Феодосийские серьги. Сокровища Эрмитажа. Кровавая богиня Мут-Сохмет

1. Часы «Павлин» : В 1777 году князь Григорий Потемкин решил в очередной раз удивить императрицу Екатерину. Его выбор пал на работу английского механика Джеймса Кокса. Почему именно на него, неизвестно. Возможно, русский граф увидел удивительные вещи в рекламных каталогах, которые издавал мастер. Чтобы отправить подарок в Россию, его пришлось разобрать.


Разобрать-то разобрали, а вот собрать не смогли – часть деталей оказалось то ли сломана, то ли утрачена. Так и пылился бы эффектный подарок, если бы в 1791 году Потемкин не поручил «оживить птичек» Ивану Кулибину. И мастер высочайшего класса сделал невозможное: часы пошли, а затейливый механизм пришел в движение. Как только часы начинают звонить, «оживает» сова в клетке.

Под звон колокольчиков клетка начинается вращаться. Затем «просыпается» павлин: его хвост поднимается, начинает распускаться, птица кланяется, втягивает и запрокидывает голову, открывает клюв. В тот момент, когда хвост полностью раскрывается, павлин поворачивается на 180 градусов так, что зрители видят его… зад. Затем перья опускаются, и павлин занимает исходное положение.

Узнать об истинной причине такого нелицеприятного поведения павлина сегодня невозможно. По одной из версий Кулибину не удалось добиться того, чтобы птица делала полный оборот. Другая легенда утверждает, что мастер намеренно заставил птицу совершать подобное «фуэте», тем самым демонстрируя свое отношение к царскому двору, для которого «птичка» и предназначалась.

2. «Гробница Гомера»




В зале Юпитера можно найти и еще одну неразгаданную загадку Эрмитажа – «гробницу Гомера». Она была вывезена то ли с острова Андрос, то ли с острова Хиос в ходе Первой Архипелагской экспедиции графа Орлова-Чесменского. Первым владельцем гробницы стал «заводитель дел необыкновенных» граф Александр Строганов, который писал: «В первую турецкую войну 1770 г. русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привез этот саркофаг в Россию и подарил его мне. При виде этого памятника, я не мог не воскликнуть: «Не памятник ли это Гомера?» Фраза стала переходить из уст в уста, только, похоже, без вопросительной интонации.

Вскоре, авторитет Строганова как коллекционера неимоверно вырос. Еще бы, ведь он обладал предметом, за которым не одно столетие гонялись авантюристы со всего света. Впрочем, «гробница Гомера» - очередная красивая легенда, вроде Атлантиды или золота Трои.

Изучив барельефы, ученые с уверенностью заявили, что античная гробница была создана во II веке нашей эры, а это значит, что человек, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на девятьсот. Но пока остается неразгаданной другая тайна гробницы: совершенно различная стилистика задней и лицевой стенок саркофага. Каким образом, где и когда эти стенки соединились – непонятно.

3. Кровавая богиня Мут-Сохмет



В египетском зале можно найти один из древнейших египетских памятников на территории России - статую богини войны и воздаяния, гневную Мут-Сохмет.

Согласно мифу, кровожадная богиня решила уничтожить род человеческий. Боги решили спасти людей: они разлили перед богиней подкрашенное в красный цвет пиво, которое Мут-Сохмет приняла за человеческую кровь. Выпила – и успокоилась.

Однако легенда Эрмитажа уверяет, что опасность для людей все еще сохраняется. Якобы, ежегодно в полнолуние на коленях богини появляется красноватая лужица.

По другой версии – ноги богини покрываются странным красноватым влажным налетом всякий раз, когда Россию ожидают очередные неприятности, беды, катастрофы. Последний раз налет, якобы, был обнаружен в 1991 году. Есть ли в легенде хоть доля истины? И как можно объяснить странный «кровавый» налет? На эти вопросы ответы пока не найдены.

