Лучше ехать в монголию. Путешествие в монголию. Другие типы виз

Будучи географом, я интересуюсь природным и культурным разнообразием этого удивительного уголка нашей планеты. Я живу в Монголии первый год и уже успела всем сердцем полюбить эту страну!

Большинство людей имеют хоть какое-нибудь представление о Монголии. Это страна белоснежных юрт, диких кочевников и вечно синего неба.

Традиционное жилище кочевников - войлочная юрта

Наряду с этими ассоциациями, существует масса заплесневелых стереотипов, которыми до сих пор пугают туристов со всего света. Самый распространённый вопрос, который мне частенько приходится слышать: «А есть ли вообще в Монголии Интернет?». Ещё один популярный стереотип: всё население является кочевым и живёт только в юртах. Список таких странных догадок можно продолжать бесконечно. Так вот, этим постом я бы хотела поставить шах и мат тем, кто все ещё живёт в мире стереотипов и страхов, касательно современной Монголии.

Вид на ночной Улан-Батор

Да, страна степей действительно бережно сохранила культуру предков. Быт, одежда, еда и традиции этого кочевого народа, пройдя через столетия, вошли в современный мир, не утратив свою самобытность. Настоящая сегодняшняя Монголия - это удивительная смесь из традиций и технологий: юрты и небоскрёбы, древние буддийские храмы и уличные граффити, традиционная одежда и самый дорогой в мире кашемир, бескрайние просторы и высокоскоростной Интернет.

Площадь Чингисхана раньше называлась площадью Сухэ-Батора

На территории Монголии круглый год преимущественно солнечные дни, а столица со всех сторон окружена горными грядами. Так для меня, Монголия, в первую очередь, невероятный источник вдохновения.

Здесь везде веет духом Азии. Восточная неспешность бытия, молодёжная стрит-мода, приверженность традициям, уличные торговцы - всё это отличительные черты азиатской страны. Посетить Монголию стоит для того, чтобы увидеть другую жизнь, взглянуть в лицо суровой Азии, соприкоснуться с кочевнической экзотикой. К тому же, вам не придётся ехать за сто морей за яркими впечатлениями, все они сосредоточены на территории соседнего государства - Монголии.

Приезжайте в Монголию, почувствуйте настоящее степное гостеприимство.

Виза и пересечение границы

Смело собирайте чемоданы в страну вечного синего неба, если вы планируете краткосрочную поездку, срок которой не превысит 30 дней. Между Россией и Монголией давно велись работы по облегчению прохождения границы, а в ноябре 2014 года был наконец-то введён безвизовый режим.

Оформление визы не потребуется в случаях, когда целью поездки служит туризм, посещение родственников и друзей, деловая поездка. Однако вам не дадут злоупотребить гостеприимством, так, срок пребывания в монгольских степях не должен превышать 90 дней в течение полугода.

Пока я пишу этот текст, мой счётчик дней тоже тикает, и подходят к концу 90 дней моего пребывания. Когда я проходила таможню в последний раз, монгольские работники вежливо намекнули мне, что пора бы мне уже делать визу. Так как я почти перебралась на ПМЖ в Монголию (осталось только забрать свою монгольскую визу из России), мне пришлось активно штурмовать Консульство Монголии в России. В целом, при наличии веских обстоятельств (работа, учёба, брак) ничего сложного. Тем, кто желает оформить учебную, рабочую или частную визу на длительный и не очень сроки - вот адреса и стоимость виз.

Подать документы на оформление визы можно в следующих городах:

  1. Консульский отдел посольства Монголии в Москве (Спасопесковский переулок, 7/1);
  2. Генеральное консульство Монголии в Иркутске (ул. Лапина, 11);
  3. Генеральное консульство Монголии в (ул. Профсоюзная, 6);
  4. Генеральное консульство Монголии в Кызыле (ул. Интернациональная, 9);
  5. Почётное консульство Монголии в Екатеринбурге (ул. Маршала Жукова, 3).

Согласно официальному прайсу правительства Монголии размеры пошлины таковы:

  • Въездная - выездная виза (на один раз / на два раза) - 18 USD / 34 USD;
  • Многоразовая виза - 40 USD;
  • Длительная виза (6 мес / 6–12 мес) - 53 USD /106 USD.

Пересечение монгольской границы - дело простое и нехлопотное. В моём случае, автобус - Улан-Батор идёт через международный круглосуточный пропускной пункт в городе Кяхта. Следует отметить, что данный пункт предназначен только для автомобилистов, пешком пройти не удастся, придётся искать машину для прохождения границы (любителям автостопа посвящается).

Для того, чтобы пересечь границу, потребуется только действующий загранпаспорт. При въезде предлагают заполнить таможенную декларацию, если у вас с собой товары и продукты, требующие декларирование.

Что запрещено перевозить (ввоз и вывоз) через монгольскую границу:

  • взрывчатые и радиоактивные вещества;
  • наркотические вещества;
  • материалы, содержащие порнографию;
  • материалы, направленные против Монголии (публикации, фото, видео);
  • палеонтологические и археологические находки;
  • мясо и рыба без разрешений монгольской стороны;
  • металлоискатели (в целях предотвращения нелегальных раскопок и разграбления культурных, исторических памятников Монголии);
  • любые виды оружия (я взяла с собой свой любимый выкидной нож, который котируется как холодное оружие. Пройдя через неприятные 50 минут беседы с таможенным сотрудником, я вернулась в автобус полный недовольных задержкой пассажиров).

А вот нормы провоза алкогольной и табачной продукции:

  • Алкоголь - не более 3 л, притом водка не более 1 л, вино 2 л, а пиво 3 л.
  • Табак - не более 200 сигарет и 250 грамм табака.

Мой совет любителям путешествий с домашними питомцами - возьмите ветеринарный сертификат международного образца. Мой кот, к примеру, был привит и имел документы из частной ветклиники, но они не соответствовали установленным образцам, и мне пришлось отложить перевозку питомца.

Ещё один маленький лайфхак для тех, кто не любит ждать: держите поблизости обычную шариковую ручку. На таможне дают заполнить миграционную карту и, как часто бывает, туристов много, а ручка одна. Создаются нешуточные очереди и баталии за обладание ею, а работники таможни весело смотрят на это представление, уверяя, что больше ручек у них нет.

Так, преодолев в среднем 1–2 часа таможенного контроля, мой автобус останавливается в монгольском приграничном городке Алтанбулаг (в переводе с монгольского «золотой родник»), где можно весьма неплохо подкрепиться в кафе гостиницы «Алтан Плаза». Мой средний чек получился на 200 рублей.

Те, кто пересекает воздушную границу, приятно удивятся современному и удобному международному аэропорту Чингисхан, где уже введены новейшие технологии таможенной проверки. Отсюда можно попасть в самые отдалённые уголки Монголии.

Как добраться

В моём детстве часто говорили: «Курица не птица, Монголия не заграница». Я понимала эту фразу как намёк на доступность близлежащей страны. И действительно, добраться в эту соседнюю азиатскую страну не составит особых усилий. Прямое расстояние между Москвой и Улан-Батором составляет 4 645 км.

Вообще есть два варианта маршрута из Москвы. Первый достаточно лёгкий, но в тоже время очень скучный: сесть в самолёт в Шереметьево и через 6 часов полёта оказаться в Улан-Баторе. Второй более увлекательный и познавательный: прилететь в солнечную Республику Бурятию, осмотреться в приветливом и потом уже сесть на автобус в Улан-Батор. В последнем случае вам удастся познакомится с бурятской культурой, корни которой уходят в Монголию. Есть и третий вариант развития событий: высадится в городе Иркутск, посетить Байкал, а затем устроится поудобнее в поезде Иркутск-Улан-Батор.

Самолетом

Из Москвы в Улан-Батор можно добраться прямым рейсом самолётами компаний «Аэрофлот», MIAT Mongolian Airlines.

«Аэрофлот» осуществляет ежедневные рейсы без пересадок, средняя продолжительность полёта составляет 6 часов. Стоимость билета только в одну сторону начинается от 300 USD (20 000 RUR) и доходит до 3 000 USD.

Я бы сказала, что цены довольно демократичны для международного рейса, потому что такие рейсы как - , Москва - Иркутск в среднем достигают тех же 300 USD.

У компании s7 действуют интересные рейсы с двумя пересадками: - - - Улан-Батор или - - - Улан-Батор. Такое «весёлое» путешествие в одну сторону обойдётся примерно в 800 USD. Есть варианты транзита из Казахстана (Усть-Каменогорск - Улгий), а также из Китая ( - Улан-Батор). Китайский вариант стоит 350 USD, и это только в одну сторону из Пекина.

Прямые рейсы в Улан-Батор осуществляются также из близлежащих российских городов Иркутска и . Летают, как правило, самолёты монгольских авиакомпаний Eznis Aairways и «Аэромонголия» .

В любом из вариантов путешественник прилетит в главный аэропорт страны Чингисхан .

Он находится в 15 км от города. Добираться до центра лучше на общественном транспорте, к примеру, автобусе, стоимость билета меньше 0,2 USD, так выйдет намного дешевле, чем на такси (5–10 USD).

Более точную информацию о стоимости билетов и вариантах перелетов на ваши даты можно узнать .

Поездом

Приехать в Монголию можно и на поезде. Поезд - Улан-Батор отправляется с Ярославского вокзала каждые среду и четверг и прибывает в Улан-Батор спустя 98 часов пути в понедельник и вторник. На поезде расстояние составит примерно 6 200 км. Пропускной железнодорожный пункт находится в г. Наушки. Стоимость билета в эконом классе - 300 USD, в первом классе - 450 USD.

