Легенда об атлантиде. Читать онлайн "сказание об атлантиде" Миф об атлантиде краткое содержание

Легенда об Атлантиде - затонувшем острове, на котором когда-то существовала высокоразвитая цивилизация, жил сильный, просвещенный и счастливый народ - атланты - волнует человечество уже более двух тысяч лет.

Единственный источник сведений об Атлантиде - сочинения древнегреческого ученого Платона, жившего в IV веке до н. э., написанные в форме бесед-диалогов. В двух таких диалогах - «Тимей» и «Критий» - Платон приводит рассказ своего современника, писателя и политического деятеля Крития об Атлантиде - «сказание хоть и очень странное, но совершенно достоверное», которое Критий слышал в детстве от своего деда, тот - от «мудрейшего из семи мудрых» афинского законодателя Солона, а Солон - от египетских жрецов.

Египетские жрецы, основываясь на древних записях, поведали, что некогда в «Атлантическом море» (так тогда называли океан) лежал огромный остров - «больше Ливии (то есть Африки) и Азии, взятых вместе». На этом острове «сложилась великая и грозная держава царей, власть которых простиралась на весь остров и многие иные острова (…). Кроме того, они (…) владели Ливией до Египта и Европою до Тиррении» (так в то время называли Италию). В легенде об Атлантиде рассказывается, что в изначальные времена, когда боги делили землю между собой, этот остров достался во владение Посейдону, богу морей. Посейдон поселил там десятерых своих сыновей, рожденных от земной женщины Клито. Старшего из них звали Атлантом, по его имени остров был назван Атлантидой, а море - Атлантическим.

От Атланта произошел могущественный и знатный род царей Атлантиды. Этот род «собрал такие огромные богатства, каких еще не бывало до тех пор во владении царей, да и впоследствии когда-нибудь нелегко таким образоваться».

На острове в изобилии произрастали земные плоды, водились различные животные - «и ручные и дикие», в его недрах добывали полезные ископаемые, в том числе «одну породу, которая теперь известна только по имени,(…) - породу орихалк, извлекавшуюся из земли во многих местах острова и после золота имевшую наибольшую ценность у людей того времени».

Жители Атлантиды возвели на своем острове прекрасные города с крепостными стенами, храмами и дворцами, построили гавани и верфи.

Главный город Атлантиды был окружен несколькими рядами земляных валов и каналами - «кольцами моря». Городские стены были покрыты, «как мастикой», медью, оловом и орихалком, «издававшим огненный блеск», а дома построены из красного, белого и черного камня.

В центре города был воздвигнут храм Посейдону и Клито. Стены храма были облицованы серебром, крыша покрыта золотом, а внутри «представлялся зрению потолок слоновой кости, расцвеченный золотом, серебром и орихалком. Воздвигли также внутри храма золотых кумиров - бога, что, стоя в колеснице, правил шестью крылатыми конями, а сам, по громадности размеров, касался теменем потолка».

Атланты вели оживленную торговлю, гавани Атлантиды «кишели судами и пребывающим отовсюду купечеством, которое в своей массе день и ночь оглушало местность криком, стуком и смешанным шумом».

Атлантида обладала сильной армией и флотом, состоящим из тысячи двухсот военных кораблей.

Свод законов, который дал атлантам сам Посейдон, был начертан на высоком орихалковом столпе, установленном посредине острова. Атлантидой управляли десять царей - каждый своей частью острова. Один раз в пять или шесть лет они собирались перед этим столпом и «совещались об общих делах или же разбирали, не сделал ли кто какого проступка, и творили суд».

Атланты отличались благородством и возвышенным образом мыслей, «взирая на все, кроме добродетели, с пренебрежением, они мало дорожили тем, что имели много золота и иных стяжаний, относились равнодушно к богатству, как к бремени, а не падали наземь в опьянении роскоши, теряя власть над самим собою».

Но прошло время - и атланты изменились, преисполнились «неправого духа корысти и силы». Они стали употреблять во зло свои знания и достижения своей культуры. В конце концов Зевс разгневался на них и «в один день и бедственную ночь(…)остров Атлантида исчез, погрузившись в море». По утверждению Платона, это произошло в X тысячелетии до н. э. Современные ученые высказывают мнение, что гибель острова была вызвана катастрофой, причиной которой стало какое-то из техногенных достижений древних атлантов.

Споры о том, существовала ли Атлантида в действительности или ее придумал Платон, начались еще в античные времена. Древнегреческий философ Аристотель, друг и ученик Платона, утверждал, что Атлантида полностью вымышлена (по преданию, именно по этому поводу Аристотель произнес знаменитое изречение: «Платон мне друг, но истина дороже»). Тем не менее, многие верили, что Атлантида реально существовала и можно отыскать ее следы.

Интерес к Атлантиде на протяжении последующих веков то затухал, то снова пробуждался, но никогда не исчезал полностью.

Подсчитано, что к настоящему времени об Атлантиде написано около 3600 научных работ (уж не говоря о многочисленных произведениях художественной литературы). Атлантология превратилась в самостоятельную отрасль науки. Ученые-атлантологи высказали множество догадок относительно местоположения Атлантиды и причинах ее гибели, выдвинули гипотезу о влиянии цивилизации атлантов на развитие мировой цивилизации.

«Предполагается, что Атлантида открыта, но не в Атлантике, а в Эгейском море», – так гласил заголовок статьи в норфолкской «Ledger-Star» за 19 июля 1967 г. Та же статья под заголовком «Город Миноя, найденный через 3400 лет, связан с Атлантидой» в тот же день появилась и в «New York Times». Статьи посвящены открытию города Миноя, погребённого под 9-метровой толщей вулканического пепла на о.Тира в Эгейском море. Раскопки проводились под наблюдением д-ра Джемса У.Мавора из Океанографического института Woods Hole и Эмили Вермеули, профессора искусств и греческого языка из колледжа Wellesley. Мавор и Вермеули связали своё открытие с Атлантидой, поскольку на острове были обнаружены доказательства существования высокоразвитой цивилизации, а также её внезапной и насильственной гибели… Обратите внимание на оба заголовка. Ценность этих сообщений виделась не только в открытии практически сохранившегося города, процветавшего около 1500 лет до Р.Х., сколько в его возможной связи с мифической Атлантидой. Это была самая последяая попытка сделать реальностью легенду об Атлантиде путём изменения её местонахождения и времени существования.

Наиболее древние и известные нам упоминания об Атлантиде содержатся в «Тимее» и «Критии» – двух диалогах Платона, которые датируются V в. до Р.Х. Платон вводит сведения об Атлантиде в разговор между Солоном и неким египетским жрецом в Саисе. Говорится о ней как о большом острове в Атлантическом океане, который погрузился в воду в результате извержения вулкана примерно за девять тысяч лет до этого.

Со времён Платона, в основном в последние двести лет, были написаны сотни книг и статей об Атлантиде. Некоторые пытались доказать, что платоновская история об Атлантиде не только возможна, но и вероятна. Другие утверждали, что Атлантида – это лишь миф или же рассматривали её как исторический факт, но соотносили не с Атлантическим океаном, а с другими местами и с более поздним временем.

Значительная доля литературы об Атлантиде – это многочисленные труды эзотериков самого разного толка, а также хаотическая продукция эксцентричных личностей. Внимание, которое уделили легенде об Атлантиде псевдоучёные и приверженцы разных культов, было причиной, почему представители официальной науки избегают даже обсуждать сей вопрос.

Несколько средневековых авторов упоминают об этой легендарной стране, вероятно, наиболее известной и самой популярной является книга Игнатиуса Донелли «Атлантида: мир до потопа». Изданная впервые в 1882 г., она была исправлена и отредактирована Эгертоном Сайкесом в 1949 г. Ни одна из книг, опубликованных до или после неё, не содержит такого объёма геологических, археологических материалов, сведений из легенд и не представляет столько простых бесхитростных и красноречивых доводов, подтверждающих сказание об Атлантиде.

