Тайны древних ювелиров: серьги из Феодосии. Сокровища Эрмитажа Кровавая богиня Мут-Сохмет

Сокровища Эрмитажа.

// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)

Феодосийские серьги (М.И. Максимова)

Золото. 8.8×2.5 см (диам. щитка). IV в. до н.э. Поступили в 1854 г.

[ В книге - чёрно белое фото . См. кат. 200 в книге Греческое золото . ]

Золотые серьги филигранной работы были найдены во время раскопок в 1853 г. в одном из курганов на окраине города Феодосии в Крыму. Вместе с роскошным золотым ожерельем они составляли убор погребённой там женщины. К сожалению, неправильный метод ведения раскопок не позволил установить, принадлежала ли покойница к местной эллинизованной знати, или она была представительницей состоятельных слоёв греческого населения древней Феодосии. Как скифы, так и греки широко проявляли любовь к роскоши в погребальных обрядах.

Как показывают изображения на монетах и немногочисленные родственные Феодосийским серьгам изделия, большая часть которых была найдена на нашем юге в датированных погребениях, серьги представляют собою изделие греческого ювелирного искусства IV в. до н.э. Их можно назвать наиболее ярким образцом утончённых произведений греческих ювелиров, - произведений, относящихся к тому периоду, когда культура греческого города-государства достигла полного расцвета и уже начала клониться к упадку.

Феодосийские серьги состоят из круглого щитка, на оборотной стороне которого имеется крючок и петля, и помещённой ниже его лунницы. Это - два самостоятельно бытовавших в Греции типа ушных украшений, и здесь сделана попытка соединить их в единое целое путём подвешивания лунницы к щитку на двух цепочках. К этой сложной форме серёг прибавлены ещё

три ряда разновидных подвесок на плетёных цепочках различной длины, и, сверх того, всё изделие украшено сплошь покрывающим и обвивающим его со всех сторон орнаментом. Чтобы рассмотреть все детали разнообразных применённых мастером мотивов, необходимо длительно и повторно всматриваться в его работу, поражающую как богатством фантазии, так и точностью в передаче мельчайших деталей. Так, лунницы покрыты рядами столь мелкой зерни, что её трудно схватить простым глазом, но при пристальном рассмотрении оказывается, что каждое зерно - составное и сложено из четырёх крошечных зёрнышек. Растительный орнамент, расположенный в виде отдельных цветков и листьев, а также букетов, гирлянд и сложных фантастических узоров (например, на щитке), свит из тонкой проволоки, гладкой, кручёной или гранулированной, и пересыпан зернью, причём ажурные розетки и пальметки наложены иногда друг на друга, образуя переплетения наподобие золотых кружев.

Но мастер этим не удовлетворился. В свободном пространстве между щитком и лунницей он поместил многофигурную группу - уменьшенную до минимальных размеров скульптурную монументальную композицию . Это - колесница, везомая четвёркой быстро скачущих коней и управляемая богиней победы - Никой. Рядом с конями, указывая им дорогу, летят крылатые Гении, а на краю колесницы стоит воин с большим щитом в руке. Это так называемый апобат - воин-атлет, который на всём скаку должен был спрыгнуть с колесницы на землю, после чего он продолжал соревнование с товарищами уже в пешем беге. Состязание апобатов - один из труднейших видов атлетических упражнений у греков, ведущий своё начало из глубокой древности, когда воины сражались друг с другом с боевых колесниц и исход боя часто зависел от умения возницы и ловкости сражающихся. В IV в. до н.э. этот вид состязаний удерживался ещё лишь в немногих греческих городах. Особенно-большой популярностью он пользовался в Афинах, что позволяет высказать предположение об афинском происхождении мастера Феодосийских серёг. При рассмотрении сделанной им

миниатюрной группы победоносной колесницы апобата обращает на себя внимание то обстоятельство, что, несмотря на крохотные размеры фигур, мастер сумел промоделировать нагое тело, передать насечками перья на крыльях Ники и даже украсить щит апобата зернью и геометрическим узором.