Есть ещё и другой ежедневный поезд, курсирующий по маршруту - . Он проходит через монгольские города Сухэбаатар, Дархан, Улан-Батор, Чойр, Эрлянь и отправляется в . Стоимость приблизительно равная, но есть вероятность, что наполненность вагонов будет намного выше, чем в поезде до Улан-Батора.

Обратите внимание, что билеты на международные рейсы невозможно приобрести онлайн, придётся покупать только через международные билетные кассы.

Как я писала выше, можно прилететь из Москвы и Петербурга в Иркутск или и сесть на поезд. Железнодорожный вокзал Иркутск Пассажирский находится на ул. Челнокова, 1. Ежедневный поезд Иркутск - Улан-Батор отправляется из Иркутска в 16:32 по московскому времени и проходит 1 114 км пути за 32 часа.

Дешевые варианты проживания (хостелы), сосредоточены повсюду рядом с вокзалом. Обратите внимание на то, что в Монголии социальная сеть Facebook пользуется неимоверной популярностью. У отеля или хостела может отсутствовать свой веб-сайт, но в Фэйсбуке вы обязательно найдете их страничку и сможете забронировать онлайн. Найти подходящий для себя хостел можно, например, на , а апартаменты удобно искать вот .

Автобусом

Добираться в Монголию автобусом проще всего опять же из . Международные автобусные перевозки между и Улан-Батором осуществляет монгольская компания перевозок Juulchin World Tours . В их парке все автобусы корейские, поэтому они довольно комфортабельны: большие раскидные кресла, кондиционеры, тёплая печка в зимнее время, но без WiFi и биотуалета. Автобусы отправляются ежедневно в 07:00 утра с автовокзала Южный, который находится в самом центре Улан-Удэ.

Время пути зависит от времени прохождения таможни, состояния дорог, погодных условий. В среднем получается около 12–13 часов. В пути автобус останавливается 5 раз, из них только один раз на обеденный перерыв. Цена на билет в одну сторону достаточно привлекательная - 1 500 рублей.

В Улан-Баторе автобус приезжает на автовокзал Dragon, который находится в 7 км от главной площади. Добраться от автовокзала до центра можно на чем угодно: автобусы, троллейбусы и такси. Выбирайте, что вам комфортабельнее, а я выбираю троллейбус, который является самым дешевым общественным транспортом.

А теперь внимание, очередной лайфхак для любителей сэкономить! Настоятельно рекомендую сразу взять обратный билет в Улан-Удэ на автовокзале, то есть приобрести сразу билеты туда-обратно. Это сэкономит вам ощутимую сумму, так как на монгольском автовокзале билеты Улан-Батор - стоят дороже, чем билеты Улан-Удэ - Улан-Батор. Разница иногда достигает 1 000 рублей и связана, как мне объяснили на кассе монгольского автовокзала, с разницей цен на бензин.

Автомобилем

Множество людей предпочитают путешествовать на своих колёсах. Путешествие в Монголию на собственной машине не представляет особого труда. На границе дают заполнить стандартные бланки для водителей. Таможенный осмотр проходит достаточно быстро.

Единственное, что надо учитывать - это качественная разница между российскими и монгольскими дорогами. Пример: автобус - Улан-Батор едет со средней скоростью в 90 км/ч, а то и 100 км/ч до погранпоста в Кяхте, после пересечения границы, на монгольской стороне средняя скорость не превышает 60 км/ч. Делайте выводы сами, я не водитель, но могу с уверенностью сказать, что качество дорог в Монголии оставляет желать лучшего.

Вот автомобильный маршрут из Москвы в Улан-Батор, проходящий через Чуйский тракт и Алтай. Вы сами можете проложить любой маршрут, в зависимости от своего местоположения.

Паромом

К сожалению, страна не имеет выхода к морю. Хотя сейчас монгольскими властями бурно обсуждаются варианты аренды китайских портов на длительные сроки. Будем надеяться, что в один прекрасный день Монголия завладеет и морскими путями.

Туристические регионы

Родина Чингисхана известна всему миру своим богатым культурно-историческим наследием кочевников, а также поражающими просторами нетронутой природы. Именно поэтому в Монголию ежегодно отправляется поток туристов, путешественников, исследователей, прибывших сюда с совершенно разными целями и интересами. Следовательно, и туристическое районирование Монголии я бы провела исходя из направлений туризма таких, как: экологический, научный, спортивный, религиозный и т. д. Но если говорить в целом, то следующие регионы считаются особенно привлекательными для большей части туристов:

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АЙМАК И СТОЛИЦА

В центральном аймаке Тувь анклавом расположилась столица Монголии Улан-Батор. Сюда и попадают все туристы, которые путешествуют по Монголии. Несмотря на все стереотипы, Улан-Батор вполне продвинутая столица, отлично сочетающая древнее и современное. Рекомендую начать поход по музеям с древнего храмового комплекса, а ныне музея Чойжин ламын сум.

Что делать: посетить столичные музеи и храмы, отправиться в монгольский «парк Юрского периода», взобраться на гору Богд-Уул.

Любителям активного отдыха очень понравится расположение столицы посреди горных вершин. В окрестностях города находятся два значимых национальных парка: Горхи-Терелж - самый известный и любимый у туристов, своеобразный «парк Юрского периода» по-монгольски, а также Богд-Хан Уул - охраняемая со времён Чингисхана гора-покровитель столицы, которая находится в предварительном Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

ГОБИ

Эта крупнейшая пустыня Азии является одной из главных достопримечательностей страны. Гоби на монгольском произносится как «говь» и употребляется к любому пустынному/полупустынному ландшафту. Всего лишь 2 % территории этой пустыни представлены привычными нашему пониманию песчаными барханами и дюнами, остальная часть - это различные виды скалистых полупустынных ландшафтов.

Что делать: кататься на верблюдах, «буханках» (УАЗ), искать яйца динозавров, изучать гобийских животных - эндемиков, посетить энергетический центр - вход в Шамбалу.

В этих горных ландшафтах обитают гобийские эндемики: гобийский медведь мазаалай, который находится на грани исчезновения; аргали Дарвина - гобийский горный баран, дикий верблюд.

Гоби является настоящей палеонтологической сокровищницей мира. Так в 1920-х гг. в ходе множества научных экспедиций в Гоби были обнаружены первые яйца динозавров, до этого люди и не подозревали, что динозавры откладывали яйца. В советское время палеонтологи находили огромное количество целых скелетов рептилий. Самый большой скелет динозавра Монголии - Тарбозавр баатар - стоит в музее природы в Улан-Баторе.

Ещё одно не менее интересное явление Гоби - один из трёх входов в мистическую страну Шамбалу. Согласно преданиям, Шамбала - страна, где живут высшие существа, а также энергетический центр мира. В 38 км от г. Сайшанд аймака Дундговь расположен Хамрийн хийд - монастырь, построенный буддийским просветителем Данзанравжей в XIX веке. Именно здесь и находится один из входов в Шамбалу, которую когда-то искал русский учёный Николай Рерих.

МОНГОЛЬСКИЙ АЛТАЙ

Западные аймаки Баян-Улгий (Богатая Колыбель), Увс, Ховд - одни из наиболее удалённых от столицы страны. Природа здесь не затронута промышленностью и нет туристического наплыва. Плотность местного населения не превышает 1 чел/м². Прекрасно подходит для тех, кто ценит уединение в горах, погружение в дикую природу.

Что делать: покорять горы, созерцать красоту ледников и альпийских лугов, медитировать на вершине буддистской святыни, ловить рыбу в высокогорных озёрах, слушать древнюю музыку урянхайцев.

Замечательная особенность региона - это возможность знакомства с культурой различных этнических групп ойратов. Так, например, монгольское племя алтайских урянхайцев владеет древней техникой традиционной игры на флейте цуур. Это деревянный духовой вертикальный инструмент, который, как правило, используется, чтобы призвать удачу в делах и отвести беды в путешествиях. Мелодии отражают внутреннее состояние одинокого путника и связывают человека с природой. На сегодняшний момент только 40 семей монголов–урянхай владеют игрой на цуур, которая включена в Cписок нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

ХУБСУГУЛЬСКИЙ АЙМАК

Хубсугул (Хувсгел) - это озеро, которое иностранцы восхищённо называют dark blue pearl of Mongolia, а русские именуют младшим братом Байкала.

Что делать: пробовать подлёдный дайвинг, кататься на пароме, сфотографироваться с настоящими оленями, познакомиться с цаатанами.

Древнее высокогорное озеро является популярнейшим направлением внутреннего туризма. Каждая монгольская семья в период отпусков стремиться попасть именно сюда. Поэтому туристический сервис весьма продвинут и предлагает множество увлекательных туров. Любители дайвинга, особенно подлёдного, будут очарованы этим озером. Прозрачная вода и виднеющиеся снежные вершины никого не оставят равнодушными.

Ещё одна удивительная этническая группа, проживающая на территории Монголии - цаатаны. Исходя из названия народа, которое буквально переводится как «те, кто владеет оленями», можно сделать вывод, что вы встретите не только удивительных людей, но и их оленей. Цаатаны проживают только в Хубсугульском аймаке и занимаются преимущественно оленеводством. В последнее время цаатаны активно участвуют и в туристическом бизнесе. Так, вы сможете сфотографироваться с оленями и с самим цаатанами в их традиционном одеянии.

Топ городов

Говоря о городах Монголии, необходимо заметить, что Улан-Батор монголы называют «хот», что означает «город». И если кто-то говорит: «Я еду в город» или «в 10 км от города», то он имеет в виду именно столицу. Остальные города Монголии, а их 29 штук, имеют фактический статус городов, но таковыми не считаются. Ниже топ городов, который, по моему мнению, входят в категорию must see.

Улан-Батор

О столице можно писать бесконечно, рассматривая как в калейдоскопе все новые и новые яркие грани.