Аргументы Донелли основываются в значительной степени на очевидности сходства между культурой древнего Египта и культурами индейцев Центральной и Южной Америк. По обеим сторонам Атлантики использовался 365-дневный календарь, практиковалось бальзамирование умерших, возводились пирамиды, сохранялись легенды о потопе и т.д. Донелли доказывает, что обе древние культуры – египетская и американских индейцев – порождение Атлантиды, и когда она была разрушена, распространились на запад и на восток. По предположению Донелли, наследием Атлантиды можно объяснить тот факт, что баски испанских Пиренеев отличаются по внешности и языку от всех своих соседей. («Язык басков – единственный неарийский язык в Западной Европе». Библиотека Линкольна, т. 1, с. 516). Также жители Канарских островов мало похожи на любой африканский народ и имели обычай мумифицировать умерших. Донелли говорит, что Испания, Португалия и Канарские острова могли быть вероятным убежищем для переселенцев с гибнущей Атлантиды. Он сравнил названия городов Малой Азии и тех городов Центральной Америки, которые уже имели наименования ко времени появления первых европейских исследователей:

МАЛАЯ АЗИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА

Чол Чол-ула

Колуа Колуа-кан

Зуивана Зуиван

Чолина Колина

Залисса Гзалиско

По мнению Донелли, было бы слишком смелым приписывать такое сходство случайному совпадению. Он привёл 626 ссылок на источники. Несмотря на слабые места, которые критики обнаружили в его аргументации – а его обвинили в том, что «на молекулах фактов он строит гору предположений», – эта работа была поразительным достижением. Доводы Донелли интересно читать и в наши дни, поэтому имело бы смысл, используя современные методы, проделать работу по отделению фактов от домыслов в его интригующей книге.

Эгертон Сайкес, исследователь Атлантиды, который обладает, вероятно, самой богатой в мире коллекцией литературы по Атлантиде, утверждает, что со времени Платона были написаны тысячи книг и статей по этому предмету. Тем не менее, только некоторые авторы добавили что-то существенное к аргументам Донелли. Например, статья, поддерживающая вероятность существования Атлантиды, появилась в ноябре 1948 г. в «Science Digest». Первоначально опубликованная в «Technical Engineering News» Массачуссеттского Технологического института в июне 1948 г., она снова обращается к сильнейшим аргументам Донелли, касающимся возможности существования и потопления островной страны. В статье обсуждается наличие на дне океана рельефа, близкого к континентальному, а именно – гор, долин, равнин с желобами и котловинами, похожими на русла рек и озёр. Интересно, что относительно небольшая деформация земной коры (составляющая 1/8000 от земного диаметра) может привести к поднятию большой площади океанического дна над уровнем воды и погружению других частей суши. Подтверждения таких явлений, происходивших в прошлом, подробно рассмотрены в статье. В 1898 г. команда судна, занимавшаяся прокладкой подводного кабеля в районе Азорских островов, пыталась с помощью «кошек» обнаружить этот кабель, потерянный на глубине около 3,7 км. Изрезанное скалистое дно океана осложняло задачу, и инструмент приходилось часто очищать от приставших кусочков грунта. Далее я цитирую статью: «Было определено путём микроскопического исследования, что эти кусочки грунта – лава, которая имела стекловидную структуру и, следовательно, должна была затвердеть в атмосферных условиях. (Лава, которая затвердевает под водой, имеет кристаллическую структуру). Поскольку за истёкшие 15 тысяч лет лава значительно выветрилась, можно считать, что в тот период поверхность, покрытая ею, располагалась выше уровня моря». Это – ещё одно недавнее подтверждение факта существования суши в Атлантике. Статья Р.У.Кольбе в 1957 г. («Science», т. 126.) сообщает об исследованиях глубоководного керна, поднятого с глубины 3,7 км на одном из участков подводного Срединно-Атлантического хребта. Находки исключительно пресноводных диатомовых водорослей в образцах осадочных отложений дают подтверждение тому, что исследованный участок хребта находился над уровнем моря.

О. Меллис в 1958 г., изучая происхождение глубоководных песков в Атлантическом океане, показал, что пески впадины Романч вероятно произошли в результате выветривания участка Срединно -Атлантического хребта, который когда-то возвышался над поверхностью океана.

В 1959 г. в «Military Engineer» было сообщение, что «в процессе гидрографических исследований Береговой и Геодезической Службой США во флоридском проливе были открыты затопленные депрессии более 90 м шириной и до 150 м глубиной. Они расположены в 25 км от островов Флорида – Кис, где глубина океана равна 270 м. Предполагают, что они были пресноводными озерами на территории, которая затем опустилась».

Важнейшие аргументы специалиста в пользу существования Атлантиды можно найти в статье Рене Малайса «Исследования дна океана в связи с геологическим строением», появившейся в «Geologiska Foreningens» в «Stockholm Forhandlingar» (март-апрель, 1957). Малайс доказывает, что многие континентального типа формы рельефа Срединно-Атлантического хребта, в частности, каньоны на дне океана, не могли быть прорезаны подводными турбулентными потоками, а должны были образоваться, когда современное дно моря было выше уровня воды. Он рассматривает океанические течения и их воздействие на ледник, покрывавший Европу и Америку 10-12 тысяч лет назад. В его статье также приводятся рисунки, сравнивающие кремневые наконечники, найденные в пещере Сандиа, штат Нью-Мексико, с орудиями солютрейского возраста из Марокко и Франции. Сходство этих находок свидетельствует о единстве их происхождения. Поскольку время их возникновения оценивается в 25 тысяч лет назад, Малайс считает, что их владельцы могли распространиться на запад и на восток из Атлантиды.

Тем не менее, все эти факты не могут служить подтверждением существования Атлантиды. В лучшем случае они свидетельствуют о том, что участки дна Атлантического океана в недалёком прошлом располагались выше уровня воды.

Время от времени газеты и журналы печатают статьи или заявления, цитирующие высказывания авторитетных специалистов как в поддержку, так и против легенды об Атлантиде. Например, «San Jose Mercury» 17 июля 1958 г. цитировала советского физика и математика профессора Н. Леднера, который заявил, что он 20 лет изучал легенды об Атлантиде и убедился, что древние исторические документы и культурные сооружения совместно с новейшими научными открытиями показывают, что такой островной континент действительно существовал. Впрочем, несмотря на усилия таких авторов как Донелли, Малайс и других, направленные на то, чтобы собрать и связать между собой археологические, геологические и мифологические свидетельства в поддержку легенды об Атлантиде, научных доказательств существования Атлантиды не имеется. Отсутствуют несомненные остатки её культуры и обитателей. Мифы и легенды прошлого вместе с рассказом Платона живут, чтобы напоминать человечеству о древней эпохе. Некоторые заслуживающие доверия свидетельства способны предложить суждения типа «это могло быть». Но не обнаружены доказательства, позволяющие с уверенностью сказать: «это было». Однако, это не означает, что такие факты никогда не будут найдены. Но пока Атлантида, похоже, остаётся мифом в научных кругах.

А что находится на оборотной стороне медали? Имеются ли научные доказательства того, что Атлантида никогда не существовала? Конечно, сильнейшим аргументом против Атлантиды является отсутствие явных свидетельств её существования. Большинство геологов согласны с концепцией униформизма, которая предполагает относительно медленные изменения. Они не верят, что какие-то катастрофические события, способные привести к погружению континента, имели место в недалёком прошлом, в последние 10-20 тысяч лет. Существуют свидетельства об определённых, вероятно, резких климатических сдвигах в интервале от 11 до 13 тысяч лет назад, но авторитетные учёные не соглашаются связать их с земными подвижками. Униформистская позиция хорошо выражена Елизабет Чесли Бэйти в её очень интересной книге «Америка до человека». Упоминая про легенду об Атлантиде, она говорит: «Не удивительно, что найдено так мало удовлетворительных подтверждений, поскольку Атлантида, если она вообще существовала, исчезла задолго до того, как её могла засвидетельствовать человеческая память. При нормальной скорости движения земной коры требуются миллионы лет, чтобы такой большой остров погрузился в морские глубины».

