Обж пассажиры. Правила безопасного поведения пассажиров в городском транспорте. Безопасное поведение в транспорте

    Ожидая поезд на платформе:

    стойте справа, идите слева;

    Правила поведения в трамваях, автобусах и троллейбусах

      Грузовые автомобили, используемые для перевозки людей, специально оборудуются тентом, лестницей для посадки и высадки, сиденьями в кузове. Если перевозятся дети, грузовик должен иметь кузов-фургон и опознавательный знак «Перевозка детей». С детьми должен находиться взрослый.

      Необходимо помнить и соблюдать ряд мер безопасности:

      Нельзя стоять в кузове во время движения грузовика;

      Нельзя переходить с места на место во время движения грузового автомобиля;

      Перевозка людей, в том числе и школьников, может осуществляться грузовыми автомобилями.

      Нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги

      При спуске в метро на эскалаторе:

      Ожидать автобус, троллейбус, трамвай необходимо только на посадочной площадке, а в случае если её нет - на тротуаре или обочине дороги.

      При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посредине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая, необходимо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю.

      Ожидая поезд на платформе:

      не заходите за ограничительную линию;

      Посадка в транспорт, производится через передние двери, а высадка - через двери, на которых имеется надпись «Выход»

      Как правило, посадка должна производиться через задние двери, а высадка - через передние или через двери, на которых имеется надпись «Выход».

      Для оплаты проезда в транспорте, используются билеты с магнитной полосой и бесконтактные смарт-карты, соответствующие требованиям международных стандартов.

      После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно внимательным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из трамвая и автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти проезжую часть на другую сторону улицы. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти дорогу.

      стойте справа, идите слева;

      нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них.

      если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.

    Человек для удобства передвижения создал транспортные средства. Сегодня мы даже представить себе не можем нашу жизнь в городе без автобусов, трамваев, троллейбусов, метро.

    Мы привыкли пользоваться транспортными средствами для поездок в школу, магазин, на стадион, в другой город или страну. Для этого существует городской, водный, воздушный и железнодорожный транспорт. Пассажиром называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нём), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). Значит, мы все бываем пассажирами и обязаны знать правила поведения пассажира и меры безопасного поведения в транспорте.

    Городской транспорт, который перевозит пассажиров, называется общественным . Это трамваи, троллейбусы, автобусы и метро.

    Все виды общественного транспорта едут по определённым маршрутам, узнать о которых можно по номеру. Места остановок общественного транспорта, оборудованные специальными посадочными площадками, обозначаются указателями.

    Для того чтобы поездка в транспорте была безопасной, важно соблюдать общепринятые правила.

    Безопасное поведение в транспорте

    Правила поведения во всех видах общественного транспорта

     Посадка в транспортное средство производится после его полной остановки и когда из него выйдут пассажиры. При посадке необходимо учитывать, что двери открываются и закрываются автоматически, нельзя толкаться, нельзя суетиться, нельзя мешать другим людям.

     Войдя в салон, необходимо осмотреться, выбрать, не мешая находящимся в автобусе пассажирам, удобное место, где бы вы никому не мешали и вам бы никто не мешал. Следует посмотреть, где расположены запасные и аварийные выходы. Если в транспортном средстве нет свободных мест для сидения, нужно постараться встать в проходе, не мешая движению пассажиров, держаться рукой за поручень или за специальные подвески. Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на неё, она может случайно открыться.

     Необходимо помнить, что в общественном транспорте нельзя шуметь, шалить, громко разговаривать, вызывающе себя вести, есть мороженое. Нельзя высовываться из окон.

    Правила поведения в трамваях, автобусах и троллейбусах

     Ожидать автобус, троллейбус, трамвай необходимо только на посадочной площадке, а в случае если её нет - на тротуаре или обочине дороги.

     При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посредине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая, необходимо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю.

     Посадка в транспорт, оборудованный АСКП (автоматизированной системой контроля пассажиров), производится через передние двери, а высадка - через двери, на которых имеется надпись «Выход» (кроме транспортных средств, оборудованных АСКП).

     Как правило, посадка должна производиться через задние двери, а высадка - через передние или через двери, на которых имеется надпись «Выход».

    Для оплаты проезда в транспорте, оборудованном АСКП, используются билеты с магнитной полосой и бесконтактные смарт-карты, соответствующие требованиям международных стандартов.

     После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно внимательным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из трамвая и автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти проезжую часть на другую сторону улицы. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти дорогу.

    Правила поведения при поездке на грузовом автомобиле

    Перевозка людей, в том числе и школьников, может осуществляться грузовыми автомобилями.

    Грузовые автомобили, используемые для перевозки людей, специально оборудуются тентом, лестницей для посадки и высадки, сиденьями в кузове. Если перевозятся дети, грузовик должен иметь кузов-фургон и опознавательный знак «Перевозка детей». С детьми должен находиться взрослый.

    При поездке на грузовом автомобиле необходимо помнить и соблюдать ряд мер безопасности:

      нельзя стоять в кузове во время движения грузовика;

      нельзя переходить с места на место во время движения грузового автомобиля;

      нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги.

    Правила поведения в метро

    При спуске в метро на эскалаторе:

      стойте справа, идите слева;

      нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них.

    Ожидая поезд на платформе:

      не заходите за ограничительную линию;

      если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.

    Опасные ситуации в транспорте

    , необходимо немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам; потребовать остановить транспорт и открыть двери.

    При заблокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства необходимо использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стёкла (при необходимости можно выбить стёкла ногами). При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя.

    В любом транспорте имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо стремиться покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.

    Если пожар возник в вагоне метро , немедленно сообщите об этом машинисту по переговорному устройству и в дальнейшем выполняйте его команды.

    При появлении в вагоне открытого огня во время движения поезда постарайтесь потушить его, используя имеющиеся под сиденьями огнетушители или подручные средства.

