Дворец топкапы. Дворец Топкапы в Стамбуле — таинственная резиденция султанов Османской Империи и настоящая сокровищница. Фото ряда сооружений в Дворце Топкапы в Стамбуле

Дворец Топкапы – великолепный памятник архитектуры 15 столетия. Возведен этот величественный дворцовый комплекс был по инициативе султана Мехмета в 1479 году. Несколько веков подряд Топкапы считался главной резиденцией правителей Османского государства. Сегодня же это прекрасный музейный комплекс, который следует посмотреть каждому, кому хоть единожды доведется побывать на турецких землях.

Название «Топкапы» в переводе на русский язык означает «пушечные ворота». Такое наименование обосновано историческим фактом: всякий раз, когда падишах выезжал за пределы своей обители, раздавались выстрелы пушек, которые разносились по округе на несколько километров.

Крайне интересна дворцовая архитектура. В состав Топкапы входит сразу 4 равноправных двора, каждый из которых славится уникальными достопримечательностями. Дворы имеют четкое разделение, но при этом все они объединены окружающей их высокой каменной стеной.

Первый двор (Alay Meydanı)

Одной из главных достопримечательностей Первого двора, названного европейцами «Двором янычар», считается церковь Святой Ирины. Это одна из первых константинопольских христианских святынь, служивших долгое время главной обителью патриарха. Церковь несколько раз страдала от различных бедствий (пожара и землетрясения), но неизменно восстанавливалась. Даже после прихода на эти земли османских завоевателей церковное сооружение не было лишено статуса православного, что удивительно, ведь обычно турки переделывали христианские храмы в мечети. Османские воины долгое время (в течение 3-х столетий) использовали святыню в качестве оружейного склада. В середине 19 века здесь открыли музейный комплекс древностей и оружия.

В начале 20 века музейная экспозиция была расформирована, а сегодня церковь Святой Ирины (Aya İrini или Айя Ирины) всё чаще эксплуатируют в качестве концертной площадки из-за великолепной, завораживающей акустики. При этом сооружение с годами не потеряло своей прелести и продолжает привлекать туристов со всех концов света.

Ворота приветствий (Babüsselam)

Особый интерес вызывают ворота Орта капы (Babüsselam или Ворота приветствий), также расположенные в Первом дворе. Через них можно попасть во Второй дворцовый двор. Исторические факты свидетельствуют о том, что сквозь свод этих ворот, обрамленный двумя башенными колоннами, имел право въезжать верхом на коне только сам правитель. Остальные обязаны были идти пешком. Иностранные гости резиденции пользовались для входа другими воротами. За этим тщательно следили привратники. С одной стороны от ворот располагалась комната ожидания, в которой посетители могли днями, а то и неделями ждать аудиенции падишаха. Со другой стороны – комната палача, который, кстати, имел еще одну должность – главного садовника. Под воротами, в подземелье, располагались тюремные камеры, в которых содержали заключенных, приговоренных к смертной казни.

Вход Султана (Babıhümayun)

Также интересно полюбоваться архитектурой еще одних ворот, ведущих в Первый двор. Это третьи церемониальные ворота, носящие название «Вход Султана» (Babıhümayun).

Второй двор (Divan Meydanı)

Второй двор Топкапы известен как «площадь Дивана». Эта территория использовалась чаще всего для проведения важных приемов и церемоний государственного масштаба.

Диванная (Divan-ı Hümayun)

В этом дворе располагалась «Диванная» (Kubbealtı или Divan-ı Hümayun), где несколько раз в неделю высокопоставленные визири во главе с падишахом собирались для решения дел государственной важности.

Башня Справедливости (Adalet Kasrı)

Над Диванной возвышается великолепная по красоте и величию башня, носящая очень яркое и ёмкое наименование – «Башня Справедливости» (Adalet Kasrı), которая изначально служила в качестве наблюдательного пункта.

Казначейство (Dış Hazine)

Главное достояние Второго двора Топкапы после Диванной – это, конечно же, Казначейство (Dış Hazine). Сегодня в его здании основали оружейный музейный комплекс, в котором выставлен целый арсенал оружия различных исторических периодов, а также образцы военной формы и другой атрибутики, используемой для обмундирования.

Третий Двор (Enderun Avlusu)

Третий двор (Enderun Avlusu)

В этот двор ведут еще одни ворота с привлекательным названием «Ворота блаженства». Другое их название – ворота аудиенций. Пройдя через них, посетитель попадал в огромный тронный зал, над которым возвышался золотой трон падишаха, украшенный драгоценными камнями. На нем восседал султан. Все остальные по традиции размещались прямо на полу, на специальных подушках. Чтобы за дверью не было слышно, что происходит в зале, прямо возле входа был сооружен небольшой, но громко журчащий фонтан.

