Китайские бизнесмены скупают в листвянке на байкале землю под нелегальные гостиницы. Китайский беспредел. Власти скрывают факт избиения команды ольхонского парома Не инвестиции, а экспансия

© meduza.io/Илья Татарников

24 Май 2017, 10:57

В последние годы Китай стал главным поставщиком туристов для России. Их особенной любовью пользуется озеро Байкал: бизнесмены рассказывают, что в гостиницах нет свободных мест даже зимой, туроператоры жалуются на то, что китайские коллеги выдавливают их из бизнеса, а местные жители недовольны тем, как китайцы себя ведут. Тайга.инфо публикует отрывок репортажа «Медузы» о китайском нашествии на Иркутскую область.

Озеро Байкал затянуто льдом. По льду друг за другом, группами, парами и (изредка) в одиночку идут люди в разноцветной одежде и катят за собой чемоданы на колесиках. Попасть на остров Ольхон с материка летом можно только по воде, зимой, когда озеро замерзает, - по льду: за три минуты и четыреста рублей на катере на воздушной подушке или бесплатно за пятнадцать-двадцать минут пешком. Люди с чемоданами предпочитают экономить. Все они приехали сюда из Китая.

«Я как будто попала в московское метро. Хотя нет, в пекинское», - писала зимой 2017 года в фейсбуке увидевшая эту картину жительница Иркутска Карина Пронина и добавляла: еще год назад такого не было. Это подтверждают представители местного турбизнеса: по их словам, до 90% всех туристов на озере этой зимой приехали из Китая; а в дни китайского Нового года (в этом году он пришелся на последнюю неделю января) в некоторых гостиницах на Ольхоне были исключительно китайские постояльцы. Разумеется, люди из КНР едут не только в Иркутскую область (наибольшей популярностью, как и у других туристов, пользуются Москва и Петербург), но именно она сейчас переживает настоящий туристический бум: по данным Ростуризма, увеличение туристического потока из Китая в регионе по сравнению с 2015 годом в 2016-м составило 158%.

«В этом году у нас почти все гостиницы и турбазы остались работать на зиму, - вспоминает администратор турбазы „Усадьба Никита Бенчарова“ Кристина Майор. - По несколько дней подряд у нас жили только китайские туристы. Мы ради интереса проверяли на Booking.com - свободных мест нигде не было. Люди, наши местные, приезжали наобум, пытались заселиться, но увы. На экскурсиях та же история: у нас есть популярное место - мыс Хабой, северная точка острова. Так вот зимой бывало так, что приедешь - и ощущение, что находишься где-то в Китае, а не на Байкале».

Туристы из Китая, особенно старшего поколения, - это зачастую поклонники так называемого красного туризма по местам, значимым для истории коммунизма, зародившегося внутри страны в то время, когда у ее граждан не было возможности путешествовать за границу. В Китае созданы сотни таких маршрутов, поэтому российский турбизнес подстроился под спрос, тем более что России есть что предложить гостям по этой теме и в Москве, и в регионах. В 2017 году ожидают роста китайского турпотока и в связи с юбилеем Октябрьской революции.

Впрочем, среди тех, кто едет на Байкал, по словам работников местного турбизнеса, есть и другие: часто - молодые люди и студенты, «интеллигентные и европеизированные», некоторые путешествуют сами по себе. Они останавливаются в бюджетных отелях и хостелах и не пользуются услугами гидов, ориентируясь на соцсети. Путешествуют они, впрочем, теми же маршрутами, что и другие байкальские туристы: Иркутск как отправная точка; расположенный на берегу Байкала поселок Листвянка; факультативно - Кругобайкальская железная дорога; обязательно - Ольхон.

«Именно на Ольхон стремится почти каждый турист из Китая, - говорит директор иркутской туристической компании „Гринэкспресс“ Вадим Копылов. - Насколько я знаю, есть даже популярная песня о нем на китайском языке».

