История гора кайлас. Кайлас — священная гора Тибета. Кто покорил гору Кайлас

Идет набор в первую группу к Кайласу в 2020 году: кроме коры вокруг Кайласа вы увидите Северное Лицо Эвереста, красивейшие озера, Древнее Царство Гуге, долину Гаруды и редко посещаемые древние пещерные комплексы в Западном Тибете – Дунгкар и Пиянг. Маршрут . Заезд в Лхасу 26 апреля 2020 года. Уникальный тур на Кайлас кору с русским гидом! Присоединяйтесь!

Гора Кайлаc (Кайлаш) - Драгоценность Снегов, центр мироздания, обитель Шивы и Будды Шакьямуни в облике гневного божества Чакрасамвары, покровителя одной из высших тантр буддизма ваджраяны. Существует поверье, что если обойти священную гору 108 раз, сможешь достичь просветления.

Кайлас притягивал аскетов, йогов и паломников на протяжении многих веков. В наше время все больше и больше людей интересуются путешестием к этой вершине. И дело не только в необычной четырехгранной форме горы, напоминающей искусственно построенную пирамиду, а скорее в том, что Кайлас является святыней для миллионов представителей четырех религий: индуистов, джайнов, буддистов и бонпо. Ежегодно тысячи паломников совершают священный обход вокруг Кайласа, вознося молитвы и выполняя религиозные практики.

География

Гора Кайлас находится в тибетской провинции Нгари в Западном Тибете, Тибетский Автономный Район, Китай. Кайлас – один из пиков в горной системы Гандисы (冈底斯山脉pinyin: gangdisi shanmai), располагающейся на юге Тибетского Нагорья и идущей почти параллельно Гималаям.

Кайлас является самым высоким горным пиком в своём районе (6714 метров / по другим источникам 6638 метров), который также внешне отличается от соседних гор своей четырёхгранной пирамидальной формой, ориентированной по четырем сторонам света. В районе Кайласа берут начало и растекаются по сторонам света четыре главные реки Тибета, Индии и Непала: Брахмапутра на востоке, Инд на севере, Сатледж на западе, и Карнали (приток реки Ганга) на юге.

Название

Кайлас известен под многими названиями. Самое распространенное в русском языке название Кайлас – это название священной горы на санскрите. Также довольно часто встречается написание Кайлаш .

Так как же правильно: Кайлас или Кайлаш? - верны оба варианта, так как в древнеиндийских текстах встречаются оба написания – как со звуком «с» на конце, так и со звуком «ш»:

  • कैलाश Kailāśa (“Кайлаша”) и केलास Kailāsa (“Кайласа”). Следует заметить, что современная Индия сейчас говорит «Кайлаш», в то время как «Кайлас», возможно, более аутентичное название, ибо такое написание встречается в древнеиндийском эпосе «Махабхарата».
  • В Тибете самое популярное название вершины – это Канг Ринпоче (གངས་རིན་པོ་ཆེ wylie: gangs rinpoche), что в переводе означает «Снежная Драгоценность» или «Драгоценная Снежная Вершина». В классических текстах вершина называется Канг Тисе (གངས་ཏི་སེ wylie: gangs tise) или просто Тисе (ཏི་སེ wylie: tise).
  • Последователи добуддийской религии Тибета бон называют эту священную гору Юндрунг Гуцек (གཡུང་དྲུང་དགུ་བརྩེགས wylie: gyung drung dgu brtsegs), что в переводе означает «Девятиэтажная Гора Свастики».
  • В английском языке самое распространенное название вершины – это Kailash , происходящее из санскрита.
  • Китайские названия Кайласа произошли от тибетских: Ган Жэньбоци (冈仁波齐 pinyin: gang renboqi) от тибетского названия Канг Ринпоче и Гандисышань (冈底斯山 pinyin: gangdisi shan) от тибетского Канг Тисе. Также в народе Кайлаш на китайском называют просто «священной вершиной» – Шэньшань (神山 pinyin: shenshan).

Кайлас в мировых религиях

Гора Кайлас является священной для представителей четырех религий: буддизм, бон, индуизм и джайнизм. Для буддистов Кайлас – обитель Будды Шакьямуни в гневной форме. Для индуистов – обитель Шивы, бога-разрушителя иллюзий. Для джайнов Кайлас священен, как место, где их первый святой Адинатха достиг просветления. Последователи религии бон веруют, что отсюда основатель религии Тонпа Шенраб Мивоче спустился с небес на землю.

Несмотря на то, что у верующих этих четырех религий различаются интерпретации значимости Кайласа, все они считают эту вершину – самым священным местом, «сердцем мира», осью мироздания (лат. axis mundi), связывающую небеса и землю, посредством которой практик может связаться с высшими силами.

Кайлас в Буддизме

Для тибетских буддистов Кайлас является обителью Будды Шакьямуни в форме гневного божества Корло Демчок (འཁོར་ལོ་བདེ་མཆོག་ wylie: ‘khorlo bde mchog) или Чакрасамвара на санскрите. Демчок изображается в соединении с духовной супругой Дордже Пакмо (རྡོ་རྗེ་ཕག་མོ wylie: rdo rje phag mo) или Ваджраварахи. Их союз является символом единства пустоты и блаженства (བདེ་སྟོང་དབྱེར་མེད wylie: bde stong dbyer med). Усердная духовная практика является единственным способом познания этого символа.

Для буддистов-последователей Малой Колесницы (Таиланд, Мьянма, Шри Ланка и др.) Кайлас является местом, которое освятил cам Будда Шакьямуни вместе с 500 архатами, эманировав себя в районе Кайласа.

После Будды Шакьямуни здесь медитировал Падмасамбхава, также известный под именем Гуру Ринпоче – буддийский мастер 8 века нашей эры, почитаемый как второй Будда. Он после себя оставил сокровища-терма в скалах вокруг Кайласа.

