Зона турбулентности в самолете: что это и чем опасно. Может ли самолет упасть от турбулентности? Когда возникает турбулентность

Несколько десятков пассажиров получили травмы и переломы, когда 1 мая 2017 года самолет, летевший из Москвы в Таиланд, попал в зону турбулентности. C этим явлением хотя бы раз в жизни сталкивался почти каждый, кто летает самолетами. Indicator.Ru рассказывает, что такое турбулентность, в чем состоит особенность турбулентности ясного неба и при чем тут изменение климата.

Что такое турбулентность?

Под понятием «турбулентность» обычно понимается ситуация, в которой самолет начинает очень сильно трясти. С точки зрения физиков, турбулентность - это образование линейных и нелинейных волн при возрастании скорости течения жидкости или газа в среде. Обычно это явление характерно для пристеночных слоев слабовязких жидкостей и газов, а также для случая, когда плохообтекаемые тела находятся на некотором расстоянии друг от друга.

В природе турбулентность проявляется не только в воздухе, но и в мировом океане. Так, животные научились извлекать из потока энергию: движением плавников и крыльев они разрушают поверхностные волны и создают особую структуру турбулентности.

Атмосферная турбулентность, при которой массы воздуха постоянно перемещаются как в горизонтальной плоскости, так и в вертикальной, характеризуется образованием воздушных ям из-за резких перепадов температур и скорости ветра.

Ирина Горлач, ведущий научный сотрудник кафедры метеорологии и климатологии географического факультета МГУ , рассказала, что на возникновение турбулентности влияет несколько факторов, преимущественно орография и воздушные потоки. В свою очередь, от высоты горного рельефа, скорости, направлений и интенсивности потоков зависят условия турбулентности.

Чем чревата турбулентность ясного неба

На высоте выше пяти километров может наблюдаться такое явление, как турбулентность ясного неба (ТЯН). В отличие от других видов атмосферной турбулентности, она возникает при ясной погоде или при наличии облаков верхнего яруса, и ее достаточно сложно заметить заранее. Ученые установили, что гораздо чаще это явление происходит над гористой местностью, в особенности с подветренной стороны склона.

Вместе с тем турбулентность ясного неба трудно прогнозировать из-за резкой локализации в окружающем потоке, динамики размеров и длительности явления. Более того, турбулентность ясного неба невозможно зафиксировать с помощью радаров. На сегодняшний день ее предсказывают через косвенные признаки, указывающие на вероятность явления, и строят прогностические модели, основанные на ряде факторов.

Основные работы по разработке методики прогнозирования турбулентности ясного неба пришлись на 90-е годы ХХ века, и с тех пор практически ничего не изменилось. Так, согласно методу, составленному Гидрометцентром России, основными разновидностями механизма гидродинамической неустойчивости являются гидродинамическая неустойчивость основного потока, стратифицированного по ветру и температуре, неустойчивость внутренних волн в устойчивом потоке и неустойчивость критического уровня.

Успешность прогноза также обусловлена тем, что повторяемость ТЯН во многом зависит от региона. Рассчитывают индексы турбулентности ясного неба и за рубежом, в частности в Великобритании, США и Канаде.

За последние 50 лет произошло пять авиакатастроф, причиной которых стала турбулентность ясного неба. Так, в 1966 году самолет, летевший из Токио в Гонконг, разрушился в воздухе при полном отсутствии облачности. В результате погибли все находившиеся на борту пассажиры.

Как показало расследование, причиной аварии стала аномально сильная турбулентность вблизи склонов Фудзи, которая превышала допустимые нагрузки на конструкцию. В том же году похожая авиакатастрофа произошла в США, в штате Небраска: самолет обходил мощную грозу, попал в турбулентность и также разрушился в воздухе.

Спустя два года, в декабре 1968 года, авиалайнер, заходивший на посадку в аэропорт Илиамна (Аляска), внезапно развалился. Пилоты, летавшие неподалеку от места крушения, рассказали, что столкнулись с сильной турбулентностью. Это противоречило официальному прогнозу погоды, поэтому к расследованию привлекли независимого эксперта, который сделал вывод, что из-за оттока арктических воздушных масс в регионе образовалась воздушная волна, в которой и образовалась зона турбулентности.