Не инвестиции, а экспансия

Еще в восьмидесятых на границе Иркутской области и Китая встречались красные таблички с надписями вроде «Внимание! Китаец - наш враг!». Тогда нынешний директор иркутской компании «Спутник» и руководитель Сибирской байкальской ассоциации туризма (СБАТ) Игорь Коваленко был одним из первопроходцев налаживания бизнес-отношений с соседями - в 1989 году он в составе советской делегации объездил весь северо-восток Китая, чтобы подписать несколько договоров о взаимном обмене туристами. Продолжал он развивать регион и в 2000-х - как-то раз Коваленко вдоль и поперек объездил с фотографом зимний Байкал, чтобы получить снимки, которые и сейчас используются в китайских рекламных буклетах. Тогда же он придумал фразу «голубой лед Байкала» - теперь в Китае ее используют для продвижения зимних туров.

В последнее время, однако, представители сибирского турбизнеса стали беспокоиться из-за конкуренции со стороны китайских коллег, зачастую действующих по сомнительным схемам. Весной 2017 года исполнительный директор ассоциации «Мир без границ» Александр Агамов заявил, что российский рынок наводнили китайские туристы, которым на родине продают несоразмерно дешевые туры. По его словам, этот поток обслуживают базирующиеся в России граждане КНР, которые встречают соотечественников, занимаются их размещением - а также водят по дружественным магазинам, где туристы делают покупки за наличные по завышенным ценам: золото, янтарь, украшения из драгоценных камней, одежда европейских брендов. В результате из российской экономики, по данным «Мира без границ», выводится как минимум 500 миллионов долларов ежегодно, поскольку эти покупки никак не декларируются. Как объяснили «Медузе» в «Мире без границ», работает это примерно так: китайцы везут в Россию наличные (туристов еще на родине инструктируют, что в России все продается только за бумажные деньги), они в специально созданных для них магазинах совершают покупки по завышенным ценам, которые не соответствуют реальным кассовым чекам, а наличные делятся между хозяином лавки, китайским сопровождающим группы и (или) российским гидом и китайской компанией.

Копылов добавляет, что эта проблема - общероссийская (действительно: 17 мая издание «Бумага» выпустило материал о сувенирных магазинах в Петербурге, куда не пускают никого, кроме китайцев). «Мало того что [китайские предприниматели] заходят на наш рынок, так они создают вокруг себя замкнутую инфраструктуру, когда гостиницы, рестораны, транспорт - все становится китайским, - рассказывает бизнесмен. - По нашим оценкам, шесть-семь [китайских гостиниц] в Листвянке уже есть, поменьше - на Ольхоне. Но пока своими глазами не увидишь, не узнаешь, какие участки кем куплены. Регистрируют их на россиян, китайцы никогда не светятся, и мы узнаем по факту, кто на самом деле за этим стоит. Но 40–50% туристов из своей страны они контролируют на территории нашей области - это точно».

Такие китайские предприниматели очень закрыты, держатся обособленно - и, по словам российских конкурентов, действуют на территории России нелегально. «До таких компаний не дотянуться, разговаривать на эти темы они не будут, - комментирует Александр Агамов. - Теневой бизнес - это острый, болезненный и деликатный вопрос, его обсуждают очень взвешенно на уровне турадминистраций обеих стран, а возможно - и МИД». Попытки корреспондента «Медузы» связаться с представителями китайских компаний, подозреваемых в теневой деятельности, не увенчались успехом.

По словам Игоря Коваленко, на Байкале турбизнесом начинают заниматься китайцы, ранее в индустрии не работавшие, - даже бывшие торговцы, которые делали деньги на российских туристах, приезжавших в Китай на шопинг. «Это люди, которые быстро ориентируются, в том числе уже покупают землю на берегу Байкала, - поясняет Коваленко. - Я лично задавал одним вопрос: „Вы что-то строить хотите? Какие-то объекты инфраструктуры?“ Нет, говорят, мы сейчас купим, а потом продадим богатым китайцам. В итоге они сюда переезжают. Некоторые, может быть, не навсегда, но это не инвестиции - это экспансия».