Три столетия спустя здесь медитировал Миларепа – известный в Тибете мастер медитации, отшельник, мистик и поэт. Несмотря на стремительное распространение буддизма в Тибете начиная с 8 века, Кайлас и окрестности по-прежнему оставались местом, особенно почитаемым последователями религии Бон. Но после Миларепы тайны Кайласа открытились и для тибетских буддистов. Достигнув духовных реализаций, Миларепа вместе со своими учениками отправился в Западный Тибет по местам Будды Шакьямуни. Прибыв в район Кайласа, он встретил бонского мастера по имени Наро Бончунг. Между ними возник спор над господством в районе Кайласа, который они согласились разрешить посредством соревнования с использованием сиддхи – сверхъестественных сил. Первое соревнование было на озере Манасаровар близ Кайласа: Миларепа растянул все свое тело по поверхности озера, а Наро Бончунг встал на водную гладь сверху. Не удовлетворившись результатами, они продолжили соревнование, побежав вокруг Кайласа: Миларепа побежал по часовой стрелке, а Наро Бончунг против часовой. Встретившись на вершине перевала Долма ла близ северного склона Кайласа, они продолжили магическую битву, но снова не смогли решить кто является победителем. Тогда Наро Бончунг предложил следующее состязание: кто в день полнолуния сразу после рассвета взберется на вершину Кайласа, тот и будет победителем. В назначенный день Наро Бончунг верхом на своем шаманском барабане полетел к вершине Кайласа. Миларепа же спокойно отдыхал внизу, заставляя волноваться своих учеников. Но, как только первые лучи солнца достигли пика Кайласа, Миларепа ухватился за один из лучей и мгновенно достиг священной вершины. Наро Бончунг был ошеломлен и упал со своего барабана. Таким образом, Миларепа победил, и последователи религии бон потеряли контроль в регионе, переместив свой духовный центр с Кайласа на гору Бонри на востоке от Лхасы.

С тех самых пор и вплоть до наших дней гора Кайлас является священной как для тибетских буддистов, так и, в частности, для адептов школы Кагью, к которой принадлежал Миларепа. Но и последователи религии бон продолжают почитать эту вершину. Так, буддисты совершают паломничество вокруг Кайласа по часовой стрелке, а последователи бон против часовой.

В 13 веке мастер Готсангпа открыл магические силы Кайласа для адептов школы Друкпа Кагью тибетского буддизма. Он также провел 5 лет медитируя в монастыре Дирапук, расположенном перед перевалом Долма ла напротив северного слона Кайласа. Поэтому вплоть до наших дней этот монастырь, Кайлас и все окрестности вершины особо почитаются адептами школы Друкпа Кагью.

Несмотря на то, что в Тибете есть множество священных вершин, только район Кайласа представляет собой могущественную и всеобъемлющую мандалу, где каждая вершина и каждый холм являются обителью того или иного божества, где каждая расщелина в скалах была местом медитации отшельников. Нигде в других местах нет такого количества мест сил с самопроявленными символами пути к просветлению.

Кайлас в религии Бон

символ бон

Основателя религии Бон звали Тонпа Шенраб Мивоче. Он жил около тридцати тысяч лет назад в духовно совершенном месте Олмо Лунг Ринг, куда могли попасть только просветленные существа. По сохранившимся описаниям это место было похоже на смесь представлений о мистической стране Шаблале, горе Кайласе и горе Меру. Несмотря на то, что Олмо Лунг Ринг – место магическое, по некоторым данным оно находилось на территории страны Тазик на западе от царства Шанг Шунг в Западном Тибете. В центре Омолунгринга располагалась священная вершина Юндрунг Гуцек – «Девятиэтажная Гора Свастики», символизирующая «Девять Путей Бон», откуда и спустился Тонпа Шенраб в мир людей. У подножья горы брали начало четыре великих реки, растекаясь по четырем направлениям. Некоторые последователи религии бон полагают, что гора Юндрунг Гуцек и является священным Кайласом. По другим версиям Тонпа Шенраб переместил силу и магию, заключенную в горе Юндрунг Гуцек внутрь Кайласа. В конце своей жизни в нашем мире он, используя расположенную на Кайласе ось мира, вернулся на небеса. В любом случае гора Кайлас является священным место для последователей религии бон, символизирующее место бога Шанг Шунг Мери. Учения и линия передачи Мери (Ме Ри) являлась одной из основных практик в Шанг Шунге и сохранена и по сей день.

Кайлас в Индуизме

В индуизме Кайлаc является обителью Бога Шивы – верховного Бога богов, разрушителя иллюзий, мастера йоги и тантры. Шива вместе со своей супругой Парвати обитают на пике Кайласа в высшем медитативном состоянии Абсолютного Блаженства. Согласно Вишну-Пуране, пик Кайласа является отображением горы Меру, которая является центром всех вселенных и в материальном, и в духовном аспектах.

В силу полусферичной формой горы Кайлас, ее олицетворяют с лингамом – основным символом Шивы, мужским началом. В Пуранах Лингам является проявленным образом Вечного Непроявленного Шивы, который пребывает вне времени, пространства, качеств и форм. У основания лингама находится йони – символ шакти, универсальной женской энергии. Так, священное озеро Манасаровар, расположенное близ Кайласа, является олицетворением йони и обителью Парвати, поэтому вместе с Кайласом особенно почитается среди последователей индуизма. Для них паломничество к Кайласу и Манасаровару – это, в первую очередь, встреча с Богом. Поэтому миллионы верующих ежегодно отправляются к священной вершине.

Кайлас в Джайнизме

Для последователей джайнизма Кайлас также является и священной вершиной, и горой Меру, олицетворяющей цетр вселенной. Ришабха, ставший первым святым в джайнизме, достиг нирваны в районе Кайласа, тем самым положив начало традиции титханкар. В мировоззрении джайнов мир не имеет начала и конца, а время движется по кругу, подобно колесу бытия. Таким образом, наш мир уже завершил бесчисленное количество временных циклов, также бесчисленное количество циклов наступят и после нашего времени. Каждый цикл или «калачакра» делится на два полуцикла: рост и затухание. В каждом полуцикле рождается 24 тиртханкары, первым из которых и стал Ришабха, также известный под именем Адинатха.