Вам достаточно прочесть главу об Атлантиде и Лемурии в книге Мартина Гарднера «От имени науки» (в дешёвом издании названном «Причуды и ошибки»), чтобы понять, почему большинство учёных отмахиваются от этой темы. Упомянутая глава полна злобных, саркастических комментариев по поводу теории Атлантиды и в адрес тех, кто о ней писал. Главные аргументы Гарднера против существования Атлантиды сводятся к тому, что нет реальных геологических и археологических подтверждений обратного. Е.Бйоркман в своей книге «В поисках Атлантиды» черпает материал из Библии, Одиссеи и трудов греческого историка Геродота, пытаясь связать представление об Атлантиде с древним испанским или португальским городом. Л.Спрагью де Камп и Вилли Лей в книге «Земли по ту сторону» подвергают сомнению сам авторитет Платона, используя мнения его современников, и будучи не в силах сделать положительное заключение, завершают раздел таким заявлением: «Что имел в виду Платон, когда говорил об Атлантическом океане и континенте по ту сторону, остаётся не совсем понятным до наших дней». Даже учёные с широким кругозором испытывают потребность разжаловать Атлантиду в категорию мифов.

Весеннее издание «The American Scholar» за 1936 г. поместило статью Е. Д. Меррила, хранителя ботанической коллекции Гарвардского университета, названную «Потопленная Атлантида и Му», в которой автор пытается отрицать возможность существования Атлантиды, используя научные аргументы, и стремится показать, что не существует филологической связи между языками Америки и Средиземноморского региона, а также нет общих культурных растений и домашних животных в Мексике и Средиземноморье. Тема его рассуждений – схожее развитие сельского хозяйства в Америке и в Старом Свете, но на основе различных видов растений: большинство злаков, а также овощей и фруктов умеренной зоны имеют евразиатское происхождение, в то время как большинство американских видов происходят из тропиков и субтропиков. Он приводит впечатляющий список видов фруктов и овощей Старого и Нового Света, соответственно; утверждает, что человек пришёл в Америку из Азии и что высокоразвитые цивилизации Центральной и Южной Америки развились без влияния Атлантиды и без общения с Европой и Азией. Меррил считает, что ни одного общего культурного растения или домашнего животного, кроме собаки, не существовало до 1492 года. Эта точка зрения об отсутствии связей между Европой и Америкой до Колумба разделяется, однако, не всеми учёными.

Т.С.Фергюсон, археолог и писатель, в своей книге «Один загон и один пастух» выстраивает впечатляющий ряд фактов, демонстрирующих сходство между культурами Среднего Востока и Центральной Америки. Иллюстрации, сравнивающие печати, орнамент гончарных изделий и архитектуру – убедительны. В дополнение он приводит список 298 предметов общей культуры. Можно предположить, что идеи и конструкции сходной и даже идентичной природы возникли независимо друг от друга в разных частях мира, но когда читаешь этот обширный список предметов и практик, общих для Старого и Нового Света, возможность независимого возникновения всего этого на обоих полушариях кажется весьма маловероятной. На с. 22 и 23 книги помещено изображение печати, откопанной в Чиапа де Корзо в Мексике. Далее Фергюсон цитирует письмо д-ра Альбрайта из Джона Гопкинса (Университет штата Мэрилино, в г.Балтимор, основан в 1876 г. – Прим. ред.), где говорится, что «печать содержит несколько отчётливо распознаваемых египетских иероглифов». На с. 49-52 цитируется д-р Джордж Ф.Картер, также из Джона Гопкинса: «Некоторые растения несомненно существовали в Старом и Новом Свете в доколумбово время. Имеется огромный список растений, в большинстве относящихся к территориям средней Америки и Юго-Восточной Азии, которые составляют полный ряд от возможно до весьма вероятно перемещённых с человеческой культурой. Длительно существовавшая доктрина абсолютного разделения сельского хозяйства Старого и Нового Света не имеет ныне прочных позиций. Ботанические доказательства следует непредвзято пересмотреть».

Такие заявления, хотя и не подтверждают существования Атлантиды, тем не менее, свидетельствуют, что имеются определённые неясности в представлениях учёных о происхождении развитых цивилизаций в Южной и Центральной Америке, расхождения по вопросу о ранних этапах окультуривания растений. Современная точка зрения изложена в прекрасно иллюстрированной книге У.К.Беннета «Древние искусства Анд», издание которое было субсидировано Музеем современного искусства в Нью-Йорке, Институтом искусств Миннеаполиса и Калифорнийским дворцом Почётного Легиона. Беннет так комментирует ситуацию: «Проблема миграции самых ранних обитателей Южной Америки очаровательна и запутана, но едва ли более, чем проблема происхождения развитых цивилизаций в Андах. Сюда включается вопрос о введении растений в культуру, и он так же далёк от разрешения, как и вопрос о том, где растения Нового Света были впервые окультурены».

В апреле 1949 г. в выпуске «Science Digest» учёный другой специальности, д-р Морис Эвинг из Колумбийского университета, опубликовал небольшую статью, озаглавленную: «Потерянный континент, названный мифом». Эвинг, по его словам, «с 1935 г. картирует, берёт пробы, эхолотирует дно океана и сам спускается в глубину». Он делал подводные фотографии до глубины 5,5 км и «нигде не обнаружил свидетельств затонувших городов». Его исследования сосредоточивались вдоль Срединно-Атлантического хребта, протянувшегося от Исландии до Антарктиды. На первый взгляд это может быть принято за доказательство против существования Атлантиды, но некоторое размышление приводит к иному заключению. Предположим, что Соединённые Штаты Америки разрушены сильными землетрясениями и вулканами за несколько месяцев или лет. Наши города превращены в руины и затем погребены под отложениями пепла и лавы. Огромные приливные волны обрушивались на землю, разметая и разрушая остатки сооружений и все свидетельства человеческих творений. Наконец, целая страна погружается в океан, и в течение 13 тысяч лет приливные течения рассеивают, а океанические осадки перекрывают все остатки нашей цивилизации. В 14 967 г. некто сфотографирует несколько десятков квадратных сантиметров океанского ложа или пробурит скважину глубиной 10 см на дне. Можно ли предположить, что он увидит города или внутренность автомобиля, самолета или завода? Всё говорит против этого. Но он не будет сомневаться в том, что имеет право сделать вывод: Америка никогда не существовала.

В номере «Atlantic Monthly» за октябрь 1953 г. помещена статья Роберта Грейвса «Что случилось с Атлантидой?». Грейвс обратил внимание на греческие мифы и пытался показать, что миф об Атлантиде возник в результате смешивания разных событий – наводнения Ливии с великолепием цивилизации на о.Крит и её концом. Он говорит, что критяне превратили Фарос – небольшой остров возле устья Нила – в порт, одно из чудес света. Драматическое погружение в море этого острова вскоре после разрушения Кносса, главного города минойской культуры на Крите, было объединено в легенде с преданиями о наводнении на озере Тритонис, принёсшим бедствия народу Ливии. (Некогда это озеро было обширным внутренним морем, теперь оно превратилось в Марецкие солёные болота). Эти рассказы были переданы потомкам жрецами Саиса через Солона, который, приукрасив легенды, таким образом, сформировал наше представление об Атлантиде. Однако датировки событий, о которых говорит Грейвс, столь значительно моложе времени катастрофы Атлантиды, описанной Платоном, что после прочтения статьи остаётся ощущение – всё это может быть интересным, но измышлений в ней не меньше, чем в некоторых аргументах Донелли.