Библиотека Ахмета Третьего (III. Ahmed Kütüphanesi)

Центральную часть двора украшает библиотека Султана Ахмета Третьего (III. Ahmed Kütüphanesi). Когда-то здесь хранились настоящие сокровища древней литературы. Сегодня книги представлены в других музейных экспозициях, но библиотечное здание непременно стоит посетить, чтобы полюбоваться удивительной оттоманской архитектурой. Здесь же можно увидеть потрясающую коллекцию предметов гардероба падишаха. Одними из самых дорогих экспонатов считается детский кафтан султана Селима, а также одеяние Мехмеда Завоевателя, которому, по подсчетам ученых, уже более 5 столетий.

Сокровищница Султана (Enderun Hazinesi)

Но, конечно, же самым притягательным для путешественника местом Третьего двора Топкапы является Сокровищница султана (Fatih Köşkü или Enderun Hazinesi). Разнообразие коллекции несметных сокровищ из золота, серебра и самоцветов поражает воображение! Одними из самых заметных и дорогих экспонатов считаются военные доспехи Мустафы Третьего. Кольчуга, выполненная из железа, украшена россыпью драгоценных камней и покрыта слоем позолоты. Таким же образом инкрустированы щит и меч султана.

Трон Падишаха

Настоящей «жемчужиной» сокровищницы называют трон падишаха Мурата Четвертого. Сам он выполнен из редкого эбенового дерева, а по всему периметру его рассыпаны драгоценные и полудрагоценные камни.

Кинжал Топкапы

В другой комнате находится еще один важнейший экспонат – кинжал Топкапы (Topkapı hançeri) . Он был сделан турецкими мастерами в качестве презента персидскому шаху. Множество алмазов и несколько крупных изумрудов украшают этот кинжал. Правда, до адресата он так и не добрался. Пока подарок был в пути, шаха убили, поэтому кинжал Топкапы вернулся назад в сокровищницу.

Алмаз Кашикчи

Еще в сокровищнице хранится огромный алмаз Кашикчи (Kaşıkçı elması), история которого очень интересна. По легенде, некий бедняк обнаружил этот камень в огромной куче мусора. Конечно же, простолюдин не знал, насколько ценен самоцвет, и обменял его на базаре на 3 деревянных ложки. С тех пор камень получил название Алмаз Ложечника.

Это далеко не все экспонаты сокровищницы Топкапы. Все великолепие комнат сложно описать словами, это нужно увидеть собственными глазам хотя бы единожды!

Четвертый двор (Dördüncü Avlu)

Четвертый двор (Dördüncü Avlu)

Этот двор – образец гармоничной красоты и покоя. Сооружен был он исключительно для отдыха и уединения падишаха, поэтому больше напоминает дивный райский сад. Отсюда открываются великолепные картины Мраморного моря, пролива Босфор и Принцевых островов.

Павильон Багдат (Bağdat Köşkü)

На территории двора расположено множество террас и павильонов, самыми заметными из которых считают павильоны Багдатский и Реван, а также комнату Сюннет.

Сюннет одасы (Sünnet Odası)

Комната Сюннет (Sünnet Odası), как ясно из названия тем, кто имеет хотя бы поверхностное представление о мусульманских традициях, предназначалась для проведения обязательного обряда обрезания наследников султана.

Павильон Реван (Revan Köşkü)

Багдадский павильон (Bağdat Köşkü), а также павильон Реван (Revan Köşkü) – это великолепные памятники османской архитектуры, в облике которых прослеживается влияние персов. Постройки легки и изящны, но вместе с тем выглядят роскошно и монументально. Изысканные изразцы, украшающие стены павильонов буквально снизу до верху, можно рассматривать часами и находить в них всё новые и новые детали.

Время работы музея “Дворец Топкапы” и стоимость посещения в 2020 году

Вы можете приобрести билеты во Дворец Топкапы, которые предоставляют вход без очереди, план дворца и необходимую информацию от представителя, который провдет Вас самым кратким путем

По вторникам музей не работает, также в первый день Байрама работает с обеда.

Стоимость входного билета 72 турецкие лиры.

Вход в Гарем открыт каждый день, кроме вторника и оплачивается отдельно – стоимость билета 42 турецкие лиры.

Для обладателей Музейной карты – вход бесплатный.

Аудиогид – 45 лир.

В зимний период со 2 октября по 1 апреля: Музей “Дворец Топкапы”, Гарем и Церковь Святой Ирины открыты с 09:00 – 16:45 (продажа билетов до 16:00)

В летний период с 1го апреля по 2 октября: Музей, Гарем и Церковь Святой Ирины открыты с 9:00 – 18:45 (продажа билетов до 18:00)

Церковь Святой Ирины открыта для посещения с 9:00 до 17:00. Стоимость входного билета 30 турецких лир. После 16:00 касса закрывается.

При посещении религиозных достопримечательностей старайтесь придерживаться установленных правил в одежде: короткие шорты и мини-юбки, а также открытые блузки и топы без бретелек не приветствуются.

С детскими колясками вход в музей запрещен.

На территории музея открыты несколько ресторанов.