Греки, как известно, прославляли победителей на играх постановкой их статуй. В соответствии с этим обычаем скульпторы ещё в период архаики разработали тему победной колесницы. До наших дней дошли части таких монументальных скульптурных групп (например, из Дельф) и многочисленные их изображения на рельефах и памятниках художественного ремесла.

Античные литературные источники рассказывают о нескольких греческих мастерах, которые увлекались преодолением технических трудностей, связанных с передачей монументальных форм в микроскопически малых размерах. Подобное направление искусства даже имело особый термин в греческом языке и называлось «микротехнией» - искусством малых форм.

Строгие ценители искусства относились к этому направлению с некоторой иронией, и даже презрением. Играя словами, они называли его «матанотехнией», т.е. искусством, занимающимся пустяками. Тем не менее, даже крупные греческие мастера, как, например, работавший в VI веке до н.э. на острове Самосе при дворе тирана Поликрата архитектор, скульптор и торевт Феодор, пробовали свои силы в этом жанре. Античные писатели передают рассказ, будто Феодор вылил из бронзы собственное статуарное изображение: в одной руке у статуи был напильник, а пальцами другой руки она поддерживала крошечное изображение колесницы, запряженной четверкой коней и управляемой Никой. Наглядное представление о величине группы зритель получал ещё благодаря тому, что мастер поместил над ней фигурку мухи с раскрытыми крыльями, причём муха целиком покрывала всю колесницу с конями. Рассказывают и о других достижениях мастеров микротехники, выполненных в драгоценных металлах, бронзе или кости: о кораблях в полном снаря-

жении, величиной с пчелу, с насекомых, которых можно было разглядеть только положив на чёрную материю, о гомеровских гексаметрах, начертанных золотыми буквами на кунжутном семени, и т.д.

Эти и подобные рассказы могли бы быть приняты за цеховые легенды об античных «левшах», если бы Феодосийские серьги и родственные им изделия не показали нам воочию, до каких пределов изощрённости и утончённости доходило недосягаемое для современных ювелиров искусство древних греческих мастеров, хотя последние и не обладали многими усовершенствованными приспособлениями нашего времени и даже не знали увеличительных стекол.

Итак, в 1853 году известный феодосийский художник - маринист И.Айвазовский получил официальное разрешение от Министерства Императорского Двора и Уделов на проведение археологических работ в районе Феодосии Целью проведения археологических изысканий был якобы поиск "старой, античной Феодосии". В середине 19 века между учеными всего мира якобы шли споры о местоположении средневековой Кафы-Феодосии. Кто-то размещал ее на склонах Тепе-Оба, в районе мыса Св.Ильи, кто-то у подножия Карадага, в районе сегодняшнего Коктебеля, ну а кто-то на полном серьезе относил древнюю Кафу на 70 км восточнее, на мыс Опук. Но вот однажды известный археолог того времени Сибирский А.А. , прогуливаясь по склонам Тепе - Оба, обнаружил старинную греческую монету, предположительно 5 века до н.э. Своей находкой археолог поделился с известным феодосийским художником И.Айвазовским, изложив свое мнение про существование "античного города" в районе мыса Св.Ильи на склонах хребта Тепе-Оба. Художник полностью поддержал идеи Сибирского А.А. и принял непосредственное участие в организации археологической экспедиции.

Уже весной 1853 года на склонах хребта полным ходом шли изыскательные работы, практически сразу были обнаружены 5 курганов - могильников. Четверо курганов оказались полностью пустыми, а вот в пятом...! В пятом было обнаружено захоронение женщины, предположительно 4-5 века до нашей эры, множество изысканных керамических предметов, а также целая плеяда интересных ювелирных украшений, в том числе уникальные по мастерству исполнения ФЕОДОСИЙСКИЕ СЕРЬГИ. Весть об уникальной феодосийской находке облетела весь мир, приковав внимание нумизматов, антикваров и золотых дел мастеров. Ювелиры со всего мира пытались скопировать украшение, но безрезультатно - технологии древнегреческих мастеров были безвозвратно утеряны. Даже знаменитый Карл Фаберже , пытавшийся повторить "феодосийские серьги", потерпел полное фиаско.