4. Тайна золотой маски




В собраниях Эрмитажа хранятся всего три посмертные античные маски из золота. Одна из них – маска из гробницы Рескупорида. В 1837 году археологи обнаружили в окрестностях Керчи курган, внутри нашли каменный саркофаг с женским скелетом, который предположительно принадлежал не иначе как царице: все тело усыпано бляшками из золота, на голове – золотой венок, лицо скрыто золотой маской. Вокруг саркофага было найдено большое количество ценных вещей, в том числе серебряное блюдо с выбитым именем царя Рескупорида, правителя Боспорского царства.

Ученые предположили, что в саркофаге была погребена его жена, но позже засомневались. До сих пор гипотеза о том, что золотая маска скрывала лицо боспорской царицы, не подтверждена и не опровергнута.

5. Кланяющийся Пётр



Ореолом таинственности окружена так называемая «восковая персона» Петра, над которой потрудились отечественные и европейские мастера после кончины императора. Многие посетители утверждали, что собственными глазами видели, как восковой Петр вставал, кланялся, а затем указывал на дверь, видимо, намекая на то, что гостям «пора и честь знать».

В XX столетии в ходе реставрации внутри фигуры были обнаружены шарниры, которые позволяли сажать в кресло и ставить фигуру Петра. Однако, никакого механизма, который бы позволял царю самостоятельно двигаться, обнаружено не было. Кому-то доказательства показались неубедительными, кому-то – не захотелось терять очередную красивую легенду. Как бы то ни было, но и сегодня находится немало тех, кто утверждает, будто со «знакомым смотрителем» оказывался в зале именно в тот момент, когда фигура «оживала».

6. Неповторимые феодосийские серьги



В сибирской коллекции Петра I можно найти феодосийские серьги, выполненные в древнегреческой технике зерни. Их главным украшением является микроскопическая многофигурная композиция, иллюстрирующая афинские состязания. Мельчайшую зернь, которой усыпана одна из частей украшения, можно разглядеть разве что с помощью лупы. При сильном увеличении обнаруживаются крошечные зерна, которые соединены по четыре и выстроены в ряды – именно эта отделка и подарила феодосийским серьгам всемирную славу. Лучшие мировые ювелиры пытались создать копии феодосийских украшений, но задача оказалась невыполнимой. Ни способ пайки, ни состав припоя, которым пользовались мастера древности, выяснить не удалось.

7. «Икона безбожного времени»




Один из самых скандальных шедевров – «Черный квадрат» Малевича 1932 года – также можно найти в Эрмитаже. Сам автор трактовал идею как беспредельность, обобщенную в единый знак, называя «Черный квадрат» иконой нового, безбожного времени. Споры об идейном содержании полотна ведутся давно, но с того момента, как картина была выставлена в Эрмитаже, снова и снова обращается внимание на ее «разрушительную» энергетику: одни посетители рядом с ней теряли сознание, другие, напротив, приходили в неистовое возбуждение.

Действительно ли мировой шедевр наделен мистической силой, или это очередная попытка «подлить масла в огонь»?

Сокровища Эрмитажа.

// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)

Феодосийские серьги (М.И. Максимова)

Золото. 8.8×2.5 см (диам. щитка). IV в. до н.э. Поступили в 1854 г.

[ В книге - чёрно белое фото . См. кат. 200 в книге Греческое золото . ]

Золотые серьги филигранной работы были найдены во время раскопок в 1853 г. в одном из курганов на окраине города Феодосии в Крыму. Вместе с роскошным золотым ожерельем они составляли убор погребённой там женщины. К сожалению, неправильный метод ведения раскопок не позволил установить, принадлежала ли покойница к местной эллинизованной знати, или она была представительницей состоятельных слоёв греческого населения древней Феодосии. Как скифы, так и греки широко проявляли любовь к роскоши в погребальных обрядах.

Как показывают изображения на монетах и немногочисленные родственные Феодосийским серьгам изделия, большая часть которых была найдена на нашем юге в датированных погребениях, серьги представляют собою изделие греческого ювелирного искусства IV в. до н.э. Их можно назвать наиболее ярким образцом утончённых произведений греческих ювелиров, - произведений, относящихся к тому периоду, когда культура греческого города-государства достигла полного расцвета и уже начала клониться к упадку.