Приведу только любимые факты об Улан-Баторе:

  • название Улан-Батор (монг. Улаанбаатар) переводится как «красный герой»;
  • город образовался вокруг буддистского монастыря Гандан;
  • население столицы - это половина населения страны, а именно 1,4 млн человек;
  • самая холодная столица в мире (прихватите с собой тёплые вещи);
  • единственная столица в мире, которая сохранила все «буколические» прелести кочевой жизни (юрточные районы Улан-Батора).
  • Гандан;
  • Зимний дворец Богд Хана;
  • Памятник Beatles;
  • Мемориальный комплекс Зайсан с панорамной площадкой;
  • Блошиный рынок Наран Туул;
  • Музей природы с динозаврами;
  • Самая высокая конная статуя в мире.

Эрдэнэт

Третий по величине город в Монголии, который известен тем, что в советское время здесь был построен горно-обогатительный комбинат, вокруг которого бешеными темпами разросся город.

Здесь все ещё веет советской эстетикой, и к тому же наши соотечественники до сих пор составляют 15 % населения города. Расстояние от столицы 330 км. Город является крупным транспортным узлом, соединяющим железнодорожным сообщением Россию и .

Приятная новость для туристов: это самый дешёвый город в плане стоимости еды.

В Эрдэнэте туристы могут попасть на карьер, музей горного дела с редкими экспонатами, приобрести ковры без наценки прямо с ковровой фабрики, посетить буддийские храмы.

Чойбалсан

До коммунистических переименований город носил название Баян Тумэн и образовался благодаря караванной торговле. Сегодня это четвёртый по величине город Монголии.

Расстояние от столицы по автомобильной дороге составляет 670 км. Расстояние можно преодолеть на самолёте, так как в Чойбалсане расположен крупный одноименный аэропорт. Кстати, из аэропорта Чойбалсан вы можете купить международные билеты в китайские города Внутренней Монголии: Маньчжурия, Хайлар.

Каракорум

Каракорум, или Хархорин - это древнейшая столица Монгольской Империи. Название буквально означает «черные камни вулкана».

В своё время, город Чингисхана был настолько величественным и роскошным, что вызывал зависть у других богатых городов мира. Сегодня здесь можно встретить только руины той знаменитой столицы, которая находилась в 80 км от географического центра современной Монголии. Здесь находится ещё один объект, охраняемый ЮНЕСКО - культурный ландшафт реки Орхон. На правом берегу этой реки расположен первый в Монголии буддийский монастырь Эрдэни Зуу.

Улгий

Город, который окружён со всех сторон горными вершинами, находится в Западной Монголии. Расстояние от столицы превышает 1 100 км.

Привлекателен для туристов своим расположением, относительной доступностью и к России, и к Казахстану, и к Китаю. Добраться сюда из монгольской столицы можно на самолёте, к тому же отсюда можно сесть на самолёт в Алма-Ату.

Топ достопримечательностей

Многие туристы, приезжающие в Монголию отдают предпочтение посещению столицы и нескольких известных мест в её округе. Однако это совершенно неправильный подход, так как география достопримечательностей Монголии невероятно обширна, а разнообразию культурных ландшафтов позавидует любая другая страна. Вот список мест, которые находятся в самых разных точках страны.




Погода

Климат Монголии действительно суров. Здешние морозы уже перегнали все сибирские холода, и вообще, Улан-Батор - самая холодная столица, а Гоби - самое резкоконтинентальное место в мире. Зима здесь холодная и длинная, а лето короткое и невыносимо жаркое со скудными осадками. Зато есть один невероятно радующий меня плюс - это количество солнечных дней в году. Монголы используют этот плюс по-своему, ставя солнечные батареи, которые используют для холодильника, зарядки сотовых телефонов и просмотра телевизора.

Лучший сезон для путешествия в Монголию, конечно же, лето. Советую приезжать в самом начале лета, когда степь только начинает зеленеть, и все дышит особой свежестью до наступления ужасно жарких и душных дней июля и августа. Именно летом проходит праздник Наадам и другие интересные фестивали (например, фестиваль рок-музыки).

Несезон наступает с первыми серьёзными холодами в октябре и продолжается почти до самого апреля. Однако несмотря на пугающие температуры, находятся смельчаки, путешествующие в несезон, и не зря. Для любителей зимних видов отдыха Монголия располагает современными горнолыжными курортами, а также предлагает такие интересные направления, как подводный дайвинг, полёты на парапланах.

Перемещение по стране

Советские вагоны, плацкартная романтика, относительно дешёвые цены на ж/д билеты и достаточно большие расстояния - все это толкает на мысль, что перемещаться по Монголии удобнее и дешевле всего на поезде. Однако сеть железных дорог Монголии не такая уж и густая, общая длина не превышает 1 900 км. Трансмонгольская железная дорога соединяет российские, монгольские и китайские города вместе. В настоящее время власти страны планируют связать все крупные и отдаленные населенные пункты железной дорогой.

Будьте готовы к тому, что вместо привычного удобного места в плацкарте, вы можете приобрести так называемое «сидячее» место. В местах, где проходит железная дорога, большинство людей привыкло добираться на поезде, и поэтому сложилось неравное соотношение мест в поездах в пользу сидячих. Так что ни о каком комфорте и речи не идёт.

Любителям быстрых и комфортных перемещений можно порекомендовать воспользоваться самолётом. В Монголии около 80 различных аэропортов. Из крупнейшего аэропорта Чингисхан можно полететь в самые дальние уголки страны.

Как говорилось выше, с автомобильными дорогами проблем побольше, чем в России-матушке. Конечно, между городами курсируют многочисленные автобусы, конечно, вы найдёте кучу попутных водителей, желающих подвезти вас, НО это бремя для очень терпеливых и неприхотливых людей. Я, с моей любовью к автостопным и автобусным трипам после очередной поездки по Монголии пересмотрела отношение к дороге. Тем не менее большая часть местного населения передвигается по стране именно на автомобильном транспорте. Автобусы и частные машины курсируют по всей Монголии, поэтому добираться до отдаленных мест можно и купив билет на автовокзале.

Связь

Находясь в Монголии, можно запросто поддерживать связь с родиной. Большинство российских операторов имеют тёплые отношения с Монголией, поэтому после прохождения границы на телефон приходят заботливые SMS с текстом «Добро пожаловать в Монголию». Я пользуюсь SIM-картой от «Мегафон», который сотрудничает с монгольской компанией «Юнител», и благодаря этому я постоянно на связи.

Крупнейшие операторы мобильной связи Монголии: Mobicom, Skytel, Unitel, G-Mobile, Telecom Mongolia. Одна минута разговора в среднем будет стоить 2 рубля.

С мобильным интернетом дела обстоят немного печальнее. За 1 Гб придётся отдать около 200 рублей. Вот цены на интернет от Mobicom:

Но во всяком случае это лучше, чем предоставляемый российскими операторами роуминговый интернет. У монгольских операторов существуют специальные SIM–карты для туристов с выгодными тарифами. С ними можно ознакомиться на сайтах мобильных компаний.

Что касается WiFi, как правило, в большинстве гостиниц, кафе и других заведениях Улан-Батора есть бесплатная сеть. Если сеть закрытая, обратитесь к администратору, вам сразу подскажут пароль. Также можно посидеть в интернет кафе, которые обойдутся довольно дёшево, примерно 30 руб/час. Интернет кафе можно найти в крупных городах, в отдалённых встречаются редко, а то и вовсе отсутствуют.

Язык и общение

Монгольский язык является государственным языком Монголии. Все названия и вывески предельно читабельны, так как современный монгольский язык использует для письменности кириллицу.

Старомонгольское письмо используется редко: в официальных документах и в некоторых особых случаях. В школе монголы изучают русский язык как иностранный, начиная с 7-го класса. Поэтому сложностей в общении не возникает, по крайней мере в столице. Старшее поколение все ещё помнит многие русские словечки, а многие могут и похвастаться образованием, полученным в русских университетах. В монгольском языке очень много заимствований из русского и китайского языков. Влияние соседних стран особо заметно в названиях импортных продуктов и товаров.

Современная монгольская молодёжь изучает английский язык с завидным упорством. Выпускники университетов блещут отличным знанием академического английского. Кроме того набирают популярность корейский, японский и немецкий языки.

В монгольском языке есть «восточные тонкости»: тон и уважительные по отношению к старшим местоимения и окончания. От используемой интонации ваша фраза может приобретать весь градиент значений от негативного до уважительного. Крайне важное правило общения в Монголии - почитание старших. Обращаться к старшему на «ты» считается крайне грубым. Возможно иностранцам и простят такую языковую оплошность, но, если заранее выучить это правило, вам же будет легче.

  • Здравствуйте! - Сайн байна уу (дословно переводится как «хорошо поживаете?» и это больше вопрос, чем приветствие, поэтому на эту фразу надо отвечать «сайн байна» - «хорошо»).
  • Привет - Сайн уу.
  • Вы \ ты - Та \ чи.
  • Да \ нет - тийм \ угуй.
  • Спасибо \ большое спасибо - Баярлалаа \ Маш их баярлалаа.
  • Вы знаете русский язык? - Та орос хэл мэдэх уу?
  • Я не говорю по-монгольски - Би монголоор ярьдаггуй.
  • Я вас не понимаю - Танай хэлснийг би ойлгохгуй байна.
  • Где находится магазин (гостиница)? - Хаана дэлгуур (зочид буудал) байна вэ?
  • Сколько это стоит? - Энэ хэд вэ?
  • Вы можете мне помочь - Надад туслахгуй юу?
  • Мне нужно... - Надад... хэрэгтэй байна.
  • Извините - Уучлаарай
  • До свидания! - Баяртай!