ступы у монастыря Дирапук у северного склона Кайласа

В 200 -х километрах от границы с Непалом находится священная гора Кайлас. Она не принадлежит основной гряде Гималайского нагорья, по версии геологов, эта возвышенность поднялась со дна океана. Со временем ее грани были отточены ветром и водой, благодаря чему Кайлас приобрела прямоугольную форму.

Уже многие тысячелетия это место считается священным у всех народов, живущих в ближайших странах. В Индии каждый индуист мечтает увидеть Кайлас хоть один раз в жизни. Именно эта вершина считается прибежищем который, согласно преданиям последователей индуизма, разрушает иллюзии и сжигает дурную карму.

Священная гора - это популярное место у многих йогов и искателей истины, которые не один год проводят там в молитвах и медитациях. И сегодня здесь иногда встречаются люди, желающие получить энергию любви и благодати.

Паломничество буддистов

В соответствии с верой буддистов, если обойти гору с правильной мотивацией и мыслями, то очистится карма, накопленная за несколько прошлых жизней. Поэтому священная является любимым местом многочисленных паломников. Индуисты и буддисты обходят ее по направлению часовой стрелки, а последователи религии бон движутся в обратном направлении. Истинные паломники, жаждущие получить гарантированное освобождение от грехов прошлых жизней, должны обойти Кайлас 108 раз (протяженность одного круга - 53 километра). Стоит отметить, что обходить священное место для удовлетворения собственных амбиций не рекомендуется, просветления не наступит, а гора отомстит неверующим.

Трудности восхождения

Считается, что все, кто совершал попытку покорить священные горы Тибета, гибли на пути к вершине или возвращались, но уже сумасшедшими. Объясняют это древние трактаты. Во всех них сказано, что священная гора покорится только богам, остальных она сбрасывает.

Миллионы верующих во всем мире протестуют против восхождения на Кайлас, поддерживает их и ООН. Когда китайские власти разрешили экспедиции из Испании восхождение на священную гору, ее участники не смогли подняться выше своего базового лагеря - тысячи паломников стали на их пути.

Особенности Кайласа

Священная гора представляет собой четырёхгранную пирамиду правильной формы. Боковые грани этой фигуры повернуты к четырем сторонам света, а закругленная верхушка напоминает по форме яйцо. Кайлас состоит из тринадцати горизонтально расположенных ступенчатых слоев, отдаленно напоминающих пирамиды. Вершину Кайлас покрывает шапка вечного льда. Южную сторону-стену горы сверху вниз прорезает прямая расщелина, которая проходит точно по ее середине.

Слоистые террасы на стенах трещины образуют огромную каменную лестницу, которая ведет от основания горы к ее вершине. В лучах заходящего солнца эта природная конструкция создает своеобразный рисунок, сходный со свастикой.

Согласно восточной космологии, священная гора - это центр мировой системы, который пересекает ось мироздания. древних космогоний, не ограниченное лишними знаниями, четко выстраивает колоссальную картину Вселенной. Теории известных астрофизиков выглядят бледно на фоне древневосточного представления о мироздании.

Кайлас - гора Тибетского нагорья

Кайлас - гора в одноименном горном хребте в системе гор Гандисышань на юге Тибетского нагорья в Тибетском автономном районе Китайской Народной Республики.
Кайлас дополнительно выделяет среди других, четырехгранная пирамидальная форма со снежной шапкой и гранями, ориентированными почти точно по сторонам света. Высота Кайласа остается спорным вопросом - распространено утверждение, что Кайлас имеет высоту 6666 м; ученые расходятся во мнениях от 6638 до 6890 м, что обусловлено способом измерения высот гор. К тому же, Гималайские горы считаются молодыми, так что высота их увеличивается в среднем с учётом обветривания породы на 0,5-0,6 см в год.

Расположение горы Кайлас
Кайлас находится в отдаленной труднодоступной местности Западного Тибета и является одним из главных водоразделов Южной Азии. В районе Кайласа текут четыре главные реки Тибета, Индии и Непала: Инд, Сатледж, Брахмапутра и Карнали. Однако, согласно результатам экспедиции к Кайласу в мае 2010 года, все водные потоки, текущие с ледников Кайласа, впадают в озеро Ракшас Тал. В северо-западной части этого озера начинается река Сатледж. Таким образом, только река Сатледж несет воды, текущие с Кайласа. С южного склона горы берет начало один из ее истоков. На южной стороне расположена вертикальная трещина, которая примерно по центру пересечена горизонтальной и напоминает свастику (крест). Кайлас иногда так и называют «Горой Свастики».


История восхождений

Вершина горы остается непокоренной. В 1985 году знаменитый альпинист Райнхольд Месснер получил от китайских властей разрешение на восхождение, но отказался в последний момент. В 2000 году испанская экспедиция за достаточно значительную сумму приобрела разрешение на покорение Кайласа у китайских властей. Команда установила лагерь у подножия, но ступить на гору им так и не удалось. Тысячи паломников преградили путь экспедиции. Далай-лама, ООН, ряд крупных международных организаций, миллионы верующих во всем мире выразили свой протест покорению Кайласа, и испанцам пришлось отступить. В 2004 году экспедиция профессора Юрия Захарова поднялась на высоту свыше 6300 м по южному склону. По итогам экспедиции был снят документальный фильм, отмеченный Государственной премией, вышел ряд публикаций, а также проведена пресс-конференция. По словам Захарова, дальнейшее продвижение неопытной группы было невозможно без специального снаряжения и из-за неблагоприятных погодных условий.

