стали устанавливать радуги архивольтов, а еще выше - вимперги. Или чуть по-другому, зависело от фантазии зодчего.

Вот этот кокошник над проемом, украшенный четырехлистником, и есть тимпан. На порталах (выше) вы могли видеть самые разные варианты его декора.

Тимпан собора в Клюни


Тимпан в Нотр-Дам де Пари

Травея . Поперечная пространственная ячейка, составляющая одну из структурных единиц внутренней организации собора. Ограничивалась обычно шестью пятами колон, на которые опирались арки. От количества травей зависело и число венчающих их нервюрных шатров. Как-то так.

Трифорий . Это такая узкая галерейка, украшенная аркадой. Она проходила в толще перегородки, отделявшей главный неф от боковых. Нередко представляла собой ряд тройных аркад, откуда и название. Проход мог быть настоящим, по трифорию могли гулять священники (или горбатые звонари), но частенько его делали ложным, декоративным.

Вверху - ряд строенных окон, это- трифорий

Фиала (Фиал) Уже говорила о ней, когда писала о пинакле. Фиала могла быть не только на пинакле, она украшала и другие детали, например, вертикальные выступы контрфорсов.


Башенка - пинакль, наконечник - фиала, в самом верху - крестоцвет

Эмпоры. Трибуны или галереи, побольше трифория. Отдельные помещения, например, для женщин или царственных особ. Иногда их отождествляют с хорами, так как они располагались в верхних ярусах собора. Как ни странно, они также бывают ложными (или мнимыми) - вроде бы, проемы есть, а эмпоры нет.

Что еще есть в готическом соборе?


Башенка вот такая миленькая


Не знаю, как называется, но симпатично


19 киосков с местами для сидения в Байё


Витраж

Вот так мы, в основном, разобрались. Теперь вы, обогащенные знаниями, можете смело отправляться рассматривать готические соборы, зная, как там все называется, а я спать пошла.

Елизавета ЗОТОВА

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ВО ФРАНЦИИ

Готическая архитектура возникла не на пустом месте. Большинство приемов, используемых готикой, как, например, знаменитая стрельчатая арка, превратившаяся в визуальный символ готического искусства, появились уже в период зрелой романики (конец XI – начало XII в.).

НОВЫМ АРХИТЕКТУРНЫМ ЯЗЫКОМ

Романская эпоха явила миру немало прекрасных произведений архитектуры: это и величественные “паломнические” церкви, и небольшие монастырские соборы. Романские церкви представляли собой базилику, центральный неф которой возвышался над боковыми. Романская базилика обычно состояла из трех или пяти нефов. Главный неф перекрывали с помощью деревянных балочных конструкций. Проблему освещения решал ряд окон в верхней части стен главного нефа, возвышавшейся над боковыми.

Но деревянные конструкции были ненадежными по причине часто возникающих пожаров, и тогда на смену балочному перекрытию приходит цилиндрический свод. Цилиндрические своды, перекрывающие главный неф базилики, требовали усиления и без того мощных стен с помощью специальных опор - контрфорсов. Цилиндрический свод дает очень сильный боковой распор, поэтому на верхнюю часть стены ложится большая нагрузка. Если в верхнем ярусе центрального нефа появляются окна, то они очень небольшого размера, чтобы не ослабить конструкцию. А это существенно затрудняет освещение церкви.

На внутренней поверхности цилиндрического свода располагаются гурты - выступающие ребра, переходящие в полуколонны, наложенные на несущие опоры. Примером использования для перекрытия цилиндрических сводов с гуртами является церковь Сен-Сернен в Тулузе (ок. 1080–1120). Церковь Сен-Сернен относится к типу паломнических церквей: они были рассчитаны на очень большое число молящихся. Эта огромная пятинефная базилика имеет особенность, характерную именно для паломнических церквей, - хор (восточная часть базилики от средокрестия) окружен галереей-обходом, что давало возможность непрерывного движения паломников.

Такое архитектурное решение впервые было применено при строительстве первой из великих паломнических церквей - Сен-Мартен в Туре (начало XI в.). Галерея обхода перекрывалась крестовыми сводами, так же как и боковые нефы собора. Характерной чертой паломнических церквей был венец капелл - ряд капелл, окружавших апсиду. Они предназначались для демонстрации святых мощей. Такая система - галереи обхода и венец капелл - получает распространение в романской архитектуре зрелого периода и в несколько измененном, усовершенствованном виде встречается в архитектуре готических соборов.