Особенности менталитета

Я всегда считаю, что нельзя обобщать какие-то черты и равнять на них весь народ, но у монголов действительно есть ярко выраженные особенности национального менталитета. Ниже приведены некоторые отличительные черты монгольского характера:


Еда и напитки

Монгольская национальная кухня - это рай для любителей мяса и тихий ужас для вегетарианцев. Кулинарные традиции тесно связаны с климатическими условиями и кочевым образом жизни. Кухня не отличается особой изысканностью, например, специи используются довольно редко.

Зато монгольская пища является очень питательной, полезной и сытной.

Баранина и говядина лидируют в топе мясных ингредиентов, реже встречаются конина и козлятина.

Монгольская кухня богата молочными продуктами, причём молоко не только коровье, но и часто кобылье, верблюжье и ячье.

Овощные блюда не пользуются особой популярностью, но используются как разбавление мясных блюд. Особую роль играют блюда, приготовленные на пару такие, как бууз и цуйван.

Хлеб тоже не особо любим, но зато вместо него есть множество мучных изделий: боов, борцог.

Наиболее распространённым вариантом первого блюда является гурилтай шул - суп с домашней лапшой.

Напитки

Тема напитков крайне интересна. Монгольский чай (суутэй цай) - совсем не то, что мы представляем при слове «чай». Варится он из плиточного зелёного чая, который доводят до кипения с молоком, затем добавляют масло и поджаренную муку, могут насыпать и соль, а также добавить сало. Такой чай является отличным подкреплением для кочевников. В процессе чаепития, не забывайте, что монголы любят обычаи, и вам надо будет принимать все либо двумя руками, либо правой рукой.

Пребывая в Монголии, я открыла для себя вкуснейший чай - облепиховый. Горячий облепиховый чай теперь заменяет мне все мои любимые травяные чаи. А из облепихи готовят еще кучу других вкусных напитков.

Из молочных напитков самыми распространёнными являются тараг (подобие кефира) и айраг (кобылье молоко).

Стоит упомянуть и монгольскую молочную водку архи. Технология приготовления архи схожа с приготовлением самогона, градусов в такой водке примерно 38–43 °.

Для любителей вегетарианской кухни: не расстраиваетесь, в Улан-Баторе достаточно вегетарианских заведений, где все национальные блюда дублируются, только уже без мяса.

5 блюд, которые стоит попробовать

По утверждению российских путешественников, Монголия - самая безопасная страна в мире . Мне удаётся прогуливаться по блошиному рынку одной, попадать в огромные толкучки людей в автобусах, заговаривать с незнакомцами, ездить автостопом и оставаться невредимой со всеми своими ценными вещами. Всё потому, что всем известно, что надо прятать документы и деньги подальше во внутренние карманы. Пока ты соблюдаешь общеизвестные правила в общественных местах и не провоцируешь преступников, ты находишься в безопасности.

Безопасность на дороге

Вот что самое страшное в Монголии. Машины в городе мчатся как на лихих гонках, а иногда они действительно соревнуются прямо в центре города. К медлительным пешеходам у водителей особая ненависть, могут очень громко просигналить и наругать вдобавок.

Правила сохранности здоровья:

  • Не пить воду из не проверенных источников. Даже покупая воду в магазине, будьте осторожны и выбирайте знакомых производителей.
  • Захватите марлевую повязку. В зимнее время Улан-Батор накрывает едким смогом, который образуется из-за топки юрт углём. В осеннее и весеннее время часто происходят пыльные бури.
  • Быть готовым к ужасным перепадам температур. В холодные месяца стоит опасаться обморожения конечностей, в теплое время надо бояться перегрева. Резконтинентальность климата, а также высотная болезнь могут застигнуть врасплох неподготовленного туриста.

Популярные типы мошенничества

Мелкие кражи в общественных местах - наиболее распространённый вид криминала. Будьте уверены, если у кого-то украли телефон, то можно попрощаться с аппаратом навсегда. Никто в Монголии не будет расследовать кражу телефонов, ноутбуков и т. д.

Как правило на банкнотах изображены два великих монгола: Сухэ-Батор и Чингисхан. На оборотной стороне можно встретить лошадей Пржевальского, кочующую юрту с быками, город Каракорум, 9 флагов Монгольской империи.

С обменом валюты проблем не возникает, везде, даже в маленьких городах стоят обменные пункты. На улицах очень много менял, которые могут незначительно завышать курс. На границе вы можете даже не менять рубли на тугрики, потому что приграничные кафе и магазины охотно принимают российскую валюту. В главном аэропорту страны также стоят обменные пункты с ясными названиями на трёх языках: валют арилжа/обмен валюты/currency exchange. Из карт можно использовать Visa, Mastercard.

При посещении супермаркета российские туристы придут в ужас. На прилавках можно найти все те же типичные российские товары и продукты питания прямиком с родины, но с непонятно высокими ценами. Так, например, яйца здесь стоят в два раза дороже, чем в России: десяток яиц обойдётся примерно в 150 рублей.

Из России выполняются несколько раз в неделю Аэрофлотом и Miat Mongolian Airlines по маршруту Москва–Улан-Батор.

Международный аэропорт Чингисхан (ULN) расположен в 15 км к юго-западу от Улан-Батора. Телефон справочной службы аэропорта: +976 11 119.

Билеты в Монголию

Расположенная на нашем сайте форма поиска позволит вам в режиме онлайн выбрать и забронировать билеты на самолет в Монголию. Здесь же можно посмотреть расписание полетов и цены на билеты в Монголию, выбрав самый дешевый вариант. Имейте в виду, что чем раньше вы заказываете билет, тем дешевле он может стоить.

Введите соответствующие города в поля «Пункт отправления» и «Пункт назначения»; укажите дату вылета и другую требуемую информацию, и нажмите «Найти». Вы увидите полный перечень авиарейсов между отмеченными вами городами, с указанием цен. Если же прямых полетов между указанными пунктами нет, то вам будут предложены оптимальные (как по цене, так и по времени) маршруты с пересадками.

Приобрести билеты в Монголию можно, не отходя от компьютера. Нажав на кнопку «Купить», вы попадете на сайт, где содержится вся необходимая информация об оплате и доставке билета.

Как попасть в Монголию на поезде

Добраться до Монголии на поезде можно со стороны России и Китая.

Из Москвы один раз в неделю отправляется поезд в Улан-Батор; в монгольской столице делает остановку поезд, следующий по маршруту Москва–Пекин.

Кроме того, с территории России в Монголию ходят региональные поезда (например, Иркутск–Улан-Батор).

Просмотреть расписание поездов в Монголию, узнать стоимость проезда, а также в режиме онлайн заказать билет можно на странице .

Центральный вокзал Улан-Батора расположен в 8 км от центра города. До вокзала можно добраться всеми видами транспорта.

Как добраться до Монголии автотранспортом

Попасть в Монголию можно и на автобусе. Так, регулярно курсируют автобусы между Улан-Удэ и Улан-Батором (время в пути – около 12 часов).

Для въезда на территорию Монголию на своем автомобиле достаточно международных водительских прав, никаких других разрешительных документов российского ГИБДД или замены российских автомобильных номерных знаков на монгольские знаки не требуется.

Проехать через границу на автомобиле, управляемом по простой письменной доверенности нельзя – действительны только нотариально заверенные доверенности. При пересечении границы данные автомобиля заносятся в таможенную декларацию владельцем и фиксируются в компьютерной базе данных монгольской таможни.

На монгольской границе расположены следующие автомобильные пограничные переходы: Монды, Кяхта, Соловьёвск.

Расстояние по автодороге от Иркутска до Улан-Батора составляет 1028 км.

Расстояние от КПП «Кяхта–Алтанбулаг» до Улан-Батора – 345 км.


Монголия – азиатское государство, граничащее с Россией и Китаем. Страна не имеет выхода к морю.

Основа рельефа – плато, приподнятое на высоту 900 – 1500 метров над уровнем моря, и горные хребты, а также – пустыня Гоби. По территории Монголии проходит южная граница вечной мерзлоты.

Общая площадь – 1 564 116 кв. км, численность населения – 3 000 000 человек, среди которых 95% составляют монголы, 5% - тюрки, 0,1% - китайцы и русские. Монголия – страна с самой низкой плотностью населения в мире. Официальная религия – тибетский буддизм. Официальный язык – монгольский.

Столица – город Улан – Батор.

Города Монголии

Улан – Батор, ведущий свою историю с 1639 года, – главный город страны, без посещения которого не будет полноценного представления о Монголии. Здесь гармонично сочетаются современная архитектура и древние храмы, иномарки последнего года выпуска и всадники в национальной одежде, ночные клубы и религиозные ценности. Юные туристы любят посещать городской Парк аттракционов. В Улан – Баторе приветливые местные жители, превосходная национальная кухня, шикарный шопинг (кстати, лучший рынок кашемировых изделий Наран – Тул находится именно в Улан – Баторе) и, конечно же, экскурсионная программа. Большое количество гостей собирается на ежегодный фестиваль Наадам, проводимый с 11 по 13 июля, где можно окунуться в национальную атмосферу и понаблюдать за мастерами по стрельбе из лука, борьбе и джигитовке.

Как добраться до Монголии

Прямого авиасообщения между Беларусью и Монголией не существует.

Самым оптимальным вариантом будет перелет по маршруту Минск – Улан – Батор с одной стыковкой (например, в Москве или в Пекине) авиакомпаниями «Аэрофлот» или Air China. Время в пути составит около суток (с учетом стыковок), стоимость билета «туда – обратно» - от 1300 долларов США на одного человека.

Из Москвы в Улан – Батор курсирует поезд (время в пути – 101 час).

Климат Монголии

Территория Монголии находится под влиянием резко континентального климата.