Ободренный невероятной находкой, И.Айвазовский с утроенной энергией продолжил свои археологические поиски, и в течении лета-осени 1853г. вскрыл еще более 80 курганов в окрестностях Феодосии, и удача снова улыбнулась художнику - один из могильников на хребте Тепе-Оба также был полон ювелирных украшений. Естественно, все найденные ювелирные изделия были пересчитаны, описаны и отправлены в Санкт-Петербург, где были выставлены на всеобщее обозрение в Эрмитаж.
По результатам археологической экспедиции, возглавляемой И.Айвазовским, было сделано примерно следующее заключение - на склонах хребта Тепе-Оба находился Греческий Некрополь, примерно 4-5 века до нашей эры.

Эту красивую байку про "феодосийские серьги" можно услышать от феодосийских экскурсоводов либо прочитать на многочисленных "исторыческих" сайтах. Реальность, однако, гораздо суровее и грязнее.

На самом деле, количество так называемых "античных ювелирных изделий", не подлежащих копированию, достаточно велико и насчитывает сотни и тысячи украшений. Естественно, в эту группу входит и так называемое "золото скифов", ювелирные украшения, найденные в скифских курганах-могильниках. География находок "скифского золота" весьма обширна - от Алтая до Дуная с востока на запад, и от Белого Моря до Северной Африки с севера на юг. Многие из "скифских украшений" реально уникальны и для их создания использовались технологии, неизвестные даже в настоящее время. На приведенных ниже фотографиях("феодосийские серьги на первой") показана малая часть "золотых женских сережек", обнаруженных при раскопках скифских курганов-могильников в совершенно разных местах: Южная Сибирь, Таврия, Тамань, Поднепровье, Поволжье. Объединят эти уникальные изделия одно - они действительно уникальны, подделать их крайне сложно, а зачастую и невозможно, и являются произведениями искусства древнегреческих античных ювелирных мастеров, технологии которых безвозвратно утеряны.

Именно так - в скифских курганах лежало "древнегреческое золото"!!! В том числе в сибирских и алтайских! Каким образом оно туда попало, современную "историческую науку" абсолютно не интересует - да мало ли - купили на базаре, на распродаже!

Единственным аргументов этих "борцов за древнюю грецию" является утверждение, будто скифы - это кочевники, а кочевники не способны создавать неповторимые шедевры.
Но вернемся к "феодосийским серьгам". Итак, на склонах хребта Тепе-Оба археологической экспедицией под руководством И.Айвазовского были обнаружены некие курганы-могильники в количестве порядка 90 штук, которые были идентифицированы как Греческий Некрополь 4 века до нашей эры. Однако, 50 лет спустя, неким немецким лесничим Ф. Зибольдом, на тех же склонах хребта Тепе - Оба были обнаружены порядка 30 объектов средневековой гидросистемы Феодосии, а также значительное количество керамических труб водопровода. Естественно, керамический водопровод был создан не в 4 веке до н.э., а значительно позже, в 15-16 веках.

Получается очень занятная картина - средневековую гидросистему строили прямехонько на древнегреческом некрополе! Тут одно из двух - либо наши предки, строившие керамический водопровод, не имели никакого понятия о гигиене и санитарии, либо кто-то откровенно и нагло врет. Но я не думаю, что наши предки стали бы строить гидросистему посреди курганов-могильников, значит дело в другом!