Религиозное значение
Некоторые древние религии Непала и Китая считают гору священной, наделенной божественными силами и поклоняются ей. К ней совершаются паломничества с целью совершения коры (ритуального обхода). Верующие четырех религий - индуисты, буддисты, джайны и приверженцы бон - считают эту необычную гору «сердцем мира», «осью земли».
В индуизме
Индуисты считают, что на вершине Кайласа находится обитель Шивы. Согласно Вишну-Пуране, пик является отображением или образом горы
Меру, космической горы в центре Вселенной.
В буддизме
Буддисты считают гору местом обитания Будды в инкарнации Самвара. Тысячи паломников и туристов со всего мира собираются здесь ежегодно во время тибетского религиозного праздника Сага Дава, посвящённого Будде Шакьямуни.
В джайнизме
Джайны почитают Кайлас как место, где их первый святой достиг освобождения.
В тибетской традиции Бон
Для последователей тибетской традиции бон гора Кайлас и лежащее у его подножия озеро Манасаровар являются сердцем древней страны Шангшунг, где зародился Бон. Кайлас, который в Боне называется Юнгдрунг Гу Це (Yungdrung Gu Tse / Девятиэтажная Гора Свастики), - это душа всего Бона, средоточие жизненной силы и главного принципа «Девяти Путей Бона». Здесь основатель религии небожитель Тонпа Шенраб спустился с небес на землю.
Кайлас в паранауке
В религиозных текстах буддизма и индуизма о Кайласе говорится следующее: «Никто из смертных не смеет взойти на гору, где обитают боги, тот, кто увидит лики богов, должен умереть». По легенде, Кайлас сбрасывает любого, кто посмеет взобраться на него, а у тех, кто прикоснулся к горе возникают язвы, не заживающие несколько недель. Местные легенды считают Кайлас мистической горой. Согласно некоторым верованиям, когда вершина Кайласа окутана облаками, видны вспышки света, на которых якобы можно видеть многорукое существо. Индуисты говорят, что это один из верховных богов - Шива. На южной стороне горы находится вертикальная трещина по центру горы, на закате трещина и скальные тени образуют свастику. Эта трещина образована в результате землетрясения, она имеет ширину 40 метров и углублена протоками. На одном уровне с Кайласом почитаются озера Манасаровар (пресное, озеро жизни) и Ланга-Цо (солоное, озеро смерти).

Кайлас - гора Тибета
Кайлас - гора высотой порядка 6700 метров, от которой берут начало четыре главные реки Тибета, Индии и Непала. Священную гору Кайлас можно было бы назвать Олимпом Центральной Азии. Согласно традиции индуистов, на Кайласе обитает один из богов, входящих, наряду с Брахмой и Вишну, в верховную триаду - грозный Шива, своим танцем "тандава" поддерживающий порядок во Вселенной. Помимо обители Шивы или Будды, на вершине горы Кайлас, расположен вход в таинственную страну Шамбалу. Если обойти гору по определенному маршруту, можно получить отпущение всех грехов, если 13 раз - не попадешь в Ад в течение пятисот последующих перерождений - и получаешь право обойти Кайлас по другому маршруту... Сделав это 108 раз, вырвешься из круга перерождений и достигнешь просветления Будды. Маленький, но очень важный нюанс - если ты делаешь все это для удовлетворения собственный амбиций - толку не будет и Кайлас тебе отомстит. "В тибетских текстах написано, что Шамбала является духовной страной и находится на северо-западе от Кайласа. Мне трудно рассуждать на эту тему с научной точки зрения. Но я могу совершенно утвердительно сказать, что комплекс Кайласа имеет прямое отношение к жизни на Земле; когда мы сделали карту-схему "Города Богов", состоящего из пирамид и каменных зеркал, то были весьма удивлены - схема оказалась похожей на пространственную структуру молекул ДНК. " заявляет профессор Эрнст Мулдашев


Таинственный город богов

Это было очень давно. Сыны владели удивительной силой пяти элементов, с помощью которой построили гигантский город. Именно в нем, как утверждают восточные религии, находился Северный полюс до Всемирного потопа. Во многих восточных странах гора Кайлас считается святейшим местом на планете Земля. Она и окружающие Кайлас горы были построены с помощью могущественной силы пяти элементов: воздуха, воды, земли, ветра и огня. В Тибете эту силу считают как психическую энергию Вселенной, как что-то недоступное и недосягаемое для осмысления человеческим умом. На высоте 5680 метров находится знаменитая "Долина Смерти", пройти через нее можно только священной дорогой. Сойдешь с дороги - попадешь в зону действия тантрической силы. А каменные зеркала так изменяют ход времени для тех людей, которые туда попадали, что за считанные годы они превращались в стариков.

Каменные зеркала горы Кайлас
Эти уникальные каменные конструкции имеют гладкую или вогнутую поверхность. Наибольшая загадка для науки - способность каменных зеркал Кайласа изменять время. "Время" - это энергия, способная концентрироваться и распространяться. Пример временного действия тибетских зеркал - загадочная смерть четырех альпинистов, которые во время экспедиции сошли с указанной священной дороги, а после возвращения за один год постарели и умерли. Медицина не смогла установить причину их смерти. Все каменные зеркала имеют разную форму и разные размеры. Одно из них которое имеет высоту 800м, называют "Каменный дворец счастья". Считают, что оно является местом перехода в другие параллельные миры. Наибольшие "зеркала" - плоские склоны западной и северной сторон главной пирамиды Кайлас. Они имеют четко вогнутую форму. Высота каждого из них - 1800м. Ученые утверждают, что такие огромные плоскости имеют способность передавать энергию, которая накапливается в самих пирамидах, соединяя её с потоками других энергетических сил Вселенной.