Феодосийские серьги состоят из круглого щитка, на оборотной стороне которого имеется крючок и петля, и помещённой ниже его лунницы. Это - два самостоятельно бытовавших в Греции типа ушных украшений, и здесь сделана попытка соединить их в единое целое путём подвешивания лунницы к щитку на двух цепочках. К этой сложной форме серёг прибавлены ещё

три ряда разновидных подвесок на плетёных цепочках различной длины, и, сверх того, всё изделие украшено сплошь покрывающим и обвивающим его со всех сторон орнаментом. Чтобы рассмотреть все детали разнообразных применённых мастером мотивов, необходимо длительно и повторно всматриваться в его работу, поражающую как богатством фантазии, так и точностью в передаче мельчайших деталей. Так, лунницы покрыты рядами столь мелкой зерни, что её трудно схватить простым глазом, но при пристальном рассмотрении оказывается, что каждое зерно - составное и сложено из четырёх крошечных зёрнышек. Растительный орнамент, расположенный в виде отдельных цветков и листьев, а также букетов, гирлянд и сложных фантастических узоров (например, на щитке), свит из тонкой проволоки, гладкой, кручёной или гранулированной, и пересыпан зернью, причём ажурные розетки и пальметки наложены иногда друг на друга, образуя переплетения наподобие золотых кружев.

Но мастер этим не удовлетворился. В свободном пространстве между щитком и лунницей он поместил многофигурную группу - уменьшенную до минимальных размеров скульптурную монументальную композицию . Это - колесница, везомая четвёркой быстро скачущих коней и управляемая богиней победы - Никой. Рядом с конями, указывая им дорогу, летят крылатые Гении, а на краю колесницы стоит воин с большим щитом в руке. Это так называемый апобат - воин-атлет, который на всём скаку должен был спрыгнуть с колесницы на землю, после чего он продолжал соревнование с товарищами уже в пешем беге. Состязание апобатов - один из труднейших видов атлетических упражнений у греков, ведущий своё начало из глубокой древности, когда воины сражались друг с другом с боевых колесниц и исход боя часто зависел от умения возницы и ловкости сражающихся. В IV в. до н.э. этот вид состязаний удерживался ещё лишь в немногих греческих городах. Особенно-большой популярностью он пользовался в Афинах, что позволяет высказать предположение об афинском происхождении мастера Феодосийских серёг. При рассмотрении сделанной им

миниатюрной группы победоносной колесницы апобата обращает на себя внимание то обстоятельство, что, несмотря на крохотные размеры фигур, мастер сумел промоделировать нагое тело, передать насечками перья на крыльях Ники и даже украсить щит апобата зернью и геометрическим узором.

Греки, как известно, прославляли победителей на играх постановкой их статуй. В соответствии с этим обычаем скульпторы ещё в период архаики разработали тему победной колесницы. До наших дней дошли части таких монументальных скульптурных групп (например, из Дельф) и многочисленные их изображения на рельефах и памятниках художественного ремесла.

Античные литературные источники рассказывают о нескольких греческих мастерах, которые увлекались преодолением технических трудностей, связанных с передачей монументальных форм в микроскопически малых размерах. Подобное направление искусства даже имело особый термин в греческом языке и называлось «микротехнией» - искусством малых форм.

Строгие ценители искусства относились к этому направлению с некоторой иронией, и даже презрением. Играя словами, они называли его «матанотехнией», т.е. искусством, занимающимся пустяками. Тем не менее, даже крупные греческие мастера, как, например, работавший в VI веке до н.э. на острове Самосе при дворе тирана Поликрата архитектор, скульптор и торевт Феодор, пробовали свои силы в этом жанре. Античные писатели передают рассказ, будто Феодор вылил из бронзы собственное статуарное изображение: в одной руке у статуи был напильник, а пальцами другой руки она поддерживала крошечное изображение колесницы, запряженной четверкой коней и управляемой Никой. Наглядное представление о величине группы зритель получал ещё благодаря тому, что мастер поместил над ней фигурку мухи с раскрытыми крыльями, причём муха целиком покрывала всю колесницу с конями. Рассказывают и о других достижениях мастеров микротехники, выполненных в драгоценных металлах, бронзе или кости: о кораблях в полном снаря-

жении, величиной с пчелу, с насекомых, которых можно было разглядеть только положив на чёрную материю, о гомеровских гексаметрах, начертанных золотыми буквами на кунжутном семени, и т.д.