Кстати, известно, что экспедиция Сибирского-Айвазовского вскрыла порядка 90 курганов-могильников на хребте Тепе-Оба , вот только где они, и почему они не сохранились до наших дней? И как правило, все курганы-могильники, где обнаружено что-то стоящее, имеет свое название(Курган Куль-Оба, Курган Солоха, Царский Курган и т.д.) Как в таком случае называется курган, в котором были обнаружены "феодосийские серьги"? Никак.

Тот же Ф.Зибольд, описывая хребет Тепе-Оба в 1900 г упоминает, помимо гидротехнических конструкций, многочисленные каменные руины других сооружений, но это абсолютно точно были не могильники.

Кстати, большой вопрос, почему господа историки середины 19 века, якобы рассуждавшие о местоположении "старой Феодосии" не видели этих развалин и гидротехнических сооружений, словно их не существовало? Их поразила внезапная слепота?

Но ведь И.Айвазовский, якобы родившийся в 1817 г в Феодосии, должен был наверняка знать про некие развалины на Тепе-Оба, которые в то время могли иметь совсем другой вид.

На картине К.Боссоли, запечатлевшую в 1842г Феодосию мы можем наблюдать достаточно интересный пейзаж - крепостные сооружения и конструкции непонятного назначения на переднем плане и собственно город на заднем плане, в долине. Совершенно очевидно, что итальянский художник рисовал картину, находясь на склонах Хребта - больше подобного ракурса не найти. Вопрос - что стало с этими сооружениями через 15 лет? Исчезли бесследно или превратились в курганы-могильники?

Надо признать, что никакого Греческого Некрополя, состоящего из скифских курганов-могильников, на хребте Тепе-Оба НИКОГДА НЕ СУЩЕСТВОВАЛО, на хребте были сооружения сосем другого характера, абсолютно не совместимые по своему предназначению с Городом Мертвых.

Но где в таком случае и когда именно проводилась археологическая экспедиция Сибирского-Айвазовского?

Действительно, в окрестностях Феодосии достаточно много непонятных возвышенностей, которые вполне можно идентифицировать, как курганы-могильники, вот только расположены они большей частью на севере и северо-востоке от Феодосии, т.е. в противоположной стороне от Тепе-Оба. Несколько возвышенностей, похожих на курганы, имеются к югу от хребта, в долине Двуякорной бухты, но это вполне могут быть и остатки укреплений.

В любом случае, в окрестностях Феодосии на период середины 19 века существовало достаточно много интересных памятников старины, которые, рискну предположить, еще не были разграблены и осквернены.

Несомненно, археологов-кладоискателей ждала очень богатая нажива.

И тут возникает очень интересный момент. Возраст многих крымских курганов в Крыму порядка 2000 лет и более. Согласно, официальной истории, за эти 2000 лет через Крым прошли десятки племен и народов, однако почему-то не у кого не возникало желания посмотреть, что же хранится в этих самых курганах-пирамидах вплоть до 19 века, когда начались исследования и освоения памятников древности. Поэтому следует признать, что на Крымском Полуострове испокон веков проживал только один народ- потомок тавроскифов - русские, в любом же другом случае все могильники и курганы были бы уничтожены задолго до 19 века. В 19 веке произошла смена хозяина полуострова - он вошел в состав Российской Империи, которая, несмотря на свое название, отнюдь не представляла интересы русского народа, скорее наоборот. Поэтому все без исключения археологические экспедиции на Крымском Полуострове преследовали по большому счету только две цели - уничтожить памятники прошлого Великого Народа и по возможности максимально обогатиться, раздербанив и присвоив богатства, тысячелетиями накапливающиеся на территориях Таврического Полуострова.