    Ни в коем случае не пытайтесь остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном; оставайтесь на местах, пока поезд движется в тоннеле. При остановке поезда в тоннеле не пытайтесь покинуть его без команды машиниста.

    После разрешения на выход откройте двери или, если нет другого выхода и вашей жизни угрожает смертельная опасность, выбейте ногами стёкла, выйдите из вагона и двигайтесь в направлении, указанном машинистом.

    1. Кто считается пассажиром?

    2. Каким транспортом вы пользуетесь чаще? Составьте правила пользования этим транспортом.

    В дневник безопасности запишите краткое изложение правил поведения при возникновении опасных ситуаций на транспорте.

    1. Представьте, что в автобусе возник пожар. Опишите порядок действий пассажиров.

    2. Вы спускаетесь на эскалаторе в метро. Неожиданно роняете пакет, и он скользит по ступенькам вниз. Ваши действия?

    Предмет Основы безопасности жизнедеятельности
    Класс 5
    Тема урока Пассажир. Безопасность пассажира
    Цель урока Рассмотреть общие обязанности пассажира, систематизировать их значение по правилам безопасного поведения в общественном транспорте для обеспечения личной безопасности.

    Образовательные : обобщить знания о городском транспорте. Создать условия для изучения и закрепления правил поведения пассажиров в аварийных ситуациях.

    Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

    Воспитательные: воспитывать осторожность, формировать чувство ответственности за свои поступки и за безопасность окружающих.

    УУД Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.Коммуникативные УУД : сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
    Планируемые результаты Предметные: знать общие обязанности пассажира при пользовании общественным транспортом. Правила личной безопасности при пользовании трамваем, троллейбусом и метро. Обеспечение личной безопасности при возникновении опасной ситуации в общественном транспорте.

    Личностные: умение выражать свое отношение к происходящем, давать свою оценку.

    Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

    Основные понятия Пассажир; виды общественного транспорта.
    Межпредметные связи История, география
    Ресурсы урока Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование.
    Формы урока Фронтальная, групповая.
    Технологии Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.
    Описание этапов урока
    Этап урока Содержание и деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД(универсальные учебные действия)
    I . Организационный
      приветствие проверка явки обучающихся проверка готовности обучающихся к уроку я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке
    -приветствуют учителя, -визуально контролируют свою готовность к уроку-рассаживаются на рабочие места.

    Личностные: самоорганизация.

    Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке
    II . Повторение пройденного материала. Активизация обучающихся с использованием вопросов ловушек.Ребята, предлагаю вам вспомнить пройденный материал. Что такое дорога? (это обустроенная или приспособленная и используемая для транспортных средств полоса земли либо поверхности искусственного сооружения.)Для чего нужна разметка дороги? (для обеспечения безопасности на улицах и дорогах, управление потоком транспортных средств и пешеходов.)Как называются знаки, которые информируют водителя о приближении к опасному участку дороги? (предупреждающие знаки.)Молодцы хорошо знаете материал -отвечают на вопросы,-рассуждают,— приводят примеры

    Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.

    способность к рассуждению

    Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой.

    Познавательные:

    Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

    III . Мотивация учебной деятельности А теперь прошу вас обратить свое внимание на экран (Слайды 1) Скажите ребята, что вы видите на экране ? Как вы оцениваете эту ситуацию? Давайте попробуем сформулировать тему урока? «Пассажир. Безопасность пассажира» С какой целью мы будем изучать тему урока? Рассмотреть общие обязанности пассажира, правила безопасного поведения в общественном транспорте. Что бы придти к нашей цели нам нужно будет решить ряд задач. Для достижения цели урока, что нам поможет? (учебник, тетрадь, проектор, справочный материал) отвечают на вопросы;-выбирают оптимальные решения;-фиксирование темы урока в тетрадь;-наблюдение и фиксация наблюдаемых процессов(письменно и устно) Личностные: построение логических рассужденийКоммуникативные : выражение своих мыслей, аргументация своих мненийРегулятивные : планирование последовательных действий
    IV . Изложение нового материала

    Человек для удобства передвижения создал транспортные средства. Сегодня мы даже представить себе не можем нашу жизнь.

    Мы привыкли пользоваться транспортом для поездок в школу, магазин, на стадион, в другой город или страну. Для этого существуют разные виды транспорта.

    Какие виды транспорта вы знаете?

    Транспорт

    городской водный воздушный железнодорожный

    Теперь я предлагаю вам объединиться в группы по 2 человека, и пользуясь материалом учебника стр. 39

      Какой транспорт называют общественным

    Городской транспорт, который перевозит пассажиров, называется общественным (трамвай, троллейбус, автобус и метро)

      Как вы думаете кто такой пассажир. Давайте сформулировать определение пассажир.

    Это лицо, находящиеся в транспортном средстве, а также входящий или выходящий из него.
    В ходе самостоятельной работы с учебником и учащиеся выделяют необходимую информацию, записывают определение

    Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других

    Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)

    V .Физкультминутка Видео Выполняют физкультминутку
    VI .Практическая работа Я вам сейчас предлагаю объединиться в малые группы по 2 человека и рассмотреть правила поведения в общественном транспорте: Скажите ребята, кто-то из вас ездил в метро? А там есть правила поведения в метро? (да)Какие, сможете их назвать? Ребята так же мы можем встретиться с опасными ситуациями в общественном транспорте. Давайте прочитаем их в нашем учебнике стр. 43 и узнаем, какие они могут быть. формирование безопасной работы;-выполнение практической работы с использованием инструкционных карт.

    Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;

    Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

    Регулятивные:

    умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления

    Познавательные: умение ориентироваться в понятиях,.

    Коммуникативные взаимодействовать с учителем группой.
    VII .Закрепление материала Я вам выдала листы с заданием, где нужно выбрать правильный ответ. Если вы согласны утверждением то ставим цифру(1), если нет (0). Попрошу вас подписать фамилии и ответить на них.