Эти и подобные рассказы могли бы быть приняты за цеховые легенды об античных «левшах», если бы Феодосийские серьги и родственные им изделия не показали нам воочию, до каких пределов изощрённости и утончённости доходило недосягаемое для современных ювелиров искусство древних греческих мастеров, хотя последние и не обладали многими усовершенствованными приспособлениями нашего времени и даже не знали увеличительных стекол.

Диковинки древности подчас ставят перед исследователями такие загадки, которые современная наука спешит объявить нерешаемыми.
Всем, наверное, известен знаменитый экспонат Эрмитажа - золотые серьги с золотой зернью, которую можно различить только с увеличением. Изделие датируется IV в. до н.э.

Эти «золотые серьги филигранной работы, найденные во время раскопок в 1853 году в одном из курганов на окраине Феодосии, являются одним из ярких образцов работы греческих ювелиров IV в. до н.э. и исполнены в так называемой микротехнике, достигшей в Афинах этого времени необычайно высокого уровня. В верхней части серег - круглые диски с изящным цветком в центре, которые окаймлены рядами мельчайшей зерни и украшены орнаментом из филигранных пальметок и розеток… Особенно прославились феодосийские серьги именно благодаря применению зерни, когда мельчайшие капельки металла расположены группами по четыре и размещены правильными рядами» .
Сколько ни пытались ювелиры повторить этот результат - у них ничего не получалось. Мельчайшее зерно плавилось при нагреве. Попытки прекратились, искусство древних греков было признано непревзойденным.

Так каким же образом сумели в IV в. до н.э. выполнить то, что не удалось повторить в ХХ в.?
В книге Альтшуллера «Алгоритм изобретения» в случае проблем с регулировкой и контролем температуры советуют использовать фазовый переход. Фазовый переход, как плавление, здесь вряд ли приемлем. Но металл может становиться жидким еще в одном случае - в амальгаме, сплаве со ртутью. Попробуйте представить себе такой вариант: мельчайшие шарики золота (получить их несложно, достаточно расплавить коротко нарубленную тонкую проволоку на несмачиваемой поверхности, например, древесном угле) на короткое время погружаются в ртуть. На поверхности формируется тонкий слой амальгамы. Ртутью натирается и подложка, на которую наносится зернь. Зернами выкладывается нужный рисунок, после чего вся композиция нагревается до температуры, которая ниже плавления золота, но достаточна для удаления (испарения) ртути из амальгамы. Золотая зернь накрепко соединяется между собой и с подложкой. Подобная технология испарения ртути из золотой амальгамы (огневое золочение) - наиболее древняя техника золочения. Восточные славяне были знакомы со способом составления золотой амальгамы "из сплава золота с ртутью" и покрытия ею серебряных и бронзовых изделий. Работы с амальгамой требуют строго соблюдения мер безопасности, так как можно получить тяжелые отравления. Так, при золочении куполов Исаакиевского собора в 1838-1841 гг. от действия паров ртути погибло 60 рабочих.

Неудивительно, что технология афинских мастеров была утеряна на многие века. Ведь мастера неукоснительно хранили свои секреты, а смерть настигала таких умельцев так же неумолимо, как двумя тысячами лет позже - питерских позолотчиков.

Владимир Репин

большая история маленького мыса

Горы Крыма Май 27, 2014

Мыс Святого Ильи является самой крайней восточной оконечностью Главной гряды Крымских гор, дальше на восток начинается Феодосийский залив.