ПРЕДВЕСТНИЦА ВЕЛИКИХ СОБОРОВ

С паломнических церквей началась история больших соборов в средневековой архитектуре. Самой грандиозной постройкой доготического периода была третья церковь аббатства Клюни в Бургундии (1089–1132). Высоту ее среднего нефа, 30 м, смогли превзойти только готические соборы. Это была огромная пятинефная базилика, с двумя трансептами (поперечными нефами), хором с обходом и венцом капелл. Широкий центральный неф (его ширина составляла 15 м) перекрыт своеобразным цилиндрическим сводом.

При строительстве клюнийской церкви возникает интересное архитектурное решение проблемы погашения бокового распора от цилиндрического свода. Для этого своду придают стрельчатую форму. Обычный цилиндрический свод в разрезе является полуциркульной аркой - при такой форме боковой распор очень велик, арка как бы пытается раскрыться, распрямиться - тот же эффект, что при натягивании тетивы лука. Стрельчатая арка устроена по-иному - она будто бы состоит из двух половинок, которые давят одна на другую, давая при этом значительно меньший боковой распор. Дополнительно укрепляются внутренние опоры. Кроме того, снаружи к стене церкви пристроены специальные выступы - контрфорсы, которые, отделившись в итоге от стены, станут неотъемлемой частью конструкции готического собора. Стрельчатые очертания приобретает и аркада малых нефов.

Строительство новой церкви в Клюни стало настоящим событием. Новая церковь поражала воображение не только своими гигантскими масштабами, но и богатейшим декором - каменной резьбой капителей и карнизов, мозаиками и скульптурой. Церковь венчали пять высоких башен - по сторонам западного фасада, на средокрестии и на концах большого трансепта. Благодаря гармоничным пропорциям, новым конструктивным решениям сводов и несущих опор, величественности внешнего облика и необычайному великолепию внутреннего убранства церковь Клюни можно назвать предвестницей великих готических соборов.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

К той же бургундской архитектурной школе, что и не сохранившаяся до наших дней церковь Клюни (осталось только южное крыло трансепта с башней), относится меньший по размеру собор в Отене (ок. 1120–1132). Здесь также применяются стрельчатые арки свода и галерей. Еще одно нововведение, появившееся в архитектуре “клюнийского” направления: во втором ярусе стены пояс трифориев – глухих арок, сгруппированных по три. Трифории заменили открытые галереи второго яруса и, таким образом, укрепили стену, что позволило вернуть третий ярус окон. Сходное членение стен центрального нефа (три яруса - арки, трифории и окна), правда, с измененными пропорциями будет характерно и для готической архитектуры.

Одной из первых церквей, центральный неф которой был перекрыт не цилиндрическим, а уже крестовым сводом, была церковь Сент-Мадлен (св. Магдалины) в Везеле (начало XII в.) (рис 6). Эта церковь также была возведена бургундскими мастерами, но ее конструкция сильно отличается от третьей церкви в Клюни. Применение крестовых сводов давало новые возможности. В верхнем ярусе стены освобождалось пространство для большого окна, благодаря чему внутреннее пространство храма стало более освещенным, чем это было бы возможно с цилиндрическими сводами. Верхние участки стены больше не выполняют важной несущей функции, и там теперь можно делать окна. Таким образом решается одна из важных проблем романской архитектуры - проблема освещения интерьера собора. Несмотря на введение новой конструкции сводов, подпружные арки и аркада галерей имеют “старую”, полуциркульную форму.

Ближе всего к раннеготической архитектуре стоит архитектура Нормандии и Англии. Вильгельм Завоеватель начинает в Англии активное строительство. В 1093–1130 гг. возводится Дерхемский собор - одно из самых больших сооружений своего времени. Ширина среднего нефа этого собора очень велика, поэтому главной проблемой для строителей было перекрытие центрального нефа. Цилиндрические своды слишком тяжелы для постройки такого масштаба. В этом соборе появляется крестовый свод на нервюрах, позже заимствованный раннеготической архитектурой.