Одна из крупнейших аварий произошла в 2001 году в Нью-Йорке. Когда авиалайнер вылетал из аэропорта, он попал в воздушное течение, которое создал другой самолет. Оставшееся от авиалайнера воздушное течение в виде вихрей, срывающихся с законцовок крыла летящего самолета (в авиации это явление называют спутным следом или спутной струей), послужило причиной турбулентности. Вызванная перегрузка привела к тому, что вертикальный хвостовой стабилизатор оторвался, и самолет рухнул на жилой район.

Число прецедентов попадания в турбулентность ясного неба по разным источникам колеблется от 750 до 1500 случаев в год. К счастью, большая их часть не наносит никакого вреда пассажирам и экипажу, однако задержки рейсов и перебои из-за турбулентности наносят вред авиакомпаниям. Так, только в Соединенных Штатах ущерб составил больше 500 млн долларов в год.

Один из наиболее насущных вопросов состоит в том, увеличится ли число попаданий авиалайнеров в зону турбулентности ясного неба. Доктор Пол Уильямс из Университета Рединга в Великобритании утверждает, что повышение уровня углекислого газа в атмосфере и глобальное изменение климата могут привести к усилению турбулентности ясного неба в три раза.

По мнению исследователей, построивших компьютерную модель климатических изменений, это произойдет из-за дестабилизации воздушных потоков в области над Атлантическим океаном, где ежедневно совершаются до трех тысяч рейсов. Соответственно, это может поспособствовать увеличению времени в пути и росту цен на билеты.

Тем не менее с этим исследованием согласны не все климатологи. Ирина Горлач прокомментировала: «Между изменениями климата и турбулентностью весьма далекая связь, так как турбулентность в первую очередь связана с распределением потоков. Химический состав, конечно, может влиять, но весьма опосредованно».

Очень тяжело сохранять спокойствие, когда вас начинает трясти и раскачивать в разные стороны. В памяти сразу возникают ужасные картинки с мест крушений, увиденные в новостях.

Необходимость пристегнуть ремни безопасности настораживает. Мы расскажем о причинах «болтанки» и о том, может ли самолет упасть из-за нее.

Чтобы ответить на вопрос, чем опасно это явление, важно понимать, каковы причины его возникновения. Турбулентность – это одно из сложных свойств атмосферы. В воздухе постоянно происходят изменения температуры, давления, направления и скорости ветра. Из-за этого меняется его плотность. Проходя через такую зону, самолет начинает вибрировать.

Считается, что такое случается во время прохождения через облако, но это абсолютно необязательно. Тряска возникает и в совершенно ясном небе. Чаще всего это происходит на небольшой высоте, в 500-600 метров или в полете под облаками.

Исключение составляют кучевые облака (снизу они похожи на шапки из кучек снега) и грозовые. В них всегда сильная тряска. Большая скорость ветра в состоянии хорошенько затормозить и раскачать самолет. Такие облака обычно облетают, они прекрасно просматриваются на локаторе.

Пилоты заранее выбирают более безопасный маршрут, который составляют, учитывая сводки синоптиков. Ошибки вероятны только при длительном перелете, когда метеопрогноз неточный. Тогда само облако пилот обойдет, но есть шанс попасть в завихрения воздуха по краям грозового фронта.

  • Не пропустите :

Причины турбулентности, ее наличие или отсутствие не зависят от опытности экипажа. Во время рейса борт управляется автопилотом. Только при очень сильной тряске пилот берет управление в свои руки, чтобы вывести летательный аппарат из опасной зоны. Кстати, то, как ощущают тряску пассажиры, зависит от самого самолета. Если он маленький и легкий, то ветер швыряет его сильнее. Большие и тяжелые машины более устойчивы.

Может ли самолет упасть из-за турбулентности

При проектировании летательных аппаратов всегда учитывается тот факт, что они могут попасть в зону турбулентности. Поэтому конструкция спокойно выдерживат ветер в 30 м/с и даже больше. Корпус останется цел, у него ничего не отвалится и он не упадет.