Зеркала Кайласа и Библия

О том, что вогнутые зеркала способны "растягивать" или "ужимать" время, две тысячи лет назад на острове Патмос получил откровение Иоанн Богослов. Он считал время не абстрактным понятием, а конкретной энергией, способной или концентрироваться, или распространяться. Самым поразительным является тот факт, что люди, побывавшие внутри зеркал Козырева, явно чувствовали головокружение, страх, переносились в свое детство. Это объясняется тем, что они буквальным образом погружались в энергию, именуемую временем. И под действием этой энергии ощущали изменения в самих себе и в восприятии мира. При этом зеркала Козырева не превышали высоты в два-три метра. А каменные зеркала Кайласа, по свидетельству Мулдашева, размером почти с двухкилометровую гору. Речь идет о самых больших каменных зеркалах. Размещенные определенным образом по отношению друг к другу, они и создают желаемый эффект "машины времени", которая способна переносить посвященного не только в разные временные эпохи, но и в другие миры.

Кайлас - космологический центр галактики
Тибет... Самое загадочное, самое таинственное, самое удивительное место на планете. Здесь все - самое-самое - самое высокогорное озеро, самая высокогорная река, самая высокогорная столица (Лхаса), самое высокогорное святилище в мире и самая гигантская мандала естественного происхождения - мистическая гора Кайлас. Единственная из всех гор на планете, она имеет форму правильной четырехгранной
пирамиды, склоны которой ориентированы по сторонам света. Но вершина ее не острая, а округлая. Покрытая шапкой вечного льда, она сияет как огромный кристалл. Сама же гора "сидит" в центре раскрытого "бутона" восьмилепесткового лотоса, образованного окружающими ее причудливо изогнутыми гладкими скалами фиолетового цвета. "Тело" Кайласа сложено из тринадцати горизонтальных ступенчатых слоев, а они, в свою очередь, делятся на сотни более мелких. Каждый из склонов горы называют лицом. Южный от вершины до подножия и аккурат посередине прорезан ровной прямой расщелиной. Слоистые террасы образуют на стенах трещины гигантскую каменную лестницу. На закате игра теней создает на поверхности южной стороны Кайласа изображение знака свастики - солнцеворота. Точно такая же свастика находится на вершине горы. Здесь она образована хребтами Кайласа и руслами истоков четырех великих рек Азии, берущих свое начало на ледниковой шапке горы: Инд - с севера, Карнапи - с юга, Сатледж - с запада, Брахмапутра - с востока. Эти потоки снабжают водой половину территории всей Азии. Никто не знает истинной высоты Кайласа. Замеры показывают, что она ежегодно меняется: гора то "подрастает" на несколько десятков метров, то становится ниже. Средняя амплитуда "дыхания" Кайласа - 6666 метров! Считается, что три шестерки - "число зверя", но в библейском Апокалипсисе сказано, что это - и число человека. А в эзотерических учениях три шестерки являются выражением высшего творческого начала Космоса и символизируют силу Божественного Разума.
После того как китайцы открыли Тибет для посещения иностранцами, на Кайлас состоялось несколько европейских, американских и японских экспедиций, оснащенных самыми современными приборами и оборудованием. Однако все попытки восхождения на эту относительно невысокую, по альпинистским меркам, гору закончились полным крахом: никто не только не смог подняться на Кайлас, но и абсолютно все участники восхождения умерли мучительной смертью сразу после спуска. Больше того: ни один самолет никогда не пролетал над загадочной горой, и ни одна космическая станция не смогла сделать четких фотоснимков этих мест! Поскольку подъем к вершине невозможен также из-за категорического запрета местных властей, паломники совершают ритуальный круговой обход горы - кору. Такое движение (по кругу вращения Солнца) символизирует причастность верующего к круговороту времени и судьбы. Паломники знают: Кайлас является естественной природной мандалой, медитация у которой приводит к измененному состоянию сознания и открывает путь в иные миры. Внешняя сторона этого пути, расчленение тел и "похороны в небо" - склёвывание останков орлами-ягнятниками - для непосвященного выглядят ужасающе. Однако многие приходят сюда в поисках именно такой участи. Внутренняя, запретная кора к "сердцу" Кайласа совершается раз в 60 лет, когда в жизни горы наступает особый период.


Мифы о горе Кайлас

Гора Кайлас (Кайлаш)
Множество мифов и легенд связываются с Кайласом. Четыре мировых религии считают Кайлас священным местом:
- Индуисты верят, что Кайлас является космическим центром мироздания, и именно там живет могущественный бог Шива, а расположенное рядом священное озеро Манасаровар создано богом Брамой. В индуистской традиции, существует мифическая гора Меру, соответствующая Кайласу. В Махабхарате она описывается как "целующая небеса в их самой вышине, сияющая как утреннее солнце, как огонь не затуманенный дымом, неизмеримая, и для людей несущих грех недоступная".
- Джайны почитают Кайлас как место, где их первый святой достиг освобождения.
- В истории Бон-а, первый мастер Тонгпа Шенраб сошел с небес именно на горе Кайлас.
- В буддизме, считается что на Кайлаше живет Демчок, гневная форма Будды Шакьямуни (аналогия с Шивой)
Однако ее выделяет среди других пирамидальная форма со снежной шапкой и гранями, сориентированными практически точно по сторонам света. На южной стороне расположена вертикальная трещина, которая примерно по середине пересечена горизонтальной. Это напоминает свастику. В Бон-е, Кайлас иногда так и называют "Горой Свастики". Большинство паломников и пилигримов добираются до Кайласа именно с целью совершить ритуальный обход. Считается, что даже однократный обход вокруг Кайласа избавляет от всех жизненных грехов. А 108-и кратный, обеспечивает переход в Нирвану в этой жизни. Благоприятными также считаются 3 и 13 обходов. Кайлас окружен долинами, поэтому кора не требует особой подготовки или снаряжения. Расстояние в 53км. составляющее "Путь вокруг Кайласа" многие паломники из Индии, Непала и Тибета преодолевают за один день, с раннего утра до позднего вечера. Самая высокая точка при обходе вокруг Кайласа, - перевал Дромла Ла (Дрёмла-ла пас) высотой 5630м. Перед началом обхода, загадайте желание.