Преимущества новой конструкции свода перед старой были неоспоримы: каркас свода составляли ребра-нервюры, пространство между ними заполнялось довольно тонкой кладкой, что уменьшало вес свода и боковой распор, сосредоточенный, благодаря нервюрам, в определенных точках. Подпружные арки свода стрельчатые. Стрельчатой арке можно придать любую высоту, что в дальнейшем будет активно использовать готическая архитектура. Стена среднего нефа поделена на три яруса. Верхний ярус прорезан окнами, что дает интерьеру хорошее освещение. Массивные столбы, на которые опираются поперечные арки, имеют форму пучка тонких колон и пилястр. Чередующиеся с ними столбы, не выполняющие такую несущую функцию, имеют вид круглой колонны. Шестичастный крестовый свод возник в романской архитектуре Нормандии - вероятно, впервые такой свод возведен в церкви Сент-Этьенн в Канне (ок. 1120) .

Итак, многие составляющие готической конструкции возникли еще в период зрелой романики. Но эти приемы, собранные вместе при возведении знаменитой церкви в Сен-Дени, заговорили на совершенно новом архитектурном языке.

ВРЕМЯ И МЕСТО

Готическая архитектура родилась во Франции. Известно место и время ее рождения - аббатство Сен-Дени, располагавшееся недалеко от Парижа, где с 1137 по 1144 г. знаменитый аббат Сугерий (1080–1151) перестраивал старую церковь. Облику новой церкви придавалось особое значение, так как Сен-Дени было “королевским” аббатством. Именно там находятся мощи святого покровителя Франции Дионисия, которому и посвящено аббатство. Там же покоятся и короли – представители династий Меровингов и Каролингов. По этим причинам новая церковь должна была стать самой величественной и прекрасной из построенных ранее. Одной из главных целей Сугерия было добиться обилия света в пространстве церкви. Свет, проходящий через витражи, здесь имеет мистическое значение. Для того чтобы установить большие витражи, понадобилось значительно увеличить площадь оконных проемов. Старая же архитектура в силу своих конструктивных особенностей не предусматривала таких возможностей.

Новое в архитектуре церкви, построенной аббатом Сугерием, состоит в сочетании этих приемов, которые по отдельности использовались и в архитектуре зрелой романики, но ранее не объединялись в пространстве одной постройки. Например, в церкви Сен-Дени по-иному решается пространство хора: галереи образуют с капеллами единое целое; пространство больше не делится на отдельные ячейки, и, главное, появляется свет, льющийся из огромных окон. Чтобы возведение окон такого размера стало возможным, с наружной стороны между капеллами ставятся тяжелые опоры-контрфорсы, которые поддерживают своды. Внешние контрфорсы также применялись в романике, но их местоположение и функции были иными. Контрфорсы церкви Сен-Дени видны только снаружи, внутри создается впечатление невесомой прозрачной стены. Изящные круглые колонны свода усиливают эффект воздушности интерьера церкви.

УСТРЕМЛЕННОСТЬ ВВЫСЬ

Церковь аббатства Сен-Дени произвела сильнейшее впечатление на современников. Новый архитектурный стиль, созданный аббатом Сугерием и его мастерами, распространяется сначала по Франции, а затем и по всей Европе. Несомненно, главными достижениями готической архитектуры являются великие кафедральные соборы. Одним из ранних был знаменитый собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам), строительство которого началось 1163 г.

Это большой пятинефный собор, высота центрального нефа которого составляет 32,5 м. Обход в восточной части собора точно повторяет церковь Сен-Дени. Шестичастные крестовые своды главного нефа родом из нормандской архитектуры. Устройство стены главного нефа напоминает Дерхемский собор. Здесь присутствуют и круглые колонны, и аркады второго яруса, но они имеют более вытянутые, более стройные пропорции.

В сочетании с огромными по сравнению с романским вариантом окнами третьего яруса и высокими стрельчатыми поперечными арками все это дает эффект легкости, устремленности ввысь, так характерный для готической архитектуры. Здесь уже ничего не осталось от массивности романских построек, несмотря на то что некоторые приемы архитектуры зрелой романики еще не совсем вышли из употребления. Конструкция Нотр-Дама продолжает тему внешних контрфорсов, начатую при строительстве Сен-Дени. Контрфорсы окружают здание собора, над боковыми нефами они переходят в аркбутаны - полуарки, подпирающие нагруженные участки. Контрфорсы с аркбутанами - этот скелет готического собора - станут одной из самых важных составляющих готической конструкции.

Конечно, отличий новой, готической архитектуры от романской значительно больше, чем сходных моментов, - это и другой принцип планировки, организации пространства, новый вид фасадов и пр., но новые стили никогда не приходят ниоткуда, они всегда опираются на достижения предшествующих поколений.