Средняя температура воздуха летом составляет от +15 до +40 градусов, зимой – от -10 до -35 градусов, в зависимости от области. Разница между дневными и ночными температурами зимой может достигать 30 градусов. Число солнечных дней - 260 в году.

Годовое количество осадков находится в пределах от 100 мм до 500 мм. Дожди идут, как правило, с середины июля по сентябрь. Снег в горах может лежать в течение всего календарного года. С мая по июнь возможны пыльные бури.

Лучшее время для путешествий по стране – период с середины мая по октябрь.

Гостиничная база Монголии представлена современными отелями от 1* до 5* только в городе Улан – Баторе. Здесь Вы встретите прекрасное обслуживание и комфортные условия проживания. Стоимость номера в гостинице 5* - от 180 долларов США с человека. Завтраки, как правило, включены в стоимость.

Вне Улан – Батора основными видами размещения являются юрты («гэры»), причем от аналогов кемпингов до VIP – размещения со всеми удобствами. Питание – полупансион или пансион, стоимость – от 35 долларов США в сутки.

Банки, деньги, обменные пункты

Валюта Монголии – тугрик. Хождение имеют бумажные банкноты достоинством 1,3,5,10,20,50,100,500,1000,5000,10 000 тугриков и монеты номиналом 20,50,100,200 тугриков. К расчетам принимаются и доллары США (правда, неофициально).

График работы банков и специализированных обменных пунктов:

С 9.00 – 9.30 до 12.30 и с 14.00 до 15.00 – 17.00

Произвести обмен валюты можно в банках Улан – Батора, в «обменниках» и в некоторых гостиницах. Не рекомендуется обменивать деньги у «уличных» менял. Банкоматы также расположены только в столице. В провинции обменять валюту практически невозможно.

Кредитные карты основных мировых платежных систем к расчетам принимаются только в крупных банках, отелях и некоторых магазинах Улан – Батора. С трэвел – чеками (желательно в долларах США) работает только Банк Развития и Торговли Улан – Батора.

Чаевые не обязательны, но и не запрещены – 5 – 10% от общей суммы в знак благодарности будут приняты обслуживающим персоналом с радостью.

Безопасность туристов

В общем и целом Монголия – страна, безопасная для путешествий, но соблюдение элементарных правил поведения убережет Вас и Ваших близких от мелких и крупных неприятностей:

  • Ценные вещи, крупные суммы денег и документы желательно оставлять в сейфе отеля
  • В местах большого скопления людей не рекомендуется оставлять без присмотра личные вещи
  • Следует быть предельно осторожными за пределами городов – можно столкнуться со стаями одичавших собак
  • Не следует путешествовать по степи без сопровождающего гида
  • Перед поездкой следует принять профилактические меры против заболеваний чумой, холерой, тифом, менингитом, гепатитом С и бешенством
  • Перед выходом на улицу рекомендуется воспользоваться солнцезащитным кремом
  • Воду для питья, чистки зубов или создания льда желательно брать бутилированную
  • Употреблять в пищу мясо, рыбу и молоко следует только после предварительной тепловой обработки
  • Перед употреблением в пищу овощей и фруктов их следует тщательно вымыть, с фруктов – снять кожуру, овощи – подвергнуть тепловой обработке
  • При посещении храмов следует соблюдать дресс – код – плечи, грудь и колени должны быть закрыты
  • Нельзя шутить с именем Чингисхана – это основатель Монголии
  • Нельзя прикасаться к голове другого человека, особенно ребенка
  • Нельзя поворачиваться спиной к старшим
  • Нельзя шутить с огнем – затаптывать, бросать туда мусор и заливать водой

Транспорт

Учитывая большую протяженность Монголии, самым удобным средством передвижения здесь является самолет. Внутренние авиаперевозки осуществляются между Улан – Батором и основными населенными пунктами страны. Стоимость билетов невелика, но для иностранцев – дороже, чем для местных жителей.

Железнодорожное сообщение развито не совсем хорошо – существует только одна пассажирская линия, связывающая Улан – Батор, Дархан, Сух – Батор и Эрдэнэт.

Основные населенные пункты связаны автобусными маршрутами. Существует расписание движения, которого местные водители придерживаются практически всегда.

Городской транспорт Улан – Батора – это троллейбусы, автобусы и маршрутные такси. Стоимость проезда – 500 тугриков. Общественный транспорт находится в плохом техническом состоянии, всегда забит людьми, двигается без расписания.

Стоимость проезда в такси – 500 тугриков за 1 км пути, конечный расчет – исходя из показаний спидометра.

На озере Хубсугуле развит водный транспорт.

Брать автомобиль напрокат настоятельно не рекомендуется и лишено смысла – дороги плохие, правила местными водителями не соблюдаются, основные туристические объекты находятся на большом расстоянии друг от друга, передвигаться самостоятельно по пустыне Гоби очень опасно. Тем, кто отважится самостоятельно сесть за руль, необходимо будет предъявить:

  • Международное водительское удостоверение
  • Кредитную карту или наличные (от 50 долларов США в день)

Полноприводный автомобиль вместе с водителем можно нанять за 70 долларов США в сутки.

Развлечения, экскурсии, достопримечательности

Достопримечательности столицы – города Улан – Батора – начинаются, как и везде, со Старого города – площади Сухэ – Батора с памятником этому национальному герою и колоколом Мира, со зданиями Парламента, Биржи и Дворца культуры. Далее – визитная карточка города – монастырь Гандан («великое место абсолютного счастья»), символом которого является статуя Будды долголетия высотой в 26 метров. Внутри статуи – 27 000 кг сухих лекарственных трав и 2 000 000 свитков с мантрами. Не менее значим для истории страны и монастырь ламы Хойдзиню, включающий 5 храмов, 5 ворот, Музей буддистского искусства с уникальными экспонатами. Одним из самых посещаемых мест Улан – Батора является дворцовый комплекс Богдыхана – последнего императора. Весьма познавательны и увлекательны городские музеи – Естественной истории, Изобразительных искусств, Национальный исторический, Театральный, Интеллектуальный, Центр буддийской медицины, Шаманский центр.

Большое количество туристов приезжает в археологический парк Каракорум, где можно увидеть достопримечательности 13 – 16 веков – ханский дворец, квартал ремесленников, первый буддийский монастырь Монголии и наскальные рисунки первых поселенцев этой территории.

Природными достопримечательностями Монголии являются озеро Ховсгол (самое глубокое в Центральной Азии), долина реки Селенги, впадающей в озеро Байкал, гора Богдо – Уло (место рождения Чингисхана) и пустыня Гоби, в которой находятся самые большие в мире залежи костей ископаемых животных.

Любители активного времяпрепровождения занимаются рафтингом, спортивной рыбалкой, совершают конные туры и мотопробеги, а также проживают в юртах на высокогорных пастбищах.

Кухня и рестораны

Национальная кухня Монголии практически не подвергалась влияниям других кухонь мира и существует почти в первозданном виде. Основные продукты – это мясо (баранина, может быть говядина, конина, мясо яков и сайгаков), рис, горох и другие бобовые, дикорастущие ягоды, травы и коренья, молочные продукты (кумыс, ряженка, сушеный творог, сыр).

Самыми популярными блюдами Монголии являются следующие:

  • «боодог» - мясная грудина, зажаренная изнутри раскаленными камнями «хорхог» - слабо проваренное мясо без соли и специй
  • «бахан» - козленок, запеченный прямо в шкуре
  • вареное овечье сало
  • жареные бараньи гениталии
  • «борц» - вяленое мясо
  • «хушур» - блины с начинкой из мяса и лука
  • «буз» - паровые пельмени
  • мясная лапша
  • пирожки с начинкой из сырого мяса
  • «хашур» - пирожки с кониной, жаренные в масле

Из напитков – кислое молоко «Айран», кумыс, монгольский чай (плиточный чай с молоком, солью, маслом, поджаренной мукой или слегка обжаренным курдючным салом)

Из алкоголя – водка «Архи» (из кобыльего молока), «Айраг» (домашний самогон), «Шимин Архи» (крепостью около 12%), неплохое местное пиво

Шопинг и магазины

Магазины Монголии работают по индивидуальному графику.

Чаще всего из Монголии привозят кашемировые и медные изделия, одеяла из верблюжьей шерсти, украшения, ковры, предметы национальной одежды, всевозможные статуэтки.

Таможня

Ввозить иностранную валюту можно в пределах 2000 долларов США (или в эквиваленте). Вывозить – в пределах ввезенной суммы.

Ввозить местную валюту можно в пределах 815 тугриков. На сумму, превышающую данное количество, необходимо банковское разрешение.

Следует задекларировать ввозимые предметы истории, художественные произведения и электронные компоненты.

Разрешено ввозить:

  • До 200 сигарет или 50 сигар или 250 г табака
  • До 1 л крепкого алкоголя, до 2 л вина, до 3л пива
  • Товары личного пользования - на сумму не более 1000 долларов США на человека

Запрещено ввозить и вывозить:

  • Наркотические, психотропные, радиоактивные, взрывчатые и отравляющие вещества
  • Неконсервированные мясопродукты
  • Оружие и боеприпасы без соответствующего разрешения
  • Образцы растительных и животных тканей, крови и препаратов на ее основе
  • Порнографическую кино – видеопродукцию

Стоимость каждого вида вывозимых изделий не должна превышать 500 долларов США.

Не нашли подходящий вариант отдыха – передайте хлопоты по организации поездки нашим профессиональным менеджерам, заполнив , и они оперативно свяжутся с Вами! Мы можем отправить Вас в любую точку планеты!

Любая страна имеет свои особенности. Они могут проявляться буквально во всём. И чем сильнее разница между природой, ландшафтом, климатом, образом жизни местных жителей с теми, которые существуют в России, тем больше впечатлений. Много необычного можно увидеть, почувствовать на себе и в Монголии. Она совсем рядом, если принимать во внимание регионы южной Сибири. Для живущих в европейской части, конечно, - это далеко. Но сегодня расстояние в несколько тысяч километров преодолеть не сложно.