Гора Кайлас


Кайлас - гора в одноименном горном хребте в системе гор Гандисышань на юге Тибетского нагорья в Тибетском автономном районе Китайской Народной Республики


Кайлас дополнительно выделяет среди других


Четырехгранная пирамидальная форма Кайлас со снежной шапкой и гранями, ориентированными почти точно по сторонам света Кайлас

Гора Кайлас считается одной из самых необычных в Тибете, поэтому вызывает неослабевающий интерес у адептов восточных религий и любителей всего мистического. Она является частью горного хребта Гангдисе, отделяющего эту автономную область Китая от Индийского океана. Перед поездкой стоит выяснить точное местонахождение Кайласа на карте мира: он находится в южной части Тибетского нагорья и эффектно выделяется на фоне окружающей местности благодаря внушительной высоте почти в 6700 м.

У горы есть и другие названия. Среди китайцев она известна как Ганжэньбоци или Гандисышань, а в священных книгах тибетцев Кайлас упоминается как Юндрунг Гуцег либо Канг Рингпоче («драгоценная заснеженная гора»).

Как выглядит Кайлас

Пик практически не имеет аналогов в горных системах планеты вследствие четырехгранной формы, напоминающей древнеегипетскую пирамиду. Вершина Кайласа в любое время года покрыта толстым снежным покровом, который практически никогда не тает. Если рассмотреть фото горы, сделанные со спутника, сразу же бросается в глаза точная ориентация ее четырех склонов по сторонам света.

Кайлас расположен в Западном Тибете – местности, малодоступной даже для опытных альпинистов. В этом районе протекают четыре крупнейших водных артерии региона: Инд, Карнали, Брахмапутра и Сатледж. Индуисты, для которых эти реки священны, считают, что их истоки находятся именно на склонах горы.

Загадочный ореол горы

Тайны древнего Кайласа, не одно тысячелетие господствующего над прилежащими территориями, будоражат воображение многих путешественников. Стоит упомянуть следующие интересные факты, касающиеся этого уникального пика:

Некоторые исследователи утверждают, что высота горы Кайлас в Тибете составляет ровно 6666 м. По этой причине многие последователи христианских конфессий воспринимают ее как опасное место, где, по слухам, обитают темные силы во главе с самим Люцифером.

Для приверженцев буддизма, индуизма, джайнистской и тибетской религий бон вершина – одно из самых сакральных мест. В восточных религиозных традициях гора считается «сердцем мира», где сосредоточена божественная мощь, и является объектом культового поклонения. Индуисты называют Кайлас горой богов, поскольку, согласно местным сказаниям, именно здесь большую часть времени проводит великий Шива. Сам же пик представляет собой воплощение космической горы Меру – мифологического центра мироздания. В соответствии с верованиями буддистов Кайлас – это обитель Будды, пришедшего на нашу землю в образе Самвара. В традициях джайнистов именно на этой горе первый святой освободился от всего мирского и от земных уз. Последователи бон считают, что здесь сосредоточена жизненная сила всей планеты, а во время восхождения на Кайлас можно попасть в легендарную страну Шангшунг.

Согласно тибетским преданиям, большинство экспедиций на гору заканчиваются смертью дерзких смельчаков, осмелившихся потревожить покой верховных божеств. Те, кто решился на подобный экстрим, просто бесследно исчезают в здешних ущельях. Многие скалолазы мечтали о покорении Кайласа, однако в последний момент непредвиденные обстоятельства обязательно препятствуют этому. Так, в середине 1980-х известный итальянский альпинист Месснер получил лицензию на восхождение от китайского правительства, однако по непонятным причинам вскоре отказался от этой идеи. В 2000 году испанские скалолазы также пытались взойти на вершину горы, однако многочисленные паломники и тибетские монахи окружили ее живым кольцом, преградив к ней допуск. Поэтому путешествие на пик Кайлас по-прежнему остается лишь недостижимой мечтой для скалолазов всего мира.

С этой жемчужиной тибетских гор связано множество легенд. Одна из них гласит, что у человек, всего лишь прикоснувшийся к склону Кайласа, на протяжении многих недель будет страдать от незаживающих язв. Также в мифах Тибета встречается упоминание о явлениях самого верховного божества Шивы. Его образ можно увидеть во вспышках молний в пасмурную погоду, когда вершина полностью окутана облаками.

Вдоль южного склона пика прямо в его центральной части расположена вертикальная трещина, которую пересекает неглубокий горизонтальный раскол. Когда на закате тени сгущаются, в этом месте Кайласа они образуют четкое подобие свастики – символа нацизма. По данным ученых, трещины (ширина вертикальной достигает 40 м) являются результатом давнего землетрясения.

Некоторые поклонники эзотерических учений утверждают, что гора является образованием искусственного происхождения, созданным в глубокой древности то ли навсегда исчезнувшей цивилизацией типа Атлантиды, то ли пришельцами с других планет. Однако даже если принять, что Кайлас - старинное ритуальное сооружение, его предназначение остается непонятным для нас.

Ритуальные обходы вокруг горы Кайлас

Священные книги индуизма и религии бон, говорят о том, что обход по периметру основания Кайласа позволяет искупить все прегрешения земной жизни. Такой обход называют кора. Человек, совершивший кору не менее 13 раз, будет навсегда избавлен от адских мук. А если вам хватит терпения сделать обход 108 раз, ваша душа навсегда покинет круг перерождений и достигнет высшей степени просветления. Это дает возможность вплотную приблизиться к состоянию Будды.

Буддисты и джайнисты выполняют обход пика по часовой стрелке, по направлению движения солнца, а адепты учения бон всегда идут в противоположную сторону. Среди альпинистов ходят слухи о коллегах, притворившихся паломниками и во время ритуального обхода горы тайно сошедших со священной тропы для совершения восхождения. Через некоторое время они вернулись в лагерь туристов в полубезумном состоянии и менее чем через год скончались в психиатрической больнице глубокими старцами.