У подножия мыса, на берегу, среди каменных глыб и отвесных скал любители минералогии могут найти интересные образцы белоснежного кальцита, друзы и щеточки коричневого минерала анкерита, голубоватого стронцианита.

Тропа на мыс Ильи ведет мимо разрушенного дзота, последнего свидетеля прошедшей войны, и поднимается к зеленому оазису, где расположен маяк.

Выше маяка, на юго-запад, на одной из платообразных вершин мыса находилась древняя греческая церковь в память св. Ильи, где ежегодно 20 июля на престольный праздник совершалось торжественное богослужение. По преданию церковь была посвящена рыбакам, чудом спасшимся от гибели во время бури у берегов мыса.

Существует и феодосийская легенда о том, как моряк-купец Илья Тамара дважды потерпел кораблекрушение у берегов мыса св. Ильи. Видя близкую гибель, Тамара молил пророка Илью смягчить свой гнев, утихомирить бурю. В своей молитве он обещал в случае благополучного исхода построить на мысе храм.

Огненная молния рассекла грозное небо, опалила воздух, озарила корабли и скалы, в последний раз скользнула по мачте и загорелась сиянием впереди судна, стихла буря, в стороне зажглись каффинские огни...

Тамара сдержал обещание и построил на горе храм. Сколько он простоял — неизвестно, но уже в 1816 году на месте деревянного храма была возведена часовня св. Ильи. Рядом, у кромки мыса находилось кладбище Общества Красного Креста.

В сентябре 1861 года Феодосию посетил император Александр II. После литургии в Николаевской соборной церкви, осмотра военного госпиталя, археологического музея, армянского халибовского училища и древностей города, Александр II поднялся верхом на лошади к вершине горы и посетил часовню св. Ильи.

В 1854 году И.К. Айвазовский совместно с князем-археологом Сибирским во время археологических раскопок на мысе Ильи недалеко от часовни при раскопке кургана среди многих предметов быта обнаружил изумительные по своей красоте женские золотые серьги (IV век до н.э.).

Эта находка вошла в мировую науку под названием «Феодосийские серьги» (находится в Эрмитаже). Эти филигранные серьги являются замечательным образцом художественной культуры Эллады, по-видимому, привозная работа.

Диаметр щитка — 2,5 см. Невооруженному глазу разглядеть детали невозможно. И вот, вооружившись лупой, глазу открывается монументальная композиция: Ника, богиня победы правит колесницей, в которую впряжена четверка скачущих коней.

Древний художник проявил, окрыленную вдохновением, фантазию при создании подлинного произведения искусства. Это читается и в орнаменте серег, и во всей их композиции. То, как мастер передал стремительное движение в фигурках крохотный коней ясно говорит о его изумительной «сноровке».

Бессильны воспроизвести эти серьги оказались лучшие современные ювелиры. Какой-то секрет «микротехники», очевидно, утрачен.

Среди находок в курганах мыса Ильи — различные статуэтки из терракоты, античные монеты и амфоры, расписные вазы, покрытые позолотой и разноцветными красками.

Вот как выглядят на январь 2014 года оборонительные укрепления на мысе Святого Ильи в Феодосии. Грустно смотреть как вандалы-строители планомерно разрушают памятники истории.





Скифские сокровища из сибирской коллекции Петра I

В 1715 году уральский горнозаводчик Никита Демидов прислал в подарок Екатерине I («на зубок» новорожденному царевичу) 100 тысяч рублей золотом и несколько золотых предметов из сибирских курганов. Эти вещи были найдены бугровщиками - людьми, которые промышляли поиском старинных курганов и извлекали оттуда ценности. Многие купцы Сибири и Приуралья покупали добытые таким путем сокровища и переплавляли их, наживаясь на сбыте золота.