Археологическая Экспедиция Айвазовского - не исключение. Достаточно присмотреться к личности главного археолога экспедиции, а по совместительству антиквара и нумизмата - Сибирского А.А., а также к личностям его друзей-покровителей Я. Рейхель, Б.Кене, И.Бартоломей, П.-Ю. Сабатье. Все эти господа явно не русского происхождения стоят у истоков создания Императорского Археологического Общества, куратором которого был непосредственно Дом Романовых. Естественно, у всех этих людей были самые большие в Европе коллекции ювелирных украшений и золотых старинных монет. Думаю, не стоит доказывать, откуда им на головы свалилось это богатство. Это происходило в порядке вещей - большая часть награбленных ювелирных изделий и предметов старины просто оставалась в руках людей, руководивших "археологическими поисками" и оседала затем в многочисленных частных коллекциях, меньшая часть доставалась музеям.

Кстати, у И.Айвазовского также была достаточно большая ювелирная коллекция, которая после смерти художника в 1900 году осталась его вдове - А.Бурназян - Саркисовой. После Октябрьской Революции за коллекцией вдовы была устроена самая настоящая охота , а так как в Крыму власть менялась по нескольку раз в год, то за ювелирной коллекцией Айвазовского охотились буквально все - и оккупационное караимско-немецкое правительство Соломона Соломоновича Крыма, бывшего приятеля И.Айвазовского, и белогвардейский "черный барон" Врангель, и чекисты Дзержинского. Последние, надо сказать, преуспели больше всех. А. Бурназян была арестована ВЧК и по крайней мере полгода провела в тюрьме, из которой вышла только после сдачи ювелирной коллекции новым властям.

Возможно, что А.Бурназян удалось сохранить какую-то часть коллекции, так как известно, что в годы Великой Отечественной Войны некие ювелирные изделия из коллекции художника каким-то образом оказались у немцев, оккупировавших Феодосию. Дальнейшая судьба ювелирной коллекции И.Айвазовского неизвестна, ибо из тьмы пришло, во тьму ушло.

Подпишитесь на нас

Итак, в 1853 году известный феодосийский художник - маринист И.Айвазовский получил официальное разрешение от Министерства Императорского Двора и Уделов на проведение археологических работ в районе Феодосии Целью проведения археологических изысканий был якобы поиск "старой, античной Феодосии". В середине 19 века между учеными всего мира якобы шли споры о местоположении средневековой Кафы-Феодосии. Кто-то размещал ее на склонах Тепе-Оба, в районе мыса Св.Ильи, кто-то у подножия Карадага, в районе сегодняшнего Коктебеля , ну а кто-то на полном серьезе относил древнюю Кафу на 70 км восточнее, на мыс Опук. Но вот однажды известный археолог того времени Сибирский А.А. , прогуливаясь по склонам Тепе - Оба, обнаружил старинную греческую монету, предположительно 5 века до н.э. Своей находкой археолог поделился с известным феодосийским художником И.Айвазовским, изложив свое мнение про существование "античного города" в районе мыса Св.Ильи на склонах хребта Тепе-Оба. Художник полностью поддержал идеи Сибирского А.А. и принял непосредственное участие в организации археологической экспедиции.

Уже весной 1853 года на склонах хребта полным ходом шли изыскательные работы, практически сразу были обнаружены 5 курганов - могильников. Четверо курганов оказались полностью пустыми, а вот в пятом...! В пятом было обнаружено захоронение женщины, предположительно 4-5 века до нашей эры, множество изысканных керамических предметов, а также целая плеяда интересных ювелирных украшений, в том числе уникальные по мастерству исполнения ФЕОДОСИЙСКИЕ СЕРЬГИ. Весть об уникальной феодосийской находке облетела весь мир , приковав внимание нумизматов, антикваров и золотых дел мастеров. Ювелиры со всего мира пытались скопировать украшение, но безрезультатно - технологии древнегреческих мастеров были безвозвратно утеряны. Даже знаменитый Карл Фаберже , пытавшийся повторить "феодосийские серьги", потерпел полное фиаско.