Ресторан Каракол (Karakol Restaurant)

В Первом дворе это ресторан Каракол (Karakol Restaurant), а также небольшое кафе BKG Müze’nin Kahvesi. Такое кафе также есть и во Втором дворе.

Ресторан Коньялы (Konyalı lokantası)

В Четвертом дворе находится ресторан Коньялы (Konyalı Lokantası) с которого открывается великолепный вид на пролив Босфор.

Как добраться до Дворца Топкапы:

От станции Султанахмет нужно пройти пешком мимо лицевой части музея Айя-София (Собор Святой Софии), следуя по указателям в сторону Дворца Топкапы.

Адрес:Sultanahmet, Topkapi Sarayi, Binbirdirek Mh., Terzihane Sk 7.
Время работы: с мая по сентябрь с 09:00 до 19:00;
с октября по апрель с 09:00 до 16:00.
вторник - выходной день.
Стоимость посещения: 10 EUR; вход в гарем оплачивается отдельно - 7,5 EUR$
русский аудиогид - 5 EUR.

Дворец Топкапы - резиденция Османской империи

Стамбул - "Город всемирного желания" , как его окрестили, похож на дивную восточную сказку, в которой могучий Джин, выпущенный кем-то из волшебной лампы Алладина, соединил в любовном поцелуе два континента. Стало доступным, шагая по самому большому на Земле подвесному мосту, соединившему берега пролива Босфор, попасть из Азии в Европу. Город магнитом притягивает к себе несметное количество туристов, захватывая криками неугомонных чаек, чарующей музыкой моря, ослепляя величием дворцов, грандиозностью мечетей, умудряясь предстать каждый раз каким-то иным.
Непростительная ошибка, посетив великолепный град, не воспользоваться уникальной возможностью: посмотреть на настоящее чудо - дворец Топкапы - гордость Стамбула , с которым связано немало удивительных историй, невероятных тайн. Здесь прошла жизнь многих султанов и несравненной Роксоланы, завоевавшей сердце Сулеймана, став из бесправной наложницы любимой женой, которой великий падишах был верен до самой смерти. Их могилы расположены рядом в мечети "Сулеймания". Ее надгробье, как и мужа, увенчано большим тюрбаном в знак признания султаншей.

Немного истории

Резиденция расположилась в живописном уголке мыса Сарайбурну, где Золотой Рог и Босфор впадают в воды Мраморного моря. В стратегическом отношении местность выбрана чрезвычайно удачно: как на ладони отсюда видны оба континента. Произнося слово "дворец", воображение рисует роскошное здание, но это сооружение состоит из целого комплекса построек, связанных террасами и двориками.
В XV в., когда туркам удалось захватить Константинополь, Мехмед Завоеватель велел в этой местности возвести резиденцию падишахов, превратившуюся в великую Османскую империю, где забилось ее сердце. Отсюда правили поочередно 25 владык. Здесь они появлялись на свет, росли, предавались развлечениям, восходили на трон, многих низвергали, беспощадно бросали в тюремные застенки, жестоко убивали.
Почти 4 столетия дворцу удавалось оставаться султанской резиденцией. В 1853 г. эта миссия перешла в замок Долмбахче, построенный по европейским канонам, и Топкапы потерял прежнюю значимость. Там оставались доживать только вдовы или жены низложенных правителей. В 1924 г. сооружение передали в распоряжение музея. Стамбульский памятник сохраняет порядка 65 тысяч экспонатов редчайшей коллекции мусульманского мира.

Путешествие по дворцовому комплексу

На территории в 700 тыс. м,2 огражденной от внешней жизни высокой стеной, разместились множественные постройки с двориками, разделенные между собой стенами. Получился как бы город внутри города с размещенными мечетью, тюрьмой, разными павильонами, банями, с общежитием и школой, где велась подготовка служащих и солдат. Это был культурный, административный и образовательный центр империи.
Перед входом находится закрытое здание с расположенным в нем красивым фонтаном, построенным Ахмедом III. Однако, его предназначение вызывает ужас. После казни в его водах палачи смывали кровь с орудий и собственных рук. А казнить могли любого, попавшего в немилость к султану, даже наследника престола. Поскольку крови наследников не положено было проливаться, претендентов на трон душили.
По-особому относились к палачам: им запрещалось обзаводиться семьей, хоронили в отдельном месте. В большинстве случаев эти люди были глухонемыми. Чтобы не выдавали тайну, им отрезали языки. Напротив зловещего фонтана устроены врата, ведущие внутрь построек.