Согласно статистическим данным, за последние четверть века не произошло ни одной авиакатастрофы по причине попадания в зону турбулентности. Хотя, теоретически такая опасность есть. У любой конструкции есть предел мощности. А шквальный ветер при посадке или взлете способен ударить самолет об землю. Правда, существуют специальные нормативы, согласно которым пилот просто уйдет на запасной аэродром по метеоусловиям, чтобы не рисковать.

Чем опасна турбулентность для пассажиров

А вот чем действительно опасна сильная «болтанка», так это паникой пассажиров. Вестибулярный аппарат воспринимает небольшие крены и снижение высоты на пару метров, как перевороты машины вокруг своей оси и падение. Вкупе с непониманием причин, это вызывает у человека приступ панического страха.

Сильная тряска, в основном, опасна для пассажиров, пренебрегающих техникой безопасности во время полета. Перед прохождением зоны турбулентности всегда предупреждают о необходимости пристегнуться и не покидать своих мест. Эти правила необходимо четко соблюдать, иначе можно сильно покалечиться о передние сидения или полетать по проходу. Обратите внимание на стюардов, если они заняли свои места, то ожидается тряска. Лучше спрячьте телефоны и другие гаджеты, а то могут улететь.

Как видите, у страха глаза велики. Следуя рекомендациям бортпроводников, вы безопасно переживете небольшой дискомфорт, который доставляет «болтанка». Надеемся, теперь полеты станут для вас более приятными.

Чтобы преодолеть приличное расстояние в комфорте и удобстве, чаще всего пассажиры выбирают самолеты – самый быстрый и удобный вид транспорта. Но к сожалению, многих страшат воздушные перелеты, вернее турбулентность самолета. В этой статье мы разберем понятие зона турбулентности в самолете, что это такое, и стоит ли ее бояться.

Многие пассажиры задаются вопросом: что такое турбулентность в самолете или, как ее еще называют, «болтанка»? Этот процесс вызывают природные воздушные потоки, которые могут быть как восходящими, так и нисходящими.

Понятное дело, турбулентность может быть разной. Обычную «болтанку» вызывают определенные виды облаков, через которые пролетает воздушное транспортное средство. Такой вид турбулентности нестрашен самолету, так как по проекту воздушный транспорт должен выдерживать перегрузки, которые возникают при таких обстоятельствах.

Как и почему образовываются зоны турбулентности?

Зона турбулентности может возникнуть из-за нескольких причин. Например:

  1. Опасная «болтанка» возникает в облаках, которые называются грозовыми.
  2. Образовавшиеся в них завихрения могут перенаправить на воздушное транспортное средство сильнейшие потоки воздушных масс.
  3. Это приводит к катастрофическим последствиям, вплоть до необходимости сделать срочную посадку.

Опасна ли турбулентность для самолета, образовавшаяся в таких облаках? Конечно, опасна. Но ни один пилот не направит воздушный транспорт в такое страшное место. Обнаружить грозовые облака достаточно просто, ведь они четко отображаются на специальном приборе в экипажной кабине. Увидев впереди такую опасность, пилоты воздушного транспортного средства просто облетают ее.

По краям грозовых облаков также могут образоваться завихрения, которые невозможно увидеть на приборах. Для получения дополнительной информации перед вылетом самолета, все пилоты проходят инструктаж, на котором они получают информацию о погодных условиях. Получив дополнительные данные, экипаж может намного проще выбрать более безопасный маршрут для перелета.

Другие причины

Турбулентность самолета может возникнуть из-за течения воздуха, которое называется струйным. Под такими течениями принято считать воздушные массы, резко меняющие свою скорость как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Их протяженность достигает несколько тысяч километров, но опасности для воздушного транспортного средства они не несут.

Иногда «болтанка» возникает и при ясной погоде. Причиной ее возникновения становится эшелон полета. Дело в том, что эшелон ни в коем случае нельзя изменять, так как в воздушном пространстве трафик очень плотный, а между воздушным транспортом обязательно выдерживается интервал, чтобы избежать катастроф.