Этап 1. От Новосибирска до Бийска

Не будет ошибкой сказать, что наиболее интересной поездка в Монголию окажется, если выбрать автомобильный маршрут. В этом смысле лучше отправиться в дорогу надо по Чуйскому тракту.

Алтай, Чуйский тракт (федеральная автомобильная дорога Р256, до 1 января 2018 года также применялся номер трассы М52)

Официально начинается он в большой сибирском городе Новосибирске, но раньше так называли только путь от города Бийска (Алтайский край) до Ташанты. Это населенный пункт рядом с границей двух стран – России и Монголии. Путешествие может занять от нескольких дней, до недель. Вопрос только в том, сколькими днями вы располагаете. Посетить Монголию достаточно просто, имея предварительную информацию.

Важно! Раз уж речь идет о путешествии из разных российских уголков, то лучше начинать отсчет от Новосибирска. Правда, кто-то из путешественников, готовясь к поездке и выезжая из западной части страны, прокладывая маршрут, воспользуется картой, попробует сократить путь. В таком случае он будет ориентироваться на более короткий маршрут.

Не доезжая до Новосибирска, примерно на середине между Омском и этим большим городом многие сокращают путь, чтобы проехать сразу через Алтайский край до города Барнаула. Не надо так поступать. Уже через несколько десятков километров можно убедиться в том, и в самом деле самые интересные приключения начинаются после слов «я знаю короткую дорогу». Лучше спокойно доехать до Новосибирска, пересечь по мосту или по плотине ГЭС Обь и свернуть вправо.


Водосброс Новосибирской ГЭС

Примерно через минут двадцать – тридцать (всё зависит от интенсивности движения автомобилей) будет город Бердск. Пройдет менее часа, и позади останется город Искитим, и начнется долгий путь на Юг.


Искитим с высоты птичьего полёта

До Барнаула, точнее, до Ново-Алтайска (город Барнаул на левом берегу Оби) доехать можно менее чем за два часа. Если захочется пообедать, то проблем с этим не будет. Нет затруднений и с заправкой машины. Такая же обстановка после поворота в Ново-Алтайске в сторону Бийска. До этого города также можно доехать менее чем за два часа. Правда, если окажешься здесь в пятницу в послеобеденное время в пятницу или в воскресенье, поездка затянется.


Трасса М-52 в районе Бийска

Дело в том, что в пятницу полоса дороги по направлению к Бийску превратится в сплошную пробку. Это связано с тем, что желающие отдохнуть как раз в это время направляются в горы или в курортный город Белокуриха. В воскресенье все эти тысячи автомобилей едут обратно.

Этап 2. По Горному Алтаю до границы

Но вот, наконец, и город Бийск. Для грузовых автомобилей здесь существует объездная дорога. Сворачивать на неё не надо. Поездка через город займет всего минут двадцать. Это с учетом въезда и выезда после моста через реку Бию на самой окраине. А дальше начнется тот самый Чуйский тракт, о котором немного рассказывается в кинофильме «Живет такой парень».


Коммунальный мост в Бийске

Хотя расстояние от Бийска до монгольской границы нельзя назвать большим (особенно по сибирским меркам), ехать придется долго. Вначале, правда, все будет, как обычно, но потом начнутся подъемы, спуски, повороты. Однако поездка не покажется особо долгой. Почему? Потому что дорога идет через особенные места. Порой она тянется буквально в нескольких метрах от бурлящей, как огромный ручей, реки Катуни. Потом потянутся горы. Особенно интересен Семинский перевал. А еще дорогу вдоль реки Чуя.

Река Катунь

Наконец, вот приграничная зона. Большое село Кош-Агач, а далее только Ташанта, пограничная зона шириной двадцать километров, и Монголия. Однако здесь может возникнуть трудность. Пропускной пункт работает только до восемнадцати часов. В выходные, вообще, не работает. Важное условие – пересечь границу можно только на автомобиле. Путешествующие автостопом дожидаются попутных машин.


Важно! Для того, чтобы пересечь границу необходимо иметь приглашение из Монголии. Оно может быть, как от турфирмы, так и от человека. Правда, этот документ требуют только на пропускном монгольском пункте. Еще там требуют показать наличные деньги. Обычно, когда человек показывает пятьсот долларов, монгольские пограничники фотографируют его с купюрами в руке, и пропускают в страну.

Если добраться до границы удалось лишь к вечеру, или в выходной, надо позаботиться о ночлеге. В горах в палатке ночевать холодно. Но ночлег предоставляют местные жители. За комнату на двоих просят всего пятьсот рублей.


Вблизи границы с Монголией

При пересечении российской границы затруднений не возникает. Пограничники проверяют паспорта, машины с российскими номерами осматривают бегло. Но если едут иностранцы, особенно немцы, проверят все, что можно.

Монгольские пограничники процедуры повторяют. Российским гражданам виза не нужна. Об условиях для въезда в страну было сказано выше. После того, как все закончено, разрешают ехать.
Монголия.

Этап 3. На месте - первые впечатления

И вот Россия позади, впереди только Монголия и почти полное отсутствие асфальта. Говорят, что в России не дороги, а направления. Примерно то же самое и здесь, только ехать по этим направлениям удобнее. Главное – автомобиль чтоб не подвел. Лучше всего отправиться в путешествие на джипе. Впрочем, довольно много туристов пускается в такое путешествие на мотоциклах.

Открывающиеся картины можно назвать однообразными. Это, в основном, безлесые горы. Но все равно красиво. Обычно первую остановку путешественники делают на берегу озера Толбо-Нуур. Кажется, в Монголии оно одно из самых больших.


Озеро Дерген-Муул

Потом будут высокогорное плато с разноцветными хребтами, озеро Хаар-Ус, город Ховд. Дорога тянется по каменистой степи. Кое-где видны какие-то колючие растения, а еще маленькие цветы. Что удивляет, - большие стада овец, коз, верблюдов, яков. Здесь же можно увидеть сайгаков. Иногда они пасутся вместе с домашними животными, иногда просто бегут куда-то. От машин не убегают. Знают, что вреда им никто не принесет.

На пути можно сделать остановку у озера Дерген Нуур. Вода в нем соленая. Такое ощущение, что концентрация соли выше, чем в морской воде. Местность довольно интересная. К берегам озера примыкают дюны. Здесь начинается самый большой песчаный массив Монголии Монгол Элс. Он тянется более чем на двести километров с Юго-востока на Северо-запад.

Отношение монголов к путешественникам из России

Дорога в Монголии часто и в самом деле просто направление. О том, что здесь движется автотранспорт, говорят лишь следы колес. Хотя иной раз транспортный поток бывает интенсивным (по монгольским меркам) «проезжая» часть не разбита, как это бывает на российских проселках. Почва часто каменистая, а дождей много не бывает.
Местное население к путешественникам относится хорошо. Многие монголы знают русский язык. Правда, среди молодежи таких меньше. Проще всего общаться с такими, кому за сорок. Среди них встречают часто те, кто учился в России. Но и те, кто иной раз по-русски толком ничего не знают, также, если надо, стремятся помочь руссо-туристо, попавшим в затруднительное положение.


К примеру, едут какие-нибудь путешественники на автомобиле, и случается у них поломка. Проезжающие мимо монголы останавливаются, интересуются, что случилось. Если надо, запчасть нужную бесплатно дадут. Могут и автомобиль отбуксировать, даже если не по пути, туда, где его отремонтируют.

Развивается и придорожный сервис. Где-нибудь среди степи, рядом с накатанной дорогой стоят юрты. Здесь же и просто навесы устроены. В юртах, под навесами, под открытым небом металлические кровати с матрасами. Устал путник, остановился, лег отдохнуть. Никто ему и слова не скажет. Может хоть несколько суток спать. Если поесть захочет, объяснит. Его поймут. Тут же принесут на большом блюде приготовленную еду. Всегда приносят мясо. Еда здесь только свежая. Потому что проблем с мясом нет, что касается стоимости, то все раза в два – три дешевле, чем у нас дома.

В Монголии я находился с 19 июня по 8 июля 2009 года. Вместе с полячкой Агнешкой, работающей в Улан-Удэ, мы заехали в страну через погранпереход в Кяхте (Бурятия), провели два дня в Улан-Баторе, проехали по маршруту Улан-Батор-Арвайхээр--Баянхонгор--Алтай--Ховд--Улаангом--Хархорин--Улан-Батор. Затем я уже в одиночестве проехал по маршруту Улан-Батор--Ундерхаан--Баян-Ула и выехал в Россию через погранпереход Верхний Ульхун (Забайкальский край). Большую часть пути проехали автостопом, часть — на маршрутках и автобусах.

Плюсы и минусы

Первый плюс — кочевое население, сохранившее традиционный образ жизни. Говорят, что для монголов жизнь не сильно изменилась со времен Чингисхана, и это похоже на правду: значительная часть страны по-прежнему живет в юртах, разводит скот, кочует с места на место в поисках новых пастбищ, ест мясо и молоко. Разве что кочуют теперь многие на УАЗиках и японских грузовиках, а у наиболее зажиточных рядом с юртами стоят спутниковые антенны и солнечные батареи. А в остальном то же самое — вплоть до национальных костюмов, которые монголы носят не по большим праздникам, а в повседневной жизни.

Второй плюс — красивая и нетронутая человеком природа.