Первый двор Османского государства

Проходя через эти ворота, захватывает дух, представляя далекие времена, когда вихрем влетал на своем коне через них сам правитель, возвращаясь с триумфом домой. Здесь выставляли на обозрение головы казненных людей. Миновав Баб-и-Хумаюн, можно познакомиться со всем, что спрятано от посторонних глаз.
Обширная площадь вмещает больницу, пекарню, здесь переплетаются служебные, подсобные помещения с Арсеналом и монетным двором. Главной достопримечательностью является церковь св. Ирины с чудесной акустикой, где взывали в молитвах к Аллаху. Рядышком, в большом саду, - цветочное царство, экзотические растения, фонтаны, беседки, ухоженные аллеи. В тени разросшихся деревьев прохаживались некогда, распушив важно хвосты, павлины, горделиво и спокойно прогуливались газели, лани. От прекраснейших роз исходил пьянящий аромат, в воздухе была разлита сама любовь, такая же страстная, как у Сулеймана и Роксоланы, любившей отдыхать в Гюльхане среди цветущих магнолий. Сейчас это доступный для всех великолепный парк. Дальше следует направиться к Вратам Приветствия.

Назначение второго дворика

Баб-ус-селям (так называли ворота) пересекать верхом на лошади разрешалось только властелину и его матери, остальным жителям надо было идти пешком, но они слишком редко покидали дворцовое пространство. Пред стенами томились в ожидании аудиенции с главой государства иностранные послы.
В разном направлении разбегаются дорожки. По правую сторону располагалась огромнейшая кухня. Приходилось кормить большущее количество людей, поэтому занимались приготовлением пищи свыше 800 человек: повара и поварята, кондитеры, умевшие накормить в праздничные дни до 10 тысяч людей. Здесь можно познакомиться с кухонной утварью, редкостной коллекцией фарфоровой, стеклянной, серебряной посуды, произведенной в Китае, Японии. Среди громаднейшего разнообразия особый интерес вызывает столовый набор цвета морской волны, изменяющий расцветку, если положенная пища оказывалась отравленной. Он был даром божьим, поскольку многих из султанов отправляли в мир иной именно таким способом.
Но самым значимым местом считался имперский совет - Диван, где несколько раз в течение недели собирались государственные мужи для решения и принятия важных вопросов. В изысканно обставленной комнате куполообразного вида, над местом, где восседал Великий визирь, установили позолоченную решетку. Из соседнего зала через нее за происходящим зорко наблюдал сам владыка. Никто не догадывался, когда он подслушивал разговор. Невидимое око султана служило огромным стимулом для добросовестного исполнения подчиненными возложенных обязанностей. Исламская архитектура отличается невероятной пышностью потолочной части, на которую невозможно не обратить внимания. Везде потолки разрисованы кистью гениального мастера изумительными разнообразными орнаментами с доминирующим красным оттенком, оформлены лепниной, наполненной смыслом: купол есть символом дружелюбия, а опускающаяся сфера в виде фонаря означает знания.
Над Диваном устремляется в небо белоснежная Башня правосудия, говорящая о неусыпной бдительности султана, грозном суде, настигающем каждого без исключения. Рядом - апартаменты Казначейства. Отсюда попадаете в женскую часть, отведенную наложницам.

Секреты султанского гарема

Что он собой представлял? Красивых женщин, готовых услаждать сексуальные фантазии своего господина, угождая всем прихотям или горькие слезы, бесправие, произвол и невыносимые страдания? И то, и другое. В исламском мире этот гарем был самым богатым, позволить себе эту роскошь под силу было одному государю. Здесь жили красивые пленницы различных возрастов и национальностей, захваченные в период военных действий. Их преподносили в качестве живого подарка. Порядка 700 красавиц занимали 3 тыс. комнат различного назначения. Турчанки отсутствовали, зато были армянки, много хорваток, грузинок, славянских девушек, есть упоминание о француженке, приходившейся кузиной Жозефине Богарне. "И девы там свежее роз душистых, разбросанных в их локонах волнистых", - писал о них Байрон.
Им давали новые имена, учили языку, дворцовому этикету, восточным танцам, пению, игре на музыкальных инструментах, помогали освоить рукоделие. У многих проявлялся талант: сочиняли собственные стихи подобно Роксолане, писали музыку. Каждой выдавалась небольшая сумма денег на личные потребности, приглашали артистов для их развлечения.
Здесь обучали искусству любви. Одалиске, пользовавшейся успехом, это дарило возможность стать матерью султанских детей и даже женой. Если их господин не проявил интереса к ней на протяжении нескольких лет, дав хорошее приданое, ее выдавали успешно замуж. Таких невест высоко ценили.
Однако, не стоит рисовать гаремную жизнь чрезмерно сладкой. У каждой красавицы были свои обязанности, существовала жесткая дисциплина и присутствовала своеобразная иерархия. Строптивых и непокорных представительниц прекрасной половины, зашив в мешок, бросали через каменный желоб в залив. Особой жестокостью отличился Ибрагим I, утопивший 280 женщин, получив прозвище Безумный. В большинстве своем владыки не были жестокими и деспотичными с наложницами, провинившихся девушек иногда отправляли в стены Старого дворца. За ними присматривали евнухи. Эти стены не знали оргий. Даже султан не имел права посещать без предупреждения женскую половину, обязан был сообщить о своем визите. Клетка с позолотой не перестает быть клеткой, попадая сюда, любая становилась собственностью правителя и свобода была только в водах Босфора, где позволялось умереть.
После запрета работорговли в XIX в. девушки поступали сюда по воле родителей (для семьи это считалось престижным) или их привозили обманным путем. С разным характером и темпераментом создать мирные условия сосуществования было практически невозможно. Атмосфера была переполнена завистью, склоками, интригами, всевозможными конфликтами, ведь каждая добивалась не только права родить сына, но и увидеть его на престоле.
Постоянный присмотр был как за одалисками, так и за наследниками, ведь трон мог занять лишь один из них, поэтому других часто безжалостно уничтожали. Случай такого убийства, основанный на подлинных фактах, хорошо раскрыт в сериале "Великолепный век". Сулейман отдал приказ убить Мустафу, рожденного наложницей Махидевран, заподозренного в измене. Как старший, он должен был унаследовать власть, но Роксолане хотелось, чтобы трон занял ее сын. Говорят, что заговор был организован ею. Жители возмутились поступком властелина, видя в Мустафе лучшего, достойнейшего из всех братьев, более образованного и мудрого.