Часто авиалайнеры, заходя на посадку, сталкиваются с затруднениями, вызывают которые сильные порывы ветров. Но благодаря имеющимся нормативам, которые находятся у пилотов, можно срочно отменить посадку. При таких обстоятельствах экипаж воздушного судна оповестит, что выбран другой аэропорт, с более подходящими условиями. А вот у пассажиров может возникнуть паника, ведь за окном они видят ясное небо и даже очертания посадочной полосы, однако самолет резко меняет маршрут полета. Не стоит поддаваться страху, нужно довериться профессионализму пилотов, которые точно знают, как безопасно посадить современный авиалайнер.

Виноват ли пилот?

Многие пассажиры думают, что турбулентность самолета возникает по неопытности пилотов, что, конечно, является неверным суждением. Современные воздушные авиалайнеры идут на так называемом «автопилоте», а ручной режим пилотирования включается лишь в экстренных ситуациях, к примеру, если «болтанка» ощущается очень сильно, а вывести воздушный транспорт из опасной зоны под силу только опытному пилоту. Ощущение «болтанки» сильнее чувствуют пассажиры, которые летят на небольшом самолете. На мощном авиалайнере пересечение зоны турбулентности пассажиры практически не прочувствуют.

Несет ли опасность зона турбулентности для авиалайнеров?

По аналитическим данным можно понять, опасна ли турбулентность для самолета, пассажиров и экипажа. Согласно исследованиям, на протяжении 20-ти лет не было зафиксировано ни одной катастрофы, которая произошла по причине возникновения «болтанки». Несмотря на научно доказанные исследования, вопрос относительно падания воздушного транспорта в зону турбулентности по-прежнему не закрыт. Ведь по теории, такую опасность нельзя не принимать ко вниманию, учитывая, что любая конструкция имеет свою определенную силу мощности. Если авиалайнер будет взлетать или садиться в опасной зоне, то сильнейший порыв ветра способен поднять и резко бросить самолет, что неизбежно приведет к катастрофе. Однако о таких зонах пилоты узнают заранее или им сообщают об внезапно появившейся турбулентности по рации. Поэтому экипаж воздушного судна просто уведет самолет из опасной зоны и посадит самолет в благоприятных метеоусловиях.

Опасность турбулентности для пассажиров

Сильная «болтанка» страшна не так самолетам, как пассажирам, особенно тем, которые не придерживаются правил безопасного полета. Чтобы не получить самому увечий и не доставить травм своим соседям следует четко придерживаться правил, которые подскажут бортпроводники.

Тема турбулентности неотъемлемо всплывает при упоминании о различных потоках газов, жидкостей или плазмы. Большинство движений материи обладают турбулентным характером.

Так что такое турбулентность? Турбулентность - это определение неупорядоченного нелинейного движения. Понятие «турбулентность» четкого и однозначного определения не имеет. В общем случае это вихревое движение потоков, вызванное увеличением их скорости.

При расчетах летательных другого рода аппаратов турбулентным считается течение со значением гидродинамического критерия подобия Рейнольдса, выведенного из уравнения Новье-Стокса, более 2320. Рейнольдс в своих исследованиях указал факторы, влияющие на движение жидкости: турбулентным течение становится при увеличении линейной скорости и плотности потока, диаметра отверстия (трубки) и уменьшении динамической вязкости материи.

Примером турбулентного течения являются воздушные потоки, представляющие собой вихри различных размеров, возникающие при резкой перемене направления ветра: от вертикального к горизонтальному и наоборот. Атмосферная турбулентность приводит к прерывистости ветра, различным вертикальным переносам пара, ядер конденсации и других частиц, имеющих массу и форму, а также энергии в виде тепла из одного слоя атмосферы в другой.

Турбулентность в авиации

Особое значение турбулентность имеет при полете воздушных судов. Что такое турбулентность в самолете знает не каждый. При наложении вихрей друг на друга самолеты подвергаются воздействию разнонаправленных ветров, в результате чего меняется подъемная сила и углы атаки крыльев. Подобная ситуация за бортом приводит к тряске и вибрации - так называемой «болванке».

Различают умеренную и сильную болванку. При первой толчки, изменения высоты полета и покачивания воздушного судна не столь значительны, и пилоты не испытывают трудности в управлении самолетом.