Петр I решил положить этому конец и издал указ, предписывавший все интересные и необычные находки сдавать властям. Вскоре князь М.П. Гагарин, губернатор Сибири, прислал в Санкт-Петербург много старинных золотых предметов, которые и легли в основу первой и единственной в мире коллекции золотых сибирских вещей. Сначала коллекцию эту хранили в Петровской кунсткамере, а в 1859 году передали в Эрмитаж. С этого года была учреждена Императорская археологическая комиссия, которой было поручено собирать сведения о памятниках древности и разыскивать предметы старины, относящиеся преимущественно к отечественной истории и жизни народов, обитающих на огромных пространствах России.


С течением времени коллекция разрослась, и составляющие ее экспонаты географически вышли далеко за рамки одних только сибирских курганов. Сейчас в ней находится и знаменитое на весь мир «скифское золото».


…Широкой полосой от Дуная до Енисея (и дальше в Забайкалье и Монголию) тянется огромная степь, разрезанная на части полноводными реками. С давних пор на этих бескрайних, как море, просторах расселялись родственные народы, не стесняемые никакими преградами. Здесь расцветали однородные культуры и создавались обширные империи, часто не очень долговечные. Здесь пролегали пути опустошительных завоеваний и великих переселений народов.


Степь, как и море, редко бывала спокойной: то в одном ее месте, то в другом поднимались бури, которые часто заносили курганы (земляные насыпи) - эти характерные черты евразийского пейзажа. Курганы тянулись во все стороны горизонта, куда бы вы ни смотрели. Одни из них еле возвышаются над степью, другие поднимаются конусовидной или полушаровидной горой. Часто такие горы достигали высоты 20—25 метров и сотен метров в окружности.



Особенно большими размерами и сложностью могильного устройства отличаются курганы с погребениями скифских вождей. Подавляющее большинство скифских курганов было разграблено еще их современниками, но не только… Так, например, богатые Келермесские курганы в 1903 году были раскопаны не специалистами, а одним кладоискателем - неким техником Д.Г. Шульцем. Он раскопал в Прикубанье четыре неразграбленные насыпи, в которых нашел много дорогих вещей - уборы и вооружение погребенных.


И хотя Келермесские курганы были разграблены, впоследствии ученые нашли здесь прекрасное серебряное зеркало, украшенное с тыльной стороны гравировкой и обложенное тонким золотым листом, на котором оттиснуты замечательные рисунки.


Тыльная сторона зеркала разделена радиусами в виде веревочки на восемь секторов, острые углы которых заполнены двумя лепестками. В центре зеркала эти лепестки образуют большую розетку, а остальная часть каждого сектора заполнена изображениями животных и мифологическими сюжетами, причем те и другие чередуются между собой в правильном порядке. Так, например, в одном из секторов в полный рост в длинной (до пят) одежде представлена Кибела - крылатая восточная богиня, владычица зверей. Она держит за передние лапы двух львов, трусливо поджимающих хвосты. В соседнем секторе изображена борьба быка со львом, а под этой сценой фигура кабана.



Одними из интереснейших экспонатов скифской коллекции стали предметы, обнаруженные в 1862—1863 годы в Чертомлыкском кургане (севернее города Никополя), и среди них великолепный золотой горит - колчан для стрел и одновременно футляр для лука. Сделал этот горит греческий мастер-ювелир, он же украсил его рельефами на сюжеты античной мифологии. В двух ярусах, например, на нем изображены сцены, рассказывающие о жизни и подвигах Ахилла - с момента, когда его ребенком обучают стрельбе из лука, до последнего эпизода - когда его мать, богиня Фетида, сжимая в руках урну с прахом погибшего сына, оплакивает его.



Большие размеры золотой обкладки горита, прекрасно выполненные чеканные рельефы, казалось бы, говорят о том, что такая драгоценная вещь может существовать только в единственном экземпляре. Но более поздние находки позволили ученым предположить, что ювелирная мастерская в какой-то из греческих колоний Причерноморья изготовила с одной формы несколько горитов и отправила их своим заказчикам (скифским царям) в разные места.


Древние эллины исполнили и знаменитый на весь мир золотой гребень из кургана Солоха - одного из редких неограбленных скифских погребений. Это была громадная насыпь высотой 18 метров, включавшая два погребения. Центральная могила имела форму прямоугольного колодца с двумя камерами, вырытыми по его длинным сторонам.


Найденный в кургане гребень относится к рубежу V—IV веков до нашей эры - периоду расцвета древнегреческого искусства. Создатели гребня учитывали вкусы заказчиков, так как были хорошо знакомы с культурой Скифии. Верхняя часть гребня сделана в виде скульптурной группы, изображающей битву между скифами. Запечатлен решающий момент схватки, когда всадник и пеший столкнулись с противником, только что потерявшим своего коня. Детали изображения проработаны настолько тонко, что видна каждая прядь волос на голове одного из воинов, членики панциря на всаднике, нашитые на одежду бляшки-украшения, рана и вытекшая из нее кровь на шее упавшей лошади.


За счет точно рассчитанного расстояния между фигурами древние мастера достигли композиционного единства, гармонии и равновесия объемных масс. Две горизонтальные полосы с зажатыми между ними фигурками пяти львов служат основанием для главной скульптурной группы и создают переход к зубцам гребня.


Очень характерно изображены на гребне лошади - небольшие, с длинными хвостами и коротко подстриженными гривами. Всадник резко осадил своего коня, и тот встал на задние ноги, а раненая лошадь лежит на спине с поднятыми вверх согнутыми ногами.


А в 1853 году во время раскопок близ Феодосии были найдены уникальные по мастерству исполнения серьги. Они явили миру образцы того своеобразного вида древнегреческого искусства, который принято называть микротехникой. Каждая серьга состоит из богато орнаментированного диска, края которого покрыты несколькими рядами зерни. На внутренней поверхности дисков размещены восемь изящных пальметок с розетками у оснований, а центр их украшает пышный многолепестковый цветок.


Главное украшение каждой серьги - многофигурная композиция, выполненная в микроскопических формах. Здесь представлен широко распространенный в Афинах вид спортивных состязаний. Во весь опор мчатся четыре коня, запряженные в колесницу, которыми управляет крылатая богиня Ника. Справа от нее стоит воин с большим щитом, готовый вот-вот выпрыгнуть из колесницы, чтобы самому закончить бег до финишной ленты.


Древнегреческий мастер исполнил на серьгах и такие детали, как узор на щите героя-воина, и даже каждое перышко на крыле богини. В «Феодосийских серьгах» зернь настолько мелка, что ее невозможно рассмотреть без лупы. Только при сильном увеличении видно, что крохотные зерна соединены по четыре и размещены рядами. Именно такие детали отделки и создали всемирную славу «Феодосийским серьгам», тем более что изобретенная древнегреческими мастерами техника зерни впоследствии была утрачена.



Неудивительно, что после феодосийской находки эти серьги сразу же привлекли внимание золотых дел мастеров. Многие ювелиры Петербурга и Парижа пытались сделать копию украшения, но задача оказалась невыполнимой из-за незнания способа пайки и состава припоя, которые применяли античные мастера. Даже знаменитый Карл Фаберже, пытавшийся повторить «Феодосийские серьги», потерпел неудачу. Он не смог выполнить лунницу, сплошь покрытую зернью. Крохотные, едва заметные простым глазом золотые шарики в античном памятнике были равномерно распределены по всей поверхности. При создании копии К. Фаберже не удавалось соединить даже три зернышка - они сливались и не держались на серьге. А ведь он использовал достижения современной ему техники, в частности, оптику, которой не имели античные мастера. Впоследствии после долгих усилий ювелиры сумели соединить только три зерна вместо четырех, а древняя техника зерни по существу и по сей день остается неизвестной.



Примечания


1. Общим именем «скифы» в науке называется население евразийских степей, жившее от Дуная до Енисея в VII—III веках до нашей эры. Причем состояло оно из многих родственных племен, которые имели свои собственные названия.


2. В Винницкой области, а потом в районе Мелитополя и под Ростовом археологи нашли точно такие же гориты.

Скифское золото из разных коллекций














Пектораль - нагрудное мужское украшение, IV век до н.э.