Третий двор

Его назвали Внутренним дворцом, попасть в него можно через Ворота Счастья (Баб-ус-саадет). Эта зона среди пышного сада с подстриженными газонами, множеством цветов и фонтанов предназначалась для отчетности государственных служащих. В зале Аудиенции принимали иностранных гостей. На золотом троне, инкрустированном изумрудами, восседал султан, выслушивая речь Великого визиря о проделанной работе. Присутствующие усаживались прямо на пол. Руки посещаемых послов держали евнухи, чтобы предупредить нежеланные поступки.
Неподалеку находилось библиотечное хранилище Ахмета III. Мягкие диваны манили присесть и насладиться чтением, а почитать было что. Библиотека насчитывала более 3500 различных рукописных изданий, написанных на турецком, арабском и персидском языках. Рукописи перенесены в другое строение, но предоставлена возможность посмотреть на султанскую одежду, парадную и повседневную, состоящую из 2500 предметов.
Здесь же сохраняется настоящая сокровищница ювелирных изделий из золота, серебра, рубинов и изумрудов, жемчуга. Изобилие драгоценностей завораживает взор. Наяву, не на картинке, можно посмотреть на доспехи Мурата IV, увидеть его трон. Следующее помещение хранит необыкновенный кинжал. Рукоять из золота украшена большим количеством алмазов, среди них сверкают три больших изумруда, один из них скрывает под собой часы. Третий зал славится феноменальной ценностью - Алмазом Кашикчи, весящим 86 карат, золоченая оправа насчитывает 49 бриллиантов. Имеет он форму капли, напоминающую ложку.
По величине занимает пятое место в мире, относясь к проклятым бриллиантам, возможно, благодаря странному бесчестному появлению. Согласно преданию его случайно нашел в куче мусора бедный рыбак. Откуда нищему было знать, какую драгоценность он отыскал? Зачем бедняку был камень? Он, конечно же, захотел его продать. Лукавый покупатель легко убедил беднягу, что это всего лишь стекляшка, доверчивый человек выменял находку на три простых ложки из дерева. Дальше следовала целая вереница перепродаж, обменов, следы его были обнаружены на французской земле. Поговаривали, что им владела мать Наполеона. Однажды камень вернулся в Турцию, где его заметил султанский приближенный. Но за это время он успел приобрести злую славу: его владельцы умирали насильственной смертью. Возможно, это цена той несправедливости, начавшейся с обмана бедняка. Как знать.

Павильон со священными реликвиями
Здесь существует комната, в которую позволено заглянуть - заходить запрещено. Она бережно хранит зуб, принадлежащий пророку Мухаммеду, волосы с его бороды, меч и знамя, ключи от Каабы, находящейся в Мекке, но к самой большой ценности относят мантию пророка. Отдавая должное святому, здесь сутки напролет читается Коран. Даже членам семьи повелителя разрешено было посещать помещение единственный раз в году, на 15-й день Рамадана.
Прямо к нему примыкает большой бассейн, в его центре красуется резной фонтанчик. Включив воображение, легко представить, как весело плескались в прозрачной воде ухоженные обольстительницы, обитательницы гарема, будоража кровь своего господина водными задорными играми.

Четвертый двор - султанское убежище

Уютный уголок отведен властелину. Здесь можно уединиться в беседке с позолоченной кровлей, поддерживаемой четырьмя изящными колоннами, временно забыть о неурядицах, наслаждаясь тишиной и покоем, отдохнуть от суетных забот, тревожных мыслей и нахлынувших проблем. Диванный павильон манил прилечь, расслабившись за кальяном. За ним установили статуи диких животных. С высоты мраморной террасы, обрамленной резными перилами, где шалит легкий ветерок, нежно теребя волосы, открывается замечательный вид на залив с проплывающими мимо судами.
Говорят, что это было любимым местом Ибрагима I. В часы заката он подолгу здесь стоял, устремив взор на тихую синеву водной глади, но даже в минуты покоя, оставшись наедине с собой, не утрачивал присущей ему бдительности и собранности.
Находясь в этом удивительном дворце, ощущаешь себя зрителем одной из замечательных сказок Шахерезады, и так хочется немножко задержать между ладонями время, не позволяя ему ускользать, чтобы смотреть эту сказочную картину еще и еще…

Путеводитель по Стамбулу на нашем сайте.