Сильная болванка - более серьезная ситуация, заключающая в частых кренах и рысканьях, сопровождающаяся ухудшением управляемости и устойчивости в полете, а также искажением показаний бортовых приборов. Подобное явление при непринятии соответствующих мер может создавать напряжения в деталях и отдельных узлах, приводя значительным поломках и деформациям оборудования и воздушной болезни у членов экипажа и пассажиров.

При попадании в зоны турбулентности пассажиры нередко испытывают беспокойство, справится ли пилот со сложившейся ситуацией. Однако квалификация и навыки пилота могут пригодиться только в случае очень сильной болванки. В остальных случаях зона турбулентности не оказывает сильного влияния на полет - он совершается на автопилоте.

Что такое зоны турбулентности? Как правило, это пространство, где вероятность попадания в длительную турбулентность достигает 100%.

В настоящее время практически любой пассажир может определить, когда и где в период перелета судно будет трясти. Это стало возможным в результате создания карт турбулентности, где более светлым цветом отмечены более спокойные зоны и наоборот. Карта турбулентности онлайн создана для уменьшения беспокойства пассажиров и экипажа, позволяет предугадать и подготовиться, если самолет попал в турбулентность.

Опасна ли турбулентность для самолета? Безусловно, подобное явление вызывает беспокойство и страх, и при возможности его обходят стороной. Как правило, для самого самолета неустойчивость атмосферы неопасна, поскольку его конструкция предусматривает подобные перегрузки. Чаще всего в 30% случаев травмы получают стюардессы, не успевшие вовремя пристегнуть ремни безопасности.

Габариты воздушного судна играют не последнюю роль в ощущении тряски при турбулентности. Чем крупнее самолет, тем неудобства менее ощутимы. Каждый рано или поздно задается вопросом о том, где в самолете меньше всего трясет при турбулентности? При выборе места следует ориентироваться по интенсивности тряски в салоне: самая сильная - в хвостовой части.

Причины турбулентности

Выделяют следующие причины турбулентности:

  • термоконвекция (вследствие неравномерности прогрева поверхности или при смешении холодного и теплого воздуха при значительных вертикальных изменениях температуры);
  • вследствие трения движущихся воздушных потоков о шероховатый рельеф;
  • вследствие неоднородности характера воздушных потоков в направлении и скорости, волновых движений на инверсионных и изотермических слоях (имеются чередующиеся нисходящие и восходящие потоки).

Примером термической конвекции является образование кучевых облаков.

Перед совершением каждого рейса экипаж и сам пилот проводят ознакомление со сводками погоды на ближайшее время, чтобы выбрать наиболее безопасный маршрут движения. Особое внимание уделяется наличию кучевых облаков.

Кучевые облака - плотные атмосферные образования, чаще всего отдельно расположенные, с высотой нижней границы до 1200 м и протяженностью до нескольких сотен метров. Они образуются в результате мощных вертикальных потоков и имеют внутренние восходящие потоки до 10-15 м/с.

С точки зрения безопасности полета входить в такие облака, а также совершать полет судну под ними запрещено. Особенно опасны кучево-дождевые облака, поскольку в них ввиду наличия частиц воды, образуются сильные осадки и электрические разряды. Поэтому рекомендуется прокладывать маршрут на расстоянии 10 км от грозовых облаков на высоте выше 1 км над ними. Осложняет полет не только высокая турбулентность в самолете, вызывающая болтанку, но и плохая видимость - до 45м.

Зоны наложения восходящих и нисходящих потоков могут распространяться на тысячи километров. Больше всего случав зафиксировано Больше всего случав зафиксировано на восточных берегах США.

Турбулентность ясного неба

Отсутствие на небе каких-либо облаков не говорит о том, что турбулентности не будет. На высоте от 5000 м может возникнуть так называемая турбулентность ясного неба. Такое явление характерно для горной местности с подветриваемой стороны склона. При обтекании гор воздушны поток отклоняется от прямолинейного направления, деформируется и образует зоны повышенной турбулентности. Распределение зон меняется по высоте: в нижней и верхней частях - максимальна, а в средней минимальна.

При невозможности изменить курс полета, воздушные судна должны в строгом порядке выдерживать определенное расстояние, чтобы избежать столкновения.

Может ли самолет упасть из-за турбулентности? За все время по причине турбулентности ясного неба произошло пять крупных авиакатастроф. При условиях полного отсутствия облаков произошло разрушение самолета, совершавшего рейс из Токио в Гонконг. Специалисты установили, что виной гибели всех пассажиров рейса и экипажа стала необычно высокая турбулентность у склонов Фудзи.

Другим примером является крушение авиалайнера, совершавшего посадку в одном из аэропортов Аляски. Версию трагедии из-за турбулентности сразу не рассматривали, поскольку она противоречила прогнозам гидрометеоцентра. Однако впоследствии был зафиксирован отток арктических масс, что послужило образованию аномальной воздушной волны и зоны турбулентности.

1 мая 2017 года по всем отечественным новостным каналам прошло сообщение о попадании боинга 737, совершавшего рейс из Москвы в Тайланд, в зону турбулентности ясного неба. Установить факт приближения воздушной ямы и избежать попадания в нее судна было невозможно, поскольку ни один прибор ее не зафиксировал. В результате резкого прыжка боинга на 200 м пассажиры получили множественные травмы и переломы.

Согласно статистическим данным, за год возникает в среднем около 1000 случаев прецедентов, связанных с неустойчивостью атмосферы в ясном небе. В основном они приводят задержкам рейсов, что наносит большой материальный ущерб авиакомпаниям-перевозчикам.

Действия пилотов при попадании в зону турбулентности

По словам капитана Чесли Салленбрга, посадившего пассажирский самолет на Гудзон, при попадании в зону турбулентности в кабине пилотов принимается одно их двух решений: выйти за пределы неустойчивости, снизив высоту, или выйти в безоблачное пространство, набрав ее.

На случай, если самолет попал в турбулентность, разработан свод правил и рекомендаций для кабины пилотов и экипажа. Необходимо выполнить следующие команды:

  1. Перевести автопилот на ручное управление.
  2. Включить команду «Подтянуть ремни».
  3. Отрегулировать скорость 340 км/ч.
  4. Не допускать резкого перепада высоты, крена самолета более 10°.

В условиях невозможности избежания зоны сильной болванки командир экипажа обязан возвратить воздушное судно на исходный или ближайший аэродром.

Таким образом, явление турбулентности в небе для самолета не представляет сильной угрозы. Подобно несовершенствам на автомобильных трасах (кочки, камни), турбулентность в воздухе требует лишь излишнего внимания у командира воздушного судна.

Многие люди не любят пользоваться таким транспортным средством, как самолет. У каждого на этот счет свое мнение, но объединяет их обычно одно. Что? Конечно же, страх. Он может возникнуть по самым разным причинам. Некоторые люди боятся разбиться, другие ненавидят попадать в зоны турбулентности. Кроме того, многие и вовсе считают такой способ передвижения слишком дорогим.

Что такое турбулентность?

И все же есть люди, которые обожают летать. Когда же они попадают в зоны турбулентности, как правило, возникает вопрос о том, вредно ли это. Наслаждаться полетом, чувствовать адреналин при взлете или же посадке - это одно, но когда тело трясет (и не всегда легонько и безопасно), возникают различные доводы и предположения. Итак, что же такое турбулентность и как она сказывается на здоровье человека?

Часто в народе турбулентность называют «болтанкой». Простыми словами, это разного рода колебания самолета, которые возникают в результате вихревых потоков ветра, нисходящих и восходящих. Помимо этого, маленькая зона турбулентности может возникнуть из-за некоторых Как правило, самолет выдерживает такие нагрузки, и пассажиры могут почувствовать лишь небольшое покачивание.

В чем опасность турбулентности?

Каждый пилот заботится о своем самолете и пассажирах. Поэтому он пытается избежать малейшей опасности. Так, пилот избегает зоны облаков. Но бывают случаи, когда самолет попадает в такие потоки воздуха, которые способны бросить его на закритические углы атаки. Как следствие, всё транспортное средство может оказаться под угрозой. Именно поэтому пилот никогда сознательно не полетит в грозовые облака. Такие объекты хорошо видны на локаторе и предупреждают о возможных препятствиях.