      Городской общественный транспорт следует по определённому маршруту и перевозит пассажиров. (1)

      На специальном указателе остановки общественного транспорта можно узнать, какая остановка будет следующая (0)

      Во время движения автобуса старайся держаться за поручни (1)

      В случае блокировки дверей нужно сидеть и ждать, когда откроют заблокированные двери(0)

      В случае возникновения пожара в автобусе нужно открыть все окна и проветрить салон автобуса (0)

    -рассуждают,— отвечают на вопросы, Рассуждение (Л).Формулирование ответов (Р).
    VIII . Рефлексия

    Ребята теперь давайте мы с вами посмотрим на нашу шкалу и определим на сколько

    Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. Регулятивные: оценка достигнутых результатов
    IX .Домашнее задание Составьте свои правила пользования транспортом, которым вы наиболее чаще пользуетесь. Для выполнения домашнего задания вы можете воспользоваться учебником, или Интернет источником.

    Обучающиеся

    слушают и записывают домашнее задание в дневниках.

    Личностные :развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

    Правила поведения в трамваях, автобусах и троллейбусах

      Грузовые автомобили, используемые для перевозки людей, специально оборудуются тентом, лестницей для посадки и высадки, сиденьями в кузове. Если перевозятся дети, грузовик должен иметь кузов-фургон и опознавательный знак «Перевозка детей». С детьми должен находиться взрослый. Необходимо помнить и соблюдать ряд мер безопасности: Нельзя стоять в кузове во время движения грузовика; Нельзя переходить с места на место во время движения грузового автомобиля; Перевозка людей, в том числе и школьников, может осуществляться грузовыми автомобилями. Нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги При спуске в метро на эскалаторе: Ожидать автобус, троллейбус, трамвай необходимо только на посадочной площадке, а в случае если её нет - на тротуаре или обочине дороги. При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посредине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая, необходимо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю. Ожидая поезд на платформе: не заходите за ограничительную линию; Посадка в транспорт, производится через передние двери, а высадка - через двери, на которых имеется надпись «Выход» Как правило, посадка должна производиться через задние двери, а высадка - через передние или через двери, на которых имеется надпись «Выход». Для оплаты проезда в транспорте, используются билеты с магнитной полосой и бесконтактные смарт-карты, соответствующие требованиям международных стандартов. После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно внимательным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из трамвая и автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти проезжую часть на другую сторону улицы. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти дорогу. стойте справа, идите слева; нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них. если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.
    © Сошина Евгения Ивановна, учитель ОБЖ 2015г.

    Цели урока

    Рассмотреть общие обязанности пассажира, правилам безопасного поведения в общественном транспорте для обеспечения личной безопасности

    • Вспомнить виды общественного транспорта.
    • Изучить основные правила безопасности пассажира.
    • Сформировать знания об опасных ситуациях в общественном транспорте.

    Виды транспорта

    ж\дорожный

    воздушный

    городской

    ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

    общественный транспорт.

    Если в машине едет много людей, то такая машина называется общественный транспорт.

    Если в машине едет много людей, то такая машина называется общественный транспорт.

    Если в машине едет много людей, то такая машина называется общественный транспорт.

    Автобус рейсовый

    Маршрутное такси

    Троллейбус

    ОСТАНОВКА ЭТО ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ДОРОГИ

    Ждать автобус, троллейбус или трамвай нужно только на остановках – местах, обозначенных такими знаками, как на рисунках. А там, где их нет – на тротуаре. В сельской местности, если нет оборудованной остановки, автобус ждут на обочине дороги.

    ЗАПОМНИ!

    На остановке никогда нельзя стоять у кромки тротуара. Тебя нечаянно могут толкнуть, и ты окажешься под колесами.

    Пассажир – лицо, находящиеся в транспортном средстве, а также входящий и выходящий из него.

    • Ряд Правила поведения в автобусе
    • Ряд Правила поведения в трамваях, троллейбусах
    • Ряд Правила поведения при поездке на грузовом автотранспорте

    Опасные ситуации

    в транспорте

    Если вы заметили возникновение пожара в автобусе, трамвае, троллейбусе

    • необходимо немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам; потребовать остановить транспорт и открыть двери.
    • При заблокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства необходимо использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стёкла (при необходимости можно выбить стёкла ногами).
    • При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя.
    • В любом транспорте имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо стремиться покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.

    В троллейбусе и трамвае металлические части могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к ним лучше не прикасаться.

    Покидать трамвай или троллейбус в этом случае надо прыжком с приземлением одновременно на обе ноги.

    Если пожар возник

    в вагоне метро

    • немедленно сообщите об этом машинисту по переговорному устройству и в дальнейшем выполняйте его команды.
    • При появлении в вагоне открытого огня во время движения поезда постарайтесь потушить его, используя имеющиеся под сиденьями огнетушители или подручные средства.
    • Ни в коем случае не пытайтесь остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном; оставайтесь на местах, пока поезд движется в тоннеле. При остановке поезда в тоннеле не пытайтесь покинуть его без команды машиниста.
    • После разрешения на выход откройте двери или, если нет другого выхода и вашей жизни угрожает смертельная опасность, выбейте ногами стёкла, выйдите из вагона и двигайтесь в направлении, указанном машинистом.
    • Городской общественный транспорт следует по определённому маршруту и перевозит пассажиров.
    • На специальном указателе остановки общественного транспорта можно узнать, какая остановка будет следующая
    • Во время движения автобуса старайся держаться за поручни
    • В случае блокировки дверей нужно сидеть и ждать, когда откроют заблокированные двери
    • В случае возникновения пожара в автобусе нужно открыть все окна и проветрить салон автобуса
    • Вспомнить виды общественного транспорта.
    • Изучить основные правила безопасности пассажира.
    • Сформировать знания об опасных ситуациях в общественном транспорте.
    • Составьте свои правила пользования транспортом, которым вы наиболее чаще пользуетесь

А максимальная скорость многих автомобилей превышает 300 км/час, эффективность использования этих средств постепенно снижается, а в некоторых случаях подушки и ремни могут быть просто опасны для автомобилистов.

В результате, основные средства пассивной безопасности, на которые возлагают свои надежды все водители в случае аварии, по своей сути являются изобретениями прошлого века. Естественно, над пассивной безопасностью автомобилей работают все автопроизводители. Однако поставщики систем безопасности вынуждены экономить как на времени для испытаний, так и на стоимости разработок и материалов, так как только это может привести к сокращению затрат. Поэтому об высокой степени безопасности, которую могли бы обеспечить ремни и подушки, приходится забыть.

Да, подушки безопасности отлично защищают голову и туловище водителей, однако ставят под удар их ноги и руки. Согласно исследованию медицинского центра Dartmouth Hitchcock в Нью-Хэмпшире по данным о травмах в результате ДТП в США за 1988-2004 гг., подушки безопасности и ремни вовсе не защищают руки водителя от переломов, мало того, они на 35 процентов увеличивают риск получения травм ног.

Представляют подушки серьезную опасность и для глаз водителя и пассажиров. Исследование испанского доктора Карлоса Руиса Лапуэнте показало, что в результате срабатывания подушек даже при невысокой скорости 35% водителей и пассажиров страдают от их довольно сильного удара, который часто приходится на лицо, особенно если речь идет о людях ниже 175 сантиметров ростом. Удар подушки по силе приближается к резкому удару кулаком в лицо. Если же вы носите очки, последствия могут быть еще более плачевными.

Кроме того, натриевая кислота, благодаря которой подушка безопасности мгновенно надувается, может попасть в глаза водителей и пассажиров, приводя впоследствии к отслоению сетчатки, поражению роговицы и другим последствиям. Согласно данным испанского общества слепых ОNCE, дорожно-транспортные происшествия являются сейчас одной из самых распространенных причин слепоты.

Конечно, всего этого можно избежать, однако новые, более совершенные модели начинают ставиться только на дорогие модели. Лишь недавно производители начали ставить на свои модели подушки для защиты коленей, на Mercedes E-класса, например, они появятся только в этом году.

Оптимальную защиту от удара придумала Toyota. В отличие от обычных подушек, которые состоят из одной секции, у новой версии их две. Раздуваясь, они создают углубление посередине, и распределяют давление сработавшей подушки по другим частям головы, плечам и верхней части туловища. Новые подушки безопасности разработаны на основе концепции общей поддержки (Omni-Support) и дают гораздо меньше шансов пассажиру переднего сиденья получить травму, без снижения уровня защиты при первом ударе. Однако ставиться они будут пока лишь на некоторые модели Lexus.

Время, когда ремень, а потом и подушка безопасности были единственными средствами, призванными смягчить последствия от столкновения, осталось в прошлом веке. Новая система безопасности водителя, разработанная немецким отделением корпорации Delphi в Вуппертале, основана на технологиях механики и должна сократить на четверть вероятность повреждений конечностей при столкновении. Система обеспечивает лучшую защиту ног водителя при фронтальном ударе. Защитный модуль состоит из рулевой колонки, коленного валика и качественно новой системы педалей. При столкновении модуль отодвигается от водителя, давая воздушной подушке больше времени для открытия. Воздушная подушка и коленный валик под рулевой колонкой перераспределяют удар на приборную доску. Педали при столкновении изменяют направление, продвинувшись наверх, снижая риск повреждения ног. Новая система должна, по сообщению предприятия, выйти на рынок к 2010 году.

Безусловно, никто не станет оспаривать положительный потенциал всех интегрированных систем. Однако автокомпании по-прежнему будут экономить на введении новых систем безопасности. Поэтому еще многих автомобилистов по-прежнему будут выручать подушки и ремни безопасности, с которыми все же спокойнее, чем без них. Ведь, как известно, лучше быть не совсем живым, чем совсем мертвым.


Организация и осуществление активного отдыха в природных условиях нередко связана с необходимостью пользоваться различными видами транспорта (наземным, воздушным и водным). Количество транспортных средств в мире постоянно увеличивается, возрастает скорость их движения, повышается их надежность и комфортабельность, улучшаются двигатели и топливо, способствующие уменьшению окружающей природной среды.
Вместе с тем полностью обеспечить безопасность передвижения пассажиров на любом виде транспорта невозможно. Аварии и катастрофы на транспорте происходили и происходят. В связи с этим ежегодно погибают и получают увечья многие водители и туристы.

Безопасность на всех видах транспорта обеспечивается человеком и зависит от его уровня подготовки и ответственности при использовании транспортного средства. Безопасность туристов обеспечивают специалисты, которые участвуют в подготовке транспортных средств, их управлении, контролируют соблюдение правил движения. Существуют специальные службы, отвечающие за безопасность наземных, воздушных и водных транспортных средств.

Каждый турист (пассажир) со своей стороны тоже может повысить уровень личной безопасности. Он потенциально должен быть готов к аварийной ситуации и при необходимости максимально использовать свои возможности для сохранения жизни и здоровья. Кроме того, пассажир обязан соблюдать ряд правил безопасности при передвижении определенным видом транспорта.

В современных условиях специалисты в области безопасности жизнедеятельности разработали различные рекомендации по безопасному поведению пассажира в пути и его действия при различных аварийных ситуациях. Рассмотрим некоторые ситуации, которые могут возникнуть при поездке на автомобиле и в поезде.

Безопасность туриста в автомобиле

Представьте, что вы едете с родителями на личной автомашине за город. Перед началом движения необходимо обязательно пристегнуться ремнями безопасности, а накидывание ремня лишь для вида (без необходимого натяжения) при аварии станет причиной дополнительных травм.