Одно из последних выступлений против возможности существования материка в центре Атлантики появилось 21 октября 1961 г. в выпуске «Saturday Evenibg Post». В статье, названной "Расширение дна океана", д-р Роберт С.Дитц развивает теорию строения земной коры и расширения океанического дна, которая, по его словам, выглядит несовместимой с существованием Атлантиды. Если, как он говорит, материки смещаются относительно друг друга приблизительно на 2,5 см в год, то за последние 10 или 15 тысяч лет это составит слишком малые величины изменений. Д-р Дитц – уважаемый океанограф, но его теория может быть лишь отчасти верной. В случае, если допустить существование катастрофических событий на Земле, то на шкале земной истории всегда окажется достаточно времени для того, чтобы один или два материка успели соскользнуть в океан.

В конце концов мы, кажется, ходим по кругу. Чем упорнее стараешься разрешить проблему, тем яснее представляется невозможность этого. Текущая литература не даёт убедительных доказательств ни одной точке зрения, ни другой. Пока не будет найдено других, помимо платоновских, письменных источников об её истории, или пока не появятся решительные доказательства, что она никогда не существовала, Атлантида, похоже, останется загадкой.

Как легенда об Атлантиде связана с «чтениями жизни» Эдгара Кейси? Если доказательства существования Атлантиды не будут когда-нибудь обнаружены, Кейси окажется в незавидном положении. Если подтвердится правильность его записей, он сможет стать таким же знаменитым археологом или историком, каким ясновидящим диагностом он был в области медицины.

Задокументировано 2500 «чтений», данных примерно для 1600 человек. Около 700 из них – почти половина от получивших информацию о своих прошлых жизнях – имели воплощения в Атлантиде, которые влияют на их настоящую жизнь. Причём Кейси упоминал не все воплощения каждой индивидуальности, а только те из них, которые в наибольшей степени влияли на его текущую жизнь, а также те, которые могли быть человеку наиболее полезны. Следовательно, нет ничего невозможного в том, что почти каждый из ныне живущих имел воплощения в Атлантиде в то или другое время.

Изумительным свойством этого специфического направления в «чтениях жизни» является ихвнутренняя согласованность. Хотя «чтения» были даны сотням людей в течение 21 года (с 1923 по 1944 гг.), они могут быть собраны в серии связанных друг с другом, не противоречащих одно другому событий. Индивидуальные возможности и слабости отражаются на следующих жизнях. Когда многие сущности, жившие вместе в одно и то же время, снова реинкарнируются в другой эпохе, становятся очевидными групповые или национальные тенденции.

Согласно «чтениям» Эдгара Кейси много индивидуальных душ, которые имели одно или несколько реинкарнаций в Атлантиде, вновь воплощаются на Земле в этом веке, в особенности, в Америке. Вместе со способностями к технике они несут с собой и тенденцию к экстремизму. Они часто демонстрируют индивидуальную и групповую карму, отмеченную самостью и стремлением к эксплуатации, что касается отношений с другими людьми. Многие из них жили во время разрушений или геологических катаклизмов в Атлантиде. Если верны пророчества Кейси, то неминуемо надвигается сходный период земных перемен.

К сожалению, мало задавалось вопросов относительно времени событий, а без вопросов эта информация давалась редко. Лишь в нескольких «чтениях» приводятся определённые даты происшествий в Атлантиде. Однако, сопоставляя имена и события в датированных и недатированных случаях, мы получили картину, вероятно, местами туманную и неполную, простирающуюся в далёкое прошлое за пределы рекордированной истории человечества. Вместо крушения материка за один день, как следует из рассказа Платона, у нас появилось впечатление о человеческой деятельности на континенте, разрушающемся в течение, по крайней мере, трёх крупных катаклизмов, значительно разделённых во времени.

Существует утверждение, которое нам следует рассмотреть особенно тщательно: участки суши претерпевали множество изменений – опусканий, поднятий и снова опусканий – и между первым из них и современностью прошли миллионы лет. Есть свидетельства нарушений (для материка Атлантиды – Прим. ред.) около 50 000 лет до Р.Х. Другой сдвиг, вероятно, произошёл около 28 000 лет до Р.Х., во время которого материк был разбит на острова. Окончательная гибель оставшихся островов совершилась около 10 000 лет до Р.Х. Я думаю, что именно эту последнюю катастрофу и описал Платон в своих трудах. Каждый период разрушений продолжался в течение, вероятнее всего, не дней, а месяцев или лет. Во всяком случае, были значительные предупреждения, так что многие обитатели спаслись, переселившись в Европу, Африку и Америку. Таким образом, согласно «чтениям» Кейси, обе Америки и некоторые районы Европы не раз испытали наплыв атлантов в доисторическом прошлом.

Почему Эдгар Кейси утверждает, что воплощения в Атлантиде оказывают такое большое влияние на людей, в особенности, в наше время? Он отвечает на этот вопрос в общем «чтении», проведённом для подготовки материала к лекции об Атлантиде:

«Если истинен факт перевоплощения и существования душ, которые некогда обитали в такой среде (т.е. в Атлантиде), и в настоящее время проникают в земную сферу и обитают в индивидуумах, то удивительно ли – если в прошлом они произвели такие перемены в делах Земли, которые принесли им саморазрушение, и если они приходят сейчас, то могут вызвать много изменений в делах народов и отдельных людей» (364 – 1).

Когда мы смотрим на людей, которые, кажется, были некогда гражданами страны, поразительно похожей на Америку XX века, мы часто можем разглядеть как личные, так и национальные пороки. Это есть первая ступень к спасению, как показано в притче о блудном сыне (Ев. от Луки 15: 11-32). Пороки, когда они поняты, могут быть исправлены, и Америка ещё может быть избавлена от той судьбы, что постигла Атлантиду. По крайней мере, отдельные люди, как например, Роберт Дунбар, могут оказаться способными к изменениям и вести более созидательную, чем разрушительную жизнь. (Рассказ об этом человеке представлен во 2-й главе данной книги. – Прим. ред.).

Что за чепуха всё это? Есть ли какие-то основания для таких представлений, кроме воображения Эдгара Кейси? Давайте обратимся прежде всего к источнику этой информации и затем посмотрим, поддерживается ли он светом новейших открытий. Если это происходит, то мы сможем взглянуть в будущее с помощью сознания ясновидящего и попытаться бросить взгляд на нашу изменчивую судьбу.

Кратко о статье: Страна, которая еще тысячи лет назад могла завоевать всю Европу. Огромные мраморные дворцы, многопалубные корабли, высокие сильные люди, невиданное доселе оружие, таинственная магия жрецов, благородство и амбиции - все это могло бы стать реальностью нашей с вами истории, если бы не...

Погибшая цивилизация

Атлантида - явь или сон?

Все, что сокрыто теперь, раскроет некогда время.

Квинт Гораций Флакк, “Послания”, 6:20

Страна, которая еще тысячи лет назад могла завоевать всю Европу. Огромные мраморные дворцы, многопалубные корабли, высокие сильные люди, невиданное доселе оружие, таинственная магия жрецов, благородство и амбиции - все это могло бы стать реальностью нашей с вами истории, если бы не...

О древней стране Атлантиде, погребенной океанской пучиной, написаны тысячи книг и статей. Чем была Атлантида? Древней и могучей человеческой цивилизацией? А может, прибежищем пришельцев с далеких миров? Почему погибла Атлантида? Стала она жертвой природного катаклизма или разрушительной войны с применением загадочного оружия?

Об Атлантиде и ее обитателях писали и другие античные авторы. Правда, почти все они жили после Платона, а значит, скорее всего, опирались на приводимые им данные.

Исключение - “отец истории” Геродот (485-425 до н.э.), упоминавший атлантов, обитавших в Северной Африке. Однако название это племя получило по Атласскому горному массиву.

Всплеск интереса к проблеме Атлантиды приходится на конец 19-го века. В 1882 году американец Игнасиус Донелли опубликовал книгу “Атлантида - допотопный мир”, где утверждал, что эта легендарная земля - прародина всего человечества. Для доказательства теории он использовал данные археологии, биологии и мифологии, сопоставлял легенды, языки и обычаи народов по обе стороны Атлантического океана. Работа Донелли положила начало современному взгляду на проблему Атлантиды и стала источником вдохновения для других авторов. Результат - более 5000 названий научных, научно-популярных и художественных книг.