Это не та унылая степь юга России или Украины, навевающая скуку. Монгольские степные пейзажи красивы и разнообразны и очень редко изуродованы человеческими постройками. Уходящая вдаль равнина на горизонте всегда обрамлена красивыми холмами, где-то попадаются живописные скалы или камни, где-то степь переходит в каменистую или песчаную пустыню, где-то сменяется горами, покрытыми лесом. А по этим монгольским просторам тут и там стоят юрты и бродят тучные стада крупного и мелкого скота: коровы, козы, овцы, лошади, верблюды, яки.

Минусы Монголии логичным образом вытекают из плюсов.

Красивая природа и традиционный образ жизни сохранились благодаря тому, что цивилизация сюда еще не дошла. Только Улан-Батор можно назвать цивилизованным городом, где есть всё, что нужно для той городской жизни, к которой мы все привыкли. Большинство же остальных городов — это скорее поселки городского типа. Областной центр Монголии напоминает последний российский райцентр, монгольские райцентры и вовсе напоминают деревни. А между этими городами простираются огромные пространства, где человеческое присутствие заметно только по одиноко стоящим юртам да колее в степи.

После путешествия по Монголии Россия начинает казаться вполне цивилизованной страной, в которой есть множество автомобильных и железных дорог, придорожные кафе, туалеты, магазины и супермаркеты. Когда я выезжал из Монголии в Россию, возникло четкое ощущение, что возвращаюсь из Азии в Европы: последние 50 км перед границей была убитая грунтовая дорога с ямами и лужами, по которой проезжали 1-2 машины в день, а после границы начинался ровный асфальт с хорошим трафиком. Одним словом, приятно, что мы хоть какую-то страну обогнали лет на сто вперед.

Единственное, в чем Монголия заметно нас опередила, — это животноводство.

После того как видишь стада из нескольких сотен животных, которые как саранча оккупировали зеленеющее монгольское пастбище, не очень радостно смотреть на трех-четырех худых голодных коров, бродящих возле какой-нибудь забайкальской деревни. Но в остальном, как я уже сказал, наша страна гораздо цивилизованнее. Я при всей своей страсти к путешествиям все-таки люблю комфорт, ровные дороги, быстрые машины, горячий обед хотя бы раз в день и горячий душ хотя бы раз в два дня, поэтому в Россию после Монголии вернулся с некоторым облегчением.

Информация о стране

По Монголии есть довольно неплохой путеводитель Lonely Planet на английском языке и весьма паршивый «Ле Пти Фюте» на русском языке. Для знакомства с культурно-историческим контекстом рекомендую почитать замечательную книгу Исая Калашникова «Жестокий век» (история жизни Чингисхана от рождения до смерти), а также посмотреть отличный фильм «Урга - территория любви» (про взаимоотношения русских и монголов).

Визы

В Москве есть посольство, а в Улан-Удэ, Иркутске и Кызыле консульства Монголии. Сделать визу самостоятельно без приглашения обычно трудно: монголы сразу отсылают в турфирму. Оформление визы в турфирме занимает в среднем 1-2 недели и стоит 2-3 тыс. рублей (включая консульские сборы).

Как добраться

Из Москвы в Улан-Батор напрямую летают и «Монгольские авиалинии» (Miat — Mongolian Airlines). Билет туда-обратно у обеих компаний стоит 20-30 тыс. руб., но у «Аэрофлота» бывают иногда спецпредложения и распродажи, во время действия которых цена перелета уменьшается в два раза.

Также с Ярославского вокзала каждую неделю ходят поезда Москва--Улан-Батор и Москва--Пекин (через Улан-Батор). Время в пути — больше четырех суток. Стоимость плацкарта — 5-6 тыс.рублей в один конец.

Еще один вариант — прилететь на самолете из Москвы в Иркутск или Улан-Удэ, а оттуда ехать по земле. Из Улан-Удэ до Улан-Батора ходят автобусы, а из Иркутска - поезд до Улан-Батора.

Граница

Между Россией и Монголией существует десяток погранпереходов. Работают они, как правило, с 9.00 до 17.00. Нужно иметь в виду, что всего три перехода — международные, то есть там могут пересекать границу жители третьих стран. То есть если вы не гражданин Монголии или России, пересечь границу можно будет только в Кяхте (Бурятия), Ташанте (Республика Алтай) и в Наушках (Бурятия). Учтите, что основной переход, расположенный в Кяхте, — автомобильный, пешком его пересекать нельзя, так что если едете автостопом, придется на границе вписываться в какую-то машину.

Климат

Погода в Монголии переменчивая, с резкими колебаниями температур. Зимой очень холодно (Улан-Батор даже считается самой холодной столицей мира) — от 25 до 30 градусов мороза, летом обычно жарко — от 25 до 35 градусов тепла. Летнюю жару смягчают ветра, гуляющие по монгольской равнине, но они же создают иной раз большие трудности. Пару раз дуло так сильно, что палатку установить было просто невозможно (при этом на равнине часто невозможно найти никакого укрытия от ветра). Даже не представляю, как жутко здесь должно быть зимой при таком ветре.

Деньги

1 доллар равен 1422 тугрикам, 1 рубль — 48 тугрикам. Поменять деньги на все путешествие лучше сразу в Улан-Баторе. В остальной Монголии банки встречаются в количестве, не превышающем пределы статистической погрешности.

Как и белорусские рубли, монгольскую тугрики существуют исключительно в бумажном виде, поэтому в ходе путешествия возникает ощущение, что у вас куча денег.

Дороги

До путешествия в Монголию я думал, что в России нет дорог. Теперь я понял, что в нашей стране дороги все-таки есть, причем даже неплохие, потому что монгольские дороги — это тихий ужас. Только с севера на юг (из России в Китай) через Улан-Батор идет приличная асфальтированная дорога, плюс есть участки от Улан-Батора на запад до Арвайхээра с ответвлением на Хархорин и от Улан-Батора на восток до Ундэрхана.

Остальные же дороги, включая важнейшие трассы, соединяющие запад и восток страны — это обычно три-четыре накатанные колеи в степи, которые сходятся-расходятся и ведут от одного городка к другому.

Между населенными пунктами нет ни заправок, ни кафешек, ни километровых столбов, ни дорожных указателей, ни , ни сотового покрытия — только голая равнина, по которой каждый едет так, как ему вздумается. Впрочем, качество дорог такое, что нарушить скоростной режим не удастся при всем желании, а обилие колей сводит столкновения к минимуму. Рельеф обычно такой, что можно даже съехать с колеи и ехать по степи в любом направлении.

По таким дорогам некоторые умудряются ездить даже на простых легковушках, но все же лучше использовать японские внедорожники или российские УАЗики. Последние, кстати, предпочтительнее, потому что у монголов они очень распространены и, случись что, вы быстро найдете запчасти. Еще монголы ездят на мотоциклах, корейских микроавтобусах, японских грузовиках, российских КамАЗах. Иностранные туристы обычно передвигаются на джипах и мотоциклах. На трассе мы встречали путешественников четыре раза: поляков на мотоциклах, австралийца на мотоцикле, группу французов на джипах и компанию корейцев на микроавтобусе.

Если едете на своем транспорте, обязательно запаситесь GPS-навигатором:

вместо дорог здесь направления, так что вполне реально заблудиться, уехав случайно по колее, ведущей в какую-то отдаленную деревню. Карту лучше покупать на монгольском языке — тогда будет проще выяснить у кочевников, где вы находитесь и куда вам ехать. Если же будете путешествовать автостопом, можно в принципе обойтись без навигатора: водители обычно знают дорогу и едут от одного города до другого. Главное — выяснить, куда именно едет водитель, а дальше доверить ему поиск верного пути.

Автостоп

Монголия — самая сложная для автостопа страна из всех, где я был. Тем не менее ездить автостопом здесь интересно и забавно, и если у вас есть в запасе время, можете прокатиться таким образом.

Только учтите некоторые особенности монгольского автостопа.

Первая и главная проблема — низкий трафик. Очень хорошо ездить только по асфальтированным трассам. Еще довольно оживлена трасса от погранперехода в Ташанте до Улан-Батора (через Улаангом и Цэцэрлэг), хотя и здесь иногда можно прождать попутку несколько часов. На остальных же дорогах машины проходят крайне редко — вплоть до трех-четырех машин в день. Так что запаситесь терпением, а еще книжками, журналами или кроссвордами — можно будет хоть чем-то занять себя, пока будете полдня сидеть у трассы. Короче, «в рюкзаке моем сало и спички и Тургенева восемь томов» — это как раз про Монголию.

Нам иной раз так надоедало сидеть у дороги, что мы брали рюкзаки и шли пешком, поэтому у многих монголов — водителей и местных жителей — складывалось ощущение, что мы так и идем по их стране. Сущность автостопа им объяснить сложно, поэтому так даже лучше. Еще учтите, что между областными центрами (если эта дорога не ведет в Улан-Батор) трафик совсем низкий. Например, из Улаангома в Мурун вряд ли можно будет попасть напрямую, потому что основной поток машин в Улан-Батор идет южнее, через Цэцэрлэг. А уж по местным дорогам автостопить даже не стоит и пытаться, если не хотите застрять где-то на неделю.

Вторая проблема — это выбор нужной колеи для голосования.

Легче всего на выезде из крупного города: обычно несколько километров до и после крупного населенного пункта идет одна асфальтированная дорога, так что достаточно выйти из города и начать голосовать у этой дороги. По-другому дело обстоит в степи или у небольших городков и деревушек: здесь колеи могут расходиться на расстояние до полукилометра и выбрать из них нужную довольно сложно. Иногда можно ориентироваться по линиям электропередач (обычно столбы стоят вдоль основной колеи), но это правило не всегда срабатывает. Лучше всего найти какое-то возвышение, откуда открывает вид на окрестности, следить, на какой именно дороге появится машина, и в случае чего быстро двигать туда. Если вы замашете руками, а водитель увидит вас, он, скорее всего, остановится или даже повернет и доедет до вас.

Третья проблема — переполненность машин.

За время путешествия мы только два раза ехали в машине, где был один водитель. Обычно же помимо него в машине есть пассажиры, которые, как правило, занимают все места. Интересно, что машины останавливаются, даже если переполнены (выяснить, не случилось ли с вами чего), но сесть в остановившуюся машину удается далеко не всегда. Иной раз приходилось ехать в машине вчетвером-впятером на заднем сиденье, посадив на колени монгольского ребенка, иной раз — лежать на багаже в кузове грузовика, покрываясь пылью и песком, иногда — сидеть на спальнике в кабине дальнобоя, слегка потеснив кучу вещей и дальних родственников водителя, которых он взял с собой. Короче, комфорта не ждите.

И четвертая проблема — деньгопросность местного населения.

В принципе денег за подвоз ожидают все, но большинство уговаривается подвезти бесплатно. «Денег нет» по-монгольски — «мунго байхго». Перед посадкой в машину всегда один-два раза стоит произнести эти слова. Только четыре раза водители, услышав такую фразу, разочарованно ехали дальше — и все эти разы дело происходило на оживленном участке трассы, где мы довольно быстро ловили следующую машину. В остальных же местах водители понимают, что следующую машину ты будешь ждать еще полдня и после тяжелых раздумий все-таки кивают — мол, залезай. Впрочем, дальнобойщики и зажиточные уланбаторцы на джипах делают это без долгих раздумий. Но все равно немного тяжело — особенно после России, где про деньги у автостопщиков практически никто из водителей не спрашивает (я, например, уже даже не предупреждаю о том, что еду бесплатно).

Если же не позволяют средства, но позволяет время, используйте велосипед — это будет ненамного медленнее, а если вы опытный велобайкер, то, может, даже быстрее, чем автостопом. Так, например, участок от Баянхонгора до Алтая длиной в 390 км мы проехали за три дня. А на участок от города Баян-Уул до пограничного перехода Верхний Ульхун длиной 49 км у меня ушел целый день (тут вообще мог дойти пешком за то же время).

Но как бы ни был сложен автостоп в Монголии, он все же помогает поближе познакомиться с местной жизнью, пообщаться с монголами, многие из которых знают русский язык. Так что если перечисленные трудности вас не смущают, собирайте рюкзак — и вперед.

Рейсовый транспорт

Только в Улан-Баторе есть какое-то подобие автостанций, с которых автобусы по определенному расписанию и тарифам уходят в разные областные центры. В других же городах автобусы ездят как бог на душу положит.

Путеводители рекомендуют искать микроавтобусы на городском рынке. Там же можно найти водителей, которые едут в другие города и ищут попутчиков для компенсации расходов. Lonely Planet почему-то именно это называет «автостопом» (hitch-hiking), то есть рекомендует пойти на рынок и найти такую машину. Не знаю, по-моему, традиционный автостоп всё же эффективнее.

В ценах на автобусы ориентироваться было довольно сложно. Например, от Улан-Батора до Луна (130 км) мы ехали за 6 тыс. тугриков, но от Улан-Батора до Дархана (220 км) моя попутчица ехала за те же деньги. Хотя, может, дело в том, что до Дархана нужно ехать по асфальтированной дороге, а часть пути до Луна - это уже описанная колея в степи.

Ночлег

Каждому, кто путешествует по Монголии, нужно непременно хоть раз переночевать у кочевников. Сделать это просто, достаточно подойти к юрте в степи и вежливо напроситься в гости. Во время нашей единственной вписки в юрте мы поступили вообще очень деликатно: спросили, можно ли поставить палатку рядом с юртой, но потом, пока мы сидели и отдыхали после жаркого дня, нас пригласили в саму юрту. В общем, если оказались в степи и рядом будет юрта — смело напрашивайтесь в гости. Лучше взять заранее конфет и шоколадок, чтобы раздать детям. Поставьте что-то на стол к чаю — и все будут счастливы. Если повезет, попадете на обильный ужин.

Еще один хороший вариант ночлега — придорожные кафешки.

Почти в каждой есть одна или несколько больших кроватей шириной 4-5 метров, где может бесплатно переночевать любой, кто закажет ужин или завтрак в этой забегаловке (обычно ужин на одного стоит 2-3 тыс. тугриков). Правда, на той же кровати будут спать еще несколько человек, но вольных путешественников при наличии собственного спальника это, думаю, не смутит.

В крупных городах есть и гостиницы. Мы останавливались в них два раза. В городе Арвайхээр номер на двоих стоил 11 тыс. тугриков, в Алтае 15 тыс. тугриков. В первой гостинице не было душа, во второй горячей воды. Но если что, в городах можно найти общественные бани и принять там душ за 1-2 тыс. тугриков.

В особо раскрученных среди туристов местах есть гестхаузы и хостелы, в том числе эдакие юрточные кемпинги (несколько юрт, в которых можно переночевать). Впрочем, тем, кто ночевал в настоящей юрте, это будет не особо интересно: внутри нет никаких атрибутов кочевого быта, только несколько кроватей и тумбочек. В Хархорине такой гестхауз стоил 5 тыс. тугриков с человека.

Ну и, конечно, огромный выбор ночлега имеется в Улан-Баторе.

Во-первых, это единственный город, где живут более или менее активные члены Hospitalityclub и Couchsurfing, так что без проблем можно найти бесплатный ночлег. Во-вторых, тут есть гостиницы, хостелы, гесхаузы на любой вкус и карман.

Еда

Вегетерианцам в Монголии делать нечего. Все овощи и фрукты завозят из Китая, а сами монголы делают и едят почти все из мяса или молока. Только в Улан-Баторе можно найти овощные салаты, в остальных местах такая роскошь — редкость. Я всегда был мясоедом и антивеганом, но тут даже начал испытывать ностальгию по винегрету или томатно-огуречному салату. Так что будьте готовы, если вы совсем не переносите мяса, закупить нужные продукты в Улан-Баторе и везти их с собой.

Самое популярное блюдо в Монголии — буузы, известные тем, кто бывал в Иркутской области или Бурятии, под именем «позы».

Это мелкорубленое мясо, завернутое в тесто и приготовленное на пару. Очень вкусная и питательная вещь. Чтобы наесться, мне хватало 4-5 штук. Стоят обычно 300 тугриков за штуку. Другая популярная еда — хушуур, напоминающий наш чебурек и стоящий 300-400 тугриков за штуку. Также популярна «цуйван», лапша с кусочками мяса и картошки. Она стоит 2-2,5 тыс. тугриков. Этими тремя блюдами мы в путешествии в основном и питались.

Еще в Монголии очень много интересных молочных блюд, но они, как правило, в столовках не продаются — нас угощали ими либо в юртах, либо в машинах.

Особенно запомнились сыр, по вкусу напоминающий творог, очень вкусное кремообразное масло и слабоалкогольный напиток на основе молока, напоминающий кумыс. Главный безалкогольный напиток — чай с молоком. В Улан-Баторе мне он не понравился, но потом за неимением выбора пришлось его полюбить. Подается он обычно без сахара, слегка подсоленный (впрочем, я этой соли особо не чувствовал). В столице в чай также добавляют немного масла, но в провинции такого нет. Весьма питательная вещь. Стоит 100-200 тугриков за чашку, а иногда подается и вовсе бесплатно.

Как и во всех остальных аспектах, Улан-Батор и остальная Монголия — это две большие разницы.

В столице выбор еды велик и разнообразен. Тут есть как дешевые столовые с упомянутыми выше блюдами и ценами, так и пафосные рестораны с итальянской, японской и прочими кухнями на любой вкус и карман. Мы один раз как-то забрели даже в вегетерианское кафе.

Дешевую столовую обычно можно опознать по слову «газар» на вывеске.

Что касается продуктов, то тут тоже большая разница между столицей и провинцией. В Улан-Баторе много магазинов и супермаркетов с хорошим выбором продуктов, в других городах — преимущественно маленькие лавки, выбор в которых меньше, чем в любом российском сельском магазине. Обычный их набор — газировка, водка, шоколадки-печенья и, если повезет, огромный кусок мяса в холодильнике. Даже хлеб попадается редко. Магазин можно опознать по слову «дэлгуур» на вывеске.

Кафешки и большие магазины встречаются только в городах, поэтому, учитывая качество дорог и низкий трафик, лучше всегда иметь при себе запас воды и еды хотя бы на один день.

Язык

В Монголии достаточно много людей говорит по-русски. Один раз нас даже подвозила выпускница филфака . Из встреченных водителей большая часть знала хотя бы несколько слов и фраз по-русски, а примерно с каждым третьим можно было даже вполне сносно объясниться.

Но всё же специально рассчитывать на то, что вам попадутся русскоязычные монголы, не стоит.

Попробуйте немного поучить монгольский, это сильно облегчит вашу жизнь в путешествии и поможет гораздо лучше узнать местную жизнь. Я, к сожалению, знал лишь несколько важных для путешественника фраз, а остальное дополнял русскими словами и жестикуляцией. Но если жестами я еще мог сказать «можно ли тут поставить палатку?» или «остановите здесь, пожалуйста», то задать более сложные и интересные вопросы («а как дети кочевников ходят в школу?», «а чем вы топите печку?» и т. д.) уже не получилось.

Английский язык народ знает гораздо хуже, чем русский. В основном этим может похвастаться образованная молодежь, столичные попрошайки и работники туристической сферы.

Интернет и связь

Есть несколько сотовых операторов, из которых нам порекомендовали Mobicom. На дороге сотовая связь, естественно, не действует, но почти во всех крупных и мелких населенных пунктах покрытие есть. Одно-два интернет-кафе встречаются в большинстве областных центров и в изобилии распространены в Улан-Баторе.