Ободренный невероятной находкой, И.Айвазовский с утроенной энергией продолжил свои археологические поиски, и в течении лета-осени 1853г. вскрыл еще более 80 курганов в окрестностях Феодосии, и удача снова улыбнулась художнику - один из могильников на хребте Тепе-Оба также был полон ювелирных украшений. Естественно, все найденные ювелирные изделия были пересчитаны, описаны и отправлены в Санкт-Петербург , где были выставлены на всеобщее обозрение в Эрмитаж.
По результатам археологической экспедиции, возглавляемой И.Айвазовским, было сделано примерно следующее заключение - на склонах хребта Тепе-Оба находился Греческий Некрополь, примерно 4-5 века до нашей эры.

Эту красивую байку про "феодосийские серьги" можно услышать от феодосийских экскурсоводов либо прочитать на многочисленных "исторыческих" сайтах. Реальность, однако, гораздо суровее и грязнее.

На самом деле, количество так называемых "античных ювелирных изделий", не подлежащих копированию, достаточно велико и насчитывает сотни и тысячи украшений. Естественно, в эту группу входит и так называемое "золото скифов ", ювелирные украшения, найденные в скифских курганах-могильниках. География находок "скифского золота" весьма обширна - от Алтая до Дуная с востока на запад, и от Белого Моря до Северной Африки с севера на юг. Многие из "скифских украшений" реально уникальны и для их создания использовались технологии, неизвестные даже в настоящее время. На приведенных ниже фотографиях("феодосийские серьги на первой") показана малая часть "золотых женских сережек", обнаруженных при раскопках скифских курганов-могильников в совершенно разных местах: Южная Сибирь, Таврия, Тамань , Поднепровье, Поволжье. Объединят эти уникальные изделия одно - они действительно уникальны, подделать их крайне сложно, а зачастую и невозможно, и являются произведениями искусства древнегреческих античных ювелирных мастеров, технологии которых безвозвратно утеряны.

Именно так - в скифских курганах лежало "древнегреческое золото"!!! В том числе в сибирских и алтайских! Каким образом оно туда попало, современную "историческую науку" абсолютно не интересует - да мало ли - купили на базаре, на распродаже!

Единственным аргументов этих "борцов за древнюю грецию " является утверждение, будто скифы - это кочевники, а кочевники не способны создавать неповторимые шедевры.
Но вернемся к "феодосийским серьгам". Итак, на склонах хребта Тепе-Оба археологической экспедицией под руководством И.Айвазовского были обнаружены некие курганы-могильники в количестве порядка 90 штук, которые были идентифицированы как Греческий Некрополь 4 века до нашей эры. Однако, 50 лет спустя, неким немецким лесничим Ф. Зибольдом, на тех же склонах хребта Тепе - Оба были обнаружены порядка 30 объектов средневековой гидросистемы Феодосии , а также значительное количество керамических труб водопровода. Естественно, керамический водопровод был создан не в 4 веке до н.э., а значительно позже, в 15-16 веках.

Получается очень занятная картина - средневековую гидросистему строили прямехонько на древнегреческом некрополе! Тут одно из двух - либо наши предки, строившие керамический водопровод, не имели никакого понятия о гигиене и санитарии, либо кто-то откровенно и нагло врет. Но я не думаю, что наши предки стали бы строить гидросистему посреди курганов-могильников, значит дело в другом!

Кстати, известно, что экспедиция Сибирского-Айвазовского вскрыла порядка 90 курганов-могильников на хребте Тепе-Оба , вот только где они, и почему они не сохранились до наших дней? И как правило, все курганы-могильники, где обнаружено что-то стоящее, имеет свое название(Курган Куль-Оба, Курган Солоха, Царский Курган и т.д.) Как в таком случае называется курган, в котором были обнаружены "феодосийские серьги"? Никак.

Тот же Ф.Зибольд, описывая хребет Тепе-Оба в 1900 г упоминает, помимо гидротехнических конструкций, многочисленные каменные руины других сооружений, но это абсолютно точно были не могильники.