Испорченный телефон

Как видим, атлантология основана на зыбком фундаменте. Особенно в этом убеждаешься при трезвом анализе текстов Платона. Философ узнал об Атлантиде с чужих слов, причем вся история напоминает детскую игру в “испорченный телефон”.

Итак, что сообщает Платон? Его прадед Критий, будучи 10-летним мальчонкой, услыхал об Атлантиде от своего тогда уже 90-летнего деда, тоже Крития. А тот в свою очередь узнал трагическую историю атлантов от дальнего родственника, великого афинского мудреца Солона (640 - 558 годы до н.э.). Солон же получил “эстафетную палочку” от египетских жрецов из храма богини Нейт в городе Саисе (до наших дней не сохранился), которые с незапамятных времен якобы вели исторические летописи в виде иероглифов на храмовых колоннах. Получается довольно длинная цепочка посредников...

Если допустить, что Платон ничего не придумал, все равно остается масса возможностей для ошибок. Критий-младший утверждал, что история Атлантиды его потрясла, поэтому он детально ее запомнил. Однако в диалоге есть прямые противоречия. Например, в одном месте Критий говорит, что: "...рассказ неизгладимо запечатлелся в моей памяти", а в другом - что: "...по прошествии столь долгого времени я недостаточно помнил содержание рассказа". Далее же оказывается, что у него были какие-то записи. Памятные заметки деда или Солона? Да и дедок Крития в свои 90 вполне мог массу всего перепутать, не говоря уж о том, что многие детали легенды о затонувшей земле, возможно, плод старческого хвастовства. “А расскажу-ка я тебе, внучок, пра-а-вдивую сказку!”.

Так что, возможно, Аристотель был полностью или отчасти прав. Платон действительно мог измыслить историю Атлантиды, чтобы проиллюстрировать свои воззрения (вспомним "Утопию" Томаса Мора). Либо, при всей своей честности, философ скомпилировал диалоги из каких-то иных, не дошедших до нас источников об Атлантиде, исторических и географических трудов разных авторов, легенд, мифов и собственных домыслов. Ну, а цепь рассказчиков Платон попросту мог придумать для большей достоверности.

Правда, окончание "Крития", скорее всего, утеряно. Возможно, в "потерянных файлах" и содержались ответы на все вопросы?

“За” и “против”

Платон описывает землю предков эллинов так: "Она тянется от материка далеко в море... и со всех сторон погружена в глубокий сосуд пучины". Но древние греки не знали о наличии глубин больше нескольких десятков метров! Атлантологи считают, что слова Платона о “глубоком сосуде пучины” - свидетельство сохранившихся со времен атлантов знаний. Однако Платон мог употребить этот оборот как поэтичное сравнение. Или же, исходя из наличия крутых берегов Аттики, самостоятельно сделать вывод о том, что если скалы резко обрываются в море, там должно быть очень глубоко.

С другой стороны, война древних эллинов с Атлантидой очень напоминает войны греков с персами. Невольно закрадывается мысль, что философ спроецировал события реальной истории на далекое прошлое. Описание Атлантиды по рельефу и природным данным напоминает остров Крит. Храм Посейдона, главное культовое сооружение атлантов, очень похож на святилище Афродиты на Кипре. Скульптура же бога морей на колеснице, запряженной шестью крылатыми конями, напоминает вполне реальную статую Посейдона работы Скопаса (4-й век до н.э.). Случайные совпадения или подтасовки?

Где эта улица, где этот дом?

Атлантологи спорят и о местонахождении легендарной земли, хотя из диалогов Платона, казалось бы, предельно ясно, что остров находился именно в Атлантике.

У Платона говорится - к западу от Геракловых столпов (античное название пролива Гибралтар) лежал огромный остров, больше Ливии и Азии, вместе взятых, с которого по другим островам можно было легко переправиться на “противолежащий материк” (Америка?).

Поэтому многие из атлантологов считают, что следы Атлантиды надо искать где-то на дне одноименного океана. Возможно, рядом с ныне существующими островами, которые могли быть высокими горными вершинами затонувшей земли.

При этом атлантологи упорно игнорируют простейший факт - если бы на Землю рухнул астероид, способный затопить здоровенный остров, это вызвало бы такое повышение атмосферной температуры, что практически вся жизнь на планете была бы уничтожена.

Мифы народов мира

"Отец" атлантологии Донелли и его последователи ключевым доказательством существования Атлантиды считают мифологию, точнее - несколько сказаний, совпадающих у многих народов.

Во-первых, это легенды о потопе, которые встречаются почти у всего человечества. Боги, устав от людских пакостей, заливают всю землю водой, добавляя еще ряд веских средств перевоспитания грешников - в виде огненного дождя, например.

Во-вторых, легенды о пришельцах с дальних земель (не путать с инопланетянами!). Откуда-то издалека прибывает неизвестный человек, говорящий на непонятном языке и обучающий аборигенов разным полезным штукам.

В-третьих, легенды о космических катаклизмах. С неба валится что-то здоровенное - камень, Луна, Солнце, Дракон. Ничего хорошего людям это не приносит. Оставшийся не при делах народ разбредается, кто куда...

Атлантида в Средиземноморье?

Кроме Атлантического океана, затонувший остров помещают и в другие части света. Особенной любовью пользуется Средиземное море.

При ближайшем рассмотрении, данная теория отнюдь не выглядит бредом. Платон писал, что после того как Атлантида затонула, “море в тех местах стало... несудоходным и недоступным по причине обмеления, вызванного огромным количеством ила, который оставил после себя осевший остров”. Маловероятно, что в Атлантическом океане с его значительными глубинами илистые мелководья служили бы серьезной помехой судоходству. А вот в Средиземноморье таких мест предостаточно. Да и природа Атлантиды вполне может быть соотнесена практически с любым средиземноморским островом.

Бог морей Посейдон полюбил простую девушку Клейто, которая родила ему 5 пар близнецов, положивших начало народу атлантов.

Государство атлантов было похоже на Земноморье Урсулы Ле Гуин - архипелаг из нескольких островов, протяженность главного из которых была 1110 км, ширина - 400 км. Климат предположительно тропический, так как на острове водились слоны. На южной стороне Атлантиды находилась ее столица - город Посейдонис диаметром около 7 км. В центре города было озеро, посреди которого лежал островок диаметром 965 метров, пронизанный каналами, с дворцовым комплексом Акрополем, окруженным двумя земляными валами. Внешний вал покрывала медь, внутренний - олово, стены акрополя были облицованы орихалком (неизвестный нам металл). В состав Акрополя входили совместный храм Клейто и Посейдона, обнесенный золотой стеной, и храм самого Посейдона с огромной статуей морского бога внутри. Снаружи вокруг храма стояли изображения жен и родственников царей Атлантиды, подношения от их вассалов.

Население Атлантиды составляло около 6 млн. человек. Государственная система - монархия: 10 царей-архонтов, высший из которых носил титул "Атлант" и обитал в Посейдонисе. Каждые 5-6 лет проводились советы-собрания - "суды" царей, перед началом которых организовывались "жертвоприношения быка" (подобный обычай существовал и на Крите).

Армия атлантов насчитывала 660 тысяч человек и 10 тысяч боевых колесниц. Флот - 1200 боевых триер с экипажем в 240 тысяч человек.

Атланты - предки русичей?

Некоторые ученые идут своим путем, помещая легендарную землю в самые экзотические места. В 1638 году английский ученый и политик Фрэнсис Бэкон в книге "Nova Atlantis" поместил Атлантиду в Бразилию, где, как известно, много диких обезьян. В 1675 году швед Рудбек доказывал, что Атлантида находилась в Швеции, а ее столицей была Упсала.

В последнее время, за недостатком девственных местечек, обратились и к нашим бескрайним просторам - Азовское, Черное и Каспийское море тоже удостоились принять в свои объятья вконец заплутавшую Атлантиду. Есть еще очаровательная теория, что атланты - это предки древних русичей, а легендарная земля Платона... затонувший Китеж-град! Правда, после историй о том, что Адам и Ева были родом откуда-то из Подмосковья, русско-атлантическая версия выглядит уже недостаточно сенсационной.