1) следует сильно напрягать все тело (мышцы);
2) следует втянуть голову в плечи;
3) следует поднять руки вверх, обхватить голову руками, защищая от удара;
4) не следует расслабляться до полной остановки автомобиля;
5) не следует выпрыгивать из автомобиля при его столкновении или переворачивании.

В случае если автомобиль переворачивается, следует упасть на соседнее сиденье (если не пристегнуты ремнями безопасности), крепко схватить сиденье и уткнуться в него лицом.
При возгорании автомобиля (как правило, пожар начинается под капотом) необходимо помнить, что человек может находиться в загоревшемся автомобиле не более минуты, так как весь автомобиль сгорает в течение нескольких минут. Для обеспечения личной безопасности необходимо закрыть рот и нос тканью (шарфом, платком, рубашкой) и быстро покинуть салон после остановки автомобиля.

Безопасность туриста в поезде

При посадке в поезд необходимо соблюдать следующие правила:

1) не следует бежать по платформе рядом с вагоном прибывающего поезда;
2) стоять ближе 2 м от края платформы во время прохождения поезда;
3) следует подходить к вагону после полной остановки поезда;
4) производить посадку в вагон только со стороны перрона или посадочной платформы;
5) войдя в вагон, оказать помощь пассажирам разместить вещи в купе;
6) достать из багажа все, что потребуется в дороге, прежде чем уложить его на полки и в специальные отделения;
7) тяжелые вещи разместить внизу, чтобы при толчке поезда они не упали с полки.

При движении поезда необходимо соблюдать следующие правила личной безопасности:

1) не следует во время движения поезда высовываться из окна;
2) открывать наружные двери поезда;
3) стоять на подножке;
4) трогать без надобности стоп-кран;
5) отходить далеко от поезда, выходя из вагона на остановках;
6) следует продумать свои действия, если место находится на верхней полке, чтобы не упасть с нее в случае резкого торможения поезда;
7) для питья использовать воду только из титана (большого кипятильника для воды), находящегося рядом с купе проводника, или продающуюся в пластиковых бутылках.

В случае возникновения пожара необходимо немедленно сообщить об этом проводнику. При невозможности потушить пожар и связаться с начальником поезда или машинистом необходимо остановить поезд с помощью стоп-крана и попытаться выйти из вагона через двери или окна. Категорически запрещается при этом:

1) выпрыгивать из вагона движущегося поезда;
2) пытаться выбраться на крышу поезда.

Если горящий поезд продолжает движение, а пожар возник в передних вагонах, то следует перейти в вагоны поезда, где пожара нет, плотно закрывая за собой двери (двигаться целесообразно пригнувшись, а дышать через мокрую ткань).
Иногда на железнодорожном транспорте происходят аварии. В этом случае во время толчка (удара) следует постараться ухватиться руками за неподвижные части вагона или сгруппироваться и прикрыть голову руками во избежание травм.
При опрокидывании вагона в случае аварии следует ухватиться за выступы полок и другие неподвижные части вагона, закрыть глаза и упереться ногами в стену. После того как вагон обретет устойчивость, необходимо осмотреться и наметить путь выхода из него, если дверь заклинило, следует выбираться через окна.

Обеспечение личной безопасности туриста на водном транспорте

Каждые сутки в нашей стране речные и морские суда перевозят более миллиона человек. Современные корабли оборудованы средствами спутниковой навигации и радиосвязи. За всеми кораблями, находящимися в плавании, осуществляется контроль и поддерживается постоянная радиосвязь.

Все пассажирские суда на случай аварии имеют спасательные средства: надувные плоты, шлюпки, спасательные жилеты и костюмы. Для всех пассажиров и членов экипажа имеются места на спасательном средстве (в шлюпке и на плоту).

Кроме того, существуют международные сигналы бедствия на море, которые подают терпящие бедствие корабли, чтобы привлечь к себе внимание и получить помощь. Получив такой сигнал, капитан любого судна, оказавшегося поблизости, обязан принять все меры для оказания помощи тем, кто оказался в опасности.

Вместе с тем несмотря на все меры безопасности, и в настоящее время гибнет ежегодно несколько десятков судов. Основными причинами гибели судов являются их столкновение в море, возникновение пожара на судне, шторм.

Правила безопасности. Практика показывает, что беды можно избежать, если соблюдать определенные правила безопасности. Специалисты рекомендуют каждому человеку, поднявшемуся на палубу корабля, знать и неукоснительно выполнять ряд общепринятых правил. Каждый пассажир должен знать, где ему следует находиться и что делать в случае эвакуации и в какой конкретно шлюпке определено его место.

При аварийной ситуации нельзя поддаваться панике. На каждом корабле разработан свой порядок эвакуации, который необходимо выполнять. Каждый пассажир должен уметь пользоваться спасательным жилетом, для чего необходимо изучить инструкцию по его использованию.

Необходимо также знать, что делать при пожарной тревоге. Поэтому особенно важно запомнить путь, по которому придется выбираться на шлюпочную палубу.

Пассажирам следует воздержаться от прогулок по открытой палубе, если она влажная или когда море штормит. Важно также знать расположение судового медпункта.

Следует помнить и о возможном появлении еще одной неприятности - морской болезни. Она возникает при укачивании и сопровождается головной болью, холодным потом, тошнотой и рвотой. Для предотвращения этой болезни рекомендуется:

Чем-нибудь заниматься, чтобы отвлечься;
- оставаться на свежем воздухе, избегать солнца;
- пить очень мало и принимать небольшое количество пищи каждый час, несмотря на отсутствие аппетита.

Действия туриста при кораблекрушении . Одно из важнейших правил, которое необходимо помнить человеку при кораблекрушении - это не паниковать и быстро выполнять все указания капитана и экипажа судна.

Следует взять с собой документы, предварительно завернув их в полиэтиленовый пакет, не снимая одежды и обуви надеть спасательный жилет. Необходимо быстро, но без спешки подняться на верхнюю палубу и по команде экипажа, когда подойдет очередь, садиться в спасательное средство (в шлюпку, на плот).