Кстати, большой вопрос, почему господа историки середины 19 века, якобы рассуждавшие о местоположении "старой Феодосии" не видели этих развалин и гидротехнических сооружений, словно их не существовало? Их поразила внезапная слепота?

Но ведь И.Айвазовский, якобы родившийся в 1817 г в Феодосии, должен был наверняка знать про некие развалины на Тепе-Оба, которые в то время могли иметь совсем другой вид.

На картине К.Боссоли, запечатлевшую в 1842г Феодосию мы можем наблюдать достаточно интересный пейзаж - крепостные сооружения и конструкции непонятного назначения на переднем плане и собственно город на заднем плане, в долине. Совершенно очевидно, что итальянский художник рисовал картину, находясь на склонах Хребта - больше подобного ракурса не найти. Вопрос - что стало с этими сооружениями через 15 лет? Исчезли бесследно или превратились в курганы-могильники?

Надо признать, что никакого Греческого Некрополя, состоящего из скифских курганов-могильников, на хребте Тепе-Оба НИКОГДА НЕ СУЩЕСТВОВАЛО, на хребте были сооружения сосем другого характера, абсолютно не совместимые по своему предназначению с Городом Мертвых.

Но где в таком случае и когда именно проводилась археологическая экспедиция Сибирского-Айвазовского?

Действительно, в окрестностях Феодосии достаточно много непонятных возвышенностей, которые вполне можно идентифицировать, как курганы-могильники, вот только расположены они большей частью на севере и северо-востоке от Феодосии, т.е. в противоположной стороне от Тепе-Оба. Несколько возвышенностей, похожих на курганы, имеются к югу от хребта, в долине Двуякорной бухты, но это вполне могут быть и остатки укреплений.

В любом случае, в окрестностях Феодосии на период середины 19 века существовало достаточно много интересных памятников старины, которые, рискну предположить, еще не были разграблены и осквернены.

Несомненно, археологов-кладоискателей ждала очень богатая нажива.

И тут возникает очень интересный момент. Возраст многих крымских курганов в Крыму порядка 2000 лет и более. Согласно, официальной истории, за эти 2000 лет через Крым прошли десятки племен и народов, однако почему-то не у кого не возникало желания посмотреть, что же хранится в этих самых курганах-пирамидах вплоть до 19 века, когда начались исследования и освоения памятников древности. Поэтому следует признать, что на Крымском Полуострове испокон веков проживал только один народ- потомок тавроскифов - русские, в любом же другом случае все могильники и курганы были бы уничтожены задолго до 19 века. В 19 веке произошла смена хозяина полуострова - он вошел в состав Российской Империи , которая, несмотря на свое название, отнюдь не представляла интересы русского народа, скорее наоборот. Поэтому все без исключения археологические экспедиции на Крымском Полуострове преследовали по большому счету только две цели - уничтожить памятники прошлого Великого Народа и по возможности максимально обогатиться, раздербанив и присвоив богатства, тысячелетиями накапливающиеся на территориях Таврического Полуострова.

Археологическая Экспедиция Айвазовского - не исключение. Достаточно присмотреться к личности главного археолога экспедиции, а по совместительству антиквара и нумизмата - Сибирского А.А., а также к личностям его друзей-покровителей Я. Рейхель, Б.Кене, И.Бартоломей, П.-Ю. Сабатье. Все эти господа явно не русского происхождения стоят у истоков создания Императорского Археологического Общества, куратором которого был непосредственно Дом Романовых . Естественно, у всех этих людей были самые большие в Европе коллекции ювелирных украшений и золотых старинных монет. Думаю, не стоит доказывать, откуда им на головы свалилось это богатство. Это происходило в порядке вещей - большая часть награбленных ювелирных изделий и предметов старины просто оставалась в руках людей, руководивших "археологическими поисками" и оседала затем в многочисленных частных коллекциях, меньшая часть доставалась музеям.