Коваленко добавляет, что китайские компании, продающие дешевые туры, зачастую уже в России используют то, что их соотечественники не знают ни языка, ни рынка, - и продают дополнительные экскурсии втридорога. Говорит он и о низком качестве сервиса конкурентов. «Как-то я встречал партнера из Гонконга в аэропорту, и вместе с ним прилетела такая вот „серая группа“, - рассказывает глава „Спутника“ и СБАТ. - Я говорю: вот посмотри, какой транспорт их повезет и как выглядит их гид, и сравни с тем, что предлагаем мы. Он говорит: „Все понял, вопросов нет“. Вот так они и делают свои низкие цены».

Экскурсионный шпионаж

В каком-то смысле китайские коллеги еще и помогают российским туроператорам справиться с ростом туристического потока. По оценкам самих китайцев, в обозримом будущем в одну Иркутскую область в год будет приезжать около миллиона туристов из этой страны. Это очень много. В Москве уже не хватает гидов и переводчиков со знанием китайского языка, а в Санкт-Петербурге летом - в самый высокий сезон - и мест в гостиницах. В высокий сезон в столице, по информации «Мира без границ», через пункты пересечения границы проходят 80–90 групп только из континентального Китая (без учета Тайваня и Гонконга, а также бизнес-туристов) - на этот поток нужно единовременно около трехсот гидов-переводчиков, а в Москве их около сотни. Рост китайского потока фиксируют повсеместно, в том числе за Уралом: в Новосибирске, на Алтае, Дальнем Востоке и Камчатке.

Начинают появляться и большие инвестиционные проекты, заточенные на развитие китайского туризма, - так, на том же Байкале компания «Гранд Байкал» и ее китайские партнеры собираются вложить около 11 миллиардов рублей в строительство туристической инфраструктуры в городе Байкальске, на месте закрытого Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.

Тем не менее Игорь Коваленко уверен в необходимости более жесткого регулирования китайского присутствия в российской туриндустрии. Он, например, считает, что необходимо строго соблюдать существующий запрет на работу китайских гидов на территории РФ, «потому что иностранцы лишают работы наших ребят, которые по семь-восемь лет учились» - а также потому, что россияне в Китае гидами работать не могут.

Фото Маргариты Логиновой

В Ольхонском районе местные жители продолжают обсуждать чрезвычайное происшествие, случившееся в последних числах июля 2017 года. При этом региональные власти через силовые структуры принимают все меры для того, чтобы информация не получила распространение.

Напомним, 29 июля третий паром на Ольхон "Семен Батагаев" вышел из строя . Поломка произошла в самый разгар туристического сезона, вследствие чего очередь на остров моментально выросла до 700-800 автомобилей.

Учитывая, что паром "Дорожник" перевозит только местных жителей и рейсовые автобусы, для туристов остался только паром "Ольхонские ворота". Туристы, застрявшие в очереди на несколько дней, на жаре и без какого-либо сервиса, естественно, нервничали и пытались любыми силами попасть на паром.

Антонина Сизикова, дочь капитана парома "Ольхонские ворота", помогала матросам расставлять машины на пароме. По правилам перевозки на пароме, сначала расставляются автомобили, а только затем запускаются пешие пассажиры. Это очевидные требования безопасности.

Однако в тот момент, когда автомобили начали загружаться на паром, огромная толпа китайских туристов, приехавшая на нескольких автобусах, буквально штурмом начала брать паром.

Напомним, что китайские гостиницы, находящиеся на Ольхоне, еще в 2016 году сделали достаточно удобный способ перевозки туристов из Поднебесной. Большие автобусы привозят их на материковую часть переправы, туристы переезжают пролив самостоятельно, а на Ольхоне их встречают микроавтобусы, принадлежащие гостиницам. В результате китайские туристы практически не задерживаются на переправе, так как ограничений по числу пеших пассажиров на пароме нет.

Толпа китайцев, хлынувшая на паром, фактически заблокировала проезд машин. Антонина Сизикова распорядилась не пускать китайцев до того момента, пока не загрузятся все автомобили. В ответ один из китайцев начал избивать ее палкой, вслед за этим остальные китайцы начали избивать ее кулаками.

На помощь девушке спустился капитан парома, Сергей Сизиков. Однако китайцы избили и его.