В случае, если сесть в шлюпку (на плот) не представляется возможным, необходимо прыгать в воду с полусогнутыми ногами вниз (спасательный жилет уже надет), закрыв одной рукой нос и рот, а другой обхватив себя за пояс, чтобы не сорвало спасательный жилет. Оказавшись в воде, необходимо как можно быстрее, отплыть от борта корабля. При необходимости следует принять участие в совместных действиях по спасению и оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Увидев шлюпку, в которой есть свободные места, следует подплыть к ней и с помощью спасателей подняться на нее. Если в шлюпке нет мест, нужно попросить о помощи, чтобы бросили трос (фал, канат), необходимо обвязаться тросом под мышками и плыть за шлюпкой.

Находясь в шлюпке (на плоту) при сильном солнечном облучении, необходимо защитить голову и открытые участки тела во избежание солнечного удара и ожога. При аварийном плавании (на вспомогательном судне) следует рационально использовать запас воды и провизии и верить в спасение.

Обеспечение личной безопасности туриста на воздушном транспорте

Авиационный транспорт - это наиболее современный, относительно безопасный и комфортабельный вид транспорта.
Известно, что самолеты обладают большой скоростью полета и могут доставить пассажиров, в том числе туристов, в заданную точку планеты за считанные часы.
В начале XXI в. появились даже первые космические туристы, которые на коммерческой основе путешествовали вокруг Земли.
Комфортные условия полета и быстрота прибытия к месту отдыха делают авиационный транспорт все более привлекательным для дальних путешествий.
На земле за безопасность полета отвечают десятки высококвалифицированных авиационных специалистов. К ним относятся инженеры и механики, которые готовят самолет к вылету, специалисты диспетчерской службы, которые обеспечивают управление самолетом на земле и в воздухе, специалисты метеослужбы, готовящие прогноз погоды на аэродромах взлета и посадки и на маршруте полета самолета, а также специалисты, поддерживающие непрерывную, надежную связь с экипажем воздушного судна.
Управляют воздушными лайнерами, перевозящими пассажиров, авиационные специалисты (летчики, штурманы, бортинженеры, радисты), которые способны привести самолет в любой пункт назначения в сложных метеоусловиях, в любое время года, днем и ночью.

Каждый самолет оборудован специальными средствами, обеспечивающими безопасность пассажиров в полете и в случае возникновения опасной ситуации.
Для обеспечения личной безопасности пассажиры должны выполнять ряд правил. Рассмотрим наиболее важные из них.
Подготовка пассажиров (туристов) к взлету самолета. Ручная кладь туристов должна быть размещена под сиденьем впереди стоящего кресла. Запрещено размещать ручную кладь у аварийных выходов и в проходах.
Полка над головой пассажира предназначена для верхней одежды и личных вещей.
Заняв свое место в салоне, необходимо убедиться, что откидной столик перед пассажиром закрыт, а спинка кресла должна быть приведена в вертикальное положение. Далее следует открыть шторки на иллюминаторах, пристегнуть и туго затянуть ремни безопасности.
Пассажирам необходимо внимательно прослушать информацию стюардессы о правилах поведения, средствах безопасности на борту самолета и об аварийно-спасательном оборудовании: аварийных выходах, их расположении и обозначении.
Специалисты рекомендуют запомнить правила использования кислородной маски (на борту самолета для каждого пассажира предусмотрена кислородная маска). Стюардесса объяснит, как пользоваться кислородной маской в случае разгерметизации самолета в воздухе. Она покажет, как пользоваться спасательным жилетом в случае аварийной посадки самолета на воду. Пассажиру необходимо запомнить также, где находится спасательный жилет (в панели над креслом или под сиденьем кресла, на котором он сидит, - в зависимости от типа самолета).
В самолете. В случае разгерметизации салона самолета в воздухе необходимо немедленно надеть кислородную маску, пристегнуть ремни безопасности и приготовиться к экстренному снижению. Для активации маску перед надеванием необходимо резко потянуть.

При аварии на взлете необходимо принять безопасную фиксированную позу:

1) согнуть и плотно сцепить руки под коленями;
2) голову наклонить к коленям как можно ниже;
3) ноги упереть в пол, предварительно вытянув их;
4) в момент удара сгруппироваться и напрячь тело;
5) не следует покидать своего места до полной остановки самолета.

При пожаре в самолете. Современные самолеты оборудованы надежными средствами пожаротушения. В случае возгорания экипаж согласно инструкции примет все меры, чтобы потушить огонь и посадить самолет на ближайший аэродром.

В случае пожара пассажирам необходимо выполнять команды экипажа. После приземления самолета нужно как можно быстрее покинуть его, защитить себя от жара и дыма одеждой, к выходу следует пробираться пригнувшись, дышать только закрыв рот и нос материей (платком, рукавом). Ручную кладь специалисты рекомендуют с собой не брать.

При аварийной посадке самолета. В случае принятия экипажем самолета решения о вынужденной посадке пассажиров предупреждают об этом своевременно. При аварийной посадке необходимо выполнять указания командира и экипажа самолета.

Если у пассажиров есть возможность, то следует надеть верхнюю одежду, которая защитит от травм. Специалисты советуют пассажирам сгруппироваться и напрячь тело и постараться удержаться на месте во время резкого торможения самолета после его приземления. Не следует вставать с кресла до полной остановки самолета и соответствующей команды экипажа. После остановки самолета следует покинуть его, используя аварийный выход и отойти от него на безопасное расстояние (не менее 100 м). при аварийной посадке самолета на воду необходимо надеть спасательный жилет и надуть его непосредственно перед тем, как покинуть самолет.

Опыт показывает, что самым опасным фактором в аварийной обстановке является паника. В большинстве случаев паника возникает, когда туристы(пассажиры) не готовы к аварийной ситуации и не умеют мобилизовать себя на спокойные, обоснованные действия в сложившейся обстановке. Поэтому, оказавшись в самолете, следует подумать, что предстоит делать в различных опасных ситуациях. Это позволит человеку, если действительно наступит аварийная ситуация, более спокойно и уверенно действовать в целях спасения своей жизни и других пострадавших.