Хотя при поездке в Тибет Кайлас остается недоступным для восхождения из-за активного сопротивления служителей местных культов, приблизиться к нему на небольшое расстояние вполне можно. В прилежащей местности заслуживают внимания цепочки скальных образований с идеально гладкой или вогнутой поверхностью. На данный момент неизвестно, сформировались ли они под воздействием природных факторов или являются результатом деятельности человека.

Считается, что эти скалы – так называемые «зеркала Козырева», способные искажать пространственный и временной континуум. Путешественник, оказавшийся вблизи них, испытывает необычные физические и психологические ощущения. «Зеркала» имеют особое расположение по отношению друг к другу, поэтому исследователи предполагают, что они способны перенести человека в другую эпоху или даже параллельное измерение.

После посещения скал вы также можете осмотреть и другие достопримечательности района, к которым относятся:

  • Буддистский монастырь, где в день праздника Весак (он отмечается ежегодно в майское полнолуние) собираются тысячи паломников из всех стран мира.
  • Озеро Манасаровар («озеро жизни»). Согласно легендам, оно было первым объектом живого мира, сотворенным в создании Брахмы. Вокруг Манасаровар также совершается церемониальный ритуал коры, длина которой составляет 100 км. Погружение в его пресные воды у северо-западного берега позволяет очистить карму и исцелиться духовно и физически. Если вы искупаетесь в озере, то после смерти обязательно попадете в рай. Те же, кто попробуют воду из него, после окончания земной жизни будут пребывать рядом с самим Шивой.
  • Озеро Ланга-Цо или Ракшас («водоем смерти»). Его воды отличаются высоким содержанием минеральных солей и отделены от Манасаровар только небольшим перешейком. В отличие от последнего, имеющего овальную форму, очертания Ланга-Цо напоминают месяц. Водоемы символизируют свет и мрак соответственно. Не стоит касаться вод Ракшас: это может накликать несчастье.

Как гласит предание, Ланга-Цо сотворил повелитель демонов Равана, который ежедневно на протяжении 10 суток жертвовал великому Шиве одну из своих голов, отрубая ее. В последний день жертвоприношения верховное божество даровало ему сверхъестественную силу.

Полезные советы туристам

Путешествие в одну из самых таинственных областей Тибета следует тщательно спланировать. Полезными окажутся следующие рекомендации:

  • Наиболее удачной станет поездка в апреле-мае в сухой сезон, когда дожди или снегопады крайне редки.
  • Для акклиматизации и предотвращения проблем со здоровьем перед осмотром Кайласа стоит прожить несколько дней в местности, расположенной на меньшей высоте над уровнем моря. Это позволит избежать головных болей, головокружений и дискомфорта в области сердца во время осмотра красот горы.
  • Приобрести альпинистскую лицензию для восхождения на Кайлас практически невозможно, однако доступ в прилежащий район можно получить всего лишь за 50 CNY. Его получают в комитете общественной безопасности Тибетской автономии при предъявлении паспорта и разрешения на въезд.

Координаты 31.066667, 81.3125

Как добраться до горы Кайлас

Добраться до подножия Кайласа можно следующими способами:

  • Автобусом из Катманду после прибытия в местный аэропорт, который доставит вас прямо к горе (стоимость авиабилета из Москвы составляет примерно 30000 RUB). Продолжительность перелета – примерно 11 часов.
  • Автобусом из Лхасы, куда также можно попасть на самолете. Это будет стоить примерно на 700 USD дороже, однако вы сможете постепенно привыкнуть к перепаду высот во время путешествия.

Кайлас – одно из наиболее интересных мест Тибета, считающееся гигантским накопителем космической энергии. Поэтому если вы интересуетесь духовной стороной жизни, стоит обязательно отправиться туда.

В мире есть множество уникальных мест с необычными свойствами.Одно из таких "мест силы" - гора Кайлас в высокогорной долине Тибета. Сюда на юго-запад Китая приезжают паломники, чтобы совершить ритуальный обход вокруг горы - кору

До сих пор ученые спорят об истории возникновения этой удивительной горы. Кайлас искусственно созданная пирамида или гора естественного происхождения? На сегодня нет достоверных сведений об этом, как и том, сколько лет назад зародился Кайлас и почему он имеет форму пирамиды, грани которой точно указывают на части света. Удивительно и необъяснимо еще и то, что высота горы составляет 6666 м, расстояние от Кайласа до монумента Стоунхендж – 6666 км, и столько же до Северного полюса, а до Южного – 13 332 км (6666*2).

Кайлас – это места, окутанные тысячами тайн и легенд. И до сих пор вершина священной горы никем не была покорена. Кайлас не пускает простых смертных на вершину, где по преданиям обитают боги. Многие пытались вопреки всему взобраться туда. Но никто так и не смог преодолеть невидимую стену, которая, как уверяют горе-путешественники, возникала на их пути, мешая следовать к священной вершине. Кайлас будто отталкивает их, позволяя лишь тем, кто очень верит – совершать ритуальные коры.

С Кайласа берут начало 4 величайшие реки Азии, обладающие мощными энергиями. Считается, что когда человек совершает обход вокруг Кайласа, он входит в соприкосновение с этим могуществом. Кайлас является очень мощным центром силы. Он несет в себе энергию растворения всего старого. Совершающий кору наполняется энергией и жизненной силой, чтобы помогать людям.

Обход вокруг Кайласа – это обычай. Обычай веры, содержащий в себе огромную силу. На Кайласе говорят, что тот, кто проходит кору с верой и чувством единения с богом – обретает здесь особую божественную силу.

Большая кора вокруг Кайласа занимает 2-3 дня. На протяжении всего пути человек проходит сквозь сильнейшие энергетические центры, где ощущаются божественные потоки. Кайлас подобен храму. Все камни на пути обладают определенным зарядом. Паломники верят, что в камнях живут полубоги или высшие души. По древним преданиям многие божественные существа, которые побывали здесь когда-то – превращались в камни. И теперь эти камни обладают особой божественной силой.

Первый день коры – это ожидание, легкость, душевный подъем. На второй день проходит самый высокий и сложный перевал – перевал Смерти. Говорят, что в этот период можно пережить опыт смерти. Например, человек может упасть и войти в транс. Многие рассказывают, что во время такого транса они ощущали свое тело на самой вершине Кайласа.

Перевал Дролма-ла символизирует новое рождение. Люди стараются оставить в этом месте что-то личное. Считается, что так человек очищает свою карму. Это символ оставления прошлого, некой темной, негативной части души. Сбросив на этом перевале все лишнее, идти дальше становится легче и свободнее.

Вокруг Кайласа можно идти либо по внешнему кругу – большому, либо по малому – внутреннему. Во внутренний позволено пройти лишь тем, кто 13 раз обошел внешний. Говорят, если сразу отправится туда, то высокая божественная энергия преградит человеку путь.

На внутренней коре есть прекрасные озера, вода в них священна. На берегу этих озер расположен монастырь. Люди верят, что просветленные до сих пор живут там. И если кому-то посчастливится их встретить – он будет благословлен.

Когда паломник проходит кору, он оборачивается к высшим силам и обращается к ним с молитвой. Кайлас – это символ высшего божества. И внешнее путешествие к Кайласу – это на самом деле внутреннее путешествие к своему божеству.

Существует поверье, что на Кайласе живет бог Шива. Для индуистов Шива – это сила и энергия, способная создавать и уничтожать миры. Они считают, что во вселенной существует три основных силы: созидание, поддержание и разрушение. Сила Шивы – это связь с вселенской энергией.

На пути странника часто появляются преграды, как физические, так и духовные. Кайлас проверяет человека на прочность и указывает на слабости. Преодоление всех трудностей в паломничестве является лучшим способом очиститься и измениться.

Когда паломник уходит с Кайласа, опускается ниже – он понимает, что для счастья не нужно много. У нас есть воздух, которым мы можем дышать, есть еда, крыша над головой – и этого достаточно для счастья внешнего материального, все остальное надо искать внутри.

Миллионы лет люди приезжают сюда и приносят в своем сердце молитву. Озеро Манасаровар, также как и Кайлас, почитается как священное. Справа от него – вершина Гурла Мандхата. По преданиям она была королем в прошлой жизни. Тогда здесь не было воды и король начал молиться. Однажды бог услышал его молитвы и создал из своего ума озеро. Это озеро и есть священное озеро Манасаровар.

Еще одно озеро рядом с Кайласом, называемое Ракшас Тал считается проклятым. Оно отделено от священного озера узким перешейком. Удивительно, но при столь близком расположении эти два водоема имеют огромные различия. В священное озеро можно окунаться, там водится рыба и воду из него можно пить. Вода в этом озере пресная и считается целебной. Озеро Ракшас Тал, напротив, соленое и окунаться в него нельзя. А места, где рядом расположены источник с мертвой и живой водой, издревле считаются местами силы.

Есть у Кайласа и другое священное озеро – Гаурикунд. По преданию оно было создано Шивой для своей жены Парвати. Она много помогала людям, из-за чего ее тело было сильно истощено. Искупавшись в этом озере, Парвати обрела новое тело, и с тех пор больше никому нельзя прикасаться к его священным водам. Ходит много легенд о смерти людей, прикоснувшихся к озеру Гаурикунд.

В окрестностях Кайласа есть 4 пещеры. Одна из них, пещера Миларепы, расположена на юго-востоке от Кайласа рядом со священной тропой. По преданиям великий йог Миларепа положил у входа пещеры две каменные глыбы, на которых установил огромную гранитную плиту. Эту плиту невозможно сдвинуть с места сотням и даже тысячам человек. А Миларепа вытесал ее из гранита и уложил при помощи своей духовной силы. И именно в этом месте он достиг своего просветления.

Существует легенда о том, что Миларепа и боннский жрец Наро Бончунг боролись за власть над Кайласом. Во время первого противостояния сверхъестественных сил на озере Манасаровар, Миларепа растянул свое тело по поверхности озера, а Наро Бончунг встал на водную гладь сверху. Не удовлетворившись результатами, они продолжили борьбу, побежав вокруг Кайласа. Миларепа двигался по часовой стрелке, а Наро Бончунг – против. Встретившись на вершине перевала Долма-ла, они продолжили магическую битву, но снова безрезультатно. Тогда Наро Бончунг предложил в день полнолуния сразу после рассвета взобраться на вершину Кайласа. Кто поднимется первым, тот и одержит победу. В назначенный день Наро Бончунг верхом на своем шаманском барабане полетел к вершине. Миларепа же спокойно отдыхал внизу. А как только первые лучи солнца достигли пика Кайласа, Миларепа ухватился за один из лучей и мгновенно достиг вершины, получив власть над священной горой.

У Кайласа повсюду висят молитвенные флаги. Это защитные символы. Люди вешают их, чтобы добиться успеха в каких-то благих начинаниях. Эти флаги также называют «Конями ветра». Символом молитвенных флагов является конь, несущий на спине драгоценность. Считается, что он исполняет желания, приносит благополучие и процветание. Флажки делают пяти основных цветов, символизирующих пять элементов человеческого тела. На них наносятся мантры, которые активизируются при контакте с ветром и разносят по всему миру зашифрованные послания.

Кайлас – это место духовной силы, которое пробуждает верующих, очищает их умы. Люди стремятся сюда, чтобы произнести молитву, которую каждый несет в своем сердце. Считается, что тот, кто совершит это паломничество – очистится от всех своих грехов и познает тайну мироздания.