Избиение девушки происходило на глазах полицейского патруля, обеспечивавшего безопасность на паромной переправе. Впоследствии полицейские на вопрос, почему они не вмешались в драку, хладнокровно ответили, что из задача - обеспечивать порядок на берегу, а не на пароме.

Сразу после происшествия Сергея Сизикова уволили без объяснения причин. Он проработал на пароме 38 лет, с самого первого парома, рассчитанного на две машины, и считается одним из самых опытных капитанов на Байкале.

На все попытки семьи Сизиковых подать заявление в полицию, их действия блокируются властями. Семью запугивают также владельцы китайских гостиниц, которым не нужна огласка. Ситуация совершенно непонятна, как и в целом действия китайских туристов на Байкале.

Дело в том, что от наплыва туристов на Ольхон Иркутская область не получает ни копейки. Гостиницы принадлежат гражданам Китая и оформлены как садовые домики. Туристы платят за перевозку, обслуживание и проживание непосредственно на карту владельцу гостиницы, таким образом, весь поток денег проходит мимо российского бюджета. Между тем китайские туристы чувствуют себя на Ольхоне хозяевами и регулярно вступают в драку с местными жителями. Кстати, с одной группы китайцев гостиница берет в сумме около пяти миллионов рублей. Налогов не платится ни копейки.

Ситуация многократно усугубляется тем, что на Ольхоне всего один (!) участковый полицейский. На остров площадью 730 квадратных километров, населением около двух тысяч человек и сотнями тысяч туристов в год.

Чрезвычайное происшествие случилось еще в июле 2017 года, но до сих пор власти пытаются скрыть эту информацию.

В Ольхонском районе местные жители продолжают обсуждать чрезвычайное происшествие, случившееся в последних числах июля 2017 года. При этом региональные власти через силовые структуры принимают все меры для того, чтобы информация не получила распространение.

Напомним, 29 июля третий паром на Ольхон “Семен Батагаев” вышел из строя. Поломка произошла в самый разгар туристического сезона, вследствие чего очередь на остров моментально выросла до 700-800 автомобилей.

Учитывая, что паром «Дорожник» перевозит только местных жителей и рейсовые автобусы, для туристов остался только паром «Ольхонские ворота». Туристы, застрявшие в очереди на несколько дней, на жаре и без какого-либо сервиса, естественно, нервничали и пытались любыми силами попасть на паром.

Антонина Сизикова, дочь капитана парома «Ольхонские ворота», помогала матросам расставлять машины на пароме. По правилам перевозки на пароме, сначала расставляются автомобили, а только затем запускаются пешие пассажиры. Это очевидные требования безопасности.

Однако в тот момент, когда автомобили начали загружаться на паром, огромная толпа китайских туристов, приехавшая на нескольких автобусах, буквально штурмом начала брать паром.

Напомним, что китайские гостиницы, находящиеся на Ольхоне, еще в 2016 году сделали достаточно удобный способ перевозки туристов из Поднебесной. Большие автобусы привозят их на материковую часть переправы, туристы переезжают пролив самостоятельно, а на Ольхоне их встречают микроавтобусы, принадлежащие гостиницам. В результате китайские туристы практически не задерживаются на переправе, так как ограничений по числу пеших пассажиров на пароме нет.

Толпа китайцев, хлынувшая на паром, фактически заблокировала проезд машин. Антонина Сизикова распорядилась не пускать китайцев до того момента, пока не загрузятся все автомобили. В ответ один из китайцев начал избивать ее палкой, вслед за этим остальные китайцы начали избивать ее кулаками.

На помощь девушке спустился капитан парома Сергей Сизиков. Однако китайцы избили и его.

Избиение девушки происходило на глазах полицейского патруля, обеспечивавшего безопасность на паромной переправе. Впоследствии полицейские на вопрос, почему они не вмешались в драку, хладнокровно ответили, что из задача — обеспечивать порядок на берегу, а не на пароме.

Сразу после происшествия Сергея Сизикова уволили без объяснения причин. Он проработал на пароме 38 лет, с самого первого парома, рассчитанного на две машины, и считается одним из самых опытных капитанов на Байкале.

На все попытки семьи Сизиковых подать заявление в полицию, их действия блокируются властями. Семью запугивают также владельцы китайских гостиниц, которым не нужна огласка. Ситуация совершенно непонятна, как и в целом действия китайских туристов на Байкале.

Дело в том, что от наплыва туристов на Ольхон Иркутская область не получает ни копейки. Гостиницы принадлежат гражданам Китая и оформлены как садовые домики. Туристы платят за перевозку, обслуживание и проживание непосредственно на карту владельцу гостиницы, таким образом, весь поток денег проходит мимо российского бюджета. Между тем китайские туристы чувствуют себя на Ольхоне хозяевами и регулярно вступают в драку с местными жителями. Кстати, с одной группы китайцев гостиница берет в сумме около пяти миллионов рублей. Налогов не платится ни копейки.

Ситуация многократно усугубляется тем, что на Ольхоне всего один (!) участковый полицейский. На остров площадью 730 квадратных километров, населением около двух тысяч человек и сотнями тысяч туристов в год.

«Китайский политик объездил Сибирь . Его спрашивают о впечатлениях.

Иркутск - красивый город. Красноярск - красивый город. А Омск вам оставим».

Когда-то над этим анекдотом смеялись, а теперь чуть ли не плачут. Жители туристического поселка Листвянка на берегу Байкала написали петицию Владимиру Путину с просьбой защитить от китайской экспансии. Будто бы бизнесмены из Поднебесной выкупили уже десятую часть местных земель и застраивают гостиницами. Весь поселок обклеен объявлениями с иероглифами, а гиды рассказывают туристам, что Байкал - это северное море китайцев, на котором раньше жили их племена, просто временно принадлежит России . Корреспонденты «КП » разбирались в ситуации.

«Байкал принадлежал Поднебесной 200 лет назад»

«Два китайца без стеснений вешают на забор баннер, - пишет на своей страничке в соцсетях директор театра авторской песни на Байкале Евгений Кравкль. - С этой сценки год назад началась борьба местных жителей против будущего китайского анклава на нашей земле. В объявлении есть так называемый куар-код. Китайские туристы наводят на него смартфон и получают полную базу данных об участках, которые можно купить на Байкале. Мы не сразу догадались, что происходит…».

Житель Листвянки Евгений Кравкль: "Омуль ловить запретили и местным остается только продавать свои земли"

И правда. Уже на въезде в туристический поселок рядом с кладбищем видны стены, вероятно, будущей китайской гостиницы. Железобетонного монстра норовят вырастить десяток иностранных рабочих.

Что здесь будет? - пытаемся наладить международную дружбу с одним из строителей, но тот по-английски скрывается в коридорах.

Едем дальше и уже через десять метров видим огромный баннер на русском и китайском языках «Продается земельный участок». Тут же другая вывеска зазывает в китайский ресторан, из которого выходит толпа туристов с мороженым в руках - почти как коренные сибиряки!

Не холодно вам мороженое-то кушать? - спрашиваем мы и слышим в ответ заливистый смех.

Это я им предложил, - признается гид-китаец, который уже третий год работает в наших краях. - Они с юга Китая приехали - из Гуаньчжоу . Зимой туристы в основном оттуда, а летом - из Гонконга . Скучают мои земляки по снегу, по льду. Льда в Листвянке пока нет, вот я и подумал, что можно это мороженым компенсировать.

А условия проживания нравятся?

Жить можно! Конечно, похуже, чем у нас в Китае, но получше, чем раньше здесь было.

Пока мы разговаривали, мимо проехал туристический автобус. Сомнений не было - везет пассажиров из Азии . Прощаемся с одними гостями из Поднебесной и пускаемся в погоню за другими. Удивительно, но припарковался автобус рядом с… русской гостиницей. А кто ж тогда останавливается в китайских?

Откуда гости? - спрашиваем у гида.

Из провинции Вэньчжоу , - на ломанном русском пытается объясниться он. - Знаете? Юг Китая.

Китаец в Листвянке: "Весь наш народ знает свою историю... о Байкале"

А кто приехал? Бизнесмены?

Да, бизнесмены, пенсионеры, студенты. Недельку отдохнут здесь, на снег посмотрят.

А что вы им рассказываете о Байкале?

Что он принадлежал Китаю 200 лет назад. Но они и так знают нашу историю.

Выкупают землю под дома, а строят отели

Что в русских гостиницах, что в китайских - условия проживания и цены одинаковые. В этом мы убедились, когда переступили порог азиатского отеля. Хотя как сказать азиатского: название русское, здание построено из дерева в лучших русских традициях, а кухня европейская. Китайского хозяина выдает только интерьер: картины с пейзажами Поднебесной, иероглифы на ресепшене.

Врач из Усть-Илимска Денис Матвеев: "А пусть китайцы строят гостиницы, но работать-то в них будут наши"

Отдыхом доволен, условия комфортные, приезжаю сюда уже не первый год. Может, местному населению китайцы и намозолили глаза, но мне они не мешают, - удивил нас постоялец, врач-терапевт из Усть-Илимска Денис Матвеев .

«Намозолили» не то слово. В Листвянке только и разговоров о нашествии иностранцев. Зашли мы в местный музей, а там три сотрудницы, словно заговорщицы, обсуждают ДТП , которое устроил китаец.

А помните авария-то была, на Островской? Несется на грузовике, никого не видит. Врезался и говорит, что не виноват. Но полицейские приехали и постановили, что виноват.

Ну он же не специально людей давил.

Все равно наглые китайцы. Что ты, не знаешь, как перегородят улицу своими чемоданами и не реагируют, когда им сигналишь...

А стычки-то были? - вмешиваемся в спор и говорим, что мы из газеты.

Учитель математики из Листвянки Лидия Коровякова: "Каждый второй житель болен раком"

Пока что не было, - ответила учитель математики из местной школы Лидия Коровякова и объяснила ситуацию в поселке. - Главная проблема-то в чем: китайцы выкупают землю под ИЖС (индивидуальная застройка), а строят гостиницы. При этом перекапывают всю землю, вскрывают горы. А ведь делать этого ни в коем случае нельзя! Из-под пластов горных пород идет радоновое излучение и потому у нас тут каждый второй житель болеет раком. Я вот 20 лет здесь живу и ни одной веточки в лесу не сорвала. А для иностранных бизнесменов главное - деньги. И неважно, как они зарабатываются. Опять же центральной канализации в поселке нет, а гостиница стоит в 15 метрах от берега. И куда все стоки пойдут? В Байкал!

Ответ, сколько было выкуплено в этом году земель, нам дали в администрации. Оказалось, что местные власти не имеют отношения к продаже, так как в их собственности свободных площадей нет.

К реализации частных земель мы отношения не имеем и повлиять на собственников не можем, уверяет глава администрации Листвянки Александр Шамсудинов. - Я знаю, что на бумаге - это жилые дома, а по факту - коммерческие объекты, нигде официально не зарегистрированные. А все потому, что в России граждане других государств имеют законное право покупать землю (кроме сельхозугодий). За этот год гражданами Китая приобретено 27 участков в Листвянке. Однако мы не намерены закрывать на это глаза, и разослали обращение в разные структуры. Наша главная цель - привести в соответствие с законом бизнес Листвянки.

P . S . На следующий день после нашей поездки в Листвянку директор Театра авторской песни на Байкале Евгений Кравклю опубликовал новый пост о борьбе с нелегальной застройкой китайскими бизнесменами: «Два часа назад на объект незаконного строительства прибыл отряд в форме и с автоматами. Похоже, омоновцы или ФСБ . Приезд был внезапным. Я приятно удивлен решительностью силовиков. По словам очевидцев, попытки противодействия со стороны китайских работяг были резко пресечены. Через некоторое время сюда подъехала бригада электриков. Очевидно, чтобы произвести отключение стройки от сети».

Небольшой поселок Листвянка, находящийся на побережье байкальского озера, стал центром внимания российских СМИ. Это началось после того, как Байкал продали китайцам. Многие газеты утверждают, что китайские инвесторы собираются покупать земли и сделать этот район провинцией Китая.