Ваш загородный отдых - это наша работа!

В мегаполисах крайне трудно обойтись без общественного транспорта. Он предназначен для перевозки людей по заранее проложенным маршрутам с остановками в определенных местах. К такому транспорту в крупных городах относят: трамвай, автобус, троллейбус, такси, метрополитен, поезда и электрички.

Обеспечение безопасности в общественном транспорте, как правило, ложиться на самого пассажира. Для этого следует знать, как правильно себя вести при поездке в том или ином виде транспорта и что нужно делать, если произошла экстремальная ситуация (пожар, захват, взрыв или авария).

Наземный городской транспорт

Во время ожидания на остановке общественного транспорта не подходите слишком близко к проезжей части дороги. Не торопитесь. Не забегайте и пытайтесь запрыгнуть в автобус на ходу. Лучше дождаться следующего, чем оказаться с переломом в травмпункте. Выходить также следует осторожно, не торопясь и никого не толкая. Человек может поскользнуться на подножке и упасть под колеса либо получить травму ноги.

В салоне будьте бдительны и следите за своими вещами. Сумка не должна находиться сзади вас или внизу. Повесьте ее на плечо и прижмите спереди, обхватив рукой. Обязательно пользуйтесь поручнями. Если вы обнаружили бесхозный предмет, сообщите об этом кондуктору или водителю.

Как бы вам не хотелось, нельзя спать в транспорте. Во время резкой остановки или столкновении, вы не сможете должным образом среагировать. При возникновении опасной ситуации слушайте указания водителя.

Во время движения разговаривать с водителем или задавать ему вопросы запрещено. Не заходите в автобус или троллейбус с продуктами питания и или алкогольными напитками. В случае захвата, согласно правилам безопасности в общественном транспорте нужно выполнять все требования преступников, не спорить и не перечить им.

В начале операции по освобождению следует держаться подальше от стеклянных вещей и окон. Лягте на пол, прикрыв голову руками, и старайтесь не шевелиться. Ждите окончания штурма. Большой ошибкой будет взять брошенное преступниками оружие. В этом случае, группа захвата вас запросто примет за одного из них.

Подземный транспорт (метро)

Метрополитен одно из наиболее удобных средств передвижения в густонаселенных городах. Однако опасности могут подстерегать и там.

  • До прибытия состава находитесь подальше от края платформы. К дверям подходите, когда вагон окончательно остановился.
  • Если возникла давка, то для обеспечения собственной безопасности воспользуйтесь другими линиями метро.
  • При падении человека на рельсы не кидайтесь ему на помощь. Правильным будет отправить нескольких пассажиров к сотруднику метро для сообщения о возникшей ситуации, а один человек должен встать у края платформы и с помощью яркого предмета подавать сигнал машинисту, чтобы он затормозил.
  • Если упавший не может быстро сам выбраться, но в состоянии передвигаться следует ему сообщить, что наиболее безопасным вариантом будет лечь прямо, лицом вниз между рельсами. Сохранять неподвижность следует до отхода поезда.
  • Находясь на эскалаторе, не отвлекайтесь, не пытайтесь по нему бежать или перепрыгивать через ступени. Следует крепко держаться за поручень.

При возникновении взрыва или аварии в тоннеле прислушивайтесь к рекомендациям машиниста. Прежде чем выходить из вагона, нужно дождаться, когда с контактного рельса будет снято напряжение. При задымлении закройте органы дыхания платком, салфеткой или шарфом. Остерегайтесь металлических частей вагона, к ним лучше не прикасаться. Машинист должен указать направление, в котором следует двигаться, чтобы выйти из тоннеля. Если опасность для жизни отсутствует, то лучше дождаться помощи спасателей.

Железнодорожный транспорт

При обеспечении безопасности в общественном транспорте таком, как поезд следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Места лучше покупать в вагонах, находящихся в центре поезда, нежели в «голове» или «хвосте». Это объясняется тем, что центральная часть поезда меньше всего будет травмирована при столкновении.
  2. Отдавайте предпочтение местам, которые расположены противоположно движению поезда.
  3. Заранее узнайте о том, где находятся аварийные выходы. Обычно их 2 на вагон.
  4. Если ваши попутчики выглядят подозрительными или не вызывают у вас доверия, лучше не выключать свет в купе и стараться не засыпать.
  5. При поездке в купе никогда не держите дверь полуоткрытой. Это даст другим пассажирам лишнюю информацию.
  6. Все важные документы и ценные вещи всегда держите рядом с собой. Ложась спать, кладите их под подушку.
  7. Не употребляйте алкоголь в компании малознакомых людей. Это притупляет бдительность.
  1. Запрещено во время движения транспорта пытаться открыть двери вагона, стоять на подножках или высовываться в открытые окна.
  2. Стоп-кран следует использовать только в очень серьезных ситуациях. В случае ее возникновения не рекомендуется останавливать поезд в местах, где эвакуировать людей будет сложно (тоннель, мост).
  3. В багаже не должно быть легко воспламеняющихся предметов, ядовитых или химических веществ.
  4. Почувствовав запах гари или непонятного задымления следует сразу же об этом сообщить проводнику.

При резком торможении крепко возьмитесь за поручни и для фиксации тела обопритесь ногами в сиденье или стену. Лучше лечь на пол салона. Переждав один удар, не стоит менять положение, возможны последующие удары, более сильные. Только когда станет понятно, что поезд окончательно остановился, можно встать.

Необходимо сразу покинуть салон поезда, т.к. велика вероятность возникновения возгорания. Если вы приняли решение покинуть вагон через аварийное окно, то делайте это на полевую сторону, т.е. где отсутствуют железнодорожные пути.