Cтроительство дворца Топкапы, было начато в 1460 году приказом султана Фатиха после завоевания Константинополя. Площадка для строительства находилась рядом с мечетью Айя София . Стройка была завершена в 1478 году, после чего дворец стал использовался как административный, образовательный и художественный центр Османской империи в течение последующих четырех 4 столетий. Дворец Топкапы окружили парком Гюльхане , скрывающим его от городских структур. Общая площадь дворца Топкапы невелика - всего 30 гектар. На этой территории последовательно расположили четыре двора Топкапы, защищенные крепостными стенами. В середине 19-го века династия султанов переезжает в более современный дворец Долмабахче . тарый дворец Топкапы теряет свои функции и 3 апреля 1924 года и превращается в первый музей Республики Турция. Коллекция из 300 000 предметов музея имеет уникальные культурные ценности, здесь представлены изделия из фарфора, серебра и золота, портреты, оружие, украшения и подарки, а также имперская сокровищница.

Первый двор во Дворце Топкапы

Баб-и-Хумаюн - главные монументальные ворота в бывший дворец Топкапы в Стамбуле. Сейчас вход свободный, но по расписанию. Слева расположена церковь Святой Ирины (прообраз собора Святой Софии). Площадь Алая, расположенная в первом дворе, является самой крупной во дворце и окружена внешними служебными зданиями, в прошлом - пекарней, мастерскими, больницей и др. На площади Алая проходили все церемоний, например, возвращение султана из военного похода. Церковь Святой Ирины была преобразовано под хранилище оружия и военный музей. Также справа в первом дворе располагаются кассы, где продаются входные билеты во дворец Топкапы.

Второй двор во Дворце Топкапы

Ворота Приветствий (Babüsselam) - это вторая монументальная дверь, ведущая во дворец Топкапы. В настоящий момент войти в нее можно только по входному билету или карте МузейПасс. Внутренняя часть двора (Диван сквер) на протяжении многих столетий выполнял роль церемониального центра в жизни восточной империи. Государственные решения принимались в специальном здании - Диван-Хюмаюн. Рядом возвышается Башня Справедливости. Внимание стоит уделить и выставке оружия. Наконец, в этом дворе находится вход в такое важное сооружение, как гарем, с собственным ларьком-кассой (обязательно возьмите с собой аудиогид на русском языке).

Третий двор во Дворце Топкапы

В третий двор дворца вели Ворота Счастья (Babüssaade). За ними располагался внутренний двор, личная территория султана во дворце Топкапы. Здесь были личная мечеть Агалар, Ахмед-библиотека и сокровищница империи. Вход сюда был строго ограничен, однако, особо важные персоны и гости удостаивались чести быть принятыми в зале аудиенций. Кроме того, во дворе была собственная обсерватория и школа для обучения знати. В наши дни здесь расположены самые интересные музейные экспозиции. Опытные туристы сразу проходят в третий двор утром, что бы избежать утомительных часовых очередей.

Запасники музея - самые интересные экспозиции. Привлекают внимание алмаз Кашикчи, невероятно большого размера; шкатулка, наполненная до краев крупными изумрудами; кинжал Топкапы, не имеющий цены от количества драгоценных камней; различные ордена и украшения султанов; подлинный трон султана Сулеймана Кануни. Качественное фото сделать сложно из-за быстрого движения и грозных окриков служителей музея. Однако мы нашли для вас любопытные фотоснимки.

Фото вещей султанов (артефакты) в Дворце Топкапы в Стамбуле

Четвертый двор во Дворце Топкапы

Четвертый двор дворца являлся местом сосредоточения зон отдыха и прогулок султана. С каждой их трех сторон открывались живописные виды на Мраморное море, Босфор и Халич . На территории находились небольшие приватные зеленые рекреации - Фиговый сад и Сад Слонов. Кроме того, отсюда можно было выйти в парк Гюльхане (в районе колонны Готов). Четвертый двор украшали два мраморных Фонтана. Но настоящее украшение это павильоны, в которых правитель империи мог отдохнуть со своей свитой, не боясь быть увиденным. До сих пор поражает строгая красота чайного киоска. Проголодавшиеся посетители могут пообедать в небольшом ресторане с чудным видом на Мраморное море и проплывающие по нему корабли.