Аренда земель

Известно, что еще в 2015 году, одна из китайских компаний, находящаяся на территории города Чжэцзян, заключила соглашение по поводу аренды байкальских земель. Договор предполагал продажу земель на 49 лет вперед, площадью 115 000 гектаров, которые китайцы планируют использовать в своих целях — для выращивания риса и другой сельхозпродукции.

По словам одного из руководителей проекта китайской стороны, все детали о выгоде для всех партнеров будут решены после того, как наладят техническую сторону вопроса. Однако после первых инвестиций в сумме около 28 000 000 американских долларов началась интенсивная вырубка лесов. Вся древесина в полном объеме была импортирована в Китай, а работы по вырубке лесов продолжаются до сих пор.

Помимо этого инвесторы Китая потребовали у Путина контрактное сотрудничество с российской нефтяной компанией, добывающей нефть на территории Сибири. После чего, руководители Кремля одобрили право на использование сибирских земель на предмет исследования ископаемых ресурсов. А по данным местной СМИ, китайцы скупают территории для будущей разработки и делают это на несколько десятков лет вперед.

Аренда воды

Главной задачей проекта китайского Байкала, является монтаж водяного трубопровода на озере, по монгольским землям, а затем через пустыню Гоби. Конечной точкой назначения является столица провинции Ганьсу — китайский пригород Ланьчжоу. Этот проект был включен как основной пункт, договора 2015 года.

Проект был разработан китайскими специалистами из института районного управления города Ланьчжоу по планировке. С теоретической точки зрения, данная разработка вполне реальна и никаких трудностей возникнуть не должно.

Для Китая, это очень важный проект, который поможет решить проблему с дефицитом пресной воды в стране. Китайцы намерены использовать около семи процентов водных ресурсов, что является неприемлемым показателем, учитывая что Китай занимает 20% населения Земли.

Инвесторы Пекина планируют занять лидерские позиции, в рыночных отношениях, подразумевающих продажу питьевой воды, транспортируемой с Байкала. В перспективах будущего, они собираются откачивать около 2 000 000 тонн воды в год. А торговая марка «Колодец Земли» уже запатентована во многих странах Европы на двух языках.


Путин рассчитывает получать неплохой процент от продажи воды, утверждая, что полученные средства пойдут на восстановление и развитие инфраструктуры сибирских регионов. Однако тот фактор, что китайцы намеренно скупают земли Сибири, говорит об обратном.

Итоги

Многие россияне и жители байкальских поселений выражают свое недовольство, что земли Сибири продали Китаю. Некоторые уверены, что их отдали не обдумано, и утверждают, что китайцы целенаправленно и открыто хотят скупить российские земли, которые когда-то якобы являлись территорией великой китайской династии.

По мнению многих журналистов газеты «Комсомольской правды», кроме воды и леса, КНР планирует вкладывать средства в следующие виды деятельности:

  • перерабатывающая промышленность;
  • добыча нефти;
  • международный туризм.

С точки зрения экологии, лесам и побережью озера Байкал может быть причинен огромный ущерб. Этому способствует постоянное уничтожение лесов, прокладка трубопровода и других коммуникаций. Эти места являются средой обитания многих редких животных и птиц, которые в процессе строительства и прогресса могут исчезнуть. Однако ни Кремль ни правительство Китая это не волнует. Если китайские инвесторы купят большую часть земель, то контролировать ситуацию будет практически невозможно.

Местные власти убеждают жителей, что потребляемые ресурсы китайским байкалом, не принесут значительного ущерба, так показатели вырубки лесов и транспортировки пресной воды не превышают экологические нормативы. А доля прибыли окупит ущерб и часть средств будет вкладываться на восстановление живых ресурсов Сибири, в особенности — тайги. Тем более, власти больше не планируют продавать свои территории и делают все возможное, чтобы сохранить экологию.

По мнению Никиты Исаева — лидера партии «Новая Россия», российские политики разумно оценивают ситуацию, сложившуюся на Байкале и не допустят экологического кризиса. Тем более китайцы обещали не компенсировать принесенный ущерб, но и внести вклад в другие сибирские проекты, которые очень выгодны для России.