Правила безопасности при возгорании

Пожар в общественном транспорте опасен тем, что большое количество людей находится в закрытом небольшом помещении. Кроме того, при горении частей транспорта выделяется довольно токсичные вещества, которые представляют опасность для человека.

Почувствовав в салоне дым и соответствующий запах, сообщите об этом водителю и потребуйте остановки для выяснения обстоятельств. В транспортах, которых ходят с помощью подачи электричества, в случаи аварии возможно нарушение защитной изоляции и металлические элементы могут попасть под напряжение.

Для эвакуации используются люки на крыше либо боковые окна. В случае взрыва или сильного задымления обязательно закройте нос и рот чем-то из элементов одежды. Внизу скопления дыма минимально, поэтому следует лечь на пол, чтобы избежать отравления.

Когда вы смогли выбраться из салона транспорта, немедленно уйдите на безопасное расстояние. Есть возможность взрыва баков с горючим или замыкания в электросети.

При пожаре на железнодорожном транспорте действовать нужно немного иначе. Окна следует закрыть, чтобы попадающий в вагон ветер еще больше не распылял пламя. Попытайтесь уйти через соседние вагоны. При этом двери крепко за собой закрывайте. Защищайте органы дыхания и глаза.

Оказавшись в относительной безопасности, включайтесь в спасательные работы. Окажите другим посильную помощь.

Если вы стали свидетелем аварии на железнодорожном транспорте, звоните по телефону 112.

Общие правила безопасности в поезде:
С точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде - центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки. Как только вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители.
Соблюдайте следующие правила:


. выбирайте сидячие места против движения поезда, т.к. в случае, если хулиганы бросят в окно камень, у вас гораздо больше шансов, что он в вас не попадет;
. при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;
. тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках;



. не срывайте без крайней необходимости стоп-кран;
. запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложниться эвакуация;
. курите только в установленных местах;
. не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества;
. не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;
. при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику;
. располагайтесь (особенно ночью) в тех купе, где уже кто-то есть;
. не засыпайте, если ваши попутчики вызывают у вас недоверие;
. запомните своих попутчиков: имена, приметы, конечные станции;
. не напивайтесь и не принимайте угощение от попутчиков;
. держите свет в купе включенным, даже если это мешает отдыхать;
. не оставляйте двери приоткрытыми, так как это позволяет видеть из коридора то, что происходит в купе;
. когда вы едете в плацкартном вагоне, держите документы или бумажник в надежном месте, портфель - поближе к стене;
. самое ценное (деньги, ключи, документы) забирайте с собой даже в туалет - в бумажнике, поясной сумке или сумке через плечо;
. на промежуточных станциях во время выхода пассажиров воры могут легко воспользоваться всеобщей суматохой, быстро пробежав через вагон, поэтому держите поближе к себе сумку, пиджак и личные вещи, не оставляйте их на соседнем сиденье.


Как действовать при железнодорожной аварии.
При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.


Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна - аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону (где нет железнодорожных путей) железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если невозможно - идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов - малминит - выделяет токсичный газ, опасный для жизни.

Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.

Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и взрыв.

Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).

Правила безопасности при нахождении на объектах железнодорожного транспорта.
Хождение по путям в неустановленных местах - самое распространённое нарушение на железнодорожном транспорте. А ведь известно, что неожиданное появление человека на путях или под стоящим составом может привести к несчастному случаю и нарушению движения. Машинисты Московской дороги обладают огромным опытом и тщательно проинструктированы на случаи аварийных ситуаций, но даже их профессионализм и автоматическая реакция не смогут заставить многотонный состав остановиться за доли секунды.


Тормозной путь поезда варьируется от 33 до 1000 м, мгновенная остановка невозможна. Поэтому переходить пути рекомендуется лишь в специально предназначенных для этого местах, обязательно под прямым углом к направлению путей, не наступая на головку рельса, чтобы не поскользнуться и не упасть. Стрелочный перевод - запрещенное для перехода место, предугадать режим работы стрелки человеку неосведомлённому невозможно. При пересечении путей ни в коем случае нельзя выдвигаться на железнодорожное полотно сразу после проследования поезда: важно убедиться в отсутствии встречного состава, для чего требуется дождаться, когда хвостовой вагон поезда удалится из пределов видимости.
Человек, оказавшийся между движущимися поездами, рискует вдвойне: сила воздушного потока, создаваемого составами, достигает 16 тонн. Думается, попасть в такие тиски не пожелает ни один здравомыслящий человек.
Неподвижные вагоны неподвижны лишь на первый взгляд. Подходить к ним ближе, чем на 5 метров, нельзя - любой вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую минуту. Категорически запрещено находиться под стоящим или, тем более, перемещающимся подвижным составом. Этого никогда не делают сами железнодорожники.
Согласно статистике, нередки случаи с людьми, идущими параллельно железнодорожным путям. Если человек не может избежать следования по рельсовому полотну, то идти в колее попутного направления недопустимо: отвлекаясь только на встречный поезд, человек может не услышать сигналов нагоняющего сзади попутного.
Существуют определённые правила поведения на станционной территории, нарушение которых крайне опасны:
Не разрешается вплоть до посадки в стоящий вагон заступать за ограничительную линию на платформе, а прыгать с платформы или забираться на неё с путей - это очень рискованно.


При посадке в электропоезд пассажир должен осознавать, что принудительное открывание входных дверей, проход в двери в моменты их автоматического открывания или закрытия недопустимы, ведь давление сжатия дверей эквивалентно 8 атмосферам, а падение из движущегося на большой скорости поезда «несовместимо с жизнью». Столь же опасно и так же недопустимо высовываться из окон вагона.

Особый разговор касается контактной сети. Напряжение в проводах чрезвычайно высокое: от 3.5 до 27500 вольт (для сравнения: дома в электропроводке - 220 вольт). Сильный ожог от контактного провода может произойти на расстоянии менее чем 2 метра.