Р. Сильверберг в "Письмах из Атлантиды" показывает события тысячелетней давности глазами современного человека, чей разум переселился в тело принца атлантов (явный римейк "Звездных королей" Гамильтона!).

Свидетелем событий прошлого может стать и путешественник во времени ("Танцовщица из Атлантиды" П. Андерсона, "Atlantis Endgame" А. Нортон и Ш. Смит).

Иногда атланты становились пришельцами из космоса (А. Шалимов, “Возвращение последнего атланта”), или же являлись первыми землянами, вступившими в контакт с инопланетным разумом (В. Кернбах, "Лодка над Атлантидой"; Г.Мартынов, "Спираль времени"). Возможно, именно подлые чужаки уничтожили Атлантиду? Вот герой цикла "Atlantis" Г. Доннегана, крутой спецназовец Эрик вместе со своими товарищами из отряда "морских котиков" пытается остановить коварных инопланетян-шэдов, некогда предательски потопивших несчастных атлантов.

Немало книг повествует о приключениях спасшихся после катастрофы изгоев. Одни сохранили остатки цивилизации под водой (“Атлантида под водой” Р. Каду, “Маракотова бездна” А. Конан Дойла, “Конец Атлантиды” К. Булычева). Другие улизнули куда подальше. В Америку (“Храм. Рукопись, найденная на побережье Юкатана” Г. Ф. Лавкрафта), в Африку (“Тарзан и сокровища Опара” Э. Р. Бэрроуза); в Испанию (“Этот далекий Тартесс” Е. Войскунского и И. Лукодьянова); даже в Британию ("Камни Силы" Д. Геммела). Для некоторых атлантов потрясение от гибели родной стороны оказалось настолько сильным, что лучшим убежищем им показались другие планеты (А. Толстой, “Аэлита”; А. Щербаков, “Чаша бурь”).

В недавнем романе В. Панова "Кафедра Странников" катализатором могущественных сил оказывается древний артефакт атлантов Трон Посейдона. В битву за наследие атлантов вступает даже Бэтмен ("The Black Egg of Atlantis" Н. Баррета), когда Человек-Пингвин пытается завладеть древним предметом, дающим темное могущество.

Почему погибла Атлантида?

Нет согласия и при выяснении причин гибели острова.

Кроме базовой, хоть и абсолютно нереальной версии о падении гигантского метеорита, большой популярностью пользуется гипотеза о мощнейшем землетрясении. В истории известны случаи резкого оседания земли на несколько метров в результате подобного стихийного бедствия. Например, гибель пиратской столицы Порт-Рояль на Ямайке в 1692 году, когда город погрузился в море на 15 метров. Сильные землетрясения, особенно с эпицентром на морском дне, могут вызвать цунами. Типичный пример подобной катастрофы - цунами в результате извержения вулкана Кракатау в Индонезии в 1883 году, когда высота волны составила около 40 метров. Такая волнища вполне способна погрести под собой прибрежную зону материка или даже целый остров.

Кроме более-менее научных объяснений, существуют и оккультно-фантастические теории об Атлантиде, иногда весьма специфические. Например, члены секты "Поднимающиеся Атланты", основанной в 70-х годах прошлого века, верят, что атланты - потомки инопланетян, положившие затем начало египетской цивилизации.

В бестселлерах жутко популярного среди части россиян врача-офтальмолога Эрнста Мулдашева тоже содержатся потрясающие открытия. Оказывается, атланты владели экстрасенсорикой, и 75000 лет назад с помощью психокинетической энергии возвели египетские пирамиды. Ряд великих личностей - Кришна, Будда, Христос - также были атлантами. А где-то в глубинах Тибета в пещерах уцелевшие атланты до сих пор спят в особом виде анабиоза - сомати.

Атлантида - миф?

При всех многочисленных разногласиях, единственное, что цементирует нестройные ряды атлантологов - идея о том, что Атлантида действительно существовала. Однако немало и тех, кто заявляет: Атлантида - это миф!

Их главные аргументы таковы. Во-первых, кроме диалогов Платона, отсутствуют иные достоверные упоминания об Атлантиде. Во-вторых, остров должен был быть слишком большим, и его непросто приткнуть куда-нибудь с точки зрения географии. В-третьих, современные геологические и океанографические исследования не подтверждают опускания на дно океана крупной части суши. В-четвертых, 10 тысяч лет назад не существовало развитой человеческой цивилизации. Но на любой из этих аргументов при желании (а оно имеется у многих!) легко отыскиваются не менее логичные контрдоводы.

Самые беспристрастные ученые все же признают, что диалоги Платона содержат рациональное зерно и в них описаны реальные стихийные бедствия, постигшие Средиземноморье - тот же Крит.

Единственное, что способно подвести черту под многолетними дискуссиями, бесспорно доказав правдивость легенды - это находка останков Атлантиды на морском или океаническом дне. Но возможно ли это?

Остатки былой роскоши

Ученые многих стран постоянно исследуют моря и океаны, совершая время от времени ценнейшие археологические открытия. Правда, пока не было найдено ничего, что доказывало бы существование затонувшего материка или огромного острова. Учитывая постоянное совершенствование технической оснащенности подобных экспедиций, эпохальные открытия, возможно, не за горами. Другой вопрос - а что могут найти ученые на дне?

Основными строительными материалами древности служили мрамор, гранит, базальт и песчаники. За тысячи лет в морской воде большинство построек полностью растворятся, кроме части мраморных сооружений. Кроме того, на затонувшие здания могут разрушительно действовать некоторые виды моллюсков и наличие сильных подводных течений.

В соленой морской воде металлы подвергаются ускоренной коррозии. Железо окисляется через 200 лет нахождения в море, медь и медные сплавы исчезают за 400 лет. Правда, если медные изделия имеют большие размеры (колокола, пушки, якоря), на их поверхности образовывается слой карбонатов, способных защитить предмет. А вот высокопробное золото может лежать в воде очень долго.

Деревянные предметы гибнут за пару столетий, а высококачественная керамика валяется на дне тысячелетиями. При этом многие предметы, если они быстро обрастают кораллами, тоже способны храниться длительное время - правда, обнаружить их в таком случае затруднительно. В общем, кое-что из наследия атлантов теоретически способно долежать до наших дней.

Быть может, чудо все же произойдет, и человечество по-новому взглянет на свою историю? Над Шлиманом когда-то тоже потешались, а он, несмотря ни на что, обнаружил-таки легендарную Трою...

Споры о том, являлось ли существование Атлантиды реальностью или красивой легендой, не затихают уже много веков. По этому поводу выдвигалось большое количество самых противоречивых теорий, но все они строились на сведениях, полученных из текстов древнегреческих авторов, ни один из которых лично не видел этого таинственного острова, а передавал лишь информацию, полученную из более ранних источников. Так насколько же соответствует действительности легенда об Атлантиде и откуда она пришла в наш современный мир?

Остров, канувший в морскую бездну

Прежде всего уточним, что под словом «Атлантида» принято понимать некий фантастический (поскольку нет прямых доказательств его существования) остров, находившийся в Атлантическом океане. Точное же его местонахождение неизвестно. Согласно наиболее популярной легенде, Атлантида помещалась где-то недалеко от северо-западного побережья Африки, окаймленного цепью Атласских гор, и вблизи Геркулесовых столбов, обрамлявших вход в Гибралтарский пролив.

Туда ее поместил в своих диалогах (произведениях, написанных в форме беседы исторических или вымышленных лиц) знаменитый древнегреческий философ Платон. На основе его трудов впоследствии и родилась весьма популярная легенда об Атлантиде. В ней говорится, что примерно в 9500 году до н. э. в указанном выше районе произошло страшное землетрясение, в результате которого остров навсегда погрузился в пучину океана.

В тот день погибла древняя и высокоразвитая цивилизация, созданная островитянами, которых Платон именует «атлантами». Следует сразу заметить, что ввиду схожих названий их порой ошибочно отождествляют с персонажами древнегреческой мифологии - могучими титанами, держащими на своих плечах небесный свод. Эта ошибка настолько распространена, что при виде скульптур работы выдающегося русского ваятеля А. И. Теребенева (фото см. ниже), украшающих портик Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге, у многих возникает ассоциация с героями, канувшими когда-то вглубь морей.

Загадка, волнующая умы людей

В период Средневековья труды Платона, а также большинства других античных историков и философов были преданы забвению, но уже в XIV-XVI вв., получивших название эпохи Возрождения, интерес к ним, а вместе с тем и к Атлантиде и легенде, связанной с ее существованием, стремительно возрос. Не ослабевает он и по сей день, порождая жаркие научные дискуссии. Учеными всего мира предпринимаются попытки обнаружить реальные доказательства событий, описанных Платоном и рядом его последователей, и дать ответ на вопрос о том, что же на самом деле представляла собой Атлантида - легенду или действительность?

Остров, населенный людьми, создавшими высочайшую, по тем временам, цивилизацию, и поглощенный затем океаном представляет собой загадку, волнующую умы людей и побуждающую их искать ответы за пределами реального мира. Известно, что еще в Древней Греции легенда об Атлантиде дала толчок многим мистическим учениям, а в современной истории она вдохновила мыслителей теософского направления. Наиболее известными из них являются Е. П. Блаватская и А. П. Синнетт. Не остались в стороне и авторы разного рода околонаучных и просто фантастических произведений различного жанра, также обращавшихся к образу Атлантиды.

Откуда взялась легенда?

Но вернемся к сочинениям Платона, поскольку именно они являются тем первоисточником, который возбудил многовековые споры и дискуссии. Как уже говорилось выше, упоминание об Атлантиде содержится в двух его диалогах, носящих название «Тимей» и «Критий». Оба они посвящены вопросу государственного устройства и ведутся от лица его современников: афинского политического деятеля Крития, а также двух философов - Сократа и Тимея. Сразу отметим, что Платон делает оговорку, будто первоисточником всех сведений об Атлантиде является рассказ древнеегипетских жрецов, который в устной форме передавался из поколения в поколение и, наконец, дошел до него.

Беды, постигшие атлантов

В первом из диалогов приводится сообщение Крития о войне между Афинами и Атлантидой. По его словам, остров, с армией которого пришлось столкнуться его соотечественникам, был настолько велик, что своими размерами превосходил всю Азию, что дает основание с полным правом называть его материком. Что же касается образованного на нем государства, то оно поражало всех своим величием и, являясь необычайно могущественным, покорило Ливию, а также значительную территорию Европы, простиравшуюся вплоть до Тиррении (Западной Италии).

В 9500 году до н. э. атланты, желая покорить Афины, обрушили на них всю мощь своей прежде непобедимой армии, но, несмотря на явный перевес сил, не смогли добиться успеха. Афиняне отразили нашествие и, разгромив врага, вернули свободу народам, находившимся до той поры в рабстве у островитян. Однако на этом беды не отступили от благополучной и некогда процветавшей Атлантиды. Легенда, а точнее, рассказ Крития, положенный в ее основу, повествует далее о страшной природной катастрофе, полностью уничтожившей остров и заставившей его погрузиться в океанские глубины. Буквально в течение суток разбушевавшаяся стихия стерла с лица земли огромный континент и положила конец созданной на нем высокоразвитой культуре.

Коммуна афинских правителей

Продолжением этого рассказа является второй дошедший до нас диалог, получивший название «Критий». В нем все тот же афинский политик более подробно повествует о двух великих государствах древности, армии которых сошлись на поле брани незадолго до рокового наводнения. Афины, по его словам, представляли собой высокоразвитое и столь угодное богам государство, что, если верить легенде, конец Атлантиды был предрешен.

Весьма примечательно описание системы правления, которое было в нем устроено. По свидетельству Крития, на Акрополе - холме, и поныне возвышающемся в центре греческой столицы - помещалась некая коммуна, отчасти напоминающая те, которые рисовали в своем воображении родоначальники коммунистического движения. Все в ней было поровну и всего хватало с избытком. Вот только населена она была не простыми людьми, а правителями и воинами, которые обеспечивали поддержание в стране угодного им порядка. Трудовым же массам позволялось лишь благоговейно взирать на их сияющие высоты и выполнять спускаемые оттуда предначертания.

Надменные потомки Посейдона

В том же трактате скромным и добродетельным афинянам автор противопоставлял высокогордых атлантов. Их родоначальником, как явствует из сочинения Платона, был сам бог морей Посейдон. Однажды, став свидетелем того, как земная девушка по имени Клейто нежила в волнах свое юное тело, он воспылал страстью и, вызвав в ней ответные чувства, стал отцом десяти сыновей - полубогов-полулюдей.

Старший из них, по имени Атлант, был поставлен управлять островом, разделенным на девять частей, каждая из которых находилась под началом одного из его братьев. В дальнейшем его имя унаследовал не только остров, но даже и океан, на котором он находился. Все его братья стали родоначальниками династий, в течение многих веков живших и правивших на этой благодатной земле. Именно так описывается в легенде рождение Атлантиды как могучего и суверенного государства.

Остров изобилия и богатства

В своем сочинении Платон приводит также известные ему размеры этого легендарного острова-материка. По его словам, в длину он достигал 540 км, а в ширину был не менее 360 км. Наивысшей точкой этой обширной территории являлся холм, высоту которого автор не уточняет, но пишет, что располагался он примерно в 9-10 км от берега моря.

Именно на нем был построен дворец правителя, который еще сам Посейдон окружил тремя сухопутными и двумя водными оборонительными кольцами. Позднее его потомки-атланты перебросили через них мосты и прорыли дополнительные каналы, по которым корабли могли беспрепятственно подходить к причалам, расположенным у самых стен дворца. Они же возвели на центральном холме множество храмов, богато отделанных золотом и украшенных статуями небожителей и земных владык Атлантиды.

Мифы и легенды, рожденные на основе сочинений Платона, полны описаний сокровищ, которыми владели потомки морского бога, а также богатства природы и плодородия острова. В диалогах древнегреческого философа упоминается, в частности, о том, что, несмотря на густонаселенность Атлантиды, на ее территории весьма привольно жилось диким животным, среди которых встречались даже еще не прирученные и не одомашненные слоны. В то же время Платон не оставляет без внимания и многие негативные стороны жизни островитян, вызвавшие гнев богов и послужившие причиной катастрофы.

Конец Атлантиды и начало легенды

Мир и благоденствие, царившие на нем многие века, рухнули в одночасье по вине самих же атлантов. Автор пишет, что до той поры, пока жители острова ставили добродетель выше богатств и почестей, небожители были к ним благосклонны, но отвернулись от них, как только блеск золота затмил в их глазах духовные ценности. Взирая на то, как люди, утратившие божественную сущность, переполнились гордыней, алчностью и злобой, Зевс не пожелал сдерживать свой гнев и, собрав прочих богов, предоставил им право вынести свой приговор. На этом рукопись древнегреческого философа обрывается, но, судя по той катастрофе, которая обрушилась вскоре на злочестивых гордецов, их сочли недостойными милосердия, что и привело в итоге к столь печальному исходу.

Легенды Атлантиды (или сведения о реально произошедших событиях - это осталось неизвестно) привлекали внимание многих древнегреческих историков и писателей. В частности, афинянин Гелланик, живший в V веке до н. э., также описывает в одном из своих сочинений этот остров, называя, впрочем, его несколько иначе - Атлантиадой - и не упоминая о его гибели. Однако современные исследователи по ряду причин считают, что его рассказ имеет отношение не к погибшей Атлантиде, а к благополучно пережившему века Криту, в истории которого также фигурирует морской бог Посейдон, зачавший сына от земной девы.

Любопытно, что название «атланты» применялось древнегреческими и римскими авторами не только к островитянам, но и к жителям континентальной Африки. В частности, Геродот, а также не менее известный историк так именуют некое племя, обитавшее в Атласских горах недалеко от побережья океана. Эти африканские атланты были весьма воинственны и, находясь на низкой ступени развития, вели постоянные войны с иноплеменниками, среди которых оказались и легендарные амазонки.

В итоге они были полностью истреблены своими соседями троглодитами, которые хоть и находились в полуживотном состоянии, но все же сумели одержать победу. Есть мнение, будто Аристотель по этому поводу сказал, что не военный перевес дикарей привел к гибели племени атлантов, а сам творец мира Зевс погубил их за совершенные беззакония.

Плод фантазии, переживший века

Отношение современных исследователей к сведениям, изложенным в диалогах Платона и в сочинениях ряда других авторов, крайне скептическое. Большинство из них считают Атлантиду легендой, не имеющей под собой никакого реального обоснования. Их позиция объясняется прежде всего тем, что на протяжении многих столетий не было обнаружено никаких материальных подтверждений ее существования. Это действительно так. Полностью отсутствуют археологические данные о существовании в конце ледникового периода, а также ближайших к нему тысячелетий столь развитой цивилизации в Западной Африке или Греции.

Вызывает недоумение и тот факт, что история, якобы поведанная миру древнегреческими жрецами и дошедшая затем до Платона в устном пересказе, не нашла своего отражения ни в одном из письменных памятников, обнаруженных на берегах Нила. Это невольно наводит на мысль о том, что древнегреческий философ сам сочинил трагическую историю Атлантиды.

Начало легенды он вполне мог позаимствовать из богатой отечественной мифологии, в которой боги нередко становились основателями целых народов и континентов. Что же касается трагической развязки сюжета, то она была ему необходима. Выдуманный остров следовало уничтожить для придания истории внешнего правдоподобия. В противном случае как бы он мог объяснить современникам (и, разумеется, потомкам) отсутствие следов его существования.

Исследователи античности обращают внимание и на тот факт, что рассказывая о таинственном континенте, расположенном вблизи западного побережья Африки, и о его жителях, автор приводит исключительно греческие имена и географические названия. Это весьма странно и наводит на мысль о том, что он сам их придумал.

Трагическая ошибка

В завершение статьи приведем несколько весьма занятных утверждений, с которыми выступают в наши дни рьяные сторонники историчности существования Атлантиды. Как уже говорилось выше, сегодня ее подняли на щит многие сторонники оккультных течений и разного рода мистики, не желающие считаться с абсурдностью собственных теорий. Не уступают им и псевдоученые, пытающиеся выдать свои измышления за якобы сделанные ими открытия.

Например, за последние годы на страницах печати, а также в интернете не раз появлялись статьи о том, что атланты (существование которых авторы не подвергали сомнению) достигли столь высокого прогресса, что вели широкую исследовательскую деятельность в области ядерной физики. Даже бесследное исчезновение самого континента объясняется трагедией, произошедшей в результате неудачно проведенного ими ядерного испытания.

Атлантида - зеркало солнца. Не знали прекрасней страны. Вавилон и Египет дивились богатству атлантов. В городах Атлантиды, крепких зелёным нефритом и чёрным базальтом, светились, как жар, палаты и храмы. Владыки, жрецы и мужи, в золото-тканых одеждах, сверкали в драгоценных камнях. Светлые ткани, браслеты и кольца, и серьги, и ожерелья жён украшали, но лучше камней были лица открытые.

Чужестранцы плыли к атлантам. Мудрость их охотно все славили. Преклонялись перед владыкой страны.

Но случилось предсказание оракула. Священный корабль атлантам привёз великое вещее слово:

Встанут волны горою. Море покроет страну Атлантиду. За отвергнутую любовь море отомстит.

С того дня не отвергали любовь в Атлантиде. С любовью и лаской встречали плывущих. Радостно улыбались друг другу атланты. И улыбка владыки отражалась в драгоценных, блестящих стенах дворцовых палат. И рука тянулась навстречу с приветом, и слёзы в народе сменялись тихой улыбкой. И забывал народ власть ненавидеть. И власть забывала кованый меч и доспех.

Но мальчик, сын владыки, особенно всех удивлял. Само солнце, сами боги моря, казалось, послали его на спасенье великой страны.

Вот он был добр! И приветлив! И заботлив о всех! Были братья ему великий и малый. Для каждого жило в нём доброе слово. Про каждого помнил он его лучший поступок. Ни одной ошибки он точно не помнил. Гнев и грубость увидеть он точно не мог. И перед ним укрывалось всё злое, и недавним злодеям хотелось навсегда стать добрыми, так же, как он.

За ним шёл толпою народ. Взгляд его всюду встречал лишь лица, полные радости, ждущие улыбку его и доброе, мудрое слово. Вот уж был мальчик! И когда почил в этой жизни владыка-отец, и отрок, туманный тихой грустью, вышел к народу; все как безумцы, забыли про смерть и гимн хвалебный запели владыке желанному. И ярче цвела Атлантида. А египтяне назвали её страною любви.

Долгие тихие годы правил светлый владыка. И лучи его счастья светили народу. Вместо храма народ стремился к владыке. Пел:

Он нас любит. Без него мы - ничто. Он - наш луч, наше солнце, наше тепло, наши глаза, наша улыбка. Слава тебе, наш любимый!

В трепете восторга народа дошёл владыка до последнего дня. И начался день последний, и бессильный лежал владыка, и закрылись глаза его.

Как один человек, встали атланты, и морем сплошным залили толпы ступени палат. Отнесли врачей и постельничих. К смертному ложу приникли и, плача, вопили:

Владыко, взгляни! Подари нам хоть взгляд твой. Мы пришли тебя отстоять. Пусть наше, атлантов, желанье тебя укрепит. Посмотри, - вся Атлантида собралась к дворцу твоему. Тесной стеной мы встали от дворца и до моря, от дворца до утёсов. Мы, желанный, пришли тебя удержать. Мы не дадим тебя увести, всех нас покинуть. Мы все, вся страна, все мужи, и жёны, и дети. Владыко, взгляни!

Рукой поманил владыка жреца и хотел сказать последнюю волю, и всех просил выйти, хоть на короткое время.

Но атланты остались. Сплотились, в ступени постели вросли. Застыли, и немы и глухи. Не ушли.

Тогда приподнялся на ложе владыка и, обратя к народу свой взгляд, просил оставить его одного и позволить ему сказать жрецу последнюю волю. Владыка просил. И ещё раз напрасно владыка просил. И ещё раз они были глухи. Они не ушли. И вот случилось тогда. Поднялся владыка на ложе и рукою хотел всех отодвинуть. Но молчала толпа и ловила взгляд любимый владыки.

Тогда владыка сказал:

Вы не ушли? Вы не хотите уйти? Вы ещё здесь? Сейчас я узнал. Ну, я скажу. Скажу одно слово моё. Я вас ненавижу. Отвергаю вашу любовь. Вы отняли всё от меня. Вы взяли смех детства. Вы ликовали, когда ради вас остался я одиноким. Тишину зрелых лет вы наполнили шумом и криком. Вы презрели смертное ложе… Ваше счастье и вашу боль только я знал. Лишь ваши речи ветер мне доносил. Вы отняли солнце моё! Солнца я не видал; только тени ваши я видел. Дали, синие дали! К ним вы меня не пустили… Мне не вернуться к священной зелени леса… По травам душистым уже не ходить… На горный хребет мне уже не подняться… Излучины рек и зелёных лугов уже мне не видать… По волнам уже не носиться… Глазом уже не лететь за кречетом быстрым… В звёзды уже не глядеться… Вы победили… Голоса ночные слышать я больше не мог… Веления Бога стали мне уже недоступны… А я ведь мог их узнать… Я мог почуять свет, солнце и волю… Вы победили… Вы всё от меня заслонили… Вы отняли всё от меня… Я вас ненавижу… Вашу любовь я отверг…