Кстати, у И.Айвазовского также была достаточно большая ювелирная коллекция, которая после смерти художника в 1900 году осталась его вдове - А.Бурназян - Саркисовой. После Октябрьской Революции за коллекцией вдовы была устроена самая настоящая охота , а так как в Крыму власть менялась по нескольку раз в год, то за ювелирной коллекцией Айвазовского охотились буквально все - и оккупационное караимско-немецкое правительство Соломона Соломоновича Крыма, бывшего приятеля И.Айвазовского, и белогвардейский "черный барон" Врангель, и чекисты Дзержинского. Последние, надо сказать, преуспели больше всех. А. Бурназян была арестована ВЧК и по крайней мере полгода провела в тюрьме, из которой вышла только после сдачи ювелирной коллекции новым властям.

Возможно, что А.Бурназян удалось сохранить какую-то часть коллекции, так как известно, что в годы Великой Отечественной Войны некие ювелирные изделия из коллекции художника каким-то образом оказались у немцев, оккупировавших Феодосию. Дальнейшая судьба ювелирной коллекции И.Айвазовского неизвестна, ибо из тьмы пришло, во тьму ушло.

Диковинки древности подчас ставят перед исследователями такие загадки, которые современная наука спешит объявить нерешаемыми.
Всем, наверное, известен знаменитый экспонат Эрмитажа - золотые серьги с золотой зернью, которую можно различить только с увеличением. Изделие датируется IV в. до н.э.

Эти «золотые серьги филигранной работы, найденные во время раскопок в 1853 году в одном из курганов на окраине Феодосии, являются одним из ярких образцов работы греческих ювелиров IV в. до н.э. и исполнены в так называемой микротехнике, достигшей в Афинах этого времени необычайно высокого уровня. В верхней части серег - круглые диски с изящным цветком в центре, которые окаймлены рядами мельчайшей зерни и украшены орнаментом из филигранных пальметок и розеток… Особенно прославились феодосийские серьги именно благодаря применению зерни, когда мельчайшие капельки металла расположены группами по четыре и размещены правильными рядами» .
Сколько ни пытались ювелиры повторить этот результат - у них ничего не получалось. Мельчайшее зерно плавилось при нагреве. Попытки прекратились, искусство древних греков было признано непревзойденным.

Так каким же образом сумели в IV в. до н.э. выполнить то, что не удалось повторить в ХХ в.?
В книге Альтшуллера «Алгоритм изобретения» в случае проблем с регулировкой и контролем температуры советуют использовать фазовый переход. Фазовый переход, как плавление, здесь вряд ли приемлем. Но металл может становиться жидким еще в одном случае - в амальгаме, сплаве со ртутью. Попробуйте представить себе такой вариант: мельчайшие шарики золота (получить их несложно, достаточно расплавить коротко нарубленную тонкую проволоку на несмачиваемой поверхности, например, древесном угле) на короткое время погружаются в ртуть. На поверхности формируется тонкий слой амальгамы. Ртутью натирается и подложка, на которую наносится зернь. Зернами выкладывается нужный рисунок, после чего вся композиция нагревается до температуры, которая ниже плавления золота, но достаточна для удаления (испарения) ртути из амальгамы. Золотая зернь накрепко соединяется между собой и с подложкой. Подобная технология испарения ртути из золотой амальгамы (огневое золочение) - наиболее древняя техника золочения. Восточные славяне были знакомы со способом составления золотой амальгамы "из сплава золота с ртутью" и покрытия ею серебряных и бронзовых изделий. Работы с амальгамой требуют строго соблюдения мер безопасности, так как можно получить тяжелые отравления. Так, при золочении куполов Исаакиевского собора в 1838-1841 гг. от действия паров ртути погибло 60 рабочих.

Неудивительно, что технология афинских мастеров была утеряна на многие века. Ведь мастера неукоснительно хранили свои секреты, а смерть настигала таких умельцев так же неумолимо, как двумя тысячами лет позже - питерских позолотчиков.

Владимир Репин