Таким образом, зона турбулентности - это не поддающееся прогнозам явление. Оно вызвано скоплением и порой может не отображаться на локаторе пилота. Как следствие, от этого никто не застрахован.

Безопасность прежде всего!

Нельзя точно сказать, опасна ли турбулентность. Все зависит от потоков воздуха. Стоит отметить, что перед началом рейса каждый пилот проходит специальную подготовку. В ходе нее он ознакамливается с погодой и выбирает оптимальный маршрут.

Но также бывают ситуации, когда спланировать или спрогнозировать маршрут невозможно. Когда летишь на самолете больше восьми часов, предугадать изменение погоды просто нереально. Тогда стоит полагаться только на отличные навыки и внимательность пилота. Помимо этого, защитить самолет от неприятностей может специальное оборудование, которое смягчит болтанку.

Другие причины турбулентности

Отметим, что одной из возможных причин образования зоны турбулентности могут стать струйные течения. Их суть заключается в том, что они могут изменяться очень быстро и в разные стороны, то есть в горизонтальном или вертикальном направлениях. Особенностью таких течений является то, что они могут тянуться на несколько сотен тысяч километров. Чаще всего их можно встретить у востока США.

Благодаря плотному трафику в небе самолет может избежать той или иной зоны турбулентности. В иных случаях явление может негативно повлиять на человека и средство передвижения в целом. Очень важно, чтобы попутные самолеты выдерживали определенное расстояние между собой. Во-первых, это необходимо для того, чтобы они не столкнулись, а во-вторых, это помогает уменьшить риск попадания в зону турбулентности.

Многие люди считают, что болтанка возникает в результате ошибки пилота или его непрофессионализма. Это совершенно ошибочное предположение! Самолет очень часто движется на автопилоте, и главная задача командующего - это наблюдать за локаторами в кабинке и за другими приборами. Данная функция отключается в случае сильной тряски, которая возникает при попадании в зону турбулентности. Тогда пилот руководит самолетом вручную. И как сильно будет трясти воздушное судно, зависит только от него самого. Чем больше масса воздушного судна, тем ощутимей будут толчки.

Помимо вышеперечисленных причин, встречается еще и другая. Например, снижаясь, самолет может столкнуться с сильным вихрем, порывом ветра. Но и об этом не стоит слишком беспокоиться, так как в наше время разработаны специальные нормативы и параметры полета в период болтанки, которые позволяют избежать неприятностей. Если они не помогают, тогда в обязанности пилота входит посадить самолет в ближайшем аварийном аэродроме.

Какие бы зоны турбулентности ни встретились на пути у пассажиров, никогда не стоит преждевременно паниковать. Да, не будем отрицать, что такое явление не стоит недооценивать. В лучшем случае перед полетом каждому человеку необходимо немножко подготовиться, прислушавшись к рекомендациям профессионалов и прочитав необходимую литературу.

Но один вопрос все же интересует всех пассажиров: «В чем опасность турбулентности?» Поспешим успокоить всех людей, которые страдают аэрофобией: болтанка может немного напугать, но за 120 лет истории авиации не произошло ни одной катастрофы, причиной которой была бы или могла бы быть турбулентность. Все потому, что пилоты прекрасно знают, как реагировать и вести себя в таких ситуациях. А также сегодня существует масса параметров, нормативов, техник, которые помогают избежать неблагоприятной ситуации.

Турбулентность: опасность или страх?

Причин феноменального явления очень много: завихрение от торцов крыльев, неравномерное прогревание воздуха, встреча воздушных масс, температура которых различается, и многое другое. Но это лишь незначительные факторы, которые могут привести к болтанке. Так или иначе, избежать ее намного легче, чем попасть в эпицентр событий. Будьте уверены, ни один пилот не направит свой самолет в опасное место! Небольшая тряска не должна восприниматься как тревожный знак и угроза для безопасного полета. Вред турбулентности - всего лишь миф, который в условиях развития передовых технологий не может навредить человеку.