Как добраться во Дворец Топкапы

Музей Дворец Топкапы в Стамбуле , купите билет стоимостью 40TL турецких лир . Если вы хотите посетить Гарем, то придется раскошелиться еще на 25TL. Вход в собор расположен в границах округа Фатих, на историческом полуострове турецкого мегаполиса. Вы можете воспользоваться линиями метро, трамвая и Мармарая, чтобы добраться до музея из любой точки города. Выйдя на остановке Султанахмет трамвая Т1, следуйте до музея Святой Софии, огибая его справа, пройдите до первых, Императорских ворот. Для тех, кто пользуется Мармараем, чтобы приехать в музей из азиатской части города, следует выйти на остановке вокзал Сиркеджи и следовать к выходу Cağaloğlu-Vilayet. Далее, сядьте на трамвай Т1 . Если вы приезжаете на личном транспорте, оставьте его на многочисленных стоянках в районе Султанахмет или прямо перед первыми воротами во дворец.

Стоимость входа во Дворец Топкапы?

Для входа в музей Дворец Топкапы в Стамбуле , купите билет стоимостью 40TL турецких лир . Если вы хотите посетить Гарем, то придется раскошелиться еще на 25TL. Вход в собор святой Ирины стоит еще 20TL. Другими словами, совокупные затраты на одного человека улетают за 1000 рублей. Билеты можно приобрести наличными, если вы хотите с помощью кредитной карты. Дети в возрасте до 18 лет, взрослые старше 65 лет и инвалиды могут бесплатно посещать музей дворец Топкапы. Вы можете найти подробную информацию о том, кто может посетить музей бесплатно на официальном сайте музея. Если вы не хотите тратить время в стоянии в очередь (иногда до 30-40минут), особенно в праздничные и выходные дни, приобретите карту MuseumPass , что дает право на бесплатный вход в музей и другие специальные скидки. Однако карта не работает для входа в Гарем!

Фото ряда сооружений в Дворце Топкапы в Стамбуле


Самый красивый и грозный турецкий дворец Топкапы, находится в столице государства – Стамбуле. В переводе, его название означает «Пушечные ворота». А пошло такое название из-за традиции давать почетный пушечный залп при каждом въезде и выезде султана через его ворота. Главный турецкий дворец имеет множество популярных в народе названий: «Дворец Султана Сулеймана», «Дворец Хюррем Султан», «Дворец слез», «Дворец плача». С давних пор, эта султанская резиденция была местом управления большей частью мира. Двадцать пять султанов Турции, проживая здесь, держали в своих руках бразды правления гигантской Османской империей.

Дворец Топкапы по площади занимает более семисот тысяч квадратных метров, включая внешнюю часть – «бирун», с официальными и общественными зданиями и внутреннюю – «эндерун», с частными султанскими покоями. Это настоящий город в городе, расположенный в Стамбуле, с четырьмя огромными дворами, несколькими павильонами, мечетями, фонтанами, банями, бассейнами и конюшнями.

«Topkapi Sarayi» стали строить в 1475 году по приказу турецкого султана Мехмеда, который нуждался в рабочей резиденции. Масштабную реконструкцию и перестройку Топкапы начал султан Сулейман, гарем которого находился вне этого дворца, и он скучал без своей любимой Хюррем, желая постоянно пребывать рядом с ней. Дворец Топкапы был окончательно достроен и готов для переселения большой семьи султана в 1540 году.

Главная резиденция Османской империи Турции поражает своими роскошными внутренними интерьерами и внешней красотой. Это величественное комплексное сооружение имеет многочисленные хамамы, кухни, комнаты для прислуги, жилые помещения для семьи султана.

Туристов на входе во дворец Топкапы встречают первые парадные ворота «Баб-и-Хумаюн», построенные в 1478 году по приказу султана Мехмеда Второго. Из них попадаешь во «Двор янычаров», где в давние времена находилась стража, осуществляли прием просителей, работала прислуга. В этом дворе находится Церковь Святой Ирины – старейшая в Стамбуле.

Этот храм пережил много испытаний, он несколько раз тут бывали пожары, он терпел разрушения от землетрясений, позже его переделали под мечеть, а потом и под оружейный склад. Во «Дворе янычаров» сегодня разместились «Археологический музей», «Музей Древнего Востока», «Изразцовый павильон» - самое старинное общественное здание Стамбула.

Через ворота «Баб-и-Селям» вы попадаете во второй двор, где размещается «Фонтан Палача». Дело в том, что в давние времена в его водах мыли руки палачи, исполнившие очередной смертный приговор. По османской традиции, чаще всего казнили братьев султана, как нежелательных претендентов на султанский трон, а вершить подобное «правосудие» было принято «Кинжалом Топкапы» - музейным экспонатом, который сегодня находится в дворцовой сокровищнице. Он очень красивый и оформлен драгоценными камнями, в том числе крупными алмазами. В этом самом главном дворе султанского дворца Стамбула стоит Диванная башня, там раньше проходил диван – собрание вельмож, назначенных османским повелителем на важные государственные должности. Тут же, султан общался со своими подданными, встречал посетителей, вел беседы с главным визирем. В этом дворе находится вход в гарем турецкого султана, представляющий из себя запутанный лабиринт комнатушек, чреду красивых гостиных, жилые комнаты евнухов. В главном дворе находится внутренняя сокровищница, представляющая из себя протяженный зал, увенчанный восемью куполами. В Сокровищнице находится богатейшая коллекция доспехов, холодного оружия. Тут посетители могут увидеть золотые и серебряные изделия, драгоценные камни, красивые четки, шкатулки. А в бывших помещениях кухни разместилась широкая коллекция столового фарфора из Китая и изящной серебряной посуды.

Огромную часть дворцового комплекса занял гарем султана – «Харем-и Хумайун». В переводе с арабского «гарем», значит «запретный». И это на самом деле так, потому что входить на территорию гарема посторонним было запрещено под угрозой смерти. На сегодняшний день гарем дворца Топкапы признан «Историческим памятником Турции» и взят под охрану ЮНЕСКО. Но туристы могут попасть сюда с экскурсией, правда, они имеют возможность ознакомиться только с его первым этажом, где проживали привилегированные женщины султана, а его многочисленные наложницы были размещены на этажах выше. Комнаты гарема великолепны в своем интерьере: стены, украшенные лучшими зодчими того времени, сверкают позолоченными надписями, исполненными витиеватой арабской вязью. Ни одна комната гарема не походит на другую, каждую из них украшает оригинальная мозаика.

Через ворота «Баб-у-Саадет» попадаешь в личные покои турецкого султана. Там располагается величественный «Тронный зал», возведенный при султане Селиме I. За этим залом сокрыта «Библиотеки Ахмеда III».

В самом дальнем углу третьего двора стоит «Павильон Святой мантии», в нем хранят исламские реликвии, которые султан Селим I привез в 1517 году из своего , а также из Мекки. Это бесценные для мусульман реликвии: зуб, волос, отпечаток стопы, мантия пророка Мухаммеда. Тут же и личные вещи первых султанов.

В четвертом дворе находятся замечательные парки, бассейны, павильоны, беседки. Здесь можно полюбоваться чудными видами на бухту Золотой Рог и пролив Босфор.

Что касается хамамов дворца Топкапы, то стоит сказать, что при султане Сулеймане здесь возвели самый крупный «Хамам Хюррем», но сейчас это не только исторический и архитектурный памятник, потому как его недавно отреставрировали и открыли, как действующий хамам, где желающие могут пройти классические СПА-процедуры.

При дворце Топкапы находится мечеть и гробница турецкого султана Сулеймана Великолепного и его любимой жены Хюррем Султан – бывшей славянской девушки-рабыни Роксоланы, возвысившейся благодаря своему уму, ловкости, а иногда коварству и хитрости. Эта красивая мечеть с четырьмя минаретами, является самой крупной в Стамбуле. В ее дворе находится кладбище.

Дворец Топкапы являлся резиденцией семьи султанов Турции до середины девятнадцатого века, пока в 1854 году при султане Абдул Меджиде не было принято решение о переселении в более современный Дворец Долмабахче, так как «Дворец слез» уже не соответствовал требованиям по проведению официальных мероприятий. А в 1924 году по приказу турецкого правителя Мустафы Кемаля Ататюрка, дворец Топкапы стал музеем, открытым для посещения всеми желающими.

Время работы Дворца Топкапы. Посетить Дворец Топкапы можно каждый день, кроме выходного дня – вторника. В период с шестнадцатого апреля до тридцать первого октября - с девяти утра до семи вечера; с первого ноября по пятнадцатое апреля – с девяти утра до пяти вечера. Цены билета – сорок турецких лир, что около шестьсот двадцати российских рублей. Вход в гарем Топкапы оплачивается отдельно – двадцать пять турецких лир или триста восемьдесят шесть рублей.

В Стамуле (Topkapi Sarayi) одна из главных достопримечательностей города. В течении 400 лет дворец Топкапы был главной резиденцией султанов. Из него правили страной 25 султанов Османской империи.

В одном из дворов дворца Топкапы

Немного истории

Был построен после завоевания Константинополя в 1475-1478 годах по приказу султана Мехмеда Второго (Завоевателя). Сперва во дворце жил сам султан, здесь же проводились официальные заседания и собрания, приемы, а в середине 16 века по просьбе Роксоланы султан Сулейман I построил во дворце Гарем, где поселились женщины и дети.

Как добраться

Дворец Топкапы в Стамбуле расположен в центре старого города в районе Султанахмет.

  • Проезд на трамвае Т1 до остановки Gulhane и пройти немного вверх, как бы возвращаясь назад. Кстати, рядом находится прекрасный . Или же выйти на остановке Sultanahmet и пройти вниз мимо Святой Софии.
  • Если вы едете с азиатской стороны Стамбула, то удобно воспользоваться Мармарай и выйти на станции Sirkeci

Дворец Топкапы часы работы

Часы работы дворца Топкапы: